Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Сочетание вербальной и невербальной коммуникации и как условие эффективности коммуникации

Содержание:

Введение

Коммуникативный процесс представляет собой необходимую предпосылку становления, развития и функционирования всех социальных систем, потому что именно он обеспечивает связь между людьми и их общностями, делает возможной связь между поколениями, накопление и передачу социального опыта, его обогащение, организацию совместной деятельности. Коммуникация – явление универсальное, ее содержание и формы попадают в поле зрения многих наук. Все большая востребованность коммуникативных знаний и навыков, которую ощутила, как отечественная наука, так и общество в целом, обусловила «коммуникативный бум», привела к тому, что о проблемах коммуникации сегодня говорят и пишут представители разных дисциплин, а сам термин «коммуникация» уже прочно вошел в понятийный аппарат социально-гуманитарного знания.

Междисциплинарный характер предмета исследования – социальных коммуникаций – диктует с одной стороны необходимость интеграции психологии со многими другими отраслями знаниями (социологией, семиотикой, информатикой, лингвистикой, менеджментом), а с другой – необходимость дифференциации психологии социальных коммуникаций и выделение именно психологических аспектов обсуждаемого феномена.

Актуальность:

Данная тема актуальна, так как люди продолжают пользоваться личным общением, хоть и не так часто, и на подсознательном уровне употребляют как вербальную коммуникацию, так и невербальные средства коммуникации. Поэтому общение является довольно серьёзной и актуальной проблемой на сегодняшний день, потому что это совершенно необходимое условие бытия людей, без него невозможно полноценное формирование у человека ни одной психической функции или психического процесса, ни одного блока психических свойств, личности в целом. Общение — это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Общение включает в себя обмен информацией между ее участниками, который может быть охарактеризован в качестве коммуникативной стороны общения. Вторая сторона общения - взаимодействие общающихся - обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками. И, наконец, третья сторона общения предполагает восприятие общающимися друг друга. И как психологам, так и обычным людям нужно понимать о чем говорит и какой смысл хочет донести до нас пациент, собеседник, коллега и т.д.

Целью данной курсовой работы является изучение на основе различных источников работы вербальной и невербальной коммуникации и их сравнительная характеристика. Исходя из цели исследования, были поставлены следующие задачи:

- раскрыть понятие и сущность вербальной коммуникации;

- дать характеристику средств вербальной коммуникации;

- рассмотреть понятие и сущность невербальной коммуникации;

- сделать обзор видов невербальной коммуникации;

- выявить особенности вербальной коммуникации;

- проанализировать особенности невербальной коммуникации.

Объектом исследования являются процесс коммуникации.

Предметом исследования является сочетание вербальной и невербальной коммуникации.

1. Вербальная коммуникация

1.1 Коммуникация

В переводе с латыни коммуникация (communication) означает «делать общим, связывать, общаться».

В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля (1881) слово «коммуникация» писалось с одним «м» и толковалось как «пути, дороги, средства связи мест». Именно в этом смысле Н.В. Гоголь писал: «Невский проспект есть всеобщая коммуникация Петербурга». До революции иных значений за термином «коммуникация» не числилось (с начала XX в. его стали писать с двумя буквами «м»). Современный «Большой энциклопедический словарь» (1997) указывает три значения:

1) путь сообщения, связь одного места с другим;

2) общение, передача информации от человека к человеку, осуществляющаяся главным образом при помощи языка.

3) сигнальные способы связи у животных.

Термин «коммуникация» используется многими общественными, биологическими, техническими науками, и чаще всего имеется в виду элементарная схема коммуникации, приведенная на рисунке 1. (А.В. Соколов, 2001).

Рисунок 1 (Элементарная схема коммуникации)

Элементарная схема показывает, что коммуникация предполагает наличие не менее трех участников: передающий субъект (коммуникатор) – передаваемый объект (сообщение) – принимающий субъект (реципиент). Коммуникация – это разновидность взаимодействия между субъектами, опосредованного некоторым объектом. А.В. Соколов для ограничения коммуникации от других процессов выделяет ее следующие отличительные признаки:

– в качестве участников коммуникации выступают два субъекта, которыми могут быть отдельный человек или группа людей, вплоть до общества в целом, а также животные (зоокоммуникация). Согласно этому признаку, из понятия коммуникации исключается взаимодействие неодушевленных объектов: так, взаимосвязи Солнца и Земли не есть коммуникационный процесс;

– обязательно наличие передаваемого объекта, который может иметь материальную форму (книга, речь, жест, милостыня, подарок и т.д.) или не иметь ее. Например, коммуникатор может неосознанно воздействовать на реципиента, внушая ему доверие, симпатию, антипатию, любовь;

– коммуникации свойственна целесообразность, или функциональность, поэтому бред – не коммуникационный акт[1].

1.2 Определения коммуникации в различных источниках

В психологической литературе достаточно часто не учитываются технические и биологические аспекты коммуникации. Поэтому происходит практически полное отождествление понятий «коммуникация» и «социальная коммуникация», которая в полной мере наблюдается в следующих определениях, встречающихся в литературе:

Коммуникация – это передача того или иного содержания от одного сознания (индивидуального или коллективного) к другому посредством знаков (Философский энциклопедический словарь).

Коммуникация – смысловой аспект социального взаимодействия (Психология. Словарь. А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский).

Коммуникация – в широком смысле социальное объединение индивидов с помощью языка и знаков, установление общезначимых наборов правил для различной целенаправленной деятельности (К. Черри).

Коммуникация – механизм, посредством которого обеспечивается существование и развитие человеческих отношений, включающий в себя все мыслительные символы, средства их передачи в пространстве и сохранения во времени (Ч.Кули).

Коммуникация – это прежде всего способ деятельности, который облегчает взаимное приспособление поведения людей Коммуникация – это такой обмен, который обеспечивает кооперативную взаимопомощь, делая возможной координацию действий большой сложности (Т. Шибутани).

Коммуникация – это акт отправления информации от мозга одного человека к мозгу другого человека (П. Смит, К Бэрри, А. Пулфорд).

Коммуникация – это обмен информацией (интеллектуальным и эмоциональным содержанием) с целью понимания (М.Т. Громкова).

Коммуникация – специфический обмен информацией, процесс передачи эмоционального и интеллектуального содержания (А.Б. Зверинцев, А.П. Панфилова).

Коммуникация – это социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации как в межличностном, так и в массовом общении по разным каналам при помощи различных вербальных и невербальных коммуникативных средств (Т.Г. Грушевицкая, В.Д. Попков, А.П. Садохин).

Коммуникация – это специфически культурная форма общения, обмен информацией между людьми посредством знаков и символов, при котором информация передается целенаправленно, принимается избирательно, а взаимодействие осуществляется в соответствии с определенными правилами и нормами (Э.В. Соколов).

Таким образом, во всех вышеприведенных случаях происходит прямое отождествление понятий «коммуникация» и «социальная коммуникация» некорректное с точки зрения терминологической строгости, но отчасти допустимое в контексте социальных и социально-психологических исследований.

​​​​​​​1.3 Коммуникация и общение

При изучении процессов общения зарубежные исследователи стали использовать понятие «коммуникация». Этот термин позднее был принят и отечественными учеными. И это несмотря на то, что «общение» – понятие, давно и прочно утвердившееся в научных дисциплинах социально-гуманитарного цикла – философии, общей и социальной психологии, социологии, педагогики и др.

Т.Г. Грушевицкая утверждает, что «общение» и «коммуникация» имеют как общие, так и отличительные признаки. Общими являются соотнесенность с процессами обмена и передачи информации и связь с языком как средством передачи информации. Отличительные признаки обусловлены различием в объеме содержания этих понятий. [2]

Рассмотрим имеющиеся в литературе подходы к проблеме соотношения понятий «коммуникация» и «общение».

Первый подход состоит в выявлении базовой категории.

Существует точка зрения, что базовой категорией является коммуникация, но существует и противоположная, в которой основной категорией считается общение.

Л.В. Володина, О.К. Карпухина считают, что термин «коммуникация» имеет три значения:[3]

1) средства связи любых объектов материального и духовного мира;

2) общение, передача информации от человека к человеку (межличностная коммуникация);

3) общение и обмен информацией в обществе (социальная коммуникация).

Иначе говоря, коммуникация, помимо общения, включает в себя и средства связи любых объектов материального и духовного мира и соответственно является более общей категорией.

Второй подход связан с разделением понятий «коммуникация» и «общение». Именно такую точку зрения высказывает известный отечественный философ М.С. Каган. Он считает, что коммуникация и общение различаются по крайней мере в двух главных отношениях. Во-первых, «общение имеет практический, материальный и духовный, информационный и практически-духовный характер, тогда как коммуникация является чисто информационным процессом – передачей тех или иных сообщений». Во-вторых, они различаются по характеру самой связи вступающих во взаимодействие систем. Коммуникация есть субъект-объектная связь, где субъект передает некую информацию (знания, идеи, деловые сообщения, фактические сведения, указания и т.д.), а объект выступает в качестве пассивного получателя (приемника) информации, который должен всего-навсего ее принять, понять (правильно декодировать), хорошо усвоить и в соответствии с этим поступать. Коммуникация, по мнению Кагана, является процессом однонаправленным: информация передается только в одну сторону, поэтому в принципе не имеет большого значения, является ли приемником человек, животное или техническое устройство. Общение, напротив, представляет собой субъект-субъектную связь, при которой «нет отправителя и получателя сообщений – есть собеседники, соучастники общего дела». В общении информация циркулирует между партнерами, поскольку они активны, следовательно, процесс общения в отличие от коммуникации носит двунаправленный характер. Коммуникация – монологична, общение – диалогично[4].

Таким образом, если исходить из того, что общение и коммуникация различаются по характеру связи (коммуникация – субъект-объектная, а общение – субъект-субъектная связь), то в этом случае рассматриваемые процессы будут различаться в зависимости от того, кто выступает реципиентом (человек, животное, техническое устройство) и в какой позиции (пассивной или активной) реципиент находится.

​​​​​​​1.4 Общение

Общение определяется в психологии как особая деятельность людей, в процессе которой они обмениваются взглядами, чувствами, строят совместную предметную деятельность.

Г.М. Андреева выделяет три стороны общения:

1) коммуникативную – общение как обмен информацией между общающимися индивидами;

2) интерактивную – общение как взаимодействие между общающимися индивидами;

3) перцептивную – общение как восприятие и познание людьми друг друга и установление на этой основе взаимопонимания. [5]

Потребность в общении – одно из базовых потребностей общественного индивида.

Ученые выделили несколько групп коммуникативных потребностей:

- в другом человеке и взаимоотношениях с ним;

- в принадлежности к социальной общности;

- в сопереживании и сочувствии;

- в заботе, помощи и поддержке со стороны других;

- в оказании помощи, заботы и поддержки другим;

- в установлении деловых связей для осуществления совместной деятельности и сотрудничестве;

- в постоянном обмене опытом, знаниями;

- в оценке со стороны других, в уважении, авторитете;

- в выборке общего с другими людьми понимания и объяснения объективного мира и всего происходящего в нем.

Общение является не только потребностью личности, но и условием, и средством ее удовлетворения.

Можно считать, что общение выступает как форма жизнедеятельности, как способ объединения и развития людей. [6]

​​​​​​​1.5 Понятие вербальная коммуникация

Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, т.е. систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку, во-первых, при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения; во-вторых, речь является самым сильным раздражителем. Б.Ф. Поршневым отмечал: «Человеческие слова способны опрокинуть то, что выработала «первая сигнальная система», – созданные высшей нервной деятельностью условно рефлекторные связи и даже врожденные, наследственные безусловные рефлексы. Она, как буря, может врываться в надежные физиологические функции организма». [7]

Речь – это процесс общения людей посредством языка. Для того чтобы уметь говорить и понимать чужую речь, необходимо знать язык и уметь им пользоваться. В психологии принято разделять «язык» и «речь». Язык – это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл. [8]

Язык един для всех людей, пользующихся им, речь – индивидуальна. В речи выражается психология отдельно взятого человека или общности людей.

Обычно выделяют три основных и ряд частных функций речи. К основным функциям относят:

- коммуникативную или репрезентативную (репрезентация – представление; изображение; образ), которая является доминирующей;

- апеллятивную (апелляция – призыв, обращение, т.е. воздействие), которая грамматически наиболее ярко выражена в звательной форме и повелительном наклонении (Андрей! Иди сюда!);

- экпрессивную (экспрессия – выражение и выразительность).

Среди частных функций выделяют:

- фатическую, осуществляющуюся посредством обмена ритуальными формулами, т.е. затрагивающую преимущественно область речевого этикета (Добрый день. Рад Вас видеть. – Взаимно. Как Ваши дела?);

- метаязыковую, т.е. функцию толкования, когда говорящему или слушающему необходимо проверить, пользуется ли он при общении одним и тем же кодом; таким образом, предметом речи становится сам код (Вы понимаете, что я имею в виду? Уточните, что вы понимаете под словом? ...).[9]

Большинство отечественных психологов рассматривает речь как речевую деятельность (Г.П. Щедровицкий, А.А. Леонтьев, В.В. Рыжов, Г.В. Гусев и др.), выступающую или в виде целостного акта деятельности или в виде речевых действий, включенных в неречевую деятельность. Структура речевой деятельности или речевого действия в принципе совпадает со структурой любого действия, т.е. включает фазы ориентировки, планирования (в форме «внутреннего программирования»), реализации и контроля. Речь может быть активной, конструируемой каждый раз заново, и реактивной, представляющей собой цепочку динамических речевых стереотипов.

Формальная сторона процесса речевого общения может быть охарактеризована на основе типологии речевого поведения (речи), описанной А.А. Холодовичем[10]. Он предложил пять бинарных признаков идентификации речевого акта:

1) средство выражения (звуковое – письменное);

2) коммуникативность (непосредственная (диалог) – опосредованная коммуникативность (через посредника (перевод));

3) ориентированность (переходность (один говорит, другой слушает – взаимность (два собеседника попеременно говорят и слушают));

4) квантификативность (количество слушателей (один – много) и характер воспринимающей стороны). По терминологии А.А. Брудного, в этой связи различают два вида общения: аксиальное и ретиальное (сетевое);

5) контактность (наличие – отсутствие собеседника в поле зрения).

1.6. Лингвистический канал

Слова и предложения всегда содержат множество потенциальных смыслов и могут быть многозначными, многосмысловыми. Слова имеют как денотацию – прямое или явное значение, так и коннотацию – невыраженное, неявное, но подразумеваемое значение.

Чтобы избежать проблемы в понимании у людей, находящихся в процессе коммуникации, должно присутствовать симпрактическое включение как условие понимания (Г. Гибш, М. Форверг). Данный термин означает одинаковую мысленную оценку ситуации собеседниками, в результате чего у них складывается единое ее понимание.

Люди не всегда прямо и непосредственно выражают то, что хотят сказать, прибегая к кодированию, зашифровыванию своих сообщений. Для этого всегда существуют свои социальные причины.

Если говорить о произвольном вкладывании скрытых смыслов со стороны говорящего, то мы выбираем слова и выражения, которые создают или порождают тот контекст, в котором мы хотели бы видеть свои высказывания. В разпоряжении говорящего (пишущего) имеются следующие средства:

- выбор слов и предложений;

- создание новых слов и выражений;

- выбор грамматической формы высказывания;

- выбор последовательности слов, выражений и высказываний;

- расстановка ударений, интонации, тон голоса и т.д. (т.е. средства из паралингвистического арсенала).

Выбор слов и выражений

Высказывания могут характеризовать и самого говорящего. Его пессимистический или оптимистический взгляд на ситуации.

Также, от того, какие выбраны слова, особенно глаголы, может также зависеть причинное объяснение происходящего. Роджер Браун утверждает, что когда используются глаголы, свидетельствующие об активности, напористости, то они побуждают слушателей к диспозиционной атрибуции в отношении действующего лица. То есть использование активного глагола не дает повода для возникновения сомнений (Давид победил Голиафа).

Глаголы описывающие переживания чувств («переживательные»), созерцательность, пассивное восприятие, заставляют приписывать причину не действующему лицу, а стимулу, внешним факторам («Татьяна Ларина влюбилась в Евгения Онегина» стимул – личностные черты Онегина).

Создание новых слов и выражений

Этот прием широко задействован в рекламе и идеологии, преследующие неправильное использование слов и применение «пустых» слов. Последнее отмечал Г. Лебон, говоря, что слова «демократия», «равенство», «братство», хоть и бессмыслены по содержанию, но обладают взрывной силой воздействия на слушателей в определенных ситуациях.

Выбор грамматический форм

Выбор активной или пассивной форм оказывает влияние не только на восприятие причинных отношений, но и приводит к переосмыслению ситуации в отношении того, кто является «главным действующим лицом», т.е. тем индивидом, о ком говорят.

Выбор последовательности слов

Согласно «закону края» (Герман Эббингауз), лучше всего запоминается первая «эффект первичности» и последняя «эффект новизны» информация. Выбор последовательности характеристик человека или описываемых событий способен создать нужный смысл и произвести требуемое впечатление.

    1. Паралингвистический канал

Тон голоса, высота звука, интонации, скорость речи, вокализации и т.д. – все это относится к паралингвистическим средствам коммуникации, несут и передают смысл, но языком не являются. Суть паралингвистического канала – сообщить не о том, что говорится, а как это делается. Паралингвистические средства включают в себя как речевые модификации – высота голоса, ударение, темп, ритм речи, паузы, так и вокальные модуляции – смеющийся, плачущий, стонущий, воющий голос, а также разного рода покашливания, всхлипывания, покряхтывания, стоны и т.д.

Вокализация голоса может нести большую смысловую нагрузку, а иногда и перечеркивать смысл слов.

Анализ паралингвистического сопровождения речи дает не меньше сведений, чем анализ самой речи.

Низкий тон голоса может свидетельствовать о вежливости, скуке, грусти, в то время как высокий – о гневе, злобе, страхе, удивлении, возбуждении и даже о лжи.

Характеризуя интонации, Роджер Браун использует понятие «социальный регистр», которым он обозначает способ выражения сообщений, адресованных определенному типу слушателей. Например, как взрослые люди разговаривают с маленькими детьми. Эти характерные особенности разговора с маленькими детьми, иначе регистр данного типа, присущ всем культурам (в одних он более выражен, в других – менее).

Разговор

Разговор подчиняется определенным правилам, имеет определенный порядок и структуру. Выделяются три типа разговора:

  1. Формализованный – разговор следует строгой, заранее оговоренной регламентации (переговоры, совещания, конференции, симпозиумы).
  2. Полуформализованный – отсутствует предварительно заданная регламентация, но строго соблюдаются некие каноны (светские беседы, официальные приемы).
  3. Неформализованный – также существуют правила, которые регулируют не внешнюю, а внутреннюю, сущностную сторону разговора. Отличие этого типа разговора - большая гибкость, что позволяет беседующим модифицировать, видоизменять в зависимости от ситуации (повседневные разговоры с близкими людьми, знакомыми, случайными собеседниками).

Независимо от типа все разговоры подчинены единой логике, выраженной в последовательности фаз: инициирование (вызывание, завязывание) разговора, сам разговор, его окончание.

Неформализованный разговор характеризуется следующими признаками:

  1. Длительность разговора заранее не оговаривается.
  2. Речь, перебивая друг друга, одновременно ведут оба или несколько собеседников. Правда до тех пор, пока им не становится ясно, что они друг друга не понимают и разговор грозит обернуться бессмыслицей. Поэтому такие всплески обоюдной речевой активности, хотя и типичны, но длятся недолго.
  3. Порядок вступления в разговор каждого участника и время его высказывания строго не фиксируется и меняются по ходу разговора.
  4. В процессе разговора участники используют различные приемы, чтобы взять слово или перейти в позицию слушателя (вопрос, обращенный к собеседнику; пауза).

Размеренный темп речи может служить показателем спокойного состояния собеседника, его уверенности в себе. А торопливая речь является индикатором тревоги, волнения, страха, возбуждения. Темп речи может выступать способом регулирования позиций «говорящий – слушатель».

Разговор между знакомыми людьми, у которых есть общие темы – совместные переживания, воспоминания, проблемы – обычно протекает легко и непринужденно. Люди же, ранее не знакомые между собой, должны попытаться найти какое-то общее основание, чтобы разговор и взаимодействие состоялись.

Помимо общей темы собеседники, каждый для себя, определяют допустимый уровень доверительности, искренности, правдивости.

Кодирование

Умение и стремление зашифровать и расшифровать рослания в большей мере зависят от социального статуса и гендерной принадлежности собеседников. Наблюдается следующая закономерность: чем выше у человека социальный статус, тем меньше у него потребность прибегать к «эзопову языку»,т.е использовать изощренные способы кодирования своих высказываний.

Люди с низким статусом или самооценкой (неуверенные, тревожные) не могут позволить себе такую роскошь, как прямое, открытое суждение. Разного ода социопаты: льстецы, лжецы, подхалимы, авторитарные личности, манипуляторы – используют либо не используют сложное кодирование в зависимости от ситуаций.

Тоже самое действует в случае гендерных различий. Женщины проявляют лучшие способности в кодировании своих сообщений.

Но вне зависимости от статуса или гендерной принадлежности большинство людей используют сложную систему кодирования, если разговор касается таких тем, которые обычно называют неудобными или щекотливыми. Язык, хоть и является только системой знаков реальности, но вследствиеего тесной связи с действительностью он начинает приобретать для человека характер квазиреальности. То есть язык начинает восприниматься не как знак вещи (реальности), а как сама вещь (реальность) (Гибш Г., Форверг М., 1972).

Речевое табу

Табу существует в различных формах на протяжении всей человеческой истории. Темы, подвергавшиеся в разговоре табуляции, в основном касались сакральных вещей и явлений.

Зигмунд Фрейд писал, что табуировать, запрещать имеет смысл лишь такие явления и предметы (темы), к которым люди испытывают трудно преодолимое влечение.

С момента распространения «протестантской этики» (установление капиталистических отношений) стало « не принято» напрямую интересоваться размерами и источниками чужих доходов. В разговоре это желание реализуется не прямолинейно, а посредством различных ухищрений, в том числе и помощью наводящих вопросов.

Ещё одна «табуированная тема», которую не принято обсуждать во всех современных обществах – это сексуальные отношения. Фрейд утверждает, что психика подчиняется универсальным, природным физическим законам, и сила противодействия в ней равна силе действия. Это означает, что чем сильнее бессознательное желание, тем строже действует запрет.

Этот сложный психический паттерн З. Фрейд называет механизмом защиты посредством вытеснения и отрицания.

Помимо тем, как чужие доходы и сексуальные отношения, табуированными являются: внутренний мир, семейные проблемы, состояние здоровья, темы, касающиеся собственного тела, особенно его изъянов и недостатков.

Разговор и гендерные различия

Существуют гендерные различия в выборе предпочтительных тем – традиционно «женские» и традиционно «мужские» темы. Различия эти не очень значительны и касаются обсуждения личностных тем.

Женщины более охотно ведут «исповедальные» разговоры, особенно с близкими людьми, больше говорят о себе, своих делах и проблемах. Для женщин очень важна проблема взаимоотношений с другими людьми, больше всего им нравится говорить обо всем, что касается их самих.

Под влиянием тревоги мужчины в разговорах, как с мужчинами, так и с женщинами, стремятся всячески продемонстрировать, подчеркнуть свою маскулинность. В этих случаях они предпочитают говорить о своей смелости, независимости, самостоятельности, значительности, напористости, решительности, суровости, грозности. Мужчины в разговоре жаждут продемонстрировать весь «джентльменский набор» характеристик, соответствующих гендерно-ролевому стереотипу мужского поведения. И женщины в состоянии социальной напряженности, следуя гендерным стереотипам, обсуждают традиционно «женские» темы и проблемы: жертвенность, взаимоотношения, взаимопонимание и т.д.

Если женщины настроены на сопереживание и ждут его от мужчин, в чем и состоит для них смысл понимания, то мужчины ориентированы на практическое решение проблемы. И вместо сопереживание предлагают собеседнице советы, т.е. рациональные варианты выхода из ситуации. Мужчины же ждут от женщины советов и решений, а получают сочувствие и сопереживание.

Если женщины говорят на языке отношений и близости и понимают именно этот язык, то мужчины говорят на языке статуса и независимости и понимают только его.

Женщины в разговоре в большей мере уделяют внимание паралингвистическим и невербальным средствам коммуникации. Это означает, что для них в определенной мере важнее не то, что говорится, а то, как говорится.

II. Невербальная коммуникация

Как самостоятельное научное направление понятие «невербальная коммуникация» сформировалось сравнительно недавно, в 50-х годах XX века, хотя основы этой науки можно искать и в более ранних работах.

Алан Пиз пишет: «Кажется почти невероятным, что более чем за миллион лет эволюции человека невербальные аспекты коммуникации начали серьезно изучаться только с начала 60-х годов, а обществу стало известно об их существовании только после того, как Дж. Фаст опубликовал свою книгу в 1970 г.».

Невербальный язык был известен и использовался еще с древних времен. Один из ярких примеров – древнегреческий театр масок, в котором внешнему выражению внутренних состояний придавалось большое значение. Актеры по ходу пьесы меняли маски, которые изображали различные застывшие эмоциональные состояния: радость, страх, гнев. Знания о невербальном выражении эмоций описывались в древних трактатах по ораторскому мастерству. Немаловажную роль позы, жесты и мимика играли и в античной скульптуре.

К изучению внешних проявлений внутренних состояний человека обратился Аристотель, посвятив этому свой труд «Физиогномика». Это стало первой попыткой систематизировать знания о внешности человека и ее связи с чертами характера. [11]

В средние века развитием этого направления занимался Ибн Сина, а в эпоху Возрождения – Леонардо да Винчи и И.Скотт, а еще позже – Ф. Бэкон и один из самых заметных физиогномистов XVI-XVIII столетий И.Г. Лафатер. И хотя физиогномику нельзя причислять к системе знаний, которая занимается невербальным поведением как таковым, она оказала существенное влияние на развитие знаний о невербальных проявлениях в поведении человека. Так на рубеже XVIII-XIX веков из физиогномики выделилось первое самостоятельное направление – френология. Создателем его является Ф. Галь, который считал, что «по форме и местонахождению выпуклостей и вдавлений на черепе человека можно определить его характер, наклонности и умственные способности» [12].

Застывшие выражения масок древнегреческого театра, творения древнегреческих скульпторов и художников, работы физиогномистов – это знания о статических невербальных проявлениях [13].

Попытку понять и объяснить динамические аспекты невербального поведения с научной точки зрения предпринял Ч. Дарвин. В конце XIX века Дарвин попытался определить, что же такое невербальное поведение (он называл его «выражением ощущений»). Дарвин, будучи биологом, наблюдал за тем, как ведут себя животные в тех или иных ситуациях, как проявляются их эмоции. Результатом этих наблюдений было выделение неких последовательностей невербальных символов экспрессивного поведения у животных. Но Дарвин пошел дальше и сравнил экспрессивное поведение животных с экспрессивным поведением человека в схожих эмоциональных ситуациях. Оказалось, что оно крайне схоже. Возможно, что этот факт стал одним из доводов для его известной теории о происхождении человека.

В XX столетии изучением невербального поведения стала заниматься в основном психология.

Одно из поворотных открытий психологии в отношении невербального поведения – признание его коммуникативной функции. С.Л. Рубинштейн сформулировал утверждение о том, что выразительные движения не являются простым сопровождением эмоций, как считал Дарвин; они выполняют «определенную актуальную функцию, а именно – функцию общения; они – средство сообщения и воздействия, они – речь, лишенная слова, но исполненная экспрессии» [14].

До середины XX века, и в западной, и в российской психологии культивировался подход к невербальному общению как сопровождению вербального ряда – паралингвистический подход. В его рамках исследователей в основном интересовали такие явления как частотный диапазон речи, громкость голоса, скорость и длительность речи, изменения мелодики, распределение пауз, речевые ошибки, звуковые заполнители пауз. Исследователи данного направления полагали, что невербальное поведение «иллюстрирует» наши слова, помогает лучше донести до собеседника их смысл, т.е. имеет вспомогательное значение по отношению к речевому поведению [15].

В изучении невербального общения долгое время ведущую роль играл лингвоцентрический подход, в рамках которого невербальные средства изучались по образу и подобию человеческой речи, на основе лингвистических критериев.

Пиком лингвоцентрического подхода стала лингвистическая модель, которую в 60-х годах предложил исследователь R.L. Birdwhistell. По его мнению, символические интеракции между людьми включают в себя ограниченный репертуар из 50-60 элементарных движений, жестов и поз тела. Поведение человека, по его словам, складывается из кинем – элементарных единиц движения (как бы букв движения тела) точно так же, как человеческая речь организуется из последовательности слов. Именно Бёрдвистл первым ввел понятие кинесики (знания о невербальных движениях человека в процессе общения), которое продолжает использоваться в психологии.

Физиологически невербальный канал передачи информации может существовать автономно от речевого канала.

Американский исследователь Р. Харрисон внес определенность в статус невербального языка. Результаты его работ показали, что вербальный язык обладает следующими характеристиками – дискретность, произвольность, определенность, в то время как невербальный язык обладает прямо противоположными характеристиками – континуальность, непроизвольность, вероятностное происхождение. Харрисон сделал вывод, что значительная часть невербальных текстов вообще не может быть переведена в код какого-либо языка без существенной потери их смысла для партнеров.

В 40-70-е годы зарождается деятельностный подход, суть которого в том, что невербальная коммуникация представляет собой непосредственный канал передачи личностных смыслов.

Сейчас деятельностный подход преобразовался в направление, которое современные психологи называют личностным подходом, согласно которому невербальное общение выступает формой существования, развития, а также способом целенаправленного формирования личности как индивидуальности и субъекта общения в социуме [16].

    1. Взгляд

Взгляд как средства коммуникации в межличностном общении способен выполнять почти се те функции, которые несет в себе речь. А именно:

  1. Служить источником информации.
  2. Регулировать межличностное взаимодействие.
  3. Служить показателем социальной близости, выражать симпатию или антипатию, приязнь или неприязнь.
  4. Служить индикатором социального статуса или стремления к доминированию.
  5. Способствовать выполнению совместных задач.

Взгляд и информация

Взглядом выражают симпатию, антипатию, внимание и невнимание, доверие и недоверие, сомнение, заботу, радость, торжество и т.д. Поэтому понятно то чувство дискомфорта и даже раздражения, которое мы испытываем, когда разговариваем с человеком, чьи глаза скрыты за солнцезащитными очками. В этом случае мы «не видим», что он думает.

Люди чаще смотрят на тех, кто им нравится. И отводят глаза от тех, кто им неприятен.

Сообщение о частоте взглядов производит неодинаковое впечатление на мужчин и женщин. Когда женщине сообщают, что мужчина смотрит на нее чаще, чем это принято, то ее симпатия к нему не возрастает. У мужчин то же сообщение имеет противоположный эффект, и они проникаются повышенной симпатией к женщине, которая, как они считают, смотрит на них чаще и дольше, чем обычно.

Женщины более часто, чем мужчины используют взгляд как средство межличностного контакта. Женщинам не свойственно назойливое, настырное разглядывание людей. Сами они также предпочитают избегать пристальных взглядов других.

Регуляции процесса коммуникации

Зачастую коммуникационный процесс начинается именно с приглашающего к знакомству или разговору взгляда. Инициировав разговор взглядом, взглядом же мы можем подать сигнал о его завершении. Но протекание самого разговора тоже регулируется взглядами. Глазами мы можем «просить слова» или передавать его собеседнику.

Взаимный открытый взгляд может служить прелюдией к началу разговора. В дальнейшем роль взгляда уменьшается. Собеседники смотрят друг на друга около 60% времени, а взаимный взгляд составляет 30% общего времени взаимодействия. Средняя продолжительность взгляда одного собеседник равна примерно 3 секундам, что в три раза больше длительности взаимного взгляда.

Показатель социальных отношений

Более долгий взаимный взгляд двух людей может свидетельствовать о том, что они находятся в очень близких, интимных отношениях либо о крайней обоюдной враждебности, даже готовности к физическому столкновению.

Интересно протекает визуальный контакт людей, находящихся в состоянии соперничества. Когда их отношения близки к враждебности или уже носят враждебный характер, то соперники достаточно подолгу смотрят друг на друга, и эти взгляды можно интерпретировать как взаимный вызов.

Когда соперничество между людьми не переросло во вражду, тогда соперники избегают долгих взаимных взглядов, чтобы они не воспринимались как враждебные и вызывающие.

Индикатор социального статуса

Сознательно или бессознательно люди могут стремиться подчеркнуть посредством взгляда свой высокий социальный статус и пытаться осуществлять социальный контроль, управлять ситуацией.

Существует несколько определений взгляда, ассоциирующегося с высоким социальным статусом: надменный, высокомерный, повелительный и т.д. Все эти определения, не являются синонимичными, т.к. отражают определенные оттенки взгляда, тем не менее, указывают на то, что человек, обладающий таким взглядом, занимает в группе доминирующее положение. Взгляд, характеризующийся названными признаками, свидетельствует о наличии воли, решительности, независимости, мужества и т.д., т.е. ассоциируются с такими качествами, которые присущи лидеру.

Взгляд демонстрирующий превосходство, может просто выражать желание и стремление индивида занимать лидерские позиции и/или неуверенность в себе. Человек, стремящийся всячески подчеркнуть свой исключительный статус, пытается установить дистанцию между собой и окружающими. Карен Хорни называет такое стремление «невротической защитой» - следствие базальной тревожности и свидетельствует, что человек чувствует себя неуверенно, не знает, как себя вести, испытывает страх.

Инструментальная функция взгляда

Взгляд способен выполнять чисто оперативную функцию в совместной деятельности. Людям, хорошо знающим и понимающим друг друга, достаточно обменяться взглядами, чтобы прийти к одному мнению, принять одно и то же решение или совершить согласованное действие. Роль взгляда возрастает в том случае, когда невозможно использовать другие, вербальные и невербальные, средства коммуникации.

    1. Мимика (выражение лица)

Чальз Дарвин одним из первых обратил внимание на исключительно важную роль мимики, которую он рассматривал как адаптационный механизм, возникший в ходе эволюции. Этот интерес привел ученого к написанию работы «Выражение эмоций у животных и человека».

Кэррол Изард выделяет и описывает 10 базовых эмоций человека, имеющих отчетливое мимическое выражение. Фундаментальными они могут считаться потому, что каждая из них:

  1. Обладает специфическим нервным субстратом – носителем;
  2. Особым образом выражается в мимике;
  3. Переживается человеком (субъектом) как особый психический феномен, отличный от всех остальных.

Ни одного из этих компонентов по отдельности недостаточно для возникновения целостной эмоции. Только наличие всех трех составляющих вместе образует полный эмоциональный процесс.

Такими эмоциями являются: интерес-волнение, радость, удивление, горе-страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина.

Эмоции, когда они переживаются не по отдельности, а комплексно, образуют паттерны аффектов, такие, как тревожность, депрессия, любовь и т.д. Предрасположенность человека к постоянному и частому переживанию одних и тех же эмоциональных комплексов может рассматриваться как характерологическая личностная черта. Другими словами, личность с точки зрения дифференциальной теории эмоций характеризуется склонностью к стабильному переживанию одних и тех же комплексов аффектов.

Для обозначения паттернов движений лицевой мускулатуры, которыми сопровождается переживание каждой эмоции, Пол Экман вводит понятие мимическая программа.

Мимические движения могут быть настолько слабыми, что их невозможно обнаружить посредством простого наблюдения. Такие движения П.Экман называет микровыражениями.

Хоть фундаментальные эмоции считаются врожденными и универсально культурными феноменами, в каждой культуре имеются свои правила выражения эмоций. Как доказал Экман, эмоциональная экспрессия очень сильно зависит от этих правил, и их несоблюдение может иметь более или менее серьезные последствия для нарушителя. Правила предписывают подавлять или маскировать одни эмоции и поощрять выражение других.

Существуют социальные и гендерные предписания относительно переживания и выражения тех или иных эмоций. Так, гендерные правила переживания и экспресии эмоций полностью соответствуют социально-половым стереотипам маскулинности или женственности. Важно различать выражение переживаемых эмоций само по себе, безотносительно окружающих, и экспрессию эмоций как способ передачи сообщений другим людям, когда мимика служит задачами коммуникации.

В прямом и непосредственном значении улыбка является выражением радости. Она отличается от всех других экспрессий тем, что эта эмоциональная реакция осуществляется с помощью только одной лицевой мышцы, для выражения других эмоций требуется действие от трех до пяти мышц. Физические характеристики делают улыбку незаменимым и мощным по психологическому воздействию средством коммуникации.

Экман утверждает, что существуют десятки видом улыбок. Он делит их на два вида: искренние, непосредственные и притворные, фальшивые. П.Экман дает описание 18 различных видов одних только искренних улыбок. Это свидетельствует о том, что улыбка выступает одним из основных невербальных средств коммуникации и что она в первую очередь адресована другим людям.

Не только эмоции предопределяют то или иное выражение лица, ту или иную мимику, но и сама демонстрация мимики, в свою очередь, способна возбудить соответствующие эмоции у человека. Теория обратной мимической зависимости, согласно этой теории, демонстрация определенного выражения лица, соответствующего переживанию той или иной эмоции, производит психологический эффект, что индивид, изобразивший эту мимическую маску, действительно начинает переживать реальную эмоцию.

Контролируемые мимические паттерны – улыбка, взгляд, грусть, удивление, слезы, гнев и т.д. – вполне могут использоваться людьми также для фальсификации эмоций.

    1. Пластика (позы и жесты)

Все многообразие жестов, телодвижений и поз, имеющих коммуникационное значение, можно разделить на эмблемы, иллюстрации и манипуляции.

Эмблемами называют такие жесты и движения тела, которые выступают заменителями фраз, и их можно использовать вместо слов. Они без труда понимаются большинством людей, принадлежавших к данной культурной группе.

Эмблемы используются намеренно, специально, хотя бывают и исключения. Подобно тому, как случаются оговорки в речи, люди иногда допускают промахи и в телодвижениях. В этом случае бессознательное использование жестов-эмблем выдает информацию, которую человек пытался скрыть. Два показателя, что человек «проговорился» телом:

1 – эмблема выполняется не полностью, а фрагментарно;

2 – жест эмблемы выполняется не в привычной позиции.

Телодвижения и жесты, которые непосредственно связаны с речью, называются жестами-иллюстраторами. Свою речь люди иллюстрируют руками, хотя для этого могут использоваться мимика, ноги и все тело.

Число иллюстраций резко снижается, когда человек говорит нерешительно, осторожно, взвешенно, предварительно обдумав сказанное. Кроме культурных особенностей на характер и интенсивность использования иллюстраций влияют личностные особенности человека, его статус и гендерная принадлежность.

Основное различие между жестами-эмблемами и иллюстраторами заключается в том, что эмблемы заменяют слова в тех случаях, когда люди в силу каких-то причин не могут говорить, а иллюстрации сами по себе не имеют смыслового значения, если их рассматривать отдельно от речи и слов.

Манипуляции – разновидность телодвижений, несущих определенную смысловую нагрузку в процессе общения. К ним относят все те движения, которыми отряхивают, массируют, потирают, держат, чешут какую-либо часть тела или совершают иные действия с ней. Манипулирование может быть, как коротким, так и продолжительным, как едва заметным, так и явно выраженным. Манипуляции совершаются бессознательно, пока они не становятся предметом внимания со стороны окружающих. Заметив это, человек начинает осознавать свои действия и на какое-то время удерживает себя от манипулирования.

Манипуляции могут быть как признаком дискомфорта, так и свидетельством спокойного, расслабленного состояния человека.

    1. Прикосновение (тактильный контакт)

Прикосновения являются для нас генетически первым, исходным каналом коммуникации. Еще до того, как ребенок обретет способность к визуальному, аудиальному, речевому, жестикуляционному общению взрослые взаимодействуют с ним лишь посредством тактильного контакта.

Прикосновения или телесный контакт являются биологической потребностью, удовлетворение или неудовлетворение которой оказывает влияние на формирование у человека привязанности и любви.

В обществе прикосновения как средство коммуникации строго регламентированы и являются предметом социальных норма и табу, которые меняются от культуры к культуре.

Прикосновения подразделяются на несколько видов. Существуют прикосновения, обусловленные профессиональной деятельностью (врачи, парикмахеры и т.д.)

Другой вид прикосновения является социально обусловленным и носит ритуальный характер (рукопожатия – европейская культура, поцелуи в плечи – Индия, в лоб и щеки – Европа и Россия).

Третий вид прикосновений носит более интимный характер, личностно окрашенный характер, свидетельствуя о близких отношениях между людьми – о родстве, дружбе, любви, знакомстве, сексуальной связи.

Прикосновения, подобно другим невербальным средствам общения, могут служить источником информации как о собеседниках, так и о самом процессе коммникации.

    1. Сочетание вербальной и невербальной коммуникации

Человеческое общение – это сложнейший процесс социальной коммуникации, имеющий две стороны – вербальную и невербальную. Ведущую роль в этом процессе занимает речевое поведение (вербальная коммуникация). Слово – вот главный сущностный элемент общения. Но ни слово, ни членораздельная речь не может существовать вне двигательной активности человека. В процессе общения сливаются воедино и речь, и жестикуляция [19].

В XXI веке трудно найти такую сферу жизнедеятельности человека, для которой невербальное поведение личности не является значимым. Научиться владеть словом, быть хорошим речевым партнером – это сегодня жизненная необходимость, желание каждого человека

Более 75% времени человек проводит в общении, в постоянном обмене знаниями, мыслями, идеями. Многие даже не подозревают, что значительная часть при этом приходится на неречевые формы общения, включающие смену выражения лица, визуальные контакты, телодвижения и т.п. Зачастую в разговоре бывает важным не столько что сказано, сколько как представлена мысль. Когда мы говорим, всё в нас «рассказывает», передает информацию – лицо, поза, жесты, дыхание и т.д.

Чтобы наше общение было успешным, в современном мире недостаточно просто хорошо знать язык, его грамматику, словарь. Надо научиться:

- пользоваться речью, чтобы суметь заинтересовать собеседника, повлиять на его решения; участвовать в беседе в кругу друзей и выступать в качестве оратора перед большой аудиторией; уметь говорить с теми, кто вам симпатизирует, и с теми, кто агрессивен по отношению к вам и т.д.;

- «владеть своим телом», поскольку доказано, что в течение первых 12 секунд общения при знакомстве на долю невербальных сигналов приходится примерно 92% всего объема принимаемой информации; к тому же, значимость слов в общении, по мнению исследователей, занимающихся проблемами коммуникации, составляет лишь 7%, интонации – 38%, а на жесты и мимику приходится 55%.

Современный человек за день, как подсчитали ученые, произносит более 30 тысяч слов, сопровождая их несловесными действиями. Распознание невербального поведения способствует достижению наивысшей степени взаимопонимания. «Считанная» с голоса, интонации, мимики, поз, жестов информация позволяет понять чувства, настроение, переживания, ожидания, намерения общающихся, а также оценить их морально-личностные качества, социальный статус. И всё благодаря тому, что невербальные компоненты коммуникации способны выразить и корректно интерпретировать душевную энергию человека, симптомы и движения. Но нельзя отвлекаться от ситуации, в которой происходит общение, поскольку любой невербальный знак правильно прочитывается именно в реальном времени и в конкретном акте коммуникации.

Заключение

Была поставлена цель данной курсовой работы - изучение на основе различных источников работы вербальной и невербальной коммуникации и их сравнительная характеристика. Исходя из цели исследования, были поставлены следующие задачи:

- раскрыть понятие и сущность вербальной коммуникации;

- дать характеристику средств вербальной коммуникации;

- рассмотреть понятие и сущность невербальной коммуникации;

- сделать обзор видов невербальной коммуникации;

- выявить особенности вербальной коммуникации;

- проанализировать особенности невербальной коммуникации.

Цель и задачи были успешно выполнены и полностью раскрыты определения коммуникации, вербальной и невербальной коммуникации, а также их виды и средства.

В заключение необходимо отметить, что изучение взаимодействия вербальных и невербальных средств коммуникации ведется довольно давно, но, к сожалению, в большинстве случаев малоэффективно. Исследование данной области перспективно и представляет большой интерес.

Таким образом, можно сделать вывод, что как вербальная так и невербальная коммуникация играет очень важную и неоспоримую роль в коммуникативном процессе.

Используемые источники

  1. Аминов И.И. Психология делового общения. М., 2005.
  2. Андреева Г.М. Принцип деятельности и исследование общения // Общение и деятельность. Прага, 1981.
  3. Андреева Г.М. Социальная психология.
  4. Аристотель. Поэтика. Риторика. СПб., 2000.
  5. Т.В. Бендас, И.С. Якиманская, А.М. Молокостова, Е.А. Трифонова. Социальная психология: учебник. Оренбург: Оренбургский государственный университет, 2015
  6. Мандель, Б.Р. Психология общения: история и проблематика : учебное пособие для обучающихся в системе среднего профессионального образования. Москва, Берлин: Директ-Медиа, 2018
  7. Лагун А.Е. Невербальное поведение: к методике использования в социологическом исследовании // Социологические исследования. 2004. № 2
  8. Лебон Г. Психология народов и масс. СПб., 1995.
  9. Лейбов Р. Язык рисует Интернет
  10. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972.
  11. Пашина А.Х. Особенности эмоциональной сферы в связи с дефицитом общения. 1991.
  12. Петрова Е.А. Жесты в педагогическом общении. М., 1998.
  13. Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. М., 1982.
  14. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. М., 1984.
  15. Поваляева М.А., Рутер О.А. Невербальные средства общения. Ростов н/Д., 2004.
  16. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М., 1990.
  17. Семечкин, Н.И. Социальная психология : учебник- Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2014.
  18. Культура речевого общения : учебное пособие / под общ. ред. А.Г. Антипова ; отв. ред. Э.С. Денисова ; Кемерово : Кемеровский государственный университет, 2014
  19. Пронников В.А., Ладанов И. Язык мимики и жестов – М., 2001.

Эссе

Выбирая из списка эту тему (Сочетание вербальной и невербальной коммуникации и как условие эффективности коммуникации) я и представить не могла на сколько она глубокая. И изучая материалы во время работы я поняла, что мы не задумываясь сообщаем большой объем информации о себе при общении с собеседником, путем невербальной коммуникации. Как было уже сказано в работе, если убрать вербальные каналы общения и оставить лишь невербальные средства коммуникации, то не будет понятно о чем нам пытается сообщить собеседник. Тоже самое и наоборот, если убираем невербальную коммуникацию и оставляем вербальное общение, то в итоге получим сухой текст. А так как мы привыкли «общаться» эмоциями, то от такого сухого вербального общения быстро устанем. . И именно поэтому вербальная и невербальная коммуникация эффективны лишь в своем дуэте