Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Теории происхождения государства (Историческое явление, которое носит название " Государство")

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Для того, чтобы глубоко и всесторонне понять сущность и особенности существующих ныне государств и правовых систем, а также попытаться выявить исторические тенденции их развития в будущем, необходимо, прежде всего, изучить, как эти государства и государственные образования возникают, какой путь они проходят и чем они становятся сейчас. В. И. Ленин был прав, когда писал, что если рассматривать какое угодно общественное явление, включая государство, под углом зрения его возникновения и развития, то в нем, безусловно, окажутся остатки прошлого, основы настоящего и зачатки будущего.

Формирование государства у разных народов шло различными путями. Это обусловило различные точки зрения в объяснении причин возникновения государства и многообразие теорий происхождения государства. Вопросам теорий происхождения государства в юридической литературе уделяется большое внимание. О значимости этой проблемы свидетельствуют  многочисленные монографии, учебники, учебные пособия, периодические издания.

Таким образом, актуальность выбранной темы курсовой работы обусловлена тем, что невозможно понять процессы, происходящие в том или ином государстве, если не знать, каким образом оно исторически формировалось. Поэтому , попытаюсь детально рассмотреть основные теории происхождения государства  в тесной связи с изучением общих закономерностей и различий происхождения государства у различных народов.

1. ИСТОРИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ, КОТОРОЕ НОСИТ НАЗВАНИЕ "ГОСУДАРСТВО"

В различные исторические периоды научная мысль пыталась дать свое определение государства, используя в основном те объективные факторы, которые имели место в данный период и отражали особенности того или иного государства. Великими мыслителями и политиками прошлого было сформулировано огромное количество самых разных мнений и понятий.

Великий мыслитель Древней Греции Аристотель, например, определял государство как соединение многих родов и деревень ради лучшей, совершенной жизни. Ученый и философ Демокрит считал государством то, в чем должны быть сосредоточены всеобщее благо и справедливость. Знаменитый римский оратор и государственный деятель Цицерон рассматривал государство как дело, "достойное народа", то есть "соединение многих людей, связанных между собою согласием в вопросах права общностью интересов". В эпоху Возрождение Н.Макиавелли видел в государстве политическое состояние общества, направленное на установление и поддержание отношений между властвующими и подвластными, наличие органов юстиции и законов, а также тем или иным образом организованной политической власти. Е.Н. Трубецкой считал, что государство есть союз людей, властвующий самостоятельно и исключительно в пределах определенной территории. Большинство мыслителей прошлого рассматривали государство с социологической точки зрения. [3]

Мыслители, предлагавшие объяснение этому процессу, жили в разные исторические эпохи, и, разумеется, использовали разный объем накопленных человечеством знаний. Объясняя процесс возникновения государства, ученые чаще всего брали для иллюстрации своих идей известные им регионы земли. Зачастую мыслители, восхищенные достижениями других наук, пытались эти результаты применить к наукам общественным и, в частности, основываясь на тех или иных достижениях, по-новому взглянуть на процесс происхождения государства. То есть, на процесс происхождения государственности  влияли многие факторы: социально-экономические, военно-политические, природно-климатические, информационно-управленческие, нравственно-религиозные, национально-исторические, духовно-культурные, экологические, психологические и т.п.

Процесс возникновения государства у разных племен и народностей протекал в самых различных формах. В частности, современная теория государства выделяет государства, возникшие на основе «азиатского способа производства» в виде восточных деспотий, рабовладельческие государства античного мира, феодальные государства, возникшие непосредственно из родового строя .

Большинство ученых исходят из того, что нельзя связывать возникновение государства только с каким-то одним фактором, а именно комплекс факторов, объективные процессы, происходившие в обществе, обусловили появление государственной организации. Зачастую, вместо того, чтобы определить, что такое ГОСУДАРСТВО, пытаются описывать, каким оно должно быть. Конечно, для каждого человека определение государства состоит в тех аспектах, которые бы он хотел видеть и проживать... согласно того правопорядка, согласно тех законов, которые он "примеряет" лично на себя. Методологическая задача при определении понятия государства состоит в том, чтобы дать признаки того исторического явления, которое носит название "государство".[3 ]

Все названные вопросы требуют дальнейшего рассмотрения и изучения, что является целью данной работы, в задачи которой входит систематизация, накопление и закрепление знаний о теориях происхождения государства.

2. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПРОИСХОЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВА

По мере углубления социального расслоения населения механизм государства все более оказывался в обладании верхов общества, ставящих его на службу в первую очередь своим интересам. Позднее возникают связи между родовыми общинами, которые объединяются в племена. Племя уже отличается не только языком, культурой, религией, обрядами, но, переходя к оседлости, приобретает свою постоянную территорию, имя. Одновременно начинается и процесс постепенного разложения, кризиса родоплеменной организации. В общество приходит государство.

2.1. Общие закономерности возникновения государства 

Государственность приходит на смену родоплеменному строю, когда первобытное равенство и историческая первичная общественная форма собственности изживают себя и общество разделяется. Постепенно первобытные коллективистские производственные отношения стали видоизменяться и разрушаться. Три крупных общественных разделения труда (выделение скотоводства, отделение ремесла от земледелия, обособление слоя людей, занятых в сфере обмена - торговли), а также постепенное совершенствование орудий труда и накопление опыта привели к такому росту производительности труда, когда начал создаваться значительный прибавочный продукт. С этого времени появилась объективная возможность обеспечить содержание большой группы людей, специализирующейся на выполнении каких-либо общественно значимых функций, группы, которая непосредственного участия в материальном производстве уже не принимает.

В результате общественного разделения труда изменилась и хозяйственная жизнь родовой общины (привлечение военнопленных в качестве рабочей силы с целью извлечения прибавочного продукта). Женский род заменяется мужским (патриархат), где родство признаётся по отцовской, а не по материнской линии. На смену групповому браку приходит парный брак. Интересы патриархальных семей уже не полностью совпадают с интересами рода. С появлением семьи началось разложение родовой общины. Возникла крестьянская община. Наличие избыточного продукта позволило сосредоточить некоторым семьям, орудия труда, запасы товаров, стать владельцами обособленных участков земли и рабской силы, захваченной в результате войн. Развивалась социальная неоднородность общества. Имущественное неравенство послужило причиной расслоения общества и появления групп людей, которые «специализировались» на выполнении общих дел (контролеры, казначеи и др.).[ 4]

Иной становится организация власти. Вместо собрания членов рода все чаще проводились только собрания мужчин. Постепенно осознавалась важность хорошего управления, руководства. Произошло разделение функций власти на светскую, военную и религиозную. Появляется своеобразная бюрократия, которая осуществляет руководство обществом уже не только в его общих интересах, но и в собственных, групповых, классовых интересах. Потребовалась качественно новая организация, способная сохранять и обеспечивать жизнь общества как целого организма. Возникла необходимость в публичной власти с особыми отрядами людей, которые занимаются только управлением и осуществляют организованное принуждение. Такой организацией и стало государство.

Следует учесть, что родовая организация эволюционировала в государство постепенно, проходя определённые переходные стадии, когда органы самоуправления ещё сохраняются, но уже появляются новые догосударственные структуры. Многие современные исследователи, говоря о возникновении государства, выделяет своеобразный предгосударственный период - протогосударство, который рассматривается в качестве переходного от родоплеменной организации к государству.[5] Еще Ф. Энгельс говорил о таком предгосударственном периоде, как военная демократия, для которого характерны военная организация племен, систематическое ведение грабительских войн, усиление в результате этих войн власти военного вождя и подчиненных ему военачальников, зарождение наследственной королевской власти и наследственной знати.[6]

Другие же полагают, что государству непосредственно предшествовала не военная демократия, а так называемое вождество , которое пришло на смену военной демократии и отличается от нее. [7] Черты отличия:

1) при вождестве вождь, опираясь на зачаточные органы власти, организует экономическую, распределительную, судебную и религиозную деятельность общества. В отличие от военной демократии, здесь народ отстраняется от непосредственного управления;

2) военная демократия - это горизонтальная политическая структура. В ней существует три не подчиненных друг другу органа управления - предводитель, совет старейшин, народное собрание. В вождествах же отчетливо просматривается иерархия поселений, их централизация;

3) в вождествах гораздо сильнее развита внутренняя структура власти и становится отчетливо видимым расслоение аристократии на управленческую, военную и жреческую;

4) в вождествах просматривается тенденция к сакрализации (освящению, обожествлению) персоны верховного правителя, тогда как при военной демократии выражение несогласия с его решениями, действиями могло быть.

Так или иначе, но между первобытнообщинным строем и государством лежит переходный период, для которого характерно сочетание элементов родоплеменной организации и государства. Этот период и есть протогосударство.

Переход  от первобытно-общинного строя к государству сопровождался также образованием территориальной общины и развитием центров племенной жизни - укрепленных городов. Состав территориальной общины определялся уже не родственными отношениями, а расселением в одной местности, соседством. С этого момента территория стала важным фактором в процессе формирования государственности.

2.2. Особенности происхождения государств у разных народов

Итак, государство может возникнуть только тогда, когда общество достигло определенного уровня экономического развития, который позволяет содержать государственный аппарат. Государства возникают в эпоху бронзы на востоке, а в Южной Европе - позднее, в эпоху железа. 

Развитие первобытного общества во всех регионах мира первоначально проходило примерно одинаково. Однако на стадии перехода к государству пути различных первобытных обществ разошлись. Разложение первобытного общества с его родовой организацией и становление государственной власти в различных исторических условиях имели свои специфические особенности. Формирование государства - длительный процесс, который у различных народов мира шел разными путями [8].

Западный или Восточный путь развития в решающей степени зависит от того, произошло ли разложение сельской общины или она сохранилась, что в свою очередь определялось теми конкретными условиями, в которых находилось общественное производство. Так, необходимость ирригационных работ обусловливала сохранение общин и общественных форм собственности на землю. Это в конечном итоге приводило к фактическому появлению единой государственной собственности, и возникало восточное (азиатское) государство. Разложение же общин определялось возможностью успешной обработки земли одной семьей и влекло появление частной собственности. Возникало западное (рабовладельческое или феодальное) государство.[9]

Итак, для Восточного пути происхождения государства характерны: общественная форма собственности, существенный рост производительности труда, оседание накопленных богатств в руках родоплеменной знати, быстрый рост населения, его концентрация, появление городов, становящихся административными, религиозными и культурными центрами. И хотя интересы верховного вождя и его окружения, как и ранее, в основном совпадают с интересами всего общества, однако постепенно появляется социальное неравенство, приводящее ко все большему расхождению интересов управляющих и управляемых.[10]

Западный путь происхождения государства присущ странам, где явно доминировала частная собственность, которая устанавливала равенство собственников. Этот путь включает в себя различные формы возникновения отдельных государств. Афины - это пример классической формы возникновения государства, поскольку государство появилось непосредственно из классовых противоположностей, развивающихся внутри родового строя. Реформы Солона (594 до н.э.) и Клисфена (509 до н.э.), привели к окончательному разрушению старого, родового устройства, существовавших форм правления, к территориальному разделению населения и образованию политической власти и государственных учреждений.

Особенности создания Римского государства состояли в том, что этот процесс был ускорен борьбой плебеев с римской родовой знатью - патрициями. Плебеи были лично свободными людьми из населения покоренных территорий, но стояли вне римских родов и не являлись частью римского народа. Владея земельной собственностью, плебеи должны были платить налоги и отбывать военную службу, но были лишены права занимать какие-либо должности, не могли пользоваться и распоряжаться римскими землями. Победа плебеев в  борьбе против привилегий патрициев взорвала старую, родовую организацию и воздвигла государственное устройство, основанное на территориальном делении и имущественных различиях.

Возникновение древнегерманского государства в значительной степени связано с завоеванием германскими племенами обширных чужих территорий - западной части Римской империи. Эти племена, имевшие к тому времени еще родовое устройство, не могли с помощью своих организаций управлять римскими провинциями, поскольку для господства над ними родовая организация не была приспособлена. Понадобился специальный аппарат принуждения и насилия. Верховный военачальник превращался в монарха, а народное достояние - в королевское имущество; органы родового строя были быстро преобразованы в государственные органы.

Имеется немало народов и наций, которые создали свои государства только в XX веке. В силу конкретных исторических причин они либо никогда не имели собственного государства, либо утратили раннюю государственность и долгое время входили в состав других многонациональных государств, испытывали национальные притеснения со стороны господствующей власти основной нации (например, Украина в составе дореволюционной России; например, и в наше время , XXI век: республики ЛНР и ДНР в процессе становления своей государственности и независимости от Украины). Многие из них сумели добиться собственной государственности в XX в. в результате реализации права наций на политическое самоопределение. Эта причина была решающей, ей сопутствовала характерная для возникновения ранних государств социальная неоднородность общества, его противоречивость. Такие государства образовались в процессе ликвидации империй, колоний, суверенизации государственно-подобных образований.

Так, на руинах прежних колониальных империй в Азии, Африке, Латинской Америке, Океании с середины 50-х годов XX в. возникло более 90 новых государств. Их количество в наши дни выросло. При этом образование государства шло или мирным путем - в результате референдума, или в результате вооруженной борьбы  за свою независимость (Зимбабве, Ангола, Вьетнам и др.), или присутствовало и  то и другое. Пополнил ряды новых государств распад СССР. К государствам, образовавшимся в результате развала СССР, относится Украина и другие страны СНГ.

В связи с названными обстоятельствами, условно можно определить  два варианта возникновения государства: первоначальный и производный.

       Первоначальный - когда в первобытном обществе создавались предгосударственные формы и предпосылки, которые приводили к образованию государства.        

         Производный - к возникновению государства приводят события, коренным образом изменяющие прежнее общественное устройство, например, революционные преобразования, в результате которых происходит полный разрыв с прежней государственностью (Франция - 1789, Россия - 1917, Китай - 1947).  Образование нового государства возможно и благодаря организационным изменениям: 1922 г. - СССР и его распад, объединение Танганьика и Занзибара в Танзанию - 1964, объединение  Германии (ГДР и ФРГ) и др.).

         Итак, как бы ни был длителен процесс формирования государства, во всех случаях это объективно закономерный процесс, обусловленный, прежде всего внутренним развитием общества, его различными социально-экономическими, военно-политическими, культурно-историческими, этническими, психологическими, нравственно-религиозными, эколого-географическими и другими обстоятельствами. Возникновение государства у каждого народа имеет свои особенности, характеризуется определенными чертами. При любом подходе к рассмотрению вопроса о происхождении государства можно утверждать о влиянии на этот процесс целой системы факторов, которая могла меняться вместе с изменением доминирующего фактора. В ХХI в. процесс рождения государства у разных народов не завершен (Палестинцы, курды и др.), поэтому теоретическое познание этой области остается актуальным по сей день. 

3. ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА

Существует множество теорий происхождения государства и права. Такой плюрализм научных взглядов обусловлен историческими особенностями развития общества, своеобразием тех или иных регионов мира, идеологическими приверженностями авторов, задачами, которые они ставят перед собой, и другими причинами.

Нельзя исключить и того, что на взгляды авторов теорий очень часто сильно влияли их философские и идеологические пристрастия. В этом случае в строго теоретическую проблему о происхождении государства вносится чисто политический момент. Вопрос о том, почему нужно повиноваться государственной власти, в таком представлении логически связывается с вопросом, каково ее происхождение. В этом -  причины не только множественности, но и неоднозначности произрастающих на данной основе теорий [ 2].

За время существования юридической, философской и политической науки были созданы десятки самых различных теорий и доктрин. Высказаны сотни, если не тысячи самых различных предположений. Сложность проблемы привела к тому, что в государстве начали усматривать божественное установление. Вместе с тем споры о природе государства, о причинах, об истоках и условиях их возникновения продолжаются и в наше время.

В настоящее время имеется несколько теорий происхождения государства, которые различным образом объясняют причины, условия и процесс возникновения и развития данного явления. Отсутствие единства во взглядах ученых на историю становления государства обусловливается рядом объективных и субъективных факторов. Во-первых, процесс становления государства приходится на начальные стадии истории человечества, на которых еще не было письменности и люди не могли зафиксировать этот процесс сколько-нибудь полно и всесторонне в письменных источниках. Дошедшие до наших дней свидетельства об этом этапе истории государства являются отрывочными и не позволяют составить полной и объективной картины о том, в силу каких причин возникло государство и как шел процесс его становления. Лишенные достоверных и полных знаний, ученые вынуждены рассматривать этот процесс умозрительно, выдвигая те или иные гипотетические, предположительные суждения.

На взгляды ученых по вопросу о происхождении государства сильное влияние оказывают уровень развития философии, социальных и правовых наук. В условиях недостаточной развитости этих наук в Древней Греции и Древнем Риме, в период раннего Средневековья, ученые давали весьма наивные объяснения причин возникновения государства, сводя все дело к божественной воле или власти отца большого семейства, переросшего со временем во власть монарха. По мере развития социальных и правовых наук, а также и философии, теоретические построения относительно истории становления государства становились более сложными и более аргументированными. Так же, на позиции авторов теории происхождения государства сказываются их мировоззренческие, философские и идеологические позиции. Теолог Фома Аквинский в силу своих мировоззренческих позиций не видел и не мог видеть влияния материальных объективных причин на процесс становления государства, равно как и материалист Ф. Энгельс при любых условиях не способен разделять позиции сторонников божественного происхождения государства.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что основными причинами  многообразия теорий являются сложность и многогранность не только   процесса происхождения государства и объективно существующих при этом трудностях его адекватного восприятия, но и прежде всего сложность самого понятия государства.

Наиболее известными и распространенными теориями (доктринами) происхождения государства являются следующие :

3.1. Теологическая (божественная) теория.

Наиболее ранняя теория, возникшая из первоначальных религиозно-мифологических представлений о происхождении мира: поскольку мир сотворил Бог, то и государство имеет божественное происхождение). Теория получила наибольшее развитие в XII-XIII вв., церковь от бога получила два меча, один из которых оставила себе, а другой вручила государям как символ проявления божественной власти на земле. Поэтому каждый государь является слугой церкви, только при этом условии он получает власть от «бога» и может управлять государством широко распространилась в средневековье. Наиболее известным представителем данной теории считается ученый-богослов Фома Аквинский (1225 - 1274), труды которого стали своего рода энциклопедией церковной идеологии тех времен, Аврелий Августин (Блаженный - IV-V в.), Современным последователем данного учения является французский философ Жак Мариген (1882 - 1973). [3]

В соответствии с данной теорией, государство – это продукт божественной воли. Поэтому при характеристике государственной власти, она признается вечной и зависимой в основном от религиозных организаций и деятелей. Соответственно каждый обязан подчиняться государю во всем. Социально-экономическое и правовое неравенство людей определяется божественной волей. С этим следует смириться и не создавать преград продолжателю на земле власти Бога. Следовательно, непослушание государственным представителям может быть расценено как непослушание Всевышнему. Придавая государству и государям, представителям и выразителям божественных велений ореол святости, сторонники теологической теории поднимали их статус, способствовали становлению в обществе порядка, согласия и духовности. В теологической теории происхождения государства важная роль отводится церкви и религиозным организациям как посредникам между Богом и государством. Теологическая теория  недооценивает влияние социально-экономических и духовных отношений на государство, что не позволяет понять, как совершенствовать форму государства и совершенствовать государственное устройство.

Достоинства данной теории: способствует укреплению гражданского согласия в обществе, усилению духовности;  препятствует   насилию,   революциям   и   гражданским войнам, переделу власти и собственности.  Недостаток теории в том, что она основана на вере, а не на проверенном научном знании, то есть ненаучна. Теологическую теорию нельзя доказать, как и нельзя прямо опровергнуть.[12]

3.2. Патриархальная теория.

Cторонниками данного учения были Аристотель (383-322 до н.э.) . В Китае эту теорию  развивал Конфуций, в более современную эпоху ее поддерживали Филмер и Н.К. Михайловский. Теория рассматривает государство наилучшей формой правления, призванной обеспечить общее благо всем членам общества. При этом власть монарха предстает как продолжение власти отца (патриарха) большой семьи, распавшейся на мелкие семьи. Соответственно и основная задача монарха видится в том, чтобы заботиться о своих подданных, создавать условия для достижения общего блага и обеспечивать послушание населения действующим в обществе законам. Сторонники  патриархальной теории происхождения государства обосновывают тот факт, что люди – это существа коллективные, которые стремятся к общению, что приводит к появлению семьи. В дальнейшем её развитие и увеличение в результате объединения людей и роста количества семей приводит в итоге к возникновению государства. Таким образом, согласно патриархальной теории, государство – это результат разрастания семьи.

Так как власть патриарха изначально признается как божественное явления, то подданным следует беспрекословно подчиняться государю. При этом сопротивление подобной власти считается недопустимым. Согласно положениям патриархальной теории происхождения государства только отеческая забота монарха может создать необходимые для человека условия и обстоятельства жизни. Как отец в семье, так и руководитель в государстве не выбирается и не смещается подданными, поскольку они являются его детьми

Следует отметить, что аналогия государства с семьей допустима, так как структура современной государства появилась не сразу, а эволюционировала от простейших форм. Они действительно могли быть сопоставимы с первобытной семьей. Помимо этого, патриархальная теория происхождения государства формирует ореол святости, уважения государственности и власти, родства всех в своей стране.

Однако представители теории патриархального происхождения государства  заметно упрощают процесс возникновения государственности. Они фактически экстраполируют понятие «семья» на понятие «государство», а категории «отец», «члены семьи», необоснованно отождествляются с категориями «государь», «подданные».

К тому же, согласно исследованиям историков, семья как социальный институт появилась практически параллельно с возникновением государства в рамках процесса разложения первобытнообщинного строя.

К достоинствам патриархальной теории можно отнести то, что она способствует сплочению общества, уважению, почитанию государственной власти; культивирует дух родства, братства, взаимосвязанности членов общества (как членов семьи). Недостатком теории является прямое отождествление государства и семьи, власти монарха и отца, чему противоречат многие факты: весь народ (несмотря на наличие определенной общности) вряд ли правильно объявлять родственниками;  монарх - представитель публичной власти, отделенной от народа, и его власть имеет иную основу, чем власть отца в семье; власть отца неформальна и непосредственна, власть монарха сильно формализована, сопровождена церемониалом, осуществляется опосредованно, через чиновников, бывает подкреплена законами, хартиями, опирается на аппарат принуждения). Вряд ли можно считать государство прямым продолжением семьи еще и потому, что оба эти института зарождались постепенно и почти в одно и то же время в процессе разложения первобытнообщинного строя.

3.3. Договорная теория

происхождения государства получила широкое распространение у буржуазных идеологов, обосновавших право буржуазии на государственную власть и буржуазную революцию ( Т. Гоббс, Д. Локк, Ж.Ж. Руссо и др.). Согласно этой теории государство возникло в результате договора между людьми. Находясь на начальных стадиях истории человечества, люди не имели государства. Не было и сильной власти, способной защитить человека от произвола других лиц, что приводило к постоянным столкновениям бедных и богатых, сильных и слабых. Для наведения порядка и создания условий, гарантирующих неприкосновенность частной собственности, чести и достоинства каждого человека, люди заключили между собой договор, по которому часть своих естественных прав они добровольно передают государству. Как орган управления делами общества, государство обязуется защищать слабых и бедных, охранять общество от нападений извне, а также обеспечивать соблюдение прав человека. Если государство свои права выполняет ненадлежащим образом, - что, по мнению буржуазных идеологов, и имело место в условиях феодального общества и феодального государства,- то народ имеет право на смену такого государства, в том числе и путем вооруженного восстания. Теория получила активное распространение в XVII–XVIII веках в трудах Гуго Гроция, Ж-Ж Руссо, А.Н. Радищева и др. По их мнению, оно возникает в результате достижения договора между людьми, находившимися до этого в первобытном состоянии.

Государство – это рациональное объединение людей на основе договора между ними. По этому соглашению (договору) люди передают часть своей свободы и власти государству. Изолированные же до происхождения государственности индивиды трансформируются в единый народ. В результате государство и общество приобретают комплекс взаимных прав и обязанностей. В результате у государей и общества формируется система взаимных прав и обязанностей и соответственно – ответственность, которая наступает в случае их невыполнения.

В рамках данной системы прав и обязанностей государство может принимать законы, собирать налоги, задерживать и наказывать преступников и т.п., но в то же время оно обязано защищать свою территорию, права и собственность граждан и т.д. Граждане обязаны соблюдать законы, уплачивать налоги, но они имеют право на защиту своих прав, свободы и собственности, а в случае злоупотребления правителями властью – разорвать договор с ними даже путем их свержения.

С одной стороны, договорная теория стала важным шагом в познании государства, так как преодолевала религиозные представления о происхождении государственности и политической власти. Договорная теория происхождения государства имеет и глубокое демократическое содержание, обосновывая естественное право народа на смену власти плохого правителя вплоть до восстания.

С другой стороны, недостатком договорной теории происхождения государства является идеализированное и абстрактное представление о первобытном обществе, которое якобы на определенном этапе своего существования понимает необходимость выработки соглашения между народом и правителями.

Ни одно государство не возникло только на основе договора между гражданами (подданными) и правителями. Сам по себе общественный договор между всеми членами общества маловероятен в силу различия интересов и слишком большого числа жителей государства, физически неспособных знать и учитывать интересы друг друга. Общество воспринимается одномерно, как единое целое, в то время как в реальной действительности оно разделено на различные группы - классы, сословия, страты, общины, как правило, имеющие разные интересы и зачастую враждебные друг другу. Договорная теория происхождения государства  недооценивает  объективные, (прежде всего, социально-экономических, военно-политических и т.д.) факторы в процессе происхождения государства и преувеличивает значение субъективных обстоятельств.

3.4. Органическая теория.

Представляет государство как некое подобие человеческого организма. Крупнейший представитель этой теории Г.Спенсер утверждал, что государство является общественным организмом, состоящий из отдельных людей. как наш организм состоит из клеток. В эти времена наука восприняла на себе огромное воздействие теории естественного отбора, которая была сформулирована Дарвином.

Согласно взглядам представителей органической теории, государство – это своеобразный организм, между частями которого складываются отношения, аналогичные отношениям между частями живого организма. Государство – это продукт социальной эволюции, которая представляет собой разновидность биологической эволюции. В соответствии с органической теории, являясь видовым представителем биологического организма, государство обладает мозгом (т.е. правителями) и средствами выполнения его решений (т.е. подданными). Аналогично тому, как среди биологических организмов в естественном отборе выживают наиболее приспособленные единицы, так и в социальных организмах в процессе борьбы (естественного отбора) образуются государства, формируются правительства.

Таким образом, по мнению сторонников органической теории, государство фактически идентично биологическому организму.

Полностью отвергать влияние биологических факторов на процесс формирования государственности неправильно, так как люди являются не только социальными, но и биологическими единицами. Достоинствами органической теории является  восприятие государства как единого целого, целостного и взаимосвязанного организма; признание роли конкуренции между государствами в совершенствовании их внутреннего механизма; оригинальность теории.

        К недостаткам органической теории можно отнести: прямое проецирование биологических законов на жизнь общества; сильное влияние дарвинизма; отождествление государства с биологическим организмом, в то время как оно является организмом социальным.

Как и некоторые другие теории происхождения государства, данная теория не совсем полноценна и не может существовать самостоятельно. Но и отказываться совсем не стоит. Следует ее воспринимать как дополнительный немаловажный фактор в происхождении государства.

3.5. Психологическая теория.

К ярким представителям психологической теории происхождения государства следует отнести Петражицкого, Тарда, Фрейда. Сторонники психологической теории происхождения государства связывают его возникновение с особыми чертами психики человека: потребностью людей во власти над другими людьми, желанием подчиняться и подражать. Причины происхождения государства отражаются в определенных способностях, которые человек первобытного строя давал племенным вождям, жрецам, колдунам и др.

Согласно психологической теории магическая сила и психическая энергия этих людей (они делали день удачным, предугадывали развитие событий и т.п.) создавали условия и обстоятельства для зависимости сознания первобытных людей от вышеназванной элитарной прослойки. Власти данной элиты и обеспечивает возникновение власти государственной.

Однако всегда существуют люди, которые не согласны принимать власть, у которых формируются и впоследствии проявляются агрессивные устремления и инстинкты. Для удержания людей с подобными психическими качествами под разумным контролем и появляется государство.

Таким образом, согласно положениям психологической теории, государство нужно как для удовлетворения потребностей большинства людей в подчинении и послушании определенным лицам в обществе, так и для обуздания агрессивных устремлений отдельных индивидов. Следовательно, природа государства имеет психологический фундамент и коренится в закономерностях и принципах человеческого сознания.

По мнению представителей психологической теории, государство – это продукт разрешения психологических проблем между инициативными (активными) индивидами, которые способны и готовы к принятию ответственных решений, и пассивными людьми, которые способны лишь к исполнению принятых решений и послушанию.

Психологические закономерности и принципы, при помощи которых происходит человеческая деятельность, представляют собой важный фактор влияния на все социальные институты. Данный фактор не следует игнорировать. В качестве примера, можно рассмотреть проблему харизмы, для того чтобы убедиться в этом (в переводе с греческого языка, харизма – это божественный дар и милость). По мнению сторонников психологической теории происхождения государства, харизму имеет индивид, наделенный сверхъестественными или особо исключительными способностями и качествами (герои, пророки, руководители и т.п.). Наличие данных качеств и формирует харизматическую личность.

Однако не стоит преувеличивать значение психологических свойств личности (иррациональных начал) в процессе происхождения государства. Психологические факторы не являются решающими причинами. Их следует признать именно лишь как моменты государствостроительства, так как психика людей формируется под воздействием совокупности социальных, экономических, военных, политических и других условий.

3.6. Ирригационная (водная, гидравлическая) теория.

Данная теория возникновения   государства   выдвигалась   многими   мыслителями Древнего Востока (Китая, Месопотамии, Египта), частично К. Марксом ("азиатский способ производства"). Суть ее в том, что государство возникло в целях коллективного ведения земледелия в долинах крупных рек путем эффективного использования их вод - ирригации.

    Крестьяне-индивидуалисты не могли использовать самостоятельно ресурсы крупных рек. Для этого необходима была мобилизация усилий всех людей, живущих вдоль реки. В результате  возникли первые государства - Древний Египет, Древний Китай, Вавилон.   Против теории говорит то, что она не объясняет причину появления государств, расположенных не в долинах рек.[13]

Имея исключительно локальный характер, способная объяснить возникновение государства только в регионах с жарким климатом, эта теория внесла очень большой вклад в науку теории государства и права, послужив основой для разработки на базе новейших данных археологии и этнографии понятия «восточного пути» образования государства, Основным представителем ирригационной (гидравлической) теории происхождения государства является немецкий ученый Виттфогель. Согласно положениям ирригационной теории процесс возникновения государства связан с необходимостью строительства крупных ирригационных сооружений в восточных аграрных обществах. Это сопровождается увеличением количества чиновников и государевых деятелей, которые отвечают за эффективное использование этих сооружений и использующих труд работников.

В этих условиях государство вынуждено разрабатывать и реализовывать жесткую централизованную политику. В результате оно выступает в качестве единственного собственника всех экономических ресурсов и одновременно эксплуататора (работодателя). Государство планирует, управляет, распределяет, учитывает, анализирует и т.д.

Строительство и поддержание процесса функционирования мощных ирригационных систем имели место в регионах появления первичных городов-государств: Египет, Индия, Китай и т.д. Также понятны и взаимосвязи подобных процессов с образованием многочисленного класса чиновников и служб, которые защищали каналы от заиливания и обеспечивали судоходство по ним.

Сторонники гидравлической теории происхождения государства не ставят под сомнение факт влияния географических и климатических факторов на процесс происхождения государств. В отдельных наиболее неблагоприятных для организации сельского хозяйства регионах эти факторы ускорили данный процесс, даже способствовали трансформации режимов конкретных государств в крайние деспотические формы.

Недостатком  ирригационной (гидравлической) теории происхождения государства является излишне категоричное выделение отдельных элементов процесса становления государства как основных и базовых. При этом ирригационные факторы  были свойственны преимущественно лишь отдельным регионам Востока.

Своими выводами представители ирригационной (гидравлической) теории преуменьшают значение социальных, экономических, военно-политических и иных факторов, которые также оказали огромное влияние на процесс происхождения государств. Поэтому, данную теорию можно так же причислить к локальным фундаментальным элементам в происхождении государств.

3.7. Теория насилия

(Е. Дюринг, Л. Гумплович и др.) Несколько иначе объясняет процесс становления государства. Одним из первых ее выдвинул китайский политик Шан Ян в IV в. до н. э. Но главным образом   данную теорию разрабатывали Евгений Дюринг, Людвиг Гумплович, Карл Каутский в XIX веке.  По глубокому убеждению ее сторонников, государство возникло в процессе завоевания одних племен (народов) другими племенами (народами). Борьба племен за свою независимость и приводит к возникновению специального органа, как у слабых племен, так и сильных. Слабые племена видят в государстве одно из основных средств объединения сил, способных противостоять посягательствам других, более сильных племен. Государство необходимо и сильным племенам как орган управления, насилия над побежденными племенами и обеспечения их подчинения законам и установлениям победителей. Теория насилия основывается на известных исторических фактах завоевания одних племен другими. Однако в этой теории остаются нераскрытыми причины, в силу которых одни народы признают возможным и целесообразным покорение других народов с целью их грабежа, возложения обязанности отдавать часть произведенных материальных благ победителю. Согласно данной теории, причинами возникновения государства являются не экономические отношения, божественная воля и общественный договор, а военно-политические факторы – насилие, порабощение одних племен другими.

Для управления завоеванными народами и территориями победившей стороне был необходим аппарат принуждения и подчинения, которым и стало государство. Государство – это естественным образом (т.е. путем насилия) возникшая система организации власти одного племени над другим.

По мнению сторонников данной теории, насилие и подчинение властвующим подвластных является фундаментом для возникновения экономического господства.

В результате войн племена трансформировались в сословия и классы. Завоеватели превращали покоренные племена в своих рабов. Таким образом, согласно теории насилия, государство – это не результат внутреннего развития общества, а внешне навязанная ему сила. С одной стороны, военные и политические факторы в формировании государственности не следует полностью отвергать. С другой стороны, следует отметить, что уровень использования насилия в данном процессе был разным. По этой причине насилие необходимо рассматривать лишь как одну из причин происхождения государств.

В пользу теории насилия говорит то, что насилие действительно является одним из основных факторов, на которых основывается государство. Например: сбор налогов; правоохранительная деятельность; комплектование вооруженных сил. Многие иные формы государственной деятельности подкреплены принудительной силой государства  в том случае, если данные обязанности не исполняются добровольно. Многие государства были созданы путем насилия (преодоление феодальной раздробленности в Германии "железом и кровью"  Бисмарком, собирание русских земель вокруг Москвы Иваном III, Иваном IV, и др.).   Ряд крупных государств был создан путем завоевания и присоединения других государств: Римская империя, Золотая Орда; Великобритания и др.

Недостатком теории является то, что насилие (при его важной роли) было не единственным фактором, повлиявшим на возникновение государства. Для того чтобы могло возникнуть государство, необходим такой уровень экономического развития общества, который позволил бы содержать государственный аппарат. Если этот уровень не достигнут, не сформировались внутренние предпосылки, то никакие завоевания сами по себе не могут привести к возникновению государства.

3.7. Расовая теория.

Эта теория появилась в эпоху рабовладения в целях оправдания существующего строя и его основы - деления населения в силу прирожденных качеств на две породы людей - рабовладельцев и рабов. Расовая теория исходит из тезиса о делении людей на высшую и низшую расы. Первые призваны господствовать в обществе и государстве, вторые - "недочеловеки" - слепо повиноваться первым. Основоположник расовой теории француз Ж.Гобино (1816 - 1882) объявил арийцев "высшей расой", призванной господствовать над низшими, к которым относились евреи, славяне и др. В фашистской Германии на основе расовой идеологии создавалась особая система ценностей в виде "вождя нации", "чистоты крови", история представлялась как история борьбы "высшей" арийской расы с другими низшими расами. Расовая теория считала важнейшим средством решения всех государственно-правовых, общественных и международных проблем - войну, которая по мнению другого представителя этой теории, немецкого философа Ф.Ницше, являлась жизненной необходимостью для государства. Гитлер использовал расовую теорию для обоснования "законного" права "высшей" арийской расы уничтожать целые народы и национальные меньшинства.

Расовая теория происхождения государства критикуется почти всеми исследователями государственно-правовых явлений, так как нет никаких исторических и биологических предпосылок делить расы на высшие и низшие. Кроме того, эта теория отвергает естественные права человека как неотъемлемую составляющая статуса личности в современном обществе. [3]

3.8. Материалистическая (марксистская, классовая) теория .

(К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, Г.В. Плеханов). Согласно этой теории, государство есть результат изменения социально-экономических отношений, способа производства, итог возникновения классов и обострения борьбы между ними. Оно выступает средством угнетения людей, поддержания господства одного класса над другими. Однако с уничтожением классов отмирает и государство.

Данная теория истоки зарождения государства видела в развитии экономических материальных отношений общества, приведших к расслоению общества на бедных и богатых, рабов и рабовладельцев. Противоречия между этими слоями общества оказались настолько стойкими и несовместимыми, что общество в поисках органа, способного обеспечить в таком обществе порядок и умерить классовые столкновения, создает специальный орган принуждения, охраны порядка - государство. Этот орган, призванный обеспечивать и охранять порядок в обществе, со временем превратился в орган политического господства экономически господствующего класса. В условиях рабовладения государство охраняло и защищало интересы рабовладельцев, в феодальном обществе - феодалов, а в буржуазном - буржуазии. Логика развития общества и государства неизбежно приведет к новому социальному строю - коммунизму, а орудием его построения будет выступать государство, выражающее политическую волю и власть рабочего класса и всех трудящихся.

Основными представителями материалистической теории происхождения государства являются Маркс, Энгельс, Ленин. Указанные деятели объясняют происхождение государства, прежде всего, социально-экономическими факторами. Согласно материалистической теории, важнейшее значение для экономического развития, а, следовательно, и для возникновения государств имели три крупных этапа разделения труда: разделение земледелия и скотоводства, выделение ремесла, выделение сферы торговли (купечества). Разделение труда и совершенствование средств труда обеспечили формирование благоприятных условий для роста его производительности.

В результате образовался избыточный продукт, который и способствовал возникновению частной собственности. По этой причине общество разделилось на имущий и неимущий классы, на эксплуататоров и эксплуатируемых.

По мнению сторонников  материалистической теории, важным следствием появления частной собственности является формирование публичной власти, которая отныне не совпадала с обществом и не выражала интересы всех его членов. Властные функции переходят к наиболее обеспеченным группам и к специальной категории управляющих. Для обеспечения своих экономических интересов они выстраивают новую политическую структуру – государство, которое становится инструментом реализации воли богатых. Таким образом, происхождение государства объясняется необходимостью сохранения господства одного класса (богатых) над другим (бедными), а также в целях обеспечения существования и функционирования общества как единого и целостного организма.

Однако в  материалистической теории происхождения государства  преобладает увлечение экономическим детерминизмом и классовыми антагонизмами. При этом существует одновременная недооценка религиозных, психологических, военно-политических и иных факторов, которые оказывают влияние на процесс происхождения государства.

Таким образом, государство представляет собой аппарат, машину для управления делами классового общества и по преимуществу в интересах экономически господствующего класса.

На протяжении всего советского периода отечественная теория государства и права вопросы происхождения государства трактовала в основном с марксистских позиций. Однако начиная с 60-х годов прошлого столетия, отдельные постулаты марксистского учения о происхождении государства стали подвергаться со стороны некоторых советских исследователей сомнению. Современная теория государства и права уже во многом не придерживается марксистских взглядов на происхождение государства, хотя ряд положений этого учения считает безусловно правильным. В то же время в современной теории государства и права не существует однозначной трактовки вопросов происхождения государства. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Государства возникают на определенном уровне развития общества, культуры, обычаев, религии, семейных отношений, быта, институтов общества, психологического состояния той или иной социальной общности, языка, достигнутых на определенной территории.

Таким образом, учитывая, что государство — явление многоплановое, что многие теоретики дают ему различные толкования, что процесс возникновения государств в Европе, Азии, Африке, Америке имел большую специфику, не следует абсолютизировать ни одну из вышеперечисленных теорий. Каждая из них имеет рациональное зерно, каждая — сомнительные и слабые места. С нашей точки зрения, следует не отрицать разнообразие подходов, а по возможности интегрировать их.

В заключение можно сделать следующие выводы: уже тысячелетия люди живут в условиях государственно-правовой действительности: они являются гражданами (или подданными) определенного государства, подчиняются государственной власти, сообразуют свои действия с правовыми предписаниями и требованиями. Естественно, что еще в глубокой древности они стали задумываться над вопросами о причинах и путях возникновения государства и права. Было создано множество разнообразных теорий, по-разному отвечающих на такие вопросы. Множественность этих теорий объясняется различиями исторических и социальных условий, в которых жили их авторы, разнообразием идеологических и философских позиций, которые они занимали.

В каждой теории есть положительные и подходящие моменты для происхождения государства, присутствуют полезные установки либо приводятся исторические доказательства в подтверждение истинности.  Многообразие теорий происхождения государства имеет также огромное познавательное, гносеологическое значение. Само понятие государства является сложным, комплексным. В зависимости от того, какому из элементов этого понятия придавал первостепенное значение автор, та или иная теория выдвигает в качестве основных причин появления государства разные факторы. Существуют и иные, менее известные теории происхождения государства. Не все они могут претендовать на абсолютную достоверность. Каждая из них является лишь определенной ступенькой к познанию истины.

В современной научной литературе существует взгляд о трех основных путях эволюционного возникновения государства: военном (война как способ перераспределения общественного продукта и выделение на этой основе элитарной верхушки из среды военных, которая и положила начало государству); аристократическом (выделение управленческой аристократии из среды жрецов, старейшин, других представителей верхушки общества и присвоение этой аристократией рычагов государственного властвования); плутократическом (сосредоточение власти в руках более состоятельных и влиятельных лиц, вокруг которых, преимущественно на основе личной преданности за получаемые блага, группируются сторонники, укрепляя власть первых, поднимая ее на уровень государственной).

Кроме того, реалии современности постоянно привносят новое даже в такую фундаментальную науку, как теория государства и права. Поэтому только осмысление совокупности положений всех теорий может привести к формированию целостной картины происхождения государства.   

Современная концепция происхождения права и государства оказала влияние и на периодизацию исторического развития человечества, а вместе с тем, и на развитие права и государства.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеев С.С. Государство и право: учебное пособие для вузов / Алексеев С.С. - М. : Проспект, 2007. - 448 с.

2. Бутенко А.П. Государство: его вчерашние и сегодняшние трактовки // Государство и право. - 1993. - №7. - С.12-20.

3. Еремян В.В./ Федоров М.В. Основы государства и права //1997г Евразийский регион/ Уникум-центр 1997г.

4. Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. Современные трактовки и новые подходы. Учебное пособие-М: Юрист 1999.

5. Комаров С. А. Общая теория государства и права: Учебник. – М.: Юрайт, 2003г.

6. Гринин Л. Е. Государство и исторический процесс: эпоха формирования государства. - М., 2007. - 156 с.

7. Матузов Н.И. Теория государства и права -М: Юрист 2004.

8. Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права.-  СПб., 2004. - 412 с.

9. Лазарев В.В. Общая теория права и государства. М., 1995 г. - 497 с.

10. Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. / А.В. Малько. - М.: Юристъ, 2000. - 504 с.

11. Моисеева Л.А. История цивилизаций. Ростов – на – Дону, 2004.

12. Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности: Учебник. / Л.И. Петражицкий. - СПб.: Лань, 2000. - 608 с.

13. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебник. / В.Н. Хропанюк. - М.: Омега-Л, 2011. - 384 с.

14. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М. 2002.

15. Диаконов В.В. Учебное пособие по теории государства и права // Эл. публикакция Allpravo.RU. - 2004.

16. Сырых В.М. Теория государства и права -М: ЗАО Юридический дом «Юстиц информ» 2002

17. Сравнительное изучение цивилизаций. Хрестоматия/ сост. Ерасов Б.С. М. 2005.

18. Тойнби А. Цивилизация перед судом истории. Сборник. М. 2004

19. Фавр Л. Бои за историю. М. 2002.

20. Чиркин В.Е. Основы государственной власти. Учебное пособие. М. 2001.