Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Средства разработки клиентских приложений

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Тема моей курсовой работы «Программные средства создания клиентских программ» обусловлена тем, что при работе с ПК, мобильными телефонами, смартфонами и планшетами всё чаще приходится обращаться к клиентским программам. В этой курсовой работе я объясню, что использование клиентских программ позволяет упростить работу с техникой, а так же избежать множества рутинных операций. В данной курсовой работе рассматриваются лишь некоторые наиболее популярные программные средства создания клиентских программ, а так же их пакетные ресурсы для реализации определенных компонентов клиентской системы.

Цели курсовой работы - показать типовое разнообразие клиентских программ, последовательность их реализации, рассмотреть программные средства создания клиентских приложений; их назначение и возможности; показать роль Internet/Intranet сети и средства создания клиентской части для их реализации.

Этапы (задачи) решения: сравнение преобразований сети клиент-сервер; задачи, которые решает клиентская часть на современном этапе реализации; требования к созданию интерфейса клиентского приложения, разнообразие программных средств и языков программирования; программные пакеты; отличие Internet от Intranet; взаимодействие в сети; роль клиентской части и способы её создания.

В первой главе. п. 1.1. Рассматривается модель взаимодействия в сети клиент-сервер, преобразования и изменения произошедшие в принципе работы этой сети.. п. 1.2. Этапы создания клиентских программ.

Во второй главе п. 2.1. Кратко о том, что такое Rad и Сase .п. 2.2. Средства разработки клиентских приложений.

В третей главе. Рассматриваются средства разработки, эксплуатации и сопровождения Internet/Intranet приложений.

Для написания этой курсовой работы была использована разнообразная литература, такая как печатные издания а так же интернет публикации. Литература с официальных научных сайтов, таких, как Citforum, Ciberleninka. Официальный сайт издательства «Вильямс», научный журнал «Вестник» Воронежского государственного университета. Официальный сайт Microsoft. Вся информация, которая была использована для написания данной курсовой работы, взята из официальных источников и является достоверной.

ГЛАВА I Типовые задачи клиентских программ

В настоящее время основной технологией, используемой при создании информационных систем, является технология "клиент-сервер".

Вычислительная модель «клиент-сервер» исходно связанна с парадигмой открытых систем, которая появилась в 90-х годах и быстро эволюционировала. Сам термин «клиент-сервер» исходно применялся к архитектуре программного обеспечения, которое описывало распределение процесса выполнения по принципу взаимодействия двух программных процессов, один из которых в этом процессе назывался «клиентом».[1] При этом предполагалось, что один серверный процесс может обслужить множество клиентских процессов. [2]Но теперь, в отличии от периода main-фреймов, когда «клиент» и «сервер» использовались единым блоком, в сети компьютеры обладает собственными ресурсами, что позволяет распределить между ними нагрузку.

"Клиент-сервер" ⎯ это модель взаимодействия компьютеров в сети. Как правило, компьютеры не являются равноправными. Каждый из них имеет свое, отличное от других, назначение, играет определенную роль. Компьютер, управляющий тем или иным ресурсом, принято называть сервером этого ресурса, а компьютер, желающий им воспользоваться ⎯ клиентом.[3]

То есть, процессы, запрашивающие службы у серверов путем посылки запроса и последующего ожидания ответа от сервера, называются клиентами (clients).[4]

Существует по меньшей мере три модели архитектуры «клиент – сервер»: – модель доступа к удаленным данным (RDA модель); – модель сервера базы данных (DBS модель); – модель сервера приложений (AS модель).[5]

Очень важным преимуществом архитектуры клиент-сервер является разделение общей логики обработки данных на логику базы данных и логику приложения. Другими словами, приложение занимается обслуживанием пользователя, сервер занимается обслуживанием данных. Соответственно, чтобы прикладная программа, выполняющаяся на рабочей станции, могла запросить услугу у некоторого сервера, как минимум, требуется некоторое интерфейсное программное обеспечение, поддерживающее такого рода взаимодействие. [6]

Клиентским приложением может быть как текстовый редактор, так и электронная таблица, а также бизнес-приложения: средства ввода данных, создания отчетов и т. д. В клиентских приложениях обычно используются окна, меню, кнопки и другие элементы графического интерфейса. Очень часто они осуществляют доступ к локальным ресурсам, например к файловой системе, и периферийным устройствам, например к принтерам.

Для клиентских приложений распределенная база данных предстает в виде определенной совокупности. Все части данных имеют право располагаться более чем на одном компьютере, которые  будут объединяться с помощью линий связи. При этом каждая честь базы данных будет функционировать под управлением обособленной системой управления. Работа пользователя с распределенной базой данных осуществляется благодаря приложениям. Они в свою очередь могут разделяться на те, которым необходимо непосредственный доступа к данным, расположенным на других узлах (локальные приложения), и на те, которым нужен аналогичный доступ (глобальные приложения).[7]

Что же касается клиента, то следует обратить внимание, что клиент, в котором реализован только пользовательский интерфейс, называется тонким клиентом, в противном случае клиент называется толстым.[8]

Клиент — это интерфейсный компонент, который представляет первый уровень, собственно приложение для конечного пользователя. Первый уровень не должен иметь прямых связей с базой данных, быть нагруженным основной бизнес - логикой и хранить состояние приложения. На первый уровень может быть вынесена и обычно выносится простейшая бизнес-логика: интерфейс авторизации, алгоритмы шифрования, проверка вводимых значений на допустимость и соответствие формату, несложные операции (сортировка, группировка, подсчет значений) с данными, уже загруженными на терминал.[9]

Тонкий клиент (thin client) в компьютерных технологиях — компьютер или программа-клиент в сетях с клиент-серверной или терминальной архитектурой, где большая часть задач по обработке информации перенесена на сервер и права доступа клиента строго ограничены. Примером тонкого клиента может служить компьютер с браузером, использующийся для работы с веб-приложениями.

Толстый клиент (rich client) — это приложение, обеспечивающее полную функциональность и независимость от центрального сервера. Вся работа по обработке и представлению этих данных переносится на машину клиента. Толстый клиент обладает полной функциональностью работы с данными сервера, обеспечивает режим многопользовательской работы, предоставляет возможность работы даже при обрывах связи с сервером, имеет возможность подключения к банкам данных без использования сети Интернет, обладает высоким быстродействием.[10]

Существуют системы баз данных, в которых клиент может получать доступ к любому числу серверов одновременно (т. е. за один запрос можно получить комбинированные данные двух и более серверов). В этом случае серверы рассматриваются клиентом как один сервер (с логической точки зрения), и пользователь может не знать, на каком именно компьютере какая часть данных содержится.[11]

Клиентская часть приложения (которая может состоять из нескольких однотипных клиентских приложений), получая данные от сервера данных, обеспечивает их обработку и отображение в интерфейсе пользователя на каждом клиенте. При обработке данных клиентское приложение может формировать команды по созданию или изменению структур данных, по добавлению новых данных, обновлению или удалению существующих.[12]

Основной принцип технологии клиент—сервер применительно к технологии управления базами данных заключается в разделении функций стандартного интерактивного приложения на пять групп, имеющих различную природу:

  • функции ввода и отображения данных (Presentation Logic);
  • прикладные функции, определяющие основные алгоритмы решения задач приложения (Business Logic);
  • функции обработки данных внутри приложения (Database Logic);
  • функции управления информационными ресурсами (Database Manager System);
  • служебные функции, играющие роль связок между функциями первых четырех групп.[13]

Не следует забывать, что клиентская часть, отвечает за целевую обработку данных и организацию взаимодействия с пользователем. К выделенному серверу БД с помощью сети подключены узлы — компьютеры пользователей (клиенты). При этом узел-клиент сам может быть СУБД.[14]

Зачастую клиентская программа — это только один из уровней между сервером и файловой системой или локальной сетью пользователя.[15]

Разработка интерфейса пользователя может производиться различными средствами визуального проектирования, например:

  • с помощью языков программирования (C++, Delphi, VBA);
  • с помощью специальных компонентов СУБД (конструкторов форм Microsoft Access, Oracle и др.).

Клиенты за время своего становления и отделения от монолитной системы, эволюционировали до программ общего назначения, разработанных на основе различных технологий, включая программный код, программы на различных языках сценариев.[16]

Создается такое приложение обычно с использованием средств языков высокого уровня (например, C++, Pascal, Visual Basic), позволяющих реализовать эффективную целевую обработку данных и дружественный пользовательский интерфейс. В исходный текст программы включаются SQL (Structured Query Language)-выражения, специфицирующие условия выборки или изменения данных в базе. Во время исполнения приложения эти выражения передаются серверу, который, собственно, и манипулирует данными. Данные, полученные в результате выполнения сервером SQL-запросов, возвращаются прикладной программе и размещаются в заранее определенных структурах для дальнейшей обработки, в том числе корректировки записей.[17]

В современных клиентах практически всегда существует встроенная возможность расширяемости, и в качестве входных данных они способны принимать переносимый код.[18]

По мере возрастания сложности разрабатываемых систем и увеличения запросов пользователей потребовались новые средства, обеспечивающие значительное сокращение сроков разработки. Это послужило предпосылкой к созданию целого направления в области программного обеспечения – инструментальных средств для быстрой разработки приложений, (RAD). Развитие этого направления привело к появлению на рынке программного обеспечения средств автоматизации практически всех этапов жизненного цикла систем.[19]

Клиентская часть приложения может создаваться как при помощи специализированных программных сред, поставляемых совместно с сервером, так и при помощи обычных средств разработки программ.

Пользовательские приложения создаются и работают на компьютерах-клиентах (АРМ пользователя). Именно эти компьютеры должны иметь, наряду со средствами формирования запросов к базе данных, средства разработки интерфейса. Наряду с программным обеспечением – клиент, при разработке пользовательских программ в конкретной СУБД могут использоваться другие языки программирования, специальные библиотеки, другие системы программирования (определенные для этой СУБД).[20]

В данный момент возникают задачи по созданию не только веб-сайтов компаний, но и связанных с ними по смыслу и набору информации клиентских приложений для различных операционных систем и мобильных платформ.[21]

Главное в программе — достичь хорошего результата и качественно и эффективно запрограммировать алгоритм, уделяя структуре программы большую часть времени. Именно в связи с этим начали появляться программные пакеты для быстрой разработки программного обеспечения.[22]

Этапы создания клиентской программы

Разработка клиентского приложения начинается с этапа проектирования. Вполне очевидно, что никто не возьмется за строительство здания без чертежей. Точно так же, грамотно спланированная клиентская программа — основной шаг в успешной реализации проекта.[23]

Технология проектирования может быть представлена как совокупность трех составляющих:

  • заданной последовательности выполнения технологических операций проектирования;
  • критериев и правил, используемых для оценки результатов выполнения технологических операций;
  • графических и текстовых средств (нотаций), используемых для описания проектируемой системы.[24]

Непременно клиентская программа должна ориентироваться на конечного пользователя, не обладающего высокой квалификацией. Поэтому программный комплекс должен обладать удобным, простым и легко осваиваемым интерфейсом, который предоставляет работнику все необходимые функции и в то же время не дает совершать ему лишних действий. [25]

Определение структуры данных так же необходимо – это является основой создаваемого приложения. Связь между таблицами осуществляется в виде повторяющихся полей. На этом этапе так же предусматривается также детальная проработка полей таблиц, типов хранимых данных, связей между таблицами, ограничений на данные и т.д.

Разработка структуры запросов к БД, т.е. определение тех выборок данных из базы, которые необходимы для создания выходных документов (отчетов), и получения определенной информации.[26]

Клиентский интерфейс дает возможность при помощи команд, меню, графической оболочки управлять работой программ и аппаратуры и, таким образом, скрывает от пользователя сложные и ненужные подробности взаимодействия с аппаратурой.[27]

Еще один класс задач, решаемых при проектировании информационных систем, относится к созданию удобного и соответствующего целям информационной системы пользовательского интерфейса.[28]

Этапы проектирование экранных форм:

  • создание пользовательских окон, предназначенных для ввода и редактирования информации;
  • создание форм выводящих результаты обработки данных.

А так же завершающий этап, на котором производится придание приложению законченного вида. На этом этапе разрабатывается кнопочные и обычные меню, а так же ключевые формы приложения для облегчения работы пользователей.[29]

После того, как все этапы проектирования выполнены, можно приступать к созданию клиентской программы. Но следует помнить, что автоматизация различных процессов, связанных с разработкой, производством и эксплуатацией информационных систем наиболее эффективна в том случае, когда она охватывает все этапы жизненного цикла изделия.[30]

Вывод. Система «клиент - сервер» является довольно удобной в использовании. За время ее существования произошли некоторые перемены в архитектуре системы «клиент-сервер». Если ранее она существовала как единая система, применялась в архитектуре программного обеспечения представляющая монолитный блок, то теперь система разбивается на часть «клиента» и часть «сервера», которые могут реализовываться в разных узлах сети. Клиентская часть может реализоваться с помощю «тонкого» и «толстого» клиента, отличающимися между собой величиной роли клиента.

Основная задача клиентской программы – отвечать за целевую обработку данных, и, самое главное, обеспечивать связь между клиентом, его запросами и системой. Именно взаимодействие с клиентом и определило важность создания наиболее проработанного и удобно сформулированного интерфейса. Здесь важно все, и последовательности появления форм, и конкретизация задачи и даже привлекательный внешний вид.

Средства, с помощю которых это может быть реализовано – языки программирования, а так же специальные компоненты СУБД - конструкторы форм. Конечно же, методология быстрой разработки приложений, о которой даль пойдет речь, на данный момент широко распространена, позволяет сэкономить время и средства, затрачиваемые на разработку клиентского приложения. Огромным плюсом для разработчика клиентской программы является способность принимать переносимый код. Следует помнить, что проектирование является обязательным этапом перед созданием клиентской программы. Если программа создается для заказчика, то следует учесть и вписать в проектирование все требования заказчика, сделав интерфейс максимально простым и удобным для использования.

Следующим этапом последует выбор подходящих программных средств, для реализации выполненного проектирования, в соответствии системным требованиям.

ГЛАВА II RAD и CASE

Разрабатываемые в настоящее время программные системы в силу своей сложности требуют специального инструментария, облегчающего работу программиста и избавляющего его от выполнения рутинной работы. В этом инструментарии можно выделить два вида разработки приложений: RAD – системы и CASE – системы, которые основаны на объектно-ориентированном подходе.[31]

RAD (Rapid Application Development) — это комплекс специальных инструментальных средств быстрой разработки прикладных информационных систем, позволяющих оперировать с определенным набором графических объектов, функционально отображающих отдельные информационные компоненты приложений. Данная методология охватывает все этапы жизненного цикла современных информационных систем.[32]

Преимущество RAD-системы заключается в визуальном проектировании расположения элементов графического окна – виджетов. [33] Такой подход в программировании позволяет уделить больше времени на разработку логики программы, а не на создание интерфейса и «рисование» кнопочек будущего приложения.[34]

В настоящее время под CASE-средствами понимаются программные средства, поддерживающие процессы создания и сопровождения информационных систем, включая анализ и формулировку требований, проектирование прикладного программного обеспечения и баз данных, генерацию кода, тестирование, документирование, обеспечение качества, конфигурационное управление и управление проектом, а также другие процессы.[35]

Средства разработки клиентских приложений

Большинство конфигураций клиент-сервер использует двухуровневую модель. Двухуровневая архитектура клиент-сервер разделяет информационную систему на два уровня: представления и хранения данных.

Первый уровень - клиентские компьютеры с прикладными программами, с помощью которых пользователи обращаются по сети к базе данных. Второй уровень - сервер с размещенной на нем базой данных.

Для предотвращения несогласованности различных элементов архитектуры, обработку данных выполняют на одной из двух физических частей - либо на стороне клиента ("толстый" клиент), либо на сервере ("тонкий" клиент). [36]

Предполагается, что диалоговые компоненты средства представления и логики представления размещаются на клиенте, что позволяет обеспечить графический интерфейс.[37]

Современные информационные системы разрабатываются на основе стандартов, что позволяет обеспечить, во-первых, их высокую эффективность и, во-вторых, возможность их взаимодействия между собой. В России создание и испытания автоматизированных систем, к которым относятся и информационные системы, регламентированы рядом ГОСТов, прежде всего серии 34.[38]

Большинство современных средств разрабатываются с помощю быстрой разработки приложений (RAD - Rapid Application Development), работающих с различными базами данных, реализуют первую стратегию, т. е. "толстый" клиент обеспечивает интерфейс с сервером базы данных, через встроенный SQL (structured query language — «язык структурированных запросов»).[39]

Хранимые процедуры существуют только в приложениях баз данных, поддерживающих модель "клиент-сервер" и построенных на основе современных СУБД Oracle, Microsoft SQL Server, InterBase, Informix и т. п.[40]

Как правило, клиентское приложение формирует запросы к серверу базы данных, в виде инструкций языка SQL.[41] Результаты SQL-запроса должны вернуться клиенту для обработки, потому что там находится логика принятия решения.[42] И в результате приложение работает у клиента. Так же прикладная логика и логика управления данными работает на клиенте. Двухуровневое определение архитектуры клиент-сервер использует именно этот вариант: приложение работает у клиента, СУБД — на сервере.[43]

Такой вариант реализации системы имеет существенный недостаток низкий уровень безопасности. Кроме того, данную систему почти невозможно перенести на Web-уровень, так как для доступа к серверу базы данных используется специализированное клиентское ПО.[44] Такая схема приводит к дополнительному усложнению администрирования приложений, разбросанных по различным клиентским узлам. [45]

Чтобы разгрузить клиентскую рабочую и уменьшить загрузку сети, применяются трехзвенные архитектуры. Трехзвенная архитектура позволяет еще больше сбалансировать нагрузку на разные узлы и сеть, а также способствует специализации инструментов для разработки приложений.[46] Вся прикладная часть информационной системы размещается на рабочих станциях. В таком случае на стороне клиента выполняются только интерфейсные действия.[47]

Приложения, функционирующие на стороне клиента, могут создаваться для каждого уровня трехуровневой модели MAPI[48](англ. Messaging Application Programming Interface). Программы интерфейса MAPI (Messaging Application) — это обширный набор функций, которые могут использоваться разработчиками для создания приложений с поддержкой почты. Библиотека полных функций называется MAPI. MAPI позволяет контролировать системы обмена сообщениями на клиентском компьютере, создание и управление сообщений, управление почтовый ящик клиента, поставщиков услуг и т. д.[49]

Как правило, средства, ориентированные на создание приложений в архитектуре «клиент-сервер», поставляются в составе системы программирования и поддерживают возможность работы с широким диапазоном известных серверов.[50]

К средства разработки приложений относятся средства 4GL, JAM, PowerBuilder, Developer/2000, NewEra, SQL Windows, и генераторы кодов, входящие в состав VantageTeamBuilder, PRO-IV и частично - в Silverrun.PowerBuilder позволяет производить разработку трехуровневых приложений, при этом бизнес-компонент размещается на сервере приложений и для такого компонента генерируется прокси-объект, помещаемый в клиентское приложение.[51]

Разработка на уровне поставщиков услуг позволяет обеспечить унифицированный доступ клиентских приложений к дополнительным ресурсам, таким как адресные книги, хранящиеся, например, в базах данных; агентам передачи сообщений, позволяющим принимать и отправлять сообщения в почтовые системы (клиенты электронной почты, англ. mail user agent, MUA ) и хранилищам, позволяющим использовать для хранения и извлечения почтовых сообщений расширенные форматы файлов данных и специализированные системы хранения информации.[52] При разработке приложений такого уровня применяются пакеты Win32 Software Development Kit (SDK) с использованием компиляторов C/C++. На сайте msdn.microsoft.com можно получить инструменты и обновления для создания универсальных и классических Windows-приложений, включая интеграцию жестов и распознавания речи.[53]

В частности, все необходимые компоненты входят в состав пакета разработки Windows Visual. Разработка под Windows требует наличия соответствующего компилятора и соответствующей версии MAPI SDK.[54]

Все программирование в Windows базируется на использовании набора функций интерфейса прикладного программирования Win API. Этот интерфейс специально сконструирован для работы с различными языками программирования. Спектр применения функций этого интерфейса весьма широк — это и работа с графикой, файлами, окнами и многим другим. Программирование на Win API поддерживается любой существующей средой разработки программного обеспечения.[55]

VBA — универсальный язык. Освоив его, вы не только получите ключ ко всем возможностям приложений Office и других, перечисленных ранее, но и будете готовы к тому, чтобысоздавать полноценные приложения на Visual Basic (поскольку эти языки — близкие родственники). VBA изначально был ориентирован на пользователей, а не на профессиональных программистов, поэтому создавать программы на нем можно быстро и легко. При создании приложений на VBA вам, скорее всего, не придется заботиться об установке и настройке специальной среды программирования и наличии нужных библиотек на компьютере пользователя — Microsoft Office есть практически на любом компьютере.[56]

Разработчик прикладной программы выбирает один из доступных средств, плюс возможный тип сервера (или несколько возможных типов), и тогда его задача сводится только к созданию клиентской части приложения, построенной на основе выбранного интерфейса.[57]

При создании приложений на уровне программных интерфейсов выбор средств разработки зависит от требуемого уровня функциональности приложения.

Объекты, из которых состоят интерфейсы делятся на два класса, в каждом из которых выделено по два подкласса:

1) универсальные компоненты: компоненты (базовые); сегрегаты;

2) специализированные компоненты: виджеты; виды.

Функции универсальных компонентов (кнопок, полей ввода и т.п.) определяются более сложными компонентами, в состав которых они входят. Функции специализированных компонентов (например, диалогов выбора файла, шрифта или цвета), как правило, определяются в них самих и дополняются функциями, необходимыми в конкретном приложении.[58]

К наиболее известным средствам визуального создания программ относятся продукты семейства Visual Studio фирмы Microsoft и Delphi фирмы Borland (CodeGear), C++ и C#.[59] Это универсальные средства, которые могут использоваться как для разработки информационных приложений, взаимодействующих с базами данных, так и для разработки любых других приложений, не использующих базы данных.[60]

Наличие высокоуровневых интерфейсов OLE Messaging и OLE Scheduling позволяет использовать при создании приложений, способных использовать услуги электронной почты, как офисные пакеты, такие как Excel, Word, Access, так и средства разработки, поддерживающие стандарт OLE, например Visual Basic, Delphi или Visual J++. [61]

Delphi – объектно-ориентированная среда программирования для разработки клиентских приложений пользователя. [62]Среда программирования Borland Delphi подходит для создания как самых простых приложений, на разработку которых требуется 2–3 часа, так и серьёзных корпоративных проектов. Богатая библиотека уже готовых компонентов VCL (Visual Component Library) расширяется с выходом новой версии программного продукта. Borland С++ Builder использует такую же библиотеку компонентов, как и Delphi, разница заключается лишь в том, что программировать на Borland C++ Builder вы будете на языке С++, а в случае использования Delphi — на объектноориентированном Паскале.[63] VCL-библиотека классов среды проектирования Delphi предоставляет ряд классов, позволяющих быстро и эффективно разрабатывать визуальные компоненты, реализующие интерфейс пользователя.

Visual Studio представляет собой полнофункциональный набор продуктов для разработки и проектирования в среде Windows. В настоящее время лидирующее положение занимает система Microsoft Visual Studio – интегрированная визуальная среда разработки для создания сложных Windows- и Web-приложений с использованием технологии.NET (dot NET) с одновременным использованием трех основных алгоритмических языков: Visual C#, Visual Basic, Visual C++. [64] Visual Studio может с успехом применяться для разработки как традиционных клиентских приложений, так и приложений для Интернет.[65]

Версия Visual Studio 2010 охватывает все этапы создания приложений от дизайна и кодирования до тестирования и отладки. В реализации, cредства разработки Microsoft Office в Microsoft Visual Studio 2010 являются предпочтительными средствами разработки управляемых надстроек для Outlook 2010 и Outlook 2007. Набор средств Microsoft Visual Studio 2005 для системы Microsoft Office является предпочтительным средством для Outlook 2003. Кроме того, можно использовать средства разработки Office в Visual Studio 2010 для создания решений, предназначенных для 32-разрядной и 64-разрядной версий Outlook.[66]

По возможностям он ничем не уступает продукту корпорации Borland, но каждый из этих продуктов имеет свои плюсы и минусы, для каждого из программистов они индивидуальны.[67]

Simple MAPI предоставляет набор функций, который позволяет добавить базовый уровень функциональные возможности Microsoft Windows приложения на основе системы обмена сообщениями.[68] В качестве примера таких средств разработки можно привести Visual Basic, Power Builder, Delphi, компиляторы C/C++ и FORTRAN различных производителей.[69]

Следует упомянуть так же о пакете программ ERWin (AllFusion ERWin Data Modeler) для автоматизированного проектирования баз данных. Для построения модели данных в Erwin могут использоваться две методологии: IDEF1X и IE. Как правило, сначала строится логическая модель, затем – физическая. Процесс проектирования БД, начиная с построения ее модели и кончая генерацией БД в формате выбранной СУБД, называется прямым проектированием (Forward Engineering). Важной дополнительной возможностью системы ERWin является возможность обратного проектирования (Reverse Engineering) – автоматическое построение логической или физической модели на основе существующей БД или кода на языке SQL.[70]

Разработка прикладных программ. Для написания прикладных программ, использующих все функциональные возможности MAPI, такие как асинхронная обработка событий, манипулирование почтовыми профилями, работа с электронными досками объявлений, поиск в каталоге, маршрутизация, расширенные свойства сообщений и т.д., должны применяться компиляторы C/C++ и Win32 SDK для платформ Windows 95 и NT или 16-битная версия MAPI SDK для Windows 3.1x. Отдельные фрагменты полного набора интерфейсов могут вызываться и из приложений на Visual Basic или Delphi.[71]

Разработка прикладных программ, расширяющих базовую функциональность, может осуществляться с помощю:

  • На связке Outlook — Exchange Server основана целая область программирования, которая называется collaboration development — разработка приложений коллективного использования. Большим плюсом здесь является то, что использовать нужно только специальные шаблоны сообщений с элементами управления и программными возможностями Outlook.[72]
  • компиляторов C/C++ и Win32 SDK/MAPI SDK для создания расширений, дополняющих или заменяющих отдельные компоненты клиентской части и способных использовать в работе полный набор интерфейсов MAPI. Примером таких программ могут служить сервер электронных форм написанных на Java; обработчик входящих сообщений, использующий расширенный набор правил; дополнительная панель в окне клиентской программы, используемая для ускоренного просмотра сообщения[73].

Платформа Eclipse и средства разработки Java. Из компонентов Eclipse-платформы можно выделить минимальный набор Eclipse плагинов, известный как Rich Client Platform (RCP), на основе которого возможно создание любых клиентских приложений. Поэтому можно сказать, что та же среда Eclipse — это RCP-приложение.[74]

Eclipse разработана для широкого круга операционных систем, таких как Linux, Microsoft Windows и Mac OS. Для ее запуска требуется JVM (Java Virtual Machine) — виртуальная Java-машина, а также JDK (Java Development Kit) — набор для Java-разработки. Загрузить данные пакеты можно с официального сайта разработчика Java — http://java.sun.com. В стандартной сборке ALT Linux «Мастер» данные пакеты уже предустановлены.[75]

Сама по себе Eclipse - платформа содержит перспективы навигации ресурсов и поддержки командной разработки. Другие перспективы добавляются Eclipse плагинами, расширяющими Eclipse - платформу до конкретной среды разработки Eclipse IDE. В частности, JDT-плагин добавляет в Eclipse-платформу перспективы, помогающие в разработке Java - приложений.[76]

На примере Java видим, что одним из уже сложившихся направлений деятельности фирмы ORACLE стала разработка методологических основ и производство инструментальных средств для автоматизации процессов разработки сложных прикладных систем, ориентированных на интенсивное использование баз данных. А методика Oracle CDM является развитием давно разработанной версии Oracle CASE-Method, применяемой в CASE-средстве Oracle CASE (в новых версиях — Designer/2000).[77]

Примеры программ, функционирующих на клиенте, включая их исходные тексты, могут быть получены из следующих источников:

  • каталог SAMAPPS на дистрибутиве сервера Exchange содержит примеры электронных форм;
  • Win32 SDK и MAPI SDK содержат примеры использования различных уровней интерфейса MAPI;
  • примеры электронных форм Outlook и программ, использующих MAPI, в том числе расширяющие базовую функциональность клиента Exchange, доступны в Internet на сервере фирмы Microsoft по адресу http://www.microsoft.com/Exchange в разделе Application Farm;
  • исходные тексты некоторых программ, входящих в Exchange Server 5.0 Resource Kit, также доступны для загрузки с WWW-сервера Microsoft.[78]

Вывод. Современные программные средства для разработки клиентских программ, работающих на стороне клиента, используют различные Rad и Case – системы для автоматизации разработки клиентских приложений.

Наиболее популярными системами разработки клиентских программ являются 3-х уровневая модель, которая концентрируется на основной задаче, делающей её более используемой - сбалансировать нагрузку на разные узлы сети. Результатом такого распределения нагрузки является более быстрая обработка информации нежели в двухуровневой системе.

Программы работки клиента могут идти в пакете поставщика услуг, как Windows - SDK, Outlook: Linux – Argon. Или же быть отдельным компонентом, который можно загрузить с официального сайта разработчика, например, Delphi, Eclipse.

Таким образом, могут быть созданы клиентские программы с минимальным набором функциональности, или максимальным, работающие на стороне клиента с системой на которой эта программа установлена. К функциональностям таких программ относится перемещение и изменение данных (манипулирование), специализированные системы хранения информации, синхронная обработка событий, расширение, маршрутизация и т.д. Программные средства разработки выбираются в зависимости от необходимых функциональностей будущей клиентской программы.

ГЛАВА III Средства разработки, эксплуатации и сопровождения Internet/Intranet приложений

Основой построения информационных систем с использованием Intranet технологии является организация системы доступа к информации через WWW сервис Internet. Internet технология позволяет оперативно управлять и актуализировать информацию, хранящуюся в базах данных (БД) через просмотрщик (браузер) WWW страниц.[79]

Современные концепции проектирования распределенных информационных систем предполагают общение пользователя системы с базой данных посредством браузера и технологий Internet / Intranet. Для обеспечения подобных возможностей используемая система управления базами данных (СУБД) должна иметь средства стыковки с Internet / Intranet. Более того, в последнее время существует тенденция создания мультимедийных Intranet приложений, содержащих много документов и объектов со сложной структурой.[80]

В состав средств, предназначенных для разработки Internet/Intranet-приложений, их эксплуатации и сопровождения, входят следующие группы:

  • средства Run-time (времени выполнения);
  • инструментальные средства разработки;
  • средства администрирования. [81]

Базовый набор служб-компонент программно-технологической платформы включает пять основных компонентов:

  • Компонент служб представления;
  • Компонент пользовательских служб;
  • Компонент управления информацией;
  • Компонент адаптеров портала;
  • Компонент Web-инфраструктуры.[82]

Благодаря этим компонентам Internet существенно расширяет возможности применения распределенных приложений, позволяя подключать удаленных пользователей и делаю функции приложения доступными повсеместно. Сети распределенных приложений на основе Internet носят название Intranet.[83] Intranet может и не иметь прямого соединения с Internet. В некоторых случаях канал доступа к Internet доставляет лишние проблемы, особенно когда приходится работать с конфиденциальной информацией.

Корпоративная сеть Intranet - прекрасная платформа для публикации информации внутри предприятия. Web-броузер доступен практически для любой клиентской системы. Web-серверы не требуют аппаратных средств такой большой мощности. Рынок ПО для Web-серверов характеризуется высоким уровнем конкуренции - пользователи не привязаны к одному поставщику. Тем не менее программы прекрасно взаимодействуют.[84]

Инструментальные средства разработки Internet/Intranet-приложений очень разнообразны и включают:

  • редакторы гипертекста;
  • графические редакторы и конверторы изображений;
  • средства разметки карт изображений;
  • средства мультимедиа (аудио, анимация, видео);
  • средства генерации виртуальной реальности;
  • системы программирования клиентских приложений;
  • средства программирования серверных приложений;
  • системы программирования для создания клиентских и серверных расширений.[85]

Для работы над сценариями подойдет практически любой текстовый редактор, позволяющий создавать обычные текстовые файлы и сохранять их в формате HTM и HTML. Например, в операционной среде Windows есть два подходящих текстовых редактора – Блокнот и WordPad. [86]

Графические редакторы служат для создания изображений, включаемых в гипертекст. Конверторы изображений обеспечивают преобразование форматов, размеров и цветов, создание специальных эффектов.[87]

К ним относятся редакторы, специально разработанные для создания Web-страниц, например Microsoft FrontPage или Adobe Dreamvear (ранее известный как Micromedia Dreamvear). Такие редакторы позволяют создавать Web-страницы с помощю визуальных инструментов, а затем ужу переключаться в режим отображения кода и вносить какие-либо нестандартные изменения, например, добавлять сценарии.[88]

Средства разметки карт изображений представляют собой программы, позволяющие создать рисунки, отдельные части которых реагируют на нажатие кнопки мыши. Для реализации изображения-карты которая обслуживается на стороне клиента, т.е. браузера не потребуется иных средств, кроме тегов HTML.

В простейшем случае определить координаты опорных точек и спланировать карту поможет стандартная программа Paint. К специализированным средствам разметки карт изображений относятся программы: MapEdit, Map THIS!, Coffee Cap Image Mapper, Sausage Image Mapper и некоторые другие. Приложения Adobe ImageReady и CorelDRAW последних версий также содержат все необходимое для создания карт любой сложности.[89]

Для сети Intranet, например, могут использоваться такие визуальные средства программирования, как IntraBuilder, SymantecCafe. В IntraDilder благодаря технологии two-way-tools, пользователь средней квалификации может быстро конструировать интерфейсы к базам данных в виде динамических HTML-страниц. А в SymantecCafe редактор ресурсов CafeStudio, позволяюет визуально создавать интерфейс Java-приложений перемещением и размещением управляющих элементов. CafеStudio включает редактор меню Java-приложений и может автоматически конвертировать существующие файлы ресурсов Windows в Java-код.[90]

Средства мультимедиа предназначены для создания звукового и музыкального сопровождения, анимационных и видео роликов. Часто воспроизведение файлов мультимедиа осуществляется клиентскими расширениями или helper-программами.[91] Например, Dynamic HTML умеет создавать интерактивные Web-страницы с расширенной поддержкой мультимедиа.[92]

Средства генерации виртуальной реальности позволяют запрограммировать трехмерные сцены и управление ими на языке VRML.[93] Например, использование Lattice-структуры и описывающего ее формата XVL как расширения X3D-стандарта для создания сложных трехмерных сцен в сети Интернет. Изначально моделируется произвольная сплайновая форма — Lattice-поверхность, а затем, уже после передачи данных на компьютер пользователя, Lattice-поверхности преобразуются браузером в полигональные сетки для последующей VRML-визуализации. Между Lattice-поверхностью и Lattice-сеткой — взаимно однозначное соответствие, и специальный алгоритм может быстро переводить одно в другое. Каркасное представление Lattice-сетей обеспечивает пользователей простым в использовании и легко масштабируемым решением для отображения трехмерных моделей с поддержкой их целостности, а Lattice-поверхность гарантирует гладкость и высокую достоверность при отображении мелких деталей.[94]

Системы программирования клиентских приложений предназначены для разработки и отладки сценариев (на языках JavaScript, VBScript) и мобильных приложений (на языке Java), выполняемых на стороне клиента, наибольшие удобство и производительность разработки дают средства визуального программирования.[95]

В области программирования для Интернета большую роль играет язык Java и скриптовые языки: язык серверных скриптов PHP и языки клиентских скриптов JavaScript, VBScript.[96]

Например, для разработки клиентского модуля Java EE-приложения предусмотрен мастер Application Client Project создания проекта клиентского приложения, в качестве точки входа имеющего Java-класс со статическим методом main() и предназначенного для работы в клиентском контейнере, который упрощает взаимодействие клиента с Java EE-сервером. Проект клиентского приложения содержит в папке METAINF дескриптор развертывания application-client.xml и экспортируется с помощью контекстного меню в готовый для развертывания JAR-файл. [97]

В качестве средств программирования серверных приложений могут использоваться как обычные системы программирования (C/C++, VisualBasic, Java и др.), так и интерпретаторы команд (UNIX-shell, REXX и др.), интерпретаторы и компиляторы сценариев на JavaScript, VBScript и Perl. [98]

Для создания клиентских и серверных расширений используются системы программирования, позволяющие создавать компоненты с использованием механизмов ActiveX или Plug-in, представленных в виде встроенных или дополнительных библиотек интерфейсов.[99]

Но не все программные средства подходят для создания как Internet, так и Intranet приложений. Единая платформа разработки приложений для Internet и Intranet от Netscape. Корпорация Netscape Communication предлагает основанную на стандартах единую платформу для разработки приложений клиент/сервер нового поколения для Internet и интрасетей. NetscapeONE поддерживает такие стандарты как HTTP, HTML, LDAP, Java. В нее включены язык JavaScript, иерархия Java-классов NetscapeInternetFoundationClasses, а также распределенная объектная модель, основанная на протоколе InternetInter-ORBProtocol (IIOP). Документацию, исходный код и NetscapeONESDK можно загрузить со страницы компании.[100]

Выводы. Разработка клиентских программ для Internet и Intranet сетей требует не только визуальной реализации интерфейса, включающую в себя различные средства разметки карт, аудио, анимации, видео, виртуальной реальности . А и системного взаимодействия между прикладной клиентской программой и сервером (основным компьютером). Internet – широко распространенная, глобальная сеть, а Intranet - внутрикорпоративная сеть, и для работки клиентских приложений требуют различных инструментальных средства. Программные средства Internet/Intranet сети представлены различными средствами эксплуатации сопровождения и разработки. К ним относятся различные редакторы, например Microsoft FrontPage или Adobe Dreamvear, программы для создания мультимедиа, например MapEdit, IntraBuilder, CafеStudio, использующее язык VRML. Различные системы программирования, например, C/C++, VisualBasic, Java и др, использующие языки JavaScript, VBScript и др. Единственной платформой для разработки клиентских приложений работы в Internet/Intranet сети является Netscape.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обобщая все выше написанное можно сказать, что клиентские программы необходимы, так как помогают избежать множества рутинных действий. С момента разделения монолитной системы клиент-сервер клиентский софт стал часть нашей жизни. Вот небольшой перечень клиентских программ, которыми мы пользуемся практически каждый день: Skype, Word, Exel, Opera, Instagram, WhatsApp Messenger и множество других. Для создания этих приложений нужны специальные программы, которые всё больше автоматизируют процессы на каждом этапе создания клиентских программ, что является альтернативой ручному написанию программы , позволяя этим сэкономить время и денежные средства.

К таким программам относятся: Visual Basic, Delphi, Outlook, Win32 SDK, Eclipse, а так же средства разработки Internet/Intranet приложений, как Microsoft FrontPage, Adobe Dreamvear, IntraBuilder, SymantecCafe и др. Все эти программы, независимо от степени автоматизации, используют языки программирования, например, Java, C++, VBA, Delphi, а так же специальные компоненты СУБД. Именно эти средства позволяют создавать все те формы автоматизации работы с различными объектами базы данных. Это может быть меню, кнопочные формы, заставка и прочее.

Создание клиентских программ может производиться на уровне поставщиков услуг, с помощю программных компонентов, которые входят в состав целого пакета разработки. На уровне программных интерфейсов, когда выбор программного средства зависит от функциональности самого клиентского приложения. Или же написание программ использующих все функциональные возможности.

Особый вид клиентских приложений представляют собой Internet/Intranet приложения. Internet – глобальная сеть, а Intranet - внутрикорпоративная. Представляющие собой мобильные апплеты, клиентские расширения и helper- программы.

При выборе программных средств создания клиентской программы следует отталкиваться от назначения программы и программного обеспечения на котором она будет работать. Далее тщательно спланировать все этапы разработки, определить структурные данные будущей программы, продумать удобный клиентский интерфейс и экранные формы. На каждом этапе разработки проводить тестирование. И если программные средства разработки выбраны правильно, то созданная клиентская программа будет работать быстро, логически последовательно и поможет сократить время на выполнение рутинных действий.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Артемьев В.И. Разработка Intranet-приложений / В.И. Артемьев // Центр Информационных Технологий,1998. URL: http://citforum.ru/internet/intranet_app/interintr_01.shtml (Дата обращения 12.04.2017).
  2. Артемьев В.И. Разработка Intranet-приложений / В.И. Артемьев // Центр Информационных Технологий. URL: http://citforum.ru/internet/intranet_app/interintr_01.shtml (Дата обращения 17.04.2017).
  3. Артемьев В.И. Инструментальные средства разработки Intranet-приложений / В.И. Артемьев // Центр Информационных Технологий. URL: http://citforum.ck.ua/internet/intranet_app/interintr_09.shtml (Дата об-ращения 17.04.2017).
  4. Артемов М. А., Чиченин А. А. Универсальные принципы прогектирования пользовательских интерфейсов // Вестник Воронежского Государственного университета. – 2011. - №2. - 115-119 с.
  5. Батин Н.В. Проектирование баз данных / Н.В. Батин - Мн.: БГУИР, 2007. – 56 с.
  6. Бричковский, В. И. Создание программного обеспечения управления информационными ресурсами Web портала виртуальной библиотеки//Менеджмент библиотек учреждений образования: Материалы IV Международной конференции (г. Витебск, 27-29 мая 2003). — Витебск, 2003. — С.13-18.
  7. Вайсфельд М. Объектно-ориентированное мышление. – СПб.: Питер, 2014. – 304 с.
  8. Гайсаров Р.Н. Автоматизированная обработка данных по геологоразведочным работам / Р.Н. Гайсаров // Вестник недровользователя. URL: http://www.oilnews.ru/8-8/avtomatizirovannaya-obrabotka-dannyx-po-geologorazvedochnym-rabotam/ (Дата обращения: 7.04.2017).
  9. Голицына О. Л., Максимов Н. В., Попов И. И. Базы данных: Учебное пособие. — М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2006. – 352 с.
  10. Грошев А. С. Информатика: Учебник для вузов / А.С. Грошев. – Архангельск, Арханг. гос. техн. ун-т, 2010. – 470 с.
  11. Гурвиц Г. А. Microsoft Access 2010. Разработка приложений на реальном примере. — СПб.: БХВ-Петербург, 2010. — 496 с.
  12. Дзюба Е. А., Шибанов С. В., Герасина А. И. Сравнительный анализ современных средств поддержки жизненного цикла информационных систем // Труды Международного симпозиума «Надежность и качество». – 2012. - том 1. – 32 – 39.
  13. Елизаров В. И., Галеев Э. Р., Мущинин А. В. Состав и структура распределенного компьютерного тренажера // Вестник Казанского технологического университета. – 2013. - №20 / том 16. – 288 – 290 с.
  14. Ермаков А. С., Аманжолова С. Т. Вопросы построения и анализа функционирования распределенной информационной вычислительной системы на примере системы дистанционного образования / А. С. Ермаков, С. Т. Аманжолова // Вестник КазНТУ им. К. И. Сатпаева. - 2009. - № 2. – 101 – 105 с.
  15. Зейналова И.Д. Современные концепции объектного программирования информационных систем // Объектные системы. – 2010. - №1 (1). - 124 – 127 с.
  16. Иванова Н. Ю., Маняхина В. Г. Системное и прикладное программное обеспечение: Учебное пособие. – М.: МПГУ, 2011. – 202 с.
  17. Информационные системы: Учебник для вузов. 3-е изд. / Ю.С. Избачков, В.Н. Петров, А.А. Васильев, И.С. Телина. – СПб.: Питер, 2011. – 544 с.
  18. Казарин С.А., Клишин А.П. Среда разработки Java-приложений Eclipse: Учебное пособие / С.А. Казарин, А.П. Клишин. – М.: Москва, 2008. — 77 с.
  19. Карпова Т. Базы данных: модели, разработка, реализации / Т.Карпова. – СПб.: Питер, 2002. – 304 с.
  20. Квинт И. Создаем сайты с помощью HTML, XHTML и CSS на 100 %. 4-е издание / И. Квинт. – СПб.: Питер, 2017 – 464 с.
  21. Кисленко Н.П. HTML. Самое необходимое / Н.П. Кисленко. – СПб.: БВХ-Петербург, 2008. – 352 с.
  22. Колисниченко Д.Н. Разработка Linux-приложений. – СПб.: БХВ - Петербург, 2012. – 432 с.
  23. Комолова Н. HTML. Самоучитель / Н. Комолова. – СПб.: Питер, 2008. – 268 с.
  24. Корнеев И.К., Машурцев В.А. Информационные технологии в управлении. — М.: ИНФРА-М, 2001. - 158 с.
  25. Кузин А. В. Базы данных: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. В.Кузин, С.В.Левонисова. — 5-е изд., испр. — М. : Издательский центр «Академия», 2012. — 320 с.
  26. Леонтьев В. П. Новейшая энциклопедия. Компьютер и Интернет 2013 — М.: ОЛМА Медиа Групп, 2012. — 960 с.
  27. Макурин Ю.Д. Сивохин А. В. Проектирование и реализация баз данных и клиентских приложений в среде MS Visual Studio.NET. Учебное пособие. – Пенза: Частная типография Тугушева, 2010 —  230 c.
  28. Марков Е.П., Никифоров В.В. Delphi 2005 для .NET / У.П. Марков, В.В. Никифоров. – СПб. – БХВ – Петербург, 2005. – 896 с.
  29. Машнин Т. С. Eclipse: разработка RCP-, Web-, Ajax- и Android-приложений на Java / Т. С. Машнин — СПб.: БХВ-Петербург, 2013. — 384 с.
  30. Михеев Р. VBA и программирование в MS Office для пользователей / Р. Михеев. – СПб.: Петербург, 2006. – 368 c.Тарников О. 3D-графика в Интернете // КомпьютерПресс. – 2000. - №8. – 180 – 182 с.
  31. Молчанова А.Ю. Системное программное обеспечение: Учебник для вузов. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2010. – 400 с.
  32. Молчанов А.Ю. Системное программное обеспечение: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2006. – 396 с.
  33. Общие сведения о программировании MAPI// Microsoft. URL: https://msdn.microsoft.com/ru-ru/microsoft-sdks-sdn.aspx#windows (Дата обращения 9.04.2017).
  34. Осипов Д. Л. Базы данных и Delphi. Теория и практика. — СПб.: БХВ-Петербург, 2011. — 752 с.
  35. Остапенко В.В. Средства разработки клиентских приложений / В.В. Остапенко // Центр Информационных Технологий. URL: http://www.booksite.ru/fulltext/1/001/005/019/glava53.htm (дата обращения: 2.04.2017).
  36. Пирогов В.Ю. Информационные системы и базы данных: организация и проектирование: учебное пособие. – СПб.: БВХ-Петербург, 2009. – 528 с.
  37. Рудикова Л.В. - Базы данных. Разработка приложений. – СПб.: БХВ-Петербург, 2006. - 496 с.
  38. Сафронов В. В., Барабанов В. Ф., Кенин С. Л. Анализ архитектуры развертывания PML систем. // Вестник Воронежского государственного технического университета. – 2011. - №10.том 7. – 69 – 73 с.
  39. Таненбаум Э., Стеен ван М., Распределенные системы / Э. Таненбаум, М. Ван Стеен. – Спб.: BHV, 2003. – 877 с.
  40. Фуфаев Э. В. Базы данных : учеб. пособие дли студ. учреждений сред, проф. образования / Э. В.Фуфаев, Д. Э.Фуфаев. — 7-е изд., стер. — М .: Издательский центр «Академия», 2012. — 320 с.
  41. Хайдаров К.А. Типы клиентов в системе клиент-сервер/ К.А. Хайдаров // Bourabai Research. URL: http://bourabai.kz/dbt/richclient.htm (дата обращения: 31.03.2017).
  42. Хогланг Г., Мак-Гроу Г. Взлом программного обеспечения: анализ и использование кода. - Вильямс, 2005. – 389 с.
  43. Шокин Ю.И., Федотов А.М. Распределенные информационные системы // Вычислительные технологии. – 1998. - № 5 / том 3. –79 – 93 с.
  1. Карпова Т. Базы данных: модели, разработка, реализации / Т.Карпова. – СПб.: Питер, 2002. – С. 201.

  2. Фуфаев Э. В. Базы данных : учеб. пособие дли студ. учреждений сред, проф. образования / Э. В.Фуфаев, Д. Э.Фуфаев. — 7-е изд., стер. — М .: Издательский центр «Академия», 2012. — С. 209.

  3. Макурин Ю.Д. Сивохин А. В. Проектирование и реализация баз данных и

    клиентских приложений в среде MS Visual Studio.NET. Учебное пособие. – Пенза: Частная типография Тугушева, 2010 — C. 65.

  4. Таненбаум Э., Ван Стеен М. Распределенные системы. Принципы и парадигмы. / Э. Таненбаум, М. ван Стеен.— СПб.: Питер, 2003. – С.43.

  5. Ермаков А. С., Аманжолова С. Т. Вопросы построения и анализа функционирования распределенной информационной вычислительной системы на примере системы дистанционного образования / А. С. Ермаков, С. Т. Аманжолова // Вестник КазНТУ им. К. И. Сатпаева. - 2009. - № 2. – С. 101.

  6. Кузин А. В., Левонисова С.В. Базы данных: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. В.Кузин, С.В.Левонисова. — 5-е изд., испр. — М. : Издательский центр «Академия», 2012. — с. 172.

  7. Корнеев И.К., Машурцев В.А. Информационные технологии в управлении. — М.: ИНФРА-М, 2001. - С.8.

  8. Пирогов В.Ю. Информационные системы и базы данных: организация и проектирование: учебное пособие. – СПб.: БВХ-Петербург, 2009. – с.30.

  9. Елизаров В. И., Галеев Э. Р., Мущинин А. В. Состав и структура распределенного компьютерного тренажера // Вестник Казанского технологического университета. – 2013. - №20 / том 16. – С. 288.

  10. Хайдаров К.А. Типы клиентов в системе клиент-сервер/ К.А. Хайдаров // Bourabai Research. URL: http://bourabai.kz/dbt/richclient.htm (дата обращения: 31.03.2017)

  11. Кузин А. В., Левонисова С.В. Базы данных: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. В.Кузин, С.В.Левонисова. — 5-е изд., испр. — М. : Издательский центр «Академия», 2012. — с. 175 – 176.

  12. Молчанова А.Ю. Системное программное обеспечение: Учебник для вузов. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2010. - С. 310.

  13. Фуфаев Э. В. Базы данных : учеб. пособие дли студ. учреждений сред, проф. образования / Э. В.Фуфаев, Д. Э.Фуфаев. — 7-е изд., стер. — М .: Издательский центр «Академия», 2012. — С. 209.

  14. Голицына О. Л., Максимов Н. В., Попов И. И. Базы данных: Учебное пособие. — М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2006. - С. 249.

  15. Хогланг Г., Мак-Гроу Г. Взлом программного обеспечения: анализ и использование кода. - Вильямс, 2005. – С. 182.

  16. Хогланг Г., Мак-Гроу Г. Взлом программного обеспечения: анализ и использование кода. - Вильямс, 2005. – С. 182.

  17. Голицына О. Л., Максимов Н. В., Попов И. И. Базы данных: Учебное пособие. — М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2006. - С. 249.

  18. Хогланг Г., Мак-Гроу Г. Взлом программного обеспечения: анализ и использование кода. - Вильямс, 2005. – С. 182 – 183.

  19. Информационные системы: Учебник для вузов. 3-е изд. / Ю.С. Избачков, В.Н. Петров, А.А. Васильев, И.С. Телина – СПб.: Питер, 2011 – С. 63.

  20. Швецов В.И. Основные этапы проектирования баз данных / В.И. Швецов // StudFiles. URL: http://www.studfiles.ru/preview/5332500/page:26/ (дата обращения: 01.04.2017).

  21. Артемов М. А., Чиченин А. А. Универсальные принципы про-гектирования пользовательских интерфейсов // Вестник Воро-нежского Государственного университета. – 2011. - №2. - С. 115.

  22. Леонтьев В. П. Новейшая энциклопедия. Компьютер и Интернет 2013 — М.: ОЛМА Медиа Групп, 2012. — С. 907.

  23. Гурвиц Г. А. Microsoft Access 2010. Разработка приложений на реальном примере. — СПб.: БХВ-Петербург, 2010. — С. 31.

  24. Информационные системы: Учебник для вузов. 3-е изд. / Ю.С. Избачков, В.Н. Петров, А.А. Васильев, И.С. Телина – СПб.: Питер, 2011 – С. 62.

  25. Гурвиц Г. А. Microsoft Access 2010. Разработка приложений на реальном примере. — СПб.: БХВ-Петербург, 2010. — С. 32.

  26. Рудикова Л.В. - Базы данных. Разработка приложений. – СПб.: БХВ-Петербург, 2006. - С. 228.

  27. Иванова Н. Ю., Маняхина В. Г. Системное и прикладное программное обеспечение: Учебное пособие. – М.: МПГУ, 2011. - С. 31

  28. Информационные системы: Учебник для вузов. 3-е изд. / Ю. С. Избачков, В. Н. Петров, А. А Васильев, И. С. Телина— СПб.: Питер, 2011. — С. 17.

  29. Рудикова Л.В. - Базы данных. Разработка приложений. – СПб.: БХВ-Петербург, 2006. - С. 228.

  30. Дзюба Е. А., Шибанов С. В., Герасина А. И. Сравнительный анализ современных средств поддержки жизненного цикла информационных систем // Труды Международного симпозиума «Надежность и качество». – 2012. - том 1. – С. 32.

  31. Гайсаров Р.Н. Автоматизированная обработка данных по геологоразведочным работам / Р.Н. Гайсаров // Вестник недровользователя. URL: http://www.oilnews.ru/8-8/avtomatizirovannaya-obrabotka-dannyx-po-geologorazvedochnym-rabotam/ (Дата обращения: 7.04.2017).

  32. Информационные системы: Учебник для вузов. 3-е изд. / Ю. С. Избачков, В. Н. Петров, А. А Васильев, И. С. Телина— СПб.: Питер, 2011. — С. 63.

  33. Колисниченко Д.Н. Разработка Linux-приложений. – СПб.: БХВ - Петербург, 2012. – С. 382.

  34. Леонтьев В. П. Новейшая энциклопедия. Компьютер и Интернет 2013 — М.: ОЛМА Медиа Групп, 2012. — С. 907.

  35. Информационные системы: Учебник для вузов. 3-е изд. / Ю. С. Избачков, В. Н. Петров, А. А Васильев, И. С. Телина— СПб.: Питер, 2011. — С. 17.

  36. Сафронов В. В., Барабанов В. Ф., Кенин С. Л. Анализ архитектуры развертывания PML систем. // Вестник Воронежского государственного технического университета. – 2011. - №10.том 7. – С. 70 - 71.

  37. Информационные системы: Учебник для вузов. 3-е изд. / Ю. С. Избачков, В. Н. Петров, А. А Васильев, И. С. Телина— СПб.: Питер, 2011. — С. 32.

  38. Дзюба Е. А., Шибанов С. В., Герасина А. И. Сравнительный анализ современных средств поддержки жизненного цикла информационных систем // Труды Международного симпозиума «Надежность и качество». – 2012. - том 1. – С. 32.

  39. Сафронов В. В., Барабанов В. Ф., Кенин С. Л. Анализ архитектуры развертывания PML систем. // Вестник Воронежского государственного технического университета. – 2011. - №10.том 7. – С. 71.

  40. Осипов Д. Л. Базы данных и Delphi. Теория и практика. — СПб.: БХВ-Петербург, 2011. — С. 273.

  41. Гурвиц Г. А. Microsoft Access 2010. Разработка приложений на реальном примере. — СПб.: БХВ-Петербург, 2010. — С. 26.

  42. Информационные системы: Учебник для вузов. 3-е изд. / Ю. С. Избачков, В. Н. Петров, А. А Васильев, И. С. Телина— СПб.: Питер, 2011. — С. 32.

  43. Информационные системы: Учебник для вузов. 3-е изд. / Ю. С. Избачков, В. Н. Петров, А. А Васильев, И. С. Телина— СПб.: Питер, 2011. — С. 32.

  44. Сафронов В. В., Барабанов В. Ф., Кенин С. Л. Анализ архитектуры развертывания PML систем. // Вестник Воронежского государственного технического университета. – 2011. - №10.том 7. – С. 71.

  45. Информационные системы: Учебник для вузов. 3-е изд. / Ю. С. Избачков, В. Н. Петров, А. А Васильев, И. С. Телина— СПб.: Питер, 2011. — С. 32.

  46. Артемьев В.И. Обзор способов и средств построения информационных приложений / В.И. Артемьев // Кафедра информационных технологий. URL: http://dit.isuct.ru/IVT/BOOKS/DBMS/DBMS7/dbms/1996/05/52.htm (Дата обращения 9.04.2017).

  47. Информационные системы: Учебник для вузов. 3-е изд. / Ю.С. Избачков, В.Н. Петров, А.А. Васильев, И.С. Телина. – СПб.: Питер, 2011. – С. 16.

  48. Остапенко В.В. Средства разработки клиентских приложений / В.В. Остапенко // Центр Информационных Технологий. URL: http://www.booksite.ru/fulltext/1/001/005/019/glava53.htm (дата обращения: 2.04.2017).

  49. Общие сведения о программировании MAPI// Microsoft. URL: https://msdn.microsoft.com/ru-ru/microsoft-sdks-msdn.aspx#windows (Дата обращения 9.04.2017).

  50. Молчанов А.Ю. Системное программное обеспечение: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2006. – С. 364.

  51. Дзюба Е. А., Шибанов С. В., Герасина А. И. Сравнительный анализ современных средств поддержки жизненного цикла информационных систем // Труды Международного симпозиума «Надежность и качество». – 2012. - том 1. – С. 35.

  52. Остапенко В.В. Средства разработки клиентских приложений / В.В. Остапенко // Центр Информационных Технологий. URL: http://www.booksite.ru/fulltext/1/001/005/019/glava53.htm (дата обращения: 2.04.2017).

  53. Пакеты SDK от Microsoft // Microsoft. URL: https://msdn.microsoft.com/ru-ru/microsoft-sdks-msdn.aspx#windows (Дата обращения 9.04.2017).

  54. Остапенко В.В. Средства разработки клиентских приложений / В.В. Остапенко // Центр Информационных Технологий. URL: http://www.booksite.ru/fulltext/1/001/005/019/glava53.htm (дата обращения: 9.04.2017).

  55. Леонтьев В. П. Новейшая энциклопедия. Компьютер и Интернет 2013 / В.П. Леонтьев. — М.: ОЛМА Медиа Групп, 2012. — С. 906.

  56. Михеев Р. VBA и программирование в MS Office для пользователей / Р. Михеев. – СПб.: Петербург, 2006. - С. 14 - 15.

  57. Молчанов А.Ю. Системное программное обеспечение: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2006. – С. 364.

  58. Артемов М. А., Чиченин А. А. Универсальные принципы про-гектирования пользовательских интерфейсов // Вестник Воро-нежского Государственного университета. – 2011. - №2. - С. 117 – 118.

  59. Леонтьев В. П. Новейшая энциклопедия. Компьютер и Интернет 2013 — М.: ОЛМА Медиа Групп, 2012. — С. 907.

  60. Информационные системы: Учебник для вузов. 3-е изд. / Ю. С. Избачков, В. Н. Петров, А. А Васильев, И. С. Телина— СПб.: Питер, 2011. — С. 18.

  61. Остапенко В.В. Средства разработки клиентских приложений / В.В. Остапенко // Центр Информационных Технологий. URL: http://www.booksite.ru/fulltext/1/001/005/019/glava53.htm (дата обращения: 2.04.2017).

  62. Рудикова Л.В. - Базы данных. Разработка приложений. – СПб.: БХВ-Петербург, 2006. - С. 1.

  63. Леонтьев В. П. Новейшая энциклопедия. Компьютер и Интернет 2013 — М.: ОЛМА Медиа Групп, 2012. — С. 907.

  64. Грошев А. С. Информатика: Учебник для вузов / А.С. Грошев. – Архангельск, Арханг. гос. техн. ун-т, 2010. – С. 343.

  65. Леонтьев В. П. Новейшая энциклопедия. Компьютер и Интернет 2013 — М.: ОЛМА Медиа Групп, 2012. — С. 907.

  66. Чу-Хатун А. Выбор API или технологий для разработки решений Outlook / А.Чу-Хатун // Office. URL: https://msdn.microsoft.com/ru-ru/library/office/gg608200(v=office.14).aspx#OLSelectAPI_FactorsMAPI (Дата обращения: 10.04.2017).

  67. Леонтьев В. П. Новейшая энциклопедия. Компьютер и Интернет 2013 — М.: ОЛМА Медиа Групп, 2012. — С. 907.

  68. Общие сведения о программировании MAPI// Microsoft. URL: https://msdn.microsoft.com/ru-ru/microsoft-sdks-sdn.aspx#windows (Дата обращения 9.04.2017).

  69. Остапенко В.В. Средства разработки клиентских приложений / В.В. Остапенко // Центр Информационных Технологий. URL: http://www.booksite.ru/fulltext/1/001/005/019/glava53.htm (дата обращения: 10.04.2017).

  70. Батин Н.В. Проектирование баз данных / Н.В. Батин - Мн.: БГУИР, 2007. - С. 43.

  71. Остапенко В.В. Средства разработки клиентских приложений / В.В. Остапенко // Центр Информационных Технологий. URL: http://www.booksite.ru/fulltext/1/001/005/019/glava53.htm (дата обращения: 10.04.2017).

  72. Михеев Р. VBA и программирование в MS Office для пользова-телей / Р. Михеев. – СПб.: Петербург, 2006. – C. 326 - 327.

  73. Остапенко В.В. Средства разработки клиентских приложений / В.В. Остапенко // Центр Информационных Технологий. URL: http://www.booksite.ru/fulltext/1/001/005/019/glava53.htm (дата обращения: 14.04.2017).

  74. Машнин Т. С. Eclipse: разработка RCP-, Web-, Ajax- и Android-приложений на Java / Т. С. Машнин — СПб.: БХВ-Петербург, 2013. — С. 19.

  75. Казарин С.А., Клишин А.П. Среда разработки Java-приложений Eclipse: Учебное пособие / С.А. Казарин, А.П. Клишин. – М.: Москва, 2008. — С. 9.

  76. Машнин Т. С. Eclipse: разработка RCP-, Web-, Ajax- и Android-приложений на Java / Т. С. Машнин — СПб.: БХВ-Петербург, 2013. — С. 20.

  77. Информационные системы: Учебник для вузов. 3-е изд. / Ю. С. Избачков, В. Н. Петров, А. А Васильев, И. С. Телина— СПб.: Питер, 2011. — С. 80.

  78. Остапенко В.В. Средства разработки клиентских приложений / В.В. Остапенко // Центр Информационных Технологий. URL: http://www.booksite.ru/fulltext/1/001/005/019/glava53.htm (дата обращения: 11.04.2017).

  79. Шокин Ю.И., Федотов А.М. Распределенные информационные системы // Вычислительные технологии. – 1998. - № 5 / том 3. – С. 80.

  80. Зейналова И.Д. Современные концепции объектного программирования информационных систем // Объектные системы. – 2010. - №1 (1). - С. 126.

  81. Артемьев В.И. Разработка Intranet-приложений / В.И. Артемьев // Центр Информационных Технологий,1998. URL: http://citforum.ru/internet/intranet_app/interintr_01.shtml (Дата обращения 12.04.2017).

  82. Бричковский, В. И. Создание программного обеспечения управления информационными ресурсами Web портала виртуальной библиотеки // Менеджмент библиотек учреждений образования: Материалы IV Международной конференции (г. Витебск, 27-29 мая 2003). — Витебск, 2003. — С.14.

  83. Марков Е.П., Никифоров В.В. Delphi 2005 для .NET / У.П. Марков, В.В. Никифоров. – СПб. – БХВ – Петербург, 2005. - C. 60.

  84. Артемьев В.И. Разработка Intranet-приложений / В.И. Артемьев // Центр Информационных Технологий. URL: http://citforum.ru/internet/intranet_app/interintr_01.shtml (Дата обращения 17.04.2017).

  85. Артемьев В.И. Разработка Intranet-приложений / В.И. Артемьев // Центр Информационных Технологий,1998. URL: http://citforum.ru/internet/intranet_app/interintr_01.shtml (Дата обращения 15.04.2017).

  86. Квинт И. Создаем сайты с помощью HTML, XHTML и CSS на 100 %. 4-е издание / И. Квинт. – СПб.: Питер, 2017 - С. 369.

  87. Артемьев В.И. Разработка Intranet-приложений / В.И. Артемьев // Центр Информационных Технологий,1998. URL: http://citforum.ru/internet/intranet_app/interintr_01.shtml (Дата обращения 15.04.2017).

  88. Квинт И. Создаем сайты с помощью HTML, XHTML и CSS на 100 %. 4-е издание / И. Квинт. – СПб.: Питер, 2017 - С. 369.

  89. Кисленко Н.П. HTML. Самое необходимое / Н.П. Кисленко. – СПб.: БВХ-Петербург, 2008. - С. 182.

  90. Артемьев В.И. Инструментальные средства разработки Intranet-приложений / В.И. Артемьев // Центр Информационных Техно-логий. URL: http://citforum.ck.ua/internet/intranet_app/interintr_09.shtml (Дата об-ращения 17.04.2017).

  91. Артемьев В.И. Разработка Intranet-приложений / В.И. Артемьев // Центр Информационных Технологий,1998. URL: http://citforum.ru/internet/intranet_app/interintr_01.shtml (Дата обращения 15.04.2017).

  92. Комолова Н. HTML. Самоучитель / Н. Комолова. – СПб.: Питер, 2008. - С. 19.

  93. Артемьев В.И. Разработка Intranet-приложений / В.И. Артемьев // Центр Информационных Технологий,1998. URL: http://citforum.ru/internet/intranet_app/interintr_01.shtml (Дата обращения 15.04.2017).

  94. Тарников О. 3D-графика в Интернете // КомпьютерПресс. – 2000. - №8. – С. 180.

  95. Артемьев В.И. Разработка Intranet-приложений / В.И. Артемьев // Центр Информационных Технологий,1998. URL: http://citforum.ru/internet/intranet_app/interintr_01.shtml (Дата обращения 15.04.2017).

  96. Грошев А. С. Информатика: Учебник для вузов / А.С. Грошев. – Архангельск, Арханг. гос. техн. ун-т, 2010. – С. 343.

  97. Машнин Т. С. Eclipse: разработка RCP-, Web-, Ajax- и Android-приложений на Java / Т. С. Машнин — СПб.: БХВ-Петербург, 2013. — С. 312.

  98. Кисленко Н.П. HTML. Самое необходимое / Н.П. Кисленко. – СПб.: БВХ-Петербург, 2008. - С. 182.

  99. Артемьев В.И. Разработка Intranet-приложений / В.И. Артемьев // Центр Информационных Технологий,1998. URL: http://citforum.ru/internet/intranet_app/interintr_01.shtml (Дата обращения 17.04.2017).

  100. 43. Артемьев В.И. Инструментальные средства разработки Intranet-приложений / В.И. Артемьев // Центр Информационных Технологий. URL: http://citforum.ck.ua/internet/intranet_app/interintr_09.shtml (Дата об-ращения 17.04.2017).