Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Современные политические режимы (Теоретические проблемы государственно-правовых режимов)

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Политические режимы, сформировавшиеся в различных государствах и в различные исторические периоды, всегда привлекали внимание как отечественных, так и зарубежных ученых. К настоящему времени сформировалось огромное количество научных исследований по данной теме. Несмотря на данный факт, многие положения данного вопроса вызывают дискуссии. Исходя из этого, вопрос типологизации политических режимов требует более глубокого анализа.

Это касается толкования самого понятия «политический режим», а также характерных черт отдельных видов политических режимов.

Кроме того, у исследователей возникает вопрос, почему, например, в похожих государствах сформировались разные политические режимы и какими причинами это вызвано.

В отношении России данная проблема имеет практический интерес, поскольку в нашем государстве на протяжении исторического развития существовали абсолютно различные политические режимы.

Понимать причины формирования того или иного государственно-правового режима необходимо для того, чтобы выработать действенные механизмы, которые помогут формировать демократические режимы и воспрепятствовать формированию тоталитарных или авторитарных порядков.

Объектом данного исследования выступают закономерности функционирования государства.

Предметом работы являются государственно-правовые режимы.

Целью курсовой работы является всесторонняя характеристика и комплексный анализ государственно-правовых режимов.

Цель предполагает решение ряда исследовательских задач:

– изучение и анализ теоретических проблем государственно-правовых режимов;

– определение понятия государственно-правового режима;

– рассмотрение основных видов государственно-правовых режимов и их черт;

– анализ особенностей государственно-правовых режимов в различных государствах;

– рассмотрение тоталитарного, авторитарного и демократического режимов на примере различных государств.

Термин «политический режим» появился на западе в XIX веке, в широкое употребление вошел в XX веке.

В 30-е годы XX века о политических режимах говорили отечественные и западные исследователи, например, П.Б.Струве, Н.А.Бердяев, П.А.Сорокин, С. Франк, Ф. Боркенау. В 40-е годы XX века появились такие труды как «Путь к рабству» Ф. Хайека, «Открытое общество и его враги» К. Поппера.

В 50-70-е годы пoявляются работы X. Арендт «Истоки тоталитаризма», К. Фридриха и 3. Бжезинского «Тоталитaрная диктатурa и aвтократия», Р. Арона «Демократия и тоталитаризм», Л. Шапиро «Тоталитаризм».

В 80-х - начале 90-х гг. вопросами государственно-правовых режимов стали заниматься в России И.М. Клямкин, Ю.Н. Дaвыдoв, Я.И. Гилинский, Н.В. Зaглaдин, К.С. Гaджиев, Э.Я. Бaтaлoв, А.В. Гoлубeв, Г.Ю. Курскoва, П.Е. Студников, Ю.Г. Сумбатян и др. Среди современных исследователей можно выделить таких как Завьялов Ю.С., Клюкина Е.А., Курскова Г.Ю., Лоскутов В. А., Лутфуллин P.P., Жилицына О.В., Мачкув Е., Раевский П.Н., Юдина Т.Ф., Мажирина А.А. и другие.

Настоящая работа выполнена на основе использования общенаучных методов познания: диалектического, функционального, системно-структурного, анализа, синтеза, индукции, дедукции, сравнения, абстрагирования и др., а также частнонаучных или специальных методов: сравнительно-исторического, формально-логического, метода правового моделирования, метода периодизации и других исторических и юридических методов.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫХ РЕЖИМОВ

1.1 Понятие государственно-правового режима

Политический режим в переводе с французского языка означает «управление».

Политический режим представляет собой то, какими методами, средствами и способами осуществляется управление в государстве.

Политический режим является составной частью формы государства, наряду с такими элементами как форма правления и форма государственного устройства.

Политический режим представляет собой совокупность средств и методов, на основании которых правящие элиты проводят экономическую, политическую, социальную и идеологическую политику в государстве.

К такой политике относятся способы и методы осуществления власти, партийная система, способы голосования, способы и принципы принятия решений. Все эти составляющие образуют конкретный политический порядок государства в определенный исторический период [4].

Под политическим (государственно-правовым) режимом, согласно Ж.-Л. Кермонну, следует понимать «совокупность элементов идеологического, институционального и социологического порядка, которые способствуют формированию политического управления данной страны на известный период» [18].

В современной английской литературе данный термин употребляется с отрицательной оценкой. Им обозначают авторитаризм. Центральной чертой понятия «политический режим» является конкретный метод осуществления политической власти.

Кроме того, важным признаком является степень участия граждан в управлении государством, а также тем, есть ли в обществе политический

плюрализм и политическая свобода. Также оценивается фактическое состояние правового статуса личности. Сам термин «политический режим» впервые прозвучал на Западе в XIX веке.

В общее употребление термин вошел во второй половине XX века. Основными видами государственно-правовых режимов являются авторитарный, тоталитарный и демократический режимы, а также исследователи выделяют их разновидности.

Ученые в области теории государства и права в настоящее время насчитывают в мире около 140-160 различных политических режимов. Не все они значительно отличаются.

В связи с этим и сформировалось множество подходов к классификации политических режимов.

В американской политологии чаще употребляется термин «политическая система», который считается шире по смыслу. Кроме того, наряду с термином «политический режим», используется термин «государственно-правовой режим». Термин «государственно-правовой режим» уже понятия «политический режим», так как оно не включает различные политические идеи, господствующие в обществе, степень реализации прав и свобод граждан и политические организации внутри страны.

В российской юридической науке к термину «государственный режим» есть два подхода. В широком смысле термин «политический режим» отождествляется с термином «политическая система».

Сторонники этой концепции считают, что политический режим шире, чем система власти и способы и методы управления обществом и государством. В узком смысле, данный термин употребляется для определения совокупности приемов, способов, форм и методов осуществления государственной власти.

В науке теории государства и права традиционно считается, что политический режим – самая главная составляющая формы государства, так как она влияет на два других элемента (форму правления и форму государственного устройства).

В настоящее время некоторые исследователи отмечают то, что на современном периоде исторического развития составные элементы формы государства не имеют влияния друг на друга. Форма правления и форма государственного устройства – это внешнее выражение государства.

Политический режим – это внутреннее выражение черт конкретного государства. Считается, что исторически первой формой политического режима является деспотия.

Деспотия – в переводе с греческого языка – неограниченная власть. Это такой политический режим, при котором вся полнота государственной власти принадлежит единственному правителю – монарху.

Деспотия считается разновидностью авторитаризма. Первые деспотии возникли в древневосточных государствах – Древнем Египте, Древней Месопотамии, Ассирийской империи и прочих. Деспотия предполагает полное бесправие населения государства, отсутствие любых прав и свобод, а также жесткое пресечение выражений любого несогласия.

В современной науке выделяют два подхода к определению политического режима: институциональный и социологический.

Институциональный подход иначе называется политико-правовым или формально-юридическим. В его рамках основное внимание уделяется процедурным, формально-юридическим характеристикам функционирования системы политической власти.

При использовании институционального подхода понятие политического режима сближается или даже сливается с понятиями формы правления или государственного строя.

Институциональный подход традиционно был характерен для французского государствоведения. Исходя из него, выделялись следующие виды политических режимов:

  1. Режим слияния властей — абсолютная монархия.
  2. Режим разделения властей — президентская республика.
  3. Режим сотрудничества властей — парламентская республика.

Постепенно эта типология стала рассматриваться как дополнительная. Считается, что в ней классифицируются не столько режимы, сколько типы правительственных структур.

Г. Лассуэлл, американский политолог, считал, что политический режим – это есть не что иное, как способ легитимизации политической власти. По его мнению, политические режимы представляют собой образцы политических форм, функционирующие для того, чтобы свести к минимуму элемент принуждения в политическом процессе.

Таким образом, режим связывается с конституционной формой, а неконституционным формам правления (диктатура) отказывается вправе считаться политическими режимами.

При рассмотрении политического режима с точки зрения социологического подхода, главное внимание уделяется происхождению власти и социальным условиям ее функционирования. Также оцениваются и осмысляются связи между обществом и государством. Политический режим рассматривается как баланс между интересами общества и государства.

В основе каждого режима лежит система социальных связей. Поэтому политический режим не изменить сменой действующего законодательства и принятием новых нормативно-правовых актов. Для смены политического режима необходимо предварительно сменить сложившиеся общественные устои.

Социологический подход к определению политического режима приводит к слиянию и отождествлению данного термина с термином «политическая система».

Ярким представителем данного направления является французский политолог М. Дюверже. Исследователь рассматривал политический режим как структуру правления, тип человеческого общества, отличающий одну социальную общность от другой [12]. Его последователем является Ж.-Л. Кермонн, чье определение было приведено выше.

В рамках социологического подхода в настоящее время появилось значительное многообразие различных исследовательских стратегий и вариантов типологизации политических режимов.

Базовым подходом к типологизации политических режимов считается выделение демократического, авторитарного и тоталитарного политических режимов.

Термин политический режим оказывается частью категориального аппарата конституционного права.

В рамках институционального подхода определяется разница между терминами политический режим и государственный режим.

Таким образом, понятия государственно-правовой и политический режим можно отождествить и определить, как совокупность приемов, способов и методов, а также форм осуществления государственной власти. Также данный термин включает различные политические концепции, взгляды и традиции, сложившиеся в обществе.

Если рассматривать указанные категории с точки зрения их различий, то можно сказать, что термин «политический режим» по своему смысловому содержанию является более широким.

Основные виды государственно-правовых режимов и их черты

В самом общем виде все государственно-правовые режимы можно подразделить на демократические и недемократические (антидемократические) режимы.

Демократические политические режимы в настоящее время присутствуют в большинстве государств.

Демократический режим – такой политический режим, при котором власть принадлежит народу прямо либо через представителей.

Демократический режим или демократия буквально с греческого означает «народовластие».

Характерной и главной чертой демократического режима является принятие государственных решений через народ. По сути, единственным источником власти в демократическом государстве является народ (прямо либо через представителей).

На современном этапе исторического развития человеческого общества демократии свойственные особые черты. К ним относится определение руководителя государства народом, посредством выборов; единственным законным источником власти является народ; общество - самоуправляемая структура.

Особым видом демократии является представительная демократия. Она предполагает исполнение властных полномочий через представителей, избранных народом (в России – это, например, депутаты Государственной Думы).

Понятие «демократический государственно-правовой режим» тесно связано с понятием «правовое государство».

Правовому государству присущи следующие черты.

Во-первых, высшей ценностью такого государства является человек с его правами и свободами. Права его неотчуждаемы и гарантируются этим государством.

Кроме того, в правовом государстве реализуется принцип разделения властей и система сдержек и противовесов.

В настоящее время абсолютно демократических режимов не существует, а идеал демократического государства закреплен в современных конституциях.

Среди недемократических политических режимов исследователи выделяют, как правило, авторитарные, тоталитарные, фашистские, нацистские, деспотические и прочие (см. Приложение 1).

Авторитаризм в буквальном переводе с латинского означает «власть», «влияние». Данное понятие было впервые использовано в работах Франкфуртской школы неомарксизма. Оно означало набор особых социальных черт политической культуры и массового сознания. Авторитаризм понимают в двух смыслах.

Во-первых, как социально политическую систему, которая основывается на подчинении личности государству или его лидерам. Во-вторых, авторитаризм понимают, как социальную установку или черту личности, при которой принято полагать, что в обществе должна существовать строгая преданность, беспрекословное подчинение людей авторитетам и властям.

Авторитарный режим предполагает еще и такие черты, как отсутствие свободных выборов. Авторитаризм, как правило, характеризуется захватом власти и диктатурой политического лидера.

Термин «тоталитаризм» появился в 20-е годы XX века для обозначения режима Бенито Муссолини в Италии в работах итальянских политиков и публицистов Джованни Джентиле[1] и Джованни Амендола. Их целью было указать отличия от других деспотических режимов (деспотизма, тирании и т.д.). В статье «Доктрина фашизма»[2], написанной Б.Муссолини, автор рассматривает государственный режим в Италии в межвоенный период и называет его тоталитаризмом.

Тоталитаризм, по его мнению, это общество, в котором государственная идеология оказывает решающее влияние на граждан: «Tutto hello Stato, niente al di fuori dello Statto, nulla contro lo Statto».[3]

Муссолини и его сторонники придавали термину «тоталитаризм» положительную окраску, высшей ценностью в их работах считается тоталитарный дух, тоталитарная воля и тоталитарное государство.

Первые попытки целостного осмысления данного явления были предприняты отечественными и западными исследователями в 30-е гг., такими как П.Б. Струве, Н.А. Бердяевым, П.А. Сорокиным, С. Франком и др.

Первым исследователем, посвятившим свой труд тоталитаризму, является Ф. Боркенау в работе «Тоталитарный враг»[4], 1939 года издания.

Комплексное изучение западными исследователями тоталитарного режима получило развитие в 40-е годы и продолжилось в последующем.

За основу был взят сравнительный анализ режимов фашистской Италии, нацистской Германии и коммунистического СССР.

В 40-е гг. появились такие труды как «Дорога к рабству»[5] Ф. Хайека, «Открытое общество и его враги»[6] К. Поппера.

Именно с 40-х гг. термин «тоталитаризм» стал широко употребляться в политологии и приобретать негативные черты. В 1946 г., вместе с Фултоновской речью Черчилля, началась «холодная война», проявившаяся в противоборстве двух систем в политическом, экономическом и идеологическом плане. Концепция тоталитаризма заняла в нем центральное положение и была противопоставлена демократическим ценностям Запада.

В 50-е гг. в западной политологии происходит становление, тaк называемой, «классической» теории тоталитаризма. Трактовка термина «тоталитаризм» на Западе была дана в законодательстве Соединенных штатов (например, в законах «Об эмиграции и гражданстве» 1952 года и «О борьбе с коммунизмом» 1954 года).

В соответствии с ними, чертой тоталитарного государства является присутствие единой, обладающей диктаторской властью, политической партии. Эта партия срослась с аппаратом государства.

Еще одной чертой является подавление любой оппозиции, в том числе и вооруженным способом. Кроме того, не признаются государством основные права и свободы.

В 1952 году в Соединенных штатах произошло совещание, где обсуждались проблемы тоталитаризма. На данном совещании окончательно оформилась вся концепция тоталитаризма, были разработаны основные его черты. Тоталитарное общество – закрытое общество, в котором все, даже воспитание детей, находится под контролем государства [4].

Среди работ, относящихся к 60-70-м годам, можно отнести работы Р. Арона «Демократия и тоталитаризм»[7], Л. Шапиро «Тоталитаризм»[8].

На вторую половину 80-х - начало 90-х гг. приходится становление «тоталитаристики» в России. Это было связано с необходимостью научного переосмысления прошлого, особенно периода 30-х - начала 50-х годов, связанного с именем И. В.Сталина.

Происходит также знакомство российских исследователей с трудами зарубежных авторов, которые переводят на русский язык. Отечественные исследователи стали строить свою работу уже с учетом опыта, накопленного зарубежными авторами.

В России концепцию тоталитаризма активно разрабатывали Ю.Н. Дaвыдoв, Я.И. Гилинский, Н.В. Зaглaдин, К.С. Гaджиев, Э.Я. Бaтaлoв,

А.В. Гoлубeв, Г.Ю. Курскoва, П.Е. Студников, Ю.Г. Сумбатян и другие.

В конце 80-х гг. в РСФСР прошла конференция под эгидой «Тотaлитaризм как исторический фенoмен». На ней обсудили основные проблемы, связанные с феноменом тоталитаризма. Материалы конференции были опубликованы в сборнике «Тоталитаризм как исторический феномен»[9].

В начале 90-х гг. в свет вышел основательный труд сотрудников института всеобщей истории РАН «Тоталитаризм в Европе XX века». Данная работа показывает феномен тоталитаризма в комплексном и полном освещении.[10]

Монография содержит главы, посвященные истории тоталитаризма в СССР, Германии, Италии; положению религии и искусства в условиях тоталитаризма; тенденциям тоталитаризма в Испании, Португалии, Восточной Европе и др.

На сегодняшний день проблематика тоталитаризма продолжает активно разрабатываться.

В политико-исторических трудах данное явление рассматривается с различных сторон. Среди современных исследователей можно выделить таких, как Завьялов Ю.С.[11], Клюкина Е.А.[12], Курскова Г.Ю.[13], Лоскутов В. А.[14],

Лутфуллин P.P.[15], Жилицына О.В.[16] и др.

Но в последнее время отсутствуют серьезные, комплексные исследования на эту тему. Сегодня термин «тоталитаризм» рассматривается неоднозначно, проблематика продолжает активно разрабатываться.

В политико-исторических трудах данное явление рассматривается с различных сторон.

Некоторые ученые рассматривают тоталитарный режим как власть Сталина в СССР [2]. Другие применяют термин к характеристике политических режимов в Германии и Италии [37]. Отдельные авторы вообще отрицают существование в истории такого явления, как тоталитарный политический режим.

В частности, британские ученые пишут, что «тоталитаризм есть абстракция, под которую не подходит ни одно реальное государство» [44]. Присутствуют отрицательные оценки тоталитарного режима, вплоть до того, что тоталитаризм играл исключительно деструктивную роль [21].

Но все больше можно слышать точки зрения о том, что тоталитаризм явление неоднозначное, и что именно он способствовал восстановлению СССР после революции и гражданской войны [26].

Существует определение тоталитарного режима, как режима жесткого насилия репрессий, которые характеризуют политический строй государства. Этой позиции придерживается Х. Арендт. По ее мнению, тоталитарный режим является системой массового террора, обеспечивающего в стране атмосферу всеобщего страха [2].

Схожа с ней позиция и Н.А. Власенко, который определяет тоталитаризм как режим, при котором государство осуществляет всеобъемлющий контроль над обществом и опирается на применение насилия или угрозу его применения [9].

Такое определение тоталитаризма раскрывает лишь одну его сторону – применение насилия и репрессий, но нельзя при этом не упоминать и о других не менее важных чертах.

Другую позицию высказывает А.А. Мажирина: «Тоталитаризм в своем идеальном виде – это ничем не ограниченная власть, это работа всего общества как предельно отлаженного механизма на достижение единой цели» [27].

Наиболее распространенная позиция - это толкование термина «тоталитаризм» как политический режим, где присутствует абсолютный контроль государства над всеми сферами жизни общества. Данной позиции придерживаются Н.И. Матузов, А.В. Малько[17], В.С. Ковалев[18], А.Б. Венгеров[19].

Они раскрывают данный термин как крайнюю форму авторитарного режима с «всеохватывающей, все контролирующей, всепроникающей властью».

На мой взгляд, тоталитарное государство – это в первую очередь диктаторское государство.

Относительно области применения термина следует отметить следующее: на сегодняшний день понятием «тоталитаризм» или тоталитарный государственно-правовой режим обозначают режимы: Адольфа Гитлера в Германии, Иосифа Сталина в СССР, Бенито Муссолини в Италии.

Чертами, характерными для тоталитаризма, также обладали режим генерала Франко в Испании, Ким Ир Сена и Ким Чен Ира в КНДР, Пиночета в Чили, Салазара в Португалии, Хо Ши Мина во Вьетнаме и другие.

Таким образом, можно сделать вывод, что понятие тоталитаризм применяется для определения одной из форм государственно-правовых режимов, где государству принадлежит главная роль и ему подчинены все сферы жизни человека и общества.

Классическими тоталитарными государствами принято считать гитлеровскую Германию и сталинский СССР. Но тоталитарному государственно-правовому режиму присущи особые черты.

В настоящее время существуют тоталитарные государства. В качестве примера можно привести политический режим Северной Кореи (КНДР). В настоящее время туда ограничены даже туристические поездки.

2. ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫХ РЕЖИМОВ В РАЗЛИЧНЫХ ГОСУДАРСТВАХ

2.1 Тоталитарный режим

Тоталитаризм как особый государственно-правовой режим возник в 20-е гг. в Италии, его создал Б. Муссолини и его соратники.

На тот момент Италия находилась в глубоком кризисе: после войны подорвана экономика, резко упал уровень жизни населения, а попытки властей вывести страну из кризиса не давали результатов.

Среди населения возникло недовольство, и на фоне этого быстро разрослось новое – фашистское движение, стремившееся соединить идею национального спасения с идеей социальной справедливости. Это было массовое радикальное движение правой ориентации.

Придя к власти, Муссолини начал наступление на демократические институты в государстве. Все ветви власти оказались сосредоточены в одних руках. Под контроль партии и государства попали профсоюзы. Вслед за политической сферой контроль государства распространился и на экономику.

Д. Джентиле утверждал, что «фашистское государство – это и есть квинтэссенция тоталитаризма» [11].

Утверждение гитлеровских порядков в Германии несколько усилило интерес к феномену тоталитаризма, так как национал-социализм и фашизм во многом перекликались. Но, в отличие от фашизма, национал-социализм имел более внушительную идеологическую базу.

Бурный всплеск интереса к феномену тоталитаризма пришелся на 50-60е годы, в этот период в зарубежной историографии появляются «классики» тоталитаризма.

Авторы, исследователи тоталитаризма, в этот период дают развернутую характеристику данному государственно-правовому режиму, при этом выделяют его конкретные черты, взаимно дополняя друг друга.

К ним следует отнести труды таких крупных ученых, как Ф. Хайека «Дорога к рабству», К. Поппера «Открытое общество и его враги», Х. Арендт «Истоки тоталитаризма», К. Фридриха и З. Бзежинского «Тоталитарная диктатура и автократия» и другие.

Первая попытка дать развернутую характеристику тоталитаризма была предпринята Х. Арендт в работе «Истоки тоталитаризма», изданной в 1951 году. Данный академический труд рассматривает массовый террор, связанный с Холокостом и ГУЛАГом.

Основой тоталитаризма является наличие официальной идеологии, которая пыталась вмешаться во все стороны жизни общества и человека. Идеология заменяла религию и делала жителей этой страны беззащитными перед государством.

По мнению Х. Арендт, итальянский фашизм - это классический образец тоталитаризма [2].

В свою очередь нацизм и сталинизм имеют существенные отличия от тоталитаризма. Здесь государство находилось под полным, всесторонним и тотальным контролем со стороны одной политической партии, представляющей либо нацию, как в Германии, либо социальный слой (пролетариат), как в СССР. Фашизм же в Италии при Б. Муссолини ставил государство над партией.

Особо нужно подчеркнуть, что Х. Арендт не считала ленинский режим тоталитарным.

Таким образом, по мнению Х. Арендт, тоталитаризм – это такое государство, которому присущ массовый террор, обеспечивающий состояние всеобщего тотального, пронизывающего все общество контроля и запугивания граждан. Она считала, что тоталитарное общество как бы находится под властью «вдохновителей и организаторов» системы террора.

Широкое распространение в 50-е годы получила концепция тоталитаризма К. Фридриха и З. Бзежинского.

Основная заслуга исследователей состоит в том, что они в 1956 г. в совместной работе «Тоталитарная диктатура и автократия» выделили основные черты тоталитаризма: в тоталитарном государстве присутствует развернутая идеология, которая опирается на официальную доктрину. Она охватывает все жизненно важные стороны человеческой жизни, и ее придерживаются все граждане тоталитарного государства; в стране существует только одна политическая партия; нет политического плюрализма. Эта партия возглавляется, как правило, одним человеком или «диктатором». Партийный аппарат состоит из относительно небольшой части населения (до 10%). Партия предана идеологии и готова способствовать ее распространению. Она строго иерархична и олигархична, стоит над государственным аппаратом либо срастается с ним [37].

Американские теоретики видели роль идеологии в формулировании главной целевой установки всего политического режима: отрицание существующего общества, стремление к его полному разрушению в период реализации своего социального идеала [42].

Кроме того, в тоталитарном государстве присутствует система террористического полицейского контроля, которая поддерживает партию и осуществляет надзор над ней самой, в интересах «вождя».

При тоталитаризме присутствует всеобъемлющий контроль партии над всеми средствами массовой информации в государстве – прессой, радио, кино. То есть в государстве существует строгая цензура. Государственный аппарат осуществляет полный контроль над всеми вооруженными силами.

Партия осуществляет контроль и централизованное руководство над экономикой в государстве. В СССР была такая система экономики – командно-административная или плановая [25].

Исследователи, с помощью сравнения фашистского режима и СССР времен Сталина, выделили самые существенные черты тоталитарного государства, что сделало их концепцию наиболее популярной.

Развернутую характеристику феномена тоталитаризма дает французский философ-гуманист Р. Арон в работе «Демократия и тоталитаризм» [3]. Он выделяет пять черт, присущих тоталитаризму. Первая черта – наличие государственной идеологии. В тоталитарном государстве присутствует идеология, выдвинутая правящей партией, которой она придает статус неоспоримого авторитета и государственной истины. При этом в государстве доступ к политической власти имеет только одна партия. У власти в руках находится полная власть на информацию. Все средства воздействия на умы людей находятся в руках государства.

Возможно создание специальных централизованных организаций телерадиовещания. Радио, телевидение, печать и другие СМИ находятся в руках тоталитарного государства. В экономической сфере все то же самое. Вся экономика, все виды производства и деятельности находятся под контролем государства. Они являются частью государства.

Все виды деятельности носят черты господствующей идеологии. Присутствует террор в области идеологии. Любое незначительное нарушение в любом виде деятельности трактуется как неуважение к идеологии и преступление. За это могут привлечь к серьезной ответственности. Это становится оружием в руках власти и средством террора. За подобные нарушения могут последовать различные санкции, в том числе и идеологические (отстранение от участия в партийной жизни).

В СССР присутствовало преступление, которое назвалось «антисоветская пропаганда» [31].

Р. Арон в своем труде сравнивает итальянский фашизм, советский коммунизм и немецкий национал-социализм. Все эти режимы автор считает тоталитарными.

Основным признаком, объединяющим все эти режимы, ученый выделяет наличие правящей партии. Он пишет: «Режимы стали тоталитарными не в силу какого-то постепенного развития, а на основе первоначального стремления коренным образом преобразовать существующий порядок в соответствии со своей идеологией. У революционных партий есть общие черты, которые приводят к тоталитаризму, есть масштабность устремлений, радикальность позиций и выбор самых крайних средств» [3].

Что касается истоков или причин утверждения тоталитаризма в тех или иных государствах, то следует обратиться к одноименной работе Х. Арендт «Истоки тоталитаризма».

По ее мнению, истоки коренятся в антисемитизме и национализме. В этой связи она выделяет два типа национализма. Первый тип – конкретный национализм. Ему присущи следующие черты: привязанность к особым ценностям (территория, достижения истории или науки и прочее) и абстрактно-метафизический национализм (основывается на идее борьбы и захвата) [2].

Об истоках тоталитаризма писал нобелевский лауреат по экономике Ф. Хайек в работе «Дорога к рабству», которая появилась в свет в 1944 году.

Автор, уже во время второй мировой войны, предупреждает демократические западные страны, что они, сами того не осознавая, уже вступили на «дорогу к рабству». Доказательством он считал распространение государственного регулирования военной экономики. Это регулирование государством давало высокие результаты.

По его мнению, появление тоталитарных режимов после Второй мировой войны, командно-административная (плановая) экономика приведет к скорому восстановлению национального хозяйства всех государств.

Автор считал, что истоки тоталитаризма лежат в социалистических идеях. По его мнению, тоталитаризм не был реакцией на социалистические идеи довоенного времени, а являлся его логичным продолжением.

Истоки тоталитаризма автор видит уже в коллективизме, а также в любой попытке подчинить человека общественным интересам. Он акцентирует внимание на том, что тоталитаризму присуща поддержка коллективных интересов (например, нации - нацизм, государства – фашизм, пролетариат - коммунизм) в ущерб интересам отдельного гражданина [38].

Отсюда вытекают характерные черты тоталитарных режимов: наличие системы подавления, тотальный контроль государства над жизнью граждан, отрицание ценности человеческой личности, наличие цензуры. Ф. Хайек выделил два вида тоталитаризма: «возможный» и «действительный» - оба они обладают опасностью.

К вопросу об истоках тоталитаризма обращался К. Поппер в своём труде «Открытое общество и его враги», изданном в 1945 году. Он считал, что в основе тоталитаризма лежит определенный вид историцизма. Автор писал, что существующие в мире тоталитарные общества опираются на одну из двух версий историцизма, дающих свои тоталитаризмы. [32]. Он разграничивал режимы на правые и левые (см. Приложение 2).

В дальнейшем понятие тоталитаризма уточнялось.

Х. Линц в 70-е годы XX в. проанализировал и отметил следующие признаки тоталитаризма. Тоталитаризму присуща централизованная система государственной власти; правящий класс не отвечает не перед кем; правящая партия не может быть лишена власти никаким способом; она в таком государстве одна, цельная и имеет монопольную и хорошо разработанную идеологию; присутствует идея особой исторической роли партии (нации) [30].

Идеология определяет политику партии. Государство устанавливает рамки, за которыми критика политического режима подлежит преследованию и привлечению к ответственности. Идеология приобретает положения, которые трактуют все события объективной реальности. Кроме того, идеология трактует их универсально. Политические и социальные задачи решаются гражданами при четком направлении их партией.

В концепцию тоталитаризма свою лепту внес М. Кертис в работе «Тоталитаризм», появившейся на свет в 1980 году. Он пишет, что тоталитаризм – особый вид политического режима, который имеет место быть только в современности. В век массовой демократии тоталитарное государство держит население под контролем с помощью разнообразных средств, в особенности применением террора. М. Кертис называет тоталитаризм «тоталитарным синдром» [43]. Как и другие авторы, он выделяет особые черты.

Тоталитаризму присуща официальная идеология. Ее целью является построение политического и социального порядка, а также создание нового типа личности.

Государство стремится установить монопольную власть - контроль над личной жизнью индивидов с целью обеспечения тоталитарного конформизма. Тоталитаризму присущ террор и наличие политической полиции. В тоталитарном государстве происходит жесткая централизация власти, запрещена любая оппозиция правящей партии.

При этом органы государственной власти в своих действиях и терроре неподотчетны никому. Структура партии строго иерархична. Государственные органы состоят из членов правящей партии.

В обществе личные интересы подменены общественными. Все делается на благо общества и совместного будущего. Средства массовой информации находятся в руках власти и подконтрольны ей. Образование находится под влиянием идеологии.

В государстве нет свободных выборов. Они могут выглядеть внешне как демократические. Контроль над армией и всеми видами оружия находится в руках государства. Граждане, как правило, не имеют права выезда за пределы государства. Это может повлечь инакомыслие. Чтобы съездить за границу необходимо иметь хорошие характеристики и получить разрешение.

Экономика является командно-административной и находится под полным контролем государства. Огромный авторитет имеет личность главы государства – вождя [40].

В Советском Союзе очень сильно был распространен культ личности И. Сталина. В кабинете каждого руководителя и должностного лица висел его портрет. И. Сталин умер в 1953 году, по всей стране люди плакали, вся страна погрузилась в траур.

Таким образом, можно сделать вывод, что тоталитаризм обладает своими особыми чертами. Среди гласных признаков тоталитаризма можно выделить: централизацию власти, сращивание партийного и государственного аппаратов, власть находится в руках одной политической партии. В науке и в образовании, и в личном сознании каждого господствует единая государственная идеология, как правило, закрепленная в основных законах государства; присутствует культ личности вождя; экономика командно-административная, контролируется из центра, и прочее.

Государство при тоталитаризме стремится к господству над обществом в целом и над каждой отдельной личностью.

Все законы в государстве созданы для его блага и идеологизированы. Реальные права и свободы граждан отсутствуют, хотя они могут быть провозглашены в законодательстве. Государство разворачивает систему террора как физического, так и психологического.

Тоталитарный режим возникает в государствах при воздействии целого комплекса причин, кроющихся во всех сферах жизни общества.

Установление тоталитарных режимов в различных государствах имеет свои национальные особенности (например, режимы СССР и нацистской Германии).

Изучению тоталитарного режима в СССР уделялось много внимания. Исследования на данную тему выходили в свет за рубежом еще с 30-х гг. В России осмысление тоталитарного прошлого началось лишь в 90-е гг., после распада Советского Союза.

Определить хронологические рамки тоталитаризма в СССР затруднительно, но многие авторы считают, что истоки этого явления были заложены революцией 1917 г., а распад тоталитарного режима произошел одновременно с распадом СССР в 1991 г., но пережитки его остаются и сейчас [36].

Рассматривать этот огромный период и прослеживать эволюцию феномена тоталитаризма нецелесообразно, поэтому авторы останавливаются лишь на том периоде, в котором ярко видны характерные для этого явления черты. «Классический» тоталитаризм сформировался в СССР в 30-е гг.

Как правило, исследователи связывают появление тоталитаризма с властью Сталина в СССР, к ним можно отнести Х. Арендт, К. Фридриха и З. Бжезинского, И.М. Клямкина, Ю.Н. Дaвыдoва, Я.И. Гилинского, Н.В. Зaглaдина, К.С. Гaджиева, Э.Я. Бaтaлoва, А.В. Гoлубeва, Г.Ю. Курскoву, П.Е. Студникова, Ю.Г. Сумбатян и др.

Во-первых, в рассматриваемый период наблюдался наивысший размах репрессий. Со времен гражданской войны расправы с идейными и политическими противниками для большевиков были обычной практикой. Но с конца 1920-х гг. масштабы репрессий начали стремительно расти. Их обоснованием стал выдвинутый Сталиным тезис «о неизбежности обострения классовой борьбы в стране» по мере развития процесса строительства социализма [13].

Мотивы и характер репрессий менялись. В 1928-1929 гг. прошел ряд процессов – Шахтинское дело, дела Промышленной и Трудовой крестьянской партии и др. По обвинению во вредительстве и созданию контрреволюционных организаций были осуждены многие ученые-экономисты, управленцы и инженеры из числа «буржуазных специалистов», т.е. людей, получивших образование до революции. Всего за 1928-1932 гг. в результате чистки государственного аппарата было уволено почти 140 тыс. человек, многие из них арестованы. На специалистов возлагалась вина за возникшие трудности, падение уровня жизни населения. На освободившиеся должности пришли выдвиженцы из рабоче-крестьянской среды, получившие минимальное образование и готовые безоговорочно выполнять полученные сверху поручения.

В годы первой пятилетки репрессии приобрели экономический характер. Раскулаченные крестьяне-единоличники, голодающие колхозники, осужденные за «колоски», стали резервом дешевой и бесправной рабочей силы. С 1930 г. «трудовая армия», состоящая из людей, направленных в лагеря, росла. Постоянные ужесточения законодательства позволяли пополнять лагеря рядовыми гражданами за малейшие повинности [25].

Своего апогея репрессии достигли в 1935 - 1938 гг. после убийства руководителя Ленинградской партийной организации С.М. Кирова. Обстоятельства и мотивы этого убийства остаются спорными, однако оно создало предлог для ужесточения законодательства. Был принят упрощенный порядок (без участия прокурора и защитника) рассмотрения дела о террористических актах и контрреволюционных организациях. Приговоры выносились без права обжалования и исполнялись незамедлительно. Главным основанием вынесения приговора стало личное признание подозреваемого. Работа следствия свелась к его получению любой ценой, при этом разрешались пытки и избиения. Законы допускали применение смертной казни даже к детям, начиная с 12-летнего возраста. Членов семей, осужденных «врагов народа» без суда, ссылали в лагеря, ущемляли их в гражданских правах [35].

Точное количество жертв репрессий не установлено до сих пор. По примерным подсчетам оно составляет более 800 тыс. человек. Лагеря прошли около 18 млн. человек, из которых более одной пятой были наказаны по политическим статьям [7].

В 1935 - 1938 гг. репрессии обрушились на руководящие кадры партии и государства. В августе 1936 г. прошли судебные процессы по делу над соратниками В.И. Ленина – Г.Е. Зиновьевым и Л.Б. Каменевым. Из 1967 делегатов XVII съезда ВКП (б), представляющих собой верхушку партии, было репрессировано 1108, хотя съезд поддерживал линию политики Сталина.

В 1937-1938 гг. руководство (около 90%) Красной армии во главе с маршалом М.Н. Тухачевским подверглось репрессиям. Около 10 тысяч офицеров были брошены в лагеря или казнены. Впоследствии более половины были реабилитированы. Многие ведущие ученые и конструкторы оказались пленниками ГУЛАГа [6].

В марте 1938 г. к смертной казни были приговорены Н.И. Бухарин, А.И. Рыков и их сторонники. На судах, после пыток все они признавали себя иностранными шпионами, участниками заговора против СССР.

Таким образом, в 30-е гг. был практически уничтожен весь аппарат власти и управления, сложившийся в 20-е гг.

Причины репрессий до сих пор вызывают дискуссии в историографии. Современники из белой эмиграции видели в них контрреволюционный переворот. По мнению Л.Д. Троцкого, все эти репрессии были связаны со становлением нового правящего класса в СССР – высшего звена чиновников и управленцев, узурпировавших право распоряжения собственностью, формально считавшейся общественной. Некоторые западные ученые рассматривали перемены в политической и экономической жизни СССР 20-30-х гг. под углом зрения исторических традиций России, попыток модернизаций, осуществлявшихся сверху самыми жесткими методами (например, как реформы Петра I) [35].

Происходило создание сталинской централизованной системы власти и управления обществом. 5 декабря 1936 г. была принята новая Конституция СССР. Она зафиксировала решение задач построения социалистического общества. В ней подчеркивалось, что в СССР утвердилась общественная собственность на средства производства (государственная, колхозно-кооперативная), исчезли основы эксплуатации человека человеком, присвоения чужого неоплачиваемого труда. Отменялись все ранее существовавшие ограничения избирательных прав, признавались основные демократические свободы – слова, печати, собраний, декларировалось равенство граждан перед законом. Подтверждались все права союзных республик, вплоть до выхода из СССР [45].

По конституции руководящая роль в обществе принадлежала Коммунистической партии, направляющей работу всех государственных и обществен-

ных организаций трудящихся. Деятельность, ведущая к ослаблению влияния ее идеологии, созданию оппозиционных партий, рассматривалась как антиконституционная и преступная.

Органом осуществления политической власти провозглашались Советы, но выборы в них проходили под контролем партии. Реальным центральным звеном власти в СССР оставалась ВКП (б), внутренние нормы жизни которой фиксировались в Уставе партии.

Основным принципом ее построения был демократический централизм. Он означал, что до принятия решения руководящими органами партии допускается свободное обсуждение вопросов. Но в то же время запрет фракционной деятельности, контроль над СМИ заранее предполагали исход дискуссий. Решающую роль играла позиция высшего руководства партии [39].

Назначением и смещением государственных служащих ведали партийные инстанции, они же определяли задачи внешней и внутренней политики. Сталин исходил из того, что концентрация власти в одних руках должна соответствовать централизованно управляемой экономике.

В партии и в обществе насаждался культ личности Сталина - восхваление лидера, создание такой обстановки в стране, когда все успехи общества связываются исключительно с его деятельностью. И.В. Сталину приписывались все достижения в развитии советского общества. Допущенные же просчеты характеризовались как козни «врагов народа».

Система государственного контроля над издательской деятельностью, производством фильмов позволяла популяризировать среди народа взгляды и идеи руководителей партии.

В сфере образования особое значение придавалось общественно-политическим дисциплинам. Написанная под личным контролем Сталина книга «История ВКП (б). Краткий курс», которая была одобрена ЦК партии, стала в 1938 году обязательной для изучения во всех советских ВУЗах.

Созданная под руководством ВКП (б) система общественных организаций обеспечивала воспитание подрастающего поколения в духе верности коммунистическим идеям.

Все большее число младших школьников оказались вовлечены в деятельность пионерской организации, созданной в 20-е гг. Комсомол объединял молодежь, готовя ее к преданному служению партии и вождю. Молодежь была также охвачена участием в Обществе содействия обороне, авиационному и химическому строительству (ОСОАВИАХИМ). Его члены обучались стрелковому делу, автомобильному, прыжкам с парашютом и т.д. Большое внимание уделялось физическому воспитанию и спорту, регулярно проводились спартакиады и праздничные парады физкультурников [16].

Присутствовала изоляция советского народа от зарубежных стран. Сведения о них в СМИ проходили через жесткий контроль. Даже те приемники, которые могли принимать информацию из-за границы, находились на строгом учете.

Эти меры, наряду с определенным повышением уровня жизни населения, позволили правящей верхушке страны во главе со Сталиным убедить граждан СССР в бесспорной правильности проводимой политики.

Во второй половине 30-х гг. сложился духовный климат всеобщей подозрительности, постоянного поиска затаившихся врагов и агентов зарубежных разведок. Он сказывался на настроениях и образе жизни широких слоев населения. По примерной оценке, 80 % случаев разоблачений «врагов народа» было связано с доносами. Любые проявления взяточничества, волокиты, некомпетентности со стороны чиновников становились предметом сигналов в правоохранительные органы и расценивались как вредительство или саботаж. Нередко обвинения служили средством сведения личных счетов и удовлетворения материальных интересов.

В 1938 г. Сталин понял, что подобные меры разрушительны для общества. Репрессии были объявлены как результат деятельности «врагов народа». Их высшее звено, включая наркома Н.И. Ежова, было репрессировано.

Духовный климат в советском обществе 30-х гг. нанес урон престижу и авторитету СССР на международной арене. В докладе Б.С. Орлова «Особенности тоталитарного режима в бывшем Советском Союзе», представленном на научной конференции, посвященной 10-летию деятельности Института им. Х. Арендт в Дрездене в июле 2003 г., дается обзор исследований тоталитарных режимов, которые рассматривались учеными, писателями, публицистами в СССР, а затем и в современной России. Докладчик заострил внимание на трудах В. Гроссмана, В. Шаламова, А. Солженицына, А. Сахарова, А. Яковлева [31].

Рассуждая об особенностях разного рода авторитарных режимов, переходящих в тоталитаризм, известные российские политологи А.А. Галкин и Ю.А. Красин подчеркивают, что они отличаются в зависимости от методологии осуществления власти: неприкрытое насилие (чаще всего военная диктатура), идейно-психологическая мобилизация населения или совмещение этих методов в различных пропорциях. При этом различен и объем авторитарной власти. Иногда ее влияние ограничивается только политической сферой, а все остальные сохраняют большую степень свободы. В других случаях авторитарный контроль распространяется на весь общественный организм вплоть до регламентации норм частного поведения индивида. Такой режим называется тоталитарным [10].

В настоящее время появились работы, которые выделяют и положительные стороны сталинского режима, например, доктор наук В.Х. Сахибгоряев. Он говорит, что уже давно отошла в прошлое исключительно негативная оценка сталинизма. Ученый считает, что сталинизм способен обогатить общественную и государственную жизнь мощной идеей общего дела, общей целью, только сталинизм обладает достаточной возможностью водворить порядок и возродить духовную цельность и самодостаточность народа, и только сталинизм приемлем как адекватная форма политической организации в России, стране анархической, криминальной, населенной народом, не знающим самодисциплины. Можно сказать, что сталинизм, с одной стороны, представляется реальным и действенным лекарством от множества проблем общества, длительное время пребывавшего в состоянии деградации, с другой же стороны, сталинизм – это некое политическое лекарство, радикальное средство излечения от варварской капитализации [33].

Исследователь Н. Кац в статье «История без героев: новый труд по истории сталинизма» приводит мнение о том, что массовые репрессии в 30-е гг. были связаны не только с личностью самого Сталина, но и с бытующей тогда жесткой политической культурой, которая определяла поведение людей [17].

Традиционной точки зрения на сталинизм придерживаются ученые, чьи работы вошли в сборник статей «Сталинизм в советской провинции: 1937–1938 гг. Массовая операция на основе приказа № 00447». Сборник отличается определенной педантичностью, четким понимаем целей и задач, стоящих перед авторами. В нем приводится мысль, что миллионы советских граждан оказались жертвами сталинского режима, по сути дела, войны Сталина против собственного народа [34].

Таким образом, можно сказать, что в СССР в 30-е гг. сложился «классический» тоталитаризм с характерными для него чертами:

  1. Присутствует официальная господствующая идеология, насажденная с помощью пропаганды и насильственным путем – это большевистская коммунистическая идеология. Диктат атеизма и разгром церкви.
  2. Наличие одной правящей массовой партии – ВКП (б), которая возглавляется одним человеком – В.И. Сталиным. Партийный аппарат составляет относительно небольшая части населения (до 10%). Партия предана идеологии и готова способствовать ее распространению. Партия строго иерархична. Наблюдается «сращивание» партийного и государственного аппаратов.
  3. Присутствует система террористического полицейского контроля. Широкие слои населения страдали от репрессий. Поощрялось доносительство.
  4. Широкий и всеобъемлющий контроль партии над всеми средствами массовой информации в государстве: кино, радио, прессой. Наличие цензуры. Закрыт доступ для информации, поступающей из-за рубежа.
  5. Полный контроль над Красной Армией. Репрессии в руководящем составе.
  6. Централизованное руководство и контроль над экономикой в государстве. Насаждение плановой (командно-административной) экономики.
  7. Права и свободы человека нарушаются. Любая критика режима – преступление. В Уголовном Кодексе 1922 г. даже присутствовала ст.69 – антисоветская агитация и пропаганда.

2.2 Авторитарный режим

Авторитарный политический режим – такой режим, при котором определенным авторитетом обладает политический лидер. Он не такой крайний, как тоталитаризм. Присутствуют некоторые демократические институты (см. Приложение 3).

Авторитаризм является самым распространенным политическим режимом за историю человечества.

Немецкий исследователь в области политологии Берг-Шлоссер Д. выделяет следующие виды авторитарных режимов [5].

Первый вид – абсолютистские монархии, сохраняющие строгую приверженность своим традициям (например, Эфиопия до 1947 года и другие). Это режимы, в которых власть сконцентрирована в руках узкой группы лиц, нет разделения властей, политической конкуренции, присутствует господствующая идеология правящего класса.

Второй вид – традиционные авторитарные режимы олигархического типа (страны Латинской Америки и другие). В государстве у власти находятся несколько крупных семейств. Власть сосредоточена в их руках. Как правило, смена лидеров происходит в результате политического переворота. Он может происходить как мирным путем (Тунис), так и вооруженным путем (Ливия). Могут использовать выборы с фальсифицированными результатами. Элита тесно связана с церковью и военными лицами.

Третий вид – гегемонистский авторитаризм новой олигархии. Данный политический режим появился как режим, выражавший интересы компрадорской буржуазии.

Компадорская буржуазия – это буржуазия экономически отсталых, зависимых стран. Она осуществляла посредничество между иностранным капиталом и национальным рынком в этих государствах. Такие режимы существовали, например, при президентстве Маркоса на Филиппинах (1972 – 1985 годы), в Тунисе, Камеруне.

Четвертый вид авторитарного режима – социалистический авторитарный режим. Название носит условный характер и подчеркивает страны «социалистической ориентации» (Алжир, Бирма, Гвинея, Мозамбик, Венесуэла и другие). В указанных государствах были широко распространены социалистические идеи.

Пятый вид авторитаризма – военные режимы (например, режим Г. А. Насера в Египте, Х. Перона в Аргентине и прочие). В данных государствах лидер был представителем военного класса. Политический лидер совмещал в себе роли главы государства, а также главнокомандующего армией.

Отдельно выделяются военные режимы, как вид авторитарных режимов.

Военный режим – это один из видов авторитарных режимов, где власть принадлежит военным. Кроме того, власть может осуществляться верхушкой военных за «фасадом» гражданского правительства.

Характерной чертой военных режимов является сильная персонализация власти. В качестве примеров подобных режимов можно привести режимы Зияуль Хака в Пакистане и Амина в Уганде.

Указанные режимы, как правило, возникают в результате государственных переворотов, которые сопровождаются отменой конституции, роспуском парламента, запретом оппозиционных сил, концентрацией законодательной и исполнительной власти в руках военного совета [8].

Отличительной чертой военных диктатур является широкий размах террористической деятельности.

Особым видом военного режима является авторитарно-бюрократический режим. Конкурентная олигархия представляет собой открытый и достаточно легитимный режим при сохранении монополии на власть наиболее могущественных экономических кланов.

Еще одним видом авторитарного режима является популистский режим. Он основывается на правлении единой партии, провозглашающей своей целью модернизацию.

Некоторые ученые выделяют авторитаризм развития. Его основные, главные черты в отличие от «традиционного», это не консервация существующих социальных отношений, а содействие и стимулирование социальной и экономической модернизации [30].

Исторически авторитаризм существовал в различных странах в разные эпохи – античность, восточная деспотия и тирания и прочее. Авторитарные режимы сохранились и в настоящее время. Некоторые исследователи в качестве авторитарного режима рассматривают режим В.В. Путина.

Теория авторитаризма была впервые высказана в начале XIX века Ж. де Местром и Л. де Бональдом. Далее идеи авторитаризма стали принимать форму идеологии.

Контрреволюционная (у Ж. де Местра) идея порядка утратила монархическую ориентацию, отпала концепция абсолютистского авторитаризма: абсолютная и независимая от людей власть короля - это причина политики; его министры (аппарат власти) - это средства; общество подданных, которые повинуются, - это следствие (Л. де Бональд).

В XIX веке авторитаризм стал течением немецкой политической мысли и пополнился идеями национального и государственного единства, которые он предназначен реализовать.

Затем авторитаризм стал рассматриваться как средство национальной и социальной мобилизации и управления сверху процессом государственного строительства (Г. Трайчке).

О. Шпенглер считал, что авторитаризм воспитывает дисциплину и устанавливает в обществе необходимую иерархию.

В первой половине ХХ века появилась доктрина французского политика Ш. Морраса. Он считал, что индустриализация, проникновение государства в общество, высокая мобилизация народа как средство осуществления политики – объективные и неизбежные условия авторитаризма. Авторитаризм стал принимать националистический антидемократический характер, связывался с борьбой против внутренних и внешних врагов.

В послевоенные годы появились новые представления об элитарном и технократическом авторитаризме, где роль авторитарного правления отводится высшей администрации государства, которая обладает превосходящей другие уровни политической системы высокой профессиональной компетенцией.

В настоящее время наиболее существенные предпосылки для возникновения авторитарных режимов сохраняют переходные общества.

Таким образом, авторитаризм – политический режим, при котором присутствует авторитет политического лидера. Лидер может совмещать в себе военные функции, может привлечь к управлению государством своих сторонников.

Но при авторитаризме сохраняются определенные права личности, не такая жесткая цензура, возможны некоторые свободы и попустительства. Авторитарный режим, по моему мнению, является более мягким, нежели тоталитарный политический режим, выглядит гораздо предпочтительнее тоталитарного.

В современном мире авторитаризм как явление продолжает расширяться во всех сферах и новых формах. Это обусловлено низким уровнем политической культуры, психосоциальными факторами реакционного характера, которые присущи населению многих стран.

В настоящее время продолжают существовать авторитарные государства (например, режим Президента Лукашенко в Белоруссии).

2.3 Демократический режим

Демократия – в переводе с латинского означает «власть народа». Это самый сложный и многозначный по формам реализации тип политического режима. Он характерен для стран с социально ориентированной рыночной экономикой, где личность самостоятельна в экономической сфере, что обуславливает свободу предпринимательства и частную собственность [9].

Демократический политический режим – это такой режим, при котором власть в государстве функционирует на основе мнения населения страны и прямого или косвенного его участия в управлении государством. Как правило, при демократическом политическом режиме провозглашается и правовое государство.

На каждом историческом периоде великие мыслители задумывались о том, какой же режим лучше для управления государством. Многие из них приходили к выводу о том, что приемлемей всего для государства разновидности демократического политического режима. Различные авторы также вносили новые признаки и черты к понятию «демократия», перерабатывали и совершенствовали ее теорию.

В демократическом режиме источником власти является народ – то есть политическая линия государства идет в угоду народа. Поэтому традиционно, на протяжении многих веков, идеалом политического режима считается демократический государственно-правовой режим [28].

Демократические идеи высказывались еще в период античности такими философами, как Аристотель, Платон, Демокрит, Пифагор и другими. Но ближе всего к современному понятию демократии и более комплексно его рассмотрела пролетарская или социалистическая теория. Она возникла в XIX веке в противовес буржуазной (либеральной) демократии. На первый план она ставила гражданскую свободу.

Данная теория основывается на марксистском (формационном) подходе к истории. Согласно ей, демократия и свобода предусматриваются только для определенного класса в обществе – пролетариата. В центре внимания поставлена политическая свобода, а о гражданской свободе нет речи [30].

Теория «плюралистической демократии» появилась в 60-70 годы XX века (Р. Аллен, Р. Даль, М. Дюверже, Р. Дарендорф, Д. Рисмен).

Современное буржуазное общество состоит из взаимодействующих «страт». Страты – по сути, слои. Они возникают в результате общности тех или иных интересов. Поскольку эти интересы не антагонистичны (не противоречивы), то и отношения между стратами лишены антагонизма.

Не вполне осуществимой является установка на объединение всего населения в «группы давления», на их равенство во влиянии. Теория элитарной демократии появилась в конце 70-х - 80-е годы XX века. К ней примкнули несогласные с некоторыми идеями теории «плюралистической демократии». Представителями данной теории являются Г. Парсонс, Р.Даль и другие.

Она соединила в себе черты теории элит и теории «плюралистической демократии». С точки зрения данной теории, элита – лучшая часть общества, избранная часть общества. У власти находятся два класса: властвующие (элита) и подвластные (народ, трудящиеся).

Ранняя теория элит, не имея ничего общего с демократическими теориями, отрицала способность масс к управлению. Теория элитарной демократии исходит из понимания демократии, где есть свободное соперничество претендентов за голоса избирателей, как формы правления элит, более или менее подконтрольных народу, особенно во время выборов.

Суть концепции элитарной демократии заключается в идее плюрализма элит, «вырастающих» на основе взаимодействия общественных групп. Идея плюрализма элит противопоставляется идее власти в руках одной элиты.

Существует еще одна теория демократии – партисипаторная демократия. Теория партисипаторной демократии опирается на институты и ценности либерально-демократической модели общества. Ее представителями были Дж. Вольф, К. Макферсон, Дж. Менсбридж, которые своей задачей ставят достижение более действенной свободы и равенства, чем это есть в действительности и в отличие от других либерально-демократических концепций. Избрания легальным путем тиранического правления можно избежать вследствие некомпетентности большинства народа. Демократия участия сочетает черты прямой и представительной демократии [30].

Еще одной теорией демократии является теория корпоративной демократии, возникшая одновременно с появлением организаций бизнеса и рабочего класса, которые защищали интересы не отдельных предпринимателей или рабочих, а корпоративные интересы всех членов соответствующих организаций. Эта теория рассматривает демократию как согласительное, неконкурентное правление руководителей корпораций, наемных работников и предпринимателей, а также партий. Кроме того, корпорации имеют право представлять всех работников той или иной отрасли. Государство, в их трактовке, выступает в роли арбитра.

Форма демократии по своей сути есть исторически сложившиеся способы или средства выражения и выявления воли и интересов различных слоев общества. Выделят две основные формы демократии: представительную и прямую.

Прямая демократия – означает то же самое, что и демократия непосредственная. Известный политолог, Коток В.Ф. считает, что непосредственная демократия – это инициатива и самодеятельность народных масс в управлении государством.

По мнению политолога Фарберова Н.П. «прямое народовластие есть прямое волеизъявление народных масс при выработке и принятии го­сударственных решений, а также их прямое участие в проведении этих решений в жизнь, в осуществлении народного контроля» [8].

Сопоставление воли народа и формируемого им органа власти – главная черта представительной демократии. Народовластие означает принадлежность всей государственной власти народу, свободное осуществление народом власти в полном объеме и в соответствии с волей. В результате представительной демократии формируется орган, как правило, это парламент.

Формами непосредственной демократии являются референдум, выборы, обсуждение законопроектов, правотворческая инициатива и прочее.

Таким образом, демократический режим – самый приемлемый режим для существования современных государств. В настоящее время должны учитываться интересы каждого. Власть должна принимать законы, которые действительно необходимы для конкретного государства. Законы должны улучшать положение граждан, а не продвигать интересы власти.

В настоящее время большинство государств являются по своему политическому режиму демократическими.

В Конституции Российской Федерации закреплено, что наше государство также является демократическим. Права и свободы личности и гражданина являются высшей ценностью и гарантируются государством.

Даже все отраслевое законодательство построено по тому принципу, что интересы личности выше интересов государственных. В качестве примера можно привести расположение глав Уголовного кодекса Российской Федерации. Сначала идут преступления против жизни, здоровья, иных прав личности, а затем уже преступления против государственного строя.

В Конституции Российской Федерации указано, что Россия – это правовое государство. То есть закон обладает верховенством на всей территории. Государственная власть действует на основании закона.

Демократия – основа власти в современном Российском обществе.

Совсем недавно, 18 марта 2018 года, прошли выборы Президента Российской Федерации. Со стороны многих европейских стран обрушился шквал критики. Тем не менее, выборы показали, что наше государство готово идти по установленному пути. Выборы были открытыми, прозрачными и гласными. За происходящим на каждом избирательном участке можно было наблюдать через онлайн - камеры, доступ к которым был открыт для всех. Камеры снимали избирательный участок с двух ракурсов. На некоторых избирательных участках были внедрены системы электронного голосования и электронного учета голосов. Поэтому нельзя ни в коем случае сомневаться в легитимности выборов, которые прошли в нашей стране 18 марта 2018 года.

На президентских выборах победу одержал действующий Президент Российской Федерации – Владимир Владимирович Путин. Срок его президентства на будущее время составит 6 лет.

В то же время, к демократии и правовому государству нашему обществу нужно стремиться.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, мною, как автором исследования, были решены все предполагаемые задачи, а именно: изучены и проанализированы теоретические проблемы политических режимов; дано определение понятию «политический режим»; рассмотрены основные виды государственно-правовых режимов. Также проанализированы отдельные виды политических режимов – тоталитарного, авторитарного и демократического.

Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что цель работы была полностью достигнута: дана полная и всесторонняя характеристика политических режимов, подкрепленная множеством мнений историков, юристов и политиков.

Политический режим – это совокупность приемов и способов осуществления власти на территории государства. В целом, государственно-правовой (или политический) режим, как способы и методы осуществления власти, появился с возникновением самого государства.

В науке выделяют демократические и антидемократические государственно-правовые режимы. В настоящее время их разновидностей более 160. К демократическим государствам в большей степени относятся страны Западной и Восточной Европы, США, Россия и другие. К антидемократическим политическим режимам - авторитаризм и, в особенности, тоталитаризм. В качестве разновидности и крайней степени тоталитаризма рассматриваются нацизм и фашизм. В качестве примера авторитаризма сегодня приводят режим Президента Белоруссии – Лукашенко. Ярким примером тоталитаризма можно привести режим Ким Чен Ына в Северной Корее.

Некоторые исследователи выделяют в качестве разновидности тоталитарного режима сталинизм, который существовал в Советском Союзе в прошлом столетии.

Большинство современных государств в настоящее время являются демократическими.

В конституции Российской Федерации указано, что Российская Федерация – демократическое государство. Очень тесно с термином «демократическое государство» связан термин «правовое государство». Российская Федерация провозглашает себя также и правовым государством. Это означает, что права и свободы человека и гражданина являются высшей ценностью и гарантируются государством. Конечно, в направлении создания правого государства в России еще сделано не все. В настоящее время Российской Федерации еще предстоит много сделать в данном направлении. Но, тем не менее, Россия стоит на пути совершенствования демократических институтов и приближается к правовому государству.

Я пришел к выводу, что самым благоприятным режимом является демократия, а специфическим режимом - тоталитаризм. Это политико-правовой феномен XX века.

Проанализированное мною понятие «тоталитаризм» применяется для обозначения одной из форм государственно-правовых режимов, где, в первую очередь, государству принадлежит главенствующая роль и ему подчинены все сферы жизни человека и общества.

Нельзя упускать из виду, что утверждение тоталитарных порядков в Германии и СССР имело свои особенности, обусловленные особенностями исторической обстановки этих стран, уровнем их экономического, политического и культурного развития.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным

голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ и от 30.12.2008. № 7-ФКЗ) // Российская газета. - 25.12.1993. - № 237.

  1. Арендт Х. Истоки тоталитаризма / Х. Арендт; перевод с англ.

И.В. Борисовой, Ю.А. Кимелева, А.Д. Ковалева. - М.: ЦентрКом, 1996. - 672 с.

3. Арон Р. Демократия и тоталитаризм / Р. Арон; перевод с франц.

Г.И. Семенова. - М.: Текст, 2010. - 301с.

4. Белов Г.А. Политология: Учебное пособие / Г.А. Белов. - М.:

ЧеРо, 2012. - 303 с.

  1. Берг-Шлоссер Д. Авторитаризм и демократия в Европе / Д. Берг-

Шлоссер. - М.: Наука, 2016. - 404 с.

  1. Борозинец Ю.О., Цечоев В.К. Советский Суд послевоенного

времени 1945-1953 гг. в период апогея сталинского тоталитаризма // Власть и право в меняющейся России: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 15-16 ноября 2010 г. – Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2010. - С. 356-361.

  1. Вдовин Ю.И. Смертная казнь как орудие тоталитаризма //

Криминология: вчера, сегодня, завтра: Материалы Международной конференции «Отмена смертной казни и дальнейшее совершенствование системы противодействия преступности» (2-5 мая 2000 г.). Труды Санкт-Петербургского криминологического клуба. - С.-Пб.: Изд-во РГПУ, 2002, № 3(4). - С.117-123.

  1. Венгеров А.Б. Теория государства и права. Учебник для

юридических вузов / А.Б. Венгеров. – Омега-Л, 2017. - 607 с.

  1. Власенко Н.А. Теория государства и права: Учебное пособие для

бакалавриата / Н.А. Власенко. - М.: Норма: ИНФРА - М, 2018. - 480 с.

  1. Галкин А.А. Россия: Quo vadis? / А.А. Галкин, Ю.А. Красин. - М:

Институт социологии РАН, 2003. - 276 с.

  1. Джентиле Д. Происхождение и доктрина фашизма / Д. Джентиле.

- Москва, 2016. - 365 с.

12. Дюверже М. Политические партии / М. Дюверже; перевод с франц. - М.: Академический Проект, 2013. - 544 с.

13. Жаркой М.Э. К вопросу о природе понятия «репрессия» и принципах репрессивной политики советского государства / М.Э. Жаркой // История государства и права. - 2005. - № 4. - С. 16-21.

14. Жилицына О.В. Предпосылки и особенности формирования правовой идеологии тоталитаризма / О.В. Жилицына // Актуальные проблемы российского права. М.: МГЮА, 2011. - № 1. - С. 4-14.

15. Завьялов Ю.С. Тоталитаризм как разновидность политического режима / Ю.С. Завьялов // Государство и право. - 2010. - № 5. - С. 76-80.

16. Иванченко С.В. Советское законодательство о правовом положении русской православной церкви в период становления тоталитаризма в СССР // Юридическая теория и практика в истории и современной России. Сборник научных статей. - М.: Юрист, 2010. - С. 286-291.

17. Кац Н.Г. История без героев: новый труд по истории сталинизма / Н.Г. Кац // Новый исторический вестник. - 2012. - № 31. - С.141-148.

18. Кермонн Жан-Луи. Политическая наука: словарь-справочник / автор и составитель И. И. Санжаревский. – Москва: Политология РГУ, 2010. - 745 с.

19. Клюкина Е. А. Тоталитарный политический режим: подходы к пониманию / Е.А. Клюкина // Современное право. - 2012. - № 10. - С. 15-18.

20. Ковалев В.С. Что же такое «фашизм»? От этимологии - к законодательному определению / В.С. Ковалев // Российская юстиция. - 2002. - № 10. - С.52 -54.

21. Ковалев Г.Д. Деструктивная роль тоталитаризма / Г.Д. Ковалев // Актуальные проблемы правоохранительной деятельности органов внутренних дел. Сборник научных трудов. С.- Пб.: Изд - во С.-Петербург. юрид. ин-та МВД России, 1993, Вып. 1. - С.68-75.

22. Курскова Г.Ю. Тоталитаризм на перекрестке мнений: (Краткий историографический очерк) / Г.Ю. Курскова // Социально-гуманитарные знания. - 1999. - № 1. - С.191-209.

23. Лоскутов В. А. Постсоветский тоталитаризм: «Якорные стоянки» российской власти / В.А. Лоскутов. - Екатеринбург: УрАГС, 2006. - 687 с.

24. Лутфуллин P.P. Идеология тоталитаризма / Р.Р. Лутфуллин // Вестник научных трудов Нижнекамского филиала Московского гуманитарно-экономического института. - Казань: ЗАО «Новое знание», 2011. - С. 189-191.

25. Любин В. П. Тоталитаризм в Германии, Италии и СССР: Споры историков / В.П. Люблин // Преподавание истории в школе. - 2003. - № 1. - С. 30-39.

26. Мажирина А.А. Дискуссионные вопросы в подходах к изучению тоталитаризма / А.А. Мажирина // Проблемы социального правового государства и формирование нового правосознания в России. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. – Курск: Издательство Курск. гос. техн. ун-та, 2009. - С. 68-70.

27. Мажирина А.А. Стремление к полному контролю над отдельной личностью как отличительная особенность тоталитаризма / А.А. Мажирина // Проблемы социального правового государства и формирование нового правосознания в России. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. – Курск: Издательство Курск. гос. техн. ун-та, 2009. - С. 65-68.

28. Матузов Н.И. Теория государства и права. Учебник. / Н.И.

Матузов, А.В. Малько. - Издательство «Издательский дом Дело РАНХиГС», 2018. - 528 с.

29. Муссолини Б. Доктрина фашизма / Б. Муссолини; перевод с итал. В. Новикова. - Издательство «Возрождение», Париж, 1938. - 61 с.

30. Мухаев Р.Т. Политология: учебник для академического бакалавриата / Р. Т. Муха­ев. - М.: Издательство Юрайт, 2014. - 700 с.

31. Орлов Б.С. Особенности тоталитарного режима в бывшем

Советском Союзе (рукопись). - Москва, 2003. – 34 с.

32. Поппер К. Открытое общество и его враги (в 2х томах) / Т. 1: Чары Платона. Пер. с англ. под ред. В.Н. Садовского. - М.: Феникс, Международный фонд «Культурная инициатива», 1992. - 448 с.

33. Сахибгоряев В.Х. Генезис мифологии о сталинизме // Северо-Восточный научный журнал. - Магадан, 2008. - №2. - С. 4-7.

34. Сталинизм в советской провинции: 1937-1938 гг.: Массовая операция на основе приказа № 00447 / Сост.: М. Юнге, Б. Бонвеч, Р. Биннер. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН); Германский исторический институт в Москве, 2009. - С. 234-315.

35. Тоталитаризм в Европе XX века: Из истории идеологий, движений, режимов и их преодоления / под ред. Дрябкина Я.С. - М.: Памятники исторической мысли, 1996. - 540 с.

36. Тоталитаризм как исторический феномен: сборник статей / отв. ред. А.А. Кара-Мурза. - М: Филос. об-во СССР, 1989. - 395 с.

37. Фридрих К. Тоталитарная диктатура и автократия / К. Фридрих, З. Бзежинский. - М.: ИНИОН, 2012. - 415 с.

38. Хайек Ф. Дорога к рабству / Ф. Хайек: перевод с англ. М.Б. Гнедовского. - М.: АСТ, Астрель, 2012. - 320 с.

39. Хлевнюк О.В. Хозяин: Сталин и утверждение сталинской диктатуры / О.В. Хлевнюк. - М.: РОССПЭН, Фонд Первого Президента России Б.Н. Ельцина, 2012. - С. 249.

40. Шанин А.А. Новый тоталитаризм (Обзор классических трактовок с позиции современности) // Вестник ВолГУ. – 2007. - Вып. 6. - С. 90-92.

41. Шапиро Л. Тоталитаризм: Тоталитаризм: что это такое? / Исследования зарубежных политологов (сборник статей, обзоров, рефератов, переводов) // Ответств. редакторы Л.Н. Верченов, Ю.И. Игрицкий. – Ч. 2. – М.: ИНИОН, 2014. – 272 с.

42. Borkenau F. The Totalitarian Enemy. - London, 1939. - 354 с.

43. Curtis M. Totalitarianism. - New Brunswick, 1980. - 213 р.

44. The Oxford Comanion of Politics of the World. - Oxford, 1993. - С. 567 - 568.

45. Конституция СССР 1936 года. Утверждена постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов СССР от 5 декабря 1936 года // Советская Сибирь, 1936. - № 283 (5143). Cт.126. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http: // www.elib.ngonb.ru (дата обращения 15.06.2018).

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Типы политических режимов

ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ

Демократический

Антидемократический

Рабовладельческая демократия

Тоталитарный

Аристократия

Демократия

Фашистский

Феодальная демократия

Автократический

Буржуазная демократия

Коллективная автократия

Единоличная автократия

Социалистическая демократия

Аристократия

Деспотия

Олигархия

Тирания

Режим личной власти

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Виды тоталитаризма

ТОТАЛИТАРИЗМ

Левый

Правый

СССР: сталинизм

Китай: маоизм

Страна

и

название

Италия: фашизм

Германия: национал- социализм (национальный социализм)

Рабочего класса

Приоритет

Нации, расы, этноса

марксизм

материализм

экономический

детерминизм

Идеологическая основа

расизм

национализм

идеологические

теории

Равенство всех людей

Основополагающая идея

Естественное неравенство людей, народов, наций

Классовые ценности

Доминирующие ценности

Националистические ценности

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Черты авторитаризма

АВТОРИТАРИЗМ

Концентрация власти в руках политического лидера или определенной группы

Наличие у государства лишь ключевых и решающих рычагов общественной жизни

Ограничение и строгая регламентация политических прав и политического поведения как отдельных граждан, так и общественно – политических организаций

Отсутствие огромного репрессивного аппарата

Разрешение гражданам всего того, что не

запрещено государством

Присутствие некоторых элементов демократии

(выборы, парламентская борьба)

Главный аргумент политической власти –

авторитет, а не сила

  1. Джентиле Д. Происхождение и доктрина фашизма / Д. Джентиле. – Москва, 2016. – 365 с.

  2. Муссолини Б. Доктрина фашизма / Б. Муссолини; перевод с итал. В. Новикова. - Издательство «Возрождение», Париж, 1938. - 61 с.

  3. Все в государстве, ничего вне государства, ничего против государства (итал.)

  4. Borkenau F. The Totalitarian Enemy. – London, 1939. – 354 с.

  5. Хайек Ф. Дорога к рабству / Ф. Хайек; перевод с англ. М.Б. Гнедовского. – М.: АСТ, Астрель, 2012. – 320 с.

  6. Поппер К. Открытое общество и его враги (в 2х томах) / Т.1: Чары Платона. Пер. с англ. под ред. В.Н.Садовского. – М.: Феникс, Международный фонд «Культурная инициатива», 1992.- 448 с.

  7. Арон Р. Демократия и тоталитаризм / Р. Арон; Перевод с франц. Г.И. Семенова. - М.: Текст, 2010. - 301 с.

  8. Шапиро Л. Тоталитаризм: Тоталитаризм: что это такое? / Исследования зарубежных политологов (сборник статей, обзоров, рефератов, переводов) // Ответств. редакторы Л.Н. Верченов, Ю.И. Игрицкий. - Ч. 2. - М.: ИНИОН, 2014. - 272 с.

  9. Тоталитаризм как исторический феномен: сборник статей / отв. ред. А.А. Кара-Мурза. - М.: Филос. об-во СССР, 1989. - 395 с.

  10. Тоталитаризм в Европе XX века: Из истории идеологий, движений, режимов и их преодоления / под ред. Дрябкина Я.С. - М.: Памятники исторической мысли, 1996. - 540 с.

  11. Завьялов Ю. С. Тоталитаризм как разновидность политического режима // Государство и право. - 2010. - № 5. - С. 76-80.

  12. Клюкина Е.А. Тоталитарный политический режим: подходы к пониманию // Современное право. - 2012. - № 10. - С. 15-18.

  13. Курскова Г.Ю. Тоталитаризм на перекрестке мнений: (Краткий историографический очерк) // Социально-гуманитарные знания. - 1999. - № 1. - С.191-209.

  14. Лоскутов В. А. Постсоветский тоталитаризм: «Якорные стоянки» российской власти / В.А. Лоскутов. - Екатеринбург: УрАГС, 2006. - 687 с.

  15. Лутфуллин P.P. Идеология тоталитаризма // Вестник научных трудов Нижнекамского филиала Московского гуманитарно-экономического института. – Казань: ЗАО «Новое знание, 2011. - С.189-191.

  16. Жилицына О.В. Предпосылки и особенности формирования правовой идеологии тоталитаризма //Актуальные проблемы российского права. - М.: МГЮА, 2011. - № 1. - С.4-14.

  17. Матузов Н.И. Теория государства и права. Учебник. / Н.И. Матузов, А.В. Малько. - Издательство «Издательский дом Дело РАНХиГС», 2018. - 528 с.

    2Ковалев В.С. Что же такое «фашизм»? От этимологии - к законодательному определению / В.С. Ковалев // Российская юстиция. - 2002. - № 10. - С.52 -54.

    3Венгеров А.Б. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов / А.Б. Венгеров. – Омега-Л, 2017. - 607 с.