Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Современные политические режимы

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Политический режим всегда представлял интерес для исследователей и в юридической и в иных науках как неотъемлемая характеристика любого государства. В Российской Федерации исследование данного вопроса и его проблематика занимает особое место. На протяжении последних десятилетий происходит бурное обсуждение понятия «политический режим» среди научных деятелей, а также средств массовой информации. В настоящее время в учебной и научной литературе предложен ряд подходов к пониманию термина «политический режим», а так же выделен ряд проблем по существу восприятия данного вопроса. Сформулировать единое универсальное определение понятия «политический режим» является сложной задачей, хотя исследования по данной теме проводятся не одно столетие, при этом многие ее аспекты до сих пор вызывают немало вопросов. В том числе разновидностью спора рассматриваемого понятия остается вопрос о соотношении «политического режима» с понятиями «форма государства», «государственный режим», «государственно-правовой режим» и другие. Ясность в данном вопросе не только поможет избежать совершения ошибок в процессе анализа рассматриваемых явлений, но и будет способствовать формированию эффективных категорий в теории государства. Цель данной работы заключается в том, чтобы рассмотреть различные подходы к пониманию понятие «политический режим», а также его разновидности. В соответствии с поставленной целью, определены следующие задачи: 1. Рассмотреть понятия и признаки политического (государственного) режима; 2. Изучить виды политического (государственного) режима; 3. Исследовать классификацию политических режимов; 4. Проанализировать проблемы и перспективы развития политического режима на примере Российской Федерации. Объектом исследования является современные политические режимы. Предмет исследования – нормы действующего законодательства, доктринальные источники, научная литература. Основу для написания данной курсовой работы составили: Конституция РФ, которая является основным законом РФ и провозглашает права и свободы человека и гражданина, а так же труды великих ученых: Сборник сочинений великого философа Аристотеля, который был издан в 4 томах, издательским центром «Мысль», книга Платона, в которой отраженны его мысли связанные с вопросом, О том, что такое государство? Несмотря на то, что их теории и предположения уходят корнями в далекое прошлое, они нашли отражение и подтверждение в современном мире. Все области знания, с которыми соприкасались Аристотель и Платон - политика, этика, эстетика, натурфилософия, логика, теория познания, метафизика - получили благодаря их деятельности новый вид. Их труды являются важнейшим источником наших знаний. Вятр Е. является польским политологом и социологом, автором учебной литературы. Книга «Социология политических отношений» была издана в 1979 году, издательским центром «Прогресс», в ней затронут ряд вопросов связанных с исследованием политических отношений, которые непосредственно затронуты в данной работе. Кудрявцев Ю. А. «Государственные режимы», был опубликован в издательстве «Юридический центр Пресс», который был создан в 1999 г., в период, когда в стране остро ощущалась нехватка юридической научной и учебной литературы. Инициаторы и основатели Издательства - известные ученые и практики Санкт-Петербурга и Москвы - своей первоочередной задачей считали не только коммерческие издательские планы, но и помощь студенческой и научной аудитории, практическим работникам в обеспечении новейшей научной и учебной литературой. Особенность Издательства заключается в критериях отбора книг, исследовательском научном подходе. Для каждой серии создана компетентная редакционная коллегия. Особое внимание уделяется молодым авторам - ученым и практикам в области юриспруденции и другие.

1. Политический режим и его разновидности

Понятия и признаки политического (государственного) режима

Длительный период времени при рассмотрении формы государства проводился анализ построения его высших органов и территориального устройства страны. При проведении анализа брали во внимание состояние демократии в обществе, а также специфику проявления властных приемов и способов управления делами государства при определенном режиме, уровень его признания и поддержки населением[1]. С точки зрения философского толкования понятие «режим» это: 1. государственный строй, образ правления; 2. точно установленный распорядок жизни; 3. система правил, мероприятий, установленных для достижения определенной цели[2]. Каждое из вышеуказанных понятий, характеризует режим в определенном значении, а в общей сложности складывается картина о представлении толкования данного слова. Значимым является факт того, что режим представляет собой особый сложившийся или установленный порядок чего-либо. Любой режим в процессе функционирования обращается к тем или иным способам достижения целей. Фундаментом в понимании режима являются методы, используемые при конкретном его виде, и цели, которым служат указанные методы. К примеру: в Древнем Риме «режим» означал управление. Во Франции - управление, порядок, метод осуществления власти, государственный строй. В современном мире значение термина «режим» разнообразно, его определяют как: 1. режим функционирования органов власти; 2. режим государственной границы; 3. режим экономии; 4. режим правления и другие[3]. Понятие «политический режим» имеет давнюю историю. Особый интерес к данному понятию представляют идеи Платона и Аристотеля, которые внесли свой вклад в понимание политических режимов. Платон оставил интересные суждения о формах государства, связав конкретные политические режимы с видами душевного склада людей. Кроме того, философ в своих работах «Государство» и «Законы» создал образ «идеального государства». Подход Аристотеля к анализу политических явлений существенно отличался «от других древних философов, в частности от Платона», так как «он впервые в истории общественной мысли применил эмпирический метод - наблюдение и индукцию»[4]. Особенно значимой представляется разработанная Аристотелем типология политических форм или режимов. Основанием для классификации политических режимов, сформулированных философом, явились два критерия: количество правителей в каждом из режимов и цели, преследуемые ими[5]. При этом учтены и некоторые социальные факторы, например имущественное положение граждан государства. Как известно, Аристотель сформулировал шесть форм политических режимов: 1. три правильные - монархия, аристократия и полития; 2. три неправильные - тирания, олигархия, демократия. Примечательно, что сформулированная многие столетия назад терминология сохраняется практически неизменной и до наших дней. Кроме того, Аристотель ставит вопрос о том, какой режим наиболее эффективен. Представляется, что на сегодняшний день ответ на этот вопрос найти вряд ли возможно в отрыве от социального устройства общества и государства. Следует брать во внимание факто того, что связь между социальным устройством государства и политическим порядком означает признание многообразия режимов и тем самым исключает необходимость в жестких оценках о преимуществах какого-либо из них. Государственный - политический режим, в переводе с латинского языка, означат «regimen - руководство, управление». Согласно толкового словаря Ожегова С.И. данное понятие трактуется как государственный строй[6]. В юридической литературе понятие «политический режим» употребляется в широком и узком смысле, как синоним понятия «государственный режим», как понятие, включающее в себя в качестве составной части «государственный режим». Политический режим - это правила и цели политического взаимодействия, совокупность основных приемов, средств и способов осуществления политической власти. Это система характерных для определенного типа государств политических отношений, господствующих форм идеологии, социальных и классовых взаимоотношений, состояния политической культуры. Политический режим отражает совокупность приемов и методов властвования, фактическое состояние конкретных политических отношений, прав и свобод граждан, степень их политической активности, состояние законности. Образно говоря, это определенный политический климат, существующий в данном обществе[7]. Государственный режим характеризует совокупность средств и методов осуществления государственной власти[8]. Он не охватывает всю систему политических отношений, а именно он относится к государству, к его деятельности. Политический режим тесно связан с политической системой. Он характеризует весь комплекс институтов, участвующих в политической жизни общества и осуществлении политической власти. На основании политического режима, судят о политическом устройстве общества, о характере политических взаимоотношений между его субъектами. Государственный режим более очевиден, он во всех своих проявлениях регулируется правовыми актами. Эти акты могут быть демократическими по существу и, соответственно, устанавливающими демократические отношения, или, напротив, могут быть жесткими, запрещающими, повелевающими и тем самым устанавливающими авторитарный, деспотический, командный режим. У политического режима палитра действий более богата и обширна, чем у государственного[9]. Несовпадение политического и государственного режимов предопределено различными источниками образования – несовпадением политической системы и государственного механизма, различием политической и государственной власти, которые, как считает Ю.А. Дмитриев, различаются: 1. по субъектному составу (субъекты государственной власти - федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов федерации субъекты политической власти - политические партии, общественные организации, субъекты избирательного процесса); 2. по полю действия (поле действия государственной власти - государство, его органы; государственные организации и учреждения; поле действия политической власти - преимущественно гражданское общество); 3. по методам, используемым для достижения поставленных целей (только субъекты государственной власти могут использовать методы государственного принуждения); 4. по объему полномочий (только субъекты государственной власти имеют право на издание нормативных актов, имеющих общеобязательный характер). Государственная власть разделена на три ветви - это законодательная, исполнительная, судебная[10]. Понятие «политический режим» включает следующие признаки: 1. степень участия народа в формировании политической власти, а также сами способы такого формирования; 2. соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства; 3. гарантированность прав и свобод личности; 4. характеристику реальных механизмов осуществления власти в обществе; 5. степень реализации политической власти непосредственно народом; 6. положение средств массовой информации, степень гласности в обществе и прозрачности государственного аппарата; 7. место и роль негосударственных структур в политической системе общества; 8. учет интересов меньшинства при принятии политических решений; 9. доминирование определенных методов при осуществлении политической власти; 10. принципы взаимоотношения общества и власти и другие[11]. В отличие от политического государственный режим характеризуется следующими качественными признаками: 1.способы и порядок формирования органов государственной власти и управления; 2. распределение компетенции между ветвями власти; 3. характер взаимоотношений между различными органами власти (центральными, местными, законодательными, исполнительными и т.д.); 4. государственные гарантии прав и свобод граждан; реальность этих прав и свобод; 5. верховенство правовых законов в механизме правового регулирования; 6. роль права в решении государственных дел; 7. независимость судебной власти; 8. независимость и свобода средств массовой информации от государственного вмешательства; 9. место и роль в государственном механизме армии, полиции; 10. степень участия населения страны в управлении государством; 11.методы действия государства по разрешению возникающих в обществе конфликтов. На основании вышеизложенных признаков политического и государственного режимов можно выявить их тесную взаимосвязь, а так же наличии отдельных почти однотипных признаков у того и другого. Этим обстоятельством можно объяснить объединение некоторыми авторами рассматриваемых режимов в один - государственно-политический. Это допустимо, но не совсем точно.

Формы политического (государственного) режима

В силу избираемых средств и методов осуществления власти режимы, как правило, символичны и способны уже одним названием создать образ того или иного государства даже без конкретизирующих его качественных характеристик. В истории было время деспотических, тиранических, олигархических, теократических, аристократических, абсолютистских режимов. XX век значительно разнообразил этот список за счет включения в систему власти господствующей идеологии определенных партий и движений. Мир пережил правления расистских, фашистских, коммунистических и антикоммунистических режимов. Нередко государственно-политический режим носит персонифицированный характер по имени фактического главы государства: гитлеровский режим, сталинский режим, режим Пол Пота, пиночетовский режим, режим Саддама Хуссейна и другие. При характеристике современных государств выделяют военно-политический, популистский, клерикальный, марионеточный режимы. Различают режимы государственного правления - либеральный, диктаторский, жесткий, жестокий, особо жестокий (экстремист-скорепрессивного толка). Формы правления также можно разграничить по методам и способам власти, определяя режимы парламентской и президентской власти, смешанные, чрезвычайного или особого правления и другие. Государствоведы отстаивают универсальный подход к типологии государственно-политических режимов, в большинстве своем рассматривая две разновидности официального властвования - демократические и антидемократические режимы. Полагаю, что необходимо несколько расширить данную классификацию, разграничив, прежде всего, антидемократический режим на виды по степени жесткости подчинения человека власти и выделив тип режима, характеризующий промежуточное состояние между основными разновидностями. Наиболее распространенной является классификация, согласно которой все режимы делятся на: В переводе с латинского тоталитарный режим означает «totalis - весь, целый, полный» и выступает как власть, характеризуемая полным контролем государства над обществом и личностью. Авторитарный режим в переводе с латинского означает «autoritas - власть, влияние, вес» - государственно-политическая система, характеризуемая сосредоточением власти в руках одного человека или правящей элиты, фактически не контролируемых и не избираемых населением, но при сохранении внешних признаков конституционного правления. Демократический режим свойствен странам, практически обеспечивающим правовой статус населения на основе стабильного правопорядка и консолидированных политико-экономических и иных гарантий конституционного строя государства. Эта классификация получила большое распространение в ХХ веке, в силу того, что именно этот век стал веком рождения тоталитаризма. Необходимо подчеркнуть, что политические режимы современности отличаются от политических режимов античности, средневековья, Нового времени. Изменились формы государственности, появились многие новые политические институты: политические партии и движения, СМИ, произошла массовизация общественной жизни[12]. Согласно Алмонду и Пауэллу, примером радикального тоталитаризма можно считать Советский Союз, консервативного тоталитаризма -нацистскую Германию, консервативного авторитаризма - франкистскую Испанию, модернизирующегося авторитаризма - Бразилию, высокоавтономной демократии - Великобританию, демократии с ограниченной субсистемной автономией - Третью или Четвертую республику во Франции, послевоенную Италию, демократии с низкой автономией - Мексику, предмобилизованного авторитаризма - Гану, предмобилизованной демократии - Нигерию (до 1966 г.), бюрократической империи - империю инков или тюдоровскую Англию, феодальной системы -Францию XII в., примитивного общества - общества эскимосов, бедуинов[13]. На основании проведенного исследования в первой главе данной работы можно придти к выводу, что попытки изучения политических режимов уходят корнями вглубь истории. Такие великие философы как Платон и Аристотель являются основополженниками зарождения ряда концепций в данной области, а так же суждений вошедших в историю наших дней. В современном мире под политическим режимом принято понимать совокупность средств и методов осуществления политической власти. История выделяет множество различных политических режимов, к которым необходимо отнести: деспотический, тиранический, олигархический, теократический, аристократический, абсолютистский режим. При характеристике современных государств выделяют военно-политический, популистский, клерикальный, марионеточный режимы. Наиболее распространенной является классификация, согласно которой все режимы делятся на: авторитарный, тоталитарный, демократический.

2. Классификация политических режимов

2.1 Демократический режим

Большинство граждан являются сторонниками демократического политического режима. Демократия означат народовластия, в переводе с древнегреческого языка «demos – народ, kratos – власть»[14]. Выдающиеся древние мыслители Платон и Аристотель негативно высказывались о демократии. В понимании Платона, демократия является властью завистливых бедняков. Платон узревал в ней нисходящие тенденции к властвованию олигархов, честолюбцев, жестоких деспотов, вследствие чего в его идеальном государстве власть должна принадлежать немногим, но способным к управлению людям[15]. Аристотель, полагал, что правление большинства неимущих в интересах этого большинства не является оптимальным – его «полития» предполагала специальный отбор наиболее способного управленческого слоя людей, пекущихся об общем благе[16]. XIX век является просветом демократии как политического режима. Демократия сделала серьезные шаги в системе авторитаризма и показала свои возможности как политическая форма утверждения индустриальной цивилизации. Во второй половине XX века демократические политические режимы стали преобладающими в наиболее ее развитой зоне, они реально демонстрировали свою эффективность в управлении обществом, продвижении его по пути экономического, социального и духовного прогресса, улучшения условий жизнедеятельности большинства населения своих стран. Профессор политологии Роберт Даль полагал, что «сама идея демократии немыслима без наличия такого социума, в котором каждый его член одинаково компетентен для участия в управлении этим социумом, обладает необходимыми знаниями о том, какой политический выбор позволяет ему защитить свои интересы наилучшим образом»[17]. Демократический политический режим построен на ряде принципов. Рассмотрим более подробно каждый из них. 1. Признание народа источником власти, что в свою очередь является выражением народного суверенитета, т.е. независимости. Согласно ст. 1 Конституции РФ «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Ст. 3 Конституции РФ гласит «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ» [18]. 2. Выборность основных органов власти и прежде всего законодательной путем равного, всеобщего и тайного голосования. Реализация данного принципа зависит от характера избирательной системы, а именно закреплены ли в ней демократические процедуры выдвижения кандидатов в органы власти, выборность избирательных комиссий, система общественного контроля за ходом выборов и подсчетом голосов. 3. Подчинение меньшинства большинству, как один из действенных способов реализации суверенитета народа, как источник верховной власти в демократическом обществе. Данный принцип тесно взаимосвязан принципом уважения прав и защиты интересов меньшинства в органах власти, что достигается существованием легальной оппозиции, легального политического и идеологического плюрализма[19]. 4. Одним из главных принципов демократического режима является верховенство закона, равноправие граждан, гарантия их прав и свобод, равенство всех перед законом. Особое значение в данном принципе имеют качество законов и создание условий для их реализации, для обеспечения их неукоснительного выполнения[20]. 5. Следующим принципом является разделение законодательной, исполнительной и судебной властей, а так же их относительная самостоятельность в рамках своих полномочий. Три ветви власти должны быть едины в управлении обществом. В Российской Федерации ряд ученых и политиков подчеркивают верховенство президента в системе центральной власти и равенство ее основных ветвей[21]. Английский ученый Дж. Локком в своей работе «Два трактата о правлении» отразил, что законодательная власть должна находиться в руках представительного учреждения – парламента. Иные властные органы должны ей подчиняться[22]. Данные признаки демократического режима проявляются неодинаково в различных странах, различаются по уровню социально-экономического развития, характеру общей, в том числе политической, культуры, по традициям и прочим показателям. Этим обусловлено существование различных видов таких режимов. Один из них – парламентский режим власти. К признакам парламентского режима необходимо отнести: 1. В парламентском режиме власти главную роль играет представительная демократия – народ участвует в системе власти, главным образом, через избранных им представителей. Но при этом действуют и некоторые институты прямой демократии – референдумы, органы самоуправления и др.; 2. существует разделение властей при решающей роли законодательной ветви власти – парламента; 3. важную роль в формировании парламента играют парламентские фракции, оппозиция, что позволяет меньшинству обеспечивать защиту своих интересов в высших органах власти; 4. правительство ответственно перед парламентом, который утверждает правительство и имеет право выражать ему недоверие, иначе говоря, отправлять его в отставку; 5. демократически сформированный эффективный механизм конституционного надзора за соблюдением и реализацией законов, в том числе конституции[23]. Президентское правление следующий вид демократического политического режима, который будет рассмотрен. В данном случае законодательная и исполнительная ветви власти формируются на основе двойной системы выборов и разделены между собой. В «классической» президентской республике парламент избирается по демократической системе выборов и располагает всей полнотой законодательной власти, независим от президента. Президент избирается всеобщим голосованием или выборщиками, что позволяет иметь высокую легитимность. Следующий вид - полупрезидентское правление, иными словами «смешанное» правление. В данном виде сочетаются признаки парламентской и президентской республик, а именно: 1. президент избирается народом, но не относится ни к одной из ветвей власти; 2. правительство, возглавляемое премьер-министром, несет двойную ответственность: перед президентом и перед парламентом.

2.2 Тоталитарный режим

Фундаментальные основы тоталитаризма восходят к глубокой древности. Идеи тотальной управляемости обществом, необходимости подчинения индивида государству, единомыслия и коллективизма можно найти у Шан Яна, Гераклита, Платона, Т. Мора, Т. Кампанеллы, Г. Бабефа, Фихте, Гегеля, Маркса, Ленина[24]. Термин «тоталитаризм» берет свое начало в 20-х годах XX столетия в Италии, в политическом словаре социалистов. Его широко использовал теоретик итальянского фашизма Джованни Джентиле 1875 года рождения и придавал ему положительный смысл в своей теории «органистского государства», олицетворявшего мощь официальной власти и призванного обеспечить высокую степень сплочения государства и общества[25]. Философия Д. Джентиле называлась «трансцендентным тоталитаризмом», ее основная цель - преодоление границы между частной и общественной жизнью граждан. Основной задачей государства в обществе является претворение в жизнь судьбы нации. Государство должно обладать неограниченной властью над личностью и быть тоталитарным. Оно должно быть «внутри человека, а не между людьми», поэтому никаких границ государственного вмешательства в частные вопросы граждан просто не может быть. Это и есть «настоящая демократия» в обществе, так как снимающая все эмпирические различия трансцендентальная субъективность воплощает всеобщность свободы. По мнению Джентине, важнейшей задачей государства является претворение в жизнь национальной судьбы или национально предназначения, и для этого его власть должна быть абсолютной и всепоглощающей, а именно тоталитарной[26]. В послевоенные годы были предприняты серьезные теоретические попытки концептуальной интерпретации данного политического устройства общества и основывались на описании сложившихся в действительности гитлеровского режима в Германии и сталинского в СССР. В 1944 г. была написана Ф. Хайек знаменитая книга «Дорогу к рабству», в 1951 г. вышла книга X. Арендт «Происхождение тоталитаризма», а спустя четыре года американские ученые К. Фридрих и 3. Бжезинский опубликовали свой труд «Тоталитарная диктатура и автократия». В этих работах впервые была сделана попытка систематизировать признаки тоталитарной власти, раскрыть взаимодействие социальных и политических структур в этих обществах, обозначить тенденции и перспективы развития данного типа политики[27]. Сторонники тоталитарной концепции к числу основных признаков тоталитаризма относят: 1. тенденцию к централизации, унификации и регламентированию всей политической и духовной жизни общества; 2. уничтожение сущности человека и превращение его в объект манипулирования; 3. систему политического, террористического контроля над гражданами и другие. В современной литературе тоталитарный режим характеризуется засильем официальных структур, проникновением государства во все «поры» общества, когда стирается грань между политическими и неполитическими сферами жизни. При этом натиск государства осуществляется при наличии сильной, жесткой центральной власти – авторитаризма[28]. В общем и целом тоталитаризм - это система, при которой централизованное руководство осуществляет с помощью технически усовершенствованных средств неограниченную политическую власть с целью проведения всеобщей социальной революции, включая перестройку человека на базе провозглашенных руководством в обстановке вынужденного единодушия населения страны известных произвольных, идеологических принципов»[29]. В настоящее время в юридической литературе основными чертами, характеризующими тоталитаризм, как правило, называют: 1. всеобщий контроль государства над всеми сферами общественной жизни (политической, экономической, социально-культурной, идеологией, национальной и т.д.); 2. огосударствление всех общественных организаций (профсоюзных, молодежных, спортивных и др.); 3. личность де-факте лишена субъективных прав, хотя де-юре закреплено даже в Основном Законе страны; 4. примат государства над правом (произвол, нарушение законности, ликвидация правовых начал в общественной жизни); 5. всеобщая милитаризация общественной жизни; 6. антисветское выражение; 7. игнорирование интересов национальных меньшинств и др[30]. На основании вышеизложенного можно придти к выводу, что тоталитарный режим, как правило, допускает только одну правящую партию. Она объявляется ведущей силой общества, а её установки рассматриваются как священные догмы. Конкурирующие идеи о социальном переустройстве общества объявляются антинародными. Происходит сращивание партийного и государственного аппарата. Правящая партия объявляет монополию на информацию. В государственном управлении проявляется крайний централизм. Фактически управление осуществляется командным способом сверху вниз. Неисполнение строго наказывается. Особенности регионов не учитываются, а местные власти становятся передатчиками команд. Центром тоталитарной системы является вождь (фюрер, ген. секретарь). Он объявляется самым мудрым, непогрешимым, справедливым, неустанно думающим о благе народа. Происходит усиление мощи исполнительных органов, возникает всевластие номенклатуры, т.е. должностных лиц, назначение которых согласуется с высшими органами правящей партии или производится по ее указанию. Устанавливается полный контроль над всеми сферами жизни общества[31]. Тоталитарный режим агрессивен по своей сути, и агрессия помогает достичь сразу несколько целей: отвлечь народ от его бедственного экономического положения, обогатиться бюрократии, правящей элите, решить геополитические задачи. Тоталитаризм имеет три разновидности: 1. левый тоталитаризм (коммунизм); 2. правый тоталитаризм (фашизм); 3. религиозный тоталитаризм (исламский фундаментализм). Фашистский режим представляет одну из крайних форм тоталитаризма, прежде всего характеризуемую националистической идеологией, представлением о превосходстве одной из наций над другими, крайней агрессивностью[32].

2.3 Авторитарный режим

Одним из самых распространенных типов политических режимов на протяжении трех тысячеле­тий является авторитарный. Термин «авторитаризм», несмотря на его распространенность, не является строго определенным. В известной степени мир авторитаризма значительно более богат и разнообразен, чем мир демократии. Об этом свидетельствует опыт истории и современности. Ибо если демократические системы при всех имеющихся среди них различиях объединены между собой наличием процедуры конкурентных выборов, то авторитарные режимы не могут похвастать ничем таким, чтобы их принципиально объединяло. По справедливому наблюдению С. Хантингтона, единственное, что их объединяет, - это отсутствие свойственной демократиям процедуры выборов. В остальном они имеют между собой довольно мало общего. Тем не менее, выделение авторитарных режимов представляется нам методологически важным, ибо оно позволяет провести четкую границу между демократиями и недемократиями, отделить друг от друга две принципиально отличающиеся политические вселенные. Очень часто авторитарные режимы определяют, как правление силой. В настоящее время по мнению С. Хантингтона из 190 го­сударств в 140 существуют авторитарные режимы[33]. Термин «авторитаризм» в переводе с латинского обозначает «auctoritas - власть, влияние» и применяется для обозначения политического режима, характеризующегося монополией на власть какой-то одной партии, группировки, лица или института[34].  Смысл правления при авторитарном режиме заключается в концентрации власти в руках одного или нескольких лидеров, не уделяя первостепенного внимания достижению общественного согласия относительно легитимности их власти. Поэтому в своем чистом виде авторитаризм почти всегда может быть отождествлен с использованием инструментов принуждения и насилия. Армия, полиция, тюрьмы и концентрационные лагеря выступают для режима повседневными «аргументами» в доказательстве как неколебимости его устоев, так и обоснованности претензий на власть. Основными чертами авторитарных режимов являются: 1. автократия, то есть самовластие, неограниченная правом и неподконтрольная обществу власть, при сохранении механизмов рыночной экономики, гражданских и социально-экономических прав и свобод; 2. опора на силу или угроза ее применения по отношению к своим потенциальным политическим противникам, авторитарный режим не обязательно прибегает к массовым репрессиям и террору в отношении граждан, но он обладает достаточной силой, чтобы заставить людей подчиниться; 3. отказ от принципа разделения властей или признание его только на словах; 4. сочетание насильственных методов управления обществом с манипулированием сознания людей, с социальной демагогией; 5. монополизация политической власти, недопущение оппозиции (в ряде стран допускалось существование отдельных партий и профсоюзов при полном контроле над их деятельностью со стороны государственных органов власти);

6. ограниченный плюрализм; 7. невмешательство или ограниченное вмешательство в основные сферы жизни общества и, прежде всего, в экономику, правитель или правители занимаются вопросами укрепления своей власти, общественного порядка, обороны,  проводят достаточно активную внешнюю и социальную политику, чем вызывают политическую поддержку социальных низов; 8. рекрутирование правящей верхушки осуществляется путем кооптации, назначения сверху. На основании вышеуказанных признаков можно дать такое определение авторитарного режима: авторитарный режим есть неограниченная власть одного лица или группы лиц, не допускающих политическую оппозицию, но сохраняющих автономию личности и общества в неполитических сферах.  Различают такие разновидности авторитарных политических режимов, как жесткие и умеренные. Если первые игнорируют права и свободы граждан и общественных организаций, то  вторые в определенных дозах допускают присутствие  законности и демократии. Сильную сторону авторитаризма составляет реформаторство. Ряд авторитарных режимов (в Ю. Корее, Чили, Вьетнаме, Китае) показали экономическую и социальную эффективность. Жесткая государственная власть вместе с ограниченным плюрализмом, рыночной экономикой, развитием предпринимательства в городе и деревне приводили к росту благосостояния людей. Авторитаризм обеспечивает политическую стабильность, наводит порядок в обществе. Слабость авторитаризма состоит в том, что общество находится в полной зависимости от позиции главы государства или группы высших военных и гражданских чиновников, отсутствие избранных населением представительских политических институтов не позволяет людям выражать и отстаивать свои интересы и влиять на политику государства в соответствии со своими интересами. Таким образом, в странах с авторитарным политическим режимом отсутствует институционализация политического процесса, что, в свою очередь, предполагает непрочность, неустойчивость этих режимов. Авторитарные политические режимы носят переходный характер. Они трансформируются с течением времени или в демократические, или в тоталитарные режимы. Так, авторитарный режим Ф. Кастро на Кубе, выбрав коммунистическую ориентацию, постепенно перерос в тоталитарный. В целом ряде государств (Чили, Ю. Корея, Таиланд) авторитарный режим эволюционировал в демократический[35]. Рассмотрев во второй главе вопрос о классификации политических режимов считаю необходимым придти к выводу о том, что демократический режим предполагает предоставление гражданам широких прав и свобод, создание институтов, необходимых для волеизъявления масс, их участия в определении устройства государства и управления им. В современном виде политический режим – это форма политической власти, при которой воли и интересы граждан учитываются, главным образом, при их голосовании; политическая власть осуществляется при опоре на конституцию, на законы, в условиях юридического равноправия. Тоталитаризм – это форма власти, при которой правительство контролирует каждый аспект жизни людей. Граждане, которые живут в государствах с данным политическим режимом поддерживают его в силу пропаганды, идеологии или страха. Граждане боятся критиковать правительство, и имитируют лояльность к власти, чтобы избежать более пристального внимания к своей персоне. Довольно часто тоталитарный режим тесно связан с внутренним государственным терроризмом. В связи с чем можно сделать вывод, что тоталитаризм – это противоположных демократии. Авторитаризм – это вид политического режима, при котором власть находится у одного человека или группы лиц. Важные решения принимаются без участия населения, либо это участие сводится к минимуму. От народа не требуется выражения преданности власти, и определенная свобода мнений и решений за ним сохраняется, однако рамки такой свободы устанавливают и авторитаризм к ним беспощаден.

3. Проблемы и перспективы развития политического режима в современной России

Согласно ст. 1 Конституции РФ «Российская Федерация – демократическое правовое государство с республиканской формой правления»[36]. На основании данной нормы можно приди к выводу, что Россия по форме правления – республика, по форме государственного устройства – федерация, по форме государственного режима – демократия. Далее более подробно рассмотрим вопрос, насколько Российская Федерация отвечает признакам демократического политического режима.

Основными разновидностями политического режима как мы уже выяснили, являются демократические, тоталитарные и авторитарные режимы. Но полагаю, что триаду политических режимов необходимо дополнить еще одним видом – режимом переходного типа. Выделение его в качестве самостоятельной разновидности обусловлено: 1. усилившимся процессом демократизации современного мира, в результате которого потерпели крушение режимы многих социалистических государств. 2. введение в научный оборот категории «государственный режим переходного типа» обусловлено несколько иным научным восприятием авторитарного режима, который традиционно рассматривался как переходный, промежуточный между тоталитарным и демократическим режимами. Данный вид режима, как подтверждает государственно-правовая практика на примере некоторых стран: Китай, Южная Корея, Чили, может рассматриваться как реальный, самостоятельный режим, обладающий собственными характерными признаками.

Ответ на вопрос о государственном режиме современной России можно дать посредством анализа процесса фактической реализации юридических гарантий российской демократии.

Результативное функционирование демократического правового государства возможно лишь при активной роли личности в процессе становления, воспроизводства и совершенствования политических, а также правовых механизмов. Следует заметить, что в Российской Федерации часто игнорируются и нарушаются права гражданина в области прав и свобод. В современном государстве безопасности человека угрожают высокая криминализация общества, организованная преступность, коррупция в высших эшелонах власти[37].

Сложившаяся ситуация на данный период времени в сфере прав и свобод человека, несомненно, отражает переходный характер российского общества. Советский и российский правовед, специалист в области конституционного права и государствоведения, общественный деятель. Доктор юридических наук, профессор, академик РАН Топорнин Б. Н.  ссылается на ряд негативных факторов: 1. нестабильная ситуация в экономике; 2. отсутствие у государства необходимых средств; 3. отсутствие строгой и неотвратимой ответственности за нарушения прав и свобод; 4. незавершенность законодательства об обеспечении защиты прав человека; 5. недостатки в работе государственных структур, несущих ответственность за состояние социальной сферы, и другие.

В последние годы в России было принято значимое количество нормативных актов, призванных гарантировать права и свободы человека и гражданина, стабильное развитие экономики, механизмы реализации, но следует заметить, что многие из них не продуманы до конца. В результате мы имеем множество «мертворожденных норм», не оказывающих должное нормативно-правовое воздействие на общественные отношения. В сложившейся ситуации актуальным остается вопрос в потребности теоретико-правовых исследованиях прав человека, а также выявления путей их обеспечения и реализации. В связи с этим особый интерес представляет статья Российского правоведа, создателя коммуникативной теории права  Полякова А. В.  «Антрополого-коммуникативное обоснование прав человека»[38], в которой ученый изложил собственный взгляд на теорию прав человека в контексте коммуникативной концепции права.

На его взгляд главной проблемой является соотношения права и прав человека. Профессор Поляков А. В. в связи с этим на мо взгляд совершенно справедливо отметил, что «современное правопонимание… должно отвечать на вопрос о том, как право связано с человеком». В своей статье российский правовед попытался показать, что право – это и есть права человека по преимуществу, «но права, которые существуют не сами по себе, а оказываются связанными и с правовыми обязанностями, и с правовыми нормами, и с правовыми текстами государства в рамках рекурсивной системы правовых коммуникаций».

В условиях распространяемой по всему миру «демократической идеологии» абсолютизация прав человека – явление распространенное, проявляющееся в достаточной степени по-разному. Некоторые ученые отстаивают позицию выделения прав человека в самостоятельную отрасль современного права, состоящую из «совокупности принципов и норм, определяющих обязанность государств по обеспечению и соблюдению основных права и свобод человека без всякой дискриминации как в мирное время, так и в период вооруженных конфликтов, а также устанавливающих ответственность за преступное нарушение этих прав».

Профессор Поляков в своей работе также совершенно справедливо отмечает, что права человека имеют все необходимые признаки именно права. Утверждение неоспоримо, так как общеизвестно, что право в сугубо юридическом смысле рассматривается в объективном и субъективном смыслах, при этом как объективное, так и субъективное право имеет единые общие и специфические признаки позитивного права. Тем не менее, это вовсе не означает, что под воздействием либеральных идей целесообразно в теории выделять некое «право человека», рассматриваемое как объективное право. Ведь с точки зрения содержательной характеристики право не сводится только к правам человека. Полагаю также необходимо отметить изменения социального назначения, которое выражается через такие общеправовые принципы, как справедливость, демократизм, гуманизм и др. Значимой проблемой на сегодняшний день является соотношения частных и публичных интересов, прав и свобод человека и гражданина с его обязанностями. Поляков А.В. справедливо подчеркивает, что права человека не могут существовать вне коммуникаций, а следовательно, и вне правовых обязанностей и морально-правовой ответственности. Однако следует признать, что сегодня юридическая наука придает большее значение исследованию прав и свобод граждан, практически не уделяя внимание их обязанностям перед обществом и государством, а также государства перед гражданами. В Конституции РФ отражено несколько десятков прав, а обязанностей всего четыре. Так же стоит заметить, что согласно ст. 59 Конституции РФ « Гражданин РФ в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой»[39]. Так как субъективные права вне правоотношений практически не существуют, налицо элементарное нарушение юридического признака правоотношений: взаимной корреспонденции субъективных прав и юридических обязанностей[40], в соответствии с которым реализация права одним субъектом находится в непосредственной зависимости от выполнения соответствующего обязательства другим субъектом. В связи с этим, опять же с учетом требований времени, заслуживает внимания и обсуждения тезис о существовании наряду с естественными неотчуждаемыми правами «естественных обязанностей», находящихся друг с другом в неразрывной связи[41].

Необходимо отметить, что все права гражданина действительно реализуются только в рамках правоотношений, права же человека иногда могут осуществляться и вне таковых. Речь идет о коллективных правах принадлежащих целым нациям, народам, к примеру: право на мир, самоопределение, благоприятный миропорядок и др.[42] Господствующая сегодня «идеология прав человека» не только должна оказывать влияние на внутригосударственное право многих государств, но и по сути обязана занимать главенствующее положение в международном публичном праве. «Приоритет международного права по отношению к внутригосударственному в области прав человека является общепризнанным принципом международного сообщества». Но в области реализации международного права на сегодняшний день присутствуют значительные нарушения.

В развитии и укреплении личных и политических прав и свобод заинтересовано все общество. На исправление неблагоприятного положения дел в социальной сфере должны быть направлены усилия всех структур государства. Ч. 1 ст. 7 Конституции РФ провозгласила «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека»[43]. Согласно чему демократические формы власти должны строиться с учетом прежде всего ее социального предназначения.

Говоря об эффективности реализации принципа законности в России, следует признать существование серьезных нарушений, в первую очередь в области конституционной законности. Причинами этого называются: 1. исторические традиции России; 2. низкая правовая культура личности; 3. правовой нигилизм; 4. отсутствие эффективного механизма привлечения органов государственной власти и их должностных лиц к ответственности за нарушения конституционного законодательства; 5) ослабление российской государственности.

По мнению доктора юридических наук Колосовой Н. М., целесообразно определять конституционную законность в качестве превентивного фактора. Сторонники данного подхода к законности говорят о том, что, по их мнению, она «начинается не тогда, когда посредством решений компетентных органов обеспечивается восстановление их действия, а тогда, когда любые органы начинают с соблюдения Конституции и следования ей» [44]. Конституционную законность следует обеспечивать уже на стадии принятия Основного закона, так как именно здесь закладываются предпосылки для ее соблюдения. Общество нуждается в том, чтобы в Конституции, с учетом ее относительной стабильности и стимулирующего воздействия на прогрессивные общественные стандарты, были закреплены основные закономерности развития общества и его структур. «Современная Конституция должна быть продуманной моделью организации всех сфер жизни общества с разной степенью конкретизации в каждой из этих областей».

На сегодняшний день немаловажен тот факт, что недооценка законности как «органического компонента демократии»[45] усугубила системный кризис общества, что в наибольшей степени проявилось в небывалом росте преступности и распространении правового нигилизма во всех слоях населения и эшелонах власти.

На сегодняшний день для Российской Федерации большое теоретическое и практическое значение имеют: 1. выработка единых критериев оценки состояния законности, а также системы показателей для ее определения применительно к деятельности государственного аппарата и его отдельных звеньев, подразделений и служб. 2. анализ допущенных нарушений законности, причин и условий их совершения; 3. разработка мер по профилактике таких нарушений; 4. совершенствование мер защиты законности в деятельности государственных органов[46].

Следует принять во внимание факт того, что на сегодняшний день недостаточно реализован и декларирован принцип разделения властей.  Игонькина С. И. полагает, что: 1. Президент РФ по Конституции РФ стоит над тремя ветвями власти, обладает полномочиями как законодательной и исполнительной власти, а также имеет непосредственное отношение к формированию судейского корпуса в связи с чем, располагает возможностями влияния на судебную власть. 2. в системе органов государственной власти РФ имеет место быть прокуратура, которая не относится ни к одной из ветвей власти, но осуществляет от имени РФ надзор за исполнением законов.

Перспективы развития в Российской Федерации напрямую зависят от степени зрелости гражданского общества.  Раевский П. Н. обозначил ряд условий, которые необходимы для успешного функционирования гражданского общества: 1. каждый член гражданского общества должен владеть собственностью, которая делает его независимым гражданином; 2. развитость многообразной социально – политической общественной структуры, выражающей все множество интересов в обществе; 3. развитие личности, активное, сознательное участие в общественном самоуправлении, индивидуальная свобода человека[47].

Формируя и развивая гражданское общество, необходимо понимать, что западная модель гражданского общества вполне применима. При этом следует учесть, что Россия относится к странам, «где господствуют так называемые органические социокультурные, политико-культурные, религиозные и другие традиции и формы ментальности»[48]. Россия может учитывать опыт развитых стран с устойчивым государственным режимом, но слепое копирование западных моделей недопустимо. Как справедливо подчеркивает К. С. Гаджиев, необходимо найти оптимальные пути и способы сочетания правового государства, гражданского общества, демократии с историческими традициями отечественной государственности. Формирование и совершенствование собственной модели демократии – актуальная задача для нашего государства.

На основании вышеизложенного можно придти к выводу, что в настоящее время недостаточно реализованы демократические принципы. Демократический государственный режим в России молод и несовершенен. Необходимо отметить, что конституционная характеристика нашего государства в качестве демократического с юридической точки зрения является декларацией, в рамках которой закрепляется целевая установка, определяющая перспективное направление развития российской государственности. В настоящее время в России сложился государственный режим переходного типа, в котором сочетаются демократические и недемократические методы управления обществом. При этом переход к демократии сегодня далеко не гарантирован.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе данной работы были рассмотрены следующие вопросы: понятие, признаки и виды политического (государственного) режима, классификация политических режимов, а так же дан анализ проблем и перспектив развития политического режима на примере Российской Федерации. На основании проведенного исследования можно придти к выводу, что наука выделяет политический и государственный режим. Политический режим - это правила и цели политического взаимодействия, совокупность основных приемов, средств и способов осуществления политической власти. Государственный режим характеризует совокупность средств и методов осуществления государственной власти. Наиболее распространенной является классификация, согласно которой все режимы делятся на: Тоталитарный режим, при котором государство осуществляет полный над обществом и личностью. Авторитарный режим, при котором власть находится в руках одного человека или правящей элиты, фактически не контролируемых и не избираемых населением, но при сохранении внешних признаков конституционного правления. Демократический режим, при котором население участвует в осуществлении государственной власти, принимая решения большинством с учетом интересов меньшинства. Так же необходимо выделить режим переходного типа, который заключает в себе черты авторитаризма и демократии. Согласно проведанного анализа в главе третьей данной курсовой работы считаю необходимым придти к выводу о том, что происходящие процессы в Российской Федерации свидетельствуют об определенном смещении политического режима от еще недостаточно сформировавшейся демократии в сторону либерального авторитаризма. Данные системы складываются в условиях неразвитого гражданского общества, при недостаточно организованных и слабо развитых социальных интересах, что само по себе вызывает необходимость появления харизматичного лидера, который способен сплотить народ, обеспечить массовую поддержку проводимым реформам и, как следствие, – улучшить общество. Но полагаю, что говорить о формировании в России авторитарного государственного режима преждевременно, несмотря на то, что демократический в нашей стране не лишен недостатков, а так же имеет свои сложности становления, он может претендовать на статус самостоятельной модели. Исторический опыт свидетельствует о том, что жизнеспособным оказывается государство, в котором границы свободы и прав человека строго зафиксированы в законе, где власть служит закону в качестве инструмента реализации и гарантии прав и свобод. Демократическое государство должно не только принимать, но и соблюдать свои законы и, что еще важнее, обеспечить реализацию этих законов. Именно такое государство способно последовательно сочетать соблюдение основополагающих принципов прав и свобод человека с правами и свободами всех входящих в него народов, их самоопределением, а также правозаконностью.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // [Электронный ресурс] «КонсультантПлюс»;
  2. Авакьян С. А. Конституция России: природа, эволюция, современность // [Электронный ресурс] Инф. прав. об. «Гарант»;

Аристотель. Политика // Аристотель. Сочинения. - В 4-х т. Т. 4. М.: Мысль, 1983. – 644 с.;

Бошно, С.В. Теория государства и права: учебник / С. В. Бошно. - 3-е изд., переработанное. – М.: изд. Юстиция, 2016. - 406 с.

Бирюков Д.А Вестник МГОУ. Серия: История и политические науки №2, 2015 - С. 222;

Власенко. Н.А. Теория государства и права: учебное пособие для бакалавриата / Н. А. Власенко. – М.: изд. Норма, Инфра-М, 2018. - 478 с.

Войтович В.Ю. Теория права и государства: учебное пособие. – Ижевск: изд. «Удмуртский университет», издательство института экономики и управления ФГБОУ ВПО «УдГУ», 2014. – 248 с.

  1. Вятр Е. Социология политических отношений. М.: Прогресс, 1979. – 456 с.;
  2.  Гаджиев К. С. О перспективах демократической государственности в России // Полис. № 3. 1994. - С. 114.;
  3. Гогин А.А., Липинский Д.А., Малько А.В. и др. Теория государства и права: учебник – изд. Проспект, 2016. – 191 с.
  4. Даль Р. Демократия и ее критики. - М.: РОССПЭН, 2003. – 576с.

Зеленков М.Ю. Политология. - М.: Юридический институт МИИТа, 2009. – 302 с.;

  1. Комаров С. А., Ростовщиков И. В. Личность: Права и свободы. Политическая система. СПб., 2002. – 334 с.;
  2. Кудрявцев Ю. А. Государственные режимы  /  Ю. А. Кудрявцев, - Спб.: Юридический центр,  2012 – 350 с.;
  3. Локк Дж. Два трактата о правлении // Локк Дж. Сочинения. - В 3-х т. - Т. 3. - М.: «Мысль», 1988. – 405с.;
  4. Малько А.В. Политическая и правовая жизнь России: М. - Юристъ, 2000. -  255 с.;
  5. Марченко М.Н. Теория государства и права: учебник. - 2-е изд., М.: изд. Проспект, 2016. – 456 с.
  6. Марченко, М.Н. Теория государства и права: учебник / М. Н. Марченко – М.: изд. Проспект, 2018. - 636 с.;
  7. Маслаков А.С. Учебное пособие. USL: https://uchebnik-online.net/book/520-politologiya-uchebnoe-posobie-maslakov-as/12-politicheskie-rezhimy.html. (Дата обращения: 15.06.2019);
  8. Мелехин А.В. Теория государства и права: учебник с учебно-методическими материалами. – М.: 2009. - 545 с.;
  9. Меркулов П.А. Политология: Учебник для бакалавров, обучающихся по специальности 39.03.03 «Организация работы с молодежью». Орел: Изд. Орловского филиала РАНХиГС, 2015. – 328 с.;
  10. Теория государства и права: учебник / Л. А. Морозова. 6 - е изд., перераб. и доп. - М.: изд. Норма, ИНФРА-М, 2019. - 464 с.
  11. Назаренко О.А. Политический режим: теоретико-правовая характеристика // PolitBook № 2. 2013. - С. 167-174.;
  12. Научная статья «Тоталитаризм как разновидность политического режима». Научный журнал: Государство и право № 5 // Ю.С. Завьялов. 2010, С. 76-80 USL: http://naukarus.com/totalitarizm-kak-raznovidnost-politicheskogo-rezhima. (Дата обращения: 15.06.2019);
  13. Общая теория государства и права: учебник / под ред. С.Ю. Наумова, А.С. Мордовца, Т.В. Касаевой. – Саратов: изд. Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2018. – 392 с.
  14. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М. - Оникс, 2011 // Электронная государственная библиотека USL: https://www.rsl.ru. (Дата обращения: 15.06.2019);

Оксамытный В.В. Общая теория государства и права. Учебник. - М.: Юнити-Дана, 2012. - 315 с.

  1. Петров А. В. Тоталитаризм: уроки прошлого : учеб.-метод. пособие / А. В. Петров. – Иркутск: Изд. ИГУ, 2011. – 136 с.
  2. Платон. Государство. М.: Наука, 2005. - 572 с.;

Политология: Учебное пособие / Под ред. А. С. Тургаева, А. Е. Хренова. - СПб.: 2005, - 560 с.;

  1. Права человека: вопросы истории и теории: Материалы межвузовской научно-теоретической конференции. Санкт-Петербург, 24 апреля 2004 / Сост. Е. В. Тимошина, Н. А. Чекунов; под общ. ред. Д. И. Луковской. СПб., 2004.
  2. Радько Т.Н., Лазарев В.В., Морозова Л.А. Теория государства и права: учебник для бакалавров – «Проспект», 2016. – 297с.;
  3. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов/А. И. Соловьев - М.: Аспект Пресс, 2003. – 559 с.;
  4. Теория государства и права в вопросах и ответах: учебное пособие. Изд. 2 / А. Ф. Колотов, О. С. Вырлеева-Балаева, В. Н. Симонов, И. В. Скуратов, Ю. В. Ярыгина. – Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2013. – 233 с.;
  5. Философский словарь URL: https://www.endic.ru/philosophy/Demokratija-652.html. (Дата обращения: 15.06.2019).
  6. Хабриева Т.Я., Саидов А.Х. Парламентский глоссарий: словарь. – М.: Норма, 2008. – 350 с.;
  7. Хантингтон С. Третья волна демократии. Теория и практика демократии. Избр. тексты / Пер. с англ.; Под ред. В.Л.Иноземцева, Б.Г.Капустина - М.: Ладомир, 2006. – 213 с.;
  8. Цицерон. О государстве // Цицерон. Диалоги. - М.: Наука, 1966. – 224 с.
  1. Оксамытный В.В. Общая теория государства и права. Учебник. - М.: Юнити-Дана, 2012. - 131с.

  2. Хабриева Т.Я., Саидов А.Х. Парламентский глоссарий: Словарь. – М.: Норма, 2008.

  3. Радько Т.Н., Лазарев В.В., Морозова Л.А. Теория государства и права: учебник для бакалавров: Проспект, 2016. – 216 с.

  4. Вятр Е. Социология политических отношений. М.: Прогресс, 1979. - 34-35 с.

  5. Аристотель. Политика // Аристотель. Сочинения. - В 4-х т. Т. 4. М.: Мысль, 1983. – 376 с.

  6. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Оникс, 2011 // Электронная государственная библиотека USL: https://www.rsl.ru

  7. Общая теория государства и права: учебник / под ред. С.Ю. Наумова, А.С. Мордовца, Т.В. Касаевой. – Саратов: изд. Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2018. – С. 48.

  8. Марченко М.Н. Теория государства и права: учебник. - 2-е изд., изд. Проспект, 2016. – С. 212.

  9. См. там же: Радько Т.Н., Лазарев В.В., Морозова Л.А. Теория государства и права. С. 263.

  10. Гогин А.А., Липинский Д.А., Малько А.В. и др. Теория государства и права: учебник – изд. Проспект, 2016. – С. 48.

  11. Малько А.В. Политическая и правовая жизнь России - М.: Юристъ, 2000. - 104 с.

  12. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов / А. И. Соловьев - М.: Аспект Пресс, 2003. – 216 с.

  13. Политология: Учебное пособие / Под ред. А. С. Тургаева, А. Е. Хренова. - СПб.: 2005. – 261 с.

  14. Философский словарь URL: https://www.endic.ru/philosophy/Demokratija-652.html

  15. Платон. Государство. М.: Наука, 2005. - 97 с.

  16. См. там же: Аристотель. Сочинения, Т. 4. С. 417 – 420.

  17. Даль Р. Демократия и ее критики. - М.: РОССПЭН, 2003. – 36 с.

  18. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).

  19. Бирюков Д.А Вестник МГОУ. Серия: История и политические науки №2, 2015 - С. 222

  20. Цицерон. О государстве // Цицерон. Диалоги. М.: «Наука», 1966. - С. 7-88; С. 63.

  21. См. там же: Гогин А.А., Липинский Д.А., Малько А.В. и др. С. 60.

  22. Локк Дж. Два трактата о правлении // Локк Дж. Сочинения. - В 3-х т. - Т. 3. - М.: Мысль, 1988. – 137 с.

  23. Назаренко О.А. Политический режим: теоретико-правовая характеристика // PolitBook. 2013. № 2. С. 167-174.

  24. Меркулов П.А. Политология: Учебник для бакалавров «Организация работы с молодежью». - Орел: Изд. Орловского филиала РАНХиГС, 2015. – 131 с.

  25. См. там же: Соловьев А.И. Политология. С. 231.

  26. Петров А. В. Тоталитаризм: уроки прошлого: учеб.-метод. пособие / А. В. Петров. – Иркутск:. ИГУ, 2011. – 9с.

  27. См. там же: Соловьев А.И. Политология. С. 232

  28. См. там же: Общая теория государства и права: учебник / под ред. С.Ю. Наумова, А.С. Мордовца, Т.В. Касаевой. С. 50.

  29. Научная статья «Тоталитаризм как разновидность политического режима». Научный журнал: Государство и право № 5 // Ю.С. Завьялов. 2010, С. 76-80. USL: http://naukarus.com/totalitarizm-kak-raznovidnost-politicheskogo-rezhima

  30. Войтович В.Ю. Теория права и государства: учебное пособие. – Ижевск: изд. «Удмуртский университет», издательство института экономики и управления ФГБОУ ВПО «УдГУ», 2014. – 141 с.

  31. Мелехин А.В. Теория государства и права: учебник с учебно-методическими материалами – М.: 2009. – 156 с.

  32. Теория государства и права в вопросах и ответах: учебное пособие. Изд. 2 / А. Ф. Колотов, О. С. Вырлеева-Балаева, В. Н. Симонов, И. В. Скуратов, Ю. В. Ярыгина. – Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2013. – 40 с.

  33. Хантингтон С. Третья волна демократии. Теория и практика демократии. Избр. тексты / Пер. с англ.; Под ред. В.Л.Иноземцева, Б.Г.Капустина - М.: Ладомир, 2006. – 213 с.

  34. Зеленков М.Ю. Политология. - М.: Юридический институт МИИТа, 2009. – 82 с.

  35. Маслаков А.С. Учебное пособие. USL: https://uchebnik-online.net/book/520-politologiya-uchebnoe-posobie-maslakov-as/12-politicheskie-rezhimy.html

  36. См. там же: Конституция РФ ст.1

  37. Кудрявцев Ю. А. Государственные режимы  /  Ю. А. Кудрявцев —  «Юридический центр»,  2012 – 48 с.

  38. Права человека: вопросы истории и теории: Материалы межвузовской научно-теоретической конференции. Санкт-Петербург, 24 апреля 2004 / Сост. Е. В. Тимошина, Н. А. Чекунов; под общ. ред. Д. И. Луковской. СПб., 2004.

  39. См. там же: Конституция РФ ст. 59.

  40. Бойко А. И. О естественности правовых обязанностей и некорректности возвеличивания субъективных прав // Правовая политика и правовая жизнь. 2004. № 1. - С. 56

  41. См. там же: Бойко А. И. О «естественных обязанностях» С. 57.

  42. Комаров С. А., Ростовщиков И. В. Личность: Права и свободы. Политическая система. СПб., 2002. – 139 с.

  43. См. там же: Конституция РФ ст. 7.

  44. Авакьян С. А. Конституция России: природа, эволюция, современность // [Электронный ресурс] Инф. прав. об. «Гарант».

  45. Теория государства и права: учебник / Л. А. Морозова. 6 - е изд., перераб. и доп. - М.: изд. Норма, ИНФРА-М, 2019. - 464 с.

  46.  Там же. С. 111.

  47. Раевский П. Н. Политический режим в современной России: основные тенденции развития // Демократия и тоталитаризм: проблемы противостояния. Материалы межвузовского научнопрактического семинара. Санкт-Петербург, 15 ноября 1999 г. / Под общ. ред. В. П. Сальникова. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 1999. – 48 с.

  48.  Гаджиев К. С. О перспективах демократической государственности в России // Полис. 1994. № 3. – 114 с.