Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Соотношение государства и гражданского общества (Понятие и признаки гражданского общества)

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Предметом в моей курсовой работе выступает фундаментальная научная проблема взаимосвязи гражданского общества и государства. Вопрос о соотношении власти и общества стоит в центре всеобщего внимания со времен появления государства, и до сих пор является причиной многих социальных конфликтов, революций и политических переворотов.

Сейчас эта проблема, как ни когда актуальна, поскольку подавляющее количество государств в современном мире являются правовыми, а правовое государство неотделимо от гражданского общества.

Но, несмотря на общеупотребимость самого понятия "гражданское общество", в современной юриспруденции единого мнения по этому вопросу так и не сформировалось. А если говорить о политической науке, то и там существует большое количество разнообразных понятий этого определения. Кроме того, в разных источниках правовое государство и гражданское общество рассматриваются по-разному. Учёные юристы и политологи расходятся в своих оценках этого феномена.

Цель данной работы заключается в исследовании тенденций взаимного функционирования гражданского общества и государства в рамках функционального, формально-юридического и сравнительного методов,
с помощью:

  • Анализа развития учения о гражданском обществе;
  • Приведения структуры и признаков гражданского общества и государства;
  • Построения выводов о соотношении гражданского общества и государства;
  • Применение данных понятий к условиям современной России.

ГЛАВА №1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА.

Понятие «гражданское общество» — одно из ключевых понятий современной политологии. Актуальность его теоретических и практических аспектов обусловлена очевидным повышением роли рядовых граждан и их добровольных объединений во всех сферах жизнедеятельности чело-веческого общества: экономической, политической, социальной, духовной. Широко известны успехи общественных организаций и движений людей доброй воли в области разрядки международной напряженности, в оказании помощи народам, пострадавшим от стихийных бедствий, катастроф и других социальных невзгод. В основе успехов — развитие деятельности граж-данского общества, высокая активность граждан и их добровольных объединений. Это достижимо только при достаточно развитом гражданском обществе. Успехи приходят там, где повышается деловая активность граждан и создаваемых ими негосударственных структур, где ограничивается государственное вмешательство в экономическую, социальную и духовную жизнь, т.е. где развивается и совершенствуется гражданское общество[1].

Гражданское общество можно определить как совокупность нравс-твенных, религиозных, национальных, социально-экономических, семейных отношений и институтов, с помощью которых удовлетворяются интересы индивидов и их групп.

Гражданское общество – это сфера реализации особенных, частных целей и интересов отдельных, самостоятельных и независимых индивидов, выступающих как частные лица, свободная от прямого действия публичной власти. В социальном плане – это семья и частная жизнь. В экономической сфере – это частная собственность, предпринимательство. В духовной – это свобода совести, право на религиозные объединения. В сфере управления – это местное самоуправление.

Однако, в различных источниках понятие «гражданское общество» имеет разное трактование. Для гражданское общества характерно:

1) наличие собственности в распоряжении людей (индивидуальное или коллективное владение);

2) наличие развитой многообразной структуры, отражающей много-образие интересов различных групп и слоев, развитой и разветвленной демократии;

3) высокий уровень интеллектуального, психологического развития членов общества, их способности к самодеятельности при включенности в тот или иной институт гражданского общества;

4) законообеспеченность населения, то есть функционирование правового государства.

Общие принципы гражданского общества:

- духовная свобода;

- экономическая независимость;

- самоуправление своими делами;

- самореализация своих целей;

- самозащита своих прав.

Структура гражданского общества:

- негосударственные социально-экономические отношения и ин-ституты (собственность, труд, предпринимательство);

- совокупность независимых от государства производителей

(частные фирмы и т.п.);

- общественные объединения и организации;

- политические партии и движения;

- сфера воспитания и негосударственного образования;

- система негосударственных СМИ

- семья;

- церковь (и т.п.).

Признаки гражданского общества:

- наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;

- самоуправляемость;

- конкуренция образующих его структур и различных групп людей;

- свободно формирующиеся общественное мнение и плюрализм;

- всеобщая информативность и, прежде всего, реальное осуществление прав человека на информацию;

- многоукладность экономики;

- легитимность и демократический характер власти;

- правовое государство;

- сильная социальная политика государства, обеспечивающая достойный уровень жизни людей.

Таким образом, гражданское общество – есть способ организации производственных, экономических отношений и соответствующих прои-зводительных сил. Совокупность связей, возникающих в процессе владения, пользования и распоряжения собственностью, функционирования общес-твенных объединений, средств массовой информации, семьи, воспита-тельных, образовательных, научных, культурных учреждений.

На мой взгляд, гражданское общество – это, прежде всего, открытое социальное образование. В нем обеспечиваются свобода слова, включая в себя свободу критики, доступ к различного рода информации, гласность, право свободного выезда и въезда, постоянный и широкий обмен образовательными, информационными, технологиями с другими странами, научное и культурное сотрудничество с зарубежными государственными и общественными организациями, содействие деятельности иностранных и международных объединений в соответствии с принципами и нормами международного права. Оно привержено обще гуманистическим принципам и открыто для взаимодействия с аналогичными образованиями в плане-тарном масштабе.

Развитие учений о гражданском обществе

Hаиболее прогрессивные, мыслящие представители человечества на протяжении всей своей истории пытались создать модель идеального общес-твенного устройства, где основой всему были бы, свобода, разум, справед­ливость и благополучие. С проблемой совершенствования госу-дарства, возвышения роли закона и права связывалось и формирование гражданского общества.

Связь между обществом и государством подробно исследовали многие великие умы политической и философской мысли.

Понятия «общество» и «государство» античные мыслители не разделяли. Например, Аристотель считал, что государство – это достаточная для самодовлеющего существования совокупность граждан, т.е. не что иное, как гражданское общество. Цицерон, обосновывая пра­вовое равенство людей, писал: «...закон есть связующее звено гражданского общества, а право, установленное законом, одинаково для всех...»[2].Знак тождества между гражданским обществом и государством стоял еще долгое время, и вполне логично, обуславливался уровнем развития социально-политических и экономических от­ношений, т.е. на­чальным этапом развития товарно-денежных отношений, примитивной формой разделения труда, огосу-дарствлением общественной жизни.

И только в результате буржуазных революций при утверждения полного господства обменных отношений как средства, связующего людей в общественные организмы произошло отделение государства от общества и их превращение в относительно самостоятельные феномены. Общество, объединившее отдельных самостоятельных субъектов и освободившееся от тирании государства, получило название гражданского.

На рубеже XVI—XVII вв взгляды ученых о гражданском обществе трансформировались в результате развития общественных отноше­ний . В ра­ботах Г. Гроция, Н. Макиавелли, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо Т. Гоббса,
Дж. Локка, уже мотивировалось соответствие гражданскому обществу не всех, а лишь прогрессивных, по их мнению, форм государственного устрой­ства, основанных на естественно-правовых, договорных началах. В част-ности, Дж. Локк считал, что «абсолютная монархия ... несовместима с гражданским обществом и, следовательно, не может вообще быть формой граж­данского правления»[3].

Наилучшей государственной формой Макиавелли предполагал - смешанную, включающую в себя демократию, монар­хию и аристократию, причем, действие каждой из них в купе, призвано сдерживать и оберегать другие.

Давая характеристику гражданскому обществу, И.Кант считал глав-ными следующие идеи:

- человек все должен создавать собственны­ми силами и должен отве-чать за созданное;

- столкно­вение человеческих интересов и необходимость их за­щиты являются побудительными причинами самосовер­шенствования людей;

- гражданская свобода, законода­тельно обеспеченная правом, есть необходимое условие самосовершенствования, гарантия сохранения и возвыше­ния человеческого достоинства.

Исходя из этого Кант, приходит к выводу о том, что «для человечества величайшей проблемой, разрешить которую его вынуждает природа, является достижение всеобщего правового гражданского общества»[4].

Последователем философского учения Канта становится В. Гумбольдт, который уже на конкретных примерах старается показать различия и противоречия между гражданским общест­вом и государством. По его мнению, главной отличительной особенностью государства от гражданского общества является состав государства, а именно:

- система государ­ственных институтов;

- позитивное право, издаваемое государством;

- гражданин.

Так же, важнейшую роль в формировании представлений о граж­данском обществе сыграл Гегель, определивший его как сферу действия частного интереса, включая в это понятие семью, мораль, сословные отношения, религию, образование, право, законы с вытекающими из них взаимными юридическими связями субъектов. Особенно Гегель подчеркивал противостояние индивидов друг другу. «В граждан­ском обществе каждый для себя — цель, все другие для него ничто. Но без соотношения с другими он не может достигнуть всего объема своих целей»[5]. Однако, государство он считал более высокой ступенью развития, чем гражданское общество, по его мненью, государство – это сфера всеобщих интересов, поднима­ясь над обществом оно, разрешает его противоречия, примиряет проти­воположные интересы, объединяет индивидов, сословия и организации.

Гражданское общество по Гегелю – это результат разложения кровно-родственных связей и объединения людей в нацию, в народ. Нация, не только сохраняет для большинства входящих в нее индивидов общность проис-хождения, но и объединяет множество «посторонних» людей, которые имеют других предков. Это стало возможным лишь вследствие изменения основы коллективных связей. Теперь ее образуют «общие потребности и взаимо-действие в их удовлетворении» [6], которые не зависят от рода и племени, входящих в социальную общность субъектов.

Таким образом, включая в себя себялюбивых индивидов, объеди-ненных, прежде всего нуждой, гражданское общество глубоко эгоистично. Поскольку каждый из членов такого общества преследует собственные цели, коллективность эта нуждается в более высокой «форме всеобщности» -
в государстве. Исходя из чего, гражданское общество является «связующим звеном, находящимся между разрозненными индивидами и государством как высшей формы человеческой организации» [7].

Дж. Локк в своих трудах осуществил уточнение понятия «гражданское общество». Кроме того, Локк, пожалуй, первый, кто провозгласил главенство гражданского общества над государством. Он утверждал, что основой гражданского общества является частная собственность. И если у Т. Гоббса абсолютный властью над собственностью обладает государство, с возможностью конфискации любой частной собственности, то для Дж. Локка частная собственность неприкосновенна и практически священна. Поли-тическую власть Дж. Локк приводи, как право на создание законов, регулирующих и сохраняющих частную собственность. По мнению, Локка, основообразующим фактором для появления государства, является стрем-ление людей к сохранению частной собственности. Кроме того, Дж. Локк говорит о равенстве всех в людей внутри гражданского общества, что характерно отличает его от Т. Гоббса, который допускает прерогативу некоторых лиц над законами . По Локку все же должны быть в подчинении закону, являющимся «правителем» гражданского общества.

К. Маркс - основоположник научного коммунизма, в свою очередь, под «гражданским обществом» подразумевал совокупность материальных отно-шений индивидов. Для Маркса гражданское общество, с одной стороны, объект эксплуатации находящийся в руках буржуазии, а с другой - сфера, состоящая из обособленных и отчужденных друг от друга собственников. Такое общество, по мнению Маркса, несовершенно, и человек в нем не может быть подлинно свободным.

Таким образом, несмотря на то, что вопрос о гражданском обществе и государстве волновал людей с самых ранних этапов развития человеческого общежития, и в каждую из эпох, под воздействиями различных исторических факторов, рассматривалась с разных точек зрения, философам, правоведам и политологам тех времен так и не удалось сформулировать единственное верное мнение. Но оставленные ими труды и наработки в данной области, позволяют продолжить исследования взаимосвязи и соотношения граждан-ского общества и государства в полной мере и сейчас.

Современное понимание гражданского общества.

История XX века показала, что основные принципы гражданского общества, такие как, свобода личности, частная собственность и др. - оказались жизнеспособнее всех других.

Многочисленные трактовки гражданского общества выделяют два основных подхода. Сторонники одного из них рассматривают гражданское общество как социальную универсалию с полным комплексом общественно-исторических отношений, противопоставленных государству, независимо от его формы, начиная от администрации, заканчивая властью в общем.

Второй подход заключается в рассмотрении гражданского общества как конкретного отдельного феномена в форме существования рыночно-демократичного общества. Так же существует точка зрения, которая связывает, возникновение гражданского общества с возникновением граж-данина, наделённого определёнными правами и обязанностями.[8]

Другими словами - единой точки зрения не существует, но проана-лизировав современную учебную и научную литературу, можно прийти к следующим выводам.

Однако, сторонники обеих концепций схожи в одном, а именно: гражданское общество – это, прежде всего, развитые экономические, поли-тические, правовые, культурные отношения между его членами; неза-висимость от государства, но и во взаимодействии с ним. Кроме того, это союз индивидов, которые обладают высокими человеческими качествами и целостно развитой, активной личностью.

Нет разногласий и в определении характерных черт, которые присущи гражданскому обществу, таких как:

  1. высокое сознание людей;
  2. некоторая материальная обеспеченность граждан на основе владения ими собственностью;
  3. широкие связи между членами общества;
  4. наличие государственной власти, где ее носители - всего лишь выборные лица, с соответствующей компетентностью, способностью решать проблемы общества и мастерством;
  5. передача части власти органам самоуправления;
  6. развитое чувство коллективности, подкрепленное сознанием принадлежности к общей нации и культуре;
  7. личность гражданского общества - это человек, ориентированный на созидание, духовность.
  8. цель - наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;

Так или иначе, гражданское общество - это саморазвивающаяся и самоуправляемая система. Объединенные в организации разного рода, инди-виды, устанавливая между друг другом отношения, реализуют свои, не редко, противоположные интересы, обеспечивая, тем самым, гармоничное, целенаправленное развитие общества за счет внутренних источников само-развития, без вмешательства какой-либо политической власти, в лице государства. Благодаря такой самоорганизации, гражданское общество способно так же, ограничивать властную силу государства.

Осознанная активная деятельность на благо общества - гражданская инициатива - одна из важных характеристик положительной динамики его развития, в сочетании с такими нравственными категориями, гражданская совесть и гражданский долг, служит надежным средством дальнейшего поступательного развития гражданского общества.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что в современном понимании, возникновение гражданского общества вызвано разграничением прав человека и прав гражданина. Права человека обеспечиваются гражданским обществом, а права гражданина - правовым государством. В обоих случаях речь идёт о правах личности, но если в первом случае имеют в виду её права как отдельного человеческого существа на жизнь, стремление к счастью, то во втором случае - её политические права. Таким образом, в качестве важнейшего условия существования, как гражданского общества, так и правового государства выступает личность, обладающая правом на самореализацию как экономических, так
и культурных, духовных и политических потенций, реализуя которые, личность, через гражданское общество, обеспечивает воспроизводство социальной жизни.

ГЛАВА №2. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА.

Проблемы понимания государства, его сущности, признаков являются очень важными в теории государства, в силу той огромной роли, которую играет государство в современном обществе.

Государство можно рассматривать с разных позиций: с юридической, исторической, социологической или философской. Это позволяет выделить те или иные характеристики его аспектов, но не дает возможности сфор-мулировать универсальное понятие государства. В современной оте-чественной юридической литературе понятие государства чаще всего определяется, через перечисление его признаков.

Государство - это суверенная политическая организация союза людей, проживающих на определенной территории, предназначенная для осущес-твления власти в целях установления и поддержания порядка в обществе, ведения общих дел.

Сущность государства заключается в том, чтобы согласовывать отдель-ные воли и выражать общую волю для достижения общих, признаваемых и разделяемых обществом целей. Чтобы приводить в жизнь общую волю, необходима власть, как особое средство согласования, примирения и достижения порядка. Эта власть призвана осуществлять управление в обществе, решая наиболее общие и общественно необходимые дела, защищать слабых от сильных, выступать в качестве судьи в спорах и конфликтах, обеспечивать безопасность и свободу.

Люди, объединяюсь в союз (государство), как бы уступают ему часть своих прирожденных, естественных прав, умаляя тем самым свой суверенитет и наделяя союз полномочиями по решению общих важных для всего общества дел. В тоже время люди принимают на себя определенные обязанности по отношению к государству. Таким образом, создаётся юридическая связь между каждым человеком и государством, которая в монархии называется подданством, в республике – гражданством. Объем полномочий государства и прав и обязанностей людей, составляющих его, не является неизменным. Его колебания зависят от конкретно-исторических условий развития определённого этноса и их государств.

Признаки государства - это наиболее характерные и общие свойства государства, проявляемые им во всех стадиях своего развития и остающихся стабильными и неизменными при всех преобразованиях.

К основным признакам государства относятся:

- система государственных органов;

- территория и разделение населения по территориальному признаку;

- юридическая связь государства и граждан;

- вооруженные организации для обороны и охраны порядка;

- система законодательства;

- система налогов и сборов.

Функции государства - это основные направления его деятельности, выражающие назначение и сущность.

В функциях государства проявляется та реальная роль, которую оно играет при решении основных вопросов общественного развития и прежде всего в удовлетворении разнообразных интересов населения страны. Фун-кции государства устанавливаются в зависимости от основных задач, стоящих перед государством на том или ином этапе его развития, и представляют собой средство реализации этих задач.

Различают внутренние и внешние функции государства .

Внутренние функции - это основные направления деятельности госуда-рства по управлению внутренней жизнью страны. К ним относятся:

1. Экономическая функция выраженная в выработке и координации государством стратегии и тактики развития страны в наиболее оптимальном режиме.

2. Политическая функция определена необходимостью осуществления им гармонизации интересов разных социальных групп.

3.Социальная функция, выполнение которой обеспечивает нормальные условия жизни для всех членов общества вне зависимости от участия их в производстве материальных благ, кроме того от возраста, здоровья, пола, и т. п.

4. Правоохранительная функция, -это деятельность государства по обеспечению полного выполнения положений законодательства всеми гражданами, государственными органами и организациями.

5. Экологическая функция .

Внешние функции - это основные направления деятельности госуда-рства на международной арене, а именно:

  1. Дипломатическая функция
  2. Функция обороны.
  3. Внешнеэкономическая функция.
  4. Поддержка мирового правопорядка.
  5. .Культурное сотрудничество между странами.
  6. Сотрудничество государств в решении глобальных проблем сов-ременности.

Существуют и дополнительные функции государства, такие как, функции строительства дорог, обеспечения национальной безопасности, мелиорационных, ирригационных и иных общественных систем, инфо-рмационная, транспортная, борьба с последствиями стихийных бедствий и др.

2.1. История развития государства

История развития государства, на мой взгляд, лучше всего отражена в его закономерностях. Выявление и анализ повторяющихся связей, которые определяют ход развития государства, позволяет проследить настоящее, и составить прогнозы на будущее о данном феномене.

Государство как относительно самостоятельное явление имеет ряд присущих ему собственных закономерностей развития. Однако главным импульсом к движению вперед является взаимодействие с развивающимся динамично обществом.

Основная закономерность эволюции государства заключается в том, что по мере совершенствования цивилизации, как совокупности духовных и материальных достижений общества, и развитие демократии превращает его из примитивного, «варварского» образования, принудительно-репрессивного характера, в общественную политическую организацию, с активно функ-ционирующим комплексом институтов государства, который действует в соответствии с принципом разделения властей.

Общество которое развивается демократически, нуждается в том, чтобы его объективные и разносторонние потребности были в центре внимания государственных интересов, кроме того демократическое общество, стимулирует развертывание обще социальных функций госу-дарств. Пожалуй, отсюда начинается новая закономерность развития современного государства — возрастание его роли в жизни общества.

Россия,например,учитсяу западных государств парламентской культуре разделению властей, строи-тельству правового государства. Таким образом, уходят в прошлое идео-логическая война, острая конфронтация, подозрительность и недоверие.

Правда, названные закономерности представляют собой общие тен-денции, главные линии эволюции государств нашей планеты. Развитие конкретных государств часто бывает противоречивым. Зигзаги, повороты назад, непредсказуемые шарахания из крайности в крайность, особенно когда государственная власть используется в личных, групповых, клановых интересах, подчиняется узкопартийным целям и задачам, именно эти факторы делают противоречивым развитие государства.3

___________________

Протасов В. Н. Теория государства и права. – М.: Логос, 2014 г., - 180 с .

2.2. Понятия и признаки правового государства

Наиболее прогрессивным типом государственного устройства является правое государство, которое возникает именно в том обществе, которое принято называть гражданским.

Общественным сознанием правовое государство воспринимается как такой тип государства, власть которого основана на праве, им огра-ничивается и через него реализуется. В идее правового государства можно выделить два главных аспекта:

  1. Свободу человека, наиболее полное обеспечение его прав;
  2. Ограничение правом государственной власти;

Права человека и правовое государство, несомненно, характеризуются общими закономерностями возникновения, взаимодействие и функци-онирования, так как существовать и эффективно действовать они могут только в одной «связке». Оба феномена имеют в своей основе право, хотя роль последнего для них практически прямо противоположна, но одновременно и внутренне едина. Это свидетельствует о том, что соеди-няющим звеном между человеком и государством должно быть именно право, а отношения между ними - исключительно правовыми.

Правовое государство – государство, в котором организация и деяте-льность органов государственной власти осуществляется на основе консти-туции и иных законов, принятых в соответствии с ней. Права человека закрепляются в правовых актах и реально гарантированы государством, которое не может ограничивать либо нарушать их.

Из определения правового государства можно выделить два главных принципа (две стороны сущности) правового государства:

  1. Наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина – социальная сторона;
  2. Наиболее последовательное связывание посредством права поли-тической власти, формирование для государственных структур режима правового ограничения – формально-юридическая сторона.

Сама идея правового государства направлена не только, на огра-ничение правом власти государства, но и на обеспечение безопасности чело-века в его взаимодействиях с ним, она направлена на установление правления законов, а не людей.

Основные признаки правового государства:

1. Осуществление государственной власти в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную, судебную, с целью не допускания сосредоточения всей полноты государственной власти в чьих-либо одних руках, исключения ее монополизации, узурпаций одном лицом, органом, социальным слоем.

2. Наличие Конституционного Суда, как гаранта стабильности консти-туционного строя - органа, обеспечивающего верховенство Конституции и ее законность, соответствие законов и других правовых актов издаваемых законодательной и исполнительной властью.

3. Верховенство закона и права, что означает: только высший пред-ставительный (законодательный) орган, вправе отменить или изменить при-нятый закон. Все иные нормативно-правовые акты при этом, не должны противоречить закону.

4. Государство, издавши закон, не имеет право нарушать само его, это противостоит всевозможным проявлениям вседозволенности, произвола, своеволия, со стороны бюрократии на всех уровнях.

5. Взаимная ответственность государства и личности.

6. Реальность закрепленных в законодательстве прав и свобод человека и личности, также возможность их защиты в судебном порядке.

7. Контроль и надзор за осуществлением законов, и иных нормативно-правовых актов.

8. Высокая правовая культура граждан, а именно, знание своих обязанностей и прав, умение их использовать и применять; уважительное отношение к праву, противостоящее «правовому нигилизму».

Итак, правовое государства это система взаимоуправления граж-данского общества и государства, предполагающая недопущение монополии государства на власть с одновременным изменением соотношения свободы государства и общества пользу последнего, в том числе, в пользу отдельной личности.

ГЛАВА №3. ВЗАИМОСВЯЗЬ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА И ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА.

Термин «правовое государство» является буквальным переводом с немецкого «rechtsstaat» и соотносится с вполне определёнными концепциями.[9]

В паре взаимосвязанных феноменов «общество – государство» веду-щую, определяющую роль играет общество, исходя из этого, во взаимосвязи «гражданское общество – правовое государство» главенствующим опре-деляется гражданское общество, которое позволяет развиваться государству на своей основе и становится его содержанием, отводя ему место только политической формы. Так, например, в новое время, когда обменные отно-шения становятся господствующими, государство превращается лишь в сторону гражданского общества, обуславливающую только характер демократии.

В ХХ веке во многих странах мира сложились государства с особыми признаками, в совокупности которые характеризуют его как правовое. Большинство современных европейских государств относятся к правовым государствам.

Само словосочетание «правовое государство» предполагает, что
на первом месте стоит «право», а на втором - «государство». Это означает верховенство права в социально-политической жизни общества, что и явля-ется основополагающим принципом всякого правового государства.

Кроме того, правовое государство образуется там, где общество уже имеет стойкие политические, демократические, правовые и культурные традиции, т.е. там, где существует гражданское общество.

Также, при формировании правового государства требуется достаточно высокий уровень общей и правовой культуры , поскольку она во всех своих проявлениях, выступает как приобретенная путем проб и ошибок сумма матери­альных и духовных ценностей напрямую влияющая на характер политических институтов.

Таким образом, одной из главных предпосылок формирования правового го­сударства справедливо называют наличие институтов граждан­ского общества. А именно:

- мощный экономический бази­с, высокие стандарты жизнии доми-нирование среднего клас­са в общественной социальной структуре.

- многоукладность экономики.

- сбалансированность усилий во всех сферах жизни общества.

Гражданское общество стремится к тому, чтобы каждый его член имел возможность самостоятельно определить для себя жизненные цели и цен-ности. Однако, сделать это избегая разногласий и конфликтов не всегда удается, именно здесь начинается область регулирования гражданских отношений правовым государством, внутри общества.

Гражданское общество и государство взаимодополняют друг друга. Без зрелого гражданского общества невозможно создание правового демо-кратического государства, так как только сознательные свободные граждане могут сформировать наиболее рациональные формы человеческого обще-жития. Именно поэтому гражданское общество является прочным опос-редующим звеном между свободным индивидом и волей централизованного государства. Также без государства невозможно представить проти-водействие дезинтеграции, упадку, кризису, хаосу, и обеспечить условия для реализации прав и свобод личности.

3.1. Противопоставление гражданского общества государству

Гражданское общество функционирует и существует в противоречивом единстве с государством. Связь гражданского общества и государства можно отследить на примере разных режимов, так при демократии, оно взаимо-действует с государством а при тоталитарном режиме – находится в активной или пассивной оппозиции к нему.

"Гражданское общество" и "государство" противостоят друг другу, так как представляют понятия, отражающие различные стороны общественной жизни.

Сфера абсолютной свободы частных лиц в отношениях друг с другом составляет гражданское общество. Оно предстает в виде экономического, социального и культурного пространства, в котором свободные индивиды, взаимодействуя, реализуют частные интересы .

Государство же напротив является пространством, которое тотально регламентирует взаимоотношения политически организованных субъектов: структур государства и примыкающих к ним политических партий, групп давления и т.д.

Общепризнано, что в правовом государстве должны функционировать развитые институты гражданского общества, такие как политические партии, средства массовой информации, неправительственные организации, проф-союзы, а также школа, семья, бизнес, церковь,  и т.п., включая даже кооперативы собственников квартир. Именно через эти институты граждане обычно самостоятельно, без прямого участия государства решают вопросы, связанные с их повседневной жизнедеятельностью. Следовательно, чем демократичнее государство, тем меньше у граждан возникает потребностей в обращении к государству за решением своих проблем. То есть гражданское общество –это организация которая само регулируется, не нуждаясь при этом во вмешательстве извне.

Гражданское общество в его современном понимании и значении – это то общество, которое способно противостоять государству, указать ему свое место, контролировать его деятельность и держать «в узде» его возрастающие аппетиты. Говоря другими словами, гражданское общество - это общество, способное сделать свое государство правовым. Однако, это совсем не означает, что гражданское общество только и занимается тем, что противоборствует государству. В рамках государства, гражданское общество дает возможность ему активно вмешиваться в социально-экономические процессы. Другое дело, что оно не позволяет государству сделать социальную систему тоталитарной.

Такая способность общества к политической самоорганизации возможна лишь при наличии определенных экономических условий,
а именно - экономической свободы, многообразия форм собственности, рыночных отношений и прочих факторах, о которых говорилось выше.

Итак, гражданское общество и его взаимоотношения с государством характеризуются, в основном, следующими моментами:

- становление и развитие гражданского общества связывается с форми-рованием буржуазных общественных отношений, утверждением принципа формального равенства;

- гражданское общество базируется на частной и иных формах собственности, рыночной экономике, политическом плюрализме;

- гражданское общество существует наряду с государством как отно-сительно самостоятельная и противостоящая ему сила, находящаяся с ним в противоречивом единстве;

- гражданское общество представляет собой систему, которая построена на основе горизонтальных связей между субъектами (принцип координации) и которой свойственны самоорганизация и самоуправляемость;

- гражданское общество есть сообщество свободных собственников, осознающих себя именно в таком качестве, а следовательно - готовых взять на себя всю полноту хозяйственной и политической ответственности за состояние общества;

- с развитием гражданского общества и становлением правовой государственности происходит сближение общества и государства, их взаимопроникновение: по существу, правовое государство есть способ организации гражданского общества, его политическая форма;

- взаимодействие гражданского общества и правового государства направлено на формирование правового демократического общества, на создание демократического социально-правового государства.

Таким образом, государство и гражданское общество находятся
в постоянном взаимодействии друг с другом. Разделяют две основные модели такого взаимодействия: либерализм и этатизм.

С позиции первого, чем меньше вмешательство государства в сферу интересов гражданского общества, тем лучше для субъектов этого общества. Приверженцы такой идеи (А. Смит, Дж. Локк) изображали государство
в образе «ночного сторожа», полностью предоставляющего гражданское общество механизмам саморегулирования. Сторонники идеи этатизма, считают, что высшей целью гражданского общества является государство. При этом параметры и пределы его вмешательства в общественную жизнь определяются потребностями гражданского общества, иначе говоря, большинством субъектов гражданского общества(демократически госу-дарственный режим). Есть и другие модели взаимодействия гражданского общества и государства, подразумевающие властное воздействие на общество, при котором государство задает общее направление социально-экономического развития, влияя на процесс саморегулирования, но, не подавляя гражданское общество (Авторитаризм).

Таким образом, государство и гражданское общество находятся в состоянии противоречия и постоянной конкуренции, оказывают взаимное влияние друг на друга, оптимизируя себя к требованиям индивидов общества.

3.2. Гражданское общество и государство в современной России

Начатые в середине 80 –х годов прошлого века преобразования имели своей целью формирование предпосылок гражданского общества с одно-временной сменой социально-экономических отношений во всех сферах жизни. В результате проведённой приватизации, были созданы предпосылки для возникновения среднего класса. Вместе с этим собственность, перестав быть в исключительно государственной, уже как частная осталась по большей части в руках новой бюрократии. Она, распоряжаясь собст-венностью, подчинила себе властные структуры государства и оградила их от общественного контроля.

Отношения между государством и обществом, развивались на основе мнимого конституционализма. На деле из-за раздробленности общества правовые институты не работали, уровень коррупции достиг огромных размеров во всех сферах деятельности государства. Пока государство в лице бюрократии не стремится к самоограничению и поощрению само-деятельности граждан, все негативные факторы переходного периода проя-вляются в проводимой социальной, экономической, культурной политике.

В следствии экономических реформ, реализация идеи индивидуальной свободы и поощрению творческой инициативы, была искажена активным вмешательством в экономические процессы криминалитета на фоне осла-бления внутренних функций государства. Ввиду неповоротливости законодательной власти, большинство населения оказалось отодвинуто от активной экономической деятельности. Так как не были своевременно приняты необходимые для этого законодательные акты. Исполнительная власти не хватало достаточного профессионализма и решительности. В связи с гиперинфляцией реальное благосостояние населения оказалось на уровне нищеты. Тем самым были разрушены основы для формирования граж-данского общества уже на пером этапе проводимых реформ.

На пути формирования гражданского общества в России существуют и другие трудности. Прежде всего, устойчивые стереотипы, система ценностей, сформированные коммунистическим режимом, которые во многом затрагивают социальные, экономические и культурные предпосылки гражданского общества. В первую очередь, психологический дискомфорт не способствует формированию необходимых атрибутов гражданского обще-ства, таких как: частная собственность конкуренция, рынок, духовная свобода, экономическая независимость, самозащита своих прав и др.
В следствие, ошибок и прочетов в первые годы реформ, которые привели к резкому падению уровня жизни большинства населения, внедрение этих универсальных ценностей крайне затруднено.

Процесс вхождения личности в новые социальные связи, включение и обособления ее сопровождаются распознанием негативной и позитивной направленности действий других индивидов, выяснением степени близости или удаленности их социальные позиции от той, которая признается своей. Так индивид устанавливает свою политическую идентичность, осваивает собственную политическую позицию. На основе этой позиции она взаимодействует с обществом, государством. В российской обществе позиции большинства остаются размытыми, не выходят за пределы первичных связей в семье, с родственниками. Иные социальные взаимодействия неустойчивы. Современное общество может адаптироваться к меняющимся условиям и прогрессивно развиваться только в том случае, если люди не исходят из убеждения, что любой незнакомый человек для них – враг. Общество с низким уровнем межличностного доверия нельзя назвать современным, его устойчивость не обеспечена и проблематична. Сама возможность существования современных экономических и политических организаций решающим образом зависит от предсказуемости и надежности социальных связей между совершенно незнакомыми людьми.

В 80-х годах беззаконие, клановость, экономический застой, неэффективная власть подорвали доверие населения и коммунистическим режимам, но и после падения советской власти в России ситуация мало изменилась. Если в странах Запада в середине 80-х годов 85-95% респондентов было согласно с утверждением, что "людям можно доверять" (исключение составляла Италия – около 70%, в том числе в Сицилии – более 50%), то в России первой половины 90-х годов так полагало не более 30% опрошенных.

Значительный отпечаток на процесс формирования гражданского общества накладывает форсированный характер процесса российской модернизации, когда в сжатые сроки одновременно решаются задачи, перешедшие от разных исторических этапов. Изменения материального положения различных групп населения приводит к слишком быстрой и радикальной трансформации прежней социальной структуры. Это обстоятельство порождает конфликты государства с различными профессиональными и социальными группами, что находит выражение в массовых забастовках. Процесс кристаллизации автономной личности осложняет то обстоятельство, что создание рыночных отношений и переход от тоталитаризма к демократии совпал по времени с процессами национального самоопределения этносов и социальной стратификацией на основе отношений собственности. Совпадение данных тенденций делает процесс формирования гражданского общества неустойчивым, возвратным.[10]

В реальной жизни противоречиво переплетаются различные, порой противоположные по своей направленности интересы и потребности социальных групп. Это обстоятельство снижает возможности управления процессами формирования нормальных экономических, социальных, национальных и иных интересов. Наиболее негативным следствием снижения регулятивной функции государства является формирование существенного разрыва в уровне доходов небольшой группы людей, стоящих у власти или рядом с ней, и большинством бедного населения. Вновь воспроизводится биполярная социальная структура. Так, соотношение зарплаты 10% высокооплачиваемых слоев к зарплате остального населения в 2007 году составляла 16:1, в 2008 году 26:1, в 1995 году – 29:1. Для сравнения, в разных странах это соотношение составляет от 5:1 до 8:1, а в Швеции 4:1.

В этих условиях только сильное государство могло бы стать инициатором и гарантом поступательного процесса формирования гражданского общества, создавая правовые, экономические, политические и культурные предпосылки для самореализации индивидов и групп, удовлетворения их повседневных потребностей. Само же государство должно на практике все больше приобретать признаки правового конституционального государства.

Очевидно, что процесс формирования гражданского общества имеет естественный темп, который нельзя ускорить каким-либо подталкиванием. Ведь зрелый гражданин начинается с развитого самосознания, возникающего из индивидуальных начал личности. Развивать их можно в первую очередь усилиями самой личности, ее устремленностью к постоянному само-совершенствованию.

Российское общество вновь оказалось перед дилемой: либо найти согласованную модель взаимодействия индивидуальной свободы, активности и инициативы личности, с принципом ограниченного правления государства, либо пойти по пути очередной модификации державной модели власти при отчуждении от нее народа. Есть случаи использования власти номенклатурной бюрократией в своих корпоративных интересах, что больше отчуждает общество от власти, не служит неприкосновенности прав индивидов.[11]

В заключении можно сделать вывод, что гражданское общество в современной России имеет место быть, однако находится в зачаточном состоянии и не может в полной мере влиять на развитие правовых институтов государства. Это обусловлено, тем, что активные члены общества сосредоточены, в основном, в экономически развитых культурных центрах, где могут удовлетворяться приведенные выше необходимые условия возникновения гражданского общества.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Подводя итог данной работе, следует сделать следующие выводы:

Идея гражданского общества пережила длительную эволюцию в истории права, а так же политической и экономической мысли, и при этом гражданское общество практически всегда воспринималось как нечто противоположное государству. Основоположником же самой идеи гражданского общества можно считать английского философа, одного из авторов теории "общественного договора" Д.Локка, главной идеей творчества которого была гарантированная законом защита свободы и собственности человека от возможного произвола со стороны государства.

Другую традицию в исследовании гражданского общества представляет подход Г.Гегеля, который рассматривал гражданское общество как совокупность индивидов, удовлетворяющих свои потребности с помощью труда.

В современном понимании гражданское общество представляет собой систему обеспечения жизнедеятельности социальной, социокультурной и духовных сфер, их воспроизводства и передачи их ценностей от поколения к поколению. Эта система самостоятельных и независимых от государства, общественных институтов и отношений, в задачи которых входит обеспечение условий для самореализации отдельных индивидов и коллективов, удовлетворение частных индивидуальных или коллективных интересов и потребностей. Интересы и потребности выражаются через такие институты гражданского общества как семья, церковь, система образования, научные, профессиональные и иные объединения, ассоциации и организации и т.п. Так же гражданское общество является совокупностью отношений между членами общества, которые не находятся под непосредственным контролем государства.

Гражданское общество и правовое государство логически предполагают друг друга - одно немыслимо без другого. В то же время гражданское общество первично: оно является решающей социально-экономической предпосылкой правового государства. Связи между ними жестко детерминированы, так как государство - форма организации общества, и уже поэтому они неразрывны.

«Гражданское общество и правовое государство – это две стороны одной медали»,[12] а значит, безусловно, предполагают дуг друга.

Что касается нашей страны, то на основании исследования так же можно сделать некоторые выводы. А именно то, что в настоящее время многие черты российского гражданского обще­ства находятся в стадии формирования. Сегодня этот процесс осложняется нестабильностью общественно-политических структур, замедленным выходом к цивили­зованным рыночным отношениям, отсутствием широко­го социального слоя собственников, низкой эффектив­ностью механизма правовой защиты личности. Конституцией были формально за­креплены основополагающие идеи гражданского общества. Человек, его права и свободы объявлены высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанностью госу­дарства. Провозглашено разделение властей на законо­дательную, исполнительную и судебную, установлены гарантии, органов местного самоуправления. Но для реального воплощения в жизнь всего, что закреплено в Конституции, необходим высокий уровень правосознания и социальной зрелости.

Только с развитием и взрослением гражданского общества в нашей стране, Россия сможет стать поистине правовым государством не только декларативно, но и фактически.

Список использованной литературы.

  1. Алексеев С. С. Государство и право. - М.: ИНФРА-М. 2014 г.- 211 с.

Кочетков А.П. Гражданское общество: проблемы исследования и перспективы развития. – М.: Бизнес, 2015 г.- 353 с.

  1. Лазарев В. В., Общая теория права и государства. – М.: ЮНИТИ, 2014 г. – 320 с.
  2. Мигранян А.М. Актуальные проблемы в праве. - М.: ИНФРА-ДАНА, 2015 г. – 210 с.
  3. Протасов В. Н. Теория государства и права. – М.: Логос, 2014 г., - 180 с .
  4. Хропанюк В. Н. Теория государства и права. - М.: Дело, 2016г..
  5. Пиголкин А.С., Головистикова А.Н., Дмитриев Ю.А. Теория государства и права. – М: ЮРАЙТ, 2016 г. – 130 с.
  6. Концепция правового государства. // "ВСЕ О ПРАВЕ" -: Инфо-рмационно-образовательный юридический портал. 2018 г.
    // URL: http://www.allpravo.ru/
  7. Ильин М. Коваль В. Две стороны одной медали: гражданское общество и правовое государство//Полис.- 2015 г. – 222 с.
  8. Цицерон. Диалоги. М., 1966 г. – 92 стр.
  9. Ю.Павленко. Современное гражданское общество // Экон-омический портал - экономика России и мировая экономика. 2018 г.
    // URL: http://institutiones.com
  10. Гражданское общество: основные интерпретации и реальное содержание // «ПОЛИТОЛОГИЯ» -: Политический интернет-портал. 2019г. // URL: http://all-politologija.ru
  1. Пиголкин А.С., Головистикова А.Н., Дмитриев Ю.А. Теория государства и права. – М: ЮРАЙТ, 2016 г – 56 с..

  2. Цицерон. Диалоги. М., 1966 г -34 с.

  3. Локк Дж. Два трактата о правлении. Соч. в 3 т. М., 2015 г.

  4. И. Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане // Кант И. Сочинения на немецком и русских языках. М., 1994.

  5. Гегель Г.В. Сочинения. М., Л., 1934.

  6. Гегель Г.В. Соч. в 14 т. М., 1929-1956.

  7. Гегель Г.В. Соч. в 14 т. М., 1929-1956 г – 105, 244 с.

  8. Ильин М. Коваль В. Две стороны одной медали: гражданское общество и правовое государство//Полис.-2015 г-№1-2.

  9. Нерсесянц В.С. Правовое государство: история и современность // 2015 г. – 132-135 с.

  10. Хропанюк В. Н. Теория государства и права. - М.: Дело, 2016. – С. 127

  11. Лазарев В. В., Общая теория права и государства. – М.: ЮНИТИ, 2014. – С. 69

  12. Ильин М. Коваль В. Две стороны одной медали: гражданское общество и правовое государство//Полис.- 2015 г -№1-2.