Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Содержание и методика работы по развитию творческих способностей дошкольников через театрализованную деятельность

Содержание:

Введение

Актуальность. В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. В связи с этим родители стремятся, как можно раньше научить детей читать, писать и считать, а не привить им способность чувствовать, думать и творить.

Проблема развития творческих способностей дошкольников со всей очевидностью отражает необходимость формирования у подрастающего поколения опыта творческой деятельности, эмоционально-ценностных отношений, стремления реализовать свои потенциальные возможности.

Вопросы, связанные с организацией и методикой театрализованной деятельности, широко представлены в работах отечественных педагогов, ученых, методистов: Баклыкова С.В. , Беглуева Л.М., Исаева Ю.А., Омельченко Л.В. Дроздикова-Зарипова А.Р., Мавлина Г.М. и др.

В настоящее время, благодаря усилиям ученых, методистов и практиков, работа с детьми по театрализованной деятельности получила научное обоснование и методическую проработку. Ученые единодушны во мнении, что театр является одной из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Он доставляет детям радость, развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребенка и формированию базиса его личностной культуры. По эстетической значимости и влиянию на общее развитие ребенка театрализованной деятельности по праву принадлежит почетное место рядом с музыкой, рисованием и лепкой.

Таким образом, театрализованная деятельность является эффективным средством гармоничного развития ребенка, в том числе его исполнительского творчества.

Это определило тему нашего исследования - развитие творческих способностей дошкольников в процессе театрализованной деятельности.

В начале работы был определен объект: личность ребенка дошкольного возраста

Предметом является театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников

Цель исследования: изучить влияние театрализованной деятельности на развитие творческих (исполнительских) способностей дошкольников.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Обосновать понятие «творческие способности», определить особенности и основные условия развития творческих способностей у дошкольников
  2. Определить влияние театрализованной деятельности на творческие способности дошкольников.
  3. Дать методические рекомендации по теме исследования.

Гипотеза:

творческие способности дошкольников в процессе театрализованной

деятельности будут развиваться эффективнее при следующих условиях:

  • если поощрять исполнительское творчество;
  • побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений, интонации;
  • развивать умение свободно держаться при выступлении на основе апробации системы занятий, игр-драматизаций, имитационных упражнений.

Исходя из цели и задач курсовая работа имеет следующую структуру: введение, две главы, заключение, список использованных источников.

Глава 1. Психолого-педагогические условия развития творческих способностей у дошкольников

1.1 Особенности развития творческих способностей у дошкольников

Дошкольное детство - это период, когда происходит общее развитие ребенка и закладывается фундамент этого развития. Большое значение имеют поддержка и развитие качеств, специфических для дошкольного возраста, так как заложенные в нем уникальные возможности не повторятся, и не представится возможность наверстать упущенное. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Определенное направление развития получают все стороны психики, а особенно творчество.

Творчество отражает мысли детей, их чувства, отношение к окружающему, затрагивает все стороны личности ребенка, тем самым развивая ее. Также творчество тесно связано с познанием окружающей действительности, оно таит в себе большие потенциальные возможности для развития их субъективных проявлений, так как творчество основано на совершении выбора (от выбора деятельности, которой бы хотел заняться ребенок, до выбора темы или материалов для реализации замысла). Ребенок, как губка, впитывает впечатления жизни, накапливает материал и активно перерабатывает его. Следовательно, творчество - удел любого ребенка, это нормальный и постоянный спутник детского развития [9 ,с. 265]

Дошкольное детство с психологической точки зрения является благоприятным периодом для развития творческих способностей. Ведь в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны. Накопление знаний и опыта - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами.

По мнению Беглуева Л.М., Исаева Ю.А., Омельченко Л.В. дошкольник с легкостью и прежде всего практически начинает ориентировочную и порой даже не совсем осмысленную деятельность, которая, постепенно становясь целенаправленной, увлекает ребенка поиском и часто приводит к положительным результатам. [4,с.14]

В формировании творческих способностей особая роль отводится воображению. Именно развитое творческое воображение порождает новые образы.

Евсеева М.А. рассматривает воображение как универсальную функцию, присущую человеку и проявляющуюся в разных видах деятельности. В качестве механизма воображения он видел перекомбинирование образов, когда признаки одного предмета переносятся на другой, что позволяет раскрыть существенные характеристики и взаимосвязи действительности. [12,с.126]

Существует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с самого раннего возраста. Она находит подтверждение в физиологии. Мозг ребенка особенно быстро растет и «дозревает» на первых годах жизни. Этот период «дозревания» есть время наивысшей чувствительности и пластичности к внешним условиям, время широчайших возможностей развиваться. Но у ребенка начинают развиваться только те способности, для развития которых имеются стимулы и условия «моменту» этого созревания. Если созревание и начало развития идут синхронно, а условия благоприятны, то развитие идет легко. [15,с.352]

В современной психологии и педагогике сформулированы различные теоретические подходы к развитию творческих способностей детей, два из которых наиболее значимы.

В соответствии с первым из этих подходов «творческие способности» рассматриваются как важная предпосылка успешности обучения, позволяющая ребенку более успешно овладевать новой системой знаний, умений и навыков, решать творческие задачи.

В соответствии с другим подходом «творческие способности» составляют результат, итог обучения и воспитания, основывающийся на усвоении специальных способов интеллектуальной деятельности, которые и обеспечивают возможности успешного решения новых задач в данном виде деятельности.

Каждый из этих подходов имеет свои методологические и теоретические основания и должны рассматриваться во взаимосвязи. Первичной формой детского творчества является творчество синкретическое, то есть такое, в котором отдельные виды искусств еще не расчленены и не специализированы ]Общий корень синкретичности - игра, которая является подготовительной ступенью развития творчества. Ученый Севостьянова И.Н. ввел понятие «рубежные игры», которые переходят в различные формы деятельности детей: игры-драматизации, игры-фантазии. [21,с.53]

Являются ли творческие способности врожденными или же они могут поддаваться влиянию среды? Е.Торренс говорил по этому поводу, что наследственный потенциал не является важнейшим показателем будущей творческой продуктивности.

Творческие способности дошкольников нужно развивать, но для этого должны создаваться определенные условия.

1.2 Основные условия развития творческих способностей у дошкольников

Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. На основе анализа психолого-педагогической литературы выделили условия успешного развития творческих способностей дошкольников.

Первым шагом к успешному развитию творческих способностей является раннее физическое развитие: раннее плавание, гимнастика, раннее ползание, хождение, затем раннее чтение, счет, знакомство с различными инструментами, материалами. Большое значение имеет создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо насколько это возможно заранее окружить такой средой, которая стимулировала бы его самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивала бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться.

Еще одно условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Дело в том, что способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается до «потолка своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше. Творческие способности будут развиваться успешнее, если предоставлять ребенку больше свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и так далее. Но предоставление такой свободы не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую помощь взрослых. Главное не превращать свободу во вседозволенность, а помощь в подсказку.

Важным условием успешного развития творческих способностей - теплая, дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству, проявлять сочувствие к неудачам. А.В.Запорожец утверждал, что необходимо научиться управлять особенностями проявления детского творчества. Он отводил большую роль воспитательной работе с детьми по развитию у них восприятия красоты в произведениях искусства, которое имеет большое значение для общего и творческого развития ребенка.

Одно из важнейших условий для проявления творческих способностей дошкольников является развитие всех видов восприятия (зрительного, осязательного, кинестезического, слухового) и формирования на этой основе разнообразного сенсорного опыта детей: умения рассматривать предметы, всматриваться, вычленять части, сравнивать с сенсорными эталонами форму, цвет, величину, определять признаки предмета и явления.

Еще одним условием развития творческих способностей дошкольников является организация интересной, содержательной жизни: повседневные наблюдения за явлениями окружающего мира, анализ жизненных ситуаций, общение с искусством, учет индивидуальных особенностей, бережное отношение к процессу и результату детского творчества, организация творчества в детском саду и дома, мотивация творческих заданий.

Огромное значение для развития творческих способностей дошкольников имеет развитие их внимания, памяти, воображения. Именно эти качества, по мнению психологов, являются основой творческого мышления, повышают их творческо-поисковую активность.

Опыт показывает, что одно из наиболее важных условий успешного развития детского творчества - разнообразие и вариативность работы с детьми. Новизна обстановки, необычное начало, интересные неповторяющиеся задания, возможность выбора - все это помогает не допустить в детскую деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно, чтобы всякий раз создавалась новая ситуация так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее навыки, знания, умения, с другой - искали новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у ребенка положительные эмоции, радостное удивление, желание созидательно трудиться.

Балджи Э.Э выделяла четыре группы условий, способствующих творческому развитию[30,с.123]:

  • физические условия, то есть наличие материалов для творчества и возможность в любую минуту действовать с ними
  • социально-эмоциональные условия, то есть создание взрослыми у ребенка чувства внешней безопасности, когда он знает, что его творческие прявления не получат отрицательной оценки взрослого
  • психологические условия, сущность которых заключается в том, что у ребенка формируется чувство внутренней безопасности, раскованности и свободы за счет поддержки взрослым его творческих начинаний
  • интеллектуальные условия, которые создаются путем решения творческих задач. В процессе решения творческих задач ребенок учится устанавливать разнообразные связи, комбинировать, преобразовывать, а главное - начинает испытывать удовольствие от творчества, от сознания собственных возможностей.

Роль взрослого, по мнению Дж.Смита, заключается в том, что он должен создать для ребенка все группы условия. Говоря об условиях, способствующих развитие творческих способностей дошкольников, нельзя не выделить:

  • создание атмосферы эмоционального благополучия за счет наполнения жизни детей интересным содержанием
  • постоянное включение игровых приемов, ситуаций
  • вариативность во всех сферах жизнедеятельности (формы, средства, методы обучения, материалы и прочее)
  • исключение формализма, сухости, излишнего дидактизма
  • уважение к творчеству ребенка (как процессу, так и результату)
  • доверие к ребенку, исключение излишней опеки.

Чем разнообразнее будут условия, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, те интенсивнее станут развиваться творческие способности детей.

Непременной должна быть атмосфера творчества, то есть состояние детей, когда разбужены их чувства, воображение, когда ребенок увлечен тем, что делает. При этом каждый ребенок чувствует себя свободно, раскрепощенно, комфортно.

Развивать творческие способности можно в разных видах детской деятельности, нас больше интересует их развитие в театрализованной деятельности. В соответствии с требованиями ФГОС она дает возможность использовать ее как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь ребенок чувствует себя во время театрализации раскованно и свободно, развивается театрально-исполнительская деятельность, эмоциональная сфер

1.3. Методы и приемы по развитию театрализованной деятельности

Основными специфическими методами работы по развитию творческой деятельности детей являются:

  • метод моделирования ситуаций (предполагает создание вместе с детьми сюжетов-моделей, ситуаций-моделей, этюдов, в которых они будут осваивать способы художественно-творческой деятельности)
  • метод творческой беседы (предполагает введение детей в художественный образ путем специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога)
  • метод ассоциаций (дает возможность будить воображение и мышление ребенка путем ассоциативных сравнений и затем на основе возникающих ассоциаций создавать в сознании новые образы)

Необходимо отметить, что общими методами руководства театральной деятельностью являются: прямые (педагог показывает способы действия) и косвенные (воспитатель побуждает ребенка к самостоятельному действию)

Кроме того, организация театрализованной деятельности имеет свои особенности на разных возрастных этапах.

Во второй младшей группе занятия организуются так, чтобы детям самим не приходилось воспроизводить текст сказки. Детей обучают способам игровых действий по образцу, который показывает педагог. Формирование интереса к театрализованной деятельности складывается в процессе просмотра кукольных спектаклей, которые показывает воспитатель. В повседневном общении и на занятиях используются театральные куклы, от лица которых взрослый благодарит, хвалит детей, здоровается, прощается.

Педагог расширяет игровой опыт за счет освоения разновидностей игры- драматизации, что достигается последовательным усложнением игровых заданий, в которые включается ребенок.

Выделяются ступени: - игра-имитация отдельных действий человека (его эмоций), животных

и птиц

  • игра-имитация последовательных действий в сочетании с передачей эмоций героев
  • игра-имитация образов знакомых сказочных персонажей (хроабрый петушок шагает по дорожке)
  • игра-импровизация под музыку (веселый дождик)
  • бессловесная игра-импровизация с одним персонажем по текстам рассказов, стихов, коротких сказок, которые рассказывает воспитатель
  • ролевой диалог героев сказки («Рукавичка», «Заюшкина избушка»)
  • инсценирование фрагментов скаазок о животных
  • игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам («Репка», «Под грибом»)

В средней группе ребенок переходит от игры «для себя» к игре, ориентированной на зрителя; игры в малой группе к игре в группе из 5-7 человек, ролевые позиции которых различны. Создания в игре-драматизации простого образа, к воплощению целостного образа, в котором сочетаются эмоции, настроение героя, их смена.

В средней группе задача по ознакомлению детей с театрализованной деятельностью усложняется. Они учатся выражать свое отношение к происходящему более точно. У ребят развивается представление о нравственных качествах персонажей. В этом возрасте необходимо уделять много внимания правильному произношению слов, построению предложений.

Для работы над речью детей используются кричалки, потешки, прибаутки, артикуляционные упражнения. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в ребенке только путем привлечения его к выступлениям перед аудиторией.

Театрально - игровой опыт детей расширяется. Они начинают сочетать в роли движения и текст, используют пантомимику. Дети способны самостоятельно подобрать необходимые атрибуты, вариативно использовать материалы и элементы костюмов, включаются в процесс изготовления необходимых атрибутов. Здесь необходимо помнить о поощрении творческих проявлений.

Усложняются методы и приемы:

  • ведение рассказа от первого лица с сопровождением текста и движений: «Я - Петушок. Посмотрите, какой у меня гребешок»
  • настольный театр; для драматизации целесообразно брать отрывки из сказок, где есть повторы, а затем и всю сказку («Теремок» - для самостоятельного показа, «Два жадных медвежонка», «Лиса, заяц и петух» - для показа педагогом)

Содержательную основу составляют игровые этюды репродуктивного и импровизационного характера. Импровизированность становится основой работы на этапе обсуждения воплощения образов героев. Детей подводят идее о том, что одного героя, ситуацию, сюжет можно показать по-разному. В среднем возрасте театрализованная деятельность возможна как самостоятельная. Дети пятого года жизни в процессе театрализованной деятельности активно стремятся вносить в исполнение ролей личное, индивидуальное, своеобразное.

Театрально-игровой опыт расширяется освоением игры-драматизации. Благодаря декорациям, костюмам перед детьми открываются большие возможности для создания образа с помощью цвета, формы, конструкции.

В работе с детьми используются:

  • многоперсонажные игры-драматизации по текстам 2-3 частных сказок о животных и волшебных сказок («Гуси-лебеди»)
  • игры-драматизации на тему «Труд взрослых»
  • постановка спектакля по произведению.

В старшем дошкольном возрасте ставится задача - научить ребенка владеть своим телом, развивать пластику движений, согласовывать свои действия с партнером. Большое внимание уделяется обучению элементам выразительности (интонация, мимика, пантомима).

В этом возрасте детей уже не всегда устраивают готовые сюжеты - им хочется придумывать свои. Дети начинают сами заниматься оформлением сказок, отражать их в изобразительной деятельности. Важно предоставить им больше свободы в действиях.

В этом же возрасте становится возможным включать фрагменты театрализованной деятельности с использованием разных видов театра в систему занятий по обучению детей рассказыванию, а также использовать занятия по развитию речи для обогащения театрализованных игр.

В подготовительной группе развивается творческая самостоятельность. Дети 6 -7 лет используют в театрализованной деятельности более сложные сценарии, которые богаты диалогами. Важно предоставить в этом возрасте больше свободы в действиях, фантазии при имитации движений. «Необходимо стремиться пробудить у ребенка способность к импровизации, насыщению сюжетов оригинальными событиями, сочетающие реальные и фантастические элементы» 10,с.105].

Театрализованные занятия включают в себя разыгрывание сказок, сценок, ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации по теме, просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним, игры - драматизации, упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной), упражнения по социально - эмоциональному развитию детей.

Анализ методической литературы и опыта работы показывает, что при разработке театрально-игровой деятельности у старших дошкольников были найдены интересные методические приемы:

  • самостоятельно придумать сюжет к двум воображаемым игрушкам и обыграть его; чтение знакомой сказки и предложение детям придумать новую сказку, но с теми же персонажами;
  • предложить детям нетрадиционный набор кукол для сочинения сценок и пьес для разноконтекстных ролей - Дед Мороз и Лягушка, Снегурочка и Петушок;

- предоставить возможность для выполнения контрастных ролей -

старого медведя и маленького медвежонка, злой собаки и беззащитного щенка и многое другое.

Эффективность театрализованной деятельности во многом зависит от ееинтегрирования с занятиями по изобразительному творчеству детей. В процессе декоративно- оформительского творчества дети имеют возможность подумать, пофантазировать, что также положительно влияет на выразительность создаваемых образов.

Развитие творческой активности и игровых умений, по мнению наших ученых, происходит под непосредственным руководством педагога. Он побуждает детей к неформальному общению в игре, творческому воспроизведению текста, к использованию средств театральной выразительности: мимики, жеста, позы, движения, интонации. Для этого педагог использует этюды, тренинги, упражнения, которые развивают навыки театрально-игровой деятельности.

В ходе этюдов и упражнений подбирается музыка, соответствующая определенному движению, настроению. Слушая музыку, дети могут сами фантазировать «увиденные» при помощи воображения образы: под вальс цветов из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик» представлять танцы различных сказочных существ (фей, эльфов, волшебниц) и изображать их в танцевальной импровизации.

В процессе игр, этюдов, упражнений педагог заботится о развитии интонации, мимики и движения детей. Это достигается при помощи выразительных показов взрослого, когда он использует игровой материал. Всякое обращение к ребенку должно иметь эмоционально выраженный подтекст, который говорит о том, что хочет сказать своим обращением педагог. Ребенок постепенно учится «считывать» информацию и овладевает выразительными средствами. Упражнения могут носить специально ориентированный характер: на жест («Прошу садиться», «Подойди ко мне»), на интонацию (выделение голосом в одинаково построенных фразах разных слов, на мимику («Я улыбаюсь», «Мне грустно» и др.)

Педагог использует диалоги для вовлечения детей в ролевое взаимодействие. Для этого взрослый берет стихи с ясно выраженной формой диалога. Вопросно-ответные интонации легко усваиваются играющими, вопросы и ответы дети могут исполнять по очереди, меняясь. В играх педагог может использовать сюжеты, близкие сюжетно-ролевой игре, особенно с дошкольниками младших и средних групп: «В парикмахерской», «У доктора» и др.

Для работы над продолжительным действием берут обычно народные сказки. Очень оправдывает себя такая работа над сказкой, которая от начала обращения к произведению и до показа готового спектакля занимает несколько недель. В этот период сказка легко запоминается детьми, не требуется специального разучивания текста, так как он непроизвольно запоминается сама. В обозначенный период педагог читает сказку, фрагментально обыгрывают ее, делит на эпизоды, занимаясь поиском выразительных интонаций и движений вместе с детьми. Персонажи сказки обыгрываются всеми детьми по очереди.

Таким образом, текст осваивается на этапе знакомства с сюжетом, постепенно, не второпях. Дети, по нескольку раз сыгравшие роли, запоминают их, поэтому проблема замены отсутствующего ребенка в день премьеры решается сама собой: любой может сыграть за товарища. Детей будет интересовать игра по сказке довольно долгое время, если постоянно менять подходы к ней: то это чтение сказки, то обыгрывание эпизодов, то проведение этюдов и упражнений на тему из сказки, то работа над оформлением.

В средней и старшей группах надо привлекать детей к оформлению спектакля. Спектакль от занавеса и до развязки должен быть сделан руками детей, тогда это представление будет по-настоящему дорого детям.

Дети в процессе знакомства с театром не только узнают театральные профессии, но и могут проявить себя.

Глава 2. Содержание и методика работы по развитию творческих способностей дошкольников через театрализованную деятельность

2.1 Краткая характеристика группы испытуемых, анализ констатирующего этапа исследования

Наше исследование проходило на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Родничок» с. Быков,

Первая группа - экспериментальная:

В качестве экспериментальной группы была избрана 2-я младшая группа в количестве 20 человек

Воспитатель - Ли Л.В., 1 квалификационная категория 15 лет.

В группе 20 человек (3 лет). Из них: 14 девочек и 6 мальчиков. Большинство детей имеют уравновешенный характер, 4 человека отличаются повышенной возбудимостью. У 4 детей наблюдаются проблемы с речью.

Вторая группа - контрольная.

В контрольной группе 20 человек. Из них 13 девочек и 7 мальчиков. 1 ребенок из неполной семьи. Дети данной группы в целом имеют уравновешенный характер, но есть дети с повышенной возбудимостью.

В соответствии с планом исследования работы было проведено наблюдение с целью: выявить начальный уровень исполнительских способностей дошкольников средствами имитационных упражнений.

План наблюдения №1

Объект. Театрализованная деятельность в младшей группе «Волшебный сундучок»

Цель: определить уровень развития способности ребенка имитировать характерные особенности героя (голос, движения)

Продолжительность - 15.25-15.40

Предполагаемый результат. Дети отгадывают, из какой сказки герои, рядятся в костюмы и изображают их в игре-имитации.

План наблюдения:

обратить внимание на следующие вопросы:

-эмоциональную активность при выборе роли

  • использование при изображении особенностей персонажа (голоса, движений)
  • умение следить за развитием событий.

Отчет. В результате наблюдения за действиями детей контрольной и экспериментальной групп можно сказать следующее: дети с интересом отгадывают загадки о героях, которые «прятались в сундучке», но не все были активны в выборе роли. Если, передавая особенности персонажа, голос задействовали все, то с имитацией движений возникли трудности. В процессе игры не проявлялось творчество и самостоятельность, так как дети действовали по образцу воспитателя. Мало кто из дошкольников следил за развитием событий. Когда речь шла, например, о цыплятах - действовать должны были только те, кто изображал цыплят.

Рисунок 1. определения уровня способности имитировать характерные особенности героя в экспериментальной группе на констатирующем этапе

.№ 1- 80% затрудняются в имитировании характерных движений, действуют по образцу воспитателя, не активны в выборе роли, не следят за развитием событий.

№ 2- 20% проявляют эмоциональную активность, передают особенности персонажа через голос, движение.

Также был использован метод экспертной оценки, с целью выявить уровень формирования исполнительских умений в играх-имитациях. Экспертами выступали:

Неретина Е.Н. - воспитатель 1 квалификационной категории, педагогический стаж работы 26 лет.

Маламура З.Ф. - воспитатель высшей квалификационной категории, педагогический стаж 24 года

Бабакина Е.В. - заместитель заведующего по воспитательной работе, высшая квалификационная категория, педагогический стаж работы 14 лет.

Разработали критерии уровня развития актерских способностей через театрализованную деятельность:

-к «Высокому» уровню были отнесены дети, которые внимательно слушали произведение, следили за развитием событий и взаимодействий персонажей. Были активны при выборе роли и средств перевоплощения, последовательно и выразительно передавали тексты, вступали в ролевое взаимодействие с персонажами, использовали элементы образных средств (мимики, жестов, интонации)

  • к «Среднему» уровню были отнесены дети, активные в выборе роли, использовании художественно-образных выразительных средств, но не всегда точно и последовательно передавали текст, имитировали движения персонажа
  • к «Низкому» уровню были отнесены дети, нарушавшие последовательность событий, не использующие выразительные средства, не умеющие передать характерные особенности персонажа.

Таблица 1

Результат уровня определения развития исполнительских способностей на констатирующем этапе в экспериментальной группе

Имя

В

С

Н

1

Антон

+

2

Аля

+

3

Вика

+

4

Никита

+

5

Лиза Е.

+

6

Полина

+

7

Зарина

+

8

Никита

+

9

Виталина

+

10

Денис

+

11

Даша

+

12

Дима

+

13

Галя

+

14

Геля

15

Оля

16

Артем

17

Лиза Ч.

18

Василиса

19

Арина И.

20

Арина П.

При проведении метода экспертной оценки на констатирующем этапе было выявлено: среднему уровню соответствует 20%, низкому - 80% дошкольников.

Рисунок 2. Уровень определения исполнительских способностей через театрализованную деятельность на констатирующем этапе в экспериментальной группе

Таблица 2

Результат определения развития исполнительских способностей в играх-имитациях на констатирующем этапе в контрольной группе

Имя

В

С

Н

1

Артем

+

2

Оля

+

3

Гарник

+

4

Эмилия

+

5

Диана

+

6

Алекса

+

7

Даша О.

+

8

Даша Г.

+

9

Лиза

+

10

Таисия

+

11

Даня

+

12

Женя

+

13

Дима

+

14

Даша Е.

+

15

Эля

+

16

Полина

+

17

Миша

+

18

Соня

+

19

Арина

+

20

Виталя

+

21

Итого

-

5

15

22

%

-

25

75

При проведении метода экспертной оценки на начальном этапе было выявлено: средний уровень составил 25%, низкий 75%.

Таким образом, проведенные методы исследования позволяют сделать следующие выводы: в контрольной и экспериментальной группе у дошкольников слабо проявляются исполнительские способности. Выражается это в том, что дети

неактивны в выборе роли, не проявляют самостоятельность в передаче особенностей героя

.

2.2. Формирующий этап развития творческих способностей у дошкольников

Наблюдение показало, что у младших дошкольников слабо развиты умения имитировать особенности героев.

Цель формирующего этапа эксперимента:

  • развивать у детей воображение, поощрять исполнительское искусство, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений, интонации;
  • создавать условия для совместной творческой деятельности детей и взрослых.

Формирующий этап состоит из цикла занятий по театрализованной деятельности по программе М.Д.Маханевой «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду».

Безусловно, что при организации театрализованной деятельности огромную роль играет воспитатель. Необходимо, чтобы педагог не только выразительно читал или рассказывал что-либо, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был готов к любому «превращению», то есть владел основами актерского мастерства.

При чтении произведения я старалась проявлять искренность, свое эмоциональное отношение к тем или иным ситуациям. Изображая детям героев, следила за своей актерской активностью, чтобы не подавить ребенка, превратив его в зрителя.

Для развития у детей умения внимательно слушать, запоминать последовательность событий, представлять образы героев использовала проблемные ситуации. Показывая детям иллюстрацию с лисой, спрашивала: «Вы согласны, что эта лиса из сказки «Зайкина избушка»? Почему вы так решили?» Отвечая на вопросы и объясняя, почему именно так они думают, дети вынуждены вспоминать текст и представлять определённый образ.

При рассматривании с детьми иллюстраций в детских книгах особое внимание уделяла анализу эмоциональных состояний персонажей: «Что с ним? Почему он плачет?» и др. Позже это получило отражение в умении детей самим передавать разное эмоциональное состояние персонажа (радости, грусти, страха, испуга).

Передавать характер персонажей в движении помогала музыка. Например, после прослушивания музыкального отрывка спрашивала: подходит ли эта композиция для образа героя и просила его изобразить (имитационные упражнения). Причем, наблюдая с детьми за исполнителями, учила их подмечать различия в характере одного образа: «Чем отличается лиса Лиза от лисы Василисы?»

Разыгрывание эпизодов сказок или драматизация произведения целиком позволяло знакомить детей с различными выразительными средствами: речь, мимика, жесты, движения. В начале фрагменты сказок использовались как упражнения. Например, детям предлагалось попроситься в теремок как лягушка, медведь, зайчик. После этого я спрашивала, кто из них был больше похожим по голосу, манерам на этих персонажей. Дети учились словесному перевоплощению, стремясь чтобы характер персонажа, голос и его привычки легко узнавались.

Я стремилась предоставлять детям больше свободы в действиях, возможности пофантазировать при имитации движений.

В работе использовала прием произнесения привычных слов с разной интонацией. Такие упражнения закономерно приводили к необходимости ознакомления детей с основными эмоциональными состояниями (радость, злость, удивление, грусть и т.д.)

Для подготовки речевого аппарата произносить текст с разными интонациями использовала дыхательные упражнения, артикуляционную гимнастику. Развитию мышления помогали пальчиковые игры.

Эксперимент проходил в форме театрализованной деятельности «Стоит в

поле теремок, теремок» Задачи:

  • учить внимательно слушать
  • развивать воображение, двигательную способность
  • формировать умение имитировать голос и движения героев
  • воспитывать умение держаться раскрепощенно.

Материал: волшебная шкатулка с героями настольного театра «Теремок», элементы костюмов.

Ход:

-организация детей ритмической гимнастикой

-артикуляционная гимнастика

-сюрпизный момент, отгадывание загадок (игра «Угадай, о ком говорю»)

-игра-имитация (предложить имитировать голос, движения персонажа)

-похвалить детей за старания

- предложить попрощаться с героями сказки.

Театрализованная деятельность 1. «Язык жестов»

Задачи:

- познакомить детей с тем, что помогает в изображении кого-то или чего-то (жесты - определенные движения и мимика - выражение лица)

-развивать фантазию

-формировать дружеские взаимоотношения

- поощрять индивидуальность детей в передаче образов

Материал: шапочки героев

Ход:

1.организация детей, упражнение на воображение «Где мы были не скажем»

2.создание игровой мотивации (дети ищут бабушку, находят куклу, которую педагог надевает на руку)

3.игра «Диктор» 4.загадки бабушки

4.имитационные упражнения «Изобрази героя» похвалить детей за старания.

Театрализованная деятельность 2. «Что мышонку делать и как быть, как друзей обратно возвратить».

Задачи

-создать положительный эмоциональный настрой

-упражнять в разнообразном интонировании вежливых слов

- формирование выразительности исполнения (выражением эмоций грусти и радости)

Материал: элементы костюмов героев сказки о невоспитанном мышонке, деревья, пеньки.

Ход:

-чтение стихотворения «Добрые слова»

-игра на интонирование вежливых слов

-разыгрывание этюдов по сказке С.Прокофьевой, используя мимику, жесты, голос

-похвалить за исполнительские умения.

Театрализованная деятельность 3. «Вот так яблоко»

Задачи:

-учить передавать характер персонажей под музыку

- продолжать знакомить детей со средствами передачи образа (мимикой, жестами)

-вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами

Материал: муляж - яблоко, деревья, элементы костюмов и костюмы героев сказки В.Сутеева «Яблоко», музыкальное сопровождение.

Ход:

- ритмическая гимнастика

-игра на выразительность мимики «Изобрази вкус яблока»

-рассматривание отличительных особенностей героев сказки В.Сутеева «Яблоко»

-имитационные упражнения под музыку

- артикуляционная гимнастика

-разыгрывание диалогов из сказки

-похвалить за фантазию

Итоговый или контрольный эксперимент в средней группе

Цель: выявить уровень умения дошкольников понимать эмоциональное состояние героев и передавать его при помощи выразительных средств (интонации, мимики, жестов)

Эксперимент проходил в форме театрализованной деятельности на тему: «Вот так гриб-великан, всем хватило места там!»

Задачи:

-поддерживать стремление детей участвовать в развлечении, используя навыки, приобретенные на занятиях и самостоятельной деятельности

-побуждать самостоятельно искать выразительные средства (жесты, движения, мимику) для создания художественного образа

-закреплять умение вести диалог

-воспитывать доброжелательные партнерские отношения

Материал: грибы разного размера из картона, деревья, елочки, пеньки, костюмы.

Ход:

-сюрпризный момент-загадка

-подвижная игра «Дождь»

-игра-имитация «Угадай, кто просился под грибок»

-дыхательная гимнастика

-разыгрывание диалогов из сказки.

Выводы итогового эксперимента:

В ходе совместного творчества дети проявили интерес к театрально-игровой деятельности. Дошкольники показали хороший уровень исполнительских умений. У них проявлялось стремление искать средства для создания образа персонажа, пользуясь движением, мимикой, жестами, интонацией. Работа, проводимая с детьми, показала, что большая часть детей умеет исполнять диалоги между персонажами, действия.

Итоговый или контрольный эксперимент в старшей группе.

Цель: развитие творческих способностей дошкольников средствами театрализованной деятельности.

Эксперимент проходил в форме НОД по театрализованной деятельности «Театральная палитра»

Задачи.

-учить выразительно произносить фразу с разной эмоциональной окраской, имитировать движения, характерные для данного персонажа.

-развивать психофизические способности детей (мимику, жесты)

-вызвать положительный отклик на предложенную деятельность

-формировать положительные взаимоотношения между дошкольниками,

вызвать чувство удовлетворения от совместного творчества.

Материал: грим, маски с изображением радости и грусти, музыкальное сопровождение, элементы костюмов, изображения человечков с разным эмоциональным состоянием, зеркала.

Ход:

-введение в игровую ситуацию

-игра «Театральная разминка»

-игра «Передавалка»

-имитационные упражнения «Гномики» под музыку

-дыхательная гимнастика «Вырасти большой»

-артикуляционная гимнастика

-определение настроения маски

-произнесение фразы с разной интонацией (радостно, грустно)

-перевоплощение в актеров, костюмеров, гримеров; гримирование.

Выводы итогового эксперимента:

в ходе НОД выяснилось, что дети произносят фразу с разной интонацией, творчески подходят к имитации движений, вносят что-то свое в создаваемый образ; используют выразительные средства (мимику, жесты, интонацию); эмоционально активны в желании участвовать в предложенной деятельности, умеют договариваться о совместной деятельности.

Наша работа «Развитие творческих способностей детей через

театрализованную деятельность» дала следующие результаты:

  • дети стали раскрепощеннее, увереннее чувствовать себя во время выступлений
  • повысился уровень знаний детей в тетрализованной деятельности
  • развивающая среда пополнилась разными пособиями: масками, шапочками, костюмами, разными видами театра.
  • установлен контакт с родителями через показ театрализованных представлений и изготовление атрибутов. Но родители выступили пасивными участниками, не продолжали работу с детьми.

Чтобы подтвердить наше мнение, что у детей совершенствуются исполнительские умения, развивается устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности, они используют для создания образа персонажа мимику, жесты, интонацию, переходим к заключительному этапу исследования.

2.3. Результаты заключительного этапа исследования

В соответствии с планом исследования в на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Родничок» с. Быков Долинского района была проведена повторная диагностика. Использовался такой метод как наблюдение с целью выявить уровень развития и сформированности исполнительских умений средствами имитационных упражнений, выразительных средств (мимикой, жестами, интонацией), умения изображать ту или иную эмоцию, произносить фразу с разной интонацией, проявлять самостоятельность в передаче образа

План наблюдения №2.

Объект. Театрализованная деятельность в подготовительной группе

Цель: определить уровень развития исполнительских способностей ребенка в передаче характерные особенности персонажа, его настроение, используя средства выразительности голос, мимику, жесты, интонацию, позу, голос.

Продолжительность. 15.25 - 15.55.

Предполагаемый результат: дети положительно реагируют на предложенную деятельность, используя психофизические способности (мимику, жест, голос, позу, движение), произносят слова с разной эмоциональной окраской, отчетливо, проявляют самостоятельность в передаче образа, ведут себя раскрепощенно, умеют взаимодействовать друг с другом в творческой игре, строят диалог, используя разные типы предложений.

План наблюдения:

1.обратить внимание на эмоциональный отклик на предложенную деятельность

    1. использование средств выразительности (поза, жесты, мимика, голос, движение)
    2. Умение строить диалог, самостоятельно выбрав партнера
    3. Умение взаимодействовать с другими детьми, чувсвовать себя раскрепощенно

Отчет:

При наблюдении детей контрольной и экспериментальной группы в выяснилось, что у детей экспериментальной группы повысился интерес к театрально-игровой деятельности, появилась уверенность в себе, своих возможностях. Дошкольники включали воображение при передаче разного настроения. Этому способствовало использование выразительных средств: мимики, жестов, голоса, интонации, движения. Проявляли самостоятельность в передаче образа, умение вступать в ролевое взаимодействие с другими участниками деятельности, снимали психоэмоциональное и мышечное напряжение с помощью релаксационных упражнений.

Рисунок 3. определения уровня исполнительских способностей на заключительном этапе в экспериментальной группе

№1 - 10% - затрудняются в умении передавать характерные особенности персонажей, не используют выразительные средства, не умеют передавать настроение

№2 - 30% - проявляют эмоциональную активность, передают особенности персонажа, но используют не все выразительные средства

№З - 60% - используют разные выразительные средства, проявляют самостоятельность в передаче образа, вступают в ролевое взаимодействие, умеют строить диалог, используют разные эмоциональные оттенки речи. Также был проведен метод экспертной оценки

Экспертами выступили:

Неретина Е.Н. - воспитатель 1 квалификационной категории, педагогический стаж 30 лет

Маламура З.Ф. воспитатель высшей квалификационной категории, педагогический стаж 28 лет

Бабакина Е.В.- заместитель заведующего по воспитательной работе, педагогический стаж 18лет.

Таблица 3

Результат уровня определения развития исполнительских способностей на заключительном этапе в экспериментальной группе

Имя

В

С

Н

Антон

+

Соня

+

Вика

+

НикитаД.

+

Лиза Е.

+

Полина

+

Зарина

+

НикитаМ.

+

Виталина

+

Никита И.

+

Даша

+

Дима

+

Галя

+

Геля

+

Оля

+

Артем

+

Лиза Ч.

+

Василиса

+

Арина П.

+

Арина И.

+

Итого

12

6

2

%

60

30

10

При проведении метода экспертной оценки на заключительном этапе было выявлено, что высоким уровнем обладает 60% детей, средним - 30%, низким - 10%.

Рисунок 4. Уровень определения исполнительских способностей через театрализованную деятельность на заключительном этапе в экспериментальной группе

Таблица 4

Результат определения развития исполнительских способностей на заключительном этапе в контрольной группе

Имя

В

С

Н

Артем

+

Оля

+

Гарник

+

Эмилия

+

Диана

+

Алекса

+

Даша О.

+

Даша Г.

+

Лиза

+

Таисия

+

Даня

+

Женя

+

Дима

+

Даша Е.

+

Эля

+

Полина

+

Миша

+

Соня

+

Арина

+

Виталя

+

Итого

5

8

7

%

25

40

35

При проведении метода экспертной оценки на заключительном этапе в контрольной группе было выявлено, что высокий уровень составляет 25%, средний - 40%, низкий - 35%

Заключение

Дети всегда готовы играть сказки. Это их способ познания мира. В творческой атмосфере ребёнок развивается быстрее, полноценнее. Он, входя в сказку, получает роль одного из её героев, непроизвольно впитывает в себя то отношение к миру, которое даёт силу и стойкость в будущей жизни. В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры. Она активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, творческие способности. Развитие последних в процессе театрализованной деятельности стало темой нашего исследования.

Именно театрализованная деятельность, по мнению многих отечественных ученых, педагогов и нашему, является эффективным средством развития у дошкольников способности к творчеству. Она - неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребёнок познаёт радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

Мы выдвинули гипотезу, что творческие способности дошкольников в процессе театрализованной деятельности будут развиваться эффективнее:

  • если поощрять исполнительское творчество;
  • побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений, интонации;
  • развивать умение свободно держаться при выступлении на основе апробации системы занятий, игр-драматизаций, имитационных упражнений.

В результате нашего исследования по данной теме при наблюдении контрольной и экспериментальной групп выяснилось, что у детей контрольной группы исполнительские способности находятся на более низком уровне. При проведении метода экспертной оценки на заключительном этапе в контрольной группе было выявлено: исполнительские способности на высоком уровне у 25%, на среднем у 40% детей, на низком 35%.

При проведении метода экспертной оценки на заключительном этапе в экспериментальной группе было выявлено: исполнительские способности на высоком уровне у 60% детей, на среднем у 30%, на низком у 10%.

У детей повысился интерес к театрально-игровой деятельности. Выделилась группа детей, творчески применявшая знания о различных эмоциональных состояниях в характере героя, могла использовать мимику, движения, голос для выразительности образа. Остальные дети овладели знаниями о различных эмоциональных состояниях и могли их продемонстрировать, но потребовалась помощь в использовании средств выразительности. У детей наблюдается эмоциональная активность в выборе роли, раскрепощенность при выступлении. Итогом нашей работы стали показы спектаклей для родителей и детей младших групп. Выдвинутая в начале нашего исследования гипотеза подтвердилась.

Результаты нашего исследования позволяют сделать выводы:

Чтобы творческие импульсы ребенка развились, необходимо использовать разные формы и методы работы:

-просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним,

-игры драматизации, упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика),

- задания для развития речевой интонационной выразительности

-игры - превращения («учись владеть своим телом»),

-образные упражнения, упражнения на развитие детской пластики,

-пальчиковый игротренинг для развития моторики рук,

-упражнения на развитие выразительной мимики,

-упражнения по этике во время драматизаций,

-разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок, знакомство не только с текстом сказки, но и средствами ее драматизации - жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями.

Обязательным условием развития творческого поведения ребенка выступает театральная зона, организация которой должна стимулировать познавательную активность, позволять ребенку выбирать то, что ему по душе, постоянно обновляться и давать возможность свободно заниматься деятельностью, не мешая другим. Но желание творить не разовьется само.

Это возможно благодаря систематичности работы, проводимой с детьми.

Успешность развития дошкольника в театрализованной деятельности в большой степени зависит от того, какая атмосфера создана родителями в семье, имеет ли оно продолжение дома. Чтобы совместная работа была результативной, нужно вовлекать родителей в совместные действия и игры, в процесс изготовления, декораций, костюмов.

Важно строить всю педагогическую работу по данной теме, исходя из понимания педагогом самобытности дошкольного детства, уникальности каждого ребенка, ценности его своеобразия.

Список использованных источников

  1. Бадулина Е.В., Истомина И.А. Особенности применения мультимедийных технологий в развитии творческих способностей дошкольников//В сборнике: Инклюзивные процессы в международном образовательном пространстве материалы II Международного интернет-симпозиума. 2016. С. 100-103.
  2. Баклыкова С.В. Развитие творческих способностей дошкольников в процессе театрализованной игры//В сборнике: Современные проблемы художественно-эстетического образования периода детства Материалы III региональной заочной научно-практической конференции. Ответственный редактор А.Н. Садриева. 2017. С. 143-149.
  3. Балджи Э.Э. Роль театрализованной деятельности в развитии творческих способностей старших дошкольников//В сборнике: приоритетные направления развития науки и образования сборник статей III Международной научно-практической конференции. 2018. С. 121-124.
  4. Беглуева Л.М., Исаева Ю.А., Омельченко Л.В. Развитие творческих способностей дошкольников посредством театрально-игровой деятельности//Вопросы педагогики. 2016. № 11. С. 12-16.
  5. Бурухина А.В. Развитие творческих способностей дошкольников в театральной деятельности//В сборнике: Педагогика и психология в современном мире: теоретические и практические исследования Сборник статей по материалам XV международной научно-практической конференции. 2018. С. 20-23.
  6. Васильева И.Р., Федотова Н.В. Развитие творческих способностей дошкольников//В сборнике: Профессионально-творческая деятельность педагога Сборник научных статей. Отв. ред. В.И. Бычков. 2018. С. 69-72.
  7. Великанова И.К., Белоножко И.Н., Валынкин П.В. Развитие творческих способностей дошкольников//В сборнике: Современное состояние психологии и педагогики Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Сукиасян Асатур Альбертович . 2015. С. 54-56.
  8. Гагарина О.Р. Организация обучения дошкольников английскому языку в театрализованной деятельности//Альманах современной науки и образования. 2015. № 6 (96). С. 52-55.
  9. Гросс Т.Ю. Продуктивная деятельность по развитию творческих способностей дошкольников как способ повышения качества дошкольного образования//В сборнике: Современные технологии: актуальные вопросы, достижения и инновации Сборник статей XII Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. Под общей редакцией Г.Ю. Гуляева. 2017. С. 262-265.
  10. Даминова Г.Ф. Развитие творческих способностей дошкольников в процессе театральной деятельности//В сборнике: II международная научно-практическая мультиконференция по проблемам образования, преподавания и воспитания в контексте современности 2016. С. 104-108.
  11. Дроздикова-Зарипова А.Р., Мавлина Г.М. Новые подходы к развитию творческих способностей дошкольников//В сборнике: Актуальные проблемы педагогики и психологии сборник научных трудов преподавателей, молодых ученых и студентов, посвященный 25-летию Российского общества Януша Корчака. Казанский (Приволжский) федеральный университет. Казань, 2016. С. 128-133.
  12. Евсеева М.А. Развитие творческих способностей дошкольников//Научно-методический электронный журнал Концепт. 2016. № T46. С. 126-128.
  13. Ермакова Н.А. Развитие музыкально-творческих способностей дошкольников средствами театрализованной игры в условиях ДОУ//В сборнике: Диалог культур - диалог о мире и во имя мира Материалы VIII Международной студенческой научно-практической конференции. В 2-х частях. 2017. С. 83-87.
  14. Ивикеева Т.А., Митюрева А.А., Дубель Н.А., Брендина Е.С. Развитие творческих способностей старших дошкольников в театральной постановке "каменный цветок"//В сборнике: Мир детства и образование Сборник материалов ХI Международной научно-практической конференции. 2017. С. 92-97.
  15. Казак Ю.В. Проблемы развития творческих способностей старших дошкольников//Теория и практика современной науки. 2018. № 5 (35). С. 350-354.
  16. Корчаловская Н.В., Кравченко Г.Н. Инновационные подходы к организации профессиональной деятельности педагогов по развитию творческих способностей дошкольников//В сборнике: Психология творчества и одаренности Материалы всероссийской научно-практической конференции. Отв. ред. Д.Б. Богоявленская . 2018. С. 204-208.
  17. Кулакова Л.В. Роль театрального коллектива в детском саду в развитии творческих способностей дошкольников//Молодой ученый. 2016. № 12-6 (116). С. 80-83.
  18. Мартыненко И.В. Развитие творческих способностей у старших дошкольников//В сборнике: Психология и педагогика : методика и проблемы практического применения сборник материалов LVII Международной научно-практической конференции. 2017. С. 69-74.
  19. Петрова Т.И. О развитии творческих способностей у дошкольников//В сборнике: Проблемы развития науки и образования: теория и практика Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 3 частях. ООО "АР-Консалт". 2015. С. 70-71.
  20. Санникова Г.Р., Экнадосьян Е.А., Цыбульникова Л.Ю. Развитие творческих способностей дошкольников средствами театрального искусства//В сборнике: Воспитание и обучение: теория, методика и практика Сборник материалов XI Международной научно-практической конференции. Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. 2017. С. 34-36.
  21. Севостьянова И.Н. Психолого-педагогическая наука о развитии творческих способностей дошкольников//Начальная школа плюс До и После. 2014. № 2. С. 52-55.
  22. Смирнова Ю.И. Развитие творческих способностей дошкольников средствами театрализованной деятельности//В сборнике: педагогика и психология: актуальные проблемы исследований на современном этапе сборник материалов XII международной научно-практической конференции. 2016. С. 55-56.
  23. Фатхуллина Н.В., Каруличева Т.В. Развитие творческих способностей у дошкольников через театральную деятельность//В сборнике: череповецкие научные чтения - 2015 материалы Всероссийской научно-практической конференции: в 3-х частях. Ответственный редактор: Н.П. Павлова. 2016. С. 234-236.
  24. Цеева Л.Х., Ситкова А.В. Влияние театрализованной игры на развитие творческих способностей дошкольников//Научно-методический электронный журнал Концепт. 2014. № 8. С. 76-80.