Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Шрифты. Классификация шрифтов (Понятие «Шрифт»; Кто придумал шрифты и как их использовать; - «Шрифт» и его история)

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы обоснована тем, что шрифт – важная часть любого дизайна, его тон голоса и настроение. Правильно подобранные шрифты создают ощущение стиля, законченности и качества. С хорошими шрифтами любой дизайн выглядит более продуманным, а информация – уместной. В моей профессии немало важно знать шрифты, их строение, названия и актуальность. Шрифт несет в себе информацию, которую мы хотим донести, будут ли она веселая, легкая, или грустная, тяжелая? Все можно задать одним шрифтом.

Целью реферата является разбор, какие бывают виды шрифтов и как с ними правильно обращаться. Классификация шрифтов, их уместность.

Реализация данной цели обусловила необходимость решения следующих задач:

- Рассмотреть историю создания шрифтов;

- Изучить вопрос подачи информации на примерах плакатов, реклам и моды прошлого и нынешнего столетия;

- Основные рекомендации и законы построения шрифта, его влияние на восприятие, психология восприятия шрифтов человеком;

- Современный взгляд на шрифты, их использование в наше время;

«Шрифт» и его история

Шрифт (нем. Schrift от schreiben «писать») — это графический рисунок начертаний букв и знаков, составляющих единую стилистическую и композиционную систему, набор символов определённого размера и рисунка. В узком типографском смысле шрифтом называется комплект типографских литер, предназначенных для набора текста.

Группа шрифтов разных видов и кеглей, имеющих одинаковое начертание, единый стиль и оформление, называется гарнитурой.

Самой первой письменной формой передачи мысли была пиктография — рисунки на стенах пещер и на скалах. Миллионы лет назад уже наши предки нуждались в обмене информации путем графического выражения мыслей. Поскольку в то время человек был, мягко говоря, не образован, свои мысли пришлось выражать максимально простым и доступным всем способом – рисованием. Люди изображали свою историю наблюдения, свой взгляд на мир. Благодаря тому, что человек познал, на что он способен, он начал активно развивать свои навыки и довел это до совершенства.

Пещера Шове - картины древних художников Пещера Шове - картины древних художников
Рис. 1 Рис. 2

В качестве примера хочу показать наскальную живопись в пещере Шове. На одном снимке мы можем видеть животное, похожее на носорога (см. рис. 1), на другом кого-то, напоминающих львиц или тигров (см. рис. 2). Удивительно, что такие тонкие и изящные линии были нарисованы настолько давно. Сохранились четкие линии, яркость краски. Мы можем увидеть и понять, кто на рисунке изображен и это максимально просто и гениально.

То, что представлено на первых двух примерах можно назвать «Формой». То есть, использование линии для передачи информации, в данном случае рисунка. Данный метод является максимально простым для получение нужного итога и является одним из первых методов «рисования» своей истории, то есть текста.

Впоследствии, человек начал применять такой формат повествования, как «Контрформа». То есть, отсутствие линий, использование сплошного цвета, как заливки. Такие фигуры выделялись на фоне линий и их было легче прочитать и понять. Животные и люди между собой не «сливались» и легко можно было понять, что изображено, без всякой «каши» на импровизационном холсте.

Сцены охоты на оленей, изображенные в ущелье Валлторта в ИспанииСцены охоты на оленей, изображенные в ущелье Валлторта в ИспанииИзображение быка на стене пещеры Ласко во Франции
Рис. 3 Рис. 4 Рис. 5

В качестве примеров могу привести замечательно сохранившиеся наскальные рисунки в пещерах Ласко, Франция, изображение быков, отличный пример использования Формы и Контрформы вместе (см. рис. 3). Пещера Валтортта, Испания, охота на оленей, использован только цвет (см. рис. 4 и 5).

Так и начал человек свой путь в развитии «рассказа истории» путем использования формы и контрформы в наскальной живописи.

Следующим этапом в развитии живописи и написания стала идеография - письменный знак или условное изображение, рисунок, соответствующий определённой идее автора в отличие от, например, логограммы или фонограммы, основанных на каком-то слове, фонеме соответственно. Из идеограмм состоят иероглифы. То есть, один какой-то знак обозначает конкретное слово. Не рисунок, не изображение из нескольких других рисунков, а именно знак.

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/00e3/0004e2e2-fe61595d/img15.jpg
Рис. 6

На картинке предлагаю рассмотреть пример нескольких иероглифов (см. рис. 6). Конечно, простота линий и доступность в понимании сохранилась, и человек рисовал знаки, максимально похожие на объект, что они обозначают. Посмотрим, к примеру, на Древне-шумерские иероглифы: «глаз», полукруг обрезанный в диагональ и направляющая линия. Достаточно ясно, что круглый предмет будет обозначать что-нибудь круглое, но уже видим пример развития шрифта. Так же, очень хороший пример на иероглифе, обозначающий «лес». Мы видим дорогу и минималистично нарисованные деревья. Данные иероглифы ни что иначе, как знак. Знак, с которого началась настоящая история развития шрифта и текста. Один знак заменял предложения, потом отдельные слова, потом звуки, затем буквы, и так мы пришли к тому, что сейчас видим каждый день, а именно: текст, слова, буквы, цифры.

Следующее, о чем мы поговорим, будут иероглифы. Иероглифы Древнего Египта, знаки-символы были предшественниками современного письма. Немного позже иероглифы использовались для передачи начального звука названия предмета, явления, события, но полного перехода на фонетическое письмо не произошло.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/b/b3/HieroglyphicFragment2.png
Рис. 7

На данный момент, египетские иероглифы до сих пор изучаются, и мы не можем с уверенностью сказать, что обозначает тот или иной знак, но мы точно можем сказать, что это был настоящий прогресс в письме и огромные исписанные стены пирамид могут рассказать нам настоящую историю о людях, что жили в то время и о их судьбах. Рассмотри пример древних иероглифов (см. рис7). Один иероглиф может обозначать какое-то слово или действие. Он может работать как вместе, так и по отдельности. То есть, если два абсолютно разных иероглифа будут стоять вместе, то они будут обозначать абсолютно не то, что обозначают по отдельности. На пример, из двух существительных может образоваться глагол или прилагательное. Таким образом выглядели иероглифы Древнего Египта и так он работали.

Вот мы и подошли к тому, к чему люди шли столетиями, к первому алфавиту. Первый алфавит литеро-фонетического письма создали финикийцы. Этот алфавит стал первоисточником большинства алфавитов мира — греческого, латинского, кириллического и прочих.

https://cf.ppt-online.org/files/slide/s/Sp4krRQtcMVJ3sPo27d6mGeBhuYCyaTXiZn1qU/slide-11.jpg
Рис. 8

Вот так выглядел самый первый алфавит в мире (см. рис. 9). Каждый инициал обозначал отдельную букву и был звуком. Греки же усовершенствовали финикийский алфавит, введя в него гласные звуки-литеры. Знаки литеры его очень простые, имеют чёткие линии одной толщины, и состоят из простых геометрических форм — круга, треугольника, отрезка. Древнегреческий алфавит стал первым алфавитом в Европе (см. рис. 9).

https://alphabetonline.ru/images/alphabet_greek.png
Рис. 9

Латинский и кириллический алфавиты построены на единой графической основе и возникли они с древнегреческих надписей — капиталов.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/b/b9/Base_columna_trajana.jpg?uselang=ru
Рис. 10

Капиталы – это письма или надписи на колоннах. Пример такого капитала можно увидеть на колонне Трояна в Риме (см. рис. 10).

И вот мы подобрались к расцвету цивилизаций, где каждый мог запечатлить свою историю, историю своего города, своей страны. Люди научились выражать свои мысли на бумаге или камне, как было в древние времена, и активно развивали это ремесло. В последствии, появились целое направление в искусстве, посвященное алфавиту, его написанию и оформлению. Каждой букве уделяли очень много внимания, на написание книги уходили целые года, но в конечном итоге это превращалось в настоящее произведение искусства, которое можно было не столько читать, сколько рассматривать, изучать линии, их длину, ширину, направления, их работу вместе. Как красиво работает буква, если ее правильно оформить и аккуратно начертить или нацарапать пером на рыхлой бумаге. Этому мастерству учились у лучших калиграфистов свих времен и мы можем быть в этом уверены благодаря рукописям, к примеру, 1494 года, написанным в Германии священником Стефаном Шибером (см. рис. 11, 12,13).

https://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/6/92/374/92374131_large_3165375_bsb00019746_00.jpg https://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/6/92/374/92374137_large_3165375_bsb00019746_00010.jpg https://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/6/92/374/92374142_large_3165375_bsb00019746_00018.jpg
Рис. 11 Рис. 12 Рис. 13

Стандартные шрифты

Зная историю создания шрифта, начинаешь понимать, насколько это сложное и затратное по времени занятие, но насколько это тонкая и красива работа. Редко задумываешься о таких деталях, как шрифт, его размер или толщину, угол его наклона и высота. Мы даже не подозреваем, как на нас влияют эти шрифты в обычной жизни, но мы подсознательно на них реагируем. Именно поэтому для дизайнера и рекламщика в первую очередь важно знать, как пользоваться шрифтами, какие где лучше использовать и как они должны работать в пользу рекламы, а не наоборот. Существует классификация шрифтов, которые можно и нужно использовать в рекламе, а какие категорически не рекомендуется, так как это может создать ощущение безвкусицы, соответственно, создать первое плохое впечатление. Рассмотрим небольшой пример «удачного» и «неудачного» решения шрифтовой композиции:

http://www.ra-virgo.ru/wp-content/uploads/2016/04/fonts1.jpg
Рис. 14

правильные шрифты
Рис. 15

В качестве «неудачных» вариантов шрифтовой (см. рис. 14) композиции мы можем видеть прописные, художественные, тонкие, широкие и кривые буквы, которые так же расположены друг к другу слишком близко, что затрудняет чтение. Такой шрифт не может быть использован в рекламе на билбордах или стендах, так как сложно прочитать и усвоить информацию с таким шрифтом за 0,5 сек (время, за которое человек усваивает информацию на больших носителях, именно поэтому на билбордах не рекомендуется использовать шрифты из первого примера). Но что касается «удачных» решений? Рассмотрим небольшой пример (см. рис. 15), нам предлагают максимально простые шрифты, нормальной и средней контрастности, плакатно-афишные шрифты и четкие и насыщенные. Их объединяет одно – простота и легкость в восприятии, именно поэтому самым удачным решением будет использовать такой шрифт на наружных носителях. Все это ведет нас к тому, что в мире шрифтов уже есть, как их принято называть, «стандартные шрифты». Они практически не менялись со времени их создания и всегда были актуальны у дизайнеров и печатных изданий.

Рассмотрим 12 базовых шрифтов, используемые в мире на протяжении нескольких десятков лет не изменяя традициям печати.

  1. Helvetica (Макс Мидингер, 1957 г.) (См. Рис. 16)

helvetica
Рис. 16

Helvetica, пожалуй, самый известный шрифт на планете.

Первоначально разработанный швейцарским дизайнером Максом Мидингером в 1957 году, этот классический шрифт используется во всем мире с момента своего рождения в 1950-х годов до сегодняшнего дня.

Его огромная популярность может быть зачислена на тот факт, что он по-прежнему выглядит современно, просто, а также универсально и надежно, как по-швейцарски.

  1. Times (Стэнли Морисон, 1931 г.) (См. Рис. 17)

times-new-roman
Рис. 17

Уильям Смит-Линц, менеджер лондонской ежедневной газеты «The Times» в 1929 году, который был не впечатлен качеством печати своей газеты, услышал о столь уважаемом типографе Стэнли Морисоне.

Впечатленный аргументами Морисона, газетчик нанял его, чтобы перепроектировать свою газету, и в 1931 году Морисон дал газете свой новый шрифт, Times New Roman, который заменил своего предшественника Times Old Roman.

С тех пор он является одним из самых популярных шрифтов, используемых во многих издательских материалах и новостных печатных изданиях.

  1. Akzidenz Grotesk (Brethold Type Foundry, 1896 г.) (Рис. 18)

Akzidenz Grotesk повлиял на широкий спектр других популярных шрифтов, таких как популярные Helvetica и Frutiger, и был впервые выпущен в 1896 году в Германии в Brethold Type Foundry.

Шрифт обрел новую высоту популярности после того, как был заново открыт с более широким значением и в разных вариантах под руководством Гюнтера Герхарда Ланге в 1950-х годах.

akzidenz-grotesk
Рис. 18

  1. Gotham (Хоуфлер и Фрер Джонс, 2000 г.) (См. Рис. 19)

gotham
Рис. 19

Выпущенный в 2000 году Gotham является адаптацией 20-го века, подписанный американским производителем «Готика».

За последние 16 лет он стал широко популярен среди дизайнеров с чистыми и современными взглядами. Популярность шрифту принесла история кампании Экс-Президента США Обамы, в которой использовался шрифт Gotham во время выборов 2008 года.

  1. Bodoni (Бодони, 1790 г.) (См. Рис. 20)

bodoni
Рис. 20

Джамбаттиста Бодони разработал этот шрифт с засечками в конце 18-го века во дворце герцога Фердинанда Бурбон-Парма, который сильно восхищался ремеслом Бодони и дал ему разрешение на строительство частной типографии при своем дворце.

Bodoni уже был широко популярным шрифтом, когда в 1920-е годы Моррис Фуллер Бентон возродил его для АТФ с подробным акцентом на различные значения. Фильм «Славные парни» использовал этот шрифт на своих плакатах.

  1. Futura (Пол Реннер, 1927 г.) (См. Рис. 21)

futura
Рис. 21

Futura был разработан Полом Реннером в 1920-е годы в Германии, и с момента своего рождения Futura стал эталоном геометрических шрифтов со своими замечательными формами в течение уже более 80 лет.

Этот современный шрифт оказал влияние на многих дизайнеров, и в настоящее время широко используется в бизнес-вывесках и рекламах. Фольксваген использует его в качестве шрифта заголовка в течение многих лет.

  1. Rockwell (Monotype Foundry, 1934 г.) (См. Рис. 22)

rockwell
Рис. 22

Rockwell является одним из наиболее известных примеров густоты засечек в шрифтах с толстыми, острыми засечками и различными отчетливыми геометрическими фигурами.

Разработанный дизайнерским отделом Monotype Foundry в 1934 году, Rockwell прежде всего стал популярен как выставочный шрифт, а также известен при добавлении элегантности в любую часть рисунка.

  1. Franklin Gothic (Моррис Фуллер Бентон, 1903 г.) (См. Рис. 23)

Созданый Моррисом Фуллером Бентоном в 1903 году в Америке, Franklin Gothic был перерисован в 1980 году, и обновленная версия вышла в 1991 году с широким диапазоном значений.

Дерзость этого шрифта любят многие дизайнеры. Несмотря на то, что его популярность начала падать в 30-е годы, после введения европейских конкурентов, таких как Futura, он вскоре вернул себе популярность, и сейчас у многих пользуется преимуществом для создания различных проектных работ.

franklin-gothic
Рис. 23

  1. Georgia (Мэтью Картер, 1993 г.) (См. Рис. 24)

georgia
Рис. 24

Мэтью Картер совместно с Томом Рикнером разработал Georgia в 1993 году для коллекции Microsoft Font.

Созданный как обаятельный для читаемости и простоты шрифт, он был предусмотрен для экранов с низким разрешением для ясности с коллегой Verdana - оба из которых в настоящее время широко популярны.

  1. Garamond (Клод Гарамонд, 1530 г.) (См. Рис 25)

garamond
Рис. 25

Этот шрифт был первоначально разработан Клодом Гарамондом в 15-м веке в бурные времена Французского Возрождения.

Клод был учеником типографа и издателя Антуана Ожеро, под руководством которого Клод поменял начертание для известного типографа Роберта Этьена и получил большое восхищение.

В 1620-е годы шрифт был восстановлен Жанон Дженноном, швейцарским типографом, под названием Garamond.

Adobe Garamond, разработанный Робертом Слимбэчем в 1989 году, является самой популярной оцифрованной версией шрифта сегодня.

  1. Myriad (Роберт Слимбэч, Кэрол Твомбли, Кристофер Слай и Фред Брэди, 1992 г.) (См. Рис. 26)

Myriad является одним из оригинальных шрифтов Adobe, разработанных и созданных в 1992 году специально для коллекции Adobe шрифтов.

Он был применен многими компаниями и учреждениями как фирменный шрифт, включая компанию Apple.

myriad
Рис. 26

  1. Minion (Робер Слимбэч, 1990 г.) (Рис. 27)

minion
Рис. 27

Когда Роберт Слимбэч работал над Adobe Garamond, он собрал большое количество печатных изданий и литературы по ренессансным шрифтам из европейских музеев.

И вместе с цифровыми возможностями 80-х годов, он вложил все используемые идеи из собранных материалов, чтобы создать Minion с ярко выраженной индивидуальностью.

Классификация шрифтов, примеры использования

В XVIII веке, наряду с европейскими начинают развиваться и русские шрифты, которые до этого развивались самостоятельно, имели основу греческую и назывались кириллица и глаголица.

Самые древние шрифты — устав и полуустав — выполнялись со всей строгостью и чёткостью, следуя правилу — уставу — от чего и пошли их названия. С развитием письменности появилась скоропись, которая отличалась быстрым, свободным стилем, с росчерками, петлями, выходящими далеко за границы рядов. Скоропись становится искусством каллиграфии XVII веке. Ею писались грамоты и официальные документы. Подпись Богдана Хмельницкого, выполненная скорописью: «Богданъ Хмелницкий, Гетманъ войска Запорож[с]кого, его к[оролевской] м[и]łости рука власна» (см. рис. 28)

Устав, полуустав, скоропись, вязь — это формы рукописного шрифта. В середине XVI века появились первые книги, выполненные типографским шрифтом. Одной из таких книг была «Апостол» Ивана Фёдорова, изданная в 1564 году.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/e/e2/Xm_avt2.jpg/220px-Xm_avt2.jpg
Рис. 28

Новый книжный гражданский шрифт был утверждён Петром I и введён в 1708 году. Он был чёткий, округлый и рациональный — некий синтез традиционных шрифтов и антиквы.

На рубеже XVIII—XIX веков в искусстве шрифтов произошли значительные изменения — появились новые разнообразные шрифты для разных потребностей (книг, газет, плакатов, афиш, рекламы) (см. рис. 29,30). Был разработан новый шрифт — египетский, который отличался одинаковой толщиной всех линий и засечек. Немного позже появился шрифт гротеск (рубленый), линии литер которого были одинаковой толщины, но засечек не имели. Было разработано целое семейство гротескных шрифтов.

XX век породил новые гротескные и рубленые шрифты, которые подчёркивали новый стиль в архитектуре и искусстве — конструктивизм. Среди новых шрифтов пользуются популярностью футура Поля Реннера, пеньо Кассандра, эрбар-гротеск Якова Эрбара и гилл-гротеск Эрика Гилла.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/e/eb/Futura-1.png/220px-Futura-1.png https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/d/d4/Peignot_sample.png/300px-Peignot_sample.png
Рис. 29 Рис. 30

Примеры использования шрифтов реальной жизни

Ни для кого не секрет, что шрифты, это половина нашей жизни. Они присутвуют везде, куда бы мы не посмотрели.

Примет отличного решения для курсива мы можем видеть в логотипе кафе «Пробка» (см. рис. 31), пример хорошего и необычного стилистического решения в рекламе одежды «Break» (см. рис. 32).

https://obyemniebukvi.nethouse.ru/static/img/0000/0003/3936/33936462.dvbsh9guhc.jpeg https://blog.thortful.com/wp-content/uploads/2016/07/Break-Free-Font-prev01.png
Рис. 31 Рис. 32

Так же, есть примеры с хорошей рекламой с классическими шрифтами, на пример, реклама Макдоналдс (см. рис. 33), использован шрифт, похожий на Times New Roman, интересно обыгранный, но достаточно читабельный и понятный. Или та же реклама из 80-х газированного напитка «Siff» (см. рис. 34), максимально простой шрифт с засечками, но так гармоничен и компактен в одно время.

http://files1.adme.ru/files/news/part_12/121355/McFlurry_Joan.jpg http://designm.ag/images/0609/typeads/34.jpg
Рис. 33 Рис. 34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сделаем выводы по результату проведенного исследования:

- история шрифта богата с самого начала, люди максимально быстро и просто пришли к тому, что появилось письмо и человек научился читать, а не только смотреть;

- шрифт очень важен для понимания текста, но и у него были моменты своей «моды»; с появлением новых возможностей человек придумывал все больше и больше шрифтов, это повлияло на моду, на тенденции и такое понятие, как «вкус». К примеру, в наше время использовать простой курсив уже считается моветоном, нужна либо комбинация, либо что-нибудь новое. Классические шрифты вошли в нашу жизнь и железно в ней существуют, но что касается рекламы, тут важна фантазия;

- многие шрифты популярные дома мод используют до сих пор, хотя прошло огромное количество времени с их создание, именно это можно назвать «хороший вкус» создателя шрифта;

- классические шрифты подходят для всего, что можно печатать в массы, так же, мы используем классические шрифты в повседневной жизни, когда переписываемся с друзьями или с семьей, мы используем их в учебе;

- с момента создания такого понятия, как «шрифт», у каждого человека был свой собственный подход. Рукописные листы бумаги сохранены в музеях и именно по ним мы можем понять, как раньше писали люди, какой почерк был «актуальным» или «красивым», но даже сейчас в наше время мы можем отследить то, что абсолютно у всех людей разный почерк;

- развитие шрифта продолжается до сих пор, в наше время модно такое понятие, как «минимализм», и дизайнеры активно это учитывают. Создаются тонкие и большие буквы, дизайнерские решения, но которые мы можем понять и принять, как красивый шрифт; очень много возможностей дало простым каллиграфистам создавать шедевры и сохранять их, делиться ими и дать возможность использовать их другим людям, что очень облегчает жизнь для дизайнеров и других каллиграфистов, чтобы понимать, «что сейчас в тренде», а что нет;

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Kapr Deutsche Schriftkunst (Немецкое искусство шрифта) / Kapr, Albert; Капр, Альберт. - М.: Verlag der Кunst. Дрезден, 1996. - 282 c.

2. Азбука с исправлениями императора Петра Великого и указом его о введении в употребление гражданского шрифта / Коллектив авторов. - М.: Книга по Требованию, 1990. - 618 c.

3. Большаков, М.В. Книжный шрифт / М.В. Большаков, Г.В. Гречихо, А.Г. Шицгал. - М.: Книга, 2001. - 312 c.

4. Буковецкая Дизайн текста: шрифт, эффекты, цвет / Буковецкая, Ольга. - М.: ДМК, 1999. - 304 c.

5. Буковецкая Дизайн текста: шрифт, эффекты, цвет / Буковецкая, Ольга. - М.: ДМК, 2000. - 304 c.

6. Буторина Искусство шрифта. Работы московских художников книги / Буторина, Евгения. - М.: Книга, 1977. - 186 c.

7. Бычков, А.Ф. Каталог хранящимся в Императорской Публичной библиотеке изданиям, напечатанным гражданским шрифтом при Петре Великом / А.Ф. Бычков. - М.: Книга по Требованию, 2011. - 318 c.

8. Декоративные шрифты для художественно-оформительских работ / ред. Г.Ф. Кликушин. - М.: Полымя, 1987. - 288 c.

9. Декоративные шрифты для художественно-оформительских работ. - М.: Архитектура-С, 2007. - 288 c.

10. Искусство шрифта. Работы московских художников книги. 1959-1974. - М.: Книга, 1977. - 186 c.

11. Каллиграфия. Рукописные шрифты Запада и Востока. - М.: Контэнт, 2008. - 224 c.

12. Каталог ручных шрифтов и наборных украшений. - М.: Харьков: Прапор, 2005. - 220 c.

13. Каталог шрифтов. - Москва: Гостехиздат, 1989. - 208 c.

14. Куцын, Т. И. Начертание шрифтов / Т.И. Куцын. - М.: Государственное издательство архитектуры и градостроительства, 1981. - 204 c.

15. Куцын, Т.И. Начертание шрифтов / Т.И. Куцын. - М.: Архитектуры и градостроительства, 1976. - 204 c.

16. Марр, Ю.Н. Пособие для авторов и наборщиков восточных шрифтов / Ю.Н. Марр, И.В. Мегрелидзе. - М.: Восточная литература АН СССР, 1975. - 789 c.

17. Молитвослов и Псалтирь крупным шрифтом. - М.: Терирем, 2011. - 528 c.

18. Молитвослов и Псалтирь. Крупный шрифт. - М.: Синтагма, 2011. - 560 c.

19. Молитвослов и псалтирь крупным шрифтом. - М.: Терирем, 2011. - 528 c.

20. Молитвослов крупным шрифтом. - М.: Сибирская Благозвонница, 2010. - 176 c.

21. Молитвослов. Крупный шрифт. - М.: Благовест, 2011. - 176 c.

22. Образцы шрифтов. - М.: Советский художник, 1976. - 311 c.

23. Образцы шрифтов. - М.: Типография имени Евгении Соколовой, 2015. - 256 c.

24. Правило ко святому Причащению с крупным шрифтом. - М.: Лоза, 2009. - 384 c.

25. Православный молитвослов для домашнего употребления с крупным шрифтом. - М.: Альфа, 2010. - 176 c.

26. Сейтлиев, Кара Могучий шрифт / Кара Сейтлиев. - М.: Правда, 1981. - 363 c.

27. Чернихов, Я. Построение шрифтов / Я. Чернихов, Н. Соболев. - М.: Искусство, 2007. - 116 c.

28. Шатров, М. Две строчки мелким шрифтом / М. Шатров, В. Логинов, В. Мельников. - М.: Искусство, 1982. - 135 c.

29. Шицгал, А. Графическая основа русского гражданского шрифта / А. Шицгал. - М.: Научно-техническое, 2001. - 740 c.

30. Ярмола, Ю. Компьютерные шрифты / Ю. Ярмола. - М.: СПб: BHV, 1994. - 208 c.