Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Разработка художественно-конструкторского изделия объекта промышленного дизайна

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность данной темы обусловлена необходимостью ориентации потребителя во времени, фиксации мироощущения. Самым распространенным и функциональным наручным аксессуаром являются часы, при чем как у женщин, так и у мужчин. В 21 веке рынок насыщен самыми разными представителями классов часов.

Объект исследования - это механические наручные часы.

Предмет исследования - разработка дизайна объекта исследования, сопровождающая его рекламная продукция и фирменный стиль.

Механические, кварцевые и электронные, спортивные, классические и дизайнерские, люксовые и рассчитанные на массового потребителя - всё это различные их версии. В современном мире обычные наручные часы обладают неограниченным функционалом. Они могут быть противоударными, водонепроницаемыми, обладать календарем или хронометром. "Умные" часы имеют спидометр, сенсорный экран, музыкальную библиотеку и выход в интернет. Наручные часы обладают как техническим, так и декоративным назначением, что делает их выгодным объектом для изучения с точки зрения дизайнера.

Самыми первыми появились, конечно, механические часы. Причем первые наручные часы появились только в 19 веке. С тех пор их внешний вид и механизм претерпели ряд всевозможных изменений. Сейчас основная функция часов - показывать время перешла на экраны смартфонов. Самыми многофункциональными наручными часами считаются электронный или "умные". Но они стоят в отдельном ряду от таких представителей, как механические или кварцевые. Вопрос механизма таких часов давно изучен, мастерам часового дела остается только попытаться усовершенствовать систему. Хотя у многих брендовых часовых компаний разработаны собственные механизмы, которые они использует в производстве десятилетиями. Что касается именно механических наручных часов, изменяется их внешний облик, но не механизм. Можно смело сказать, что механические наручные часы очень изученная область на современном рынке.

Если же провести сравнительный анализ механических и кварцевых часов, то в большинстве параметров побеждают кварцевые. Однако, механические часы более долговечны, а их конструкция позволяет производить ремонт по необходимости, просто заменив несколько деталей механизма, что продлевает и без того не короткий срок их эксплуатации.

Сейчас механические часы - это скорее аксессуар у одних слоев общества и показатель состоятельности у других. Настоящие качественные швейцарские или японские механические часы рассчитаны на века. И хоть современное поколение все меньше пользуется часами в принципе, спрос на них есть.

Классический дизайн наручных механических часов и спустя два века привлекает покупателя. Поэтому в данной курсовой работе я буду ориентироваться на классический дизайн как корпуса и циферблата, так и ремня-браслета, с добавлением минимальных концептуальных изменений, соответствующих техническому заданию проекта. [12.]

Целью данной курсовой работы является разработка художественно-конструкторского изделия объекта промышленного дизайна "наручные механические часы", соблюдая все этапы дизайн- проектирования.

Для достижения цели данная курсовая работа ставит перед собой следующие задачи:

  1. Исследовать историю появления наручных часов.
  2. Исследовать особенности строения: механизм, корпус, браслет.
  3. Произвести анализ аналогов. Руки
  4. Исследовать и проанализировать пластическую анатомию человека и ее влияние на параметры наручных часов.
  5. Составить карту материалов.
  6. Проведя сравнительный анализ характеристик возможных материалов выбрать самые подходящие для данного проекта.

На основе проведенного исследования составить техническое предложение проекта.

  1. Выдвинуть эскизное предложение.
  2. Выполнить чертеж часов.
  3. Выполнить эскизный проект.

Выполнить прототип в соответствии с чертежом и эскизным предложением.

  1. Произвести разработку фирменного стиля (логотип компании, разработка фирменного алфавита, разработка упаковки для часов)
  2. Подготовить концепт рекламных носителей.

Основной методологией данной курсовой работы является сравнительный анализ аналогов заданного объекта проектирования и составление матричных систем.

ГЛАВА 1. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ГЛАВА

1.1 Исторические сведения, этапы становления объекта «Наручные часы»

В современном мире механические наручные часы воспринимаются обществом больше как показатель статуса их обладателя, нежели устройство для определения времени. Сейчас практически все электро- приборы оснащены дисплеем для отображения времени. Механические часы в цифровую эпоху их функционального аксессуара превращаются в объект современной культуры.

Сейчас наручные часы имеет при себе каждый уважающий себя джентльмен, при чем качество, марка и страна изготовитель этих часов характеризуют положение их хозяина в обществе. Однако, так было не всегда. Еще сто лет назад ни один мужчина ни за что не согласился бы носить часы на запястье. Они предпочитали исключительно карманные часы. На руке часы носили исключительно женщины. Первое упоминание о таком типе часов относится к 1571 году. Это был подарок Елизавете I от графа Лестера Роберта Дадли - украшенный бриллиантами и жемчугом браслет с часами. С шестнадцатого века и до двадцатого наручные часы назывались браслетами (wristlet) и предназначались только для дам. Они признавались как украшение, дань моде. Из-за небольшого размера мало кто верил в точность таких часов. В силу несовершенства корпусов и механизмов часов того времени считалось, что при ношении их на

запястье, не выдержат обычного ритма человеческой жизни, не говоря уже о активных развлечениях, спорте или охоте. Поэтому наручные часы

выпускались ограниченным количеством фирм. Это были миниатюрные женские часики на цепочке или тонком браслете. [1.]

Лишь в конце девятнадцатого века мужчины признали наручные часы. Они обнаружили, что карманными часами не удобно пользоваться во время

сражения. Именно военные придумали первые приспособления, служившие для крепления карманных часов на руку. Это были кожаные ремни или футляры. Подлинно не известно военные какой страны придумали подобную систему первыми. Скорее всего это были англичане, которые в девятнадцатом веке вели постоянные боевые действия в своих азиатских и африканских колониях.

Так же отсутствуют точные данные о том, какая компания первой стала выпускать именно наручные часы. Можно утверждать лишь то, что первые наручные механические часы были выпущены в начале двадцатого века.

Реклама первых наручных часов:

В первые годы 20 века начали появляться первые упоминания о наручных часах для широкой публики. Первую рекламу именно наручных часов опубликовала компания OMEGA в 1902 году. В ней было упомянуто использование наручных часов в англо-бурской войне. В 1905 году была основана компания Wilsdorf & Davis (современные Rolex), основатели которой выдели большой потенциал в наручных часах и выпустил целую линейку как женских, так и мужских часов на кожаном ремешке. А в 1906 году на карманных часах появились дополнительные ушки для ремешка или браслета, для быстрого приспособления их к ношению на руке.

Однако оставалась проблема хрупкости часового стекла.

Производители представляли ее решение с помощью откидной решетки или крышки, реже встречались варианты откидного кожаного футляра. Такие модели назывались траншейными или окопными часами.

Cо временем производители решили ряд проблем и усовершенствовали конструкцию часов. Появились даже светящиеся в темноте часы, их циферблат и стрелки были обработаны радием. Однако, наручные часы всё равно не могли угнаться за популярностью карманных. [5.]

Так продолжалось примерно до тридцатых годов XX века. И хоть заядлые английские консерваторы вплоть до пятидесятых годов пользовались двумя видами часов, лёгкие и удобные наручные часы победили в этом негласном соревновании. Они оставались совершенно незаменимыми до появления электронных моделей. [13.]

1.2. Строение объекта дизайна «Наручные часы»

Для разработки проекта объекта дизайна «Наручные часы» необходимо понимать его форму, а значит изучить строение этого объекта. Это поможет в дальнейшей разработке эскизов, чертежей и в последующем моделировании и проектировании.

Данные объект является взаимо-функционирующей системой, состоящей из различных частей. Определенные типы моделей, эксклюзивные линейки аналогов на рынке могут изменять состав своей системы. Так же количество и внешний вид может варьироваться в процессе проектирования конечного объекта дизайна. Однако, существует общая комплектация наручных часов:

  1. Браслет, состоящий из нескольких частей (большая часть с отверстиями для застежки, меньшая часть с крепительной застежкой и крепителями держателя ремешка)
  2. Корпус механизма (включающий в себя как сам механизм, так и элементы, обеспечивающие функциональность часам: заводную головку, крепления ремешка, защитное стекло)
  3. Часовой механизм

Часовой механизм в данной работе следует разобрать подробнее. В данный момент существует несколько основных типов механизмов для наручных часов: механические, кварцевые и электронные. Все они появились в разных промежуток исторического времени в хронологическом порядке. Однако, для проектирования заданного объекта следует остановиться на первом типе механизма.

Механически механизм наручных часов включает в себя следующие комплектующие части:

1.Источник энергии (пружина)

2.Спусковой механизм (преобразует непрерывное вращательное движение в колебательное или возвратно-поступательное)

3.Колебательная система (балансир)

4.Механизм подзавода или перевода стрелок

5.Система шестерёнок, соединяющая пружину и спусковой механизм — ангренаж.

  1. Циферблат со стрелками

Основной принцип механического механизма был разработан ещё в начале XX века и с тех пор комплектация и общий вид данного механизма не претерпел особых изменений. В данных момент времени на рынке можно выделить несколько особенно надежных видов часовых механизмов. Они представлены в таблице ниже.

Таблица 1.

Анализ экономических параметров механизмов

Название фирмы и модели

Количественное измерение

Цена (руб.)

MIYOTA

90S5 Miyota Automatic

шт

2000

ETA ETA 2671 Gold

шт

4000

OMEGA

c1945 RARE OMEGA

шт

1900

ROLEX

28800 Bph Automatic

шт

8000

Произведя сравнение нескольких механизмов известных марок, я остановила выбор на механизме компании OMEGA (о которой говориться в первом подзаголовке) модели RARE OMEGA. Именно с эти механизмом продолжится проектирование объекта дизайна «Наручные часы». [2.]

1.3. Анализ и составления карты материалов объекта дизайна

Для удобства и наглядности выберем основные возможные материалы которые входят состав объекта и составим таблицу.

Таблица 2.

Общая карта материалов

Корпус

Браслет

Стрелки

Линза

Застежка

Нержавеющая

сталь

+

+

+

-

+

Титан

+

+

+

-

+

Медь

+

+

+

-

+

Латунь

+

+

+

-

+

Карбон

+

+

+

-

+

Золото

+

+

+

-

+

Серебро

+

+

+

-

+

Оргстекло

-

-

-

+

-

Плексиглас

-

-

-

+

-

Минеральное

стекло

-

-

-

+

-

Сапфировое

стекло

-

-

-

+

-

Кожа

-

+

-

-

-

Кож.зам

-

+

-

-

-

Композитные

материалы

+

+

+

+

+

Для каждой отдельной составляющей системы наручных часов составим список возможных материалов в производстве, далее выделим главные достоинства каждого отдельного материала, произведем сравнительный анализ и выявим оптимальный вариант для продолжения проектирования заданного объекта. [10.]

Таблица 3.

Сравнительная карта материалов для корпуса наручных

часов

Лёгкость

Прочность

Устойчивость к коррозиям

Гипоаллергенность

Жесткость

Нержавеющ. сталь

-

+

+

+

+

Титан

-

+

-

+

+

Медь

+

+/-

+

+/-

-

Латунь

+

+

+

-

+

Карбон

+

+

+

?

+

Золото

-

+

+

-

+/-

Серебро

-

+

+

-

-

Вывод по таблице: Самым подходящим материалом для корпуса я считаю нержавеющую сталь. Она отличается оптимальным характеристиками и умеренной ценой, что положительно скажется на потребительских отзывах.

Возможные материалы для линзы:

Таблица 4.

Сравнительная карта материалов для линзы наручных

часов

Твердос ть

Прочность

Прозрачность

Корроз ийная устойч ивость

Экологич ность

ЛЛёгко сть

Оргстекло

+/-

+

+/-

-

+

+

Плексигла с

+

+

+/-

-

-

+

Минеральн ое стекло

+

+

+

+

+

+

Вывод по таблице: Для данного проекта выгоднее всего выбрать минеральное стекло. Оно обладает высокими показателями качества. А не устойчивость к царапинам можно исправить с помощью технологии покрытия минерального стекла сапфировым напылением.

Таблица 5.

Сравнительная карта материалов для браслета наручных часов

Прочность

Комфортность

Воздухопроницаем ость

Водоотталкивающие

свойства

Износостойкость

Натуральная

кожа

+

+

+

+/-

-

Кож. Зам.

+

+

-

+

+

Каучук

+

+/-

-

+

+

Флис

+/-

+

+

+/-

+

Нубук

+

+

+

+/-

+

1.4. Анализ и изучение пластический анатомии запястья руки человека

Одна из важнейших характеристик любого объекта дизайна - это эргономичность. Она так же очень важна при разработке наручных часов, ведь это вещь, которую потребитель носит у себя на руке, практически не снимая. Так как наручные часы плотно прилегают к коже человека и этот контакт достаточно длителен, они не только не должны никаким образом вредить своему обладателю, но и обязаны быть удобными, приятными к коже, не мешать. Таким образом необходимо исследовать пластическую анатомию запястья руки человека из соображений эргономики. [3.]

Рука человека состоит из множества различных, постоянно функционирующих систем. Для данного исследования разберём костную и мышечную систему запястья руки человека.

Костная система запястья руки человека состоит из таких костей как:

  1. Полулунная кость
  2. Трёхгранная кость
  3. Крючковидная кость
  4. Головчатая кость
  5. Кость-трапеция
  6. Трапецевидная кость
  7. Ладьевидная кость

Все эти компоненты входят в лучевое сочленение, которое и является

костным проявлением наличия запястья на руке. От локтевого сустава до лучевого сочленения идет лучевая кость, соприкасаясь с локтевой костью. А вниз к пальцам от лучевого сочленения идут пястные. [4]

кости. Все эти кости являются каркасом руки, осуществляют поддерживающую функцию. (Приложение 1.)

Мышечная система запястья руки человека состоит из мышц:

  1. Поверхностного сгибателя большого пальца
  2. Длинного сгибателя большого пальца
  3. Сухожилия короткого разгибателя большого пальца
  4. Локтевого сгибателя запястья
  5. Глубокого сгибателя пальцев
  6. Фасции предплечья

Костную систему покрывает мышечный слой. Он отвечает за движение руки как системы в целом, так и отдельные ее компоненты, такие как пальцы, сообщаясь при этом с головным мозгом с помощью нервных импульсов нервных окончаний в руке человека. (Приложение 1.) [5]

Таким образом браслет наручных часов ни в коем случае не должен вредить ни одной из систем организма человека, не только указанных ранее, но и не указанных, но не менее важных (например: кровеносной системе).

Но почему же важных систем в организме человека множество, а подробно разобраны были только костная и мышечная? Наручные часы

- объект не статичный, он перемещается в пространстве, хоть и фиксируется на руке. Поэтому его форма имеет как минимум два. [6.]

состояния: когда часы надеты и когда они сняты. Для проектирования данного объекта дизайна необходимо знать форму запястья руки, чтобы рассчитать форму внутренней части наручных часов в состоянии, когда они надеты. А условия формы запястья человека формируются костной и мышечной системами, покрытыми кожей. Размер корпуса часового механизма и часовой браслет рассчитываются их ширина запястья человека, по средствам внедрения расчетов по золотому сечению. [7.] [9.]

Вывод по главе: в данной главе была собрана, структурирована и проанализирована необходимая для создания заданного объекта дизайна информация. А так же разобрано влияние особенностей человеческого тела на эргономику и форму объекта дизайна. Были подобраны оптимальные варианты материалов для создания заданного объекта дизайна.

ГЛАВА 2. ПРОЕКТНО-ГРАФИЧЕСКАЯ ГЛАВА

В рамках проектирования объекта дизайна «Наручные часы» будет предусмотрена структура дизайн проектирования, утвержденная ГОСТом. В него входя следующие этапы: 1. Эскизное предложение, 2. Техническое предложение, 3. Эскизный проект, 4. Технический проект, 5.

Прототипирование. В рамках учебного проектирование в данном ряду не учитывается этап выхода на масштабное производство. Указанные этапы являются объектом активной исследовательской, а за тем практической работы по достижению определенного результата, а конкретно создания объекта дизайна «Наручные часы».

Вывод по главе: были сформулированы основные задачи данного блока.

2.1. Эскизное предложение

Первым этапом дизайн-проектирования является эскизное предложение. На данном этапе проектировщик, собрав всю необходимую информацию, создаёт серию эскизов с разной направленностью с целью определения необходимого направления развития проектирования. На данном этапе излагаются все мысли и идеи, отсеиваются нереальные или невыполнимые, выбирается оптимальный вариант. (Приложение 2.)

Исследовательская часть данного модуля проектной разработки объекта дизайна «Наручные часы» включает в себя так же поиск формы объекта. Так как вариант браслета был определён ранее, а именно классический минималистичный кожаный браслет. Однако, форма корпуса механизма наручных часов должна удовлетворять как эстетическим, так и эргономическим стандартам. Для наглядности составим матрицу форм и рассчитаем оптимальную форму объекта.

2.1.1. Поиск форм объекта дизайна «Наручные часы»

Таблица 6.

Матрица поиска формы корпуса

Круг

Квадрат

Прямоугольник

Треугольник

Круг

Круг + круг

Круг + квадрат

Круг + Прямоугольник

Круг + треугольник

Квадрат

Квадрат + круг

Квадрат + квадрат

Квадрат + Прямоугольник

Квадрат + треугольник

Прямоугольник

Прямоугольник + круг

Прямоугольник + квадрат

Прямоугольник

+

Прямоугольник

Прямоугольник + треугольник

Треугольник

Треугольник

+ круг

Треугольник + квадрат

Треугольник+ Прямоугольник

Треугольник

+ треугольник

В ходе составления данной таблицы были проанализированы четыре самые распространённые геометрические фигуры. Это - круг, квадрат, прямоугольник, треугольник. Эти фигуры являются самыми распространенными, так как соответствуют эстетическим

эргономическим требованиям в дизайне, являются максимально функциональными в своей простоте.

Большое количество углов в конструкции корпуса часового механизма незамедлительно усложнит производственные процессы, если учитывать массовое производство. Так же форма, которую мне предстоит выбрать должна отвечать эстетическим требованиям. Поскольку в данной разработке предпочтение отдается минимализму и простоте, то излишнее наличие вершин фигур будет портить общую концепцию дизайнерского решения будущего продукта.

Проанализируем полученную таблицу построчно. В первой строке каждая фигура помещена в круг. Наружная круглая форма корпуса является самым оптимальным вариантом, так как исключает наличие каких-либо углов, а значит обеспечивает простоту восприятия объекта потребителем. Так же внешняя круглая форма является наиболее распространенной на рынке, так как максимально эргономична и удобна для любой целевой аудитории, что подтверждается их популярностью уже не первый век использования

наручных часов в обиходе. Следовательно, разумнее всего выбрать именно эту форму. Во второй строке наружной фигурой является квадрат. Квадрат- это следующая по популярности форма после круга, хотя и очень отстающая в своих позициях. Её углы обуславливают наличие лишних элементов в строении композиции объекта, поэтому квадрат не подходит для данного проекта. В третей строке располагается фигура-прямоугольник. Данная форма так же не рекомендована, потому что как и квадрат имеет лишние элементы- углы и при невыгодно вытягивает пространство внутри фигуры. В четвертой строке находится фигура-треугольник. Данная фигура максимально ограничивает внутреннее пространство циферблата и не является достаточно эргономичной для функционального наручного аксессуара.

Выбрав подходящую внешнюю форму, переходим к внутренней.

Для этого стоит обратить внимание на столбцы таблицы. Поскольку внешняя форма-это круг, то все остальные внутренние фигуры следует сопоставлять именно с ним. В первой столбце находится фигура круг. Данная форма максимально выгодно выглядит во внешней форме круга, дублируя ее. Она удобна для расположения любых знаков на циферблате, для любого стиля циферблата. Для данного проекта это самая удачная форма, так как совершенно лишена ненужных углов и отвлекающих деталей. Она не разграничивает пространство. Является максимально считываемой для потребителя. Во втором столбике располагается квадрат. Он не очень выгодно совмещается с внешним кругом, занимает лишнее пространство, тем самым ограничивая циферблат. Это не выгодно и в плане эстетичности, четыре угла добавляют лишний «шум», что мешает восприятию самого циферблата. В третьем столбике стоит фигура- прямоугольник. Он дублирует все вышеперечисленные недостатки квадрата. И к тому же «убивает» еще больше пространства, обусловленного внешней формой корпуса. В последнем столбце располагается наименее выгодная для данной конструкции часов фигура-это треугольник. Он максимально обуславливает нерабочее пространство вокруг циферблата часов.

Таким образом можно сказать что максимально удобное сочетание форм образуется, когда внутренняя фигура полностью дублирует внешнюю. В данном случает самая выгодная форма-это круг в круге. Она отвечает всем требованиям дизайн проектирования заданного объекта, являясь при этом самой простой и надежной.

2.2. Техническое предложение

Данный модуль включает в себя размеры и параметры будущего объекта дизайна, а так же ряд расчетов сопровождавших их появление. Такие расчеты ведутся в рамках ГОСТа. Так как ранее был произведен анализ пластической анатомии запястья руки человека, следует выявить основные размерные соотношения комплектующих частей часов. В этом разделе будет произведены, расписаны и обоснованы расчеты необходимых величин в рамках пропорций Золотого сечения.

Первым необходимым параметром будет выступать размерное соотношение длин ремня-браслета для объекта «Наручные часы». Для данного проекта была выбрана такая форма браслета, как классический кожаный ремешок черного цвета. Далее будут произведены расчеты соотношения длин его частей, ширины к длине к параметрам запястья руки человека. Вторым параметром выступает определение размерного отношения корпуса часового механизма. Все последующие расчеты произведены из соображений эргономичности и функциональности заданного объекта дизайна. Такой подход гарантирует максимальный комфорт для потребителя и безопасную эксплуатацию для объекта.

2.2.1. Расчет параметров эргономики объекта дизайна «Наручные часы»

Эргономика-это наука, изучающая трудовые процессы и процессы жизнедеятельности с целью создания оптимальных условий для жизни человека, основываясь на физических и психических особенностях человеческого организма. Золотое сечение (или золотая пропорция)- это математическое отношение двух заданный величин a и b, a>b, когда справедливо утверждение: a/b=(a+b)/a. Следовательно для расчетов необходимо узнать число, равное отношению a/b.

Определим необходимый величины, для осуществления расчетной деятельности:

  1. Длина окружности запястья / ДОЗ
  2. Число золотого сечения - 1,6 Формулы для расчета:
  3. Расчет длины большого ремня = ДОЗ+10 см / 1,6 = БОЛ (b)
  4. Расчет длины меньшего ремня = БОЛ (b) / 1,6 = МАЛ (a) Учитывая выявленные формулы составляем таблицу размеров,

основанную на средних размерах запястья руки человека.

Таблица 7.

Размерная таблица размер запястья/длина часового ремня

ДОЗ, мм

Длина ремешка,мм/мм

140/160

65/105

160/170

70/115

165/175

75/120

170/180

80/125

175/190

80/130

190/210

85/140

Таблица 7. Размерная таблица размер запястья/длина часового ремня

Форма корпуса круг в круге, выбранная ранее комплементарно выбранному механизму. Из этих соображений и проведенных ранее анализов и расчетов можно вывести следующие показатели, которые и будут являться Техническим предложением проекта:

Размер механизма: Общий диаметр (мм) - 38 Общая ширина (мм) - 8

Диаметр механизма (мм) - 32 Размер креплений: Длина (мм) - 7,5 Ширина (мм) - 4

Размер заводной головки: Диаметр (мм) - 4 Ширина (мм) - 3 Длина ремня-браслета:

Длина/бол (мм) - 105 Ширина/бол (мм) - 23 Длина/мал (мм) - 65 Ширина/мал (мм) - 14 Общие характеристики объекта:

Длина (мм) - 210 Ширина (мм) - 44 Глубина (мм) - 8

2.3. Технический проект

В соответствии с ГОСТом данный модуль включает в себя серию технических рисунков - чертежей, основанных на исследованиях и расчетах, произведенных ранее. Они подготовлены с целью повышения точности моделирования прототипа заданного объекта, служат скелетом всего дизайн- проектирования. Так же данные технические рисунки произведены в соответствии с ГОСТом и являются важным техническим аспектом в выходе на масштабное производство.

Чертёж - это проекционное изображение заданного предмета или предметов в заданном масштабе на определенном носителе информации с помощью графических образов - точек, отрезков, прямых и кривых линий, условных обозначений и символов. Так же это один из видов конструкторских документов, содержащих необходимые данные для производства и дальнейшей эксплуатации изображаемого объекта. Данный технический рисунок выполняется в строгом соответствии с правилами ГОСТ и заданными особенностями.

Технические чертежи будут представлены для введения максимального количества подробностей, понимания формы объекта, восприятия рассчитанных размеров и отношений составляющих частей механизма, что облегчит задачу в модуле прототипирования.

2.3.1 Разработка технологических чертежей объекта дизайна

Все чертежи данного объекта дизайна представлены в разделе ПРИЛОЖЕНИЯ под номером 3. (Приложение 3.)

2. 4. Эскизный проект и концепт рекламной продукции

Задача модуля «Эскизный проект» поиск, анализ и исследование стилистических решений для проекта объекта дизайна «Наручные часы». Данный этап работы по сути отвечает за эстетическую составляющую проекта. На данном этапе перерабатывается информация, вынесенная из эскизного предложения и сопоставляется с эргономическими исследованиями. Так как этот модуль предусмотрен стандартной программой ГОСТ дизайн-проектирования, это неотъемлемая часть разработки проекта. На данном этапе будет подобрано стилистическое описание объекта дизайна.

Для данного проекта была выбрана минималистичная система передачи цвета и объема, на циферблате будет задействовано только два цвета: белый и черный в разных соотношениях. Вся работа будет ахроматической. Так же вся рекламная продукция по общему колориту будет полностью комплементарная самому объекту дизайна «Наручные часы», как и упаковка к нему. В основу дизайнерского решения и главной минималистичной концепции положена система математического обоснования Черного квадрата Казимира Малевича.

Основной математический расчет Казимира Малевича включает в себя концепцию золотого сечения при выборе исходной точки вращения объекта. С помощью данной концепции была найдена точка пересечения двух перпендикулярных линий на циферблате часов. В свое работе Казимир Малевич полностью оторвался от предметного мира, используя лишь цвет и экспрессивную геометрию, свойственную только ему. Поэтому роль цифр на циферблате часов будут выполнять максимально упрощенные линии, разработанные в концепции фирменного стиля специально для данного проекта. Их простота максимально вписывается в минималистичную концепцию дизайн- проекта, они будут легко считываться по средствам наитивного восприятия, заложенного в человеческом сознании, через ассоциативный ряд. А ахроматический колорит не будет вызывать никаких ассоциаций, отвлекать от главного назначения часов - показывать время. При этом часы, как аксессуар, буду выглядеть интересно, максимально просто, универсально в плане сочетания с любыми другими предметами гардероба, что обеспечит его универсальность, для потребителя это будет большим плюсом. Во время эскизной разработки концепта данных часов была проработана целая линейка как мужских, так и женских наручных часов. Главной идеей данной разработки служит идея о том, что каждая статичная или динамичная форма должна пройти через серию изменений, претерпеть разрешение.

Так можно просчитать разработку конечного продукта, увидеть его путь с первоначальной идеи и до конца. Так же считается возможным выбрать необходимый дизайн объекта дизайна «Наручные часы» на любой ступени проработки образа, если получившая форма удовлетворяет требованиям заказчика, если таковой имеется. (Приложение 4)

Рекламная продукция должна выгодно сочетаться с основным объектом проектирования. Поскольку сами наручные часы разработаны в минималистичном стиле и в ахроматическом колорите. В основу концепции упаковки входит система Инь-Ян. Инь и ян - этап исходного космогенеза, начало всех начал в китайской философии и китайских духовных учениях. Данная концепция имеет собственный распространенный знак. Он обозначает равновесие противоположностей, а так же женское и мужское начало. В данной системе было создано два варианта упаковки: белая с черным изображением- мужская и черная с белым изображением - женская. На оригинальном изображении Инь-ян отсутствует и намек на предметный мир как в системе Казимира Малевича. Однако, цвета расположены равновесно и динамично. Так же и на упаковке часов. Однако в знаке Инь-ян основное цветовое пятно динамичное, а меньшее - статично. В упаковке

наоборот: основной колорит статичен, акцентное пятно - динамично и повторяет направление движения в оригинальном знаке.

Так же упаковки являются негативными копиями друг друга, как и половины знака подобранного концепта. Коробки для часов выполнены в форме прямоугольника с откидной крышкой на магните, что обеспечивает ее надёжность в закрытом состоянии. В концепцию упаковки входит плотный материал, из которого она изготовлена, а так же экологически-безопасный. Упаковка рассчитана на многоразовое использование и вторичную переработку, когда она выйдет из службы.

В стилистическое решение циферблата часов входит разделение их на мужскую и женскую линейки, в соответствии с концепцией Казимира Малевича. Мужские часы представлены в большем количестве черного цвета, что придаёт им больше строгости. Женский вариант представлен в белом цвете циферблата с линейным разграничением пространства с помощью перпендикулярных тонких черных линий. Она более универсальны и локоничны. В сочетании с темным серым металлом корпуса и черным кожаным ремнем- браслетом, они удовлетворяют принципам минимализма и при этом остаются интересными, что понравится многим представительницам женского пола.

Для передачи движения цветового пятна, противоположного статичному фону упаковки была выбрана форма дыма. Данная форма всегда является динамичной и простой, выгодно подчеркивает различные формы объекта. Такая же ахроматическая тематика с динамичным движением дыма в пространстве было выбрана для рекламного буклета заданного объекта дизайна. В буклете задействован двойной сгиб листа. А так же концепция рекламной продукции разрабатываемого объекта требует соблюдать экологическую безопасность. Поэтому данный буклет требуется изготавливать из био- разлагаемого материала и использовать нетоксичную краски при его печати. Наружная сторона рекламного буклета выражает чёрное статичное пространство, на котором изображено динамическое

движение былого дыма и логотип компании (разработанный специально для данной учебной работы) на обороте и необходимой рекламной информацией спереди буклета в закрытом состоянии.

Внутренняя часть является противоположной внешней. Фон белый и статичный, движение формы выполнено наличием черной формы дыма. Шрифт рекламного текста-черный. Внутри буклета находятся фотографии разработанного объекта, необходимая информация о нем и информация о компании заказчика данный наручных часов.

Так же в блок рекламной продукции входит разработка концепта рекламного ролика, его раскадровка. За основу данной раскадровки был взят рекламный ролик «Nikon D800 Joy Ride». В этом видео поднимается множество вопросов, но первостепенные - это вопрос времени и жизни. Главный герой ролика перемещаясь из дома на работу вспоминает всю свою жизнь и молча рассказывает свою историю. Шоссе - знак дороги жизни. Персонаж движется весь ролик в одном направлении - только вперёд, как и само время может замедлять свой ход в некоторых ситуациях, но оно линейно и движется всегда в одном направлении. В данном видео в большей степени присутствует темная цветовая гамма, так как на момент действия приходится ночь. Для отрисовки раскадровок видео используется ахроматическая гамма. Работа произведена покадрово. (Приложение 5.)

2.4.1. Разработка фирменного стиля объекта дизайна «Наручные часы»

В рамках разработки объекта дизайна «Наручные часы» была проведена работа по разработке фирменного стиля и логотипа

вымышленной компании, производящей данный объект.

Данная вымышленная компания получила название « Xronos Watch».

Далее стоит обосновать название данной компании, занимающейся производством наручных часов. Хронос (с др.греч. Χρόνος «время») - одно из первостепенных божеств древнегреческой мифологии и космогонии. Он не повелевает временем, он сам время. Это божество представлялось древним людям так же и в образе дракона-змея. Для греков Хронос был олицетворением времени за долго до того, как были изобретены первые часы. Поэтому имя такого бога как нельзя лучше подходит для названия компании, производящей наручные часы. Отталкиваясь от выбранного названия началась работа по проектированию логотипа фирмы. Логотип должен служить ее отличительным знаком и присутствовать на всей рекламной продукции данного бренда. Для разработки логотипа была выбрана буквенная система дизайнерского проектирования. В нее входят первые буквы слов названия компании X и W. С помощью размещения их на расчетной сетке, буквы были соединены и сбалансированы в один знак. Для визуализации знака были использованы ахроматические цвета.

У данного логотипа есть определенная особенность. Поскольку Хронос был богом, он породил воду, воздух, огонь и пневму. Пневма (с др.греч.) - это название медицины и философии. А в раннехристианской философии - Святой дух из Святой троицы (отец, сын и святой дух). В Святую троицу входят три элемента, на логотипе компании есть три элемента-линии параллельных друг другу, эти линии присутствуют в обеих буквах, объединяя их. Если первая линия - отец, вторая - сын, то третья - Святой дух или пневма, порожденная Хроносом. Следовательно, этот элемент нужно выделить. Для этого был введен дополнительный элемент, разделяющий линию пополам, как двоякое значение самой пневмы: древнегреческое и древнехристианское.

Так же буква X воспринимается как упращенное обозначение силуэта песочных часов.

Данную систему можно подтвердить через авторскую систему треугольников И.В. Тархова. Треугольников должно быть три. Каждая вершина треугольника имеет значение: слово, образ, действие. Если пирамиды вращаются, а смысл не меняется, значит система работает. Если подставить на их места слова, связанные с расчетами, тогда получится следующая система:

  1. Слово: часы - Хронос - пневма
  2. Образ: время - божество - Святая троица
  3. Действие: идти - рождать - просвещать

Данная система читается как горизонтально, так и вертикально.

Пирамиды вращаются, значит система работает.

Так же для данного проекта были разработаны несколько вариаций алфавита с помощью системы матриц. К алфавиту относятся так же цифры от 0 до 9, альтернативная визуализация отметок шкалы времени на циферблате часов, различные трактовки формы логотипа, который прогнали через матричную систему. (Приложение 6.)

4. 2. 4. Экономическая составляющая проектирования

Таблица 8.

Экономическая составляющая проекта

Единицы измерения

Количество

Стоимость (руб)

Нержавеющая сталь

гр

184

276

Минеральное стекло

линза

1

260

Натуральная кожа

Кв. см

74.8

18.7

Нубук

Кв. см

34.7

1.2

Механизм (OMEGA)

шт

1

1900

Итого:

2 455.9

Расчеты были произведены на единице продукта в рамках карты материалов, без учета затрат на производство и прочие издержки содержания компании.

Так же представлена сертификация материалов в разделе ПРИЛОЖЕНИЯ. (Приложение 10.)

Вывод по главе: в данной главе была произведена работа по проектированию заданного объекта дизайна. Выши были представлены все разработки данного проекта. Во второй главе были соблюдены все этапы дизайн-проектирования и разбиты в систему, каждый отдельный модуль был подробно прописан и все выводы и разработки обоснованы и представлены. В систему дизайн проектирования входят такие модули, как: эскизное предложение, поиск форм объекта дизайна «Наручные часы», техническое предложение, расчет параметров эргономики объекта «Наручные часы», технический проект, разработка технологических чертежей объекта дизайна, эскизный проект и концепт рекламной продукции, разработка фирменного стиля объекта дизайна «Наручные часы», экономическая составляющая проектирования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе данной курсовой работы было проведено масштабное исследование проблем дизайна часов, анатомии человека, исторического развития данного объекта дизайна, а так же произведена в полном объеме в соответствии с ГОСТ проектная деятельность в роли дизайнера, в ходе которой были соблюдены и выполнены все стадии дизайн проектирования.

В исследовательской части курсовой работы была проведена масштабная работа по сбору информации, основанная на исторических сведениях о разрабатываемом объекте, строении проектируемого объекта, пластической анатомии. Был проведен анализ карты материалов и пластической анатомии руки человека.

В проектной части был разработан объект дизайна «Наручные часы». Получившаяся в итоге разработка часов нацелена на широкую аудиторию и имеет женскую и мужскую версию как разрабатываемого объекта дизайна «Наручные часы», так и упаковки. Разработанные часы прошли этапы эскизирования и прототипирования. А так же сопровождаются полным объемом концепции рекламной продукции, заявленной в задании руководителя данного проекта: фирменным стилем, логотипом компании, рекламным буклетом и упаковкой.

Рекламная продукция и прототип выполнены в одном минималистичном стиле.

Данный стиль как нельзя лучше рассчитан на массового потребителя, так как прост и универсален, следовательно подойдет под разные вкусовые предпочтения. При всех визуальных модификациях продукт не потерял функциональных свойств. Данный дизайнерский объект остается функциональным наручным аксессуаром.

В ходе проделанной работы были достигнуты все поставленные цели с соблюдением основных требований дизайна в целом. Как дизайнер я повысила свою компетентность в вопросе проектирования объекта промышленности, повысила эффективность эскизной проработки, а так же улучшила исследовательские навыки.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Основная литература:

  1. Красносельский, С.А. Основы проектирования: учебное пособие. - М.: Директ-Медиа, 2014. – 232. - режим доступа http:// biblioclub.ru

Дополнительная литература:

  1. Дизайн. Иллюстрированный словарь-справочник / Г. Б. Минервин, В. Т Шимко, А. В. Ефимов и другие: под общей редакцией Г. Б. Минервина и В. Т. Шимко. – М.: Архитектура-С, 2004. – 288 с. (читальный зал МФПУ «Университет» на Семёновской)
  2. Клещев, О. И. Типографика: учебное пособие. Архитектон, 2016. – 172 с.– То же [Электронный ресурс]. – URL:http://biblioclub.ru
  3. Овчинникова, Р. Ю. Дизайн в рекламе : основы графического проектирования: учебное пособие Издательство: Юнити-Дана, 2015.
  4. Шевелина, Н. Ю. Графическая и цветовая композиция. Пропедевтика: практикум. / Н. Ю. Шевелина. – Екатеринбург: Архитектон, 2015 – 45с.

Интернет-ресурсы:

  1. Кухта М.С. Промышленный дизайн. ˗ [Электронный ресурс]˗ URL: http://portal.tpu.ru/SHARED/k/KUHTA/len/Tab1/Tab/pd.pdf (дата обращения 21.06.18)
  2. Статья. Объекты промышленного дизайна, специфика их проектирования. – [Электронный ресурс]- URL https://studfiles.net/preview/6210603/page:16/ (дата обращения 20.06.18)
  3. Статьи о часах. – [Электронный ресурс]- URL http://modnye-chasy.su/stati-o-chasax/ (дата обращения 22.06.18)
  4. Статья. История создания часов. – [Электронный ресурс]- URL http://fb.ru/article/166337/istoriya-chasov-istoriya-izobreteniya-chasov (дата обращения 16.06.18)
  5. Статья. Наручные часы. – [Электронный ресурс]- URL https://vash.market/podarki-i-suveniry/podschet-vremeni/vybrat-po-parametram-naruchnye-chasy.html (дата обращения 17.06.18)

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1.

Пластическая анатомия: костная и мышечная системы.

Приложение 2.

Эскизная разработка, поиск подходящей концепции.

Приложение 3.

Технический чертеж наручных часов и развертка упаковки.

Приложение 4.

Эскизное предложение мужской и женской модели часов.

Приложение 5.

Женская и мужская версия упаковки продукта. Рекламный буклет.

Приложение 6.

Раскадровка рекламного ролика.

Приложение 7.

Разработка фирменного стиля: логотип компании, алфавит.

Приложение 8.

Изготовленный из моделирующего пластилина прототип.

Приложение 9.

Справка антиплагиат.

Приложение 10.

Сертификация материалов:нержавеющая сталь, минеральное стекло, натуральная кожа.

Приложение 11.

Список используемых терминов:

Афиша (франц. affiche — объявление, от afficher — выставлять напоказ)

— печатное листовое издание, оповещающее о спектакле, концерте, лекции или ином культурном мероприятии, общественном зрелище, спортивном состязании и т. п.

Бренд (англ. brand — фабричное клеймо) — образ товара или услуги в сознании потребителя, выделяющий его в ряду конкурирующих продуктов. Бренд формируется из нейминга и визуального образа, формируемого графическими элементами и рекламными инструментами в восприятии потребителя.

Буклет (от англ. booklet — буклет) — листовое издание в виде одного листа печатного материала, сфальцованного любым способом в два или более сгибов.

Веб-сайт (от англ. website: web — паутина, сеть и site место, сегмент, часть в сети) — совокупность электронных документов (файлов) в компьютерной сети, собранная в единую многоуровневую структуру и решённая в едином графическом стиле.

Визуальная коммуникация — передача информации посредством визуального языка (изображений, знаков, образов, типографики, инфографики) с одной стороны и визуального восприятия (органов зрения, психологии восприятия) с другой.

ВКР — выпускная квалификационная работа.

Иллюстрация (от лат. Illustratio — наглядное изображение) — изображение, поясняющее текст, созданное вручную или на компьютере.

Интернет-портал (portal от лат. porta — ворота) — веб-сайт с большим объёмом информации, предоставляющий различные интерактивные сервисы, работающие в рамках пространства одного веб-сайта (почта, поиск, погода, новости, форумы, обсуждения, голосования и т.п.).

Интерфейс — это совокупность графических средств и методов, при помощи которых пользователь взаимодействует с веб-сайтом, компьютерной программой, игрой и т.п.

Коммуникационно-графический комплекс — графическая система скоординированных друг с другом элементов визуальной коммуникации: деловая документация, структура навигации, знаки визуальной коммуникации, информационные издания.

Корпоративный стиль, айдентика (англ. corporate style) — набор графических форм и принципов построения элементов визуальной идентификации и коммуникации, объединённых одной идеей, основная задача которых — выделить компанию среди себе подобных и создать узнаваемый образ в глазах потребителей.

Макет (франц. maquette) — пробный экземпляр книги, журнала, упаковки и т.д., параметры которых (формат, объём, бумага, цветность, отделка) соответствуют экземплярам тиража.

Многостраничное печатное издание — это скреплённые при помощи скрепки, пружины, клея или нитки запечатанные страницы, объединённые одной темой изложения и назначением. По способу скрепления многостраничные печатные издания разделяют на брошюры, изделия на пружине, изделия с клеевым бесшовным скреплением. По функциональному назначению выделяют книги, каталоги, журналы, годовые отчёты, рекламные брошюры и прочие издания.

Нейминг (англ. naming) — словесная часть марки или словесный товарный знак.

Объект дипломного проектирования — организация, событие или продукт, для которого осуществляется проектирование. Объект дипломного проектирования должен обязательно указываться в теме ВКР и служить источником информации для формулирования предмета дипломного проектирования.

Периодическое издание (обычно печатное) во множественном числе периодика — по определению газета, журнал, альманах, бюллетень, ежегодник

или иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее с заявленной периодичностью не реже одного раза в год.

Предмет дипломного проектирования — элементы, входящие в состав проекта, которые подлежат непосредственному проектированию в данной работе. Собственно из предмета дипломного проектирования вытекают его цель и задачи. Предмет определяет тему дипломного проекта. Если объект — это область деятельности, то предмет — это создаваемый продукт в процессе работы над ВКР.

Продолжающееся издание — сериальное издание, выходящее через неопределённые промежутки времени не повторяющимися по содержанию, как правило, однотипно оформленными нумерованными и (или) датированными выпусками с общим заглавием.

Позиционирование — это знание функций товара и тех, кому он предназначен.

Плакат — печатная продукция большого формата, содержащая рекламную или агитационное обращение.

POS-материалы (англ. point of sales — точка продажи) — это материалы, способствующие продвижению бренда на местах продаж (шелфтокеры, воблеры, ценники, стопперы, промостойки, диспенсеры, флажки, наклейки, постеры). POS-материалы служат для дополнительного привлечения внимания и являются инструментом BTL-рекламы.

Рекламная кампания — комплекс мероприятий по рекламе товаров или услуг, проводимый по разработанной программе в определённый промежуток времени. При разработке рекламной кампании проводится изучение рынка, конкурентов, потребителей, разрабатывается рекламная концепция (рекламное обращение), определяются рекламные средства и объём финансовых затрат.

Рекламно-графический комплекс — стилевая система образов, целостная структура графических элементов, визуальное единство методов графического оформления различных коммуникативных материалов, деловой документации и других средств информации с целью создания единого образа объекта дипломного проектирования.

Рекламное обращение — креативная графическая идея рекламной кампании, которая должна привлечь внимание потенциального потребителя.

Серия — совокупность изделий, объединённых общей темой, целью, выходящих под общим заглавием и в однотипном оформлении.

Система навигации — комплекс специальных элементов (пиктограммы, указатели, информационные стенды), помогающих ориентированию в пространстве (географическом, интерактивном).

Сценарий — литературно-драматическое произведение, написанное как основа для создания видео-ролика и мультимедийной презентации.

Разрабатывается с учётом тайминга.

Тайминг (англ. timing) — временное соотношение, длительность события, произведения.

Термин (от лат. terminus — предел, граница) — слово, являющееся названием строго определённого понятия.

Товарный знак (также товарная марка, англ. trademark) — обозначение (словесное, изобразительное, комбинированное или иное), служащее для индивидуализации фирм.

Уникальное торговое предложение (УТП) — заявленное преимущество, которое является уникальным по отношению к товару и важным и значащим для потребителя.

Упаковка — это средство, защищающее продукт от воздействия окружающей среды, осуществляющее связь производителя и потребителя, обеспечивающее сохранность, транспортировку, складирование, распределение и реализацию товара.

Фирменный стиль — набор словесных и визуальных констант, обеспечивающих единство восприятия графического оформления фирмы.

Целевая аудитория — группа лиц, на которую направлено обращение визуальной коммуникации. Основная и наиболее важная для дизайнера категория получателей визуальной коммуникации.

Шрифтовая гарнитура (англ. typeface) — набор из одного или нескольких шрифтов в одном или нескольких размерах и начертаниях, имеющих

стилистическое единство рисунка и состоящих из определённого набора типографских знаков.

Этикетка (франц. etiquette) — графический/текстовый знак, нанесённый в виде наклейки, бирки или талона на товар, экспонат, с указанием торговой марки производителя, названия, даты производства, срока годности.

Юзабилити (англ. usability — дословно «возможность использования»,

«способность быть использованным») — степень эффективности, продуктивности и удовлетворённости, с которыми продукт может быть использован определёнными пользователями в определённом контексте использования для достижения определённых целей.