Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Психосемантика рекламы (История происхождения рекламы, её цели)

Содержание:

Введение

Жизнь современного общества невозможно представить без рекламы. Реклама-динамичная, быстро трансформирующаяся сфера человеческой деятельности. На протяжении многих веков, будучи постоянным спутником человека, она меняется вместе с ним. Природа рекламы, ее содержание и форма претерпевают кардинальные метаморфозы вместе с развитием производительных сил общества, сменой социально-экономических формаций. Роль рекламы в современном обществе не ограничивается ни коммерческими коммуникациями, ни даже всей рыночной деятельностью. Значение рекламы возрастает практически во всех сферах общественной жизни. Нельзя не отметить его значительную идеологическую, воспитательную, психологическую и эстетическую роль .

Мы кратко опишем различные аспекты смысла рекламы.

Экономическая роль рекламы реализуется в том, что она обеспечивает установление связей между хозяйствующими субъектами, между производителями и потребителями товаров. Таким образом, реклама способствует росту деловой активности, увеличению инвестиций и количества рабочих мест. Следствием этого является общее развитие общественного производства.

Но не все эксперты признают позитивную роль рекламы. Со стороны некоторых социологов и экономистов наиболее частым обвинением рекламы является то, что она требует больших средств производственно-коммерческой сферы для продвижения товаров. В результате это существенно способствует росту цен на товары. Критики даже называют это явление "налогом на рекламу", который косвенно платит каждая семья.

Известный французский специалист в области рекламы Жак Сегела заметил следующее: "Реклама давно уже не просто слово в торговле. Это слово в политике, слово в общественных отношениях, слово в морали."

Трудно переоценить общественную роль рекламы. Реклама ежедневно и массово воздействует на абсолютное большинство населения.

Ученые неоднократно отмечали важную роль рекламы в развитии самого общества. В современном обществе рекламные инструменты все чаще используются для решения острых социальных проблем.

В этой связи широко используется социальная реклама.

Она выходит за рамки экономических целей и направлена на достижение более гармоничных отношений в обществе:

1. Пропаганда здорового образа жизни;

2. Поддержка уязвимых слоев населения;

3. Борьба с бедностью, преступностью и загрязнением окружающей среды;

4. Популяризация многочисленных общественных организаций и фондов и многие другие не менее важные цели.

Ее идеологическая роль также тесно связана с политикой, что неудивительно, ведь в современном обществе реклама становится одним из важнейших факторов формирования мировоззрения человека.

В то же время нельзя не отметить значительную воспитательную роль рекламы.

Известный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери выразился образно по этой проблеме: "Рядом с нормальной педагогикой существует непрерывное педагогическое воздействие необычной силы, которая называется рекламой." Заметим, что это было сказано еще до Второй мировой войны, когда использование радио в рекламных целях только начиналось и телевизионных версий его еще не было.

В связи с этим вполне оправданно выделить психологическую роль рекламы.

Оценка ценности рекламы была бы неполной, если бы мы упустили ее важную эстетическую роль. Лучшими образцами рекламных обращений с момента их первого появления и до наших дней по праву можно считать произведения прикладного искусства. Примерами могут служить рекламные вывески, плакаты и рекламные щиты, написанные выдающимися художниками, внесшими большой вклад в развитие мирового искусства живописи.

Профессионально выполненные носители наружной рекламы (рекламные щиты, вывески, баннеры и т. д.) уже давно стали органичной частью эстетической среды современных городов, привнося разнообразие, цвет и выразительность в городские ландшафты.

Таким образом, общий вывод состоит в том, что роль рекламы в современном обществе достаточно высока. Исходя из этого, с одной стороны, очевидно, что существует необходимость создания механизмов общественного и государственного контроля за рекламной деятельностью. С другой стороны, те же процессы требуют от рекламодателей осознания степени своей социальной ответственности. Саморегулирование рекламного бизнеса становится необходимым фактором гармонии рекламы и общества. В связи с этим возрастает важность приобретения знаний о роли рекламы в современном обществе и принципах формирования поведенческих установок в этой сфере профессиональной деятельности.

Актуальность темы. Чтобы выполнять серьезные рыночные задачи, реклама должна опираться на серьезные рыночные дисциплины, концепции и категории, одной из которых является маркетинг. В противном случае ваше объявление будет выполнять только дизайн, конкурс или другие задачи, которые не имеют ничего общего с его основной целью.

Из этого следует, что вы не можете быть хорошим рекламодателем, не будучи хорошим маркетологом. Кроме того, вы не можете быть хорошим рекламодателем, не имея хотя бы некоторого понимания маркетинга, теории продаж и самой рекламы. Вряд ли сегодня нужно кому-то объяснять, что умелая реклама-это самое мощное средство увеличения объема продаж продукции компании. Сегодня актуальность рекламы не вызывает сомнений, так как она играет ключевую роль в развитии рыночной экономики и является важным ее элементом. Если производитель лишен такой эффективной связи с потребителем, как реклама, то он перестанет вкладывать средства в улучшение старых и создание новых продуктов.

Глава 1. Психосемантика рекламы в современном мире.

1.1 История происхождения рекламы, её цели.

Слово реклама происходит от французского слова “reclame”. Сама реклама, говоря простым языком, служит для информирования различными способами о новых товарах или услугах и их потребительских свойствах, а также направлена на потенциального потребителя, оплачивается спонсором и служит продвижению его товаров и идей. Каждый из нас, даже не замечая этого, находится под влиянием рекламы. Мы покупаем то, что нам говорят или "советуют" купить. В нашей жизни реклама имеет огромное значение. Она во многом определяет наш образ и образ жизни, неизбежно влияет на наши взгляды, наше отношение к себе и окружающему миру.

Рекламируйте различные функции. Они не ограничиваются продажами, торговлей, материальным производством и услугами. Реклама оказывает разнообразное воздействие на общество, способствуя его совершенствованию и развитию. Реклама-это не только инструмент манипулирования общественным сознанием, но и формирования потребностей, стимулов и желаний. Реклама, являясь инструментом конкуренции, обостряет ее, служит стимулом к повышению качества продукции и снижению цен.

Рекламная среда различных форм продвижения товара является лучшим средством доступа к массовой аудитории – самым быстрым и дешевым на одного потребителя. Кроме того, реклама-это форма продвижения, над которой организация сохраняет наибольший контроль.

Есть основания утверждать, что реклама является лучшей гарантией качества товара (услуги). Ложная, сомнительная реклама обрекает продукт на смерть. Ни один успешный предприниматель не станет рисковать своими деньгами, рекламируя продукт низкого качества. Конечно, есть "временные работники", "бизнесмены-однодневки", которые предпринимают попытки использовать рекламу в своих целях, но покупателя можно обмануть только один раз.

В. В. Маяковский в статье "Агитация и реклама" писал: "ни одно дело, даже самое надежное, не движется без рекламы… Обычно они думают, что рекламировать надо только мусор – хорошая вещь и так пойдет. Это самое неправильное мнение. Реклама - это название вещи ... реклама должна бесконечно напоминать вам о каждой, даже замечательной, вещи.... Подумайте о рекламе!".

Современный мир насыщен рекламой, рекламные средства многочисленны, разнообразны и многогранны, но реклама-это не продукт нашего времени. Слово "реклама" имеет латинское происхождение (reclamare – кричать). Уже в Древнем Египте, Греции и Риме мелкие коробейники-купцы громко восхваляли достоинства товаров, создавая прообраз устной рекламы. [2]

Рекламная практика упоминается уже в самых первых документах письменной истории. Во время раскопок в средиземноморских странах археологи обнаружили знаки, возвещающие о различных событиях и предложениях. Римляне расписывали стены объявлениями о гладиаторских боях, а финикийцы расписывали скалы вдоль маршрутов различных процессий, всячески восхваляя на этих картинах свои товары. Все это - предтечи современной наружной рекламы. Одна из фресок в Помпеях восхваляла политика и призывала людей отдать за него свои голоса.

Другая ранняя форма рекламы была представлена городским глашатаем. В" Золотой век " Древней Греции глашатаи ходили по улицам Афин, провозглашая продажу рабов, скота и других товаров.

Другой ранней формой рекламы был бренд, который ремесленники ставили на свои изделия, такие как керамика. По мере распространения слухов о репутации ремесленника, покупатели стали искать товар с его брендом. В настоящее время для этой цели используются товарные знаки и фирменные наименования.

Поворотным моментом в истории рекламы стал 1450 год, год изобретения Гуттенбергом печатного станка. Рекламодателю больше не нужно было вручную создавать дополнительные копии своих объявлений. Первые печатные объявления появились в 1472 году в Лондоне, а в 1611 году там открылась первая рекламная контора, связавшая рекламодателей с типографиями. В 1631 году в Париже было создано справочное бюро, которое печатало в "Газетт де Франс" объявления об оптовой и розничной торговле продовольствием и скотом. В 1622 году. Реклама получила мощный стимул в виде первой газеты на английском языке, которая получила название the Weekly News.

Наибольшего расцвета реклама достигла в Соединенных Штатах. Отцом американской рекламы называют Бенджамина Франклина, его "Вестник", появившийся в 1729 году, добился наибольшего тиража и наибольшего объема рекламных публикаций среди всех газет колониальной Америки. Изобретение фотографии в 1839 году значительно улучшило и оживило рекламные объявления, добавив им достоверности и достоверности.

Развитие рекламы в России прошло те же основные этапы, что и в Европе и Северной Америке: от зазывал и коробейников до рекламных материалов 1703 года в первой российской газете "Ведомости". Особое значение для развития рекламы в этот период имели ежегодные ярмарки, сопровождавшиеся изданием большого количества рекламных плакатов, афиш и коммерческих справочных листовок. К началу 20 века появились специальные рекламные издания "Торговля", "Торговля и жизнь", "Комиссионер", "Рекламодатель".

Установление советской власти привело к монополизации рекламного бизнеса государством. В 1918-1925 годах были созданы государственные рекламные конторы и агентства "Двигатель", "Рекламтранс", "Связь", "Промреклама", "Мосторгреклама".

Переход к рыночной экономике существенно изменил ситуацию в сфере отечественной рекламы. После краха централизованной системы планирования именно реклама стала одним из главных связующих звеньев между производителями и потребителями. Сейчас российский рекламный рынок оценивается примерно в 1,5 миллиарда долларов, а в рекламном бизнесе занято более 200 тысяч человек.

Рассмотрев такой вопрос, как происхождение рекламы, необходимо выделить ее цели.

Итак, для чего нужна реклама? Может быть, рекламодатели тратят на это свои не очень большие деньги? На самом деле реклама, конечно, необходима. И вот почему.

Реклама, прежде всего, стимулирует спрос на предлагаемые товары. Механизм рекламы очень прост - потенциальный покупатель, услышав (увидев) о товаре, которого у него нет, сразу же захочет его купить, конечно, если есть деньги.

Также возможна реклама сразу с двумя целями: во-первых, создать спрос на товар со стороны его потенциальных потребителей, и, во-вторых, привлечь оптовых покупателей, которые бы продавали товар в розницу.

Основная цель рекламы - стимулировать продажи рекламируемого товара. Просто в некоторых случаях реклама может достичь этого не совсем прямолинейно — я ее увидел, прочитал, пошел и купил. Но как работает реклама?

Существует множество теорий о том, как работает реклама. Простейшая из них называется АИДА (Внимание, Интерес, Желание и Действие — Attention, Interest, Desire and Action). С вниманием все понятно — реклама, даже с идеальным контентом, бесполезна, если на нее никто не обращает внимания. Но привлекать внимание ради привлечения внимания очень опасно.

Реклама может вызвать интерес и даже быть прочитана, но рекламируемый товар может не вызвать желания его приобрести. И только когда реклама вызвала желание приобрести товар и читатель действительно его приобрел, то есть совершил действие, можно считать, что реклама сработала.

Итак, самое главное-это действие. И не нужно предполагать, что читатель побежит покупать завтра. Желание, вызванное рекламой, может быть реализовано за несколько дней, недель или месяцев. [3]

В рамках общей цели есть несколько частных:

1. привлечь внимание потенциального покупателя

2. формирование у потребителей знаний о компании и продукте

3. создайте благоприятный имидж (имидж) производителя или продавца.

4. сформируйте потребности в данном продукте или услуге

5. сформировать позитивное отношение к компании

6. стимулировать продажи

7. напомните потребителю о компании и ее продукте или услуге

Некоторые цели связаны со спросом, а некоторые-с имиджем. Цели рекламной деятельности должны быть четко определены, выражены количественно и определены сроками, что позволит контролировать эффективность рекламной деятельности. [7]

На этапе внедрения главное-проинформировать клиентов о новом продукте. На стадии роста – развитие спроса, на стадии зрелости-напоминание о компании, продуктах, скидках, распродажах. На стадии упадка реклама в основном нецелесообразна, исключая необходимость информировать о продажах товаров.

Итак, реклама имеет только один показатель успеха — продаваемость! И поэтому хорошая реклама-это не та, которая вам нравится или которая выигрывает конкурсы, а та, которая завоевывает рынок, то есть та, которая продает максимально эффективно и с минимальными затратами. Это реклама, которая приносит вам деньги. Слово "продавать" в рекламе употребляется в самом широком смысле. Обычно реклама продает товары и услуги. Но он также может "продавать" социальные идеи (борьба с наркотиками, курением, движение за чистоту улиц и т. д.); он также может "продавать" кандидата на выборах.

В реальной рекламе должно быть два символа.

Первый герой рекламы - это продукт/услуга / кандидат на выборы и т. д., то есть то, что вы рекламируете.

И второй, главный, герой рекламы-покупатель.

1.2. Функции рекламы, ее классификация, типы

Функции рекламы определяются ее целями и задачами:

- Экономический. Умелая реклама стимулирует продажу товара и способствует росту прибыли

- Информация. Информирование клиентов о продуктах и услугах

-Общительный. Реклама информирует и создает имидж производителей

- Контролирую. Контролирует процессы формирования предпочтений групп потребителей к продукции различного ассортимента.

- Функция управления спросом. Объем рекламной информации и графики ее доставки могут изменить спрос.

Реклама-это один из способов продвижения товара на рынок. Он существует для того, чтобы привлечь к продукту или услуге столько потребителей, сколько необходимо для того, чтобы этот продукт или услугу было выгодно производить. Реклама имеет смысл, когда ее стоимость с лихвой окупается увеличением продаж.

Обычно принято выделять четыре основные функции рекламы:

1. Экономическая функция. Сущность экономической функции рекламы как важного маркетингового инструмента заключается, прежде всего, в стимулировании сбыта и увеличении объема прибыли от реализации определенной продукции за определенную единицу времени.

2. Социальная функция. Рекламная информация оказывает огромное влияние на формирование массового общественного сознания и сознания каждого человека, который ее слушает.

3. Маркетинговая функция. Реклама всецело подчинена задачам маркетинга, который преследует в качестве конечной цели полное удовлетворение потребностей потребителя в товарах и услугах.

4. Коммуникационная функция. Реклама также является одной из специфических форм коммуникации. Он призван выполнять информационно-коммуникационную функцию, связывая между собой рекламодателей и потребительскую аудиторию через информационные каналы.

Далее рассмотрим классификацию рекламы.

Поскольку реклама-это сложный продукт, рассчитанный на самые разнообразные группы потребителей и служащий для реализации широкого спектра функций, классифицировать ее не очень просто. Нам удалось разделить рекламу на восемь основных категорий.

1. По составу целевой аудитории – сильно, средне и слабо сегментированная. При этом следует уточнить, что сегментация-это разделение потребительской аудитории на сегменты на основе характерных социальных, профессиональных и других характеристик.

2. По целевому воздействию – коммерческое (товарно-сервисное) и некоммерческое (политическое и социальное). Коммерческая реклама используется для создания, поддержания и увеличения спроса на определенные товары, создания наилучших условий для их продажи потребителям. Некоммерческая реклама может распространяться для привлечения внимания и создания положительного имиджа предпринимателя, предприятия, группы предприятий и даже целой отрасли.

3. По широте распространения – глобальный, национальный, региональный, местный. Глобальная реклама - это бурное развитие процесса глобализации экономики в целом. Интерактивное видео, транс-мировое радио и спутниковое телевидение, всеохватывающий Интернет и другие новейшие средства связи. Остальные три вида рекламы предназначены для "рекламной обработки" населения в границах конкретного государства, региона, штата, города, села и, наконец, микрорайона или квартала.

4. По способу передачи-печатный, электронный, внешний.

5. По способу исполнения – текстовый, визуальный, текстово-визуальный. Текстовая реклама делится на простую и сложную, а визуальная-на статистическую и динамическую. Простое текстовое объявление-это обычное объявление. Комплексная текстовая реклама включает в себя набор обязательных компонентов – заголовок, подзаголовок, основной текстовый модуль, слоган и др.

6. По способу воздействия – прямое и косвенное. Прямая реклама-это реклама, которая ставит нас перед фактом: вот товар, пожалуйста, купите его. Цена такая-то, телефон такой-то… Косвенная реклама - это явление иного рода. Это работает почти на подсознательном уровне. И мы, сами того не замечая, поддаемся, впитывая рекламную информацию постепенно.

7. По способу лечения – безличный и персонифицированный. В последнем случае его персонифицируют известные личности, либо специалисты в рекламируемом предмете, либо сами потребители – то есть как раз те, кому адресована реклама.

8. По способу оплаты-платный и бесплатный. Бесплатная реклама встречается редко. В большинстве случаев это публичная или социальная реклама, которая не преследует коммерческих целей.

Множественность задач рекламы порождает также значительное разнообразие ее видов, средств распространения, вариантов ее создания и других элементов, составляющих рекламу как систему. Соответственно, есть основания для условной классификации рекламы:

по объекту-реклама для потребителей товаров народного потребления, реклама для профессионалов, смешанная реклама;

по заказчику-реклама производственных компаний, реклама оптовых компаний, реклама розничной торговли;

по тематике – реклама самого товара, реклама определенного бренда (товарной этикетки), реклама производителя, реклама торгового предприятия;

по временным параметрам – параметры жизненного цикла) - подготовительная реклама, реклама нового продукта, реклама "зрелого" продукта;

по широте охвата товара – первичная реклама и выборочная реклама (первая рекламирует, например, чай вообще, а вторая – определенную его разновидность);

по основным средствам распространения-печатная, кино -, теле -, радио -, видеореклама, транспортная реклама, реклама в торговой точке, прочая реклама;

по источнику финансирования затрат – реклама, оплачиваемая производителем товара; реклама, оплачиваемая продавцом товара; реклама, оплачиваемая совместно производителем и продавцом.

В рекламе существуют десятки, если не сотни способов передачи сообщения-от рекламы и плакатов до брелков, этикеток и скотча. Поэтому попытки строго классифицировать их обычно наталкиваются на серьезные трудности, так как один и тот же метод может принадлежать разным каналам или средствам.

Поэтому здесь не рассматривается подробная классификация, а просто перечисляются некоторые наиболее распространенные способы передачи рекламного сообщения:

1. Прямая реклама: (по почте), лично доставленные рекламные материалы, информационные письма, листовки и т. д.)

2. Реклама в прессе: (в газетах, в журналах общего назначения, в специальных (отраслевых) журналах, в корпоративных информационных бюллетенях, телефонных книгах и т. д.)

3. Печатная реклама: (каталоги, буклеты, плакаты, листовки, открытки, календари и другие виды печатной продукции)

4. Экранная реклама: (кино, телевидение, слайд-проекция, мультиэкран)

5. Наружная реклама: (крупногабаритные плакаты (склеенные из небольших листов или нарисованные художником на большом планшете); мультивизионные (три-четыре изображения на трех-или четырехгранных призмах, синхронно вращаемых электродвигателем); электрифицированные (или газоосвещенные) панели со стационарными или бегущими надписями; отдельно стоящие витрины с товарами)

6. Реклама на транспорте: (надписи на наружных поверхностях транспортных средств, печатные объявления, размещаемые в автосалонах, витринах с товарами, на железнодорожных вокзалах, в аэропортах и других помещениях)

7. Реклама в торговой точке: (витрины магазинов (наружные и внутренние), вывески, вывески, таблички в торговом зале, упаковка (коробки, футляры, бумага, клейкая лента и др. с указанием наименований и товарных знаков рекламодателя))

8. Сувениры и другие малые формы рекламы: (авторучки, папки, линейки и т. д.)

Также принято различать восемь видов рекламы:

1. Реклама бренда является преобладающим видом визуальной и визуально-текстовой рекламы. Такая реклама в первую очередь направлена на достижение более высокой степени потребительского признания конкретных брендов.

2. Коммерческая и розничная реклама – реклама данного вида ориентирована на конкретный объект производства или реализации продукции. Основная задача-стимулировать приток потенциальных покупателей, информируя их о месте и основных условиях предоставления тех или иных товаров или услуг.

3. Политическая реклама-один из наиболее заметных и влиятельных видов рекламы. Формируется позитивный имидж политика.

4. Адресно-справочная реклама – вид коммерческой и розничной рекламы. Задача такой рекламы-обеспечить максимальное количество коммерческой информации сразу нескольким, иногда перекрывающимся, группам потребителей.

5. Обратная связь реклама-это еще один вид коммерческой и розничной рекламы, это вид, который предполагает обмен информацией с потенциальным потребителем. Наиболее распространена прямая почтовая рассылка конкретным получателям (например, в виде каталогов).

6. Корпоративная реклама – такая реклама практически никогда не содержит рекламной информации (в общепринятом смысле этого слова) и служит для подготовки и последующего склонения части общественного мнения (определенного сегмента покупателей) к точке зрения рекламодателя.

7. Деловая реклама – профессионально ориентированная реклама, предназначенная для распространения среди групп населения, сформированных их принадлежностью к определенной профессии. Такая реклама распространяется в основном через специализированные издания.

8. Публичная или социальная реклама, в отличие от деловой рекламы, ориентирована на аудиторию, объединенную в основном своим социальным статусом – например, одиноких матерей, бездетных супружеских пар, подростков и т. д.

1.3. Особенности современного рекламного процесса, доводы «за» и «против»

Рекламодатель-это юридическое или физическое лицо, которое является заказчиком рекламы от рекламного агентства и оплачивает ее.

Основными функциями рекламодателя являются:

* идентификация товаров, в том числе экспортных, нуждающихся в рекламе;;;

* разработка плана создания рекламной продукции и рекламной деятельности совместно с рекламным агентством;

* разработка бюджета на создание рекламы и проведение рекламных мероприятий совместно с рекламным агентством;

* заключение договора с Агентством на создание рекламных материалов, рекламных носителей, рекламных мероприятий и т.д.;

* техническое консультирование, нанесение макетов, брошюр и оригинальной рекламы;

* оплата счетов подрядчика и т. д.

Рекламное агентство, помимо вышеуказанных работ, выполняемых совместно с рекламодателями, взаимодействует с производственными базами данных, с другими рекламно-издательскими организациями, осуществляет связь с рекламно-распространяющими средствами массовой информации, размещает в них заказы на публикацию рекламы, контролирует прохождение и качество заказов, выставляет рекламодателю счета-фактуры и оплачивает счета рекламно-распространяющих средств массовой информации. Рекламное агентство полного цикла, как правило, имеет широкий круг высококвалифицированных нестандартных творческих работников и исполнителей и, при значительном объеме международной деятельности, имеет коммерческих агентов за рубежом.

Потребитель-это тот, на кого нацелено рекламное сообщение, чтобы побудить его совершить определенное действие, в котором заинтересован рекламодатель.

Потребитель становится активным участником рекламного процесса, часто его инициатором. По собственному желанию они запрашивают необходимую информацию у рекламного агентства, средств распространения рекламы или рекламодателя.

Существует два мнения об эффективности рекламы:

Некоторые критики считают, что главная цель рекламы-это, прежде всего, манипуляция вкусами людей, поскольку большая ее часть носит скорее психологический, чем информационный характер. Но приверженцы рекламы отмечают, что ее основная цель-предоставить потребителям информацию о товаре, так как она сообщает о ценах на товары, появлении новых товаров и расположении новых точек.

На время рекламного процесса в него также включаются другие участники: организации, регулирующие рекламную деятельность на государственном (государственные органы) и общественном (объединения и иные аналогичные организации) уровнях; производственные, творческие и научно-исследовательские организации, осуществляющие свою деятельность в сфере рекламы. Для того чтобы рекламный процесс был достаточно эффективным, ему должны предшествовать соответствующие маркетинговые исследования, стратегическое планирование и выработка тактических решений, продиктованных целями продаж рекламодателя и конкретной рыночной ситуацией. [6]

Глава 2. Виды рекламы в Интернете, в метро

2.1. Главные преимущества рекламы в Интернете

Мировая паутина за короткий срок сумела создать практически точную копию мира. Теперь, не выходя из-за рабочего стола, можно путешествовать, ходить в музей, смотреть телепрограммы, играть, посещать любые библиотеки, знакомиться с жителями любого государства, вести бизнес и многое другое. Такое многообразие требует экскурсовода, путеводителя или чего-нибудь в этом роде.

Эту функцию выполняет реклама. И, следует заметить выполняет не плохо.

Реклама в Интернете самый развивающийся двигатель торговли. Уже можно говорить о том, что тот, кто не использует сеть для бизнеса, теряет время и потенциальных клиентов. [9]

Главные преимущества рекламы в Интернете:

Во-первых, цена. Сетевая реклама не требует больших ресурсов. Стоимость создания и поддержки сайта (от 500 до 5000 $), проведение рекламной компании с помощью баннеров (от 100 до 1000$).

Во-вторых, аудитория в Российском Интернете, в большинстве своем, имеет интеллект и материальный достаток выше среднего. К тому же, как правило, аудитория популярных сайтов, страниц уже известна. Это позволяет экономить средства на исследование аудитории рекламоносителя.

В-третьих, баннеры – это очень мобильный и оперативный способ рекламы. В любой момент их показ можно приостановить либо перекинуть на другой сайт.

Баннер – это прямоугольник определенного размера (480 х 60 точек), который при нажатии на него «мышью» отправляет пользователя на страничку рекламодателя.

Традиционно WWW- реклама предполагает наличие у вас Web –сайта, на который клиент приходит по ссылке на рекламном баннере. Именно здесь посетители знакомятся с вашей фирмой, услугами, которые она оказывает, товарами, которые реализует.

При имиджевой рекламе меньше уделяется внимания факту посещения сайта. Упор делается на содержание баннера, обязательный атрибут которого в данном случае – логотип компании или продвигаемый товарный знак.

2.2. Реклама в метро

Это небольшой и специфический рынок рекламы, и по большому счету, он существует лишь в Москве, и, может быть, в Петербурге. Тем не менее, он довольно эффективен, так как пассажиры метро от нечего делать охотно читают рекламу, а метро ежедневно перевозит до 20 миллионов пассажиров.

Конъюнктура рынка рекламных услуг изменчива. Рейтинг тех или иных видов рекламы то растет, то падает, но позиции рекламы в метро остаются незыблемыми.

Если бы видам рекламы присваивалось звание «народная марка», метрореклама, несомненно, его бы удостоилась.

Особенности восприятия в условиях информационного вакуума. Когда в метро не было рекламы, половина населения Москвы наизусть знала «Правила пользования метрополитеном». День за днем пассажиры перечитывали пассажи об «…охотничьих ружьях, легковоспламеняющихся и взрывоопасных веществах», которые им запрещалось провозить.

В Москве четверть часа - минимальное время пребывания под землей, а жители окраин ежедневно проводят в метро от 45 минут до 1,5 часов. За это время пассажир, как правило, выучивает висящий перед ним стикер наизусть.

Информоемкость. Программы обучения, характеристики компьютеров и иной техники, подобное описание услуг потребитель рекламы согласен воспринимать только тогда, когда ему больше нечего делать. Например, на перегоне от «Бибирево» до «Чеховской». Поэтому стикеры могут нести большое количество информации, а не только адрес – телефон – лого. Конкуренцию метрорекламе по информационной насыщенности могут составить только специализированные печатные издания.

Единственный относительный недостаток метрорекламы – жесткая ориентация на небогатого покупателя. Рекламная компания алмазов от « Де Брис», проведенная в метро, скорее всего не даст большого эффекта.

Зато субъекты малого и среднего бизнеса могут ждать быстрой прибыли именно от метрорекламы. [9]

Например, для студентов и школьников – это основной вид транспорта. Поэтому была и будет перспективной реклама образования. На сегодняшний день рекламные изображения заняли практически все пространство подземки, которое разрешено для использования техническими службами. Рекламные места в вагонах предлагаются пакетами.

2.3. Наружная реклама

Наружная реклама, старейшая форма рекламы, и по сей день остается одной из наиболее распространенных в рекламе товаров и услуг. Для большинства российских крупных городов характерен почти весь европейский признанный набор средств наружной рекламы:

  • щиты всех размеров и форм;
  • электронные табло и газеты;
  • «бегущая строка»;
  • вывески, указатели;
  • наружная реклама на остановках муниципального наземного транспорта;
  • наружная реклама на транспорте.

Специальные исследования показывают, что объекты наружной рекламы перспективны не только как средства распространения рекламы, но и как элементы городской архитектуры.

Классификация наружной рекламы:

Вывески и информационные пространства.

Используются при открытии очередного магазина, офиса, отделения или чего-либо, требующего начальной «раскрутки» и облегчения поиска этого места для потенциального клиента.

Рекламные пространства, щитовая реклама.

На этих установках можно наблюдать практически все виды рекламируемых продуктов и услуг – от известнейших торговых марок до небольших фирм, впервые проводящих рекламную компанию.

Брандмауэры.

Концертные и театральные декорации

Реклама на транспорте

Два вида наружной рекламы считаются наиболее эффективными:

  • широкоформатные щиты вдоль автомобильных трасс;
  • реклама на транспорте (транзитная реклама) – внутри и снаружи салона автобуса, трамвая, троллейбуса, вагона метрополитена.

Характерной особенностью наружной рекламы является то, что у нее, как и у телевидения, многомиллионная аудитория и это упрощает решение задач, возлагаемых на нее, сравнительно не дорогостоящий и одновременно массовый контакт с потребителями рекламы. [11]

У производителей наружной рекламы возникает множество проблем, связанных с созданием эффективных коротких сообщений, которые оставались бы в памяти пешеходов и водителей транспортных средств. Дело в том, что практически у всех потребителей наружной рекламы время зрительного контакта, необходимого для прочтения текста и рассмотрения изображения, не превышает и нескольких секунд. Эти особенности предполагают тщательность и точность при выборе шрифтов, их удобочитаемость, образность, эффективность цветового решения.

Для наружной рекламы исключительно важны такие параметры, как «точка обзора» и «угол зрения».

Точки обзора необходимо учитывать при выборе места расположения щита. Лучшим считается место с максимальным количеством точек обзора.

Угол зрения человека, сидящего за рулем, и пешехода (угол зрения здесь понимается в физическом смысле). Угол зрения пешехода, идущего в толпе, и одиночного пешехода тоже будет различным. Угол зрения водителя и пассажира также будет различным из-за разницы их расположения в салоне автомобиля.

Считается, что один из парадоксов наружной рекламы – это то, что она должна одновременно и сочетаться с окружающей обстановкой, и выделяться из нее. Считается также, что использование щитовой рекламы оправдано, когда фирма уже достаточно известна.

При разработке подобной рекламы полезно помнить о некоторых правилах ее использования. В частности, целесообразно использовать не более 7-9 слов, чтобы повысить эффективность восприятия в условиях, как правило, движения либо рекламоносителя, либо читателя. Шрифт должен быть крупным, ярким, броским, двух трехцветным, позволяющим сконцентрировать внимание и легко прочитать его. Краски полезно применять флюоресцирующие или использовать искусственное освещение с расчетом на темное время суток. Текст должен быть кратким, без труда читаться на ходу, в темноте.

Мировая паутина за короткий срок сумела создать практически точную копию мира. Теперь, не выходя из-за рабочего стола, можно путешествовать, ходить в музей, смотреть телепрограммы, играть, посещать любые библиотеки, знакомиться с жителями любого государства, вести бизнес и многое другое. Такое многообразие требует экскурсовода, путеводителя или чего-нибудь в этом роде.

Эту функцию выполняет реклама. [9]

2.4 Психологическая установка и манипуляция в рекламе

Мышление российских покупателей изобилует известными стереотипами:

  • Дефицит – всегда хорош и ценен. Прекрасного не может быть много. Лучше, когда товар существует в строго ограниченном количестве. Стоит только организовать рекламную акцию: «В стране осталось 10 экземпляров автомобиля «порше»! В Москве в очередь на него уже записалось несколько тысяч человек!» Эти автомобили раскупят в два дня.
  • Дорогой товар – значит хороший товар.
  • Традиционное добротно и достойно покупки. Некоторые продавцы пишут на бутылках вина, что оно, дескать, производится аж с 18… года. Некоторые вообще стилизуются под старину, чтобы доказать, что их вино или водка действительно «классическое», даже название на этикетке пишут на старый русский манер, что призвано подчеркнуть преемственность традиций виноделия.

Некоторые рекламисты просто монтируют в центр этикетки портрет царицы, полагая, что покупатель поймет, будто это вино пила сама Екатерина II , а раз так, то плохим оно уж точно не может быть.

  • Авторитету всегда надо доверять. Например, лекарство можно купить и на рынке, причем гораздо дешевле. Однако мы привыкли покупать его в аптеке, считая его настоящим, эффективным (забывая о грандиозном количестве поддельных лекарств, продающихся как раз через аптечную сеть). Образ человека в белом халате, поэтому действует безотказно в любой рекламе – не только лекарств, но и жевательных резинок и зубной пасты. Также в рекламе уже давно применяются «географический» и «именной» принципы. Например, выбирая себе хорошие часы, вы, несомненно, предпочтете товар швейцарской фирмы (неважно, что на них написано «сделано в Китае», при этом по-русски). То же самое и с названиями, костюм от «Hugo Boss» купят значительно быстрее, чем такой же костюм с сомнительной маркой. При этом на самом деле качество может совсем не отличаться.
  • Раз все так делают – значит, это правильно. Если все едут в Грецию за шубами, значит, это действительно хороший товар. Все хранят свои сбережения в Сбербанке? Не могут же все ошибаться, значит, это самый надежный банк.

Манипуляция в рекламе

В основе любых рекламных технологий лежит манипулирование покупательским поведением. Манипулирование всегда осуществляется неявно, тайно, ибо кто же в здравом рассудке согласиться, чтобы его помимо собственной воли принуждали совершать какие-либо поступки, несвойственные ему. Яркий пример манипулирования – бесчисленное количество разного сорта «экстрасенсов», «магов», «колдунов» и прочих мастеров выманивания денег у людей. Вдруг выясняется, что на нас навели некую «порчу», и только экстрасенсы могут ее успешно «снять» - за приличную плату конечно. Это пример исключительно эффективной манипуляции с целью рекламы своих услуг. Самое важное заключается в том, чтобы сделанный нами выбор нам казался собственным решением, обоснованным и взвешенным.

Специалисты говорят о нескольких стадиях манипулирования сознанием. Сначала, определив устойчивые стереотипы, проведя мотивационный анализ, выявив существующие в обществе ценности, манипулятор пытается подчеркнуть, углубить их. Затем вносятся практически незаметные, но весьма значимые элементы, которые начинают исподволь влиять на наше восприятие данного события. И, наконец, глубинное влияние на наши жизненные ценности с целью их абсолютного изменения вплоть до противоположных. [4]

Одним из примеров такой манипуляции является проводящаяся последние годы массированная кампания по изменению отношения населения России к мафии. В начале 90-х начинают появляться детективные сериалы и фильмы. Затем из эфира и газет исчезает термин «мафия», его потихоньку стали заменять слова типа: «организационная преступность», «бригада», «братва» и т.п. В настоящее время идет массированное манипулирование массовым сознанием с целью доказать, что бандиты, в принципе, не плохие люди, а некоторые – вообще обаятельные, любящие детей люди, помогающие несчастным.

Существует множество методов манипуляции массовым сознанием. Например, такие методы, как дробление и локализация. Когда, например, самый интересный материал журнала разделен на несколько частей, которые разбросаны по всему номеру. Таким образом, читатель вынужден просматривать весь журнал, в том числе и рекламные вкладки. В телефильме рекламные вкладки постоянно перебивают сюжет на самом интересном месте, но так как зритель стремится увидеть развязку, он вынужден смотреть и рекламу.

Эффективен и прост метод манипулирования, особенно в политической рекламе, когда тщательно подобранные слухи, разбавленные между собой не связанными и малозначимыми кусочками правды, преподнесенные на фоне туманных рассуждений неких «экспертов» из малоизвестных исследовательских институтов, выдаются за аргументированный и глубокий анализ ситуации.

В принципе все способы манипулирования сознанием направлены на то, чтобы добиться нейтрализации действия критического анализа информации целевой аудитории.

Глава 3. Психосемантика рекламы и цветопсихология

3.1 Восприятие цвета

В практике большую роль играет функциональная пригодность того или иного цвета. Например, в кондитерском производстве не следует увлекаться красным цветом, так как он имеет определенную связь с ощущением «сладкого» и это может привести к чувству пресыщения. В кондитерском производстве применяется «холодный» зеленый или синий цвет, вызывающий ощущение кислого, который должен «компенсировать» розовый цвет, вызывающий ощущение «сладкого».

При выборе цвета всегда надо иметь в виду склонность человека к тому или иному цвету. Эту склонность можно определить путем проведения цветовых испытаний. [12]

Необходимо, конечно, идти от индивидуальной к групповой психологии. Особенно это важно в рекламном деле. Работницы кондитерской фабрики могут иметь совершенно различное отношение к тому или иному цвету, т. е. иметь различные «внутренние цвета», но как работницы этой фабрики, они все подвергаются определенным воздействиям цветов, характерных именно для этой, фабрики, и в данном случае следует исходить из этих условий.

Тепловые ощущения, как это доказано, сильно меняются в зависимости от цветовой среды. В комнате, окрашенной в сине-зеленый или синий цвет, кажется холоднее на 3—4 градуса, чем в комнате с такой же температурой, но окрашенной в оранжевый цвет или цвет охры. С помощью цвета «внутренне горячего» человека можно, так сказать, «остудить» («охладить») и, наоборот, слишком «холодного» немного «согреть» («разгорячить»).

Тот или иной цвет может вызвать определенные вкусовые представления. Предложите, например, ребенку конфету с малиновой начинкой желтого цвета. Несоответствие цвета содержанию может вызвать у ребенка легкий «шок», так как желтый цвет конфеты настроил ребенка на кислый ее вкус.

«Инженер по цвету» знает, что темное рабочее место в окрашенном в белый 'цвет помещении очень утомляет глаза. Неоспоримо велико значение разумно подобранного цвета для здорового человека, велико его значение и как успокаивающего и как возбуждающего средства.

Выровнять однобокое освещение в помещении, где слишком много тени, можно, применив светлые тона, создав радостное солнечное настроение и, наоборот, яркость солнечных лучей можно приглушить окраской помещения в холодные тона.

Установлено, например, что правильно составленные цвета действуют как сигнал, привлекающий внимание человека.

При помощи соответствующего цвета можно указывать направление, предупреждать об опасности и этим сокращать словесные и письменные разъяснения. Желто-черные цвета говорят об опасности, оранжевые и красные—предупреждают, зеленые—призывают к осторожности, бело-черные—указывают. Человек знает значение этих цветов, и они действуют на него сильнее, чем слова .

Свет делает все вещи видимыми. В темноте наше сознание становится неустойчивым. Слишком яркий свет ослепляет нас, и вещи, как и в темноте, становятся невидимыми. Тусклый свет, например при тумане, вызывает чувство неуверенности: вещи узнаются лишь по их контурам. В результате — напряженность, изнеможение, а нередко и опасность. При дневном свете человек чувствует себя уверенно. Когда он ясно видит, что его окружает, он забывает страх.

Подобно тому как свет и темнота совершенно по-разному действуют на наше сознание, точно так же по-разному действуют на нас различные цвета. Мы различаем цвета, которые сами по себе являются более светлыми — это желтые тона; другие тона — более темные, это синие и фиолетовые цвета. Желтый цвет, светлый, как солнечный день, вызывает веселое, радостное настроение;

фиолетово-синие цвета—неуверенность, сумрачность.

Делая те или иные цвета более светлыми или более темными, мы можем варьировать их. Так, розовый цвет благодаря прибавлению красного кажется пахучим и нежным. В то же время, более темный красный цвет становится тяжелым. Голубой цвет мы воспринимаем как легкий, небесный цвет: он влечет нас в открытое пространство и не создает впечатления глубины, как темно-синий цвет. Стены, окрашенные в темно-синий цвет, вызывают у нас обычно грустное настроение. Светлая зелень кажется легкой, воздушной, и наоборот, болотно-зеленый цвет — мягким и тяжелым. Коричневый цвет воспринимается более жестким и землистым по сравнению с чистым оранжевым.

Светлые и темные тона воздействуют на нас по-разному при их положении вверху и внизу. Сама природа учит нас тому, что темные тона всегда внизу, а светлые — вверху. Если изменить этот естественный порядок, то землисто-коричневый потолок будет восприниматься как плита, которая тяжело давит . Темный интенсивно окрашенный потолок кажется ниже и, наоборот, светлая окраска потолка при темных стенах делает его выше и легче. Темный тон потолка, например синий, мы должны особенно сильно осветлять, подобно потолку, окрашенному в желтый цвет, который при незначительном осветлении уже «поднимает».

Мы различаем цвета, противопоставляя один другому. Контрастность цветов не исчерпывается противопоставлением темного светлому. Мы встречаемся также с контрастностью теплых и холодных цветов и воспринимаем, к примеру, эту контрастность потому, что привыкли цвет огня рассматривать как теплый, а зелено-синий цвет воды связывать с ощущением холода.

С другой стороны, оранжево-красный цвет даже в небольших количествах выделяется гораздо ярче, чем синий или сине-зеленый, и поэтому мы его воспринимаем как более сильно действующий цвет. Оранжево-красный цвет бросается в глаза, его мы воспринимаем как активный цвет, он согревает нас, в то время как синий и зеленый цвет воспринимается нами как более пассивный, холодный цвет.

Теплота цвета в меньшей степени связана с различием в длине световых волн и в большей степени с нашими субъективными ощущениями! Теплота цвета относительна. Так, карминно-красный цвет выглядит холодным по сравнению с оранжевым, но воспринимается как теплый цвет по сравнению с синим.

В помещении оранжевый цвет или цвет охры как бы приближает к нам окрашенный объект. При большой интенсивности теплого цвета у нас возникает такое чувство, будто мы стоим близко к огню, как бы охвачены окрашенным пространством. Легкий же сине-зеленый цвет, наоборот, «удаляется» от нас. Поэтому и не удивительно, что оранжевый цвет в большинстве случаев действует на нас возбуждающе, а зеленый цвет успокаивает нас, клонит ко сну, вызывает желание помечтать.

Чисто красный цвет прежде всего выражает силу. Чем больше красный цвет переходит в пурпурный, тем больше он остывает и успокаивает. Этот цвет противоположен, дополнителен зеленому.

Зеленый цвет можно рассматривать как цвет, ослабляющим противоположность между светлым и темным. Так, если желтый цвет — первый среди светлых цветов, — говорит Гёте в своем «Учении о цвете»,—и если синий— это «покрывало темноты», то цветовая пара — желтый и синий — успокаивает в выравнивающем зеленом цвете, который и составляется из смешения желтого и синего. [12]

Зеленый цвет, цвет лугов и лесов, сглаживает контраст между светлым желтым и глубоким синим. В противоположность огненному, красному цвету зеленый успокаивает глаз. И точно так же если контраст между светлым и темным утомляет, то зрение успокаивается серым. Ослабление контраста благодаря зеленому цвету успокаивает зрение. Но серый цвет исключает впечатление веселости, и потому это — мертвый цвет. В зеленом же отражается жизнь самой природы. Зеленый цвет издавна считается цветом роста, развития и в то же время цветом осторожности, заботливости и ограничения.

Пурпурный цвет обладает внутренней силой, способностью преодолеть, погасить излишнюю яркость, «огненность» окраски. Пурпур благодаря тому, что его составной частью является синий цвет, производит впечатление торжественности, праздничности. Пурпур издавна считался символом достоинства и торжественности. Поэтому помещение, оформленное в пурпур и золото, выражает торжественность и праздничное настроение.

3.2 Цветовая динамика

«Цветовая динамика», т. е. целенаправленная цветовая окраска помещений есть только часть практической цветопсихологии, одним из источников которой является учение Гёте о цвете. Если физик интересуется цветами спектра, которые он связывает с определенной длиной световых волн, то практик — цветом различных тел.

В практике цветовая окраска тел оценивается следующим образом:

1.Основные цвета — это желтый, синий, красный, т. е. те, из которых теоретически могут быть составлены все остальные цвета. Смешение этих трех основных цветов в определенных отношениях всегда даст бесцветность, т. е. серый цвет.

2. Составные цвета первой степени — цвета, полученные смешением двух основных цветов. Это, например, оранжевый, получаемый от смешения желтого и красного; фиолетовый—, получаемый от смешения красного и синего.

3. Составные цвета второй степени — цвета, образованные путем смешения составных цветов первой степени. Это, например, красно-бурый, получаемый от смешения оранжевого и фиолетового; серо-синий —от смешения фиолетового с зеленым; цвет охры — от смешения зеленого с оранжевым и т. д. [8]

«Естественный цветовой круг» Гёте строится по вершинам равностороннего треугольника, на которых находятся основные цвета—желтый, синий и красный . В построенный по этим вершинам круг вписывается такой же равносторонний, но перевернутый треугольник. На вершинах второго треугольника располагаются составные цвета первой степени. Оба треугольника вместе образуют вписанный шестиугольник.

На таком круге, на противоположных его точках, соединенных на рисунке тонкими тройными диаметрами, будут, следовательно, взаимно противостоять два цвета, один из которых—основной и другой—составной первой степени. Эти цвета мы называем противоположными, или дополнительными цветами. Каждая цветовая пара противоположных состоит всегда из трех основных цветов. Таким образом в каждой цветовой паре представлен весь цветовой круг.

Заключение

Реклама является частью маркетинговой стратегии фирмы, она проводится для стимулирования сбыта товаров, поэтому реклама не может не влиять на цену товара. Под воздействием рекламы цена может или уменьшаться, или увеличиваться. Уменьшаться – из-за растущей конкуренции на рынке, то есть при росте предложения, а увеличиваться цена может из-за растущих издержек на ее проведение.

Реклама предоставляет потребителям информацию, которая помогает потребителям делать разумный выбор и стимулирует изменение продукта в сторону улучшения. Благодаря удачной рекламе фирма может расширить свое производство и получить больший эффект.

Эффективность рекламных усилий измеряется в основном рекламным бюджетом. Чем больше вложено в рекламу денег, тем реклама эффективнее, но не всегда.

Недостаток рекламы состоит в том, что повышаются издержки на единицу продукции, но в то же время, большая производственная эффективность, обусловленная эффектом масштаба, более чем компенсирует увеличение из-за рекламы издержек на единицу продукции. Поэтому потребители могут получать продукт по более низкой цене при наличии рекламы, чем при ее отсутствии.

Реклама поддерживает конкуренцию. Предоставляя информацию о широком разнообразии продуктов, являющихся заменителями, реклама склонна ослаблять монопольную власть. Интенсивная реклама часто связана с внедрением новой продукции, предназначенной для конкуренции с существующими торговыми марками. Производитель в условиях монополистической конкуренции может, манипулируя продуктом, добиться временного преимущества над конкурентами. Такой же результат, может быть, достигнут производителями с помощью рекламы и других приемов стимулирования сбыта. В то время как дифференциация продукта приспосабливает продукт к потребительскому спросу, реклама приспосабливает потребительский спрос к продукту.

Недостаток рекламы состоит в том, что большая часть рекламы имеет тенденцию к самонейтрализации. Результаты миллион долларовых рекламных кампаний сводятся на нет столь же дорогостоящими кампаниями, проводимыми его конкурентами. Каждая фирма после проведения подобной рекламной кампании обладает почти той же самой долей рынка, какую она имела первоначально. А издержки и цена продуктов становится выше.

В заключении хочу отметить, что в данной работе разобраны основные виды рекламы, присутствующие на российском рынке, роль рекламы в экономике, ее происхождение, структура и функции. Не разобраны только такие экзотические виды рекламы, как реклама на одежде, на щитах во время спортивных соревнований или на дорогах, на аэростатах и прочие, из-за их малой распространенности на российском рынке.

И хотелось бы отметить, что достоинство рекламы состоит в том, что она поддерживает конкуренцию, и повышает объемы выпуска фирм. Благодаря удачной рекламе фирма может расширить свое производство и получить больший эффект.

И из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что главной задачей рекламы является эффективность, ведь реклама это двигатель торговли, ведь реклама играет ключевую роль в развитии рыночной экономики и является её важным элементом, а, следовательно, было бы неизвестно как бы развивалась экономика, если бы не было рекламы.

Список использованной литературы

1. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. - М. : Республика ; Культурная революция, 2006 г. - 269 с.

2. Вурос А.Д., Розанова М.Н. Экономика отраслевых рынков. - М. : Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2002 г. - 253 с.

3. Геращенко Л.Л. Азбука рекламы. - М.: ООО Издательский дом Диаграмма, 2005 г. - 320 с.

4. Дымшиц М.Н. Манипулирование покупателем. - М.: Омега-Л, 2004 г.- 252 с.

5. Зак Т.В., Попов В.В. Экономическая теория. - Астрахань: Астраханский гос. ун-т, 2004 г. - 347 с.

6. Захаров С.В., Сербиновский Б.Ю., Павленко В.И. Маркетинг. - Ростов-на-Дону.: Феникс, 2009 г. - 361 с.

7. Лебедев — Любимов А.Н. Психология рекламы. - Спб. : 2003 г. - 368 с.

8. Месяц С.В. Иоганн Вольфганг Гёте и его учение о цвете. - М. Кругъ, 2012 г. - 462 с.

9. Сарафанова Е.В. Основы маркетинга. - Ростов-на-Дону.: Феникс, 2007 г.- 253 с.

10. Светлакова Н.Б. Реклама , которая вас убивает. Вече, 2007 г. - 176 с.

11. Татаркова Н.В. Мониторинг рынка рекламы. - М. Государственный университет экономики, статистики, информатики, 2004 г. - 77 с.

12. Фрилинг Г., Ксавер А. Человек-цвет-пространство. Прикладная цветопсихология. - М. Стройиздат, 1973 г. - 141 с.