Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Проектирование (Творческая концепция- идея)

Содержание:

Введение

Одной из важнейших проблем является улучшение окружающей человека среды и организация здоровых и благоприятных условий жизни. В решении этой проблемы видное место принадлежит озелененным территориям в виде скверов, бульваров, парков культуры и отдыха. Парк культуры и отдыха – озелененная территория многофункционального направления рекреационной деятельности с развитой системой благоустройства, предназначенная для массового отдыха населения города.

Целью данной работы является разработка проекта организации и благоустройства территории парка культуры.

Задачи проектирования:

• изучить теоретические и методические основы организации территории парков;

• выявить особенности организации территории парков;

• оценить современное состояние территории;

• разработать проект организации территории (зонирование);

• определить состав мероприятий по благоустройству территории парка.

Парки культуры и отдыха необходимы для организации отдыха населения и проведения разнообразной культурно-просветительной работы среди взрослых и детей. Велико и многообразно значение зеленых насаждений в парках, так как они существенно улучшают санитарно-гигиеническую, рекреационную, декоративно-художественную обстановку.

Однако на пути к озеленению территории стоит немало заблуждений. Что это сложно. Что это дорого. Что это долго. Кажется, что нужно иметь столько познаний в различных областях – быть и архитектором, и строителем, и агрономом. Кроме того, одна из самых сложных проблем сегодняшнего дня – проблема выбора. Сейчас он огромен, предложений сотни – и по растениям, и по проектам, аксессуарам, конструкциям, инвентарю. На самом деле создать прекрасный парк – вполне реальная и выполнимая задача. Человек всегда стремится в лес, в горы, на берег моря, реки или озера. Здесь он чувствует прилив сил бодрости. Недаром говорят, что лучше всего отдыхать на лоне природы, окружающий ландшафт может оказывать различное воздействие на наше психоэмоциональное состояние. Созерцание красот природы стимулирует жизненный тонус и успокаивает нервную систему. Растительные биоценозы, особенно леса, оказывают очень сильный оздоровительный эффект. Их прохлада, гармония различных звуков и красок, многообразие запахов особенно приятен человеку. Тяга к природным ландшафтам особенно сильна у городских жителей. Еще в средние века было замечено, что продолжительность жизни горожан меньше, чем у сельских жителей. Отсутствие зелени, узкие улочки, маленькие дворы, куда практически не проникает солнечный свет, создавали неблагоприятные условия для жизни человека. С развитием промышленного производства в городе и его окрестностях появилось огромное число отходов, загрязняющих окружающую среду. Ученые считают, что в начале XXI века более половины населения земного шара будет жить в городах. Расширяясь, поглощая рощи, поля, луга, водоемы и болота, покрывая землю асфальтом, устремляясь ввысь и вглубь, города изменяют облик нашей планеты.

Разнообразные факторы, связанные с ростом городов, в той или иной мере сказываются на формировании человека, на его здоровье. Это заставляет более серьезно изучать влияние среды обитания на жителей городов. Оказывается, от того, в каких условиях живет человек, какая высота потолков в его квартире и насколько звуконепроницаемы ее стены, как человек добирается до места работы, с кем он повседневно общается, как окружающие люди относятся друг к другу, зависит настроение человека, его трудоспособность, активность - вся его жизнь. Учитывая способность зеленых насаждений благоприятно влиять на состояние окружающей среды, их необходимо максимально приближать к месту жизни, работы, учебы и отдыха людей. Очень важно, чтобы город был биоценозом не абсолютно благоприятным, но хотя бы не вредящим здоровью людей. Одно из решений проблем города - это организация парков. Зеленые насаждения не только создают благоприятные микроклиматические и санитарно-гигиенические условия, но и повышают художественную выразительность архитектурных ансамблей.

Парки решают в городе ряд экологических[1] проблем. Во-первых, снижают загрязненность воздуха. Лучше всего поглощают звуки деревья и кустарники с густыми кронами, плотными крупными листьями, с большим количеством мелких ветвей (клен остролистный, липа, дуб черешчатый, тополь канадский)[2]. Проникновение шума в парк препятствуют открытые грунтовые пространства - газоны. Приходя в парк, человек не покидает границ города, но при этом попадает на лоно природы, испытывает психоэмоциональную разгрузку, снятие раздражительности. Ухаживая за зелеными насаждениями, оберегая и умножая их, каждый житель города может внести свой посильный вклад в улучшение экологии города.

В задачи парка культуры и отдыха входят:

• организация разнообразных культурных мероприятий, развлечений, зрелищ, отвечающих запросам различных групп посетителей парка;

• пропаганда научно-просветительных знаний, достижений науки, техники, искусства и литературы, содействие развитию физкультуры и спорта;

• организация разнообразного отдыха посетителей – активных и пассивных форм.

Выделяются следующие основные типы парков:

• городские (общегородского и районного значения);

• сельские;

• загородные.

Парк будет разработан в целях лучшего использования природных условий для организации отдыха населения и проведения разнообразной культурно-просветительной и физкультурно-оздоровительной работы среди взрослых и детей.

Актуальность разрабатываемого проекта обусловлена тем, что благоустройство и озеленение является важнейшей сферой деятельности. Именно в этой сфере создаются такие условия для населения, которые обеспечивают высокий уровень жизни. Тем самым, создаются условия для здоровой комфортной, удобной жизни как для отдельного человека по месту проживания.

Глава 1. Творческая концепция- идея

Парки[3] - это зеленые массивы, размещенные в городской черте, которые по своим размерам и качествам среды способствуют созданию комфортных условий для отдыха и оздоровления населения. Город как объект исследования, проектирования и эксплуатации постоянно находится в сфере деятельности многих специалистов: архитекторов и дизайнеров, социологов и экономистов, экологов и дендрологов, геологов и инженеров транспорта и т.д., задачей же градостроителей является координация усилий всех специалистов с тем, чтобы придать городу функциональную и структурную целостность. Эта работа проводится, в основном, на стадии исследования, проектирования и строительства. При этом уже построенный город как бы остается «без присмотра». А ведь именно теперь в нем начинается естественная жизнь «второй природы», идет освоение человеком предметно-пространственного окружения. Зарождаются традиции, формируются общественные типы поведения, определяются социальные и эстетические ценности.

Городская среда[4] всегда уникальна по своему характеру не только в разных городах, но и в различных районах одного и того же города. Городская среда – это сложная функционально- пространственная система неразрывно связанных частей города. В этой системе равноправно взаимодействуют как здания и сооружения, так и пространство улиц, перекрестков и площадей. Кроме того, в эту систему входит множество других составляющих: от уникальных произведений монументально-декоративного искусства до стандартных элементов городского оборудования и благоустройства. Одна из задач внешнего благоустройства – повышение разнообразия и художественной выразительности застройки и открытых озеле- ненных пространств. Своеобразие, индивиду- альность, сомасштабность городской среды в сочетании с озеленением обеспечивают такие средства внешнего благоустройства, как обработка поверхности земли (геопластика -террасы, подпорные стенки, лестницы, пандусы и т.п.), плоскостные сооружения (городские площади, транспортные развязки, детские и спортивные площадки), городской дизайн. Одной из гибких составляющих являются малые архитектурные формы. Представленный дизайн проект благоустройства территории - современный городской Парк культуры и отдыха, соединяет в себе комфортную и эстетически привлекательную рекреационную территорию, с высоким уровнем обслуживания и выполняет несколько основных задач, главные из которых следующие:

1.Пропаганда национальных традиций, общечеловеческих ценностей;

2.Создание условий для круглогодичного, полноценного отдыха и проведения разнообразного досуга, как жителей города, так и гостей;

3.Обеспечение безопасного отдыха граждан, сохранности их имущества;

4.Обеспечение отдыхающим гражданам культурного отдыха, а также всеми сопутствующими необходимыми услугами.

Парки прежде всего предназначены для отдыха, развлечений и хобби, поэтому особое внимание надо уделить обустройству разнообразных уголков для этих приятных занятий. Самое главное – это доны быть уютные, удобные со всех точек зрения места. Парк выглядит гораздо интересней по структуре, его пространство кажется больше, когда он имеет в своем составе несколько зон отдыха, различных по замыслу и масштабу. Малые архитектурные формы декоративного назначения: декоративные стенки, трельяжи и перголы, декоративные скульптуры, фонтаны и бассейны, беседки, малые мосты и т.п.

Малые архитектурные формы утилитарного массового использования: скамьи, урны, ограждения, указатели, лестницы, подпорные стенки, номерные знаки домов, торговые киоски, светильники, вазы для цветов и озеленения. Малые архитектурные формы для площадок отдыха, игрового и физкультурного назначения: столы и скамьи, качели, карусели, стенки для лазанья, песочницы, пирамиды, плескательные бассейны, лианы, катальные горки и пр. На ответственных участках устанавливают оригинальные художественные произведения. В пределах видимости малые архитектурные формы декоративного назначения не должны повторяться. Они могут быть разнообразны по форме, фактуре материала, цвету. Правильное расположение их с учетом вышесказанного позволяет создать эффект разнообразия даже при их массовом производстве. Места отдыха нужно планировать так, чтобы ими можно было пользоваться в любую погоду. Поэтому нужно позаботиться о соответствующих мощениях[5] для этих площадок и мест – они должны быстро высыхать после дождя и их должно быть легко убирать, если это необходимо. Очень по – дизайнерски – сочетать различные покрытия, а также оставлять в них «окна» для посадок растений либо для устройства каких – то композиций. Места отдыха не должны находиться на пересечении дорожек, вблизи участков с активным движением. Укромность можно обеспечить перегородками, посадками деревьев и кустарников, переголами, решетками, увитыми растениями, экранами из дерева. Все это обеспечит и уединенность, и защиту от постороннего шума. Перегородки так же защитят от ветра. В качестве примера русского регулярного парка рассмотрен Петергоф, который сочетал различные европейские садовые стили. От итальянского барокко в Петергофе – геометричность плана, открытые пространства, архитектурность, единство ансамбля дворец – парк, каскады, фонтаны, скульптуры на античную тематику, шуточный компонент; от голландского барокко – обилие цветов и стремление к созданию уютных пространств; от французского классицизма – перспективность, парадность, лучеобразное расположение аллей, водные каналы. Отношения «человек – ценности и идеалы» в городских парках развлечений предполагают приобщение человека к новым святыням: отдыху, развлечению. Новый идеал становится возможным благодаря промышленному производству, научно-техническому прогрессу, развитию торговли, денежных отношений и массовой культуры. В отношении «человек – природа» проявляется отдаление человека от естественной природы, стремление к созданию вокруг себя искусственного мира. Городского жителя в большей мере интересуют аттракционы и зрелища в парке. В основе отношений «человек – человек» в городском парке – веселое и легкое развлечение за деньги. путей для передвижения.

Особенности структуры и смыслов русского парка объясняются при их соотнесении с природными условиями. В частности, такая черта русского ландшафта, как бескрайние просторы, сформировала особое эстетическое восприятие открытых пространств, ценностное отношение к свободе, отказ от ограничения. Основные этапы садово-паркового искусства в России совпадают с историей развития садов и парков в Европе. С некоторым опозданием, вслед за Европой[6], в России появлялись монастырские сады, регулярные, пейзажные парки и, наконец, городские развлекательные. Особенности русской культуры обусловили ту разницу, которая существовала между русскими и европейскими парками. В следующий исторический период из Европы в Россию пришла мода на регулярный тип парка, предназначенный для прогулок и развлечения аристократии. Этот тип парка, как правило, характеризовался масштабностью и преобладанием геометрически правильных форм: прямых аллей; квадратных, ромбовидных, круглых террас и бассейнов с фонтанами; деревьев, кроны которых были подстрижены в виде конусов, цилиндров, шаров и более сложных фигур; неестественной симметрией узоров цветочных клумб. Регулярный парк стал выражением идеала преобразования мира человеком. В садах эпохи Возрождения, и особенно Нового времени, отношения человека с миром, с природой и с людьми строятся на основе приоритета разума.

В сущности, это – художественный образ. Когда мы что-либо создаем в том или ином стиле, мы всегда создаем атмосферу определенной местности, страны или какого-то определенного времени, исторической эпохи. Стараемся применить такие детали, атрибуты, чтобы возникали вполне определенные ассоциации. Стили устойчивы, они складывались на протяжении долгих лет все их элементы выверены, и чтобы достичь желаемого результата, совсем не обязательно использовать все их приемы и каноны, достаточно выделить только базовые элементы. А дальше – импровизировать. Так даже намного интереснее с профессиональной точки зрения, это – показатель мастерства. Выбор стиля[7] будет не спонтанным, а осознанным, так как этот выбор опирается на наши знания. Стили садово-паркового искусства, как и стили интерьеров, можно разделить на исторически сложившиеся и относительно новые, современные. Рассмотрим несколько из них.

Назначение аллей, дорог в парках, садах, скверах — обеспечивать удобные пешеходные связи входов со всеми функциональными зонами, сооружениями, устройствами и отдельными участками, раскрывать при движении эстетические достоинства зеленых насаждений, природного ландшафта. Дорожки нередко прокладывают по существующим тропам. В плане дизайна их значение – определяющие: от их формы и материала зависит визуальное восприятие участка, они сразу показывают его стилистику. Ширина дорожек[8] выбирается в зависимости от их будущего использования – сколько человек будет одновременно ходить по ним и предполагается ли перемещение по ним какой-то техники, малогабаритного транспорта. Минимальная ширина дорожки должна быть 70см, чтобы на ней можно было разойтись двум людям. Если же такая дорожка проходит между кустарниками, цветниками, то ее ширина увеличивается до 1-1,2 м. Виды дорожек разнообразны, они могут быть из натурального камня, кирпича, литых цементных плит, бетонные, из досок, древесных спилов, гравия, древесной коры, а также травяные. Прямолинейные аллеи придают участку торжественность, извилистые дорожки уместны при организации прогулочных маршрутов с видовыми точками, аллеи, проложенные по кратчайшему пути, связывают объекты. Современные дороги, дорожки, площади и площадки делятся на простейшие и усовершенствованные. Наибольший интерес представляют усовершенствованные покрытия, используемые в наиболее посещаемых и ответственных частях садов и парков. К ним относятся различные (по форме и размерам) покрытия из сборных или «штучных» элементов: плиты, плитки и рулоны. Такое рулонно-плиточное покрытие не является сплошным, как асфальт, через зазоры вода и воздух поступают в почву, улучшая микроклимат территории сада или участка парка. Эксплуатационные и декоративные свойства таких элементов, изготовленных индустриальным способом, дает возможность создать необходимые условия для организации качественного отдыха людей и нормального функционирования садов и парков.

Глава 2. Организация доступной среды

В городах создается специфическая и во многом неблагоприятная для жизнедеятельности человека экологическая[9] обстановка. Если сравнить городской воздух с воздушной атмосферой пригородной зоны, то в нем содержится значительно меньше кислорода, имеется повышенное количество бактерий и микробов. В крупных промышленных городах в безветренную погоду нередко образуется так называемый смог, или густой туман, содержащий высокую концентрацию промышленных выбросов. Рассмотрим несколько зон[10] деления парка:

1.Массово-зрелищная зона- для проведения культурно-массовых мероприятий. Для нее свойственны крупные масштабы в приемах композиции, широкие аллеи, большие открытые площадки, удобные для движения отдыхающих;

2.Зона отдыха и прогулок- используются сложившийся массив, существующий пересеченный рельеф, размещение беседок, парковых сооружений с применением малых архитектурных форм. Прогулочные дорожки проходят по живописным местам с разнообразным пейзажем;

3.Детская зона. Площадки разнообразны как по очертанию, так и по оформлению. В озеленении преобладают открытые лужайки, разнообразные цветущие кустарники и деревья, рассаженные свободными группами;

4.Зона физической культуры и спорта- открытые пространства под игровые и учебные площадки, игровые площадки массового характера, сосредоточенные на одной территории;

5. Хозяйственная зона- имеет удобную связь с хозяйственными и транспортными подъездами. Туалеты размещаются вдали от мест массового пребывания посетителей, и парадных участков парка;

6. Буферная зона и парковка: запроектированы остановка общественного транспорта и тропы для прогулок с зелеными насаждениями. Кроме того, парк - произведение ландшафтной архитектуры, и такие вопросы, как размещение сооружений на его территории, трассировка и ширина аллей, подбор и группировка растений, решаются в каждом конкретном случае. Для охраны памятников ландшафтного искусства необходимо введение особого режима пользования на территории парка. В настоящее время в силу социально-экономических трудностей общества социально-культурная ситуация характеризуется целым рядом негативных процессов, наметившихся в сфере духовной жизни - утратой духовно-нравственных ориентиров, отчуждение от культуры и искусства. Одной из актуальных проблем в сфере образования, культуры и спорта является организация досуга населения.

Организация доступной среды, культурной, спортивной играют большую социальную роль. Свободное время является одним из важных средств формирования личности человека. Оно непосредственно влияет и на его производственно-трудовую сферу деятельности, ибо в условиях свободного времени наиболее благоприятно происходят рекреационно-восстановительные процессы, снимающие интенсивные физические и психические нагрузки. Грамотное использование свободного времени является своеобразным индикатором культуры общества, круга духовных потребностей и интересов конкретной личности молодого человека или социальной группы.

Для детей в рамках проекта предусмотрено организация активного отдыха в природной среде, которые будут способствовать их физическому развитию, удовлетворить их стремление к приключениям, к творческим занятиям, экспериментированию. Для подростков – предусмотрено возможность для физической активности (места для катания на роликах, занятий скейтбордом и велотриалом), культурно-массовые мероприятия, зрелища и развлечения. Для людей среднего возраста данный проект будет привлекательным объектами наблюдения и созерцания. Такими объектами могут быть обзорные площадки, с которых открывается необычный вид на город или иные ландшафтные особенности территории. Необычные архитектурные[11] инсталляции могут являться целью посещения территории как объекта созерцания. Для туристов – предоставление желанных услуг - это информация, обучение, снаряжение, еда, и бесплатные туалеты.

Для людей пожилого возраста – это комфорт и удобство оборудования мест отдыха (комфортабельные сиденья, удобство для разговоров, защита от атмосферных осадков или солнца — навесы), а также организация подводящих к ним путей, пешеходных дорожек (замощение нескользкое и неблестящее, размеры, угол уклона, отсутствие перепадов). Знаки визуальной коммуникации позволят людям пожилого возраста легко ориентироваться в пространстве, определять местонахождение учреждений обслуживания, обозначать входы в здание, его функциональное назначение, информировать об услугах и способствовать выбору кратчайших

В последние годы во всех странах мира возникают серьезные проблемы, связанные с ухудшением экологической обстановки мегаполисов. Все меньше остается мест, где жители городов когда-то общались с природой, отдыхали, дышали чистым воздухом и гуляли с детьми. Отсутствие таких возможностей негативно сказывается на физическом и психическом здоровье горожан. Благополучная в экологическом отношении окружающая среда и наличие качественных рекреационных баз становятся решающими факторами при выборе жилья. Спрос на рекреационные услуги растет день ото дня. Желающих переехать в районы, расположенные рядом с парками, становится все больше.

Однако российские бизнесмены предпочитают вкладывать деньги не в создание парков, а в строительство жилых и офисных зданий. Предпринимателям, которые решатся инвестировать в городские тематические парки, придется поспешить, потому что город не нуждается в нескольких таких объектах. Отсутствие конкуренции играет существенную роль: кто начинает, тот выигрывает. Что касается прибыли, то ее размеры зависят от грамотности экономической и маркетинговой политики компании, эксплуатирующей парковые территории. Западные бизнесмены давным-давно пришли к выводу, что тематические парки, сочетающие природные рекреационные ресурсы и развлекательные комплексы, позволяют неплохо заработать на удовлетворении потребности горожан в занимательном отдыхе. Концепция тематических[12] парков активно противопоставляется концепции обычных парков аттракционов. В тематических парках взрослые и дети легко усваивают новую информацию об окружающем мире и истории цивилизации за счет того, что этот процесс происходит на фоне игры. Потребительская аудитория тематических парков весьма обширна, ее составляют все слои населения: взрослые и дети, пожилые люди и подростки.

Как показывает анализ практики, попытки повсюду регламентировать содержание и функциональное зонирование современного парка в настоящее время не оправданы. Жесткие нормативы сковывают творческие возможности проектировщиков и не могут во всех случаях отвечать действительным потребностям, сложившимся в конкретном городе или районе. Функциональный профиль парка и его архитектурно-ландшафтный [13]облик должны определяться индивидуально, в соответствии с многообразными местными условиями, размерами парка и характером формирования всей общегородской системы мест отдыха. В настоящее время наряду с традиционным подходом к функциональному зонированию парков развиваются и другие тенденции. Исследования показывают, что в ходе проектирования парков в целях сохранения и усиления их природного начала необходимо помимо функционального зонирования и расчетного баланса территории (процентное соотношение площадей, занятых дорогами, зданиями, насаждениями) дифференцировать территорию по степени насыщенности ландшафта искусственными сооружениями и выделять следующие укрупненные зоны:

а) зоны, где концентрируются основные парковые сооружения и места сосредоточения публики, территории с повышенным уровнем благоустройства, рассчитанным на рекреационные нагрузки свыше 100 чел/га. Сооружения, дороги, аллеи и площадки всех видов занимают до 30% площади зоны. Композиция строится на гармоничном сочетании архитектуры с растительностью, водоемами, рельефом;

б) зоны массового посещения (примыкающие к указанным) с обычным парковым уровнем благоустройства и необходимым оборудованием для различных видов массового отдыха. Рекреационная нагрузка 50...100 чел/га. Искусственные компоненты ландшафта композиционно подчинены природным;

в) природные зоны, обособленные от городского окружения, с минимальным уровнем благоустройства, где по возможности исключаются любые сооружения (кроме прогулочных дорог, скамей, мостиков, навесов и т.п.). Рекреационная нагрузка до 50 чел/га[14]. Относительно свободный режим пользования полянами, водоемами и лесными массивами (с поэтапным чередованием эксплуатируемых и восстанавливаемых участком и другими природно-охранительным.

Глава 3. Влияние насаждений на состав и чистоту воздуха

Насаждения, как известно, поглощают из воздуха углекислоту, выделяемую человеком, и обогащают воздух кислородом. Это свойство насаждений используется для улучшения состава воздуха[15], его оздоровления. Некоторыми учеными даже выдвигалась теория нормирования количества насаждений в городах применительно к этому свойству растений. По соответствующим расчетам 1 га насаждений поглощает в чае 8 кг углекислоты, которую выделяют за то же время 200 человек. Отсюда получается норма 50 м2 насаждений на одного человека. Но при этих расчетах не было учтено, что выделяемая людьми углекислота составляет всего около 10% всей углекислоты, поступающей в воздух после сгорания топлива и тому подобных процессов. Так как преобладающая часть углекислоты рассеивается в атмосфере и лишь небольшая часть поглощается насаждениями, то определять по этому свойству растительности норму зеленых насаждений нельзя. [16] Группы древесных растений в парках формируются поэтапно. На первых этапах «работают» деревья и кустарники быстрорастущих видов растений. Группы приобретают декоративность и привлекательность в основном через 15 лет. На последующих этапах в результате ландшафтно-планировочных рубок и удаления, быстро растущих видов формируются основные породы из березы, ели, клена, ивы и др. При формировании[17] групп следует учитывать экологические особенности произрастания тех или иных видов.

Солитеры – это одиночные экземпляры деревьев и крупных кустарников. Их рекомендуется предусматривать отдельно, на открытых обзору местах, на полянах. Солитеры формируются путем посадки саженцев в составе однородной группы растений. Путем постепенного отбора в такой группе оставляется наиболее жизнеспособный и красивый экземпляр. На фоне газона предпочтительны деревья с правильными конусовидными и шаровидными формами; на фоне естественного лесного массива уместнее раскидистая крона; у воды – плакучая крона.

Аллеи – тип зеленых насаждений, формируемых вдоль парковых дорог, по их границам и образующих тенистых свод, что обеспечивает хорошие условия для прогулок, особенно в местностях с жарким летним солнцем. В местностях с прохладным и влажным климатом аллеи формируют в виде разреженных посадок деревьев, что способствует лучшему развитию деревьев и создает эффектное русский ландшафтный дизайн сочетание света и теней. Чем шире и длиннее аллея, тем более мощно растущие виды деревьев с широкой кроной применяются для ее создания, тем больше расстояние между ними как по длине, так и по ширине аллеи. Деревья для создания аллей должны иметь прямые стволы и кроны примерно одинаковой формы, например шаровидные или пирамидальные. При создании затененных аллей используют липу, клен остролистный, дуб, каштан и др. Аллеи светлые формируются из деревьев с прозрачными кронами (лиственницы, березы, ясеня и др.). Расстояния между деревьями в рядах аллей зависят от видового состава растений. Расстояния между посадками липы крупнолистной составляет не менее 6…7 м; тополя берлинского – 5…6 м; каштана конского – 8…9 м. Живые изгороди создаются из деревьев и кустарников и используются для плотного обрамления или разграничения каких-либо парковых участков, площадок, для примеры ландшафтного дизайна устройства зеленых кулис у летних театров и эстрад, создания четкой перспективы ландшафтного дизайна на какой-либо предмет или вид, маскировки отдельных сооружений, оформления фона монумента и т.д. Для создания живых изгородей и «зеленых стен» используют линейное размещение растений в один ряд, в два или три ряда. В качестве ассортимента растений используют виды деревьев (туя, можжевельник, липа, вяз, граб, бук, клен полевой) и кустарников (бирючина, боярышник, ирга, кизильник, разновидности сирени), хорошо переносящих обрезку.

Важную роль при ландшафтном проектировании зеленых насаждений играет плотность (густота) парковых посадок на единицу территории. Норма размещения деревьев и кустарников определяется в зависимости от ландшафтно-композиционных особенностей тех или иных участков. В центральных частях идеи ландшафтного дизайна фото парков, в зонах массовых посещений норма размещения деревьев составляет в среднем 90…100 шт. на 1 га, а кустарников – 1000…1500 шт. на 1 га. Здесь преобладают линейные посадки деревьев в виде аллей, бордюров, живых изгородей. В прогулочных частях парков характерно преобладание плотных групп, куртин, массивов.

В целом роль насаждений в процессе газообмена в воздушном бассейне имеет громадное значение. На выделение кислорода влияют количество листвы дерева и ее состояние. Дерево средней величины может обеспечить дыхание трех человек. Озеленение [18]- это созидательный процесс, связанный с решением целого ряда сложных производственных задач. Производственный процесс создания объекта озеленения состоит из работ инженерно-строительного и агротехнического характера. К работам инженерно-строительного характера относятся строительство сооружений, инженерное оснащение и оборудование территории объекта - устройство дорожек, площадок, откосов, лестниц, прокладка коммуникаций и т.п. К работам агротехнического характера относятся посадки деревьев, кустарников, лиан, устройство газонов, цветников, работы по уходу за растениями и формированию насаждений.

Сложность технологии озеленения заключается в том, что основным строительным материалом является растение, живой организм, постоянно изменяющийся во времени, остро реагирующий на неблагоприятные условия окружающей среды.

Атмосфера[19] городов и других населенных пунктов систематически загрязняется различными примесями. В воздух выбрасывается значительное количество дыма, золы, сажи и газов при сжигании разного рода топлива на промышленных предприятиях, в жилых и общественных зданиях, в двигателях автомобилей, а также при производственный процессах химической, металлургической, текстильной и других отраслей промышленности. Ветер и транспортные средства поднимают в воздух пылевидные частицы почвы, а также золу, сажу и пыль производственного происхождения, осевшие на крышах и стенах домов, на дорогах и тротуарах. Зеленые насаждения имеют немаловажное значение в очищении городского воздуха от пыли и газов. Пыль оседает на листьях, ветках и стволах деревьев и кустарников, а затем смывается атмосферными осадками на землю. Распространение или движение пыли сдерживается также газонами, которые задерживают поступательное движение пыли, перегоняемой ветром из разных мест. В глубине лесного массива на расстоянии 250 м от опушки содержание пыли в воздухе сокращается более чем в 2,5 раза. Даже в зимние месяцы, когда деревья лишены листвы, они имеют большое пылезащитное значение. Запыленность воздуха под деревьями оказалась меньше, чем на открытой площадке: в декабре на 13,6%, январе на 37,4%, феврале на 18%. За весь осенне-зимний период средняя концентрация пыли в воздухе на открытой площадке составила 0,8 мг/м3 воздуха, а под деревьями - 0,5 мг/м3воздуха, т. е. меньше на 37,5%. Дожди, освобождая насаждения и воздушный бассейн от пыли, смывают ее на поверхность земли. В городе запыленность воздуха значительно выше, чем в пригороде. Количество пыли в воздухе изменяется в зависимости от влажности воздуха и скорости ветров.

Насаждения[20] играют существенную роль и в вертикальном проветривании. Вследствие разницы в тепловом режиме озелененных и застроенных территорий воздух над застроенной территорией нагревается сильнее. Этот теплый воздух вытесняется более холодным, поступающим из зеленого массива, что усиливает вертикальные токи воздуха и способствует перемещению газов в верхние слои атмосферы. Чередуя вокруг точек выброса вредных газов насаждения с открытыми участками, можно значительно усилить проветривание территории в вертикальном направлении. Листья способны[21] выполнять важную санитарно-гигиеническую роль, поглощая токсические газы, накапливая вредные вещества в покровных, а затем и внутренних тканях. Часть токсических веществ оттекает из листа и локализуется в побегах, растущих листьях, плодах, клубнях, луковицах, корнях. Древесная растительность может выполнять эти функции только при условии, что концентрация аэрозолей, особенно в жидкой или газовой фазах, не достигают пределов, губительно действующих на их живые клетки. Зимой лиственные деревья лишены листьев. Хвойные растения, сохраняющие зелень и зимой, в меньшей степени устойчивы против вредных промышленных выбросов. Загрязнение окружающей среды тяжелыми металлами приводит к их накоплению в растениях.

Значительная роль в улучшении состояния воздуха отводится ионам. Ионы бывают легкие и тяжелые. Легкие могут нести отрицательный или положительный заряды, тяжелые - только положительный. При благоприятных условиях развития растения повышают в воздухе и на прилегающей территории число легких отрицательно заряженных ионов - материальных носителей электрических зарядов, характеризующих состояние чистоты воздуха.[22]

Умеренно повышенная ионизация воздуха (до 2 - 3 тыс. ионов на 1 см3) сказывается положительно на здоровье и самочувствии человека. Загрязнение атмосферы и как следствие плохое состояние растительности ведут к увеличению количества вредных для здоровья человека тяжелых ионов. Научными исследованиями установлено, что существенное гигиеническое значение имеет электрическое состояние воздуха. Воздушные ионы, подразделяющиеся на легкие и тяжелые, влияют на самочувствие человека. Причем как те, так и другие бывают с положительным и отрицательным зарядом. Считается, что ионизация[23] воздуха тем лучше в гигиеническом отношении, чем больше содержится в воздухе легких ионов и меньше тяжелых, а также меньше отношение числа отрицательных ионов к числу положительных (так называемый коэффициент униполярности).

Заключение

Важной проблемой является ухудшение окружающей среды человека и организации здоровых и благоприятных условий для жизни. В решении этой проблемы главное место занимает озеленение и благоустройства территории в виде скверов, бульваров, парков культуры и отдыха. Таким образом, растительность может быть использована в архитектурном и планировочном решении каждого города для самых различных целей. Благодаря большому архитектурно-планировочному и санитарно-гигиеническому значению зеленые насаждения являются одним из основных слагаемых, образующих комплекс города

В данном проекте были выполнены следующие поставленные задачи:

1. Изучены теоретические и методические основы организации территории парка;

2. Выявлены особенности организации территории парка;

3. Оценено современное состояние территории;

4. Разработан проект организации территории (зонирование);.

5. Проведено благоустройство территории парка, которое включало в себя мероприятия по устройству развлекательных сооружений, детской и спортивной площадок, системы освещения, скамеек, беседок, урн, организация системы озеленения, создание дорожно-тропиночной сети.

Зоны разделены дорожно-тропиночной сетью. Парк был благоустроен для привлечения жителей, чтобы они могли отдыхать в свободное время от работы и учебы.

Библиография

Андреева, И. И. Ботаника: рек. УМО вузов РФ в качестве учебника для студентов вузов по напр. и спец. агрономического образования / И. И. Андреева, Л. С. Родман; Ассоциация "Агрообразование". - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: КолосС, 2010.

Атрощенко, Г. П. Плодовые деревья и кустарники для ландшафта [Текст]: учеб. пособие для подготовки бакалавров по направлению 110500 – «Садоводство» / Г. П. Атрощенко, Г. В. Щербакова., СПб. и др.: Лань, 2013. – 190 с.

Белько Т.В. Природные факторы в дизайне среды: ландшафтный дизайн, архитектурная бионика, города будущего: монография / Т. В. Белько; М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования "Поволж. гос. ун-т сервиса" (ФГБОУ ВПО "ПВГУС") Тольятти: ПВГУС, 2012. - 296 с.

Боговая, Инна Оскаровна. Озеленение населенных мест: учеб. пособие / И. О. Боговая, В. С. Теодоронский. - Изд. 2-е, стер. - СПб. [и др.] : Лань, 2012. - 239 с., [8] л. цв. ил.

  1. Городков, А. В. Экология визуальной среды [Текст]: учеб. пособие для вузов по направлению (специальностям) 280100 – «Природообустройство и во-допользование» / А. В. Городков, С. И. Салтанова., СПб. и др.: Лань, 2013. – 186 с.

Городков, А. В. Экология визуальной среды [Текст]: учеб. пособие для вузов по направлению (специальностям) 280100 – «Природообустройство и водопользование» / А. В. Городков, С. И. Салтанова., СПб. и др.: Лань, 2013. – 186 с.

Городков А.В. Архитектура, проектирование и организация культурных ландшафтов [Садово-парковое искусство]: учебное пособие / А. В. Городков: Санкт-Петербург: Проспект Науки, 2013. - 416 с.

Игнатьева М. Зеленая инфраструктура: от глобального к локальному [Озеленение городов и др. населенных пунктов]: сборник трудов международной конференции, 11-15 июня 2012 года, Санкт-Петербург, Россия, Упсала, Швеция / [ред.: Мария Игнатьева и др.]: Санкт-Петербург: Изд-во Политехн. ун-та, 2012. - 198 с.

Колесникова Е.Г. Вертикальное озеленение / Е. Г. Колесникова: Москва: АСТ Кладезь, 2013. - 46 с.

  1. Колесникова Е.Г. Вертикальное озеленение / Е. Г. Колесникова: Москва: АСТ Кладезь, 2013. - 46 с.

Котляр М.Я., Поломошнова Н.Ю. Основы ландшафтного дизайна: учебное пособие.- У лан-Удэ: Изд-во БГСХА им. В.Р. Филиппова, 2010

Основы фитоценологии: учебное пособие для студентов очного и заочного обучения по спец: 110100 (агроэкология), 120301 (землеустройство), 020200 (биология)/ ИрГСХА; сост. А. П. Полюшкин. - Иркутск: Изд-во ИрГСХА, 2010.

  1. Осипов Ю.К., Матехина О.В. МАЛЫЕ АРХИТЕКТУРНЫЕ ФОРМЫ В ПРОСТРАНСТВЕ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ

Перелыгина Е.Н. Макетирование [Ландшафтная архитектура и садово-парковое строительство]: учебное пособие / Е. Н. Перелыгина; М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования "Воронеж. гос. лесотехн. акад.": Воронеж: ФГБОУ ВПО "ВГЛТА", 2012. - 111 с.

Пойдина Т.В. Ландшафтное проектирование среды: садово-ландшафтное искусство в сибирском городе: учебное пособие / Т. В. Пойдина; М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Алт. гос. акад. культуры и искусств": Барнаул: Изд-во Алт. гос. акад. культуры и искусств, 2011. - 147 с.

Проектирование садов и парков = Garden and park planning : учебник / В. Ф. Гостев, Н. Н. Юскевич. - 2-е изд., стер. - СПб. [и др.]: Лань, 2012. – 339 с.

Сокольская О.Б. Специализированные объекты ландшафтной архитектуры: проектирование, строительство, содержание: Саратов: Новый Проект, 2014. - 701 с.

Чернышова Э.П., Григорьев А.Д. Ландшафтная организация городской среды: проектирование скверов и парков: учебное пособие: / Э. П. Чернышова, А. Д. Григорьев; М-во образования и науки Рос. Федерации, Магнитогор. гос. техн. ун-т им. Г. И. Носов: Магнитогорск: Изд-во Магнитогор. гос. техн. ун-та, 2013. - 290

Приложения

Таблица - 1

Английский или пейзажный ландшафтный дизайн

  • вертикальное озеленение;
  • обилие многолетних растений;
  • природный внешне водоем или ручей;
  • клумбы в виде цветочных «ковров» и холмиков;
  • буйство красок, цветовые контрасты.

C:\Users\Алина\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\Английский-стиль-min.jpg

Голландский стиль в ландшафтном дизайне

  • живая изгородь;
  • малое количество деревьев
  • миксбордеры вдоль садовых дорожек;
  • деревенский декор, забавные статуэтки;
  • клумбы в повозках.

C:\Users\Алина\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\Голландский-стиль-min.jpg

Кантри в ландшафтном дизайне (деревенский стиль)

  • простота и легкая хаотичность;
  • дорожки, посыпанные гравием или вымощенные камнями с зазорами, покрытыми травой;
  • наличие плодовых деревьев и огородных грядок;
  • цветы, растущие не только на клумбах;
  • ползучие, вьющиеся растения на заборах.

C:\Users\Алина\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\Кантри-min.jpg

Китайский стиль в ландшафтном дизайне

  • все предметы должны составлять единые, завершенные композиции;
  • сад обязан оздоравливать, быть «залом» для занятий цигун и медитации;
  • из любого места должен виднеться новый пейзаж, создавая впечатление безграничности ландшафта;
  • вода присутствует в ипостасях покоя и движения;
  • наличие чайной беседки в укромном закутке тоже обязательно.

C:\Users\Алина\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\Китайский-стиль-min.jpg

Ландшафт в стиле «русская усадьба»

  • античные скульптуры; искусственный пруд;
  • лужайки с дикой растительностью;
  • павильон или ротонда;
  • живые изгороди, приподнятые цветники;
  • кованые фонари.

C:\Users\Алина\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\Русский-стиль-min.jpg

Рисунок 1 - Люксембургский сад (Jardin du Luxembourg), Париж Люксембургский сад (Jardin du Luxembourg), Париж

Рисунок 2 - Петергоф (Peterhof), Санкт-Петербург Петергоф (Peterhof), Санкт-Петербург

Рисунок 3 - Сад Юйюань (Yu Garden), ШанхайСад Юйюань (Yu Garden), Шанхай

Рисунок 4 - Сады Боболи (Giardino di Boboli), ФлоренцияСады Боболи (Giardino di Boboli), Флоренция

Рисунок 5 - Сады Будхарт (Butchart), Ванкувер, КанадаСады Будхарт (Butchart), Ванкувер, Канада

Рисунок 6 - Центральный парк (Central Park), Нью-ЙоркЦентральный парк (Central Park), Нью-Йорк

  1. Городков, А. В. Экология визуальной среды [Текст]: учеб. пособие для вузов по направлению (специальностям) 280100 – «Природообустройство и во-допользование» / А. В. Городков, С. И. Салтанова., СПб. и др.: Лань, 2013. – 186 с.

  2. Колесникова Е.Г. Вертикальное озеленение / Е. Г. Колесникова: Москва: АСТ Кладезь, 2013. - 46 с.

  3. Котляр М.Я., Поломошнова Н.Ю. Основы ландшафтного дизайна: учебное пособие.- У лан-Удэ: Изд-во БГСХА им. В.Р. Филиппова, 2010

  4. Ю.К. Осипов, О.В. Матехина

    Сибирский государственный индустриальный университет

    МАЛЫЕ АРХИТЕКТУРНЫЕ ФОРМЫ В ПРОСТРАНСТВЕ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ

  5. Перелыгина Е.Н. Макетирование [Ландшафтная архитектура и садово-парковое строительство]: учебное пособие / Е. Н. Перелыгина; М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования "Воронеж. гос. лесотехн. акад.": Воронеж: ФГБОУ ВПО "ВГЛТА", 2012. - 111 с.

  6. Проектирование садов и парков = Garden and park planning : учебник / В. Ф. Гостев, Н. Н. Юскевич. - 2-е изд., стер. - СПб. [и др.]: Лань, 2012. – 339 с.

  7. Сокольская О.Б. Специализированные объекты ландшафтной архитектуры: проектирование, строительство, содержание: Саратов: Новый Проект, 2014. - 701 с.

  8. Чернышова Э.П., Григорьев А.Д. Ландшафтная организация городской среды: проектирование скверов и парков: учебное пособие: / Э. П. Чернышова, А. Д. Григорьев; М-во образования и науки Рос. Федерации, Магнитогор. гос. техн. ун-т им. Г. И. Носов: Магнитогорск: Изд-во Магнитогор. гос. техн. ун-та, 2013. - 290 с

  9. Белько Т.В. Природные факторы в дизайне среды: ландшафтный дизайн, архитектурная бионика, города будущего: монография / Т. В. Белько; М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования "Поволж. гос. ун-т сервиса" (ФГБОУ ВПО "ПВГУС") Тольятти: ПВГУС, 2012. - 296 с.

  10. Боговая, Инна Оскаровна. Озеленение населенных мест: учеб. пособие / И. О. Бо-говая, В. С. Теодоронский. - Изд. 2-е, стер. - СПб. [и др.] : Лань, 2012. - 239 с., [8] л. цв. ил.

  11. Городков А.В. Архитектура, проектирование и организация культурных ландшафтов [Садово-парковое искусство]: учебное пособие / А. В. Городков: Санкт-Петербург: Проспект Науки, 2013. - 416 с.

  12. Игнатьева М. Зеленая инфраструктура: от глобального к локальному [Озеленение городов и др. населенных пунктов]: сборник трудов международной конференции, 11-15 июня 2012 года, Санкт-Петербург, Россия, Упсала, Швеция / [ред.: Мария Игнатьева и др.]: Санкт-Петербург: Изд-во Политехн. ун-та, 2012. - 198 с.

  13. Колесникова Е.Г. Вертикальное озеленение / Е. Г. Колесникова: Москва: АСТ Кладезь, 2013. - 46 с.

  14. Основы фитоценологии: учебное пособие для студентов очного и заочного обучения по спец: 110100 (агроэкология), 120301 (землеустройство), 020200 (биология)/ ИрГСХА; сост. А. П. Полюшкин. - Иркутск: Изд-во ИрГСХА, 2010.

  15. Городков, А. В. Экология визуальной среды [Текст]: учеб. пособие для вузов по направлению (специальностям) 280100 – «Природообустройство и водопользование» / А. В. Городков, С. И. Салтанова., СПб. и др.: Лань, 2013. – 186 с.

  16. Городков, А. В. Архитектура, проектирование и организация культурных ландшафтов [Текст]: учеб. пособие для вузов по направлению 280100 «Природообустройство и водопользование» / А. В. Городков. СПб.: Проспект Науки, 2013. – 414 с.

  17. Пойдина Т.В. Ландшафтное проектирование среды: садово-ландшафтное искусство в сибирском городе: учебное пособие / Т. В. Пойдина; М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Алт. гос. акад. культуры и искусств": Барнаул: Изд-во Алт. гос. акад. культуры и искусств, 2011. - 147 с.

  18. Городков, А. В. Архитектура, проектирование и организация культурных ландшафтов [Текст]: учеб. пособие для вузов по направлению 280100 «Природообустройство и водопользование» / А. В. Городков. СПб.: Проспект Науки, 2013. – 414 с.

  19. Андреева, И. И. Ботаника: рек. УМО вузов РФ в качестве учебника для студентов вузов по напр. и спец. агрономического образования / И. И. Андреева, Л. С. Родман; Ассоциация "Агрообразование". - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: КолосС, 2010.

  20. Атрощенко, Г. П. Плодовые деревья и кустарники для ландшафта [Текст]: учеб. пособие для подготовки бакалавров по направлению 110500 – «Садоводство» / Г. П. Атрощенко, Г. В. Щербакова., СПб. и др.: Лань, 2013. – 190 с.

  21. Сокольская, О. Б. Специализированные объекты ландшафтной архитектуры: Проектирование, строительство, содержание [Текст]: учеб. пособие для ле-сотехн. и архитектур. вузов / О. Б. Сокольская, В. С. Теодоронский., СПб. и др.:Лань, 2015. – 720 с.

  22. Городков, А. В. Экология визуальной среды [Текст]: учеб. пособие для вузов по направлению (специальностям) 280100 – «Природообустройство и водопользование» / А. В. Городков, С. И. Салтанова., СПб. и др.: Лань, 2013. – 186 с.

  23. Чернышова Э.П., Григорьев А.Д. Ландшафтная организация городской среды: проектирование скверов и парков: учебное пособие: / Э. П. Чернышова, А. Д. Григорьев; М-во образования и науки Рос. Федерации, Магнитогор. гос. техн. ун-т им. Г. И. Носов: Магнитогорск: Изд-во Магнитогор. гос. техн. ун-та, 2013. - 290 с