Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Проблема личности в социальной психологии (Социально – психологические теории личности)

Содержание:

Введение

Личность изучается не только в социологии и психологии.

Личность в психологии - это интегральное социальное качество человека, связанное с присущими ему психологическими особенностями, характеризующее его социальный облик, выступающее регулятором социально значимого поведения и определяющее его социальное положение.

Так же большое значение проблеме личности придается в социальной психологии. В этой науке личность имеет особую специфику.

Социальная психология - научная дисциплина, родившаяся на стыке двух наук (психологии и социологии), что вносит определенные трудности в формулирование предмета исследования социальной психологии, в определение круга изучаемых проблем.

Личность в социально-психологической науке - это конкретный человек, обладающий сознанием и психическими качествами, характеризующими его как представителя современной человеческой цивилизации, как члена конкретной социальной группы, способного адекватно жить и заниматься определенной деятельность среди людей, а также уважать, защищать и создавать социальные ценности.

Специфика социально-психологического подхода к пониманию личности заключается в следующем: он объясняет механизмы социализации личности; раскрывает ее социально-психологическую структуру; позволяет диагностировать данную структуру характеристик личности и влиять на нее.

Далее мы подробнее рассмотрим проблему личности в социальной психологии.

Представление о предмете социально-психологической науки, которое могут создать подобные определения, не подтверждается, однако, реальным положением дел в данной области знания. Здесь нет необходимости касаться идущих многие годы споров о предмете социальной психологии, иллюстрировать отмечаемый многими ее представителями факт нечеткости ее границ и структуры, «кризис идентичности»,  ощущение неясности собственного лица, который испытывает социальная психология в последние десятилетия. Важно отметить лишь две принципиальные особенности социально-психологической науки, сложившиеся в результате ее почти векового исторического развития. Во-первых, при всем многообразии конкретных интересов социо психологов и разрабатываемых ими сюжетов их интересуют главным образом те психические феномены, которые формируются на основе непосредственных, «контактных» отношений между людьми. Прежде всего под этим углом зрения и в этих рамках социальная психология изучает социальное влияние и конформизм, процессы социализации индивида, динамику установок (аттитюдов) и ценностей людей, внутригрупповые отношения и лидерство, межгрупповые конфликты и многое, многое другое. Автор одной из наиболее известных обобщающих работ по социальной психологии Т. Шибутани считает основополагающим для сферы ее интересов .

ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Задача же социальной психологии - «раскрыть всю структурную сложность личности, которая является одновременно как объектом, так и субъектом общественных отношений...»

Социальная психология - наука, изучающая психологические явления (процессы, состояния и свойства), характеризующие индивида и группу как субъектов социального взаимодействия.

Предмет социальной психологии - система социально-психологических явлений, базирующихся на психическом взаимодействии людей, в связи с чем социальная психология изучает:

• психологические процессы, состояния и свойства индивида, которые проявляются в результате его включения в отношения с другими людьми, в различные социальные группы (семью, учебные и трудовые группы и т.д.) и в целом в систему социальных отношений (экономических, политических, управленческих, правовых и др.), наиболее часто изучаются общительность, агрессивность, совместимость с другими людьми, конфликтогенность и др.;

• феномен взаимодействия между людьми, например, супружеского, дет-ско-родительского, педагогического, психотерапевтического и т.д.; при этом взаимодействие может быть не только межличностным, но и между личностью и группой, а также межгрупповым;

• психологические процессы, состояния и свойства различных социальных групп как целостных образований, отличающихся друг от друга и не сводимых к какому бы то ни было индивиду; наибольший интерес социальных психологов вызывают исследования социально-психологического климата группы и конфликтных отношений (групповых состояний), лидерства и групповых действий (групповых процессов), сплоченности, сработанности и конфликтности (групповых свойств) и др.;

• массовые психические явления, такие как поведение толпы, паника, слухи, мода, массовые энтузиазм, ликование, апатия, страхи и т.д.

3. Фрейд. Теоретической основой социально-психологических воззрений Фрейда было его убеждение в том, что человек (личность) и общество навсегда обречены на состояние конфронтации и враждебности. Причина этой конфронтации кроется в плохо управляемых влечениях Ид, которые никак не согласуются с условиями физической реальности и социальной действительности. Эго и СуперЭго призваны лишь как-то примирить эти влечения с требованиями действительности, придав им более или менее приемлемую форму.

Формирование социальных отношений в обществе зависит, по Фрейду, от отношений ребенка с матерью и отцом. Отношения с матерью составляют прообраз, или модель, того, как взрослый человек будет соотносить себя с обществом. Наиболее характерной чертой этих отношений является амбивалентность чувств. Мать, как необходимое условие существования ребенка, как источник всех позитивных эмоций для него, становится предметом любви. Но она также олицетворяет всякого рода ограничения и запреты и в этом качестве превращается для ребенка в объект враждебности и даже ненависти. Такого рода амбивалентность чувств накладывает свою печать на отношения личности с обществом, в которых объединяются и чувство лояльности, и чувство враждебности.

В конечном итоге Фрейд пришел к убеждению, что два начала в человеческой психике лежат в основе цивилизации. Инстинкт жизни (Эрос), питаемый энергией либидо и объединяющий «...разрозненных человеческих индивидов, потом их семьи, затем расы, народы, нации в одно великое единство, единство человечества», являющийся проявлением агрессивности человека, враждебности всех против всех, который «препятствует осуществлению программы цивилизации».
Инстинкт жизни питает либидо, то есть энергия, имеющая сексуальное происхождение, что вполне логично с точки зрения сохранения человеческого вида и цивилизации, а на вопрос о том, какой же энергией питается инстинкт смерти, Фрейд ответа не нашел.

Отличие такого подхода от социологического заключается не в том, что для социальной психологии не важно, каким образом в личности представлены социально-типические черты, а в том, что она выявляет, как сформировались эти социально-типические черты, почему в одних условиях они проявлялись в полной мере, а в других возникли какие-то иные вопреки принадлежности личности к определенной социальной группе.

На микросреду формирования личности, хотя это не означает отказа от исследования и макросреды ее формирования. В большей мере, чем в социологическом подходе, здесь принимаются в расчет такие регуляторы поведения и деятельности личности, как вся система межличностных отношений и их эмоциональная регуляция.

Можно сказать, что для социальной психологии главным ориентиром в исследовании личности является взаимоотношение личности с группой .На основании таких отличий социально-психологического подхода от социологического и общепсихологического можно вычленить проблематику личности в социальной психологии.

Для выявления того, через посредство каких групп осуществляется влияние общества на личность, важно изучение конкретного жизненного пути личности, тех ячеек микро- и макросреды, через которые он проходит. Говоря традиционным языком социальной психологии, это проблема социализации. Несмотря на возможность выделения в этой проблеме социологических и общепсихологических аспектов, это - специфическая проблема именно социальной психологии личности.

Итогом исследования проблем личности в социальной психологии следует считать интегрирование личности в группе: выявление тех качеств личности, которые формируются и проявляются в группе, возникающее на основе рефлексии этих качеств чувство групповой принадлежности. На языке традиционной социальной психологии эта проблема называется проблемой социальной идентичности личности. Как и в первых двух случаях, несмотря на наличие в проблематике социологических и общепсихологических аспектов, в своем полном объеме - это проблема социальной психологии.

Проблема личности является не только проб­лемой всей совокупности психологических наук, и поэто­му, даже если мы определим «границы» между ними в подходе к личности , мы не решим вопрос о специфике анализа полностью. В настоящее время в современном обществе под влиянием научно-технической революции интерес к проблемам возможностей человеческой лично­сти настолько велик, что практически все общественные науки обращаются к этому предмету исследования; проблема личности стоит в центре и философского и социо­логического знания; ею занимается и этика, и педагогика, и генетика. Можно, конечно, пренебречь точным обозначением сферы и угла зрения в исследовании это­го, действительно общезначимого, феномена и действовать по принципу «все, что будет познано и описано, бу­дет полезно». Но, хотя с практической точки зрения в таком рассуждении и есть резон, вряд ли такой подход способствует повышению эффективности исследований. К тому же для каждой научной дисциплины важна внутренняя логика, и она требует более точного самооп­ределения в изучении тех проблем, которые представляют интерес для многих наук.

Разведение направлений такого всеобщего интереса к проблеме личности кажется особенно важным в усло­виях социалистического общества. С одной стороны, это обусловлено тем, что важнейшая задача, поставленная на современном этапе,— это задача формирования все­сторонне развитой, гармонической личности, и решить ее можно только совместными усилиями всех имеющих отношение к делу научных дисциплин. Совместность та­ких усилий предполагает комплексный подход к иссле­дованию личности, а он возможен лишь при достаточно точном определении области поиска для каждой из во­влеченных дисциплин. С другой стороны, выявление спе­цифики социально-психологического подход к личности имеет для развития советской психологической науки особое методологическое значение, поскольку затрагива­ет вопрос об отношениях общей и социальной психоло­гии, вопрос, который решается принципиально по-иному по сравнению с тем, как это имеет место в различных системах психологического знания на Западе. Методологическая и теоретическая ориентация советской психо­логической науки совершенно по-иному задаст постанов­ку в ней проблемы личности.

Предмет исследования- проблемы личности в социальной психологии. 
Теоретико-методологическим основанием исследованием являются кон-цептуальные подходы, раскрывающие специфику развития человека и систему детерминант, задающих психическое и личностное развитие. 
Гипотеза исследования. Предположение о том, что основными проблема-ми в социальной психологии являются проблемы личности. 

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы нами были определены следующие задачи исследования: 

1. Обобщить теоретические и эмпирические исследования, раскрываю-щие социально-психологическую сущность личности, особенности её станов-ления, детерминанты возникновения социального поведения ; 

2. Выявить проблемы личности в социальной психологии 

3. Исследовать причины и условия возникновения проблемы индивиду-альных качеств личности. 

2. Социально – психологические теории личности

Личность в социально-психологической теории - это совокупность процессов, работающих как динамический центр, их функция - регуляция межличностных отношений. Некоторым из внутренних процессов личности Гарри Салливан придает особое значение. Из наиболее важных элементов он выделяет динамизмы, персонификации и когнитивные процессы.

Существуют различные социально-психологические теории личности: американские, европейские, восточные, отечественные. Из их числа можно выделить психодинамические, бихевиористские, когнитивные, гуманистические, ролевые теории личности, теорию Маслоу о само актуализации «Я», теории зеркального «Я» («Я-концепцию»), экзистенциальные. Среди отечественных социально-психологических теорий личности можно выделить: теорию отношений В.Н.Мясищева, теорию установки Д.Н.Узнадзе, диспозиционную теорию личности, структуру личности К. К. Платонова, теорию интегральной индивидуальности.

Эти теории позволяют говорить о личности не только как об индивидуальном, но и как о типичном социально-психологическом явлении.

Одним из важных направлений социально-психологического анализа типов личности, в частности поведения в обществе, является сравнение по параметру отношений одних людей к другим. Американский психолог А.Маслоу в своих работах о само актуализации «Я» неоднократно подчеркивал, что один человек может относиться к другому как к самому себе, а этот другой может воспринимать окружающих его людей так же, как он воспринимает вещи, и соответственно с ними обращаться. Огромное значение Фрейд придавал детским сексуальным переживаниям. Общеизвестен предложенный им комплекс Эдипа, основу которого составляет запретная любовь мальчика к собственной матери и отсюда ненависть к собственному от Цу. В своем психо - сексуальном развитии человек проходит различные фазы, которые Фрейд подробно рассматривал в контексте формирования характера и будущих психологических проблем индивида

С точки зрения гуманистической психологии люди - в высшей степени сознательные и разумные создания без доминирующих бессознательных потребностей и конфликтов. В этом гуманистическое направление существенно отличается от психоанализа, который представляет человека как существо с инстинктивными и интрапсихическими конфликтами, и сторонников бихевиоризма, трактующих людей практически как послушных и пассивных жертв сил окружающей среды. Сторонниками гуманистических взглядов, Рассматривающих людей, как активных творцов собственной жизни, обладающих свободой выбирать и развивать стиль жизни, который ограничен только физическими или социальными воздействиями можно назвать таких видных теоретиков, как Фром, Келли и Роджерс, однако именно А. Маслоу получил всеобщее признание как выдающийся представитель гуманистической теории личности. Его теория само актуализации личности, основанная на изучении здоровых и зрелых людей, ясно показывает основные темы и положения, характерные для гуманистического направления.

Но несмотря на то, что становлению отводится большая роль, гуманистические психологи признают, что поиск подлинного смысла жизни не легок. Другой взгляд можно охарактеризовать как феноменологический или “здесь и сейчас”. В основе этого направления лежит реальность субъективная, или личная, но не объективная, т.е. подчеркивается значение субъективного опыта как основного феномена в изучении и понимании человека. Теоретические построения и внешнее поведение являются вторичными по отношению к непосредственному опыту и его уникальному значению для того, кто его переживает.

И наконец, следует сказать несколько слов о некоторых видах или типах социальных установок. Прежде всего, часто выделяется в особый вид так называемая перцептивная установка, означающая предрасположенность индивида к определенной интерпретации воспринимаемых элементов действительности. Другие две важные разновидности социальной установки – это стереотип и предрассудки. От обычной социальной установки стереотипы и предрассудки отличаются, прежде всего, содержанием своего когнитивного компонента. Стереотип – это социальная установка с застывшим, нередко обедненным содержанием когнитивного компонента. Когда говорят о стереотипном мышлении, имеется в виду ограниченность, упрощенность и поверхностность представлений человека о тех или иных объектах действительности или о способах взаимодействия с ними.

Причинами возникновения стереотипов обычно бывают недостаток знаний, догматичное воспитание, неразвитость личности или остановка по каким-либо причинам процессов ее развития. Предрассудок – это социальная установка с искаженным содержанием ее когнитивного компонента, вследствие чего индивид воспринимает некоторые социальные объекты в неадекватном виде. Основная причина формирования предрассудков кроется в неразвитости когнитивной сферы личности, благодаря чему индивид некритично воспринимает влияние соответствующей среды. Поэтому чаще всего предрассудки возникают в детстве, когда у ребенка еще нет или почти нет адекватных знаний о том или ином социальном объекте, но под воздействием родителей и ближайшего окружения уже формируется определенное эмоционально-оценочное отношение к нему. Повлиять на формирование или закрепление предрассудка может и соответствующий жизненный опыт индивида, эмоционально-пережитый, но недостаточно критично интерпретированный. Если объектом стереотипа или предрассудка выступает другой человек, то часто ведущими признаками оказываются его внешний вид, пол, профессия, национальная принадлежность, а другие признаки неоправданно игнорируются. Наиболее характерной особенностью восприятия на основе стереотипов и предрассудков является деление людей на «своих» и «чужих», при этом «своим» приписываются отличия по положительным качествам (авто-стереотип), а «чужие» наделяются негативными оценками (гетеро-стереотип).

3. Соотношение понятий: человек индивид, личность индивидуальность

Личность - это конкретный человек, являющийся представителем определенного общества, определенной социальной группы, занимающийся конкретным видом деятельности, осознающий свое отношение к окружающему и наделенный определенными индивидуально-психологическими особенностями.

Индивид – слово латинского происхождения («individuum»), что в переводе означает «нераздельный». Это отдельный самостоятельный организм, биологическое существо, представитель человеческого сообщества. Индивид – это человек как единичное человеческое существо, представитель вида Homo sapiens, продукт единства врожденного и приобретенного, нос

Большинство психологов считает, что личностью можно назвать каждого человека, но делают некоторые уточнения. Новорожденного ребенка, подростка, человека юношеского возраста более правильно считать подрастающей, развивающейся личностью. Они являются носителями задатков будущей личности – будущей целостной системы свойств.

Известный отечественный психолог Л. И. Божович считала, что личностью следует называть человека, который достигает определенного уровня психического развития, для которого характерным является восприятие себя как единого целого, отличного от других. Это значит, что личностью можно назвать человека, достигшего такого уровня психического развития, который делает его способным руководить собственным поведением и деятельностью, а в некоторой степени даже психическим развитием.

Личность человека как члена общества находится в сфере влияния различных отношений, складывающихся, прежде всего в процессе производства и потребления материальных благ.

Личность находится также в сфере политических отношений. От того, свободна ли она или угнетена, имеет политические права или нет, может реально избирать и быть избранной, обсуждать вопросы общественной жизни или является исполнительницей воли господствующего класса, зависит психология личности.

Личность находится в сфере действия идеологических отношений. Идеология как система идей об обществе оказывает огромное влияние на личность, во многом формирует содержание ее психологии, мировоззрение, индивидуальные и социальные установки.

В понятиях «личность» и «индивидуальность» заключены различные измерения духовной сущности человека. Со словом «личность» обычно употребляют такие эпитеты, как сильная, энергичная, независимая, подчеркивая тем самым ее деятельно странную представленность в глазах других. Об индивидуальности мы чаще говорим – яркая , неповторимая, творческая.

Становление индивидуальности есть процесс индивидуализации объекта. Индивидуализация - это процесс самоопределения и обособления личности, ее выделенность из сообщества, оформление ее отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальностью личность - это самобытный, активно и творчески проявивший себя в жизни человек.
Таким образом, человек- это социально-биологическое существо, причем в условиях современной цивилизации в силу воспитания, законов, моральных норм социальное начало человека контролирует биологическое.
Жизнь, развитие, воспитание в обществе- ключевое условие нормального развития человека, развития в нем всевозможных качеств, превращения в личность. Известны случаи, когда люди с рождения жили вне человеческого общества, воспитывались среди животных. В таких случаях из двух начал, социального и биологического, в человеке оставалось только одно- биологическое. Такие люди усваивали привычки животных, теряли способность к членораздельной речи, сильно отставали в умственном развитии и даже после возвращения в человеческое общество не приживались в нем.

Заключение

Итак, я попыталась понять и исследовать личность как психологическое новообразование, которое формируется непосредственно в жизненных отношениях индивида, в результате некоего преобразования его деятельности.

Но для этого необходимо с самого порога отбросить представления и изначальные положения о личности как о продукте совокупного воздействия разных сил, из которых одна скрыта, как кот в мешке, "за поверхностью кожи" человека, а другая лежит совершенно, казалось бы, в другой, во внешней среде. И это происходит всегда, как бы мы эту силу ни трактовали - как силу воздействия стимульных ситуаций, культурных матриц или социальных "экспектаций".

Ведь никакое из этих развитий непосредственно не выводится из того спектра, что представляет собой только лишь необходимые его предпосылки, сколь бы детально мы их ни описывали. Сам марксистский диалектический метод требует подхода такого, что необходимо идти дальше и исследовать развитие как процесс так называемого "самодвижения", то есть исследовать его внутренние движущие отношения, противоречия и взаимные переходы, так что его предпосылки положения выступают как в нем же трансформирующиеся, так и его собственные моменты.

Другими словами, социальная психология дает понять, что в отличие от индивида личность человека совершенно ни в коем смысле не представляется собой предсуществующей посылкой по отношению к его деятельности, как и его сознание, она ею порождается.

Как исследование, так и изучение процесса рождения и трансформаций, дифференциаций личности человека в его деятельности, протекающей в конкретных социальных условиях внешней среды и общества, и является ключом к ее подлинно научному психологическому пониманию.

Понятие личности фиксирует социально значимые черты человека, свойственные ему как отдельному человеку. Личность -- это мера присвоения человеком социальной сущности в данных социокультурных условиях. Каждый человек не в равной мере включает в основание своей деятельности общезначимые нормы, правила, ценности и т.п. Этот процесс связан с его индивидуальностью. Если личность есть персонификация общественных отношений, то конкретная личность выражает свою общественную сущность в форме индивидуальности, которая является характеристикой конкретной личности, выражая способ ее бытия как субъекта самостоятельной деятельности. Индивидуальное «Я» составляет центр личности, ее внутреннее ядро. Личность представляет собой единство социального и индивидуального, сущности и существования.

Смысл жизни человека раскрывается в многообразных видах деятельности- в труде, воспитании, семейной жизни, увлечении наукой, литературой и искусством, в активной общественной деятельности и т. д. При этом труд и производство -- не самоцель, а необходимая предпосылка и реальная основа создания объективных условий для того, чтобы каждый человек мог проявить себя, развернуть свои способности, обнаружить таланты, то есть чтобы он имел реальную возможность свободно развиваться как творчески деятельная личность.

Призвание, назначение каждого человека не в том, чтобы готовить себя к «потусторонней жизни», но и не в том, чтобы стремиться к неограниченному удовлетворению своих биологических потребностей и инстинктов, а в том, чтобы всесторонне развивать свои физические и духовные силы, все свои способности. В борьбе за земные цели, за создание достойных человека условий жизни, в борьбе с многоликими формами зла формируется человек большой души и светлой мечты, преисполненный веры в значительность выбранных им ценностей, ради которых стоит жить.

Соотношение индивидуальности и личности определяется тем, что это два способа бытия человека, два его различных определения. Несовпадение же этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два отличающихся процесса становления личности и индивидуальности.

Список использованных источников

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.-214 с. [Электронный ресурс]

2. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического анализа. М., 1988- 124 с.

3. Кон И.С. Социология личности. М., 1967-243с.

4. Ковалев А.Г. Психология личности. М., 1970-211 с

5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975-186 с.

6. 1111Парыгин Б.Я. Основы социально-психологической теории. М., 1971.

7. Платонов К.К. Социально-психологический аспект проблемы личности в истории советской психологии // Социальная психология личности. М., 1979-86 с.

8. Дунаева Н.Н. Философия. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.

9. Жаринов В.М. Философия. - М.: Приор-издат, 2005.

10. Философия. / Под ред. Зотова А.Ф. и др. - М.: Мысль, 2003.