Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Приладка, треппинг и overprint в полиграфии

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность данной темы заключается в том, что не так давно правильно расставить треппинг и оверпринты так же, как и выполнить спуски полос было достаточно важным элементом работы дизайнера-верстальщика. Так как это позволяло сэкономить время производства полиграфической продукции, деньги на ее производство и получить желаемый результат. Однако, с ростом этого бизнеса в России изменились и требования типографий к макетам. Репроцентры вооружились мощными программами, позволяющими быстро, в автоматическом режиме выполнять всю необходимую предпроизводственную подготовку макетов и давно уже не берут за нее деньги. В большинстве случаев, расставленные в графических редакторах оверпринты и треппинги попросту игнорируются при выводе пленок. В некоторых же репроцентрах без проблем могут оставить включенные дизайнером оверпринты, не предупреждая об их наличии, и вся ответственность за качество будущей продукции ляжет на того, кто делал макет. Так что перед тем, как отправить файл в типографию, нужно прочитать внимательно их требования к файлам. Нужно быть предельно внимательным при выставлении таких атрибутов, как треппинг и оверпринт. Оверпринт и треппинг — одна из самых трудных тем в препрессе, поэтому необходимо рассмотреть базовые понятия, которые помогут распознать возможные проблемы с цветоналожением на печати. Краски CMYK достаточно прозрачны и, смешиваясь между собой, создают различные цвета и оттенки. Когда накладываются два разноцветных объекта, для сохранения нужного цвета программы делают в нижнем объекте вырубку по форме верхнего. На мониторе проблемы не возникает, так как вырубка находится точно под объектом. Однако при печати небольшое смещение красочных фотоформ может привести к незапечатанным областям вокруг верхнего объекта. Для устранения подобного были придуманы метод наложения красок и цветовые ловушки. Однако гарантировать точную приводку всех объектов на каждом листе бумаги в печатной машине невозможно, вследствие чего наблюдаются случаи неприводки красок. В результате неприводки возникает нежелательный зазор между красками. Неприводку можно компенсировать, если немного расширить объект, чтобы он незначительно накладывался на объект другого цвета; этот процесс известен как треппинг. По умолчанию при размещении одной краски поверх другой происходит маскирование, то есть удаление расположенной ниже краски, что препятствует нежелательному смешению цветов. Актуальность данной темы: рассмотреть приладку, треппинг и overprint в полиграфии, и на основе теоретического и практического анализов, произвести обзор. Объект исследования: дать определение понятиям: процесс предпечатной подготовки. Предмет исследования: комплекс мероприятий, направленных на выполнение предпечатной подготовки. Цель работы: Изучить приладку, треппинг и overprint в полиграфии. Задачи: Рассмотреть базовые понятия, которые помогут распознать возможные проблемы с цветоналожением на печати.

Глава 1. ЭЛЕМЕНТЫ ВНЕШНЕГО ОФОРМЛЕНИЯ МНОГОПОЛОСНОГО ИЗДАНИЯ

1.1. Этапы предпечатной подготовки, осуществляемой в типографии

Этап 1. Дизайн (разрабатывается макет и общая статистика проекта).

Первым шагом создания проекта является тщательное планирование внешнего оформления. Для того чтобы приступить к осуществлению задуманной стратегии, необходимо иметь чётко сформулированную общую концепцию, целостный стиль и представлять конечный результат, к которому вы стремитесь. Из этого следует, что допечатная подготовка изображений – это дизайн проекта, который служит базовой основой для дальнейших действий и является фундаментом, влияющим на всю структуру работы. Грамотно сформированный внешний образ товара во многом определяет, насколько он будет востребован целевой аудиторией, что, в свою очередь, напрямую влияет на прибыль от продажи данного продукта. Допечатная подготовка дизайна – это, как правило, длительная процедура. Она взаимосвязана со множеством других аспектов, а также требует тщательной концентрации и пристального внимания. Это обусловлено тем, что грамотно разработанный дизайн обеспечивает быструю окупаемость расходов в кратчайшие сроки. Конечный результат на данном этапе должен привлекать потенциального потребителя, отличаться простотой и, вместе с тем, оригинальностью. Также особое внимание следует уделить подбору цветового фона. Этап 2. Верстка. Самое главное условие этого процесса – не допустить расположения значимых элементов вблизи линии реза и в области корешка. Обычно размер данной величины составляет не менее 5 мм. С особым вниманием следует отнестись к скреплению посредством метода КБС и проклейке по корешку – в этом случае фрагменты должны находиться друг от друга на расстоянии 7-8 мм. Затем следует грамотно расположить на полосе элементы, идущие на вылет (англ. bleed), размер которых также должен соответствовать установленным параметрам, обычно 5 мм. При правильном размещении объектов важно не допустить никаких искажений. По этой причине иногда приходится увеличивать вылеты. Один из главных аспектов работы заключается в грамотном расположении изображений на развороте. Желательно не размещать в этой области лица людей. Дополнительные трудности возникают при скреплении КБС, поскольку в этом случае необходимо делать раздвижку. Также важно учитывать, что при методе скрепления ВШРА внешние тетради получаются длиннее внутренних. Те типографии, которые разрабатывают спусковую схему в Preps 5.3, не владеют функцией автоматической сдвижки полос, поскольку данная программа выполняет её некорректно. Это обязательно следует учесть в процессе работы. Можно сделать сдвижку вручную или отказаться от крупных объектов, размещённых вблизи линии реза. Таким образом осуществляется вёрстка и допечатная подготовка на данной стадии. Этап 3. Цветокоррекция. Эта процедура также необходима перед тем, как выпустить готовый продукт в печать. Абсолютное большинство рекламных носителей в той или иной степени нуждается в коррекции, в процессе которой первоначальный макет обретает свои естественные цвета. Лучше всего подготовить образец будущего продукта, в котором можно отобразить запланированные оттенки, чтобы легче было соотнести его с конечным результатом. Как правило, у цветокорректора два этапа работы с изображениями, составляющие грамотно организованный процесс допечатной подготовки. Сначала осуществляют предварительную (первичную) обработку изображений. К этому этапу обычно относят цветокоррекцию, обтравку, total ink limit в соответствии с выбранным типом печати и особенностями бумаги. Также переименовываются исходные файлы согласно условным требованиям (названия должны быть выполнены латинскими буквами, без пробелов), и изображения сохраняются в нужном формате, как правило, tiff и psd. Следующий этап заключается в том, что специалист по цветокоррекции работает с вёрсткой. Наращивает вылеты по мере необходимости, изображения преобразует в стопроцентный масштаб и устанавливает разрешение в соответствии с выбранной печати. Завершается данный процесс процедурой обработки иллюстраций.

Этап 4. Работа оператора допечатной подготовки. Этот специалист приступает к работе с материалом, уже изученным и исправленным корректором. Основными задачами оператора допечатной подготовки являются проверка вёрстки с точки зрения соответствия техническим требованиям типографии и последующая запись в формате PDF. Это, в свою очередь, требует правильной конфигурации среды ОС и настройки программы. На оператора допечатной подготовки ложится большая ответственность, поскольку от того, насколько грамотно он выполнит свои задачи, зависит эффективность всего процесса в целом. Специалист должен обладать определённым набором знаний азов и нормативов, а также отлично разбираться в технических требованиях. Профессиональный оператор ориентируется в наиболее распространённых видах полиграфических браков и прилагает все усилия, чтобы их избежать.

Этап 5. Изготовление печатных форм. Чтобы осуществить процесс изготовления с помощью офсетного способа, необходима печатная форма. С этой целью применяют два основных метода: с фотоплёнкой (процедура состоит из 2 этапов) и без неё. Первая технология используется уже довольно длительное время. На специализированном устройстве производится вывод фотоформы, которая в дальнейшем переходит в печать (технология CtF). Другой метод появился относительно недавно и тем не менее является весьма перспективным. Его преимущество заключается в том, что он осуществляет операцию в один шаг – выводит печатные формы на CtP. Чтобы использовать любую из двух технологий, получившийся файл необходимо преобразовать в тот формат, который будет прочитан устройством вывода, иначе эта процедура называется растрированием. Данный процесс является достаточно сложным, и для его реализации вам потребуется очень мощный компьютер, который посредством специальных программ (RIP) имеющийся документ переведёт в нужный вам формат, как правило, PostScript или PDF. В том случае, когда процедура изготовления изделия проходит в 2 этапа, файл, сформированный в процессе преобразования, сначала печатают, используя специальную фотоплёнку. Получившийся результат применяют на следующем этапе изготовления макета, предназначенного для дальнейшей реализации. Особенность данной стадии заключается в том, что офсетные пластины печатаются в специальных копировальных рамах с помощью использования фотоформ. В результате получают готовые изделия, которые в дальнейшем устанавливаются в печатной машине. Укороченный процесс, занимающий только 1 этап, проходит проще, поскольку фотоплёнку исключают из процедуры получения формы. После преобразования документа в нужный формат с помощью программы RIP его не выводят на фотоплёнку, а экспонируют специальный полимер, используемый, как печатная форма, после того, как его проявили.

1.2. Понятие приладка (приводка)

Приладка печатной машины предполагает подготовку её к процессу печати, что включает в себя установку печатных форм, совмещение изображения на оттиске, регулировка правильной подачи краски и т.д. Качество определяет суть существования самой полиграфии. Этому вопросу придаётся особое значение. Качество печати стремятся повысить любыми способами. Одной из самых значимых причин, оказывающих влияние на качество печати тиража, является правильная приладка. Если допустить погрешности и ошибки при приладке, то можно нанести серьезный ущерб качеству продукции полиграфии. Грамотно выполненная приводка при производстве печатной формы предполагает облегчение правильной приладки и сокращение времени, необходимого для этого.

Осуществление правильной приладки легче всего достигается по метке, которая предназначена контролировать фальцовку. Проверить насколько правильно расположены эти метки, можно посредством проведения фальцовки пробного листа формата А4 - в продольном направлении, формата А5 - во взаимно перпендикулярных направлениях. Особенно имеет значение точность приладки при производстве изделий, процесс производства которых включает в себя проведение многочисленных операций разрезки. Наглядным образцом таких изделий могут стать этикетки. В данном случае очень значимым обстоятельством является то, что обеспечивается параллельность печатного изображения полю захватов. Когда замеряются большие расстояния, то проще всего взять измерительную линейку, сделанную из бумажных полос. Нужное расстояние наносится посредством карандаша на ленты. Такой вариант использования измерительной ленты существенно способствует исключению неточностей и погрешностей отчёта. Чтобы измерить небольшие расстояния наиболее точно, существует специальный измерительный циркуль с фиксацией. Повторные измерения больших расстояний могут быть произведены посредством линеек, сделанных из металла. Когда печатается тираж, то произвести правильную оценку работы можно посредством нанесения на форму меток, которые доходят до кромки листа. Нанесённые метки, представленные штрихами, будут видимы на каждом оттиске. Размещение штриховых меток происходит на кромках полей, которые в дальнейшем подвергаются отрезанию. Приладка является достаточно важным процессом, требующего тщательного и аккуратного проведения. Наличие ошибок и погрешностей в проведённой приладке приводит к проблемам при печатании тиража. Но самое главное – возникают дефекты готовой продукции или просто – напросто – брак. Естественно, это означает перепечатку всего тиража. Чтобы правильно провести процесс приладки, весьма важны не только аккуратность и внимательность, но и профессиональные навыки печатника, на которого выпадает ответственность за тираж. Приладка печатной машины является чрезвычайно непростым процессом, предъявляющим к работнику наличие должных знаний и опыта. Профессионально проведённая приладка является гарантией для получения качественной полиграфической продукции. Приладка, практически, последняя возможность для Заказчика обнаружить свои, а не технологические ошибки. В среднем приладка занимает от 200 до 500 печатных оттисков.
Количество приладок на печатное издание зависит от количества тетрадей и красочности печатной машины. Например, если в заказе всего одна тетрадь и запечатывается она с 2-х сторон (лицо + оборот). Красочность печати 4+4, красочность машины – 4 + лак. То на такой заказ потребуется 2-е приладки. Если тот же заказ печатать на ролевой машине или на машине с автоматическим переворотом листа, то потребуется всего одна приладка, т.к. эти машины запечатывают лицо и оборот одновременно.

1.3. Необходимость проводимых мероприятий

Предпечатная подготовка предназначена для того, чтобы понять, насколько макет удовлетворяет технологическим требованиям и соответствует установленному качеству, исходя из материалов изготовления изделия, а также запланированного объёма тиража. Иногда заказчик выдвигает свои индивидуальные условия, которые необходимо учитывать в процессе работы. Зачастую приходится привязывать макет к требованиям определённой типографии, которая будет осуществлять печать. Перед тем, как передать готовый продукт для выпуска в тираж, обязательно проверить его на наличие ошибок с максимальной тщательностью, поскольку малейшие недочёты, допущенные по невнимательности, могут повлечь за собой неприятные последствия в виде материальных потерь. Приладка достаточно затратный процесс в полиграфическом производстве, особенно она бьёт по карману на малых тиражах. Печать тиражей, сопоставимых по объёму с количеством листов затраченных на приладку, крайне не выгодна. Количество листов, выделяемых типографией на приладку, зависит от формата, скорости, возраста печатной машины, характера печатаемого изображения и т.п. Чем меньше формат и скорость, тем меньше листов бумаги затрачивается на приладку. Однако экономия на приладке может привести к полиграфическому браку, например, к разнотону. Это допечатная операция, позволяющая перед началом тиражирования подготовить печатную машину к конкретному тиражу: заправить нужный запечатываемый материал, залить краски и отрегулировать их подачу, наклеить печатные формы и совместить оттиски разных цветов, поставить необходимый штанц инструмент и настроить его правильную работу.  Приладка в полиграфии – это весьма значимый процесс. Задача приладки вывести печатную машину на оптимальные параметры, добиться сведения, равномерности распределения краски по цветовым зонам и выйти на цвет. Кроме того, Заказчик имеет возможность впервые увидеть на печатном оттиске внешний вид своего изделия.

Глава 2. ПОЛИГРАФИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ВНЕШНЕГО ОФОРМЛЕНИЯ

2.1. Понятие треппинга

Слово "trap" переводится, как «ловушка». В препресс - контексте — цветовая ловушка для дефектов misregistration. Ловушка прячет несовмещение между синим кольцом и вырубкой под него в красном фоне (см.рис.2.1.).

рис.2.1цветовая ловушка.png

Рис.2.1. Цветовая "ловушка"

В режиме knockout объект и его вырубка строго равны между собой. Малейшее рассогласование — и получаются заметные белые огрехи. А если немного увеличить толщину синего кольца, но изменить толщину вырубки не нужно будет? В результате (в наложении цветов) у голубого кольца появится темно-фиолетовый контур, т.н. keyline. В режиме knockout у кольца возникли и белые, и темно-фиолетовые элементы. Большие яркостные перепады. А возникший контур только подчеркнул синее кольцо, повысил резкость изображения. Создав эффект, подобный unsharp mask. Ценой некоторых цветовых смещений (синий с фиолетовым контуром) замаскированы резкие яркостные перепады. В таком приеме и заключается суть trapping. Заметить дефекты несовмещения лучше оценивать в ч/б-режиме (см.рис.2.2).

рис.2.2. оценка по серой компоненте.png

Рис.2.2. Оценка по серой компоненте

Кроме простого knockout, возможны еще два варианта построения вырубки. Оба варианта применяются при trapping. Самые простые виды треппинга — это внешний и внутренний треппинги. При внутреннем треппинге выворотка под верхний объект делается меньше, этого объекта (см.рис.2.3), при внешнем треппинге вокруг верхнего объекта создается контур наложения на нижний объект (см.рис.2.4). Внешний треппинг используется в том случае, когда объект, который печатается вторым светлее первого, а если светлее тот объект, что печатается первым, используется внутренний треппинг.

http://bdstudy.ru/wp-content/uploads/2018/05/trapping1.jpg

Рис.2.3. Внутренний треппинг

http://bdstudy.ru/wp-content/uploads/2018/05/trapping2-1024x219.jpg

Рис.2.4. Внешний треппинг

Какой из вариантов применять зависит от того, какой из них наименее заметен. Самый лучший trapping — незаметный.

  • spread — расширение объекта относительно его вырубки;
  • choke — сдавливание, уменьшение вырубки у объекта;
  • keyline — артефакт, возникающий вследствие появления элемента trapping;
  • ND (Neutral Density) — яркость цвета, точнее, его ахроматичная (серая или нейтральная) составляющая 

Детальный разбор на примере применения типичных полупрозрачных красок. Как можно увидеть, trapping по определению вносит в макет некие искажения. На границах объектов, подвергающихся trapping, возникают посторонние контуры. Это keyline. Задача — сделать их незаметным. Дизайнеры хорошо знают принцип contour-defining, говорящий о том, что форма объекта задается его контуром. Для темного объекта на светлом фоне визуальный размер задает темный контур. Для светлого объекта на темном фоне — наоборот. На основе этих правил уточняется задача — для минимизации искажений, вносимых trapping, нужно у любого объекта сохранять размеры соответствующего контура. Keyline всегда темный — значит он всегда должен находиться на стороне более темного объекта. Так принимается решение, в каком направлении производить trapping, когда применять spread, а когда choke.

2.2. Понятие overprintа

Overprint — это режим, при котором один элемент накладывается на другой без создания выворотки. Чтобы проще понять, что же это такое и для чего оно нужно рассмотрим пример: в макете надпись «А» (100 % K) расположена на плашке (100% Cyan) (см.рис.2.5).

http://bdstudy.ru/wp-content/uploads/2018/05/overprint1.jpg

Рис.2.5. Макет

Если оверпринт не включен, печать с такого макета будет происходить следующим образом: первой напечатается плашка с вывороткой (незапечатанным пространством) под букву «А», а затем в эту выворотку впечатана сама буква. И здесь кроется опасность, так как малейшее несовмещение цветов может привести к тому, что у нашей буквы появится белая окантовка (см.рис.2.6).

http://bdstudy.ru/wp-content/uploads/2018/05/overprint2.jpg

Рис.2.6. Плашка, буква, белая оконтовка

Эта окантовка, даже небольших размеров, делает текст тяжело читаемым, так как человеческий глаз очень восприимчив к перепадам яркости. Данную проблему решить несовмещения можно, включив режим overprint на букву «А». В таком случае, плашка под буквой будет напечатана без выворотки (см.рис.2.7).

http://bdstudy.ru/wp-content/uploads/2018/05/overprint3.jpg

Рис.2.7. Плашка под буквой напечатанная без выворотки

Оverprint (оверпринт) — такой режим отображения (печати) объекта, при котором под объектом будут присутствовать и цвета самого объекта и цвета фона. Для упрощения сказать, что оверпринт — это "особая форма прозрачности". Оверпринт с цветными объектами используется главным образом в дизайнерских целях. В некоторых программах или для некоторых объектов, синоним режима overprint — multiply. В основном оверпринт применяется с черным цветом (0-0-0-100). Oверпринт есть смысл применять для всех мелких объектов (текст, линии, точки штрих-коды, QR-коды и т.п.), когда они расположены на цветном фоне. Для того чтобы при неприводке под ними не образовывались "дырки". При оверпринте печатается и объект и его фон.

2.3. Взаимосвязь треппинга и overprintа в полиграфии

Взаимодействие обычных атрибутов knockout и overprint со специфическим атрибутом краски (см.рис.2.8). Допустим, взять два квадрата, голубой и светло-зеленый. Они окрашены обычными красками, при этом голубой квадрат темнее, поэтому светло-зеленый при trapping тянется под голубой. Затем к двум квадратам добавить специфический объект - красный круг. Для наглядности на рисунке он сделан прозрачным, но это может быть металлизированная краска, клише для тиснения, маска для выборочного лакирования.

alt

Рис.2.8. Атрибут opacity

Третий объект может иметь атрибут overprint. Но самое важное — этот объект может влиять на trapping первых двух. Для управления trapping третьему объекту присвоим специальный атрибут opacity. Получается несколько вариантов:

  • Красный круг имеет атрибуты normal и knockout. Происходит обычный trapping по правилу ND. Как видно, красный круг наиболее темный (имеет самое высокое ND), поэтому оба квадрата потянуло под него.
  • Атрибуты normal и overprint. В этом случае trapping с кругом не происходит (он просто невозможен — вырубки ведь не образовалось). Чуть изменился trapping пары квадратов, в точке, где встретились все три объекта, образовался разрыв.
  • Атрибуты transparent и knockout. Особый случай, и на первый взгляд странный. Ведь абсолютно прозрачный, бесцветный лак по идее требует overprint. Но в полиграфии и не такие странности бывают. Этот вариант используется, когда нужно запретить trapping некоторым объектам.
  • Атрибуты transparent и overprint. Это вариант для выборочного лакирования. Никакой trapping для круга не производится, круг не влияет на trapping квадратов.
  • Атрибуты opaque и knockout. В этом варианте trapping со специфическим объектом происходит по правилу «кроющая краска всегда сильнее обычной».
  • Атрибуты opaque и overprint. Похоже на вариант 4, но здесь специфический объект влияет на соседей. Под красным кругом исчез trapping пары квадратов. Логика здесь проста — если объект кроющий, то проблемы несовмещения под ним неважны, ведь сквозь него ничего проглядывать не может.

Иногда возникает ситуация, когда объекты, крашенные специфическим цветом, должны полностью запретить trapping с собой. Такой случай характерен для объектов, trapping которым сделан ручным способом. Для этого и используется специальный атрибут opaque & ignore.

2.4. Практика применения треппинга и overprinta в полиграфии

Часто в макетах присутствуют не только сами изображения, но и контура высечек/биговок. Такому контуру назначается overprint однозначно. Так же и с формами для выборочной лакировки, и с изображением клише для «слепого» тиснения. Еще один пример — кроющая белая подложка при печати на цветных или прозрачных материалах (см.рис.2.9). Такая подложка должна быть окрашена специально назначенным цветом (spot color или «пантон»), встроенный во все издательские программы white здесь не подойдет.

fig60000.png

Рис.2.9. Кроющий белый на прозрачной подложке

Средствами растрового процессора полностью автоматизировать процесс управления атрибутом overprint пока невозможно. Некоторые растровые процессоры имеют возможности анализа объектов при расстановке overprint для черного. К сожалению, возможности далеко не полноценные. Кроме того, overprint бывает нужно задавать не только черному. Сделать это автоматически для цвета типа «visechka» (или подобным) могут только растровые процессоры фирмы Creo-Scitex. В остальных случаях атрибут overprint придется расставлять вручную в приложении или в pdf. Помнить про контроль за overprint белого. Многие издательские программы могут сделать overprint такому цвету, как black 0% tint. Т.е. белому. Любой preflight обязан проверять — always white knockout. Естественно, исключая ситуацию с кроющим белым. Overprint текста в QuarkXpress требует особого внимания. Эта программа норовит обязательно поставить атрибут overprint любому объекту, который лежит поверх белого (white underneath color). Иногда этот рискованный метод дает сбой. В случае «текст по тексту» (см.рис.2.10) красный текст, лежащий поверх черного, ошибочно получил атрибут overprint.

9

Рис.2.10.  Ошибка «текст по тексту» в QuarkXPress

2.5. Решение проблемы треппинга и overprinta

Есть несколько вариантов решения проблемы не совмещения: overprint и trapping. Первый заключается в управлении режимом наложения красок друг на друга. Второй способ основан на применении специальных объектов, позволяющие компенсировать не совмещение. Оverprint возможен, когда цветовые сдвиги не опасны и незаметны. К примеру, если объект черный и мелкий (см.рис.2.11). Если черный текст восьмого кегля идет поверх голубого фона с атрибутом overprint, то цветовой сдвиг в наложении K+C не существенен. Сдвиг есть (текст немного потемнеет), но он практически незаметен. Но если забыть про overprint, любой глаз заметит малейшее несовмещение между текстом и вырубкой под него в голубом. Если говорить в общем, то суть выбора проста: нужно решить — что заметнее, дефекты несовмещения или цветовые сдвиги и «просвечивание». Для черного заметность misregistration на порядок выше, чем сдвиги. Поэтому обычной практикой в препрессе стало пускать черный в наложение — all black overprint.

4

Рис.2.11. Черный — knockout и overprint

В мелких объектах черный позволяет пренебречь цветовыми сдвигами и «просвечиванием». Офсетный черный — краска хоть и темная, но не абсолютно черная. И при этом достаточно прозрачная. Если сделать overprint черной плашке размером 50x50 мм и идущей поверх картинки, то картинка будет проглядывать под черным. Если линия имеет толщину 5 мм, не стоит ей делать overprint, т.к. объекты, лежащие под ней, будут легко читаться глазом. Аналогично и с текстом большого кегля (см.рис. 2.12).

5

Рис.2.12. При большом кегле overprint станет заметен

Атрибут overprint может быть расставлен непосредственно в макете, а может и в растровом процессоре репроцентра. Где удобнее? Ответ очевиден — там, где сидит специалист. Человек (или «искусственный интеллект»), знающий вышеупомянутые простейшие правила. С обеих сторон есть опасность нажать «ленивую» кнопку all black overprint. С другой стороны следует помнить — overprint, даже качественный, не заменяет собой trapping. В полноценной (overprint+trapping) цепочке рекомендуется следующие установки для black overprint:

  • текст не более 12 кегля;
  • stroke и fill толщиной не более 1 мм (~3 pt).

Если же продукция невысокого класса и trapping выполняться не будет, то стоит увеличить эти числа:

  • текст не более 24 кегля;
  • stroke и fill толщиной не более 2 мм (~6 pt).

Возможны и более высокие значения, но это уже зависит от изображения, решать нужно творчески. Следует только понимать, что заметность misregistration значительно опаснее, чем просвечивание картинки под черной плашкой. Иногда лучше оставить all black overprint — будет «третий сорт не брак». Вариант применения непрозрачных красок —кроющих (opaque). В отличие от офсетных (прозрачных), кроющие краски не просвечивают. Если при печати применялась специальная кроющая желтая краска (и она печаталась после голубой), то при их наложении суммы цветов не возникнет. Желтый объект останется желтым. Здесь, в отличие от обычных красок, крайне важен порядок — желтый должен печататься после голубого. Кроющими могут быть не только краски. Жесть — прекрасный пример кроющего материала. Если всерьез, то кроющими в полиграфии считаются фольги, используемые при тиснении, многие трафаретные краски. Бывают и кроющие офсетные краски, к примеру серебро, бронза и другие (так называемые «металлики»). Кроющие, но с замечанием. Плоский офсет, не в состоянии нанести достаточно толстый слой краски. А при толщине краскослоя 1-2 мкм офсетное серебро чуть просвечивает, поэтому такие краски лучше назвать полукроющие (semi-opaque). Нередко кроющие краски смешивают с другими, прозрачными. Или осветляют («разбеливают»), применяя прозрачные лаки или же пуская краски в растр. В этих случаях кроющая способность такой краски падает, и применение overprint может привести к ошибкам. Применение атрибута overprint для кроющих красок в основном определяется порядком их следования (print order), но также может зависеть и от других технологических нюансов и ограничений. Все их раскрыть невозможно. Только один пример — при тиснении выше упомянутой фольгой ошибки совмещения весьма большие. Фольга — хороший кроющий элемент, поэтому рисунок клише в макете обычно делают overprint. Но нужно не забывать про изображение под фольгой (точнее, про толщину краскослоя). Если штамп крупный, и ложится поверх темного рисунка, то краски под штампом окажется много. При этом краска может оказаться недостаточно просушена. В таком случае фольга при тиснении или отказывается переноситься вовсе, или пузырится. Как видим, ситуация схожа с overprint black, хотя причины совершенно разные. Здесь также требуется принять решение — когда можно обойтись overprint, а когда применить trapping.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Актуальность данного курсовой работы заключается в том, что оверпринт и треппинг — одна из самых трудных тем в препрессе, поэтому рассмотрены базовые понятия, которые помогут распознать возможные проблемы с цветоналожением на печати. Краски CMYK достаточно прозрачны и, смешиваясь между собой, создают различные цвета и оттенки. Когда накладываются два разноцветных объекта, для сохранения нужного цвета программы делают в нижнем объекте вырубку (Knockout) по форме верхнего. На мониторе проблемы не возникает, так как вырубка находится точно под объектом. Однако при печати небольшое смещение красочных фотоформ (Misregistration) может привести к незапечатанным областям вокруг верхнего объекта. Для устранения подобного были придуманы метод наложения красок и цветовые ловушки. Если в документе для офсетной печати на одной странице используется несколько красок, все они должны быть правильно совмещены, то есть идеально выровнены между собой, чтобы не возникал зазор на стыке участков разного цвета. Однако гарантировать точную приводку всех объектов на каждом листе бумаги в печатной машине невозможно, вследствие чего наблюдаются случаи неприводки красок. В результате неприводки возникает нежелательный зазор между красками. Неприводку можно компенсировать, если немного расширить объект, чтобы он незначительно накладывался на объект другого цвета; этот процесс известен как треппинг. По умолчанию при размещении одной краски поверх другой происходит маскирование, то есть удаление расположенной ниже краски, что препятствует нежелательному смешению цветов. Однако процесс треппинга предусматривает наложение красок, то есть печать одной краски поверх другой, чтобы они перекрывали друг друга хотя бы частично. Изучен объект исследования: процесс предпечатной подготовки. Именно этот процесс определяет, как будет выглядеть готовая печатная продукция, и отвечает за её качество. Предпечатная подготовка предназначена для того, чтобы понять, насколько макет удовлетворяет технологическим требованиям и соответствует установленному качеству, исходя из материалов изготовления изделия, а также запланированного объёма тиража. Иногда заказчик выдвигает свои индивидуальные условия, которые необходимо учитывать в процессе работы. Результаты изучения предмета исследования показали, что для получения предсказуемого результата печати изделия необходимо на стадии изготовления дизайна и допечатной подготовки изделия иметь полную информацию о конечном изделии. А именно: конечный размер изделия (обрезной формат), цветность (красочность), профиль печатного оборудования, на котором будет производиться печать изделия, а также необходимо описать всю цепочку послепечатной обработки изделия. Немалую роль в качестве печати полиграфических изделий играет профилирование полиграфического оборудования. Данная процедура проводится для конкретной модели печатной машины и вида запечатываемого материала и в дальнейшем используется для разработки дизайна полиграфического изделия, допечатной подготовки и изготовления цветопроб. В случае, если полиграфическое предприятие сертифицировано по какому либо стандарту печати, данная процедура не требуется, а первоначальная допечатная подготовка и печать осуществляется по стандарту, которому следует предприятие. Таким образом изучена цель работы, ведь одной из самых значимых причин, оказывающих влияние на качество печати тиража, является правильная приладка. Исходя из выполненных исследований, приходим к таким выводам, что оverprint — такой режим отображения или печати объекта, при котором под объектом будут присутствовать и цвета самого объекта и цвета фона. Когда применение оверпринта невозможно, делается треппинг — пересечение краев цветных объектов, так называемые цветовые ловушки. Существуют два основных вида треппинга, общим правилом для которых является то, что более светлый цвет продолжается под более темный. Подводя итог поставленной задачи, можно сказать, что треппинг, это приём в полиграфическом процессе предназначенный для уменьшения ошибок совмещения сепараций при печати несколькими красками. Приём маскировки ошибок приводки заключается в утолщении контуров печатных элементов на определенную величину для предотвращения образования зазоров на стыке двух областей разного цвета из-за несовмещения цветов при многокрасочной типографской печати. Друг на друга объекты можно наложить двумя способами: knockout (вырубка) и overprint (перекрытие). Треппинг способом knockout можно осуществить двумя способами: за счет расползания границ фона под объект и за счет расширения края объекта на фон.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Научная и учебная литература

  1. Клещев О. И. Типографика: учебное пособие. Архитектон, 2016. – 172 с.
  2. Дизайн. Иллюстрированный словарь-справочник / Г. Б. Минервин, В. Т Шимко, А. В. Ефимов и другие: под общей редакцией Г. Б. Минервина и В. Т. Шимко. – М.: Архитектура-С, 2004. – 288 с.
  3. Клещев, О. И. Основы производственного мастерства: художественно-техническое редактирование: учебное пособие. – Екатеринбург: Архитектон, 2015. – 107 с.
  4. Клещев О. И. Технологии полиграфии: учебное пособие. – Екатеринбург: Архитектон, 2015. – 108 с.

Электронные ресурсы

  1. Треппинг и оверпринт [Электронный ресурс] - Режим доступа: - URL: http://www.printingtechnology.ru (дата обращения 10 ноября 2019).
  2. Допечатная подготовка [Электронный ресурс] - Режим доступа: - URL: https://slovodelo.ru/poleznye-materialy/dopechatnaya-podgotovka (дата обращения 2 декабря 2019).
  3. Приладка [Электронный ресурс] - Режим доступа: - URL: https://www.bestprint.ru/content/priladka-tirazha (дата обращения 20 декабря 2019)