Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Times New Roman. История создания, современные традиции использования (История создания шрифта Times New Roman)

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Times New Roman - один из немногих текстовых шрифтов, который не несет в себе никаких исторических ассоциаций, а всецело принадлежит современности. Это связано с тем, что история его популярности, начавшаяся еще в 30-х годах прошлого столетия, по-настоящему никогда не прерывалась. Более того, Times и его многочисленные клоны настолько распространены, что индивидуальность шрифта практически стерлась, а имя стало почти нарицательным, ассоциируясь с такими понятиями, как «книжный шрифт» и «антиква». Между тем Times - яркий, оригинальный шрифт со своеобразным рисунком, в котором пятисотлетнее шрифтовое наследие переработано глубоко и творчески. Ведь первая треть XX века, когда создавался Тimes, была временем пересмотра накопленного художественного опыта и синтеза новых форм. Также коренные изменения в основополагающих структурах, таких как промышленность, экономика, образование и типографика. И тут мы уже заворачиваем на ту тему, о которой пойдёт речь в нашей курсовой работе.

О людях, которые застали это непростое, сложное и новаторское революционное время, являющихся в будущем основоположниками кардинально нового шрифта. Также будет разбор примеров работ мастеров того времени. О истории шрифта я и хочу рассказать в своей работе. Также провести анализ имеющегося на тот момент времени ассортимента фирм этого шрифта и его аналогов, выявить его проблемы и предложить решения.

Актуальность. В наше время, считаю нужным вникать в процессы прошлого, в данном случае это касается типографики. В её первые шаги, допущенные ошибки, истории её основоположников и так далее. Всё это является бесценным опытом зафиксированном в профильной литературе и в виртуальных источниках. Нынешнему и будущему поколению продолжателей типографического искусства завещано чтить старое

поколение типографов и накапливать знания в этой области дабы обогащать её двигать вперёд локомотивом прогресса.

Объектом исследования выступают труды известных художников – шрифтовиков и фирмы, основоположники шрифта Times New Roman.

Предметом исследования является шрифт Times New Roman, современные традиции использования.

Цель – выявление роли шрифта.

Задачи исследования:

1. Изучить исторические процессы развития шрифта.

2. Ознакомится с шрифтологами того времени.

3. Провести анализ трудов шрифтологов.

Методы исследования: анализ, дедукция, аналогия, сравнение.

Научная новизна и практическая значимость исследуемой проблемы.

Научная новизна заключается в выявлении закономерностей, к которым прибегали шрифтологи для видоизменения шрифта в зависимости от поставленных задач. Значимость исследования заключается в анализе работ шрифтологии и заключении выводов, касательно опытов шрифта от самых его истоков.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1 История разработки шрифта Times New Roman

Несмотря на то, что появился шрифт Times New Roman не так давно, история разработки довольно запутана. Чаще всего о создании шрифта пишут следующее. В 1929 году английский типограф и историк шрифта Стэнли Морисон был приглашен в старейшую лондонскую газету "The Times". Это был один из первых документированных и успешных примеров того, что сейчас называется редизайн и составляет обязательное условие развития любой газеты. Рекомендации Морисона по смене дизайна "The Times" сводились к тому, что надо было улучшить вёрстку, и заменить шрифт. К тому времени газета набиралась английским вариантом антиквы нового стиля, контрастным с тонкими засечками. (рис.1.) Пробный набор различными шрифтами показал, что существующие гарнитуры либо недостаточно компактны, либо неудовлетворительны по форме, либо плохо читаются в кегле 9 pt. Морисон предложил cоздать новую гарнитуру. В ответ руководство газеты, согласившись с доводами Морисона, предложило ему возглавить проект в сотрудничестве со штатным художником газеты Виктором Лардентом. Приняв это предложение, Морисон решил не использовать выпущенный ранее американской фирмой "Mergenthaler Linotype" шрифт Ionic, созданный специально для газетного набора, несмотря на его популярность и удобочитаемость. Для него подобный шрифт ассоциировался с бульварными газетами «для народа». Набор консервативной газеты «The Times», которую читали министры и государственные деятели Англии, должен был выглядеть иначе. Под руководством Морисона была разработана новая гарнитура, предположительно на основе шрифта Monotype Plantin. По сведениям, Морисон передал В.Ларденту собственные эскизы алфавита нового шрифта. Другие сведения сообщают, что дал устное указание использовать в качестве модели гарнитуру Plantin, заострив засечки. По третьим сведениям, в основе работы В.Лардента лежала фотокопия страницы из книги печатника Кристофа Плантена, возможно, набранная шрифтом Робера Гранжона. Опираясь на этот источник, В.Лардент нарисовал прототип, в следствии сильно переработанный под руководством Морисона. (рис.2.) В 1931 года фирма Monotype начала работу над знаками нового шрифта. (рис.3.) Далее рисунки и отливки прямого начертания были переданы в фирму Linotype. Так они получили права на новый шрифт параллельно с Monotype. К концу года новый шрифт был передан в наборный цех газеты «The Times». Первый номер газеты, набранный новым шрифтом, был напечатан 3 октября 1932 года.

В итоге получился шрифт, близкий по рисунку к шрифту Plantin, но рост его строчных был увеличен, засечки стали гораздо острее, а контраст между основными и соединительными штрихами в буквах сильнее. Гарнитура была названа Times New Roman - «Таймс Новый Прямой» - новый по отношению к прежнему шрифту газеты «Тhe Times». (рис.4.)

1.2. Фирмы "Lanston Monotype" и "Monotype"

Но эта история получила неожиданное продолжение. В 1994 году на конференции Международной типографической ассоциации американский исследователь Майк Паркер сделал сенсационное сообщение, что рисунок шрифта Times New Roman принадлежит вовсе не Морисону. (рис.5.) Паркер обнаружил, что прямое светлое начертание гарнитуры Times New Roman похоже на найденный в архивах фирмы "Lanston Monotype" комплект шрифтовых шаблонов, изготовленный не позднее 1916 года. Это сообщение вызвало негодование у историков типографики. Тем не менее в архивах той же фирмы нашлись несколько шаблонов курсивных знаков, относящихся к тому же заказу и похожих на курсив Times. Фирма "Lanston Monotype" выпустила в 1962 году свой собственный шрифт Times металлического набора, сопровождаемый жирным шрифтом Times Bold. На данный момент американское происхождение рисунка Times New Roman признали и другие исследователи, например, Уолтер Трэйси и Роберт Брингхерст. В любом случае, это предположение никак нельзя игнорировать: слишком большое сходство. Английскую фирму "Monotype" и американскую фирму "Lanston Monotype" связывали деловые отношения. Поэтому нельзя исключить, что эскизы сначала попали в Англию, а затем послужили основой для Times New Roman Морисона и Лардента. Помимо этого, Морисона нельзя назвать художником шрифтовиком. Он был исследователем, историком, типографом. Он и не утверждал, что сам нарисовал Times New Roman. Морисон позже писал про шрифт: «Его достоинство в том, чтобы выглядеть так, как будто он не был спроектирован кем-то персонально...». Его художник Виктор Лардент работал в отделе рекламы газеты «Тhe Times». Он тоже не был дизайнером наборного шрифта. Это очевидно по эскизу алфавита нового шрифта, можно назвать его красивой шрифтовой композицией, но никак не проектом газетного шрифта. Кроме того, у композиции мало общего с окончательным вариантом Times New Roman. Конечно, процесс создания шрифта только начинался, было много уточнений, в которых важную роль сыграли дизайнеры шрифта фирмы Monotype, но тем не менее загадка так и осталась неразгаданной.

Морисон был за «невидимый» шрифт, который не отвлекает читателя, но Times New Roman индивидуален. Он с характерным рисунком. В таком контексте тонкий критик-традиционалист Морисон, элегантный и с хорошим вкусом, не подходит в качестве создателя шрифта Times. Требовался кто-то неистовый, допустим, сын крупнейшего американского конструктора гоночных яхт XIX века - Старлинг Берджесс, который сам был не чужд издательскому миру.

1.3. Характеристики шрифта Times New Roman

А теперь посмотрим внимательно на получившийся шрифт. Некоторые относят Times New Roman к голландской антикве старого стиля, но такой подход вполне не соответствует реальности. Скорее можно согласиться с позицией современного канадского исследователя Роберта Брингхерста, который в своей книге пишет о Times New Roman: «У этого шрифта гуманистические оси овалов, но пропорции маньеризма, насыщенность барокко и острые, неоклассицистические детали». В целом Times New Roman по пропорциям, контрасту и наклону осей овалов можно классифицировать как переходную антикву, хотя сверхострые засечки и суженные строчные явно напоминают некоторые шрифты конца XIX—начала ХХ века. В целом, Times New Roman своей эклектичной формой очень близок к некоторым шрифтам второй великой эпохи творчества шрифтов, эпохи модерна, так называемым шрифтам типа Эльзевир или French Old Style, напоминающим нашу гарнитуру Литературную, бывшую Латинскую. Визуальный характер прямого (Roman) светлого начертания определяется значительным контрастом, очень крупным очком строчных знаков, короткими выносными элементами, острыми засечками, скругленными в местах присоединения к основным штрихам, и наклонными осями овалов. Строчные буквы заметно светлее прописных и выглядят более узкими. В крупном нижнем полуовале строчного, а внутрибуквенный просвет расширен, но в других строчных: b, d, h, m, n, p, q, u он вытянут по вертикали. Это связано с тем, что все строчные буквы имеют слегка вытянутые пропорции. Пропорции прописных, наоборот широки и алфавит в целом стремится к одной ширине. Прописные буквы с круглыми элементами, такие, как C и S, довольно открыты. G, несмотря на свою значительную ширину, производит впечатление закрытого знака из-за высокого правого вертикального штриха без нижней шпоры, но с двусторонней засечкой вверху. Прописная J не имеет свисания ниже линии шрифта, в отличие от шрифта Plantin, что характерно уже для шрифтов эпохи классицизма. Буквы с круглыми элементами C, G, S, s на концах штрихов имеют двусторонние остроконечные чуть наклонные засечки. Выраженная обратная засечка в таких знаках характерна для шрифтов, начиная с начала XVIII века.

Жирное (Bold) начертание в гарнитуре практически соответствует по ширинам прямому светлому, характеризуется повышенной насыщенностью и контрастностью, что очевидно, связано с его первоначальным применением в газете. (рис.6.) Как пишет Уолтер Трэйси в своей книге, это начертание загадочно, поскольку его строчные знаки по форме ближе к шрифтам эпохи классицизма из - за горизонтальных односторонних засечек в верхней левой части таких букв, как b, d, h, i, j, k, l, m, n, p, r. Тогда как в светлом начертании аналогичные буквы имеют наклонные треугольные засечки антиквы старого стиля. Строчные знаки жирного начертания пришлось сделать чрезвычайно узкими для того, чтобы их ширины соответствовали строчным светлого начертания, которые тоже достаточно узки. В результате внутрибуквенный просвет большинства строчных похож на узкую вертикальную щель, засечки очень короткие, и набор напоминает частокол. Поскольку пропорции прописных ближе к пропорциям прописных основного начертания, от жирного начертания возникает ощущение узких строчных при нормальных прописных. Обычно унификация ширин знаков разных начертаний объясняется необходимостью их совместного применения как основного и выделительного при наборе на линотипе. Но в газете «Тhe Times» в качестве шрифтового выделения применялся курсив, а жирным начертанием набирались только заголовки, поэтому не было необходимости делать ширины его знаков такими же, как в светлом. Можно было спроектировать жирное начертание аналогичным основному по рисунку и пропорциям, как и было сделано позже при

разработке полужирного (Semi-Bold). То, что этого не случилось, можно рассматривать как косвенное доказательство того факта, что рисунок жирного начертания тоже был в какой-то мере заимствован.

Изначально в гарнитуре был разработан только один светлый курсив (Italic). Его прописные буквы более узкие, по сравнению с прямым начертанием, но по рисунку они похожи. (рис.7.) Для курсивных строчных характерны жесткая форма k с двусторонней горизонтальной засечкой на конце правого верхнего штриха и жесткие треугольные v, w, y. Буква z вначале имела внизу росчерк с каплей на конце, однако затем фирма Monotype заменила его на строгий горизонтальный штрих. Ширины знаков курсива соответствуют основному начертанию. Жирный курсив (Bold Italic) был выпущен только в 1956 году. По форме он напоминает светлый курсив и не совсем соответствует в деталях рисунка прямому жирному начертанию. В 1936 году было разработано полужирное (Semi-Bold) начертание (серия 421) специально для набора Библии в издательстве Кембриджского университета. Оно отличалось еще более укороченными нижними выносными элементами строчных, утолщенными засечками и слегка исправленным рисунком. "Monotype" выпустил шрифт серии 727 с облегченными прописными, чтобы они более соответствовали по цвету стандартным строчным. Особенно это было важно для набора на немецком языке с его изобилием прописных (в немецком все существительные пишутся с прописной буквы). Был разработан также расширенный вариант основного начертания, так называемый Times Roman Wide (серия 427), вариант с удлиненными выносными элементами для книжного набора (серия 627) и несколько жирных и полужирных версий, сверхжирное (серия 834) и узкие начертания (серии 724/725), а также два специальных начертания для набора объявлений мелким кеглем (Times New Roman Small Ads 927).

1.4. Успех и популярность шрифта

Спустя год после того, как гарнитура была разработана, "Monotype" выпустил ее в широкую продажу. Версии, распространяемые фирмой "Linotype", стали называться Times Roman. Этот шрифт применяется во всех областях печатной коммуникации, от книг и журналов до рекламы. Times Roman стал еще популярнее, когда появились компьютерные настольно-издательские системы, в которые он встраивается. В связи с тем, что для него еще в период металлического набора было разработано множество дополнительных математических, фонетических, лингвистических и других специальных знаков, Times стал стандартным шрифтом для набора технической и научной литературы. В частности, этой гарнитурой набиралась всемирно известная Британская Энциклопедия. Широкое применение Times связано еще и с тем, что гарнитура сделалась настолько привычной, и ее рисунок стал восприниматься как нейтральный.

Обе фирмы, владеющие правами на рисунок шрифта Times, независимо друг от друга принялись развивать гарнитуру по начертаниям и дополнять ее новыми специализированными версиями. Встроенная цифровая версия шрифта Times фирмы "Linotype" стала стандартной для постскриптовских выводных устройств благодаря сотрудничеству с фирмой "Adobe", создателем языка PostScript. Затем "Linotype" разработал четыре начертания Times специально для цифрового набора текста с экспертными наборами знаков, включая прямую светлую капитель и минускульные цифры. Шрифт был назван Times Ten, поскольку он оптимизирован для применения в базовом кегле 10 пунктов. Кроме того, были разработаны три прямых заголовочных начертания (Times Eighteen Roman, Bold, Extra Bold) для применения в базовом кегле 18. Фирма "Monotype" переработала четыре основных начертания Times New Roman для формата PostScript, чтобы они по росту и ширинам знаков соответствовали стандартному Times, встроенному в постскриптовские выводные устройства. Эта версия называется Times New Roman PS. В 1989 году "Monotype" разработал новое начертание гарнитуры, Times New Roman Medium, промежуточное между светлым и полужирным, с соответствующим курсивом. Послевоенный успех шрифта Times New Roman вызвал волну подражаний и переработок первоначального рисунка. Одним из первых и наиболее близких по форме к Times был шрифт Life, созданный в 1964 году для фирмы "Ludwig & Mayer" дизайнером Вильгельмом Бильцем и дополненный в 1965 году Франческо Симончини. Следующим шрифтом подобного типа был Concord фирмы "Berthold", спроектированный в 1968 году ее главным художником Гюнтером Герардом Ланге (рис.8.) . И, наконец, в 1972 году Уолтер Трэйси по заказу фирмы "Linotype" разработал гарнитуру Times Europa для замены Times New Roman Морисона и Лардента для набора лондонской газеты «Тimes». Этот шрифт более приспособлен к условиям газетного набора и ротационной высокой печати, его пропорции более расширены, уменьшена контрастность и засечки более мощные и не такие острые, как в Times New Roman. (рис.9.)

После этого, как газета «Тimes» перешла на офсет, появилась возможность использовать тонкие и элегантные шрифты. И в 1991 году Times Europa был заменен на новый вариант старого шрифта, под названием Times Millenium, работы исландского дизайнера Гуннлаугура Брима (рис.10). Однако этим дело не ограничилось, и в 2002 году газета претерпела очередной редизайн. Шрифт Times Millenium был заменен на еще один вариант под названием Times Classic, который спроектировали Дэйв Фэйри (рис.11.) и Ричард Доусон. Необычайное распространение шрифта Times New Roman для книжного и журнального набора привело к появлению его многочисленных клонов и копий под другими именами. (рис.12.) Наверное, ни один шрифт в истории типографики, за исключением шрифта Helvetica, не подвергался такому массовому надругательству. Особенно этот процесс усилился с внедрением цифрового набора и настольных издательских систем. Часто копии не отличаются от оригинала практически ничем, кроме названия. Например, версия Times фирмы "Bitstream" называется Dutch 801, фирмы "Alfatype" —English. У "Apple" один из встроенных в софт шрифтов, очень похожий на Times, называется New York. Гамбургская фирма "URW" распространяет сразу 2 таймсовидных шрифта: Nimbus Roman и URW Roman. Последний представляет собой вариант Times народного предприятия "Typoart" из Дрездена, который в оригинале был назван довольно изобретательно: Timeless (в переводе «безвременный», то есть вечный). Версия Times американской фирмы "Linguist Software", занимающейся набором многоязычных лингвистических текстов, называется незатейливо: Serif (а Helvetica, понятно, Sans Serif). Фирма "IBM" в свое время использовала упрощенную версию Times под именем Press Roman для своей пишущей машинки с шаровой головкой IBM Composer. В целом, учитывая, что число пользователей компьютеров сейчас, наверное, несколько миллиардов, можно только удивляться, какую популярность приобрел шрифт, в свое время разработанный для одной английской газеты.

ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА КИРИЛЛИЧЕСКОГО TIMES

2.1.Западные и отечественные разработки кириллицы Times

В типографике кириллический Тimes закрепился давно и прочно—может быть, даже прочнее, чем в западной. Разработка греческих и кириллических версий семейства Times началась почти сразу после создания основных латинских начертаний параллельно и независимо друг от друга в фирмах "Monotype" и "Linotype". Точные даты и авторы этих разработок не всегда известны, поскольку фирмы тогда не указывали их в своих каталогах шрифтов. В 1970–80-е годы существовало уже не менее десятка кириллических версий Times зарубежной разработки, генетическая связь которых с Таймсом прослеживалась более или менее явно. Первая отечественная версия кириллического шрифта Таймс была сделана еще в советские времена, в конце 1970-х годов, в Отделе наборных шрифтов Всесоюзного научно-исследовательского института полиграфического машиностроения (теперь АО «Полиграфмаш»). Это была гарнитура Тип Таймс в четырех начертаниях. Тип Таймс выпускался для фотонаборного комплекса «Каскад» на Ленинградском заводе полиграфических машин, затем он был переработан для цифрового набора и выпускался легально сначала в формате PCL, а затем PostScript Type 1 и TrueType разными организациями, включая АО «Ленполиграфмаш», ВНИИ полиграфии, фирму "ParaGraph" (в 1990 г.) и фирму "Intermicro", где этот шрифт назывался Рустаймс, Интертаймс и Респект. Этот же шрифт в форматах PostScript Type 1 и TrueType выпускался фирмой "Ipex Research" под названиями NTTimes и NTTierce, а также нелегально некоторыми другими фирмами, скопировавшими его в начале 90-х годов, когда цифровых шрифтов не хватало. И до сих пор попадаются издания, набранные этим шрифтом, который обычно называется Times или Dutch. Нельзя сказать, что это был удачный шрифт. Он выглядел гораздо грубее своего латинского прототипа, но он был первым. Впоследствии перестройка в России и спровоцированный ею в 90-х годах кириллический «шрифтовой взрыв» привели к возникновению множества других версий Times отечественной разработки, выполненных без разрешения законных владельцев или держателей авторских прав на этот шрифт и зачастую непрофессионально. Эти версии были ответом на потребность в органичном, естественном для кириллической графики Таймсе, в то время как западные варианты, даже разработанные грамотными профессионалами, не всегда учитывали традиции построения кириллического шрифта и при всех достоинствах выглядели несколько чужеродно. В итоге число кириллических версий Times, как отечественного, так и иностранного производства даже превысило потребность, так что часть этих шрифтов со временем практически вышла из употребления. Рассматривать подробно их достоинства и недостатки теперь, вероятно, уже нет смысла. Ограничимся лишь попыткой вспомнить их поименно. Западные кириллические версии: кириллический Times фирмы "Letraset", Dutch 801 (Times) фирмы "Bitstream", CGTimes фирмы "Agfa", Nimbus Roman фирмы "URW++", Roman Cyr Turk фирмы "McCampus", Timeless фирмы "Typoart", Serif фирмы "Linguist Software", News фирмы "Russian Type Foundry". Некоторые из них еще предлагаются в цифровых форматах, но вряд ли пользуются большим спросом. Отечественные версии: Тип Таймс под разными именами, TM Thames (TypeMarket), SU TimeRoman (SoftUnion), DA Latinskij (DoubleAlex Font Studio), AZ Times (Az-Zet), SPSL Dutch. Часть их еще можно встретить на пиратских дисках, но они помещаются туда уже скорее для полноты комплекта. Современному дизайнеру они ни к чему.

2.2. Кириллический Times фирмы "Monotype"

Кириллическая версия гарнитуры Times фирмы "Monotype" спроектирована достаточно профессионально, но выглядит чужеродной и даже во многом раздражает. (рис.13.) Ее неизвестный дизайнер явно был знаком с дореволюционными русскими шрифтами ручного набора, такими, как Рената и Латинский, но он не смог переработать форму их знаков в стиле латинского Times. Вместе с тем прямое начертание относительно пристойно. Производные начертания, особенно курсивы, создать гораздо сложнее и поэтому они получились хуже.

Прямое начертание монотайповского Times имеет характерную форму букв Ж, К, ж, к с каплями на концах верхних изогнутых ветвей и прямые диагональные нижние ветви (рис.14). Свисающие элементы у Д, Ц, Щ, д, ц, щ как будто пририсованы к нижним засечкам, вместо того, чтобы присоединяться к продолжению нижнего горизонтального штриха. Из-за такой конструкции свисающие элементы кажутся бессильно провисшими. Буквы Д, д имеют сильно прогнутый левый штрих и похожи на аналогичные трапециевидные знаки в гарнитуре Латинская. Форма левого штриха у букв Л, л (вертикальная, с изогнутым нижним концом и длинной растянутой каплей) не очень согласуется с формой Д, д. Буквы Г, г, м, ю слишком широки, а З, Ш, Щ, в, к слишком узки. Форма Ч, ч не очень удачна. Верхняя часть Ж выглядит слишком широкой, развесистой и не согласуется с нижней. У прописной Ф малы овальные части. Прописная Я с прямой диагональной ногой имеет чересчур сильную динамику влево и выглядит как зеркальное отражение латинской R, что противоречит направлению чтения. Акценты в буквах Й, й черноваты, хотя имеют близкую к традиционной форму с двумя каплями на концах. В целом начертание выглядит не очень сбалансированным по цвету и сильно колеблющимся по пропорциям, несмотря на во многом удачное решение трудных кириллических букв б, д, ф, э.

Курсивное начертание гораздо менее удачно как по цвету, так и по пропорциям по сравнению с прямым, хотя некоторые буквы довольно приличны, например, б, а также ж с зигзагообразной серединой. К сожалению, большинство других букв имеют неудачную форму. Буквы г, к слишком широки. Прямая диагональная нога у к придает знаку жесткость и противоречит курсивному характеру строчных, так же как и верхний диагональный штрих с двухсторонней горизонтальной засечкой, заимствованной из латинского k. Верхняя часть буквы ч сильно напоминает аналогичный знак прямого начертания, что противоречит остальным курсивным формам. Верхний выносной элемент у д кажется слишком жестким

и колючим. Буква в очень узкая. Верхняя и нижняя части з не сбалансированы, как и изогнутые с каплями верхний и нижний выносные элементы у ф, заимствованные у латинского f. Буква л очень острая сверху. Совершенно неудачна форма свисающих элементов у букв ц, щ. Буква я имеет архаичную форму нижней левой диагонали с каплей на конце. Прописные курсивные знаки повторяют ошибки прямого начертания. Кроме того, неудачно решена форма Д, Ж, К, которая плохо согласуется с аналогичными знаками в прямом начертании, а в букве Э слишком короткий средний горизонтальный штрих. Жирные начертания повторяют ошибки светлых, прибавляя к ним дополнительные. Например, прямые Г, Д, Л, г, д, л, т светлы по цвету и в наборе образуют дыры. Буквы ж, ф наоборот, слишком черны. Неудачно решение свисающих элементов у ц, щ, форма я. Жирный курсив тоже весьма неровен по цвету.

Тем не менее в целом это не самый худший кириллический Times, и с ним еще можно работать.

2.3. Кириллический Times фирмы "Linotype"

Еще один распространенный кириллический вариант Times создан фирмой "Linotype" (рис. 15 и 16). Гарнитура была выпущена в 1972 году в тех же четырех основных начертаниях (Upright, Inclined, Bold, Bold Inclined) для фотонабора. В 90-е годы шрифт был переработан в соответствии с новой латинской цифровой версией Times Ten. Сейчас именно этот Times встраивается во все программные продукты Adobe и Apple. Рисунок кириллических букв практически не изменился по сравнению с фотонаборной версией. Линотайповский кириллический Times в целом выполнен удачнее, чем монотайповский, он ровнее по цвету и правильнее по пропорциям букв. Можно сказать, что это один из лучших кириллических шрифтов Times, спроектированных не в России. Однако и его знаки не лишены недостатков.

Прямое начертание представляет другую линию решения кириллических знаков в Times, где характерные буквы Ж, К, ж, к в отличие от монотайповского решения с каплями имеют прямые диагональные ветви с горизонтальными засечками, подобно латинской букве К (рис.17). Наиболее неудачна форма прописного У, где диагонали соединяются слишком высоко, из-за чего знак становится неустойчивым и падает вправо. Буквы Д, д имеют более прямоугольную форму, чем у монотайповской версии, поскольку их левые штрихи почти вертикальны, без прогиба. Свисающие элементы букв Д, Ц, Щ, д, ц, щ, как и в монотайповской версии, неправильно подсоединены к горизонтальным штрихам и бессильно провисают. Буквы Л, Ш, Щ, Ю слишком узкие. Овалы у Ф выглядят чересчур маленькими по сравнению с остальными прописными. У строчной буквы ъ слишком длинный горизонтальный элемент вверху слева. Полуовалы букв ъ, ы, ь малы по размеру. Строчная э имеет неверный, в обратную сторону наклон оси овала и выглядит как зеркальное отражение знака с. Акценты у Й, й имеют неудачную, слишком сложную форму с наплывом внизу и двумя маленькими каплями на концах.

Курсивное светлое начертание значительно ровнее, чем в монотайповской версии. Прописные повторяют ошибки прямого начертания, в особенности узкие Ж,Ш,Щ,Ю. Интересно, что прописные З, Э, в отличие от прямых, имеют капли на концах нижних штрихов слева. Строчной кириллический алфавит на удивление удачен и гармоничен, в особенности по сравнению с монотайповской версией. Приятно смотреть на буквы б, в, к, ф, ц, щ, ь, э. Строчная к имеет плавно изгибающиеся ветви, верхняя заканчивается каплей. У ф прямой центральный штрих с односторонней засечкой наверху и двусторонней внизу. Свисающие элементы у ц, щ хочется демонстрировать как пример правильного решения. Строчная ж несколько узковата, но из-за своей крестообразной середины она более технологична в мелких кеглях, чем зигзагообразный монотайповский вариант. Буква л несколько широка. У буквы з слишком широкая, несбалансированная верхняя часть, как и у буквы ч. Буква ъ не сбалансирована из-за слишком прямой формы и длинного росчерка вверху слева. Нога буквы я чересчур параллельна ее основному штриху. Акценты у Й, й напрасно повторяют форму акцентов прямого начертания.

Жирные начертания близки по форме к светлым и повторяют все их недостатки, правда, свисающие элементы у жирных курсивных ц, щ решены неправильно, как в монотайповской версии.

2.4. Кириллический Times Newton фирмы "ParaGraph"

Третий по распространению кириллический вариант Таймса — это гарнитура Newton компании "ПараТайп" (1990, дизайнер Владимир Ефимов при участии Александра Тарбеева). Гарнитура была разработана для библиотеки цифровых шрифтов "ПараТайп" фирмы "ParaGraph" и по 1993 год выпускалась под названием TimesET. По форме латинская часть достаточно близка к первоначальному монотайповскому шрифту, но представляет собой не цифровую копию, а перерисовку. Кириллическая часть оригинальна по рисунку. Гарнитура Newton — один из немногих таймсоподобных кириллических шрифтов, выпускаемый в пяти начертаниях, соответствующих монотайповским Roman, Italic, Bold, Bold Italic, Extra Bold (серии 327, 334, 834). Newton разработан для всех форматов и платформ во всех стандартных кодировках для набора на языках народов России, Западной и Восточной Европы и Средней Азии. В рамках этой гарнитуры Александром Тарбеевым разработан комплект фонетических знаков Newton Phonetic, а также варианты для набора на современном и древнем греческом языках Newton Greek в четырех начертаниях каждый (Владимир Ефимов), армянский шрифт Newton Armenian (Гаянэ Багдасарян) и грузинский Newton Georgian (Владимир Ефимов) в трех начертаниях каждый. В целом этим шрифтом можно набирать тексты более чем на 140 языках. С точки зрения шрифтовой формы гарнитуру Newton можно считать довольно удачным воплощением в кириллице шрифта Times (рис.18). Ее основным недостатком является несовпадение по размерам и метрикам с общепринятыми западными аналогами. Подобно линотайповскому варианту, в прямых начертаниях гарнитуры Newton буквы Ж, К, ж, к, близки по форме к латинским K, k. Буквы Д, д трапециевидной формы с прогнутым левым штрихом. Средний штрих у прописной Э имеет на конце двустороннюю вертикальную засечку. Акценты у Й, й имеют традиционную форму с каплями на концах.

В курсивах у строчной нижний горизонтальный штрих имеет форму росчерка с каплей на конце, как у шрифта Times фирмы "Linotype". Строчная ж имеет зигзагообразную конструкцию. Ветви у строчной к мягкой изогнутой формы с каплей вверху справа. Строчная л имеет плавно изогнутый верх. Центральный штрих строчной ф прямой с односторонней засечкой вверху и двусторонней внизу. Нога у строчной я плавно изогнута. Акценты курсивных букв Й, й имеют традиционную форму росчерка с каплей слева.

2.5. Кириллический Times других фирм

TM Thames "TypeMarket". Гарнитура TM Thames (1994, дизайнер Алексей Шевцов) выпускается в четырех начертаниях в полной кириллической кодировке во всех форматах для обеих платформ. (рис.19.) Латинская часть похожа на шрифт фирмы "Monotype", за исключением светлой курсивной z, имеющей чуть прогнутые, не совсем таймсовские горизонтальные штрихи. Кириллица напоминает исправленный линотайповский вариант. В прямых начертаниях буквы Ж, К, ж, к близки по форме к латинским K, k. Буквы Д, д имеют изогнутый слева штрих. Средний штрих у прописной Э имеет на конце двустороннюю вертикальную засечку. Акценты у Й, й имеют традиционную кириллическую форму с каплями на концах. В курсивах строчная ж с диагональными штрихами напоминает форму аналогичного знака в шрифте Тип Таймс. В светлом курсиве к имеет жесткую верхнюю диагональ с двусторонней горизонтальной засечкой, как у "Monotype", а в жирном курсиве та же буква похожа на вариант "Linotype" с мягкими ветвями и каплей сверху справа (к). Строчная л с прямым горизонтальным верхом и засечкой слева тоже напоминает форму аналогичного знака в шрифте Тип Таймс. Дополнительные знаки в курсивах, такие, как ©®±+, тоже наклонные. Разработан комплект фонетических знаков Phonetic TM. Гарнитура TM Thames распространяется фирмой "ParaType" и ее дилерами в составе библиотеки шрифтов TypeMarket.

AG Teutonica "Tilde". Гарнитура AG Teutonica (1991–1992, дизайнер Андрейс Гринбергс) в четырех начертаниях выпускается в неполной кириллической кодировке во всех форматах для обеих платформ. Шрифт в прямом начертании с латинскими формами букв Ж, К, ж, к напоминает линотайповский, однако акценты у букв Й, й в жирном начертании представляют собой латинское бреве с острыми концами, как у Times фирмы "Berthold". (рис.20.) В курсивах строчная г напоминает латинскую s, отраженную зеркально, почему-то с засечкой наверху слева. Буквы ж, к, л, я по конструкции похожи на аналогичные знаки шрифта Тип Таймс. Строчная ф имеет слишком наклонные овалы, особенно в светлом начертании. У строчных ъ, ы, ь неожиданно жесткие формы основных штрихов, особенно у ъ. Гарнитура AG Teutonica распространяется фирмой "Tilde", а также фирмой "ParaType" и ее дилерами в составе библиотеки шрифтов "Tilde".

SU TimeRoman "SoftUnion". Гарнитура SU TimeRoman (1993, дизайнер Никита Всесветский) в пяти начертаниях выпускалась в неполной кириллической кодировке во всех форматах для обеих платформ. Разработан комплект фонетических знаков. Это один из двух выпускаемых сейчас в России шрифтов типа Times с так называемыми кириллическими формами букв Ж, К, ж, к, у которых верхние ветви имеют мягкий изгиб и капли на концах. Шрифт в целом очень похож на несколько улучшенный кириллический Times фирмы "Monotype". Однако сохраняется некоторая неровность по цвету в наборе и характерные формы курсивных строчных ж, к, л, м, ф, я. Гарнитура SU TimeRoman распространяется фирмой "ParaType" и ее дилерами в составе библиотеки шрифтов SoftUnion.

DA Latinskij "DoubleAlex Font Studio". Гарнитура DA Latinskij (1992, дизайнер Алексей Чекулаев) в четырех начертаниях выпускается в полной кириллической кодировке в формате PostScript Type 1 для обеих платформ. Шрифт очень похож на кириллический Times фирмы "Linotype", включая характерные формы букв Ж, К, ж, к и акцентов у Й, й в прямых начертаниях и строчных г, ж, з, к, л, ф, ц, ч, щ, ъ, э, я в курсивах. (рис.21.) Строчная курсивная м отличается от линотайповского варианта присутствием левой верхней наклонной засечки в месте соединения штрихов. Шрифт довольно ровен по цвету. Гарнитура DA Latinskij распространяется фирмой "DoubleAlex Font Studio", а также фирмой "ParaType" и ее дилерами в составе библиотеки шрифтов DoubleAlex.

AZ Times "Az-Zet". Гарнитура AZ Times (дизайнер Виктор Кучмин) в четырех начертаниях была спроектирована в конце 80-х в графическом бюро "Az-Zet" и выпускалась в начале 90-х годов в кириллической кодировке сначала в формате PCL, а затем PostScript. Вначале шрифт имел кириллические формы букв Ж, К, ж, к с каплями на концах верхних ветвей, как у шрифтов фирм "Monotype" и "Berthold", но затем они были заменены латинскими формами этих букв с прямыми диагоналями и двусторонними засечками, как у шрифта Times фирмы "Linotype". В формате PCL было разработано несколько декоративных начертаний. К сожалению, графическое бюро "Az-Zet" более не существует, а его библиотека шрифтов сейчас принадлежит фирме A3-Graphics. Некоторые шрифты из нее распространяются фирмой "ParaType", но гарнитура AZ Times не входит в это число.

SPSL Dutch "SPSL". Гарнитура SPSL Dutch (1996, дизайнер Игорь Настенко) в четырех начертаниях выпускается в кириллической кодировке в формате PostScript Type 1. Латинская часть достаточно близка к оригиналу "Linotype". Это один из двух выпускаемых сейчас в России шрифтов типа Times с так называемыми кириллическими формами букв Ж, К, ж, к, у которых верхние ветви имеют мягкий изгиб и капли на концах, как у шрифтов фирм "Monotype" и "Berthold". В курсивных начертаниях строчная л имеет характерную трапециевидную форму с чуть наклонным верхним штрихом и засечкой слева. Шрифт довольно ровен по цвету и профессионально спроектирован. Гарнитура SPSL Dutch распространяется фирмой "SPSL".

Кириллический Times фирмы "Letraset". Шрифт был предназначен для способа сухого перевода и с современной точки зрения не отличался хорошим качеством формы. Он представлял собой ухудшенный вариант кириллического Times фирмы "Monotype" (с каплями у букв Ж, К, ж, к) и отличался удивительно неправильным строчным ф в светлом начертании, которое походило на зеркальное отражение буквы р. Выпускался в двух прямых начертаниях (светлом и жирном) до 80-х годов, во времена, когда фирма "Letraset" ещё не купила ITC и не разрабатывала цифровых шрифтов. Возможно, для этого шрифта был использован один из первоначальных эскизов фирмы "Monotype".

Кириллический Dutch 801 (Times) фирмы Bitstream. Цифровая гарнитура в форматах PostScript и TrueType. Выпускается в четырёх начертаниях (Regular, Italic, Bold, Bold Italic) и по рисунку очень похожа на монотайповскую версию (с каплями у букв Ж, К, ж, к). Основное отличие в форме курсивных строчных ф, которые имеют прямой центральный штрих с односторонней засечкой наверху и двусторонней внизу, как у линотайповской версии. В остальном шрифт имеет те же ошибки, что и монотайповский оригинал, хотя работать им всё-таки можно.

Кириллический CGTimes фирмы "Agfa (Compugraphic)". В 80-х годах, во времена, когда фирма "Agfa" еще называлась "Compugraphic", она выпускала фотонаборное оборудование, вместе с которым в нашу страну попадали и некоторые шрифты. В частности, фотонаборный комплекс, работавший в издательстве «Мир», был оснащен кириллическими версиями шрифтов CGTimesHelios (Helvetica) и некоторыми другими. Кириллическая версия шрифта Times была очень похожа на монотайповскую, только была намного грубее и имела четыре стандартных начертания (Regular, Italic, Bold, Bold Italic), причем жирные версии были гораздо светлее монотайповских. Выносные элементы строчных были крайне малы, форма знаков практически повторяла монотайповскую версию Ж, К, ж, к) и имела те же ошибки. Сейчас, когда "Agfa" купила "Monotype", в ее шрифтовом каталоге Creative Alliance есть цифровые кириллические версии монотайповского Times New Roman и линотайповского Times Ten в форматах PostScript и TrueType, а собственная версия не распространяется.

Кириллический Timeless народного предприятия "Typoart". В 80-х годах дрезденская фирма Typoart из ГДР выпустила собственную фотонаборную версию шрифта Times под названием Timeless (дизайнер Вернер Шульце/Werner Schulze). Его латинский вариант имел пять начертаний, греческий - три начертания, а кириллический - четыре начертания. Шрифт в целом похож на линотайповский, но его жирные начертания по форме знаков, пропорциям и контрасту соответствуют светлым, в отличие от канонической версии Times. Его кириллический вариант тоже напоминает линотайповский с диагональными формами Ж, К, ж, к, хотя они и отличаются от латинского K горизонтальным присоединением диагоналей к основному штриху. Акценты у Й, й во всех начертаниях представляют собой обычное латинское бреве с острыми концами, как у бертольдовского варианта. Прямые начертания имеют слишком прямоугольную форму знаков Д, д и вертикальную засечку на среднем штрихе у строчной э. Курсивы очень похожи на линотайповские, только нога у строчной я архаичной формы с каплей и у строчной ф выносные элементы с каплями, как у монотайповского шрифта. Свисающие элементы у ц, щ несколько светловаты, но в целом гарнитура, пожалуй, превосходит по качеству разработки все перечисленные, включая линотайповский. Очевидно, географическая и идейная близость позволила дизайнеру глубже прочувствовать особенности кириллицы. К сожалению, после слияния с ФРГ фирма "Typoart" закрылась, а права на ее шрифты купила фирма "URW" из Гамбурга.

Кириллический Nimbus Roman фирмы URW. Этот шрифт в четырёх начертаниях (Regular, Regular Italic, Bold, Bold Italic) по форме гораздо ближе к традиционному Times, чем Timeless. Собственно, он очень похож на улучшенный шрифт фирмы "Linotype" и почти не уступает лучшим российским разработкам кириллического Times. Его можно было бы рекомендовать среди всех остальных, если бы не забавные формы строчных з, э в курсивах с каплей сверху слева, к сожалению, его дизайнер неизвестен.

ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

3.1. Анализ использования шрифта

В настоящее время в кириллическом наборе в силу разных достоинств широко распространены три версии Times. Вне конкуренции—Times New Roman, встроенный фирмой "Microsoft" в операционную систему Windows. Это несколько модифицированный шрифт Times New Roman фирмы "Monotype", который теперь поставляется в формате OpenType. Поскольку библиотека шрифтов фирмы "Monotype" включает в себя по 4 основных начертания кириллического Times (Upright, Inclined, Bold, Bold Inclined), можно сделать вывод, что они были созданы после 1956 года, когда был разработан латинский жирный курсив. Характерное изменение терминологии начертаний по сравнению с латинской версией как бы подразумевает, что курсивные начертания в кириллице на самом деле наклонные (Inclined), что не соответствует действительности. Шрифт был разработан вначале для металлического набора, а затем переработан для фотонаборных машин ряда Monophoto. Судя по тому, что довольно близкий по рисунку к монотайповскому фотонаборный кириллический Times фирмы "Berthold" датирован 1967 годом, шрифт фирмы "Monotype" был разработан раньше. В конце 70-х годов появился первый лазерный фотонаборный автомат Lasercomp, и монотайповский кириллический Times был переведен в цифровую форму. А с распространением в 80-х годах настольных издательских систем и изобретением языков PostScript и TrueType он стал доступен всем пользователям персональных компьютеров. При этом рисунок самого шрифта практически не изменился.

3.2 Современные тенденции использование шрифта

"Microsoft" стал использовать Times New Roman в качестве основного шрифта с засечками, начиная с Microsoft Windows 3.1. Он использовался в качестве шрифта по умолчанию в  Microsoft Office вплоть до Microsoft Office 2007, где его заменил шрифт Calibri.

Шрифт также стал популярным и в Apple Macintosh, который установил его по умолчанию в качестве основного шрифта во многих приложениях, в том числе веб -браузерах.

В 2004 году Государственный департамент США объявил, что с  1 февраля 2004 года все дипломатические документы в США будут печататься шрифтом Times New Roman размера 14 pitch (именно pitch, а не point: первое означает 14 знаков на дюйм, что приблизительно соответствует 12 пт) вместо шрифта Courier New 10 pitch (12-й кегль), мотивируя это стремлением к более современному и разборчивому шрифту.

Шрифт Times New Roman в Вооружённых силах Российской Федерации является основным шрифтом, допущенным для составления служебных документов на стандартных листах бумаги формата А4 (210х297мм). Размер шрифта в текстовом редакторе Word предписывается 14 - 16, а межстрочный интервал 1 - 2.

Но так же Российским чиновникам запретили использовать шрифты Arial и Times New Roman. "Monotype Imaging" отказала российским госорганам в лицензиях на свое ПО. Теперь чиновники ограничены в использовании популярных шрифтов Times New Roman. В качестве причины запрета "Monotype Imaging" указала санкции со стороны США. Популярный Times New Roman используются не только в оформлении законодательных документов, но и на государственных сайтах. Помимо этого шрифт Times New Roman рекомендован «Правилами оформления документов» от 15 января 1997 года. Но есть и более свежие стандарты: с 1 июля 2018 года ГОСТ Р 7.0.97-2016 установил новые требования к оформлению организационно - распорядительных документов. Там указано, что предпочтительными гарнитурами и размерами шрифтов для реквизитов документа являются: Times New Roman N 13, 14; Arial N 12, 13; Verdana N 12, 13; Calibri N 14 или приближенные к ним.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, подводя итоги, можно сделать вывод, что в данной работе мы ознакомились с историей зарождения шрифта Times New Roman, ознакомились с авторитетными художниками - шрифтовиками тех лет, с фирмами, какую роль шрифт сыграл. И как они в свою очередь имев широкий спектр знаний с тех времён становились новаторами и первооткрывателями в мире типографии. Все эти исследования позволяют глубже понять, что сегодня Times New Roman стал своего рода заложником собственной популярности. Он применяется и будет применяться всюду, где нужен «типичный», уравновешенный и спокойный шрифт. Стабильная потребность в подобном шрифте вряд ли когда-нибудь исчезнет. К тому же, пересылая куда-либо набранный документ этим шрифтом, вы можете быть уверены, что уж этот шрифт точно найдется там, где документ будет распечатан. Может быть, подобная судьба покажется кому-то весьма незавидной  -  но её вряд ли возможно изменить. В том виде, каком мы его знаем сейчас, Times New Roman создали именно они (и другие штатные дизайнеры фирмы "Monotype").

Результаты проведенного анализа позволяют сделать некоторые частные выводы, представляющие интерес для нашего исследования, что предыстория этого шрифта неизвестна полностью.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Основная литература.

1. История книги. Ав. И.Е. Баренбаум ─М.: «Книга» 1984 г.

2. Искусство художника-оформителя. Ав. Е.В. Лебедева Р.М.Черных. ─М.:

«Советский художник», 1981 г.

3. Книговедение. Ав. Фриц Функе ─ М. : «Высшая школа», 1982 г.

4. Русский типографский шрифт. Ав. Шицгал А.Г. ─ 1974 г.

5. Ученова В.В., Старых История шрифта. 1917-1990 / В.В. Ученова. – М., 2004.

6. Феофанов О.А. Реклама. Новые технологии в России. СПб: Питер, 2000.

7. Ромат Е.В. Реклама. 5-е изд. — СПб.: Питер, 2002

8. Ахиезер А.С., Рябова М. Э. Социальная философия в усложняющемся мире // Общественные науки и современность. 2005. № 3. С. 137-143.

9. Тулупов В.В. Реклама в коммуникационном процессе. Воронеж: Кварта,

2003

10. Снопков А. Е., Шклярук А. Ф., Снопков П. А.: Советский рекламный плакат. 1923 – 1941. М.: Контакт-культура, 2013.

11. Тулупов В.В. Реклама в коммуникационном процессе. ─ Воронеж: Кварта, 2003

12. Снарский О.В. Шрифт в наглядной агитации. ─ М.: Плакат, 1978.

13. Эмиль Рудер. Типографика. Руководство по оформлению. ─ М.: Книга,

1982.

Электронные источники

14. Из истории развития шрифтов.

- URL: https://shop.typejournal.ru/upload/iblock/0b0/VE-Times-New-Roman

15. Современное использование.

- URL: https://vtopetop.ru/prochee/kto-pridumal-shrift-times-new-roman

ПРИЛОЖЕНИЕ

Рис.1

Рис.2

Рис.3

Рис.4

Рис.5

Рис.6

Рис.7

Рис.8

Рис.9

Рис.10

Рис.11

Рис.12

Рис.13

Рис.14

Рис.15

Рис.16

Рис.17

Рис.18

Рис.19

Рис.20

Рис.21

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1. Справка об отсутствии плагиата