Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Право и мораль: развитие

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время вопрос права и морали их сходство и различие очень актуально в правовом государстве, т.к их назначением является целенаправленное воздействие на общество в целом.

Мораль и право неразрывно связаны с основами мирового порядка и с сознанием отдельной личности. Насущная потребность в понимании человеком своей роли в обществе; смысла и цели своего существования вызывает необходимость аксиологического осмысления» проблем права. Современный человек осознает себя не только гражданином своего государства, но и жителем мирового сообщества, участником глобальных процессов и событий, происходящих во всем мире. Поэтому осмысление ценности права и морали невозможно без учета роли и соотношения данных феноменов на международном уровне.

Как отметил по этому поводу Президент России В.В. Путин в Послании Федеральному Собранию РФ 2005 г., «Россия была, есть и, конечно, будет крупнейшей европейской нацией. Выстраданные и завоеванные европейской культурой идеалы свободы, прав человека, справедливости и демократии в течение многих веков являлись для нашего общества определяющим ценностным ориентиром. В течение трех столетий мы - вместе с другими европейскими народами - рука об руку прошли через реформы просвещения, трудности становления парламентаризма, муниципальной и судебной власти, формирование схожих правовых систем. Шаг за шагом, вместе продвигались к признанию и расширению прав человека, к равному и всеобщему избирательному праву, к пониманию необходимости заботы о малоимущих и слабых, к эмансипации женщин, к другим социальным завоеваниям. . Все это мы делали вместе, в чем-то отставая, а в чем-то иногда опережая европейские стандарты»[1].

Связь права и морали особенно ярко проявляется в процессе правотворчества. В системе правового регулирования общественных отношений данный процесс занимает центральное место. Ведущие ученые в области теории права всегда уделяли большое внимание вопросам правотворчества. От того, в какой мере нормы права выражают потребности и интересы народа, насколько эффективно они воздействуют на поведение людей, зависит во многом решение задач, стоящих перед обществом. Деятельность государства или негосударственных организаций по созданию правовых норм заключается в разработке новых или санкционировании уже существующих правил поведения, регулирующих наиболее важные общественные отношения, разумном сочетании при этом интересов всех членов социума. Следовательно, достижение общественного компромисса - вот одна из целей правотворческой деятельности государства. Но как можно учесть потребности каждого члена общества? Зачастую это оказывается трудновыполнимой задачей. Кому-то надо дать больше благ, чьи-то интересы ограничить. Существует разрыв между гуманистическими приоритетами, потенциально заложенными в ценностно-нормативных системах права и морали, и объективными условиями для их реализации. Решая этот сложный вопрос, государство неизбежно обращается к моральным нормам, закрепляя их в законодательстве.

Закрепление в процессе правотворчества общечеловеческих моральных принципов международного права - одна из положительных тенденций в правовом регулировании общественных отношений большинства современных государств. Однако не всеми странами нормы международного морально-правового регулирования воспринимаются однозначно.

Считается, что право является системой общеобязательных, определённых формально юридических норм, представляющих государственную волю, установленных и обеспеченных государством, направленные на урегулирование отношений в обществе. Мораль же (нравственность) исторически определённая система норм, взглядов, принципов, оценок, убеждений, выраженных в поведении общества, регулирующего их действия с позиции добра и зла, справедливости и нет, чести и бесчестия, поощрения и порицания и других критериев нравственного развития человека.

Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 25 апреля 2005 г. // «Российская газета». 26 апреля 2005 г. № 86. положительно вследствие расхождения в культурных взглядах и укладе жизни на фоне доминирования европейских ценностей в международном праве. К тому же, новые моральные проблемы, возникающие вследствие непрерывного прогресса науки и техники, не получают однозначного отношения к ним со стороны людей. Попытки государства урегулировать с помощью права общественные отношения в области спорных с точки зрения морали явлений и процессов приводят к обширным дискуссиям в обществе; а нередкое к конфликтам.

Основные нравственные ценности, закрепленные в праве — свобода, равенство, справедливость, гуманизм и другие - в настоящее время нуждаются в осмыслении их каждым членом нашего общества. Главной политико-идеологической задачей является развитие России как свободного, демократического государства. Эти слова довольно часто произносятся, однако глубинный смысл ценностей свободы и демократии, справедливости и законности в их практическом преломлении в жизни раскрывается достаточно редко. Между тем потребность в таком анализе есть. Идущие в России объективно непростые процессы все больше и больше становятся предметом активных идеологических дискуссий. И они связываются именно с разговорами о свободе и демократии.

В случае невыполнения некоторых норм морали в УК РФ предус-мотрена административная ответственность. Право является формой выпол-нения морали. Нормы права и морали так же взаимодействуют и взаимодо-полняют друг друга. Нормы права должны как то соответствовать критериям морали, особенно это касается правового государства. Нормы права не должны противоречить нравственным устоям социума. Ведь на самом деле государство, разрабатывая нормы права учитывает мнение об-щественности, мнение общей морали, которая действует в государстве. С помощью норм морали в обществе устанавливается некий порядок. Нельзя не заметить тот факт, что многие нормы права закрепляют за собой нормы морали, а с помощью права охраняются нормы нравственности, (так, например, право закрепляет за собой черты гуманизма, нравственности, принципа равенства людей). Результативность правовых норм обуславливается соответствием ими нормами морали, их требованиям. Чтобы они работали действительно эффективно, они должны соответствовать именно морали. Каждое правонарушение - аморально, а вот нарушение норм морали не в каждом случае будет считаться правонарушением. Гегель в своей работе «Философия права» писал о том, что нормы морали находят своё отражение вправе, и вообще право и мораль находятся в очень тесном взаимодейст-вии, но всё же на первое место он выдвигает правовые нормы, которые лишь потом могут быть подвергнутым моральной критике. Надо отметить такой случай, когда нормы права вообще не соответствуют общественной нравст-венности. Насколько известно, в таком случае органы государственного управления должны принять некие меры для правового урегулирования. Так же в истории человечества бывают ситуации, когда нормы морали и права сталкиваются «лбами» друг с другом. Это в особенности касается вопросов искусственного оплодотворения, а так же операций по имплантации и транс-формации человеческих органов. С точки зрения нравственности это амо-рально. Так же всем известны случаи когда врачи вводят смертельные дозы инъекции безнадежно (смертельно) больным людям по их же просьбам. В таких случаях они противоречат закону. Но с другой стороны они стараются им помочь, тем самым, избавляя их от ужасных, изнурительных страданий. Подведя итог, я хочется сказать о том, что в идеальном случае нормы права и морали должны взаимодополнять и действовать в гармонии друг с другом. Что же касается гражданского общества, то право должно максимально соответствовать морали и нормам нравственности, чтобы все его члены были максимально удовлетворены нормами, существующими в данном государстве. Если такого удовлетворения не будет, то в таком случае между государством и его гражданами будут возникать частые противоречия на этой почве.

Право и мораль: развитие

Так или иначе, всё развивается и меняется. Право и мораль – не исклю-чение. Исторически вторая появилась раньше, она регулировала обществен-ные отношения ещё тогда, когда закона как такового не было, то есть в первобытно-общинном строе. Считается, что самые устоявшиеся предписания легли в основу первых законодательных актов. Таким образом, можно наблюдать довольно тесную взаимосвязь. Но потом право и мораль стали расходиться в своём развитии.

Закон часто выражал волю правящей династии, верхушки духовенства и дворянства, бояр, а потом и помещиков. В Российской империи он стоял на страже их интересов. В то же время мораль касалась самых разных сословий. И здесь нужно отметить кардинальное различие в отношении того, что предписывалось дворянину, купцу или же крестьянину. У первого, например, были законы чести. Многие моменты юридически не закреплялись, однако соблюдались неуклонно. Их нарушение представлялось до такой степени немыслимым, что оскорблённый дворянин не мог не ответить на вызов в определённой ситуации, в том числе и потому, что альтернатива для него стала бы хуже смерти.

В то же время купеческая мораль была связана с нажитым богатством, ведением дела, гарантией качества товара. То есть близка к тому, что в современном мире понимается под деловой репутацией. И, наконец, в отношении крестьян наблюдались свои моменты. Но это – только примеры, ситуация менялась в зависимости от исторического периода и государства.

Мораль и право: сходства и различия

Право и мораль – это два явления, которые в той или иной степени влияют на общество. Их сходства и различия часто позволяют выявить уровень развития социума, определить, на какой ступеньке то, в частности, находится. Но для начала нужно разобраться с моралью, мораль, мораль. И непосредственно с правом, права каждого, к слову, регулируются не только законом, но ещё и внутренними установками, то есть базовыми моментами нравственности. И даже при поверхностном разборе этих тем становится заметно, насколько они перекликаются.

Таким образом между правом и моралью соотношение очень непростое, в связи с этим анализ предполагает 4 составляющие:

1) единство

2) взаимодействие

3) различие

4) противоречие

Объединяющими чертами права и морали являются:

  1. И мораль, и право являются регуляторами поведения людей, проникающие в разные области жизни;
  2. И право, и мораль, имеют многомерную сложную структуру взаимодействия одинаковых элементов между собой;
  3. И право, и мораль, взаимодействуют в социальных отношениях на одном уровне;
  4. И право, и мораль, предназначены для общей цели – совершенствование и упорядочение общественной жизни.
  5. Регулирование поведения в обществе, поддержание порядка, поддержание интересов индивидуума, повышение достоинства человека;
  6. И право, и мораль, социальные регуляторы, имеющие отношение к проблемам свободы воли и его ответственности за свои действия.

Связь права и морали определяет и их социальное и функциональное взаимодействие, выражающееся в следующих характеристиках:

  1. И право и мораль, дополняют друг друга в упорядочении общественных отношений. В формировании установленной правовой культуры;
  2. И право и мораль, их требования во многом совпадают: действия субъектов правовых и моральных отношений, осуждаются и поощряются правом, также поощряются и осуждаются моралью;
  3. И право и мораль, обязывают соблюдать законы;
  4. Взаимосвязь и взаимодействие часто выражены в прямой их идентичности к требованиям к индивиду и в воспитании у оного гражданских качеств;
  5. И право и мораль, помогают друг другу в достижении общих целей. Применяя методы присущие каждому из них;
  6. Право является проводником для морали, защищая моральные ценности;
  7. Моральное составляющее является ценным критерием для правового.

Различием между правом и моралью является следующее:

  1. Нормы права закрепляются в законах, указах, постановлениях, кодексах и других правовых документах. Моральные нормы же передаются в устной форме из поколения в поколение в процессе воспитания детей и подростков
  2. Формирование нормы морали у людей осуществляется на основе представления людей о добре и зле, чести, совести и т. п. и приобретают об-щее значение постепенно, по мере признания большинством членов общес-тва. А правовые нормы установлены государством.
  3. Моральные и правовые нормы регулируют жизнедеятельность людей, но существуют сферы жизни, которые регулируются исключительно моралью, например, любовь, дружба, взаимопомощь и пр., и есть сферы, регулируемые исключительно правом, например, технико-юридические нормы. Поэтому не каждое нарушение норм морали является непременно нарушением правовой нормы, и не каждое нарушение правовой нормы есть нарушение моральной нормы. Хотя в большинстве случаев это совпадает (например, кража - нарушение и правовой и моральной нормы).
  4. За нарушение правовой нормы предусмотрено строго определенное наказание в соответствии с законодательством РФ (штраф, выговор, лишение свободы, конфискация имущества и пр.). За нарушение моральной нормы (в случае, если правовая норма при этом не была нарушена) наказанием может быть только общественное неодобрение и/или муки совести, чувство стыда и раскаяние.
  5. Реализация нравственных норм обеспечивается силой общественного мнения, а правовых норм - государственным принуждением, применяемым правоохранительными органами.
  6. Правовые нормы обязательны для исполнения, а моральные нормы выполняются человеком добровольно, в соответствии с внутренними убеждениями.
  7. Исторически мораль возникла гораздо раньше, чем право[1],[2].

Итак, мораль – определённые установки, идеалы, нормы, принципы и ценности, регулируемые обществом. Являются негласными по своему характеру. Что же касается норм права, то они представляют собой общеобязательные предписания, формально закреплённые, которые выражают волю конкретного государства, им же устанавливаются и закрепляются. Они направлены на регулирование общественных отношений. В этом проявляются общие черты права и морали.

[1] Кондрашов, В. А. В. А. Кондрашов. Этика. Е. А. Чичина. Эстетика. Учебное пособие / В.А. Кондрашов, Е.А. Чичина. - М.: Феникс, 2015. - 512 c.

[2] Гусейнов, А. А. Этика / А.А. Гусейнов, Р.Г. Апресян. - М.: Гардарики, 2017. - 480 c.

Вообще при изучении темы «право и мораль общее и особенное» становится понятно, что сходства не так уж и мало. Если задаться вопросом сравнения, то можно заметить, что оба явления играют регулятивную функцию.

А также, в некоторой степени, оценочную и интегрирующую. Правда, подходы заметно отличаются. В частности, право довольно конкретно. Оно однозначно

устанавливает границы, определяет, что именно будет являться нарушением, какие за него последуют санкции. Оно равно для всех, вне зависимости от того, кем именно является участник правоотношений. В этом плане право от морали, как ни странно, часто отличается большей справедливостью.

Во многом подобное объясняется инертностью общественного сознания. Можно изменить законы, установить отсутствие дискриминации, но отдельные части общества по-прежнему будут относиться хуже к женщине, живущей свободной жизнью, чем к мужчине. А знаменитости или же любимцу публики могут много прощать. Кроме того, мораль отличается от права тем, что она иногда способна резко перемениться, потому что сильно зависит от общественного мнения.

Соотношение права и морали

Если рассматривать соотношение морали и права, то их можно представить себе в виде двух кругов, которые частично пересекаются. У них есть совпадающие части. Например, кража карается законом и осуждается нормами морали. Одновременно с этим отдельные элементы различаются, то есть не совпадают. В отличие от норм морали, право карает уклонение от налогов, к примеру, а также бухгалтерские ошибки. Общество же или не выдаёт какой-то однозначной оценки таким действиям, или, что бывает нередко, их даже поощряет.

Отмечая общие черты морали и права, необходимо отметить, что и те, и другие подкрепляются санкциями. В частности, нарушение юридических норм карается по закону. У морали нет конкретных предписаний, но сам факт того, что можно сравнить с санкциями, тоже есть – общественное осуждение, бойкот. Исторически нормы права и нормы морали были в этом ещё ближе, потому что раньше остракизм был гораздо серьёзнее. Изгой в одной стране далеко не всегда мог найти себе место в другой. Кроме того, в собственном государстве такой человек рисковал потерять всё, разориться, при этом не имея возможности защититься.

Говоря о различающихся моментах, нельзя не упомянуть вопрос организованности. То, как именно принимаются законы, как в них вносятся изменения – всё это достаточно однозначно и конкретно расписано. При этом сам процесс строго контролируется государством. Мораль же неуправляема, она стихийна, поэтому её развитие нельзя спрогнозировать.

Есть ещё один момент. Мораль и право регулируют общественные отношения. Но действие первой гораздо больше, чем второго. Существуют моменты, которые в принципе не поддаются правовому регулированию (и не должны), но при этом находятся в зоне действия морали. Можно привести очень много примеров из сферы личных отношений, оценки человеческого поведения и т. д.

Мораль и право устанавливают, как именно себя человек может и должен вести. Но закон очень редко прописывает конкретные правила поведения. Как правило, он разрешает всё, что прямо не запрещено. В остальном же человек может действовать так, как ему захочется. И исполнять свои обязанности перед государством люди тоже могут по-разному, в частности, через законного представителя.

Мораль в целом ряде случаев более конкретна. От выполнения определённых обязанностей нельзя уклониться или передать их другому. Личному участию нередко придаётся особое значение. Таким образом, право и мораль устанавливают долг человека, но первое – перед государством, вторая – перед обществом. Характер предписаний тоже разнится.

Юрист и использование морали в своей деятельности

Также одной из основополагающих частей в деятельности юриста является свобода выбора. Свобода выбора – это возможность, способность и право человека выбирать предпочтительное из альтернативных целей и средств. Свобода выбора личности не ограничивается выбором между добром и злом, она позволяет выбирать и между различными видами ценностей.

Свобода выбора включает в себя отсутствие общественно-политического принуждения индивидуума в духовном самоопределении, а не отсутствие законов (уголовных, гражданских и политических). Человек обладает священным правом на духовное самоопределение. Обладание свободой подразумевает под собой и ответственность за сделанный выбор.

4.1 Моральный выбор индивида

Моральный же выбор человека подразумевает под собой осознанное предпочтение того или иного варианта поведения в соответствии с личными или общими моральными устоями.

В необходимости морального выбора человека ставят обстоятельства при которых человек вынужден принять решение исходя из нескольких нравственных положений, то есть оценивать с позиции добра и зла. При этом каждое из принятых решений может быть одинаково значимо. Так и привлекательно для него.

Для принятия морального выбора требуется наличие объективных и субъективных условий.

К объективному выбору можно отнести наличие вариантов поведения и возможность их реализации.

К субъективным же условиям можно отнести возможность совершения поступков не под воздействием внешней принудительной среды (наказание, общественное осуждение или физическое принуждение), а под влиянием личных убеждений. Субъективная свобода выбора подразумевает под собой осознанную потребность индивида поступать в соответствии с требованиями нравственности. Согласно этому. Объективные условия предоставляют человеку возможность выбора между нравственным и безнравственным поведением (поступком), но в силу моральной составляющей человек однозначно выбирает моральный вариант, в связи с невозможностью поступить иначе.

В применении к моральному выбору, индивид испытывает необходимость выбирать между желаемым и должным. Профессия[3] юриста накладывает дополнительные повышенные моральные обязательства на специалиста. Требование закона. Подразумевает под собой, чтобы моральный выбор был сделан в пользу должного во всех ситуациях юридической деятельности. А последствия морального выбора в пользу безнравственного поступка нанесут непоправимый ущерб как обществу, так и государству.

4.2 Виды выбора

Нравственная свобода человека подразумевает под собой осуществление не только морального выбора в поведении, но и в отношении принятых ценностей, например, между честным и бесчестным поведением, добродетелью и пороком, и в конечном итоге, применимо даже к выбору между добром и злом. Также возможны и более сложные варианты выбора между разными нравственными ценностями: долгом и совестью, честью и достоинством и т.д. Предлагаю рассмотреть основные виды морального выбора [4].

  1. Нравственное и безнравственное поведение. Выбор, который человек совершает в обычной ситуации, обычно осуществляется в пользу нравственности, однако под давлением внешних факторов (при угрозе жизни и здоровью, близким, при наличии материальной заинтересованности и т.д.) индивидуум может «ошибиться» и выбрать сторону зла. Если задать вопрос о том, какое именно давление внешних факторов и какой силы соблазн,

[3] Гусейнов, А. А. Этика / А.А. Гусейнов, Р.Г. Апресян. - М.: Гардарики, 2017. – 23-26 c.

[4] Этика деловых отношений: учебник. Автор: Смирнов Г.Н.. - Москва: Высшая школа, 2017. – 116-117 c.

человек способен преодолеть, чтобы соблюсти правила морали. Можно ответить так: «если личность уважает свои нравственные принципы, то сопротивление внешним факторам будет очень высоким».

  1. Равные виды нравственного поведения.

- выбор между должным. Есть моменты принятия решений, в которых ситуация подразумевает разные варианты долга. Которые могут противоречить друг другу, при этом представляя для человека сложный выбор. В различных кодексах по этике для разных юридических профессий отражены различные ситуации морального выбора, появляющиеся при осуществлении профессиональной деятельности и оговаривается, в каких ситуациях и как следует поступать юристу. Например, адвокат обязан соблюдать принцип конфиденциальности, однако возникают ситуации в которых он должен нарушить этот принцип, поскольку долг перед государством намного важнее, чем долг перед клиентом;

- выбор между своим и чужим. Осуществление выбора между своими и чужими интересами в классической этике трактуется, как выбор между безнравственным эгоизмом и нравственным альтруизмом. Мораль однозначно утверждает, что следует жертвовать личными интересами для осуществления общего блага. Однако, в некоторых ситуациях юрист имеет право поставить личные интересы превыше интереса общества, если он ожидает безнравственные последствия своих коллег;

- личным и общественным. Данный выбор наиболее проблематичен, т.к. личные убеждения являются совестью личности и становятся главным судьёй

в решении моральных дилемм. Хотя, обращая внимание конкретно на индивида, то его совесть может быть неразвитой, а человек ошибаться в оценке конкретной ситуации, в связи с этим и корректирующую силу общественного мнения не следует скидывать со счетов при определении правильности того или иного выбора. Юрист, как представитель закона. При осуществлении морального выбора обязан учитывать общественное мнение;

- обязанности личности. Осуществление выбора между различными видами обязанностей личности в применении непосредственно к юристу, так же бывает довольно таки сложным. Например, юрист может попасть в ситуацию, когда происходит столкновение долга профессионала и долга друга, в ситуации, когда друг просит оказать юридическую помощь, а кодекс профессиональной этики запрещает.

Ситуация связанная с моральным выбором называется моральным конфликтом. Его возникновение происходит в связи с реализацией личностью одной нравственной ценности нарушает другая, менее важная для неё. Для разрешения конфликта, в моральном плане, рекомендовано соблюдать принцип «наименьшего зла», хотя его соблюдение нельзя назвать добрым поступком, но это может стать выходом из ситуации. Чувство моральной неудовлетворённости свойственно развитой личности, и так же влечёт за собой испытание вины за неизбежное несовершенство своего решения.

4.3 Ситуация конфликта и моральный выбор

В ситуации конфликта осуществление морального выбора как внутриличностного, так и межличностного имеет 2 варианта):

а) объективный, в результате есть возможность выбора;

б) субъективный, отсутствие выбора как такового, в связи с активностью личности в определённых обстоятельствах и мера ответственности за это.

Связанная с ответственностью, субъективная сторона. Реализуется через свободу волеизъявления, выбора, решения, принятие установки к действию. Ответственность за свои поступки очень важна в решении моральных конфликтов.

Зависимость морального выбора от мудрости, так же может зависеть и от многих факторов [5].

[5] Букреев, В. И. Этика права / В.И. Букреев, И.Н. Римская. - М.: Юрайт, 2015. – 125-126 c.

Первым фактором, влияющим на возможность выбора и способность

личности выбирать - это свобода морального выбора. Она выражается в социальной обусловленности морального выбора, в характеризующимися объективными возможностями поступать так, как следует в системе общественных отношений. Неразрывность связанных между собой внутренней обусловленности и мировоззренческой, моральной стороной решения. Обусловленность выбора в конфликтной ситуации (внешняя и внутренняя) исходят из различных обстоятельств, различных вариантов решений и всегда отражает ценность ориентации личности, диапазон нравственного и безнравственного поведения.

Второй фактор, влияющий на моральный выбор – мера ответственности. Возрастание меры ответственности происходит с увеличением диапазона свободы морального выбора. Мера ответственности определяется возмож-ностью и способностью выбора. Согласно утверждениям этиков, в меру свободы выбора личность несёт ответственность за свои поступки, объективна. В соответствии с обстоятельствами, и субъективна, в соответствии с нравственной необходимостью, обязана выбрать и реализовать в поступке.

Третий фактор, влияющий на разрешение конфликта или конфликтной ситуации это выбор средства разрешения. При выборе данное средство должно быть: эффективным, целесообразным, гуманным, обеспечивающим нравственную ценность.

И четвёртый, не менее важный фактор, влияющий на принятие решения – это сама природа морального выбора, несущая под собой принципиальное значение в конфликтной ситуации.

Для разрешения морального конфликта юристу требуется:

а) возможность выбора;

б) альтернативы;

в) оценка меры ответственности за выбранную позицию и совершаемые действия;

г) отбор эффективных и гуманных средств разрешения ситуации;

д) правильная оценка ситуации морального выбора с позиции компетентности профессиональных и должностных обязанностей.

4.4 Конфликт морально – нравственный

Применительно к современной этике возникновение морального конфликта определяется, как столкновение требований к поведению и «запретов».

Самоопределение нравственного конфликта звучит как столкновение моральных норм в индивидуальном или общественном сознании. Связанное с борьбой мотивов и требующее морального выбора [6].

В чем же состоят особенности нравственного конфликта: в сложившейся ситуации выбор любого поступка, как следование той или иной норме морали ведёт к нарушению другой нормы. Для раскрытия вопроса, можно привести такой пример: мужчина оказывается в ситуации, когда у него есть возможность спасения только одного человека либо мать, либо ребёнок. Как сделать выбор? Ведь, в действительности , принимая решение в ту или иную строну, мужчина должен будет нарушить одну или другую моральную норму (спасение матери приведёт к гибели ребёнка и наоборот). Но при отказе от выбора, погибнут все и это тоже будет являться своего рода выбором. Сложность состоит в том, что человеку необходимо разрешить необходимость столкновения нравственных требований.

Также есть возможность выделения двух противоположных концепций на первый взгляд, касающихся социального источника нравственности и, следовательно, причин морального конфликта.

В социологии и этике домарксистского периода получила широкое распространение, теория о том, что источник морали лежит в изначальной гармонии, согласии интересов людей, в прирождённых или даже

[6] Этика деловых отношений: учебник. Автор: Смирнов Г.Н.. - Москва: Высшая школа, 2017. – 236 c.

унаследованных от животных предков альтруистических чувств (теории «общественного договора» (Ж.-Ж. Руссо), теории «прирожденного нравственного чувства» (А. Шефтсбери, Ф. Хатчесон)). Дальнейшее продолжение они получили уже в 20-х гг. нашего века в сочинениях А. Вестмарка, А. Мак-Дугалла, А. Сазерленда. В 50-х гг. возникли теории «социального гомеостазиса», «равновесия», «стабильности» капиталистической системы (Т. Парсонс), в которых те же идеи приобрели современную форму, созданные на базе структурно-функционального анализа в буржуазной социологии. Согласно общим этическим нормам, мнение о том, что противоречия и моральный конфликт – аномалии, нарушения «нормальной» природной и общественной нравственности, а их преодоление может быть достигнуто посредством возвращения человека к естественной для него изначальной гармонии духа, а общества - к столь же естественному равновесию интересов всех его членов и групп.

В домарксистской социологии и этике не меньшее распространение получили и теории, авторами которых источник нравственности в необходимости преодоления изначальной «злой природы», «греховности» людей, якобы присущего им «от природы» эгоизма (Б. Мандевиль, Т. Гоббс, И. Кант), естественной разобщенности людей, состояния «войны всех против всех». В этом случае моральные конфликты (как и социальные конфликты вообще) оказываются прямым следствием «естественного состояния» человеческого сознания и поведения, но не аномалией.

Большое развитие в 50-е гг. XX в. получила «теория конфликтов» (Р. Дарендорф, Л. Козер и др.), согласно которой в противовес теориям «равновесия», где социальные конфликты являются нормальным явлением в жизни общества, также как и его устойчивость. «Состояние бесконфликтности не будет достигнуто никогда, ибо это противоречит человеческим общественным нуждам». Вслед за Мандевилем и Гегелем, которые считали «зло» движущей силой прогресса, представители этого направления полагают социальные конфликты, в том числе конфликты моральные, неизбежным свойством социальной жизнедеятельности [7].

Являясь членом общества, каждый человек включён в различные социальные группы, выступающий представителем класса, этнической, профессиональной группы и т.д. Выступающие в различных социальных ролях, они преследуют различные интересы и каждые социальные общности, в которые включается индивид, могут предъявлять разные, а иногда даже противоречивые требования. Которые отражаются в сознании личности в виде морального конфликта.

Все эти положения не имеют ничего общего с мнением экзистенциалистов и психоаналитиков (К. Хорни, Э. Фромм и др.) о том, что неизбежность моральных конфликтов обусловлена вечной враждой между личностью и ее социальным окружением, непреодолимой полярностью интересов человеческого индивида и внешнего мира.

[7] Букреев, В. И. Этика права / В.И. Букреев, И.Н. Римская. - М.: Юрайт, 2015. - 336 c.

Юрист и коррупция (антикоррупция) в поведении

Одним из важных факторов моральной этики юриста в поведении это отношение к коррупции. В настоящее время, в профессиональной сфере юристов очень много финансовых соблазнов и молодой специалист часто с этим сталкивается. Поэтому нужно выделить особую роль данной проблемы.

Для понимания стоит начать разбор данной проблемы с антикоррупционного поведения. Понятие антикоррупционного поведения – это поведение людей (должностных лиц, граждан и юридических лиц), препятствующее формированию коррупциогенных факторов и коррупционной деятельности [8].

В связи с частым употреблением понятия «коррупция» в профессиональной, периодической и массовой литературе в научном кругу до сих пор нет единства, относительно понимания термина и сути явления. «Коррупция», как этимологический термин происходит от латинского слова «corruptio», имеющее значение «порча или подкуп». В своем роде, эти два слова объясняют значение и понимание коррупции и дают возможность для интерпритации данного явления.

Применимо к среде профессиональных криминологов, очень часто коррупцию приравнивают ко взяточничеству и подкупом одних лиц другими. Данная точка [9] зрения согласована с восприятием коррупции в обществе ( по данным ВЦИОМ, 45% Россиян коррупцию понимают , как взяточничество чиновников). Хотя такой подход к понятию о коррупции представляется зауженным и не позволяет оценить всё многообразие существующих в мире форм данной проблемы.

Согласно научному дискурсу существуют несколько точек зрения, в рамках которых понятие коррупция оценивается неоднозначно. Ведущим

[8] Кондрашов, В. А. В. А. Кондрашов. Этика. Е. А. Чичина. Эстетика. Учебное пособие / В.А. Кондрашов, Е.А. Чичина. - М.: Феникс, 2015. - 512 c.

[9] Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. 26.07.2019) «О противодействии коррупции» / СПС «Консультант-плюс».

специалистом в этой области считается С. Роуз-Акерман. Она проводит свои исследования в рамках экономического подхода и рассматривает коррупцию как форму социального обмена, а коррупционные платежи – как часть транзакционных издержек; в таком ракурсе коррупция связывается с чрезмерным вмешательством государства в экономические процессы. Однако же, в некоторых странах при высоком вмешательстве государства в экономику, коррупция не так высока, например Дания.

Своеобразным термометром общества, показателем нравственного развития и способности государственного аппарата участвовать в решении задач не в собственных интересах, а в интересах общества и определяется уровень коррупции. Для наглядного понимания можно сделать сравнение с металлом, как в металл проникает коррозия и возникает коррозийная усталость металла влекущая за собой снижение прочности, так и происходит с обществом - усталость от коррупции приводит к снижению сопротивляемости самого общества.

Федеральный закон «О противодействии коррупции»[10] гласит: Коррупция – это а) злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, инго иммущества или услуг иммущественного характера, иных имммущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; б) совершение деяний, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица.

Понятие коррупции и бюрократии часто связывают между собой, однако это неправильно. Бюрократия (от франц. Bureau – бюро, канцелярия и от греческого кратод – господство, власть) – вид государственного управления,

при котором характерна чёткая управленческая иерархия, сосредоточение

[10] Одинцова, О.В. Профессиональная этика: учебник / О.В. Одинцова. - М.: Academia, 2017. - 384 c.

всех дел управления в органах центральной государственной власти, действующей в рамках предписаний, правил и стандартов, и через показатели оценки и эффективности работы, компетенции, оцениваются действия подчинённых; под бюрократией подразумевают также класс лиц, четко выделенных и отделенных от остального общества, которые являются представителями центральной государственной власти. Бюрократия является неотъемлемой частью управления. М.Вебер смог доказать, что бюрократия одна из наиболее нужных идей в истории человека и общества в целом.

Также обратимся к видам коррупционных деяний. Согласно выбранному основанию коррупционные действия могут быть разделены на бюрократическую и политическую коррупцию; принудительную и согласованную; централизованную и децентрализованную, уголовную и политическую.

М.Джонсон предложил более сложную классификацию. Было выделено несколько типов:

-сфера торговли – взятки чиновникам (продажа нелегально произведённой продукции, завышение качества товара и т.д.);

-патронажная система, включает в себя покровительство «боссов» на основе земляческих, родственных, партийных принципов (описано М.Вебером и Р.Мертоном);

-дружба, кумовство [11];

-кризисная коррупция, условия в которых предприниматели вынуждены работать в условиях максимального риска, когда от решений органов государственной власти может зависеть судьба бизнеса и поэтому эти решения становятся предметом торга.

Также существует разделение коррупции на белую, серую и чёрную (автор А. Хайденхаймер). Белая обозначает существование в общественном

[11] Одинцова, О.В. Профессиональная этика: учебник / О.В. Одинцова. - М.: Academia, 2017.

мнении согласия: эти действия не считаются недопустимыми или предосудительными. По существу они ориентированы на культуру и не являются проблемой. Чёрная же коррупция становится объектом иного ракурса: данные действия осуждаются всеми слоями населения. Те практики, в отношении которых, по мнению А. Хайденхаймера, нет никакого согласия являются серыми. Серая коррупция и побуждает вокруг себя множество скандалов.

Для более наглядного понимания виды коррупции и кто ими злоупотребляет можно выразить в виде таблицы:

Виды коррупции

Основание для выделения видов коррупции

Виды

1

2

Кто злоупотребляет слу-жебным положением

Государственная (чиновники), коммерческая (менеджеры фирм), политическая (политики)

Инициаторы коррупцион-ных отношений

Вымогание взяток по инициативе руководи-теля, подкуп.

Взяткодатели

Индивидуальная направленность (со стороны физического лица)

Выгода получаемая от коррупционных действий

Взятка, обмен услугами (патронаж, непотизм)

Преследуемая цель

Ускорение (получивший взятку быстрее и ка-чественнее выполняет служебные обязанности) торможение (для нарушения качества выпол-нения или отказ от выполнения своих долж-ностных обязанностей)

Степень отношений

Децентрализация (действия взяткодателя по своей инициативе), центирализованная «снизу вверх» (взятки, собираемые ниже стоящими лицами, делятся между ними и с вышестоящими лицами), централизованная «сверху вниз»

1

2

(взятки, собираемые вышестоящими лицами, передаваемые подчинённым)

Уровень распространения

Низовая (в низшем и среднем эшелонах влас-ти), верхушечная (высшие чиновники и поли-тики), международная (сфера мирохозяйствен-ных отношений)

Степень регулярности

Эпизодическая, систематическая (институци-ональная), клептократия ( как неотъемлемая часть властных отношений)

Также выделяются следующие причины возникновения коррупции [12].

  1. Фундаментальные - несовершенство экономических институтов и экономической политики; несовершенство системы принятия политических решений, неразвитость конкуренции, чрезмерное государственное вмешательство в экономику, монополизация отдельных секторов экономики, контроль государства над ресурсной базой, низкий уровень развития гражданского общества, неэффективность судебной системы.
  2. Правовые - слабость закона, отсутствие ясной законодательной базы и слишком частое изменение экономического законодательства, несоблюдение норм международного права, неадекватные меры наказания за коррупционные сделки, возможность влияния на судебные решения, наличие норм, позволяющих субъективно трактовать нормативные акты.
  3. Организационно – экономические - слабость системы контроля над распределением государственных (в особенности - природных) ресурсов, трудности управления большой территорией, громоздкий и неэффективный бюрократический аппарат, относительно низкая оплата труда служащих, дискриминация в доступе к инфраструктурным сетям, жесткий торговый протекционизм (тарифные и нетарифные барьеры), прочие формы дискриминации.
  4. Информационные - непрозрачность государственного механизма, информационная асимметрия, отсутствие реальной свободы слова и печати, наличие оффшорных зон, отсутствие исследований проблемы коррупции [13].
  5. Культурно – исторические - клановые структуры, традиции непотизма, эксплуатация «дружеских связей», блат, традиция «дарения» подарков-взяток, низкий уровень грамотности и образования. Сложившаяся система норм бюрократического поведения; массовая культура, формирующая снисходительное отношение к коррупции; особенности исторического развития; придание малого значения понятиям честности и чести.

5.1 Типы коррупционеров

Выделяют следующие тапы коррупционеров:

Первый тип - активный коррупционер, личность данного типа имеет негативную направленность и отличается правовым нигилизмом с устойчивыми антиобщественными установками.

Второй тип - привычный коррупционер: характеризуется неустойчивыми морально-психологическими установками, которые зачастую противоречивы.

Третий тип - ситуативный коррупционер: не имеет стойких антиобщественных установок, что формирует к социальным нормам преимущественно легкомысленное отношение.

Коррумпированный юрист, как образ смоделированной лондонской полицией, включает в себя такие понятия, как благополучная карьера, репутация профессионала, опыт, обособленность в своей деятельности. Данные характеристики несут под собой самые серьёзные правонарушения, связанные с понятием о коррупции, совершаемые более зрелыми специалистами. Коррупция более мелкого масштаба обычно более заметна в рядах молодых сотрудников.

[13] Цвык, В. А. Профессиональная этика. Основы общей теории / В.А. Цвык. - М.: Издательство Российского Университета дружбы народов, 2016. - 292 c.

Главный фактор способствующий распространению коррупции не только низкая заработная плата, правовая незащищённость, а зачастую низкие требования к профессиональному отбору сотрудников государственной службы.

Избавление от коррупции практически невозможно, но из этого не следует, что с ней не надо бороться. Механизмы антикоррупционного характера могут быть разными – в зависимости от структуры и размеров организации. Более значительные мероприятия антикоррупционного масштаба должны быть задействованы в более сложных системах.

Профилактической целью борьбы с коррупцией в государстве создаются службы собственной безопасности, усовершенствуя механизмы работы с обращениями граждан, содержащими факты о коррупции, ужесточён отбор кадров на государственную службу, усовершенствован порядок отбора кандидатов на юридические должности, введён порядок ротации кадров, перераспределён порядок должностных обязанностей, организованы служебные проверки.

Одна из существующих профилактических мер воздействия, влияющая на уровень распространения коррупции в органах внутренних дел, относят деятельность государственных средств массовой информации. Обязанная быть направлена на формирование у граждан позитивного мнения о деятельности органов государственной власти и управления, включающая в себя и правоохранительные органы. Проблема существующая в борьбе с коррупцией не может быть решена только внутренними антикоррупционными механизмами воздействия. Требуется планомерное проведение комплекса мероприятий, связанный с целенаправленной борьбой с данного рода преступлениями.

Заключение

Моральные ценности в праве играют разностороннюю роль. Во-первых, они выступают показателем качества права и правоприменения. Во-вторых, на основе моральных норм совершенствуются существующие нормы права и вырабатываются новые. Традиционные ценности гуманизма, равенства, свободы, справедливости, чести, достоинства, долга, имеющие моральную основу, посредством правотворчества закрепляются в нормативно-правовых актах и в правосознании - людей и становятся правовыми ценностями, без которых современное международное право и российское законодательство уже не смогут выполнять стоящие перед ними задачи.

Действенность правового регулирования во - многом определяется тем, на каком уровне нормы морали закрепляются в законодательстве. Право имеет настоящую ценность лишь тогда, когда закрепляет нравственные принципы и идеи, свойственные данному обществу. Вместе с тем, в настоящее время в мире наблюдаются процессы универсализации, сближения национально-государственных систем права на основе общецивилизационных достижений. Одним из главных таких достижений является концепция глобальности, измерения в мировом масштабе естественных неотчуждаемых прав и свобод человека и гражданина как критерия для оценки цивилизованности той или иной системы права, проявляющейся во внутригосударственных и международных отношениях.

Наше государство проводит активную политику борьбы за цивилизованный путь развития общества. Следует признать, что прогрессивные политические преобразования в нашей стране нередко сопровождаются правовым нигилизмом и деформацией нравственного сознания части населения. Кризис системы ценностей, нарушение преемственности поколений, неясность социальных установок, слабая правовая активность граждан являются препятствиями для утверждения идей гражданского общества и правового государства. Вместе с тем, нашему народу всегда была свойственна высокая духовная культура. Поэтому возрождение и развитие духовных традиций России должно основываться на нравственных и правовых нормах, присущих нашей культуре и постоянно совершенствующихся в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.

С помощью права государство добивается утверждения в сознании граждан, всего социума общечеловеческих, прогрессивных норм морали, борется с несправедливостью, злом и пороками. Правовая политика Российской Федерации, направленная на приведение национального права в соответствие с гуманистическими достижениями мирового сообщества, призвана воспитывать людей в духе уважения к праву, закону, справедливым и законным интересам личности, общества и государства.

Рассмотрев соотношение права и морали, можно заключить, что выполнение правовых норм в значительной мере обуславливаются* тем, в какой мере они соответствуют принципам общественной и общечеловеческой морали, идеалам справедливости. Нормы права не должны противоречить положительным устоям общества. Требования общественной морали непременно учитываются государственными органами при разработке нормативных актов государства. Вместе с тем, нельзя забывать об определяющей роли автономного, саморегулирующегося нравственного сознания в моральном сознании человека. Формулируя моральные нормы в правовых актах, правотворческий орган должен уважать право каждого на возможность нравственного выбора в той или иной ситуации, признавать свободную личность, а не гражданина, нуждающегося в опеке со стороны государства. Поэтому российский законодатель призван закреплять в правовых положениях не абсолютно все моральные нормы, а лишь те, нарушение которых негативно отражается на жизненно важных отношениях и сферах общества.

Воздействуя на правовую жизнь людей и их коллективов, мораль способствует укреплению общественного порядка. Служебная функция морали во взаимодействии с правом выражается в том, что мораль возвышает качество правового и в целом всего общественного порядка. Это можно проследить на действии принципа «все, что не запрещено законом -разрешено». Однако это не означает, что человек должен руководствоваться лишь названным принципом. В сознании индивида есть такие факторы, как ответственность, совесть, честь, достоинство, долг, которые проникают в правосознание лица, взаимодействуют с ним, корректируют его правовое поведение. В условиях капитализма в нашей стране совершенствуется правовая, основа частной собственности, договорных отношений. Частный интерес, предпринимательская инициатива, прибыль» все больше обретают приоритетное значение. Утверждается и совершенствуется предпринимательская этика. Среди принципов, исповедуемых в предпринимательской деятельности, важное местом занимает суждение: «Прибыль выше всего, но честь выше прибыли». В этом суждении находит выражение моральное сознание цивилизованного предпринимателя.

Право должно способствовать утверждению идеалов добра и справедливости в обществе. Судебные и другие правоприменительные органы обращаются при определении юридических мер к моральным нормам, а некоторые правовые нормы непосредственно закрепляют моральные нормы, усиливая их юридическими санкциями. Через право осуществляется охрана моральных норм и нравственных устоев общества и государства.

Эффективность правовых норм, их исполнение во многом обусловливается тем, насколько они соответствуют требованиям морали. Чтобы правовые нормы работали, они, по крайней мере, не должны противоречить правилам морали. Право в целом должно соответствовать моральным взглядам общества.

Всякое нарушение норм права является аморальным поступком, но не всякое нарушение моральных норм является противоправным деянием. В некоторых случаях право способствует избавлению общества от устаревших моральных догм.

Нельзя не отметить наличие тесной связи правотворчества с применением права. Одной из причин недостаточной эффективности правоприменительной практики в российском обществе, как отмечает Т.Н. Москалькова, является то, что разорваны или вовсе не учитываются связи законотворчества, да и права в целом, с нравственной регуляцией. Правовое регулирование жизнедеятельности общества посредством закона должно дополняться нравственной саморегуляцией' поведения: человека. Взаимоподдержка правового и нравственного ценностно-нормативного регулирования - наиболее оптимальный вариант совершенствования системы общественных отношений [15].

Необходимо понимать, что проблемы, связанные с деформацией нравственного сознания людей, отрицанием моральных идеалов приводят к самым различным, но всегда негативным последствиям. Они влияют на жизнедеятельность семьи, профессиональных коллективов, общественных и государственных структур. Как отметил Президент Российской Федерации В.В. Путин, «коррумпированность чиновничества и рост преступности тоже являются одним из следствий дефицита доверия и моральной силы в нашем обществе. И Россия станет процветающей лишь тогда, когда успех каждого человека станет зависеть не только от уровня его благосостояния, но и от его порядочности и культуры»[16].

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аминов И.И. Профессиональная этика и служебный этикет сотрудников ОВД: Учебник / И.И. Аминов. - М.: Юнити, 2018. - 192 c.

2. Апресян, Р. Г. Основы марксистско-ленинской этики. Учебное пособие / Р.Г. Апресян, А.А. Гусейнов, А.П. Скрипник. - М.: Высшая школа, 2016. - 240 c.

3. Артемов В. М. Профессиональная этика: учебное пособие для бакалавров. - М.: Проспект, 2013.

4. Букреев, В. И. Этика права / В.И. Букреев, И.Н. Римская. - М.: Юрайт, 2015. - 336 c.

5. Горелов, А. А. Этика / А.А. Горелов, Т.А. Горелова. - М.: Флинта, МПСИ, 2016. - 416 c.

6. Гусейнов, А. А. Этика / А.А. Гусейнов, Р.Г. Апресян. - М.: Гардарики, 2017. - 480 c.

7. Кондрашов, В. А. В. А. Кондрашов. Этика. Е. А. Чичина. Эстетика. Учебное пособие / В.А. Кондрашов, Е.А. Чичина. - М.: Феникс, 2015. - 512 c.

8. Кобликов А. С. Юридическая этика: учебник. - М.: Норма, 2011.

9. Одинцова, О.В. Профессиональная этика: учебник / О.В. Одинцова. - М.: Academia, 2017. - 384 c.

10. Омельченко, Н. А. Этика государственной и муниципальной службы: моногр. / Н.А. Омельченко. - М.: Юрайт, 2016. - 408 c.

11. Профессиональная этика и служебный этикет: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Юриспруденция», «Правоохранительная деятельность» / под ред. Кикотя В.Я.. - М.: Юнити, 2018. - 640 c.

12. Сорокотягин, И.Н. Профессиональная этика юриста: Учебник для академического бакалавриата / И.Н. Сорокотягин, А.Г. Маслеев. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 262 c..

13. Сорокотягин, И.Н. Профессиональная этика юриста: Учебник для СПО / И.Н. Сорокотягин, А.Г. Маслеев. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 328 c.

14. Цвык, В. А. Профессиональная этика. Основы общей теории / В.А. Цвык. - М.: Издательство Российского Университета дружбы народов, 2016. - 292 c.

15. Этика деловых отношений: учебник. Автор: Смирнов Г.Н.. - Москва: Высшая школа, 2017. – 236 c.

16. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 25.04.2005 г. «Российская газета». № 86. 26 апреля 2005 г. 213

17. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. 26.07.2019) «О противодействии коррупции» / СПС «Консультант-плюс».