Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Права и свободы человека и граждан: история и современность

Содержание:

Введение

Права человека – важнейшая юридическая категория, представляет собой один из наиболее значительных результатов правового развития общества с древнейших времен и до современного времени. Закрепленная в Конституции Российской Федерации нравственная категория «высшая ценность» стала юридическим понятием, необходимым для всех органов государственной власти, которые при принятии решений должны действовать в интересах человека, его прав и свобод. Данная позиция кардинально меняет характер российского государства, которое становится обеспечением достойной жизни человека. Отказ государства от принципа гарантирования прав и свобод человека приводит к появлению благодатной почвы для вегетации административного произвола. Проблемы защиты прав человека и гражданина, взаимодействия внутригосударственного права в данной сфере достаточно широко исследуется как в общей теории права, так и в отраслевых правовых науках.

Концепция прав человека занимает одно из центральных мест в правовой культуре. Впервые научные представления о правах человека закрепились в Конституционных актах демократических государств Запада, далее они распространились и в других странах. В наши дни очень сложно найти государство, в котором не отразились представления о правах и свободах личности на законодательном уровне. Отсутствие в конституции страны норм права человека и гражданина поднимает недоумение мирового общества.

В конституции Российской Федерации посвящено 57 статей, для урегулирования прав и свобод личности. Значительная часть этих статей входит во вторую главу «Права и свободы человека и гражданина».

В соответствии со ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина, определяют смысл, суть и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Глава 1. История свобод и прав граждан в России

1.1. Древняя Русь

Права и свободы человека появились ещё в Древней Руси. Древнейшем источником было обычное право. В Древней Руси принцип о естественных правах человека складывался, как и у других народов, в процессе развития родового строя. Наличие естественными правами на жизнь, свободу и имущество для восточных славян к IX в. было само собой разумеющимся. Защиту естественных прав обеспечивало обычное право. Однако переход от первобытного общества к следующей стадии общественного развития совершался не безболезненно и сопровождался некоторыми изменениями о равенстве.

Лишения человека всех его прав происходило, начиная с лишения его прав на свободу, то есть это право было основным, первичным. Как только человек становился не свободен – он автоматически лишался права на жизнь, имущество и защиту своего достоинства. Однако потеря свободы и попадание в зависимость чаще всего были следствием имущественных проблем человека. Из-за этого росло недовольство беднейших слоёв населения, взимавшимися с должников кредиторами. Поэтому в законодательстве Древней Руси много времени уделялось этому вопросу, ставятся пределы беззакония ростовщиков, которые, поставив заемщика в безвыходное положение, ввергали его в рабское состояние.

Конечно же, стоит отметить роль церкви в препятствовании процессу порабощения свободного населения. Первые священники, пришедшие из Византии, сделали много в плане воспитания населения в духе выработки негативного отношения к лишению свободы земляков. Особенно негативно церковь относилась к продаже крещенных славян в восточные страны с другой верой. После этого такое отношении распространилось на всю работорговлю. Нужно отметить, что торговлей занималось не местное славянское население, а дружинники-варяги, которые смотрели на своих племенных, как на законную добычу после набегов на чужие земли.

Во всех известных памятниках древнерусского права приводится защита права на жизнь свободного населения Киевской Руси. В договоре князя Олега «с греками» 911г. была предусмотрена казнь уличенного убийцы, которая в случае его бегства заменялась лишением всего имущества в пользу семьи убитого. В дальнейшем наказании за убийство предусматривались значительные выплаты денежных сумм семье убитого. Православная церковь так же отрицательно относилась к смертной казни и к кровной мести. Священники говорили, что жизнь человеку дана богом и он не может быть лишён ее по воле другого человека. Это положение находило понимание у местных жителей, которые терпимо относились к кровной мести, считая её естественным правом родственного убитого. Но не соглашались с тем, что их одноплеменника могли лишить жизни по решению князя, воспринимаемого его как чужого.

Так же на Руси практиковали немедленную расправу с грабителями и ворами. Однако здесь законодатель достаточно рано (в Х в.) ставит пределы самосуду, что говорит об уважении к праву преступника на жизнь. Поэтому, убить грабителя можно было только при условиях, если он продолжал совершать преступления, был вооружен или оказывал сопротивление. Если же, преступник был схвачен, то тогда убийство пострадавшей стороной уже не допускалось. Позднее – в Русской Правде ХII в. – тот, кто убил уже связанного вора, строго наказывался: платил князю пеню[1].

Права женщин в социально-политической сфере были уже, чем права мужчин. К примеру, женщины не могли участвовать в принятии решении на вече. Но при это имущественные права женщин были достаточно защищены. Даже в браке она имела отдельное имущество, которым могла распоряжаться. В случае, если её муж совершил преступление и должен был заплатить своим имуществом, то это не распространялось на собственность невиновной жены.

Личное достоинство так же защищалось первыми известными источниками русского права. Например, за вырванные усы или бороду взималась плата в четыре раза больше, чем даже за физическое увечье (отрубленный палец).[2] Усы и борода хоть и не являлись главными органами для труда и войны (как пальцы), но они являлись признаками мужского достоинства, и лишиться их даже частично было позором.

Защищалось и достоинство женщины: так, «Закон судный людем» включал статью о пенях, взимаемых в случае оскорбления женщины – «за бесчестье»[3]

Конечно же, не все общественные стороны были урегулированы первым законодательством Киевской Руси. Несовершенство законом приводили к народным возмущениям и даже к бунтам или восстаниям.

1.2 Защита прав человека в рамках единого Российского государства (XV-XVII)

Складывание централизованного русского государства привело к известному возрождению понятий о правах человека, существовавших на Руси в домонгольский период. Так называемая «историческая идеология», которая в основании правосознания русского человека того времени, порождала идеализацию прошлого: считалось, что в Древней Руси было больше справедливости. Во многом это соответствовало действительности: права и свободы человека в период иноземного владычества подверглись заметному ограничению. Но, возврату к прошлому, к прежним свободам не произошло.

Создание единого государства, борьба с остатками феодальной раздробленности, развитие феодальных отношений – все это вело не к развитию прав и свобода человека и гражданина, а к укреплению власти и величеству всей Руси.

В отличие от князя в Киевской Руси, московский князь воспринимался, как владыка населения, определяющий объем прав различных социальных групп, которые стали называть себя «людьми великого князя», признавая тем самым его полную власть над собой. Заметно сокращаются права удельных князей, вотчинников. Под влиянием политического фактора очень часто стало нарушаться право на собственность, даже на вотчинную землю.

За счет того, что великий князь широко раздает земли новым государственным людям, то есть с ростом поместий, сокращается число свободных общинников, имевших ранее большой объем прав. С этого момента, они становятся зависимыми от держателей этих земель, которые стремятся не допустить исхода крестьян, обрабатывающие полученную территорию.

Если говорить о свободных правах крестьян, то они были полностью под контролем московского князя. Формальных ограничений объема прав человека со стороны Государя не было. Но, существовали ограничения для верховной власти. Ими выступали те самые остатки традиций и обычаев, которые и поднимали на щит «историческую идеологию», находившая носителей в глубине народных масс. Ещё одним ограничителем выступала православная церковь, всегда осуждавшая грубые нарушения прав человека: лишение свободы, торговлю людьми. Особенно внимательно церковь следила за соблюдением церковных законов, установлений и обычаев в сфере семейно-брачных отношений.

Исходя из этого можно сказать, что основанием огромных, почти неограниченных прав русского царя и одновременно бесправия народа было то, что в представлении населения земля всего государства принадлежала великому князю московскому. Царю не могли противостоять в отстаивании его прав ни удельные князья, ни бояре: они уже не были независимыми собственниками земли и сами стали служащими Государю.

Высшей фазой укрепления власти главы Московского государства считается период празднования Ивана IV Грозного, а пиком произвола и бесправия – время опричнины. В этот период своих прав лишились все классы населения, включая бояр и духовенство. Скорее всего смысл заключался в том, чтобы уравнять все классы, поставить их в одинаковые условия перед Государем всея Руси. Абсолютно любой человек мог лишиться всего по воле одного человека, который вошел в историю как «Грозный», потому что не встречал малейшего ограничения своего произвола. Наиболее ярким примером безграничного произвола государственной власти является расправа Ивана IV над Новгородом в 1569 году. Поход на Новгород сопровождался разгромом и разграблением попутных городов. Таких как: Клин, Тверь, Торжок. Тысячи абсолютно неповинных людей погибли от рук «государственных людей» их имущество было разграблено, а дома сожжены. Число погибших трудно сосчитать, город полностью обезлюдел.

Именно в период складывания и укрепления русского центра­лизованного государства происходит юридическое закрепление феодально-зависимых крестьян за своими хозяевами, точнее – прикрепление их к земле, которую они обязаны обрабатывать. Уже в Судебнике Ивана III 1497 г. переход крестьян ограничивался Юрьевым днем[4]. Судебник Ивана IV подтверждает это ограниче­ние и увеличивает плату за «пожилое», которую уходящий кре­стьянин был обязан выплатить помещику. В 1581 г. временно была отменена возможность перехода и в Юрьев день, а затем все пере­ходы крестьян были запрещены. Окончательным юридическим оформлением крепостного права считается Соборное уложение 1649 г. Алексея Михайловича. Крепостная зависимость стала на­следственной, а розыск беглых крестьян – бессрочным.

Утрата свободы передвижения и выбора места жительства яви­лась серьезным ограничением прав человека на Руси и вызвала массовое сопротивление. Особенно часто вспыхивали крестьян­ские восстания в тех поселениях, которые царь раздавал своим дворянам. Это объяснялось тем, что государственные крестьяне если и не обладали какими-то существенными привилегиями в области своих прав, то фактически находились все же в луч­шем положении, чем помещичьи. Дворяне-помещики, получив от царя в награду поместья, как правило, значительно повышали уровень эксплуатации крестьян и устанавливали жесткий кон­троль за уплатой оброка и отработкой барщины. Права помещи­чьих крестьян сокращались по сравнению с их предыдущим со­стоянием из-за произвольных введений помещиками каких-либо новых повинностей, ранее не существовавших. В подобных слу­чаях крестьяне восставали именно против новаций, субъективно понимая прежние повинности как свою обязанность, а введение новых видов – как нарушение своих несуществующих прав, ведь юридически государство не ограничивало аппетиты помещиков и те не были скованы какими-либо нормами в устанавливаемых ими размерах оброка и барщины. Таким образом, поднимаясь на бунт, восставая против повышения уровня эксплуатации, кре­стьяне имели в головах и некое «правовое основание» своего про­тестного выступления: в этих случаях мы вновь видим ссылку на «старину», т. е. на обычаи, ранее установившиеся, которые крестьяне соглашались принимать как норму и сопротивлялись их изменениям.

Наиболее значительными по масштабу крестьянскими вы­ступлениями являются так называемые «крестьянские войны» под руководством И. Болотникова 1606–1607 гг., С. Разина 1670–1671 гг. и Е. Пугачева 1773–1775 гг. Все эти движения объединяет то, что они были направлены прежде всего против крепостни­чества, усиления феодальной эксплуатации, полного бесправия крестьян. Характерная для крестьянских войн «царистская идеология» говорит о том, что восставшие не собирались свергать самодержавие как таковое, не покушались на социально-полити­ческое устройство государства, на монархию. Они верили в «хо­рошего царя», и их лозунгами были требования справедливости, порядка и правды. Крестьяне возлагали надежды именно на «хо­рошего царя», т. е. на то, что произвол феодалов и государствен­ных чиновников будет ограничен, а у них самих появятся некие права, которые никому не будет позволено нарушать. Таким об­разом, если у восставших не было целей сменить политическое устройство государства или сломать социально-экономический уклад, то, следовательно, причиной войн явилась именно право­вая проблема – бесправие подавляющего большинства населения.

1.3. Права человека в Российской империи (ХVIII-ХХ века)

В первой четверти XVIII в. в России установилась абсолют­ная монархия. Создатель Российской империи Петр I получил в управление сильное государство и бесправное население. Од­нако его реформаторская деятельность была направлена на то, чтобы еще более укрепить государственную власть и сделать ее всесильной. Объем прав человека должен был определяться толь­ко исходя из интересов государства.

Ограничиваются свободы дворян, горожан и в других отношениях: государство регламен­тирует даже элементы одежды, в которую должны обряжаться не только сами госслужащие, но и члены их семей строго в соот­ветствии с чином согласно Табели о рангах. За шляпку, надетую «не по чину», даму могли задержать на проспекте и препроводить в полицейский участок. Даже формы и виды свободного время­препровождения определялись государственными предписания­ми: в качестве обязательного вводилось табакокурение. Наиболее одиозным в истории наступлений Петра на гражданские свобо­ды считается запрещение дворянам и горожанам носить бороды, а крестьяне за такую «привилегию» должны были уплачивать особый сбор. Обязательным становилось и образование дворян: неучам запрещалось жениться.

Если император хоть в чем-то видел вы­году для государства, то его ничто не могло остановить. Не указ ему была и церковь, иерархи которой пытались порой выступить заступниками прав человека, так цинично нарушаемых государ­ством.

Повсеместное применение насилия со стороны государства привело к тому, что воля народа к гражданскому сопротивлению и борьбе за свои пра­ва ослабевала в отсутствие малейших успехов на этом пути и вви­ду полной бесперспективности.

После смерти Петра I Россия вступила в эпоху «дворцовых пе­реворотов». Власть преемников основателя империи уже не была настолько сильной и могущественной, как прежде. Дворяне воспользовались моментом и стали добиваться от монарха ослабления того режима, который установил Петр I. Разумеется, они хлопотали о себе, о своих сво­бодах. Пожизненный срок государственной службы был заменен вначале на 30-летний, затем на 25-летний (в 1736 г.), а в начале 60-х гг. Петр III вообще отменил обязательность службы для дво­рян. В 1731 г. был учрежден Кадетский корпус, выпускники кото­рого – дворяне – получали офицерские звания и теперь не обязаны были, согласно петровской Табели о рангах, начинать службу ря­довыми солдатами. В 1758 г. императрица Елизавета подтвердила исключительное право дворян на владение землей. Таким обра­зом, отмена обязательной военной или другой государственной службы окончательно прекратила зависимость права на владение землей от несения обязанностей в пользу монарха. Дворяне стали не условными землевладельцами (поместье за службу), а полно­правными собственниками земельных угодий.

Помещики сами творили суд и расправу над своими крестья­нами. Формально они не имели права лишать их жизни, но если таковое случалось, то дворян за это, как правило, не наказывали. Именно в период расцвета «вольностей» российского дворянства наибольшего масштаба достигла торговля людьми, т. е. крестья­нами. Дворянские «свободы» и абсолютное бесправие и неза­щищенность крестьян вылились в появление в российских по­местьях настоящих деспотов и даже садистов, которые творили ничем не ограниченный произвол, вмешиваясь в совершенно личные, интимные сферы жизни крестьян. «Право первой ночи», насилия, принудительное заключение брака по выбору барина, глумление и издевательства самодуров-помещиков были неред­ким явлением в жизни российской деревни. Таким образом, если говорить об абсолютном большинстве населения России – кре­стьянах, – ни о каких правах человека в подобных политико-пра­вовых условиях не могло быть и речи.

К началу XIX в. крепостничество становится анахронизмом и позором России. Очевидно, что дальнейшая безудержная экс­плуатация крестьян, достигшая к тому времени возможного мак­симума, ведет экономику в тупик и препятствует развитию про­мышленности. С этими моментами было тесно связано и правовое положение крестьян. Правительство начинает предпринимать отдельные шаги по смягчению этого положения и пытается за­щитить крестьян от крайних форм произвола помещиков. В пра­вящих кругах вызревает мысль о том, что государство напрасно отказалось от некоторых своих функций, отдав помещикам-дво­рянам на откуп судьбу большинства населения империи. В 1797г. барщина была сокращена до трех дней в неделю, в 1808 г. по­мещикам запретили торговать людьми на ярмарках как скотом, с 1809 г. помещики уже не могли своим решением отправлять крестьян на каторгу. Самым заметным актом, предоставившим крестьянам возможность получить освобождение от феодального крепостничества, был Указ о вольных хлебопашцах 1803 г. Со­гласно этому документу, крестьяне могли, по соглашению с поме­щиком, выкупать свою свободу и землю. Правда, Указом смогли воспользоваться очень немногие. Возникновение и развитие но­вого капиталистического уклада привело к появлению крестьян, занимающихся предпринимательством и торговлей. И то, что этот класс людей продолжал оставаться в положении крепост­ных, выглядело совершенно ненормальным. В обществе и даже в правительственных кругах заговорили о назревшей необходи­мости отмены крепостного права. Указ 1842 г. об обязанных кре­стьянах позволял помещикам освобождать крепостных с землей на условиях выполнения ими определенных обязанностей перед бывшими владельцами. Этот Указ интересен тем, что в спорных случаях конфликт разрешало государство, т. е. крестьянин полу­чал право обжаловать действия помещика. А Указ 1846 г. пря­мо говорит о возможности для крестьян покупать свою свободу за деньги. Эти акты можно считать даже неким прорывом: после эпохи полного бесправия крестьян чуть ли не впервые говорится об их правах, и эти права берется защищать государство. Однако такие шаги не имели под собой какой-либо правовой концепции: они были ситуативными, т. е. вызванными насущными экономи­ческими потребностями. О правах человека как о самостоятель­ной ценности, о правовом государстве никто в политической эли­те не задумывался.

Впервые в России этот вопрос теоретически и программно обсуждался в тайных обществах декабристов. Считается, что за­граничный поход русской армии в продолжение Отечественной войны 1812 г. серьезным образом повлиял на образ мыслей пере­довой части гвардейского офицерства. Сравнивая ситуации с пра­вами человека в Европе и России, прогрессивно настроенные дворяне ужасались той степени бесправия, в которой находилось население России, и признавали такое состояние «дикостью». В программных документах декабристов предусматривалось полное равенство всех граждан России в правах. Однако выступление членов общества не имело успеха и не вызвало широкой народной поддержки не только из-за организационных ошибок руководителей. Несмотря на отдельные антикрепостнические выступления, российские крестьяне к этому времени были на­столько забиты и придавлены своим бесправным положением, что у подавляющего большинства из них не возникало и мысли о возможности достижения свободы путем борьбы за нее.

Реформы 60-х гг. значительно расширили права населения Российской империи. Особенно заметный прирост объема прав произошел у бывшего крепостного крестьянства. Кроме того, что оно получило право на личную свободу, крестьяне (в соста­ве общины) становились собственниками земли. Превратившись в «свободных сельских обывателей», они отныне могли свободно вступать в брак, заключать договоры, приобретать землю и не­движимость, заниматься торговлей и предпринимательством, вы­ступать в суде, поступать в учебные заведения и даже переходить в другие сословия. Значительным шагом вперед в расширении прав человека явились земская и судебная реформы 1864 г. Судеб­ная власть объявлялась независимой, вводился суд присяжных заседателей. В итоге реформ в России сложились возможности отстаивать права человека не только в форме крестьянских войн и отдельных бунтов, но и в легитимных правовых формах, в суде. Эти реформы явились реальным значительным – пусть и первым осознанным – шагом на пути к построению правового государ­ства в России.

Контрреформы 80-х гг. серьезно затормозили прогрессивные тенденции в сфере права, но полностью остановить начавшийся процесс не смогли. В дело вступили общественно-политические организации, которые существенно отличались по масштабам и влиянию от тайных кружков предыдущих периодов. Уже само название начавшегося движения – «народничество» – говорит о том, что эти организации хотели вовлечь в борьбу за права че­ловека широкие народные массы. Правда, «хождение в народ», предпринятое в 1874–1875 гг., провалилось, показав, что тема прав человека еще не может найти благодатной почвы в крестьян­стве. «Разбудить» сельское население в этом смысле у народни­ков не получилось. Однако общественно-политическое движение 70–90-х гг. подготовило создание в России политических партий, в программах которых отводилось место и вопросам защиты прав человека.

Зарождающиеся и пока еще нелегальные политические пар­тии в большинстве своем выдвигали в своих программах соци­ально-экономические требования. Однако либеральные партии и прежде всего будущая Конституционно-демократическая пар­тия народной свободы значительное место отводили вопросам прав человека: кадеты считали завоевание гражданских и поли­тических свобод главным вопросом предстоящих преобразова­ний. Достижение этих свобод либералы видели на путях реформ сверху. Однако царский режим оказался неспособен поступать согласно вызовам времени и не сделал необходимых и назревших шагов по расширению прав человека и превращению подданных Российской империи в свободных граждан. В стране вспыхнула революция. Первая русская революция была во многом стихийным явле­нием, но различные политические партии пытались придать ей то направление, которое они считали главным. Тем не менее ни со­циал-революционеры, ни социал-демократы, исходившие из ин­тересов низших социальных классов, не смогли добиться своих максималистских целей: радикально решить аграрно-крестьян­ский вопрос или добиться захвата власти. Кадеты же выступали в революции как выразители не классовых, а общенародных ин­тересов. Успех лозунгов этой партии и ее союзников показал, что на повестке дня стояли именно вопросы предоставления широких гражданских прав населению страны. Царизм пошел на уступки, и главным завоеванием революции стали свобода слова, свобода создания союзов и организаций, свобода совести и возможность участвовать в выборах законодательного органа страны – Госу­дарственной Думы.

1.4. Становление прав и свобод человека в СССР и современной России.

Права человека и выборы в Российской империи в начале ХХ в. были признаны под влиянием и давлением масс и в предельно ограниченных размерах. Первая русская революция 1905–1907 гг. привела к созданию Государственной Думы и принятию Основ­ных государственных законов Российской империи 1906 г.

Некоторые либералы начала ХХ в. называли Основные го­сударственные законы 1906 г. конституцией. Однако так дума­ли не все. Уступки, на которые пошел Николай II под напором революционного движения, были минимальными. В Основные законы была включена глава вторая «О правах и обязанностях российских подданных».[5] Следует отметить, что изначально все граждане России назывались подданными, и в первую очередь в этой главе перечислялись их обязанности по отношению к пре­столу: воинская повинность (ст. 28 Основных государственных законов Российской империи 1906 г.), отбывание других повин­ностей, уплата налогов и сборов (ст. 29) Затем в данной главе закреплялись права человека, которые уже были признаны евро­пейским и мировым сообществом и оспаривать которые россий­ское самодержавие не решалось. Признавались следующие пра­ва: неприкосновенность жилища (ст. 33) и частной собственности (ст. 35), свобода передвижения (ст. 34), свобода мирных собраний (ст. 36) и организаций (ст. 38), свобода мысли и печати (ст. 37), свобода веры (ст. 39). Также устанавливалось, что никто не может преследоваться за преступное деяние иначе как по закону (ст. 30), никто не может быть задержан иначе как по закону (ст. 31), за­кон не имеет обратной силы, если только вновь изданные за­коны не исключают совершенных деяний из числа преступных (ст. 32)3. В главе четвертой Основных государственных законов 1906 г. определялась деятельность Государственной Думы и Го­сударственного Совета, которые были существенно ограничены в своей свободе Государем императором.

Октябрьская революция 1917 г. изменила очень многое. Была установлена советская власть. Советская избирательная система сохранила преемственность по отношению к законодательству Временного правительства. Первым конституционным актом Со­ветской республики стала Декларация прав трудящегося и экс­плуатируемого народа. Проект Декларации написал В. И. Ленин, и 3 (16) января 1918 г. ее первоначальный проект был принят ВЦИК.

Нормы о правах и обязанностях граждан не выделялись в отдельную часть Конституции 1918 г. Они наряду с нормами иного характера содержались как в Декларации прав трудяще­гося и эксплуатируемого народа, являвшейся составной ча­стью Конституции, так и в разделе Основного закона «Общие положения»1. Конституция предоставила гражданам широкий для того времени круг демократических свобод: свободу сове­сти (ст. 13), свободу слова и печати (ст. 14), свободу собраний (ст. 15), свободу объединения во всякого рода союзы (ст. 16)2. При этом каких-либо оговорок или ограничений, кроме уже упоминавшихся классовых, в законе нет: все свободы предо­ставляются только трудящимся.

Все статьи Конституции, провозглашавшие те или иные сво­боды, содержали указание на их материальное обеспечение: «В целях обеспечения за трудящимися действительной свободы совести церковь отделяется от государства и школа от церкви» (ст. 13); «В целях обеспечения за трудящимися действительной свободы выражения своих мнений Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика уничтожает зависимость пе­чати от капитала и предоставляет в руки рабочего класса и крестьянской бедноты все технические и материальные средства к изданию газет, брошюр, книг» (ст. 14).

Перечислив права граждан, Конституция называет и важ­нейшие их обязанности. Так, ст. 18 Основного закона РСФСР провозглашает всеобщую обязанность трудиться – «Не тру­дящийся да не ест!», а ст. 19 – всеобщую воинскую обязан­ность. В Конституции РСФСР 1918 г. избирательному праву посвящен четвертый раздел, состоящий из трех глав. Кроме того, вопросы избирательного права затрагиваются и в других главах.

Более подробно вопрос прав и свобод человека был рассмотрен в Конституции РСФСР 1925 г. Причинами замены Конституции 1918 г. Конституцией РСФСР 1925 г. явились объединение РСФСР с другими независимыми республиками в Союз ССР и принятие первой Конституции СССР 1924 г. Поэтому в постановлении XII Всероссийского съезда Советов, утвердившего текст Консти­туции 1925 г., он назван «измененным текстом Конституции».

Не отказываясь от классового принципа, Конституция 1925 г. существенно смягчает формулировки норм о насилии, подавле­нии, уничтожении «паразитических» слоев общества, а положе­ния о мировой революции и интересах всего человечества во­обще исключаются из ее текста. Конституция стала юридически более строгой, без общих политических положений, присущих Основному закону 1918 г.

Права человека, провозглашенные в Конституции 1925 г., во многом похожи на те права, которые уже были закреплены в Конституции 1918 г., но юридически они лучше сформулиро­ваны. Тем не менее все эти права по-прежнему предоставлялись только трудящимся, основная цель закона оставалась неизмен­ной – искоренение нетрудовых элементов. Так, в ст. 4 закреплялась свобода совести в точно такой же формулировке, как и в ст. 13 Конституции 1918 г.1 В ст. 52 закреплялась свобода выражения мнений только для рабочего класса и крестьянства, уничтожалась зависимость печати от капитала, т. е. и эта статья новой Консти­туции в точности копировала ст. 14 Конституции 1918 г. Статьи 6 и 7 Конституции 1925 г. предоставляли всем рабочим и крестья­нам свободу собраний и союзов.

Российская Конституция 1993 г. гарантирует несколько кате­горий прав человека. К числу личных прав (большинство из этих прав естественные, то есть не увязаны с принадлежностью че­ловека к государству) относятся право на жизнь (ст. 20), право на достоинство личности (ч. 1 ст. 21), право на безопасность (ч. 2 ст. 21), право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22), право на неприкосновенность частной жизни, личную и семей­ную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ст. 23), право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, теле­графных и иных сообщений (ч. 2 ст. 23), право на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающие права и свободы человека (ч. 2 ст. 24), право на неприкосновен­ность жилища (ст. 25), право на определение и указание своей национальной принадлежности (ч. 1 ст. 26), право на пользова­ние родным языком (ч. 2 ст. 26), право свободно передвигать­ся, выбирать место пребывания и жительства (ч. 1 ст. 27) право свободно выезжать за пределы РФ и беспрепятственно возвра­щаться (ч. 2 ст. 27), свобода совести и вероисповедания (ст. 28), свобода мысли и слова (ч. 1 ст. 29), право на информацию (ч. 4 ст. 29).

Глава 2. Понятие, содержание и классификация прав и свобод человека.

2.1. Понятия прав и свобод человека.

Право, и свобода - гарантированная законом мера возможного поведения лица или группы лиц. Разница только в том, что права предполагают регламентацию порядка их существования, а свободы предполагают, что человек сам выбирает пути, способы и средства ее реализации. Порядок и объем реализации прав в большинстве случаев регламентируются. Свобода же чаще всего рассматривается как область человеческого поведения, в которую государство не вмешивается. Попытки дать определение термину "свобода", начиная от французских просветителей XVIII века, сводились в основном к защите общества (и соответственно индивидов) от покушений на нее со стороны

государства.

При любом демократическом устройстве права и свободы граждан представляют собой важнейший политико-юридический и социальный институт, объективно выступающий мерилом достижения данного общества, показателем его цивилизованности. Этот показатель служит средством доступа индивида к духовным и материальным благам, механизмам власти, волеизъявления и в то же

время — это непременное условие совершенствования самого индивида, упрочения его статуса, независимости.

Права человека являются неотъемлемой частью культуры наций, высшим проявлением нравственно-правовых идеалов человечества. Среди духовных ценностей современного мира они занимают одно из наиболее значимых мест.

Права человека с точки зрения международного права - это права, существенные для характеристики правового положения лица в любом современном обществе. Естественно, различные общества имеют различные социально-экономические возможности для обеспечения прав человека. Но взгляды государств на то, какие права должны быть предоставлены индивидам и закреплены в национальном законодательстве, как правило, совпадают. Реальное же обеспечение этих прав может быть различным и зависит от уровня развития данного общества, от его национальных, религиозных и других особенностей. Наряду с этим есть некое общее понимание их смысла и роли.

Права человека являются высшей ценностью человеческой цивилизации, охватывающей различные стороны индивидуального и общественного бытия. Права человека по своей природе - это:

- неотъемлемые свойства и возможности, устанавливающие сферу свободы и самоопределения личности, ее автономию, закрепленные в правовых нормах;

- установленные правом пределы осуществления государственной власти с целью предотвращения неоправданного вмешательства государства в сферу прав и свобод человека;

- правовая защита жизненных интересов человека, осуществления его наиболее существенных благ;

- стабилизатор отношений в обществе на основе выработанных международным сообществом общепризнанных международных стандартов в области прав человека;

Таким образом, права человека - это система принципов, норм, правил и традиций взаимоотношений между людьми и государством, обеспечивающая индивиду, во-первых, возможность действовать по своему усмотрению (эта часть прав обычно называется свободами) и, во-вторых, получать определенные материальные, духовные и иные блага (собственно права).

2.2 Содержание прав и свобод человека.

Перечисленные выше различные составляющие понятия "права человека" свидетельствуют о том, что эти права являются комплексным социальным явлением, в котором концентрируются разнообразные формы социальной действительности и общественного сознания. Соответственно можно выделить

несколько основных аспектов прав человека, составляющих содержание прав человека.

1. Международный аспект содержания прав человека заключается в неразрывной связи с обеспечением мира и безопасности народов.

2. Нравственный аспект содержания прав человека связан с идеей неотъемлемых, неотчуждаемых прав человека, в основе которой лежит естественно-правовая доктрина, ориентированная на нравственные ценности, на уважение достоинства человека. Центральным понятием современной концепции прав человека является понятие "человеческое достоинство". Достоинство человека - это главный мотив и оправдание существования прав и свобод. Именно для защиты человеческого достоинства формулируются те или иные права и свободы.

Утверждение достоинства индивида в обществе требует предоставления ему прав и определенной степени свободы.

Основным компонентом нравственной культуры являются объективные нравственные ценности, установки и нормы, ориентации, позволяющие оценить соответствие или несоответствие поступков людей интересам развития общества.

3. Политический аспект содержания прав человека заключается в том, что они неотъемлемы от демократии и составляют необходимое условие, цель и смысл всех демократических институтов власти. Существующий кризис прав человека в значительной степени обусловлен также нарушением демократического принципа формального равенства, связанного с резким размежеванием общества по материальному принципу. Социально уязвимые слои населения практически обладают только правом участия в голосовании при выборах в представительные органы, причем такое голосование бывает нередко автоматическим, неосознанным либо осуществляется под прессом пиаровских акций. Кризису прав человека способствует также открыто провозглашаемое некоторыми государствами стремление насаждать демократию в тех странах, которые по тем или иным причинам отнесены к "оси зла". Такая насильственная демократизация, как показывает опыт, приводит к трагедии целых народов. Признание государства недееспособным в деле обеспечения уважения и соблюдения прав человека дает государствам, определяющим такую недееспособность других государств, право на гуманитарную интервенцию.

4. Социально-экономический аспект содержания прав человека связан с тем, что они определяются социальными и экономическими условиями существования общества. Включение в целый ряд международно-правовых документов, в частности во Всеобщую декларацию прав человека 1948 года, в Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 года, таких социально-экономических прав человека, как право на справедливые и благоприятные условия труда, право на справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности без какой-либо дискриминации, право на отдых, досуг и разумное ограничение рабочего времени, гарантирует свободу труда, всестороннее развитие личности и достойный уровень жизни. Социально-экономический аспект содержания прав человека неразрывно связан с понятием социальной справедливости. Провозглашение равенства граждан перед законом является колоссальным шагом вперед в сфере не только социального равенства, но и социальной справедливости. Однако в некоторых современных государствах это равенство и справедливость соблюдаются далеко не всегда и не полностью. Все возрастающее социальное неравенство в распределении материальных и духовных благ в наше время все еще заставляет говорить о торжестве социальной несправедливости, о нарушении социально-экономических прав человека.

2.3 Классификация прав человека.

Права человека различают по степени важности, по источникам, по сфере жизнедеятельности, по особенностям правового статуса субъектов, по времени возникновения, по возможности ограничения, по способу реализации и т.д. Всем классификациям присуща такая черта, как условность, поскольку отдельные права могут быть отнесены к двум и более группам.

  1. По степени важности (обязательности) выделяют основные (фундаментальные) и дополнительные (остальные, не основные) права.

Фундаментальные права и свободы человека - это те права, которые закреплены в основных международных актах, таких как Всеобщая декларация прав человека (1948), Международные пакты о правах человека (1966), Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950), и в основном законе государства (например, право на жизнь, запреты пыток или унижающего человеческое достоинство обращения, рабства, свобода мысли и религиозных убеждений и т.д.). Фундаментальными данная категория прав называется потому, что они являются жизненно важными и наиболее значимыми как для отдельных индивидов, так и в целом для общества и государства.

Основные права в дальнейшем, как правило, развиваются в конкретных нормах. Дополнительные права конкретизируют основные права в той или иной сфере жизни и являются производными от них.

Дополнительные права в отличие от фундаментальных прав и свобод, которые закрепляются за каждым, связаны с приобретением лицом того или иного статуса: работающего, учащегося, пенсионера, покупателя, собственника имущества, изобретателя, наследника, истца или ответчика, арендатора, кредитора и т.п. Часто классификация прав человека на основные и иные права является проблемой. Это связано с тем, что нет строгого критерия деления, формально определенного перечня основных прав; более того, в международном праве не существует определения основных прав.

По субъектам права и свободы классифицируют на: права человека и права гражданина.

Разграничение прав индивида на права человека и права гражданина вытекает из дуализма гражданского и политического общества. Человек - существо одновременно биологическое и социальное, поэтому его права, несмотря на их естественный и индивидуальный характер, реализуются в процессе общественных связей, в социальной среде и вне ее во многом теряют свой смысл. Объем прав, входящих в правовой статус личности, зависит от того, выступает ли индивид в качестве представителя гражданского общества, т.е. человека, или в качестве представителя политического общества, т.е. гражданина. Как член гражданского общества (как биологическое, физическое существо) индивид обладает равными правами со всеми другими людьми не только в своей стране, но и в мире. Права гражданина касаются сферы отношений индивида с государством. В последнем случае человек равноправен только с теми, кто также является гражданином данной страны, объем их прав и обязанностей больше, чем у тех, кто к этому государству не принадлежит. Как правило, разграничение прав на права человека и гражданина закрепляется в конституциях.

  1. Коллективные и индивидуальные права.

Права индивида - это естественные права, присущие всем от рождения. Как правило, они осуществляются и защищаются индивидуально, хотя могут быть реализованы и коллективно. Коллективные права - это права социальной группы (ассоциации, народа, национального меньшинства и др.). Они не являются естественными и не должны противоречить индивидуальным правам. Коллективные права качественно отличаются от индивидуальных, их, как правило, нельзя осуществить индивидуально или рассматривать как совокупность индивидуальных прав лиц, составляющих определенную общность. Нередко по формулировкам, используемым в конституциях, нельзя судить о коллективном или индивидуальном характере прав и свобод. Например, положение ст. 32 Конституции РФ о том, что "граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства" вовсе не означает, что, только объединившись все вместе граждане наделяются таким правом. В подобных случаях следует оценить природу данного права и проанализировать возможность его осуществления в индивидуальном порядке.

В зависимости от возможности ограничения государством права и свободы классифицируют на абсолютные и относительные.

В отношении абсолютных прав не допускаются ограничения и отступления (приостановление) ни при каких обстоятельствах. Относительные права, напротив, могут быть приостановлены на определенный срок в случае введения чрезвычайного или военного положения, или ограничены. При этом меры по ограничению должны быть предусмотрены законом, исключительно в законных целях и должны быть необходимы в демократическом обществе

  1. По способу обеспечения прав (или в зависимости от роли государства в их осуществлении) права и свободы также можно разделить на позитивные и негативные.

Негативные права главным образом гарантируются и обеспечиваются путем невмешательства государства и третьих лиц при их осуществлении. Они предохраняют личность от нежелательных, нарушающих ее свободу вмешательств и ограничений. Для реализации позитивных прав от государства требуются определенные усилия и средства, в том числе материальные. Позитивные права фиксируют обязанности государства предоставлять человеку те или иные блага, осуществлять те или иные действия. Так, гражданские и политические права являются негативными, а социально-экономические права - позитивными. При этом не нужно забывать, что даже при обеспечении гражданских и политических прав на государства в определенном объеме налагаются позитивные обязательства. Например, согласно практике Европейского суда по правам человека запрещение пыток и жестокого обращение предполагает обязательство государственных органов провести эффективное расследование в подобных случаях.

  1. По назначению в механизме правового регулирования права человека условно можно поделить на "материальные" и процессуальные.

Материальные права обеспечивают целостность личности, неприкосновенность частной жизни и возможность самореализации. Процессуальные права дают возможность процессуальной защиты. Это право на справедливое судебное разбирательство и все соответствующие процессуальные гарантии (право на беспрепятственный доступ к правосудию, право на судебное разбирательство в разумный срок, право на защиту, право не свидетельствовать против себя и др.), а также все другие права и гарантии лица, «оказавшегося в сфере юстиции и деятельности правоохранительных органов» (право на незамедлительное рассмотрение судом вопроса о законности ареста или задержания, право на компенсацию в случае незаконного ареста и т.д.).

  1. По источникам (принадлежности к социальным нормам-регуляторам) права человека делят на естественные и позитивные.

Естественные права основаны на моральных нормах, они отражают объективные закономерности бытия человека. Естественная теория подходит к правам человека как к первичным, возникшим до закрепления их государством, а закон лишь фиксирует уже существующие права и свободы. Причем законодатель должен создавать нормы, отвечающие объективным закономерностям. К естественным правам относят: право на жизнь, свободу вероисповедания, свободу выражения мнений и др. Противоположной естественной теории в сфере прав человека является позитивистская. Она подходит к правам человека как к категории, которая установлена государством ("без закона нет прав человека"), т.е. государство создает права человека. Таким образом, позитивные права формально определены, закреплены в нормах международного и национального права, что позволяет их использовать на практике.

Вывод

Права человека и гражданина являются правами и свободами людей, их исторической эволюцией, политико-правовым обоснованием и юридической природой, сравнительным анализом обеспечения прав человека на национальном уровне, способы имплементации международных актов в разных государствах, механизм их гарантий.

Права человека как учебная дисциплина раскрывает их общечеловеческую ценность, она концентрирует внимание учащихся, студентов и других людей, изучающих данную проблему, на человеке, его неотъемлемых свойствах и их роли в развитии личности, общества и человечества в целом.

Одной из важнейших характеристик человека являются его основные права, свободы и обязанности, реализация которых - главный источник социального прогресса и выживания человечества в современных условиях. Они выражают жизненно важные потребности и интересы, без обеспечения которых человек не может сформироваться как уникальная личность, активный участник исторического развития. Если отнять у человека право на жизнь, свободу совести и убеждений, безопасность, развитие, уважение человеческого достоинства, невмешательство в личную жизнь, право на участие в решении общественных вопросов, владение и распоряжение своей собственностью, включая интеллектуальную, или же право на сопротивление угнетению и несправедливости, и ряд других жизненно важных прав, то человеческая личность просто исчезнет.

Список литературы

Нормативно-правовые акты.

  1. «Конституция РСФСР» (принята 10.07.1918) СУ РСФСР, 1918, № 51, ст. 582.
  2. «Конституция РСФСР» (принята 26.05.1925) Собрание узаконений и распоряжений Рабоче-крестьянского Правительства РСФСР, 1925, № 30, ст. 218.
  3. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ)

Учебные пособия.

  1. Учебное пособие / Д. Т. Ка­раманукян [и др.]; отв. ред. и авт. предисл. Д. Т. Караманукян. – Омск: Омская юридиче­ская академия, 2015. – 308 с.
  2. Учебник / Вагизов Р.Г., кандидат юридических наук, доцент - разд. II, гл. 1, § 3;

Валеев Р.М., доктор юридических наук, профессор - предисловие, разд. гл. 3, § 1, 2; гл. 4, § 1

  1. Учебное пособие / А. А. Ковалев – 2007. – 250 с.
  1. Российское законодательство Х-ХХ веков… Т.1.М., 1984. С. 49.

  2. Русская Правда. Пространная редакция // Рос. Законодательство Х-ХХ веков… Т. 1. М., 1984. С.67.

  3. Русское законодательство Х-ХХ веков … Т. 2. М., 1985. С. 54-62.

  4. Отечественное законодательство ХI-ХХ веков.