Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Послепечатные процессы полиграфического производства

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Печать не всегда является конечным этапом в полиграфии. В большинстве случаев предусмотрена также и послепечатная обработка полиграфической продукции, которая применяется для того, чтобы максимально защитить готовые изделия от повреждений, придать им декоративность и законченный вид.

Технология послепечатных процессов или постпресс – это целый комплекс мероприятий, который выполняется непосредственно после печати. Все они призваны улучшить внешний вид готовой продукции, повысить ее качество и прочность. Все виды послепечатной обработки разделяются на две основных категории: к первой категории относятся технологически необходимые виды постпресса, а манипуляции второго типа осуществляются с целью придания готовым полиграфическим изделиям улучшенных декоративных и физических свойств.

Актуальность данной темы. Полиграфическое производство стремительно развивается - это общеизвестно. Постпечатные процессы также претерпевают значительные изменения, которые также приводят к интеграции различных этапов недавно разнородных видов работ.

Цель курсовой работы: Изучить послепечатные процессы полиграфического производства, их виды, последовательность работ и роль в оформлении книжной многополосной продукции.

Объект исследования курсовой работы: Объектом исследования являются послепечатные процессы полиграфического производства.

Послепечатные процессы полиграфического производства (пост пресс) - процессы, заключающиеся в дополнительной обработке печатной продукции и приводящие к улучшению ее вида, повышению качества и прочности. 

Предмет исследования курсовой работы: Предметом исследования являются виды послепечатных процессов, такие как: брошюровка, переплет, вырубка и тд.

Задачи курсовой работы:

  • Изучить виды отделочных работ
  • Выяснить необходимость послепечатных процессов в оформлении печатной продукции
  • Изучить последовательность работ

Глава 1. ПОСЛЕПЕЧАТНЫЕ ПРОЦЕССЫ
ПОЛИГРАФИЧЕСКОГО ПРОИЗВОДСТВА

Послепечатный процесс — это часть технологического процесса полиграфического производства, в котором отпечатанной продукции придаются требуемые формы и свойства.

Во время послепечатного процесса продукция принимает законченный вид, отличающийся дизайном (формой) и функциональностью, зависящими от объема информации.

Появление древнейших рукописных книг относится к XVI веку до н.э., а отпечатанных полиграфическим способом — к IX веку н.э., но уже в то время возникают элементы послепечатной обработкой издания: папирус сворачивали в виде свитков, для их хранения выдалбливали деревянные чехлы, а к ним, в свою очередь, привязывали таблички с названием произведений — «титулюсы».

В I веке до н.э. книги из нового для того времени материала — пергамена — начинают переплетать: в качестве крышек используются деревянные доски, в которых проделываются отверстия для веревочек. Позднее доски заменяются на толстый пергамен, а на следующем этапе развития книги тонкие дощечки обтягиваются кожей.

На рубеже III-II веков до н.э. появляются операции фальцовки — складывания печатного листа пополам — и вкладки: сфальцованные листы вкладываются друг в друга, подобно бумажным листам современной ученической тетрадки. В старых рукописных книгах переписчики вкладывали сложенные пополам листы друг в друга. Тетради нумеровались и сшивались тонкими сухожилиями.

Во второй половине XV века итальянский издатель и типограф Альд Мануций Старший (ок. 1450-1515), основатель издательства Альдов, просуществовавшего почти век, вводит в качестве стандарта книжные форматы, с появлением которых операция фальцовки усложняется:n лист складывается пополам, то есть на нем размещаются две страницы с одной стороны (формат «in folio»);
n   лист складывается дважды, для одновременного расположения четырех страниц с одной стороны (формат «in quattro»);
n   лист складывается трижды, для возможности размещения восьми страниц с одной стороны (формат «in octavo»).
Наряду с вкладкой листов друг в друга появляется операция подборки — последовательного скрепления сфальцованных листов. Естественно, что с появлением фальцовки пришлось освоить обрезку листов по внешнему краю сгиба.

На дальнейших этапах послепечатной обработки книг совершенствовались операции скрепления сфальцованных тетрадей методом шитья, прессования в деревянных тисках нескольких тетрадей, обработки корешка блока и украшения переплета.

До второй половины XV века книги продавались в виде комплекта несброшюрованных тетрадей. Переплетали книги сами читатели в соответствии со своими вкусами. Впервые в истории книгопечатания часть тиража была переплетена в типографии Эрхарда Ратдольта (1447-1528), работавшего в Вене. Далее труд печатника и переплетчика разделился, и даже стали появляться специальные цеха, осуществляющие переплетно-брошюровочные работы. Но только в XIX веке начинается механизация послепечатных процессов.

1.1. Брошюровочные работы

В том, чтобы распечатать документ, нет ничего сложного. Гораздо сложнее и важнее придать ему должный вид. Ведь документ, оформленный в переплете, всегда смотрится интереснее и солиднее, чем просто скрепленный степлером или скрепкой. Готовые к скреплению листы брошюруют двумя методами – тетрадным или полистным. При тетрадном подобранные в тетради листы сцепляются друг с другом, формируя блок (тетради могут подбираться друг к другу вкладкой или в стопу). При полистном методе подбор ведется отдельными листами (этот способ дешевле тетрадного, но такие брошюры менее долговечны). Брошюрование – один из лучших способов оформления напечатанного документа. Преимуществ у него – масса:

  • документ приобретает презентабельный вид
  • простота
  • надежность
  • скорость выполнения
  • универсальность
  • защищает страницы от различных повреждений
  • в любой необходимый момент часть документа можно отсоединить

Что же такое брошюровка?

Брошюровкой называют технологический процесс подбора и последующего скрепления отпечатанных листов, в результате которого они соединяются в брошюру – документ, состоящий как минимум из четырех скрепленных блоков. Формат, плотность и качество бумаги при этом не имеют никакого значения. Процедура брошюровки осуществляется на специализированном полиграфическом оборудовании – биндере. Вначале он перфорирует бумагу, а затем вставляет в полученные отверстия пружины соответствующего диаметра.

Этапы процесса брошюровки:

  • нарезка отпечатанных листов
  • складывание их в определенной заранее последовательности
  • подготовка блоков к брошюровке
  •  непосредственно брошюровка 

Виды брошюровки, их особенности и преимущества.

1. На пружину (пластиковую или металлическую)

https://printside.ru/uploads/global/на%20пружине.jpg

Рис.1.1. Брошюровка на пружину

Наиболее распространенная и доступная по цене разновидность брошюровки. Пользуется большой популярностью среди студентов, которые чаще всего именно таким образом прошивают курсовые и дипломные работы, диссертации.

Он очень практичен, смотрится весьма солидно. Разворот при таком переплете может быть, как на 180 градусов, так и больше. Листы с пружины в любой момент можно снимать, заменять их другими. У такого вида брошюровки есть ограничение по количеству листов в документе – до 480.

2. Сшивание разъемными скобами

 Один из самых простых видов брошюровки. Листы перфорируются под скобы, а затем продеваются в них. Скобы же, в свою очередь, уже закреплены на двухсторонней планшетке, служащей обложкой документа.

https://printside.ru/uploads/global/скобки.jpg

Рис.1.2. Сшивание разъемными скобами

Несомненное преимущество такого метода в том, что в случае необходимости без особых усилий можно снимать старые и продевать новые листы.

3. Термоклеевая брошюровка.

https://printside.ru/uploads/global/Термоклеевая%20брошюровка.jpg

Рис.1.3. Термоклеевая брошюровка

Эта разновидность скрепления чаще всего используется для небольших книг в мягком переплете. Страницы будущего документа укладываются стопкой, помещаются в машину, смазывающую корешок стопы горячим клеем, а затем вставляются в обложку.

Основной недостаток такого вида брошюровки заключается в том, что в открытом положении книга самостоятельно не может удерживать форму. То есть, для того чтобы она оставалась открытой, необходимо прилагать усилия, что со временем непременно приводит к порче переплета, его повреждению.

4. Шитье внакидку.

https://printside.ru/uploads/global/041.jpg

Рис.1.4. Шитье внакидку

Таким методом чаще всего брошюруются документы объемом до 128 страниц. Для большего объема он не практичен, поскольку внутренние страницы сшитого документа «сползают». Отпечатанные с двух сторон и разрезанные листы складываются вместе соответственно нумерации и скрепляются скобами вдоль корешка.

5. Шитье втачку.

https://printside.ru/uploads/global/vidy_skrepleniya_tetradej_provolokoj2.jpg

Рис.1.5. Шитье втачку

Метод применяется, когда нужно скрепить в единый документ большее число страниц, это возможно при шитье внакидку. Скоба вставляется не по центру, а по краю стопы, пробивает листы и выходит с их обратной стороны.

Вставка блока в обложку

Рис.1.6. Вставка блока в обложку

Вставка блока в обложку - операция скрепления блока с обложкой, носящая также название "крытья обложкой". Различают три вида крытья (см. рис. 1.6):

  • Обыкновенное (1) - это приклеивание обложки только к корешку блока.
  • Вроспуск (2) - обложка приклеивается к корешку блока и дополнительно к корешковому полю первой и последней страницы блока (приклейка шириной 6-7 мм) с обязательным закрытием шитья, произведенного втачку.
  • С кантом (2) края сторонок обложки несколько выступают за пределы каждого обреза блока, образуя тем самым канты. Применение обложек с кантом допускается только, если их материал плотен, так как канты легко заминаются.

Шитьё

Шитье - операция скрепления тетрадей скомплектованного блока проволокой или нитками. Иногда обложка скрепляется с блоком одновременно с его шитьем. Различают следующие виды шитья: проволокой - втачку, внакидку и вразъем (переплетное шитье), и нитками - втачку, внакидку и брошюрное шитье.

Рис.1.7. Шитьё проволокой

  • Шитье втачку. Блок, скомплектованный подборкой, прошивают проволочными скобами сверху насквозь через весь блок, на расстоянии 4-5 мм от края корешка, и концы скоб загибают снизу, причем крайние проколы скоб не должны выходить за пределы первой и последней строк страниц. При шитье втачку затруднено раскрывание книги, уменьшается ширина корешкового поля страницы. Этот вид шиться применяют для малообъемных брошюр, блокнотов, квитанционных книжек и т.д.
  • Шитье внакидку. В блоке, скомплектованном вкладкой, прошивают двумя скобами через сгиб в корешке насквозь обложку и все тетради блока и концы скоб загибают внутри на сгибе. Этот вид шиться применяют для малообъемных изданий, например, тонких журналов и брошюр.
  • Шитье вразъем, или переплетное шитье. При этом шитье применяют дополнительно корешковую ткань - марлю или тесьму. Каждую тетрадь блока, скомплектованного подборкой, последовательно прошивают изнутри через сгиб и ткань несколькими скобами и загибают их концы снаружи. Скобы, прикрепляющие каждую последующую тетрадь, сдвигают в сторону. Этот вид шиться применяют для книги в переплетах и брошюр, если объем последних свыше 5 листов. Если блок предназначен для вставки в обложку, то ткань срезают вровень с краем корешка. Если он предназначен для вставки в переплетную крышку, то по краям оставляют концы ткани шириной 13-25 мм, которые в дальнейшем будут заклеены приклейными листками форзаца.

Шитье проволочными скобами имеет существенные недостатки: проволока ржавеет, на бумаге появляются ржавые пятна, бумага разрушается, внутренние листки тетради прорываются, выпадают. В 21 веке проволочное шитье вытеснено шитьем нитками, однако сохранилось в некоторой промышленной продукции и ученических тетрадях.

Рис.1.8. Шитьё нитками

  • Шитье втачку производится аналогично шитью проволокой. Весь блок прошивается на расстоянии 5-8 мм от края корешка длинными стежками (2-2,5 см.).
  • Шитье вразъем аналогично такому же шитью проволокой, причем с применением или без применения корешковой ткани - марли или тесьмы. Стежки скрепляют листы тетради и пришивают каждую тетрадь к марле.
  • Брошюрное шитье заключается в скреплении тетрадей блока только нитками без применения марли. Каждая тетрадь прошивается изнутри через сгиб в корешке насквозь, а тетради блока, кроме того, скрепляются между собой. Этот способ применяют при изготовлении брошюр и при шитье книжных блоков, обработка которых производится в специальных агрегатах.

Существуют и другие способы скрепления тетрадей блоков: бесшовное скрепление путем смазывания корешков эластичным клеем, спиральное шитье, в котором проволочную спираль пропускают через отверстия, пробитые в корешке блока. 

Брошюровка – завершающий этап полиграфических работ с документом. Если важно надолго сохранить его целостность и презентабельный вид, то это – один из наиболее эффективных способов достичь желаемого.

1.2. Брошюровочно-переплетные работы

Брошюровочно-переплетный процесс - отделочный процесс при оформлении книжно-журнальной продукции - совокупность операций, выполняемых при изготовлении брошюр, книг, журналов.

Брошюровочно-переплетный процесс состоит из операций, назначение которых - изготовить тонкие журналы в обложке, подготовить книжные блоки для вставки в переплетные крышки. К основным брошюровочным операциям относятся: сталкивание листов (выравнивание краев листов пачки бумаги или картона перед разрезкой), разрезка отпечатанных листов, фальцовка, приклеивание вклейных иллюстраций, а также форзаца, комплектовка книжного блока и его сшивание. Брошюры изготовляются полностью в брошюровочном цехе, а при изготовлении книг книжные блоки после шиться подвергаются дальнейшей обработке. Переплетный процесс - комплекс операций, назначение которых - придать книге законченный внешний вид и обеспечить прочную связь всех ее элементов. К основным переплетным операциям относятся: обработка книжных блоков, изготовление переплетных крышек, вставка книжных блоков в переплетные крышки. 

Фальцовка

Фальцовка - процедура складывания (перегибания) отпечатанного бумажного листа, изготовление из него тетради, где номера страниц будут в правильной последовательности. Если надо фальцевать отдельно части отпечатанного бумажного листа, например, каждую его половину, то лист предварительно разрезают на соответствующее число частей. Фальцовка характеризуется по числу сгибов - 1, 2, 3, 4, соответственно количество долей листа - 2, 4, 8, 16 и количество страниц - 4, 8, 16, 32, следовательно, количество долей равно 2n, где n - количество сгибов, а количество страниц равно 2n*2. 

Различают:

  • перпендикулярную фальцовку (каждый последующий сгиб перпендикулярен предыдущему);
  • параллельную (все сгибы параллельны);
  • комбинированную - сочетание первых двух видов

Рис.1.9. Лицевая и оборотная сторона бумажного листа с нумерацией страниц и перпендикулярная его фальцовка в 4 сгиба, т.е. в 1/16 долю (один из вариантов), фальцовка в 3 сгиба, т.е. в 1/8 долю.

На рис.1.9 показана фальцовка в 3 сгиба: 

  • перпендикулярная;
  • параллельная "гармоникой", где каждый последующий сгиб делают в сторону, противоположную предыдущей; так фальцуют карты, планы, чертежи, но не тетради, предназначенные для сшивания;
  • параллельная "салфеткой", где все сгибы идут в одну сторону;
  • комбинированная;
  • комбинированная (альбомный формат: корешок по короткой стороне). 

Наиболее распространенной является перпендикулярная фальцовка. "Гармоники" часто применяют при изготовлении дошкольных детских книг, фотосправочников по музеям, путеводители и т.п. Комбинированную применяют для детских книг и некоторых художественных изданий. При печатании на ротационных печатных машинах фальцовка производится машинами полностью или частично. Листы, отпечатанные на плоскопечатных машинах, нуждаются в полной фальцовке

Комплектовка блока

Комплектовка блока - операция подбора тетрадей в определенной последовательности, вместе с приклеенными к некоторым из них вклейными иллюстрациями и форзацем, если он имеется

Рис.1.10. Книжный блок

В зависимости от объема издания комплектовка блока проводится (см. рис. 1.10):

  • подъемкой, или подборкой, или лист к листу, когда тетради накладываются одна на другую в порядке нумерации сигнатур;
  • вкладкой, или "лист в лист", когда они вкладываются одна в другую.

Последний способ применяют в малообъемных изданиях (до 64-82 стр.). Применение того или иного способа требует соответствующего спуска форм и фальцовки. 

Обработка блока

  • Этот процесс состоит и следующих основных операций:
  • Прессование делает блок более компактным и подготавливает к последующим операциям.
  • Заклейка корешка - это промазывание его клеем для увеличения прочности скрепления тетрадей в блоке и придания корешку жесткости.
  • Сушка блока производится преимущественно в специальных сушильных устройствах - в них блок высушивается в течение нескольких минут.
  • Обжим корешка уменьшает толщину корешка.
  • Обрезка блока с трех сторон выполняется на трехножевых или одноножевых бумагорезательных машинах.
  • Закраску обреза делают лишь в особо ценных или художественных изданиях, как и торшонирование.

Рис.1.11. Кругление корешка

  • Кругление корешка применяется для придания ему округлой формы и одновременно для устранения его утолщения (рис.1.11), которое образуется в результате того, что на сгибах тетрадей бумага пружинит, а также от наличия проволочных скоб, ниточных стежков. Выполняется на круглильном станке или в блокообрабатывающих агрегатах.

Рис.1.12. Корешок грибовидной формы

  • Кашировка, производимая одновременно с круглением корешка, заключается в отгибке (или наколачивании) фальца - в придании корешку грибовидной формы (рис.1.12). Получается с каждой стороны уступ-желобка, в который "прячутся" сторонки переплетной крышки. Кашированные корешки придают книге большую прочность, а также устойчивость в корешке. Сторонки переплетной крышки при закрытой книге не выступают за корешок блока, а упираются в фальц. Блок удерживается в переплетной крышке не только форзацем, но и дополнительно отогнутыми закраинами блока. Особенно необходимо кашировать блоки книг большого объема. На рисунке 12 слева - процесс кругления и каширования корешка, справа - сечение книги, имеющей кашированный блок.
  • Приклеивание закладки. Каждая книга некоторых изданий снабжается ленточкой-закладкой (ляссе), обычно шелковой, приклеиваемой к середине верхней части корешка блока и служащей во время чтения закладкой между листками. Длина ее должна быть больше диагонали блока на 2-3 мм. Наклеивание капитала. Капитал - шелковая или хлопчатобумажная тесьма шириной 12-16 мм с цветным или узорчатым валикообразным краем-кантиком, наклеиваемая на корешок блока у верхнего и нижнего обреза блока, причем кантик выпускают за обрез. Тесьму разрезают на кусочки, по длине равные ширине корешка блока плюс 2 мм.

Рис.1.13. Капитал

Капитал (см. рис. 1.13) повышает прочность скрепления тетрадей в блоке, является также элементом внешнего оформления книги. Цвет капитала должен гармонировать с цветом переплетной крышки. При многотомных изданиях его цвет должен быть одинаковым во всех томах. 

  • Наклеивание бумаги. После наклеивания капитала на корешок блока наклеивают полоску бумаги, по ширине равную ширине корешка, а длиной меньше его высоты примерно на 0,5 см. Цель этой операции - закрыть на корешке крепежный материал, дополнительно укрепить капитал, сделать корешковую связь более прочной. Если предполагается наклеивать гильзы, то бумажка на корешок не наклеивается. Бумажка должна захватывать внутренние края капитала и корешки крайних тетрадей. В качестве материала применяют непроклеенную бумагу 60-ти грамовку.
  • Наклеивание гильзы - плотной бумаги, склеенной наподобие сдавленной трубки-гильзы (см. рис. 13), приклеиваемой при изготовлении некоторых переплетных крышек одной своей стороной к корешку блока, а другой - при вставке блока в переплетную крышку - к отставу. Цель этой операции - лучше скрепить корешок у книги большого объема, повысить эластичность раскрывания книги и скрыть неровность корешка блока и отстава. Этим заканчивается процесс обработки книжного блока, который затем подвергают сушке, после чего он готов для вставки в переплетные крышки.

Изготовление переплетной крышки

Процесс состоит из следующих основных последовательных операций:

  • Закройка материала - изготовление деталей переплетной крышки для всех книг тиража по определенным расчетам в соответствии с форматом, объемом книги и характером переплетной крышки.

Заготовляют следующие детали: картонные сторонки, отстав, ткань для корешка и обложку - для составной переплетной крышки - либо ткань для цельнотканевой или картон для цельнокартонной переплетной крышки. Действия с картоном могут быть следующие:

1) Срезка (закругление) углов. Рекомендуется для цельнотканевых переплетов.

2) Спуск фаски. Фаска - скошенный под углом около 45 градусов или овальный наружный край шириной не более 6 мм на сторонках переплетов некоторых изданий. Рекомендуется в книгах большого объема в улучшенном оформлении, альбомах.

  • Изготовление переплетной крышки - сборка и соединение деталей: намазка клеем, накладывание картонных сторонок и отстава на ткань, загиба материала. В некоторых случаях на корешке делают бинты. Печатание и тиснение производят на сторонках и корешке после высыхания крышек. Для печатания применяют тертые краски, обладающие большей густотой, чем обычные печатные краски, большей интенсивностью, хорошей кроющей способностью и свойством быстро высыхать. В некоторых случаях перед печатанием применяют блинт.
  • Круглением корешка переплетной крышки ему придается округлая форма, соответствующая форме корешка блока, если корешок блока круглый. Этим заканчивается процесс изготовления переплетной крышки, после чего она готова для вставки в нее книжного блока. 

Вставка блока в обложку

Рис.1.14. Вставка блока в обложку

Вставка блока в обложку - операция скрепления блока с обложкой, носящая также название "крытья обложкой". Различают три вида крытья (см. рис. 1.14):

  • Обыкновенное (1) - это приклеивание обложки только к корешку блока.
  • Вроспуск (2) - обложка приклеивается к корешку блока и дополнительно к корешковому полю первой и последней страницы блока (приклейка шириной 6-7 мм) с обязательным закрытием шитья, произведенного втачку.
  • С кантом (2) края сторонок обложки несколько выступают за пределы каждого обреза блока, образуя тем самым канты. Применение обложек с кантом допускается только, если их материал плотен, так как канты легко заминаются.

Вставка блока в переплетную крышку

Рис.1.15. Расположение всех элементов книги

  • Вставка блока в переплетную крышку - скрепление блока с переплетной крышкой - состоит из следующих основных последовательных операций. При приклеивании гильзы к внутренней стороне корешка переплетной крышки, при условии, что к корешку блока гильза приклеена), намазывают внешнюю сторону гильзы клеем, устанавливают блок на корешок переплетной крышки и плотно натягивают корешок на закрытых сторонках.
  • Приклеивание форзаца заключается в нанесении клея на приклейные его листки и их склеивании с внутренней стороной каждой из сторонок переплетной крышки. Одновременно смазывают клеем и приклеивают концы тесьмы или марли. Цель этой операции - дополнительно скрепить блок с переплетной крышкой и придать законченный вид внутренней поверхности сторонок переплетной крышки, закрыть их.
    После вставки книги прессуют, сушат и на переплетную крышку наносят рубчик. Прессование и сушка книг осуществляется в прессах под давлением в несколько тонн. Эти операции делают книгу более компактной и улучшают ее внешний вид.
  • Окатка рубчика, или штрихование переплета - на переплете, как цельнотканевом, так и составном - нанесение рубчика, т.е. углубленного желобка, путем вдавливания переплетной ткани между сторонкой и отставом. Окатка рубчика производится с обеих внешних сторон книги. Благодаря рубчику книга лучше раскрывается и улучшается ее внешний вид.

1.3 Отделочные работы и их виды

Послепечатная обработка, или постпресс, – это комплекс манипуляций, осуществляемых в ходе изготовления полиграфической продукции после ее печати. Все виды послепечатной обработки разделяются на две основных категории: к первой категории относятся технологически необходимые виды постпресса, а манипуляции второго типа осуществляются с целью придания готовым полиграфическим изделиям улучшенных декоративных и физических свойств.

Существуют следующие основные виды послепечатной обработки:

  • Тиснение
    Тиснение фольгой

В основе тиснения лежит создание изображения особым клише или штампом. Сам процесс тиснения фольгой осуществляется с помощью клише и специальной фольги, в основе которой содержится клей. Нагретое клише с фольгой прижимается к бумаге и под воздействием высокой температуры фольга приклеивается к материалу.

Конгревное тиснение

Такой тип тиснения помогает создать декоративный эффект трехмерного пространства. В зависимости от вида бумаги происходит различные вариации деформирования. В самом процессе не используется фольга или краска. Конгревное тиснение можно встретить на дипломах, пригласительных билетах, этикетках, обложках и других печатных изделиях.

  • Нанесение УФ-лака

Сегодня нанесение УФ-лака считается одним из самых популярных и доступных видов отделочной работы. В основе этого способа лежит специальный лак, который затвердевает при воздействии на него ультрафиолетовых лучей. Полиграфия с лаком более прочная, стойкая к влаге и яркая. Также можно наносить лак с помощью трафарета сплошным слоем или выборочно, регулируя при этом толщину слоя.

  • Ламинирование

Ламинирование делает материал более долговечным, так как на бумагу наноситься дополнительный защитный слой расплавленного полимера. Ламинирование бывает матовым, глянцевым, одно- или двухсторонним.

  • Вырубка

Вырубка считается одним из самых сложных вариантов послепечатной работы. Она помогает придать изделию особую эксклюзивность и осуществляется на специальных прессах ножами, которые готовы выполнить даже самые сложные вырезы.

Каждый вид отделочной работы по-своему уникален и помогут удовлетворить даже самого требовательного клиента и сделать его печатные изделия неповторимыми. Поэтому рассмотрим каждый пункт отдельно.

Тиснение

Различные виды тиснения в полиграфии позволяют выполнять множество задач:

  • изготовление сувенирной продукции;
  • оформление печатных изделий — открыток, книжных обложек;
  • нанесение фирменной символики (ресторанные меню, папки и номерки отелей, визитки и ежедневники компаний);
  • декорирование галантерейных изделий из кожи (визитницы, кошельки, сумки);
  • индивидуализация и защита упаковок товара, маркировка.

    Тиснение выполняется на разнообразных материалах (бумага, кожа, картон) и представляет собой процесс механического или физико-химического преобразования поверхности, в результате которого создается рельефный оттиск или окрашенное изображение.
    Тиснение осуществляется несколькими способами, среди которых можно выделить 3 основных: фольгирование, блинт, конгрев.

Тиснение фольгой

Тиснение фольгой

Рис.1.16. Тиснение фольгой

     Разнообразие фольги открывает широкие возможности для декорирования, позволяя металлизировать или раскрашивать участки поверхности, придавая им привлекательный вид или оберегая от подделок. Выбор фольги зависит от материала поверхности, на которую наносится декор, и преследуемых целей.

  • Дифракционная. Применяется для печати по лаку, наносится на бумагу и гибкий пластик. Имеет первую степень защиты.
  • Голографическая. При определенном угле наклона на полотне становятся видны нанесенные на фольгу изображения. Помогает защитить продукцию от подделок.
  • Металлизированная. Обладает металлическим блеском (золото, бронза, серебро), который привлекает внимание и подчеркивает индивидуальность продукции.
  • Цветная. Печать такой фольгой может быть матовой или глянцевой, поверхность после процедуры имеет окрашенный в выбранный цвет вид.
  • Магнитная. Применяется при изготовлении кредиток, электронных билетов.

Существует два способа нанесения фольги на изделия.

  • Горячее тиснение. Специальный штамп с рисунком нагревается до требуемой температуры и, расплавляя термоклеевой слой фольги, под давлением оставляет отпечаток на изделии. Данный метод применим для широкого спектра материалов, которые выдерживают нагревание. Для нанесения оттиска на тонкие пленки, плавящиеся под воздействием высокой температуры, применяется другая технология.
  • Холодное тиснение. Структура фольги должна включать в себя слой с клеем, разрушающимся под действием УФ-излучения (для горячего метода применяется клей, уничтожающийся нагреванием). Холодный способ подразумевает использование:
    1. устройства для нанесения УФ-лака и создания с его помощью рисунка;
    2. сушильной установки;
    3. механизма размотки фольги.

Тиснение такого типа предпочтительней, если необходим вид печати, хорошо передающий полутона и растрированные изображения. Метод можно использовать для тонких пленок, не выдерживающих нагревание. Однако данная технология не подходит для сильно впитывающих материалов.

Рассмотренные виды тиснения позволяют решить множество дизайнерских задач с помощью подбора фольги разных расцветок и текстур, представленной в огромном ассортименте. Для наилучшего результата необходимо учесть несколько факторов:

  • материал, на который наносится орнамент/надпись;
  • температуру нагрева (для горячего метода);
  • тип клише;
  • особенности воспроизводимой картинки. Например, толщина линий будет больше, чем на штампе, необходимо предусмотреть пространство между ними во избежание залипания фольги.

Блинтовое (слепое) тиснение

Блинтовое тиснение

Рис.1.17. Блинтовое тиснение

    Виды полиграфического тиснения включают в себя блинтовый (бескрасочный) метод, позволяющий получить четкое углубленное изображение. Специальное клише (блинт) с помощью пресса вдавливается в поверхность материала, оставляя детальный оттиск рисунка штампа. Внешне блинт напоминает металлическую или полимерную печать с одинаковыми по высоте печатными элементами, формирующими углубления, лежащие в одной плоскости. Глубина изображения регулируется прессом.
    Данное тиснение обычно используется без применения красок, но иногда между штампом, осуществляющим печать, и материалом закладывается фольга или специальная пленка, для того чтобы рисунок приобрел более выразительный вид. Блинтовый метод востребован:

  • при украшении кожаных изделий, нанесении фирменных эмблем, оформлении обложек и переплетов (дипломы, книги, удостоверения);
  • для решения вспомогательных задач — обозначение места иллюстрации, повышение качества печати красками путем сглаживания грубой фактуры материала.

    Виды блинтового тиснения по технологии исполнения можно разделить на 2 группы: горячее и холодное. Выбор способа формирования изображения осуществляется с учетом физических характеристик основы изделия, т. к. горячий штамп прожигает ее верхние слои, что не подходит для некоторых материалов.
    Блинтовое тиснение обеспечивает четкую качественную печать мельчайших деталей и долговечное изображение, что делает метод одним из ведущих среди технологий, которые использует современная полиграфия.

Конгревное тиснение

Конгревное тиснение

Рис.1.18. Конгревное тиснение

    Конгревное тиснение позволяет приподнять часть иллюстрации над поверхностью, в результате чего изображение приобретает объем, становясь выпуклым или вогнутым. Форма рельефа задается специальным клише и контрштампом, между которыми зажимается материал. Штамп имеет углубления, формирующие итоговый рисунок. На обратной стороне расположена патрица (контрштамп) с выпуклым изображением, копирующим иллюстрацию клише.

Виды конгревного тиснения можно разделить на несколько групп в зависимости от тонкостей технологического процесса.

  • По использованию красок: окрашенное или слепое.
  • По форме изображения. Конечный рисунок может быть много- или одноуровневым (все составляющие картинки имеют одинаковую высоту и лежат в одной плоскости). Многоуровневый конгрев выглядит более презентабельно, но требует высококачественного клише.
  • По применению фольги. Данный вид тиснения позволяет сделать иллюстрацию эффектней с помощью фольги, которая наносится одновременно с формированием выпуклости в результате нагрева. Зачастую процесс разбивается на две части, первым прогоном закрепляется фольга, а вторым формируется рельеф.
  • По температуре клише: горячий или холодный способ.

    Штампы для конгрева выпускаются из различного сырья: медь, цинк, полимеры, магний, латунь. Самыми надежными являются латунные изделия, а полимерные варианты недолговечны и зачастую используются только один раз. (см. рис. 1.19)

 Конгревное тиснение позволяет создать неповторимый дизайн, ведь объемные иллюстрации выделяют вещь из массы обыденных предметов. Кроме того, получаемое данным способом изображение имеет ряд преимуществ.

  • Стойкость к внешним воздействиям и долговечность.
  • Оригинальный дизайн, позволяющий придать изделию индивидуальность.
  • Широкий спектр применения. Конгревное тиснение используется для красочного и эксклюзивного оформления визиток, обложек для документов и книг, сувенирной продукции (календарей, открыток).

Выбор вида тиснения

Рис.1.19. Штамп для конгрева

    Для получения качественного изображения необходимо, чтобы матрицы (штамп и пуансон) подходили друг другу по размерам и отличались по контуру на толщину обрабатываемого материала.

Нанесение УФ-лака

УФ-лакирование печатной продукции — это покрытие всей поверхности оттиска или его определенных участков лаком. Частичное лакирование фрагментов изображения называют выборочным. Использование этого способа постпечатной обработки помогает добиться неповторимого и выразительного дизайна буклетов, обложек и переплетов книг и прочей полиграфической продукции.

Сплошная УФ-лакировка применяют как альтернативу ламинации для защиты поверхности печатного продукта от истирания, пыли, влаги.

Выборочное лакирование в полиграфии используется в сочетании с ламинацией, сплошным офсетным лакированием, разными видами тиснения.

Технология лакирования печатной продукции

Суть этой операции состоит в том, что лак наносится на нужные участки изображения путем офсетной, трафаретной, глубокой или флексографской печати (при помощи устройств, устанавливаемых в линию на печатных машинах или при помощи специальных лакировальных машин), а затем оттиск помещается в Уф-сушилку для быстрого отверждения.

Широчайшие возможности при нанесении лака дает трафаретная печать. Использование печатных форм-сеток позволяет задавать наибольшую толщину лакового слоя, создавать различные текстуры.

Существуют покрытия, которые можно наносить, используя красочный аппарат УФ-печатной машины или секцию, после которой стоит УФ-сушка.

Качество лакового слоя находится в зависимости от того, насколько правильно подобран этот расходный материал. Его выбор зависит от особенностей запечатываемого материала (масса 1 м2, пухлость, рыхлость и пр.), красок на оттиске, последующей обработки изделия, используемого оборудования. Негативное влияние на качество может оказать несоблюдение атмосферных условий в цехе, повышенная влажность бумаги, нарушения технологического процесса, слишком высокая интенсивность УФ-излучения при сушке.

УФ-лак в полиграфии

Производители расходных материалов для полиграфии представляют довольно широкий ассортимент лаков для различных видов печати. По оптическим характеристикам получаемых отпечатков они разделяются на глянцевые и матовые. Специфический эффект дают металлизированные, пигментированные, кроющие, объемные, вспененные, а также лаки с эффектом хамелеона, меняющие цвет в зависимости от угла обзора, с эффектом растрескивания (кракелюр). Использование лаков с капсулами ароматических масел сделает печатную продукцию еще и ароматной.

Также существует разделение по способу нанесения: по обычным краскам, по УФ-краскам, по вододисперсному лаку-праймеру.

Другие виды лакировки в полиграфии

Наряду с УФ-лаком применяют еще ВД-, масляные и спиртовые лаки. Они наносятся с помощью секций печатной машины и сушатся, как обычные краски. При покрытии оттиска таким образом необходимо использование противоотмарывающего порошка.

Преимущество ВД перед УФ-лакировкой — более низкая стоимость и отсутствие необходимости в дополнительном оборудовании. Но при этом ВД-лаки наносятся тонким слоем, который не обладает такой высокой прочностью, как УФ-лак. Кроме того, ВД-лак не позволяет добиться высокой степени сверкания поверхности и каких-либо дизайнерских эффектов. Поэтому такой способ применяется для обработки недорогой печатной продукции массового назначения. 

Применение сплошного и выборочного Уф-лака

Сплошное лакирование печатной продукции применяется в основном, для защиты красочного слоя на обложках многостраничных изданий, папках, упаковке. Матовый лак позволяет придать продукции необычную бархатистую поверхность, покрытые таким способом обложки источают умеренность и сдержанность, если это можно сказать об издании. Глянцевое покрытие — напротив, создает эффект яркости, экспрессивности.

Выборочный УФ-лак

Рис.1.20. Выборочное лакирование

Выборочное лакирование — самый популярный способ выделить издание среди прочих. Глянцевые буквы на фоне матовых изображений, лакированные фотографии, различные переходы и сочетания лакированных и нелакированных областей заставляют оттиск «играть», увеличивают контрастность и подчеркивают замысел дизайнера.

Область применения выборочного лака включает отделку большинства видов печатной продукции, начиная от визиток и заканчивая переплетами книг. Важной отраслью применения печати УФ- лаком является выпуск печатной продукции для слепых.

Открытки, приглашения, эксклюзивная упаковка, корпоративные пакеты и прочие элементы фирменного стиля — все это становится по-настоящему выразительным и выдающимся при использования описанного вида постпечатной обработки.

Ламинирование

Ламинированием называют процесс покрытия печатной продукции специальной пленкой. Пленка может быть разной толщины, можно выбрать матовую или глянцевую пленку, в зависимости от желаемого эффекта.

Похожее изображение

Рис.1.21. Ламинирование

Ламинирование - одна из самых популярных отделочных операций в полиграфии. Ламинирование служит нескольким целям:

  • получение оптических эффектов, в частности, глянца;
  • улучшение защиты запечатанной поверхности от механических повреждений, таких как истирание и царапины;
  • защита запечатанного материала от проникновения жидкостей.

Глянец придает печатной продукции привлекательность, делает цвета более насыщенными и яркими. Чтобы придать печатной продукции эффект глянца, используют лакирование и ламинирование. Ламинирование пленкой - более эффективный прием, позволяющий достигнуть более высокого уровня глянца и защищенности продукции. Ламинирование пленкой помимо облагораживания печатной продукции, придает ей новые свойства. В частности, ламинированная поверхность становится устойчивой к истиранию краски, более прочной, устойчивой к воздействию влаги и различным загрязнениям.

Ламинирование применяется очень широко в рекламной полиграфии при изготовлении каталогов, рекламных брошюр, буклетов, календарей и т.д. Особенно часто применяют ламинирование при изготовлении такой продукции, как картонные коробки, бумажные пакеты, этикетки из бумаги, плакаты для наружного использования.

Виды ламинирования

Ламинирование может различаться по способам нанесения ламинирующей пленки, а также по видам пленок.

Различают горячее и холодное ламинирование. Горячее ламинирование часто применяют для оформления обложек журналов, каталогов, календарей и т.д. В результате ламинирования краски становятся более насыщенными по цвету, более яркими.  Выполняется горячее ламинирование под давлением с помощью специальных валов, пленка при этом нагревается до очень высокой температуры. В некоторых ситуациях нагрев может повредить материалу. В этом случае применяется холодное ламинирование, при котором используется специальная пленка, на одну сторону которой нанесен клеевой слой. Подобным образом осуществляют ламинирование фотографий, документов, плакатов и т.д.

Ламинация различается также и по виду используемой пленки. В процессе ламинации может быть использована как глянцевая, так и матовая пленка, в зависимости от получения желаемого эффекта.

Глянцевая ламинация в рекламной полиграфии используется чаще, так как делает цвета ярче, а изображение четче и контрастнее. Оформленные подобным образом изделия полиграфии эффективно привлекают внимание. Матовая пленка, напротив, несколько сглаживает контрастность и уменьшает яркость цветов. Зато изделия, оформленные с помощью матовой ламинации выглядят очень презентабельно и стильно. Кроме того, матовая ламинация способна скрыть мелкие погрешности изображения, а также избавиться от бликов.

Вырубка

Вырубка в полиграфии (высечка, штанцевание) — это вид послепечатной обработки изделий — прорезывание насквозь фигурного контура напечатанных изображений. Этим словом называют как сам процесс, так и его результат.

Высечку производят на бумаге, разных видах картона, пластике, коже, ткани, полиэтилене.

Вырубка используется в рекламной, упаковочной и книжной полиграфии: в некоторых случаях она просто необходима, а в некоторых — является незаменимым способом привлечь внимание к печатной продукции. (см. рис. 22)

Необходимость такой операции как вырубка в полиграфии связана с тем, что ножи бумагорезальных машин, на которых осуществляется подрезка печатной продукции до нужного размера, способны делать только прямой рез. Очевидно, что во многих случаях требуется разрез по фигурному контуру.

Еще одна операция, дающая сходные с вырубкой результаты, но отличающаяся технологически — плоттерная резка.

Визитка с фигурным краем

Рис. 1.22. Вырубка на визитке

Применение вырубки в полиграфии

Помимо обыкновенной подрезки на нужный формат, для которой некоторые маленькие типографии используют ручные вырубные прессы (например, подрезка визиток), существует большое количество вариантов применения этой операции.

  • Вырубка упаковки. Так как любая упаковка конструируется из заготовок с фигурным контуром, вырубка необходима для высекания заготовки из обыкновенного листа картона или бумаги. В некоторых случаях при помощи вырубания контура формируется не только сама конструкция, но и какие-либо функциональные элементы упаковки, например, вырубные ручки бумажных пакетов в виде отверстий в бумаге.
  • Производство наружной рекламы и POS-материалов. Изготовление различных воблеров, подставок, табличек и вывесок не обходится без использования вырубных штампов, потому что зачастую все эти приспособления имеют фигурные края.
  • Вырубка и высечка (высекание изображения на самоклеящейся бумаге не до конца, а только до пленки-основы) этикеток.
  • Изготовление папок и конвертов. (все клапаны, закрывающие эти изделия или служащие для их склейки, имеют фигурную форму.
  • Оформление открыток, приглашений, пластиковых карт и пр.
  • Производство пазлов, детских игр и головоломок.
  • Декоративное оформление обложек и блоков книг, брошюр и журналов. Распространенными являются своеобразные «окна» в первой странице обложки, сквозь которые видно изображение на первой полосе издания, а также скругленные углы изданий.
  • Вырубка страниц ежедневников, телефонных книг и блокнотов (алфавит на одном из полей книги).
  • Изготовление фигурных и панорамных детских книг.

Технология и оборудование для вырубки

Существует огромное количество приспособлений и устройств для высечки, они различаются по степени автоматизации, по особенностям технологического процесса, по возможностям относительно различных материалов.

Высечка может производиться как по одному листу, так и стопой (зависит от оборудования и продукции).

Для производства полиграфии с вырубкой необходимо само оборудование и вырубной штамп.

Штамп (штанцевальная форма) (см. рис.1.23) представляет собой фанерную основу, на которой надежно закреплены острые стальные ножи, повторяющие контур изображения, которое нужно отделить от листа бумаги, картона или другого материала. Вырубные штампы изготавливают на заказ, причем стоят они немалых денег. Поэтому стоимость такого вида отделки может быть довольно ощутима при изготовлении продукции малыми и даже средними тиражами.

Штамп для изготовления коробки

Рис. 1.23. Вырубной штамп

Помимо штампа необходим вырубной пресс.

Существуют прессы трех видов: тигельные (штамп неподвижно закрепляется на станине, а заготовка находится на подвижном тигеле, совершающем удары о штамп); плоскопечатные (штамп закрепляется на неподвижном талере, а заготовки подаются на цилиндр), ротационные (высечка осуществляется путем противодействия ротационного штампа с валом противодействия).

Обособленно от всех этих устройств стоит автоматическая штанцевальная машина, которая применяется для высечки больших тиражей. Принцип ее работы напоминает особенности работы листовых печатных машин, с разницей, что изображение (в нашем случае рез) передается не с цилиндра, а с плоского штампа. Заготовки подаются с самонаклада и проходят через все устройство при помощи цепного транспортера.

Настольные вырубные прессы используют в небольших типографиях для производства малых тиражей.

Глава 2. НЕОБХОДИМОСТЬ И РОЛЬ ПОСЛЕПЕЧАТНЫХ ПРОЦЕССОВ В ОФОРМЛЕНИИ ПЕЧАТНОЙ ПОЛИГРАФИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ

Значимость послепечатной обработки в наше время значительно возросла. Все больше выпускается рекламной продукции, требующей качественной и оригинальной отделки, оригинальной и красочной упаковки и этикеток, глянцевых журналов и т.д.

Для создания изделия полиграфии требуется целая цепочка производственных процессов, начинающаяся с дизайна продукции и ее подготовки к печати, самого процесса печати и послепечатных (отделочных) операций.

Без послепечатных операций (разрезки, скрепления, лакирования, ламинации и т.д.) невозможно получение готового изделия полиграфии.

Под терминов "послепечатная обработка" понимается комплекс операций, осуществляемых в типографии после осуществления процесса печати.
Цель послепечатных операций - придать изделию нужный вид, сделать его прочным и красивым. Только в результате послепечатных операций из запечатанного листа получается буклет, создаются из отдельных листов каталоги и брошюры, формируется готовая упаковка и т.д.
Видов послепечатной обработки очень много. Безусловно, при изготовлении того или иного изделия полиграфии, требуются разные послепечатные и отделочные операции. К примеру, для изготовления листовок или визиток, требуется только разрезка. В то время как для изготовления каталога требуется целый комплекс послепечатных операций: разрезка, фальцовка, скрепление, лакирование (ламинирование), возможно, тиснение или другие отделочные операции.

2.1. Оформление книжной многополосной продукции

Не будет преувеличением сказать, что именно книжный дизайн является основой и первоисточником дизайна всей современной полиграфической продукции. Несмотря на все более широкое распространение цифровых технологий, книга была и остается востребованной потребителем. Вместо того чтобы читать с экрана компьютера, большинству людей намного приятнее взять в руки хорошо изданную книгу, ощутить запах типографской краски, перелистать страницы

Обложка, переплет, суперобложка и форзац — четыре главных элемента внешнего оформления книги, которые составляют среди других элементов оформления особую группу. Особенность этой группы состоит в том, что они объединяют в себе две функции: первая — утилитарная (служебная) — состоит в том, чтобы предохранять книгу от повреждений, удлиняя срок ее эксплуатации; а вторая — являться элементами художественного оформления.

Обложка (переплет)

Обложка или переплет книги — прочное покрытие, содержащее ряд выходных сведений, которое выполняет две функции: защитную и информационно­рекламную. Во­первых, обложка предохраняет тонкие страницы книги от повреждений. Во­вторых, обложка (переплет) должна проинформировать читателя о том, что за книгу он держит руках.

В коммерческом отношении обложка (переплет) — наиболее значимый элемент книги, так как является «лицом» издания. Следовательно, чем привлекательнее и гармоничнее выполнено оформление обложки, тем выше шансы повлиять на выбор покупателя.

Характер художественного оформления обложки или переплета определяется в первую очередь содержанием произведения, жанром и типом издания (монопроизведение, сборник, серийное издание и т.д.), назначением для той или иной группы читателей. По характеру оформления могут быть шрифтовыми, орнаментальными, эмблематическими, сюжетно­тематическими и т.д.

На концепцию изобразительного решения влияют внутренний дизайн книги (в частности, система оформления рубрик) и иллюстрации. Внутреннее оформление должно найти свое отражение в общей композиционной схеме обложки или переплета: в цвете, рисунке шрифта, в построении строк и т.д. Иллюстрационный материал оказывает большое влияние на выбор темы для изображения на обложке или переплете.

Конечно, всегда желательно, чтобы способ печати, виды дополнительной отделки, а также материалы: картон, бумага, краски, ткани — можно было выбрать в соответствии с художественным замыслом, однако на практике так бывает далеко не всегда. Ограничения в выборе оборудования и материалов возникают из­за тиража, а также соображений экономичности издания и возможности материальной базы предприятия.

Для оформления обложек/переплетов используются, помимо многоцветной печати, дополнительные виды отделки:

•    печать металлизированными красками (для создания эффекта «золотых» и «серебряных» надписей);

•    тиснение (конгревное и блинтовое) с применением фольги, красочной фольги, переплетных красок;

•    выборочное лакирование;

•    печать трафаретными красками (для создания эффекта более объемного изображения);

•    аппликация (способ создания орнаментов или художественных изображений путем наклеивания на ткань или бумагу разноцветных тканей или бумаг);

•    инкрустация (оформление переплетной крышки книжного блока рисунком, выполненным из кусочков металла, дерева, кости, перламутра, врезанных в переплетную крышку. Используется для подарочных изданий и выполняется вручную);

•    оплетка кантов (способ оформления кантов книжного блока);

•    украшение обрезов книжного блока (раскраска обреза книжного блока — нанесение на обрез книжного блока специальной краски на основе латекса; металлизирование обреза книжного блока — покрытие обреза книжного блока слоем металла (сусальное золото);

•    термоподъем (отделка отпечатанных изображений специальными термопорошками, изменяющая рельеф оттиска под воздействием теплового излучения);

•    припрессовка пленки (ламинирование).

Суперобложка

Суперобложка — дополнительная отдельная обложка издания, выполненная, как правило, из глянцевой или матовой бумаги. Суперобложки предохраняют переплет от загрязнения и повреждений, а также служат для расширения и обогащения возможностей внешнего оформления. И конечно же — выполняют рекламную функцию. Обычно за декоративно насыщенной суперобложкой следует лаконично оформленный переплет (рис. 2.1.). Возможны и другие варианты:

•    суперобложка и переплет изобразительно насыщены, но разнотемны и потому различаются по композиции, характеру решения и т.д.;

•    суперобложка и переплет однотемны, но разнятся по композиции, технике исполнения и т.д.;

•    суперобложка в точности повторяет композицию и рисунок переплета, но в другой цветовой аранжировке, что вместе с другим материалом и печатью создает своеобразное и отличное от переплета впечатление.

Для обеспечения сохранности оформления и повышения его привлекательности некоторые ценные издания (подарочные, сувенирные и пр.), независимо от того, есть на них суперобложка или нет, снабжают футляром (рис. 2.2.).

Рис. 5. Переплет («дюшес», тиснение блинтовое и фольгой) и суперобложка

Рис. 2.1. Переплет («дюшес», тиснение блинтовое и фольгой) и суперобложка

Рис. 6. Переплет книги и ее футляр

Рис. 2.2. Переплет книги и ее футляр

Форзац

Форзац — элемент внешнего оформления изданий, предназначенный для скрепления книжного блока с переплетной крышкой. Форзац является большим «плацдармом» для творчества при оформлении издания, он дает дизайнеру возможность выразить характерные особенности произведения, настроить читателя на нужное его восприятие.

Помимо художественной информации на форзаце может содержаться справочная информация, например таблица химических элементов, географическая карта, исторические сведения и т.д. Такие форзацы, как правило, применяются для учебной и справочной литературы.

Форзацы могут быть одноцветными и цветными, а также беспредметными или тематическими (рис. 2.3 и рис. 2.4).

Рис. 7. Форзац в стиле акватипии

Рис. 2.3. Форзац в стиле акватипии
(мраморная бумага)

Рис. 8. Форзац книги из серии «Мир приключений»

Рис. 2.4. Форзац книги из серии
«Мир приключений»

Одноцветные форзацы изготавливают из белой или цветной бумаги с гладкой или фактурной поверхностью. Нельзя сказать, что простой белый форзац не имеет смыслового и эстетического значения — помещенный между ярким переплетом и нарядным титулом, он воспринимается как своеобразная пауза между двумя большими зрительными впечатлениями и по контрасту усиливает их. Однотонный цветной форзац, подобранный по цвету в сочетании с переплетом или в контрасте с ним, усиливает впечатление от него и подчеркивает гармоничность издания.

Форзацы тематически­изобразительного характера делятся на орнаментальные, эмблематические, сюжетно­иллюстративные, иллюстративно­символические и др. Орнаментальные форзацы применимы практически во всех видах изданий. Реже применяются форзацы эмблематические. Они встречаются в изданиях научной, политической, художественной литературы. Форзацы с иллюстрацией в виде жанровой сцены применяются в основном для художественной и научно­популярной литературы.

Особо иллюстрированные издания, обычно нарядно оформленные, требуют форзаца скорее простого, хотя и на плотной, высокого качества бумаге, в то время как массовые издания, особенно без иллюстраций, нуждаются в красивом, нарядном форзаце, служащем порой единственным украшением книги.

На выбор того или иного вида форзаца также влияет тираж книги. Влияние это не прямое, а косвенное — оно проявляется в зависимости от материальных и полиграфических возможностей, которыми располагает издательство (типография).

В художественном отношении оформление форзаца сложно взаимодействует с системой иллюстрирования, в частности с особенностями композиции и дизайна титульного листа, переплета (суперобложки). Как правило, в первую очередь решается вопрос об иллюстрациях и оформлении книги, затем об оформлении титула, суперобложки, переплета и только после этого устанавливают, каким будет форзац.

Элементы внутреннего оформления издания

Отдельные страницы книги (титульный лист, оглавление, рубрики — шмуцтитулы, начальные и концевые полосы), а также выходные данные, вспомогательные разделы, основной текст книги входят в элементы внутреннего оформления книги. Так же как элементы внешнего дизайна, они оформляются в соответствии с видом литературы, к которому относится произведение, его литературным и издательским жанром, назначением книги и возрастными особенностями читателя.

Титульный лист

Титульный лист — это страница в начале книги, на которой размещены выходные сведения издания, а именно:

•    имя авторов или автора (при количестве авторов более трех эта информация выносится на оборотную сторону титульного листа);

•    название книги или произведения (эта информация считается самой важной, поэтому должна быть графически выделена);

•    имя художника­иллюстратора или фотографа (применяется для художественных изданий, иногда переносится на оборотную сторону титульного листа);

•    название издательства и город, в котором оно расположено;

•    год издания книги;

•    название серии, в которой выходит издание (если она существует).

Ошибкой будет считать, что титульный лист состоит из одной страницы. В большинстве изданий он занимает несколько страниц.

Одинарный титульный лист занимает две страницы, или один бумажный лист (с оборотом). Оборот титула отводится под выходные сведения, поэтому дизайнеру необходимо расположить всю информацию на одной странице книги.

Двойной титульный лист занимает четыре страницы (два листа с оборотом) — рис. 2.5. Выходные сведения по­прежнему занимают одну страницу, на других страницах можно просторно и красиво расположить остальную информацию. В двойном титульном листе выделяют отдельные страницы в зависимости от информации, которая на них вынесена.

Рис. 9. Двойной титул. Автор: Булат Гильванов

Рис. 2.5. Двойной титул. Автор: Булат Гильванов

Рис. 10. Концевая страница книги

Рис. 2.6. Концевая страница книги

Первая страница двойного титульного листа, примыкающая к форзацу, называется авантитулом. Он открывает книгу, и считается, что его не следует перегружать информацией. Обычно на авантитуле указывается серия, к которой принадлежит издание (при наличии таковой), название произведения либо логотип издательства. Иногда на нем размещают девиз серии или данной книги, или даже иллюстрацию, создающую у читателя соответствующие настроение. Авантитул предваряет, но не дублирует титул и не равнозначен ему, поэтому его текст должен набираться меньшим кеглем, нежели текст титульного листа.

Под выходные сведения издания отводятся обложка, титульный лист, оборот титульного листа и концевая страница книги.

Лицевая страница титульного листа однотомной книги обязательно должна включать следующие элементы:

•    данные об авторе (авторах) — имя автора или имена не более трех соавторов (инициалы и фамилия, имя и фамилия);

•    заглавие издания;

•    тематическое подзаглавие — этот элемент очень важен для читателя, поскольку уточняет тематическое содержание книги с образным названием;

•    литературный жанр — указывается в моноиздании, когда обозначен автором или издательством, и в сборнике — по воле составителя или издателя;

•    вид и подвид издания (справочник, словарь, учебник и пр.);

•    читательский адрес — указывается, если издательство считает это целесообразным («для работников печати», «для дошкольного возраста»);

•    сведения о том, с какого языка сделан перевод, и имя переводчика — в переводном издании;

•    сведения об утверждении издания в качестве учебного, официального или нормативного;

•    сведения о переиздании в переиздаваемых книгах;

•    место выпуска книги;

•    имя издателя (название издательства);

•    год выпуска книги.

На оборотной стороне титульного листа указываются:

•    имена авторов (если количество авторов более трех);

•    имена составителей, ответственных и научных редакторов (для хрестоматий, собраний сочинений);

•    имена фотографов и/или иллюстраторов;

•    специальные библиотечные индексы для каталогизации;

•    международный стандартный номер книги (ISBN);

•    макет аннотированной каталожной карточки (часто выносится на одну из последних страниц книги);

•    информация об авторских правах.

Это самые важные для читателя элементы выходных сведений, поэтому они присутствуют в начале книги.

На концевой странице книги (рис. 2.6.) размещают предвыпускные и выпускные данные. В состав предвыпускных данных входят следующие элементы:

•    в российском издании не на русском языке — выходные сведения с титульного листа в переводе на русский язык;

•    вид издания по социально­функциональному (целевому) назначению;

•    в моноиздании — псевдоним или полная форма имени автора;

•    заглавие книги;

•    должность (роль), инициалы и фамилии участников создания книги.

Выпускные данные — это часть выходных сведений, в которой дается производственно­техническая характеристика издания (формат, гарнитура основного текста, вид и номер бумаги, основной способ печати, тираж, объем издания в усл. п. л. и уч.­изд. л.), даты его прохождения в производстве, названия и адреса издательства и типографии, номер заказа издательства.

Выходные сведения также размещаются на обложке, переплете и суперобложке. Так, обязательны на обложке выходные сведения, когда титульный лист в издании отсутствует. В таких случаях на лице передней сторонки обложки приводят те выходные сведения, которые обычно размещают на титульном листе, а на ее обороте — выходные сведения, которые обычно размещают на обороте титульного листа.

При нехватке места на концевой странице и обороте титульного листа для предвыпускных и выпускных данных разрешается заверстывать их на лицо или оборот задней сторонки обложки.

В серийных книгах, особенно при популярности серии, есть смысл вынести на переднюю сторонку заглавие серии или ее марку. То же самое относится к месту выпуска и названию издательства в случаях, когда эти данные значимы для продажи книги, то есть если они сами по себе способны привлечь внимание покупателя. В рекламных целях на переднюю сторонку обложки выносят основные заголовки, если они могут вызвать у читателя интерес к книге, либо наиболее яркие цитаты из текста.

На корешке обложки, переплета при толщине блока свыше 9 мм необходимо указывать: имя автора (авторов), заглавие издания, обозначение и номер тома, выпуска, части (для многотомных изданий), первые и последние слова (для многотомных справочных изданий). На практике ставят только цифру номера, что вполне достаточно читателю для поиска тома на полке по корешку.

Для переплета действительны те же положения, что и для обложки. Разница лишь в том, что для размещения выходных сведений на переплете можно использовать только внешние поверхности сторонок.

На суперобложке печатают все те же сведения, что и на обложке, лишь внутренние части оставляют чистыми, так как они закрыты от глаз читателя. Однако внешнюю сторону клапанов суперобложки широко используют для рекламно­информационных текстов, в том числе для аннотации, цитат и т.п.

Оглавление (содержание)

Оглавление (содержание) — указатель заголовков книги, содержит информацию о произведениях, включенных в книгу (если их несколько) и/или о разделах произведения (частях, главах).

Оглавление выполняет следующие функции:

•    справочно­поисковая — позволяет найти нужный фрагмент текста;

•    информационно­пояснительная — дает читателю общее представление о тематическом содержании книги, о структуре одного или ряда произведений (то есть об освещаемых в каждом произведении темах и связях между ними);

•    рекламная — привлечь читателя, усилить интерес к просматриваемой книге, вызвать желание прочесть ее.

Оформление оглавления может быть достаточно произвольным (рис. 2.7.). Обязательными элементами являются лишь номера страниц, соответствующих тому или иному разделу или произведению. Основным критерием является полезность оглавления для читателя.

Рис. 11. Пример оформления содержания

Рис. 2.7. Пример оформления содержания

Оглавление может быть расположено как в начале, так и в конце книги.

Требования к оглавлению (содержанию):

•    в информационных и справочных изданиях надо стремиться к максимальной полноте оглавления. Необходимо стараться включать в оглавление заголовки как крупных разделов, так и меньших по объему разделов (параграфы, пункты и т.п.), чтобы читатель мог легко найти материал на интересующую его узкую тему;

•    порядок заголовков, отвечающий виду, содержанию, структуре книги и характеру ее использования. Обычно заголовки в оглавлении размещают в порядке, повторяющем их последовательность в книге, что позволяет читателю увидеть структуру издания;

•    полнота состава заголовков — многие заголовки сопровождаются тематическими подзаголовками, без которых не всегда можно понять, каково содержание подраздела, к которому заголовок относится. Также встречаются заголовки общего характера (глава первая или I, II и т.д.), одинаковые заголовки или заголовки, неполно характеризующие тему. В таких случаях желательно, чтобы в оглавлении заголовки указывались с тематическими подзаголовками, а иногда с первыми строками глав в виде цитат.

Вспомогательные разделы

К вспомогательным разделам относятся предисловие, послесловие, комментарии, примечания и библиографический аппарат (указатели и библиографические ссылки).

Вспомогательные разделы чаще всего оформляются в общем стиле книги, однако с учетом их служебной функции, как правило, более скромно и лаконично. Для вспомогательных разделов также существуют требования и рекомендации по их оформлению и расположению в книге.

Основной текст

Страницы книги, на которых располагается ее основной текст, оформляются дизайнером произвольно, в соответствии с разработанным стилем издания, который зависит от цели издательства, вида произведения, его читательской направленности и т.д. При разработке дизайна издания решаются такие задачи, как выбор кегля и гарнитуры шрифта, принцип оформления разворотов, применение иллюстраций, орнаментов и пр.

2.2. Листовая печатная полиграфическая продукция

Под термином листовая печатная продукция подразумевается весь ассортимент продукции, выполненный листовым способом печати. Один печатный лист может соответствовать листу, запечатанному с одной стороны либо половине листа, запечатанного с обеих сторон. Листовая печать продукции является лучшим способом донести информацию до потенциального потребителя. Такие полиграфические издания не требуют переплёта, сложения, скрепления и других постпечатных операций.

К листовой печатной продукции относятся:

  • плакаты
  • визитки
  • фляеры
  • листовки
  • открытки
  • сертификаты
  • фирменные бланки

Печатаются они на печатных машинках с листовой или рулонной подачей. Качество продукта, отпечатанного на машинке с листовой подачей, гораздо лучше т.к. изображение печатается на отдельных листах. Но для крупных партий заказа наиболее целесообразно использовать машину с рулонной подачей, обеспечивающую высокую скорость печати. Кроме того, для выпуска многотиражной продукции это будет экономично.

Особенности дизайна разных видов рекламно-полиграфической продукции

Благодаря грамотному дизайну существенно упрощается и облегчается визуальное восприятие рекламно-полиграфической продукции, а, следовательно, и содержащейся в ней информации. Яркое, красочное, со вкусом оформленное издание неизменно вызовет неподдельный интерес у клиента и надолго останется в его памяти, что является одной из главных задач любой рекламы и служит лучшим свидетельством её эффективности.

Правильный дизайн предполагает наличие индивидуального подхода к его разработке с учётом всех возможных тонкостей, деталей и нюансов. Только в этом случае можно гарантировать получение действительно достойного результата и должной отдачи от рекламной продукции.

Дизайн разных видов рекламных изданий имеет свои особенности. Наши специалисты обязательно обращают на это внимание при подготовке оригинал-макета и выборе наиболее подходящего варианта оформления. Ведь именно яркий и уникальный дизайн нередко становится главным оружием в конкурентной борьбе.

Дизайн листовки

Похожее изображение

Рис. 2.8. Листовка

Листовка считается одним из самых распространённых видов рекламной продукции. Чаще всего её используют как раздаточный материал на различных деловых встречах, переговорах, конференциях и других мероприятиях или в виде ознакомительных, имиджевых проспектов в офисе. Основу листовки составляет общая информация о товаре или услугах, предлагаемых фирмой. Для того, чтобы потенциальный клиент не стремился скорее избавиться от листовки, выбросив её в урну или корзину для мусора, необходимо вызвать у него интерес и желание вникнуть в суть изложенных в этом виде полиграфической продукции сведений. Поэтому при оформлении листовки рекомендуется использовать какую-либо необычную, смелую идею или нестандартный подход. Не следует забывать и о том, что дизайн листовки должен соответствовать корпоративному стилю вашей компании.

Дизайн буклета

Картинки по запросу буклет

Рис. 2.9. Буклет

Буклет содержит практически ту же информацию, что и листовка, но отличается большим объёмом и красочностью. При его создании стоит задуматься об оптимальном соотношении текста и иллюстративного материала, о грамотной расстановке акцентов. Разрабатывая дизайн буклета, нужно взглянуть на него глазами потенциального потребителя и оценить простоту и удобство нахождения тех или иных данных.

Дизайн плаката

Картинки по запросу плакат люди икс

Рис. 2.10. Плакат

Плакаты принято делить на: агитационные, информационные и рекламно-имиджевые. Они доступны большому количеству людей и встречаются в самых разных местах: на улицах и остановках общественного транспорта, в витринах и дверях магазинов. Донесение необходимой информации осуществляется путём визуального восприятия. В основе дизайна плаката должны лежать: ассоциативный ряд, помогающий запомнить название вашей компании, марку товара или ассортимент предоставляемых услуг, а также свежая креативная идея, как гарант успеха данного вида рекламы.

Дизайн упаковки

Похожее изображение

Рис. 2.11. Упаковка

При разработке дизайна упаковки следует исходить из старинной русской пословицы: «По одёжке встречают». Довольно часто именно яркая, красивая, стильная упаковка является дополнительным стимулом приобретения товара. Сочетание оригинальности и ненавязчивости с удобством и практичностью способствует увеличению объема продаж и повышению узнаваемости вашего бренда.

2.3. Полиграфические материалы для отделочных работ

Бумага для полиграфии

Чаще всего для работы используется бумага. Этот материал характеризуется механической плотностью, короблением, пористостью и др.

Существуют различные виды бумаги:

  • мелованный материал;
  • картон;
  • бумага с полимерными покрытиями и тиснениями.

Печатные материалы полиграфии также могут быть представлены офсетными пластинами. Они имеют вид алюминиевого основания, покрытого светочувствительным слоем. Благодаря этому материалу можно передавать картинку с электронного файла на компьютер, а далее на печатную форму.

Краски для полиграфии

Важные материалы полиграфии, купить которые можно в любом специализированном магазине, – это краски.

Существует несколько типов рассматриваемого расходного вещества:

  • материалы общего назначения;
  • краски, которые наносятся на металлический лист;
  • ротационные материалы;
  • пищевая краска;
  • ультрафиолетовый материал и др.

Лаки и другие химические составы для полиграфии

Материалы печатной продукции полиграфии могут быть выполнены в качестве химических составов. С помощью данных элементов очищают печатные формы, офсетные полотна, пластиковые и стеклянные поверхности. Выбирая материал такого плана, стоит отталкиваться от типа печати и применяемого оборудования.

Приобретая материалы нанотехнологий в полиграфии, многие отдают предпочтение офсетным полотнам. Их структура определяет правильность наложения растровой точки и срок эксплуатации продукции.

Для четкой передачи картинки и стабильности печати материал должен обладать компрессионным слоем из резинового основания. Характеристики печати будут зависеть от технологий производства и интеграции с основой материала.

Автоматическая очистка проводится с помощью полотен с целью поддержания нормального состояния технического массива, который является достаточно важным элементом полиграфического дела. По окончанию печатного процесса происходит замена рабочего офсетного полотна на материал для очистки, пропускаемый через механизм. Данной продукции свойственна долговечность, прочность, устойчивость к деформации.

Самоклеющиеся материалы полиграфии будут представлены на выставке широким выбором фототехнических пленок. Также данный элемент применяется при репродукционных работах.

В качестве основы материала выступает лавсановое волокно либо целлюлозное вещество. Одну сторону пленки обрабатывают эмульсией, что обеспечивает готовой картинке необходимый цвет и визуальный эффект.

Материалы полиграфии могут быть предложены в виде лаков или химической продукции. Первые используются как отделочный слой. Их основной задачей является защита поверхности от стирания.

Лаки могут иметь различную основу:

  • малярную;
  • спиртовую;
  • водную.

Также существует особый дисперсионный материал и УФ-лак, который закрепляется с помощью ультрафиолетового излучения.

К химической продукции полиграфии следует относить различные добавки, такие как антистатик, увлажнитель, растворитель. Также материал может быть представлен очистителями, средствами для защиты рук и др.

Помимо прочих, полиграфическими материалами являются переплеты. Они представляют собой прочные покрытия книжной продукции, которые защищают изделие и служат элементами эстетического оформления.

Иногда для создания данного материала используется натуральная кожа или ее заменители. Отечественные производители часто применяют «Бумвилин», хлопчатобумажную ткань, на которую нанесено крахмально-каолиновое покрытие и др.

Самоклеящаяся пленка в качестве материала для полиграфии

Расходные материалы для полиграфии в Москве активно используются для создания качественной продукции, и их можно будет найти на демонстрационных площадках «Экспоцентра». Здесь расположится широкий ассортимент поддекельной продукции.

К ним можно отнести калиброванную самоклеющуюся пленку, которая является экономически выгодной альтернативой соответствующего картона и используется офсетными печатными машинами, как подложка под резинотканевые полотна или пластины с целью создания нужного по размеру декеля и правильного натиска.

Используя ролевую технику, данный материал можно клеить на внутреннюю сторону офсетных полотен. Калиброванная самоклеющаяся пленка имеет ряд преимуществ, таких как отличное качество верхнего слоя, что гарантирует долгий срок применения изделия, невосприимчивость к химическим повреждениям и устойчивость к разбуханию.

Полиграфический материал представлен в различных цветовых решениях и может иметь необходимую заказчику толщину. Монтировать пленку следует на чистую, сухую поверхность, что поможет избежать появления неровностей слоя.

Также для подложки под резинотканевые полотна часто применяется калиброванный картон.

Материал имеет немало значимых преимуществ:

  • почти полное отсутствие колебаний толщины листа;
  • минимальный показатель растискивания точки;
  • материал обрабатывается специальными средствами, что делает его невосприимчивым к пагубному влиянию повышенной влажности;
  • благодаря шероховатой поверхности картон не проскальзывает под офсетным полотном;
  • цветовое отличие листов различной толщины;
  • широкий ассортимент форматов материала.

Хороший результат офсетной печати можно получить при равномерном давлении цилиндра на поверхность и при полном отсутствии изъянов. Образовавшиеся полосы, скольжение и дублирование значительно снижает качество итогового продукта.

Материалы полиграфии, бумага и картон среди которых являются самыми популярными, необходимы для работы любой рекламной компании. Точность давления во многом зависит от различной толщины прокладочных листов.

Пробельный материал в полиграфии также важен, как и основной. Для ручного и монотипного металлического набора, происходящего в процессе отбивки одного элемента строки от другого по горизонтали и при создании отступов, принято использовать шпацию. Данный материал бывает круглым, полукруглым и тонким.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, при изучении послепечатных процессов полиграфического производства, больше знакомое всем, как постпресс, я выяснила, что в наше время, когда имидж людей и компаний является одной из самых важных составляющих успешного бизнеса, возросло и значение качества полиграфической продукции, особенно – послепечатных процессов. Существует огромное количество процессов обработки печатной продукции, которые смогут найти применение в любом виде эксплуатации.

И все же, постпресс изначально создан для увеличения срока службы продукции, удобства для пользователя и улучшения качества рекламы. Каждое из этих качеств помогает любому полиграфическому продукту получить свою уникальность, привлекательность и конечно же, цену, которая прямо пропорциональна сложности работы.

При исследовании данной темы, были изучены виды отделочных работ, последовательность работ, а также роль послепечатных процессов в оформлении печатной продукции, как многополосной, так и листовой. Цель исследования была достигнута посредством изучения послепечатных процессов полиграфического производства.

Как видно, перечень полиграфических процессов достаточно широк. Каждая операция требует не только наличия опыта, но и специального оборудования. Все они направлены на изготовление полиграфических изделий, которые желает получить тот или иной заказчик. Эти процессы составляют основу полиграфического производства, которое достаточно сложно в силу своих специфических особенностей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Учебная литература

  1. Клещев О. И. Основы производственного мастерства: учебное пособие. Архитектон, 2015. – 107 с. – То же [Электронный ресурс]. – URL:http:biblioclub.ru
  2. Клещев О. И. Технологии полиграфии: учебное пособие. – Екатеринбург: Архитектон, 2015. – 108 с.– То же [Электронный ресурс]. – URL:http://biblioclub.ru
  3. Клещев О. И. Типографика: учебное пособие. Архитектон, 2016. – 172 с.– То же [Электронный ресурс]. – URL:http://biblioclub.ru
  4. Дизайн. Иллюстрированный словарь-справочник / Г. Б. Минервин, В. Т Шимко, А. В. Ефимов и другие: под общей редакцией Г. Б. Минервина и В. Т. Шимко. – М.: Архитектура-С, 2004. – 288 с. (читальный зал МФПУ «Университет» на Семёновской)

Научная литература

  1. Королькова, А. Живая типографика. – издание четвертое, исправленное. М.: Index Market, 2012. – 224 c.
  2. Брингхерст, Р. Основы стиля в типографике. – М.: Издатель Д. Аронов, 2006. - 432 c.
  3. Вол­чек В. Л. От­дел­ка по­ли­гра­фи­че­ской про­дук­ции. М., 1988
  4. Во­робь­ев Д. В., Ду­ба­сов А. И., Ле­бе­дев Ю. М. Тех­но­ло­гия бро­шю­ро­воч­но-пе­ре­плет­ных про­цес­сов. М., 1989
  5. По­лян­ский Н. Н. Ос­но­вы по­ли­гра­фи­че­ско­го про­из­вод­ст­ва. М., 1991
  6. Лесин М. Полиграфическая промышленность и направления развития. - Полиграфия, 1998, № 6.

Электронные ресурсы

  1. Свиридов. А. В. Элементы внешнего оформления. [электронный ресурс] // COMPUART 2019 URL : https://compuart.ru/ (дата обращения: 27.05.19)
  2. Сретенцева Т.Е. Методическое руководство по изучению дисциплины "Полиграфические материалы" [электронный ресурс] //
    http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook1022/01/ (дата обращения: 05.06.19)

Антиплагиат