Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Понятие психосемантики рекламы

Содержание:

Введение

Роль и значение рекламы в современном обществе сложно определить, так как значение настолько огромно, что без рекламы сегодня ни обходиться ни один человек, которые ежедневно так или иначе сталкивается с рекламой в своей жизнедеятельности. Особенно роль рекламы огромна в сфере торговли и экономики. При помощи рекламы происходит манипулирование сознанием потребителя и под воздействием рекламы происходит убеждение потребителя купить тот или иной товар или воспользоваться той или иной услугой. Важным понятием в сфере использования рекламы как воздействия и убеждения на потребителя является понятие психосемантики.

Под психосемантикой понимается одна из основных отраслей, которая обуславливает воздействие рекламы на потребителя. Реклама в течение своего развития постоянно изменяется и совершенствуется. Если первоначально реклама использовалась как простое сообщение, то сейчас реклама оказывает мощнейшее психологическое влияние на потребителя.

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что сейчас реклама оказывает воздействие на бессознательное человека, оказывая стимулирование выработки условного рефлекса от обдумывания, до совершения покупки. Способы воздействия на потребителя изменялись и совершенствовались в течение длительного периода времени. Проблема воздействия рекламы с точки зрения психосематического подхода является новой и недостаточно изученной. В настоящий момент данная проблема является актуальной, так как реклама стала важной частью жизни современного общества.

Объект исследования – реклама с точки зрения психологического воздействия на потребителя.

Предмет исследования – особенности и специфика психосемантического воздействия рекламы на потребителя.

Цель курсовой работы – исследовать специфику раскрыть воздействия рекламы на сознательное и бессознательное человека и определить роль психосемантики в формировании рекламы.

Исходя из поставленной цели курсовой работы, задачами являются:

  1. охарактеризовать понятие и сущность рекламы;
  2. раскрыть когнитивный, эмоциональный и поведенческий компонент воздействия рекламы;
  3. описать мотивы использования рекламы;
  4. изучить понятие и сущность психосемантики;
  5. раскрыть психология звуков в рекламе;
  6. изучить семантику цвета;
  7. описать психологию формы;
  8. раскрыть технологию психосемантики и метод семантического дифференциала в рекламе.

Проблема использования методов психосемантического воздействия в рекламе изучалась в трудах Д.Б. Уотсона, Г. Мюнстерберга, А. Мануйлова. Одними из самых исследователей в сфере психологического воздействия рекламы, в которых применялись психосемантические методы были К.А. Агибалова и И.Ю. Агапова. В исследованиях К.А. Агибаловой при помощи психосематических методов были изучены особенности зависимости потребителей от рекламы.

При выполнении данного исследования были использованы следующие методы: анализ источников литературы, сопоставление различных данных, обобщение и логико-эвристический метод, методы сравнения и анализа, методы тестирования и математической обработки результатов и др.

Структура курсовой работы состоит из введения, основной части, заключения, списка использованных источников.

1. Роль психологии в процессе использования рекламы

1.1. Понятие и сущность рекламы

Термин «реклама» происходит от латинского слова «reklamare», что значит «откликаться», «возражать», «выражать неудовольствие». В английском языке термин «реклама» обозначен термином «advertising», что значит «уведомление» и толкуется как процесс, направленный на то, чтобы привлечь внимания потребителя к товару или услуге.[1]

Реклама – это платное, однонаправленное и неличное обращение, которое осуществляется через средства массовой информации и иные виды связи, процесс агитации в пользу какого-то товара или услуги.

Реклама представляет собой неличные формы коммуникаций, которые осуществляются посредством платных средств информационного распространения, с указанием источника.[2]

Реклама – это распространение сведений о лице, организации, произведении литературы и искусства и т.д. для сознания им популярности.[3]

Реклама представляет собой информацию о потребительских свойствах товара или услуг для последующей их реализации.[4]

Основная сущность рекламы в широком смысле заключается в осуществлении планомерного влияния на человеческую психику для того, чтобы вызвать у человека желание непреодолимого свойства приобрести или сохранить товар или услугу.

Таким образом, под рекламой следует понимать вид деятельности или продукция, которая произведена в результате этой деятельности, для того, чтобы решить задачи по сбыту путем распространения оплаченной ими информации, которая была сформирована так, чтобы оказать усиленное влияние на массовое или индивидуальное сознание, вызывая реакцию потребителей.

Следует отметить, что к определению термина «реклама» имеются подходы. В более узком смысле под рекламой следует понимать объявление в средствах массовой информации. С широкой точки зрения под рекламой следует понимать использование выставочных мероприятий, упаковки, семинаров, проспектов, каталогов, плакатов и т.д.[5]

Реклама выполнят ряд функций:

  1. реклама передает информацию о товаре или услуге, знакомит с товаром или услугой потребителей. При помощи рекламы происходит процесс передачи информации об заказчике рекламы, товаре или услуге, месте продажи товара или услуги, цене и т.п. Реклама выступает в качестве важного источника информации для потребителя.
  2. агитация потребителей в пользу конкретного товара или услуги. Данная функция заключена в оказании влияния на человеческую психику для того, чтобы вызвать у человека желание купить данный товар или воспользоваться услугой. При помощи рекламы решается задача покупки потребителем товара или услуги.

Реклама может иметь различия по типу использования:

  1. по способу воздействия на потребителя;
  2. по способу выражения;
  3. с точки зрения основных целей и задач;
  4. с точки зрения возможной обратной связи с потребителем рекламы.[6]

По способам воздействия реклама может быть рациональной и эмоциональной. При помощи рациональной (предметной) рекламы происходит процесс информирования, обращения к разуму потенциального потребителя. При помощи эмоциональной (ассоциативной) рекламы происходит процесс вызова воспоминаний, она наводит на мысль потребителя, обращается к чувствам потребителя, его эмоциям, подсознательному состоянию.[7]

По способу выражения реклама может разделяться на «жесткую» и «мягкую» рекламу. Особенность «жесткой» рекламы в том, что такая реклама схожа мерам стимулирования сбыта и в отдельных моментах их сопутствует. Особенность «мягкой» рекламы в том, что она имеет цель не только сообщить о товаре и его марке, но и создать вокруг данного товара положительную атмосферу.

С точки зрения основных целей и задач, реклама может быть имиджевой, стимулирующей, стабильности, внутрифирменной и др.

Имиджевая реклама представляет собой рекламу, которая направлена на процесс создания благоприятного образа товаропроизводителя у партнёров и потребителей. В имиджевой рекламе можно выделить надёжность, эффективность, благожелательность, стабильность.[8]

Стимулирующая реклама в основном направлена на процесс стимулирования потребительских потребностей в приобретении продукции.

Реклама стабильности в основном направлена на процесс информирования потребителей и партнёров о стабильности в результатах работы производителя, о его устойчивом положении.

Внутрифирменная реклама ориентирована на то, чтобы внушить сотрудникам веру в собственное производство, вызвать у них чувство тесной взаимосвязи с деятельность организации.

Увещевательная реклама представляет собой наиболее агрессивный тип рекламы, основной задачей которой является убеждение потребителя купить именно данный товар или услугу, а не товар или услуги конкурентов.

Сравнительная реклама представляет собой разновидность увещевательной рекламы, которая основана на сравнении рекламируемого товара или услуги с товарами конкурентов.[9]

Таким образом, реклама – это вид деятельности или продукция, которая произведена в результате этой деятельности, для того, чтобы решить задачи по сбыту путем распространения оплаченной ими информации, которая была сформирована так, чтобы оказать усиленное влияние на массовое или индивидуальное сознание, вызывая реакцию потребителей.

1.2. Когнитивный, эмоциональный и поведенческий компонент воздействия рекламы

Под когнитивностью следует понимать способность человека умственно воспринимать и перерабатывать внешнюю информацию.

Когнитивный компонент воздействия рекламы связан с тем, каким образом рекламная информация может восприниматься человеком. Процесс изучения когнитивного компонента воздействия рекламы подразумевает проведение анализа отдельных процессов переработки информации, таких, как процессы ощущения и восприятия, памяти, представления и воображения, мышления и речи, и др.[10]

В рекламе в основном применяются зрительные и слуховые ощущения и восприятия. Хотя в отдельных случаях реклама основана на других видах ощущений.

Эмоции – это психические процессы, посредством которых человек может переживать свое отношение к различным явлениям окружающей действительности. Посредством эмоций человек получает свое субъективное отражение различных состояний человеческого организма.[11]

Эмоциональный компонент рекламного воздействия может определять эмоциональное отношение к объекту рекламы: можно ли к нему относится субъект с симпатией, антипатией, нейтрально или противоречиво.

Процесс исследования психологических аспектов рекламы подразумевает проведение анализа сторон рекламы, которые могут вызывать у человека отношение с эмоциональной точки зрения к рекламе и к товару, которое формирует в итоге желание или нежелание приобрести товар.

Эмоциональная память несколько сильнее, нежели другие виды памяти, она оказывает воздействие на процесс принятия решения, т.е. на покупательское поведение. Симпатия к товару пропорциональна симпатии к рекламе.

Между когнитивным и эмоциональным компонентами может возникать противоречие, которого не должно быть. Иначе реклама может оказаться неэффективной с психологической точки зрения.

Поведенческий компонент рекламного воздействия предполагает проведение анализа поступков человека, которые определяются его покупательским поведением под влиянием рекламы. Поведенческий компонент состоит из осознанного поведения и поведения, основанного на бессознательном, неосознаваемом уровне. На осознаваемом уровне в покупательском поведении могут проявляться мотивации, потребности, воля человека. На неосознаваемом уровне могут проявляться установки и интуиция человека.[12]

Потребители, в основном не хотят признавать, что их действия в границах покупательского поведения является результатом влияния рекламы на их психику, воздействия в различной форме, включая даже целенаправленное программирование. Однако на определенных этапах чаще всего это происходит спонтанно, реклама может сделать многое. Реклама может не только давать новые потребности в товарах, но может сформировать куда более сложные психические образования. Поэтому очень важно хорошо осознавать не только положительные, полезные стороны рекламы, но и опасности, которые она таит в себе.

1.3. Мотивы использования рекламы

Интерес к рекламе посредством произвольного внимания может возникать у человека тогда, когда в рекламном обращении имеется информация о том, как может человека при помощи рекламируемого товара или услуги удовлетворить разные свои потребности. Посредством рекламы должны учитываться определенные мотивы, которыми руководствуются потребители.[13]

Мотив – это внутреннее психологическое состояние, которое движется личностью. В основе мотива заложена цель, достичь которого можно при удовлетворении различных потребностей. При планировании и подготовке рекламы следует изучать мотивацию потребителей, для того, чтобы в рекламе пообещать им удовлетворить именно те потребности, которые есть у них здесь и сейчас.[14]

Мотивы, учитывающиеся в рекламных обращениях, условно разделяют на группы: рациональные, эмоциональные и социально-нравственные. В одном рекламном обращении могут быть использованы несколько мотивов.

Под рациональными мотивами подразумевается процесс достижения отдельных материальных, предметных, физических целей, которое может быть, при условии если человек приобретет рекламируемый товар или воспользуется той или иной услугой. К рациональным мотивам следует отнести:

  1. мотив прибыльности (экономический), который основан на желании человека стать богаче или сберечь материальные средства. Данный мотив рассчитан на использование акцента на низкие цены, на скидки, на обещание высоких процентов по банковским вкладам, на обещание подарков и т.д.
  2. мотив высоких функциональных качеств, который основан на желании потребителей получить товар или услугу наиболее высокого качества и желании удовлетворить свои потребности самым наилучшим образом. Данный мотив выражен в наличии в рекламе информации о том, что товар или услуга имеют отличные характеристики, которые в совершенстве могут выполнить то, для чего они предназначены.
  3. мотив здоровья, который основан на желании потребителей быть здоровыми, вести здоровый образ жизни, излечиться от разных болезней. Данный мотив может использоваться в рекламе лекарств, пищевых добавок, диетических продуктов, спортивного питания и спортивного инвентаря и т.д.
  4. мотив надежности и гарантий, который основан на желании потребителей избегать риска, опасности, непредсказуемости.
  5. мотив удобства и дополнительных преимуществ, который основан на стремлении потребителей получить больше за те же деньги, а также на желании использовать те или иные товары универсально, для достижения нескольких целей.[15]

Эмоциональные мотивы основаны на стремлении потребителей избавиться от отрицательных переживаний и получить положительные эмоции с помощью рекламируемого товара или услуги:

  1. мотив страха, который может быть использован в рекламе противоугонных средств, товаров, которые связаны с личной гигиеной, рекламы средств самообороны, лекарств.
  2. мотив значимости, самореализации, личного престижа, который основан на желании потребителя получить признание окружающих, повысить свой социальный статус, уважать себя.
  3. мотив свободы, который основан на стремлении потребителя быть независимым от окружающих его обстоятельств, быть самостоятельным.
  4. мотив любви, дружбы, отношений между близкими людьми.
  5. мотив сексуальной привлекательности, явный или скрытый намек на то, что связано с сексом или сексуальными отношениями.
  6. мотив открытия основан на любопытстве и стремлении к новизне у потребителя.
  7. мотив юмора, который часто может быть совмещен с игровыми приемами подачи как словесной, так и изобразительной информации.[16]

Таким образом, мотив – это внутреннее психологическое состояние, которое движется личностью. В основе мотива заложена цель, достичь которого можно при удовлетворении различных потребностей. При планировании и подготовке рекламы следует изучать мотивацию потребителей, для того, чтобы в рекламе пообещать им удовлетворить именно те потребности, которые есть у них здесь и сейчас. Мотивы, учитывающиеся в рекламных обращениях, условно разделяют на группы: рациональные, эмоциональные и социально-нравственные. В одном рекламном обращении могут быть использованы несколько мотивов.

2. Психосемантический подход и его влияние на эффективность рекламы

2.1. Понятие и сущность психосемантики

Понятие «психосемантика» произошло от греческого слова «semantikos», что значит «обозначающий». Психосемантика – это область психологии, изучающая генезис, общее строение и функционирование системы значений в индивидуальном, опосредствующей процессы мышления, восприятия, памяти, принятия решений и др.[17]

Основы психосемантики выражают общепсихологические и дифференциально-психологические аспекты каждого протекающего процесса категоризации. Основной задачей психосемантики является реконструкция системы общих, или детальных представлений о мире у каждого человека за счет осуществления реконструкции личностных смыслов и индивидуальных значений.

В качестве предмета психосемантики выступает процесс моделирования структур значений для осуществления репрезентации опыта в сознании. Чтобы построить такие модели следует априорное постулирование семантического пространства, организованное аналогично метрическим пространствам. Применение их позволяет решить основные задачи:

  1. осуществление связи между исследуемыми и прочими значениями;
  2. выделение среди имеющихся связей наиболее существенных и значимых;
  3. интерпретация полученных результатов на основы полученных связей отношения испытуемого субъекта к исследуемому значению;
  4. обобщить все полученные результаты и предложить модель сложившейся структуры субъективного опыта таким образом, чтобы смоделированная структура могла быть использована для решения различных задач.[18]

Основными методами психосемантики являются:

    • описание слов или графического изображения ситуаций, состояний, отношений;
    • сравнение (различений) стимулов;
    • субъективное шкалирование;
    • формирование понятий;
    • личностное конструирование;
    • определение понятия;
    • семантические дифференциалы;
    • ассоциативные эксперименты;
    • опосредствованное исследование значений;
    • семантические радикалы;
    • контекстная и семантическая реконструкция и конструирование;
    • микросемантический анализ;
    • методы классификации;
    • методы, формирующие и обучающие психосемантические эксперименты;
    • методы сравнения и трансляции семантических описаний при обучении;
    • лонгитюдные психосемантические эксперименты.[19]

В психосемантике особая роль отведена понятию категоризации. Категоризация – это процесс отнесения в ту или иную категорию, чем человек занимается практически все свое сознательное и бессознательное время. Сущность категоризации заложена в процессе приписывания разным вещам и явлениям эквивалентности, объединения предметов, ситуаций и людей в классы и реагирование на них в соответствии с тем классом, что человек им приписывает.[20]

Таким образом, психосемантика – это область психологии, изучающая генезис, общее строение и функционирование системы значений в индивидуальном, опосредствующей процессы мышления, восприятия, памяти, принятия решений и др. Основы психосемантики выражают общепсихологические и дифференциально-психологические аспекты каждого протекающего процесса категоризации. Основной задачей психосемантики является реконструкция системы общих, или детальных представлений о мире у каждого человека за счет осуществления реконструкции личностных смыслов и индивидуальных значений.

2.2. Психология звуков в рекламе

Для рекламы особо значимыми являются такие средства музыкальной выразительности, как мелодия, ритм, лад, темп, гармония, регистр, тембр и другие, каждый из которых может обладать потенциальными возможностями в процессе передачи смысла музыкального текста.

Звуковые эффекты, которые используются в рекламе способствуют окунуться в атмосферу, которую предполагает создать автор. Это необходимо для того, чтобы потребитель почувствовал свое участие в том либо ином проекте, чтобы не был оторванным от всего происходящего.[21]

Имеют место основные виды звукового эффекта, имеющие разные цели. Во-первых, это эффект, которые создает сознание присутствия. Такие звуки могут быть использованы для имитировании событий, которые происходят в рекламном ролике. Но применяя такие эффекты в большом количестве, потребитель может не услышать главного героя, или не уловить основной смысл рекламы. Во-вторых, могут быть использованы звуки, имеющие определенное символизирующее значение. Они могут быть использованы в качестве торгового знака, для увеличения узнаваемости торговой марки. Но при выборе звуковых эффектов необходимо иметь ввиду, что они имеют разное значение в разных странах.[22]

Звуковые эффекты могут быть использованы для определенного рекламного ролика, а также могут быть взяты из определенной базы студии звукозаписи.

Наличие звуковых эффектов оказывает положительное влияние на потребителя. Если потребитель положительно относился и к предыдущим достижениям той или иной торговой марки, то он положительно отнесется и к новой продукции.

В рекламе могут быть использованы как обычные, так и объемные звуки, к примеру звук эхо. При помощи звука эхо можно сделать эффект присутствия в пространстве, и наоборот, если обстановка в рекламе романтического характера, то с помощью оборудования звук можно сделать более мягким и приятным для потребительского восприятия.

Потребитель лучше запоминает список слов, который предъявлен на слух, прочитанный или записанный на пленку и воспроизведенный, чем тот, который они видят в изображении. Потребителя легче всего убедить в достоинствах нового товара, если сделать это при помощи слов. Потребителю нравится больше, и он готов больше покупать, чем в тех случаях, когда словесные обращения сопровождены показом картинок.

Данный эффект можно объяснить физиологическими особенностями восприятия. Ухо реагирует намного быстрее, нежели глаз. Человеческий мозг может воспринять произнесенное слово за 140 миллисекунд, а на понимание печатного слова требуется 180 миллисекунд. Разница в 40 миллисекунд тратится мозгом на то, чтобы перевести зрительное изображение в слуховое, которое мозг может воспринять.[23]

Зрительный образ – это картина или печатные слова затухает менее, чем за 1 секунду, если человеческий мозг не предпринимает специальных усилий для того, чтобы запомнить суть увиденного. Слуховое восприятие длится в 45 раз дольше. Поэтому слушать рекламное сообщение более эффективно, нежели читать его. Во-первых, произнесенное слово дольше хранится в человеческом мозге, позволяя лучше следить за мыслью. Во-вторых, голосовой тембр придает словам эмоциональность, которая не достигается ни каким изображением.[24]

В разных странах применение в рекламе мужского или женского голоса является разным. Мужской голос можно считать более внушающим, выразительным и запоминающимся, а женский голос можно считать одобряющим, успокаивающим, манящим.

В отличие от визуальной рекламы звуковая реклама имеет эффект неотступности, так как человек вынужден слушать ее, ожидая транспорт на остановке, совершая покупки в магазине и т.д., и перестает слышать ее, тогда, когда покидает зону воспроизведения. Поэтому рекламодатели стремятся расширить сеть вещания.

Таким образом, звуковая реклама имеет ряд преимуществ в сравнении с другими технологиями рекламы:

  • захват человеческого внимания на более длительное время с равнении с визуальной рекламой позволяет передать более информативное сообщение;
  • возможность использовать одно и то же оборудование для оповещения о нестандартных или чрезвычайных ситуациях;
  • звуковая реклама имеет эффект в местах, где проходит большой человеческий поток: на улице, в место, в общественном транспорте, в крупных торговых центрах.[25]

Таким образом, можно сказать, что звуки в рекламе и, в особенности, в радиорекламе играют основную роль в процессе привлечения и удержания внимания аудитории, формирования образа у слушателей. Радиореклама обладает как достоинствами, так и недостатками, и представляет собой широкую сферу для применения психологии звуков с целью создания эффективного воздействия.

2.3. Семантика цвета

Цвет является неотъемлемым атрибутом человеческой жизни. В природе не существует неокрашенных объектов и не существует ни одного оттенка цвета, который бы не вызывал эмоционального отклика. Издревле человек предпринимал попытки получить оказывать влияние на способность цвета влиять на его душевное состояние. Данный перечень потенциальных семантических признаков (значений) цветов представляет собой попытку объяснить цвет как психологический феномен путем систематизации мнений различных авторов.[26]

Цвет являет загадочным феноменом. Цвет сопровождает человека везде. Даже во сне, когда человек спит и у него закрыты глаза, человек не перестает видеть цвета. Человек живет не только в цветном, но и в предметном мире. И предметность для человека обычно намного важнее, нежели цветность. Это можно в том, что человек видит не просто цвета, а предметы, которые окрашены в цвета.[27]

Вместе с тем мир цвета для человека не менее важен, нежели мир предметов, по той причине, что мир доступен человеческому восприятию зрением только в форме цветных плоскостей различной яркости.

Цвет имеет значение для эффективной рекламы. Оттенки цвета бросают вызов человеку, призывая его к действию. Оттенки освещения вызывают у человека разные настроения. Сочетание разных осветительных элементов должно обеспечить такую игру света и тени, чтобы способствовать показу товара в более выгодном свете, и наоборот, ослабить восприятие наименее эффективных его атрибутов.[28]

Занимаясь подготовкой плаката, буклета или другой печатной рекламы, очень важно хорошо продумать дизайн: правильно расположить текст, найти эффектную картинку и выбрать ту цветовую гамму, на фоне которой реклама товара будет восприниматься наилучшим образом.

Цвет определенным образом оказывает влияние на процесс восприятия человеком веса тела, температуры помещения и оценку удаленности объекта.

К примеру, красный, желтый, оранжевый цвета визуально приближают предмет, увеличивая его объем и как бы «подогревая» его. Такие цвета как голубой, синий, фиолетовый, черный визуально отдаляют объект, уменьшают и «охлаждают» его. Поэтому, выбирая тот или иной цвет для рекламы товара, необходимо оценить его с точки зрения этих параметров.

Восприятие цвета зависит от эмоционального состояния человека. Именно этим можно объяснить, что человек, в зависимости от своего эмоционального состояния, расположен к одним цветам, равнодушен к другим и не приемлет третьи. Восприятие цвета у человека было сформировано в результате образа жизни и взаимодействия с окружающей средой на протяжении длительного периода исторического развития.

Отношение к цвету определялось характером жизнедеятельности многих поколений, обретая устойчивость, а любое проявление жизнедеятельности, в свою очередь, всегда сопровождалось тем или иным эмоциональным состоянием. Поэтому и отношение к цвету всегда было и остается эмоциональным.[29]

Цвет не только вызывает соответствующую реакцию человека в зависимости от его эмоционального состояния, но и определенным образом формирует его эмоции. Разные цвета оказывают разное влияние с точки зрения семантики на потребителя.

Красный цвет настраивает человека на решительность, может вызвать у человека сильное желание на совершение того или иного поступка и сделать энергичное усилие и купить рекламируемый товар. Красный цвет может быстро привлечь к себе внимание, зафиксировать взгляд на предмете рекламы. Семантика красного цвета заключается в девизе «внимание, не проходите мимо, действуйте ради действия: дерзко, необдуманно, поддайтесь первым чувствам». Помимо этого, красный цвет обладает и определенным сексуальным зарядом. Это особенно важно для того, на кого направлена реклама.[30]

Но в то же время использование красного цвета нужно в меру, чрезмерное использование красного цвета может вызвать у потребителя агрессивность и раздражительность.

Оранжевый цвет помогает вызвать прилив жизненных сил, дает необходимый объем оптимизма. Оранжевый цвет лучше всего применять в рекламе лекарств, детских товаров, а также услуг в сфере здравоохранения и образования. Оранжевый цвет способствует прибавлению активности, но при этом дает ощущение внутреннего равновесия и душевной гармонии.

Желтый цвет настраивает потребителя на коммуникабельность. Желтый цвет это цвет открытости и общительности, он помогает придать уравновешенность эмоциям, обрести внутреннее спокойствие, снизить душевное волнение. Желтый цвет будет удачен в рекламе детских товаров, услуг туристических фирм, а также рекламных и PR-агентств.[31]

Зеленый цвет все смягчает, снимает остроту переживаний. Зеленый цвет оказывает целительное, расслабляющее действие. Использование данного цвета будет уместно и эффективно в рекламе лекарств, аптек и стоматологических организаций, ветеринарных лечебниц, центров здоровья и охраны окружающей среды.

Розовый цвет является прекрасным помощником в сфере личных отношений, так как он усиливает чувства, делает человека более внимательным, ласковым и чутким. Данный цвет можно использовать в рекламе парфюмерии, товаров для женщин и детей, свадебных агентств и др.[32]

Голубой цвет настраивает на область чувств, но более возвышенных, скорее платонических, чем приземленных. Голубой цвет является символом дружеской привязанности, душевного родства. Данный цвет это цвет мира и всеобщей гармонии, так как он дает возможность почувствовать незримую связь со Вселенной и может придать предмету целостный вид, а вопросу или делу глобальность и благоприятный исход.

Синий цвет помогает сконцентрировать внимание на самом необходимом. Синий цвет способен привлечь к себе внимание и, в отличие от красного цвета, никогда не будет вызывать отрицательных эмоций.

Фиолетовый цвет – это цвет внутренней сосредоточенности. Данный цвет способствует внутреннему углублению, так как он помогает абстрагироваться от ненужного в данный момент времени и сконцентрироваться на основном. Фиолетовый цвет отлично стимулирует работу человеческого мозга и помогает решению задачи творчества и развития.[33]

Черный цвет – это цвет самопогружения, так как он помогает от всего отгородиться, замкнуться и сконцентрироваться на решении поставленной цели и задачи. Черный цвет может настроить на меланхолию и уныние. В черном цвете приходит ощущение одиночества и изоляции от окружающего мира. Именно поэтому черный цвет в рекламе лучше не применять.

Белый цвет – это цвет полной открытости, готовности воспринимать мир во всем его многообразии. А еще белый цвет хорош тем, что не несет никаких неприятных ощущений. Использование белого цвета в рекламе может сформировать эффект нейтральности, когда потребителю рекламы просто сообщается информация о товаре, без установления каких-либо акцентов и приоритетов.[34]

Таким образом, цвет является неотъемлемым атрибутом человеческой жизни. В природе не существует неокрашенных объектов и не существует ни одного оттенка цвета, который бы не вызывал эмоционального отклика. Издревле человек предпринимал попытки получить оказывать влияние на способность цвета влиять на его душевное состояние.

Цвет определенным образом оказывает влияние на процесс восприятия человеком веса тела, температуры помещения и оценку удаленности объекта. К примеру, красный, желтый, оранжевый цвета визуально приближают предмет, увеличивая его объем и как бы «подогревая» его. Такие цвета как голубой, синий, фиолетовый, черный визуально отдаляют объект, уменьшают и «охлаждают» его. Поэтому, выбирая тот или иной цвет для рекламы товара, необходимо оценить его с точки зрения этих параметров.

2.4. Психология формы

Форма, также как и цвет, оказывает эмоциональное воздействие на человека. Форма экрана, на котором расположен объект, определенным образом организует процесс поиска на нем слабозаметных сигналов, организующим влиянием обладает и форма изобразительной поверхности.

Квадратная, прямоугольная, круглая, овальная, треугольная плоскости по-разному распределяют внимание зрителя. Простые геометрические формы быстрее воспринимаются зрителем и лучше запоминаются в сравнении со сложными неправильными формами.[35]

Эффективным способом привлечения внимания является выделение по какому-нибудь признаку одного элемента среди других. К примеру, наиболее выступающий угол четырехугольника становится независимо от его пространственного положения местом концентрации внимания. Даже непредметная форма может привлечь внимание и произвести сильное впечатление.

Определенное влияние на восприятие информации оказывают формы линий. Вертикальные или горизонтальные прямые линии ассоциируются со спокойствием, ясностью и даже солидарностью, а изогнутые линии с изяществом и непринужденностью. Но это справедливо в определенных условиях, к примеру, чем чаще горизонтальные или вертикальные линии и чем контрастнее цвета, выбранные для изображения, тем более неприятные ощущения они производят. Эти особенности проявляются также, если зритель находится в стрессовом состоянии.[36]

Разные формы и цвета вызывают у человека определённые эмоции. Обыкновенные геометрические формы, такие как овал и квадрат, намного быстрее воспринимаются и лучше запоминаются, нежели сложные, неправильные.

Формы линий оказывают влияние на скорость и качество восприятия информации. Горизонтальные и вертикальные линии чаще всего могут вызывать ассоциации со спокойствием и ясностью, а изогнутые линии изяществом и непринуждённостью. Следует отметить, что часто при разработке логотипа или знака могут использоваться несколько геометрических форм.[37]

Круг является одной из распространённых геометрических форм. Круг не имеет ни начала, ни конца, ни ориентировки, ни направления, поэтому круг может ассоциироваться с бесконечностью и с завершённостью. Круг с обозначенным центром может символизировать солнечную систему, в которой центр является солнцем.

Эллипс символизирует инволюцию и эволюцию. Незначительно наклонённый эллипс может ассоциироваться с динамикой, напором, стремлением вперёд и инновациями. Эллипс довольно часто используется дизайнерами в сфере рекламы.

Квадрат – это символ упорядочивания и комбинации 4-х четырёх разных элементов, к примеру времен года. Помимо этого квадрат может символизировать простоту, а также прочность и стабильность. Квадрат часто используется в логотипах крупных компаний.

Треугольник является одной из наиболее универсальных и распространённых форм. Треугольник, который обращен вершиной вверх, носит название солнечным и символизирует жизнь, огонь, пламя и жару. Равносторонний треугольник символизирует мужской знак, солнечный символ, который выражает стремление, гармонию и власть. Перевернутый треугольник символизирует женский и лунный символы, выражает воду, плодовитость и божественную милость. Помимо этого пересекающиеся треугольники образуют гексаграмму и могут ассоциироваться с синтезом противоположностей.[38]

Прямоугольник всегда был и остаётся излюбленной геометрической формой человека. Данная форма символизирует надёжность и рациональность. Прямоугольник часто можно встретить в качестве составной части большего числа логотипов, что подчёркивает его универсальность.

Гексагон – это правильный шестиугольник. Данную геометрическую форму можно встретить в природе: пчелиные соты, строение некоторых сложных молекул и т.д. Кроме того, гексаграмма это символ иудаизма. С точки зрения психологии правильный шестиугольник ассоциируется с красотой, гармонией, изобилием и свободой.[39]

Таким образом, форма, также как и цвет, оказывает эмоциональное воздействие на человека. Форма экрана, на котором расположен объект, определенным образом организует процесс поиска на нем слабозаметных сигналов, организующим влиянием обладает и форма изобразительной поверхности.

Квадратная, прямоугольная, круглая, овальная, треугольная плоскости по-разному распределяют внимание зрителя. Простые геометрические формы быстрее воспринимаются зрителем и лучше запоминаются в сравнении со сложными неправильными формами.

2.5. Технологии психосемантики и метод семантического дифференциала в рекламе

Психологическая эффективность является важным условием успешности рекламы. Психологическая эффективность представляет собой критерий, который свидетельствует о том, как успешно реклама оказывает воздействие на потребительское сознание и, в итоге, на готовность потребителя приобретать рекламируемый товар или услугу.

Чтобы создать эффективную рекламу следует учитывать требования. Во-первых, реклама не должна вызывать негативные эмоции, которые могут быть перенесены потребителем на рекламируемый продукт. Во-вторых, предлагаемый рекламой образ продукта (включающий рациональные и эмоциональные характеристики) должен соответствовать потребительским ожиданиям.[40]

Таким образом, в процессе создания рекламы появляются задачи по осуществлению научно обоснованного поиска оптимальные ее составляющих.

Данные задачи могут быть решены при помощи качественных (фокус-группа) или количественных (формализованное или полуформализованное интервью) методов.

Человеческое поведение может быть определено его социальными установками, которые включают компоненты – когнитивный (знания об объекте), аффективный (чувства, эмоции по отношению к объекту) и поведенческий (собственно действия по отношению к объекту).

Решение обозначенной выше проблемы предлагает психосемантика, в рамках которой разработан ряд исследовательских методов, позволяющих получить информацию с аффективного уровня социальной установки. Среди них наибольшей популярностью обладает Метод семантического дифференциала, который был предложен Ч. Осгудом в 1957 году.[41]

В своих разработках Ч. Осгуд исходил из следующих положений. Во-первых, любой объект окружающей среды можно описать двумя типами признаков – денотативными и коннотативными.

Денотативные признаки показывают прямые, объективно существующие характеристики, которые независимы от субъектного восприятия. Коннотативные признаки не являются как объективные свойства, а могут возникать по причине переноса свойств, которые присущи одному объекту, на другой объект. Используемые субъектом коннотативные признаки выражают его отношение к объекту.

Во-вторых, мышление человека основано на явлении синестезии, как возникновении одних ощущений под влиянием других ощущений. Под влиянием звуков или запахов в человеческом сознании появляются определенные зрительные картины. Явление синестезии выражено в процесс использования человеком коннотативных признаков и присутствует в каждом языке, причем определение коннотативных признаков, в основном едина в рамках одного языка, но может различаться в разных языках.[42]

Метод, предложенный Ч. Осгудом, помогает определить отношение человека к объекту и найти основные факторы, которые определяют отношение исследуемой группы, поместив объект в систему его признаков.

Реализация данного метода подразумевает использование несколько этапов. На первом этапе исследователь разрабатывает систему полярных шкал, которые состоят из пар антонимичных прилагательных, описывающих объект. Под классическим семантическим дифференциалом имеется ввиду использование прилагательных, соответствующих коннотативным признакам объекта. Часто применяются и денотативные признаки, которые выражаются словосочетаниями, описывающими ожидания респондента от объекта исследования.

Существуют также разные варианты невербального семантического дифференциала, в котором вместо прилагательных используются различные изображения (острые или тупые углы, прямые или ломаные линии, веселые или грустные лица и т.д.). Но оценка данных, которые получены таким способом, значительно осложнена.[43]

При подборе прилагательных важно избежать исследовательского субъективизма. Поэтому на первом этапе желательно провести 20-30 неформализованных интервью с независимыми людьми, задавая им вопросы типа «какими прилагательными Вы могли бы описать данный объект?».

На втором этапе респондентам предъявляются объекты и шкалы для их оценки. Каждый объект должен быть оценен по всем шкалам. Предполагается, что, взглянув на объект, респондент способен соотнести свои ощущения со всеми предложенными ему шкалами.

Размер выборки исследования зависит от исследовательских задач. Учитывая, что данным методом изучаются не респонденты, а оценки объекта, выставляемые по большому количеству шкал, в результате получается довольно большая матрица данных. Поэтому, как правило, достаточно ограничиться выборкой в 40-50 респондентов.

Третий этап – аналитический. Метод семантического дифференциала позволяет использовать разнообразные способы анализа, при выборе которых исследователю также следует исходить из поставленных перед ним задач. Среди наиболее часто используемых методов выделяются:

  • анализ средних величин (мода, медиана, среднее арифметическое), который помогает найти усредненные оценки объектов по шкалам и таким образом сравнить объекты между собой;
  • кластерный анализ, который позволяет объединять респондентов, шкалы или исследуемые объекты в максимально однородные внутри и при этом максимально удаленные друг от друга группы. Чаще всего кластерный анализ применяется при изучении различий в восприятии объектов различными группами респондентов;
  • факторный анализ, который позволяет выявить и построить типологию глубинных факторов, определяющих восприятие объекта человеком.[44]

Эти факторы включают в себя максимально кореллирующие между собой шкалы. Поэтому факторный анализ позволяет понять, какие из оцениваемых исследователем признаков наиболее важны для потребителя при выборе продукции.

В маркетинговых исследованиях этот анализ применяется для выявления факторов, влияющих на выбор различной продукции, и сравнения между собой конкурирующих продуктов. После выделения факторов исследователь строит семантическое пространство - систему координат, осями которой являются наиболее сильные факторы. В это пространство исследователь помещает оцениваемые объекты, сравнивая их между собой.

При разработке рекламы какого-либо конкретного продукта вам необходимо:

  • обнаружить основные факторы, которые влияют на оценку и выбор продукции подобного рода;
  • понять ожидания целевой аудитории от «идеального» продукта и оценить, каким из этих ожиданий соответствует продвигаемый продукт, а каким нет. Также следует сравнить продвигаемый продукт с продукцией конкурентов, оценить его конкурентные преимущества и недостатки;
  • выбрать группу, ожиданиям которой продвигаемый продукт больше всего соответствует (т.е. целевую аудиторию);
  • определить оптимальные способы рекламирования. Здесь необходимо понять, какие средства рекламы наиболее полно охватывают целевую аудиторию и какие содержательные элементы рекламы будут максимально благоприятно восприниматься целевой аудиторией. Первая задача решается без помощи психосемантики, а при решении второй без нее не обойтись.[45]

После решения данных задач можно приступать к разработке рекламного сообщения. Разработав несколько различных рекламных сообщений, необходимо понять, действительно ли они благоприятно воспринимаются целевой аудиторией и формируют ли они образ продукта, соответствующий благоприятным ожиданиям целевой аудитории. Для этого рекламные сообщения необходимо протестировать. Посмотрим, каким образом эти задачи можно выполнить с помощью метода семантического дифференциала.

Для начала выявим основные факторы оценки продукта потребителями, ожидания от этого продукта, оценим, насколько продукт соответствует ожиданиям потребителей, и выделим целевую группу потребителей. Для этого нам надо будет собрать информацию один раз, поэтому они объединены.

Первый шаг – разработка 15-20 оценочных шкал, для чего необходимо провести 20 неформализованных интервью. Второй шаг – оценка группой респондентов по этим шкалам продвигаемой продукции, продукции основных конкурентов и «идеальной» продукции. Так как одной из планируемых задач является выделение целевой группы, количество респондентов должно быть достаточно велико и разнородно по социально-демографическим и социально-экономическим показателям. Оцениваемых объектов не должно быть слишком много, их обилие затруднит оценку.[46]

Собрав и обработав информацию, можно приступать к ее анализу. Для начала рассчитаем средние значения для каждого продукта по всем шкалам.

Среднее арифметическое (сумма всех оценок, поделенная на их количество) покажет нам среднюю оценку продукта в группе. Расчет моды позволит понять, какие оценки выставлялись чаще всего. Рассчитав средние значения, мы можем сравнить оцениваемые объекты между собой и понять, какие из них оцениваются лучше или хуже по каждой шкале. Сравнение объектов с «идеалом» даст информацию о том, насколько они соответствуют ожиданиям потребителей.

При помощи факторного анализа мы сможем выявить латентные факторы оценки объектов потребителями и узнать, какие из них более влиятельны. На основе выделенных факторов построим семантическое пространство восприятия объектов. Анализ положения объектов в этом пространстве позволит оценить, насколько они соответствуют выделенным исследователем факторам. При этом «идеальный» продукт будет приближен к верхнему правому углу пространства, так как в силу своей «идеальности» он будет максимально соответствовать выявленным факторам оценки.[47]

Положение «идеального» продукта в системе координат семантического пространства показывает ожидания респондентов. Положение остальных объектов демонстрирует, насколько они соответствуют ожиданиям потребителей. Анализ их положения позволяет сделать выводы о том, как сильно они отличаются от «идеала» и каковы их различия между собой.

Для выбора целевой аудитории потребителей, т.е. группы, максимально положительно оценивающей продвигаемую продукцию, требуется проведение кластерного анализа. Он позволит разбить респондентов на группы в зависимости от их оценок продвигаемого продукта. После кластеризации респондентов следует понять их состав - проанализировать их социально-демографические и социально-экономические характеристики.[48]

Теперь перейдем к исследованию рекламы. При решении задач этого типа первым шагом является выбор способа передачи рекламного сообщения – телевизионный ролик, реклама в прессе, наружная реклама, реклама на радио и т.д. Вслед за этим необходимо отобрать 5-6 разнородных образцов рекламы продукции, подобной той, которую мы собираемся продвигать. Каждый образец необходимо проанализировать, выделив его составные части – цвет, текст, коммуникатор, тема и т.д.

Следующий этап – подбор шкал для тестирования по уже описанной выше технологии, таким образом, чтобы имелась возможность оценить как рекламу в целом, так и каждый ее конкретный элемент по отдельности. Например, «цвета подобраны неудачно – цвета подобраны удачно», «неудовлетворительный размер рекламируемого продукта – оптимальный размер рекламируемого продукта» и т.д.

Сбор информации в данном случае должен осуществляться в однородной группе – целевой аудитории, которая была определена ранее, так как реклама предназначена именно для нее. Решаемые задачи позволяют проводить исследование на группе в 40-50 человек.

При анализе информации расчет средних величин по шкалам позволит, сравнив отношение респондентов к каждой рекламе и к ее составным элементам, выбрать среди них наиболее удачные. Факторный анализ позволит понять, какие из составных элементов рекламы сильнее всего влияют на отношение к ней.

На основе полученной информации разработаем несколько вариантов рекламных сообщений. Следующий этап, на котором понадобится проведение исследования – тестирование рекламных сообщений. Здесь исследователь должен оценить, какое рекламное сообщение наиболее лояльно воспринимается целевой аудиторией и соответствует ли формируемый рекламой имидж рекламируемого продукта ожиданиям целевой аудитории. Техника исследования и анализа на данном этапе схожа с техниками, применявшимися на предыдущих этапах. Здесь исследование проводится также на группе в 40-50 человек, в которую входят представители целевой аудитории рекламируемого продукта. Оценке одновременно подвергаются рекламные объявления и образ рекламируемого продукта. В результате отбирается объявление, которое, во-первых, наиболее лояльно воспринимается целевой аудиторией и, во-вторых, создает образ продукта, максимально приближенный к идеалу.[49]

Таким образом, методы исследований, разработанные в психосемантике, позволяют получить глубокую информацию об потребительских оценках и поведенческих потребительских мотивах. Анализ информации, которая получена с применением психосемантических методов, является сложным. Психосемантика на все свои преимущества не позволяет собрать всю необходимую исследователю информацию. Поэтому в отдельных случаях исследования методом семантического дифференциала следует дополнять другими исследованиями.

Заключение

Реклама – это вид деятельности или продукция, которая произведена в результате этой деятельности, для того, чтобы решить задачи по сбыту путем распространения оплаченной ими информации, которая была сформирована так, чтобы оказать усиленное влияние на массовое или индивидуальное сознание, вызывая реакцию потребителей.

При планировании и подготовке рекламы следует изучать мотивацию потребителей, для того, чтобы в рекламе пообещать им удовлетворить именно те потребности, которые есть у них здесь и сейчас. Мотивы, учитывающиеся в рекламных обращениях, условно разделяют на группы: рациональные, эмоциональные и социально-нравственные. В одном рекламном обращении могут быть использованы несколько мотивов.

Психосемантика – это область психологии, изучающая генезис, общее строение и функционирование системы значений в индивидуальном, опосредствующей процессы мышления, восприятия, памяти, принятия решений и др. Основы психосемантики выражают общепсихологические и дифференциально-психологические аспекты каждого протекающего процесса категоризации. Основной задачей психосемантики является реконструкция системы общих, или детальных представлений о мире у каждого человека за счет осуществления реконструкции личностных смыслов и индивидуальных значений.

Звуки в рекламе и, в особенности, в радиорекламе играют основную роль в процессе привлечения и удержания внимания аудитории, формирования образа у слушателей. Радиореклама обладает как достоинствами, так и недостатками, и представляет собой широкую сферу для применения психологии звуков с целью создания эффективного воздействия.

Цвет является неотъемлемым атрибутом человеческой жизни. В природе не существует неокрашенных объектов и не существует ни одного оттенка цвета, который бы не вызывал эмоционального отклика. Издревле человек предпринимал попытки получить оказывать влияние на способность цвета влиять на его душевное состояние. Цвет определенным образом оказывает влияние на процесс восприятия человеком веса тела, температуры помещения и оценку удаленности объекта. К примеру, красный, желтый, оранжевый цвета визуально приближают предмет, увеличивая его объем и как бы «подогревая» его. Такие цвета как голубой, синий, фиолетовый, черный визуально отдаляют объект, уменьшают и «охлаждают» его. Поэтому, выбирая тот или иной цвет для рекламы товара, необходимо оценить его с точки зрения этих параметров.

Форма, также как и цвет, оказывает эмоциональное воздействие на человека. Форма экрана, на котором расположен объект, определенным образом организует процесс поиска на нем слабозаметных сигналов, организующим влиянием обладает и форма изобразительной поверхности. Квадратная, прямоугольная, круглая, овальная, треугольная плоскости по-разному распределяют внимание зрителя. Простые геометрические формы быстрее воспринимаются зрителем и лучше запоминаются в сравнении со сложными неправильными формами.

Методы исследований, разработанные в психосемантике, позволяют получить глубокую информацию об потребительских оценках и поведенческих потребительских мотивах. Психосемантика несмотря на все свои преимущества не позволяет собрать всю необходимую исследователю информацию.

Подводя итог данного исследования следует отметить, что реклама принимает активное участие в процессе формирования потребительского спроса, оказывает существенное влияние на человеческую жизнедеятельность, оказывая воздействие на процесс формирования человеческих ценностей и образа жизни. Реклама обладает способностью в определённой степени изменять направление и ориентацию материальных расходов потребителя, а также его привычки.

Список использованных источников

Описание нормативно-правовых актов органов законодательной и исполнительной власти

  1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. – М.: АСТ, 2019. – 32 с.
  2. Федеральный закон Российской Федерации «О рекламе» от 13.03.2006 №38-ФЗ [Электронный источник] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/

Описание книг одного-трех авторов

  1. Зуйков В.В. Психология в рекламе. – М.: АСТ, 2016. – 354 с.
  2. Капевский Е.М. Психологический эффект рекламы. – М.: Инфра-М, 2017. – 298 с.
  3. Макаров И.В., Головко Б.И. Психологическое воздействие рекламы. - М.: Инфра-М, 2017. – 372 с.
  4. Машлинцев А.А. Эффективность рекламы. – М.: Вектор, 2017. – 437 с.
  5. Мокшанцев Р.И. Психология рекламы. – М.: Инфра-М, 2017. – 480 с.
  6. Полунин И.И., Семенова В.В. Реклама: теоретический и практический аспект. – М.: ЭКСМО, 2017. – 388 с.
  7. Пушкарев Н.С. Искусство рекламы: теория и практика современной рекламы. – Казань.: КГУ, 2016. – 488 с.
  8. Розенталь Д.Э., Кохтев Н.И. Рекламные тексты: особенности и сущность. – М.: Дашков и К°, 2017. – 212 с.
  9. Росситер Д.Ж., Перси Л. Реклама и продвижение товаров. – СПб.: Нева, 2017. – 308 с.
  10. Сыромятников Н.В. Психология маркетинговых исследований и рекламной деятельности. – М.: СГУ, 2018. – 286 с.
  11. Сэндидж Ч., Фрайбургер В., Ротцолл К. Реклама: теория и практика: [пер. с англ.]. – М.: АСТ, 2017. – 388 с.
  12. Ульяновский А. Мифодизайн рекламы. – СПб.: Нева, 2017. – 300 с.
  13. Уэллс У, Бернет Дж., Мориарти С. Реклама: принципы и практика: [пер. с англ.). – СПб.: Питер, 2016. – 384 с.

Описание учебников и учебных пособий

  1. Дейхин А.В. Рекламное дело: учеб. пособие. – М.: Инфра-М, 2017. – 562 с.
  2. Мудров А.Н. Основы рекламы: учеб. пособие. – М.: Высшее образование, 2017. – 544 с.
  3. Ромат Р. Основы рекламы: учеб. пособие. – СПб.: Питер, 2017. – 482 с.
  4. Столяренко Л.Д. Основы психологии: учеб. пособие. – Ростов н/Д.: Феникс, 2017. – 608 с.
  5. Уткин Э.А., Кочеткова А.И. Рекламное дело: учебник. – М.: АСТ, 2017. – 418 с.
  1. Зуйков В.В. Психология в рекламе. – М.: АСТ, 2016. – 354 с.

  2. Росситер Д.Ж., Перси Л. Реклама и продвижение товаров. – СПб.: Нева, 2017. – 308 с.

  3. Уэллс У, Бернет Дж., Мориарти С. Реклама: принципы и практика: [пер. с англ.). – СПб.: Питер, 2016. – 384 с.

  4. Пушкарев Н.С. Искусство рекламы: теория и практика современной рекламы. – Казань.: КГУ, 2016. – 488 с.

  5. Пушкарев Н.С. Искусство рекламы: теория и практика современной рекламы. – Казань.: КГУ, 2016. – 488 с.

  6. Росситер Д.Ж., Перси Л. Реклама и продвижение товаров. – СПб.: Нева, 2017. – 308 с.

  7. Пушкарев Н.С. Искусство рекламы: теория и практика современной рекламы. – Казань.: КГУ, 2016. – 488 с.

  8. Дейхин А.В. Рекламное дело: учеб. пособие. – М.: Инфра-М, 2017. – 562 с.

  9. Пушкарев Н.С. Искусство рекламы: теория и практика современной рекламы. – Казань.: КГУ, 2016. – 488 с.

  10. Мокшанцев Р.И. Психология рекламы. – М.: Инфра-М, 2017. – 480 с.

  11. Дейхин А.В. Рекламное дело: учеб. пособие. – М.: Инфра-М, 2017. – 562 с.

  12. Мокшанцев Р.И. Психология рекламы. – М.: Инфра-М, 2017. – 480 с.

  13. Столяренко Л.Д. Основы психологии: учеб. пособие. – Ростов н/Д.: Феникс, 2017. – 608 с.

  14. Уткин Э.А., Кочеткова А.И. Рекламное дело: учебник. – М.: АСТ, 2017. – 418 с.

  15. Уткин Э.А., Кочеткова А.И. Рекламное дело: учебник. – М.: АСТ, 2017. – 418 с.

  16. Мокшанцев Р.И. Психология рекламы. – М.: Инфра-М, 2017. – 480 с.

  17. Уткин Э.А., Кочеткова А.И. Рекламное дело: учебник. – М.: АСТ, 2017. – 418 с.

  18. Мокшанцев Р.И. Психология рекламы. – М.: Инфра-М, 2017. – 480 с.

  19. Столяренко Л.Д. Основы психологии: учеб. пособие. – Ростов н/Д.: Феникс, 2017. – 608 с.

  20. Ромат Р. Основы рекламы: учеб. пособие. – СПб.: Питер, 2017. – 482 с.

  21. Столяренко Л.Д. Основы психологии: учеб. пособие. – Ростов н/Д.: Феникс, 2017. – 608 с.

  22. Мокшанцев Р.И. Психология рекламы. – М.: Инфра-М, 2017. – 480 с.

  23. Ромат Р. Основы рекламы: учеб. пособие. – СПб.: Питер, 2017. – 482 с.

  24. Столяренко Л.Д. Основы психологии: учеб. пособие. – Ростов н/Д.: Феникс, 2017. – 608 с.

  25. Ромат Р. Основы рекламы: учеб. пособие. – СПб.: Питер, 2017. – 482 с.

  26. Мокшанцев Р.И. Психология рекламы. – М.: Инфра-М, 2017. – 480 с.

  27. Розенталь Д.Э., Кохтев Н.И. Рекламные тексты: особенности и сущность. – М.: Дашков и К°, 2017. – 212 с.

  28. Розенталь Д.Э., Кохтев Н.И. Рекламные тексты: особенности и сущность. – М.: Дашков и К°, 2017. – 212 с.

  29. Мокшанцев Р.И. Психология рекламы. – М.: Инфра-М, 2017. – 480 с.

  30. Розенталь Д.Э., Кохтев Н.И. Рекламные тексты: особенности и сущность. – М.: Дашков и К°, 2017. – 212 с.

  31. Столяренко Л.Д. Основы психологии: учеб. пособие. – Ростов н/Д.: Феникс, 2017. – 608 с.

  32. Розенталь Д.Э., Кохтев Н.И. Рекламные тексты: особенности и сущность. – М.: Дашков и К°, 2017. – 212 с.

  33. Розенталь Д.Э., Кохтев Н.И. Рекламные тексты: особенности и сущность. – М.: Дашков и К°, 2017. – 212 с.

  34. Мокшанцев Р.И. Психология рекламы. – М.: Инфра-М, 2017. – 480 с.

  35. Розенталь Д.Э., Кохтев Н.И. Рекламные тексты: особенности и сущность. – М.: Дашков и К°, 2017. – 212 с.

  36. Столяренко Л.Д. Основы психологии: учеб. пособие. – Ростов н/Д.: Феникс, 2017. – 608 с.

  37. Розенталь Д.Э., Кохтев Н.И. Рекламные тексты: особенности и сущность. – М.: Дашков и К°, 2017. – 212 с.

  38. Розенталь Д.Э., Кохтев Н.И. Рекламные тексты: особенности и сущность. – М.: Дашков и К°, 2017. – 212 с.

  39. Мокшанцев Р.И. Психология рекламы. – М.: Инфра-М, 2017. – 480 с.

  40. Столяренко Л.Д. Основы психологии: учеб. пособие. – Ростов н/Д.: Феникс, 2017. – 608 с.

  41. Полунин И.И., Семенова В.В. Реклама: теоретический и практический аспект. – М.: ЭКСМО, 2017. – 388 с.

  42. Полунин И.И., Семенова В.В. Реклама: теоретический и практический аспект. – М.: ЭКСМО, 2017. – 388 с.

  43. Полунин И.И., Семенова В.В. Реклама: теоретический и практический аспект. – М.: ЭКСМО, 2017. – 388 с.

  44. Полунин И.И., Семенова В.В. Реклама: теоретический и практический аспект. – М.: ЭКСМО, 2017. – 388 с.

  45. Зуйков В.В. Психология в рекламе. – М.: АСТ, 2016. – 354 с.

  46. Мокшанцев Р.И. Психология рекламы. – М.: Инфра-М, 2017. – 480 с.

  47. Мокшанцев Р.И. Психология рекламы. – М.: Инфра-М, 2017. – 480 с.

  48. Полунин И.И., Семенова В.В. Реклама: теоретический и практический аспект. – М.: ЭКСМО, 2017. – 388 с.

  49. Мокшанцев Р.И. Психология рекламы. – М.: Инфра-М, 2017. – 480 с.