Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Понятие правового государства (Понятие и сущность правового государства)

Содержание:

Введение

Правовое государство – это такая форма компании и деятельности общегосударственной власти, что основывается в главенстве права в абсолютно всех областях существования сообщества правового государства общества.

Представления о государстве равно как организации, исполняющей собственную деятельность в базе закона, стали образовываться ранее в преждевременных стадиях формирования человеческой организации.

Философы, юристы, историки, вне зависимости от их взглядов и взглядов, создавали понятия о законном государстве, устанавливали надлежащие мониторинги. Проблемы законного государства изучаются и обсуждают в обстоятельствах нашей реальности. Подобное внимание к правовому государству разъясняется этим, что наше общество имеет необходимость в наиболее абсолютной общегосударственной компании. Смотри по какой причине и философы, и юристы, и историки направились к истокам возникновения данного определения, его начальному содержанию.

Зачатки теории правового государства в варианте мысли первенства полномочия и закона в жизни сообщества, страны, выстроенного на законных почвах, наблюдаются в рассуждениях мыслителей Древней Греции, Рима, Китая и иных государств. Таким образом, древнегреческий философ Платон в разговорах «Государство», «Законы» оглашал мнение о том, что закон обязан являться больше каждого предводителя, этим наиболее выделяя, что в мире никак не обязано являться учреждений либо персон, функционирующих вне зависимости с закона.

Подобную мысль аргументировал древнегреческий философ Аристотель. Он полагал, что в демократическом обществе закон обязан господствовать над абсолютно всеми, в этом количестве над государством. Там, где не имеется «власть закона», заявлял Философ, там отсутствует место и (какой-либо) форме правительственного строя.

С подобными мыслями мыслителей Древней Греции согласуются убеждения в правительство древнеримских общественно-политических и социальных деятелей.

Показательны в этом плане работы римского политического деятеля, оратора и писателя Цицерона. В произведениях «О государстве», «О законах», «Об обязанностях» он обосновывал вывод о том, что государство есть «соединение многих людей, связанных между собою согласием в вопросах права» и сформулировал правовой принцип, согласно которому «под действие права должны подпадать все».

Схожие законные убеждения о равноправии права и закона обосновывались философами и юристами Древнего Китая. В рукописях этого периода времени ведется идея о том, что «в стране обязан преобладать порядок», государство правится справедливостью, а никак не мощью, насаждающей порядок.

Эстафету в развитии идей правового государства приняли мыслители последующих, особенно XVIII – XX вв. Положения этой теории отражены в работах английских философов Т.Гоббса, Д.Локка, французского философа, правоведа Ш.Л.Монтескье, наших соотечественников А.Радищева, А.Герцена и др.

Определенный вклад в теорию правового государства внес французский философ и писатель Ж.Ж.Руссо. В сочинении «Об общественном договоре» он выступал против социального неравенства, деспотизма королевской власти. Государство, по Руссо, может возникнуть только в результате договора свободных людей. Оно должно базироваться на законе, регулировать отношения между людьми, определять их права и обязанности.

В работе теоретиков марксизма вопрос о правовом государстве не рассматривался. Вероятно, одна из причин этого состоит в том, что К.Маркс и В.И.Ленин обосновывали вывод о неизбежности диктатуры пролетариата.

Идея правового государства в обстоятельствах нынешней реальности нашла существенное освещение в работах отечественных юристов, политологов и социологов. В первую очередь в целом является, то что в базу законного государства принято желание защитить лица с произвола властей различных степеней, а кроме того с мелкой заботы с их стороны, сковывающей неповторимость человека, его независимость. Разговор проходит о стране, узком в собственных поступках законном и совместно с этим обеспечивающем защищенность и преимущество личности.

Актуальность выбранной для изучения темы заключается в том, что задачи правового государства постоянно притягивали интерес философов древности, экспертов наиболее запоздалого этапа и нашего времени.

Объектом исследования является правовое государство.

Предметом исследования является формирование идей о правовом государстве, его понятие и признаки; развитие правового государства в Российской Федерации на современном этапе.

Цель курсовой работы – системный, комплексный сравнительный анализ и обобщение идей становления и развития правового государства на современном этапе.

Исходя из поставленной цели мною были определены следующие задачи:

  • рассмотреть понятие и сущность правового государства;
  • выявить признаки правового государства;
  • проанализировать развитие правового государства в России на современном этапе.

Методами исследования являются: общенаучные методы (диалектика, анализ, синтез и др.), специальные методы (системный, сравнительно – правовой, формально - логический и др.), частно-научные методы.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Глава 1. Понятие и сущность правового государства

    1. Возникновение и развитие концепции правового государства

Формирование правового государства – гарантия поступательного формирования и углублении демократии, которая может быть только при господстве закона, что объединяет в одно целое все без исключения мероприятия в сфере формирования и использования права, дает им единую нацеленность. Правовое государство – не только один с верховных общественных ценностей, утвердить гуманистические основы в его отношениях с личностью, однако и практичный механизм предоставления и зашиты существования, самочувствия, почтительности, независимости, плюсы личности, способ войн с бюрократией, местничеством и ведомственностью, модель реализации самоуправления и народовластия.

Представление о государстве как организации, осуществляющий свою деятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах развития человеческой цивилизации. С идеей правового государства связывались поиски более совершенных и справедливых форм общественной жизни. Мыслительности античности (Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон) пытались выявить такие связи и взаимодействия между правом и государственной властью, которые бы обеспечивали гармоничное функционирование общества той эпохи. Государственная власть, признающая право, и одновременно ограниченная им, по мнению древних мыслителей, считается справедливой государственностью. «Там, где отсутствует власть закона, - писал Аристотель, - нет места и (какой-либо) форме государственного строя». Цицерон говорил о государстве как о «Деле народа», как о правовом общении и «общем правопорядке». Государственно-правовые идеи и институты древней Греции и Рима оказали заметное влияние на становление и развитие более поздних прогрессивных учений о правовом государстве.

Очень много было сделано для развития теории правового государства мыслителями последующих, особенно ХVIII – XX веков. Ряд положений теории правового государства развивался, в частности, усилиями таких носителей передовой общественно-политической мысли, боровшихся против произвола и беззакония, как Дж. Локк, Ш. Монтескье, А. Радищев, А. Герцен и многие другие. Философские основы теории правового государства создавались и развивались И. Кантом, многократно указывающим на необходимость для государства опираться на право, строго согласовывать свои действия с правом, постоянно ориентироваться на право. Государство, по Канту, выступает в качестве объединения множества людей, подчиненных правовым законам, где действует принцип, согласно которому законодатель не может решить относительно народа того, что народ не может решить относительно самого себя. Если же государство уклоняется от данного принципа, от соблюдения прав и свобод и не обеспечивает охрану законов, то оно рискует потерять уважение и доверие своих граждан, побуждать их к занятию по отношению к себе позиции отчужденности.

Концепция правового государства обнаружила существенное освещение и формирование в работах нынешних иностранных юристов, политологов и социологов. В прямой, а больше в косвенной форме она фиксируется в текущем законодательстве и даже в конституциях ряда западных стран. Непосредственное фиксирование концепция правового государства обнаружила, к примеру, в конституции Испании 1987г. провозгласившей в п.1 ст.1 о этом, что Испания – данное «общественное, правовое и демократическое правительство, верховными ценностями которого считаются независимость, достоверность, равноправие и общественно-политический плюрализм». В главном законе ФРГ 1949г. в ст.20 и 28 заявлено, что «Федеративная Республика Германии считается демократическим и общественным федеративным государством» и то что «Конституционное устройство земель обязано отвечать главным основам республиканского, демократического и общественно-правового государства в атмосфере настоящего основного закона». Неявно фиксирование мысли правового государства получила в конституциях Австрии, Греции, Италии, Франции, Швеции, Швейцарии и строя иных высоко развитых стран. Большое значение с целью улучшения концепции правового государства имеют деятельность российских юристов В.С Нерсесяна, А.Б Венгерова, В. Зоркина и прочие.

    1. Понятие и сущность правового государства

Непосредственно термин «правовое государство» (Rechtsstaat) появился и уверился в германской юридической литературе в первой трети XIX столетия (в работах К.Т.Велькера, Р. Фон Моля и др.), а в последующем приобрел обширное продвижение.[1]

В массивном значении группа мыслей правовой государственности зародился, равно как было упомянуто выше, ранее в древнем обществе и в рыцарской Европе, а на теоретическом уровне сформированные концепции законного царства были сформулированы в обстоятельствах перехода с феодализма к капитализму и появления новейшего общественно-общественно-политического порядка. Исторически данное совершалось в совокупном русле происхождения современных течений буржуйской общественно-политической и правовой идеи, развития и формирования новейшего (антифеодального, вежливого) адвокатского миропонимания, оценки бесчеловечного произвола и беззаконий, автократических и стражей порядка порядков, принятия мыслей гуманизма, основ независимости и равноправия абсолютно всех людишек, принадлежащих прав абсолютно всех лица, исследование разных казенно-законных денег, систем и конфигураций (распределение муниципальных властей, конституционализм, господство закона и т.д.), нацеленных вопреки узурпации общественной общественно-политической власти и её безответственности пред окружением.

Присутствие целой собственной свежести абстрактные концепции правовой государственности основывались в умение минувшего, в свершения предыдущей общественной, общественно-политической и правовой концепции и практики, в исторически сформировавшиеся и апробированные общечеловеческие ценности, и гуманистические устои.3

Инновационные расположения и заключения, принадлежащие к правовому царству, связывают все без исключения эти значимые, положительные итоги, какие существовали завоеваны учеными в течении продолжительного многознаменательного этапа.

В данной взаимосвязи возможно порекомендовать последующие установления законного страны:

это подобная модель компании и работы общегосударственной власти, каковой характерны демократичный порядок конституционального управления и законности, сформированная современная законная концепция, распределение властей и их контроль, принятие и обеспечение прав и независимостей человека и гражданина, обоюдная обязанность государства и персоны. [2]

Вот второе формулирование:

Правовое государство – данное особенная модель компании общественно-политической власти в цивильном мире, присутствие которой сознаются и обеспечиваются права и независимости лица и гражданина.[3]

Необходимо выделить, то что сведения определения довольно доскональны и состоят из ключевых свойств правового страны. В концепции страны и полномочия имеется наиболее общее представление, что появилось в процессе «непрерывного желания общегосударственной власти подчинить себе социум, у которого это спровоцировало противоположную реакцию, выражавшуюся в попытках установить государство около контроль права». Подобное правительство приобрело в теории наименование правового.[4]

Этим никак не меньше, законное государство, невзирая в характерные черты, остается государством в настоящем значении фразы, т.е. системой общественной власти. Имеется в виду то, что подобное правительство, владея общественной властью, представляет равно как формальный уполномоченный не только лишь правящих (распоряжающихся), однако и абсолютно всех других пластов сообщества.

Некоторые создатели фиксируют, то что в русской адвокатской науке вплоть до этих времен доминирует позитивистский вид правопонимания, о чем говорит установление понятия права, связывающее в одной дефиниции в принципе несопоставимые свойства. С данной абстрактной воззрению законное правительство разрешается только равно как государство законности.[5]

Законное правительство, равно как и каждое другое, обладает особым механизмом управления и насилия. С целью его нахождения формируются и взимаются налоги, ведутся займы, создается правительственный госбюджет. Законное правительство, так же, как и другие страны, обладает суверенитетом. Независимость правового страны, равно как и каждого другого, состоит в его главенстве согласно взаимоотношению к абсолютно всем жителям, организациям изнутри государства и самодостаточности (самостоятельности) страны вне (осуществление наружной политики, создание взаимоотношений с иными странами).

Названные особенности необходимо причислить к единым, так как они характерны равно как законным, так и неправовым странам. Совместно с тем законное государство различают характерные черты, отмеченные в порекомендованном выше установлении.[6] Поэтому далее представляется целесообразным проанализировать свойства правового государства.

Сущность правового государства состоит в преобладании права над господством и ограничении заключительной законодательными общепризнанными мерками. Здесь обязано являться абсолютное повиновение людей и абсолютно всех остальных субъектов функционирующему праву. Помимо этого, в этом государстве имеется такого рода правило: допустимо все без исключения, то что никак не запрещается законодательством. Другими словами, полномочия человека равно как личности никем не могут являться ущемлены и являются наивысшей ценностью.

1.3. Признаки правового государства

Признаки правового государства:

1. Демократичность, настоящее осуществление народовластия.

Термин «власть» - единственный с значительных компонентов демократии в её нынешнем общепризнанном представлении. В данной взаимосвязи необходимо сосредоточить интерес в последующие факторы.

Во-первых, население считается реальным основой целой этой правительству и политические деятели, что проявляется и ведется законным страной. Власть характеризуется закреплением определенных посылов в функционирующей Конституции, других законодательстве, содействующих проведению его основ в жизнедеятельность. Данное выражается в прямом участии жителей в создании презентабельных организаций страны, одаренных законном создавать и осуществлять законы – акты высочайшей адвокатской мощи.

Во-вторых, в обстоятельствах народовластия обязан быть система, дающий никак не только лишь осуждать политическому деятелю страны, никак не надлежащую увлечениям людей, осуществлении их справедлив и независимостей, однако и вовремя оказывать воздействие в ее орудиями, предустановленными законодательством (пикеты, митинги, презентации и т.д.)[7].

Согласно-иному этот принцип возможно назвать народный суверенитет. Согласно сущности, этот принцип считается основным пунктом в содержании концепции правового государства.[8]

2. Режим демократического конституционного правления.

Присутствие этом порядке верховные органы общегосударственной правительству в базе функционирующей Конституции обладают полномочия люди, правительство реализуется в его интересах демократическими законными способами. Тут действительно имеются общественно-политический и идеологический плюрализм, общественно-политические (в этом количестве фрондерские) партии, действительно исполняются общественно-финансовые и общественно-политические полномочия людей, их учреждений, гарантируется выборность и сменность основных и районных презентабельных (законодательных) организаций правительству.

Следовательно, в условиях рассматриваемого режима есть институты представительной демократии (представительные органы, избираемые непосредственно населением на основе демократической избирательной процедуры) и институты непосредственной демократии (референдум и т.д.).

3. Разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную.

При характеристике правового государства недостаточно указания на многообразие его органов, их перечисление.

Государственная власть, основанная на праве, тогда эффективно действует, в том числе в обеспечении прав и законных интересов личности, когда в ней есть разделение труда: институты (органы) государства «выстраиваются» по-особому. Имеется ввиду то, что формируются самостоятельно ветви власти, каждая из которых осуществляет «свою» особую деятельность.11

Основателем концепции разделения властей обычно принято считать известного французского просветителя Ш.Л. Монтескьё, хотя до него подобные идеи высказывал Дж. Локк, еще ранее Полибий и в принципе на начале разделения властей было основано государственное устройство Римской республики.12

Таких ветвей власти, свидетельствующих о высокой развитости государства, три: законодательная, исполнительная, судебная. Соответственно различаются три вида государственных органов: законодательные, исполнительные, судебные.

Вместе с тем, есть следующее существенное обстоятельство. Власть в государстве должна быть одновременно и целостной, единой, и, наряду с этим, разделенной. Именно поэтому наряду с названными тремя ветвями власти как бы обособляется в качестве особого самостоятельного института главы государства.

Принцип разделения властей способствует «рассредоточенности» государственной власти между различными властными звеньями, структурами. Это предупреждает ее концентрацию в какой-либо одной структуре, не позволяет превратить ее в авторитарную и тоталитарную власть.

Конституция Российской Федерации предусматривает: государственная власть в нашей стране «осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную» (ст. 10). Президент по Конституции «обеспечивает согласованное функционирование и

взаимодействие органов государственной власти» (ч. 2 ст. 80).13

Кроме того, наряду с «горизонтальным» разделением властей проводится принцип «вертикального» разделения: между федерацией и ее субъектами.14

  1. Возвышение права, закона над государственной властью. Именно это и есть то, что понимается под правовым государством. Речь идет о таком значении права, что оно перестает быть своего рода придатком государственной власти. Это значит, что правовые требования должны выполнять не только граждане и их объединения, но и должностные лица, государственные органы, государство в целом. Не случайно многие предписания законов обращены к государству, его органам. Иначе говоря, государство, все его органы, организации и учреждения сами связаны правовыми нормами, призваны действовать в их рамках. Это необходимое условие нормального функционирования общества и государства, обеспечение организованности в обществе.
  2. Ведущая роль законов в регулировании наиболее важных общественных отношений.

Речь идет о верховенстве законов над всеми другими нормативными правовыми актами. По существу, верховенство закона выражает принцип народовластия. Члены представительного органа государства призваны выражать в законах волю избравшего их населения. Именно поэтому законы признаются актами высшей юридической силы, обладают свойством верховенства. Все нормативно-правовые акты государственных органов, принимаемые в развитие и на основе законов, не могут им противоречить. В случае противоречия подзаконного акта закону действует закон как акт высшей юридической силы.15

Теоретически господство закона выражается в том, что он является не просто продуктом государственной воли, а представляет собой реализацию правовой идеи, сформированной правосознанием индивидов, с которыми государство состоит в публично-правовых отношениях. Условно генезис права в странах континентальной Европы происходит по следующей схеме: сначала в обществе появляются какие-то правовые идеи, которые затем получают свое закрепление в юридических нормах, а потом реализуются в конкретных правоотношениях субъектов права.

Таким образом, правовое государство принимает форму строгой законности.[9]

6. Режим строгой законности в государстве и обществе.

Законность как всеобщее требование неукоснительного соблюдения исполнения действующего права распространяется на все сферы правовой деятельности государства, государственных и общественных организаций, граждан.

В юридической литературе в числе признаков правового государства также называют такие, как взаимная ответственность государства и личности, приоритет международного права перед национальным, высокий уровень правосознания граждан и должностных лиц, господство права в решении национальных проблем, наличие независимой, но регулируемой четвертой власти – власти средств массовой информации, поскольку без открытости, полной информированности общества, гласности правовое государство не сможет результативно реализовать свои функции, обслуживать общество.[10]

7. Признание и гарантирование прав и свобод человека и гражданина.

Исходными началами действующего конституционного и текущего законодательства является признание человека, его прав и свобод высшей ценностью.

Отсюда следует неопровержимая правда: нежели больше сформировано правовое правительство, нежели полнее его правовая концепция, нежели лучше она гарантирована институтами страны, этим правильнее предохранены полномочия и независимости людей, этим более значительный свобода с целью их самореализации, деятельный.

Эти ключевые свойства законного государства считаются значимым условием в установлении законного государства с точки зрения концепции. Так как непосредственно они дают возможность нам распознать это правительство непосредственно равно как законное, а никак не какое-либо другое. Однако, равно как и каждое законное проявление, образующееся и эволюционирующее в процессе многознаменательного формирования сообщества и культуры, законное правительство обладает несколько основ.

Глава 2. Развитие правового государства в России на современном этапе

2.1. Развитие идей правового государства в России

Идеи правового государства на протяжении длительного времени занимали умы и отечественных ученых-юристов. Об этом свидетельствуют, в частности, фундаментальные исследования С.А. Котляревского "Власть и право. Проблемы правового государства", Н.М. Коркунова "Лекции по общей теории права", Ф. Кистяковского "Лекции по общему государственному праву", И.В. Михайловского "Очерки философии права", Г.Ф. Шершеневича "Общая теория права", работы многих других авторов.

Всю историю формирования и развития идей правового государства в России можно разделить, условно, на три этапа: первый этап - со второй половины XIX в. и вплоть до Октябрьской революции 1917 г.; второй - с 1917 по 1985 г.; и третий этап - с 1985 г. по настоящее время. Каждый этап характеризуется определенным периодом развития российского общества и государства и имеет свои особенности.

Во-первых, идеи правового государства в России развивались под сильным воздействием западных демократических идей. При этом речь идет не только о традиционном влиянии на российскую политическую мысль, например, идей Вольтера, считавшего, что "чем больше законы, созданные по договору между людьми, приближаются к естественному закону, тем более сносна жизнь", или учений Руссо, Дидро, Локка, Гельвеция, Гольбаха или Монтескье. Большое влияние оказывали и "рядовые исследователи" государственно-правовой материи, развивавшие идеи правового государства. Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 2004 стр. 434

Во-вторых, формирование и развитие идей правового государства в России в рассматриваемый период осуществлялось в условиях сохранения сильной самодержавной власти, в противоборстве с идеями просвещенного абсолютизма. В сознании многих, в том числе и весьма просвещенных для того времени, людей по-прежнему доминировали автократические идеи о священности и неприкосновенности монархической власти, о единственном пути дальнейшего развития России через эту власть укрепление и совершенствование.

Идеи "просвещенного абсолютизма", в столкновении и противоборстве с которыми в Росси в рассматриваемый период зарождались и развивались идеи правового государства, доминировали не только в сознании значительной части российских подданных, но и материализовались в основной массе законодательных актов. Продолжало сохраняться "метаюридическое", по определению С.А. Котляревского, "право монарха спасать Россию". По-прежнему законодательно закреплялось и строго соблюдалось положение "особа государя священна и неприкосновенна", а сам монарх обладает огромной законодательной и исполнительной властью. В соответствии с "Основными законами" он являлся "державным вождем российской армии и флота", верховным "руководителем всех внешних сношений Российского государства с иностранными державами", имел право объявлять войну и заключать мир, равно как и договоры с иностранными государствами, обладал полномочиями на "объявление местности на военном или исключительном положении" и т.д. Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 2004 стр.435

Однако в российском законодательстве и в научной юридической литературе рассматриваемого периода все большую популярность и значимость стали приобретать либерально-демократические правовые мотивы.

В-третьих, формирование и развитие идей правового государства в России на рубеже XIX-XX вв. осуществлялось на фоне бурных академических дискуссий о соотношении государства и права не только на современном этапе, но и на самой первой стадии их возникновения и развития.

Опираясь на этот факт, Г.Ф. Шершеневич писал, что в юридической науке сложилось два противоположных мнения по вопросу о том, что является первичным, а что - вторичным, государство или право.

Сторонники того, что государство исторически и генетически предшествует праву, рассуждают так. Норма права всегда есть не что иное, как требование государства. Государство, являясь источником права, очевидно, само не может быть обусловлено правом, "государственная власть оказывается над правом, а не под правом. Государство есть явление первичное, право - вторичное. Такова теория первенства государства, на которой строится "определение права по признаку принудительности", Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. Т.1. М., 1995 стр. 192 - обобщал Г.Ф. Шершеневич.

Противоположного мнения придерживаются сторонники теории изначального первенства права над государством. Они считают, что государственная власть по своей природе носит правовой характер. "В основе государственной власти лежит не факт, а право. Государство не может быть источником права, потому что оно само вытекает из права. Над государством находится право", которое его ограничивает и сдерживает.

В зависимости от того, какая в юридической науке и общественном сознании доминирует точка зрения, могут последовать и соответствующие далеко идущие практические выводы. В том случае, когда в официальных, правящих кругах господствует представление о том, что государство - это все или почти все, а право - ничто по сравнению с государством или почти ничто, то можно с полной уверенностью говорить о возможности наступления таких практических последствий подобного видения государства, которые неизбежно будут связаны с тоталитаризмом, авторитаризмом и т.д. Разумеется, нужно говорить не о правовом, а скорее противоположном ему по своему характеру государстве. В случае, когда теории и на практике преобладает принцип приоритетности права перед государством и его отдельными органами, с уверенностью можно будет говорить если не о правовом, то о весьма близко стоящем к нему государстве. Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 2004 стр. 437

Признаки перехода все большего числа российских юристов на рубеже XIX-XX вв. на позиции теории "первенства права" перед государством и государственной властью наблюдались и в других отношениях. Например, при оценке характер чрезвычайно-указного права. Исторически чрезвычайно-указное право, отмечал С. Котляревский, "есть прямое наследие абсолютной монархии, где все волеизъявления главы государства могли иметь силу закона. Мы его находим по преимуществу в государствах с сильной монархической властью". Чрезвычайно-указное право действовало в тот период в Австрии, Пруссии, Болгарии, Японии и в России.

Если на более ранних этапах развития общества, с момента введения института "чрезвычайной необходимости" от принципа верховенства закона, данный институт пользовался довольно широкой поддержкой не только российских правящих, но и не причастных к власти интеллектуальных кругов, то со временем отношение к нему довольно резко изменилось в пользу верховенства закона. По мере изменения отношения к чрезвычайно-указному праву изменялось, и оно само. Постепенно "суживалась сфера его применения", все более часто подчеркивался его "чрезвычайный характер", создавались все более надежные гарантии против злоупотребления им. Отход от идеи незыблемости чрезвычайно-указного права и переход на позиции верховенства закона означают в тот период не что иное, как начало становления и развития в России идей правового государства. Последнее подтверждалось также тем огромным интересом, который проявился у отечественных ученых-юристов в рассматриваемый период к таким атрибутам правового государства, как принцип разделения властей, народный суверенитет, права человека и гражданина, отвлеченный анализ которых, по словам Котляревского, "решительно бессилен объяснить оказанное ими могущественное и действенно влияние, подъемы глубокой веры и острого скептицизма, увлечения и враждебности, которые соединились с ними в вековых и массовых переживаниях". Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 2004 стр. 438

Важное значение для развития идей правового государства в России имела разработка проблем гражданского общества и конституционного государства. Согласно бытовавшему в отечественной юридической литературе в начале XX в. мнению, конституционное государство представляло собой "практическое осуществление идеи правового государства". Эта идея, писал Ф. Кистяковский, с давних времен теоретически развивалась в политических учениях, но "только в конституционном государстве она нашла в себе практическое выражение". Правовое государство при этом определялось как такое государство, которое в своих отношениях к подданным связано с правом, подчиняется праву". Другими словами, это такое государство, "члены которого по отношению к нему имеют не только обязанности, но и права; являются не только подданными, но и гражданами".

Одним из важнейших условий нормального функционирования правового государства в этот период считалось, да и сейчас считается не только осуществление на практике принципа разделения властей, но и постоянное поддержание баланса властей. Особое внимание при этом обращалось на предотвращение наиболее часто встречающихся в политической жизни разных стран попыток узурпации всей государственной власти со стороны исполнительной власти. Гарантиями против такого захвата власти должно служить, по мнению Кистяковского и других авторов, следующее. Во-первых, "право народного представительства ежегодно определять бюджет и численность армии", ставящее в зависимость от законодательной власти те "материальные и личные силы государства", Кистяковский Ф. Лекции по общему государственному праву. Стр. 69 которыми распоряжается исполнительная власть. Во-вторых, ответственность министров перед народным представительством, выражающаяся в праве последнего делать им запросы, выражать свое мнение по поводу их действии и передавать их суду за преступления по должности. Это во многих странах касается и главы государства, который может быть привлечен к ответственности парламентом за преступления по должности. И, в-третьих, право судебной власти "в конкретных случаях, подлежащих ее рассмотрению, проверять "законность правительственных распоряжений и оставлять без исполнения распоряжения, несогласные с законом".

Кроме названных вопросов, касающихся концепции правового государства, в центре внимания российских ученых-юристов на рубеже XIX-XX вв. стояли и другие аналогичные им вопросы. Рассматриваемый период, вне всякого сомнения, был одним из самых плодотворных для отечественных исследователей в плане разработки идей правового государства.

Следующий этап развития идей правового государства в России с 1917 по 1985 г. не отличался особой позитивной активностью. Скорее даже наоборот. В плане не только теоретической разработки, но и практического внедрения в жизнь идей правового государства данный период в российской государственно-правовой истории был шагом назад.

Анализ научных источников и официальных документов этого времени со всей очевидностью свидетельствует о том, что на данном этапе развития нашего общества не было недостатка в научных трудах и решениях государственных и партийных властей, в которых бы в той или иной мере не развивались бы идеи, созвучные идеям правового государства. Это идеи и разделения функции партийных и государственных органов, и идеи все более активного участия широких слоев населения в управлении делами общества и государства, и провозглашение принципа "Все во имя человека. Все для блага человека", и развитие идей общенародного государства, и многое другое. Политология / Под ред. М.Н. Марченко. М., 2003

Значительный шаг в развитии идей правового государства в России был сделан за период с 1985 г. по настоящее время, за годы так называемой перестройки и постперестройки. Именно в это время были расширены политические права и свободы российских граждан, упразднена политическая цензура, сняты все ограничения с так называемых запретных, не всегда приятных для властей предержащих тем. Во вновь принятой Конституции Российской Федерации 1993 г. были зафиксированы такие ассоциирующиеся с теорией правового государства принципы и положения, как принцип плюрализма в политической жизни и идеологии, верховенства закона, разделения властей и др. Наконец, нельзя не упомянуть о том, что в Конституции 1993 г. впервые в российской истории было закреплено положение, согласно которому Российское государство представляется не иначе как социальное, правовое государство.

2.2. Система взаимных прав и обязанностей граждан и государства

В Конституции РФ проводится разграничение основных прав и свобод на права и свободы человека и гражданина.

Права гражданина охватывают сферу отношений индивида с государством, в котором он рассчитывает не только на ограждение своих прав от незаконного вмешательства, но и на активное содействие государства их реализации. Статус гражданина вытекает из особой правовой его связи с государством - института государства (ст. 6 Конституции РФ).

Там же, где речь идет о правах человека, используются формулировки «каждый имеет право», «каждому гарантируется» и т.д., что подчеркивает признание прав и свобод за любым человеком, находящимся на территории России, независимо от того, является ли он гражданином РФ, иностранцем или лицом без гражданства.

Конституционные права и свободы являются главным элементом конституционного правоотношения, в котором участвует государство и гражданин. Для гражданина смысл такого правоотношения состоит в получении защиты своих прав, а для государства - в обязанности предоставить эту защиту.

Конституция гарантирует неприкосновенность конституционных прав и свобод человека и гражданина, строго оговаривая порядок и причины их ограничения со стороны государства.

Важнейшая задача любой Конституции -- нахождение баланса между властью и правами и свободами человека и гражданина.

Основные требования государства к своим гражданам содержатся в законах. Закон - главная обязанность гражданина. Государство должно принимать такие законы, которые признают, гарантируют и защищают права человека, свободу и равенство всех граждан.

Таким образом, в сочетании прав и обязанностей гражданина заключается его статус (положение) в обществе, отличающих его от граждан других государств.

В Конституции Российской Федерации сказано: «Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления».

Права и свободы гражданина РФ закреплены в главе 2 Конституции «Права и свободы человека и гражданина». Провозглашается, что гражданин Российской Федерации обладает на её территории всеми правами и свободами, и несёт равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Конституционным правам и свободам свойственны признаки, которые лежат в основе других прав, закрепляемых иными отраслями права. Все права и свободы граждан в той или иной сфере жизни производны от основных прав и свобод, закрепленных непосредственно в Конституции. Отличие конституционных прав и свобод заключается в неотделимости их от личности. Человек (гражданин) не вправе отказаться или передать другому лицу такие права.

Конституционные права и свободы составляют ядро правового статуса личности и лежат в основе всех других прав, закрепляемых иными отраслями права. Конституция лишь устанавливает принципы, на которых должно строиться текущее законодательство. Основные фундаментальные права и вытекающие из них иные права и свободы обеспечивают различные сферы жизни человека: личную, политическую, социальную, экономическую, культурную.

В соответствии с этим традиционно конституционные права и свободы принято классифицировать на три группы: личные, политические и социальные, культурные, экономические. Все права и свободы неотделимы друг от друга и взаимосвязаны, поэтому такое разделение носит чисто условный характер.

Личные права и свободы связаны непосредственно с личностью, не увязываются с принадлежностью к гражданству и не вытекают из него. Личные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат человеку от рождения (ст. 17 ч. 2). Такие права и свободы, которые необходимы для обеспечения охраны жизни, свободы, достоинства, и другие естественные права, связанные с его индивидуальной, частной жизнью. К ним относятся: право на жизнь, на достоинство, на свободу, на личную неприкосновенность, на неприкосновенность жилища, на выбор места жительства и свободное передвижение, на пользование родным языком и определение национальности, право на информацию и защиту информации, на свободу совести, свободу мысли и слова, на судебную защиту своих прав и юридическую помощь.

Политические права - определяют статус человека как субъекта политической общности -- государства. К ним относятся: право на объединение, на проведение собраний, митингов и демонстраций, право участвовать в управлении государством, избирать и быть избранным в органы государственной власти и управления.

Политические права выражают возможности индивида на участие в политической жизни и осуществление государственной власти. К данной категории прав относятся: право на свободу мысли, право беспрепятственно придерживаться своих мнений, право на свободу искать, получать и распространять информацию, право на мирные собрания, право на свободу ассоциаций, право на участие в ведении государственных дел, как непосредственно, так и через своих представителей, право избирать и быть избранными и др.

В отличие от личных прав, принадлежащих каждому человеку, политические права принадлежат только гражданам государства. Однако все политические права и свободы (и человека, и гражданина) пользуются равной судебной защитой государства.

Переходя непосредственно к определению круга политических прав и свобод, необходимо отметить ст. 29 Конституции РФ (свобода мысли и слова), связанную как с личной, так и политической стороной жизни общества, поскольку в правовом демократическом государстве должны преобладать различные взгляды и убеждения.

Согласно ст. 30 Конституции РФ «Каждый имеет право на объединение...», т.е. создание разного рода (негосударственных) общественных объединений совместно с другими лицами, а также входить и беспрепятственно выходить из них. Такими объединениями являются - добровольные, самоуправляемые, некоммерческие формирования, созданные по инициативе граждан в целях удовлетворения их (духовных, материальных) потребностей. Цель объединения состоит в том, что оно следует удовлетворению интересов личности, входящей в такое объединение. Среди объединений следует выделить политические партии, созданные на основе политических интересов граждан. Целью создания является их политическая деятельность, участие в избирательных кампаниях, вовлечение непосредственно в решение государственных проблем. Главной из основных функций партий является информационная; органов доходит информация о проблемах общества. Гражданин может состоять в партии, а также быть беспартийным, что не запрещает законодательство.

Политические права граждан могут быть выражены как непосредственно (референдум, всенародное голосование), так и через своих представителей (ст. 32 п. 1 Конституции РФ).

Граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме» (ст. 32 п.2). Право избирать предоставляется гражданам с 18 лет, в силу которого он может выдвигать кандидатов на те или иные посты в соответствии с действующим законодательством. Избирательное право в РФ является всеобщим, равным и прямым, при тайном голосовании.

Статья 32 п. 4 устанавливают, что «Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе». Равный доступ предполагает право граждан на занятие любой государственной должности без всякой дискриминации. Следующий пункт заключает право гражданина на участие в отправлении правосудия, основанное на праве граждан занимать должность судьи, быть присяжным заседателем, народным заседателем.

Конституционно закреплено право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Обращения граждан имеют значение как способ укрепления связей государственного аппарата с населением, источник информации, который необходим для решения вопросов общественной жизни.

Конституция, помимо личных и политических конституционных прав регламентирует социальные, экономические и культурные права, образующие заключительную категорию конституционных прав и свобод. Экономические, социальные и культурные права - определяют статус человека как субъекта трудовой деятельности, члена гражданского общества, участника культурной жизни. К ним относятся: право частной собственности, право на свободное предпринимательство, на труд, на отдых, на образование, на забастовку, на жилище, на медицинское обслуживание, на социальное обеспечение, на участие в культурной жизни, на свободу творчества.

Социальные и экономические права призваны обеспечить человеку достойный жизненный уровень, право на труд и свободный выбор работы, право на равную оплату за равный труд, право на социальное обеспечение, право на защиту материнства и детства, право на образование.

К этой категории также относят и культурные права, гарантирующие доступ человека к благам культуры, свободу художественного, научного, технического творчества, его участие в культурной жизни и пользовании учреждениями культуры. Этот вид прав позволяет реализовать культурные потребности человека, обеспечить рост уровня его культуры, без которой человек не может полноценно осуществить свои личные и политические права.

Конституционная трактовка содержания прав в сфере труда полностью соответствует положениям об этом в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах.

Процессуальные права и свободы граждан - определяют статус человека как участника уголовного процесса и направлены на исключение произвола в судебном разбирательстве.

Таким образом, граждане правового государства обладают многими правами: они помогают ему свободно развиваться.

Но в обществе он живет не один и предоставляя гражданину права, общество добивается уважения и к своим требованиям. Поэтому Конституция не только закрепляет определенные права, но и возлагает на граждан основные обязанности. Права и обязанности граждан неразрывно связаны между собой.

В конституционных обязанностях выражается ответственность личности перед обществом, человека перед государством. Осуществление конституционных обязанностей обеспечивает нормальное функционирование государства и жизнедеятельность общества. Несоблюдение конституционных обязанностей влечёт юридическую ответственность, установленную законом.

Основные конституционные обязанности человека и гражданина имеют всеобщий характер, не зависят от конкретного правового статуса лица и закрепляются на высшем конституционном уровне. При этом одни конституционные обязанности возлагаются на каждого человека, другие - только на граждан РФ.

Конституция Российской Федерации на гражданина возлагает следующие обязанности: уважать права и свободы других лиц, платить законно установленные налоги, сохранять природу и окружающую среду, защищать отечество, нести военную службу, заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, заботится о детях и их воспитании и т.д.

Обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы. Согласно статье 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Обязанность соблюдать Конституцию РФ и действующие на её территории законы (федеральные законы и законы субъектов РФ) универсальна и распространяется на все субъекты правоотношений (в т.ч. на иностранцев и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ). Обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы не ограничивается требованием не нарушать установленные ими запреты. Некоторыми законами на граждан могут быть возложены дополнительные обязанности (Например, ст.19 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»). Такие законы могут совершать отсылки на подзаконные акты, но обязанности граждан могут быть установлены только законами. По существу, все обязанности граждан могут быть сведены к обязанности соблюдать Конституцию РФ и законы. Обязанность граждан соблюдать Конституцию РФ и законы иногда расширительно толкуется как обязанность человека и гражданина всей своей деятельностью содействовать практической реализации конституционных принципов и положений законодательства. Несоблюдение Конституции РФ и законов, как правило, влечёт юридическую ответственность, установленную законами.

Обязанность платить законно установленные налоги и сборы. Согласно ст.57 Конституции РФ каждый обязан платить установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. Согласно ст.75 Конституции РФ система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в РФ устанавливаются федеральным законом (Налоговым кодексом РФ).

Обязанность сохранять природу и окружающую среду. Ст.57 Конституции РФ устанавливает обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. В эпоху научно-технического прогресса природа требует особых мер охраны государством и обществом, но в ней должен участвовать и каждый человек. В противном случае неизбежна глобальная экологическая катастрофа. Обязанность граждан сохранять природу и окружающую среду связано с конституционным правом на благоприятную окружающую среду. Данная конституционная обязанность детально раскрыта в федеральном законе «Об охране окружающей среды».

Обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия. В соответствии со статьёй 44 Конституции РФ каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. Данная конституционная обязанность связана с конституционным правом на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

Защита Отечества. В соответствии со ст.59 Конституции РФ защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ. Гражданин РФ несёт военную службу в соответствии с ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Гражданин РФ в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену её альтернативной гражданской службой.

Иные конституционные обязанности связаны с конкретным правовым статусом лица. Так, статья 38 устанавливает обязанность родителей заботиться о детях и заниматься их воспитанием, а также обязанность совершеннолетних трудоспособных детей заботиться о нетрудоспособных родителях, эти конституционные обязанности подробно регламентируются Семейным кодексом РФ. Ст.43 Конституции РФ возлагает на родителей (лиц, их заменяющих) обеспечить получение детьми основного общего образования.

Некоторые конституционные нормы устанавливают обязанности специальных субъектов права (например, обязанность должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления обеспечить возможность граждан возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающих их права и свободы). Некоторые устанавливают обязанности-запреты (например, запрет пропаганды социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства).

Если гражданин не выполняет свои обязанности, то государство может применить меры воздействия. Ограничение прав и свобод по Конституции РФ (ч.З ст.55) допускается в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Права могут быть ограничены только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо.

Заключение

Абсолютно четко, что идеи правового государства необходимы, значимы на сегодняшний день. Они дают возможность выразить мониторинги о перспективе формировании нашего государства. И данные мониторинги, невзирая в в таком случае, что они имеют все шансы реализовываться никак не вскоре, как бы образуют настоящее, направляют в верные фактические воздействия. С точки зрения концепции правового государства возможно осуществить переоценку минувшего политико-правового опыта, оценить настоящее. Целесообразно отметить в данной взаимосвязи, что о правовом государстве на сегодняшний день заявляют многочисленные муниципальные функционеры, никак не обладая довольно точного понятия о этом, что это такое. Так как необходимо непременно иметь в виду о том, что правовое государство может развиться только лишь в органической взаимосвязи с гражданским окружением, снабжая его функционирование. И так как подобное общество формируется либо станет формироваться, в той же степени складывается и правовое государство.

Перемещение к правовому государству подразумевает усовершенствование концепции законодательства. В переходный период, ощущаемый в настоящее время Российской Федерацией, если контуры новейшего сообщества не абсолютно понятны либо никак не приобрели всеобщего признания и точного юридического оформления, это достаточно непростая задача.

Нынешнему ведь русскому окружению ещё далеко до свершения эталонов правового государства, однако передвигаться в данном течении следует. Одолевая разнообразные проблемы и преграды, Российская федерация отыщет непосредственно собственный облик правового государства, что станет отвечать её истории, традициям и культуре, что и даст возможность ей быть поистине независимым демократическим обществом.

Я полагаю, что охрана прав людей – наиболее срочная цель законодательной правительству. На мой взгляд, в данной области муниципальные аппараты никак не вправе бездействовать, со ссылкой в неупорядоченность этого либо другого вопроса. Нужна корректировка ряда принципов, получающих в минувшие года принятие с края общественно-политических деятелей, правоведов и публицистов. Так как аспект единого блага считается обязательной составляющей определения правового государства. Данное не только охрана справедлив и свобод человека, рынка и частной собственности, однако и развитие гражданственности, и внимание о справедливости, то что обретает представление в общественных функциях страны.

В разрешение данной проблемы, а никак не в проектирование идеальных норм обязана являться ориентирована законная стратегия. Ей надлежало б подчинить себе целую законодательную, административную, судебную работа, а кроме того мероприятия согласно её пропаганде и обучению. Тут, на мой взгляд, в особенности значимы непримиримость к патологиям норм закона и нравственности вместо вседозволенности и всепрощения, обнаружение преступлений, в главную очередность в работы муниципальных организаций и партий равно как действующих соучастников общественно-политической жизни, рассчитывающих на правительство либо ранее участвующих в ней. Данному поспособствовало б увеличение области социального контролирования, введение основ гласности в деятельность муниципальных и партийных строений. По этой причине весьма важным полагаю формирование Общественной палаты – социального органа, сформированного с целью предоставления взаимодействия людей с органами власти, социального контролирования из-за деятельности данных организаций, экспертизы законопроектов, прибывающих в Государственную Думу.

В отсутствии такого рода переориентации законодательной и исполнительной работы организаций общегосударственной власти концепция правового государства может полностью преобразоваться в демагогичный лозунг, ограждающий беспомощность новейших государственных органов, дающий противозаконному обществу и соперникам истинной демократии усиливать собственные позиции в негражданском российском обществе.[11]

Подводя результат курсовой работы, необходимо выделить, что эта тематика – правовое государство – невзирая на трудность в исследовании, была исследована разносторонне, подробно озарены проблемы теоретического порядка с различных точек зрения. В рамках курсовой работы большое количество интереса уделено дискуссионным политологическим нюансам проблемы изучения.

Список использованной литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 05.02.2014. № 2- ФКЗ, от 21.07.2014. № 11-ФКЗ)
  2. Конституция Российской Федерации. Комментарий / Под общей редакцией Б.Н. Топорнина, Ю.М. Батурина, Р.Г. Орехова. – М.:Юрид.лит., 1994. – 624 с.
  3. Алексеев С.С. Россия – страна попранного права: [О необходимости формирования правовой системы] // Независимая газета. – 1995 г. – 10 окт.
  4. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. – М.: Новый Юрист, 1998. – 624 с.
  5. Зарецкий А.М., Долгих Ф.И. Теория государства и права. Учебник. Под ред. Долгих Ф.И. М.: Московский финансово-промышленный университет «Университет», 2018, с 240.
  6. Казьмин И.Ф. Общая теория права. – М., 1995.
  7. Камышев Д. Орган «За заслуги перед отечеством» // Власть, №40 (643) от 10 октября 2005 г.
  8. Мартышин О.В. Несколько тезисов о перспективах правового государства в России. // Государство и право.1996. №5. – с. 3-13.
  9. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. – М.: Юристъ, 2001. – 512 с.
  10. Общая теория права и государства. Учебник для юридических вузов и факультетов. – М.: Издательство НОРМА, 2001. – 552 с.
  11. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2000. – 520 с.
  12. Проблемы общей теории права и государства. Учебник для вузов. Под общ. ред. В.С.Нерсесянца. – М.: Издательство НОРМА, 2001. – 832 с.
  13. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. Учебник – М.: «Проспект», 1997. – 304 с.
  14. Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.К.Бабаева. – М.: Юристъ, 2001. – 592 с.
  15. Четвернин В.А. Демократическое конституционное государство: введение в теорию / РАН Институт государства и права. – М., 1993. – 141 с.
  1. Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. – М.: Юристъ, 2000. – с. 422. 3 Общая теория права и государства / Под ред. В.С. Нерсесянца. – М., 2001. – с.286

  2. Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.К. Бабаева. – М., 2001. – с. 143

  3. Теория государства и права: Учебник / Под ред. Ф.И. Долгих. – М., 2015. – с. 69

  4. Теория государства и права: Учебник / Под ред. Л.И.Спиридонова. – М., 1997, - с. 112

  5. Четвернин В.А. Демократическое конституционное государство: введение в теорию / РАН. Ин-т государства и права. – М., 1993. – с. 115.

  6. Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.К. Бабаева. – М., 2001. – с. 149

  7. Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.К. Бабаева. с. 146

  8. с. 424.

  9. с. 425.

  10. Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.К. Бабаева. – М., 2001. – с. 146

  11. Мартышин О.В. Несколько тезисов о перспективах правового государства в России. // Государство и право.1996. №5. – с. 13