Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Понятие и виды правосознания (Понятие, структура, виды и функции правосознания)

Содержание:

Введение

Построение и укрепление правового государства в течение уже длительного периода обуславливается выходом России на качественно более высокий уровень. Стоит отметить, что не все действия по построению правового государства увенчались успехом, оно не стало не только практикой реальной жизни, но и национальным идеалом. Необходимо учитывать, что правовая система развивается и возникает в согласно чертам национального менталитета, пропущенными через эмоциональные и рациональные формы правосознания нации.

Актуальность данной темы заключается в необходимости развивать правосознание российского общества, основывая его на ценностях справедливости, соборности и духовности.

Многочисленные работы, посвященные вопросам правосознания в нашей стране, в полной мере не отвечают требованиям комплексного и всестороннего подхода к изучению правосознания как социального феномена, поскольку в большинстве случаев имеют определенную направленность – политическую, психологическую и другие, а это способствует сужению научного поля исследования.

Объектом курсовой работы является правосознание как сложноорганизованное и многофункциональное явление, существенно влияющее на развитие общественных отношений.

Предметом курсовой работы выступают факторы, организующие систему правового сознания и оказывающие влияние на выбор способа поведения личности.

Цель исследования заключается в комплексном анализе правосознания как источника социально-правового поведения личности.

В качестве используемой литературы применялись труды таких авторов как Ф.П. Васильев, В.К. Кочисов – в своих работах рассматривают воспитание детей в России, как условие формирования правосознания личности, О.В. Пастушенко и А.А. Кононцева рассматривают вопросы проявления правосознания, а также факторы, изменяющие его[1].

Вопросы изучения правосознания, в том числе на современном этапе, посвящены множество работ таких ученых как А.И. Долгова, И.И. Карпец, В.Н. Кудрявцев, А.Р. Ратинов, Н.И. Матузов, А.Г. Спиркин, В.В. Лазарев, В.С. Афанасьев и др.

В настоящее время российская правовая ментальность сформировалась на основе социокультурных особенностей российской правовой реальности, поэтому она характеризуется переплетением, смешением и традиционно русских, и заимствованных ценностей.

В условиях современной российской действительности важна кардинальная переоценка ценностей, установок правосознания. Однако основное внимание должно быть уделено смене приоритетов: от прежней системы "государство - общество - личность" к новой системе отношений "личность - общество - государство".

Таким образом, на вершине должны быть поставлены личность, осуществление и защита ее прав и свобод. В связи с этим нужно формировать и воспитывать личностей, которые будут ощущать необходимость главенства права, осознавать потребность в создании развитой системы законодательства, соотносить правовые ценности с нормами морали и политики. Стоит помнить, что от уровня и состояния правосознания зависит характер поведения людей в правовой сфере, и в итоге степень достижения цели - формирование правового государства.

Методологическую базу курсовой работы составили анализ и обобщение научной и периодической литературы.

Курсовая работа состоит из введения, двух гав, заключения и списка литературы.

Глава I

Понятие, структура, виды и функции правосознания

Понятие правосознания

Прежде чем рассматривать вопросы формирования правосознания необходимо дать определение термину «Правосознание». Определенного и единственного толкования этого понятия еще нет. В каждом словаре данный термин толкуется по-своему. Так, например, в энциклопедии социологии Правосознание – это совокупность взглядов, идей выражающих отношение индивидов и социальных групп к праву[2].

А в юридическом словаре правосознание толкуется как сфера общественного, группового и индивидуального сознания, отражающая правовую действительность в форме юридических знаний, оценке отношений к праву и практике его применения, установлений правовых и ценностных ориентаций, регулирующих человеческое поведение в юридически значимых ситуациях[3].

Словарь психологической энциклопедии трактует правосознание как сфера общественного или индивидуального сознания, включающая правовые знания, отношение к праву и правоприменительной деятельности[4].

Каждый человек имеет свое определенное правосознание. Оно может отличаться от уровня и вообще не совпадать с правосознанием других людей. Верное осознание права играет значительную роль в жизнедеятельности личности, оно определяет ее поведение, юридическое мировоззрение, культуру, а также гражданскую позицию. Для современной России правосознание граждан характеризуется совокупностью признаков, анализируя их, можно прийти к выводу, что наше общество находится в катастрофическом состоянии.

Первым признаком необходимо считать то, что вера в стабильность закона, к сожалению, утрачивается. Непрерывное изменение законодательства, смена ранее принятых законодательных актов, посредством внесения поправок, а также их коррекций неизбежно влечет к закреплению мнений о произвольности законов, которое неотъемлемо участвует в формировании и отношении к праву в целом. За изменениями в законодательстве, трудно следить даже юристу – профессионалу, не говоря уже о простых гражданах. Хочется отметить, что отсутствие признания социальной справедливости существующих законов также характерно для российского общества. Такое явление приводит к снижению эффективности лучших социальных принципов, от которых российское законодательство еще достаточно далеко. В данной ситуации можно выделить два аспекта.

Во-первых, стоит учесть, что социальная справедливость выступает в качестве соотношения между возможностями для самореализации личности в данных социальных условиях и социальными задачами, которые следует решать, для достижения гармоничного социума[5].

В условиях, когда падают общественные достижения, а количество социальных проблем непрерывно растет, у социума появляются сомнения в правильности социально-правового устройства общества. Также, представления о справедливости законов объясняются степенью направленности последних на удовлетворение ожиданий широкого спектра в сфере правового регулирования общественных отношений. В данной ситуации следует уделить особое внимание максимальной заинтересованности институтов гражданского общества в том, чтобы в будущем принятые законы соответствовали потребностям различных слоев населения. Но на сегодняшний день проведенные мониторинги правового пространства и правоприменительной практики в Российской Федерации говорят о том, что, как и широкие массы, так и профессионалы считают, что принимаемые законы отличаются узкогрупповой направленностью. Например, анализ 18 российских законов показал, что большинство населения либо теряла, либо не получала никаких благ в результате принятия этих законов. Также, массовое недоверие к беспристрастности и эффективности органов правоприменения и отсутствие веры в то, что принимаемые законы реально действуют. Все это способствует изменению индивидуального и группового правосознания не к самому лучшему, представляясь в негативном восприятии социальных ценностей, охраняемых законодательством, отношении к праву, правовым институтам, законности и правосудию, в общем. Все вышеперечисленное указывает на то, что для того чтобы повысить уровень правосознания люди должны получать достоверную и неискажённую информацию о праве и правовых явлениях, в противном случае, общество обречено неверно оценивать правовую действительность, что приведет к череде негативных последствий, в том числе и к совершению правонарушений. Измененное правосознание зарождает склонность людей в целом к совершению правонарушений и асоциальному поведению[6].

Правосознание характеризует оценку права на предмет его справедливости или несправедливости, строгости или мягкости, достоинств или недостатков и т.д. Такие суждения о праве - это реакция на его действие.

Таким образом, правосознание является одной из форм общественного сознания; состоит из идей, чувств, настроений; носителями правосознания являются субъекты права; в отдельные периоды развития общества выступает формой права; есть «внутренний» механизм регулирования деятельности индивидов[7].

Структура и виды правосознания

Структура правосознания состоит из трех самостоятельных компонентов:

  1. Правовая идеология;
  2. Правовая психология;
  3. Поведенческие факторы.

Первый компонент представляет собой результаты преимущественно абстрактного мышления и включает оформленные понятия и идеи о необходимости и роли права, его ценности и функциях, обеспечении, развитии, методах и формах исполнения в жизни, это наиболее видимый и активный аспект правосознания.

Вторым не менее важным компонентом правосознания является правовая психология. Эта составляющая состоит из созерцательных моментов познания, психологических восприятий таких правовых реалий как чувства, эмоции и переживания людей, связанные с правом. Эта часть правосознания не так видима, но в то же время более устойчива и консервативна.

Ну и наконец, третий компонент правосознания – поведенческие факторы, т.е. факторы, которые закрепляют в себе интеллектуальные, идеологические и психологические элементы. Поведенческие факторы во многом влияют на правомерность поведения субъектов права, поскольку выражаются в мотивах, целях, внутренних установках в регулируемых правоотношениях.[8]

Структура правосознания можно рассматривать с различных сторон. Поскольку это довольно сложное социальное явление. Анализируя правосознание на глубину отражения правовых реалий можно выделить два уровня: обыденный и теоретический. Обыденный уровень правосознания формируется в основном за счет влияний обыденной жизни и выступает в качестве правовой психологии, выражающей отношение человека к праву.

Теоретический уровень правосознания отражает внутренние стороны правовых явлений в форме идей, категорий, гипотез, принципов, теорий и других, научно обоснованных формах. Теоретическое правосознание представляется, как правило, в форме правовой науки и правовой идеологии.

Правовая идеология есть систематизированное научное выражение правовых взглядов, принципов, требований общества, классов, различных групп и слоев населения[9].

Рассматривая правосознание с точки зрения носителей – его можно разделить также на три вида: групповое, индивидуальное и общественное.

Общественное правосознание влияет на .юридическую практику и на правотворчество в целом. Особенно остро оно проявляется при проведении референдумов, а также в отношении к отдельным видам наказания и оценке некоторых правонарушений.

Групповое правосознание также оказывает огромное влияние на формирование и реализацию права. Важным видом группового правосознания является профессиональное правосознание юристов, поскольку оно играет особую роль в реализации юридических норм, складываясь на основе юридической практики. Юрист-практик обязан не только знать действующий закон, но и быть готовым к самообучению в условиях постоянно изменяющейся действительности.

Индивидуальное правосознание предполагает знание права и законодательства, а также индивидуальную готовность к совершению юридически значимых поступков субъектом права. При влиянии общества и окружающей действительности у субъекта права формируется собственная установка, которая определяет его правовое поведение[10].

Таким образом, правосознание имеет структуру, которая зависит от того, с какой точки зрения рассматривать само правосознание. Правосознание складывается из трех компонентов, каждый из которых играет свою определенную роль. Все три компонента находятся в органичном единстве, тесно переплетаясь и взаимодействуя между собой, они выступают мощнейшим средством совершенствования государственно-правовой действительности.

Функции правосознания

Социальное назначение правосознания выражается в его функциях:

  1. Познавательная - эта функция выражается в осмыслении правовой реальности, накопление знаний;
  2. Оценочная – отношение к правовым явлениям и процессам на основе сравнения, повседневного и научного опыта, использования нравственных критериев, анализе социальных ценностей. Данная функция является основой для творческой, преобразующей роли правосознания;
  3. Регулятивная – определяет ориентиры правового поведения субъекта права, выработку стереотипов поведения в различных ситуациях.
  4. Прогностическая – определяется возможностью предвидения, прогноза будущего состояния правовой системы;
  5. Познавательная – состоит в возможности накопления знаний о праве и его дальнейшем переосмыслении[11].

Таким образом, правосознание это форма общественного сознания, которая состоит из различных идей, чувств, эмоций субъектов права, выражающая отношение индивида и общества в целом к праву. Правосознание обращено не только к настоящей действительности, но и к прошлому, и к будущему. Ориентируя субъектов права в различных социально-правовых ситуациях, правосознание одновременно выступает неким посылом для выбора и принятия юридически значимого поведения общества.

Глава II

Роль правосознания в обществе. формы и средства повышения правосознания

2.1. Правосознание как фактор демократизации общества и укрепления законности

С развитием государственной политики в России, уже официально признано, что именно государство создает условия для развития правовой грамотности и правового сознания у населения. Значение правосознания в современном обществе очень велико, поскольку оно является неотъемлемой частью демократизации общества, особенно ярко оно выражается в процессах легитимации и делегитимации власти, представлениях о форме ее работы, а также ее прозрачности, политической чистоте и порядочности[12].

Россия, вступив на путь демократических преобразований для построения правового государства, ставит главным ориентиром свободу человека и гражданина. На сегодняшний день существенно возрастает уровень политической и личной свободы, тем самым предоставляя широкий простор для разнообразной деятельности субъекта права.

Правовая культура – это неотъемлемая часть правовой системы любого демократического государства. Правосознание является важнейшей духовной предпосылкой для построения и совершенствования демократических институтов, поскольку без необходимых знаний и убеждений невозможно говорить о качественном преобразовании общества на пути к демократическому государству.

Реализация концепции демократического государства, в котором осуществляется и защищается право и свобода каждого гражданина возможна только на основе демократических принципов. Отсюда следует, что демократия и правовая культура общества диалектически взаимосвязаны. Для того чтобы в обществе установились и закрепились принципы демократического государства, необходимо не только знать, но и осознавать верховенство закона и ценность права в социуме. Правовые нормы, складывающиеся в обществе, являются высшим выражением его системы ценностей. То есть представлений о том, что можно считать правильным или желанным[13].

Разница между ценностями и нормами заключается в том, что первые представляют собой абстрактные, общие понятия, в то время как нормы – это принципы, которыми руководствуются субъекты права при выборе поведения в той или иной ситуации. Умение видеть в праве не просто законы и требования правопорядка, а нечто большее, духовное, гуманистическое и неотъемлемое от человека – это и есть тот фактор, без которого невозможно существование демократического общества.

Рассматривая правосознание с точки зрения идей фундаментальных прав человека, предполагающих демократические принципы, то право, в условиях демократической действительности, может стать инструментом защиты отдельного человека и граждан в целом[14].

Правосознание является глубинным элементом общественной жизни, включающий в себя ценности цивилизации и культуры общества. Этот феномен имеет также и свою собственную ценность, которая в демократическом обществе получает доминирующее значение.

Собственная ценность правосознания состоит в том, что оно может называться правовым началом или «духом права», выражающее господство в обществе правовых идеалов и ценностей, их непререкаемый статус и авторитет.

В современном российском обществе характеризующимся его традиционным нигилистическом отношении к праву существует остая необходимость в повышении правовой культуры и правосознания общества, и придания им позитивной правовой установки. Необходимо бороться с правовым нигилизмом, то есть отрицанием социальной ценности права путем повышения законности и ее единства на всей территории страны.

Стоит отметить, что на деформацию правового сознания общества, прежде всего, влияет недостаток правовой информированности населения, именно эта причина является ключевой в механизме социального воздействия права. Поэтому для того, чтобы усовершенствовать правовую культуру необходимо отдать приоритет развитию правового сознания, а именно преодоление недостаточного правового информирования общества и формирования позитивного отношения к праву. От того, насколько полно и глубоко индивид понимает такой феномен как ценность прав и свобод человека и гражданина также зависит уровень его правосознания[15].

Права и свободы человека должны занимать верховенство в правовой системе демократического общества, они должны быть высшей ценностью, а также главным ориентиром в законодательной и правоприменительной деятельности любого демократического государства.

Без изменения правосознания невозможно построение демократического государства, поскольку демократия и правовая культура не образуют единства и взаимодействия.

В российском обществе пока еще рано говорить о трансформации в государство, которое основано на верховенстве закона и обеспечении гражданам гарантий прав и свобод человека. Ввиду недостатка информации о формах правовой защиты или неверия в возможность защитить свои права, уровень правовой культуры граждан достаточно невысок.

Таким образом, демократизация общественной жизни предполагает повышение уровня правосознания и правовой культуры населения, совершенствование правовой информированности. От этих факторов во многом зависит успешное реформирование в государстве. Правосознание предопределяет успех внедрения и функционирования демократических норм и ценностей.

В свою очередь, демократизация, построение гражданского общества, политическая и экономическая стабилизация способствуют установлению российской правовой системы в соответствии с правовыми ценностями, которые ориентируют людей на воспитание в себе уважения к праву и правовым институтам. Развитое правосознание является основой правовой культуры, которое может стать гарантом конституционного права на достойную жизнь в демократическом государстве. Другими словами, правосознание является мощнейшим фактором демократизации общества и установления законности.

2.2. Формы и средства повышения правосознания в современном российском обществе

Конституция Российской Федерации характеризует наше государство как демократическое и правовое. Представление в реальность идеи правового государства находится в непосредственной зависимости от уровня правовой культуры общества. В условиях масштаба границ России неизбежны нарушения норм права в силу разных причин: правовой безграмотности, правового нигилизма, коррупции и др. Необходимо пресекать ущемления прав, свобод и законных интересов граждан, и по возможности – не допускать подобных ситуаций[16].

Повышение уровня правовой культуры населения осуществляется в результате процессов правового воспитания. В настоящее время не решен вопрос выделения форм подобного воспитания. Механизм правового воспитания представлен основными его формами – конкретными способами организации воспитательного процесса.

В юридической доктрине приводятся следующие формы правового воспитания: правовое обучение, правовая пропаганда, юридическая практика и повседневный опыт, самовоспитание. Вызывает интерес позиция занимают Н.Я. Соколова и Е.К. Матевосовой, которые рассматривают правовое воспитание как основное средство борьбы с правовым нигилизмом[17]. Именно поэтому они делят все формы на сингулярные и универсальные. Конкретной форме правового нигилизма противопоставляется определенная форма правового воспитания.

В качестве самостоятельной формы правового воспитания отдельные авторы выделяют правовое воспитание правонарушителей правоприменительными (правоохранительными) органами. Но стоит считать, что это вид правового воспитания, а не форма. В процессе перевоспитания применяются разные вышеперечисленные формы воспитания.

По мнению некоторых ученых, существуют лишь две формы правового воспитания: правовое образование (обучение) и пропаганда права, отмечая при этом особую значимость первой. Можно предположить, что помимо указанных форм однозначно необходимо выделять еще как минимум юридическую практику, повседневный опыт и самовоспитание, которые, возможно в меньшей степени, но эффективны и играют немалую роль в правовоспитательном процессе и формировании правосознания личности.

В своих трудах Ю.А. Дмитриев рассматривает такие формы правового воспитания, как средства массовой информации, произведения литературы и искусства о проблемах права и др.

Однако правовую пропаганду осуществляют не только СМИ, субъектами также могут выступать и религиозные организации, и государство в целом, и т. д. Произведения литературы и искусства, наглядная информация, юридическая литература больше относятся к средствам правового воспитания, чем к его формам.

Смешение средств и форм правового воспитания можно проследить в работах многих авторов. Так например, И.В. Щепеткина, анализируя такой вид правового воспитания, как экологоправовое, допускает ошибку, относя дискуссии и конференции не к средствам, а к формам. И наоборот, относят правовое обучение, пропаганду, самовоспитание и т. д. к средствам, а не к формам правового воспитания, тем самым путая эти две категории[18].

В качестве средств можно назвать также, назвать, юридическую литературу, нормативные и правоприменительные акты, акты толкования права, газеты, журналы, а также лекции, семинары, беседы и т. п. Повседневный опыт также выступает одной из форм правового воспитания.

Идеал правового воспитaния – это юридическое всеобщее обучение. Иллюзией можно считать мнение о том, что если всех обучить праву, то исчезнут правонaрушения. Если такой опыт расходится с официальными и неофициальными просветительскими установками, приоритет будет за жизненным опытом. Отсюда следует, что знание законодательства не может гарантировать его соблюдение, однако каждый гражданин обязан иметь определенные представления о праве, знать содержание основных областей законодательства, чтобы уверенно чувствовать себя в той или иной ситуации. Такого положения позволяют добиться правовое обучение, профессиональное правовое образование, самовоспитание.

Повседневный опыт выступает наименее эффективной формой правового воспитания, так как нередко он может быть ошибочным и требующим проверки. Стоит заметить, что правовое обучение является основной и обязательной формой правового воспитания, которая необходима всему обществу, ведь именно на ней базируются иные формы. Минимально необходимый объем правового обучения гражданин получает в рамках изучения отдельных дисциплин в процессе обязательного общего образования в школе.

Правовое самовоспитание – еще одна из важнейших форм правового воспитания, неотъемлемая часть жизнедеятельности каждого человека. Оно включает в себя постоянно осуществляемый процесс социализации личности, в совокупности и взаимодействии с разными внешними факторами составляет и формирует индивидуальное правосознание личности[19].

Правовое воспитание дает возможность организовать правосознательное мировоззрение за счет восприятия внутренних ценностей права при помощи определенных способов, аккумулируя при этом правовые установки, полученные при реализации иных форм правового воспитания.

В.В. Павлов в своих работах из всех форм правового воспитания выделяет именно самовоспитание, указывая на то, что вне его не может состояться ни одна форма воспитания, что она их объединяет. Нельзя не согласиться, ведь для более эффективного усвоения норм правового воспитания необходимы самовоспитание, собственные усилия человека к формированию своего правосознания, повышению интереса и активности в этой деятельности[20].

Рассматривая такую форму правового воспитания, как юридическая практика, необходимо отметить справедливость высказывания С.О. Курбатова о том, что формой правовоспитательного процесса является именно организованная и контролируемая юридическая практика.

В настоящее время стоит отметить тенденцию развития еще одной формы правового воспитания, как создание компьютерных правовых баз

(«КонсультантПлюс», «Гарант» и др.). Но все-таки, они будут являться больше средствами, а не формами правового воспитания, поскольку, правовое обучение, самообразование могут осуществляться при помощи справочно-правовых систем одновременно с иными ресурсами.

Точка зрения С.Е. Борисовой на то, что к форме правового воспитания можно отнести взаимодействие сотрудников государственных органов и СМИ довольно спорная, поскольку это не форма, так как данный пример указывает на существование сотрудничества субъектов правовоспитательной деятельности[21].

За последнее время широкое распространение получило клиническое юридическое обучение. Его рассмaтривают как современную форму правового воспитaния. Деятельность таких юридических клиник является перспективной и полезной. Науке известно и принципиально иное деление форм правового воспитания – в зависимости от аудитории. Необходимо отметить, что процесс правового воспитания, в какой бы форме он ни осуществлялся, должен формировать знания о праве, уважение к нему, «прочный правовой иммунитет». Выбор тех или иных форм правового воспитания зависит от конкретных условий, в которых реализуется правовоспитательный процесс[22].

Таким образом, современное российское общество еще достаточно далеко от конституционных принципов построения демократического государства, поскольку в нашей стране еще очень низок уровень правовой культуры населения. Причиной этому послужили многие факторы: и многовековая история страны, характеризующаяся дефицитом права, многовековым крепостническим бесправием, разгулом во все эпохи репрессивного законодательства, несовершенством судебной системы, которые обуславливались специфическим укладом жизни общества и многими другими экономическими, политическими и другими факторами.

Необходимо направить государственную политику на совершенствование и повышение уровня правосознания, обеспечить полную информированность общества в сфере законодательства. Правовое воспитание должно стать основным инструментом построения в России правового государства.

Смыслом правового воспитания должны стать формирование уважительного отношения к праву, к Конституции РФ и всей системе правоохранительных органов. Основой формирования здорового правового и нравственного воспитания граждан России должно выступать активное взаимодействие и сотрудничество всех общественных групп населения, повышение уровня благосостояния народа, расширение материальных гарантий прав человека и гражданское согласие.

заключение

Таким образом, современные глобальные изменения в мире актуализировали проблему трансформации отношения граждан к праву и к существующим или только складывающимся политико-правовым практикам. Значимость такого явления как правосознание очень велико в современном обществе, поскольку именно оно является важным показателем демократического общества.

Правосознание является специфической формой общественного сознания, сквозь призму которой граждане как субъекты социальных отношений воспринимают мир правовой действительности. Гармонию мира правовой действительности обеспечивает непрерывное взаимодействие законности, правопорядока, системы правосудия, правоотношений, правовых норм и законодательных актов. Общественное сознание, формой которого является правосознание, представляет собой особый метод идеального отражения и духовно-нравственного принятия гражданами социальной реальности вообще и политико-правовой действительности в частности. Общественное сознание в целом является фактором объективно необходимого и реально существующего компонента социума, а следовательно, как и индивидуальное сознание, общественное сознание это не только отображение структуры общества, оно проявляет себя в качестве активной силы, преобразующей через социальные субъекты общества. Активное начало правосознания реализуется за счет движущей силы, выраженной посредством идей свободы, ценности человеческой жизни, и стремлении к справедливости. Осуществление справедливости является фактором динамики не только правовых, но и многих других общественных процессов. Это показывает, что правосознание не является обособленной, уникальной формой общественного сознания. Наоборот, основные категории правосознания выступают в качестве категорий других форм общественного сознания.

В данной работе освещена актуальность роли правосознания в демократизации общества. Состояние современного отечественного правосознания характеризуется наличием в нем некоего правового вакуума, который необходимо заполнить положительными, духовно-нравственными ценностями. Процесс созидания морально зрелого правосознания — задача правотворческих и правоприменительных органов. Они должны учитывать, что в правовом менталитете общества лежат корни исходных этнических и культурно-исторических основ национальной правовой культуры, и потому, законодатель, правоприменитель должны познавать юридическую ментальность, чтобы обеспечить реальную жизнь юридическим актам и правопорядок в обществе.

Правосознание есть единое, целостное образование, все элементы которого взаимодействуют, взаимодополняют друг друга, подчиняются общей идее, отражающей необходимость правового регулирования общественных отношений.

Построение правового государства, а также формирование гражданского общества и укрепление национального согласия в России требуют достаточно высокой правовой культуры, без которой не могут в полной мере реализовываться такие базовые ценности и принципы жизни общества, как верховенство закона, приоритет человека, его неотчуждаемых прав и свобод, обеспечение надёжной защищённости публичных интересов.

Государство должно создавать необходимые условия, для обеспечения развития правовой грамотности и правосознания граждан, информировать о характере, способах и пределах осуществления и защиты их прав, охраняемых законом интересов в административном и судебном порядке, а также обеспечивать доступ граждан к квалифицированной юридической помощи.

Одной из важнейших задач государства должна являться пропаганда и разъяснение необходимости соблюдения гражданами своих обязанностей, правил общежития, уважения прав и законных интересов других лиц независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений и других обстоятельств.

Необходимо принимать меры, способствующие совершенствованию и повышению уровня правосознания, обеспечивать полную информированность общества в сфере законодательства. Правовое воспитание должно стать основным инструментом построения в России правового государства.

Список литературы

Бачило И.Л. Проблемы гармонизации в законодательстве // Журнал российского права. ‑ 2010.‑ №8. ‑ С. 12-16.

Борисова С.Е. Правовое воспитание и психологические качества / С.Е. Борисова // Юридическая психология. ­2015.‑ № 4. ‑ С. 25–28.

Вандин А.Ю. Правовая культура и правовой нигилизм в современном российском обществе (на примере владимирской области) // Вестник Владимирского юридического института. – 2017. – №4 (29). – С. 154–159.

  1. Васильев А.А. Правовая культура России в свете отечественного консерватизма / А.А. Васильев // Культура, управление, экономика, право. – 2012.‑№3. –С. 33-35.

Васильев Ф.П. Правовое воспитание в России и как его преодолеть? / Васильев Ф.П., Булатова Л.А., Мусаев М.Г. // Вестн. Мос. ун-та МВД России. - 2013. - № 1. - С. 54-58.

Козырева П.М. Правовое сознание и доверие / П.М. Козырева. Спб., ПРОСПЕКТ, 2014. – С.245.

  1. Кононцева А.А. Особенности проявления правосознания и правовой культуры в современном Российском обществе / А.А. Кононцева // Юридические науки. – 2017. ‑ №6. – С. 24-29.

Кочисов В.К. Семья как условие социализации личности / Кочисов В.К., Гогицаева О.У. // Вектор науки Тольят. гос. ун-та. Сер.: Педагогика, психология. - 2015. - № 2 (21). - С. 83-86.

Магомедова Р.М. Компоненты формирования правового сознания студентов / Магомедова Р.М., Даудов М.Б. // Мир науки, культуры, образования. - 2015. - № 2 (51). - С. 56-58.

Малько А.В. Краткий юридический словарь / А.В. Малько, З.И. Цыбуленко, Е.В. Вавилин // Спб:. Проспект. –– 2018. – 547 с.

  1. Мельников В.Ю. Правосознание и правовое воспитание личности в демократическом, правовом государстве. / В.Ю. Мельников // Культура. Управление, экономика, право. – 2012. ‑ №3. – С. 11-17.
  2. Нефѐдова М. С. Проблемы развития правовой культуры в условиях формирующегося гражданского общества современной России / М.С. Нефедова // Мир науки, культуры, образования. М., ‑ 2016. ‑ № 5.‑ С. 213-215.

Павлов В.В. Правовое воспитание и толерантность в условиях современного российского общества / В.В. Павлов. Владимир. ОМЕГА, 2012. ‑ 221 с.

Пастушенко О.В. Деформация правосознания как социальное явление / О.В. Пастушенко // Сборник научных трудов Sworld. – 2016. – Т. 39, № 4. – С. 15-22.

Р. Корсини. Психологическая энциклопедия. Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. 2-е изд. - СПб.: 2006. - 1096 с.

Семенов В.Е. Вопросы совершенствования воспитания правовой культуры молодежи на современном этапе // О-во и право. - 2014. - № 4. - С. 30-33.

Соколов Н.Я. Правовое воспитание в современном российском обществе / Н.Я. Соколов, Е.К. Матевосова. М.: ЛЕНАНД, 2015.‑ 276 с.

Третьякова О.В. Правовая культура как необходимый элемент демократического миропорядка / О.В. Третьякова // Философия, социология, политология. М., 2012. ‑ №6. – С.26-34.

Хлуднев Е. И. Правовой нигилизм: понятие и причины [Текст] / Е. И. Хлуднев // Relevantlinesofscientificresearch: theoryandpractice : материалы XМеждунар. науч.–практ. конф. (Cheboksary, 18 дек. 2016 г.). В 2 т. Т. 2 / редкол.: O. N. Shirokov [и др.]. — Cheboksary: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 4 (10). — С. 252–254. — ISSN 2412-0510.

  1. Чикаева Т. А. Национальный менталитет как основа государственного развития России / Т.А. Чикаева // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: ‑ 2013. ‑ № 3. Ч. 2. ‑ С. 210-212.

Чикаева Т.А. Особенности российского правосознания и проблемы построения правового государства в России / Т.А. Чикаева // Филосовские науки. ‑ М., ‑ 2013. ‑№12. – С.211-213.

Щепеткина И.В. Эколого-правовое воспитание студентов в образовательном процессе вуза / И.В. Щепеткина. Н. Новгород, НАУКА, 2012. ‑ 323 с.

Энциклопедия социологии. / А. Грицанов, В. Абушенко, Г. Евелькин, О. Терещенко // Мир энциклопедий. – М:. – 2017. – 1312 с.

Ялалов Ф.Г. О воспитании лидеров нового поколения // Казан. соц.-гуманитар. вестн. - 2015. - № 1 (14). - С. 134-143.

  1. Васильев Ф.П. Правовое воспитание в России и как его преодолеть? / Васильев Ф.П., Булатова Л.А., Мусаев М.Г. // Вестн. Мос. ун-та МВД России. - 2013. - № 1. - С. 54-58.

    Кочисов В.К. Семья как условие социализации личности / Кочисов В.К., Гогицаева О.У. // Вектор науки Тольят. гос. ун-та. Сер.: Педагогика, психология. - 2015. - № 2 (21). - С. 83-86.

    Пастушенко О.В. Деформация правосознания как социальное явление // Сборник научных трудов Sworld. – 2012. – Т. 39, № 4. – С. 15-22.

    Кононцева А.А. Особенности проявления правосознания и правовой культуры в современном Российском обществе / А.А. Кононцева // Юридические науки. – 2017. ‑ №6. – С. 24-29.

  2. Энциклопедия социологии. / А. Грицанов, В. Абушенко, Г. Евелькин, О. Терещенко // Мир энциклопедий. – М:. – 2009. – 1312 с.

  3. Малько А.В. Краткий юридический словарь / А.В. Малько, З.И. Цыбуленко, Е.В. Вавилин // Проспект. – Спб:. – 2018. – 547 с.

  4. Корсини Р.. Психологическая энциклопедия. Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. 2-е изд. - СПб.: 2006. - 1096 с.

  5. Хлуднев Е. И. Правовой нигилизм: понятие и причины [Текст] / Е. И. Хлуднев // Relevantlinesofscientificresearch: theoryandpractice : материалы XМеждунар. науч.–практ. конф. (Cheboksary, 18 дек. 2016 г.). В 2 т. Т. 2 / редкол.: O. N. Shirokov [и др.]. — Cheboksary: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 4 (10). — С. 252–254. — ISSN 2412-0510.

  6. Бачило И.Л. Проблемы гармонизации в законодательстве // Журнал российского права. ‑ 2010.‑ №8. ‑ С. 12-16.

  7. Чикаева Т.А. Особенности российского правосознания и проблемы построения правового государства в России / Т.А. Чикаева // Филосовские науки. М., ‑ 2013. ‑№12. – С.211-213.

  8. Нефѐдова М. С. Проблемы развития правовой культуры в условиях формирующегося гражданского общества современной России / М.С. Нефедова // Мир науки, культуры, образования. М., ‑ 2010. ‑ № 5.‑ С. 213-215.

  9. Чикаева Т. А. Национальный менталитет как основа государственного развития России / Т.А. Чикаева // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: ‑ 2013. ‑ № 3. Ч. 2. ‑ С. 210-212.

  10. Васильев А.А. Правовая культура России в свете отечественного консерватизма / А.А. Васильев // Культура, управление, экономика, право. – 2012.‑№3. –С. 33-35.

  11. Мельников В.Ю. Правосознание и правовое воспитание личности в демократическом, правовом государстве. / В.Ю. Мельников // Культура. Управление, экономика, право. – 2012. ‑ №3. – С. 11-17.

  12. Кононцева А.А. Особенности проявления правосознания и правовой культуры в современном Российском обществе / А.А. Кононцева // Юридические науки. – 2017. ‑ №6. – С. 24-29.

  13. Третьякова О.В. Правовая культура как необходимый элемент демократического миропорядка / О.В. Третьякова // Философия, социология, политология. М., 2012. ‑ №6. – С.26-34.

  14. Козырева П.М. Правовое сознание и доверие / П.М. Козырева. Спб., 2014. – С.245.

  15. Магомедова Р.М. Компоненты формирования правового сознания студентов / Магомедова Р.М., Даудов М.Б. // Мир науки, культуры, образования. - 2015. - № 2 (51). - С. 56-58.

  16. Семенов В.Е. Вопросы совершенствования воспитания правовой культуры молодежи на современном этапе // О-во и право. - 2014. - № 4. - С. 30-33.

  17. Соколов Н.Я. Правовое воспитание в современном российском обществе / Н.Я. Соколов, Е.К. Матевосова. М., 2015.‑ С.76.

  18. Щепеткина И.В. Эколого-правовое воспитание студентов в образовательном процессе вуза / И.В. Щепеткина. Н. Новгород, 2012. ‑ 23 с.

  19. Вандин А.Ю. Правовая культура и правовой нигилизм в современном российском обществе (на примере владимирской области) // Вестник Владимирского юридического института. – 2017. – №4 (29). – С. 154–159.

  20. Павлов В.В. Правовое воспитание и толерантность в условиях современного российского общества / В.В. Павлов. Владимир, 2012. ‑ 21 с.

  21. Борисова С.Е. Правовое воспитание и психологические качества // Юридическая психология. 2015. № 4. С. 25–28.

  22. Ялалов Ф.Г. О воспитании лидеров нового поколения // Казан. соц.-гуманитар. вестн. - 2015. - № 1 (14). - С. 134-143.