Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Понятие и виды правосознания ( Понятие правосознания )

Содержание:

Введение

В настоящее время Российская Федерация переживает ответственный, сложный и во многом неоднозначный этап своего развития, начавшийся со времен принятия новой Конституции 1993 г. Данный период времени, характеризуется глобальными, по сравнению с прошлой эпохой переменами всех сфер общественной жизни. Курс на построение правового демократического государства был взят реформаторами и отражен в действующей Конституция страны, которая закрепила, что «Российская Федерация есть демократическое, федеративное, правовое государство с республиканской формой правления».

Как известно, одним из признаков, а точнее предпосылок формирования правового демократического государства, является наличие зрелого, самостоятельного, способного к грамотному диалогу с государством гражданского общества, которое представляет собой определенный качественный уровень развития общества. Гражданское общество функционирует в режиме социальной справедливости, это общество, основными признаками которого являются полное обеспечение прав и свобод, правовая защищенность граждан, высокий уровень самоорганизации и саморегуляции, свободно формирующиеся общественные мнения, плюрализм, определенный уровень гражданской культуры, высокий образовательный уровень населения. Особое место в числе признаков гражданского общества занимает правосознание. Зрелое гражданское общество характеризуется высоким уровнем его развития, где каждый член общества осознает высокую значимость и ценность права в регулировании общественных отношений, знает свои права и корреспондирующие им обязанности, умеет применять и отстаивать их всеми законными способами.

К сожалению, в России гражданское общество еще недостаточно развито. Оно не структурировано, его элементы не имеют очерченныхфункций, не связаны в систему. Институты гражданского общества в России есть, но они находятся только в начале пути своего развития, поэтому необходимо наличие ряда факторов и выполнение многих необходимых условий: экономических, политических, правовых и культурных.

В этой связи, особую значимость принимает проблема формирования и укрепления здорового, целостного правосознания, как одного из ведущих факторов на пути формирования гражданского общества.

Цель выполнения курсовой работы состоит в анализе понятия правосознания и его видов.

Для достижения поставленной цели необходимо поставить и решить следующие задачи:

1. Раскрыть понятие, основные черты и структуру правового сознания (правосознания).

2. Исследовать виды и функции правосознания.

Объектом исследования является совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе формирования правового сознания граждан Российской Федерации.

Предметом исследования являются реальные признаки и свойства правового сознания, нормативные правовые акты, позволяющие охарактеризовать процесс формирования правосознания в РФ.

Работа выполнена на основе анализа разнообразных источников по общей теории права и отраслевым, юридическим наукам, философской, социологической и иной литературы, в частности, работ Д.А. Кунца, И.С. Лагуновой, Ю. В. Герасименко и др.

Структурно работа состоит из введения, основной части, включающей в себя 2 главы, делящиеся на 4 параграфа, заключения и библиографии.

Глава 1. Понятие правосознания

1.1. Понятие и основные черты правосознания

Первоначально проблемы правосознания в России рассматривались во второй половине XIX века, как раз тогда, когда произошла кодификация российского законодательства и происходила активная дискуссия о взаимовлиянии законов и правосознания.

Ученые, проводившие исследования в конце ХIХ — начале XX века, предлагали три основных определения правового сознания. Правовое сознание — это: положительное отношение к праву; совокупность правовых переживаний: устойчивые правовые взгляды, которые не включают психологический аспект.

В дореволюционный период правосознание преимущественно рассматривалось во взаимосвязи с национальной культурой, с определенными историческими фактами. Изучением особенностей российского правового сознания того времени занимались такие известные ученые, как И.А. Ильин, Б.А. Кистяковский, П.И. Новгородцев, Л.И. Петражицкнй, C. Соловьев, Е.Н. Трубецкой, Б.Н. Чичерин и др.[1]

В этот период правовое сознание рассматривалось учеными не как самостоятельное явление, а как существующая взаимосвязь с другими явлениями, такими как государство или право.

В советской правовой науке проблеме правового сознания также уделялось достаточно внимания, однако исследование правосознания на данном этапе развития правовой мысли проходило под влиянием особых историко-политических условий и с существующими ограничениями в свободе научной мысли.

В послереволюционный период неоднозначно оценивались исследования в сфере правосознания. С точки зрения одних авторов, русское национальное правовое сознание в советский период не только не развивалось, а наоборот, всячески подавлялось. Совсем противоположной точки зрения придерживались другие, которые считали, что проблемы правового сознания весьма актуальны и широко освещались в работах послереволюционного периода.

Неоднократно отмечалось отсутствие целостного и четкого понимания правосознания, большая часть исследований была направлена на изучение новых типов правового сознания (коммунистическое, социалистическое, революционное, классовое), а не на разработку проблем самого понятия. Почти все исследователи представляли правосознание как классовое явление, которое обусловливалось общественным бытием и материальными условиями жизни[2].

Современная теория права уделяет проблемам правового сознания особое внимание. Так правовая действительность отражается в правосознании в форме юридических знаний и оценочных отношений к праву и практике его реализации в форме социально-правовых установок и ценностных ориентаций, регулирующих поведение людей в юридически значимых ситуациях.

В современной российской науке четко определилась тенденция на более глубокое, всестороннее изучение содержательных компонентов правового сознания, таких, как структура правосознания, его виды, способы формирования, факторы, обусловливающие деформацию правосознания.

Проанализировав основные теоретико-правовые подходы к пониманию правового сознания, можно сделать вывод о том, что правосознание — это форма человеческого сознания, представляющая собой отражение правовой реальности, совокупность знаний, представлений, мыслей, убеждений и чувств, возникающих у индивидуума, группы лиц или всего общества по отношению к действующему праву и к правовой реальности.

Рассмотрение понятия «правосознание» дает возможность выделить ряд его характерных особенностей. Во-первых, правосознание определяется как самостоятельная форма общественного сознания, тесно взаимодействующая с моральными, религиозными, политическими и другими формами сознания.

Правосознание выступает как выражение сознания политического в категориях прав и обязанностей юридического, а также, в большинстве случаев, и нравственного характера, раскрываемых в оценочных понятиях: законного и незаконного, справедливого и несправедливого, нравственно и юридически оправданного и наоборот. Все это свидетельствует о том, что политическое сознание выражается в правосознании как в одной из своих форм и играет по отношению к нему ведущую роль. В свою очередь правосознание и мораль оказывают весьма существенное воздействие на политическое сознание, ориентируя его развитие на правовые и нравственные ценности. Политическое сознание, таким образом, приобретает черты легитимности и нравственной оправданности. Правосознание же всегда политически значимо и нравственно ориентированно. В нем юридически и нравственно осознаются и оцениваются цели и средства политики[3].

Во-вторых, в правовом сознании отражается отношение субъекта к праву, юридической практике, поведению (деятельности) других субъектов правоотношений, их оценка. Особенность правосознания выражается также в способе отражения правовых явлений общественной жизни. Осознание правовых явлений осуществляется с помощью специальных юридических понятий и категорий, таких как «правомерность», «неправомерность», «юридическая ответственность», «законность» и др.

В-третьих, правосознание как целостное понятие охватывает волю, чувства, мысли и всю сферу бессознательного духовного опыта, дает представление о прошлом, настоящем и будущем права. Объектом познания правосознания выступает действующее право во всем многообразии его проявлений. Но вместе с тем, оно может включать в себя и оценку права прошлого или формировать представление о праве желательном, возможном. Кроме того, правосознание можно рассматривать как своеобразный механизм саморегуляции поведения людей, исходящий из его способности ориентировать субъектов права в разных правовых ситуациях на принятие юридически значимых, правомерных решений.

В юридической литературе различными авторами назывались те или иные признаки правосознания, отмечались его отдельные характерные черты. На их взгляд, к характерным чертам, признакам правосознания относятся следующие[4]:

— правосознание имеет неразрывную связь с правом, которое для него является основным объектом отражения, познания и воздействия;

— правосознание отражает юридическую действительность, т. е. все, что существует и действует в сфере права (правотворчество, правоприменение, правопорядок, деятельность правоохранительных органов, законодательство на всех его уровнях и т. д.);

— правосознание влияет на право и юридическую действительность с позиций правовой идеологии и правовой психологии, что приводит к изменению права и юридической действительности;

— правосознание имеет нормативное значение для участников общественных отношений, т. е. оно выступает в качестве регулятора их поведения;

— правосознание полисубъектно: оно присуще отдельным гражданам, различным социальным группам, обществу в целом (особая часть общества - юристы, для которых правосознание — это сознание профессиональное, что является признаком некоего духовно-культурного явления);

— правосознание имеет теснейшую связь не только с правом, юридической практикой, но и с государством; государственный аппарат, органы публичной власти оказывают большое влияние на процесс формирования правосознания как отдельных граждан, так и общества в целом (в этом случае правосознание тесно взаимодействует с политическим сознанием);

— правосознание - не только позитивный, но и негативный фактор, т. е. оно допускает правовой нигилизм как свою разновидность, проявляющуюся в некомпетентной критике права и правоприменительной практике, правовом инфантилизме, правовом эгоцентризме, правовом негативизме и т. п., что в конечном итоге, имеет негативные, деструктивные последствия для права[5]. Правосознание является неизбежным спутником права, хотя в своем развитии может опережать право, может адекватно отражать правовые требования, а может отставать от отдельных направлений правового развития. Одной из важнейших особенностей правосознания является его способность опережать право. Прежде чем появится закон, через волю и сознание законодателя должно пройти требование, желание, необходимость издания этого закона. Иначе говоря, сначала появляется осознанная потребность в издании закона, а потом появляется и сам закон. Вот эта осознанная правовая потребность в издании закона уже является частью правосознания[6].

Правосознание как самостоятельное явление в структуре общественного сознания, как особое явление духовной культуры, вполне определенным образом воздействует на общество в целом, его социальные слои и отдельного человека.

1.2. Структура правосознания

Структура правового сознания впервые была проанализирована И.Е. Фарбером в работе «Правосознание как форма общественного сознания» в 1963 году. В структуру правосознания входят два элемента: правовая идеология и правовая психология.

Правовая идеология — это совокупность знаний и представлений о действующем праве и явлениях правовой реальности. Правовая психология — это собрание убеждений, чувств, эмоций, оценок действующего права и явлений правовой реальности.

Правовая идеология предстает в виде системы идей, взглядов, теорий о сущности, социальном назначении права, о возможностях его использования для решения социальных проблем. Это концептуальное, теоретическое отражение потребностей и интересов людей, получившее выражение в юридических понятиях и категориях. Ядром правовой идеологии, ее обязательным компонентом являются знания права, которые по своей сути обращаются к каждому человеку с предписаниями, дозволениями и запретами, предоставляют ему права и возлагают на него обязанности.

Ее признаками являются: концептуальное осмысление и выражение коренных интересов и целей классов и социальных групп; выработка ее идеологами (политиками, юристами, философами); целеустремленная направленность правовой идеологии к реализации своих возможностей через различные формы сознания, чтобы стать мотивом практической деятельности народа[7].

Правовая идеология характеризуется системностью и в значительной степени научностью, т.к. она претендует на теоретическое воспроизведение и выражение представлений о праве и закономерностях правовой жизни общества. Отсюда понятийный строй категории «правовая идеология» проявляет себя через правовую науку и ее состояние в учебниках, монографиях, статьях ученых, их лекциях, а также в программных документах политических партий, движений, выступлениях их лидеров и официальных должностных лиц государства. Правовую идеологию всегда можно обнаружить в конкретных письменных документах (послания президента, программы реформ, призывы и установки политических партий) или устных заявлениях профессиональных политиков.

Ее назначение состоит в обосновании, защите в убедительной и авторитетной форме научных взглядов, теорий, стремлении возвести их в ранг официальной правовой политики. Такое значение имеют в современной России идеи и теории правового государства, разделения властей, налогообложения, землепользования и т. д.

Тем не менее, следует различать научность и наукообразность, т.е. иллюзорность правовой идеологии[8]. Научность любой идеологии определяется степенью ее истинности, глубиной познания истины объекта, представленного в виде закономерностей отражаемых явлений. Правовая идеология научна тогда, когда ее идеи, гипотезы и теории, выраженные в понятиях и категориях юриспруденции, соответствуют социальному прогрессу, оказывают практическую пользу эффективному правовому регулированию в соответствии с идеалами свободы, справедливости, законности и гуманизма. Но как показывает опыт истории и практической политики, каждый класс, каждый социальный слой или группа объединенных общностью коренных интересов людей стремится выразить в форме юридических понятий и категорий свои претензии на власть, собственность, привилегии и т. д. И правовая идеология, следовательно, зачастую несет в себе, наряду с общечеловеческими идеалами, груз классовых, групповых предрассудков, становясь в этом смысле иллюзорной. Отсюда наблюдается известный плюрализм политико-правовой идеологии, ее внутренне противоречивый характер. Такое значение имела, например, рабовладельческая и феодальная правовая идеология, да и современный сложный мир буржуазных воззрений на государство и право.

Правовая идеология, есть всегда заинтересованное отражение и закрепление в теоретической форме социальных потребностей и интересов. Она является основой и ведущим, наиболее зримым пластом правосознания. В советский период практически до 60-х годов правовая идеология рассматривалась в качестве единственного компонента в содержании правосознания.

Второй структурный элемент правосознания - правовая психология, которая представляет собою систему чувств, эмоций, настроений и переживаний, возникающих у людей под действием права, по поводу правовой действительности[9]. Отличительные черты правовой психологии состоят в ее неустойчивости, спонтанном характере развития и эмоциональной насыщенности. Явления правовой психики общества, макро- и микрогрупп, а также отдельных личностей, проявляются в эмоционально-чувственном реагировании на правовую среду, в возникновении более или менее устойчивых настроений, чувств, привычек, традиций, вытекающих из правового осознания действительности. Данные психические явления возникают в результате межличностного общения как продукты взаимодействия и взаимовлияния отдельных личностей и социальных общностей. Это могут быть чувства удовлетворения или неудовлетворения правосудием, состоянием законности, реализацией прав и обязанностей и т. д., а также более сложные психологические явления в виде привычек, настроений и установок, определяющих готовность реагировать на соответствующую правовую ситуацию. Поэтому попытка выделить в структуре правосознания кроме правовой идеологии и правовой психологии еще и третий элемент - мотивы поведения, внутреннюю установку и готовность действовать, некорректна.

Некоторые авторы выделяют также в качестве элемента правовую мораль. Правовая мораль — это представления людей о действующем праве, его реализации и развития с точки зрения их моральных убеждений. Именно через правовую мораль чаще всего психологические и идеологические элементы правосознания приобретают характер установки к определенному образу поведения. Это обстоятельство подтверждается и фактом существования в правоведении проблемы исполнения законов, не отвечающим нравственным критериям.

Рассмотрим отличие и взаимосвязь правовой психологии и правовой идеологии.

Взаимосвязь правовой идеологии и психологии проявляется в следующем. Во-первых, если правовая идеология отделяется от правовой психологии, то она лишается эмпирической базы и становится схоластической, без жизненного опыта она будет неверной, оторванной от реальности. Во-вторых, если проделать предыдущую операцию наоборот, то правовое сознание индивида никогда не выйдет из рамок своего опыта и никогда не объяснит те факты, с которыми она (правовая психология) сталкивается. В-третьих, правовая психология наиболее важный показатель практической реализации правовых принципов, теорий, концепций, и если эти принципы реализуются без учета правовой психологии, то они обречены на гибель и неисполнение[10].

Правовая психология отражает правовую действительность не как систему, а как некий набор не связанных фактов, сторон окружающей правовой действительности. Правовая идеология, наоборот, отражает правовую действительность как системное целое. Правовая психология отражает правовую действительность на эмпирическом уровне, т.е. на уровне тех фактов, которые воспринимает субъект. Правовая идеология - на уровне присущих ей закономерностей, выходит за рамки жизненного опыта субъекта.

Правовая психология имеет более гибкий характер, быстрее реагирует на изменения в правовой действительности, т.к. субъект эти изменения испытывает непосредственно на себе.

Правовая же идеология медленнее реагирует на изменения в правовой сфере, потому что для их глубокого изучения требуется время, при этом оно не является единственным препятствием для развития правовой идеологии.

Несмотря на теоретические различия между правовой психологией и правовой идеологией, в реальности и сознании субъекта они неразделимы. Правовая идеология и правовая психология отражают общественное бытие и социально-правовую реальность различных уровней и при помощи различных средств. Именно гармоничное сочетание правовой психологии и правовой идеологии обеспечивает адекватное отражение социального бытия и регулятивное воздействие на общественную жизнь[11].

Таким образом, подводя итог изложенному в главе, можно сделать следующий вывод.

Правосознание — это форма человеческого сознания, представляющая собой отражение правовой реальности, совокупность знаний, представлений, мыслей, убеждений и чувств, возникающих у индивидуума, группы лиц или всего общества по отношению к действующему праву и к правовой реальности.

Правосознание как самостоятельное явление в структуре общественного сознания, как особое явление духовной культуры, вполне определенным образом воздействует на общество в целом, его социальные слои и отдельного человека.

В структуру правосознания входят два элемента: правовая идеология и правовая психология.

Правовая идеология — это совокупность знаний и представлений о действующем праве и явлениях правовой реальности. Правовая психология — это собрание убеждений, чувств, эмоций, оценок действующего права и явлений правовой реальности.

Правовая идеология предстает в виде системы идей, взглядов, теорий о сущности, социальном назначении права, о возможностях его использования для решения социальных проблем. Это концептуальное, теоретическое отражение потребностей и интересов людей, получившее выражение в юридических понятиях и категориях. Ядром правовой идеологии, ее обязательным компонентом являются знания права, которые по своей сути обращаются к каждому человеку с предписаниями, дозволениями и запретами, предоставляют ему права и возлагают на него обязанности.

Правовая психология отражает правовую действительность не как систему, а как некий набор не связанных фактов, сторон окружающей правовой действительности. Правовая идеология, наоборот, отражает правовую действительность как системное целое. Правовая психология отражает правовую действительность на эмпирическом уровне, т.е. на уровне тех фактов, которые воспринимает субъект. Правовая идеология — на уровне присущих ей закономерностей, выходит за рамки жизненного опыта субъекта.

Глава 2. Виды и функции правосознания

2.1. Виды правосознания

Вопрос о видах и уровнях правосознания конкретизирует проблему его структуры, нацеливая познание на иные критерии анализа данного сложного явления. Виды правосознания определяются его субъектами, носителями и творцами различных форм осознания правовой действительности. В этой связи выделяются три основных вида правосознания: общественное, групповое и индивидуальное. Подобное деление основывается на признаке различной степени социальной общности.

Общественное правосознание представляет собой наиболее абстрактное выражение правосознания, это исторически сложившаяся на основе общности культурно-национальных особенностей развития система правовых идей, взглядов, теорий, чувств, эмоций, настроений и переживаний, характерных для данного общества в целом, своеобразный симбиоз рационально-психологических воззрений и оценок права, свойственных данному народу, сформировавшихся во временных и государственных границах его конкретной истории[12].

Показателями общественного правосознания являются: исторически сложившийся настрой данного общества по отношению к праву; национально-культурные оценки, в том числе «максимы, мифы и предрассудки» в воззрениях на право; культивируемая в обществе система правовых ценностей; характерные для данного общества правовые принципы и идеи, воплотившиеся в основных его учреждениях и институтах и т. д.

Несмотря на свой абстрактный характер, общественное правосознание генетически привязано к национально-историческим особенностям культуры, религии и социальной структуры конкретного государства и общества, и это позволяет нам говорить о российском правосознании, американском, немецком и т. д. Итак, каждый государственно-организованный народ имеет свое социально неповторимое общественное правосознание. Применительно к российскому общественному правосознанию можно, например, говорить о таких его основных чертах, как многонациональный характер, исторически сложившаяся идея ориентации на благо социальных общностей и отсутствие личностной независимости, недоверчивое отношение к праву и его роли в жизни общества, слияние в правовой системе западных и восточных идей при преобладающей приверженности к ценностям континентальной системы права и т. д.

Групповое правосознание представлено в макро и микрогруппах, составляющих национальную, классовую, социокультурную, производственную структуру общества. Эта система правовых идей, теорий, взглядов, чувств и настроений, являющихся характерными для данных социальных общностей, выражающих их преимущественный настрой по отношению к праву, его коллективные оценки. Такое значение имеют правовые воззрения классов, наций, народностей, трудовых и даже временных коллективов, в которых сложилась некая психологическая общность оценок правовой действительности[13].

Не менее важную роль в жизни общества играет правосознание малых групп: трудовых коллективов, общественных организаций, учебных групп, пенсионеров и т. д. Оно представляет собой своеобразный идейно- психологический «срез» индивидуального и общественного правосознания в коллективной жизнедеятельности людей. Это сложившиеся на основе групповой сплоченности и общности интересов правовые взгляды и оценки правопорядка, законности, правосудия, правовых институтов и учреждений общества, культивируемые в данной группе. Из этого объективно сложившегося или сознательно сформированного комплекса правовых воззрений и оценок члены группы заимствуют свои представления о праве, к этому «усредненному» правосознанию они прибегают для аргументации мотивов своего отношения к праву и своего поведения. Важными показателями группового правосознания являются микроклимат законности, установки правомерного поведения, образы и стандарты типичного поведения членов группы18. Значит, групповое сознание выглядит как некое звено, опосредствующее индивидуальное и общественное правосознание. При помощи его осуществляется социализация индивидуальных правосознаний, формируется определенное отношение индивидов к законодательству и правовой действительности[14].

Индивидуальное правосознание, с одной стороны, есть конкретизированное выражение общественного и группового правосознания в мировоззрении отдельной личности, а с другой стороны, является индивидуально неповторимой, усвоенной индивидом суммой правовых знаний, идей и концепций, а также соответствующих правовых чувств, настроений и ориентаций, определяющих отношение конкретного человека к праву и правовой действительности. Существование индивидуального правосознания в советский период отечественной истории отрицалось практически до середины 60-х годов. Так, писалось, что нельзя согласиться с мнением, будто существует так называемое индивидуальное правосознание. Очевидно, что это результат господствующей в то время официальной идеологической установки на примат общества над личностью, общественного над индивидуальным.

Индивидуальное правосознание несет в себе общественное содержание, поскольку оно формировалось на основе общественного бытия и в определенной правовой атмосфере, создаваемой общественным сознанием и правовой жизнью эпохи. Вместе с тем в нем проявляются особенности воспитания и образования личности, индивидуальной и коллективной, опыт ее поведения в правовой сфере, субъективно сформировавшиеся взгляды, оценки и ориентации. Оно может быть масштабным и ограниченным, компетентным и обыденным, пробельным и деформированным, демонстрируя тем самым индивидуально неповторимый мир правовых ценностей отдельно взятой личности.

Если общественное, групповое и индивидуальное правосознание характеризуют его виды, то обыденное, профессиональное и теоретическое раскрывают уровни формирования и функционирования. Виды правосознания, таким образом, определяются субъектами, составляющими социальную структуру общества, в то время как уровни показывают степень и качество его сформированности. Таким образом, уровень правосознания определяется глубиной, полнотой и способом отражения правовой жизни в общественном сознании[15].

Обыденное правосознание - вид правосознания людей, не имеющих юридического образования. Основными его чертами являются: массовость, эмпирический характер и не всегда достаточная компетентность. Обыденное правосознание означает повседневное познание правовой действительности самыми широкими народными массами, коллективами и конкретными людьми. Это наиболее распространенные и первичные правовые воззрения людей на состояние законодательства, правосудия, законности и выражающие их оценочное отношение к правовой сфере общества. Являясь выражением первичного эмпирического уровня отражения правовой действительности, обыденное правосознание выступает предпосылкой для формирования правосознания теоретического и профессионального. Исторически оно предшествует юридически грамотному, компетентному анализу правовой действительности и является для него питательной средой и одним из важнейших источников.

Профессиональное правосознание характерно для лиц, имеющих юридическое образование. В научной литературе отмечаются такие черты профессионального правосознания, как компетентность, ориентированность на реализацию правовых норм, связь с идеями справедливости и законности, политическая зрелость, чувство профессионального долга и т. д. Знания о праве, навыки и умения юридической деятельности составляют основу правосознания юристов. Это профессиональная компетентность в сфере действующего законодательства и практики его реализации, выраженная в достаточно глубоких и, главное, профессионально необходимых знаниях о праве и закономерностях его бытия, позволяющих заниматься юридической деятельностью. Знания юристов в области права значительно полнее и детальнее, чем у других граждан, и достигают экспертного уровня. Следовательно, юрист — это эксперт в сфере правовой действительности и ему свойственно профессиональное умение выражать потребности правового развития общества в юридических понятиях и категориях, оценивать те или иные факты общественной жизни, поведения людей с точки зрения действующего законодательства. Носителями такого правосознания, выступают следователи, судьи, адвокаты, прокуроры, юрисконсульты и другие представители юридической специальности. Профессиональное правосознание, таким образом, можно определить как обусловленную спецификой социальной роли и юридической деятельности профессионально формируемую систему правовых идей, взглядов, чувств, ценностных ориентаций, определяющих образ жизни и мотивы поведения в служебной сфере представителей юридической профессии[16].

Теоретическое правосознание есть систематизированное концептуальное отражение закономерностей правовой жизни общества в форме научных понятий и категорий. Это гносеологически более высокий уровень отражения в сознании людей правовой сферы, состоящий в стремлении не ограничиваться анализом и оценкой правовых явлений, а вскрыть их сущность. Отсюда теоретическое правосознание представлено правовой наукой и идеологией. Теоретическое правосознание характеризуется преобладающей ролью рациональных элементов над психическими. Его содержание, представленное в виде идей, понятий, научных конструкций, входит составным элементом в духовную культуру общества и наиболее ярко характеризует интеллектуальный мир правовой культуры. С теоретическим правосознанием тесно связано, взаимодействует и взаимопересекается, но не совпадает правосознание профессиональное[17].

В целом в подавляющем большинстве случаев у субъектов формируется положительное отношение к праву, обуславливающее массовое правомерное поведение, но возможно формирование отрицательного отношения к праву, и тогда мы говорим о деформации правового сознания. Деформация правового сознания может приобретать различные формы: идеализм, конформизм, радикализм, инфантилизм и нигилизм.

2.2. Функции правосознания

Функции правосознания — это основные направления воздействия правосознания на социальную действительность и самого субъекта. В различных литературных источниках называются следующие функции: познавательная, воспитательная, идеологическая, гносеологическая, прогностическая, моделирующая, регулирующая, оценочная и т. д. Такая многозначная оценка роли правосознания не случайна. Учёные через правосознание рассмотрели все основные сферы политико-правовой жизни общества: положительное и естественное право, уголовную вину, сущность и форму государства, аксиомы правосознания и ряд других вопросов, продемонстрировав, таким образом, гносеологическую и практическую значимость правосознания для государства и права.

Выделяют следующие функции правосознания: познавательная, оценочная, регулятивная функции правосознания.

Некоторые авторы считают, что существуют и другие функции правосознания. Так, например, анализируя функцию правового моделирования, отмечают в частности, что результатом познавательного и прогностического процесса является формирование определенных моделей (правил поведения). Другие учёные придерживаются мнения, что есть функция развития правовой науки. Отдельные выделяют регулятивную, идеологическую, нормативно-прогностическую функции правосознания. Они также считают, что есть и функция правового моделирования[18].

Роль правосознания в жизни общества выходит за рамки трех основных функций. Исходя из практической институциональной обособленности государства и права в жизни общества, целесообразно выделить особые функции правосознания. К числу таких функций, на наш взгляд, следует отнести: познавательную, оценочную, регулятивную, мировоззренческую и воспитательную.

Познавательная функция правосознания выражается в том, что оно служит объективным средством, исключительным инструментом отражения и осознания явлений правовой действительности. Через правосознание осуществляется обыденный, профессиональный и научный анализ закономерностей правовой жизни общества во всех ее проявлениях, познается истинность самого права и способов правового регулирования, формулируются научно-практические знания о праве. Реальными инструментами познания мира правовых явлений выступают правовые идеи, понятия, гипотезы, теории, посредством которых осуществляется анализ юридической сферы, накапливаются и уточняются правовые знания. На основе правового познания происходит совершенствование действующего законодательства, властное регулирование общественных отношений в рамках правоприменительной деятельности, а также саморегулирование гражданами своего поведения.

Процесс познавательной деятельности в сфере права позволяет субъектам одновременно формулировать свое оценочное отношение к действующему законодательству и практике его правотворчества и реализации. Отсюда, познавательная функция правосознания тесно связана с оценочной[19].

Оценочная функция правосознания состоит в его способности служить средством определения степени полезности правовых явлений для практической жизнедеятельности людей. Оценочный процесс осуществляется параллельно с познавательным, и выглядит как измерение права и юридической деятельности через призму категорий правомерного и неправомерного, законного и незаконного, справедливого и несправедливого. Оценочная деятельность придает законченный характер познанию права, нацеливает юридические знания на решение практических задач в соответствии с осознанными человеческими интересами. Исключительно важное значение имеет правосознание, сориентированное на идеалы добра, справедливости, гуманизма, права и свободы граждан. Оно побуждает субъектов юридической деятельности рассматривать правовое регулирование через призму правовых ценностей, ориентироваться на достижение высших правовых идеалов.

Оценочный характер правосознания проявляется в эмоциональной окрашенности идей, взглядов, теорий, в формировании чувств удовлетворенности либо, наоборот, неудовлетворенности правовой действительностью. Ценным в правовой сфере признается то, что соответствует человеческим желаниям и внутренне усвоенным идеалам.

Правосознание, как отмечается в литературе, способствует формированию следующих основных видов оценочных отношений: к праву в целом (его принципам, нормам, институтам); к правовому поведению окружающих и к объектам деятельности (преступности, преступлениям, преступникам); к правоохранительным органам (прокуратуре, адвокатуре, суду, юстиции и т. д.); к своему собственному поведению (самооценка). Оценить право или нормативную ситуацию означает соотнести их со своими желаниями и настроениями, измерить собственным жизненным опытом и сформировать свое субъективное отношение. Результатом этого является формирование ценностно-ориентационного отношения в сфере права, что позволяет данную функцию правосознания иногда называть ценностно-ориентационной[20].

Регулятивная функция правосознания является логическим продолжением и конкретизацией ценностно-ориентационного отношения субъекта к явлениям правовой деятельности. Ее содержанием выступает осознанное поведение личности в виде саморегулирования собственных поступков и совершения актов юридически значимой деятельности. Правосознание как одно из социально-правовых явлений обладает безусловным нормативным характером. Это означает, что правовые взгляды, идеи, чувства и ориентации, составляющие его содержание, обладают типичностью, всеобщностью, повторяемостью, упорядоченностью воздействия в человеческом сознании и поведении и, таким образом, управляют деятельностью людей. Сами нормы права предстают пред нами как особого рода правовые взгляды, обладающие специфической юридической структурой и особым, государственно-волевым содержанием. Отсюда, правосознание, будучи идейно-психологической основой правовых норм, через познавательную и оценочную сферы личности управляет ее деятельностью. Оно определяет правомерное и противоправное поведение, внутренне аргументирует избирательные акты человеческого поведения.

Регулятивный характер правосознания не тождествен регулятивности правовых норм. Последние являются продуктом государственной воли, являются обеспеченными средствами государственного принуждения и формально-определенными регуляторами общественных отношений. Правосознание же действует на поведение людей через знания о праве, правовые ориентации и установки. Это своеобразное «предофициальное», или «доофициальное», регулирование человеческого поведения на основе информации об идейно-психологическом содержании права. Правосознание регулирует, но регулирует незаметно, вплетаясь в сознательно-волевую деятельность людей и управляя ею.

В системе функций правосознания в качестве определяющей роли выступает мировоззренческая функция. Все другие функции правового сознания являются «производными», т.е. они находятся в зависимости от мировоззренческой функции, ибо, не имея общих мировоззренческих позиций и юридических знаний, невозможно рассуждать о правовом сознании и его функциях[21].

В советской и современной философской литературе имеются различные определения мировоззрения, в них рассматриваются его уровни и роль в жизни обществ и человека. На наш взгляд, наиболее верное и полное определение мировоззрения дается в «Философском энциклопедическом словаре». В нем отмечается, что мировоззрение есть система взглядов на объективный мир, место в нем человека, на отношение человека к окружающей действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания действительности, ценностные ориентации.

Знания, ценности, идеалы получают свою жизненность лишь тогда, когда они, будучи основой мировоззрения, обретают качество убеждения. Убежденность является составляющим элементом мировоззрения и потому образует его стержень, раскрывает устойчивую и психологическую установку человека. Г лавное в убеждении — это уверенность в правоте своих взглядов. Руководствуясь убеждениями и ради их выполнения, человек подчиняет свои чувства, совесть, волю и поступки. Мировоззрение определяет жизненную позицию человека, он решает, как ему быть, как поступить, какой вид деятельности выбрать. Жизненная позиция — это окончательный выбор форм человеческой деятельности. Мировоззрение — не простая сумма суждений и умозаключений, в его формировании и функционировании участвуют не только разум, но и человеческие эмоции.

Воспитательная, или идеологическая, функция правосознания проявляется в том, что оно выступает элементом духовной культуры общества и личности, служит идейно-психологическим средством воспитания сознательного и ответственного отношения людей к жизни. Правосознание в различных его видах аккумулирует в себе идеи, взгляды, теории о политико-правовой действительности, пропагандирует правовые знания, а также может целенаправленно агитировать за определенные юридические ценности и стандарты поведения. Бесспорна и значима его роль в качестве средства сдерживания человеческого эгоизма и пропаганды правомерного образа жизни[22]. Предупреждая о грядущих последствиях неправомерного поведения угрозой наказания, позволяя распознавать образ законного и незаконного, справедливого и несправедливого в сфере права, правосознание «подсказывает» и учит образцам и вариантам законопослушной деятельности. Оно — объективно удобное средство воспитания уважительного отношения людей к действующему законодательству. И вся система правового воспитания общества нацелена на формирование позитивных элементов индивидуального и общественного правосознания.

Все функции правосознания проявляют себя в нерасторжимом единстве: их нельзя ни отрывать друг от друга, ни противопоставлять. Они представляют собой взаимосвязанные основные способы его формирования и реализации.

Таким образом, познание природы действия функций правосознания имеет большое практическое значение. Правовое сознание, выполняя смыслонесущие функции, определяет их социальную роль и значимость в жизни общества и индивида, позволяет более полно и объективно познать и осмыслить правовую действительность. Вышеназванные функции определяют уровень развития в государстве законности, правового и общественного порядка, а также формируют индивидуальное правосознание граждан, так как положительное отношение к закону, праву будет способствовать реализации предписаний юридических норм[23].

Подводя итог главе, можно сделать следующие выводы. С точки зрения глубины отражения правовой деятельности, обычно выделяют три уровня правосознания: обыденное (эмпирическое), научное (теоретическое) и профессиональное.

Обыденное (эмпирическое) формируется на базе повседневной жизни граждан в сфере правового регулирования.

Научное (теоретическое) формируется на базе широких и глубоких правовых обобщений и специальных исследований в области права.

Профессиональное правосознание — это правовое сознание юристов. Таким образом, правосознание гражданина можно выделить в результате классификации правового сознания по субъектам. Так, правосознание подразделяется на: индивидуальное (на уровне индивида), групповое (на уровне группы) и общественное (на уровне общества в целом).

Что касается функций правосознания то, по мнению многих современных теоретиков права, к ним относятся познавательная, оценочная и регулятивная и др.

Познавательная функция правосознания заключается в познании жизни через призму правовых явлений, т.е. индивид познает общество посредством изучения и установления действий, событий, фактов как правовых. Данная функция реализуется во всех слоях населения, как среди рядовых граждан, так и специалистов, связывающих свою профессиональную деятельность с областью права.

Оценочная функция правосознания напрямую связана с познавательной функцией и становится ее непосредственным продолжением, поскольку здесь индивид не только определяет для себя, какие события, действия и факты являются юридически значимыми, но и дает им оценку, опираясь на свои знания в правовой сфере. Эта деятельность также осуществляется как рядовыми гражданами, так и специалистами в области права.

Под регулятивной функцией правосознания подразумеваются действия индивида, основанные на тех правовых установках и ориентациях, которые он имеет благодаря своему правосознанию.

Заключение

Подводя итог исследованию, можно сделать следующие выводы.

Правосознание — это форма человеческого сознания, представляющая собой отражение правовой реальности, совокупность знаний, представлений, мыслей, убеждений и чувств, возникающих у индивидуума, группы лиц или всего общества по отношению к действующему праву и к правовой реальности.

Правосознание как самостоятельное явление в структуре общественного сознания, как особое явление духовной культуры, вполне определенным образом воздействует на общество в целом, его социальные слои и отдельного человека.

В структуру правосознания входят два элемента: правовая идеология и правовая психология.

Правовая идеология — это совокупность знаний и представлений о действующем праве и явлениях правовой реальности. Правовая психология — это собрание убеждений, чувств, эмоций, оценок действующего права и явлений правовой реальности.

Правовая идеология предстает в виде системы идей, взглядов, теорий о сущности, социальном назначении права, о возможностях его использования для решения социальных проблем. Это концептуальное, теоретическое отражение потребностей и интересов людей, получившее выражение в юридических понятиях и категориях. Ядром правовой идеологии, ее обязательным компонентом являются знания права, которые по своей сути обращаются к каждому человеку с предписаниями, дозволениями и запретами, предоставляют ему права и возлагают на него обязанности.

Правовая психология отражает правовую действительность не как систему, а как некий набор не связанных фактов, сторон окружающей правовой действительности. Правовая идеология, наоборот, отражает правовую действительность как системное целое. Правовая психология отражает правовую действительность на эмпирическом уровне, т.е. на уровне тех фактов, которые воспринимает субъект. Правовая идеология - на уровне присущих ей закономерностей, выходит за рамки жизненного опыта субъекта.

С точки зрения глубины отражения правовой деятельности, обычно выделяют три уровня правосознания: обыденное (эмпирическое), научное (теоретическое) и профессиональное. Обыденное (эмпирическое) формируется на базе повседневной жизни граждан в сфере правового регулирования. Научное (теоретическое) формируется на базе широких и глубоких правовых обобщений и специальных исследований в области права. Профессиональное правосознание — это правовое сознание юристов. Таким образом, правосознание гражданина можно выделить в результате классификации правового сознания по субъектам. Так, правосознание подразделяется на: индивидуальное (на уровне индивида), групповое (на уровне группы) и общественное (на уровне общества в целом).

Что касается функций правосознания то, по мнению многих современных теоретиков права, к ним относятся познавательная, оценочная и регулятивная и др. Познавательная функция правосознания заключается в познании жизни через призму правовых явлений, т.е. индивид познает общество посредством изучения и установления действий, событий, фактов как правовых. Данная функция реализуется во всех слоях населения, как среди рядовых граждан, так и специалистов, связывающих свою профессиональную деятельность с областью права.

Оценочная функция правосознания напрямую связана с познавательной функцией и становится ее непосредственным продолжением, поскольку здесь индивид не только определяет для себя, какие события, действия и факты являются юридически значимыми, но и дает им оценку, опираясь на свои знания в правовой сфере. Эта деятельность также осуществляется как рядовыми гражданами, так и специалистами в области права.

Под регулятивной функцией правосознания подразумеваются действия индивида, основанные на тех правовых установках и ориентациях, которые он имеет благодаря своему правосознанию.

Список литературы

I. Нормативно-правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации: официальный текст: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (ред. от 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ. — 2020. — № 31. — Ст. 4398.

II. Учебная и научная литература

  1. Баранов П.П. Методологические проблемы правосознания в эпоху правовой цифровизации / П.П. Баранов // Гуманитарий Юга России. — 2020. — Т. 9. — № 4. — С. 26-41.
  2. Визиренко Е.В. Системность феномена правосознания / Е.В. Визиренко // Современные научные исследования и разработки. — 2017. — № 4 (12). — С. 71-75.
  3. Гасаналиева А.Ш. Внешние и внутренние факторы и условия, влияющие на формирование правосознания / А.Ш. Гасаналиева // Молодой ученый. — 2020. — № 41 (331). — С. 91-93.
  4. Герасименко Ю.В. Роль правосознания как регулятора общественных отношений / Ю.В. Герасименко // Вестник Донецкого национального университета. Серия Е: Юридические науки. — 2020. — № 1. — С. 16-20.
  5. Горохова В.В., Горохова И.В. Проблемы формирования профессионального правосознания / В.В. Горохова, И.В. Горохова // Вестник экономической безопасности. — 2020. — № 3. — С. 17-21.
  6. Гусарова М.А. Проблема правосознания как социокультурного феномена / М.А. Гусарова // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. — 2017. — № 9 (83). — С. 73-75.
  7. Джамалова Э.К., Рамазанова З.Г. К вопросу о правосознании как идеологическом источнике права / Э.К. Джамалова, З.Г. Рамазанова // Юридический вестник ДГУ. — 2020. — Т. 35. — № 3. — С. 14-18.
  8. Карнаушенко Л.В. Правосознание в российском обществе: теоретико-прикладной анализ / Л.В. Карнаушенко // Юридический вестник ДГУ. — 2020. — Т. 35. — № 3. — С. 25-28.
  9. Кунц Д.А. Правосознание: понятие и сущность. особенности становления правосознания на примере правосознания юристов / Д.А. Кунц // NovaUm.Ru. — 2017. — № 7. — С. 163-165.
  10. Кученев А.В. Историография развития сущности и содержания правосознания в отечественной науке / А.В. Кученев // История государства и права. — 2017. — № 15. — С. 59-63.
  11. Лагунова И.С. Стремление к правовой свободе как основная черта современного правосознания / И.С. Лагунова // Пробелы в российском законодательстве. — 2017. — № 3. — С. 311-314.
  12. Малахов В.П., Маилян С.С. Доктринальное правосознание: характерные черты и тенденции изменений / В.П. Малахов, С.С. Маилян, Сигалов К.Е. // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. — 2017. — № 4 (40). — С. 21-27.
  13. Орлова А.А., Бутенко Т.П. К вопросу о понятии и функциях правосознания / А.А. Орлова, Т.П. Бутенко // Теория государства и права. — 2020. — № 4 (20). — С. 183-190.
  14. Советкина А.С., Черевиченко Т.С. Правовой нигилизм как проблема российского правосознания / А.С. Советкина, Т.С. Черевиченко // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. — 2020. — № 10-4 (49). — С. 70-72.
  15. Стуколова Л.С., Юшкова К.А. Правосознание как явление правовой деятельности / Л.С. Стуколова, К.А. Юшкова // Мировая наука. — 2017. — № 3. — С. 59-61.
  16. Субанбекова М.Ш. Историко-философские парадигмы правосознания / М.Ш. Субанбекова // Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана. — 2017. — № 3. — С. 189-191.
  17. Сургуладзе В.Ш. Преемственные проблемы российского правосознания / В.Ш. Сургуладзе // Власть. — 2017. — Т. 25. — № 5. — С. 156-157.
  18. Татару Б.А. Понятия и структура профессионального правосознания / Б.А. Татару // Вестник СевКавГТИ. — 2017. — № 2 (29). — С. 134-136.
  19. Улитин И.Н., Долматова Ю.Ю. К пониманию правосознания в отраслях российского права / И.Н. Улитин, Ю.Ю. Долматова // Устойчивое развитие науки и образования. — 2017. — № 6. — С. 125-130.
  20. Фиолевский Д.П., Еропутов К.А. От научной теории правосознания до реалий правового бытия / Д.П. Фиолевский, К.А. Еропутов // Евразийский союз ученых. — 2018. — № 3-3 (48). — С. 66-71.
  21. Фролов А.Н. Право и правосознание: диалектика взаимовлияния / А.Н. Фролов // Юридические исследования. — 2017. — № 5. — С. 124-132.
  22. Щербинин А.А., Федорова Н.Н. Функции гражданского правосознания / А.А. Щербинин, Н.Н. Федорова // Журнал гуманитарных наук. — 2017. — № 17. — С. 83-85.
  1. Кученев А.В. Историография развития сущности и содержания правосознания в отечественной науке / А.В. Кученев // История государства и права. — 2017. — № 15. — С. 59-63.

  2. Фиолевский Д.П., Еропутов К.А. От научной теории правосознания до реалий правового бытия / Д.П. Фиолевский, К.А. Еропутов // Евразийский союз ученых. — 2018. — № 3-3 (48). — С. 66-71.

  3. Кунц Д.А. Правосознание: понятие и сущность. особенности становления правосознания на примере правосознания юристов / Д.А. Кунц // NovaUm.Ru. — 2017. — № 7. — С. 163-165.

  4. Лагунова И.С. Стремление к правовой свободе как основная черта современного правосознания / И.С. Лагунова // Пробелы в российском законодательстве. — 2017. — № 3. — С. 311-314.

  5. Советкина А.С., Черевиченко Т.С. Правовой нигилизм как проблема российского правосознания / А.С. Советкина, Т.С. Черевиченко // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. — 2020. — № 10-4 (49). — С. 70-72.

  6. Сургуладзе В.Ш. Преемственные проблемы российского правосознания / В.Ш. Сургуладзе // Власть. — 2017. — Т. 25. — № 5. — С. 156-157.

  7. Улитин И.Н., Долматова Ю.Ю. К пониманию правосознания в отраслях российского права / И.Н. Улитин, Ю.Ю. Долматова // Устойчивое развитие науки и образования. — 2017. — № 6. — С. 125-130.

  8. Визиренко Е.В. Системность феномена правосознания / Е.В. Визиренко // Современные научные исследования и разработки. — 2017. — № 4 (12). — С. 71-75.

  9. Стуколова Л.С., Юшкова К.А. Правосознание как явление правовой деятельности / Л.С. Стуколова, К.А. Юшкова // Мировая наука. — 2017. — № 3. — С. 59-61.

  10. Гусарова М.А. Проблема правосознания как социокультурного феномена / М.А. Гусарова // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. — 2017. — № 9 (83). — С. 73-75.

  11. Фролов А.Н. Право и правосознание: диалектика взаимовлияния / А.Н. Фролов // Юридические исследования. — 2017. — № 5. — С. 124-132.

  12. Субанбекова М.Ш. Историко-философские парадигмы правосознания / М.Ш. Субанбекова // Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана. — 2017. — № 3. — С. 189-191.

  13. Джамалова Э.К., Рамазанова З.Г. К вопросу о правосознании как идеологическом источнике права / Э.К. Джамалова, З.Г. Рамазанова // Юридический вестник ДГУ. — 2020. — Т. 35. — № 3. — С. 14-18.

  14. Карнаушенко Л.В. Правосознание в российском обществе: теоретико-прикладной анализ / Л.В. Карнаушенко // Юридический вестник ДГУ. — 2020. — Т. 35. — № 3. — С. 25-28.

  15. Герасименко Ю.В. Роль правосознания как регулятора общественных отношений / Ю.В. Герасименко // Вестник Донецкого национального университета. Серия Е: Юридические науки. — 2020. — № 1. — С. 16-20.

  16. Татару Б.А. Понятия и структура профессионального правосознания / Б.А. Татару // Вестник СевКавГТИ. — 2017. — № 2 (29). — С. 134-136.

  17. Малахов В.П., Маилян С.С. Доктринальное правосознание: характерные черты и тенденции изменений / В.П. Малахов, С.С. Маилян, Сигалов К.Е. // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. — 2017. — № 4 (40). — С. 21-27.

  18. Щербинин А.А., Федорова Н.Н. Функции гражданского правосознания / А.А. Щербинин, Н.Н. Федорова // Журнал гуманитарных наук. — 2017. — № 17. — С. 83-85.

  19. Орлова А.А., Бутенко Т.П. К вопросу о понятии и функциях правосознания / А.А. Орлова, Т.П. Бутенко // Теория государства и права. — 2020. — № 4 (20). — С. 183-190.

  20. Горохова В.В., Горохова И.В. Проблемы формирования профессионального правосознания / В.В. Горохова, И.В. Горохова // Вестник экономической безопасности. — 2020. — № 3. — С. 17-21.

  21. Гасаналиева А.Ш. Внешние и внутренние факторы и условия, влияющие на формирование правосознания / А.Ш. Гасаналиева // Молодой ученый. — 2020. — № 41 (331). — С. 91-93.

  22. Баранов П.П. Методологические проблемы правосознания в эпоху правовой цифровизации / П.П. Баранов // Гуманитарий Юга России. — 2020. — Т. 9. — № 4. — С. 26-41.

  23. Орлова А.А., Бутенко Т.П. К вопросу о понятии и функциях правосознания / А.А. Орлова, Т.П. Бутенко // Теория государства и права. — 2020. — № 4 (20). — С. 183-190.