Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Понятие и виды источников права (Нормативный правовой акт)

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

В правоведении проблематика источников права не является совершенно новой. Источники права издавна были и в наше время остаются предметом самого пристального внимания, как общей теории права, так и отраслевых научных дисциплин. С началом формирования в стране нового, современного права в юридической науке заметно возрос интерес к вопросам, связанным с источниками права.

Кардинальные перемены общественно-политической жизни в России, произошедшие на рубеже XX и XXI веков, заставляют обратиться к одной из основных теоретико-прикладных проблем юриспруденции - пониманию источников права.

Источник права - это внешняя форма выражения и закрепления юридической нормы, способ ее существования.

Понятие источника права предполагает его анализ с точки зрения внешней формы выражения как способов возведения в закон воли соответствующих политических сил, стоящих у власти, выражающих интересы классов, всего народа или его части.

Обязательным свойством источника права является признание его в качестве такового государством. Только в случае одобрения государственной властью внешняя форма выражения и закрепления юридической нормы становится официальным ее «местонахождением», приобретает общеобя-зательность и гарантируется государством.

В теории называют четыре вида источников права: нормативный акт, судебный прецедент, обычай и договор. В отдельные исторические периоды источниками права признавали правосознание, правовую идеологию, а также деятельность юристов.

Формы (источники) права имеют исключительно большое значение для укрепления законности в правовом государстве. Поэтому тема курсовой работы звучит актуально и подразумевает более глубокий уровень исследования, который не стал возможен из-за недостаточной научной базы.
В своей работе мы постараемся осветить данную проблему, опираясь на последние разработки ученых.

Актуальность избранной темы неоднократно подчеркивалась учеными-правоведами о том, что учение об источниках права было и остается одним из центральных разделов юридической науки. Новизна в общих подходах к пониманию права не может перекрыть потребности в детальном и глубоком изучении как роли и места источников права, так и их системы и особенно отдельных видов.

Объектом курсовой работы являются источники права.

Предмет исследования составила характеристика источников права и их видов, формирующихся в различных правовых семьях.

Целью данной курсовой является раскрытие понятия и сущности источников права. Для достижения поставленной цели следует решить задачи:

- дать понятие форм источников права;

- рассмотреть источники права в различных правовых семьях;

- изложить и рассмотреть основные формы источников права.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения и списка использованных источников.

В основу курсовой работы положены выводы и соображения таких авторов, как Абдулаева М.И., Богдановой О.В., Жуйкова В.М.,Зивса С.Л., Ивановв А.А., Ивановв В.П., Мартынчика Е., Матузова Н.И., Малькова А.В., Хропанюка В.Н и других, полный перечень которых указан в списке использованных источников.

Курсовая работа выполнена с использованием 29 источников.

1.ИСТОЧНИКИ ПРАВА: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Понятие и признаки источников права

Формирование понятийного аппарата отечественной науки общей теории права функционально зависит от того, какое значение придается тому или иному слову в русском языке. Слово «источник» имеет в русском языке множество значений.

Одно из значений слова источник в русском языке  это «вообще всякое начало или основание», «откуда исходит что-нибудь». В качестве такой основы права ряд ученых признают материальные условия жизни общества, систему экономико-хозяйственных связей (материальный аспект понятия источник права).

Второе значение слова «источник» связано с «силой, из которой что-либо исходит». В этой связи, целый ряд авторов в качестве силы, творящей право, признавали творческую силу Бога (Фома Аквинский, Иосиф Волоцкий и др.), другие мыслители видели в этой силе волю народа (Руссо, Радищев), государственную волю (Н.Г. Александров, А.Ф. Шебанов и др.). Целый ряд авторов в качестве силы, творящей право, признают правосознание, юридические доктрины, господствующую правовую идеологию. Отсюда сложилось употребление понятие «источника права в идеологическом смысле»[1]1.

Встречается еще и третье значение слова «источник» в русском языке. Это «письменный памятник, документ, на основе которого строится научное исследование». В этом смысле большинство ученых говорят о правовых памятниках, которые когда-то имели значение действующих юридических актов. На исследовании этих памятников мы строим свои знания о правовых системах прошлого («Законы Хаммурапи», «Русская Правда» и др.). В данном значении понятия речь идет об источниках познания права.

Именно из этого, третьего значения слова источник возможно формирование специально-юридического значения искомого понятия «источник права». Если источник  это определенный документ, то источник права  это определенный правовой документ-акт. Причем не все правовые документы следует относить к источникам права, а только те, которые связаны с основной характеристикой права как нормативного регулятора общественных отношений. Следовательно, к источникам права могут быть отнесены только те правовые документы, которые имеют нормативное значение, в которых закрепляются общеобязательные правила поведения (правовые нормы).

Формы такого рода закреплений, как показывает практика, могут быть различны: сформулированы в общем виде, абстрактно на основе властного решения, либо на примере разрешения конкретного дела судом, которому придается общеобязательное значение при разрешении всех последующих аналогичных дел нижестоящими судами, либо сформулированы в результате договорной практики правотворческих органов, а могут быть просто санкционированы государством и т.д. В этой связи, следует говорить о формировании круга правовых документов, которые следует рассматривать в качестве источников права (нормативный акт, судебный прецедент, нормативный договор, правовой обычай и др.)[2]1.

Таким образом, через определение документальной характеристики источника следует главным образом раскрывать специально-юридический (формальный) аспект понятия «источник права».

Большинство ученых, и среди них специалисты отраслевых юридических наук, полагают, что понятия «источник права» и «форма права» могут иметь тождественное значение, если под источником права подразумевать только специально-юридический (формальный) аспект. В этом смысле в научной и учебной литературе употребляется словосочетание источник (форма) права.

Таким образом, источник права в специально-юридическом (формальном) смысле  официально принятые в данном государстве способы и формы возведения в закон государственной воли, рассчитанной на неоднократное применение.

Мартынчик Е. давал аналогичное определение источника права. Он пишет: «Источник права - это, как правило, сложившийся или определенный государством способ оформления веления, содержащегося в норме права»[3]1.

Думается, что это определение, акцентирующее внимание на способах и формах внешнего выражения государственной воли, достаточно точно раскрывает процесс и результаты правотворчества. «Способы возведения в закон государственной воли» показывают многообразие и социальную обусловленность правотворчества, а «формы» раскрывают его воплощение и закрепление в системе юридических документов, выступающих носителями правовых норм.

На наш взгляд, предложенные понимания источника права не противоречит его определению как внешней формы объективизации, выражения права или закрепления нормативной государственной воли[4]2.

Оно позволяет акцентировать внимание на правотворческом характере источника права и юридическом выражении его в системе официальных документов. Все это позволяет выделить и подвергнуть анализу основные признаки источника права. К ним относится:

а) правотворческая значимость источника права;

б) содержание в виде юридически оформленной государственной воли;

в) государственная обязательность и гарантированность;

г) особая юридическая форма;

д) установление основ, начал правового регулирования в определенных сферах общественной жизни.

Правотворческое значение источника права определяется тем, что он либо создается в процессе специальной правотворческой деятельности, либо его практическое значение выражается в установлении норм права, созданных в особом порядке. В первом случае источники права в виде нормативных актов, договоров проходят особую процедуру разработки и принятия, наделяются при этом официальной юридической силой, производной от компетенции субъектов правотворчества. Правотворческая работа здесь осуществляется целенаправленно, особыми органами и в особом порядке. Результатом правотворчества является установление, изменение или отмена каких-либо правовых норм. Именно в этом смысле Н.Г. Александров называл источником права «вид деятельности государства, заключающийся в установлении юридических норм или в признании юридическими иных социальных норм»[5]1.

Показателем правотворческого характера источника права является также использование приемов и средств законодательной техники, обеспечивающей разработку и формулирование норм права. Во втором случае правовая доктрина, обычаи, юридическая практика, религиозные догматы могут приобретать правотворческое значение после их санкционирования органами государственной власти. В науке выделяется несколько способов санкционирования социальных норм: законодательный, правоприменительный, ведомственный, прямой и опосредован-ный,»молчаливый» и т.д[6]2.

Основной смысл государственного санкционирования норм, созданных субъектами, не обладающими правотворческими полномочиями, состоит в том, что в результате этого происходит «возведение в закон», то есть наделение юридической силой правил общественного поведения, которые до этого не обладали свойством государственной обязательности. Особым правотворческим характером могут обладать такие явления юридической практики, как правоположение, прецедент, деловое обыкновение, которые санкционируются в качестве общеобязательных высшими правоприме-нительными органами и «молчаливо» признаются легитимными со стороны субъектов конституционного контроля и законодательных органов. Они приобретают правотворческий статус не за счет процедуры их создания или компетенции субъектов, а в результате фактического выполнения функций источников права, основанного на общеизвестности, авторитетности, практической и юридической значимости.

В целом же правотворческое значение источника права определяется его содержанием, раскрывающемся в нормативных велениях общего характера, рассчитанных на неоднократное применение и опирающихся на авторитет власти и государственное принуждение. В связи с этим в правовой науке принято выделять такие признаки правотворческой значимости источников права, как: неконкретность адресата; возможность неоднократного примене-ния; сохранение действия предписания независимо от его исполнения[7]1.

Данные свойства позволяют отграничивать нормативные акты от индивидуальных, а также от общих актов руководства партийного, полити-ческого или организационного характера. Поэтому, определяя правотвор-ческую значимость источника права, наряду с его неперсонифицирован-ностью, общим характером и неоднократностью действия, важно помнить, что он вносит новый элемент в правовое регулирование и является юридическим критерием правильности и законности правового порядка.

Источник права есть официальная форма выражения и закрепления государственной воли. В зависимости от исторического типа государства и права и особенностей объективно сложившегося в данном обществе политического режима государственная воля может быть представлена либо в виде системы коренных и принципиальных интересов экономически и политически господствующего класса, а в определенные периоды даже одного лица (диктатора, деспота), либо как сложное выражение политической борьбы и сотрудничества классов, социальных слоев, участвующих в политике и правотворческой деятельности[8]1.

Поэтому государственная воля, содержащаяся в источниках права, всегда отражает достаточно сложный политизированный результат диктатуры или правотворческого компромисса, получивший свое выражение в наиболее важных, основных источниках права (конституционное законодательство, кодексы и т.д.) и конкретизированный в подзаконном текущем законодательстве и других ведомственных и локальных правовых актах.

Государственная воля, воплощенная в системе источников права, имеет свое социальное и юридическое содержание. С токи зрения социальной, в ней представлены юридически выраженные и защищенные интересы классов, наций, народностей, социальных групп в основных социальных сферах их жизнедеятельности. Это наиболее значимые социальные интересы в области экономики, политики, культуры, быта и т.д., принявшие форму юридических мотивов и воплотившиеся в правовых номах, составляющих юридическое содержание законов, указов, постановлений и т.д.

Правовые нормы (нормативные предписания общего характера) составляют специфически юридическую форму бытия государственной воли в отличие от государственной идеологии, политики, морали и других нормативных регуляторов. В них государственная воля приобретает обезличенный, формально-определенный и гарантированный возможностью государственного принуждения характер, поэтому государственную волю в праве целесообразно называть правотворческой или юридически оформленной для точности смыслового употребления термина.

Важным признаком источника права является его государственная обязательность и гарантированность. В этом смысле источник права представляет собой не просто «емкость», «резервуар», наполненный нормами права, а юридический документ, обладающий свойством длящейся во времени государственной обязательности и служащий основанием для применения мер государственного принуждения. Это правовой акт, содержащий в себе дозволения, запреты, позитивные обязывания, несоблюдение которых влечет своеобразное «включение» механизма правоохранительной деятельности.

При этом юридическая процедура осуществления охраны права от нарушения предполагает и основывается на указании конкретного источника права, его статей, норм, которые нарушены субъектами. Ссылка на определенный источник права всегда обязательна и сообщает черты законности и легитимности применяемого государственного принуждения. В этом смысле юридическая ответственность и содержащиеся в ней меры государственного принуждения основываются на источниках права как нормативной почве своего бытия. Без источников права любые меры государственного принуждения незаконны и нелегитимны.

Источники права характеризуются специфической формой своего выражения. В связи с этим в науке справедливо отмечается, что форма организует своеобразную юридическую материю, само содержание права, воплощая его в юридических структурах[9]1.

Содержание права зависит от государственной воли, но юридическую силу это содержание получает лишь с момента облечения его в соответствующую форму[10]2.

На наш взгляд, категория формы  для  понимания природы источника права является основополагающей.

Право в целом можно рассматривать как особую форму общественных отношений, наряду с экономической, политической, нравственной формами. Но применительно к источникам права речь идет о формах объектирования юридических норм, служащих признанием их обязательности[11]1.

В этом смысле исторически право получает свое выражение и закрепление в правовых обычаях, прецедентах, «праве юристов», т.е. правовой доктрине, нормативных актах, юридических договорах и т.д.

Целесообразно, на наш взгляд, сделать исследовательский акцент на понятиях «выражение» и «закрепление» норм права в его источниках. Думается, что они несут различную смысловую нагрузку. Право может выражаться в определенных источниках в результате правотворческой работы компетентных органов государства и в процессе спонтанного правообразования. Последнее обстоятельство характерно для формирования обычаев, со временем становящихся юридическими, правовых доктрин, религиозных догм, нормативных прецедентов юридической практики (правоположение, прецеденты), деловых обыкновений.

Для подобных источников права вначале характерно языковое или символическое выражение во вне спонтанно формируемых правил, которые со временем могут приобрести юридически закрепленные формы. Процесс постепенного формирования правовых требований, таким образом, предполагает их первичную внешнюю объективизацию как своеобразного «протоправа», не получившего еще вида юридически оформленного источника[12]2.

Справедливо отмечал П.Л. Карасевич, что «право на первых ступенях развития народов принимает другую форму, более доступную для понимания простых людей. Эта форма заключается в чувственных, осязательных для всех образах, в физических, реальных знаках, поражающих воображение и

бросающихся в глаза»[13]3.

Действительно, правовая символика - одно из выразительнейших средств формирования юридического долженствования. Аналогично через убедительные и аргументированные языковые средства правовая доктрина в виде научно-практических комментариев к законам и кодексам может получать вначале свое публичное выражение, а со временем закрепляться в нормативных актах. В свою очередь, осмысление полезности и целесообразности некоторых религиозных норм или выработанных юридической и деловой практикой типичных образцов служебной деятельности приобретает вначале письменное или правосознанческое выражение, а впоследствии может закрепляться в источниках права. Все это свидетельствует, что объектированное выражение протоправовых требований довольно часто предшествует их закреплению в качестве содержания источников права.

«Закрепление» правовых норм в источниках права сопровождается их юридической формализацией, использованием средств законодательной техники и официальным характером самой деятельности по формулированию их содержания и внешней формы. Оно осуществляется путем государственного санкционирования или правотворческой деятельности и внешне воплощается в специальном наименовании источника права: закон, кодекс, указ, постановление и т.д. По своей сути, факт закрепления правовых норм в определенных источниках означает наделение их юридической силой и статусом официального документа, служащего нормативной основой для регулирования общественных отношений. Как отмечал С.Л. Зивс, «норма права не существует и не может существовать вне источника права - оболочки бытия правовой нормы»[14]1.

Поэтому закрепление в качестве источника права каких-либо правил общественного поведения увенчивает правотворческую процедуру их формулирования и делает именно юридическими формами права. В этом как раз и наблюдается смысловое совпадение понятий «форма» и «источник» права.

Важным признаком источников права являются юридические последствия их установления, введения в действие в виде закрепления основ, начал типичного правового регулирования в определенных сферах общественной жизни. Это означает, что источник права «монополизирует» за собой регулирование особой сферы общественной жизни и целенаправленно воздействует на строго определенные виды общественных отношений. В нем заложены все юридические возможности обеспечения эффективного правового воздействия на общественную жизнь. Определяя истоки, начала правового регулирования, источники концентрируют и распределяют энергию правовой материи по основным институтам и отраслям права[15]1.

Возвращаясь к общему пониманию источников права как способов и форм возведения в закон государственной воли, рассчитанной на неоднократное применение, следует обратить внимание на проблему многообразия их видов, раскрывающуюся в различных классификациях.

Источники права в различных правовых семьях

Романо-германская правовая семья объединяет правовые системы всех стран континентальной Европы (в том числе и России). Основной источник права - это нормативный правовой акт.

Для системы континентального права характерна в основном устойчивая иерархия его источников. Верховенствующее положение занимает конституция, которая закрепляет основы статуса личности, политического, экономического и социального строя, атрибуты государства. Конституция определяет цели правотворчества и направления развития законодательства. Поэтому конституция находится в центре общественно-политических процессов государств. Так было с Веймарской Конституцией Германии 1919 г., с Конституциями Франции, Италии, ФРГ 40-х гг., Конституциями Греции и Португалии 70-х гг., с Конституциями России и других постсоциалистических стран 90-х г.

В системе нормативно-правовых актов романо-германской семьи выделяются, прежде всего, законы. Верховенство закона - стабильный принцип континентальной правовой системы. Различаются, например, федеральные законы и федеральные конституционные законы (Россия), законы и органические законы (Франция), конституционные, органические и ординарные законы (Молдова, Румыния)[16]1.

В Конституции Франции это акты Президента, премьер-министра, международные договоры и соглашения резолюции, решения и обращения. В Италии упомянутые «Общие Положения и Закон» в перечень источников права включают законы, регламенты, корпоративные нормы (позже отменены), обычаи[17]2.

Одной из особенностей семьи континентального права является систематизация и кодификация законодательства. Формы ее различаются по степени охвата нормативного материала, его структуризации, по юридической силе. Так, в Германии в процессе систематизации упор делается на простую инкорпорацию.

В Швейцарии систематическое собрание федерального законодательства включает законы и подзаконные акты, а также постановления федерального суда, имеющие общенормативный характер. В Собрании материал расположен по 19 разделам национального законодательства и раздела о международных соглашениях. Законом 1986 г. установлено, что обновляемое Собрание законодательства строится по предметному принципу и включает и конституции кантонов, и международные соглашения.

Во Франции кодексы выступают формой систематизации законодательства и включают в себя часть других актов, относящихся к соответствующей теме. В настоящее время кодексы, наряду с другими нормативно-правовыми актами и в первую очередь с обычными текущими законами, регулирующими практически все наиболее важные сферы общественной жизни, выступают в романо-германской правовой семье в качестве ведущих источников права[18]1.

В романо-германской юридической доктрине и законодательной прак-тике различают три разновидности обычного закона: кодексы, специальные законы (текущее законодательство) и сводные тексты норм. В большинстве континентальных стран приняты и действуют: гражданские, уголовные, гражданско-процессуальные, уголовно-процессуальные и другие кодексы.

Система текущего законодательства также весьма разнообразна. Законы регулируют отдельные сферы общественных отношений, например, акционерные законы. Число их в каждой стране велико. Особое место занимают сводные тексты налогового законодательства.

В романо-германской семье достаточно широко используются некоторые общие принципы, которые юристы могут найти в самом законе, а в случае необходимости и вне закона. Сам законодатель своим авторитетом закрепляет некоторые новые формулы (например, ст. 2 Швейцарского гражданского кодекса устанавливает, что осуществление какого-либо права запрещается, если оно явно превышает пределы, установленные доброй совестью, или добрыми правами, или социальной и экономической целью права)[19]2.

В наши дни, как и в прошлом, в романо-германской правовой семье доктрина составляет весьма жизненный источник права. Она влияет как на законодателя, так и на правоприменителя (например, используется в толковании законов).

Своеобразно положение обычая в системе источников романо-германского права. Он может действовать не только в «дополнение к закону» но и «кроме закона». Возможны ситуации, когда обычай занимает положение «против закона» (например в Италии, в навигационном праве, где морской обычай превалирует над нормой гражданского кодекса). В целом, однако, сегодня за редким исключением обычай потерял характер самостоятельного источника права.

По вопросу о судебной практике, как источника романо-германского права позиция доктрины весьма противоречива. Несмотря на это можно сделать вывод о возможности отнесения судебной практики к числу вспомогательных источников. В первую очередь это касается «кассационного прецедента».

Характерным источником для семьи романо-германского права является судебный прецедент с некоторыми оговорками в ряде государств. Так статья 5 ГК Франции прямо и безоговорочно запрещает институт судебного прецедента в сфере частного права. Соответственно предыдущее решение Верховного суда не имеет обязательной силы не для самого Верховного суда, ни для нижестоящих судов при разрешении последующих дел. Но если Верховный суд повторно принимает одно и, то, же решение в течение длительного периода, такая судебная линия стабильных решений приобретает статус обычного права и превращается в нормативный источник права. В сфере французского публичного права проявлением института судебного прецедента как обязательного источника права является одноразовое решение Государственного совета[20]1.

В Германии и Испании судебные прецеденты безоговорочно являются источниками права. Источником права романо-германской семьи являются частные правовые сделки (договор и т.д.) «Договор, заключенный в соответствии с требованиями закона обретает силу закона для всех его участников»; ст. 1134 ГК Франции.

Также источником семьи романо-германского права являются нормы канонического права - священные писания, книги, трактаты католической церкви. В связи с развитием международных связей все большее значение приобретает международное право. В ряде конституций этих стран предусматривается, что общие принципы международного права имеют приоритет перед национальным законодательством.

В Романо-германской правовой семье труды ученых - правоведов официально не признаются источником права. Однако в наши дни, как и в прошлом, научные концепции (доктрины) фактически широко используются в законотворчестве и правоприменении.

В систему источников права данной семьи входят общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры, пакты, конвенции, ратифицированные в установленном порядке каждым государством, нормативные правовые акты местных органов власти, корпоративные правовые акты. Необязательными ненормативными источниками права Романо-германской правовой семьи являются также: законы зарубежных стран, решения зарубежных судов. Юристы европейских стран ищут пути правовой консолидации. С этой целью в 1991 г. была учреждена Европейская ассоциация содействия законодательству.

Источники права англосаксонской правовой семьи. Основными источниками права Великобритании являются: судебный прецедент, нормативно-правовые акты в форме парламентских статутов, подзаконные акты, старинный обычай, торговый обычай, международные договоры, обычай, справедливость, королевские прерогативы, каноническое право, разум, частные правовые сделки, старинная доктрина, законы зарубежных стран, решения зарубежных судов.

В настоящее время в качестве важнейших источников права англосаксонской правовой семьи продолжают по-прежнему оставаться судебные прецедент - решения высших судебных инстанций, имеющие обязательную силу как для них самих, так и для всех нижестоящих судебных

инстанций[21]1.

Судья в отличие от доктрины и законодателя не создает решения общего характера в преддверии серии случаев, которые могут произойти в будущем; он занимается тем, что требует правосудия именно в этом, конкретном случае; его роль в том, чтобы довести до конца судебный спор. С учетом правила прецедента такой подход делает нормы «общего права» более гибкими и менее абстрактными, чем нормы права романо-германской семьи, но одновременно делает право более казуистичным и менее определенным[22]2.

В Англии благодаря «общему праву» и правилу прецедента различие права и закона носит несколько иной, и одновременно более ярко выраженный характер, чем различие права и закона на континенте. Согласно существующим правилам, суд при решении какого бы то ни было, вопроса является формально связанным решением по аналогичному вопросу, вынесенным вышестоящим судом или судом той же инстанции. Однако фактически в процессе выбора соответствующего прецедента, его толкования, принятия или непринятия под предлогом значительного отличия обстоятельств вновь рассматриваемого дела от ранее рассмотренного и ставшего прецедентом, суд в целом и отдельные судьи обладают значительной свободой. Признание прецедента источником права дает возможность суду фактически творить право[23]3.

Наряду с судебным прецедентом с конца XIX - начала XX вв. все большее значение приобретают нормативно-правовые акты в форме парламентских статутов, законодательных актов, принимаемых британским парламентом, возрастают их значение и масштабы. На протяжении XX в. в английском праве резко возрастает роль делегированного законодательства, особенно в сфере образования, медицинского обслуживания, социального страхования и др. Высшей формой делегированного законодательства считается «приказ в Совете» - правительственный акт, издаваемый от имени короны и Тайного Совета. Многие акты делегированного законодательства издаются министерствами и другими органами управления по уполномочению парламента. Их развитие, так же как и развитие статутного права, обусловлено не только внутренними потребностями страны, но и внешними причинами, касающимися международного экономического и иного сотрудничества. Большое значение в этом отношении имеет развитие связей Англии со странами Британского содружества.

Подзаконные акты, объем которых значительно вырос сегодня, рассматриваются в качестве делегированного законодательства. Быстрое развитие законодательства за последние полтора столетия сохраняет принцип, согласно которому норма закона приобретает реальный смысл после применения ее в суде.

В Англии сохраняет значение и такой источник права как старинный обычай, отличающийся многовековой стабильностью и всеобщим общественным признанием. Так, в отсутствие писаной Конституции действуют как конституционные обычаи атрибуты монархического государства, министры рассматриваются как слуги короля (королевы), пожалования, пенсии и т.п. даются от имени короны. Участие присяжных в суде зависит от усмотрения суда. Множество обычаев административной практики подтверждено судами.

Закон формировался под воздействием требований судебной практики, которая диктовала определенную структуру, отсюда казуистический стиль законодательной техники. Рост числа законов обострил проблему систематизации. Рост писаного права в современный период происходит не только с помощью статутов, но в значительной мере путем подзаконного нормотворчества. Законодательство как источник права находится в менее выгодном положении в том смысле, что акт парламента требует судейских толкований, которые сами становятся судебными прецедентами.

Основными источниками права США являются: конституция, судебный прецедент, законы-статуты, подзаконные акты, справедливость, торговый обычай, международные договоры, частные правовые сделки, доктрина, законы зарубежных стран, решения зарубежных судов, судебная практика.

Правовая система США характеризуется наличием писаной консти-туции, содержащей Билль о правах, что является весьма важной отличитель-ной чертой правовой системы США по сравнению с системой английского права.

Право толкования текста и содержания конституции принадлежит Верховному суду США. В результате кодификации в статутном праве США действует немало кодексов. В последнее время наблюдается повышенная роль федеральных законов по сравнению с законодательством штатов[24]1.

Источники права мусульманской правовой семьи являются собрания религиозных (исламских) высказываний, преданий, описаний поступков, а также правил сформулированных пророками, их наследниками, богословами и содержащихся в особых книгах и решениях богословов - Коране, Сунне, Иджме, Киясе.

Основными источниками мусульманского права - как и не юридических норм ислама - признаются Коран и Сунна, в основе которых лежит «Божественное откровение», которые закрепляют, прежде всего, основы веры, правила религиозного культа и морали, определяющие в целом содержание мусульманского права в юридическом смысле.

Коран является первым и основным источником мусульманского права. Однако никто из мусульманских юристов его не воспринимает ни в качестве книги права, ни в качестве кодекса мусульманского права. Отдельные поло-жения юридического характера, содержащиеся в Коране, далеко недоста-точны для того, чтобы вести речь о кодификации. Более того, многие право-вые институты, имеющие огромное значение в формирование и развитие мусульманского права, об этой священной книге даже не упоминают.

В силу этого мусульманский судья, осуществляя правосудие, обращает-

ся непосредственно не к Корану, который он не может и не должен толко-

вать, а к книгам, написанным в разные годы наиболее авторитетными юристами, учеными-богословами и содержащим в себе такое толкование.

Коран же, как главная священная книга мусульман, как «руководство для богобоязненных» и предостережение для неверующих, для всех, которые «пытаются обмануть Аллаха и тех, которые уверовали, но обманывают только самих себя»[25]1.

Будучи основополагающим источником мусульманского права, он выступает все же в первую очередь, как фундаментальный богословский труд, является моральной и религиозно-философской основой мусульманс-кого государства и права, исходным началом в процессе их возникновения и развития. Однако Коран не может рассматриваться исключительно как правовой памятник, или даже как - преимущественно юридический акт. Чтобы убедиться в этом, достаточно обратить внимание на основные положе-ния и основополагающие идеи, которые пронизывают этот священный труд.

Среди них выделяются, прежде всего, важнейшие положения и идеи, касающиеся несравненного могущества, абсолютной власти и авторитета Аллаха. Аллах сотворил «небеса и землю истиной», «сотворил человека из капли». «И скот Он создал; для вас в нем - согревание и польза, и от них вы питаетесь». На Аллахе «лежит направление к пути». Он - «тот, который низводит с небес воду: для вас от нее питье, и от нее деревья, где вы пасете». Аллах подчинил вам «ночь и день, солнце и луну. И звезды подчинены Его велениям». Он знает все и «про то, что в груди». «И творит он то, чего вы не знаете». Аллах - всепроникающий, сведущий. Он - «тот, кто рассеял вас по земле, и к Нему вы вернетесь». Он - «тот, кто вырастил вас и даровал вам слух, и зрение, и сердце». Аллах - вам Господь. «Ему принадлежит власть, нет божества кроме Него»[26]2.

В священной книге - Коране содержатся также основополагающие положения, касающиеся чистоты и непререкаемости мусульманской веры, а также непримиримости ее самой и ее носителей к другим верам и их носителям - «неверными». «О, сыны Исраила! - говорится в связи с этим от имени Аллаха в суре 2, 38 (40) - «Вспомните милость Мою, которую Я оказывал Вам, и верно соблюдайте Мой завет. Тогда и я буду соблюдать завет с вами. Меня страшитесь и веруйте в то, что Я ниспослал в подтверждение истинности того, что с вами. Не будьте первыми неверующими в это. И не покупайте, за мои знамения ничтожную цену и Меня бойся захваченным в плен («Мы ведь кормим вас ради лика божия и не желаем от вас ни воздаяния, ни благодарности»), избавляться от скупости и избегать неправедного обогащения»[27]1. На этот счет сура 92 гласит: «А кто скупился и обогащался, и считал ложью прекраснейшее, тому Мы облегчим к тягчайшему. И не спасет его достояние, когда он низвергнется»[28]2.

В Коране имеется множество и других аналогичных по своему характеру норм и предписаний. Большинство из них весьма обширны и неимперативные; оставляют огромные возможности для проявления в установленных ими религиозных рамках правовой инициативы. Это касается как содержания данных предписаний, так и неразрывно связанных с ними разного рода санкций и поощрений.

Среди них универсальной санкцией за нарушение разных предписаний является грех, угроза быть проклятым, оказаться «в убытке», лишиться покровительства Аллаха. «Если ваши отцы, и ваши сыновья, и ваши братья, и ваши супруги, и ваша семья, и имущество, которое вы приобрели, и торговля, застоя в которой вы боитесь, и жилища, которые вы обрели - говорится в связи с этим в суре 9 - милее вам, чем Аллах и его Посланник и борьба на Его пути, то выжидайте, пока придет Аллах со Своим повелением. А Аллах не

ведет народа распутного»[29]3.

Отдельная сура в Коране посвящена такому неблагочестивому поступку, как обвешивание покупателей торговцами. «Горе обвешивающим, говорится в ней, - которое, когда отмеривают себе у людей, берут полностью, а когда мерят им или вешают, сбавляют. Разве не думают эти, что они будут воскрешены для великого дня - того дня, когда люди встанут пред Господом миров». В Коране предрекается, что за такие и им подобные поступки, «эти» нарушители, грешники, конечно же, будут все гореть в огне, в то время, как все праведники будут находиться в благодати[30]1.

Говоря о Коране как об основе и первом источнике мусульманского права, в котором «людям приводятся всякие притчи» в надежде, что «может быть, они опомнятся» и исправятся, нельзя забывать и о таком его ключевом источнике, как Сунна. В отличие от Корана, содержащего отдельные высказывания Аллаха Мухаммеду, Сунна выступает как сборник адатов, традиций, касающихся действий и высказываний самого Мухаммеда, воспроизведенных и обработанных рядом известных в тот период (VII-IX вв.) становления и развития мусульманского права богословов и юристов. Содержание Сунны составляют признанные достоверными Хадисы, каждый из которых представляет собой предание о поступках и изречениях Мухаммеда.

Сунна является своеобразным итогом толкования Корана, проводившегося самыми авторитетными в мусульманском мире впервые десятилетия после смерти Мухаммеда богословами и юристами. Сунна, так же как и Коран, не содержит, в себе каких бы то ни было нормативных положений, четких указаний на права и обязанности сторон. В силу этого при рассмотрении конкретных дел судьи предпочитали обращаться к «книгам права», толкованиям широко известных правоведов, нежели к Корану или Сунне. Аналогичная ситуация сохраняется в мусульманском мире и поныне с учетом, однако, того, что в мусульманском праве, помимо Корана и Сунны, существуют и другие источники права.

Среди них следует выделить так называемую «Иджму» - согласованное заключение древних правоведов, знатоков ислама, об обязанностях правоверных, получившее значение юридической истины, извлеченной из Корана или Сунны. Иджма выступает в качестве своеобразного средства, способа восполнения пробелов в мусульманском праве в тех случаях, когда ни Коран, ни Сунна не могут дать убедительного ответа на возникающие вопросы[31]1.

При выработке иджмы древние знатоки богословия и права неизменно исходили из двух непоколебимых постулатов-догм:

а) единства и непогрешимости мусульманского общества, которое «не примет ошибочного решения»;

б) чистоты и непоколебимости мусульманской веры, исходящей от Аллаха. «Он - Аллах - един. Аллах - вечный; не родил и не был рожден. И не был Ему равным ни один»[32]2. Данные две догмы позволили признать религиозную и юридическую силу согласованных мнений и решений богословских и юридических авторитетов, непосредственно не вытекающих из Корана или Сунны.

В качестве источника мусульманского права издревле признается также рассуждение в области права по аналогии под названием кияс. Суть кияса заключается в применении тех или иных установленных Кораном, Сунной или иджмой предписаний к новым, не предусмотренным этими источниками права, случаям. Наряду с названными первичными источниками мусульманского права в современных исламских странах все шире используются вторичные источники - нормативно-правовые акты, в том числе и законы. В законах содержатся нормы, не только дополняющие и конкретизирующие религиозные правовые источники, но и идущие вразрез как с Иджмой и Киясом, так и с Кораном и Сунной.

Таким образом, основу системы источников права в романо-германской правовой семье составляют конституция, кодексы и законы, а кроме них определенное влияние имеет обычаи, судебная практика, доктрина и отдельные принципы права. А среди источников права англосаксонской правовой семье главное значение здесь принадлежит судебной практике. Вторым по значению источником права является закон. Однако в силу исторических особенностей структуры английского права значение закона в ней не идет ни в какое сравнение с ролью законодательства и кодексов в странах континентального права. Обычай, доктрина и разум также стоят в ряду источников права, хотя их значение и не так велико. Мусульманское право основано на Коране, представляет собой систему, не имеющих того же источника. Обычай и судебная практика в мусульманской правовой семье источником права не признаются. Доктрина мусульманского права, складывавшиеся веками, очень трудно податься изменениям. Попытка нововведений встречается с подозрение, любые оригинальные толкования запрещены.

2.ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ ПРАВА

2.1. Нормативный правовой акт как основной источник права

В современном мире наиболее распространенным источником права является нормативный-правовой акт. Нормативный-правовой акт - это официальный документ, созданный компетентными органами государства и содержащий обязательные юридические нормы (правила поведения). Нормативный-правовой акт в отличие от таких источников права, как юридический прецедент или правовой обычай, занимающих второстепенное положение при регулировании общественных отношений, играет самую важную роль в государстве, так как содержащиеся в нём нормы права регулируют наиболее важные общественные отношения[33]1.

Основными признаками нормативного-правового акта, отличающими его от других актов являются:

1. Нормативный акт, содержит определенные нормативы (предписания). Именно этим он отличается от акта применения или акта толкования права.

2. Правовой акт, т.е. содержит не любые нормы, а именно нормы права. Этим он отличается от других нормативных актов, не содержащих норм права (например, инструкции по использованию бытовых приборов).

3. Акт, создаваемый в результате правотворческой деятельности государства или всенародным волеизъявлением (референдумом).

4. Нормативный-правовой акт обладает общей обязательностью, т.е. они рассчитаны не на заранее определенный круг субъектов правоотношений, а не любого, кто попадает в сферу действия нормативного-правового акта. Это отличает нормативный-правовой акт от индивидуального правового акта, рассчитанного на конкретный случай и на конкретное лицо.

5. Нормативный правовой акт оформляется в виде официального письменного государственного документа.

6. Нормы в нормативно-правовом акте группируются по определенным структурным образованиям (разделам, статьям, главам).

Классификация нормативно-правовых актов производится по различным основаниям: по срокам действия, сфере действия, содержанию по субъектам правотворчества и по юридической силе.

В зависимости от срока действия нормативные акты подразделяются на акты неопределенно длительного действия (в которых не указывается период времени, в течение которого данные акты будут обладать юридической силой, и вообще длительность действия не определена, например, Закон «Об образовании», в котором не оговаривается длительность его действия) и акты временного действия, в которых содержится конкретное указание на временное действие данных актов.

По сфере действия нормативные-правовые акты бывают:

1. Общефедеральными (то есть имеют юридическую силу на территории всей федерации, так как компетенция органов, их издавших, распространяется на данную территорию) например, Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 года, принятый Государственной Думой РФ, является общефедеральным, так как компетенция и полномочия Государственной Думы РФ распространяются на всю территорию РФ.

2. Нормативные-правовые акты субъектов федерации (распространяют свое действие только на территорию субъекта РФ, органами которого были приняты), например, распоряжение губернатора Челябинской области от 10. 03. 99г. № 210-д «О проведении итогов предварительного этапа конкурса на звание «Самый благоустроенный город России».

3. Нормативные-правовые акты муниципалитетов (действуют только на территории муниципального образования), например, «Постановление районного совета депутатов от 12.04.2000г. об утверждении положения об экономическом стимулировании инвестиций в экономику Варненского района».

4. Локальные нормативны-правовые акты (регулирующие общественные отношения внутри какой-либо организации, предприятия или учреждения), например, Устав Современного Гуманитарного Университета, распространяющий свое действие только внутри данного учреждения.

По содержанию. Такое деление в известной мере условно. Условность эта объективно объясняется тем, что не во всех нормативно-правовых актах содержатся нормы одного содержания. Имеются акты, содержащие нормы только одной отрасли права (например, уголовное, семейное, трудовое законодательство). Наряду с отраслевыми нормативными актами действуют и акты, имеющие комплексный характер. Они включают нормы различных отраслей права, обслуживающих определенную сферу общественной жизни (например, хозяйственное, торговое, военное законодательство).

По субъектам правотворчества и в зависимости от их правового положения, нормативные-правовые акты подразделяются на:

1. Акты, принятые в порядке референдума (то есть, путем свободного волеизъявления граждан на референдуме). Актом, принятым в порядке референдума является конституция РФ 1993 года.

2. Нормативные акты, принятые законодательными органами. Постановления же судов являются обязательными только для нижестоящих судов, а для остальных лиц они служат источником толкования.

3. Нормативные-правовые акты общественных объединений и организаций.

4. Совместные нормативные акты (принятые совместно с государственными и негосударственными органами).

5. Локальные нормативные-правовые акты (принимаемые отдельными учреждениями и организациями)[34]1.

Наиболее распространенной является классификация нормативно-правовых актов в зависимости от их юридической силы. Итак, в зависимости от их юридической силы, нормативные акты можно подразделить на две

группы: законы и подзаконные акты.

Закон - это нормативный-правовой акт современного государства. Он содержит правовые нормы, которые регламентируют основные вопросы жизни общества и государства в целом.

Во-первых, закон принимается только высшими представительными органами государственной власти (Государственной Думой - в России, Конгрессом в США, Парламентом - в Италии и т.д.), представляющими в формально-юридическом смысле весь народ или же непосредственно самим народом с помощью референдума.

Во-вторых, закон обладает высшей юридической силой среди всех остальных источников права, имеет верховенство и является главенствующей формой права. Высшая юридическая сила состоит закона в том, что: они не нуждаются в каком-либо утверждении другими органами; законы никто не вправе отменять, кроме органа их издавшего все остальные акты должны соответствовать законам и никогда им не противоречить.

В-третьих, закон содержит общезначимые нормы, которые должны выполняться всеми. Но бывают и случаи нарушения предписаний закона, тогда может наступить юридическая ответственность, а если нормы закона не соблюдаются судом, то это влечет большие недоразумения.

В-четвертых, закон, как источник права, представляет волю и интересы всего общества или народа и волю государства. Для отечественной и зарубежной правовой теории довольно традиционным стало рассмотрение закона как выразителя общей воли.

В-пятых, законы принимаются для регулирования наиболее важных общественных отношений: в них регламентируется государственное устройство, система органов власти, их компетенция, права и свободы граждан, а также перечислены деяния, которые признаются преступлениями.

В-шестых, законы принимаются, изменяются и дополняются в особом, строго установленном порядке. В каждой стране существует свой собственный порядок принятия, изменения и дополнения законодательных актов. Однако, все принимаемые законы, как правило, проходят через одни и те же стадии процесса правотворчества, начиная с момента внесения законопроекта в высший законодательный орган, его обсуждения, принятия, одобрения и утверждения, заканчивая опубликованием (обнародованием) принятого закона.

Законы классифицируются по различным основаниям. По сфере дейст-вия они подразделяются на общефедеральные (например, Трудовой кодекс РФ), а так же законы субъектов федерации. Основными нормативными актами на уровне субъекта регламентирующими отношения органов власти и граждан, являются уставы, выполняющие функции региональной конституции.

По общему правилу при расхождении федеральных законов с законами субъектов федерации первые имеют приоритет над вторыми, действуют федеральные законы.

В зависимости от значимости содержащихся нормы закона объективно подразделяются на конституционные и обыкновенные или текущие.

Конституционные законы закрепляют основы конституционного государственного строя и служат базой для текущего законодательства. Отличаются конституционные законы от текущих и всех других нормативно-правовых актов не только по содержанию, но и по форме, характеру, порядку их принятия, внесения изменений и дополнений.

К конституционным законам относятся, прежде всего, сами конституции, затем законы, с помощью которых вносятся дополнения и изменения в тексты конституций, и, наконец, законы, необходимость издания которых предусматривается самой Конституцией. Особую значимость Конституция имеет в федеративных государствах, где она является основой не только для развития текущих законов, но и Конституций субъектов Федерации. Выполняя непосредственно регулятивную функцию, Конститу-ция призвана обеспечивать внутреннее единство норм национальной правовой системы и эффективные правовые связи с зарубежными правовыми

системами.

Помимо конституционных существуют текущие законы, то есть такие законы, которые базируются на предписаниях Конституций и конституционных законов и регулируют общественные отношения в различных сферах жизни: экономической, социальной, политической и культурной жизни страны. Текущие законы так же, как и конституционные, обладают прямым действием на территории России (Конституция РФ ст. 76 1 ч.). Принимаются они в особом законодательном порядке и действуют на всей территории РФ, причем они не должны противоречить Конституции и подлежат официальному опубликованию, без которого не действуют.

В свою очередь текущие законы можно подразделить еще по двум основаниям: по строению и по времени действия. По строению законы бывают кодифицированные и простые.

Кодифицированные или органические законы - это «единые, логически и юридически цельные, внутренне согласованные нормативные акты», состоящие из комплекса правовых норм, регулирующих конкретные сферы общественной жизни. К ним относятся кодексы и основы законодательства. Кодексы в своей структуре, как правило, имеют два элемента: общую и особенную часть. В первой - закрепляются основополагающие принципы и нормы, которые определяют содержание норм особенной части (например, общая часть Уголовного кодекса РФ содержит принципы, задачи уголовного права, общие понятия, виды преступных деяний и т.д., которые затем подробно раскрываются в особенной части).

Особую роль в системе законодательства играют отраслевые кодексы. Они собирают воедино основные положения той или иной законодательной отрасли, а все иные нормативные акты данной отрасли «подстраиваются» к отраслевому кодексу. Кроме того, по характеру юридических норм, содержащихся в кодексах, они подразделяются на материальные и процессу-

альные[35]1.

Подзаконный нормативный акт - это одна из разновидностей правовых актов, издаваемых в соответствии с законом, на основе закона и во исполнение его.

Подзаконные акты занимают существенное место в правовой системе. Через эти акты осуществляется управленческая деятельность.

К подзаконным нормативным актам относятся акты высших представительных органов Российской Федерации, акты Президента, акты Правительства, акты министерств и ведомств, нормативные акты органов государственной власти субъектов, акты муниципалитетов, и акты предприятий, организаций и учреждений.

К подзаконным актам Президента относятся, указы и распоряжения. В зависимости от характера полномочий Президента все его указы можно классифицировать на: указы в границах собственных полномочий; указы на основе полномочий делегированных парламентом; указы, подлежащие утверждению Советом Федерации (например, о введении военного или чрезвычайного положения, представления о назначении на должность Судей Конституционного суда, Верховного Судьи, Высшего Арбитражного Суда, Генерального прокурора). По юридической значимости указы Президента могут быть нормативными, то есть содержащими правила поведения общего характера (нормы права) и, правоприменительными, которые не являются нормативно-правовыми актами, они носят индивидуально-разовый характер и принимаются по конкретным вопросам управления. Например, указ о помиловании конкретного лица или указ о назначении на должность не являются нормативными, так как не содержат норм права.

Распоряжения Президента (например, создание рабочих комиссий, выделение регионам средств из резервного фонда) также не нормативны и принимаются по оперативным вопросам государственного управления. Их отличие от ненормативных указов, несколько условно и может рассматриваться применительно к каждому конкретному случаю.

На основании и во исполнение законов, а также нормативных указов Президента принимаются подзаконные акты Правительства. Правительство осуществляет исполнительную власть в Российской Федерации и, реализуя свои полномочия, может принимать постановления и издавать распоряжения для управления обществом. Принимаемые Правительством акты служат основой для издания других правовых актов и «устанавливают правовые ориентиры для деятельности всех органов исполнительной власти, предприятий и учреждений».

Актами Правительства являются постановления и распоряжения. Постановления, как правило, нормативны и обязательны к исполнению на всей территории Российской Федерации. Они издаются по наиболее важным вопросам хозяйственного, социального и культурного строительства.

Распоряжения же правительства являются разновидностью правительственных актов и поэтому носят зачастую индивидуальный характер, принимаются и подписываются они Председателем или Заместителем Председателя Правительства[36]1.

Подзаконные акты министерств и ведомств очень многочисленны и многообразны (приказы, инструкции, постановления, письма, уставы и т.д.) Спецификой их является то, что их действие распространяется на ограниченную специальную сферу общественных отношений (таможенные, транспортные, банковские и др.) Ведомственные подзаконные акты могут издаваться всеми полномочными органами утверждаемой Президентом структуры. К ним относятся министерства, государственные комитеты и Федеральные службы (ФСБ, ПС ФСБ), входящие в состав Правительства, а также ведомства различных наименований (инспекции и т.п.) В подзаконных актах данных органов обычно определяется порядок деятельности отраслевых подведомственных предприятий, организаций и учреждений по решению задач, стоящих перед отраслью. Иногда, в связи с межотраслевой функциональной направленностью министерства (ведомства) эти акты могут быть адресованы нескольким министерствам и регулировать межотраслевые отношения. Например, инструкции Министерства финансов, Министерства транспорта и т.д. Инструкции играют ведущую роль среди других актов министерств и ведомств, так как они регулируют определенные стороны деятельности министерства и всегда имеют нормативное содержание.

Нормативные акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и иные законные интересы граждан, а также любые межведомственные акты подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ и публикуются не позднее десяти дней после регистрации.

К подзаконным актам относятся и нормативные акты органов государственной представительной власти субъектов Федерации. Они не имеют единого наименования и могут называться законами, решениями и др. пока круг вопросов, по которым могут издаваться, подзаконные акты законодательных органов субъектов Федерации довольно узок. Это, прежде всего, вопросы введения и отмены налогов, утверждение бюджета, приватизация имущества. Причём акты такого рода требуют положительного заключения администрации субъекта Федерации. Подзаконные акты субъектов Федерации должны быть доведены до исполнителей в течение семи дней со дня их принятия и не позднее даты вступления их в силу. Действие данных актов распространяется только на территорию соответствующего субъекта.

Подзаконные акты муниципалитетов также единого названия не имеют (постановления, положения, приказы и др.); регулировать они могут различные вопросы на местном уровне (вопросы предоставления в аренду помещений, земельных участков и т.п.).

В теории права выделяют ещё один вид подзаконных актов - это акты внутриорганизационных или локальные. Они принимаются различными организациями, учреждениями для регламентации их внутренних вопросов, и действие их распространяется только на членов этих организаций. Они регулируют общественные отношения, возникающие в конкретной деятельности предприятий, учреждений, государственных органов, воинских частей (вопросы использования их финансовых средств, управленческие, кадровые и др.) Примером внутриорганизационного подзаконного акта может быть Приказ директора Детской школы искусств «О распределении нагрузки преподавателей». В настоящее время корпоративные (внутриорганизационные) акты стали играть большую роль, так как вмешательство государства в дела предприятий значительно уменьшилось[37]1.

Итак, Многообразие видов закона позволяет обеспечить его верховенство во всех сферах жизни общества и предотвращает возможность произвольного усмотрения в управлении делами общества и государства. А все подзаконные акты издаются на основе и во исполнение законов. Эффективное регулирование общественных отношений возможно лишь тогда, когда общие интересы согласуются с индивидуальными. Подзаконные акты как раз и призваны конкретизировать основные принципиальные положения законов применительно к своеобразию различных индивидуаль-ных интересов.

2.2. Роль правового обычая и юридического прецедента как источников права

Правовой обычай - это санкционированное и охраняемое государством правило поведения, которое сложилось в результате его фактического применения в течение, длительного времени. Санкционируя обычай, государство устанавливает юридическую санкцию (меру государственного воздействия) за его несоблюдение. Делается это в тех случаях, когда обычай не противоречит интересам и воли государства, отвечает интересам общества на определенном этапе его развития. Санкция государства дается либо путём отсылки на обычай в нормативно-правовом акте, либо фактическим государственным признанием в судебных решениях, иных актах государственных органов.

Если рассматривать источники права в историческом аспекте то первым источником предшествующим всем остальным, в том числе и закону, был именно правовой обычай.

Наиболее часто правовые обычаи использовались в древности и в средние века, образуя так называемое «обычное право». В условиях родового строя правовой обычай был основной формой регулирований поведения. Соблюдение обычая обеспечивалось мерами общественного воздействия на нарушителя (казнь изгнание и другие) либо одобрением мер, применявшихся к обидчику обиженным, его родными или членами рода (кровная месть).

По мере распада родовой и соседской общин и образования государства обычай - «мировой порядок» постепенно превращается в норму должного поведения, что предполагает возможность выбора должного поведения. Постепенно содержащиеся в обычаях запреты и разрешения уступают место нормам, определяющим субъективные права и обязанности человека. Но в период образования государства и становления права оставалось еще доклассовое восприятие обычая, и поэтому они были обязательны не столько в силу принуждения государства, сколько потому, что члены данной общности признают их таковыми. Законы в тот период были производными от обычая или равными с ним по силе. Например, Законы Ману предписывают царям устанавливать в качестве закона лишь то из практики брахманов, что не противоречит обычаям, страны семей и каст. Примерами сводов законов обычного права являются законы Драконта (Афины VII век до новой эры), Законы двенадцати таблиц (Древний Рим V век до новой эры) и другие.

На известном этапе развития, обычаи приобретают писаную форму, что зачастую являлось следствием систематизации обычаев и далеко не всегда предполагало государственную санкцию («варварские правды» такие как Салическая, Баварская, Русская). Но постепенно обычай стал санкционироваться государством и его соблюдение обеспечиваться мерами государственного принуждения. Таким образом, обычай становится правовым в отличие от неправового (традиции, нравы, унаследованные привычки, и т.п.).

Отношение юридической науки к правовому обычаю неоднозначно. Одни отводят обычаю ведущую роль среди других источников права, считая, что законодательные и судебные органы в своем правотворчестве и правоприменение руководствуются взглядами и обычаями, сложившимися в данном обществе. В соответствие с этой концепцией, обычай играет примерно такую же роль, какую марксистская теория отводит материальным условиям производства, как основе, над которой возникает право. Преувеличение роли обычая характерно для социологической и особенно для исторической школы права, которые воспринимают право в качестве продукта народного сознания.

Юридический позитивизм, наоборот считает обычаи устаревшим источником права, не имеющим существенного практического значения в современной жизни[38]1.

Юридический прецедент (судебная практика) более распространенный в современном мире источник права, чем правовой обычай. «Под юридическим прецедентом понимается судебное или административное решение по конкретному делу, которому государство придает общеобязательное значение».

Иначе говоря, юридический прецедент - это следование не общему правилу, установленному нормой права, а норма, сформировавшаяся в результате практики разрешения аналогичных дел.

Родиной судебного прецедента считается Англия, но все-таки появился он гораздо раньше. Судебный прецедент признавался источником права еще в Древнем Риме. Первоначально прецедент был обязательным для магистрата, вынесшего такое решение, на время пока он занимал данную должность. Однако постепенно правила, сформулированные преторами, сложились в систему обязательных правил - преторское право. Многие институты римского права сложились на базе судебных решений.

Распространенный в средневековье судебный прецедент постепенно теряет свое значение в Новом времени, играя главную роль только в Англии, США и других странах, где получило распространение англосаксонское общее право.

Согласно наиболее распространенному в правовой литературе стран «общего права» определению, прецедентное право представляет собой право, состоящее из норм и принципов, созданных и применяемых судьями в процессе вынесения ими решения. Прецедентное право, прежде всего, связано с деятельностью судов в Англии, где централизованные королевские суды способствовали созданию единого общего для всей страны права. Специфика английского права состоит не в прецеденте как таковом, когда ранее вынесенные решения принимаются во внимание при рассмотрении сорных вопросов. Такого рода прецеденты сыграли важную роль в развитии практически всех правовых систем и не утратили значение и сегодня. Речь идет о действии доктрины прецедента, суть которой в обязанности судов следовать решениям судов более высокого уровня.

Для всей системы общего права характерно то, что суды выступают в качестве правотворческих органов, они «открывают, фиксируют сложившиеся правила поведения, которые становятся правом в силу общей значимости и которые вследствие этой общей значимости должны быть признаны государственными органами» (судами) юридическими.

В прецеденте не обязательно все предыдущее решение, а лишь суть правовой позиции суда, вынесшего первоначальное решение или приговор. Характерной особенностью прецедентного права является так же то, что все последующие решения могут вносить отдельные изменения в ранее сформировавшийся прецедент, которые так же в свою очередь становятся нормой права.

Самой главной чертой прецедентного права является его неписаный характер. В отличие от писаных норм, нормы неписаного права не обладают определенной четкостью, конкретностью, за их принятием и исполнением сложнее установить контроль. «При отсутствии писаного текста очень трудно четко определить содержание неписаных норм и проследить весь механизм их создания». Это осложняет процесс применения данных норм[39]1.

Таким образом, прецедент в настоящее время широко применяется только в странах с системой общего права, где он на протяжении многих веков является основным источником. В странах же с романо-германской системой права, прецедент играет второстепенную роль и, по-видимому, навряд ли будет иметь то же значение, что и закон.

Правовой обычаи играют меньшую роль, чем судебный прецедент, используется он гораздо реже и в тех случаях, когда в законе встречаются пробелы или в самом законе указываются условия, в которых может использоваться правовой обычай.

2.3 Нормативный договор, доктрина, религиозные тексты, общие принципы права и их роль в правоприменении

Нормативный договор - это соглашение сторон, создающее нормы права. Нормативный договор не только устанавливает права и обязанности сторон на основе уже существующих норм права. Он, в отличии от простого соглашения, направлен на установление норм права, которым в будущем обязуется подчиняться его участники.

Среди договоров нормативного содержания можно выделить два основных вида: внутринациональный и международный договор.

Внутринациональный - это, например договор между государством и государственными образованиями, между субъектами федерации и т.д. В качестве примера можно привести Федеральный договор России 1992 г.

Международный договор есть соглашение между особыми субъектами права - государствами. Международные договоры применяются в виде конвенции, декларации, соглашений. Будучи признанными тем или иным государством, они имеют приоритетное значение по отношению к национальному законодательству.

Рассмотренные выше источники права являются наиболее распространенными в современном мире, но не единственными. Существуют и другие - правовая доктрина, религиозные тексты, общие принципы права[40]1.

Правовая доктрина - это мнения самых известных и признанных в своей научной специализации ученых-юристов по тем или иным правовым вопросам, высказанные ими в своих работах, используемые при разрешении определенных практических вопросов.

В Древнем Риме всякое дело (решение) могло истолковываться видными учеными-юристами. В Риме даже действовал закон об обязательности учета судьями и иными правоприменителями в неясных и спорных случаях положений работ наиболее видных ученых-юристов - Папиниана, Гая, Павла, Ульпиана и Модестина («О цитировании», 426 г.).

В современном мире подобной «чистой» формы уже не существует. Однако ГК Швейцарии в случае пробела в праве отсылает к мнениям наиболее известных специалистов в области гражданского права, а в мусульманском праве правовая доктрина и поныне играет важнейшую роль - является единственным источником права.

Отечественная юриспруденция не признает доктрину в качестве самостоятельного источника права. Но, тем не менее, специалисты-практики повсеместно используют для уточнения или совета, в частности авторские комментарии к тем или иным кодексам и другим нормативно-правовым актам. Такое чрезвычайно распространенное обыкновение позволяет с полным правом рассматривать юридическую доктрину как неофициальный источник права[41]1.

Религиозные тексты - это священные писания. Особую роль в качестве источника права они играли в древности. В настоящее время большинство государств являются светскими и не используют религиозные тексты в качестве источников права. Роль священных книг в качестве источника права сохранилась в некоторых современных странах ислама, например, в Афганистане.

Религиозные тексты ислама (Шариат) представляют собой своеобразный «кодекс « воззрений мусульманина, подробно регламентирующий, как он (мусульманин) должен жить и во что верить. На основании тех постулатов, которые изложены в священных книгах Шариата (Кияс, Сунна, Иджма, Коран), судьи отправляют правосудие[42]2.

Роль в правоприменении играют и общие принципы права - это исходные, отправные начала конкретной правовой системы. К общим принципам права относятся, например, следующие: более поздний закон отменяет более ранний, никто не может выступать судьей в собственном деле. Общими принципами права считаются также принципы гуманизма, справедливости, равенства перед законом, которые обычно формулируются в конституциях.

Таким образом, сегодня общие принципы права служат инструментом сближения международного и национального права, а также унификации конституционного права государств на демократической основе.

Нормативные договоры в настоящее время обладают различной юридической силой, при этом они имеют большое значение, так как содержат норму права, регулирующие различные общественные отношения. Конечно же, высшей юридической силой обладают международные договоры, так как в них содержатся основополагающие нормы права.

Доктрина в качестве самостоятельного источника права в отечественной юриспруденции не признается, но, тем не менее, специалисты-практики повсеместно используют для уточнения или совета, в частности авторские комментарии к тем или иным кодексам и другим нормативно-правовым актам. Роль священных книг сохранилась в качестве источника права в некоторых исламских странах, но в последнее время они отходят от религиозных текстов и более широко используют иные (светские) источники права.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Понятие «источник права» существует много веков. Столетиями его толкуют и применяют правоведы всех стран. Если исходить из общераспространенного значения термина «источник», то в сфере права под ним нужно понимать силу, создающую право. Такой силой, прежде всего, является власть государства, которая реагирует на потребности общества, развитие общественных отношений и принимает соответствующие правовые решения.

Таким образом, под источниками права в юридическом смысле пони-маются формы выражения, объективизации нормативной государственной воли. Это и есть внешняя форма права в истинном значении термина. Форма права показывает, каким способом государство создает, фиксирует ту или иную правовую норму и в каком виде (реальном образе) эта норма, принявшая объективный характер, доводится до сознания членов общества.

В свете вышеизложенного можно сделать вывод, что источники права имеют исключительно большое значение для укрепления законности в правовом государстве. Совершенство названных источников напрямую зависит от уровня теоретических представлений о них и от качества по существу всех видов юридической практики.

Юридическая наука призвана своевременно готовить пригодные рекомендации по улучшению форм права, а практика должна умело реализовать предложения ученых в целях создания гибкой, динамичной и эффективно функционирующей системы источников права. От качества этой системы права зависит прочность законности в государстве.

Замечено, что если человек действует в рамках права, то он чувствует себя уверенно и свободно, находится под защитой общества и государства.

Право, определяет сферу свободы человека и тем самым регулирует его поведение. Общесоциальная сущность права конкретизируется в его понимании как мера свободы. Таким образом, право не просто свобода, а свобода, гарантированная от посягательств, защищённая свобода.

Право имеет свои источники (формы), в которых выражаются общеобязательные правила поведения людей. Единого подхода к пониманию термина источника права не существует. Не вдаваясь в дискуссию по этому поводу следует заметить, что под «источником права»можно понимать то, что обуславливает, детерминирует содержание норм права. Это материальный и идеологический источник. В специально юридическом смысле под «источником» или формой права понимается то, где содержаться нормы права.

Среди важнейших источников права следует назвать: правовые обычаи, нормативно-правовые акты государственных органов, юридические прецеденты, договоры нормативного содержания, правовые доктрины.

Таким образом, источником права являются способы внешнего выражения и закрепления содержания норм права, они зависят от правовой системы каждого государства.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативные акты:

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. (с изм. и доп.) // СПС «КонсультантПлюс», 2019.

Учебная литература и периодические издания:

Абдулаев М.И. Теория государства и права [Электронный ресурс] http://www.be5.biz/pravo/tami/13.htm

  1. Ануфриева Л.П. Об источниках международного частного права (некоторые вопросы теории) // Международное частное право. - 2014. - № 4. С. 32-33.

Александров Н. Г. Понятие источника права. //Ученые труды ВИЮН. вып. VIII, М., 1946[Электронный ресурс] http://lawlibrary. ru/izdanie7937.html

Апарова Т.В. Суды и судебная система Великобритании. - М., 2019.

Богданова О.В.Теория государства и права: Учебное пособие. - Самара, 2009.

  1. Богдановская И.Ю. Прецедентное право.- М.:, 2010.
  2. Голунский С.А., Строгович М.С. Теория государства и права. - М., 1940 [Электронный ресурс] https://ru.b-ok.cc/book/2933650/1b28f4

Гражданское и торговое право капиталистических государств / Под ред. Е.А. Васильев.- М., 2013.

Гражданское и торговое право капиталистических государств: Ч.1 / Под ред. Р.Л. Нарышкина.- М., 2010.

  1. Жуйков В.М. К вопросу о судебной практике как источнике права // Судебная практика как источник права. - М. 1997 [Электронный ресурс] http://lawlibrary.ru/izdanie7937.html
  2. Зивс С. Л. Источники права. - М., 1981 [Электронный ресурс] https://ru.b-ok.cc/book/2933650/1b28f4

Иванов А.А., Иванов В.П. Теория государства и права: Учебное пособие. - М., 2012.

  1. Карташов В.Н. Применение права: Учебное пособие. - Ярославль, 1980 [Электронный ресурс] http://lawlibrary.ru/izdanie7937.html

Коран. М., 2017 [Электронный ресурс] https://www.livelib.ru/book/ 1002114142-koran

Кудрявцева Е.В. Гражданское судопроизводство Англии. - М., 2008.

  1. Лившиц Р.З. Современная теория права. Краткий очерк. - М., 1992 [Электронный ресурс] http://lawlibrary.ru/izdanie7937.html
  2. Малько А.В. Теория государства и права в вопросах и ответах. 2-е изд.- М., 1997. [Электронный ресурс] http://lawlibrary.ru/izdanie7937.html
  3. Манов Г.Н. Теория государства и права. - М., 1995 [Электронный ресурс] http://www.lib.ua-ru.net/content/806.html
  4. Мартынчик Е., Колоколова Э. Прецедентное право: от советской идеологии к международной практике [Электронный ресурс] https://ru.b-ok.cc/book/2933650/1b28f4

Матузов Н.И., Мальков А.В.Теория государства и права: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2012.

Общая теория государства и права. Академический курс в 3-х томах/ Под ред. М.Н. Марченко. - 3-е изд., перераб. и доп. - М., 2013.

Осакве К. Сравнительное правоведение в схемах: Общая и особенная части. - М., 2008.

  1. Проблемы теории государства и права. - М., 2009.
  2. Саидов А.Х. Сравнительное правоведение. - М., 2011.
  3. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. Под ред. В. М. Корельского и В. Д. Перевалова. - М., 2012.
  4. Теория государства и права / Матузов Н.И., Малько А.В. - М., 2010.

Фридмэн Л. Введение в американское право. - М., 2010.

Хропанюк В.Н.Теория государства и права. 3-е изд.,. - М., 2014.

  1. 1 Ануфриева Л.П. Об источниках международного частного права (некоторые вопросы теории) // Международное частное право. - 2014. - № 4. С. 32-33.

  2. 1 Теория государства и права / Матузов Н.И., Малько А.В. - М., 2010. – С. 94-95.

  3. 1 Мартынчик Е., Колоколова Э. Прецедентное право: от советской идеологии к международной практике [Электронный ресурс] https://ru.b-ok.cc/book/2933650/1b28f4

  4. 2 Карташов В.Н. Применение права: Учебное пособие. - Ярославль, 1980 [Электронный ресурс] http://lawlibrary.ru/izdanie7937.html

  5. 1 Александров Н. Г. Понятие источника права. //Ученые труды ВИЮН. вып. VIII, М., 1946[Электронный ресурс] http://lawlibrary.ru/izdanie7937.html

  6. 2 Жуйков В.М. К вопросу о судебной практике как источнике права // Судебная практика как источник права. - М. 1997 [Электронный ресурс] http://lawlibrary.ru/izdanie7937.html

  7. 1 Голунский С.А., Строгович М.С. Теория государства и права. - М., 1940 [Электронный ресурс] https://ru.b-ok.cc/book/2933650/1b28f4

  8. 1 Лившиц Р.З. Современная теория права. Краткий очерк. - М., 1992 [Электронный ресурс] http://lawlibrary.ru/izdanie7937.html

  9. 1 Малько А.В. Теория государства и права в вопросах и ответах. 2-е изд.- М., 1997. [Электронный ресурс] http://lawlibrary.ru/izdanie7937.html

  10. 2 Там же.

  11. 1 Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. Под ред. В. М. Корельского и В. Д. Перевалова. - М., 2012. - С. 114.

  12. 2 Манов Г.Н. Теория государства и права. - М., 1995 [Электронный ресурс] http://www.lib.ua-ru.net/content/806.html

  13. 3 Цит. По Проблемы теории государства и права. - М., 2009. - С. 116.

  14. 1 Зивс С. Л. Источники права. - М., 1981 [Электронный ресурс] https://ru.b-ok.cc/book/2933650/1b28f4

  15. 1 Богдановская И.Ю. Прецедентное право.- М., 2010. - С. 98.

  16. 1 Матузов Н.И., Мальков А.В.Теория государства и права: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2012. - С 98.

  17. 2 Саидов А.Х. Сравнительное правоведение. - М., 2011. - С 167.

  18. 1 Общая теория государства и права. Академический курс в 3-х томах/ Под ред. М.Н. Марченко. - 3-е изд., перераб. и доп. - М., 2013. - С. 213.

  19. 2 Гражданское и торговое право капиталистических государств / Под ред. Е.А. Васильев.- М., 2013.- С. 121.

  20. 1 Гражданское и торговое право капиталистических государств: Ч.1 / Под ред. Р.Л. Нарышкина.- М., 2010. – С. 134-135.

  21. 1 Осакве К. Сравнительное правоведение в схемах: Общая и особенная части. - М., 2008. - С. 93.

  22. 2 Кудрявцева Е.В. Гражданское судопроизводство Англии. - М., 2008. - С. 119.

  23. 3 Апарова Т.В. Суды и судебная система Великобритании. - М., 2019. - С. 211.

  24. 1 Фридмэн Л. Введение в американское право. - М., 2010 – С. 178.

  25. 1 Коран. М., 2017 [Электронный ресурс] https://www.livelib.ru/book/1002114142-koran

  26. 2 Там же.

  27. 1 Коран. М., 2017 [Электронный ресурс] https://www.livelib.ru/book/1002114142-koran

  28. 2 Там же.

  29. 3 Коран. М., 2017 [Электронный ресурс] https://www.livelib.ru/book/1002114142-koran

  30. 1 Общая теория государства и права. Академический курс в 3-х томах / Под ред. М.Н. Марченко. - М., 2010. - С. 154-155.

  31. 1 Общая теория государства и права. Академический курс в 3-х томах / Под ред. М.Н. Марченко. - М., 2010. - С. 152.

  32. 2 Коран. М., 2017 [Электронный ресурс] https://www.livelib.ru/book/1002114142-koran

  33. 1 Иванов А.А., Иванов В.П. Теория государства и права: Учебное пособие. - М., 2012. - С. 54.

  34. 1 Хропанюк В.Н.Теория государства и права. 3-е изд., дополн. и испр. - М., 2014. - С. 143-143.

  35. 1 Иванов А.А., Иванов В.П. Теория государства и права: Учебное пособие. - М., 2012. - С. 138-139.

  36. 1 Иванов А.А., Иванов В.П. Теория государства и права: Учебное пособие. - М., 2012. - С. 74-76.

  37. 1 Хропанюк В.Н.Теория государства и права. 3-е изд., дополн. и испр. - М., 2014. - С. 151-152.

  38. 1 Абдулаев М.И. Теория государства и права [Электронный ресурс] http://www.be5.biz/pravo/tami/13.htm

  39. 1 Иванов А.А., Иванов В.П. Теория государства и права: Учебное пособие. - М., 2012. - С. 81-82.

  40. 1 Богданова О.В.Теория государства и права: Учебное пособие. - Самара, 2009. – С. 147-148.

  41. 1 Абдулаев М.И. Теория государства и права [Электронный ресурс] http://www.be5.biz/pravo/tami/13.htm

  42. 2 Там же.