Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Понятие и признаки правового государства (Понятие и признаки государства)

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Идея господства права в жизни человека имеет древние истоки. Так, данная идея родилась еще в период самовластия, так сказать в противовес ему, а также произволу личности правителя.

Идею господства права начал развивать Платон, Аристотель и прочие мыслители античности. Платон считал, что гибель государства, в котором закон бессилен, близка. Платон и его сторонники считали, что закон должен быть выше правителей.

Позже мысли Платона и его сторонников были поддержаны и получили дальнейшее развитие силами выдающихся деятелей эпохи Гуманизма и Просвещения. В дальнейшем данные идеи о справедливом государственном устройстве развивались такими представителями буржуазной политической мысли, как Дж. Локк, Ш. Монтескье и прочие.

Развитие новой правовой системы в России получило свое начало после революции в октябре 1917 года. В данный временной период начала зарождаться новая правовая система, которая была направленная на продвижение идеи превосходства власти пролетариата. Широкое распространение получили идеи отмирания права и государства, однако, вопреки данной ситуации в результате ожидания прекращения права случился резкий поворот в сторону зарождения одной из самых разветвленных и сложных правовых систем в мире.

В течении длительного периода времени в России действовала однопартийная система, которая не давала возможности легального создания и функционирования оппозиционных организаций (партий). Официально государственной идеологией считался марксизм-ленинизм. Современное же правовое государство предполагает такое развитие гражданского общества, где будут взаимодействовать всевозможные общественно-политические организации и партии, где никакая из идеологий не будет установлена и навязана в качестве официальной государственной идеологии. Политическая жизнь в правовом государстве строится на основе идеологического, политического многообразия (плюрализма), а также многопартийности.

Поскольку законность в обществе является целью любого правового государства, в том числе Российской Федерации, изучения сущности правового государства является актуальной.

Правовое государство – это такая организационная форма деятельности государственной и политической власти, где создаются все возможные условия для максимально полного обеспечения прав и свобод общества (людей и граждан). Иными словами, правовое государство – это такое демократическое государство, где государственная власть ограничивается законом, иначе – правом.

Цель курсовой работы – изучение понятия и принципов правового государства. Задачи курсовой работы:

- изучить основы понятия и признаков государства;

- изучить процесс исторического развития идей правового государства;

- рассмотреть философско-правовое содержание доктрины правового государства;

- изучить понятие и признаки правового государства;

- рассмотреть вопросы существования современного правового государства.

Объектом исследования является правовое государство. Предмет исследования – понятие и принципы правового государства.

1. Понятие и признаки государства

Сложности в понимании сущности государства, его признаков составляют весьма важный пласт для изучения в теории государства, по той весомой причине, что государство играет огромную роль в формировании современного цивилизованного общества. Государство рассматривают с весьма разнообразных позиций, к которым можно отнести философскую, историческую, социологическую, юридическую. Данный факт предоставляет возможность определить те или же иные его характеристики, но не дает возможности сформулировать универсальное определение. В юридической литературе современности определение понятию государства дается посредством перечисления его основных признаков [23, c. 188]. 

Государство представляет из себя политическую организацию общества, которая обеспечивает единство данного общества, его целостность, осуществляя это посредством механизма государственного управления общественными делами, обеспечивает его суверенную публичную власть, придавая праву общеобязательное значение, гарантируя при этом права, свободы граждан, законность и правопорядок в обществе [21, с. 126].

Данное определение отображает лишь общее понятие государства, но, при этом, в большей мере подходит к современному государству. В данном определении понятия подчеркивается тот факт, что государство является политической организацией всего общества, всех граждан данного общества. Необходимо сказать и о том, что государство реализует жизненно важные для общества функции, обеспечивает его единство и целостность, управляет наиболее важными делами общества. В тот же момент времени государство, в частности правовое государство, должно всесторонне гарантировать права и свободы своих граждан, а также должно поддерживать надежный и гуманный правопорядок в обществе.

Отличие государства от прочих организаций, которые входят в политическую систему общества, заключается в следующем [21, с.130]:

1. Государство в рамках своей территории вы­ступает единственным официальным представителем своего общества, населения страны, которое объединяется по признаку гражданства.

2. Государственная независимость, которая подразумевает свойственное государству верховенство на его территории и независимость в международных отношениях. Государство – это единственный носитель суверенной власти.

3. Государство издает законы и подзаконные акты, которые обладают юридической силой и содержащие нормы права. То есть организации могут принимать решения, обязательные лишь для их внутреннего исполнения (исполнения их внутри организации), в то время как государственные нормативные акты являются обя­зательными для соблюдения всеми государственными и муниципальными органами, общественными организациями, должност­ными лицами и гражданами. Таким образом, правотворчество – это исключительное право государства.

4. Государство является сложным механизмом управления современным обществом, различными социальными процес­сами, представляющим собою особую систему государственных органов и совокупности материальных средств, которые необходимы для его функционирования и выполнения всей совокупности задач. Особенность специфики органов, которые образуют государственный механизм, состоит в государствен­но-властном характере их полномочий, что, в свою очередь, связано с обязатель­ным юридическим закреплением деятельности данных органов и основанной на этом способности издавать право­вые акты и охранять их от нарушения. Функционирование данного государст­венного механизма предполагает наличие отдельного слоя граждан, которыми являются государственные служащие, первостепенное назначение которых заключается в управлении [21, c. 131].

5. Наличие налогов и займов как особых денежных средств, на которые содержится аппарат управления и принуждения.

6. Государство является единственной организацией в политической системе, которая располагает правоохранительными (каратель­ными) органами (суд, прокуратура, милиция, полиция), которые призваны стоять на страже законности и общественного право­порядка.

7. Только государство имеет возможность располагать вооруженными силами, органами безопасности, которые обеспечивают его защиту и оборону, независимость и сувере­нитет, а также территориальную общность и целостность.

8. Государственная власть универсальна, что означает распространение власти на всех, находящихся на территории государства.

9. Тесная связь государ­ства с правом, представляющим собой экономически и духовно обусловленное нормативное выражение государственной воли общества, государственный регулятор общественных отноше­ний [21, c. 132].

Существует достаточно широкий перечень теорий, объясняющих происхождение государства. В рамках написания курсовой работы рассмотрим основные теории происхождения.

Теологическая теория – теория Божественного происхождения государства, согласно которой церковная власть могла иметь преимущественное положение над светской властью, а монарха при вступлении на престол освящала церковь, поскольку он считался посланником Бога на земле. Представителями данной теории государственного происхождения были Ф. Аквинский, Ф. Лебюфф, Д. Эйве [23, c. 192].

Патриархальная теория – теория, которая объясняет происхождения государства за счет исторического развития семьи, когда семья, в результате своего разветвления, становилась государством. Исходя из данной теории, монах – это отец (патриарх) своих подданных, которые обязаны его неукоснительно слушать, починяться и относиться к нему с почтением, а монарх в ответ должен заботиться о своих подчиненных и управлять ими. Представители данной теории государственного происхождения были Аристотель, Конфуций, Р. Филмер, Н. К. Михайловский [23, c. 194].

Договорная теория, которая выдвигала идею о том, что государство – это продукт человеческого разума, а не проявление Божественной воли [21, с. 101].

Представители данной теории происхождения утверждали, что государство возникло в результате заключения общественного договора на основании общей пользы и интересов между людьми. В случае нарушения данного договора люди имели право его расторгнуть, в том числе и при помощи революции. Представителями данной теории происхождения были Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, А. Н. Радищев [21, c. 103].

Психологическая теория утверждала о том, что возникновение государства связано со свойствами человеческой психики, которые заключаются в потребности во власти одних людей над другими и в стремлении одних находиться в подчинении у других. Представителями данной теории происхождения были Л. И. Петражицкий, Д. Фрезер, З. Фрейд, Н. М. Коркунов [16, c. 226].

Теория насилия считает, что государство возникло в результате насилия, за счет завоевания слабых и беззащитных более сильными личностями. Представителями данной теории были Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский.

Материалистическая теория утверждала, что образование государства стало результатом изменения общества по причине социально–экономических изменений. Представителями данной теории происхождения были К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин, Г. В. Плеханов [17, c. 162].

Таким образом, делая вывод на основании данной главы курсовой работы, можно сказать следующее.

2. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО: ИСТОРИЯ ИДЕЙ И СОВРЕМЕННОСТЬ

2.1 Историческое развитие идей правового государства

Идея создания правового государства зародилась достаточно давно, но наиболее четкую формулировку данная идея в работах Руссо – в теории общественного договора, во взглядах французских политических деятелей, в работах немецких ученых [3, c. 88].

Характерный для Германии первой трети и середины XIX в. юридический позитивизм нашел свое отражение в работах фон Моля, Велькера и других. Дальнейшее развитие идея получила на рубеже XIX – XX вв. в книге Георга Еллинека «Общее учение о государстве», где государство рассматривается как правовое понятие, как учреждение, как корпорация, как правоотношение.

В России интерес к правовой тематике не был также ярко выражен, поскольку данное развитие интереса сдерживалось самодержавием и слабостью представительных и законодательных институтов государства. Однако, несмотря на данный факт, в работах Н. М. Коркунова, С. А. Муромцева, Л. И. Петражицкого и Е. Н. Трубецкого были детально изучены многие правовые вопросы власти и ее иерархии. Б. Н. Чичерин рассматривал государство как союз народа, а закон связывает народ в единое целое [4, c. 69].

Однако объективная реальность была несколько иной. Так, Б. А. Кистяковский опубликовал в 1912 году статью в журнале «Вехи» под названием «В защиту права», в которой огорченно отмечал как слабость внешних правовых форм, так и отсутствие правовых гарантий свободы и развитого правосознания в советском обществе [5, c. 102].

В условиях существования СССР было сформировано понятие законности как неукоснительное требование следования требованиям правовых актов. Право в данный период времени рассматривается как орудие государственной власти в решении ее задач, несмотря на то, что отдельные правовые элементы разрабатывались очень активно.

С распадом СССР, который произошел в 1991 году, идея правового государства становится официальной и весьма популярной. В целом 1991 год стал переломным для СССР. Так, за шесть лет процесса перестройки советской экономики не было решено не одной задачи, не одна из целей, поставленная в начале пути, не была достигнута, что привело к кризису в стране. Причиной распада СССР, как многие деятели считают и по сей день, стало стремление отдельных республик избавиться от диктата центра, в результате чего отдельные союзные республики объявили о желании приобретения независимости еще до 1991 года. В результате всех названных событий 8 декабря 1991 года в резиденции Вискули в Беловежской пуще руководителями таких стран, как Беларусь, Россия и Украина было подписано соглашение о распаде СССР и об образовании нового союзного государства – СНГ. Чуть позже, 10 декабря Верховным Советом было ратифицировано данное соглашение и принято решение о денонсации Союзного договора 1922 года, 21 декабря руководители остальных республик поддержали решение о роспуске СССР, которое прекратило свое существование [7, c. 96].

В данный момент исторического развития появляются статьи, книги, учебники, в которых большое внимание уделяется правовому самоограничению государства. Необходимо сказать о том, что идея и концепция правового государства приобрели в данный период времени не только сугубо доктринальный характер, а еще и получили официальное признание.

В литературе, учебной и научной, проблема изучения правового государства рассматривается в трех форматах (аспектах): историческом, философско-теоретическом и юридическом. Данный подход дает возможность более глубоко изучить многообразие трактовок идей правового государства.

Исторический аспект заключается в ответах на такие вопросы как: где, когда и почему зародилась идея правового государства, как она развивалась в течении двух столетий. Знание генезиса любой концепции позволяет глубже понять ее современное содержание [7, c. 98].

Философско-теоретический подход заключается в попытке раскрыть сущностное содержание идеи правового государства, дать краткое или развернутое определение правового государства.

Юридико-практический аспект заключается в рассмотрении концепции правового государства с точки зрения ее реализации в конституционном и текущем законодательстве той или иной страны (государства) [7, c. 100].

Рассматривая проблему правового государства в историческом аспекте, необходимо отметить, что выражение «правовое государство» не имело и не имеет достаточно четкого и однозначного значения. Можно говорить о моделях немецкого, французского, английского правового государства, которые даже терминологически обозначаются по-разному.

В литературных источниках, всевозможных современных учебниках отражаются различные подходы к проблеме правового государства. Исторически это понятие употреблялось в разных смыслах [7, c. 103]:

- для противопоставления государства церковного и светского, обоснования идеала светского государства;

- как синоним конституционного государства;

- ограничения или самоограничения государственной власти правом;

- правовое государство как гарант прав и свобод человека;

- правовое государство как альтернатива тоталитарному государству.

Идея правового государства зародилась в тот исторический период, когда в европейских странах преобладала абсолютно-монархическая форма правления, деспотическая по своей сущности, для которой характерна неограниченность полномочий государственной власти и всецелое поглощение личности государством. В то же время в европейских и американских странах появляются первые конституционные государства, в которых за личностью признаются ее неотъемлемые, ненарушимые и неприкосновенные права. В конституционном государстве признается, что есть известная сфера самоопределения и самопроявления личности, в которую государство не имеет право вторгаться. В это время в трудах многих философов и правоведов понятие «правовое государство» употребляется как синоним конституционного государства, концептуально данные понятия не разграничиваются.

В начале XX века многие русские юристы ставят знак равенства между понятиями конституционного или правового государства. В. М. Гессен утверждал, что «правовое и конституционное государство – синонимы; отождествление этих понятий является общепризнанным для современной германской доктрины государственного права. Такой же точки зрения придерживаются известный русский юрист Б. А. Кистяковский, который считал, что можно приравнять конституционное государство к правовому. Вместе с тем некоторые авторы уже тогда возражали против этого отождествления [7, c. 110].

Основной принцип правового, или конституционного, государства состоит в том, что государственная власть, в нем ограничена. Государственная власть ограничена, прежде всего, правами человека и гражданина, которые составляют основу всего строя правового государства.

2.2 Философско-правовое содержание доктрины правового государства

При всем разнообразии трактовок идей правового государства в общей теории права разработаны принципы правовой государственности, которые в своей основе признаются большинством авторов.

К ним относятся такие признаки правового государства, как [11, с. 308]:

- господство права и верховенство закона;

- разделение властей;

- принцип взаимной ответственности государства и личности;

- самоограничение государственной власти;

- гарантированность прав и свобод личности;

- эффективная система контроля и надзора за осуществлением законов и других нормативных актов.

Любая правовая концепция прямо или косвенно отражает определенную политическую реальность и является продуктом своего времени. Идея верховенства закона в ее юридической интерпретации доминирует в политико-правовой мысли в связи с образованием буржуазного общества, которое нуждалось в ограничении государственной власти, создании общих стабильных правил игры в политической, экономической и социальной жизни [11, c. 311].

Верховенство закона, по мнению многих философов, политиков, юристов, могло обеспечить отсутствие государственного произвола, равенство граждан перед законом и судом, гарантировать правовой порядок, ограничить вмешательство государства в экономику и частную жизнь, обеспечить свободу предпринимательства и т.д. В последствие принцип верховенства закона использовался разными политическими режимами, в том числе и тоталитарными.

Концепция правления (господства) права существенно отличается от принципа верховенства закона. Концепция господства права появилась в англоязычном правоведении, в котором никогда не отождествлялись понятия права и закона. Право рассматривалось как условие и основание свободы индивида, а закон как воля (произвол) правителя (государства).

Английское право исторически складывалось через правовые обычаи и деятельность суда. Роль закона в системе общего права существенно возросла лишь в современном английском и американском праве. Концепция господства права имеет множество интерпретаций и обусловлено тем, что существует множество трактовок самого понятия «право». Так, только в американских реалистических теориях право рассматривается: как совокупность правил поведения, устанавливаемых судьями; как деятельность официальных служителей закона по разрешению споров; как обобщение взглядов, высказанных во время судебного процесса, и потенциальных последствий судебных решений и др. [22, с.204]

Признаком правового государства традиционно признается разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную с тем, чтобы каждая могла сдерживать другую ради сохранения свободы. Сущность теории разделения властей, ее генезис и содержание рассмотрены в лекции о государстве и государственной власти. Применительно к данной теме важным является другой вопрос, насколько верным является утверждение о том, что разделение властных полномочий является необходимым признаком демократического правового государства. Такая точка зрения представляется весьма спорной.

Например, в Англии – колыбели современной парламентарной демократии – не существует разделения властей. Три вида правомочий, конечно, существуют, и каждый из них имеет свои особенности, однако, – как утверждает крупнейший английский юрист, профессор Ноттингемского университета Д. Гарнер, – это вовсе не значит, что та или иная конкретная функция относится к исключительному ведению специализированного органа. Он считает, что разделение властей вообще нежелательно, поскольку ограничить одну власть от другой весьма нелегко, а сам процесс проведения такой разделительной линии не гарантирует положительные результаты. Во многих государствах не существует не только разделения властей, но и разграничения законодательных и управленческих функций приобретает все более условный характер [22, с.207].

В отечественной литературе утверждение о том, что три ветви власти, законодательная, исполнительная и судебная – должны быть самостоятельными и независимыми, сдерживать друг друга, воспринимается как аксиома и не подвергается сомнению. Однако история современных государств показывает, что сам по себе разделение властей не является абсолютной гарантией против узурпации власти, тем более от произвола властей придержащих.

Многие страны, в которых разделение властей существует в течение столетий, в определенные исторические периоды были весьма далеки от идеалов демократического правового государства. Кроме того, важно отметить и то, что разделение властей – концепция в большей степени политическая, чем правовая. Ее главная цель – обеспечение в государстве определенного баланса властей, а не создание основанного на праве государственного порядка [15, c. 564].

Принцип ответственности государства перед личностью сравнительно поздно появился в теории правового государства. В XIX веке непреложным догматом считался принцип безответственности государства. Исключение юристы делали лишь для случаев экспроприации, реквизиции имущества, когда оно из частной собственности переходило в общее пользование. Однако подобные случаи относились скорее к возмещению ущерба, чем собственно ответственности государства.

В начале XX века в юриспруденции все более и более утверждается общий принцип ответственности государства как существенный признак правового государства. В конце XX века принцип ответственности государства перед личностью закрепили во многих конституциях демократических государств. В современных конституциях данный принцип сформулирован как принцип взаимной ответственности государства перед гражданами и гражданина перед государством. Проблема ответственности гражданина перед государством в данном случае не требует лишних слов и комментариев. Все виды ответственности – уголовной, административной, дисциплинарной, материальной – в деталях разработаны в соответствующих отраслевых науках, а общее понятие, виды и основания ответственности гражданина в теории права [15, c. 566].

Сложнее обстоит дело с обоснованием ответственности государства перед личностью. Прежде всего, необходимо обратить внимание на то, что речь идет не об ответственности государства перед гражданином, а об ответственности государства перед личностью. Ущерб или вред, который может понести личность от тех или иных действий государства и государственной власти, носит более всеобъемлющий характер по сравнению с теми последствиями, которые возникают у гражданина как субъекта определенных правовых отношений.

Одно из первых документальных признаний прав, основанных на интересах личности, ее достоинстве, было сделано в 1776 году. В американской Декларации независимости от 4 июля 1776 года, в Билле о правах Виржинии официально закреплялось положение о том, что все люди созданы равными, они наделены Создателем определенными неотъемлемыми правами. К этим правам относятся жизнь, свобода и стремление к счастью. Для обеспечения этих прав создаются правительства, причем их власть проистекает от согласия подопечных, если она начинает разрушать эти цели, народ вправе изменить или устранить ее и поставить новое правительство. Во французской Декларации прав человека и гражданина 1789 года говорилось: «Общество, где не обеспечена гарантия прав и нет разделения властей, не имеет конституции» [22, с.254].

В современных конституциях понятие основных прав и свобод граждан существенно расширено. К гражданским правам относятся право частной собственности, право на жизнь и личную неприкосновенность, свобода личности, свобода передвижения, охрана брака и семьи, свобода совести и многие другие.

В настоящее время вряд ли найдется не только европейское, но и азиатское, африканское или южноамериканское государство, которое бы не признало прав человека.

2.3 Понятие и признаки правового государства

В основе современных концепций правового государства лежат идеи немецкого философа Канта (1724 – 1804 гг.), французского просветителя и правоведа Монтескье (1689 – 1755 гг.) и других европейских просветителей ХVIII и ХIХ вв., которые полагали, что на смену полицейскому, бюрократическому государству эпохи абсолютизма (которое Кант называл государством произвола), должно прийти правовое государство, в основе организации которого лежит идея автономной личности, обладающей неотъемлемыми, неотчуждаемыми правами [15, c. 561].

Концепция правового государства у И. Канта сводятся к тому, что:

- источником нравственных и правовых законов выступает практический разум, или свободная воля людей;

- человек становится моральной личностью, если возвысился до понимания своей ответственности перед человечеством в целом;

- в своем поведении личность должна руководствоваться требованиями категорического императива, который сводится к следующему: «поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице; и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству» и «поступай так, чтобы максима твоего поступка могла стать всеобщим законом»;

- правом, основанным на нравственном законе, должны быть определены границы поведения людей с целью, чтобы свободное волеизъявление одного лица не противоречило свободе других;

- право призвано обеспечить внешне благопристойные, цивилизованные отношения между людьми;

- государство – это соединение множества людей, подчиненных правовым законам;

- государство призвано гарантировать правопорядок и строиться на началах суверенитета.

Государственно-правовые воззрения Монтескье сводятся к тому, что формы правления, формы государственного устройства определяют собой дух законов и содержание законодательства; основываются на том, что принцип демократии – это добродетель, любовь к общему благу; исходят из того, что к «правильной» форме государства относится демократия, при которой верховная власть принадлежит всей массе народа и основные законы здесь определяют порядок подачи голосов, посредством которых выражается воля народа, состав и способ деятельности народного собрания; проповедует любовь к отечеству, уважение к закону, поддержку существующих порядков, равенство и умеренность состояний, охрану семейного достояния [15, c. 602].

Значение государства правового заключается непосредственно в характере законов, а так же их соответствии правовой природе вещей, направленности на обеспечение суверенитета личности. Еще Гегель подчеркивал, что хорошие законы ведут к процветанию государства, а свободная собственность есть основное условие блеска его.

В наиболее развитом буржуазно-демократическом виде концепция правового государства является социальной ценностью всего человечества, удачным сочетанием общечеловеческих и классовых интересов.

В основе правового государства, во-первых, должна лежать правовая экономика, а не командно-казарменная, обреченная на деградацию из-за отсутствия внутренних стимулов к труду. А, во-вторых, основой правового строя служит развитое гражданское общество.

Гражданское общество – система экономических, духовных, культурных, нравственных, религиозных и других отношений индивидов, свободно и добровольно объединившихся в ассоциации, союзы, корпорации для удовлетворения своих духовных и материальных потребностей и интересов. Оно строится на принципе самоуправляемости, защищено традициями, обычаями, моральными нормами и правом вмешательства государства. Государство – это всего лишь форма гражданского общества.

В антиправовом (тоталитарном, моновластном) государстве личность, общество и народ противопоставлены государству как политическому аппарату власти, отчуждены от него. Там нет граждан, есть подданные. Гражданское общество предполагает наличие многочисленных независимых союзов, институтов и организаций, которые служат барьером против монополизма и посягательств государственных органов. Понятие гражданского общества подразумевает не только «гражданственность», известную степень политической свободы, но и «буржуазность», то есть экономическую независимость человека, возможность получить доход не из рук государства. Развертывание всего комплекса институтов государства в демократическом обществе устраняет доминирование политической власти, устраняет или резко ограничивает проявления ее отрицательных сторон [15, c. 603].

Правовая экономика и гражданское общество является переходом от распределительного общества к рыночному, являясь глубинными, сущностными предпосылки формирования правового государства [15, c. 605].

Правовое государство – это государство, обслуживающее потребности гражданского общества и правовой экономики, назначение которого – обеспечить свободу и благосостояние. Оно подконтрольно гражданскому обществу и строится на эквивалентности обмениваемых благ, на фактическом соотношении общественного спроса и предложения, ответственно за правопорядок, который гарантирует человеку свободу и безопасность, ибо духовным фундаментом его является признание прав человека.

Правовое государство – это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека и где в основу организации государственной власти положен принцип разделений законодательной, исполнительной и судебной властей.

В правовом государстве должна обеспечиваться возможность в рамках закона отстаивать и пропагандировать свои взгляды и убеждения, что находит свое выражение, в частности в формировании и функционировании политических партий, общественных объединений, в свободе вероисповеданий, в политическом плюрализме, в свободе прессы и прочее.

Признаки правового государства [8, c. 104]:

1. Верховенство закона во всех сферах жизни общества.

2. Деятельность органов правового государства базируется на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

3. Взаимная ответственность личности и государства.

4. Реальность прав и свобод гражданина, их правовая и социальная защищенность.

5. Политический и идеологический плюрализм, заключающийся в свободном функционировании различных партий, организаций, объединений, действующих в рамках конституции, наличии различных идеологических концепций, течений, взглядов.

6. Стабильность законности и правопорядка в обществе. К числу дополнительных факторов и условий становления правового государства, видимо, можно отнести следующие [8, c. 107]:

- преодоление правового нигилизма в массовом сознании;

- выработка высокой политико-правовой грамотности;

- появление действенной способности противостоять произволу;

- разграничение партийных и государственных функций;

- установление парламентской системы управления государством;

- торжество политико-правового плюрализма;

- выработка нового правового мышления и правовых традиций, в том числе: преодоление узконормативного восприятия правовой действительности, трактовка права как продукта властно-принудительного нормотворчества;

- отказ от догматического комментирования и апологии сложившегося законодательства;

- преодоление декоративности и декларированности юридических норм;

- выход юридической науки из самоизоляции и использование общечеловеческого опыта.

Суверенная правовая власть должна быть противопоставлена любым проявлениям огосударствления. Отторжение правовой государственности возможно по двум каналам: государственно-властному и законодательному. К политическим рычагам могут рваться различные перерожденческие антиправовые структуры, своего рода политические аномалии (авторитарная тирания, бюрократическая олигархия – реакционно-реставраторские силы, а также воинствующая охлократия, антигуманная технократия демагогически-популистские силы) [8, c. 110].

Правовое государство – путь к возрождению естественноисторических прав и свобод, приоритета гражданина в его отношении с государством, общечеловеческих начал в праве, самоценности человека.

Правовое государство открывает юридически равный доступ к участию в политической жизни всем направлениям и движениям. Вместе с тем правовое государство как и всякое государство обладает общими чертами, которые сводятся к следующему [9, c. 119]:

1. Правовому государству присуща государственная власть как средство проведения внутренней и внешней политики.

2. Правовое государство представляет собой политическую организацию общества, основанную на соответствующем социально-экономическом базисе общества.

3. Правовое государство располагает специальным государственным механизмом.

4. Правовое государство обладает определенной административно-территориальной организацией на своей территории.

5. Правовое государство существует благодаря налогам и другим сборам.

6. Правовое государство обладает государственным суверенитетом. Особенности механизма правового государства заключаются в следующем. Все его структурные части и элементы функционируют на основе принципа разделения властей, строго в соответствии со своим целевым назначением. Наделенные властными полномочиями, структурные части и элементы правового государства в своей специфической форме деятельности реализуют волю общества.

Структурные части и элементы правового государства всю свою деятельность строго сообразовывают с действующим законодательством. Должностные лица несут персональную ответственность за посягательство на права и свободы граждан, гарантированные конституцией и другими нормативно-правовыми актами. Права и свободы граждан обеспечиваются органами правового государства. Механизм правового государства является способом его существования. Функции правового государства реализуются с помощью его механизма [9, c. 121].

Таким образом, делая вывод на основании данной главы курсовой работы, необходимо сказать о том, что в правовом государстве его механизм свободен от бюрократизма и административно-командных методов управления. Его демократический характер обусловлен ответственностью перед обществом, на службе которого он находится.

Правовое государство есть концентрированное выражение гражданского общества. В силу этого его этапы развития в целом и общем совпадают с этапами развития гражданского общества. Вместе с тем, поскольку всякое государство обладает известной самостоятельностью по отношению к обществу, то этапам развития правового государства присущи определенные особенности, отражающие его политический характер [10, c. 104].

В следующей главе курсовой работы будут рассмотрены особенности современного правового государства.

3. СОВРЕМЕННОЕ ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО

3.1 Реализация идей правового государства в законодательстве современных государств

Идея правового государства в различных странах реализовывалась по разному, однако, в данном историческом процессе существуют и схожие моменты, позволяющие провести параллель и определить общие направления реализации идеи правового государства в законодательстве той или иной страны (государства) [1, c. 401].

Множество подходов, с точки зрения философско-правовых аспектов, к проблеме определения сущности правового государства является свидетельством того, что нет общих и всеобъемлющих идей правового государства, которые могли бы быть равнозначны для всех народов и во все времена. Названные правовые идеи в общественном сознании каждого отдельно взятого народа (социальной общности) имеют своеобразный и специфический путь реализации, несмотря на наличие общих, объединяющих различные идеи, черт, что находит свое отражение в законотворчестве и законодательстве отдельно взятых стран и государств.

Конституции отдельных стран мира с точки зрения определения в них принципов правового государства можно разделить на две группы.

К первой группе относятся конституции и конституционные акты, которые вообще не содержат и не дают определение термину «правовое государство». Вместе с тем в них закреплены отдельные принципы правовой государственности: разделение властей, гарантированность прав человека и гражданина и другие (Великобритания, Франции, США) [1, c. 403].

Ко второй группе можно отнести конституции, которые закрепили положения о том, что данное государство является правовым (Германия, большинство стран СНГ). В них в разных формах содержится положения о правовой государственности. Вместе с тем провозглашение правовой государственности не есть конституционная констатация уже достигнутого и завершенного процесса, многие страны СНГ весьма далеки от построения основ правового государства [2, c. 318].

Принцип верховенства права представляет собой в большей степени философско-правовые воззрения, чем практическую юридическую категорию. В конституциях многих стран он не нашел своего отражения и юридического закрепления. В некоторых конституциях речь идет о том, что исполнительная власть и правосудие связаны законом и правом. При этом смысл термина «право» не раскрывается в тексте основного закона.

К числу государств, где в конституционном законодательстве закреплен принцип верховенства права относится Республика Беларусь. В статье 7 Конституции Беларуси сказано: «В Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права». Данная формулировка отличается от нормы, которая содержалась в Конституции Республики Беларусь в редакции 1994 года, где говорилось «Государство, все его органы и должностные лица связаны правом, действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней законов». По существу в этой формулировке объединялись принципы верховенства права и закона [6].

Принцип верховенства законов, как правило, не используется в современном конституционном законодательстве, даже в тех странах, где парламент является единственным законодательным органом (Япония, Украина). В большинстве конституций развитых государств закреплена высшая юридическая сила конституции, которой должны соответствовать все иные акты законодательства, в том числе законы [14, c. 83].

Принцип разделения властей по-разному закрепляется в законодательных актах. В одних странах он содержится в основном законе, в других вытекает из общего смысла всей конституции. Например, в Конституции США, хотя и не упоминается данный принцип существует самое жесткое разделение властей: все полномочия законодательной власти принадлежат Конгрессу, исполнительную власть осуществляет Президент, судебную власть – Верховный суд и те низшие суды, которые учреждаются Конгрессом. В Конституции Германии говорится о том, что государственная власть исходит от народа и осуществляется через специальные органы законодательства, исполнительной власти и правосудия [2, с. 388].

Ответственность государства перед личностью сравнительно недавно стали признавать одним из принципов правового государства. Поэтому он не нашел свое отражения во многих старых конституциях и не содержится в ряде новейших конституций. В некоторых странах закреплен принцип ответственности государства за деятельность государственных служащих. Так, в статье 34 Конституции ФРГ сказано: «Если кто-либо при исполнении вверенной ему публичной должности нарушит свои служебные обязанности по отношению к третьему лицу, то в принципе ответственность несет государство или корпорация, на службе у которой он состоит» [2, с. 391].

Почти во всех конституциях бывших советских стран и государств Восточной Европы закрепляются характеристики правового государства и его элементов. Можно отметить положение Конституции Чешской Республики в ст. 2: государственная власть может осуществляться только в случаях, пределах и порядке, установленных законом. Каждый гражданин может делать то, что не запрещено законом, и никто не может быть принужден делать то, к чему закон не обязывает. Но понять эти характеристики можно лишь на основе современной трактовки природы государства. Это публичная организация общества для управления его общими делами на основе права. Такое определение конкретизируется в конституциях государств с помощью характеристик их конституционных признаков [14, c. 103].

Стоит сказать о том, что до сих пор в трактовке государства преобладает элементный подход, приводящий к преувеличенной оценке роли одного элемента, которым является публичная власть и недооценка других элементов и, как итог, - утрата их системных связей.

Государство как сложнейшая социальная система состоит из нескольких элементов. Это народ, нация, граждане; публичная (государственная) власть; территория и ее границы; государственные ресурсы (налоги, бюджет, собственность); механизм правового регулирования; официальное представительство в мировом сообществе. Каждый элемент представляет собой своего рода подсистему со своими составными частями [14, c. 105].

Признание принципов права, создание и реализация правовых норм, охрана прав и законных интересов участников правоотношений – таковы характеристики режима современного правового государства и его своеобразного обязательства перед обществом и мировым сообществом [18, c. 171].

3.2 Российская Федерация – современное правовое государство

Конституционная характеристика Российского государства как правового означает признание и раскрытие одного из его признаков. Причем эпитет «правовое» наряду с характеристиками государства как демократического, социального и федеративного означает не проявление каких-либо отдельных свойств, а скорее проявление сущности и природы государства. Народ как источник власти организован в государственную общность на началах демократии, федерализма и права [18, c. 172].

Правовое начало отражает и опосредует демократические институты в государстве и обществе и федеративное устройство государства. Право фиксирует, признает, обеспечивает и охраняет устои государства и общества [12, c. 111].

Многочисленные юристы считают весьма значительным правовой потенциал Конституции, которая, следуя общей и собственной логике исторического развития, закрепила в концентрированном виде концепцию и институты правового государства [18, c. 173].

Во-первых, это один из признаков России как государства. Во-вторых, человек, его права и свободы признаны высшей ценностью и являются непосредственно действующими. В-третьих, закреплено верховенство Конституции и закона. В-четвертых, установлен принцип соответствия национальных норм общепризнанным международным принципам и правилам. В-пятых, учреждены государственные институты для обеспечения законности и охраны прав и законных интересов граждан и юридических лиц [12, c. 113].

Возникает справедливый вопрос, каким же образом можно охарактеризовать правовое государство как модель государственной организации общества [12, c. 114].

Во-первых, путем признания роли Конституции как правового акта наивысшей юридической силы в государстве, как публичного документа, одобренного народом и отражающего его интересы и волю. Конституция служит, с одной стороны, юридическим фундаментом внутренней жизни «государственного здания» и легальной основой его открытости мировому сообществу, с другой. Современные конституции аккумулируют ценности национально-государственного развития и ценности, признанные мировым сообществом.

Во-вторых, правовому государству присуще признание верховенства закона в двояком смысле. Закон служит регулятором основных сторон государственной и общественной жизни, статуса гражданина и человека. Вместе с тем именно закон выступает первичной основой организации и функционирования всех государственных институтов [12, c. 116].

В-третьих, правовое государство признает приоритет прав и законных интересов человека и гражданина и считает их непосредственно действующими. Это означает первичность конституционных прав и свобод и «производность» от них иных прав граждан в экономической, социальной, политической и других сферах.

Ориентация различных государственных институтов на обеспечение и охрану прав и свобод граждан должна служить целевой и функциональной характеристикам деятельности всех органов, организаций и учреждений [12, c. 117].

В-четвертых, с правовым государством связано такое устройство власти, которое призвано гарантировать справедливые решения и действия и одновременно права граждан. Исторически этой цели отвечает известная доктрина разделения властей, которая получила в последние годы признание и в нашей стране. Более современной и полной трактовкой является положение «управление государственными делами на основе права». Оно позволяет полнее отразить многообразные институты, органы и их строго правовую компетенцию для выполнения общих функций государства.

В-пятых, правовое государство характеризуется правильным сочетанием норм национального и международного права. Оно обеспечивает свой суверенитет и признает в определенных пределах приоритет международно-правовых принципов и норм, что открывает легальный путь для активного участия Российской Федерации в делах международных организаций и межгосударственных объединений, развивая тем самым сотрудничество со многими странами [12, c. 117].

В-шестых, глубокое проникновение идей правового государства в жизнь человека, общества и государства означает признание и использование соответствующих принципов. Здесь имеется в виду возможность согласования публичных и частных интересов в рамках правовых границах деятельности, ответственность за принятые решения и действия, открытость действий и доступность принимаемых правовых актов [12, c. 118].

Перечисленные признаки правового государства отражают его концепцию и нормативную модель.

В реальной жизни Российской Федерации, как и во многих иных государствах, закон допускает нарушение конституционных и иных правовых норм, что может сопровождаться «теневым» правом и существенными отклонениями от нормативно-ценностных ориентиров, а также разрыв между законным признанием и реальными делами [12, c. 120].

Характеристика Российской Федерации как правового государства имеет не только конституционный, но и содержательно-целевой смысл. Государство призвано оптимизировать виды деятельности в обществе, а также и условия жизни в нем, однако, стоит сказать о том, что пока не все элементы правового государства имеют равное развитие. Так, необходимо упомянуть и о том факте, что практика отстает от правовых моделей, и пока это не будет устранено, пока чиновники и весь социум государства не освоят элементы правового государства в должной мере, данное государство нельзя называть правовым [18, c. 173].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сделаем краткие выводы по результатам написания данной курсовой работы.

Государство представляет из себя политическую организацию общества, которая обеспечивает единство данного общества, его целостность, осуществляя это посредством механизма государственного управления общественными делами, обеспечивает его суверенную публичную власть, придавая праву общеобязательное значение, гарантируя при этом права, свободы граждан, законность и правопорядок в обществе.

Государство является сложным механизмом управления современным обществом, различными социальными процес­сами, представляющим собою особую систему государственных органов и совокупности материальных средств, которые необходимы для его функционирования и выполнения всей совокупности задач.

Существует достаточно широкий перечень теорий, объясняющих происхождение государства. К ним относятся теологическая теория, патриархальная теория, договорная теория, психологическая теория, теория насилия, материалистическая теория.

Идея создания правового государства зародилась достаточно давно, но наиболее четкую формулировку данная идея в работах Руссо – в теории общественного договора, во взглядах французских политических деятелей, в работах немецких ученых.

В России интерес к правовой тематике не был также ярко выражен, поскольку данное развитие интереса сдерживалось самодержавием и слабостью представительных и законодательных институтов государства.

В условиях существования СССР было сформировано понятие законности как неукоснительное требование следования требованиям правовых актов. Право в данный период времени рассматривается как орудие государственной власти в решении ее задач, несмотря на то, что отдельные правовые элементы разрабатывались очень активно.

С распадом СССР, который произошел в 1991 году, идея правового государства становится официальной и весьма популярной.

В литературе, учебной и научной, проблема изучения правового государства рассматривается в трех форматах (аспектах): историческом, философско-теоретическом и юридическом. Данный подход дает возможность более глубоко изучить многообразие трактовок идей правового государства.

Идея правового государства зародилась в тот исторический период, когда в европейских странах преобладала абсолютно-монархическая форма правления, деспотическая по своей сущности, для которой характерна неограниченность полномочий государственной власти и всецелое поглощение личности государством.

Основной принцип правового, или конституционного, государства состоит в том, что государственная власть, в нем ограничена. Государственная власть ограничена, прежде всего, правами человека и гражданина, которые составляют основу всего строя правового государства.

Признаком правового государства традиционно признается разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную с тем, чтобы каждая могла сдерживать другую ради сохранения свободы.

В основе современных концепций правового государства лежат идеи немецкого философа Канта (1724 – 1804 гг.), французского просветителя и правоведа Монтескье (1689 – 1755 гг.).

Правовое государство – это государство, обслуживающее потребности гражданского общества и правовой экономики, назначение которого – обеспечить свободу и благосостояние. Правовое государство – это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека и где в основу организации государственной власти положен принцип разделений законодательной, исполнительной и судебной властей.

Идея правового государства в различных странах реализовывалась по разному, однако, в данном историческом процессе существуют и схожие моменты, позволяющие провести параллель и определить общие направления реализации идеи правового государства в законодательстве той или иной страны (государства).

Множество подходов, с точки зрения философско-правовых аспектов, к проблеме определения сущности правового государства является свидетельством того, что нет общих и всеобъемлющих идей правового государства, которые могли бы быть равнозначны для всех народов и во все времена.

Конституционная характеристика Российского государства как правового означает признание и раскрытие одного из его признаков. Причем эпитет «правовое» наряду с характеристиками государства как демократического, социального и федеративного означает не проявление каких-либо отдельных свойств, а скорее проявление сущности и природы государства.

Характеристика Российской Федерации как правового государства имеет не только конституционный, но и содержательно-целевой смысл. Государство призвано оптимизировать виды деятельности в обществе, а также и условия жизни в нем, однако, стоит сказать о том, что пока не все элементы правового государства имеют равное развитие.

Так, необходимо упомянуть и о том факте, что практика отстает от правовых моделей, и пока это не будет устранено, пока чиновники и весь социум государства не освоят элементы правового государства в должной мере, данное государство нельзя называть правовым.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Андреева, Г. Н. Конституционное право зарубежных стран / Г. Н. Андреева. – Москва: Норма, 2016. – 416 c

2. Арбузкин, А. М. Конституционное право зарубежных стран / А. М. Арбузкин. – Москва: Огни, 2016. – 666 c.

3. Братановский, С. Н. Теория государства и права; Приор-издат – Москва, 2014. – 174 c.

4. Венгеров, А. Б. Том 1. Теория государства и права: Часть II. Теория права; Москва: Юристъ – Москва, 2014. – 168 c.

5. Комаров, С. А., Малько, А. В. Теория государства и права; Норма – Москва, 2011. – 442 c.

6. Конституция Республики Беларусь 15 марта 1994 г. (с изм. и доп., принятыми на респ. референдуме от 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2013.

7. Лазарев, В. В., Липень, С. В. Теория государства и права; Юрайт - Москва, 2013. – 640 c.

8. Летушева, Н. И., Летушева, М. В. Теория государства и права; Академия – Москва, 2014. – 192 c.

9. Летушева, Н. И., Летушева, М. В. Теория государства и права; Академия – Москва, 2011. – 208 c.

10. Марченко, М. Н. Теория государства и права; Проспект – Москва, 2013. – 652 c.

11. Матузов, Н. И., Малько, А. В. Теория государства и права; Дело – Москва, 2013. – 528 c.

12. Некрасов, С. И. Конституционное право России: учебное пособие/рекомендовано Мин. образования и науки РФ. – Москва: Юрайт, 2012. – 351 с.

13. Оксамытный, В. В. Теория государства и права; ИМПЭ-ПАБЛИШ – Москва, 2013. – 563 c.

14. Попова, А. В. Конституционное право зарубежных стран. Краткий курс лекций / А. В. Попова. – Москва: Юрайт-Издат, 2017. – 160 c.

15. Радько, Т. Н. Теория государства и права; Академический Проект, 2014. – 816 c.

16. Рассказов, Л. П. Теория государства и права; РИОР – Москва, 2015. – 464 c.

17. Рассолов, М. М. Теория государства и права; Юрайт – Москва, 2014. – 640 c.

18. Ряховская, Т. А. Действие Конституции Российской Федерации // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – Тамбов: Грамота, 2011. - № 8 (14): в 4-х ч. Ч. 6. – C. 171 – 173.

19. Смоленский, М. Б. Теория государства и права; Феникс – Москва, 2014. – 288 c.

20. Сырых, В. М. Теория государства и права; Юстицинформ – Москва, 2015. – 704 c.

21. Теория государства и права. В 2 частях. Часть 1. Теория государства; Зерцало-М – Москва, 2011. – 516 c.

22. Теория государства и права. В 2 частях. Часть 2. Теория права; Зерцало-М – Москва, 2011. – 336 c.

23. Теория государства и права: учебник / под ред. В.К. Бабаева. – Москва: Юристъ, 2013. – 364 с.