Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Понятие и принципы авторского права РФ

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

В начале XIX века появилось авторское право. В то время право автора на его создание именовалось как собственность, которой можно торговать. С того времени прошло не мало, немного времени, а поднимаемые тогда проблемы, актуальны и по сей день.

Сегодня большинство российских ученых рассматривают нормы авторского права в качестве особого института гражданского права.

Авторское право регулирует отношения связанные с производством и обменом результатов интеллектуального труда, которые сохраняются вне трудового процесса. Вместе с тем создаваемые произведения не отделимы от их авторов, и поэтому права последних носят личный и исключительный характер. Данные обстоятельства оказывают существенное влияние на правовое регулирование авторских отношений, предопределяя выделение норм авторского права в относительно самостоятельное подразделение.[1]

Актуальность данной работы заключается в том, что согласно Конституции РФ каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, а это значит, что с гарантиями появляются и права творчество, которые в современном мире часто нарушаются.

Объект исследовании – любое творчество (литературное, художественное, научное и прочее), которое регулируется нормами авторского права.

Субъект исследования – авторское право и принципы авторского права на современном этапе развития.

Цель исследования – изучение авторского права, его появления и развития на современном этапе времени. А так же классификация принципов авторского права.

Из цели вытекают следующие задачи:

  1. Исследовать этапы становления авторского права;
  2. Дать понятие авторскому праву и рассмотреть основные положения;
  3. Изучить принципы авторского права.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.

ГЛАВА 1. АВТОРСКОЕ ПРАВО КАК ИНСТИТУТ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА

История становления авторского права в России

В любую эпоху и на любом становлении авторского права, основной проблемой авторов было нахождение и поддержание «неустойчивого равновесия» между правами личности и интересами общества, между тем, что относится к сфере культуры, и тем, что относится к сфере коммерции[2].

Первый закон «об авторстве» появился в 1710 г. в Англии. Свою известность он приобрел под названием «Статут королевы Анны». Этот закон закрепил один из важнейших принципов авторского права – принцип «копирайт», предоставлявший автору право на охрану опубликованного произведения и запрещавший тиражирование произведения без его согласия. То есть, данный закон устанавливал право издателя на опубликованное произведение в течение 14 лет с момента его опубликования, и давал возможность продлить этот срок еще на 14 лет при жизни автора.

Во Франции в Декрете Учредительного собрания 1789 г. было провозглашено: «Все, что автор открывает для публики, становится общественной собственностью». НО чуть позже были приняты следующие два закона в 1791 и 1793 гг., которые впервые в истории гарантировали защиту всех форм творчества (литературного, драматического, музыкального, изобразительного) при воспроизведении всеми известными тогда методами.

Вслед за вышеназванными странами положения авторского права были восприняты и другими европейскими странами.

Так в 1886 г. была принята Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений, в последовании и другие международные договоры (конвенции), регулирующие сферу интеллектуальной собственности.

В 19 в. французский опыт правового регулирования авторских отношений стал основой для Всеобщей декларации прав человека, которая была принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН Резолюцией 217 A (III) от 10 декабря 1948 г. Ст. 27 Всеобщей декларации прав человека гласит: «Каждый имеет право на защиту его моральных прав и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов, автором которых он является».

В 1941 г. Италия и в 1936 г. Австрия предоставили исполнителям и производителям звукозаписи смежные права. Так как уже тогда была очевидна непосредственная взаимосвязь прав исполнителей, производителей фонограмм и вещателей, была высказана идея об объединении их в одном институте. Эта идея нашла свое отражение в Международной конвенции об охране интересов артистов-исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций (Римская конвенция), заключенной в 1961 г.

В России авторское право появилось лишь в 1828 г. Изначально права авторов результатов творческой деятельности в той или иной степени приравнивались к праву собственности, а в некоторых случаях и прямо относились к движимому имуществу.

Устав о цензуре и печати, утвержденный 22 апреля 1828 г., содержал отдельную главу «О сочинителях и издателях книг». Эта глава включала в себя 5 статей и дополнялась Положением о правах сочинителей, которое было приложением к Цензурному уставу.

В 1830 г. было утверждено новое Положение о правах сочинителей, переводчиков и издателей, которое значительно дополнило правила 1828 г., решив вопросы об охране статей в журналах, частных писем, хрестоматий и т.д.

Далее положения авторского права были закреплены в 1845 г. в Правилах о музыкальной собственности, в 1846 г. - в Положении о художественной собственности.

В 70-е годы XIX века в России началось формирование системы авторских обществ - 29 ноября 1870 г. было учреждено «Собрание русских драматических писателей».

В 1887 году все нормы авторского права были объединены в Своде законов Российской империи, и только 20 марта 1911 года был принят Закон Российской империи, который назывался «Положение об авторском праве».

Данный закон продействовал довольно не долго. В 1917 году он был отменен.

В 1961 г. Законом СССР от 8 декабря 1961 г. «Об утверждении Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик» были приняты Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик, которые были введены в действие с 1 мая 1962 года. Авторскому праву был посвящен раздел IV[3].

Срок действия авторского права составлял 15 лет после смерти автора. Этот срок был увеличен до 25 лет в связи с тем, что в 1973 г. Советский Союз стал участником Всемирной (Женевской) конвенции об авторском праве 1952 г. (пересмотрена в Париже 24 июля 1971 г.).

С 3 августа 1992 г. были введены в действие Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г., а спустя 1 год, 3 августа 1993 г., раздел IV Основ, посвященный авторскому праву, был признан недействующим в связи с принятием Закона РФ от 9 июля 1993 г. №5351-1 «Об авторском праве и смежных правах» (далее - ЗоАП)[4].

С 9 марта 1995 г. Россия присоединилась к Всемирной конвенции об авторском праве и к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений от 24 июля 1971 года - с 13 марта 1995 г.

На протяжении долгого времени человечество стремилось и стремиться защитить и сохранить свои необычнее, оригинальные, единственные в своем роде произведения искусств.

Понятие и функции авторского права

Статья 1255 Гражданского кодекса Российской Федерации гласит: интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства являются авторскими правами.

В объективном смысле, авторское право – это совокупность норм гражданского права, регулирующих отношения по признанию авторства и охране произведений науки, литературы и искусства, установлению режима их использования, наделению их авторов неимущественными правами, защите прав авторов и других провообладателей.

Гражданский кодекс Российской Федерации устанавливает перечень прав, которые принадлежать автору произведений[5]:

  1. Исключительное право на произведение;
  2. Право авторства;
  3. Право автора на имя;
  4. Право на прикосновенность произведения;
  5. Право на обнародование произведений;
  6. Право на вознаграждение за служебное произведение;
  7. Право на отзыв;
  8. Право следования;
  9. Право доступа к произведениям изобразительного искусства.

Авторскому праву присущи четыре функции[6]:

  1. Признание авторства и охрана произведений науки, литературы и

искусства. Авторским правом установлена охрана данных произведений с момента их создания. Общего определения понятию произведения авторское право не дает. Под произведением следует понимать любую отвечающую требованиям закона идеальную систему научно-технических категорий (произведения науки), литературных и художественных образов (произведения литературы и искусства). В законе даются определения лишь отдельных видов произведений, в частности аудиовизуального произведения, базы данных, программы для ЭВМ и произведения декоративно-прикладного искусства;

  1. Установление режима использования произведений. Нормы авторского

права предусматривают, кто и на каких условиях вправе использовать охраняемое произведение;

  1. Наделение авторов произведений науки, литературы, искусства и иных

правообладателей комплексом личных и имущественных прав;

  1. Защита данных прав.

Авторское право не регламентирует процедуру практического применения произведений. Оно лишь определяет, что является, к примеру, воспроизведением произведения, его исполнением, показом, обнародованием и пр.

Источники авторского права

Источники авторского права располагаются в строгой иерархической системе по мере их убывания и юридической силе.

Первый и основополагающий источник авторского права это Конституция РФ.

Порядок осуществления прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальных прав) определяет гражданское законодательство, которое состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов.

Не маленькое значение имеют федеральные законы, которые развивают и конкретизируют положение Гражданского кодекса РФ.

Подзаконные нормативные акты и иные правовые акты, которые содержат нормы авторского права. Они применяются в целях формирования механизма реализации принятых федеральных законов.

Что касается подзаконных нормативных актов, то наиболее высоко юридической силой являются Указы Президента РФ. Они могут быть приняты по любому вопросу, входящему в компетенцию Президента, кроме тех положений, когда соответствующие правоотношения регулируются только федеральным законом.

Постановления правительства РФ. Они содержат нормы гражданского права и принимаются лишь на основании и во исполнении перечисленных выше актов более высокой юридической силы и должны соответствовать Гражданскому кодексу РФ и другим Федеральным законам РФ, а так же Указам Президента РФ.

Так же, немалое значение для авторского права имеют нормы международного права. На сегодняшний день Российская Федерация является участницей следующих международных договоров:

  • Конвенции, учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной

собственности (Стокгольм, 14 июля 1967 г., в редакции от 2 октября 1979 г.; вступила в силу для СССР 26 апреля 1970 г.);

  • Бернской конвенции по охране литературных и художественных

произведений (Берн, 9 сентября 1886 г.; вступила в силу для Российской Федерации 13 марта 1995 г.) (далее - Бернская конвенция);

  • Всемирной конвенции об авторском праве (Женева, 6 сентября 1952 г.;

пересмотрена в Париже 24 июля 1971 г.; вступила в силу для СССР 27 мая 1973 г.);

  • Соглашения о сотрудничестве в области охраны авторского права и

смежных прав, заключенные в Москве 24 сентября 1993 г.

Помимо российского гражданского законодательства и норм международного права, следует также учитывать обычаи делового оборота, которые могут регулировать предпринимательскую деятельность в сфере науки, литературы и искусства Обычаи делового оборота, противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору, не применяются.

Важное значение имеют публикуемые решения по конкретным делам (прецеденты), а также обзоры практики рассмотрения отдельных категорий споров и иные рекомендации высших судебных инстанций, которые публикуются в журналах «Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации» и «Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации».

ГЛАВА 2. ПРИНЦИПЫ АВТОРСКОГО ПРАВА

2.1. Характеристика принципов авторского права

Принцип авторского права – это основная идея и начало, которое обладает универсальностью и общезначимостью.

Раздел седьмой Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает следующие принципы авторского права:

  1. Принцип свободы творчества. Авторское право охраняет все

произведения независимо от их назначения, достоинств и способа выражения;

  1. Принцип интересов автора с интересами общества. У автора в этом

принципе признается монопольное право на использование созданного им произведения. Если произведение с согласия автора стало общедоступным, его права на произведение не может носить обширный характер, так как в конституционном порядке закреплено право членов общества на участие в культурной жизни и пользовании достижениями культуры;

  1. Принцип неотчуждаемсти интересов автора с интересами общества.

По российскому законодательству неимущественные права авторов не могут перейти к другим лицам, даже если сам автор выразил на это свое согласие. Подобного рода соглашения не несут в себе юридическую силу и являются недействительными. Право на авторство, авторское имя не переходят по наследству;

  1. Принцип свободы авторского договора. Базой этого принципа

можно считать общий принцип свободы договора, из которого следует, что принуждение, что понуждение к заключению договора недопустимо. У сторон есть право выбора для заключения договора, то есть, они могут выбрать, какой они заключат договор предусмотренный или не предусмотренный. Так же стороны могут заключить договор, в котором могут содержаться элементы различных договоров. Условия в договоре определяются по соглашению сторон, если иное не предусмотрено законом.

Следует отметить, что во всех определениях подчеркивается, что произведение – это не материальная плата, а оно выступает в виде комплекса идей и образов. В связи с этим различают само произведение, имеющее нематериальную сущность и форму его воплощения, т.е. вещественную форму, которая является материальным носителем произведения.

Не смотря на все вышеизложенное, не каждое произведение можно и следует считать результатом мыслительной деятельности человека, как объектом охраняемым нормами авторского права.

Объектами авторского права признаются лишь такие произведения, которые обладают предусмотренными законом признаками. Такими признаками являются творческий характер произведения и объективная форма его выражения. В самом законе признак творчества не раскрывается, в связи с чем, существует множество определений.

Произведения, в качестве результата творческой деятельности автора становится объектом авторского права лишь при условии, если оно выражено в какой-либо объективной форме. До тех пор, пока мысли и образы автора не проявились вовне, а существуют лишь в форме творческого замысла, они не могут быть восприняты другими людьми. Следовательно, не существует практической надобности в их правовой охране.

Чтобы творческий результат приобрел общественную значимость и характер объекта авторского права, он д.б. воплощен в какой-либо объективной форме: письменной (рукопись, ноты), устной, публичное произнесение речи, публичное исполнение музыки, звуко- и видеозаписи (механической, магнитной, оптической и т.д.), изображения (рисунок, чертеж, кадр). Иными словами, произведение должно существовать в форме, которая отделена от личности автора и приобрела самостоятельное значение[7].

Статья 1259 Гражданского кодекса Российской Федерации регулирует различные аспекты объектов авторского права. Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения:

  • литературные произведения;
  • драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные

произведения;

  • хореографические произведения и пантомимы;
  • музыкальные произведения с текстом или без текста;
  • аудиовизуальные произведения;
  • произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические

рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;

  • произведения декоративно-прикладного и сценографического

искусства;

  • произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового

искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;

  • фотографические произведения и произведения, полученные

способами, аналогичными фотографии;

  • географические и другие карты, планы, эскизы и пластические

произведения, относящиеся к географии и к другим наукам и другие произведение;

  • К объектам авторских прав также относятся программы для ЭВМ,

которые охраняются как литературные произведения.

  • производные произведения, то есть произведения, представляющие

собой переработку другого произведения;

  • составные произведения, то есть произведения, представляющие собой

по подбору или расположению материалов результат творческого труда.

Авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме.

Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей.

В отношении программ для ЭВМ и баз данных возможна регистрация, осуществляемая по желанию правообладателя в соответствии с правилами Гражданского кодекса Российской Федерации.

Авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования, геологическую информацию о недрах[8].

Не являются объектами авторских прав[9]:

1) официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы;

2) государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное), а также символы и знаки муниципальных образований;

3) произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов;

4) сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное).

Авторские права распространяются на часть произведения, на его название, на персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и отвечают требованиям, установленным пунктом 3 статьи 1259 гражданского кодекса Российской Федерации.

2.2. Субъекты авторского права

Субъектами авторского права, прежде всего, являются авторы произведений, обладающие совокупностью имущественных и личных неимущественных прав, и, если не доказано иное лицо, указанное в качестве автора на оригинале или ином экземпляре произведения.

Субъекты авторских прав:

  1. Автор (соавтор) – физическое лицо чьим творческим трудом создано

произведение. Презумпция авторства гласит, что лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное;

  1. Наследники автора. Исключительное право на произведение

переходит по наследству. После смерти автора субъектами авторского права становятся наследники по завещанию или по закону. Общий срок действия прав наследников – 70 лет после смерти автора. Неимущественные права автора (право авторства, право на имя и неприкосновенность произведения) не переходят к наследникам, но могут охраняться ими наряду с другими заинтересованными лицами;

  1. Иные правообладатели. физические и юридические лица,

получившие авторские права на основании закона или договора. Объем приобретенных имущественных прав определяется законом или договором. Среди иных правообладателей выделяется новый субъект – изготовитель аудиовизуального произведения, который имеет право на указание своего имени (наименования), использование произведения и получение вознаграждения, в том числе за свободное использование аудиовизуального произведения в личных целях;

  1. Организации, осуществляющие коллективное управление

авторскими правами – некоммерческие организации, осуществляющие управление определенными имущественными правами авторов. Основные функции организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими правами:

  • заключение с пользователями лицензионных договоров;
  • сбор вознаграждения за использование произведений;
  • распределение и выплата вознаграждения правообладателям;
  • предоставление правообладателям отчетов об использовании их прав;
  • формирование реестров сведений о правообладателях, правах и

объектах авторских прав.

  1. Иностранные граждане: авторское право распространяется на

произведения, обнародованные на территории Российской Федерации или не обнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме на территории Российской Федерации, и признается за авторами (их правопреемниками) независимо от их гражданства;

  1. Составители. Автору сборника и других составных произведений

(составителю) принадлежит авторское право на осуществленные им подбор или расположение материалов, представляющих результат авторского труда. Составитель пользуется авторским правом при условии соблюдения им прав авторов каждого из произведений, включенных в составное произведение. Авторы произведений, включенных в составное произведение, вправе использовать свое произведение независимо от составного произведения, если иное не предусмотрено авторским договором. Авторское право переходит по наследству и в случае смерти автора или объявления его умершим его имущественные права переходят к его наследникам, которые также могут защищать некоторые личные неимущественные права автора в случае их нарушения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализирую все вышесказанное, можно сделать следующий вывод.

Еще совсем недавно понятие «авторское право» касалось сравнительно не большой круг людей, а именно, композиторов, издателей, художников, писателей. Время шло, авторское право вместе с ним так же не стояло на месте, а имело свое развитие в области авторства. И сегодня мы можем наблюдать сотни тысяч людей, которые соприкасаются с вопросами авторского права.

В нашем государстве существует законодательство, которое охраняет права авторов. Выработаны международные конвенционные нормы авторского права, определились основные правовые условия обмена произведениями литературы и искусства. Деятельность по охране моральных и материальных прав автора тесно связана с развитием международного культурного сотрудничества. Сама жизнь поставила в один ряд понятия «авторское право» и «культурные ценности». Конституция России ставит авторское право в один ряд с основными правами и свободами граждан, провозглашёнными и охраняемыми государством.

Субъекты авторского права в силу самой их природы являются исключительными, то есть права принадлежат только обладателю авторского права и никому иному.

Действующее законодательство закрепляет за автором исключительные права на использование созданного им произведения. Это означает, что автор не только решает вопрос об обнародовании произведения, но и определяет, с какого момента, в каких формах объеме и пределах будет открыт доступ к произведению для неопределенного круга лиц. Исключительные права автора на использование произведения означают право осуществлять или разрешать осуществлять следующие действия[10]:

  • воспроизводить произведение;
  • распространять экземпляры произведения любым способом;
  • импортировать экземпляры произведения в целях распространения;

публично показывать произведение;

  • публично исполнять произведение;
  • сообщать произведение для всеобщего сведения путем передачи в эфир

и (или) последующей передачи в эфир;

  • сообщать произведение для всеобщего сведения по кабелю, проводам

или с помощью иных аналогичных средств;

  • переводить произведение; переделывать, аранжировать или другим

образом перерабатывать произведение.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 01.07.2017)
  3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2006 N 15 «О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах»
  4. «Обзор судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о защите интеллектуальных прав» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.09.2015)
  5. Авторские и смежные с ними права: постатейный комментарий гл.71 ГК РФ / под ред. П.В. Крашенинникова; [М.Я. Кириллова, П.В. Крашенинников, О.А. Рузакова [и др.]; вступ. сл. П.В. Крашенинников]. - М.: Статут, 2010. - 378 с.
  6. Баутин В.М. Права на результаты интеллектуальной деятельности автора и патентообладателя: состояние и перспективы. - 2-е изд. - М.: РГАУ - МСХА ИМ. К.А. Тимирязева, 2012. - 389 с.
  7. Васильева Т.В. О соблюдении авторских прав эпоху развития высоких технологий // Современное право. - 2011. - № 5. - С.102-104.
  8. Ефимова Е.Г. Защита авторских и смежных прав на современном этапе // Патентное дело. - 2011. - № 5. - С.26-28.
  9. Калинин А. В. Возникновение и основные этапы развития авторского права: Автореф. дис.канд. юрид. наук. - М., 2000 - С.
  10. Карлова-Игнатьева Е.И. Проблематика и судебная практика привлечения к ответственности за нарушение авторских прав // Имущественные отношения в Российской Федерации. - 2011. - № 7. - С.96-99.
  11. Кондратьева Е. Разграничение творческих и нетворческих объектов интеллектуальной собственности // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. - 2012. - № 2. - С.52-55.
  12. Ильницкий К.О. Привилегия как первоисточник авторского права // Закон и право. - 2011. - № 11. - С.33-35.
  13. Невская М.А., Тарасова Е.Н., Сухарев Е.Е. Авторское право в издательском бизнесе и СМИ: практ. пособие. - 2-е изд. - М.: Дашков и К, 2012. - 345 с.
  14. Попов Р.М. Нарушение авторских прав публичным воспроизведением музыкальных произведений // Право и экономика. - 2011. - № 7. - С.45-49.
  15. Право интеллектуальной собственности: учебник [для вузов] / под ред. И.А. Близнеца; Рос. госуд. ин-т интеллект. соб-ти; [И.А. Близнец, Э.П. Гаврилов, О.В. Добрынин [и др.]. - М.: Проспект, 2011. - 567 с.
  16. Савчук Л.Ф. К совершенствованию гражданско-правовых норм в Российской Федерации об управлении исключительными авторскими и смежными правами // Бизнес в законе. - 2011. - № 2. - С.66-70.
  17. Сергеев А.П. Авторское право России. – СПб, 2007. С. 3
  18. Соболь И.А., Мельников В.С. Некоторые особенности правовой защиты объектов авторского права // Современное право. - 2011. - № 7. - С.101-103.
  19. Федосеева Е.Г. Пути к творчеству // Социосфера. - 2012. - № 4. - С.59-61.
  20. Щербак Н. Авторское право и наследование // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. - 2011. - № 8. - С.26-29.
  1. Сергеев А.П. Авторское право России. – СПб, 2007. С. 3

  2. Калинин А. В. Возникновение и основные этапы развития авторского права: Автореф. дис. канд. юрид. наук. - М., 2000 - С.

  3. Васильева Т.В. О соблюдении авторских прав эпоху развития высоких технологий // Современное право. - 2011. - № 5. - С.102-104.

  4. Баутин В.М. Права на результаты интеллектуальной деятельности автора и патентообладателя: состояние и перспективы. - 2-е изд. - М.: РГАУ - МСХА ИМ. К.А. Тимирязева, 2012. - 389 с.

  5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 01.07.2017)

  6. Ефимова Е.Г. Защита авторских и смежных прав на современном этапе // Патентное дело. - 2011. - № 5. - С.26-28.

  7. Невская М.А., Тарасова Е.Н., Сухарев Е.Е. Авторское право в издательском бизнесе и СМИ: практ. пособие. - 2-е изд. - М.: Дашков и К, 2012. - 345 с.

  8. Кондратьева Е. Разграничение творческих и нетворческих объектов интеллектуальной собственности // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. - 2012. - № 2. - С.52-55.

  9. Карлова-Игнатьева Е.И. Проблематика и судебная практика привлечения к ответственности за нарушение авторских прав // Имущественные отношения в Российской Федерации. - 2011. - № 7. - С.96-99.

  10. Щербак Н. Авторское право и наследование // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. - 2011. - № 8. - С.26-29.