Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Понятие и принципы авторского права (ПОНЯТИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ АВТОРСКИХ ПРАВ)

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время в большинстве стран мира сложилась комплексная отрасль общественного производства - индустрия авторского права и смежных прав. Возникновение этой отрасли общественного производства вызвано массовостью и коммерциализацией объектов авторского права и смежных прав.

В соответствии со ст.1259 Гражданского Кодекса - это произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а так же от способа его выражения.

Часть произведения (в том числе название произведения или его персонаж), если по своему характеру оно может быть признано самостоятельным результатом творческого труда автора и выражено в объективной форме также является объектом авторского права.

Субъектами авторского права являются соответственно авторы произведений науки, литературы и искусства, исполнители, производители фонограмм, организации эфирного или кабельного вещания. К ним относятся также компьютерные программы, базы данных, кинофильмы, видеофильмы и аудиопроизведения, полиграфическая продукция и т.д.

Создание и использование объектов авторского права привело к формированию и развитию новой отрасли общественного производства - авторского права. Понимание этой особенности экономического развития РФ позволяет оценить особую важность данной комплексной отрасли общественного производства и принять меры для ее приоритетного развития, как это уже сделано в большинстве стран мира.

Как только идеи воплощаются в произведения, возникает авторско-правовая охрана их формы - в смысле расположения слов, нот и знаков. Авторское право охраняет права авторов художественных произведений от тех, кто их копирует, т.е. от тех, кто использует формы, являющиеся оригинальным созданием автора.

Практическая ценность закона зависит в первую очередь от того, насколько эффективно он исполняется. Так как авторам порой очень непросто самостоятельно реализовать свои права, то весьма распространённым является создание специальных организаций авторов, которые от их имени управляют определёнными авторскими правами. В частности, такие организации могут выдавать разрешения на копирование произведений и на этом основании получать для авторов гонорары.

Вся система охраны авторских прав будет лишена смысла, если творческая деятельность не будет поощряться и поддерживаться. С точки зрения автора охраняемого произведения, защита авторских прав имеет смысл тогда, когда от результата своей работы он получает доход, но это невозможно без опубликования и распространения произведения.

Суть авторско-правовой охраны сводится в конечном итоге к поиску баланса между интересами творческой личности и общества. Автор произведения вправе получать адекватное вознаграждение, а размер этого вознаграждения не должен противоречить общественным интересам и потребностям.

Объектом исследования курсовой работы является институт авторского права. Предметом исследования – правовые основы авторского права.

Цель курсовой работы - рассмотреть понятие и принципы авторского права.

Определим задачи курсовой работы:

- определить понятие авторского права;

- рассмотреть основные виды авторских прав;

- изучить принципы авторского права.

- выявить срок действия, формы и способы защиты авторских прав.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Глава 1.ПОНЯТИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ АВТОРСКИХ ПРАВ

1.1. Понятие авторского права

Авторские права - это совокупность предоставленных автору прав (правомочий), необходимых для охраны интересов, возникающих в связи с созданием произведения и использованием его обществом.

Данные права в авторском законодательстве и доктрине традиционно именуются исключительными.

Теория исключительности авторских прав была разработана еще в русской дореволюционной литературе и воплотилась в «Положении об авторском праве» Российской империи от 1911 г. По мнению большинства. дореволюционных цивилистов, конструкция исключительных прав обозначала, прежде всего, монополию обладателя авторского права на использование произведения. В советский период отечественной истории произошла переоценка исключительности авторских прав. Большинством ученых исключительность стала трактоваться как неотчуждаемость авторских прав другому лицу. При этом произошло изъятие самого термина из отечественного законодательства. [1]

Возвращение конструкции исключительных прав связано с экономическими и политическими преобразованиями в нашей стране. В новом авторском законодательстве России - Законе о программах для ЭВМ и Законе об авторском праве - указывается, что авторские права, в том числе авторские права на программы и базы данных, носят исключительный характер. При этом исключительные права понимаются в том же смысле, в котором они понимались в дореволюционной правовой науке и авторском законе России 1911 г., т.е. как признание того, что только сам обладатель авторского права может решать вопрос об осуществлении авторских правомочий, особенно правомочий, связанных с использованием произведения.

Исключительный характер носят не только субъективные авторские права, принадлежащие создателям произведений, но и права, перешедшие по указанным в законе основаниями к другим лицам, в частности к работодателям или наследникам. Нужно, однако, учитывать, что некоторые авторские права на имя, неотделимы от личности автора. Авторские права, приобретаемые на основании авторского договора, могут быть как исключительными, так и неисключительными в зависимости от вида договора. Исключительность авторских прав состоит еще и в том, что только правообладатель (автор, правопреемники) решает, как использовать данные права, как реализовать и охранять свое произведение.

1.2. Основные виды авторских прав

Авторское право имеет двойственный характер: с одной стороны, существует связь с личностью автора, с другой стороны, произведение является имущественной ценностью. Такое положение дел обусловило разделение авторских прав в большинстве стран мира на две группы: на имущественные и личные неимущественные права. Эта классификация носит условный характер, потому что выделить среди авторских прав права чисто имущественного или неимущественного характера порой довольно трудно. Так, право на обнародование произведения отнесено Законом об авторском праве к числу личных неимущественных прав автора, а право на выпуск в свет программы для ЭВМ или базы данных, которое является разновидностью права на обнародование, отнесено Законом о программах для ЭВМ к имущественным правам. Тем не менее в большинстве научных работ такая классификация проводится. Подобное разделение существует и в российском авторском праве прямо указывает, какие из авторских прав носят личный неимущественный характер, а какие имеют имущественное содержание.

К личным неимущественным правам авторов относит: право авторства; право на имя; право на обнародование; право на защиту репутации автора. К личным неимущещественным правам следует также отнести предусмотренное законом право доступа к произведениям изобразительного искусства.

Имущественными правами авторов являются: право на импорт; право на публичный показ; право на публичное исполнение; право на передачу в эфир; право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю; право на перевод; право на переработку; право на доведение до всеобщего сведения; Право на практическую реализацию дизайнерского, архитектурного, градостроительного и садовопаркового проектов Статьей 17 Закона закреплено также право следования в отношении произведений изобразительного искусства.[2]

Личные неимущественные права согласно данному Закону не имеют характера исключительных прав.

Значение деления авторских прав на личные неимущественные и имущественные состоит в том, что личные неимущественные права могут принадлежать лишь автору и не могут передаваться другим лицам (кроме права на обнародование произведения).

Право автора не устанавливает материальной собственности на объекты авторского права. Право собственности возникает на рукопись, являющуюся материальной собственностью. А само произведение, которое изложено в рукописном виде, неотчуждаемо от имени автора.

Особенностью авторского права, как и вообще прав интеллектуальной собственности, является его территориальный характер, т.е. это право, возникая на территории одного государства, ограничено правовой защитой данного государства. Преодоление территориального принципа осуществляется путем заключения международных соглашений о взаимном признании и охране авторских прав.

Права автора защищаются нормами гражданского и уголовного законодательства.

Правообладатель (автор, правопреемники) вправе использовать знак охраны авторского права. Знак охраны указывается вместе с именем (наименованием) обладателя исключительных авторских прав и годом первого опубликования произведения.

Неимущественные права не относятся по своей специфике к экономическим правам, это права личные. Произведение есть выражение творческих качеств автора. Соответственно автор имеет право требовать защиты своего произведения от искажения плагиата и других нарушений.

Личные неимущественные права переплетаются с правами имущественными, так как при нарушении личных прав могут быть взысканы определенные денежные суммы.

Личные неимущественные права неотчуждаемы от автора, они могут передаваться другим лицам и являются бессрочными.

Право авторства - это право считаться автором произведения. Сущность этого права заключается в определении своей личности в качестве создателя конкретного произведения. Право авторства является неотчуждаемым и непередаваемым. Данное право является важнейшим, так как остальные авторские права производны от него.[3]

С правом авторства очень тесно связано право на имя, т.е. право определять форму указания имени автора в произведении: под своим именем, под условным именем (псевдонимом) или анонимно. Вместе с тем право на имя является самостоятельным правом. Так, право на имя может быть нарушено без нарушения права авторства, например при искажении имени автора. Данное право, в отличие от права авторства, может быть реализовано лишь при обнародовании произведения путем указания имени автора на титульном листе книги, в тирах кинофильма и т.п. Автор также может требовать указания своего имени при каждом новом издании, публичном исполнении, цитировании или любом другом использовании своего произведения. При опубликовании произведений иностранных авторов их имена, как правило, приводятся в русской транскрипции, согласованной с автором.

Право на обнародование - это право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме, включая право на отзыв. Сущность данного права состоит в возможности автора определить время и способ ознакомления общества со своим произведением.

Обнародование произведения - осуществленное с согласия автора действие, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, передачи в эфир или иным способом. Более узким по своему логическому объему, чем обнародование, является понятие опубликования произведения. Опубликование (выпуск в свет) - это выпуск в обращение экземпляров произведения с согласия автора произведения в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения.

Составной частью права на обнародование является право на отзыв произведения. Автор имеет право отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения при условии возмещения пользователю причиненных таким решением убытков, включая упущенную выгоду. Если произведение уже было обнародовано, автор обязан публично оповестить о его отзыве. При этом он вправе изъять за свой счет из обращения ранее изготовленные экземпляры произведения. Правом отзыва не пользуются авторы служебных произведений. В отличие от других личных неимущественных прав, право на обнародование может переходить к другим лицам (в частности, к наследникам автора), что еще раз подтверждает условный характер разделения прав авторов на имущественные и личные не имущественные.

Право на защиту репутации автора - это право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора. Содержание этого права составляет запрещение без согласия автора вносить какие-либо изменения как в само произведение, так и в его название. Нарушением данного права будут являться и иные посягательства на произведение, например, несанкционированное автором добавление к произведению предисловий, послесловий, комментариев, иллюстраций, искажение цвета при изготовлении репродукции и т.п. Право на защиту репутации имеет свои пределы. Не является нарушением данного права создание пародий и стилизаций, а также критика произведения.

Право доступа также следует отнести к личным неимущественным правам авторов. Сущность данного права заключается в том, что автор произведения изобразительного искусства вправе требовать от собственника произведения предоставления возможности его воспроизведения. При этом закон устанавливает, что от собственника произведения нельзя требовать доставки произведения автору. Сходным является предусмотренное п. 1 ст. 18 Федерального закона «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» право автора архитектурного объекта требовать от собственника (владельца) этого объекта предоставления возможности осуществлять его фото- или видеосъемку, если иное не установлено договором, в соответствии с которым создан архитектурный проект.

Одним из важнейших имущественных прав авторов является право на воспроизведение произведения. Под воспроизведением произведения понимается изготовление одного или более экземпляров произведения или его части в любой материальной форме, в том числе в форме звуко- и видеозаписи, изготовление в трех измерениях одного или более экземпляров двухмерного произведения и в двух измерениях - одного или более экземпляров трехмерного произведения; запись произведения в память ЭВМ также является воспроизведением.[4]

Законодательством предусмотрены случая свободного воспроизведения произведений. Допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения воспроизведение правомерно обнародованного произведения исключительно в личных целях, за исключением воспроизведения аудиовизуального произведения, которое может осуществляться в личных целях без согласия автора, но с выплатой ему вознаграждения. Свободное воспроизведение не допускается в отношении:

- воспроизведения произведений архитектуры в форме зданий и аналогичных сооружений;

- воспроизведения баз данных или существенных частей из них;

- воспроизведения программ для ЭВМ, за исключением изготовления резервной копии;

- репродуцирование книг (полностью) и нотных текстов.

Также допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования:

1) цитирование в оригинале и в переводе в научных, исследовательских, полемических, критических и информационных целях из правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати;

2) использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, в радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью;

3) воспроизведение в газетах, передача в эфир или сообщение по кабелю для всеобщего сведения правомерно опубликованных в газетах или журналах статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам или переданных в эфир произведений такого же характера в случаях, когда такие воспроизведения, передача в эфир или сообщение по кабелю не были запрещены автором;

4) воспроизведение в газетах, передача в эфир или сообщение по кабелю для всеобщего сведения публично произнесенных политических речей, обращений, докладов и других аналогичных произведений в объеме, оправданном информационной целью. При этом за автором сохраняется право на опубликование таких произведений в сборниках;

5) воспроизведение или сообщение для всеобщего сведения в обзорах текущих событий средствами фотографии, путем передачи в эфир или сообщения для всеобщего сведения по кабелю произведений, которые становятся увиденными или услышанными в ходе таких событий, в объеме, оправданном информационной целью. При этом за автором сохраняется право на опубликование таких произведений в сборниках;

6) воспроизведение правомерно обнародованных произведений без извлечения прибыли рельефно-точечным шрифтом или другими специальными способами для слепых, кроме произведений, специально созданных для таких способов воспроизведения.[5]

К случаям свободного воспроизведения также относятся: воспроизведение произведения также относятся: воспроизведение произведения для судебных целей; публичное исполнение музыкальных произведений во время официальных и религиозных церемоний, а также похорон в объеме, оправданном характером таких церемоний; воспроизведение произведений архитектуры, фотографии, изобразительного искусства, которые постоянно расположены в месте, открытом для свободного посещения, за исключением случаев, когда изображение произведения является основным объектом такого воспроизведения или когда изображение произведения используется для коммерческих целей; свободная запись краткосрочного пользования, производимая организациями эфирного вещания; репродуцирование произведений в единичном экземпляре без извлечения прибыли в случаях, предусмотренных ст. 20 Закона об авторском праве.

К числу имущественных прав авторов законодательство относит и право на распространение. Распространение - это предоставление доступа к существующему в любой материальной форме произведению, в том числе путем продажи, проката и т.д.

Закон устанавливает, что если экземпляры правомерно опубликованного произведения введены в гражданский оборот посредством их продажи, то допускается дальнейшее их распространение без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения (п. 3 ст. 16 Закона об авторском праве). Такое правило известно как «принцип исчерпания прав». Закон подчеркивает, что право на распространение экземпляров произведения путем сдачи их в прокат принадлежит автору независимо от права собственности на эти экземпляры. При этом под прокатом понимается предоставление экземпляра произведения или фонограммы во временное пользование в целях извлечения прямой или косвенной коммерческой выгоды.

Наряду с правом на распространение Закон об авторском праве выделяет право на импорт, под которым понимается право импортировать экземпляры произведения в целях распространения, включая экземпляры , изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав. Под импортом произведения понимается ввоз экземпляров произведения на территорию действия авторских прав на это произведение в целях их распространения. Основанием выделения права на импорт в отдельное право является территориальная ограниченность сферы действия авторских прав. Произведение, которое не охраняется на территории той или иной страны, может там свободно использоваться. Однако, если экземпляры этого произведения будут доставлены в целях распространения в страну, на территории которой оно охраняется, это будет нарушением авторских прав.

Близким по своему содержанию является право на публичный показ и право на публичное исполнение. Показ произведения - это демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно или на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств, а также демонстрация отдельных кадров аудиовизуального произведения без соблюдения их последовательности. Исполнение - это представление произведений, фонограмм, исполнений, постановок посредством игры, декламации, пения, танца в живом исполнении или с помощью технических средств (телерадиовещания, кабельного телевидения и иных технических средств).

Еще одной сходной парой имущественных прав авторов являются право на передачу в эфир и право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю.

Право на перевод представляет собой возможность автора самому переводить и использовать перевод своего произведения, а также его право давать разрешение на перевод и использование перевода другими лицами. На практике авторы довольно редко самостоятельно переводят свое произведение, основным содержанием права на перевод является право давать согласие на использование перевода своего произведения. Любое лицо, которое намерено перевести произведение на другой язык, должно получить разрешение от автора или иного правообладателя. Для автора контроль за переводом имеет существенное значение, так как он может желать или не желать издания своего произведения на том или ином языке, перевод может составить конкуренцию оригиналу, от неудачного перевода может пострадать репутация автора и т.д.

Право на доведение до всеобщего сведения является новеллой Закона об авторском праве. Внесение такого положения обусловлено необходимостью приведения Закона в соответствие с Бернской конвенцией по охране литературных и художественных произведений 1886 г., к которой Российская Федерация присоединилась в 1995 г. и положения которой в настоящее время подлежат применения в силу ч. 4 ст. 15 Конституции РФ.

Еще одним имущественным авторским правом с сильно выраженными элементами личного неимущественного права автора является право следования. Право следования позволяет автору произведения изобретательного искусства получать долю доходов от перепродажи его произведений. В каждом случае публичной перепродажи произведения изобразительного искусства (через аукцион, галерею, художественный салон, магазин и т. д.) по цене, превышающей предыдущую не менее чем на 20%, автор имеет право на получение от продавца вознаграждения в размере 5% от перепродажной цены.[6]

1.3. Принципы авторского права

Принципы авторского права – это основные начала, наиболее общие руководящие положения авторского права, определяющие основные направления авторско-правового регулирования и имеющие в силу их законодательного закрепления общеобязательный характер.

Значение принципов заключаются в следующем. Во-первых, они определяют общее направление регулирования авторских правоотношений. Принципы пронизывают содержание всей системы авторского права, предопределяют всю юрисдикционную деятельность и воплощаются в субъективных правах и обязанностях участников авторских правоотношений.

Во-вторых, принципы авторского права являются средством устранения пробелов в праве при применении такого способа как аналогия права. Кроме того, опора на принципы авторского права позволяет правильно толковать и применять на практике нормы, регулирующие авторские правоотношения.

Принципы авторского права, в отличие от принципов гражданского права в целом (ст. 1 ГК РФ), не закреплены в конкретной статье ГК РФ. Вместе их можно вывести из анализа действующего законодательства[7].

В силу закрепления в законе принципы авторского права обладают общеобязательным характером.

А. П. Сергеев выделил четыре принципа авторского права: принцип свободы творчества; принцип сочетания личных интересов автора с интересами общества; принцип неотчуждаемости личных неимущественных прав автора; принцип свободы авторского договора[8].

Принцип свободы творчества. В соответствии с п. 1 ст. 44 Конституции РФ «каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом». При этом п. 5 ст. 29 закрепляет запрет цензуры, то есть требование от редакции средства массовой информации со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей.

Проявлением рассматриваемого принципа является то, что законодатель не ограничивает круг охраняемых произведений и охраняет любые результаты творческой деятельности, существующие в объективной форме, независимо от их назначения, досто­инств и способа выражения. Более того, авторы свободны в выборе «темы, сюжета, жанра и формы воплоще­ния создаваемых ими понятий или художественных образов, а также само­стоятельно решают вопросы о выпуске своего произведения в свет, прида­нии произведению окончательной формы и т. п.»[9].

Принцип сочетания личных ин­тересов автора с интересами общества. В основе авторского права лежит признанное за автором монопольное право на использование созданного им произведения. Однако надо учитывать, что многие результаты творческой деятельности являются движущей силой и основным фактором экономического, технологического, общественного, социального, научного и культурного развития обще­ства. Соответственно неограниченная монополия автора на произведение может служить тормозом в эволюции соответствующих общественных отношений. Промышленное развитие многих стран показало, что монополии являются сдерживающим фактором экономического и общественного развития и допустимы только в отношении в отношении необнародованных произведений. Если же произведе­ние с согласия автора стало доступно для всеобщего сведения, его права на произведение не могут быть столь обширными, чтобы полностью игнориро­вать интересы других граждан и общества в целом.

Общество в равной степени заинтересовано как в свободном доступе к творческим произведениям своих членов, так и в том, чтобы создаваемые произведения эффективно охранялись нормами авторского права. Сочетание личных интересов автора с интересами общества проявляется в том, что, с одной стороны законодатель закрепил широкий круг личных и имущественных авторских прав, запрет на несанкционированное автором использование произведения, а, с другой стороны, установил случаи, когда произведения могут свободно использоваться указанными в законе лицами и способами.

Принцип неотчуждаемости личных неимущественных прав автора. В соответствии с п. 1 ст. 1265 ГК РФ право авторства и право автора на имя как самые важные из личных неимущественных авторских прав неотчуждаемы и непередаваемы, т.е. не могут перейти к другим ли­цам. В связи с этим право авторства и право автора на имя не переходят по наследству. Однако надо заметить, что некоторые личные неимущественные права автора не подлежат отчуждению при его жизни, но могут реализовываться иными лицами после его смерти. Например, право на обнародование произведения, не осуществленное при жизни автора, может быть исполнено после его смерти лицом, обладающим исключительным правом на произведение, если обнародование не противоречит воле автора произведения, определенно выраженной им в письменной форме (в завещании, письмах, дневниках и тому подобном) (п. 3 ст. 1268 ГК РФ)[10].

Принцип свободы договоров, заключаемых в сфере интеллектуальной деятельности является частным случаем принципа свободы договора, закрепленного в ст. 421 ГК РФ. Данный принцип проявляется в том, что субъекты авторского права свободны в заключении договора, в выборе контрагента договора, условий договора и т.д.

Помимо рассмотренных принципов авторского права можно выделить территориальный и национальный принципы охраны авторских прав. Территориальный принцип предоставления охраны заключается в том, что охрана произведению предоставляется, если произведение впервые опубликовано (может быть обнародовано) или если не опубликовано, но находится на территории государства, где испрашивается охрана. Изначально Бернская конвенция применяла только этот принцип, но с 1964 г. стал применяться принцип гражданства (национальный). Он заключается в том, что произведения гражданина определенной страны охраняются в стране, гражданином которой он является, независимо от места обнародования произведения.

Правила территориального действия авторского права сводятся к тому, что авторское право распространяется на произведения, обнародованные или необнародованные, но находящиеся в какой-либо объектив­ной форме:

1. На территории РФ – признается за авторами (их правопреемниками) незави­симо от их гражданства. При этом произведение также считается впер­вые обнародованным путем опубликования в Российской Федерации, если в тече­ние тридцати дней после даты первого опубликования за пределами террито­рии Российской Федерации оно было опубликовано на территории Россий­ской Федерации.

2. За пределами территории РФ – признается за авторами, являющимися граж­данами РФ (их правопреемниками).

3. За пределами территории РФ – признается на территории РФ за авто­рами (их правопреемниками) – гражданами других государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации. В данной ситуации необхо­димо учитывать несколько моментов:

Автор произведения (иной первоначальный правообладатель) определя­ется по закону государства, на территории которого имел место юридиче­ский факт, послуживший основанием для приобретения авторских прав.

Произведения, в отношении которых осуществляется защита,

а) не должны в стране своего происхождения перейти в общественное достоя­ние;

б) в стране происхождения произведения не истек установленный в такой стране срок действия исключительного права на эти произведения;

в) не должны перейти в общественное достояние в Российской Федера­ции вследствие истечения предусмотренного гражданским законодательством срока действия исключительного права на них.

При предоставлении охраны в соответствии с международ­ными догово­рами Российской Федерации срок действия исключитель­ного права на эти произведения на территории Российской Федера­ции не может превышать срок действия исключительного права, установлен­ного в стране происхождения произведения.

Глава 2.СРОК ДЕЙСТВИЯ, ФОРМЫ И СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ АВТОРСКИХ ПРАВ

2.1. Срок действия авторских прав

Срок действия авторских прав является важным элементом авторского законодательства. Для защиты интересов авторов, с одной стороны, и учета интересов общества в целом - с другой, государство обеспечивает охрану одних прав вечно, а других - на определенный срок.

По общему правилу авторское право действует в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти.

Существуют следующие исключения из этого правила. авторское право на произведение:

1) обнародованное в течение 70 лет после даты его правомерного обнародования. Если в течение указанного срока автор такого произведения раскроет свою личность или его личность не будет далее оставлять сомнений, то срок действия авторского права на это произведение будет исчисляться по общим правилам;

2) созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни и 70 лет после смерти последнего автора, пережившего других соавторов;

3) впервые выпущенное в свет после смерти автора, действует в течение 70 лет после его выпуска. В случае, если автор был репрессирован и реабилитирован посмертно, то срок охраны авторских прав начинает действовать с 1 января года, следующего за годом реабилитации;

4) автор которого работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней, имеет дополнительный срок охраны - четыре года.

Исчисление сроков действия авторского права начинается с 1 января года, следующего за годом, в котором имел место юридический факт, являющийся основанием для начала течения срока.

Изложенное относится к имущественным авторским правам. Ряд личных неимущественных прав автора, а именно право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора, охраняются бессрочно.

Статьей 3 Федерального закона от 20 июля 2004 г. № 72-ФЗ специально установлено, что авторское право юридических лиц, возникшее до вступления в силу Закона об авторском праве, прекращается по истечении 70 лет со дня правомерного обнародования произведения, а если оно не было обнародовано - со дня создания произведения.

По истечении срока действия авторского права произведение считается перешедшим в общественное достояние. Произведения, перешедшие в общественное достояние, могут свободно использоваться любым лицом без выплаты авторского вознаграждения. При этом должно соблюдаться право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора.

ГК РФ устанавливает «принцип исчерпания авторских прав», который широко распространен за рубежом. Страны Европейского Союза законодательно закрепили данный принцип на региональном уровне.[11]

Принцип исчерпания прав применяется только к опубликованным произведениям, т.е. произведение с согласия обладателя авторских прав вводится в гражданский оборот. Однако вопрос о том, ограничено ли законное введение в оборот территорией России или нет, остается нерешенным.

2.2. Защита авторских прав

Необходимым условием успешного развития науки, литературы и искусства является не только признание за создателями произведений и их правомерными пользователями определенных субъективных гражданских прав, но и обеспечение этих прав надежной правовой защитой.

В юридической литературе традиционно проводится разграничение между понятиями охраны и защиты прав, хотя в действующих правовых актах существует «перекрестное» употребление этих терминов, которые часто рассматриваются как синонимы. Под охраной в цивилистике обычно понимают установление общего правового режима ценностей, в силу которого носитель права может извлекать выгоды при его осуществлении, а под защитой - меры, которые предпринимаются, когда субъективные права нарушены или оспорены.

Под защитой авторских прав в российской юридической науке понимается совокупность мер, направленных на признание или восстановление авторских прав и защиту интересов их обладателей при их нарушении или оспаривании.

В соответствии с положениями ст. 48 Закона об авторском праве незаконное использование произведений или объектов смежных прав либо иное нарушение предусмотренных указанным Законом авторского права или смежных прав влечет за собой гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Авторские права должны не только реально осуществляться. Субъекты этих прав должны быть наделены возможностью по пресечению нарушения прав, их восстановлению, компенсации всех потерь, вызванных нарушением своих субъективных прав.

Каждое субъективное гражданское право подлежит защите, в том числе и авторское, а носитель этого права обладает соответствующим правомочием на его защиту с помощью средств, предусмотренных законодательством. Это правомочие является одним из элементов субъективного гражданского права, проявляющим себя лишь тогда, когда кто-либо оспаривает, нарушает это право или посягает на него.

Соответственно, субъектами, обладающими правомочиями на защиту авторских прав, являются носители этих прав, т. е. сами авторы, их наследники, иные правопреемники, работодатели авторов в случаях создания служебных произведений.

Нарушителями авторских прав являются физические и юридические лица, которые не выполняют требования Закона об авторском праве. Чаще всего такими нарушителями оказываются лица, допускающие незаконное использование произведений. Подобные действия считаются контрафактными (от фр. contrefacon - нарушение прав интеллектуальной собственности), а нарушители именуются пиратами (от английского неологизма «piracy» - нарушение прав интеллектуальной собственности).

Система борьбы с нарушениями авторских прав состоит из двух элементов. Во-первых, это собственно защита, содержанием которой является признание оспариваемого права, восстановление нарушенного права или предоставление денежной компенсации правообладателю. Таким образом, собственно защита может быть осуществлена только методами гражданского права. Во-вторых, это борьба с нарушениями методами публичного права (административного и уголовного), которая в основном направлена на общую и частную превенцию (предупреждение) нарушений. Основой охраны авторских прав как прав гражданских является их защита методами гражданского права, однако использование методов публичного права также является необходимым.

2.3 Формы и способы защиты прав авторов

Защита авторских прав осуществляется в предусмотренном законом порядке, т. е. посредством применения надлежащей формы, средств и способов защиты.

Под формой защиты понимается комплекс внутренне согласованных организационных мероприятий по защите субъективных прав и охраняемых законом интересов.

Формы защиты целесообразно подразделять на судебные и несудебные. К первому виду относится защита в судах различных уровней, ко второму - административно-правовая и самозащита.

Основным средством защиты авторских прав является подача иска в суд. В Российской Федераций право на судебную защиту авторских прав управомоченными субъектами чаще всего реализуется путем обращения в суд общей юрисдикции или арбитражный суд (арбитражная подведомственность возникает в случае, если оба участника спорного правоотношения являются юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями и спор носит экономический характер либо иным образом связан с предпринимательской деятельностью). При обращении в суд общей юрисдикции с исками, вытекающими из авторского права, авторы освобождаются от уплаты государственной пошлины в соответствии со ст. 5 Закона РФ от 9 декабря 1991 г. «О государственной пошлине» и ст. 89 ГПК РФ. При предъявлении такого иска в арбитражный суд истец уплачивает государственную пошлину в размере, который определяется в общеустановленном порядке. Действие исковой давности на требования, вытекающие из нарушения личных неимущественных авторских прав, не распространяется. Срок исковой давности по искам, связанным с нарушением имущественных прав и интересов, составляет три года со дня, когда истец узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

Кроме подачи иска в суд общей юрисдикции или арбитражный суд право на судебную защиту авторских прав может быть реализовано путем обращения в Конституционный Суд РФ. Особенность обращения в Конституционный Суд РФ состоит в том, что этот орган не только восстанавливает — при наличии достаточных оснований - нарушенное правовое положение субъектов, но и признает несоответствующим Конституции РФ применяемый нормативный акт. Прецедент обращения в Конституционный Суд РФ за защитой авторских прав уже существует. Так, 28 апреля 1992 г. Конституционный Суд РФ вынес постановление по делу о проверке конституционности постановления Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 февраля 1992 г. № 2275-1 «О Всероссийском агентстве по авторским правам». Данным постановлением Конституционного Суда РФ постановление Президиума Верховного Совета РСФСР было признано не соответствующим Конституции РФ как устанавливающее существенные ограничения конституционных прав авторов и вынесенное с выходом за рамки своей компетенции. С момента выхода указанного постановления Конституционного Суда РФ постановление Президиума Верховного Совета РСФСР «О Всероссийском агентстве по авторским правам» утратило силу, и правоотношения, возникшие на основании данного постановления Президиума, приводились к состоянию, существовавшему до его принятия.

Гражданским законодательством допускается защита гражданских [12]прав в административной форме, но согласно п. 2 ст. 11 ГК РФ лишь в случаях, предусмотренных законом. В настоящее время авторское законодательство прямо не предусматривает таких случаев. Однако анализ различных нормативно-правовых актов и правоприменительной практики позволяет сделать вывод о наличии у соответствующих субъектов возможности защищать свои авторские права в административной форме. При этом в данной форме могут быть защищены не все права, а лишь те, реализация которых возложена на то или иное звено исполнительной власти. Иначе говоря, возможность защиты должна быть предусмотрена компетенцией органов управления. Принципиальное значение имеет то обстоятельство, что любое решение, вынесенное при разрешении спора в административном порядке, может быть оспорено в суде. Средством защиты при использовании административной формы является жалоба или заявление. Органом исполнительной власти, на который возложено рассмотрение жалоб (заявлений) на нарушение авторских прав, в настоящее время является Федеральная антимонопольная служба.

Помимо названных форм управомоченные субъекты могут осуществлять защиту своих авторских прав самостоятельно. Типичным примером средств самозащиты являются действия, совершаемые в порядке необходимой обороны и крайней необходимости. В рассматриваемой области спектр средств самозащиты достаточно узок и сводится в основном к возможности отказа совершать определенные действия в интересах неисправного контрагента, например отказаться от внесения в произведение изменений и дополнений, не предусмотренных авторским договором, либо от исполнения договора в целом, скажем, в случае его недействительности.

Видимо, сюда же могут быть отнесены и технические средства защиты авторского права и смежных прав, введенные в Закон об авторском праве в 2004 г. В соответствии с нормой ст. 481 Закона под техническими средствами защиты авторского права и смежных прав понимаются любые технические устройства или их компоненты, контролирующие доступ к произведениям или объектам смежных прав, предотвращающие либо ограничивающие осуществление действий, которые не разрешены автором, обладателем смежных прав или иным обладателем исключительных прав, в отношении произведений или объектов смежных прав.

При этом в Законе установлено, что не допускается осуществление без разрешения правообладателей действий, направленных на снятие ограничений использования произведений или объектов смежных прав, установленных путем применения технических средств защиты авторского права и смежных прав. Запрещается также изготовление, распространение, сдача в прокат, предоставление во временное безвозмездное пользование, импорт, реклама любого устройства или его компонентов, их использование в целях получения дохода либо оказание услуг в случаях, если в результате таких действий становится невозможным использование технических средств защиты авторского права и смежных прав либо эти технические средства не смогут обеспечить надлежащую защиту указанных прав.

Очевидно, что указанные изменения появились для защиты, прежде всего, прав на такие объекты авторского и смежных прав, которые могут быть распространены по кабелю, с помощью спутниковой связи и иных устройств.

В качестве еще одной специальной меры превентивного характера в Закон внесен запрет в отношении произведений или объектов смежных прав удалять или изменять без разрешения правообладателей информацию об авторском праве и о смежных правах. Недопустимо также в соответствии со ст. 48 Закона об авторском праве воспроизведение, распространение, импорт в целях распространения, публичное исполнение, сообщение для всеобщего сведения, доведение до всеобщего сведения произведений или объектов смежных прав, в отношении которых без разрешения правообладателей была удалена информация об авторском праве и о смежных правах.

Под информацией об авторском праве и смежных правах понимается любая информация, которая идентифицирует произведение или объект смежных прав, автора, обладателя смежных прав или иного обладателя исключительных прав, либо информация об условиях использования произведения или объекта смежных прав, которая содержится на экземпляре произведения или объекта смежных прав, приложена к ним или появляется в связи с сообщением для всеобщего сведения либо доведением до всеобщего сведения таких произведения или объекта смежных прав, а также любые цифры и коды, в которых содержится такая информация.

Наибольшую практическую значимость и эффективность среди названных форм защиты авторских прав имеет судебная защита. Она обеспечивается применением предусмотренных законом способов защиты.

Под способами защиты авторских прав понимаются закрепленные законом материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых осуществляется признание (восстановление) оспариваемых (нарушенных) прав и воздействие на правонарушителя.

В соответствии со ст. 49 Закона об авторском праве обладатели авторских прав вправе защищать свои права способами, предусмотренными ГК РФ. К ним относятся:[13]

1) признание прав;

2) восстановление положения, существовавшего до нарушения права;

3) прекращение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;

4) возмещение убытков, включая упущенную выгоду;

5) взыскание дохода, полученного нарушителем вследствие нарушения авторских прав, вместо возмещения убытков;

6) признание оспоримой сделки недействительной и применение последствий ее недействительности, применение последствий недействительности ничтожной сделки;

7) признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;

8) присуждение к исполнению обязанности в натуре;

9) взыскание неустойки; компенсация морального вреда;

10) прекращение или изменение правоотношения;

11) неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону.

В качестве специального способа защиты указана возможность требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации.

Предусмотренные законом способы защиты авторских прав неоднородны по своей юридической природе. Прежде всего, их можно подразделить на способы защиты, применяемые при нарушении договорных обязательств, и. способы, применяемые при внедоговорном нарушении авторских прав. Суть такого подразделения состоит в том, что при нарушении договорных обязательств в сфере авторских прав может быть применен любой из указанных способов защиты, а при внедоговорном нарушении авторских прав не могут быть применены такие способы защиты, как присуждение к исполнению обязательства в натуре и неустойка.

В отечественной науке способы защиты традиционно делятся на меры ответственности и меры защиты. Их различие состоит в том, что меры ответственности применяются лишь к виновным нарушителям субъективных прав и выражаются в дополнительных обременениях в виде лишения правонарушителя определенных прав и возложения на него дополнительных обязанностей. Среди способов защиты авторских прав мерами ответственности являются лишь возмещение убытков, выплата компенсации, компенсация, морального вреда и неустойка, все остальное - это меры защиты. Вместе с тем в литературе нередко отмечалась определенная условность терминов «меры ответственности» и «меры защиты», так как и те и другие являются способами гражданско-правовой защиты субъективных прав. Они имеют целью охрану общественных отношений, а также восстановление имущественного либо неимущественного положения граждан и юридических лиц. Для того чтобы подчеркнуть различие в основаниях, влекущих за собой применение способов защиты, предлагалось подразделять последние на меры ответственности и иные меры защиты, под которыми подразумеваются меры воздействия, не являющиеся по своему характеру мерами ответственности.

Перейдем к анализу конкретных способов защиты авторских прав.

Рассмотрим такой способ защиты авторских прав, как признание права. Этот способ защиты применяется в случае, если оспаривается само наличие у субъекта авторских прав или принадлежность этих прав неопределенна (например, при анонимном опубликовании произведения). Снятие такой неопределенности, создание условий для реализации всех прав субъекта и предупреждение со стороны третьих лиц действий, препятствующих осуществлению этих прав, являются целями применения данного способа защиты. Требование о признании права может относиться к личным неимущественным правам автора, к имущественным правам или ко всей совокупности авторских прав. Признание права как средство его защиты реализуется через обращение в суд, который и должен подтвердить наличие или отсутствие у истца данного права. В случае, если оспаривание права сопровождалось его нарушением, суд может обязать нарушителя сделать за свой счет объявление о существовании определенного права и его принадлежности. Требование о признании авторских прав на произведение является необходимым элементом иных способов защиты. Например, чтобы добиться возмещения убытков, причиненных незаконным использованием произведения, истец должен доказать, что он обладает авторскими правами на это произведение. Однако требование о признании права может иметь и самостоятельное значение.

Восстановление положения, существовавшего до нарушения права, - следующий способ защиты, применяющийся в том случае, когда можно восстановить авторские права, устранив последствия нарушения. Так, автор вправе потребовать восстановления своего произведения в первоначальном виде, если в него были внесены изменения, не согласованные с автором. Восстановление нарушенных прав в пол-j ном объеме уже невозможно, если произведение уже обнародовано. Но даже в этом случае правообладатель может потребовать применения данного способа защиты (проставление на экземплярах произведений имен создателей, уничтожение контрафактных экземпляров и т. п.).

Требование о прекращении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, является одним из наиболее распространенных способов защиты авторских прав. Чаще всего этот способ защиты применяется в сочетании с возмещением убытков или выплатой компенсации. При этом прекращение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, ведет к пресечению нарушения авторских прав, а возмещение убытков или выплата компенсации направлены на предоставление правообладателям денежной компенсации за потери, которые уже были ими понесены.

Помимо требования о прекращении незаконного распространения программ или баз данных правообладатель может заявить и требования о прекращении иных действий, нарушающих его права или создающих угрозу такого нарушения (реклама контрафактных экземпляров произведений, допечатка их тиража и т. п.).

Суд или судья единолично, а также арбитражный суд могут вынести определение о запрещении ответчику либо лицу, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно является нарушителем авторских и смежных прав, совершать определенные действия (изготовление, воспроизведение, продажу, сдачу в прокат, импорт или иное использование, а также транспортировку, хранение или владение с целью выпуска в гражданский оборот экземпляров произведений и фонограмм, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными). Данные меры, так же как и наложение судом ареста и изъятие всех экземпляров произведений и фонограмм, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными, а также материалов и оборудования, предназначенных для их изготовления и воспроизведения (п. 2 ст. 50 Закона об авторском праве и ст. 19 Закона о программах для ЭВМ), являются мерами обеспечения исков по делам о нарушении авторских и смежных прав. Они направлены на обеспечение правильного рассмотрения дела и реального исполнения будущего судебного решения, в общем виде предусмотрены ГПК РФ (ст. 140) и АПК РФ (ст. 91) и не являются мерами защиты или ответственности. Запрет совершать определенные действия, выносимый судом на основании ст. 50 Закона об авторском праве, как способ обеспечения иска действует лишь до момента вынесения судебного решения, после чего он автоматически считается отмененным. Запрет же совершать определенные действия, выносимый судом на основании требования о прекращении действий, нарушающих право или создающих угрозу такого нарушения (ст. 18 Закона о программах для ЭВМ и ст. 49 Закона об авторском праве), является постоянной, а не временной мерой.

Следующим способом защиты является возмещение убытков. При защите авторских прав применяется понятие убытков, которое содержится в ст. 15 ГК РФ. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). В сфере авторского права в соответствии с общим правилом убытки возмещаются в полном объеме.

В качестве примера реального ущерба при нарушении авторских прав можно указать на расходы, затраченные потерпевшим на устранение искажений произведения. Гораздо чаще, однако, убытки в данной области выражаются в упущенной выгоде. Обычно упущенная выгода исчисляется как сумма, которую правообладатель мог бы получить, если бы нарушитель заключил договор с правообладателем и использовал произведение (т. е. как авторское вознаграждение).

Убытки возмещаются по общему правилу в денежной форме, но по просьбе истца в счет возмещения убытков ему могут быть переданы контрафактные экземпляры произведения.

Альтернативой возмещению убытков является взыскание дохода, полученного нарушителем вследствие нарушения авторских прав. Под доходами, полученными нарушителем авторских прав, следует понимать все денежные поступления нарушителя от деятельности, нарушающей авторские права. Попытки некоторых исследователей трактовать доходы как «поступления за вычетом расходов», т. е. как чистую прибыль, представляются неверными. Bo-первых, такой подход способствует уменьшению размера возмещения убытков правообладателям и таким образом ставит их в менее защищенное положение. Во-вторых, если размер денежных поступлений нарушителя, как правило, доказать сравнительно несложно (например, путем умножения цены одного контрафактного экземпляра произведения на число таких экземпляров, изданных нарушителем), то размер чистой прибыли доказать значительно сложней, что опять-таки приводит к дополнительным трудностям для правовой защиты авторских прав и существенно нарушает права и законные интересы правообладателей.

При выборе способа защиты нарушенного права нельзя не учитывать сложность процесса доказывания наличия и размера убытков. В связи с этим Законом об авторском праве предусмотрен такой способ защиты, как выплата компенсации, которая применяется вместо возмещения убытков или взыскания доходов.

Обладатели исключительных прав вправе требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации:[14]

- в размере от 10 тыс. до 5 млн. руб., определяемом по усмотрению суда, арбитражного суда или третейского суда исходя из характера нарушения;

- в двукратном размере стоимости экземпляров произведений или объектов смежных прав либо в двукратном размере стоимости прав на использование произведений или объектов смежных прав, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведений или объектов смежных прав.

Обладатели исключительных прав вправе требовать от нарушителя выплаты компенсации за каждый случай неправомерного использования произведений или объектов смежных прав либо за допущенные правонарушения в целом.

Компенсация подлежит взысканию при доказанности факта правонарушения независимо от наличия или отсутствия убытков.

Судебная практика показывает, что требование о выплате компенсации является одним из самых распространенных способов защиты нарушенных авторских прав. Популярность этого способа защиты объясняется именно тем обстоятельством, что истец в Данном случае должен доказать лишь сам факт нарушения его авторских прав, но не обязан доказывать Размер понесенных им убытков. Это обстоятельство также дает основание полагать, что правовая природа выплаты компенсации отлична от возмещения Убытков и представляет собой особую меру ответственности.

При определении размера компенсации по конкретному случаю нарушения суды учитывают целый Ряд факторов: масштабность нарушения, количество потерпевших, степень вины нарушителя и др. Ошибочным представляется утверждение, встречающееся в литературе, что компенсация должна соответствовать размеру понесенных убытков. Если бы это было так, то отсутствовала бы необходимость в таком способе защиты прав, как компенсация, достаточно было бы возмещения убытков. Напротив, компенсация чаще всего применяется, когда размер убытков трудно или вообще невозможно определить.

2.4. Ответственность за нарушение авторских прав

Административные санкции за нарушение авторских прав предусматривает прежде всего Закон об авторском праве. Согласно п. 2 ст. 49 данного Закона помимо возмещения убытков или выплаты компенсации в твердой сумме суд или арбитражный суд за нарушение авторских прав взыскивает штраф в размере 10% суммы, присужденной судом в пользу истца. При этом сумма штрафов направляется в установленном законодательством порядке в соответствующие бюджеты.

КоАП РФ предусматривает административную ответственность за ввоз, продажу, сдачу в прокат и иное незаконное использование экземпляров произведений или фонограмм (ч. 1 ст. 7.12). Диспозиция ч. 1 ст. 7.12 сформулирована так, что охватывает практически все действия по незаконному использованию объектов авторского права. Обязательными условиями привлечения к административной ответственности здесь выступают два обстоятельства: связь нарушения с материальными носителями произведений (экземплярами) и преследование нарушителем целей извлечения дохода. В этой связи ч. 1 ст. 7.12 КоАП РФ не применяется, например, к случаям незаконной передачи произведений по кабелю, а также к нарушителям, не преследовавшим цель извлечения дохода.

Охватываемые ч. 1 ст. 7.12 КоАП РФ действия образуют состав административного правонарушения в случаях, если:

1) экземпляры произведений или фонограмм являются контрафактными в соответствии с законодательством РФ об авторском праве и смежных правах; или

2) на экземплярах произведений или фонограмм указана ложная информация об их изготовителях и о местах производства, а также об обладателях авторских и смежных прав.

Из приведенных положений статьи видно, что она направлена на защиту прав как авторов, так и потребителей, поскольку административное правонарушение образует не только действия, нарушающие авторские или смежные права, но и действия, направленные на введение потребителей в заблуждение относительно происхождения материальных носителей произведений и фонограмм или их правообладателей.

Субъектами ответственности по ч. 1 ст. 7.12 КоАП РФ выступают физические лица, которые занимаются коммерческой деятельностью по использованию произведений или фонограмм, независимо от того, были ли они зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей, руководители организаций, занимающихся такой деятельностью, а также сами юридические лица, осуществляющие такую деятельность.

В качестве санкции применяется штраф в размере от 15 до 20 МРОТ (в отношении граждан) или от 30 До 40 МРОТ (в отношении должностных лиц, к которым в соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ приравниваются и индивидуальные предприниматели) или от 300 до 400 МРОТ (в отношении юридических лиц) с Конфискацией контрафактных экземпляров произведений и фонограмм, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения, и иных орудий совершения административного правонарушения (в отношении всех вышеперечисленных субъектов). Конфискованные экземпляры произведений или фонограмм подлежат уничтожению, за исключением случаев их передачи обладателю авторских или смежных прав по его просьбе.

Борьба с нарушениями авторских и смежных прав ведется и методами уголовного права. Уголовная ответственность за эти нарушения предусмотрена ст. 146 УК РФ.

Дела о преступном нарушении авторских и смежных прав относятся к делам так называемого частно-публичного обвинения, т. е. возбуждаются не иначе как по жалобе потерпевшего, однако прекращению в случае примирения потерпевшего и обвиняемого не подлежат (эти положения относятся только к основному составу; дела по преступлениям, предусмотренным ч. 2 и 3 ст. 146 УК РФ, возбуждаются в общем порядке). В исключительных случаях, если дело о нарушении авторских или смежных прав имеет особое общественное значение или если потерпевший в силу беспомощного состояния, зависимости от обвиняемого или по иным причинам не может защищать свои права и законные интересы, прокурор вправе возбудить такое дело и при отсутствии жалобы потерпевшего (ст. 20 УПК РФ). Производство по делам о нарушении авторских или смежных прав ведется в общем порядке, т. е. с проведением предварительного следствия, которое производится органами прокуратуры.

Объектом преступного посягательства, ответственность за которое предусмотрена ст. 146 УК РФ являются общественные отношения, возникающие в связи с созданием и использованием объектов авторского права, а также отношения, связанные с созданием и использованием объектов смежных прав.

Объективная сторона преступного нарушения авторских прав может состоять из одного или нескольких действий, предусмотренных ст. 146 УК РФ, а именно заключаться:

1) в присвоении авторства на произведение, т. е. в плагиате, который может совершаться, например, путем выпуска чужого произведения под своим именем или издания под своим именем произведения, созданного в соавторстве с другими лицами, без указания их фамилий, если это деяние причинило крупный ущерб автору или иному правообладателю;

2) в незаконном использовании произведения любым способом (незаконное воспроизведение, распространение и т. д.), а равно приобретение, хранение, перевозка контрафактных экземпляров произведений, совершенные в крупном размере.

Деяния, предусмотренные ст. 146 УК РФ, признаются совершенными в крупном размере, если стоимость экземпляров произведений либо стоимость прав на использование произведений превышают 50 тыс. руб.

Анализ ст. 146 УК РФ позволяет сделать вывод, что уголовноправовая защита предоставлена всем имущественным правам авторов, а среди личных неимущественных авторских прав такая защита предоставлена лишь праву авторства и праву на имя.

Субъективная сторона преступного нарушения авторских прав характеризуется умышленной виной. Виновный сознает, что он использует произведение без законных оснований либо присваивает не принадлежащее ему авторство, предвидит возможность причинения своими действиями крупного Ущерба или совершения этих действий в крупном размере, желает наступления этих последствий (прямой умысел) или сознательно допускает наступление таких последствий либо относится к ним безразлично (косвенный умысел). Мотив и цель не являются обязательными признаками объективной стороны Данного преступления.

Субъектом преступления, предусмотренного ст. 146 УК РФ, является вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста. Преступное присвоение авторства наказывает штрафом в размере до 200 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо арестом на срок от трех до шести месяцев.

Незаконное использование объектов авторских прав, а равно приобретение, хранение, перевозка контрафактных экземпляров произведений в целях сбыта, совершенные в крупном размере, наказывается штрафом в размере до 200 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Те же действия, совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, либо в особо крупном размере (превышающем 250 тыс. руб.), либо лицом с использованием своего служебного положения, наказываются лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового.Назад

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в системе авторского права традиционно принято подразделялись права на имущественные и личные неимущественные. ГК РФ не только признает такое деление, но и указывает на то, какие из авторских прав носят личный неимущественный характер, а какие имеют имущественное содержание.

Только сам обладатель авторского права на произведение может решать вопрос о реализации своих авторских правомочий. Обладатель авторских прав может использовать произведение по своему собственному усмотрению, но с учетом юридически признанных прав и интересов других лиц, а также может запрещать другим использовать произведение без его согласия.

Действующее законодательство закрепляет за автором исключительные права на использование созданного им произведения. Это означает, что автор не только решает вопрос об обнародовании произведения, но и определяет, с какого момента, в каких формах объеме и пределах будет открыт доступ к произведению для неопределенного круга лиц. Исключительные права автора на использование произведения означают право осуществлять или разрешать осуществлять следующие действия: воспроизводить произведение; распространять экземпляры произведения любым способом; импортировать экземпляры произведения в целях распространения; публично показывать произведение; публично исполнять произведение; сообщать произведение для всеобщего сведения путем передачи в эфир и (или) последующей передачи в эфир; сообщать произведение для всеобщего сведения по кабелю, проводам или с помощью иных аналогичных средств; переводить произведение; переделывать, аранжировать или другим образом перерабатывать произведение.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Источники

1.Конституция Российской Федерации (принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993) (в ред.30.12.2018) // Российская газета, 1993, 25 декабря.

2.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 27.12.2009, с изм. от 08.05.2018) \\Консультант Плюс

3.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 17.07.2009, с изм. от 08.05.2017) \\Консультант Плюс

4.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 N 230-ФЗ(принят ГД ФС РФ 24.11.2006) (действующая редакция от 01.05.2018) \\ Консультант Плюс

5. Федеральный закон от 18.12.2006 N 231-ФЗ (ред. от 02.07.2017) «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» \\Консультант Плюс

Литература

6.Гражданское право: Учебник: В 2 ч. Ч.1.3-е изд., перераб. и доп. / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М.: Проспект, 2016. – 612с.

7.Гражданское право: Учебник. Ч.1. / Под ред. Григорьева И.А. Спб.: Теис, 2016. – 532с.

8.Гражданское право: Учебник: В 2 ч. Ч.1 / Под ред. А.Г. Калпина, А.И. Масляева. М., 2016. – 436с.

9.Гражданское право Обязательственное право: Учебник: в 4 т. / В.В. Витрянский, В.С. Ем, С.М. Корнеев и др.; под ред. Е.А. Суханова.3-е изд., перераб. и доп. М.: Волтерс Клувер, 2015. – 800с.

10. Гражданское право: Учебник / Под ред. доктора юридических наук, профессора Е.А. Суханова. Том I. М.: Волтерс Клувер, 2015. – 198с.

11. Калмыков Ю.Х. Вопросы применения гражданско-правовых норм. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 2017. – 276с.

12. Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации: Учебник.2-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби, 2016. – 265с.

13. Дозорцев В.А. Интеллектуальные права: Понятие. Система. Задачи кодификации. Сборник статей / Исслед. центр частного права. М.: Статут, 2016. – 321с.

14. Свечникова И.В. Авторское право. – М.: Издательский дом Дашков и К, 2017. – 254с.

  1. Свечникова И.В. Авторское право. – М.: Издательский дом Дашков и К, 2015.С.67.

  2. Свечникова И.В. Авторское право. – М.: Издательский дом Дашков и К, 2015. С.72.

  3. Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. М., 2016. С.85.

  4. Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. М., 2016. С.87.

  5. Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. М., 2016.С.89.

  6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 N 230-ФЗ(принят ГД ФС РФ 24.11.2006) (действующая редакция от 01.05.2018) \\Консультант Плюс

  7. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 N 230-ФЗ(принят ГД ФС РФ 24.11.2006) (действующая редакция от 01.05.2018) \\Консультант Плюс

  8. Гражданское право. Том 3. Учебник / под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 2015. С. 95.

  9. Гражданское право. Том 3. Учебник / под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 2015. С. 95.

  10. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 N 230-ФЗ(принят ГД ФС РФ 24.11.2006) (действующая редакция от 01.05.2018) \\Консультант Плюс

  11. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 N 230-ФЗ(принят ГД ФС РФ 24.11.2006) (действующая редакция от 01.05.2018) \\Консультант Плюс

  12. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 N 230-ФЗ(принят ГД ФС РФ 24.11.2006) (действующая редакция от 01.05.2018) \\Консультант Плюс

  13. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 N 230-ФЗ(принят ГД ФС РФ 24.11.2006) (действующая редакция от 01.05.2018) \\Консультант Плюс

  14. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 N 230-ФЗ(принят ГД ФС РФ 24.11.2006) (действующая редакция от 01.05.2018) \\Консультант Плюс