Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ НА ПРИМЕРЕ СОВМЕСТНОЙ ЗАПИСИ МУЗЫКАЛЬНОГО КОЛЛЕКТИВА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТРИГГЕРОВ

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Образовательная сфера является первоочередным приоритетом государства, а именно качество образования предопределяет конкурентоспособность страны.

В послании президента Федеральному Собранию в 2018 году отмечается необходимость принятия мер по модернизации системы образования и внедрения в процесс обучения современных методик и технологий [14].

Нынешнему студенту необходимо шагать в ногу с происходящими изменениями в период преобразования и трансформации системы высшего образования. На смену традиционному преподавателю приходит преподаватель - исследователь, преподаватель - руководитель проектов, преподаватель - тьютор, способный к профессиональной и творческой деятельности. Он должен обладать инновационным стилем мышления, владеть прикладными методиками, которые положительно влияют на качество обучения и воспитания обучающихся в образовательном учреждении. Он способен создавать условия для профессионального и интеллектуального развития студентов, осуществлять комплексный подход к решению поставленных задач.

В последнее десятилетие в практическую работу преподавателя были внедрены IT-технологии и компьютерные программы, которые значительным образом повысили качество работы и увеличили вовлеченность студентов в процесс освоения профессиональных дисциплин. Современные тенденции образования характеризуются рядом изменений в педагогической деятельности и модернизацией технологического обеспечения занятий. Это и многое другое привело к изменению образовательных стандартов, которые зафиксированы в федеральных государственных программах нового поколения для всех уровней образования. Использование современных технических устройств предполагает развитие творческого, инициативного, студента. Существенное влияние на эффективность современного музыкального образования оказывает научно-технологический прогресс, что формирует новые требования к педагогической деятельности преподавателя. Большой интерес вызывает соединение традиционных и инновационных подходов к созданию музыкальных произведений.

Это указывает на необходимость внедрения цифровых технологий и методов компьютерной обработки в образовательный процесс.

Современное учебное занятие в высшем учебном заведении представляет собой новую форму творческого занятия. Это, прежде всего, персонифицированное, технологичное, деятельное, компетентное обучение.

Педагогическая деятельность, особенно в последнее время, стала информационно загруженной, из-за стремительно приумножающегося педагогического знания (значительный объем научно-педагогических и методических педагогических источников); растет количество методов, средств и форм обучения, воспитания, развития; выявляется все большее число факторов, влияющих на отношения «преподаватель – обучающийся»: быстро обновляющееся знание, перенасыщенность программ информацией, слабая подготовка студентов и т. д. Недостаточность времени на освоение и быстрая трансформация технологий обусловливают потребность освоения педагогом эффективных образовательных методов в форме педагогического проектирования, которое позволяет оптимизировать его деятельность [10, 11, 16]. Для преподавателя, педагогическое проектирование - это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности студента и прогнозирование ее результатов.

Целью нашей курсовой работы является изучение особенностей педагогического проектирования на примере совместной записи музыкального коллектива с использованием триггеров.

Для этого нам необходимо рассмотреть сущность, этапы и формы педагогического проектирования, роль педагогических технологий в подготовке специалиста-звукорежиссера.

Глава 1. Педагогическое проектирование как образовательная технология.

В отечественной педагогике основоположником теории и практики педагогического проектирования считается А.С. Макаренко, который рассматривал воспитательный процесс как своеобразно организованное «педагогическое производство». А.С. Макаренко разработал систему воспитания и предложил сформулировать и объединить такие понятия, как:

– технология дисциплины;

– технология разговора педагога и воспитанника;

– технология самоуправления;

– технология стимулирования.

Первая научная работа на территории СССР, характеризующая педагогическое проектирование, появилась в 1989 году. «Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология - на науке. С искусства все начинается, технологией заканчивается, чтобы затем все началось сначала», – сформулировал известный педагог Беспалько В.П. [3, 5]. Распространение и развитие компьютерных технологий являлось революционным стимулом в развитии педагогического проектирования. С развитием научно-технологического прогресса в образовательных учреждениях стали видоизменяться методики обучения, появляться новые методы и формы обучения. Появились инновационные технологии обучения [6, 12].

Появлению и развитию педагогического проектирования (и его технологий) способствовали технические и конструкторские дисциплины, такие как: законы и закономерности развития технических систем, понятие об интеллектуальной собственности и ее защите, роль патентной информации в развитии творчества, основные методы решения конструкторских задач, моделирование, конструирование операций, функциональный анализ, морфология творческой предметно преобразующей деятельности и ее место в конструировании. Все эти дисциплины были построены на основе теорий конструирования, которые тем или иным способом, связывают технику и развитие творческих способностей студентов.

Педагогическое проектирование - это совокупность практических умений, необходимых для организации творческой деятельности педагога. В литературе, посвященной методологии проектирования, можно встретить различные подходы к выделению его этапов. Проектирование содержания педагогической деятельности на занятии предполагает:

  • целеполагание - блок построения целей учебной деятельности, переход от понимания педагогом стандарта к конструированию системы целей;
  • диагностику - блок самостоятельных работ, фиксирующих факт и уровень достижения целей. Содержание стандарта переводится на язык деятельности учащихся;
  • дозирование домашнего задания - объем знаний, обеспечивающих успешное прохождение диагностики;
  • логическую структуру учебного процесса - трехуровневую модель, содержащую последовательность занятий, структуру учебного материала;
  • коррекционную деятельность - направленную на улучшение качества приобретаемых учащимися знаний, умений и навыков.

Педагогические системы как объекты проектирования - это сложные образования, состоящие из разнокачественных компонентов. Например, в системы входят люди - преподаватели и студенты; материально-технические предметы и оборудование специального назначения, ПК; функции, выполняемые каждым из них. Их природа, внутреннее строение, возможности все различно. Каждый из компонентов, в свою очередь, представляет собой системное образование.

Каждая система имеет свое назначение (цель) и, следовательно, свой набор компонентов.

Значение компонентов при проектировании любых педагогических систем обязательно, хотя их полный набор не всегда обеспечивается деятельностью педагогов.

• - они всегда имеют цель – теоретическое и практическое овладение основами конструкторской деятельности (проективной, терминологической, конструкторско-экономической, эстетической, экологической);

• - они затрагивают вопросы творчества как феномена общественно полезной деятельности по преобразованию человеком окружающего природного и предметного мира;

• - они помогают раскрыть воспитательный потенциал творческой проектно-конструкторской деятельности студентов, роль педагога в развитии у них навыков самостоятельного творчества.

Проектирование (от лат. projectus - брошенный вперед) - деятельность по созданию проекта, созданию образа будущего предполагаемого явления. Как известно, большинство продуктов человеческого труда производится посредством их предварительного проектирования. В этом контексте проектирование - это процесс создания проекта, т.е. прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния, предшествующих воплощению задуманного в реальном продукте [13, 15].

В соответствии с этим педагогическое проектирование разными авторами раскрывается как:

  • практико-ориентированная деятельность, целью которой является разработка новых, не существующих в практике образовательных систем и видов педагогической деятельности;
  • новая развивающаяся область знания, способ трактовки педагогической действительности [13, 16];
  • прикладное научное направление педагогики и организуемой практической деятельности, нацеленное на решение задач развития, преобразования, совершенствования, разрешения противоречий в современных образовательных системах [7];
  • способ нормирования и трансляции педагогической и научно-исследовательской деятельности [9];
  • процесс создания и реализации педагогического проекта;
  • развивает способности к самоорганизации и самообразования;
  • оптимизирует осуществление педагогического сопровождения

Педагогическое проектирование - это инновационный и современный вид педагогической деятельности, проявляющийся в компетенции преподавателя, в постоянном интегративном подходе в области конструирования и творческо-конструкторской культуры студента. Педагогическое творчество рассматривается как способность организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность студентов, развивать их творческие способности.

Педагогическое проектирование требует от педагога умений раскрывать социальную сущность полезной деятельности по преобразованию природной среды, применять на практике методы технического моделирования и конструирования. Такое проектирование позволяет раскрыть природу и общественно-ценностную сущность творчества.

Использование педагогом совокупности творческих способностей и исследовательских умений, среди которых важное место занимают инициативность и активность, глубокое внимание и наблюдательность, искусство нестандартно мыслить, богатое воображение и интуиция, позволяют применять исследовательский подход к анализу учебно-воспитательных ситуаций, решению педагогических задач, самостоятельности суждений и выводов.

Педагогическое проектирование с технологической точки зрения - это система, основными компонентами которой являются: высокая общая культура, гуманистическая направленность, профессиональные знания и умения, творчество и педагогические способности, техническая компетентность. В этой связи необходимо рассмотреть понятие уровня педагогического проектирования, которое всегда связано с качеством оказания образовательных услуг.

Уровень педагогического проектирования зависит от уровня технологической компетентности и определяется на основе следующих основных критериев:

  • целесообразности (по направленности);
  • творчества (по содержанию деятельности);
  • технологичности (по уровню педагогической техники);
  • оптимальности (по выбору эффективных средств);
  • продуктивности (по результату);

В литературе, посвященной методологии проектирования, можно встретить различные подходы к выделению его этапов.

Н. А. Масюкова [9] выделяет в проектировании такие шаги, как:

  • диагностика реальности (изучение, проведение исследований разной степени научности);
  • формирование (актуализация, осмысление, поиск) ценностей, смыслов, целей преобразования действительности;
  • создание образа результата;
  • поэтапное планирование совместных действий по достижению проектной цели во времени (составление программы);
  • обмен, согласование и коррекция намеченных действий в ходе коммуникации;
  • комплексная экспертиза результатов реализации проекта [9].

Для прикладных целей этапы проектирования можно «укрупнить», сведя к следующему перечню и сохранив при этом общую логику, отражающую сущность проектной деятельности.

1. Предпроектный этап (его еще называют предварительным, или стартовым).

2. Этап реализации проекта.

3. Рефлексивный этап.

4. Послепроектный этап.

Внутри каждого из этих этапов выделяются определенные процедуры, составляющие содержательную, структурную, технологическую, организационную основу проектных действий:

1. Предпроектный этап (процедуры внутри этапа)

- исследование (диагностика);

- проблематизация;

- концептуализация;

- целеполагание;

- ценностно-смысловое самоопределение;

- форматирование проекта;

- его предварительная социализация.

2. Собственно этап проектирования (процедуры внутри этапа)

- уточнение цели, функций, задач и плана работы каждым из участников проекта;

- пошаговое выполнение запланированных проектных действий;

- коррекция хода проекта и действий его участников на основе обратной связи;

- получение и внутренняя оценка проектного продукта;

- презентация окончательных результатов работы и их внешняя экспертиза (оценка).

3. Рефлексивный этап (процедуры внутри этапа)

- соответствие результата первоначальному замыслу;

- качество полученного продукта;

- качество совместной деятельности и отношений;

- перспективы использования продукта и развития проекта.

4. Послепроектный этап (процедуры внутри этапа)

- апробация;

- распространение (диссеминация) результатов и продуктов проектной деятельности;

- выбор вариантов продолжения проекта (рождение нового проектного замысла, опирающегося на результаты предыдущего, объединение своего проекта с другими и т.д.).

В педагогическом отношении одинаково важны все этапы (процедуры) проектной деятельности. Каждый из них можно рассматривать как часть образовательного процесса, где помимо проектировочного продукта не только диагностически проявляются, но и формируются ценности, нормы, установки людей, инициируются их коммуникативные, творческие способности. Успех проектировочной деятельности определяется комплексным обеспечением каждого из этапов адекватными способами и приемами; «выращивание» за счет этого необходимых свойств и характеристик субъектов проектирования.

Педагог должен владеть технологиями проектирования и научных исследований. Исследования направлены на решение какой-либо проблемы в работе педагогической системы, в учебно-воспитательном процессе, взаимодействии педагогов и воспитанников и т.д. Противоречия могут существовать между компонентами педагогической системы, результатами и заказом общества (граждан), между взаимодействием ВУЗа и среды, затратами сил субъектов педагогического процесса и результатами и т.д.

Технология проектирования педагогического исследования может быть представлена следующей последовательностью действий [8, 10]:

1. Проводим анализ педагогической системы и ее функционирования, выявляем проблемы;

2. Определяем тему исследования, которая очерчивает круг исследовательской работы;

3. Определяем объект исследования - область, где существует проблема, противоречие, где мы будем искать новое знание;

4. Определяем предмет исследования - элемент в педагогическом процессе, изучение которого дает нам новое знание;

5. Определяем цель исследования - знание, которое мы должны получить в ходе исследования;

6. Формируем задачи - те пути, или ступени, которые мы пройдем, чтобы достичь цели исследования;

7. Формируем гипотезу (истина, которая еще не доказана, но вероятна). Гипотеза - исходный момент исследования, предсказывающего связи объекта и предмета исследования, закономерности, которые будут выявлены и обоснованы в ходе исследования.

8. Отбираем методы научного исследования (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, теоретический анализ источников, изучение и обобщение педагогического опыта, сравнительно-исторический метод, метод теоретического моделирование, педагогический эксперимент и др.)

9. Определение направления и этапов исследовательской работы, сроки.

10. Определяем участников исследования

Таким образом, в условиях продолжающегося реформирования системы высшего образования возникает необходимость использования педагогического проектирования в ежедневной работе преподавателя.

Среди современных технологий и методов обучения в последнее время особое место в профессиональном образовании занимает обучение кейс–методом [4]. Он ориентирован на самостоятельную индивидуальную и групповую деятельность студентов, в которых студентами приобретаются коммуникативные умения. При решении общей проблемы на занятиях общетехнических дисциплин полезным оказывается технологическое сотрудничество, которое позволяют всем студентам полностью осмыслить и усвоить учебный материал, дополнительную информацию, а главное, – научиться работать совместно и самостоятельно.

Процесс обучения с использованием кейс–метода представляет собой имитацию реального события, сочетающую в себе достаточно адекватное отражение реальной действительности, небольшие материальные и временные затраты и вариативность обучения.

Сущность данного метода состоит в том, что учебный материал подается студентам виде проблем (кейсов), а знания приобретаются в результате активной и творческой работы: самостоятельного осуществления целеполагания, сбора необходимой информации, ее анализа с разных точек зрения, выдвижения гипотезы, выводов, заключения, самоконтроля процесса получения знаний и его результатов.

Обучение – это процесс принятия решения, а не обзор того, что решают сделать другие”. Кейс-метод – метод инструктирования, при котором студенты и преподаватели участвуют в прямом обсуждении деловых ситуаций и проблем [4].

Цели кейс–метода заключаются в:

– активизации студентов, что, в свою очередь, повышает эффективность профессионального обучения;

– повышении мотивации к учебному процессу;

– овладении навыками анализа ситуаций и нахождение оптимального количества ситуаций;

– отработке умений работы с информацией, в том числе умения затребовать дополнительную информацию, необходимую для уточнения ситуации;

– моделировании решений данных ситуаций и в соответствии с заданием, представлении различных подходов к разработке планов действий, ориентированных на конечный результат;

– принятии правильного решения на основе группового анализа ситуации;

– приобретении навыков четкого и точного изложения собственной точки зрения в устной и письменной форме, убедительно отстаивать и защищать свою точку зрения;

– выработке навыков критического оценивания различных точек зрения, осуществлении самоанализа, самоконтроля и самооценки.

  1. Соответствие целям профессионального обучения.
  2. Подбор заданий для возможности использования разных путей решения.
  3. Блочно-модульное построение изучение нового материала.
  4. Организация самостоятельной работы студентов при подготовке к занятию, при работе с кейсом.
  5. Общение, обмен ответами между студентами.
  6. Концентрация всех видов деятельности по этапам работы.
  7. Контроль, как преподавателем, так и студентами.
  8. Вариативность моделирования решений (студенческий эффект).

Суть кейс-метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности студентов по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. В обучении с применением кейс–метода зона ближайшего развития студентов расширяется до области проблемных ситуаций – области, при которой переход от незнания к знанию перестает быть для студентов основным, он становится естественным звеном, зоной его активного развития.

Глава 2. Разработка типовых кейс-задач звукозаписи с использованием триггеров

Рассмотрим образовательные возможности при совместной звукозаписи музыкального коллектива с использованием триггеров на примере решения обучающимися трех ситуационных кейс-задач.

Для этого сформируем основные принципы этапов разработки типовых задач в таблице 1.

Таблица 1

Этапы разработки типовых задач

Название

Основы образовательного проектирования

Гипотеза

В связи с повышением потребностей современного государства и общества в расширении пространства образовательной деятельности, необходимо дальнейшее расширение взаимодействия студентов и преподавателей на примере решения типовых ситуационных задач.

Предмет

Содержание основной образовательной программы по музыкальной звукорежиссуре

Цель

Научить студентов распознавать частотный диапазон он 65 GHz до 12000 GHzи сделать баланс микса с использованием триггеров

Задачи

1. Для решения задачи студентам необходимо ознакомиться со списком литературы предназначенное к занятию.

2. Разработать педагогический проект и части деталей для проведения занятий с учащимися для распознавания частотного диапазона.

3. Планируемые результаты использовать в дальнейшей деятельности преподавателей и учащихся

4. Апробировать восприятие слухом частоты в повседневной жизни

5. Проанализировать полученные результаты

Условия:

нематериальные

- квалифицированные преподавательские кадры

- взаимодействие с учащимися, социальными партнёрами

- взаимодействие с органами осуществляющими управление в сфере образования и министерством культуры

материальные

- студия звукозаписи,

- оборудование, в том числе триггеры

- программное обеспечение

- музыкальные инструменты

Механизмы реализации

- соблюдение санитарно-эпидемиологического режима

- соблюдение эргономических условий

- создание здоровье сберегающей инфраструктуры образовательного учреждения

- рациональная организация учебной и вне учебной деятельности обучающихся.

- реализация экологичной психоэмоциональной атмосферы

- просветительская работа с учреждениями министерства культуры

Ожидаемый результат

Распознание конфликтных частот при сведении с использованием триггеров.

Оценка эффективности

1. Разработать критерии оценки работы учащихся

2. Формировать портфолио учителя и учащихся по теме занятия

Возможности распространения

Транслировать опыт по тематической реализации педагогического проектирования

Нами сформулированы условия и предложены решения следующих типовых ситуационных задач:

Задача 1. В работе музыкального коллектива возникла необходимость осуществить запись ударной установки с использованием триггеров.

Задача 2. При работе над композицией поставлена задача проведения спектрального и музыкального баланса.

Задача 3. При работе над композицией при совместной записи музыкального коллектива необходимо осуществить сведение и мастеринг.

2.1 Решение задачи по записи ударной установки с использованием триггеров

Задача. В работе музыкального коллектива возникла необходимость осуществить запись ударной установки с использованием триггеров.

Решение. Изменение тембра уже записанных барабанов – это одно из самых эффектных изменений, которое Вы можете сделать в процессе сведения. На протяжении многих лет, в качестве основного инструментария использовались эквалайзеры и динамические процессоры (компрессоры, гейты, экспандеры, транзиент-шейперы).

Замена барабанов часто используется не для корректировки, а в качестве творческого, художественного инструмента. В данном случае, очевидность её применения зависит только от личного вкуса и художественного замысла.

Расположить триггер внутри барабана можно самостоятельно или иметь уже барабан с встроенным устройством. В обоих случаях триггеры будут крепиться к обратной стороне ударного пластика.

Если самостоятельно установить триггер внутри барабана, то нам достаточно будет снять пластик с ободом и прикрепить датчик триггера к обратной поверхности ударного пластика. Причем, размещать его надо ближе к центру. Затем следует протянуть провод через отверстие в барабане и обратно поставить пластик с ободом.

Для того, чтобы сигнал лучше считывался, следует увеличить площадь его приема. Так как сам датчик имеет небольшой размер, то для этой цели рекомендуют устанавливать триггер к такой поверхности, которая имела бы форму пластины.

Барабанный триггер - это датчик, который преобразует энергию от удара палочкой в электрический импульс. Далее этот импульс через кабель попадает в MIDI-контроллер, который управляет этим сигналом и формирует тембр, громкость и прочие характеристики для каждой ноты. Классический вариант – когда на один триггер приходится одна заданная нота. Также следует отметить, что есть триггеры, у которых встроено несколько датчиков. Такую комбинацию используют, чтобы электронная ударная установка была как можно больше похожа на акустическую. Например, для того, чтобы от малого барабана исходило 2 разных сигнала (отдельно звук пластика и звук обода) или, чтобы разбить на два сигнала удары по тарелке и ее чашечки. У таких триггеров MIDI-контроллер формирует 2 MIDI-команды с 1 барабана.

Триггеры у акустических ударных установок используют только для барабанов, для тарелок это исключено

Итак, при помощи триггеров мы сможем получить сигналы, свободные от внешних помех, так сказать, «рафинированные транзиенты». Применение этих сигналов не замыкается только на вызове сэмплов, они также открывают некоторые дополнительные возможности. Например, если Вы стремитесь к естественному и открытому звучанию том-томов, и хотите обработать их гейтами, чтобы удалить лишние призвуки, то можете попробовать послать в боковые цепи процессоров записанные триггерные сигналы. Таким образом, гейты будут открываться и закрываться в соответствии с ними, а не с треками том-томов, в которых часто бывает много утечек от других инструментов.

Если мы будем заменять один из барабанов, то можно полностью заглушить его, записав только лишь сигнал с триггера. Например, в случае с малым барабаном, радикальное демпфирование сильно снизит (или удалит совсем) проникновение этого инструмента во все другие микрофоны, но при этом не помешает триггеру сделать свою работу. Это не только облегчит обработку других треков, но и предоставит больше вариантов для выбора сэмплов, поскольку на них не будет влиять присутствие малого барабана в оверхэдах или микрофонах комнаты.

Большинство западных драммеров играют с триггерами. Они используют их, чтобы достичь необходимого качества звука, если приходится играть далеко не в лучших помещениях или, если нет возможности на настройку барабанов во время саундчека.

Следующим преимуществом будет - ровное звучание. Особенно это поможет тем, у кого есть проблемы с динамикой исполнения. Триггер будет выравнивать уровень громкости. Также на больших концертных площадках при громкости 115 дцб зрители не смогут расслышать бас-бочку, подзвученную микрофонами.

Звучание барабанной установки при помощи сэмплов, надо захватить максимально качественный звук. С тщательностью подходить к настройке инструментов и размещению микрофонов, и стараться получить чистую запись с хорошим разделением.

В начале сессии, стоит потратить некоторое время на запись изолированных ударов разных барабанов из установки. Для каждого инструмента нужно несколько сэмплов с разной динамикой. Таким образом, во время сведения будет связная библиотека сэмплов, записанных на тех же самых барабанах, в том же самом месте и с теми же микрофонами, что и основная запись. Но следует это сделать в начале сессии, а не в конце, чтобы сэмплы имели более высокое качество. Так-как в начале сессии барабаны лучше настроены, и пластики ещё свежие.

Самый контролируемый и гибкий способ – это вручную выставлять все сэмплы. Вы просто помещаете их на новую дорожку и выравниваете в соответствие с волной оригинального звука. Это очень кропотливый процесс, особенно если хотите использовать различные версии сэмпла для каждого удара (чтобы дать больше естественности). В некоторых DAW имеется возможность перемещать курсор, ориентируясь на транзиенты (или, на заранее вычисленные на их основании специальные маркеры).

Все плагины от ведущих разработчиков позволяет загружать в себя по нескольку вариантов одного сэмпла с разной динамикой и назначать их на разные динамические группы

После чего правильно установить микрофоны по методу распространенной системы XY. В системе используется два направленных микрофона, акустические оси расположены под углом 90 градусов друг к другу, при таком близком расположении фазовые искажения сходятся к минимуму.

2.2 Решение задачи по спектральному и музыкальному балансу

Задача. При работе над композицией поставлена задача проведения спектрального и музыкального баланса.

Решение. Баланс - это баланс между ударными. От того, как сделать баланс, зависит, будет микс качать. Чуть больше шейкера или хэта и грув меняется. На протяжении всей работы над миксом изучайте его. На начальном этапе микса нужно ознакомиться с партитурой. Изменение баланса на 1 дб в начале сведения - это не существенно. Изменение баланса на 1 дб на финальном миксе это огромная величина. Поэтому, как не выстраивай грув, корректировки баланса и, частотного в том числе, будут вплоть до финального микса.

Аналоговое сведение обычно длится 6-8 часов и в конце концов наступает момент, когда надо ставить точку и сбрасывать готовую фонограмму. Программное сведение может продолжаться бесконечно. Спустя год можно открыть сессию и внести изменения. Поэтому программное сведение нельзя закончить, его можно только приостановить.

Спектральный баланс характеризует тембральный окрас фонограммы. Как она звучит (резко, ярко, тепло, глухо…).

Спектральный баланс - это еще и расположение инструментов в частотном диапазоне. Весь частотный диапазон можно разбить на четыре участка:

  • Низ (от 20 Гц до 100 Гц);
  • Нижняя середина (от 100 Гц до 600 Гц);
  • Верхняя середина (от 600 Гц до 2-3 кГц);
  • Верх (от 2-3 кГц до 20 кГц).

Нижний диапазон полностью принадлежит kick drum & bass, за редким исключением, когда низкие синты начинают соперничать с басом. Нижняя и верхняя середины - это как раз тот диапазон, где расположены все инструменты и сама аранжировка (вокал, гитары, клавишные, струнные, духовые и т. д.). И верх - это то, где разместились высокочастотная перкуссия (HH, Shaker, Tambourine, Cabasa ….), касание пластика от kick drum, касание пластика от snare drum, "ess" вокалистов. Каждый инструмент должен занимать свой частотный диапазон и не мешать другим. Если это требование соблюдено, то фонограмма будет звучать ясно и прозрачно.

Музыкальный баланс – это баланс между инструментами, басом и бочкой, голосом, гитарами и клавишными. Очень важно, как одна часть переходит в другую (куплет в припев), есть ли развитие, как выстроена форма и где кульминация.

Спектральный и музыкальный баланс - два основополагающих критерия. Если в фонограмме допущены ошибки в них, то про три оставшихся можно забыть, эти ошибки обязательно проявят себя во всех остальных критериях. К примеру, бочка в миксе на 5дб больше, чем ей положено. Ошибка музыкального баланса. Это приведет к тому, что читаемость остальных инструментов будет плохой, страдает пространство, прозрачность, а про плотность и говорить нечего. Или шейкер и хэт звучат в одном частотном диапазоне и похожи, как братья близнецы. Ошибка частотного баланса. И то же страдает прозрачность и читаемость.

Пространство. Глубина фонограммы ближний, средний и дальний планы. Пытаемся представить, сколько метров до самого близкого инструмента и сколько до самого дальнего. Есть ли перспектива. Если мы слушаем R & B, где все инструменты расположены очень близко. Когда есть ощущение, что голова находится. Пространство - это когда внутри малого барабана слышно гланды вокалиста. Все инструменты широкие, большие и жирные. Есть особенности жанра. К тому же, профессиональный миксер всегда найдет хотя бы один инструмент, который будет маленькой точечкой на дальнем плане оттенять ближний план или сделает среднюю часть композиции с огромным пространством.

Несколько правил выстраивания баланса. Временная организация. Каждый инструмент ритм-секции несет свою функцию и отвечает за свою долю в такте. Как и в спектральном балансе, необходимо, чтобы каждый инструмент находился на своем месте и не мешал другим. Например, в Диско:

Kick drum – 1, 2, 3 и 4 доли такта;

Snare drum – 2 и 4 доли такта;

НН – 1-и, 2-и, 3-и и 4-и (восьмые на слабую долю);

Shaker – восьмыми с акцентом на сильную долю

  1. Установить нулевые значения панорамы, желательно работать с балансом в моно.
  2. Иногда менять громкость. Нужно чтобы соотношения инструментов по уровню на большой и на малой громкости были примерно одинаковыми. Исчезновение какого-либо инструмента на малой громкости свидетельствует о том, что он вне баланса.
  3. Вокал в песне должен быть хорошо читаемым. Все инструменты, которые ему мешают, нужно делать тише.
  4. Большая часть жанров требует одинакового уровня громкости баса и бочки.
  5. Малый барабан - весьма громкий инструмент, дающий высокие пики в финальном миксе. Даже в электронных жанрах, где основой ритм-секции является бочка, малый барабан, как правило, бьет на вторую и четвертую доли вместе с бочкой, усиливая тем самым акценты и увеличивая пиковый уровень фонограммы. Бывает, после выстраивания баланса инструментов оказывается, что малый барабан порождает клиппинг. В результате нужно убавлять по уровню или весь микс, или непосредственно малый барабан.
  6. Делать громкость проигрышей, соло и прочих солирующих звуков субъективно на том же уровне, на котором находится громкость вокала.

2.3 Решение задачи по сведению и мастерингу

Задача. При работе над композицией при совместной записи музыкального коллектива необходимо осуществить сведение и мастеринг.

Решение. Сведение - это сложнейший процесс, в результате которого каждая звуковая дорожка мульти-трека (проект композиции по дорожкам) обрабатывается различными программными или аппаратными инструментами с учетом множества факторов, с целью создания гармонии и баланса всех инструментов в треке. Сведение заключается в получении на выходе композиции, которая не имела бы частотных конфликтов, помех, шумов, а также обладала оптимальной динамикой, «прозрачностью», объемом и планами.

Компрессор позволяет сделать звук острее или мягче, агрессивней или тембрально насыщенней, длиннее или короче.

Эквалайзер может приблизить или отдалить объект, сделать его тонким или жирным, или просто устранить частотные конфликты между инструментами и правильно сформировать частотный баланс.

Панер. Панорамирование позволяет не только перемещать объекты слева направо, но и делать их уже или шире, большими или маленькими.

Приборы временной обработки позволяют правильно организовать виртуальное пространство, приближать и отдалять инструменты, заставить их вращаться, сделать их больше, размещать инструменты в разных пространствах на разных расстояниях от слушателя. Вот и все, что Вам необходимо для того, чтоб сделать хороший микс.

Основные этапы сведения:

- концепция;

- спектральный баланс;

- динамическая обработка и временная организация треков;

- музыкальный баланс и построение формы;

- построение виртуального пространства;

- финальный микс.

Разбирая партии в треке, который пришел на сведение, необходимо точно понимать функцию каждого трека. Все партии в аранжировке делятся на пять категорий:

  • мелодия;
  • гармония;
  • ритм;
  • ответы;
  • противосложения.

Мелодия, как правило, излагается вокалистом. Гармоническую функцию могут выполнять гитары, клавишные или группы одноголосных инструментов (саксофоны, струнные).

Противосложения - это мелодический материал, подчиненный главной теме. Например, гитара, обыгрывающая вокальную партию. В то время когда вокал движется, гитара стоит. Когда вокал замирает, гитара движется. Или верх ходящее движение вокала сопровождается нисходящим движением бэк-вокала. Часто одна и та же партия несет в себе несколько функций. Например, ритм-гитара ведет гармонию и ритмическую функцию.

Сведение. Эквализация. Необходимо частотно разделить высокочастотную перкуссию. Нужно найти место в спектре для каждого инструмента.

Компрессия. Все инструменты имеют разные динамические характеристики, атака у хэта быстрее чем у шейкера потому, что по хэту бьют палочкой, а в шейкере рисинки, которые разгоняются и ударяют о стенки не одновременно. Применив компрессию с временем атаки 3-10 мсек, можно выделить момент касания палочки поверхности хэта и сделать атаку еще ярче. Тем самым, можно добиться ещё большего контраста между хэтом и шейкером, а значит, улучшите читаемость микса. Таким же способом нужно проработать всю ритм секцию, добиваясь четкости и динамичности.

Сведение - это эксперимент, нарабатывайте свои приемы, чем больше, тем лучше. У знаний есть две стороны. С одной, знающий и образованный человек быстрее и квалифицированней решает поставленные задачи. Но есть и обратная сторона. Человеку получившему хорошее образование гораздо трудней переступить через знания и поступить не по правилам. Потому что он точно знает, что так нельзя. А человек творческий со своим видением поступает по интуиции и легко нарушает правила. Но ведь все инновации лежат за пределами правил. Поэтому нельзя бояться экспериментировать и нарушать правила. Отрицательный опыт, это тоже опыт, позволяющий нам двигаться вперед. Далее. Нам необходимо наработать свою слуховую память Должна работать слуховая память. Экспериментируя, в голове будут формироваться готовые образы, «семплы» звучания того или иного инструмента, для того или иного окружения, из которых можно создавать свой оригинальный саунд. Это «база данных», библиотека, которая всегда в голове. Третье. Никогда не тиражируйте свои наработки с одного миска на другой. То есть копирование саунда с одного трека на другой. Это останавливает в развитии. Исключение может составлять саунд одного альбома. Со временем появится собственное видение, что и будет индивидуальным, узнаваемым подчерком.

Мастеринг. Завершающий этап создания композиции, альбома или сборника. Основной целью мастеринга является получение целостного (однородного) звучания всех треков альбома или сборника под определенный источник воспроизведения.

К примеру, для одной и той же сведенной композиции можно сделать несколько версий мастеринга и все они будут иметь отличное друг от друга не только звучание, но и назначение. Например:

1. Мастеринг альбома, соответственно все треки альбома должны звучать максимально одинаково по уровню звучания (динамике), частотным характеристикам, стереобазе и т.д.

2. Один из треков включили в состав сборника, что подразумевает также процедуру мастеринга, но уже относительно треков, входящих в состав данного сборника.

3. Если трек взяли в ротацию на радио, это также повлечет за собой очередную мастеринговую обработку Вашей композиции с целью приведения ее к существующим стандартам звучания на радиостанции.

4. Также мастеринг возможен для более узких и специфических сфер деятельности (кино, многоканальное видео, рингтоны, аудио книги, реклама и т.д.).

Основными инструментами для мастеринга являются те же инструменты, что и для сведения, а также множество специальных приложений (плагинов) и устройств «все в одном», содержащие в себе элементы акустической, динамической обработки, контроля и т.д.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

При изучении педагогического проектирования нами был проведен анализ литературных источников с целью полноты охвата всех проблем и аспектов нашей темы. Анализ показал проблемы, с которыми сталкиваются педагогические работники на современном этапе преобразования и развития образования: недостаточность времени на освоение и быстрая трансформация технологий, потребность освоения педагогом эффективных образовательных методов в форме педагогического проектирования, оптимизация его деятельности.

Разрабатывая ситуационные задачи при звукозаписи в студии с использованием триггеров мы использовали комплексный подход, направленный на расширение образовательных возможностей в студенческом коллективе.

В результате такого взаимодействия появляются новые возможности вариантов решения с целью выбора наиболее приемлемого. Для повышения уровня педагогического проектирования появляется возможность использования всего многообразия форм и средств педагогики, с помощью которых была составлена таблица этапов разработки типовых кейс-задач.

Результатом использования метода кейс-задач является принятие единого, наиболее оптимального принятого после обсуждения группой студентов совместно с преподавателем решения, формирование умений, навыков поиска решения нестереотипных задач и развитие логического дискуссионного мышления.

Педагогическое проектирование – это информационно-развивающее, деятельностное, личностно-ориентированное, модельное, контекстная технология концентрированного обучения. Внедрение в работу педагогического проектирования развивает способность организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность студентов, развивать их творческие способности. Кроме того, позволяет развивать способность осуществлять педагогическое сопровождение, социализацию и профессиональное самоопределение личности.

В своей работе мы не смогли отразить всю полноту охвата спектра педагогического проектирования при совместной записи музыкального коллектива с использованием триггеров, что указывает на необходимость дальнейшего поиска путей решения рассматриваемой темы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Intel. Обучение для будущего при поддержке Microsoft / под общ. ред. Е. Н. Ястребцевой, Я.С. Быховского. – М.: Русская редакция, 2004. – 347 с.
  2. Анисимова, В.В. Проектирование педагогической деятельности: объективные и субъективные основания / В.В. Анисимова, В.В. Сериков // Вестник Оренбургского государственного университета. –2004. – № 2. – С. 63-69
  3. Анохин, A.M. Педагогика в системе культуры / A.M. Анохин – Стерлитамак, 2001. – 99 с.
  4. Белоусова Н.Д. Использование кейс-метода при обучении студентов дисциплине инженерная графика // открытыйурок.рф: [сайт]. – URL: http://открытыйурок.рф/статьи/103801/ (дата обращения: 06.03.2019)
  5. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. – М.: Педагогика, 1989. – 192 с.
  6. Буланова-Топоркова, М.В. Педагогика и психология высшей школы / М.В. Буланова-Топоркова. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 544с.
  7. Заир-Бек, Е.С. Современная методология проектных исследований инноваций в образовании / Е.С. Заир-Бек // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2017. – № 185. – С. 15-23.
  8. Колесникова, И. А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская; под ред. И.А. Колесниковой. – М: Издательский центр «Академия», 2005. – 288 с.
  9. Масюкова, Н. А. Проектирование в образовании / под ред. Б.В. Пальчевского. – Минск: Технопринт, 1999. – 288 с.
  10. Медникова, Л. А. Педагогическое проектирование деятельности, как эффективная образовательная технология / Л. А. Медникова // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2017. – Т. 23, № 2. – С. 12-14.
  11. Мендыбаева, М. М. Педагогическое проектирование: сущность, этапы, формы / М. М. Мендыбаева, Т.К. Дюсембаева // Инновационные педагогические технологии: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). – Казань: Бук, 2016. – С. 89-91. – URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/207/11151/ (дата обращения: 06.03.2019).
  12. Педагогическое проектирование [Электронный ресурс]. – URL: https://www.e-reading.club/chapter.php/97816/53/Voiitina_-_Shpargalka_po_obshchim_osnovam_pedagogiki.html. (дата обращения: 06.03.2019).
  13. Писарева, С.А. Особенности проектирования опытно-экспериментальной работы педагогических коллективов в современной ситуации развития отечественного образования / С.А. Писарева, А.П. Тряпицына // В сборнике: Организация опытно-экспериментальной работы школ в контексте новых вызовов времени Санкт-Петербург, 2018. – С. 19-27.
  14. Послание Президента Федеральному Собранию 01.03.2018 г. [Электронный ресурс] // Официальные сетевые ресурсы Президента России. – URL: http://kremlin.ru/events/president/news/56957 (дата обращения: 09.03.2019)
  15. Трещев, А.М. Профессионально-субъектная позиция учителя / А.М. Трещев. – Астрахань, 2000. – 211 с.
  16. Хуторской, А.В. Дидактическая эвристика: Теория и технология креативного обучения / А.В. Хуторской. – М.: Изд-во МГУ, 2003. – 416 с.