Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Методика преподавания ученикам младших классов дисциплины сольфеджио

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования.

В современном обществе произошли огромные изменения: поток информации, компьютеризация практически всех жизненных процессов, а также и в музыкальном мире идёт «популяризация» так называемой «синтетической» музыки. Чаще всего для занятий музыкой покупают синтезатор, а не фортепиано. Поэтому преподавание теоретических предметов не должно отставать от технического прогресса.

Педагогу необходимо продуманно использовать на уроках технические средства (компьютеры, интерактивные доски, синтезаторы, и т.д.) для облегчения образовательного процесса, а не подменять процесс познания и развития ребёнка техническими новинками.

Как показывает практика, музыкальная деятельность эффективнее осваивается ребёнком только в созидательной деятельности при таком участии педагога, которого достаточно и необходимо для решения основных задач для его возраста и его психофизического развития. Однако, признавая важную роль педагога в развитии личности ребёнка, нужно отметить, что в педагогической практике ещё присутствует традиционная авторитарная педагогика.

Одной из причин такого положения является недостаточное представление о цели профессионального ориентирования детей. На сегодняшний день задача преподавателей состоит в том, чтобы «сухая» теория музыки и сольфеджио не стали обременительными и скучными предметами для детей, а увлекательным путешествием в страну музыки.

Сложность для детей состоит в том, что предмет сольфеджио: это не только пение по нотам, но и знание средств музыкальной выразительности, умение играть на инструменте, построение интервалов, ладов, аккордов, чтение с листа, дирижирование, творческие задания. Все знают, что самое главное орудие музыканта - это музыкальный слух. Поэтому творческие задания на уроках сольфеджио и уроки композиции очень важны и весь процесс обучения следует строить таким образом, чтобы помочь детям использовать полученные знания в инструментальной деятельности и развить чуткость к музыкальному языку, а главное привить любовь к домашнему музицированию.

В условиях современной системы музыкального образования, достаточно разработанной является область методики преподавания сольфеджио в детских музыкальных школах. В наше время опубликовано большое количество методических программ, разработок, учебников и практических пособий, отражающих широту охвата различных аспектов музыкальной педагогики, и, в частности, методик преподавания музыкально-теоретических дисциплин, при исследовании которых, тем не менее, выявляется ряд сравнительно мало изученных проблем. 

В современной психологии и педагогике доказано, что именно музыкальное образование на раннем этапе становления детей способствует их творческому развитию, креативность успешно формируется в активной творческой эстетической деятельности. В связи с этим возрос интерес музыкальной педагогики к инновационным технологиям, направленным на раскрытие творческого потенциала учеников, поскольку существующие традиционные методы отстают от современных тенденций и не решают насущных задач.

В современной методологии существует множество разработок традиционного обучения и творческого подхода. Но сочетанию двух методов должного внимания не уделяется. В связи с этим, нам представляется актуальной сама идея рассмотрения данных методов преподавания сольфеджио в младших классах для детских музыкальных школ и его влияния на формирование творческой личности.

Объект исследования - методика преподавания дисциплины сольфеджио ученикам младших классов;

Предмет исследования – игровые и творческие методы обучения дисциплине «Сольфеджио» детей младшего возраста.

Цель исследования – разработать конспект урока сольфеджио для учеников младших классов с применением игрового и творческого методов обучения.

В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:

1. Дать психолого-педагогическую характеристику учащихся младшего возраста;

2. Изучить дисциплину «Сольфеджио»;

3. Рассмотреть приемы и методы преподавания дисциплины сольфеджио ученикам младших классов;

4. Изучить педагогические принципы преподавания дисциплины сольфеджио ученикам младших классов;

5. Разработать занятие с применение игрового и творческого методов обучения сольфеджио в 1-ых классах.

Методы исследования: анализ научно-теоретической и методической литературы по теме исследования, обобщение педагогического опыта.

Структура дипломной работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложения

Глава 1. Теоретические основы изучения преподавания дисциплины сольфеджио в начальной школе

1.1. Психолого-педагогическая характеристика учащихся младшего возраста

Детьми младшего возраста считаются дети в возрасте от 6-7 до 10-11 лет.

Особенностью младшего возраста является тот факт, что сам процесс обучения в школе сопровождается опытом. При умелом подходе взрослых (учитель и родители) это может оставаться нормой, в противоположном случае может приводить к дезадаптации ученика. Дети 6-10 лет активно участвуют в различных мероприятиях, как в играх, так и в спорте и искусстве. Но ведущая деятельность в младшем возрасте - это обучение[1].

Образовательная деятельность - это не только посещение образовательной организации и приобретение новых знаний, но и деятельность, направленная на приобретение и освоение знаний и навыков, разработанных человечеством[2]. Для того чтобы образовательная деятельность была продуктивной, необходимо поддерживать интерес детей. Но из-за того, что мотив ребенка и содержание учебного материала часто не совпадают, возникает угасание интереса.

Образовательная деятельность является одним из ведущих видов деятельности. Она опосредует всю систему отношений ученика с окружающим миром, формирует ментальные качества, личность ребенка в целом. Образовательная деятельность сложна по своей структуре. Она начинает формироваться только в начале обучения. Структура образовательной деятельности по Д.Б. Эльконину включает в себя:

1) мотивы;

2) учебные задания;

3) учебные мероприятия;

4) контроль действий;

5) действия по оценке[3].

Мотивы образовательной деятельности в младшем возрасте. Для продуктивной деятельности необходимо формировать потребности, мотивы, цели, интересы. Широкие социальные мотивы в младшем возрасте чаще всего относятся к категории известных, понятых. На самом деле то же самое часто является узким социальным мотивом. Ориентация только на результат (похвалы, оценка) сужает содержание образовательной деятельности, порождает школьную систему принуждения.

Когнитивные интересы детей младшего возраста выражаются в различной степени. К сожалению, мотив познания не является ведущим. Чтобы поддерживать интерес к обучению, учитель должен иметь большой запас игровых и эмоциональных методов организации урока, уделить внимание изучаемому материалу и т. д. Опираясь на эти методы, следует начинать с самых необходимых для формирования внутренней когнитивной мотивации, теоретического интереса (например, найти общий способ решения всех задач определенного типа)[4].

Ведущей деятельностью для ребенка младшего возраста является учебная деятельность. По определению Л.С. Выготского «учебная деятельность является одним из видов деятельности обучающихся, направленным на усвоение им теоретических знаний, умений и навыков»[5].

Учебная деятельность включает в себя наиболее значительные изменения, которые происходят в развитии психики детей рассматриваемого возраста. Эти изменения включают изменения в эмоциональной и мотивационной сфере. Дети младшего возраста впервые формируют обобщение опыта, развивают стабильные эмоциональные комплексы чувств неполноценности или, наоборот, чувства самоценности, которые являются результатом последовательности успехов или неудач.

Младший возраст характеризуется появлением произвольного поведения - еще одним важным новообразованием данного возраста. Ребенок начинает проявлять независимость, может выбирать, как действовать в той или иной ситуации. Основой такого поведения являются моральные мотивы, которые формируются в младшем возрасте. Ребенок начинает понимать нравственные ценности, пытается выполнить установленные правила и законы.

Младший возраст можно охарактеризовать как наиболее благоприятный для развития когнитивных процессов у детей. В этот период формируется когнитивное отношение к миру, формирование навыков образовательной деятельности, а также организация и саморегуляция. Трансформации начинаются с интенсивного развития интеллектуальной сферы ребенка младшего возраста. Основным направлением развития мышления в рассматриваемом возрасте является переход от наглядно-образного к словесно-логическому и рассудочному мышлению[6].

В младшем возрасте произвольными становятся восприятие, память, внимание. Восприятие в самом начале обучения недостаточно дифференцировано. При взгляде на объекты ребенок выделяет только самые яркие, «заметные» свойства, характерные для младшего возраста и старшего дошкольного возраста. Для более точного анализа предмета учащимися учитель должен провести специальную работу, направленную на обучение учащихся наблюдению. Восприятие синтезируется только к концу начальной школы[7].

Память в младшем возрасте развивается в двух направлениях: произвольность и осмысленность. Дети младшего возраста могут непроизвольно запоминать только тот образовательный материал, который вызывает их интерес, представлен в игровой форме, связан с яркими наглядными пособиями, изображениями, воспоминаниями и т.д. Но основное различие между детьми младшего возраста и детьми дошкольного возраста заключается в том, что у них появляется способность целенаправленно запоминать материал, который им не интересен[8].

Дети младшего возраста интенсивно развивают внимание, которое намного более стабильно, чем у детей дошкольного возраста. В младшем возрасте дети уже могут сосредоточиться на деятельности, которой они не заинтересованы. Несмотря на это, среди детей все еще преобладает непроизвольное внимание. Внешнее впечатление действует как сильный отвлекающий фактор, детям младшего возраста все еще сложно сосредоточиться на сложном учебном материале[9].

У детей младшего возраста возрастает стремление к высоким достижениям. Поэтому в этом возрасте основным мотивом учебной деятельности является мотив успеха. В начальной школе ребенок начинает стремиться к совершенству, начинает осознавать свою уникальность и осознает себя как личность[10].

1.2. Сольфеджио как педагогическая дисциплина

Сольфеджио – многопрофильная дисциплина, охватывающая несколько вполне самостоятельных, но взаимосвязанных направлений работы: воспитание слуха, выработка навыков пения, освоение теории музыки и основных музыкально-языковых средств, развитие музыкального мышления. Каждое из них в разные периоды исторической эволюции формировало предмет сольфеджио[11].

Так, в ХVII-XVIII веках сольфеджио представляет собой систему вокальных упражнений, применявшихся в придворных и церковных певческих капеллах для развития голоса певчих. С течением времени основой сольфеджио становится сольмизация, вводится интонирование звукорядов, интервалов, мелодико-ритмических фигур, что выдвигает на первый план задачу воспитания слуха. Эта тенденция характерна для всех европейских стран.

В русских сборниках сольфеджио ХIХ века она развивается Г. Ломакиным, А. Рожновым, Н. Брянским, К. Альбрехтом, А. Пузыревским, Н. Ладухиным и другими педагогами, которые разрабатывают систему Экономика интонационных упражнений, предваряющих пение по нотам и нацеленных на освоение отдельных элементов лада, интервалов и аккордов в обобщённом виде.

На рубеже XIX и ХХ веков в курс сольфеджио вводятся ритмические упражнения, слуховой анализ и музыкальный диктант, чтение мелодий в ключах «до», продолжается развитие отечественных и зарубежных методик интервального интонирования, тесно связанных на практике с ощущением ступеней лада[12].

В сборниках сольфеджио используются, в основном, инструктивные музыкальные примеры, а материал из художественной литературы применяется ограниченно. Образцами учебной литературы этого периода могут служить учебники М. Баттке, А. Оланье, А. Карасёва, Н. Ладухина, К. Альбрехта, А. Рубца. Важное значение для развития российского сольфеджио в начале ХХ века имела книга С. Майкапара, в которой, опираясь на исследования Г. Гельмгольца и на собственную многолетнюю педагогическую практику, он анализирует природу музыкального слуха и методы его развития.

Большое влияние на формирование теоретической базы сольфеджио оказал труд Б. Теплова, посвящённый психологии музыкальных способностей. Обобщив достижения психологии ХIХ – начала ХХ веков в области изучения музыкального слуха, автор всесторонне исследует понятие музыкальности, даёт определение основных музыкальных способностей, раскрывает их психологические особенности. Работа Б. Теплова положила начало серьёзному изучению психологических проблем сольфеджио, интерес к которым станет особенно заметным в конце ХХ века.

Труды Б. Асафьева, Б. Яворского, Л. Выготского также послужили основой для понимания процессов формирования и развития музыкального слуха как инструмента художественного познания и для дальнейшего совершенствования всей системы слухового воспитания[13].

Во второй половине ХХ века в нашей стране начинается новый этап в становлении сольфеджио. Изучению этой дисциплины уделяется большое внимание во всех звеньях музыкального образования (школа – училище – вуз).

Методика преподавания сольфеджио разрабатывается такими выдающимися педагогами, как А. Агажанов, Б. Алексеев, Д. Блюм, Е. Давыдова, Н. Ладухин, Т. Мюллер, А. Островский, Б. Незванов, И. Способин, и представляет собой мощную, развитую, скоординированную с параллельным изучением гармонии, полифонии и анализа музыкальных произведений, систему детально разработанных приёмов освоения языка классической музыки.

В 50-60-е годы издаются различные сборники диктантов, примеров для слухового анализа, Экономика интонационных и ритмических упражнений как на инструктивном, так и на художественном музыкальном материале, в которых заметно характерное для того времени усиление роли народно-ладовой песенной мелодики разной национальной принадлежности. Основное внимание уделяется гармоническому сольфеджио и ладовому воспитанию музыкального слуха.

В 70-е годы усиливается интерес к стилевому разнообразию изучаемой музыки. Создаются учебники сольфеджио, хрестоматии А. Юсфина, А. Островского, С. Соловьёва и В. Шокина; В. Кирилловой и В. Попова; Г. Виноградова, классифицирующие примеры из современной музыки на основе общности типов ладотональной организации, которые значительно расширяют круг изучаемых в сольфеджио произведений и музыкальных стилей.

Уже к последней трети XX века всё более очевидной становится ограниченность сформировавшейся системы обучения, её оторванность от современной музыкальной практики. Освоение сложного языка современной музыки требовало новых, более интенсивных методов обучения, ориентированных на развитие гибкости музыкального восприятия, способности переключения с одного музыкального стиля на другой[14].

В трудах Е. Назайкинского, В. Медушевского, Ю. Холопова, Л. Маслёнковой, Н. Качалиной и других авторов высказываются оригинальные идеи, ведущие к обновлению представлений о преподавании сольфеджио. Особенно пристальное внимание уделяется психологическим закономерностям музыкального восприятия, памяти и развития слуха, на базе которых ведутся поиски новых возможностей совершенствования методики преподавания.

К началу ХХI века зарождается понимание сольфеджио как практической части психологии музыкального восприятия. Это способствует развитию научной базы дисциплины, серьёзному переосмыслению её содержания и совершенствованию методики преподавания. Большое внимание уделяется изучению механизмов музыкального восприятия и памяти, выработке научно обоснованных методов формирования прочных навыков и умений, широкому использованию в учебном процессе высокохудожественных образцов музыки разных эпох и стилей, максимальному заострению внимания на музыке XX века[15].

Изучение установочных процессов в сфере сольфеджио позволяет проанализировать характер объективной и субъективной мотивации и её влияние на результат обучения; классифицировать основные виды психологических установок, руководящих изучением сольфеджио как видом деятельности; выявить основные формы эмоционально-слуховой активности музыканта во время восприятия и исполнения музыки; выявить возможности совершенствования методики преподавания сольфеджио с опорой на понимание установочных процессов восприятия и деятельности. Это поможет дальнейшему развитию методики преподавания важнейшей дисциплины.

1.3. Приемы и методы преподавания сольфеджио ученикам младших классов

Методам обучения, от которых зависит немалый успех работы учителя и школы в целом, посвящен не один десяток фундаментальных исследований как в теории педагогики, так и в частных методиках преподавания отдельных учебных дисциплин. И несмотря на это, проблема методов обучения как в теории обучения, так и в реальной педагогической практике остается весьма актуальной[16].

Так Е.И. Перовский, Н.М. Верзилин, Е.Я. Голант выделяли словесные, наглядные и практические методы обучения; М.А. Данилов, Б.П. Есипов подразделяли методы обучения на методы приобретения знаний, формирования умений и навыков, применения, закрепления и проверки знаний, умений и навыков; Е.Я. Голант предлагал выделять две группы методов – активные и пассивные методы обучения, хотя по характеру познавательной деятельности обе группы могут осуществляться по-разному.

Метод обучения – это упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели обучения. В педагогической литературе понятие метода иногда относят только к деятельности педагога или к деятельности учащихся. В первом случае уместно говорить о методах преподавания, во втором – о методах учения. Если же речь идет о совместной работе учителя и учащихся, то здесь, несомненно, проявляются методы обучения[17].

В рамках настоящего исследования были систематизированы методы обучения сольфеджио в музыкальных учебных заведениях, подробный анализ которых представлен в таблице 1.

Таблица 1

Основные методы обучения сольфеджио в музыкальных учебных заведениях

Форма работы

Способы воплощения

Методические основы работы

Вокально-интонационные упражнения.

Пение интонационных упражнений различного типа всей группой, аcapella,

с гармоническим

сопровождением

Применение наглядных пособий.

Преобладание пения       

Высокие требования к точности интонирования. Внимание к метроритмической организации упражнений.

Сольфеджирование.

Разновидности сольфеджирования: a capella, с гармоническим сопровождении-ем; с названием звуков; на различные слоги; с текстом; коллективное; индивидуальное; цепочкой; пение по нотам с собственным аккомпанементом.

Подготовительные упражнения: сольмизация, пение выученных мелодий по нотам, простукивание ритмического рисунка мелодии, пропевание отдельных оборотов. Необходимость тактирования или дирижирования. Процесс сольфеджирования:

1.ладотональная настройка;

2.выразительное исполнение.

Развитие точности интонирования, умения держаться в тональности; правильное исполнение ритмического рисунка.

Музыкальный диктант

Наиболее сложная форма работы на уроках сольфеджио, воспитывающая навыки записи музыки, определяющая уровень слухового развития учащихся. Разновидности музыкального диктанта: устный, графический, ритмический, тембровый, с предварительным разбором, проверочный.

Подготовительные упражнения: запись и транспонирование знакомых мелодий; запись и ритмическое оформление мелодий, подобранных на фортепиано; переписывание нотного текста с мысленным воспроизведением; интонационные и ритмические упражнения. Процесс записи музыкального диктанта:

1.настройка;

2.проигрывания;

3.проверка;

4.использование диктанта как материала для транспонирования, подбора аккомпанемента и другой творческой работы.

Владение навыками нотного письма; ладотональное и метроритмическое создание мелодии, ощущение линии движения мелодии,  ее структуры, роли отдельных интервалов.

Слуховой анализ 

Типы упражнений: определение на слух отдельно взятых интервалов, аккордов; слуховые ощущения фонической окраски созвучий, их консонансности и диссонансности; определение на слух и осознание ступеней лада, мелодических оборотов, интервалов, аккордов на ступенях, их функциональной окраски, последовательности из нескольких интервалов и аккордов и т.д., прослушивание и разбор музыкальных произведений (или отрывков)

Целостный анализ – воспитание навыка целенаправленного слушания музыкальных произведений, накопление основных музыкальных понятий на основе музыкальных впечатлений. Слуховой анализ элементов музыкального языка – необходимость накопления в памяти и осознания отдельных элементов музыкального языка, определяющих выразительность музыкального произведения (интонационные и ритмические обороты, интервалы, аккорды в мелодическом звучании).

Процесс осознания, слышимого (от общего к частному).

Умение рассказывать о прослушанном.

Использование озвученных пособий и фонозаписей.

Различные формы опроса (коллективный, индивидуальный, устный, письменный, за фортепиано и т.д.).

Ритмические упражнения – важное вспомогательное средство в воспитании чувства метроритма.

Простукивание ритмического рисунка музыкального отрывка; воспроизведение ритмического рисунка по нотному тексту; проговаривание ритмического рисунка слонами с тактированием и без него. Двух- и трехголосные ритмические упражнения, каноны и др.

Разработка навыков дирижирования.

Опора на двигательные ощущения учащихся при изучении ритма; воспитание чувства метра (размера, темпа, соотношения длительностей).

Лучшим способом для достижения психологически комфортного для ребенка состояния являются инновационные (интерактивные) методы на уроке.

Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых учащийся чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения[18].

Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новые знания, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее наиболее высокие формы кооперации и сотрудничества[19]. По форме деятельности особый интерес представляют творческие задания.

Под творческими заданиями понимают, такие учебные задания, которые требуют от учащихся не простого воспроизводства информации, а творчества, поскольку задания содержат больший или меньший элемент неизвестности и имеют, как правило, несколько (иногда - бесчисленное множество «правильных» ответов[20]. Часто «правильный ответ» неизвестен даже преподавателю. Примерами творческих заданий может служить различные виды импровизаций.

Импровизация - сложная форма творческого музицирования, предполагающая свободу творческого самовыражения и мобилизацию креативных способностей учащегося[21].

Предлагаются некоторые виды заданий в младших классах: музыкальный диалог с преподавателем, сочинение песенок без записи (фортепиано), мелодий из 2-5 звуков с общим обсуждением, «применение лесенки», «подвижных пуговиц» для первых импровизаций, сочинение музыкальных ответов и допевание до тоники, сочинение мелодий к сказочным персонажам, сочинение песенок на стихи с обязательным анализом образного содержания, сочинение подголоска к диктанту, сочинение мелодий по заданной мелодической формуле со свободным ритмом, сочинение мелодий на заданный бас, сочинение ответа в параллельном ладу, сочинение песен на стихи с аккомпанементом, сочинение аккомпанемента.

Работа в малых группах - один из самых популярных методов, так как дает всем учащимся (в том числе и стеснительным) возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия). Все это часто бывает невозможно в большом коллективе.

Работа в малой группе - неотъемлемая часть многих интерактивных методов, например, таких как: мозаика, дебаты, имитации и др. Приведем пример урока с использованием работы в малой группе на уяснение средств музыкальной выразительности: педагог объясняет существующие музыкальные средства, которыми пользуются композиторы при создании образов: мелодия, ритм, гармония, лад, регистр, динамика[22].

Совершенно очевидно, что обучение и развитие личности ребенка будет более полным, если использовать новые педагогические технологии, позволяющие активизировать творческие навыки, а также развивать индивидуально познавательные, коммуникативные способности детей, формирующие умение работать с информацией, воспитывающие свободу деятельности.

Глава 2. Практическое исследование методики преподавания дисциплины сольфеджио ученикам младших классов

2.1. Педагогические принципы преподавания сольфеджио в младших классах

При осуществлении работы по сольфеджио необходимо иметь в виду, что все музыкальные способности связаны между собой и развитие одной из них так или иначе может влиять на развитие других. Целью развития творческих способностей является повышение умственной способности учащихся. Именно сольфеджио формирует основные профессиональные музыкальные способности.

Музыкальные способности учащихся начинают формироваться еще в раннем детстве. Они тесно связанны с общими психологическими особенностями личности, такими как внимание, память, восприятие, мышление, речь, воображение. Изучать музыкальные дисциплины достаточно интересно и увлекательно, если знать правильный подход, и к таковым относится сольфеджио.

В настоящее время на уроках сольфеджио все больше внимания уделяется воспитанию творческих способностей и применение нетрадиционных форм работы с детьми. Например: проверка усвоенного материала с помощью игр, загадок, ребусов. Объяснение нового материала на основе музыкальных сказок. Огромные возможности представляет музыкальная деятельность для приобретения начальных музыкальных навыков с помощью создания игровых ситуаций[23].

У детей очень развита фантазия, они легко воспринимают условные формы, символы. А если все это будет опираться на наглядные материалы, ассоциации со сказками или свой опыт, то даже сложные понятия будут восприниматься с легкостью. И урок сольфеджио станет не таким скучным, а интересным и понятным.

Важнейшим средством изучения сольфеджио для детей является игра. Хорошо известно, что игровые ситуации благотворно влияет на восприятие материала, оживляет урок и пробуждает у детей интерес к творчеству[24].

Игра хорошо открывает даже самого скромного ребёнка, его внимание и интеллект. «Какое место занимает игра в жизни ребенка? Для него игра – это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет полноценного умственного развития.

Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости любознательности»[25], – писал В. А. Сухомлинский.

Ученики не просто заучивают формулировки и правила наизусть, а получают возможность все это самим пережить в действии. Только в хорошем настроении решаются любые задачи, а игра для ребенка – это всегда радость. Игра на уроке – это не панацея, игровая форма помогает сделать урок насыщеннее, интереснее, пробуждает интерес к обучению. Игровая форма улучшает качество образования, активизирует детей, является методом контроля знаний.

В чуть более старшем возрасте музыкальный стиль меняется – интересны становятся народные песни, классическая музыка, детские песни. Слушая их, ребенок осваивает бесценный культурный опыт поколений. Кроме того, занятие музыкой развивает общие детские способности, необходимые в будущем. Например, музыкальные ритмы способствуют развитию моторики, а заучивание мелодии и слов улучшает память.

В первую очередь нужно заниматься разучиванием песен на слух, ритмическими упражнениям, изучением нотной грамоты. В этот этап работы очень важным является заинтересовать ребенка, дать нотный материал в форме игры, ребусов, загадок. Здесь нужно исходить из собственной фантазии – это может быть игра в почтальона, врача. Например, изучение нот и нотного стана.

Ноты – это квартиры, нотный стан – это этажи, на которых они живут, а без скрипичного ключа нельзя попасть в домик, поэтому он всегда ставится в начале нотного стана. Устойчивый и неустойчивые ступени можно объяснить игрой в «бурную реку». I – III – V – это камушки, которые приведут нас к берегу, а II – IV – VI – VII – это течение, уводящее нас в водоворот. Все это можно нарисовать, чтобы дети не только использовали свою фантазию, но и представляли все наглядным образом[26].

Так же маленьким детям будет интересно использовать различные карточки, рисунки и плакаты. Это связанно с тем, что они еще плохо пишут. Поэтому при изучении длительностей выкладывание ритмического диктанта проще и интереснее, чем его написание. Это занятие напоминает им выкладывание кубиков (т.е. привычная для детей форма изучения). А записать диктант в тетрадь можно уже после того, как педагог проверил правильность. Уже не торопясь и акцентируя внимание на написании[27].

Для того чтобы обучение детей было достаточно качественным, а знания детей прочными, на уроках сольфеджио используется принцип многократного повторения всего пройденного материала. Причем повторения не буквального, а с различными изменениями в форме дополнений. Естественно, как и во всех дисциплинах, на уроках сольфеджио неуклонно используется движение от простого к сложному[28].

Хорошо себя зарекомендовал широко использующий принцип подачи материала в сравнении (метр двухдольный и трёхдольный, мажор и минор, интервалы секунды и октавы и пр.). В конце каждой четверти для проверки знаний учащихся проводятся контрольные уроки. Иногда, особенно в младших классах, их можно заменять викторинами. Для детей процесс соревнования представляется весьма занимательным. Здесь нет скованности, сопутствующей контрольному уроку.

Каждый педагог должен продумывать свой урок заранее, исходя из личных качеств ученика (его заинтересованности, насколько быстро он усваивает материал и в какой форме). Поэтому мы видим, что к каждому ребенку нужен индивидуальный подход.

2.2. Применение игровых и творческих методов в обучении дисциплине сольфеджио в младших классах

В рамках настоящего исследования был разработан урок по дисциплине сольфеджио для учащихся младших классов, в котором педагог применяет методы игрового и творческого обучения, с целью развития мотивации к изучению сольфеджио, творческих способностей и познавательную активность учащихся. Представим план-конспект разработанного нами занятия.

План – конспект открытого урока по сольфеджио. 1 класс

Тема урока:

«Интервалы»

Цель урока: повышение познавательной активности и интереса к предмету сольфеджио у учащихся путем применения различных форм музыкальной деятельности.

Задачи:

1. Образовательная: формировать первичные знания, умения и навыки по теме: «Интервалы».

2. Развивающая: развивать слуховое представление, вокально-интонационные навыки, мелодический слух, музыкальную память, мышление и творческие способности учащихся.

Глава 3. Воспитательная: воспитать музыкально – художественный вкус и интерес к предмету сольфеджио.

Форма урока: групповая

Методы реализации поставленных задач:

- Словесный (беседа, рассказ, объяснение),

- Наглядный

- Практический (пение упражнений, игра на инструменте).

- Игровой.

Дидактическое и материально-техническое обеспечение урока:

  • Карточки с рисунками
  • Ритмические карточки
  • Клавиатура
  • Шумовые инструменты
  • Ноутбук
  • Проектор
  • Фортепиано
  • Презентации
  • Магнитофон

Применение педагогических технологий  

  1. Технология проблемного обучения.

Создание проблемной ситуации (средний уровень проблемности) вопросами учителя: «Что такое гамма?», «Сколько ступеней в гамме?», «Назовите устойчивые и неустойчивые ступени?», «Что такое мажор и минор?», «Что такое тоника?». Учащиеся включаются в активную мыслительную деятельность, высказывают собственное мнение, приходя к новым знаниям. Закрепляем их на практике – поем, определяем на слух.

  1. Технология личностно-ориентированного обучения

На уроке создаются необходимые условия для самореализации учащихся (все принимают активное участие в процессе урока), развития индивидуальных познавательных способностей (каждый ребенок высказывает свое личное мнение по данной проблеме), развития творческого воображения каждого ученика (эмоциональный отклик на музыку, сочинение текста на заданный ритм и т. д.). Отношения «учитель – ученик» строятся на принципах сотрудничества.

  1. Технология индивидуализации и дифференциации.

Использование элективной формы дифференциации в обучении – выбор видов деятельности, необходимых для обучения данной группы учащихся, для усвоения данной темы. Выбор методических приемов и методов: метод наглядности (наглядные дидактические пособия, использование ТСО – ноутбук, планшетная доска, магнитофон); метод эмоционально-волевого воздействия (оперирование образами, сравнениями); метод эвристической беседы (подход к новому знанию, получение и закрепление его).

  1. Технология формирования мотивации или игровая технология.

Включение в учебный процесс игровых моментов – «Угадай-ка!», «Музыкальная зарядка» – повышает интерес учащихся к занятиям сольфеджио, активизирует их творческую деятельность (внутренняя мотивация – потребность в познавательном процессе). Учитель создает на уроке так называемую «ситуацию успеха» - самостоятельное решение задач, ощущение успеха повышают мотивацию учащихся к урокам сольфеджио (внешняя мотивация).

5.Здоровьесберегающая технология.

На уроке очень важен стиль общения педагога с учениками. Необходимо создать положительный эмоциональный фон, который влияет на здоровье детей. Сама музыка – мощное средство релаксации и арт-терапии. Она позволяет снимать нервно-психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоционально-энергетический тонус. Необходимо включение в процесс урока ритмотерапии (несложные движения и жесты под музыку), музыкально-эмоциональной психотерапии (расширение спектра доступных учащемуся переживаний на звучащую музыку).

План урока

  1. Организационный момент. 1 мин.
  2. Проверка домашнего задания. 3 мин.
  3. Теоретическая разминка (по карточкам). 12 мин.

Вокально-интонационная работа.

  1. Ритмическая разминка. Шумовой оркестр. 10 мин.
  2. «Музыкальна зарядка» 1 мин.
  3. Интервалы. (Сказка про интервалы). Слуховой анализ. 10 мин.
  4. Музыкальный диктант. 5 мин.
  5. Вывод. Подведение итогов урока. 2 мин.
  6. Домашнее задание. 1 мин.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Учитель: Добрый день, дорогие ребята! Я очень рада видеть вас здоровыми и счастливыми. Давайте друг друга поприветствуем нашей песенкой «Пора начать урок».

  1. Проверка домашнего задания.

1.На ритмический рисунок стихотворения «Маша» сочинить мелодию на звуках ми, фа, соль, ля и записать её. Научиться петь свою мелодию со словами и названием нот. ( с.34 №4)

2. «Сказка про кота» - читать с динамическими оттенками.

III. Теоретическая разминка.

Учитель: А теперь давайте приготовим, наши карточки-помощники и вспомним всё то, что мы с вами проходили. Я буду загадывать вам загадки, а вы мне будете показывать правильные ответы на карточках.

У.:1. Ключ красивый, необычный, друг высоких нот…

Дети: скрипичный ключ – показывают карточку

У.:2.В начале нотного стана знак стоит неустанно.

Басовым нотам подсказка, когда звучит страшная сказка.

Д.: басовый ключ – показывают карточку

У.:А теперь давайте споём песенки про эти музыкальные ключи.

(Звучит песенка «Ключи скрипичный и басовый»).

У.:3.Четыре чёрточки, похожих на решёточки.

Всякий это слышит – стала нота выше!

Д.: Диез – показывают карточку

У.:4.Чтобы сделать ноту ниже, есть другой значок – пароль,

Называется он просто: понижающий …

Д.: бемоль

У.: Вспомним с вами песенку про диез и бемоль.

(Звучит песня «Динамические оттенки»).

У.:5.Светлый мир просторный, открыл нам лад … (мажорный)

6.Мир в полумрак погружённый, лад нарисует… (минорный)

А сейчас мы с вами исполним 2 песни. Одну в мажорном ладу, а другую в минорном. Внимательно смотрим на экран поём и дирижируем в размере 2/4.

(Демонстрируются на проекторе песни «Кукла» и «Осенняя песенка»).

И в заключение повторения пройденных тем, давайте вспомним с вами про устойчивые и неустойчивые ступени.

Д.: Устойчивые – это I, III, V ступени, а неустойчивые – II, IV, VI, VII ступени

(Исполняют - «Песенка устойчивых ступеней» и «Песенка неустойчивых ступеней»).

IV. Ритмическая разминка. Шумовой оркестр.

У.: Ребята, а сейчас мы с вами поиграем в «Ритмическое эхо». Но для начала давайте вспомним ритмослоги, которые мы проходили. Откройте учебник на странице 38. Проговариваем ритмослогами предложенные ритмические группы, тактируя.

(дети проговаривают ритмослоги с тактированием).

У.: Молодцы! А теперь я буду простукивать ритм, а вы мне как эхо будете повторять, но не просто повторять, а выкладывать в карточках.

(Звучит «Ритмическое эхо»).

- Кто сможет повторить?

( Дети повторяют ритмический рисунок, на ударном инструменте проговаривая вместе с учителем ритмослоги. После чего один из учеников выкладывает ритм на доске).

- А мы тем временем, каждый на своём инструменте, проговаривая ритмослогами, повторим как эхо.

(Дети повторяют ритмический рисунок на шумовых инструментах вместе с преподавателем.)

У.: А сейчас мы с вами изобразим шумовой оркестр. Перед вами на доске ритмическая партитура на песню «Белка пела и плясала». Только петь её буду я, а вы будете моим оркестром, только ритмическим.

- Что такое оркестр?

Ответы детей.

Дальше выходят по одному человеку из каждой ударной группы-ложки, маракас и бубен. Разбирается ритмический рисунок каждой ударной группы, проговаривая ритмослогами. Остальные ребята на местах также работают с инструментами.

V. «Музыкальная зарядка».

VI. Интервалы. Сказка про интервалы. Текстовый материал представлен в приложении 1.

Слуховой анализ.

- А теперь давайте вспомним – как звучат наши сказочные животные. Я буду озвучивать их на инструменте, а вы мне будете показывать картинки с соответствующим персонажем. И называть интервалы, которые написаны на обратной стороне.

VII. Музыкальный диктант.

Цель: развитие ладовых ощущений учащихся

Необходимые материалы: нотный материал для групповой работы, нотный стан с нотками

Участники: все учащиеся

1 диктант

- Перед вами мелодия диктанта с пропущенными звуками. Пользуясь ритмическими «подсказками», допишите недостающие ноты.

2 диктант-устный «Колобок»

Звучит презентация с диктантом «Колобок». Задача ребят - настроиться по устойчивым ступеням и спеть ноты, вместе с колобком тактируя. А затем выложить этот диктант на своих нотоносцах нотами.

VIII. Вывод. Подведение итогов.

Цель: проанализировать выполнены ли задачи урока.

Проведение: учитель предлагает ученикам озвучить, какие задачи выполнены, какие нет, достигнута ли цель урока. Затем подсчитываются нотки, которые раздаются на протяжении всего урока – у кого самое большое количество, получают пятёрки.

- Наш урок подошел к концу, сегодня мы повторили с вами пройденный материал, узнали новые теоретические термины - названия интервалов, а также закрепили полученные сведения в виде практических заданий, в игровой форме. Надеюсь, наш урок прошел плодотворно, мы все хорошо потрудились. На следующем занятии мы продолжим изучение данной темы, более подробно.

IX. Домашнее задание.

Цель преподавателя: Организовать учащихся для эффективного выполнения домашнего задания.

Цель учащихся: Написать домашнее задание и понять как его выполнять.

Задачи:

1) Сообщить учащимся домашнее задание.

2) Разъяснить методику выполнения

3) Мотивировать необходимость и обязательность этой работы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В рамках анализа научно-теоретической литературы по теме исследования были решены следующие задачи:

1. Дана психолого-педагогическая характеристика учащихся младшего возраста.

Младший возраст характеризуется появлением произвольного поведения - еще одним важным новообразованием данного возраста. Ребенок начинает проявлять независимость, может выбирать, как действовать в той или иной ситуации. Основой такого поведения являются моральные мотивы, которые формируются в младшем возрасте. Ребенок начинает понимать нравственные ценности, пытается выполнить установленные правила и законы.

Младший возраст можно охарактеризовать как наиболее благоприятный для развития когнитивных процессов у детей. В этот период формируется когнитивное отношение к миру, формирование навыков образовательной деятельности, а также организация и саморегуляция.

2. Изучена дисциплина «Сольфеджио.

Сольфеджио в переводе с итальянского «solfeggio», с французского «solfeggio» – это вокальное упражнение для развития слуха. Упражнения для слуха, памяти, воображения, чувства ритма и т. д. Предмет сольфеджио включает в себя множество областей.

3. Рассмотрены приемы и методы преподавания дисциплины сольфеджио ученикам младших классов.

Основные методы обучения сольфеджио в музыкальных учебных заведениях:

  • Вокально-интонационные упражнения.
  • Сольфеджирование
  • Музыкальный диктант
  • Слуховой анализ
  • Ритмические упражнения

В рамках настоящего исследования был разработан урок по дисциплине сольфеджио для учащихся младших классов, в котором педагог применяет методы игрового и творческого обучения, с целью развития мотивации к изучению сольфеджио, творческих способностей и познавательную активность учащихся.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Агапова, И.А. Лучшие музыкальные игры для детей[Текст] / И.А. Агапова, М.А. Давыдова. -М.:Лада, 2009. – с. 80-83
  2. Асафьев, Б. Музыкальная форма как процесс [Текст] / Б. Асафьев. Л.: Музыка, 1999. - 162 с.
  3. Богус, М. Б. Взаимосвязь и взаимообусловленность умственных способностей и мотивов учащихся [Текст] / М. Б. Богус // Начальная школа. – 2013. - №4. – С. 6-8.
  4. Братчикова, Ю. В. Развитие мотивации младших школьников в проблемно-диалогическом обучении [Электронный ресурс] / Ю. В. Братчикова, М. М. Плотникова // Современная педагогика. 2015. - URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/03/4065 (дата обращения: 11.02.2019).
  5. Буланов, В.Г. Как пение способствует развитию различных и весьма полезных качеств личности[Текст] / В.Г. Буланов. -Екатеринбург, 2013. – с. 20-23
  6. Быкова, Е.А. Формирование мотивации учения в младшем школьном возрасте [Электронный ресурс] // Вестник Шадринского государственного педагогического института. 2014. URL: http://shgpi.edu.ru/files/nauka/vestnik/2014/2014-3-20.pdf (дата обращения: 24.07.2018).
  7. Выготский, Л. С. Психология развития ребенка [Текст] / Л. С. Выготский. – М. : Эксмо, 2016. – с. 60
  8. Григорьева, М. В. Структура мотивов учения младших школьников и ее роль в процессе школьной адаптации [Текст] / М. В. Григорьева // Начальная школа. – 2009. - №1. – с. 8-9.
  9. Ермолаева, М.Г. Современный урок: анализ, тенденции, возможности: учеб. -метод. пособие [Текст] / М.Г. Ермолаева. - Санкт-Петербург: КАРО, 2018. - 169 с.
  10. Заболотская, И.В. Новые информационные технологии в музыкальном образовании[Текст]: дис. канд. ... педагог, наук: 13.00.01 / Заболотская И.В. - СанктПетербург, 2000. - с 87-89.
  11. Казорина, А. А. Формирование учебной мотивации младших школьников [Текст] / А. А. Казорина, Л. Л. Парфенова ; под ред. Л. С. Колмогоровой, О. А. Брылевой. - Барнаул, АлтГПА, 2013. – с. 217-219
  12. Как преподавать сольфеджио в XXI веке [Текст] /Сост. О. Берак, М. Карасева. -М., 2016. – с. 29-34
  13. Карасёва, М. Сольфеджио – психотехника развития музыкального слуха [Текст] / М. Карасёва. М.: Композитор, 1999. - 371 с.
  14. Кольцовская, И. Г. Теоретические основы развития детского музыкального творчества [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 109-111. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1479/ (дата обращения: 21.02.2019).
  15. Маклаков, А. Г. Общая психология [Текст] : учеб. для студентов вузов / А. Г. Маклаков. – СПб. : Питер, 2016. – с. 302-305
  16. Маслёнкова, Л. Интенсивный курс сольфеджио. Методическое пособие для педагогов [Текст] / Л. Маслёнкова. СПб.: Союз художников, 2013. - 174 с.
  17. Назайкинский, Е. О психологии музыкального восприятия [Текст] / Е. Назайкинский. М.: Музыка, 2012. - 383 с.
  18. Николаева, Н. В. Создание условий для формирования у учащихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности [Текст] / Н. В. Николаева // Образование в современной школе. – 2015. – № 7/8. – С. 44-45.
  19. Островский, А. О преодолении ладовой инерции при восприятии и интонировании современной музыки [Текст] / А. Островский // Вопросы методики воспитания слуха. М.: Музыка, 1967. С. 5-27.
  20. Островский, А.Л. Очерки по методике теории музыки и сольфеджио: пособие для педагогов [Текст] / А.Л. Островский; Ленингр. ордена Ленина гос. консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова. - Ленинград: Музгиз,1954. - 304 с.
  21. Середа, В. Формирование основ музыкального мышления. Освоение мелодики, гармонии, фактуры[Текст] / В. Середа. -М., Издательский дом «Классика XXI», 2016. -С.118-134
  22. Сухомлинский, В.А. Об умственном воспитании [Текст] /Сост. М.И. Мухин — Киев: Рад. Школа, 1983. — с. 101-103
  23. Украинцева, Ю.С. Методические рекомендации «Формы и методы работы с детьми на занятиях сольфеджио» [Текст] / Ю.С. Украинцева. 2014. – с. 100-109
  24. Федорова, Л. И. Веселое сольфеджио: учебно-методическое пособие для 1-го класса ДМШ [Текст] / под общ. ред. Л. Н. Шаймухаметовой. -Уфа,: Лаборатория музыкальной семантики, 2003. – с. 78
  25. Элькoнин, Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте [Текст] / Д. Б. Элькoнин // Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка: учеб.-метод. пособие / ред.-сост. Г. В. Бурменская. – М., 2005. – С. 215-228.

Приложение 1

СКАЗКА ПРО ТО, КАК ПЯТЕРО ДРУЗЕЙ ЁЖИКУ ПОМОГЛИ

В далёкой, жаркой африканской саванне жили-были друзья: высокая Жирафа (ч8), две антилопы – большая и малая (б6 и м6) - и храбрая Зебра (ч4).

Друзья весело проводили время, играя в разные забавные игры. Очень часто мечтали они о далёких путешествиях. Но самое длинное путешествие было для них всегда одно – поход к дальнему озеру (ч5) на водопой. Там они всегда болтали о том, о сём с птицей – носорогом (б3 и м3), которую все звали Тари. Тари много знала, так как летала за озеро и даже была в лесу за рекой, а может и дальше. И вот однажды, возвращаясь с водопоя, друзья остановились под своим любимой пальмой. Они обсуждали то, что им сегодня рассказала Тари: в речке, что протекала через их озеро поселился ужасный крокодил (б7)…Он был такой страшный и ужасный, что никто не решался переплыть через речку на другую сторону. Вдруг внимание друзей привлёк странный шум, исходящий откуда-то из огромного дупла старого дерева. Внезапно оттуда выскочил странный зверёк, он свернулся комочком, покатился и замер (м2 и б2). Раньше друзья никогда не видели такого зверя. Долго ли, коротко ли, но друзьям удалось познакомиться со странным зверем. Он оказался не такой уж и страшный, как им показалось поначалу. Зверька звали Ёжик – Колючка. Колючка поведал свою печальную историю. Он не помнит, как очутился здесь в саванне и набрёл на это огромное дерево. Но он точно знает, что его дом там, в маленьком лесочке, на другом берегу реки. Но вот как перебраться туда? Ёжик этого не знал. Не знали и друзья, как помочь ёжику. Тогда решили они пойти за советом к птичке Тари. Все вместе: Жирафа, две антилопы, зебра и ёжик Колючка, отправились к озеру. Там они быстро разыскали свою знакомую птичку и рассказали ей всё как есть. Немного подумав, Тари полетела на разведку к тому месту, где видела последний раз крокодила. Она быстро нашла его, так как он так громко ревел (б7 и м7), что его нашёл бы даже слепой…Мудрая птица сразу же принялась за дело: она выяснила, почему крокодил так зол, и почему он так громко кричит. Всё оказалось очень просто: крокодил никогда не чистил зубы, и поэтому они у него сильно разболелись. Тари предложила крокодилу свою помощь – удалить больные зубы, а он за это обещал ей пропустить через реку её друзей. Сказано – сделано. Тари быстро справилась со своей задачей.

После этого Тари слетала за друзьями, которые без труда смогли помочь ёжику перебраться через речку. На этом заканчивается история про то, как пятеро друзей помогли ёжику вернуться домой.

  1. Быкова, Е.А. Формирование мотивации учения в младшем школьном возрасте [Электронный ресурс] // Вестник Шадринского государственного педагогического института. 2014. URL: http://shgpi.edu.ru/files/nauka/vestnik/2014/2014-3-20.pdf (дата обращения: 24.07.2018).

  2. Николаева, Н. В. Создание условий для формирования у учащихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности [Текст] / Н. В. Николаева // Образование в современной школе. – 2015. – № 7/8. – С. 44-45.

  3. Элькoнин, Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте [Текст] / Д. Б. Элькoнин // Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка: учеб.-метод. пособие / ред.-сост. Г. В. Бурменская. – М., 2005. – С. 215-228.

  4. Сухомлинский В.А. Об умственном воспитании./Сост. М.И. Мухин — Киев: Рад. Школа, 1983. — с. 101-103

  5. Выготский, Л. С. Психология развития ребенка [Текст] / Л. С. Выготский. – М. : Эксмо, 2006. – с. 60

  6. Григорьева, М. В. Структура мотивов учения младших школьников и ее роль в процессе школьной адаптации [Текст] / М. В. Григорьева // Начальная школа. – 2009. - №1. – с. 8-9.

  7. Богус, М. Б. Взаимосвязь и взаимообусловленность умственных способностей и мотивов учащихся [Текст] / М. Б. Богус // Начальная школа. – 2010. - №4. – С. 6-8.

  8. Казорина, А. А. Формирование учебной мотивации младших школьников [Текст] / А. А. Казорина, Л. Л. Парфенова ; под ред. Л. С. Колмогоровой, О. А. Брылевой. - Барнаул, АлтГПА, 2013. – с. 217-219

  9. Братчикова, Ю. В. Развитие мотивации младших школьников в проблемно-диалогическом обучении [Электронный ресурс] / Ю. В. Братчикова, М. М. Плотникова // Современная педагогика. 2015. - URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/03/4065 (дата обращения: 11.02.2019).

  10. Маклаков, А. Г. Общая психология [Текст] : учеб. для студентов вузов / А. Г. Маклаков. – СПб. : Питер, 2016. – с. 302-305

  11. Карасёва М. Сольфеджио – психотехника развития музыкального слуха / М. Карасёва. М.: Композитор, 1999. 371 с.

  12. Островский А. О преодолении ладовой инерции при восприятии и интонировании современной музыки / А. Островский // Вопросы методики воспитания слуха. М.: Музыка, 1967. С. 5-27.

  13. Маслёнкова Л. Интенсивный курс сольфеджио. Методическое пособие для педагогов / Л. Маслёнкова. СПб.: Союз художников, 2003. 174 с.

  14. Назайкинский Е. О психологии музыкального восприятия / Е. Назайкинский. М.: Музыка, 1972. 383 с.

  15. Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс / Б. Асафьев. Л.: Музыка, 1971. 162 с.

  16. Островский А.Л. Очерки по методике теории музыки и сольфеджио: пособие для педагогов / А.Л. Островский; Ленингр. ордена Ленина гос. консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова. - Ленинград: Музгиз,1954. - 304 с.

  17. Украинцева Ю.С. Методические рекомендации «Формы и методы работы с детьми на занятиях сольфеджио». 2014. – с. 100-109

  18. Заболотская И.В. Новые информационные технологии в музыкальном образовании: дис. канд. ... педагог, наук: 13.00.01 / Заболотская И.В. - СанктПетербург, 2000. - с 87-89.

  19. Украинцева Ю.С. Методические рекомендации «Формы и методы работы с детьми на занятиях сольфеджио». 2014. – с. 100-109

  20. Кольцовская И. Г. Теоретические основы развития детского музыкального творчества [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 109-111. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1479/ (дата обращения: 21.02.2019).

  21. Федорова Л. И. Веселое сольфеджио: учебно-методическое пособие для 1-го класса ДМШ. -под общ. ред. Л. Н. Шаймухаметовой. -Уфа,: Лаборатория музыкальной семантики, 2003. – с. 78

  22. Федорова Л. И. Веселое сольфеджио: учебно-методическое пособие для 1-го класса ДМШ. -под общ. ред. Л. Н. Шаймухаметовой. -Уфа,: Лаборатория музыкальной семантики, 2003. – с. 78-92

  23. Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей. -М.:Лада, 2009. – с. 80-83

  24. Буланов В.Г. Как пение способствует развитию различных и весьма полезных качеств личности. -Екатеринбург, 2003. – с. 20-23

  25. Сухомлинский В.А. Об умственном воспитании./Сост. М.И. Мухин — Киев: Рад. Школа, 1983. — с. 205

  26. Как преподавать сольфеджио в XXI веке/Сост. О. Берак, М. Карасева. -М., 2016. – с. 29-34

  27. Ермолаева М.Г. Современный урок: анализ, тенденции, возможности: учеб. -метод. пособие / М.Г. Ермолаева. - Санкт-Петербург: КАРО, 2008. - 169 с.

  28. Середа В. Формирование основ музыкального мышления. Освоение мелодики, гармонии, фактуры. (Как преподавать сольфеджио в XXI веке. -М., Издательский дом «Классика XXI», 2006. -С.118-134)