Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Организация общественной власти в первобытном обществе (Образование первобытного общества)

Содержание:

Введение

С древних пор люди вступали в различные отношения друг с другом. По мере развития человеческого общества и для регулирования отношений в нем обычаи, на основании которых строилось первобытное общество, стали преобразовываться в законы. В дальнейшем, для урегулирования развивающихся отношений между членами общества, требовалось создание специального законодательства, которое в свою очередь своими правами и актами могло бы обеспечить законную систему общественных отношений.

Целью данной курсовой работы является изучение структуры и особенностей организации общественной власти в первобытном обществе. Для достижения поставленной цели необходимо изучить самые истоки образования власти в первобытном обществе. Этому будет посвящена первая глава курсовой работы. Вторая глава будет включать в себя анализ особенностей, главных черт и характер общественной власти в первобытном обществе.

Следует отметить, что актуальность данной курсовой работы заключатся в том, что находясь в современном обществе с уже сложившимися законами, не стоит забывать и том, как все начиналось, как на протяжении длительного времени развивалось и усовершенствовалось.

Главным источником информации данной курсовой работы послужили ряд научных трудов, а также основополагающие издании для обучения студентов: 

- В.К. Цечоев и А.Р. Швандерова. Теория государства и права;

- К.Е. Сигалов, И.Н. Мукеенко. Генезис феномена насилия в архитектонике власти;

- Кешикова Н.В. Порядок формирования государственных органов: к истории вопроса // История государства и права. 2008. N 21. 

Стоит отметить, что данные источники являются надежными и несут огромный вклад в изучение данной темы, раскрыв ряд важнейших нюансов в исследовании первобытного общества. Их труды до сих пор изучаются и анализируются, на их основе делаются новые научные открытия и закономерности развития первобытнообщинного строя. Так же на основе учебников по Теории государства и права формируется образовательный процесс в высших и средне-профессиональных учебных заведениях.

I глава. Образование власти в первобытном обществе

1.1. Образование первобытного общества

Прародители человека выделились из мира животных примерно 4 - 2,5 млн. лет назад, продолжая стадный образ жизни. Однако человек разумный (homo sapiens) появился, по различным научным предположениям, порядка 40 - 100 тыс. лет назад [8][1].

Человек начинает расселяться по Африке, Азии, Южной Европе. Появляются зачатки членораздельной речи. Человек научился строить жилища, добывать огонь, обрабатывать камень и кость.

В эпоху позднего палеолита (30 тыс. лет до н.э.) люди переходят к полуоседлому и оседлому образу жизни. Еще пока преобладает матриархат. Появляется способность к абстрактному мышлению, религиозные обряды и запреты. Идет война племен.

В эпоху неолита (7 - 3 тыс. лет до н.э.) матриархат сменяется патриархальной общиной, происходит переход к парной семье. В результате разделения труда совершенствуются техника земледелия, животноводства, ремесла, обработка металлов. В обществе выделяются знатные семьи, аристократия, функционируют народные собрания, советы старейшин (вождей) с судебными функциями.

Первые же государства в мире стали возникать лишь в 4 - 5 тысячелетии до н.э. [10][2]

Следовательно, в течение десятков тысяч лет человеческое общество представляло собой общество первобытное. В своем развитии оно прошло два этапа:

- этап присваивающей экономики (охота, рыболовство, собирательство)

- этап производящей экономики (земледелие, скотоводство, металлообработка и т.п.) [15][3].

Прогрессивное развитие каменных орудий, изменение физического типа самого человека, наконец, то обстоятельство, что общинно-родовой строй не мог возникнуть сразу, в готовом виде, - все это показывает, что праобщина не была застывшей во времени единообразной формой. Поэтому часто различают раннюю праобщину древнейших людей и более развитую праобщину неандертальцев. Некоторые ученые даже называют эту более позднюю праобщину неандертальцев особыми терминами («первобытная община» и др.). Однако ни сколько-нибудь общепринятого мнения, ни сколько-нибудь установившейся терминологии в данном случае не существует. Праобщина представляла собой, по-видимому, небольшую группу людей. Маловероятно, чтобы большая группа могла прокормить себя при слабой технической вооруженности раннепалеолитического человека и трудности добывания пищи. Собирательство требует большой затраты времени, а дает относительно мало пищи, притом чаще всего низкокалорийной; что же касается охоты на крупных животных, уже известной первобытному человеку, то она была сопряжена с большими трудностями, сопровождалась множеством жертв и не всегда была удачной. Таким образом, трудно представить себе, что праобщина состояла больше чем из нескольких десятков, скорее всего из 20-30 взрослых членов [9][4].

Итак, стоит отметить, что развитие первобытного коллективизма, выделение человека из животного мира стало возможным только благодаря труду, который сам по себе представлял коллективную форму воздействия человека на природу. Переход даже к простейшим трудовым операциям мог произойти только в коллективе, в условиях общественных форм поведения. Это обстоятельство позволяет утверждать, что уже на самых ранних этапах антропогенеза и истории первобытного общества имело место регулирование в добывании и распределении пищи, в половой жизни и т. д. Этот процесс усиливался действием естественного отбора, который способствовал сохранению именно тех коллективов, в которых сильнее были выражены социальная связь и взаимопомощь и которые противостояли врагам и стихийным бедствиям как монолитные объединения [9][5].

1.2. Понятие «власть» в первобытном обществе

Власть - цементирующий, неотъемлемый элемент общества и государства. Она обеспечивает целостность общества, его управляемость.

Важнейшим элементом власти в самом широком и абстрактном ее понимании выступает воля (людей, государства).

Власть - это передача или навязывание воли, с одной стороны, и подчинение этой воле, с другой стороны.

Вторым элементом власти является сила, в том числе сила авторитета, сила идеологического воздействия, сила принуждения. Власть - это воля + сила [7][6].

Власть в первобытном обществе олицетворяла силу и волю рода или союза родов: источником и носителем власти был род. Власть была направлена на управление общими делами рода, подвластными являлись все его члены. Здесь субъект и объем власти полностью совпадали, поэтому она была по своей при­роде непосредственно общественной, т.е. не отделенной от общества и не политической. Единственным способом ее ре­ализации было общественное самоуправление. Ни профес­сиональных управленцев, ни особых органов принуждения тогда не существовало [18][7].

Высшим органом общественной власти в роду было со­брание всех взрослых членов общества — мужчин и жен­щин. Собрание — столь же древнее установление, как и сам род. Оно решало все основные вопросы его жизнедея­тельности. Здесь избирались предводители (старейшины, вожди) на срок или для выполнения определенных дел, раз­решались споры между отдельными лицами т. д. [18]

Решения собрания были обязательными для всех, так же как указания вождя. Хотя общественная власть не име­ла специальных принудительных учреждений, она была впол­не реальной, способной к эффективному принуждению за нарушение существующих правил поведения. Наказание неукоснительно следовало за совершенные проступки, и оно могло быть достаточно жестким — смертная казнь, изгна­ние из рода и племени. В большинстве же случаев было достаточно простого укора, замечания, порицания. Никто не имел привилегий, и поэтому никому не удавалось избежать наказания. Зато род как один человек вставал на за­щиту сородича, и никто не мог уклониться от кровной мес­ти — ни обидчик, ни его родичи [7][8].

1.3. Истоки образования власти в первобытном обществе

Власть является одним из важнейших феноменов человеческого бытия. Без отношения «власть-подчинение» становятся невозможными основы существования внутри любого сообщества. Вся человеческая история, так или иначе, связана с тем, что кто-то в человеческом сообществе всегда будет обладать возможностью и способностью навязывать свою волю, контролировать деятельность и поведение других людей, невзирая на их сопротивления [5][9]. Даже в самых примитивных племенах существует своеобразная иерархия отношений, основанная на власти родителей, старших, на признанном авторитете. Уже первобытные люди понимали, что без признания лидерства за кем-либо они обречены на гибель.

Генетический феномен власти восходит даже не к доклассовому обществу. Элементы властных отношений существуют уже в животном мире: вожаки управляют стаями, стадами и прочими сообществами, в противном случае они просто не могли бы существовать. И в конечном итоге непременно бы погибли, главным образом из-за внутренних конфликтов. В обществе происходит процесс борьбы за обладание властью, которая, если оказывается в руках разумных существ, препятствует убийствам себе подобных и в конечном итоге, способствует выживаю вида в целом. Доминирование, неравенство, иерархия и даже сама власть были заимствованы человеком от своих предшественников по эволюции. Человек от животного мира приобрел инстинктивные программы защиты собственных территорий, личного пространства. Все эти качества приобретались в результате межвидовой конкурентности среды, в которой приходилось жить человеку [2][10]. Жесткая иерархия встречается практически во всех животных сообществах. Но если для низших животных это является инстинктивной программой, то высшие животные в совей деятельности подчиняются другим основаниям. Стартовая биологическая программа, так сказать, у все млекопитающих единая, но механизм образования лидерства сопряжен со степенью развитости сообщества. Так например, лидерство в сообществе волков, обезьян захватывает не всегда самая физически сильная особь, а та, которая с одной стороны, организует безопасное существование животного сообщества во внешней среде, с другой стороны сдерживает агрессию внутри самого сообщества. В сообществах, где внутренняя агрессии не контролируема, а отношении власть-подчинение постоянно подвергается сомнению, обречены на гибель.

Власть в обществе, также всегда основанная на иерархии во взаимоотношениях людей. Власть существовала всегда, и первый тип власти, основанный на физической и духовной зависимости, а затем и авторитете старших и необходимости постигать окружающий мир – это родительская власть, управление жизнью своих отпрысков на ранних этапах их жизни. Она существует и в животном мире и также унаследована людьми. Управление потомками посредством силовых методов – обычное явление как для ранних этапов развития цивилизации, так и для современных примитивных обществ. Стоим отметить, что в первобытной формации содержаться все важнейшие черты последующего развития общества. Старейшины, управляющие первобытным племенем - это трансформированная и преобразованная родительская власть. Для первобытной религиозности был характерен культ предков, элементы которого так или иначе присутствуют во всех религиях мира [14][11].

В первобытном обществе формируются два центра власти: совет старейшин и народное собрание, с одной стороны, и вождь с дружиной – с другой, существование которых будет еще долго определять государственную форму правления. Отказаться от опыта старейших было невозможно, необходимо было учитывать мнение членов племени, но для оперативного управления, для охоты и войн требовался молодой и энергичный лидер, окруженный преданными ему сторонниками, способными на силовое воздействие в различных ситуациях. Появление вождей логично совпало с переходом от матриархата к патриархату, трансформацией практически всех производственных технологий, удалением женщин из ряда производственных процессов, и, самое главное, - отстранение женщин от управления в обществе. Этот процесс носил жесткие формы и сопровождался насилием и подавлением сопротивления женщин и их влияние на происходящие процессы в племени [15][12]. В первобытном обществе возникает и второе назначение власти, сопряженное с действием производственно-технологических процессов. В дальнейшем эти процессы приобретут логично выстроенный и взаимовыгодный характер. Но пока они связаны в основном с распределением ресурсов, полученных от природы, насилие будет постоянным спутником этого процесса. Затем развитие социальных отношений привело к тому, что власть должна была контролировать отношения обмена и зарождающейся собственности. Первоначально эти отношения строились исключительно на праве сильного, и только на более поздних этапах развития общества сила права заменила право силы. По мнению Н. Рулана, "любое общество, даже интегрированное, должно быть знакомо с различными формами насилия" [16][13].

Регулятивные отношение в обществе - это третье назначение власти. Именно здесь сила права приходит на замену праву силы. Любой дальновидный лидер стремится установить такие отношения в подвластном ему сообществе, которые не нуждаются в том, чтобы постоянно контролировать своих подопечных насилием или угрозой его применения - нужны более эффективные и в то же время не столь радикальные методы. Право - важнейший из них. "Источник права - власть. Есть власть духовная и социальная. Власть духовная - источник религиозной и нравственной жизни; власть социальная - источник политики и права" [17][14]. Но с появлением права, а затем и государства вопрос применения силы приобретает совершенно иной смысл. Применение силы становится атрибутом легитимной власти, и только такая власть имеет основание на применение силы. Более того, все остальные способы силового воздействия (например, кулачные бои, дуэли) государство с определенного времени решительно пресекало.

II глава. Основные черты и особенности общественной власти в первобытном обществе

2.1. Главные черты, характеризующие общественную власть в первобытном обществе

Прогрессивное развитие каменных орудий, изменение физического типа самого человека, наконец, то обстоятельство, что общинно-родовой строй не мог возникнуть сразу, в готовом виде, - все это показывает, что праобщина не была застывшей во времени единообразной формой. Поэтому часто различают раннюю праобщину древнейших людей и более развитую праобщину неандертальцев. Некоторые ученые даже называют эту более позднюю праобщину неандертальцев особыми терминами («первобытная община» и др.). Однако ни сколько-нибудь общепринятого мнения, ни сколько-нибудь установившейся терминологии в данном случае не существует. Праобщина представляла собой, по-видимому, небольшую группу людей. Маловероятно, чтобы большая группа могла прокормить себя при слабой технической вооруженности раннепалеолитического человека и трудности добывания пищи. Собирательство требует большой затраты времени, а дает относительно мало пищи, притом чаще всего низкокалорийной; что же касается охоты на крупных животных, уже известной первобытному человеку, то она была сопряжена с большими трудностями, сопровождалась множеством жертв и не всегда была удачной. Таким образом, трудно представить себе, что праобщина состояла больше чем из нескольких десятков, скорее всего из 20-30 взрослых членов [18][15].

Для первобытного общества были характерны:

- родоплеменная организация жизни;

- примитивные орудия труда;

- коллективный труд;

- уравнительное распределение;

- коллективная собственность [15][16].

В первобытном обществе преобладала полигамная семья; рода объединялись в племена. Все члены общества были связаны кровным родством. Именно это определяло характер взаимоотношений: общественные отношения по своему содержанию были отношениями родственников.

Кровнородственная связь определяла содержание и характер поведения людей, их поступков, отношения к поступкам. Что-то похожее имеется в современных семьях: в своем кругу люди ведут себя одним образом, в кругу "чужих" - зачастую совсем по-иному [9][17].

Главными орудиями труда на первых этапах первобытного общества были: палка, камень, кость; позднее - топор, копье, гарпун, лук и стрелы. Впоследствии орудия труда стали относительно быстро совершенствоваться.

Из-за неэффективности труда первобытные люди вынуждены были трудиться коллективно - только так можно было прокормиться и существовать. Сам по себе труд первоначально был простым и доступным практически каждому взрослому члену общества. Затем труд стал усложняться, потребовал особых навыков и знаний, претерпел неоднократные разделения труда [15].

В первобытном обществе не было частной собственности. Не было возможности накапливать запасы, делать резервы. Все, что попадало в общество, потреблялось без остатка. В этом смысле это было общество уравнительное: в нем царило "равенство в бедности".

И, наконец, характерной чертой является коллективная собственность, прежде всего собственность на землю. Земля рассматривалась как собственность рода/племени. Община защищала свою землю от нашествия других племен [15].

Каждый член общества мог пользоваться любой частью общей земли (за исключениями участков, "закрытых" отдельными табу) [15][18].

В первобытном обществе царил особый тип власти - власть неполитическая. Носителем власти являлось само общество, род. Именно оно, общество, выступало как коллективная сила принуждения, и все члены рода были одинаково подвластны этой силе [7][19].

Другими словами, власть в первобытном обществе была общественной: особых органов принуждения, профессиональных управленцев еще не существовало.

Единственным способом реализации власти было общественное самоуправление, высшим органом власти - собрание всех взрослых членов общества. Здесь избирались предводители, старейшины, вожди, разрешались споры между отдельными лицами, проводились религиозные обряды, решались вопросы войны, мира, жизни общины. Решения собрания и вождей являлись обязательными для всех [7].

Порядок, устойчивые взаимоотношения обеспечивались родовыми обычаями. Они были главными регуляторами отношений в условиях, когда преобладали кровнородственные связи. Эти обычаи из-за сложного состава и содержания назывались мононормами: в этих обычаях как бы слились и уклад жизни, и нормы первобытной морали, и нарождавшиеся религиозные представления и нормы [8][20].

Основными функциями и признаками мононорм были:

  • 1) регулятивная - регулировали отношения между людьми;
  • 2) реализовывались в виде обычаев (исторически сложившихся правил поведения, вошедших в привычку в результате многократного применения в течение длительного времени);
  • 3) существовали в поведении и в сознании людей, не имея, как правило, письменной формы выражения;
  • 4) обеспечивались, в основном, силой привычки, а также соответствующими мерами убеждения (внушения) и принуждения (изгнание из рода);
  • 5) в качестве ведущего способа регулирования применяли систему табу как самый простой и элементарный прием воздействия; права и обязанности как таковые отсутствовали;
  • 6) были продиктованы естественно-природной основой присваивающего общества (человек являлся частью природы);
  • 7) выражали интересы всех членов рода и племени [8][21].

В качестве обычаев существовали разного рода запреты: запрет на убийство сородича, запрет на брак близких родственников. Обычаями поддерживался весь уклад жизни - разделение труда между мужчинами и женщинами, между взрослыми и детьми. Постепенно обычаи усложнялись; появлялись все новые и новые обычаи (обряды, традиции), например обычай захоронения сородичей и т.п.[18][22]

Отличительной чертой общественной власти и норм первобытного порядка есть то, что они выражали и обеспечивали единство сообщества людей, обусловленную суровой экономической необходимостью. Орудия работы были примитивные, производительность работ - низкая, и для людей не было другого выхода, как жить совместно - группами, родом, племенем, совместно иметь и использовать средства производства. Это служило причиной разделения отношений в обществе на властные и подчиненные. Итак, можно выделить основные черты, характеризующие власть в первобытном обществе:

- во-первых, основой организации общества был род (родовая община) - объединение людей по действительному или условном кровном родстве, а также наличия совместного имущества и работ. Каждый род выступал в качестве самостоятельной хозяйственной единицы. Роды объединялись в племена или объединение племен.

- во-вторых, социальная власть строилась на началах первоначальной демократии, общественного самоуправления и опиралась на авторитет, уважение, традиции. Органами власти выступало родовое собрание, т.е. сборы всех взрослых членов рода, и старейшины. Некоторые функции власти выполняли военачальники. Общими делами племени руководил совет, образованный со старейшин и военачальников родов.

- в-третьих, социальная власть была единой, так как рода присущий взаимопомощь; внутри родовой организации не было групп с противоположными интересами, и потому все вопросы уравновешивались сравнительно легко, без конфликтов [7][23].

Правилами обращения людей в первобытном обществе были обычаи - исторически сформированные нормы обращения, которые вошли в привычку в результате многоразового применения на протяжении продолжительного времени. Они регулировали работу, быт членов рода, семейные отношения и т.д. Одновременно это были и нормы организации общественной жизни, и нормы первоначальной морали, и нормы религии, связанные с отправлением обрядов, ритуалов [15][24].

Для социальных норм первобытного общества характерно то, что они были продиктованы экономической необходимостью, выражали интересы всех членов первоначального общества, существовали в сознании и обращении людей, не предусматривали четкого распределения на права и обязанности, их выполнение обеспечивалось в основному привычкой [15].

Власть в первобытном обществе олицетворяла силу и волю рода или союза родов: источником и носителем власти (властвующим субъектом) был род, она была направлена на управление общими делами рода, подвластными (объектом власти) являлись все его члены. Здесь субъект и объект власти полностью совпадали, поэтому она была по своей природе непосредственно общественной, т.е. неотделенной от общества и неполитической. Единственным способом ее реализации было общественное самоуправление. Ни профессиональных управленцев, ни особых органов принуждения тогда не существовало [7][25].

Так же, для первобытного общества было характерно:

1) наличие примитивных орудий труда, в связи с чем, человек без помощи всего рода был неспособен выжить и обеспечить себе пропитание, одежду и жилище. Экономика первобытной общины базировалась на примитивном ручном труде, не знавшем даже помощи домашних животных. Хозяйство родового строя было добывающим (т.е. получающим готовый продукт от дикой природы путем охоты, собирательства плодов, рыбной ловли). Потребности росли с каждым днем, община разрасталась, и потребляли ровно столько, сколько добывали, не было излишков и запасов, в связи с чем, по экономическим признакам все были равны. Для последующих стадий общественного развития характерно уже производящее хозяйство. Например, для аграрного общества - это земледелие, скотоводство и ремесло, а для индустриального - это в первую очередь промышленность. Все предметы добычи делились на всех членов общины, в зависимости от приложенных им усилий;

2) экономическое равенство обусловливало и политическое равенство. Все взрослое население рода - и мужчины, и женщины - имели право участвовать в обсуждении и решении любого вопроса, связанного с деятельностью рода [15][26].

Таким образом, власть в первобытном обществе в первоначальном своем виде не давала никаких преимуществ и основывалась только на авторитете. Позднее она стала видоизменяться и приобретать новые черты.

2.2. Роль и значение власти в обществе

В первобытном обществе существовала власть неполитическая. Это самый первый тип власти, известный человеческому обществу. Постепенно характер власти менялся.

Первоначально вожди, старейшины не обладали какими-либо привилегиями, решающее значение имели личные качества. Однако в последующем функция управления стала пожизненной.

При вызревании предпосылок появления государства власть "отделялась" от общества, становилась "над обществом", концентрировалась в особых людях - управленцах, в особых органах. Можно утверждать, что выделился еще один вид труда – управленческий [4][27].

На смену вождям и старейшинам пришли князья, ханы, фараоны, цари, императоры со своими свитами - аппаратом, охраной, тюрьмами, налогами. Государственных органов становилось все больше и больше. Государственная власть - это власть политическая. Это - другой тип власти.

Государство - это аппарат управления и принуждения.

Аппараты современных государств представляют собой сложную систему органов, распределенных, как правило, по трем ветвям власти - законодательной, исполнительной, судебной [11][28].

Дело в том, что общество - это сложный конгломерат отношений. Можно посмотреть на общество как на "сгусток интересов"; в обществе всегда и на всех уровнях сталкиваются интересы - интересы отдельных людей, организаций, предприятий, наций, семей и т.п.

В связи с этим в обществе выделяются две тенденции:

- тенденция на столкновение интересов по всем направлениям - как между отдельными людьми, так и между индивидами и организациями, государственными органами. Эта тенденция имеет своим результатом беспорядок. Если довести эту тенденцию до логического конца, она угрожает самому существованию общества, его целостности;

- тенденция на согласование интересов, их состыковку, гармонизацию. Эта тенденция имеет своим результатом порядок.

Если преобладает первая тенденция, общество и государство гибнут, исчезают. Если преобладает вторая тенденция, общество и государство продолжают существовать и развиваться.

Отсюда следуют две главные задачи власти (государства):

1) обеспечить целостность общества, порядок;

2) обеспечить функционирование общества и его стабильное развитие.

Обе эти задачи обеспечиваются государством при помощи права - главного регулирующего инструмента в руках государства [13][29].

Совокупность государственно-правовых явлений, связанных с властью, составляет политическую систему общества.

В политическую систему входит ряд компонентов, в частности:

- само государство со всеми ветвями власти и государственными органами; государство - ядро политической системы;

- общественные организации, прежде всего партии, поскольку они преследуют цель получения власти;

- право, в нормы которого заложена воля государства;

- неправовые нормы, которые государство также использует для регулирования общественных отношений;

- идеологические доктрины и концепции, которые служат обоснованием всех действий государства, определяют его лицо и характер (идеология построения коммунизма, превосходства арийской расы, правового государства и др.) [14][30].

Главная функция законодательной ветви власти - давать обществу законы. Органы законодательной власти называются парламентами. В каждой стране парламент называется по-своему: в США - Конгресс, в России - Федеральное Собрание.

Главная функция исполнительной ветви власти - обеспечивать исполнение законов, осуществлять всю оперативную, административную работу в стране. Основными органами системы исполнительной власти являются, как правило, правительства, министерства, ведомства.

Главная функция судебной ветви власти - охранять законы, разрешать конфликты и споры, наказывать нарушителей.

Все вместе государственные органы обеспечивают порядок и функционирование общества [4][31].

Многие современные государства вступили или вступают в этап правовых государств. Власть в правовом государстве отличается тем, что она ограничена правом, поставлена в рамки права, не может позволить себе перешагнуть через право. Правовое государство имеет не только права в отношении общества, но и несет обязанности перед обществом [4].

2.3. Структура первобытного общества

В структуре первобытного общества можно выделить несколько этапов развития. Каменный век большинство народов пережили примерно 30 тысяч лет назад. В то время люди присваивали себе готовые продукты природы, которые добывались с помощью примитивных орудий труда (палка, камень, заточка и др.). Общественное устройство этого периода характеризуется как стадное общество, а точнее человеческое стадо. Именно в данном периоде начинают формироваться навыки коллективного труда и коллективного потребления добытых продуктов и мяса. Отдельные группы жили, по-видимому, изолированно, связи между ними были случайными. Брачные отношения в стаде первоначально были беспорядочными. Постепенно, половые отношения в стаде приобретали отграниченный характер, устанавливались определенные запреты на брачные отношения (между братьями-сестрами, матерьми-детьми, отцами-детьми и др. кровными близкими родственниками). С течением времени развивается животноводство, сельскохозяйственная деятельность, усовершенствуются орудия труда (появляется копте, топор, подобие ножа, лук и наконечники стрел). Постепенно человеческое племя накапливает определенный опыт во всех сферах деятельности (охоте, рыбной ловле, животноводстве, сельском хозяйстве), который совершенствует навыки любой сферы деятельности и делает ее наиболее эффективной (накопленные с опытом приемы помогают поймать определенное животное, рыбу, сохранить культуры овощей и фруктов). Меняются и производственные отношения, появляются зачатки коллективного труда, общественная собственность. Также на данном периоде появляются зачатки брачных отношений между разными членами стада. На этом этапе стадо уже преобразуется в род [15][32].

Наиболее устойчивой формой являлась родовая община, которая представляла собой объединение людей, основанное на кровном родстве, а также на общности ведения совместного хозяйства. Первостепенную роль в формировании общественного человека и появлении рода сыграл труд. Род сыграл решающее значение в социальном развитии первобытных людей. Он выступал подлинным общественным объединением, объединенный единой целью производства и потребления продуктов жизнедеятельности. Появилась общая собственность рода на землю, орудия труда, предметов добычи. Все члены рода - свободные люди, связанные кровными узами. Их отношения строились на основе взаимопомощи, никто не имел каких-либо преимуществ перед другими. Род как первоначальная ячейка человеческого общества был универсальной организацией, характерной для всех народов. В первоначальном виде в родоплеменной организации власть принадлежала всему роду и осуществлялась в интересах всех его членов. Наиболее значимые вопросы жизнедеятельности общества, разрешение существенных споров, распределение обязанностей, военные стратегии, религиозные церемонии и т.п. разрешались на общем собрании (совете) всех взрослых членов рода - мужчин и женщин. Это собрание, возникшее вместе с родом, было высшей властью в нем. Решения собрания являлись совершенно обязательными для всех и воспринимались как выражение общей воли. Для непосредственного управления собрание выбирало «лучшего среди равных», то есть наиболее опытного и умного главу рода (старейшину, волхва, вождя). Вождь (глава рода) не имел никаких преимуществ перед другими членами рода, трудился наравне с другими, не отличался материальными ресурсами, однако, обладал непреклонным авторитетом и уважением. Рассмотренные выше формы организации власти в родовой общине дают все основания сказать, что эта власть выступала как самоуправление, своеобразная первобытная демократия [15][33].

Первобытные обычаи коренились в глубокой древности, тысячелетиями передавались из поколения в поколение. Обычаи представляли из себя непререкаемые запреты (табу), рассказы (мифы),проецирующие поведение в той и иной ситуации, а также магические знаки, обряды и ритуалы. Соблюдение обычаев было обязательным для каждого члена рода. Обычаи были неприкосновенны и священны, поэтому не поддавались пересмотру и осуждению. Обычаи сыграли важную роль в регулировании производственных процессов, быта, семейных и других общественных отношений. Обычаи были естественным порождением самого первобытного строя, результатом и необходимым условием его жизнедеятельности. Общество направляло поведение каждого члена рода так, чтобы оно соответствовало коллективным интересам. Многие важные обычаи непосредственно вытекали из существовавших общественных отношений. Они были тесно связаны с нормами первобытной нравственности (морали), религиозными велениями, а часто и совпадали с ними. Религиозную окраску носили и различные обряды, церемонии, связанные с эстетическими представлениями людей той эпохи. Большое значение имели многочисленные запреты (табу). Непререкаемость обычая опиралась на кровную связь и общность интересов членов родовой общины, равенство их положения, отсутствие между ними непримиримых противоречий [15][34].

Таким образом, характерные признаки первобытных обычаев можно сформулировать следующим образом:

1) они исходили от рода и выражали его волю и интересы;

2) исполнялись в силу привычки на добровольных началах, а при необходимости их соблюдение осуществлялось в принудительном порядке;

3) органов, карающих за неисполнение обычаев, не существовало, однако вместо них было всеобщее осуждение собратьев по роду;

4) не наблюдалось различия между правами и обязанностями: право воспринимается как обязанность, а обязанность как право.

Из этого следует, что для каждого общества характерны определенная система управления и регулирования поведением людей при помощи определенных общих норм.

Итак, в лице общины и родоплеменной организации наблюдается четкие отграниченные социальные институты, поведение членов племен регулируется уже не только инстинктами, но и определенными социальными нормами и правилами. Важнейшей ступенью социального человеческого развития явилась неолитическая революция, имевшая место 10-15 тыс. лет тому назад. В этот период появляются совершенные орудия труда, совершенствуется скотоводство и земледелие. Люди стали производить больше, чем потреблять, появились излишки, а в последствие запасы продуктов, и как следствие появилось неравенство (у кого больше запасов). Экономика стала производящей, человек стал меньше зависеть от природных явлений, что привело к значительному приросту населения. Также появился обмен товарами, появились зачатки оказания услуг, человек стал использовать в промышленной деятельности не только животных, но и человеческий труд (например, в обмен на часть произведенного продукта), появляются зачатки рабства [1][35]. Именно в этот период, в эпоху неолита, начались разложение первобытнообщинного строя и постепенный переход к государственно организованному обществу. Постепенно возникает особая стадия развития общества и форма его организации, которая получила название «протогосударство», или «чифдом». В период присваивающей экономики не было заметно наличие избыточного продукта, а с появлением скотоводства и земледелия обмен становится необходимым для выживания. У некоторых членов общества, имеющих излишки, появляется право «торговаться» на их продажу (обмен), в связи с чем они еще больше увеличивают свой запас и становятся экономически независимыми от других членов племени. Появляются люди, которые занимаются обменом продуктов между общинами. Это приводит к новому разделению общественного труда появлению купцов, которые не участвуют в процессе производства, а занимаются только обменом товаров потребления. Появляется частная собственность, и в связи с ее появлением и материальное отличие членов общества. Постепенный переход от парного брака к моногамному приводит к экономической самостоятельности семьи. Она становится социальной формой материальной обособленности, вся частная собственность сосредотачивается в рамках одной семьи и передается по наследству. Возникновение частной собственности вызвало расслоение на богатых и бедных. На этом этапе первобытнообщинная организация начинает испытывать кризис власти, потому что возникла необходимость регулирования экономических отношений, неравенства, появилась необходимость защиты частной собственности. Органы первобытнообщинного строя постепенно перерождаются в ораны военной демократии для ведения войны с соседними племенами, для защиты своей территории и населения. В этот момент зарождается навязывание воли сильных и богатых членов племени на всех соплеменников [6][36].

В недрах первобытного общества постепенно стали вызревать предпосылки появления государства [11][37].

Среди предпосылок можно было бы выделить следующие:

- на смену полигамной семье пришла семья моногамная;

- общество претерпело три первых разделения труда: а) разделение земледелия и скотоводства; б) выделение ремесла; в) появление торговли;

- родовая община стала заменяться соседской; слабели кровнородственные связи;

- появилась частная собственность.

Все это "работало" на один результат: общество становилось все сложнее и сложнее. Усиливалась конфликтность в обществе. Столкновение интересов в обществе возрастало по всем направлениям - по линии семьи, труда, собственности, внутриобщественных отношений.

В условиях усложнившегося общества поддерживать порядок с помощью старого механизма - родовых обычаев - стало невозможно. Объективно понадобился новый механизм, и он появился в лице государства [11][38].

Таким образом, перерождение органов первобытного общества постепенно ведет к возникновению государства.

2.4. Общественная власть и социальные нормы в первобытном обществе

Для первобытного общества характерно отсутствие полити­ческой организации и правовых норм, являющихся инструментом государственного управления [6][39].

Власть в догосударственный период носила сугубо обществен­ный характер. Она исходила от рода, который непосредственно формировал органы самоуправления. Властные функции осуще­ствляли все взрослые члены рода — мужчины и женщины, имев­шие равные права. В родовой общине самой высокой властной инстанцией было общее собрание сородичей.

Кроме родовых собраний органами общественной власти при первобытном строе являлись старейшины, военачальники и жре­цы, которые избирались из наиболее авторитетных и уважаемых членов рода. Их влияние в обществе, поддержка членов рода всеце­ло зависели от личных качеств (мудрости, опыта, ловкости, хозяй­ственной способности, военной доблести и т.д.).[2][40]

Власть в первобытном обществе не имела территориального характера, т.к. распространялась только на членов рода и базировалась на кровных связях.

Общими делами племени руководил совет, который состоял из старейшин (а во время войны — и военачальников). Совет старейшин избирал вождя племени. Эта долж­ность на ранних этапах общественного развития также была сме­няемой и не давала привилегий. Союз племен управлялся советом племенных вождей, который избирал вождя союза (иногда двух, один из которых был военным вождем) [15].

Таким образом, в первобытном обществе отсутствовала специ­альная группа людей, которая затем выделяется из его состава с целью управления и осуществления власти.

 Основным регулятором общественных отношений в догосударственный период были обычаи — исторически сложившиеся правила поведения, вошедшие в привычку в результате многократ­ного и длительного применения.

Обычаи закрепляли выработан­ные веками наиболее рациональные и полезные для общества ва­рианты поведения, передавались из поколения в поколение и отражали в равной степени интересы всех членов общества.

Позд­нее появились нормы общественной морали и религиозные догмы. Все эти нормы постепенно сливались, чаще всего на основе религии, в единый нормативный комплекс, обеспечивающий регламентацию еще не очень сложных на том этапе общественных отношений [3][41].

Синкретичность (слитность, нерасчлененность) норм первобытной мора­ли, религиозных норм, обычаев, традиций вполне справедливо позволила историкам и этнографам назвать их «мононормами». Они имели естест­венно-природную основу, были продиктованы экономической не­обходимостью и существовали в самом поведении и сознании лю­дей, действовавших в силу привычки. Поэтому. для первобытного человека суще­ствовали единые правила поведения.

Применяя современные классификации правовых норм и спо­собов правового регулирования общественных отношений, нормы первобытного общества можно разделить на два вида: 1) устанавлива­ющие определенные правила поведения и 2) предусматривающие ответ­ственность за нарушение данных правил.

 В первом случае социаль­ные нормы запрещают («нельзя»), позволяют («можно») или обязы­вают («необходимо») совершать какие-либо поступки. Запреты со­вершать определенные действия выступали в виде табу. Существовали, например, следующие запреты: на инцест — брак между кровными родственниками; убийство, телесные повреждения, воровство; нарушение распределения производственных функций в общине между мужчинами и женщинами, взрослыми и детьми и т.п.

Дозволения также определяли поведение отдельного че­ловека или объединений людей в первобытном обществе, указы­вая, например, на виды животных и время охоты на них, на виды растений и сроки их сбора, на промысловые районы и т.д. Позитив­ное обязывание имело своей целью упорядочить необходимое по­ведение человека в повседневной жизни (поддержании костра, изготовлении орудий труда и т.д.).

К нарушителям социальных норм первобытного общества применялись санкции — общественное порицание, изгнание из общины, нанесение телесно­го повреждения, смертная казнь [17][42].

Из сказанного можно сделать вывод о том, что социальные нормы первобытного общества, регулируя поведение людей, выражали интересы всех членов рода, племени, объединяли их на выполнение той или другой зада­чи и тем самым служили воплощением единства, сплоченности своего коллектива. Не будучи закрепленными в письменной фор­ме, они существовали в сознании и поведении людей, обеспечива­ясь в основном силой привычки и соответствующими мерами убеждения (внушения) и принуждения (изгнание из рода и др.).

Таким образом, особенности первобытного строя были таковыми, что не требовали стоящей над обществом специфической власти и спе­циальных абстрактных норм, отражающих интересы различных со­циальных групп. Общественная власть и нормы поведения входили в само содержание жизнедеятельности людей, выражая и обеспечи­вая глубокое экономическое и социальное единство данного со­общества — рода, племени.

Заключение

В заключение данной работы можно сказать, что изучение сущности современного государства невозможно без познания вопроса о происхождении государства

Становление власти в первобытном обществе было самым длительным по времени этапом развития в истории человечества, но оно и оказалось наиболее важным для становления современного государства.

Власть в первобытном обществе в первоначальном своем виде не давала никаких преимуществ и основывалась только на авторитете. Позднее она стала видоизменяться и приобретать новые черты.

Библиография

  1. Алексеев С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения. М., 2001.
  2. Алексеев С.С. Право: азбука - теория философии. Опыт комплексного изучения. М., 1999.
  3. Байтин М.И. Сущность права. Современное нормативное правопонимание на грани двух веков. М.: Право и государство, 2005.
  4. Байтин М.И. Сущность права. Современное нормативное правопонимание на грани двух веков. М.: Право и государство, 2005.
  5. Вебер М. Хозяйство и общество./ пер. с нем.; под науч. Ред. Л.Г. Ионина. М.: Изд-во ГУ –ВШЭ,2010.
  6. Грязнова Т.Е. Теория прогресса П.И. Новгородцева // Рос. юрид. журн. 2007. N 5.
  7. Жувенель Б. де. Власть: Естественная история ее возрастания. М.: ИРИСЭН: Мысль, 2011.
  8. Ильин И.А. Общее учение о праве и государстве. М.: АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2006.
  9. Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. М.: Высшая школа, 2004.
  10. Кешикова Н.В. Порядок формирования государственных органов: к истории вопроса // История государства и права. 2008. N 21. 
  11. Малахов В.П. Философия права. Идеи и предположения. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
  12. Марченко М.Н. Источники права: Учебное пособие. М., 2005.
  13. Новгородцев П.И. Государство и право // Вопр. философии и психологии. 1904. Кн. V.
  14. Новгородцев П.И. Кризис современного правосознания. М., 1909.
  15. Перщиц А.И., Монгайт А.Л. Алексеев В.П. История первобытного общества. М.: Высшая школа,. 1982
  16. Рулан Н. Юридическая антропология. М.: НОРМА, 2000.
  17. Сигалов К.Е., Мукеенко И.Н.. Генезис феномена насилия в архитектонике власти// Рос. юрид. журн. 2009. N 3.
  18. Цечоев В.К. и Швандерова А.Р. Теория государства и права. М.: Высшая школа, 2006

  1. Ильин И.А. Общее учение о праве и государстве. М.: АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2006. - С. 159

  2. ? Кешикова Н.В. Порядок формирования государственных органов: к истории вопроса // История государства и права. 2008. - N 21. 

  3. Перщиц А.И., Монгайт А.Л. Алексеев В.П. История первобытного общества. М.: Высшая школа,. 1982. - С.171-181

  4. Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. М.: Высшая школа, 2004. - С.16

  5. Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. М.: Высшая школа, 2004. –С.14

  6. Жувенель Б. де. Власть: Естественная история ее возрастания. М.: ИРИСЭН: Мысль, 2011. - С. 46.

  7. Цечоев В.К. и Швандерова А.Р. Теория государства и права. М.: Высшая школа, 2006. – С.38.

  8. Жувенель Б. де. Власть: Естественная история ее возрастания. М.: ИРИСЭН: Мысль, 2011. - С. 36.

  9. Вебер М. Хозяйство и общество./ пер. с нем.; под науч. Ред. Л.Г. Ионина. М.: Изд-во ГУ –ВШЭ,2010. - С.98

  10. Грязнова Т.Е. Теория прогресса П.И. Новгородцева // Рос. юрид. журн. 2007. - N 5. - С. 31 - 36.

  11. Новгородцев П.И. Кризис современного правосознания. М., 1909. - С. 301.,303

  12. Перщиц А.И., Монгайт А.Л. Алексеев В.П. История первобытного общества. М.: Высшая школа,. 1982. - С.171-179

  13. Рулан Н. Юридическая антропология. М.: НОРМА, 2000. - С. 153.

  14. Сигалов К.Е., Мукеенко И.Н.. Генезис феномена насилия в архитектонике власти// Рос. юрид. журн. 2009. N 3. - С. 31 - 36.

  15. Цечоев В.К. и Швандерова А.Р. Теория государства и права. М.: Высшая школа, 2006. - С.49

  16. Перщиц А.И., Монгайт А.Л. Алексеев В.П. История первобытного общества. М.: Высшая школа,. 1982. - С.171-181

  17. Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. М.: Высшая школа, 2004. -С.21

  18. Перщиц А.И., Монгайт А.Л. Алексеев В.П. История первобытного общества. М.: Высшая школа,. 1982. - С.171-181

  19. Жувенель Б. де. Власть: Естественная история ее возрастания. М.: ИРИСЭН: Мысль, 2011. - С. 52.

  20. Ильин И.А. Общее учение о праве и государстве. М.: АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2006. - С. 159

  21. Ильин И.А. Общее учение о праве и государстве. М.: АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2006. - С. 148

  22. Цечоев В.К. и Швандерова А.Р. Теория государства и права. М.: Высшая школа, 2006. - С.96-103

  23. Жувенель Б. де. Власть: Естественная история ее возрастания. М.: ИРИСЭН: Мысль, 2011. - С. 14.

  24. Перщиц А.И., Монгайт А.Л. Алексеев В.П. История первобытного общества. М.: Высшая школа,. 1982. - С.153-155

  25. Жувенель Б. де. Власть: Естественная история ее возрастания. М.: ИРИСЭН: Мысль, 2011. - С. 22.

  26. Перщиц А.И., Монгайт А.Л. Алексеев В.П. История первобытного общества. М.: Высшая школа,. 1982. - С.171-181

  27. Байтин М.И. О понятии государства // Правоведение. 2002.- N 3. - С. 15.

  28. ? Малахов В.П. Философия права. Идеи и предположения. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - С. 341

  29. Новгородцев П.И. Государство и право // Вопр. философии и психологии. 1904. - Кн. V. - С. 534.

  30. Новгородцев П.И. Кризис современного правосознания. М., 1909. - С. 301.,303

  31. Байтин М.И. О понятии государства // Правоведение. 2002. - N 3. - С. 15.

  32. Перщиц А.И., Монгайт А.Л. Алексеев В.П. История первобытного общества. М.: Высшая школа,. 1982. - С.180

  33. Перщиц А.И., Монгайт А.Л. Алексеев В.П. История первобытного общества. М.: Высшая школа,. 1982. - С.179

  34. Перщиц А.И., Монгайт А.Л. Алексеев В.П. История первобытного общества. М.: Высшая школа,. 1982. - С.160

  35. Алексеев С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения. М., 2001. - С.33

  36. Грязнова Т.Е. Теория прогресса П.И. Новгородцева // Рос. юрид. журн. 2007. - N 5. - С. 12-18.

  37. Малахов В.П. Философия права. Идеи и предположения. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - С. 254.

  38. Малахов В.П. Философия права. Идеи и предположения. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - С. 180.

  39. Грязнова Т.Е. Теория прогресса П.И. Новгородцева // Рос. юрид. журн. 2007. - N 5. - С. 14-13.

  40. Алексеев С.С. Право: азбука - теория философии. Опыт комплексного изучения. М., 1999. - C.63

  41. Байтин М.И. Сущность права. Современное нормативное правопонимание на грани двух веков. М.: Право и государство, 2005. - С.14

  42. Сигалов К.Е., Мукеенко И.Н.. Генезис феномена насилия в архитектонике власти// Рос. юрид. журн. 2009. - N 3. - С. 25-28.