Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Организация общественной власти в первобытном обществе (Характеристика первобытного общества)

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

С древних времен люди вступали в отношения между собой. Проходя путь цивилизации, люди создавали законы, которые преобразовывались из обычаев и традиций для того, чтобы регулировать отношения между собой.
Исторически сложилось объединение людей, связанных родственными узами. Род являлся первобытной родовой общиной, представлял собой первичную ячейку, объединенную кровным родством, совместным трудом, общей собственностью на произведенные продукты. Все члены этой первичной ячейки организации первобытнообщинного строя имели равное социальное положение, единые интересы и отличались сплоченностью членов рода.
А вот в основе управления родом уже лежала общественная власть, возглавляемая старейшиной. Также существовал совет старейшин и в некоторых местах имелись советы союзов родов. Признаки государственности присутствовали, но государства как такового пока не существовало. Отсутствовала политическая власть и государственные институты, не было прослойки, занимающейся управлением всеми, власть осуществлялась бесплатно, не было налогов, армии, суверенитета, права. Социальные нормы носили характер обычаев и обрядов. Имелись запрещающие нормы, регулируемые традициями, табу.

Тема данной курсовой работы – «Организация общественной власти в первобытном обществе» – актуальна потому что позволяет сформировать представление о власти и социальных нормах поведения в первобытном обществе. А понимание современной власти и социальных норм невозможно без учета опыта предыдущих эпох.

Целью данной работы является изучение и описание возникновения, становления и организации первобытного общества, сущности власти и социальных норм поведения в первобытном обществе.

Для достижения поставленной цели в курсовой работе решаются следующие задачи:

1. Рассматривается необходимость изучения первобытного общества в целях познания вопроса о происхождении государства;

2. Производится анализ общей характеристики первобытного общества и его структуры;

3. Анализируется периодизация истории первобытного общества;

4. Исследуется и характеризуется природа и сущность власти в догосударственный период, ее механизмы;

5. Изучается общая характеристика социальных норм поведения в первобытном обществе.

В исследовании использовались общенаучные и частно-научные методы, такие как сравнительно-правовой, исторический и метод системного анализа. Использовались труды ученых, занимающихся изучением первобытного общества.

Теоретическую базу курсовой работы составляет рассмотрение данного вопроса такими авторами и учеными, как: Лазарев В. В., Алексеев В. П., Борисковский, Андреев И.Л., Венгеров А. В., Кашанина Т.В., Марченко М.Н., Першиц А. И., Косвен М. О., Аннерс Э. и другие.

ГЛАВА 1.ПЕРВОБЫТНОЕ ОБЩЕСТВО.

1.1.История возникновения и формирования первобытного общества

Вопрос о происхождении государства оказывает огромное влияние на изучение сущности современного государства. Всегда ли в истории человеческого общества существовал этот институт или же он появился на определенном этапе его развития. Только методологический подход, реализующий принцип историзма, позволяет уяснить причины и формы появления государства, его характерные, сущностные черты, отличие от предыдущих организационных форм жизни общества. В силу этого начинать рассмотрение вопроса о происхождении государства нужно с характеристики определенных сторон первобытного общества, используя данные археологии и этнографии, непосредственно изучающих это общество [8].

Человекоподобные существа появились на земле по крайней мере 2 млн. лет тому назад. Это были представители человеческого рода, который мы называем homo habilis – homo erectus (человек умелый – человек прямоходящий), а мы представители homo sapiens (человек думающий) - появились минимум 200 тыс. лет назад. Еще до возникновения в древние времена высокоразвитых культур, живших в долинах Нила, Тигра, Ефрата, Инда, Ганга и Желтого моря, рождались, расцветали и исчезали другие, гораздо менее развитые культуры [5, с.4].

Первобытное общество – начальная эпоха (формация) в истории человечества. Это время, предшествовавшее возникновению классового общества и государственной власти, когда люди жили общинами, сообща владели землей, вместе трудились и распределяли добытые ими блага поровну [32, с. 317].

Первобытный строй, по современным данным, насчитывает свыше 1 млн. лет. Этот огромный отрезок времени, начальную форму организации общества, часто называют «первобытным человеческим стадом» или «праобщиной». Он является самым длительным по времени этапом в истории человечества. Первобытное общество – это общество доклассовое, догосударственное, дописьменное. Его синкретический (нерасчлененный) характер являлся следствием примитивности системы потребностей первобытного человека и его деятельности. Сами потребности были не дифференцированы. Развитие материальной культуры шло по линии доминирования охотничье-кочевого образа жизни (палеолит, мезолит) с переходом к земледельческо-оседлому (неолит).

Выделение человека из животного мира, образование общества совпадает с началом эпохи праобщины. Первобытные люди стремились к выживанию, инстинкт самосохранения вел к тому, что первобытные люди понимали, что сообща защищаться от природных сил, защищаться от хищных животных, добывать пропитание легче, чем в одиночку. И искали способы объединяться.

С возникновение целеполагающей трудовой деятельности, изменением отношения человека к природе было связано и изменение отношений между членами первоначального человеческого коллектива.

Таким образом, начало эпохи праобщины совпадает с появлением вполне осознанно изготовленных и применяемых орудий труда. Конечным рубежом эпохи праобщины было появление на смену ему «готового» человеческого общества – общинно-родового строя [2, с. 136].

Существует несколько периодизаций развития первобытного общества. Наравне с двумя периодами – матриархатом и сменившим его патриархатом. Современная наука рассматривает три периода развития – ранний (период становления первобытнообщиного строя, период праобщины), средний (период зрелости первобытного общества, родовая община), поздний (эпоха классообразования, распад родовой общины). Также существует разделение на период присваивающей экономики и период экономики производящей. Также в развитии первобытного общества можно выделить период зрелого первобытного общества, в котором первобытнообщинный строй существует в чистом виде и период распада первобытного общества, который заключается в разложении первобытнообщинного строя, постепенно замещающегося государством.

Американский ученый и этнограф Л. Г. Моргана, внесший крупный вклад в теорию социальной революции и создателя научной теории первобытного общества выделяет три эпохи - дикости, варварства и переход к эпохе цивилизации. Каждую из первых двух эпох он подразделяет на низшую, среднюю и высшую ступень сообразно с прогрессом в производстве средств к жизни, «искусность в этом производстве имеет решающее значение для степени человеческого превосходства и господства над природой; из всех живых существ только человеку удалось добиться почти неограниченного господства над производством продуктов питания. Все великие эпохи человеческого прогресса более или менее совпадают с эпохами расширения источников существования» [31, с. 48].

На протяжении второй половины периода дикости и весь период варварства, человечество в целом было организовано в роды, фратрии и племена. Эти организации преобладали на протяжении всего древнего мира на всех континентах.

Экономической основой первобытнообщинного строя являлась коллективная собственность на средства производства. Орудия труда, добытая пища, одежда принадлежали объединенной группе людей. Существовали такие формы социальной организации, как родовая община, племя, человеческое стадо. Первобытнообщинный строй включает несколько этапов развития.

Каменный век, который большинство народов пережили примерно 30 тыс. лет назад характеризуется тем, что люди присваивали себе готовые продукты, добывавшиеся с помощью примитивных орудий труда – камень, палка, дубинка. Общественное устройство характеризовалось, как стадное общество – человеческое стадо. Первобытные человеческие стада были изолированы друг от друга, не имели постоянной связи между собой. Иногда стадо распадалось на два, также не зависящих друг от друга стада, не имевших связи.

В данный период начинается формирование навыков коллективного труда, коллективного потребления продуктов. Развивается животноводство, сельскохозяйственная деятельность, совершенствуются орудия труда, появляется топор, лук, стрелы, подобие ножа, копья. У человеческого племени накапливается опыт во всех сферах деятельности – охоте, разведении животных, рыбной ловле. Деятельность становится более эффективной. Появляются зачатки коллективного труда, общественная собственность. Характерным был и их относительно кочевой образ жизни на определенной территории [16, с. 180].

Эти стада были эндогамны. Беспорядочные половые отношения постепенно начинают приобретать ограниченный характер. Появляются запреты на брачные отношения между кровными близкими родственниками (брат-сестра, отец-дочь, мать-сын). Образуются зачатки брачных отношений между разными членами стада. Стадо на этом этапе начинает преобразовываться в род.

Род представляет собой коллектив, основу деятельности которого составляют принципы коллективного производства и коллективной собственности. Отсутствие возможности существования крупного хозяйственного коллектива, низкий уровень развития производительных сил, развития общества определял и характер его организации. Практически единственной основой упрочения социальных связей была общность интересов в форме родства. Женщины стали стабильной частью коллективов, имели наиважнейшую роль в ведении хозяйства, заботе о потомстве. Материнский род, связавший коллектив сородичей общим происхождением по материнской линии был упорядоченной формой организации, сменившей праобщину.

Важнейшим признаком рода, его качественным отличием от стада была экзогамия - запрет браков внутри рода и предписание брачного общения.

Начальной формой экзогамии была экзогамия дуальная, то есть два рода были связаны постоянными взаимно брачными отношениями, так что один род был по отношению к другому роду «родом матерей», а другой - «родом отцов» [18, с. 97].

Иногда для обозначения этого времени употребляется термин матриархат, но он не вполне точен, так как власть в первобытной общине принадлежала всем ее взрослым членам [32, с. 318].

В то же время, М. О. Косвен опровергает гипотезу кровнородственной семьи [18, с. 147].

Он называет матриархат универсально-историческим этапом развития всего человечества и считает первым периодом родового строя. Хозяйство матриархата развивалось по линиям охоты, рыболовства, мотыжного земледелия, разведения домашних животных. Для матриархата характерен групповой брак, переходящий в парный с дислокальным, переходящим в матрилокальное поселение супругов.

Переход от матриархата к патриархату был определен дальнейшим развитием производительных сил. В частности переходом от мотыжного земледелия к плужному и от разведения домашних животных к скотоводству и рядом других обстоятельств [19].

Неолитическая революция, переход к производящей экономике обеспечили регулярное производство продуктов питания, предметов, необходимых для удовлетворения нужд коллектива, обеспечили выживание людей. Начал осуществляться переход к оседлому образу жизни. Над определенной территорией устанавливался контроль определенной семейно-клановой группы. Ранняя родовая община потребителей, которые были потребителями, собирателями, охотниками, рыболовами сменяется более прочными, численно разросшимися и связанными с определенной территорией общинами производителей. Такая система семейно-родовых групп представляла собой более развитую форму социальной организации, основанную на сравнительно устойчивых системах самоуправления и саморегуляции [13, с. 105].

Именно в этот период, в эпоху неолита, начались разложение первобытнообщинного строя и постепенный переход к государственоорганизованному обществу [25, с. 54].

Первобытное общество – это наиболее длительный период в развитии человечества. Первобытное общество было догосударственным, в нем не существовало классов, первобытные люди не обладали письменностью. Система потребностей человека была примитивной наравне с его деятельностью, основой был охотничье-кочевой образ жизни с преобладанием присваивающего хозяйства. Первобытные люди объединялись в стада, потому что инстинкт самосохранения вел к понимаю того, что защищаться от природных сил, животных, добывать пищу легче сообща, чем бороться с ними в одиночку.

После объединения в стада начинают формироваться навыки коллективного труда – хозяйства и потребления его результатов. Человечество накапливает опыт во всех сферах своей деятельности, развивается сельское хозяйство, животноводство. В данный период начинается формирование навыков коллективного труда, коллективного потребления продуктов. Развивается животноводство, сельскохозяйственная деятельность, совершенствуются орудия труда.

В роды преобразовываются человеческие племена, основу деятельности которых принципы коллективного сосуществования. В связи с отсутствием возможности существования крупного хозяйственного коллектива и низкого развития общества, единственным вариантом упрочения социальных связей была общность интересов в форме родства. Род стал упорядоченной формой организации, пришедшей на смену праобщине. Поэтому первобытный строй имеет также название родоплеменная организация.

Характеристика первобытного общества

В первобытном обществе существовали две основные формы объединения людей – род и племя. Поэтому первобытнообщинный строй называют также родоплеменной организацией.

Первой, исторически сложившейся формой объединения людей был род. Он представлял из себя семейно-производственный союз, основанный на кровном или предполагаемом родстве, коллективном труде, совместной собственности и потреблении, социальном равенстве. Род не был семьей в современном ее понимании. Род - это именно союз, объединение людей, связанных между собой родственными узами.

Основной единицей общества была родовая община – объединение на основе родственных связей людей, ведущих совместную хозяйственную дятельность. Род не был совершенно стабильным коллективом. Он пополнялся за счет новых брачных партнеров своих членов и уменьшался за счет уводимых по тем же причинам родственников [30, с. 29].

Стадия ранне-первобытной (ранне-родовой общины) характеризуется простым присваивающим хозяйством, примитивными формами общественных отношений.

В этом обществе существовала строго фиксированная система половозрастного разделения труда. Женщины и мужчины специализировались в разных, но одинаково полезных сферах деятельности. Отношений неравенства между мужчинами и женщинами такая половозрастная организация не создавала. На основе естественного разделения труда складывались особые половозрастные группы. Каждой группе предписывались обязанности и права.

Женщины занимались собирательством плодов и корней растений, мужчины охотой и рыболовством.

Каждый ребенок в определенном возрасте подвергался процессу инициации, сопровождающемуся испытаниями и обрядами, а затем получал статус взрослого со всеми сопутствующими правами и обязанностями.

Каждый член группы выполнял в общественной жизни определенную функцию, выполнение которой ожидало от него общество.

В первобытном обществе власть исходила от всех взрослых членов рода (старейшины, военные вожди, жрецы), которые назначались собранием членов рода.

Войско составляли все мужчины рода, способные пользоваться оружием (копья, палки, луки, камни).

При разделе пищи также принималось во внимание различие в потребностях по полу и возрасту. В случае необходимости, трудоспособные охотники и рыболовы могли получить последний кусок пищи, а их иждивенцы оставаться голодными.

Экономика этого общества была основана на общей собственности. При этом неукоснительно реализовывались два принципа (обычая): рецепроктность (все, что производилось, сдавалось в общий котел) и редистрибуция (все сданное перераспределялось между всеми, каждый получал определенную долю). На иных основах первобытно общество просто не могло существовать, оно было бы обречено на вымирание [25, с. 53].

Характерными для первобытнообщинного строя были:

- экономика, базировавшаяся на примитивном ручном труде, отсутствие помощи домашних животных. Самостоятельно, без помощи рода, человек не способен был выжить, обеспечить себе пропитание и жилище;

- добывающее хозяйство - охота, собирательство, рыбная ловля. Потребляли столько сколько и добывали, запасов не хранили и по экономическим признакам все были равны;

- экономическое равенство обусловливало равенство политическое. Все взрослые члены рода имели право обсуждать и решать возникающие вопросы.

Развитие экономики шло по двум связанным между собой направлениям:

- совершенствование орудий труда (грубые каменные орудия, более совершенные каменные орудия, орудия из меди, бронзы, железа);

- совершенствование способов, приемов и организации труда (собирательство, рыбная ловля, охота, скотоводство, земледелие и проч., разделение труда, включая крупные общественные разделения труда [25, с. 54].

Все это приводило к постепенному повышению производительности труда.

Качественным отличием отношений между полами была экзогамия (от греч. exo – вовне и gamos - брак). Браки внутри рода запрещались и служили регулятором отношений. Мужчины одного рода брали себе жен в другом роде. В то же время брачно-семейные отношения варьировались в зависимости от количественного соотношения мужчин и женщин, их возраста и сложившихся в роду форм брака – от моногамных до гаремных форм семей.

Род играл решающее значение и в социальном развитии первобытного общества. Он выступал общественным объединением, имел общую собственность на землю, орудия труда, добычу. Отношения членов рода строились на основе взаимопомощи, никто не имел каких-либо преимуществ. Власть принадлежала всему роду, осуществлялась в интересах всех его членов. Значимые вопросы рода, разрешение споров, распределение обязанностей, религиозные церемонии и т.п. разрешались на общем собрании всех взрослых членов рода – как мужчин, так и женщин. Это собрание было высшей властью в нем. Решения собрания являлись выражением общей воли и были обязательными для всех.

Наиболее опытный и умный член рода становился главой, старейшиной. Он не имел никаких преимуществ перед другими членами рода, выполнял обязанности наравне с другими, обладал непреклонным авторитетом и уважением. Такая власть была своеобразной первобытной демократией. Инстанции, исполнявшей функции центральной власти не существовало. Вождь племени занимал высший военный пост, но не имел права разбирать споры между членами рода внутри племени. Внутри родов обязанность миротворческой и судебной власти исполнял наиболее уважаемый представитель рода или совет старейшин. Каждый отдельный индивидуум рода еще не представлял собой субъекта, а был всего-навсего лишь членом своего рода. Этот род давал ему защиту, и, таким образом, сила рода являлась и его силой. Индивидуум, находившийся вне данного родового клана, оказывался и вне сферы действия его (клана) порядков, и поэтому «чужой» мог получить правовую защиту в общине только в том случае, если он был принят в род в качестве его члена или, по крайней мере, был принят под его защиту [5, с. 12].

Обычаи укоренились в глубокой древности, тысячелетиями передавались из поколения в поколение, представляли из себя непререкаемые запреты (табу), рассказы (мифы), а также обряды и ритуалы. Обычаи были неприкосновенны и священны, поэтому их соблюдение было обязательным и не поддавалось пересмотру. Обычаи регулировали бытовые вопросы, семейные отношения, производственные процессы. Многие обычаи вытекали из существовавших общественных отношений и в соответствии с ними поведение каждого члена рода соответствовало коллективным интересам. Они были тесно связаны с нормами первобытной морали, религиозными обрядами. Непререкаемость обычаев опиралась на кровную связь и общность интересов в родовой общине. Обычаи соблюдались на добровольных началах либо в принудительном порядке, органа, карающего за неисполнение не существовало, достаточно было всеобщего осуждения.

На поздних стадиях существования родового строя начался процесс его разложения: отпочкование новых родовых общин от первоначальных, деление крупных родов на мелкие или большие семьи [3, с. 78].

Следующей важнейшей формой общественного объединения первобытных людей было племя - более крупное и более позднее общественное образование. Оно возникло с развитием первобытного общества и увеличением числа родовых общин. Племя - это союз родовых общин, основанный на родственных связях, имеющий собственную территорию, имя, язык, общие религиозные и бытовые обряды. Объединение родовых общин в племена вызывалось различными обстоятельствами, в том числе и такими, как совместная охота на крупных животных, отражение нападения врагов, нападение на другие племена и т.д. [14, с. 199-202].

Кроме родов и племен в первобытном обществе встречались такие формы объединения людей, как фратрии и союзы племен. С помощью них сохранялись связи между родовыми общинами в процессе разложения родового строя – отделение новых родовых общин от первоначальных, деление крупных родов на мелкие. Фратриями (братствами) назывались искусственные объединения нескольких родов или первоначальные разветвленные роды. Фратрии были промежуточной формой между родом и племенем и имели место только у некоторых народов (например, у греков).

Союзы племен – это объединения, возникавшие у многих народов в период разложения первобытнообщинного строя. Союзы племен создавались либо с целью ведения войны, либо с целью защиты от врагов. По мнению некоторых современных исследователей, именно из союза племен развивались ранние государства.

Роды, фратрии, племена, союзы племен, являясь различными формами общественного объединения первобытных людей, в то же время мало чем отличались друг от друга. Каждая из них – это лишь более крупная, а значит и более сложная форма по сравнению с предыдущей. Но все они были однотипными объединениями людей, основанными на кровном или предполагаемом родстве [9, с. 46-47].

Примерно в это время структура рода усложняется, появляются патрилокальные поселения. Мужчина начинает преобладать в хозяйственной и общественной жизни. Материнская семья превращается в патриархальную семейную общину. А патриархат можно охарактеризовать распадом дуально-фратриальной организации. Патриархат ведет к распаду первобытно-общинного строя.

Происходит общественное разделение труда- скотоводство отделяется от земледелия. Усложняется организация производства, появляются новые организационные и управленческие функции. Предпосылкой процесса разложения первобытного общества и классообразования был рост регулярного избыточного продукта. Рост регулярного избыточного и появление прибавочного продукта были обусловлены подъемом в различных областях производства [1, с. 225].

Коллективная, групповая и частная формы собственности, к которым привело появление прибавочного продукта, ведут к дальнейшему расслоению общества. Верхушка перестает участвовать в материальном производстве, отделяется от основной массы производителей, представляя собой новую организационную форму правления. Нововыделившаяся знать увеличивает пропасть между классами, присваивает излишки производства, большую часть военной добычи, лучшие и большие участки земли.

С этого времени родоплеменная организация начинает вытесняться государственной организацией.

Большая часть истории развития человечества приходится на период первобытного общества. Родственный связи были основными. Отношения между родами были экзогамными. Два или несколько родов составляли племя. Первобытнообщинный строй также называется родоплеменным.

Экономика основывалась на общей собственности, все продукты распределялись между членами рода, излишков не существовало.

Власть была общественной, все вопросы решались коллективно взрослыми членами рода. Сильна была приверженность обычаям и традициям, сложившимся в племени.

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В
ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ.

2.1. Общая характеристика власти догосударственного периода

Любое общество представляет собой целостный социальный организм, который отличается той или иной степенью организованности, урегулированности, упорядоченности общественных отношений. Из этого следует, что для каждого общества характерны определенная система управления (социальная власть) и регулирование поведения людей при помощи определенных общих правил (социальных норм) [27, с. 187].

В истории человечества существовало общество, которое не знало ни государства, ни права. По крайней мере государства, поскольку по данным современной науки человеческое общество возникло примерно сорок тысяч лет назад, в то время как первые государства появляются только в IV-III тысячелетиях до н. э. Что же представляло собой это догосударственное общество и как оно было устроено? Это важно выяснить, поскольку невозможно понять процесс возникновения государства, не зная, что ему предшествовало [31, с. 225].

Власть возникает вместе с обществом, как возможность оказывать воздействие на людей с помощью каких-либо средств (принуждения, насилия, воли, авторитета) и является непременным его атрибутом. Власть придает обществу организованность и управляемость. Общественная власть – это публичная власть. Нередко под публичной властью подразумевают только государственную власть, что не совсем правильно, потому что с публичной властью тесно связано управление, которое является способом осуществления власти, претворения ее в жизнь.

Первобытнообщинный строй представляет собой самый длительный этап развития человечества и характеризуется отсутствием политической организации и правовых норм. Первобытное общество основывалось на родственных связях, совместном труде и собственности, социальном равенстве всех членов.

Общественная власть, существовавшая в догосударственный период базировалась на семейных отношения, была непосредственно общинной, распространялась только в рамках одного рода и только на его членов, строилась на функциях самоуправления. Основой общественной власти были авторитет, традиции членов рода.

Власть осуществлялась как обществом в целом (родовые собрания), так и представителями рода (старейшинами, военачальниками, жрецами), которые решали важные вопросы жизнедеятельности первобытного общества [27, с. 190].

Власть в первобытном обществе носила подлинно народный характер и строилась на началах самоуправления. Никакого специального аппарата управления, который имеется в любом государстве, здесь не существовало, поскольку все вопросы общественной жизни решались самим обществом. Не существовало и специального аппарата принуждения в виде судов, армии, полиции и т.п., что тоже является принадлежностью любого государства [3, с. 175].

Общественную власть первобытного общества часто именуют потестарной (от лат. "potestas" - власть, мощь). Этим термином принято обозначать догосударственную организацию власти, для которой характерна неотделимость власти от общества, неразделенность уровней семьи и коллектива. Например, потестарная власть предводителя общины базировалась как на его авторитете, так и на возможности жесткого принуждения. Нарушитель мог быть строго наказан, вплоть до изгнания из общины или лишения жизни. Такая социальная организация первобытного общества тысячелетиями воспроизводила присваивающую экономику, обеспечивала гармоничное взаимодействие человека и природы, была первым, отличным от всех последующих способом существования человеческого общества, полностью соответствовала его потребностям [8, с. 17].

Вопросы, касающиеся всего рода, решались на общем собрании. Это же собрание избирало старейшину, жреца, вождя, которые управляли жизнью родовой общины. Жрецы (вожди) в первобытном обществе не обладали никакими преимуществами, трудились и жили на равнее со всеми. Их власть основывалась на личном авторитете и заслугах перед родом, помноженных на выраженную волю и доверие собрания членов рода, уважении членов рода к опыту старших. Для решения наиболее важных вопросов, собирался совет старейшин, вождей. На таком совете вопросы решались коллегиально.

Власть в родовой общине выглядела следующим образом. Вопросы, касающиеся всего рода решались на общем собрании, которое состояло из всех взрослых членов рода. Это же собрание избирало старейшину, вождя, которые управляли жизнью родовой общины, решали повседневные вопросы. Власть старейшины, его выбор из числа членов общины основывались на уважении и авторитете. Он принимал участие в производственной деятельности, как все получал свою долю, не наделялся привилегиями. В любое время вождь мог быть заменен другим. Кроме того, родовое собрание избирало военного предводителя (военачальника) на время завоевательны походов, а также других "должностных" лиц, например, жрецов, шаманов. Жрецы являлись своего рода передатчиками информации, письменность в первобытном обществе отсутствовала, все умения, навыки, религиозные представления и опыт передавались из поколения в поколение.

В племени организация власти и управления была примерно такой же, как и в родовой общине. Основным органом власти и управления здесь, как правило, был совет старейшин (вождей), хотя наряду с ним могло существовать и народное собрание (собрание племени). В состав совета старейшин входили старейшины, вожди, военачальники и другие представители родов, составляющих племя. Совет старейшин решал все основные вопросы жизни племени при широком участии народа. Для решения текущих вопросов, а также на время военных походов избирался вождь племени, положение которого практически ничем не отличалось от положения старейшины или вождя рода. Как и старейшина, вождь племени никакими привилегиями не обладал и считался лишь первым среди равных.

Аналогичной была организация власти и управления во фратриях и союзах племен. Так же как в родах и племенах, здесь встречаются народные собрания, советы старейшин, советы вождей, военные предводители и прочие органы, которые являются олицетворением так называемой первобытной демократии. Никакого специального аппарата управления или принуждения, а также власти, оторванной от общества, здесь еще не существует. Все это начинает появляться лишь с разложением первобытнообщинного строя.

Сила общественного мнения, внутренний страх и потестарные санкции влияли на соблюдение социальных норм. Человека, не желавшего жить так, как это было принято у родственников, ждала кара. Особо злостных нарушителей, а находились и такие, умерщвляли или изгоняли из рода. В условиях первобытности это были практически равнозначные наказания. В одиночку выжить было невозможно [30, с. 30].

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что власть в первобытном обществе:

- носила общественный характер и исходила от всего общества в целом;

- базировалась на семейных отношениях, распространялась только в рамках рода и выражала его волю;

- функции власти выполнялись в качестве почетной обязанности, не давали привилегий, на занятие должности не влияли ни экономическое, ни социальное положение претендента, роли играли только его авторитет и уважение членов рода;

- не имела аппарата принуждения и управления;

- мононормы регулировали социальные отношения.

Таким образом, из всего вышеперечисленного можно сделать очевидный вывод, что власть в первобытном обществе была общественной и обладала демократическими признаками.

Позднее власть стала видоизменяться и приобретать новые черты.

На стадии позднепервобытной общины начали складываться предпосылки к наследованию главенства. Усложнившаяся на этой стадии производственная, социальная, идеологическая деятельность требовала от руководителя намного лучших, чем у других членов общинно-родовой организации, умений и знаний. Приобрести их легче было тому, кто чаще контактировал с действующим главой, как правило, родственнику. У брата, сына или племянника шансов стать лидером было несоизмеримо больше.

Появление избыточного продукта и личных богатств привело к тому, что институт главенства стал испытывать воздействие также и имущественных факторов [1, с. 242].

Появление государств у разных народов вызвано и другими причинами, кроме социальных и экономических [1, с. 241].

Важнейшим условием перехода от родового строя к государственному является военная организация племен. Значение войн возрастает. Органы общественной власти постепенно превращаются в органы воееной демократии. Усиливается власть военных вождей, в своих руках они сосредотачивают как власть верховного жреца, так и власть верховного судьи. Родственные племена объединяются и военный вождь наиболее сильного племени узурпирует власть.

Большую роль в процессе формирования государственности играла религия. Религиозные нормы содействовали укреплению власти, она связывалась с передачей ее от богов. Постепенно стала пожизненной и наследственной. Властители стремились объединить племена с помощью религиозных канонов.

Каждая из исторических эпох, которые в своем развитии прошло человечество, определялась характером общественных отношений: социальных, экономических, религиозных, культурных, политических. Первобытное общество является самой продолжительной эпохой. Для нее характерно отсутствие политической организации и правовых норм.

Власть в первобытном обществе осуществлялась самим обществом, либо выбранными лицами, которые могли быть заменены другими, не обладали никакими привилегиями. Аппарата управления у общественной власти не существовало. Она опиралась на общественное мнение и базировалась на уважении к тем, кто ее осуществлял. Специальных органов принуждения и наказания не существовало. При необходимости карающие меры исходили от всего общества.

2.2. Особенности и механизмы первобытнообщинной власти

Общественная власть в первобытном обществе не знала имущественных, сословных, классовых различий, не имела государственно-политических форм. Она характеризуется как первобытная общинная демократия. Главным принципом и особенностью первобытнообщинной власти был принцип народовластия. Коллективная воля сородичей имела определяющее значение. Важные вопросы решались равноправно на общем собрании. Все взрослые члены, как мужчины, так и женщины имели право на участие в обсуждению. Власть и общество совпадали.

Старейшина избирался для осуществления управления родом. Его власть служила интересам всего общества, предполагала ответственность за род, заботу о нем. При этом должность старейшины была не только выборной, но и сменяемой. В любой момент, он мог быть отстранен от управления родом. Это случалось, когда появлялся более опытный человек, обладавший большими умственными и организационными способностями. Предполагается, что противоречий не возникало, потому что ни один член рода не отделял себя и своих интересов от общественных. «Если доминантная личность отличатся не только волей, но и умом, то возглавляемый ею коллектив способен быстро прогрессировать» [15, с. 17].

Власть старейшины основывалась как на физической силе, так и на моральных качествах, личном авторитете. Старейшина был главой рода. Им становился зрелый, опытный, мудрый человек, умеющий предвидеть события и обладающий склонностью к организации важных предприятий. Старейшину выбирали и признавали фактически, все члены рода считали, что он выделяется среди них особыми качествами. Его боялись, уважали, слушались и даже почитали. Старейшина руководил повседневной жизнь рода, рассматривал споры между сородичами и представлял их интересы в общественном производстве [15, с. 19].

Кроме старейшин, на время войны избирался военачальник, при необходимости могли быть избраны и другие должностные лица: колдуны, шаманы, жрецы.

Когда человеческая популяция разрослась, а роды объединились, появился круг вопросов, общих для всех соседствующих групп людей. Для решения межплеменных и межродовых проблем стали собираться советы старейшин, вождей, всех способных держать в руках оружие.

Племя, в свою очередь, управлялось советом старейшин, представляющих соответствующие роды. Совет старейшин избирал племенного вождя. Эта должность на ранних этапах развития первобытного общества также была сменяемой, т. е. не давала привилегий. Союз племени управлялся советом племенных вождей, который избирал вождя союза (иногда двух, один из которых был военным вождем).

Совет старейшин собирался эпизодически, где предварительно рассматривался вопрос, выносимый затем на народное собрание.

Такая власть не знала каких-либо имущественных, сословных или классовых различий, она не носила политического характера, не была оторвана от общества, не стояла над ним, а основывалась на силе его мнения. Она по сути своей была первобытнообщинной демократией, которая строилась на началах самоуправления и не знала особого разряда людей, которые бы осуществляли только власть и управление, не участвую в производственной жизнедеятельности.

Организация общественной власти в первобытном обществе сохраняла начала народовластия. Все вопросы, хозяйственные мероприятия, конфликты, проступки решались на собраниях общинников или сородичей под началом признанного главы. Развитие общинно-родового и родоплеменного строя способствовало иерархизации органов коллективной власти. В собраниях на равных правах принимали участие все взрослые сородичи, но все чаще участие в собраниях принимали только взрослые мужчины.

На главенствующие роли избирались наиболее достойные. Учитывались трудолюбие, знание обычаев и обрядов, хозяйственный опыт. Решения принимались всеми членами общества, важным было достижение единого мнения, а не подчинение одних воле других, поэтому важность имели умение красноречиво говорить и пользоваться авторитетом. Важным было умение разбираться в воинском искусстве и культовых знаниях.

В некоторых обществах от главы требовались все эти умения, в других сферы разграничивались. Глава общины, военный вождь, жрец должны были обладать выдающимися знаниями только в специфической области. одних обществах, где функции главенства оставались неразделенными, от главы требовалось обладание если не всеми этими качествами, то многими из них; в других, где принцип целесообразности повел к разграничению сфер руководства, обычный глава, военный предводитель, знахарь или колдун должны были обладать выдающимися способностями в своей специфической области.

Соподчинение органов коллективной власти могло достигаться путем представительства глав общин в общинных и родовых советах. А глав таких советов – в советах племен. В условиях многородовых общин было важно чтобы руководитель общины принадлежал к наиболее многочисленной родовой группе. Тем самым обозначалась тенденция закрепления главенства за определенными родами [2, с. 242].

Таким образом, вождество превращается в социально-политическую организацию, объединяющую группу поселений, иерархически подчиненных одному из них, в котором проживает верховный правитель [15, с. 23].

Религиозно-идеологическая власть в общинах принадлежала жрецам, шаманам, ведунам, гадателям, знахарям. Эти люди оказывали влияние на мировоззрение соплеменников, внушали им надежду на будущий день, умиротворяли небесных духов, боролись с потусторонним злом. Выполняли обряды, лечили больных, отпевали мертвых. Благодаря астрономическим наблюдениям жрецы научились предсказывать погоду, затмения солнца, наводнения, другие природные явления. Знания и опыт позволили им монополизировать право на общение с потусторонними силами. Поэтому они были бесспорными властителями человеческих душ. Религиозные лидеры первобытных общин также считались блюстителями родовых обычаев и традиций [12, с. 199].

Родоплеменная организация власти, как правило, жестко подчиняла поведение индивида интересам коллектива, одновременно ставя вне закона все, что находилось за рамками высшего звена этой организации – племени.

Первобытнообщинные механизмы социализации надежно обеспечивали соблюдение установленных порядков.

Народное собрание выполняло наравне с другими и судебную функцию. Особый авторитет имели зрелые, умудренные опытом члены рода, старшее поколение.

Знало такое общество различные организационные формы разрешения споров – состязания самих спорящих, когда победитель считался выигравшим спор, суд родственников, посредников, предводителя, совета старейшин [8, с. 17].

Карательных органов не существовало, их функции осуществлял старейшина, он учитывал мнение всего рода. Крайней формой наказания являлось изгнание из общины, что было равносильно смерти, в суровых условиях человек был обречен на голод, убийство крупным животным или членами другого племени . В большинстве случаев достаточным было наказания в виде порицания и осуждения членов племени, вождя. Единственным критерием правильности поступка было его одобрение от общества.

В первобытном обществе существовали определенные правила поведения, называемые обычаями, тесно связанные с существующей религией и моралью. Обычаи затрагивали интересы членов всего рода, отвергали ошибочные и закрепляли рациональные варианты поведения людей в племени. Иначе говоря, обычай - это общепринятое в определенных условиях и социальной сфере исторически сложившееся традиционное правило (норма) поведения, проверенное и закрепленное многократным повторением в ходе длительной общественной практики. Обычаями регламентировались все сферы деятельности первобытного человека и действовали они в комплексе с возникшими позднее нормами морали как представлениями о добре и зле, честном и бесчестном. Обычаи зачастую облекались в форму религиозных обрядов и поддерживались не только силой общественного мнения, авторитетом старейшины, сложившейся практикой, жизненной необходимостью, но и угрозой наказания свыше.

Таким образом, пониманию обычая в рассматриваемом качестве придается собирательное значение социальных норм первобытного общества, обеспечивавших существование присваивающей экономики и продолжение рода.

Принуждение существует в любом обществе, существовало оно и в родовой общине, но исходило от рода и носило общественный характер. Особого аппарата принуждения не существовало. Как правило, в качестве принуждения применялись такие меры, как наложение дополнительных обязанностей за провинность, общественное порицание, телесные наказания, в крайних случаях изгнание из племени или смертная казнь.

Обязанности вождей родовых общин становились все более многообразными. К традиционным функциям добавилась новая и важнейшая, так называемая редистрибутивная функция – функция перераспределения прибавочного продукта, который добывался или производился не лидером лично, а усилиями всей группы, что закладывало элементы будущей системы эксплуатации, присущей государству [13, с. 112].

Вокруг племенных лидеров постепенно сложилась простейшая система органов первобытной власти, состоящая из единоличных (вождь, жрец, старейшина) и коллективных (совет старейшин, собрание соплеменников, совет вождей) институтов публичного управления [15, с. 19].

Растущая плотность населения вынудила людей к более тесному сплочению как внутри локальных групп, так и по отношению к внешнему миру. Благодаря расширяющимся брачно-семейным связям, соседние племена стали сближаться и образовывать союзы. Появилась потребность в субординации их деятельности [12, с. 197].

Теперь управленческие посты дают их обладателям большие материальные выгоды, позволяют им навязывать свою волю коллективу. Формирующаяся управленческая верхушка стремится к постепенному закреплению своей власти. Организационная деятельность приобретала политический характер, а административно-общинная знать постепенно превращалась в государственную. Нередко общинная знать, как слой, становилась закрытой для большинства соплеменников, носила сословный или кастовый характер [13, с. 113].

Во главе системы стоял вождь, власть которого приобрела сакральный и авторитарный характер [17, с. 24].

Организацию власти в первобытнообщинном обществе принято называть потестарной. Важнейшими признаками, присущими такой власти являются власть, авторитет. Коллективной ответственности в родовой общине было достаточно.

Собрание всех взрослых членов было высшей властью. На собрании решались все важные вопросы жизни общины. Старейшина, избранный на этом же собрании, управлял повседневными делами. Специального аппарата не существовало. Старейшина не передавал свою власть по наследству, он был заменяем и участвовал в деятельности родовой общины наравне со всеми ее членами. Общественная власть при первобытнообщинном строе была эффективной и авторитетной, опиралась на сознательность всех членов рода.

Система нормативного регулирования в первобытном обществе имела естественно-природный характер, опиралась на механизмы обычаев, распространялась только на данный род. В механизме власти доминировали запреты и специфические санкции. Поведение нарушителя норм осуждалось родовым коллективом, имело место общественное порицание, применялись телесные наказания, изгнание из родовой общины, что было равносильно смерти, потому что человек не мог выжить в одиночку. В особых случаях в качестве наказания избиралась смертная казнь.

2.3. Социальные нормы в первобытном обществе.

Социальные нормы - это правила взаимодействия, направленные на организацию отношений в обществе и связанные с сознанием людей. Они возникают в процессе исторического развития и соответствуют определенному типу культуры. Характер и связь различных социальных норм с сознанием не одинаковы. Одни складываются из многократно повторяющихся актов поведения и превращаются в обычаи, другие формируются на основе фундаментальных ценностей и становятся принципами морали, третьи возникают, как требования к поведению членов обшества. В основном, социальные нормы рассматриваются, как регуляторы общественных отношений. Но в общем, их роль не ограничивается единственной функцией. Можно назвать, по меньшей мере, три функции социальных норм (регулятивная, оценочная, трансляционная) [21, с. 15].

Внутренне присущим признаком любой социальной общности, любого человеческого общества являются урегулированность и упорядоченность общественных отношений. Возьмем ли мы первобытное общество или современное мы всегда обнаружим тот или иной порядок [6, с. 206].

В догосударственный период социальные нормы вмешивались в жизнедеятельность людей, обеспечивая единство племени. Если животные подчинялись только инстинктам, то человек в дополнение к биологическим законам изобрел общественные регуляторы, которые хоть не устранили инстинкты, но существенно потеснили их. Культовые ритуалы и обряды произвели изменения в нервно-психической деятельности человека и позволили ему перейти на следующую ступень развития по сравнению с животным миром [25, с. 24].

Социальные нормы в первобытном сообществе не фиксировались документально из-за отсутствия письменности. Часть из них проходила проверку временем, часть отмирала сама собой.

Закрепляются наиболее выгодные и рациональные для племени правила в отношениях людей, их поведении. Возникают устойчивые обычаи, которые отражают интересы всех членов общества, передаются из поколения в поколение и соблюдаются в подавляющем большинстве добровольно, в силу привычки [25, с. 29].

Социальное регулирование может быть индивидуальным и нормативным. Индивидуальное представляет собой управление поведением людей при помощи приказов, относящихся к определенному лицу в определенной ситуации. Например, член племени по велению вождя поддерживает огонь. Нормативное регулирование — это управление поведением людей с помощью правил поведения, которые распространяются на всех членов племени. Поведение членов племени регулируется сложившимися правилами, а не только инстинктами. Порядок таких правил формируются в систему норм, регулирующих производство и распределение продукта.

Праобразом будущего права стали именно социальные нормы первобытного общества.

Внутренний страх, потестарные санкции, сила общественного мнения влияли на соблюдение социальных норм. Человека, не желавшего жить так, как это было принято у родственников, ждала кара. Особо злостных нарушителей, а находились и такие, умерщвляли или изгоняли из рода. В условиях первобытности это были практически равнозначные наказания. В одиночку выжить было невозможно [30, с. 30].

Ранее считалось, что социальные нормы возникли в силу материальных, экономических предпосылок. Так, Ф. Энгельс писал: «На известной, весьма ранней стадии развития общества возникали потребности охватить общим правилом повторяющиеся изо дня в день акты производства, распределения и обмена продуктов и позаботиться о том, чтобы отдельный человек подчинялся общим условиям производства и обмена. То правило вначале выражающееся в обычае, становится затем законом» [22, с. 272].

Позднее было доказано, что не только материальные и экономические предпосылки легли в основу возникновения социальных норм. Французский этнограф и социолог К. Леви-Стросс разработал и обосновал идею, согласно которой запрет кровосмешения являлся социальным фактом, благодаря которому человек выделился из мира природы [7, с. 175].

Не допускались половые отношения внутри рода. В данном случае причина была биологической.

Л. С. Васильев писал: «Отказ от права на женщину своей группы создал условия социального контракта с соседней группой. Заложил фундамент для системы постоянных коммуникаций: обмен женщинами, имуществом, слово-знаками, составил структурную основу культуры с ее ритуалами» [7, с. 175].

Особенностью норм первобытного общества было их групповое начало. Нормы регулировали отношения между группами сородичей, а не между отдельными членами рода, интересы личности подчинялись интересам коллектива.

Правила поведения в первобытном обществе носили синкретический (лат. synkretismos - соединение) характер, потому что не могли быть классифицированы как нормы морали, религии или обычного права Эти правила в научной литературе получили название «мононормы» (от греч. monos- один, единый и лат. norma- правило) – обязательное правило поведения, в котором еще не дифференцировались различные нормы социальной регуляции : права, нравственности и этикета и т.п.» [20, с. 26].

Впервые понятие «мононорма» ввел специалист по этнографии А.И. Першиц: ««...Учитывая синкретность, неотдифференцированность основных правил поведения в первобытном обществе, - писал он, -более удачным представляется термин «мононорма», отражающий такую синкретность» [28, с. 214].

Мононормы были нерасчлененными специфическими нормами, выражались в обычаях и тесно переплетались с устоями, как нравственными, так и религиозными. «Они в большинстве не отделяли прав от обязанностей, поскольку права индивида сливались с обязанностями» [11, с. 42].

Характерным для мононорм было закрепление первобытного равенства, они не давали преимуществ одним членам рода перед другими.

В сознании первобытного человека не возникало вопроса, какая норма регулирует его деятельность в данный момент. Но тем не менее, можно выделить основные виды социальных норм того времени. Это были религиозные нормы, обычаи, табу, нормы морали, мифология и агрокалендари.

Религиозные нормы регулировали отношения на основе религиозных представлений. Первобытные люди не обладали способностями объяснять непонятные им явления природы. Поэтому бессилие перед непонятным и сверхъестественным привело к тому, что они придумали божество и стали ему поклоняться. Особое место занимают религиозные культы, определенные заклинания, телодвижения. Обязательной частью культа было жертвоприношение, заклание животных и даже людей на жертвенниках, в созданных святилищах. Религиозные нормы позволяли первобытным людям освободить свой психический потенциал от страха, тревоги пред окружающим миром, направить его на производительную деятельность, создавали условия для установления предсказуемых и гарантированных отношений [24, с. 24].

Обычаи вошли в привычку в результате многократного повторения. Их никто не придумывал и не устанавливал. Они сложились исторически, как целесообразный вариант поведения, необходимый для жизни. Обычаи предавались от поколения к поколению, обладали консервативностью.

Табу представляет собой религиозный запрет, налагаемый на что-либо. Нарушение табу по представления первобытного человека влечет жестокую кару со стороны богов. Сущность табу- в идеологическом освещении и закреплении существующего в обществе порядка [4, с. 197].

Как считал С. Рейнак: «Табу – это преграда, возведенная против разрушительных и кровавых стремлений, являющихся наследством человека, полученным от животных» [28, с. 16].

Нормы первобытной морали регулировали отношения между членами рода на основе их представлений о добре и зле. Поэтому они появились гораздо позже обычаев, когда люди смогли оценивать поступки с точки зрения добра и зла.

Мифология была совокупностью мифов, сказок о богах, повествований о героях, отражавших представления людей о мире, природе и человеческом бытии. В мифах закреплялись общие представления людей о мире, природе, семейно-брачных отношениях, запретах, правилах поведения. Описывались способы изготовления орудий, маршруты кочевий и места стоянок.

На основе многолетних наблюдений складывались агрокалендари. И это была прежде всего система правил ведения сельского хозяйства, со сроками выполнения тех или иных работ. Возникать они начинают в период активного земледелия и перехода к производящей экономике.

Социальные нормы имеют всеобщий характер. Выражая определенное правило поведения, социальная норма распространяет свое действие не только на конкретное лицо (т.е. имеет не конкретный характер), но на всех лиц, оказавшихся в сходных ситуациях [4, с. 196].

Соблюдение норм, содержащихся в обычаях, на ранних стадиях развития общества обеспечивалось такими мерами общественного воздействия на нарушителей, как изгнание из рода или племени, лишение огня и воды, и пр. [23, с. 464].

Постепенно появляются обычаи, устанавливающие обязанности и права. Изменения в обществе, усложнение социальной жизни приводят к появлению и закреплению новых обычаев, увеличению их числа [25, с. 29].

Социальные нормы первобытного общества - это нормы, регулирующие отношения между людьми. Эти нормы связаны с их волей и сознанием. Не имея письменной формы, обеспечивались соответствующими мерами внушения, принуждения. В качестве ведущего способа значился запрет (табу). Права и обязанности каждого человека диктовались естественно-природной основой присваивающего общества, в котором человек являлся и частью природы, и частью общества. Человек изобрел общественные регуляторы, которые не смогли устранить инстинкты, но смогли существенно их потеснить. Нормы выражали интерес всех членов общества и реализовывались в виде обычаев, исторически сложившихся правил поведения, ставших привычными в результате многократного повторения.

Именно социальные нормы первобытного общества стали праобразом будущего права.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование, проведенное в данной курсовой работе, позволяет сделать выводы о том, что

1). Основной формой социальной организации первобытнообщинного строя был род (первобытная родовая община). Он отличался коллективизмом в производстве, управлении, равном распределении благ, добываемых совместно;

2). Власть в догосударственный период обеспечивала социально-экономическое единство рода, племени, общины. Производительность труда была низкой, орудия труда несовершенны. Отсюда вытекала необходимость в совместном проживании, общественной собственности на средства производства и распределении продуктов на основе равенства;

3). Для социального регулирования необходимо было формулирование вариантов поведения в виде общеобязательных образцов. Основными разновидностями социальных норм первобытного общества были обычаи, религиозные нормы, нормы морали, сакральные предписания в виде заклинаний, табу, проклятий;

4). Власть носила общественный характер и исходила от всего общества в целом. Строилась по кровнородственному принципу, базировалась на личных качествах и распространялась на всех членов рода. Главным аргументом были авторитет, мудрость, житейский опыт, уважение к соплеменникам, храбрость старейшины, вождя. Аппарата управления и принуждения не существовало властные функции выполнялись в качестве почетной обязанности, вожди параллельно с управленческими выполняли и производственные функции наравне с другими членами рода и не наделялись никакими особенными привилегиями.

5). Социальная регуляция осуществлялась при помощи мононорм. Данные нормы обеспечивали существование присваивающей экономики, регулировали определенные способы добывания пищи, продолжение рода, брачные отношения. И по большому счету выражали основной интерес рода – выжить в борьбе с природой;

6). Власть была организована следующим образом: постоянным органом власти был совет старейшин, в более поздние времена совет старейшин стал избирательным. Для решения важных вопросов племени созывалось собрание, где решение принималось поднятием руки или восхищением. Собрание являлось верховной властью в последней инстанции. Формами организации власти были матриархат, власть старейшин, институт вождества, появление аристократии стало переходным этапом к государственности.

Вывод, сделанный на основании вышеизложенного, полагает признать, что изучение вопроса о появлении и становлении первобытнообщинного строя, появление в нем власти имеет важное значение. Без этого невозможно понять сущность и роль общественно-правовых явлений, того, как они функционирую в жизни общества и какую роль играют. Особое значение имеет определение исторических рамок зарождения государства, суть происхождения власти и ее прогрессирование.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Алексеев В. П., Першиц А. И. История первобытного общества: Учеб. для вузов по спец. «История». - М.: Высш. шк., 2008.
  2. Алексеев В. П., Першиц А. И. История первобытного общества: Учебник для вузов по спец. «История». – М.; Высш. шк., 1990.
  3. Андреев И. Л. Происхождение человека и общества. М., 2009.
  4. Анисимов А.Ф. духовная жизнь первобытного общества. М.-Л., 1966г.
  5. Аннерс Э. История европейского права (пер. со швед.). /Ин-т Европы. – М.: Наука, 1994. Глава 1. Примирительное право родового строя.
  6. Борисковский П.И. «Начальный этап первобытного общества» Л., 2001г.
  7. Васильев Л. С. Становление политической администрации: от локальной группы охотников и собирателей к протогосударству – чифдом // Народы Азии и Африки. 1980. № 1.
  8. Венгеров А. Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. 3-е изд. – М.: Юриспруденция, 2000.
  9. Венгеров А. Б. Теория государства и права. Омега – Л. 2004.
  10. Венгеров А. Б. Теория государства и права. М., 2008 г.
  11. Дробышевский С. А. Политическая организация, право и доклассовое общество. // Правоведение, 1988, № 5.
  12. Истоки монархического правления в социальной организации первобытного общества / А. В. Серегин. //Правоведение. – 2006. - № 1.
  13. История государства и права зарубежных стран. Часть 1. Учебник для вузов. Под ред. Проф. Крашенниковой Н. А. и проф. Жидкова О. А. – М. – Издательство НОРМА, 1996.
  14. Кашанина Т.В «Происхождение государства и права». М: Юрист, 1999г.
  15. Кашанина Т. В. Происхождение государства и права. Учебное пособие. М.: Высшая школа. 2004.
  16. Кашанина Т. В. Происхождение государства и права. Современные трактовки и новые подходы. М., 2009 г.
  17. Каширина Т. В. История государства и права зарубежных стран Часть 1 – М.: МИЭМП, 2009.
  18. Косвен М. О. Общие основы периодизации первобытной истории. М., 1950.
  19. Косвен М. О. Семейная община и патронимия. М., 1963.
  20. Лафарг П. Происхождение идеи справедливости // Марксизм и этика. Киев, 1925.
  21. Лившиц Р.З. Государство и право. 1993г.
  22. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 18.
  23. Марченко М. Н.Теория государства и права. Учебник. Изд-е 2, перераб. и дополн. - М.: OOO «ТК Велби», 2002.
  24. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. -М.: Юристъ, 2004.
  25. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 1996.
  26. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2001.
  27. Общая теория государства и права / Под ред. В. В. Лазарева. – М.: Юристъ, 2011.
  28. Першиц А.И. Проблемы нормативной этнографии // Исследования по общей этнографии. М., 1979.
  29. Рейнак С. Орфей. Всеобщая история религий. Вып. 1. М., 1919.
  30. 30). Храпунов И. Н., Древняя история Крыма, Симферополь, изд-во «Сонат», 2003.
  31. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. – М.: ЛКИ, 2007. Глава 1. Доисторические ступени развития.
  32. Энциклопедический словарь историка: Всеобщая история / Сост. Н. С. Елманова, Е. М. Савичева. – М.: Педагогика – Пресс, 1994.