Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Организация общественной власти в первобытном обществе

Содержание:

введение

Мир, в котором мы живем, постоянно меняется, и с ним меняемся мы. Но понять суть изменения можно, только зная прошлое, которое всегда оставляет следы. Сейчас мы знаем, что жизнь появилась на Земле довольно давно, по самым современным данным, более трех миллиардов лет назад. Важное свойство жизни – способность изменяться, приспосабливаться к меняющимся условиям существования. Изменяясь сама и в определенной мере меняя окружающую среду, жизнь протекает везде, где только для нее оказались хотя бы немного подходящие условия.

Мир не всегда был таким, каким мы его видим, живые организмы изменяются. Чтобы искать предков, надо было сначала доказать, что они были. А доказательства находили еще в древности. Изредка в произведениях ученых древнего мира проскальзывали гениальные гипотезы об изменчивости, даже о развитии мира и жизни. Изучая наш изменчивый мир, ученые сопоставляли различные теории и приходили к выводу, что эволюционируя, жизнь на земле менялась, а вместе с ней менялось представление ученых о развитии жизни. Достаточно привести имена таких видных ученых как М.В. Ломоносов[1], Ж. Бюффон, Ж.Б. Ламарк. Потребовалось несколько десятилетий кропотливого труда многих ученых, чтобы на основе полученного материала Ч. Дарвин смог написать свой гениальный труд – «Происхождение видов путем естественного отбора».

Разнообразии жизни возникло миллионы лет назад. Среди многочисленных групп животных выделяется группа человекообразных.

Первобытный человек научился строить жилища, изготавливать одежду, стал заниматься земледелием и скотоводством, появилось, хотя и слабое разделение труда, стали создаваться семьи, развиваться искусство.

Для понимания эволюционного процесса развития первобытного строя, его культурного наследия, норм социального поведения, идеологического понимания, ученые всегда возвращаются к первоистокам человечества. Это позволяет лучше знать и представлять историю наших предков. Еще совсем недавно представители различных племенных сообществ находились в состоянии первобытного общества. В настоящее время еще существуют племена как латинском континенте, так и в на тихоокеанских островах.

Считается, что сообщество первобытного человека просуществовало более миллиона лет – это самая продолжительная по времени историческая эпоха человечества. Многие ученые утверждают, что возникновение древнейшего человека, как и первобытного общества, случилось полтора миллиона лет назад, по другим источникам в еще более позднее время.

Долгое время идут научные споры, что относить к тем объектам, которые находят в результате раскопок, и как прочесть ту или иную историческую информацию прошлого, найти способы извлечения данной информации. Такие объекты среди научной среды получили название исторического источника. Главный вопрос дискуссии – это что относить к историческим источникам, документы, несущие информацию о человечестве или остаточные находки древности, позволяющие дать определенную характеристику тому или иному периоду древнего периода.

С исторической точки зрения, все, что удается найти, раскопать, выявить относится к первоначальным источникам, позволяющим на основе данных, получать необходимую информацию о первоисточнике. В основе изучения исторических источников ученые пользуются данными таких наук, как антропология, география и палеография, геология, физика и химия, полученные сведения, которых можно отнести к историческим источникам. Условия жизни первобытного сообщества были чрезвычайно тяжелыми: чтобы добыть средства к существованию, люди вынуждены были переходить с места на место. Выжить в то время в одиночку было нельзя.

Неблагоприятные факторы, которым были подвержены люди – это перемене климата, болезням, часто гибли на охоте. Люди жили родами, возглавляли род выборные старейшины – наиболее опытные, сильные и уважаемые люди. Жизненно важные вопросы племени решались коллективно на общем собрании племя. Несколько родов объединялись в племена. Каждое племя имело свои особенности – в изготовлении орудий труда, жилищ, украшений, погребений и т.д.

Таким образом, первобытное общество можно считать сложным социумом, где рождались первоистоки материального и духовного достижения человечества. Первобытный человек был тесно связан с природой и всецело зависел от нее, можно сказать даже сильнее, чем в последующие исторические эпохи. Следовательно, разнообразие исторических источников помогает реконструировать историю древнего общества, и дают возможность развитию разного рода наук.

Одной из таких наук является археология, которая изучает остатки материальной культура людей разных эпох. С помощью археологии ученые пытаются восстановить общественные отношения и духовную жизнь внутри тех или иных конкретных обществ. Этнология (прежнее русское название - этнография) занимается изучением всех сторон проживания сообществ наших дней и на основе данных составляют историческую картину прошлого. Антропология – наука о морфологических и физиологических особенностях современных людей и людей прошлых эпох, а также их ископаемых обезъяноподобных предков. А также множество других дисциплин, из их примеров видно, что многостороннее изучение такого сложного механизма, которым являлось первобытное общество, его динамика во времени и пространстве, были бы весьма затруднены.

Многие века людей интересовало происхождение человека: был ли это результатом природного явления или божественный промысел? Каково происхождение человеческих рас? Является ли возникновение первобытного общества обоснованным как первая ступень в развитии человечества? Каковы были причины возникновения частной собственности, неравенства и власти?

Актуальность темы. Первобытная история имеет большое мировоззренческое значение. Не зря многих ученых своего времени занимала данная проблема. Достаточно назвать таких видных ученых, как В.П. Алексеев, Д. Коропчевский, Т.Е. Марков, Л.Г. Морган, Ф. Энгельс и др.[2]

С момента написания большинства работ названных авторов прошел большой период времени, в течение которого были изданы труды таких видных ученых, как Т.И. Адамович, Л.Е.Гринин, А.В. Туторский, Робертс Эллис и др.[3]

Следует заметить, что данной теме посвящено большое количество научных работ, но многие ученые расходятся во мнении о первобытной истории существования человечества. Ряд ученых сходятся в одном, тема первобытного сообщества мало исследована, а поэтому их взгляды расходятся с взглядами многих зарубежных исследователей, которые относят историю первобытного строя в область антропологии, исходя из источников своих научных исследований.

Таким образом, представленная актуальность и степень научной разработки темы обусловили выбор данной темы, а также определили ее объект, предмет, цели и задачи исследования.

Целью курсовой работы – исследование в области становления первобытного общества, структуры общественной власти.

Задачи, рассмотренные в работе, определены целью работы:

– изучено понятие первобытного общества;

– дана характеристика первых этапов развития первобытного общества;

– исследовано появление первого человека;

– рассмотрена организация общественной власти в первобытном обществе.

Теоретической основой данного исследования послужили труды видных ученых В.П. Алексеева, Л.Е. Гринина, Р.И. Зекриста, А.Н. Полякова, А.А. Шепталина…. и др.

Структура курсовой работы обусловлена целью и задачами исследования и состоит из введения, основной части, заключения, литературы, а также приложений.

Глава 1. Становление первобытного общества

1.1. Общая характеристика основных этапов первобытной истории

Если рассматривать первобытность, то необходимо начать разговор с самого древнего «человека».

Климатические условия проживания в четвертичный период это относится, в первую очередь к европейской части Земли, были довольно суровыми. Ледниковые периоды очень холодных зим периодически сменялись не всегда теплым межледниковьем. Все это сильно отражалось на пропитании первобытных людей, так как в основательно промерзшей земле найти съедобные продукты пропитания было невозможно. Корешки и съедобные травы просто вымерзали, да к тому же мелкие грызуны прятались в своих подземных норках. Единственным продуктом питания являлись крупные млекопитающие, такие как, например, мамонты. В одиночку справиться с таким животным было не под силу одному охотнику, вследствие чего первобытный человек начал группироваться в коллективы, создавая этим крупные объединения. Таким образом, сформировался важнейший фактор человек как социальное существо.

Академиком Б.А. Рыбаковым было высказано предположение, что рассказы об охоте на мамонта, передаваясь из уст в уста, дошли до нас в виде сказки об Иване-крестьянском сыне и чудю-юде.[4]

Зоны Земли, где происходил сложный процесс, который можно определить как «становление человека», по природным условиям отличались разнообразием. Однако обязательным условием, которое обеспечивало эволюцию Homo, всегда было наличие около современных людей не только воды и животных – объектов охоты, но и подходящих камней для изготовления орудий труда.

К ранним формам союзных объединений первобытного человека можно отнести семейно-родовые связи, необходимость в защите от природных катаклизм. А также совместной добычи пропитания. Представителями таких классов являются архоантропы и палеоантропы. К таким формам классов можно отнести и семейные группы. В истории человечества более известными группами были охотники донеандертальского, олдувайского культурного периода, где то примерно 2 млн. лет назад. Раскопки подтверждают их сходство – это примитивные орудия труда палки, камни. Необходимы тысячелетия, чтобы человек первобытный человек научился самостоятельно делать усовершенствованные орудия труда. Помимо камней, палок человек научился делать, хотя еще и грубые, но уже усовершенствованные орудия труда, например, каменные топоры, своего рода приспособления для рыбной ловли. Благодаря появлению огня, умению его добывать, человек приспособился к пище, приготовленной на огне, что сократило относительную смертность среди племен. Так как приготовленная на огне пища была более усваиваемой. Огонь помогал в строительстве жилья, так как стало возможным обжигать дерево. Такие изменения повлияли на более тесные связи между членами сообщества, первый человек стал прислушиваться к мнению друг друга. Все это сформировало начальную стадию первобытной родовой общины, вследствие чего появилась первая общественная ячейка общества.

Ранее существовавшие «дородовые» объединения часто распадались, тем самым стояла угроза сохранению и развитию человека как вида. Для дальнейшего усовершенствования орудий труда необходимы были не только инстинкт, благодаря которому люди изготавливали, хотя и грубые, но все, же какие-то орудия, но и определенные навыки, а также членораздельная речь, которая способствовала передаче умения и опыта дальнейшим поколениям, тем самым создавалась преемственность поколений.

Род, как самая прогрессивная форма общежития, имел большое значение в развитии первобытного производства, культурного наследия.

Экономическая составляющая была на низком уровне. В эпоху палеолита и мезолита (среднего каменного века) хозяйство родового строя было добывающим, то есть получающим от природы все, что они могли добыть: рыбная ловля, охота, собирательство. Намного позднее, первобытный человек при родовом строе пытается заняться земледелием. Не имея определенного опыта, родовая община не могла быть хорошо обеспечена. Ведением хозяйства занималась вся родовая община без исключения, а также совместная защита интересов своего рода. Продукты, или добытые на охоте, или при ловле рыбы, или при собирательстве, были собственностью рода и поэтому делились на всех членов общины в равных частях, но учитывались и заслуги добытчиков. Но ведя такой образ жизни прибыли такое хозяйство не приносило.

Кровнородственная организация в то время была единственной формой объединения людей. Так как только женщина могла быть продолжением рода, на ней лежала забота рождении и воспитании детей, ведение домашнего очага, а так же большую часть продуктов добывали женщины собиранием плодов, а впоследствии и занятием земледелием, приносило общине больше дохода, чем охотившиеся мужчины. Ведь не всегда добыча была доступна охотнику, а зачастую мужчина погибал на охоте.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что женщина в первобытном обществе играла важную роль, и часто род возглавлял не старейшина, а ведущая роль отводилась женщине, что положило в основу матриархат. Если взять, к примеру, скифов, восточных славян, Индию, Иудею и Древний Египет то род возглавлял мужчина, т.е. в этих странах существовал патриархат. Прослеживая исторический период родовой общины, можно заметить, что она существовала не только у древних племен, но уже древние германцы, англосаксы, славянские народы уже в начале I тысячелетия н.э.

сохраняли родовую общину.

Следовательно, можно сказать, что родовая община или род являлись ячейкой первичной организацией при первобытнообщинном строе. Она объединялась кровными родственными связями, совмещенным трудом всех членов рода, продукты, производимые родом, были общими, все были равны.

1.2. Происхождение человека

Едва ли миллиард лет прошло со времени возникновения Земли, когда, видимо, условия стали вполне подходящими для возникновения жизни. Появившись, жизнь всегда менялась.

Проблема формирования человека, его характерного морфологического типа, является одной из наиболее сложных и актуальных в палеонтологии исследования в этой области ведутся успешно, но только очень мало находят остатков древних людей и их предков. Каждая новая находка является сенсацией в научном мире. По имеющимся материалам выстраивается весьма логичная цепочка от обезьяноподобных до нас с вами (по строению и, видимо, по образу жизни), но цепочка преимущественно морфологической эволюции, развития строения. К четвертичному периоду самые смышленые из человекообразных уже взяли в лапы (или уже в руки) камень, палку, крупную кость, отвоевывая себе дорогу «в люди». Сначала – еще не человек, затем – уже почти человек все увереннее зашагал по планете. Суровые условия, царившие тогда в Европе, заставили его, напрячь силы, использовать все свои умения. Гигантский ледник царил тогда на севере. Он то надвигался, то таял, отступая, и с каждой новой волной суровых условий все более человеком становился первобытный наш предок. Мало плодов и съедобных корешков. Мало рыбы в холодных реках, текущих с ледника. Мало птицы. Холодно ночами. На мышах и леммингах не проживешь, а охотиться на гигантских оленей, мамонтов можно только коллективно и с помощью хороших орудий. Необходим огонь.

Где та грань, разделяющая обезьяну и человека? Известно, что более 14 млн. лет назад в Азии, Южной Европе и Северной Африке существовала одна из крупных обезьян, которая уже спустилась на землю, но передвигалась на четырех лапах.

На следующем этапе развития появляется уже почти человек – австралопитек, живший на территории Африки и Юго-Восточной Азии более 5 млн. лет назад. Следующим этапом, примерно около 3 млн. лет назад, уже находят остатки примитивных первобытных – Человека. Путь формирования, который прошел человек за миллионы лет своего существования, не был простым и безоблачным. Человек сталкивался с суровыми природными явлениями, трудностями различного рода. Не зря он пытался найти наиболее подходящие места обитания, но не всегда эти попытки увенчивались успехами. Иногда такие попытки приводили в тупик, но если условия позволяли, то такая отклоненная ветвь давала возможность роста численности первого человека. А тупиковое отклонение всегда приводило к вымиранию ветви.

Одна из древнейших находок – это череп – был найден недалеко от Парижа в нижнекайнозойских отложениях. На острове Ява, недалеко от поселка Триниль, стоит столб с надписью:«P. E. 175 m ONO. 1891/93» [5]. Это означает: «Обезьяночеловек прямоходящий, найден в 175 м на восток-север-восток в 1891 – 1893 гг.». Здесь голландский ученый Е. Дюбуа нашел первые остатки древнего человека – именно человека, а не обезьяночеловека, как он полагал; нашел представителя вымершего вида нашего рода.

Алексеев В.П. в своих работах пишет, что предок современного человека, отделившись от представителей животного мира, где он существовал не одно тысячелетие, должен был оправдать свое возвышение. И как утверждают историки мира, это была первая ступень на пути развития, и первое человеческое стадо[6].

Первый представитель, которого назвали ранним предчеловеком, был австралопитек. То, что он уже свободно ходил на задних конечностях, уже ногах, повлияло на его физиологическое развитие. Передними конечностями он мог свободно добывать себе пропитание, а также появилась возможность взять уже в руку простейшее орудие, как для добычи пищи, так и для защиты от хищников.

Многие ученые выдвигают гипотезы причин древнего примата сойти с дерева и одной из них можно назвать разрастание стада и нехватки пропитания. Но спустившись на землю, австралопитек был беззащитен, так как хищники имели преимущество в острых когтях и клыках. Со временем человек научился защищаться от хищных животных и, с разрастанием племени необходимо было регулировать рождаемость.[7]

Одной из наиболее развитых популяций австралопитека – Homo habilis, (человек умелый), который уже осознанно создавал орудия труда, эту ветвь назвали поздний предчеловек. Homo habilis, (человек умелый) по представлению ученых является переходным звеном от животного инстинкта к человеку. Действия человека умелого становятся осознанными, у него появляется речь, что позволило согласовывать свои действия и поступки и в загонной охоте и в совместном собирательстве, а самое главное между сородичами.

Исследования показывают, что современный человек и его древний предок, имеющий сходные черты, был гоминин. Представители этого семейства имели большой мозг, он уже передвигался на двух ногах, передняя кисть была хорошо развита, что давало гоминиду большую возможность в добывании пищи, в сравнении с другими приматами.

Таким образом, характерной чертой современного человека и с его дальними предками является своеобразие, что позволило гоминидам выделиться из среды приматов в отдельное семейство. Следовательно, исходя из выше изложенного, можно сказать, что наш современник составляет родственный вид Homo подвида sapiens отряда приматов гоминид. Ученые выделяют дриопитековую группу обезьян, которая по своему анатомическому и морфологическому состоянию ближе всех стоит к человеку. Остатки представителей дриопитековой группы сохранились в позднетретичных слоях Азии, Африки и Западной Европы.

Как уже говорилось выше, на острове Ява были обнаружены остатки древнего человека, получившего название питекантроп. Он уже ходил на нижних конечностях, его черепная коробка имела значительные отличия от их современников. Еще один представитель приматов синантроп. Он научился обрабатывать разнообразные орудия труда благодаря использованию кремнистых пород.

Свидетельством могут служить раскопки в пещере Чжоукоудянь в Северном Китае, четверть миллиона лет назад здесь обитали синантропы. В пещере были найдены как человеческие остатки, так и орудия труда.

Как по развитию культуры, так и по своему морфологическому облику эти люди выделялись своими более развитыми способностями выживания в условиях дикой цивилизации. Они могли в поисках пищи уходить на многокилометровые расстояния от стойбища. Их появление относят к более позднему периоду развития человека, поэтому и вид Sinanthropos pekinensis – пекинский обезьяночеловек. Синантроп, как и питекантроп, был невысокого роста и крепкого телосложения. Мозг синантропа составлял в среднем 1050 см., что позволило возвести на более высокий уровень трудовую деятельность. Синантроп научился делать разнообразные орудия труда, что позволило ему охотиться не только на мелких, но и на более крупных представителей фауны, чем превзошел питекантропа. Местом проживания синантроп избирает пещеру. Синантроп пользовался огнем, что доказывают раскопки, при которых в пещерах был обнаружен слой пепла в несколько метров толщиной. С применением огня у синантропа появилась возможность расширить человеческие способности и в защите от диких животных и от природных условий, так как огонь согревал, на огне можно было приготовить пищу более полезную, чем сырая, при помощи огня появилась возможность обжигать рабочие части орудий, изготовленных из дерева и т.д.

На начальной стадии палеолита условиями проживания человека принято считать пещеры. Это говорит о том, что нижнепалеолитический человек вел оседлый образ жизни, тем более, что территория вокруг пещер была обитаема разнообразными животными и растительностью, необходимые факторы для существования.

Следующая ступень характерна там, что здесь появляется вид человека, названного Homo primigenius или неандертальский человек, остатки которого были найдены в Германии около Дюссельдорфа. Неандерталец за время своего существования эволюционировал. Он освоил более высокую обработку камня, что позволило древнему человеку шагнуть в следующую эпоху – эпоху мустье, так был назван период истории человечества по имени его находки (местечко Ле Мустье во Франции).

Если говорить о нашем государстве, то, такие же орудия, изготовленные людьми мустьерской эпохи, были найдены в Сибири.

Мустьерская эпоха характеризуется дальнейшим развитием более высокого уровня культуры, человеческие сообщества стали продвигаться в различные области земли, что составило предпосылку дальнейшей локализации в последующие эпохи.

1.3. Виды поселений древнего человека

Для воссоздания прошлого ученые используют огромное количество исторических источников, как письменных, так и вещественных.

Самый древний период истории человечества изучается только по вещественным источникам, так как письменности еще не существовало. Как известно, на территории земли существует огромное множество археологических памятников, мест поселений (стоянок, городищ, селищ), древних оборонительных сооружений (земляных валов, рвов, древних крепостей), мест погребений (могильников, курганов), языческих святилищ и капищ. Отдельные орудия труда, оружие, утварь, украшения, остатки одежды, клады также являются археологическими памятниками (рис.4). Ведь только благодаря археологическим раскопкам мы узнаем о том далеком времени, о быте, о жизни, об его укладе и о классовой составляющей. Основным жильем человека принято считать пещеру, которая давала возможность и защиты от природных явлений и защиту от хищников.

А что собой представляют поселения? Поселением считалось долговременное пребывание относительно больших сообществ охотников и рыболовов на определенном месте. Поселения просуществовали довольно длительный промежуток времени. Это было связано с довольно большими размерами жилой площади, на которых существовали очаги, кострища, разнообразные и многочисленные каменные орудия труда. Отдельные поселения применяли меры защиты от внешнего воздействия природы и от диких животных. Самыми древними поселениями являются стоянки, которые существовали в период неолита до конца бронзового века.

Самыми древними поселениями являются стоянки, которые существовали в период неолита до конца бронзового века. Они представляют собой временные поселения, где люди находились с целью занятия каким-либо промыслом (охотой, собирательством и рыболовством). Отличие стоянок от поселений в размерах жилого места, малом количеством кремневых орудий. Иногда стоянки располагались на открытом месте, другие в пещерах или под навесами скал либо в любых других выступах. Очевидно, одни предназначались для летнего проживания, другие для более суровых условий проживания (рис.3).

Например, в Крыму, такие места проживания были найдены только в горной местности, так как горный рельеф позволял находить укрытия в горных расщелинах, под каменными глыбами, под навесами скал и т.д.

Еще одной разновидностью древних поселений являются городища. Их особенность состоит в том, что они были укреплены – огорожены, за что и получили свое название. Как правило, городища строились с учетом защитных свойств рельефа местности: или на высоких холмах, или на остром мысу при впадении в реку ручьев, при слиянии двух рек, или при слиянии двух оврагов. Типичное городище защищалось валами и рвами, особенно мощными с напольной стороны. На валах стояли стены. Таким образом, поселение защищалось не только искусственно: овраги и реки служили мощными естественными преградами для возможного врага.

Городища люди научились строить в начале железного века. В них жили уже не охотники и собиратели, периодически переходящие с места на место, а оседлые племена, занимающиеся земледелием и скотоводством.

Находки, которые делают археологи в культурном слое городищ, свидетельствуют о занятиях их жителей: железные орудия труда, необходимые земледельцам (серпы, косы). А также наконечники стрел, ножи, топоры; каменные зернотерки и жернова; кости домашних животных,

которых в то время содержали люди (коровы, лошади, и т.д.). Часто находят изделия из метала и кости (браслеты, подвески, перстни; иглы, шилья), а также глиняную посуду, которая обожжена значительно лучше, чем посуда эпохи неолита. Анализируя найденные на городищах предметы, ученые, пришли к выводу, что их жители наряду с земледелием и скотоводством занимались рыбной ловлей и охотой. Поселения, современные городищам, но неукрепленные, называются селищами. Они не имели защищенных их валов и рвов, но могли быть огорожены заборами и плетнем. Селища возникли в первых веках новой эры и продолжали оставаться широко распространенным типом поселений в IX – XIII и в последующих веках (это были обычные деревни). Обычно селища строились на ровных участках возле рек и озер. Их жители кроме земледелия и скотоводства занимались рыболовством, различными ремеслами (гончарным, ткацким, обработкой дерева и проч.). Жилища на селищах сооружались из дерева и имели четырехугольную в плане форму.

В последней четверти I тысячелетия н.э. возникают древние города. С развитием орудий труда ремесло постепенно отделяется от сельского хозяйства, и ремесленники, живущие в городе, производят свои товары не столько для удовлетворения своих нужд, сколько на продажу. Но сами ремесленники торговлей не занимаются – их продукцию продают купцы. Города изначально возникают как центры ремесла и торговли. Кроме того, с их формированием окончательно распадаются родовые отношения и зарождаются новые, феодальные. Выделяется феодальная знать, которая занимает в обществе господствующее положение.

Древние города, как правило, имели значительные укрепления, более мощные, чем городища. Ядром города являлся детинец – сильно защищенная часть, огражденная валами со стоявшими на них стенами (городнями или тыном) с башнями. В детинце жили представители знати, здесь строились наиболее крупные дома и храмы. Вокруг детинца располагался посад – место

обитания простых горожан, ремесленников. Очень часто посады древних городов укреплений не имели, но иногда они обносились стенами, правда, гораздо менее высокими и внушительными, чем детинец. На месте древних городов, прекративших свое существование, до наших дней сохраняются остатки их укреплений (валов).

Таким образом, благодаря археологическим раскопкам, мы можем четко себе представить, как и в каких условиях жили наши предки, чем занимались, каковы были условия проживания, принцип территориального поселения.

Глава 2. Организация общественной власти в первобытном обществе

2.1. Праобщина

Используя термин «праобщина» многие специалисты считают, что он удобнее и короче. Хронологические границы эпохи праобщины по предположениям ученых совпадают с тем периодом, когда человек отделился от животного мира и начал образовывать общества. Человек изменился сам и изменил свое понимание природы, изменилось его отношение между членами своей группы. Следовательно, можно считать, что праобщина положила начало осознанной трудовой деятельности, связанной с применением орудий труда. Праобщина послужила становлению, пришедшему ей на смену общинного строя.

С развитием орудий труда, физиологическое изменение примата все это показывает, что праобщина не стояла на месте, а постоянно развивалась, и появление общинного строя явилось следствием праобщины. К этому периоду можно отнести ветвь неандертальцев.

Праобщина, по мнению ученых, насчитывала человек 20-30. Это объясняется тем, что прокормиться меньшим коллективом легче, чем большой группе. Пища, добытая собирательством, не всегда была высококалорийной, а охота на мамонтов и других крупных животных была сопряжена с большим риском для жизни и удача не всегда сопутствовала охотникам. Праобщина вероятно вела оседлый образ жизни, о чем говорят многие раскопки в разных частях света.

Если говорить о собирательстве и охоте, то выделить, что являлось основной отраслью в добывание пропитания невозможно. Ведь и собирательство и охота приносили пищу, но были различия в их добывании. Собирательство приносило, хотя и стабильную пищу, но мало калорийную. Охота же, давала возможность более сытному питанию, но ее добыча была сопряжена с большим риском для жизни. Ведь не всегда она была удачной, а иногда и смертельно опасной. Охотники часто погибали, однако это было прибыльной отраслью хозяйства. Зачастую при раскопках археологи находят многочисленные остатки костей животных. Помимо Чжоукоудяне такие большие стойбища ашельского времени были открыты на стоянке Торральба в Испании и в гроте Обсерватории в Италии. В первом из них, например, обнаружены костные остатки более 30 слонов.

Праобщина, при которой первобытный человек научился добывать огонь, загонная охота, умение защищаться от хищников, повлияло на развитие инстинкта, а позже и осознанного поведения. Самым существенным в развитии праобщины можно выделить мустьерское время. Именно к этому времени праобщина получила наиболее прогрессивное развитие. О чем свидетельствуют найденные неандертальские погребения, что говорит уже о осознанной заботе человека о соотечественнике.

2.2. Стадия раннепервобытной общины

2.2.1. Общие сведения

Стадию раннепервобытной общины можно охарактеризовать простыми отношениями между членами коллектива, примитивным ведением хозяйства. Путь прошедший примитивными человекообразными за 25 – 30 тысяч лет, был нелегким, но это позволило им расселиться на значительную территорию и освоить новые виды деятельности. На данном этапе выросло производство. Помимо каменных орудий труда, у превобытного человека появился лук со стрелами.

Большое значение имело для первобытного человека приручение собаки. Стало возможным создавать орудия для рыбной ловли, примитивные средства для передвижения по воде. Племена, жившие на побережье морей, научились охотиться на морских животных.

Постепенно, чем сложнее становились и орудия труда и большой опыт в хозяйственной деятельности, тем скорее требовалось разделение во введение хозяйства. Мужчине была отведена роль добытчика, т.е. он являлся и охотником и рыболовом. В обязанность женщины входило собирательство, ведение домашнего хозяйства, хранение домашнего очага. Детям и старикам отводилась роль помощника, к тому же старики, с их огромным опытом, помогали советами и в охоте и в хозяйственной деятельности, также активно принимали участие в производстве орудий труда и охоты. Все это способствовало увеличению производительности труда во всем коллективе.

2.2.2. Общинная организация

Род и община долгое время рассматривались как важнейшие ячейки организации. Территориальная независимость позволяла вести оседлый образ жизни как все общине, так и отдельным группам и семьям.

Род, это тот же коллектив, связанный родственными узами по линии матери или отца. Род имел собственную территорию для промысла. Родовые связи внутри определенного сообщества или рода были намного крепче, чем с внешние с членами общины в целом. В частности, об одной из групп аборигенов Австралии в конце XIX в. сообщалось, что сородичи в ней вместе живут и едят, ссужают друг другу своих женщин и держатся солидарно.

Можно заметить, что род и раннепервобытная община по свидетельству ученых не являлись основной ячейкой данного периода времени.

2.2.3. Организация власти

Раннепервобытная община руководствовалась принципом народовластия, при котором волеизъявление всех членов коллектива являлось законом. Огромную роль в решении главных задач имели взрослые, опытные представители общины. Среди них обычно выбирали главарей, которые руководили всеми сторонами общественной жизни коллектива. Главарем мог быть человек с полного согласия или выборный. Он имел относительно самостоятельную власть, но также ими руководил другие властные структуры.

Простейшая организация власти отмечена у яганов и алакалуфов, у которых старшие по возрасту члены общины руководили другими общинниками. В то время, когда главарь занимался вопросами жизни коллектива, его жена занималась распределением добычи.

Наиболее сложной организацией власти обладали аборигены Австралии, здесь уже существовал совет старших мужчин, который избирался из состава старейшин, где главарем избирался самый старший, при условии обладания теми качествами, которые были необходимы для принятия важного решения. Если главарь становился беспомощным или не обладал необходимыми качествами, то было что-то вроде двоевластия.

Как среди мужчин, так и среди женщин существовала власть старшей женщины, в обязанность которой входило руководство женщинами общины.

Власть главаря или совета старейшин подкреплялась их примером, умением убеждать, на их опыте, на авторитете. Существовал непререкаемый авторитет старших. В обязанности главаря входило служить интересам коллектива и выполнять все волеизъявления своих соплеменников. Поэтому она всегда имела поддержку своей группы. Взять тех же аборигенов Австралии, при нарушении общественного порядка или еще кого-нибудь противоправного действия ждала расправа, но ослушник мог убежать и скрыться.

В раннепервобытной общине, в случае столкновения главарь брал на себя обязанность предводителя. Существовали сообщества, где власть возглавлял или колдун или знахарь, но если власть совмещалась в одном лице, то организационные действия заметно улучшались.

Главарь наравне со всеми занимался хозяйственной деятельностью, при этом был равноправным членом общества, без особых каких-либо отличий.

Были случаи, когда старшие мужчины имели несколько жен. Они же подчас претендовали на самые лакомые куски добычи, но такие льготы определялись не столько обычаем, сколько естественным ходом вещей. Считалось, если человек много прожил, то он имеет возможность иметь множество жен.

2.3. Стадия позднепервобытной общины

2.3.1. Общие сведения

Стадию позднепервобытной общины можно охарактеризовать использованием земельных ресурсов, что позволило заняться разведением скотоводства на определенных территориях, а также развитие производительности труда на других территориях, занятых первобытными людьми. То, что первобытный человек начал производить продукцию, путем земледелия и скотоводства у него появились излишки, что позволило в дальнейшем получать прибыль. Деятельность первобытного человека на данном этапе, можно считать громадным успехом в экономике первобытного строя. Класс охотников, рыболовов и собирателей смог добиться высокого уровня в своем деле, что позволило дальнейшему развитию специализированного ведения хозяйства. Но данный класс не всегда имел успех в силу природных особенностей территорий. Как пишет Кашанина: «Жизнь первобытных людей была очень тяжелой»[8].

2.3.2. Общинно-родовая организация

В позднепервобытный период существования общинно-родовая организация принципиально не изменилась, но ее структура и характер межродовых отношений претерпели изменения. На данном этапе выросло число многородовых общин. Причина проста, с одной стороны люди создавали ячейки, которые занимались определенным видом трудовой деятельности., с другой – брачные союзы. Как видно из истории, размещение нескольких родов в одном поселении, давало возможность тесных кровных уз. С расширение брачных отношений увеличивались и многородовые общины, состоящие уже не из одной группы соплеменников. Каждая такая группа являлась общиной в общине, которая могла разделяться на более мелкие подгруппы, обычно – материнская семья (рис. 2).

Благодаря расширяющимся кооперативным связям, обмену, совместной защите от внешнего врага, иногда заключении мирного существования, брачные связи между межродовыми группами все это повлияло на завязывание отношений на межобщинном уровне. Развивающаяся экономика была стимулятором таких связей. Излишками продукции общины регулярно обменивались между собой. Такие обмены сопровождались изобильными пиршествами, примером могут служить знаменитые «свиные праздники» у папуасов, для которых убивалось большое количество специально выращиваемых свиней.

В позднепервобытный период родовая организация и родовые связи стали более сложными. Исходя из этого, некоторые ученые относят возникновение рода к данному периоду. В действительности проявились более выраженные черты общинно-родовой организации.

2.3.3. Организация власти

В позднеобщинном строе структура власти сохранялась на уровне первобытного народовластия.

Как и в раннеобщинном строе все решалось на совместных родообщинных собраниях под руководством их вождя. При дальнейшем развитии стали проявляться иерархические задатки органов власти. Глава рода со временем приобретал навыки для личного правления общиной.

Как известно, раньше участие в коллективных собраниях принимали участие все представители рода, но постепенно произошло разделение по классу. Взрослые мужчины рода проводили собрания в мужских домах без остальных членов общества. Они принимали решения единством голосов, а не простым подчинением воле других, хотя и большего количества голосов. Главное, как глава или другое уважаемое лицо рода мог убедить соплеменников в важности своего решения. Он должен иметь авторитет у коллектива и быть красноречивым.

На совете племени важным было охранение высших интересов членов общины. Им утверждались и смещались родовые главы, даже если род не был согласен с их решением. На совете улаживались конфликты, возникающие в роду, имел полномочия принимать и отправлять послов, объявлять войну, согласовывать и координировать действиями отрядов, принимавших участие в военных конфликтах, заключать мировое соглашение.

Глава избирался из более опытных и авторитетных людей. Он должен быть трудолюбивым, хозяйственным, обладать красноречием, знать обычаи и обряды, быть щедрым, а иногда дожжен был знать и владеть военным искусством и иметь культовые представления. Существовали племена, в которых первенство отдавалось какой-нибудь определенной сфере деятельности и тогда на совете, при выборе главы, предпочтение отдавалось тому выборному главе, у которого более всего выражалась именно этот вид деятельности. Если существовало несколько достойных представителей, то главой избирался тот, у которого был более высокий статус.

Еще одно обстоятельство, при котором выбирался тот или иной глава, было то, что он должен быть из многочисленного родового сообщества, а при дальнейшем разрастании и расселении общинно-родового сообщества преимущество отдавалось первопоселенцам.

Многие племена Меланезии, Юго-Восточной Азии, некоторые Северной Америки и Африки имели особых лидеров, которых называли большими или значительными людьми. Ученые дали им название бигмены. Бигменами считались мужчины, обладавшие большим количеством богатства и щедрой душой. Эти качества выдвигали их на первое место в условиях развивающейся экономики. Характерной чертой бигмена было наличие у него большого количества жен, которые должны были работать на него, а также и многочисленные родственники его жен. Бигмен не был выборном, ему доставалась эта должность благодаря тому высокому положению, которое создавали соплеменники его многочисленной родни.

На позднепервобытной стадии общины еще не существовало наследственности. Главой общины или избирался или как бигмен, благодаря признанию родовой общины. Но со временем постепенно проявлялись предпосылки наследования власти. Стать главой родового коллектива мог тот, у кого было больше возможности общения с лидером. Чаще всего это был сын, племянник и т.п., так как у них были возможности еще при жизни главы сообщества иметь несколько жен, а также им доставалось по наследству богатства отца.

Следует отметить, что чем с развитием производства, улучшалась и общественная жизнь общины, а, следовательно, была возможность увеличивать численность населения. Часто возникали ссоры, как в роду, так и между родами по причине нарушения правил дарообмена, при заключении брачных контрактов и т.д. В результате этого получила свое развитие кровная, или родовая, месть.

Следует отметить, что чем с развитием производства, улучшалась и общественная жизнь общины, а, следовательно, была возможность увеличивать численность населения. Часто возникали ссоры, как в роду, так и между родами по причине нарушения правил дарообмена, при заключении брачных контрактов и т.д. В результате этого получила свое развитие кровная, или родовая, месть.

Род или община могла заступиться за своего, иногда и виноватого в содеянном, а иногда и выдавали его обиженной стороне, но чаще заступались и если он погибал, мстили. Если у виновника были богатства, то он мог и откупиться.

Власть в позднепервообщинной стадии имела жесткую структуру подавления интересов индивидуума, ставя себя вне закона у всего племени.

Заключение

Первобытный человек имел большое преимущество над дикими животными, у него был огонь, он научился его добывать и знал, как это делать. До сих пор не нашли следов такого дикого быта, в котором люди не были бы знакомы с огнем. Костер, разведенный в середине пещеры, собирал семью после трудной охоты; около него грелись и проводили ночь; на огне приготовляли пищу.

Если говорить об органах управления в первобытном обществе, то необходимо остановиться на шести основных органах (рис. 1). Надо сказать, что управляющая властная структура имела место лишь в определенных группах людей, да к тому же имела не равное соотношение среди различных племен. Если власть в некоторых племенах была символична, то другие племена использовали уже усложненную структуру правления. Такая организация власти характерна для более позднего периода в первобытном обществе. Можно сделать вывод, что власть первобытного общества была если и не многогранной, то, во всяком случае, имела разносторонние черты. На основании этого можно выделить группы власти и дать им краткую характеристику.

К первой группе относится старейшина.

Это представители глав семейств и родов. Ими были старейшины, которые не были выборными людьми, а становились ими ввиду своих качеств: огромный жизненный опыт, умение предчувствовать определенный ход событий, должен обладать организаторскими способностями, быть волевым, а главное это был человек зрелого возраста. Эти качества служили уважением всего рода к данному человеку, к нему относились с уважением и почитанием, а иногда и с боязнью. В обязанность старейшины входила организация общественной жизни рода или племени, рассмотрение споров среди соплеменников. Помимо всего этого, старейшина наравне со всеми принимал участие в общественной работе.

Вторая группа это совет старейшин.

С развитием производственных отношений, жизнь первобытного человека несколько улучшилась, что повлекло за собой и увеличение рождаемости, вследствие чего род разрастался. Постепенно роды, семьи объединялись, поселение разрасталось. Возникала необходимость в решение важных вопросов, касающихся жизни всего поселения. Собирался совет старейшин и каждый из них высказывал свое мнение по определенному вопросу. В обязанность совета старейшин входило разрешение споров между родами, согласование между семьями по поводу ведения сельского хозяйства, важным вопросом было соблюдение санитарных норм, что уменьшало опасность заболеваний членов племени.

К третьей группе – военные предводители

Военными предводителями было главным образом сами главы племен. То, что рода и семьи объединялись и создавали единое поселение, которое нуждалось в защите не только от хищников, но и внешних племен, создавало необходимость выбора предводителя человека, обладающего отличительными качествами. Он должен был быть физически развит, быть сильным, храбрым, ловким, смелым, обладать волевыми качествами, уметь вести военные действия, разрабатывать план защиты от нападения внешнего врага и возглавлять военную операцию.

Люди, жившие в северных областях, у которых основной пищей были животные, часто сталкивались между собой и здесь главенствующую роль играл военный предводитель. Его отряд состоял из хорошо вооруженных воинов, часто это были молодые крепкие люди. В теплых районах, где племена занимались земледелием, военный предводитель занимался также сельским хозяйством, а его роль как военноначальника становилась необходимостью лишь в военное время.

Четвертая группа – военные предводители.

Совет военных предводителей решал определенный круг вопросов, касающихся продолжения или ведения военных действий, прекратить войну, в его функции входила также разработка тактического ведения боя.

Далее идет – собрание взрослых членов (воинов)

На территории ойкумены, в различных областях, созыв на собрание был различным. Среднеземноморские племена на собрания приглашали только взрослых воинов. Северные племена созывали всех воинов. Но не все племена созывали общие собрания, да и сами собрания проходили не часто. Такие собрания проходили очень бурно, а иногда вождю приходилось усмирять распаливших соплеменников палкой. На данном собрании решались весьма важные для того времени вопросы: когда начинать войну, мирного договора, необходимость перемены места обитания т.д. Но самое главное в таких собраниях то, что вождь ждал поддержку только своего решения и добивался этого любыми средствами.

И последняя шестая – жрецы (колдуны, гадатели, ведуны, шаманы, священники, знахари). 

Данная категория управленческого органа управляла как бы сознанием людей. Древний человек был далек от понимания то, что природные явления это не божественная явление, и все что происходит в природе: дождь, гроза, холод, наводнения и т.п. закономерно. Служители различных культов убеждали людей, что они являются посланниками богов. Жрецы, совершая культовые обряды и жертвоприношения, убеждали людей, что это необходимо для задабривания природы и тогда она будет милостива к человеку. И первобытный человек, уверовав, не стремился оградить себя от опасности, которая подстерегала его на каждом шагу. Как уже говорилось выше, если имело место совмещения жреца и главаря в одном лице, то какая власть была особенно прочной.

Климатические условия сильно влияли на жизнь первобытного человека, а значит и на власть главенствующей верхушки.

В условиях жесткого климата, например, Египет, власть находилась в руках жрецов, которые умели предугадывать капризы погоды; Северная Европа с ее плодородными территориями, где не раз развязывались войны, за правом обладания, выбирались военные предводители. Взять, к примеру, Средиземноморье, с ее мягким климатом, где главарями становились старейшины или их советы, люди, которые занимались хозяйственными делами. Данная власть не играла существенной роли, но бывали случаи, когда их советы и рекомендации играли важную роль. Важно было то, что данная власть осуществляла интересы всего племени.

Выше было сказано, об участии главаря в общественной жизни общества, однако у них не было привилегий. Со временем положения главаря изменилось, он начал получать часть преимуществ в отличие от остального племени, а именно, ему доставались лучшие куски добычи, он имел много жен и.т.д. Начался период, когда власть стала преобладать над обществом.

Многое из остатков первобытности в классовых обществах дожили до нашего времени, а значение части современных народов даже стало предметом споров. Нетрудно заметить, что остатки старины в Европе очень похожи на предметы обихода нынешних дикарей и полудикарей Австралии, Америки, Африки; можно думать, что так же похожи между собою оказались бы понятия, устройство, обычаи тех и других. Можно заключить, что у старинных европейцев были те самые порядки и верования, какие встречаются у краснокожих Америки, у австралийцев и др.

Более всего это относится к соседской общине и общинным традициям. По разному оценивают такие сохраняющиеся в быту многих народов остатки первобытности, как брачный выкуп, многоженство, и т.п. В среде самих этих народов, и наших и зарубежных, на них нередко смотрят как на народные традиции, составляющие неотъемлемую часть этнической культуры. Так же

считают культурные релятивисты, по мнению которых культуры и их элементы не бывают более или менее продвинутыми – все они одинаково полноценны. Другие ученые указывают на антиисторичность подобных взглядов, и их позиция подтверждается тем, что по мере распространения современной цивилизации, названные элементы культуры уходят в прошлое.

То же в еще большей степени касается таких явлений трибализма, как родоплеменная солидарность и рознь, влияние вождей или тайных обществ и т.п. Они характерны главным образом для совсем молодых государств, но некоторые черты трибализма и прежде всего территориально-племенное соперничество не редкость также у народов Востока нашей страны. Трибализм ограничивается и вытесняется с трудом, а в некоторых бывших республиках нашей страны в последнее время даже отмечено его оживление.

Таким образом, первобытное наследие еще играет определенную роль для определенного круга народов, причем не, только первобытных, но и сохраняющих остатки первобытности.

Литература

  1. Алексеев В.П. История первобытного общества: учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности «История» / В.П. Алексеев, А.И. Першиц. – Изд. 9-6-е. – М. АСТ: Астрель, 2007. – 351 с.: ил.
  2. Виппер Р.Ю. История древнего мира. М., 1994. С. 156.
  3. Геродот. История // Кавказ и Дон в произведениях античных авторов. Ростов/Д., 1990. С. 599.
  4. Журавлева О.Н. История России. – М.: Просвещение, 2015. – 192.
  5. Ивахненко М.Ф., Корабельников В.А. Живое прошлое Земли. Кн. для учащихся. – Просвещение, 1987. – 255 с.: ил.
  6. Кашанина Т.В. Происхождение государства и права.М., 2004. С. – 325.
  7. Ларичев В.Е. Прозрение: Рассказы археолога о первобытном искусстве и религиозных верованиях. – М.: Политиздат, 1990. 223 с.
  8. Морган Л. Г. Древнее общество. Л., 1934. С. 386.
  9. Поляков А. Н. Община как форма социальной организации // Вестн. Оренбург. гос. ун-та. - 2004. - № 6. - С. 17-20
  10. Попов С. Н. Самоуправление в догосударственных обществах // Вестн.Челяб. гос. ун-та. - 2007. - № 17. - С. 63-70.
  11. Проблемы палеолита Восточной Европы. – М.: Наука. II полугодие 1991.

( IУ). 110 с. с илл. – (Крат. сообщ. Ин-та археологии. Вып. 206).

  1. Соколова З. П. Социальная организация обских угров и селькупов // Общественный строй у народов Северной Сибири. М., 1970. С. 103- 153.
  2. Страницы истории Смоленщины. Книга для дополнительного чтения / Ю.Г. Иванов, Е.Н. Агинская, О.Ю. Иванова, Р.А. Халхатов. – Смоленск: Русич, 2007. – 544 с., ил.
  3. Шепталин А.А. Истоки и становление института соционормативного регулирования в первобытном обществе // Вест. Удмурт. ун-та. Сер. «Экономика и право». – 2013. – № 4. – С. 197-206.
  4. Широкова Н. С. Политические структуры в обществе кельтов (галлов) доримского периода // Вестн. СПбУ. История. – 2009. – Вып. 3. – С. 71-77.
  5. Филиппов Г. Г. Социальная организация в докапиталистическую эпоху // Управленческое консультирование. - 2008. - № 3. - С. 173-202.
  6. См. Алексеев В.П. Возникновение человека и общества// Первобытное общество: Основные проблемы разаития. М.: Наука, 1975. 288.

См. М.Ф. Ивахненко, В.А. Корабельников. Живое прошлое Земли: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1987. – С. 230.

См. Т.В. Кашанина. Происхождение государства и права : учеб. пособие / Т. В. Кашанина. — М. : Высшее образование, 2008. — 358 с. : ил.

  1. См. Рулан Н. Юридическая антропология / пер. с фр. М.:НОРМА, 1999. 310 с.

Приложение

Приложение 1

Структура первобытного общества

Рис.1. Органы управления в первобытном обществе

Приложение 2

Картинки по запросу организационная структура в первобытном обществе

Рис.2. Структура первобытного общества

Приложение 3

Картинки по запросу организационная структура в первобытном обществе

Рис. 3. Древнейшие стоянки человека на территории современной России

Приложение 4

http://wildfrontier.ru/wp-content/uploads/2016/08/Pervobytnye-orudiya-truda2-700x368.jpg

Рис. 4 Виды каменного орудия первобытного человека.

  1. См. М.В. Ломоносов. Древняя российская История от начала российского народа до кончины великого князя Ярослава Первого или до 1054 года, сочиненная Михайлом Ломоносовым, статским советником, профессором химии и членом Санкт-петербургской императорской и королевской шведской академией наук.1766. с. 12-18.

  2. См. В.П. Алексеев. Историческая антропология. М. 1979, - 217 с.; Д.Коропчевский. Рассказы про дикого человека. 7-е изд. К.Тихомирова. М. 1903 г. 305 с.; Т.Е.Марков. История хозяйства и материальной культуры в первобытном и раннеклассовом обществе. М., 1979, - 305 с.; Л.Г.Морган. Древнее общество или исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации. – Л., 1933, - 386 с.; Ф. Энгельс. Происхождение семьи, частной собственности и государства. – М.: Политиздат, 1986, - 639 с.

  3. См. Т.И. Адамович. Экономическая история. Минс: БГУ, 2004. – 75 с.; Л.Е. Гринин. Государство и исторический процесс. Эпоха формирования государства. – М.: КомКнига, 2007. – 272 с.; А.В.Туторский. Взгляды А.А. Никишенкова на «Историю первобытного общества»: большие проблемы для антропологии или антропологические проблемы большой важности? // Исторические исследования. Журнал исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. – 2016. - № 22. – С. 111 – 124; Робертс Эллис. Происхождение человека. Эволюция / Пер. с анл. И.В. Павловой, О.В. Сергеевой. – М.: ООО «АСТ», ОГИЗ, 2012. – 256 с.

  4. См. М.Ф. Ивахненко, В.А. Корабельников. Живое прошлое Земли: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1987. – С. 230.

  5. См. М.Ф. Ивахненко, В.А. Корабельников. Живое прошлое Земли: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1987. – Стр. 241.

  6. См. В.П. Алексеев. Возникновение человека и общества// Первобытное общество: Основные проблемы разаития. М.: Наука, 1975. С. 34.

  7. См. Н. Рулан. Юридическая антропология / пер. с фр. М.: НОРМА, 1999. С. 77.

  8. См. Т.В. Кашанина. Происхождение государства и права: учеб. пособие / Т.В.Кашанина. – М.: Высшее образование, 2008. – С. 12.