Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Общая характеристика основных современных правовых семей(Правовая система и правовая семья)

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Право является важнейшим социальным регулятором, действующим в каждом государстве. В современном мире существует множество национальных правовых систем, каждая из них имеет свои особенности, обусловленные факторами, присущими конкретному государству. В зависимости от того, какими признаками обладают те или иные правовые системы, их относят к различным правовым семьям.

Актуальность данной работы обусловлена тем, что в современном мире изучение и понимание различий между основными правовыми семьями важно для формирования правового мировоззрения, для уяснения целей и мотивов поведения представителей других правовых семей, для соответствующего понимания процессов, протекающих как внутри отдельных правовых семей, так и между ними.

Целью данной работы является общая характеристика основных правовых семей современности, выявление их особенностей.

Исходя из цели исследования, были поставлены следующие задачи:

  • изучить понятия «правовой системы» и «правовой семьи»;
  • исследовать классификации правовых семей;
  • выделить отличительные черты правовых семей романо-германского, англосаксонского, дальневосточного, традиционного и религиозного права.

Предметом исследования выступают правовые семьи как это совокупность правовых систем, имеющих сходные исторические пути формирования и юридические признаки.

Многие учёные-правоведы занимались изучением данной темы. Наиболее всесторонне и объективно, на мой взгляд, понятие правовой семьи освящено в работах французского учёного Рене Давида. Его труды являются фундаментальными и классическими.

Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии.

ГЛАВА 1. ПРАВОВАЯ СИСТЕМА И ПРАВОВАЯ СЕМЬЯ

Правовая система: понятие и элементы

Юридическая наука содержит большое количество разнородных определений понятия «правовая система». Такая ситуация обусловлена сложностью и многогранностью правовых систем. Ввиду этого выработка универсального определения, отражающего все основные свойства данного понятия, становится затруднительной.

Понятие «правовой системы» в настоящее время носит дискуссионный характер, иначе говоря теоретики российского права, изучающие это явление, не смогли прийти к единому мнению о его сущности.

Понятию «правовой системы» в правовой науке принадлежит несколько значений. В узком смысле она отождествляется с понятием «национальной правовой системы». Но национальная система права вовсе не тождественна системе права. Под системой права понимается внутреннее строение права, отражающее характер взаимосвязи его элементов (отраслей, подотраслей, институтов и норм). Однако, в основном, этот термин употребляется в широком значении, т.е. имеется в виду вся совокупность правовых явлений, существующих в данном государстве и включающих нормы права, отрасли, законодательство, правотворчество, правосознание, правовую культуру, правопорядок и т.д. И именно в широком смысле этот термин используют большинство авторов. Остановимся немного подробнее на том, как понималось этот термин различными учёными, юристами, правоведами.

Так, С.С. Алексеев включает в понятие правовой системы собственно объективное право как совокупность общеобязательных норм, выраженных в законе и иных признаваемых государством формах позитивного права; правовую идеологию и судебную (юридическую)[1].

Н.И. Матузов определяет правовую систему как более широкую реальность, по сравнению с правом, которая охватывает собой всю совокупность внутренне согласованных, взаимосвязанных, социально однородных юридических средств, с помощью которых официальная власть оказывает регулятивно-организующее и стабилизирующее воздействие на общественные отношения, поведение людей[2].

Ю.А. Тихомиров под понятием «правовой системы» понимает структурно организованный правовой массив, ориентированный, формируемый и действующий на основе общих принципов. Он также считает, что понятие правовой системы охватывает законодательство, цели и принципы регулирования, порядок правотворчества, системообразующие связи[3].

По мнению А. Х. Саидова, правовой системой выступают общие принципы права, правовая культура, правовая доктрина, правовые традиции, санкционированные и несанкционированные обычаи и другие элементы в определенном государстве в их совокупности[4].

Рене Давид определил правовую систему как совокупность юридических принципов, институтов и норм, юридической доктрины и господствующей идеологии в определенном государстве в определенный отрезок времени.

Однако, несмотря на противоречивость и многообразие подходов к определению «правовой системы», желательно и даже необходимо выработать единство во взглядах к определению этого термина.

На наш взгляд, правовая система – обобщающая категория, отражающая всю правовую организацию общества, целостную правовую действительность. По меткому выражению французского правоведа Ж. Карбонье, правовая система – это «вместилище, средоточие разнообразных юридических явлений».

Под правовой системой понимают совокупную связь системы права, правовой культуры и правореализации.

Выделяют следующие основные элементы правовой системы:

  • система права;
  • правовая культура;
  • правореализация.

Система права представляет собой совокупность норм, институтов и отраслей права в их совокупности. Данный элемент правовой системы включает в себя следующие компоненты:

  • отрасль права – элемент системы права, который представляет собой совокупность юридических норм и правовых институтов, регулирующих определенные сферы общественных отношений административное право, гражданское право, налоговое право, уголовное право и др.);
  • подотрасль права представляет собой крупную группу правовых норм, состоящую из ряда институтов в составе отрасли права и регулирующую близкие отношения определенного вида (например, в отрасли гражданского права выделяют подотрасль наследственного права, в отрасли уголовного права – подотрасль военно-уголовного права и пр.);
  • правовой институт – сравнительно небольшая устойчивая группа правовых норм, регулирующая определенную разновидность общественных отношений (например, в трудовом праве выделяют институты трудового договора, заработной платы; в конституционном праве – институты гражданства, избирательного права и т.д);
  • норма права – общеобязательное, формально определенное правило поведения, гарантированное государством, отражающее уровень свободы граждан и организаций, выступающее регулятором общественных отношений.

Правовая культура – система ценностей, правовых идей, убеждений, навыков и стереотипов поведения, правовых традиций, принятых членами определенной общности и используемых для регулирования их деятельности. Правовая культура представлена в четырех разновидностях:

  • правовые идеи (представления) в сущности, сводятся к правосознанию;
  • правовые нормы и институты;
  • правовые поступки представляют собой действия, которые приводят к юридическим последствиям, независимо от намерения лица, совершившего то действие (например, написание статьи, высказывание, находка и пр.);
  • правовые учреждения – совокупность юридических норм, регулирующих тот или иной вид общественных отношений и учреждающих тем самым определенный вид правоотношений.

Правореализация – исполнение предписаний правовых норм человеком и их претворение в реальной жизни. Реализация права представлена следующими формами:

  • использование выражается в активной реализации субъектами тех возможностей, которые заключены в праве, то есть использование тех субъективных прав, которые закреплены в праве (например, право на образование, получение медицинской помощи и пр.);
  • исполнение представляет собой воплощение в жизнь обязывающих норм, когда субъект совершает какое-либо действие, которое ему вменялось законом в обязанность (например, обязанность предоставления работодателем работнику ежегодного отпуска с сохранением а ним рабочего места и среднего заработка);
  • соблюдение проявляется в реализации пассивной обязанности, заключающейся в воздержании от совершения каких-либо действий, которые были запрещены (например, правовое предписание, которое обязывает граждан не нарушать режим тишины или правила уличного движения и др.);
  • применение – форма реализации права, осуществляемая государством в лице своих органов применительно к конкретным случаям (например, вынесение приговора судом подсудимому а совершение уголовного преступления).

Таким образом, правовая система – обобщающая категория, отражающая всю правовую организацию общества, целостную правовую действительность. Выделяют три основных элемента правовой системы: система права (совокупность норм, институтов и отраслей права в их совокупности.); правовая культура (система ценностей, правовых идей, убеждений, навыков и стереотипов поведения, правовых традиций, принятых членами определенной общности и используемых для регулирования их деятельности.); правореализация (исполнение предписаний правовых норм человеком и их претворение в реальной жизни).

Правовая семья: понятие, критерии выделения и виды

Под понятием «правовая семья» следует понимать совокупность правовых систем, имеющих сходные исторические пути формирования и юридические признаки.

Термин «правовая семья» отражает те особенности некоторых правовых систем, которые являются результатом сходства их конкретно-исторического развития: структуры, источников, ведущих институтов и отраслей, правовой культуры, традиций и т.д.

Понятие "правовая семья" используется лишь для того, чтобы выявить сходства и различия правовых систем современности. На сегодняшний день различия между правом разных стран значительно уменьшаются, идет процесс их сближения, который обусловлен интеграционными процессами в современном мире.

Таким образом, под правовой семьей понимается более или менее широкая совокупность национальных правовых систем, объединенных общностью исторического формирования, структуры, источников, ведущих отраслей и правовых институтов, правоприменения, понятийно-категориального аппарата юридической науки[5].

Классификация правовых систем на определенные группы, или семьи, является одной из основных проблем сравнительного правоведения[6].

В поисках единой, развернутой классификации юристы-компаративисты брали за основу самые различные факторы.

Самая популярная и наиболее признанная классификация правовых семей - классификация, данная известным французским ученым Рене Давидом. Она основана на сочетании двух факторов: идеологии, включающей, с одной стороны, религию, философию, экономические и социальные структуры, и с другой - юридической техники. Р. Давид выделял три правовые семьи: романо-германскую, англосаксонскую и социалистическую. К ним примыкает остальной юридический мир, охватывающий четыре пятых планеты, который получил название религиозные и традиционные системы[7].

Другую классификацию предложили К. Цвейгерт и Г. Кетц в книге Введение в правовое сравнение в частном праве, вышедшей в 1995 году[8]. В основу классификации правовых систем положен критерий правового стиля. Правовой стиль складывается, по мнению авторов, из пяти факторов: происхождения и эволюции правовой системы; своеобразия юридического мышления; специфических правовых институтов; природы источников права и способа их толкования; идеологических факторов. На этой основе различаются следующие правовые круги: романский, германский, скандинавский, англо-американский, социалистический, право ислама, индусское право.

На основе критерия общественно-экономической формации К. Маркс и Ф. Энгельс разделили право на рабовладельческое, феодальное, буржуазное и социалистическое.

Для А. Леви-Ульмана критерием классификации правовых систем служила роль различных видов источников права в каждой из правовых групп. Основываясь на этом, он выделял:

1) правовой системы континентальных стран;

2) англосаксонской правовой системы, т.е. системы стран «обычного права»;

3) права ислама, которое в отличие от двух первых правовых систем характеризуется своей почти абсолютной неподвижностью и религиозным характером[9].

Одну из самых значительных попыток дать общую классификацию правовых систем предпринял Дж. Вигмор в своей работе «Панорама правовых систем мира». Он свёл все ранее существовавшие и современные правовые системы к 16 основным правовым семьям: египетская, месопотамская, иудейская, китайская, индусская, греческая, римская, японская, мусульманская, кельтская, славянская, германская, морская, церковная, романистская, англиканская. Автор не выделяет чётких критериев классификации, у него нет определённых факторов, которые он положил в её основу, однако проделанная им работа весьма значима как для сравнительного правоведения, так и для всей правовой науки в целом.

Ещё один вариант классификации правовых систем был предложен А. Х. Саидовым. По его мнению, для выделения основных правовых семей наиболее существенными являются три взаимосвязанные группы критериев:

  • история правовых систем;
  • система источников права;
  • структура правовой системы: ведущие правовые институты и отрасли права.

Эти критерии позволяют раскрыть качественную специфику той или иной правовой семьи. Исходя из этих взаимосвязанных критериев, можно выделить следующие правовые семьи: общего права, романо-германскую, скандинавскую, латиноамериканскую, социалистическую, мусульманскую, индусскую, обычную, дальневосточную.

Однако ни одна из представленных классификаций правовых семей не является исчерпывающей для правовых систем мира в силу сложности, противоречивости и многогранности характеризуемых явлений, поэтому в литературе можно встретить самые различные типологические подразделения семей национального права.

Каждая из представленных классификаций уникальна, однако, принято придерживаться общего среднего варианта, в котором выделяются пять основных видов[10].

1.Романо-германская правовая семья включает в себя совокупность систем права всех стран континентальной Европы. Законодательство этих стран основано на принципах юридической науки древнего Рима и определено усилиями известных европейских университетов. В основу законодательства положена конституция, а само право носит или публичный, или частный характер. Главенствующая форма - нормативный акт, а дополнительная – прецедент.

2. Англосаксонская (общего права, прецедентная) соответствует структуре США, Канады, Новой Зеландии и Великобритании. Хотя каждая страна имеет собственную писаную конституцию, в качестве главной формы принят судебный прецедент, а нормативные акты играют второстепенную роль. Принятие основных решений – это скорее обязанность суда, чем государства.

3. Дальневосточная характеризуется правовой ситуацией в Китае, Японии и других стран этого региона.

В основе правовой системы лежат философские идеологии (конфуцианство, даосизм, легизм), где основным приоритетом всегда выступает семья. В качестве источника права выступают больше нормы морали и общие ценности. К суду принято обращаться лишь в крайнем случае, когда все прочие попытки урегулировать конфликт оказались неэффективными.

4. Традиционная является самой старой из всех структур. К этой семье относят некоторые государства Африки, Австралии, Океании и Азии, которые в большинстве своём являются скорее племенами и общинами.

Нормативные акты, прецедент и подобные источники права либо полностью отсутствуют, либо играют незначительную роль. Общество живёт, подчиняясь исторически сформированным обычаям и традициям.

5. Религиозная объединяет иудейские и исламские страны. Здесь все юридические и моральные нормы носят религиозный характер. Основным источником выступает святое писание, определяющее все возможные права и предписывающее ему определённые обязанности.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы. Правовая система – обобщающая категория, отражающая всю правовую организацию общества, целостную правовую действительность. Выделяют три основных элемента правовой системы: система права (совокупность норм, институтов и отраслей права в их совокупности.); правовая культура (система ценностей, правовых идей, убеждений, навыков и стереотипов поведения, правовых традиций, принятых членами определенной общности и используемых для регулирования их деятельности.); правореализация (исполнение предписаний правовых норм человеком и их претворение в реальной жизни).

Правовая семья – это совокупность правовых систем, имеющих сходные исторические пути формирования и юридические признаки.

Правовые семьи классифицируются по многим основаниям, однако, общим является их деление на романо-германскую, англосаксонскую (общего права), дальневосточную, традиционную и религиозную.

Глава 2. Виды правовых семей

2.1. Романо-германская правовая семья

Романо-германская правовая семья представляла собой первоначально объединение лишь национальных правовых систем стран континентальной Европы таких как Испания, Италия, Германия, Австрия, Швейцария и др. Однако постепенно, в связи с растущим влиянием данных стран, начавшимся процессом колонизации, а также добровольной рецепцией римского права некоторыми странами, эта правовая семья распространилась по всему свету и стала одной из самых влиятельных правовых семей современности.

В юридической литературе романо-германская правовая семья может именоваться также континентальной. Это обусловлено тем, что она берёт своё начало в Древнем Риме, в частности в римском праве.

В развитии романо-германской правовой семьи выделяют три основных этапа.

Первым этапом считается период до XIII века. В это время право характеризовалось пестротой и партикуляризмом, господством обычного права и «законов варваров», а также широким использованием кодексов, дигест и институций Юстиниана, которые постепенно начали приспосабливать к новым условиям жизни. На этом этапе развития европейской цивилизации право утратило для человека всякую ценность, а все общественные отношения регулировались либо силой государственного принуждения, либо христианской моралью[11].

Оформление романо-германской правовой семьи как таковой произошло на втором этапе её развития. Уже в XIII веке за правом вновь были признаны его собственная роль и автономия. Право снова приобрело свою ценность и значимость в обществе. Это непосредственно связано с эпохой Возрождения, охватившей всю Европу. Пришло осознание величия культуры античности и, одновременно, обращение к этому наследию, в частности к праву Древнего Рима. Однако необходимо отметить, что в отличие от английского права, развитие которого было связано с усилением королевской власти и существованием централизованных королевских судов, континентальное право не являлось результатом утверждения политической власти. Именно это является особенностью и одним из основных отличий в становлении и развитии самых крупных и влиятельных правовых семей современности. На данном этапе изменилось не только представление о праве, но и отношение к нему. Начинают формироваться и закладываться основные принципы гуманного и справедливого права, постепенно оформляется и развивается теория естественного права.

Третий период в развитии романо-германской правовой семьи связан с развёртыванием законотворческой и кодификационной деятельности. Он начинается ещё в XVIII веке и продолжается и в настоящее время. Именно на этом этапе закон становится первостепенным источником права, оставляя далеко позади правовые обычаи, судебные прецеденты и юридические доктрины. В этот период в противовес теории естественного права зарождается позитивизм, который отождествляет право с законом и под правом понимает выражение воли государства. Именно на данном этапе произошло оформлением национальных правовых систем.

Одной из особенностей данной правовой семьи является её тесная связь с римским правом. Основой при формировании романо-германской правовой семьи послужила общность культуры западноевропейских стран. Юридические доктрины и работы учёных-юристов могут выступать в качестве полноценного источника в семье континентального права.

Во всех странах, относящихся к романо-германской правовой семье, принято деление права на публичное и частное, а также отраслевое деление (конституционное, административное, гражданское, уголовное, трудовое, семейное и др.). Однако данное деление весьма условно, поскольку публичное право нередко проникает в сферу частного, и наоборот.

Романо-германская правовая семья отличается строгой иерархией источников писаного права, доминирующее место в которой занимают нормативные правовые акты. Главная же роль в этой системе источников права отводиться закону. Учитывая всю значимость закона, это не говорит о беспредельном характере его возможностей, поэтому и создаётся судебный контроль за конституционностью принятых законов. Именно Конституция занимает верхнюю ступеньку в иерархии нормативных правовых актов, она выступает в роли Основного Закона государства и обладает высшей юридической силой по отношению к другим источникам права. Во всех странах романо-германской правовой семьи есть писаные конституции, за нормами которых признается высший юридический авторитет.

Для романо-германской правовой семьи характерна значительная кодифицированность нормативных актов. Кодификация придает праву некую определенность и ясность, значительно облегчает его практическое использование.

2.2. Англосаксонская правовая семья

Англосаксонская правовая семья является одной из старейших и самых влиятельных правовых семей современного мира. Она действует на территориях Великобритании, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии, Индии и других государств. Англосаксонская правовая семья в юридической науке может именоваться как семья «общего права».

Однако это понятие употребляется в нескольких значениях. Так, в широком смысле под «общим правом» понимают совокупность национальных правовых систем, входящих в правовую семью англосаксонского права. При этом "общее право" в данном значении рассматривается как правовая семья, противостоящая семье континентального или романо-германского права. В узком смысле "общее право" рассматривается как составная часть правовой семьи англосаксонского права, сложившаяся из решений королевских судов. В этом значении "общее право" противостоит исходящему от парламента страны так называемому "статутному" праву, а также «праву справедливости». Некоторые ученые, преимущественно английские историки, негативно относятся к употреблению термина «англосаксонская правовая семья». Так как англосаксонским называлось право, существовавшее в Англии до нормандского завоевания и характеризовавшееся широким использованием «варварских законов»[12]. Для того чтобы понять, что имеют в виду, употребляя термин «семья общего права», необходимо обратиться к истории и рассмотреть этапы становления и развития английского права.

В научной литературе всю историю английского права подразделяют на четыре основных периода.

Первый период предшествовал нормандскому завоеванию 1066г., ещё его иногда называют периодом англосаксонского права. Данный этап характеризуется широким использованием обычного права, появлением «варварских правд», а также партикуляризмом.

Зарождение и становление непосредственно «общего права» происходит уже на втором этапе. Возникновению общего для всей страны права способствовала судебная реформа Генриха II Плантагенета (1154-1189 гг.). Создавалась система разъездных королевских судей, которые на местах решали конкретные вопросы и споры. Вынесенные ими решения становились в последующем обязательными для аналогичных дел. В XII-XIV веках общее право достигло пика своего развития, однако в связи с сложной процедурой и загруженностью судов возникает альтернативное право - «право справедливости», осуществляемое лордом-канцлером, который выносил решения единолично, в короткие сроки, без всякого формализма и сложных процедур.

Третий период (1485-1832 гг.) характеризуется дуализмом и противостоянием двух параллельно существовавших судебных систем - общего права и права справедливости.

Четвёртый этап начинается с 1832 года и продолжается по настоящее время. В середине XIX столетия судебная система Англии претерпела значительные изменения: суды общего права были объединены с судами справедливости - таким образом, сформировалось единое право. Благодаря реформе 1873-1875 гг. был устранён дуализм английского права, существовавший на протяжении нескольких веков. На современном этапе английское право характеризуется усилением роли и значимости законодательных актов, наблюдается его сближение с семьёй континентального права[13].

Теперь же остановимся подробнее на чертах, свойственных семье «общего права» и отличающих её от иных правовых семей.

Во-первых, англосаксонское право является «судейским правом», т.е. оно создавалось и создаётся судьями, его развитие было связано с усилением королевской власти и существованием централизованных королевских судов. Именно судебные решения по конкретным вопросам составляют основу «общего права».

Во-вторых, исходя из вышесказанного, можно легко предугадать следующую отличительную черту англосаксонского права: оно развивалось не в университетах учеными-юристами, а практиками. Отсюда отсутствие той концептуальности и доктринальности, свойственной романо-германскому праву. А также необходимо отметить то, что «общее право» не восприняло римское право, в этом одна из основных его отличий от континентального права, которое базируется на рецепции права Древнего Рима.

В-третьих, англосаксонское право имеет ярко выраженный "казуальный" характер и сложную структуру: оно включает в себя «общее право» в его узком смысле, «право справедливости», оба из которых в своей основе являются прецедентным правом, а также статутное право. Рассматриваемая правовая семья характеризуется доминированием и процветанием "прецедентного" права и почти полным отсутствием кодифицированного. Основной же формой выражения права служит судебный прецедент, т.е. решение суда по конкретному делу. Уже в XIX веке было закреплено правило прецедента, хотя сложилось оно намного раньше. Оно звучит так: однажды сформулированное судебное решение в последующем становится обязательным и для всех других судей. Именно преобладание и доминирование судебного прецедента в качестве основного источника права является самой ярко выраженной отличительной чертой англосаксонского права от континентального, в котором лидирующее положение занимает нормативно-правовой акт.

В-четвертых, отличительной чертой общего права является придание повышенной роли и значимости процессуальному праву по сравнению с материальным правом[14].

Однако следует отметить, что семья «общего права» не является однородной, в ней необходимо различать 2 группы: английское право и право Соединённых Штатов Америки, которое, имея своим источником английское общее право, в настоящее время является вполне самостоятельным. Оно имеет ряд признаков, значительно отличающих его от англосаксонского права и сближающих с романо-германским.

Одним из главных отличий является по-настоящему независимая и самостоятельная судебная система. Американские суды имеют право контроля за конституционностью законодательных актов. Как закон, так и любое судебное решение могут быть аннулированы Верховным судом США, если они будут признаны несоответствующими конституции.

Ещё одним признаком, несвойственным английскому праву, является наличие в Соединённых Штатах Америки конституции. Данный документ уже более двухсот лет является Основным Законом страны, в нём закреплены основные принципы построения государства, его федеративное устройство, права и свободы граждан. Необходимо отметить, что каждый штат имеет свою собственную конституцию. В этой связи можно сказать, что в США существует 51 система права: 50 в штатах и одна федеральная. Суды каждого штата осуществляют свою деятельность независимо один от другого, и не обязательно, что решениям, принятым в судах одного штата, будут следовать суды других штатов.

Из вышесказанного следует, что судебный прецедент в США является более свободным, его правила гибче, чем в Англии.

2.3. Дальневосточная правовая семья

В дальневосточную правовую семью входят Китай, Япония, Гонконг, Индонезия, Корея и др[15].

Данная правовая семья характеризуется, в первую очередь, отрицательным отношением к праву в целом. Так, к примеру, японцам свойственно отождествлять право лишь с уголовным законодательством, которое у них ассоциируется с тюрьмой.

К тому же дальневосточные общества имеют господствующей идею примирения, добровольного соглашения сторон спора, иначе говоря, они привыкли использовать внесудебный порядок решения конфликтных ситуаций. Только если все мирные способы разрешения конфликта испробованы, можно обратиться в суд.

Но с установлением республиканского строя в Китае и провозглашением Китая в 1949 г. Народной Республикой китайская правовая система стала развиваться по социалистической модели. На сегодняшний день в Китае действует Конституция 1982 г., имеются важные законы в области уголовного права, уголовного и гражданского процессов, законы о патентах, иностранных предприятиях, разработаны основные принципы гражданского права, иными словами, законодательная деятельность активизируется. Однако, несмотря на это, китайский менталитет и вековые традиции продолжают существовать и оказывать значительное влияние на развитие и совершенствование национального законодательства.

Что касается Японии, то после Второй мировой войны на развитие ее правовой системы существенное влияние оказали США. Так. Была принята Конституция 1947 г. и законодательство, связанное с экономическими вопросами (Закон о компаниях, антитрестовские законы). В Японии был избран путь кодифицированного законодательства при преимущественном влиянии романо-германской правовой семьи; в качестве источника права в этой стране применяется закон, а не прецедент.

Помимо законов активно используется судебная практика, в частности, толкование законов Верховным судом[16]. Структуре японского права соответствует отраслевой характер. Основными отраслями считаются гражданское и торговое право; семейное и наследственное; трудовое; право социального обеспечения; уголовное и уголовно-процессуальное. Вопреки достаточно развитому законодательству, национальная правовая система Японии является неким сложным переплетением действия законодательных актов и традиционных представлений о нравственности, долге, совести, достоинстве и чести, а общее благо оценивается выше личных интересов.

Таким образом, дальневосточная правовая семья характеризуется сочетанием традиционных и правовых начал, что позволяет ей, тем не менее, развиваться и совершенствоваться наряду со странами, в которых существуют иные правовые семьи.

2.4. Традиционная правовая семья

Традиционная правовая семья получила распространение в некоторых странах Африки, Азии, Австралии и Океании, где правовой обычай занимает главенствующее место среди источников права и выполняет важную роль регулятора общественных отношений[17].

В чистом виде семья традиционного права не существует ни в одном государстве мира, в своём первозданном виде она существовала в первобытном обществе. Однако традиционное (обычное) право сыграло определенную роль в становлении и развитии всех государств. В настоящее время некоторые черты традиционного права, смешанного с иными правовыми системами, существует среди социальных групп и племён, живущих в некоторых странах Африки, Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании. Этим государствам свойственен жизненный уклад патриархального и доисторического характера.

В данной правовой семье отсутствует понятие и понимание права в представлении цивилизованных обществ. Отсутствует чётко выраженная власть, отсутствует как таковая юридическая профессия, так и само понятие юридической науки (как и науки вообще). Отсутствует и письменность, способная зафиксировать нормы поведения (правовые нормы). Экономика в части данных социумов основана на собирательстве и натуральном обмене, денежный эквивалент отсутствует либо его заменяют какие-либо предметы материального мира. Правосудие вершится, как правило, старейшинами[18].

Обычаи и традиции, служащие для данных социумов правом, основаны на практике поклонения явлениям природы, а также на одушевлении неживого мира и поклонении всевозможным идолам.

Особенностью является то, что обычное право осуществляет регулирование как государственной, так и общественной жизни людей, в основном за пределами городов.

Обычное право влияет на формирование местной власти, регулирует брачно-семейные отношения, вопросы землевладения, собственности и наследования, определяет порядок и организацию правосудия внутри общины. Государственные органы, как правило, признают и принимают во внимание решения племенных общин, основанных на обычном праве. Например, в ЮАР государственный суд при рассмотрения дела учитывает ранее вынесенное решение племенного суда.

Таким образом, традиционная правовая семья характерна для стран, малоразвитых как в экономическом плане, так и в плане государственности. Возникая из существующих длительное время обычаев, оно регулирует все сферы общественной жизни, в том числе, и правовую сферу.

2.5. Религиозная правовая семья

Религиозное право — одна из исторических форм права, в системе которого источником постулируется воля божества (Бога), выраженная в священных текстах или преданиях[19].

Совокупность правовых систем мира, основанных на религиозном праве называется религиозной правовой семьёй (или семьёй религиозного права). Термин правовая семья был введён в науку французским учёным Рене Давидом. Он рассматривал некоторые правовые системы религиозного права, но не объединял их в единую семью.

Материальными источниками религиозного права могут быть непосредственно тексты священных писаний, богословские доктрины, церковные акты, религиозно-правовые обычаи, а также государственные законодательные акты, закрепляющие и систематизирующие религиозно-правовые нормы.

Характерная особенность религиозного права — персональный, а не территориальный характер его юрисдикции: предписания религиозного права обычно распространяются только на представителей данной религиозной общины; иноверцы изъяты из-под их действия[20].

В своём чистом виде религиозное право действует только на территории Ватикана (и то с небольшими оговорками). Религиозное право является одной из правовых систем, которое действует наряду с другими в государствах с так называемыми смешанными правовыми системами.

Наиболее развитыми религиозно-правовыми системами являются:

  • мусульманское право;
  • еврейское право, индусское право;
  • христианское право.

Таким образом, общепринятой классификацией правовых семей является их деление на романо-германскую, англосаксонскую, дальневосточную, традиционную и религиозную правовые семьи.

Каждая правовая семья прошла свой, особенный, путь становления и развития, имеет только ей присущие отличительные особенности и свойства. Так, романо-германская правовая семья основана на принципах юридической науки древнего Рима и определена усилиями известных европейских университетов. В основе законодательства лежит конституция, а само право подразделяется на публичное и частное. Главенствующей формой считается нормативный акт, а дополнительной – прецедент.

Англосаксонской (общему праву, прецедентной) свойственно применение прецедентов. Данная правовая семья сложилась в США, Канаде, Новой Зеландии и Великобритании.

Дальневосточная правовая семья характеризуется правовой ситуацией в Китае, Японии и других стран этого региона, хотя в настоящий момент считается уже практически недействительной, так как многие из перечисленных государств всё больше склоняются к европейским нормам. В основе правовой системы лежат философские идеологии (конфуцианство, даосизм, легизм), где основным приоритетом всегда выступает семья. В качестве источника права выступают больше нормы морали и общие ценности. К суду принято обращаться лишь в крайнем случае, когда все прочие попытки урегулировать конфликт оказались неэффективными.

К традиционной правовой семье относят некоторые государства Африки, Австралии, Океании и Азии, которые в большинстве своём являются скорее племенами и общинами. Нормативные акты, прецедент и подобные источники права либо полностью отсутствуют, либо играют незначительную роль. Общество живёт, подчиняясь исторически сформированным обычаям и традициям.

Религиозная правовая семья объединяет иудейские и исламские страны. Здесь все юридические и моральные нормы носят религиозный характер. Основным источником выступает святое писание, определяющее все возможные права и предписывающее ему определённые обязанности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы.

Правовая система является обобщающей категорией, которая отражает всю правовую организацию общества, целостную правовую действительность. В науке и теории российского права принято выделять три основных элемента правовой системы: система права (совокупность норм, институтов и отраслей права в их совокупности.); правовая культура (система ценностей, правовых идей, убеждений, навыков и стереотипов поведения, правовых традиций, принятых членами определенной общности и используемых для регулирования их деятельности.); правореализация (исполнение предписаний правовых норм человеком и их претворение в реальной жизни).

Правовая система неразрывно связана с правовой семьей, в которой она применяется.

Правовая семья – это совокупность правовых систем, имеющих сходные исторические пути формирования и юридические признаки.

Правовые семьи классифицируются по многим основаниям, однако, общим является их деление на романо-германскую, англосаксонскую (общего права), дальневосточную, традиционную и религиозную.

Каждая правовая семья прошла свой, особенный, путь становления и развития, имеет только ей присущие отличительные особенности и свойства. Так, романо-германская правовая семья основана на принципах юридической науки древнего Рима и определена усилиями известных европейских университетов. В основе законодательства лежит конституция, а само право подразделяется на публичное и частное. Главенствующей формой считается нормативный акт, а дополнительной – прецедент.

Англосаксонской (общему праву, прецедентной) свойственно применение прецедентов. Данная правовая семья сложилась в США, Канаде, Новой Зеландии и Великобритании.

Дальневосточная правовая семья характеризуется правовой ситуацией в Китае, Японии и других стран этого региона, хотя в настоящий момент считается уже практически недействительной, так как многие из перечисленных государств всё больше склоняются к европейским нормам. В основе правовой системы лежат философские идеологии (конфуцианство, даосизм, легизм), где основным приоритетом всегда выступает семья. В качестве источника права выступают больше нормы морали и общие ценности. К суду принято обращаться лишь в крайнем случае, когда все прочие попытки урегулировать конфликт оказались неэффективными.

К традиционной правовой семье относят некоторые государства Африки, Австралии, Океании и Азии, которые в большинстве своём являются скорее племенами и общинами. Нормативные акты, прецедент и подобные источники права либо полностью отсутствуют, либо играют незначительную роль. Общество живёт, подчиняясь исторически сформированным обычаям и традициям.

Религиозная правовая семья объединяет иудейские и исламские страны. Здесь все юридические и моральные нормы носят религиозный характер. Основным источником выступает святое писание, определяющее все возможные права и предписывающее ему определённые обязанности.

Библиография

  1. Алексеев С. С. Право: азбука - теория - философия. - М.: Статут, 1999. - 712 с.
  2. Бакарджиев Я.В., Ромашов Р.А., Рыбаков В.А. Теория государства и права. Учебник для прикладного бакалавриата. В 2 частях. Часть 1. М: Юрайт, 2016. - 195 с.
  3. Брактон Г. О законах и обычаях Англии. / История государства и права зарубежных стран: Хрестоматия. Ч. 2 -Краснодар: Кубанский государственный университет, 2010. – 618 с.
  4. Власов В. И., Власова Г. Б., Денисенко С. В. Теория государства и права. Учебное пособие. М: Феникс, 2017. - 416 с.
  5. Головистикова А.Н., Дмитриев Ю.А. Проблемы теории государства и права: учебник. - М.: ЭКСМО, 2005. - 832 с.
  6. Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности: - М. «Международные отношения», 1999. - 400 с.
  7. Зарецкий А. М., Долгих Ф. Г. Теория государства и права. Учебник. М: Издательский дом Университета "Университет". 2018. - 240 с.
  8. Любашиц В. Я., Мордовцев А. Ю., Мамычев А. Ю. Теория государства и права. Практикум. Учебное пособие. М: Инфра-М, РИОР, 2015. 244 с.
  9. Марченко М. Н. Правовые системы современного мира: учеб.пособие. - М.: «Зерцало-М», 2000. - 528 с.
  10. Марченко М. Н.Сравнительное правоведение. - М.: «Зерцало-М», 2001. - 390 с.
  11. Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права: учебник. - 3-е изд. - М.: Дело, АНХ, 2009. - 528 с.
  12. Радько Т. Н., Лазарев В. В., Морозова В. В. Теория государства и права. Учебник. М: Проспект, 2019. - 576 с.
  13. Рассказов Л. П. Теория государства и права. — М: Инфра — М, 2008. – 480 с.
  14. Саидов А. Х. Сравнительное правоведение: учебник. - М.: ЮРИСТЪ, 2003. - 448 с.
  15. Тихомиров Ю. А. Курс сравнительного правоведения. - М.: НОРМА, 1996. - 432 с.
  16. Ущаповская М. О., Никодимов И. Ю. Теория государства и права. Сборник тестов. М: Дашков и Ко, 2019. - 104 с.
  17. Цвайгерт К., Кетц Х. Введение в сравнительное правоведение. - М., 1995. – 312 с.
  1. Алексеев С. С. Право: азбука - теория - философия. - М.: Статут, 1999. С.47.

  2. Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права: учебник. - 3-е изд. - М.: Дело, АНХ, 2009. С. 169.

  3. Тихомиров Ю. А. Курс сравнительного правоведения. - М.: НОРМА, 1996. С. 45.

  4. Саидов А. Х. Сравнительное правоведение: учебник. - М.: ЮРИСТЪ, 2003. С. 117.

  5. Саидов А. Х. Сравнительное правоведение: учебник. - М.: ЮРИСТЪ, 2003. С. 118.

  6. Головистикова А.Н., Дмитриев Ю.А. Проблемы теории государства и права: учебник. - М.: ЭКСМО, 2005. С. 15.

  7. Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности: - М. «Международные отношения», 1999. С. 57.

  8. Цвайгерт К., Кетц Х. Введение в сравнительное правоведение. - М., 1995. С.34.

  9. Саидов А. Х. Сравнительное правоведение: учебник. - М.: ЮРИСТЪ, 2003. С. 122.

  10. Рассказов Л. П. Теория государства и права. — М: Инфра — М, 2008. С.145.

  11. Марченко М. Н. Правовые системы современного мира: учеб.пособие. - М.: «Зерцало-М», 2000. С. 36.

  12. Марченко М. Н.Сравнительное правоведение. - М.: «Зерцало-М», 2001. С. 355.

  13. Марченко М. Н.Сравнительное правоведение. - М.: «Зерцало-М», 2001. С. 370.

  14. Брактон Г. О законах и обычаях Англии. / История государства и права зарубежных стран: Хрестоматия. Ч. 2 -Краснодар: Кубанский государственный университет, 2010. С. 135.

  15. Бакарджиев Я.В., Ромашов Р.А., Рыбаков В.А. Теория государства и права. Учебник для прикладного бакалавриата. В 2 частях. Часть 1. М: Юрайт, 2016. С. 78.

  16. Власов В. И., Власова Г. Б., Денисенко С. В. Теория государства и права. Учебное пособие. М: Феникс, 2017. С. 172.

  17. Зарецкий А. М., Долгих Ф. Г. Теория государства и права. Учебник. М: Издательский дом Университета "Университет". 2018. С. 51.

  18. Любашиц В. Я., Мордовцев А. Ю., Мамычев А. Ю. Теория государства и права. Практикум. Учебное пособие. М: Инфра-М, РИОР, 2015. С. 77.

  19. Радько Т. Н., Лазарев В. В., Морозова В. В. Теория государства и права. Учебник. М: Проспект, 2019. С. 213.

  20. Ущаповская М. О., Никодимов И. Ю. Теория государства и права. Сборник тестов. М: Дашков и Ко, 2019. С. 16.