Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Объекты авторского права

Содержание:

Введение

Авторское право в нашей стране часто нарушается и нуждается в защите. Актуальность выбранной темы сомнений не вызывает особенно в России в настоящее время.

Произведения различны по объективной форме, по способам их воспроизведения, по степени самостоятельности, также по видам использования и другим основаниям. Вполне понятно, что у отдельных видов произведений различная охрана и их правовой режим. В связи с этим отдельные виды произведений вызывают и теоретический, и практический интерес.

Данной теме посвящено множество научных трудов разнообразной направленности. Авторы рассматривают объекты авторского права как в совокупности в зависимости от формы и вида произведения, а также и каждый вид произведения отдельно как объект авторского права.

Цель курсовой работы – раскрыть понятие объектов авторского права.

Задачи в соответствии с целью:

  1. Изучить понятие, функции и источники авторского права;
  2. Рассмотреть понятие объектов авторского права, их признаки, виды, использование на основании договора;
  3. Рассмотреть и изучить правовое регулирование использования объектов авторского права. Особенности правового регулирования и его проблемы;
  4. Изучить судебную практику в области авторского права.

Предметом являются совокупность правовых норм, регулирующих отношения в области авторского права.

Использованные в курсовой работе источники и литература представлены в виде Конституции РФ, Федеральных законов, в том числе Гражданского кодекса РФ, учебной и специальной литературы, статей, электронных учебников и различных статей в журналах и на сайтах. Также рассмотрены международные источники авторского права.

В работе использована литература таких авторов, как Б.М. Гонгало., Т.М. Рассолова., И.В. Кушнир, Л.Ю. Грудцына, А.А. Спектор, В.Т. Батычко и др., научные статьи, написанные И. А. Цветковым, С. И. Буз, информация и опубликованные статьи на сайтах Fb.ru – проект, где публикуют свои статьи, новости и информацию специалисты разных областей (ученые, политики, юристы, экономисты и т.п.), делятся своими открытиями, разработками и идеями, также на сайте специалиста в области исключительных прав на объекты промышленной собственности и объекты авторского права Бурмистрова Д. Б. – мнение одного конкретного специалиста, практикующегося, в том числе на авторском праве, на сайте All-art.do.am Все об искусстве – использована общая информация с целью определения понятий, сайт «Интерком-Аудит» является независимым членом Всемирной ассоциации бухгалтерских и консалтинговых фирм BKR International. использована информация по судебной практике на сайте Судебные и нормативные акты РФ http://sudact.ru. Вся информация является актуальной на момент написания работы, поэтому имеет большой интерес и значимость. Интересны различные подходы к классификации объектов авторского права.

Структура курсовой работы: курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников и литературы.

1. Авторское право: понятие, функции, источники

1.1 Понятие и функции авторского права

Авторское право — это право интеллектуальной собственности (исключительное право) автора на результаты его творчества, являющиеся произведениями науки, литературы и искусства, а также личные неимущественные права автора[6., c.257].

Функциями авторского права являются признание авторства на произведения науки, литературы и искусства. Авторство признается за физическим лицом, трудом которого создано произведение; установление режима использования произведений. Нормы авторского права регламентируют, кто и на каких условиях использует то или иное произведение — права автора, наследников, третьих лиц; наделение авторов и иных правообладателей личными и имущественными правами. Авторское право наделяет авторов личными неимущественными правами — на авторство, на имя, на обнародование, на защиту репутации автора, а также имущественными правами — на воспроизведение, на распространение, на импорт, на перевод и др.; защита данных прав. Нормы авторского права устанавливают его защиту путем привлечения к гражданской, административной и уголовной ответственности [8., c. 315].

С 1 января 2008 года документом, который регулирует основания возникновения, порядок осуществления авторских прав на результаты творческой деятельности, является четвертая часть Гражданского кодекса РФ. Она объединяет в себе правовые нормы, посвященные не только авторским и смежным с ними правам, но и патентным правам, правам на селекционное достижение,  на топологии интегральных микросхем, секрет производства (ноу-хау), средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, а также правам использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии.

Для возникновения, использования и защиты авторских прав регистрация объекта (произведения) не требуется, как и соблюдение каких-либо иных формальностей.

Согласно Гражданскому кодексу РФ и Конституции РФ, источниками авторского права принято считать Указы Президента, отдельные статьи ГК и статьи иных федеральных законов, принятых в соответствии с ГК, постановления правительства, акты министерств и федеральных органов исполнительной власти, решающих гражданско-правовые вопросы литературы, науки и искусства, которые не противоречат ГК и иным федеральным законам[13.].

Одним из источников авторского права являются международные договоры. К авторским отношениям применяются правила, в соответствии с которыми международные договоры имеют приоритет над нормами гражданского права в случае их противоречия. К таким источникам относятся: Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 г., Конвенция об учреждении Всемирной организации интеллектуальной собственности 1967 г. и др.

Итак, авторское право призвано охранять и защищать произведения, результаты интеллектуальной и творческой деятельности от их неправомерного копирования, использования, упоминания отдельных частей произведения. Регулирование охраны и защиты таких объектов от посягательств зависит от вида объекта, так как каждое из произведений имеет свои особенности.

1.2 Источники авторского права

Авторское право регулируется гражданским законодательством, а именно: Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ и др. федеральными законами в области авторского права, Указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, актами министерств и федеральных органов исполнительной власти, решающих гражданско-правовые вопросы литературы, науки и искусства.

С 1 января 2008 года документом, который регулирует основания возникновения, порядок осуществления авторских прав на результаты творческой деятельности в России, является четвертая часть Гражданского кодекса РФ. Авторскому праву посвящена глава 70.

Также в качестве источников признаются международные договоры в области авторского права, в которых Россия является участницей. К ним относятся следующие: Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 г., к которой Россия присоединилась 13 марта 1995 г. (в ред. 1971 г.); Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве 1952 г. (с последующими изменениями). Ее участниками являются 90 государств (в ред. 1971 г. с 13 марта 1995 г.); Римская конвенция об охране интересов исполнителей, производителей фонограмм и органов радиовещания 1961г. Российская Федерация присоединилась к данной Конвенции 26 мая 2003г.; Конвенция об учреждении Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) 1967 г. - СССР стал членом ВОИС с 1968 г.; Женевская конвенция об охране производителей фонограмм от незаконного воспроизведения их фонограмм 1971 г. В конвенции участвуют около 60 государств, в том числе Россия - с 13 марта 1995 г. Согласно Конвенции права иностранных исполнителей на фонограммы, впервые опубликованные в стране, охраняются на основании законов данной страны, а также запрещается видеопиратство; Брюссельская конвенция о распространении несущих программ сигналов, передаваемых через спутники. С 1974 г. в Конвенции участвовал СССР, а затем с 1988 г. - Россия; Договор о регистрации фильмов (о международной регистрации аудиовизуальной произведений) 1989 г. Соглашение стран СНГ о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав (1993 г.).

Кроме международных договоров, также действует ряд двусторонних соглашений о взаимной охране авторских прав с Австрией, Арменией, Болгарией, Венгрией, Кубой, Малагасийской Республикой, Польшей, Словакией, Чехией, Швецией[11.11.].

Рассмотрим, например, Бернскую конвенцию 1886 года. Основывается Бернская конвенция 1886 года на принципах:

национального режима. Каждая из стран-участников обязана предоставить гражданам других стран такие же авторские права, как и своим гражданам. Разбирательства, возникающие по поводу нарушения авторских прав, осуществляются на основе законодательства того государства, на чьей территории произведения используются;

независимости охраны произведений. То есть она осуществляется независимо от того, охраняются ли они в других странах. Исключение может составлять случай, когда законом предусматривается прекращение охраны произведения, по которому истек его срок в стране, где было создано произведение;

автоматической охраны интеллектуальной собственности. Бернская конвенция предусматривает, что возникновение авторского права происходит без использования предварительных формальностей (какого-либо заявления, регистрации и т.п.), автоматически после первой публикации произведения или его фиксации в материальной форме;

презумпции авторства. То есть создателем является тот, чей псевдоним или имя указано на обложке, если нет доказательств обратного. Бернская конвенция об авторском праве распространяет охрану на следующие произведения искусства, науки, литературы: лекции, книги, брошюры, рисунки, скульптуры, живопись, архитектуру, фотографию, графику, хореографические, музыкальные, кинематографические произведения и др. Срок на который она обеспечивается - время жизни автора произведения и 50 лет после его смерти[18.].

Административные функции по поводу реализации положений Бернской конвенции возложены на Всемирную организацию интеллектуальной собственности.

Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве 1952 г. (с последующими изменениями). В преамбуле конвенции, т. е. в ее вводной части, выражены три основных положения, призванные определить цели заключения этого международного соглашения. Во-первых, говорится о желании стран-участниц «обеспечить во всех странах охрану авторского права на литературные, научные и художественные произведения». Во-вторых, отмечается, что режим охраны авторских прав, предусмотренный конвенцией, «способен обеспечить уважение прав личности и благоприятствовать развитию литературы, науки и искусства». В-третьих, подчеркивается, что такой универсальный режим охраны авторских прав «облегчит распространение произведений духовного творчества и будет способствовать лучшему международному взаимопониманию»[21.].

Римская конвенция об охране интересов исполнителей, производителей фонограмм и органов радиовещания 1961г. Римская конвенция строится на основе сочетания принципа применения национального режима охраны и обязательного соблюдения прав, предусмотренных самой конвенцией.

Гарантированный Римской конвенцией минимальный уровень охраны дает возможность исполнителям предотвращать передачу в эфир, запись, воспроизведение записи исполнения; производителям фонограмм – прямое или косвенное воспроизведение фонограмм; организациям эфирного вещания – ретрансляцию, запись и последующий показ записанных передач, а также сообщение для всеобщего сведения телевизионных передач в местах, доступных для публики за плату.

Минимальный срок охраны, предусмотренный конвенцией, составляет 20 лет, которые исчисляются с года, в котором была осуществлена запись исполнений или фонограмм либо имело место исполнение, не включенное в фонограмму, либо была осуществлена передача в эфир[22.].

Итак, перечень источников достаточно огромен. П. 4 ст. 15 Конституции РФ закрепил, что «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью его правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». Это означает абсолютный приоритет международных договоров в Российской Федерации (если наша страна в них участвует) по сравнению с национальным законодательством.

Таким образом, защита авторских прав осуществляется на территории всех стран-участников подобных договоров и соглашений. Значительная заинтересованность, разнообразие уникальных произведений, авторство на которые защищаются во всем мире, приводит к тому, что человек, углубляясь в знания, все больше совершает открытий.

2. Объекты авторского права: понятие, признаки и виды

2.1 Понятие и признаки объектов авторского права

Авторское право закреплено Конституцией РФ как одно из основных прав и свобод человека и гражданина, которые охраняются государством. А именно, статьей 44 Конституции РФ закреплено, что «каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом»[1.].

Авторское право регулируется гражданским законодательством.

Что же скрывается за понятием «объекты авторского права»? Отношения в сфере авторского права регулируются главой 70 четвертой части Гражданского кодекса РФ. Однако понятие «объекты авторского права» в Гражданском кодексе РФ отсутствует. В ст. 1279 Гражданского кодекса РФ определено, что объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения[2.]. Нет определения таким произведениям и в законодательстве других стран, в международных конвенциях, в которых участвует наша страна[5., с.393].

В Гражданском кодексе РФ содержатся признаки объектов авторского права РФ.

Первый признак – это признание произведения или части его самостоятельным результатом творческого труда автора (п. 7 ст. 1259 Гражданского кодекса РФ).

Понятие «Творческая деятельность» дается в Законе РФ «Основы законодательства РФ о культуре» в ст. 3 как «создание культурных ценностей и их интерпретация»[3.].

Творческой является умственная (мыслительная, интеллектуальная) деятельность, результатом которой создается что-то новое, это творчески самостоятельный результат в области науки, техники, литературы или искусства.

Второй признак, это выражение в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме (п. 3 ст. 1259 Гражданского кодекса РФ). То есть это не всегда материальная вещь.

Согласно ст. 1255 Гражданского кодекса РФ автору произведения принадлежат следующие права:

1) исключительное право на произведение;

2) право авторства;

3) право автора на имя;

4) право на неприкосновенность произведения;

5) право на обнародование произведения.

Авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения. Государство предоставляет право на защиту и охрану произведений с момента их создания.

Авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования[2.].

Не являются объектами авторских прав: официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы; государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и т.д.), а также символы и знаки муниципальных образований; произведения народного творчества (фольклор), неимеющие конкретных авторов; сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач и др.).

Итак, самые распространенные объекты авторского права перечислены в ст. 1259 Гражданского кодекса РФ. Так как результат творческого труда – это всегда создание чего-то нового, поэтому список объектов открыт. Любое произведение творческого труда может быть объектом авторского права, за исключением указанных в п.п. 5, 6 ст. 1259 Гражданского кодекса РФ.

    1. Виды объектов авторского права и их характеристика

Существуют несколько вариантов классификации объектов авторского права. Так в статье «Объекты авторского права» на сайте Fb.ru представлена классификация в зависимости от формы выражения произведения: выраженные в устной форме (посредством публичных выступлений); оформленные письменно (рукопись или ноты), изображения (чертежи, картины, рисунки, кадры), имеющие объемно-пространственную форму (сооружения или скульптуры), звуковые или видеозаписи[14.].

В учебнике «Гражданское право» под редакцией Б.М. Гонгало написано, что классификация может быть проведена по различным критериям, например, по видам искусства (литературные, музыкальные, графические, архитектурные и др.). Законом определен режим таких произведений как производные (созданные в результате переработки оригинального произведения), составные (сборники, например, научных трудов, энциклопедии, базы данных, интернет-сайты и т.п.), фильмы (по терминологии закона – аудиовизуальные произведения), служебные (созданные в рамках трудовых обязанностей автора), произведения архитектуры и садово-паркового искусства. В ст. 1240 ГК выделены сложные объекты, такие как театрально-зрелищные мероприятия, мультимедийные продукты и др[5., с.396].

И.В. Кушнир рассматривает виды объектов авторского права в зависимости от вида произведения: литературные произведения; драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения; хореографические произведения и пантомимы; музыкальные произведения с текстом или без текста; аудиовизуальные произведения; произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства; произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства; произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов; фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии; географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам; другие произведения [7. , с.110].

Литературные произведения как объект авторского права – искусство слов собираться в уникальные тексты, произведения.

Во всех энциклопедиях понятие «литература» (лат. lit(t)eratura, — написанное, от lit(t)era — буква) — в широком смысле слова: совокупность любых письменных текстов, искусство слова. То есть в принципе, это письменный текст. Виды текстов различны. Это может быть художественная литература, научная или научно-популярная литература, учебная литература и т.д.

Литературный текст может быть выполнен в виде: рукописи, книги, аудиокниги, компьютерного файла. Не следует думать, что эволюция носителей текста никак не влияет на саму литературу [15.].

У каждого литературного произведения есть автор, права которого нарушать нельзя.

Программы для ЭВМ также являются объектами авторского права, они появились в связи с развитием новых технологий. Охраняются как литературные произведения.

Cт. 1261 Гражданского кодекса РФ гласит, что программой для ЭВМ является представленная в объективной форме совокупность данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств в целях получения определенного результата, включая подготовительные материалы, полученные в ходе разработки программы для ЭВМ, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения[2.].

Драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения, к ним как к объектам авторского права относят, например: драму, комедию, трагедию, оперу, мюзикл и т.д. Также хореографические произведения и пантомимы; музыкальные произведения с текстом или без текста (например, песня); аудиовизуальные произведения (например, кинофильм); произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства.

Произведение изобразительного искусства. Характерной чертой произведений изобразительного искусства является их неразрывная связь с материальными носителями, в которых они воплощены. Этим обусловлены особенности их правового режима (ст. 1292 и 1293 Гражданского кодекса РФ).

Произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства. В научной литературе произведения декоративно-прикладного искусства обладают признаками практического применения, а также украшают среду обитания человека [16.].

К произведениям декоративно-прикладного искусства относятся, например, изделия из керамики, фарфора, хрусталя, камня и т.д. Это могут быть столовые приборы, ювелирные изделия, текстильная галантерея и др. К произведениям сценографического искусства относят фоновые декорации, бутафорию и различные предметы, с которыми происходит взаимодействие, костюмы, маски и грим. Для точного воссоздания обстановки и времени, в котором происходит главное действие, используются и живые атрибуты (цветы, животные), и настоящие предметы быта (неподдельная мебель, картины), и творения рук художников, то бишь маски, наряды, живописные имитации улиц и помещений [19.].

Произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов. В настоящее время права на данные объекты регулируются ст. 1294 Гражданского кодекса РФ.

Фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии. К последним можно отнести, например, голографию, телеиммерсию, слайды и т.п.

Географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам.

К объектам авторских прав относятся:

1) производные произведения, то есть произведения, представляющие собой переработку другого произведения;

2) составные произведения, то есть произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда[2.].

Производные произведения. Иногда произведение создается на основе уже существующих произведений. Гражданский кодекс РФ относит такие произведения к производным, т.е. представляющим собой переработку другого произведения. Это переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки музыкальных произведений, киносценарии по чьим-либо романам и другие переработки произведений науки, литературы и искусства. Отличаются они от оригинальных произведений тем, что все охраняемые элементы созданы самим автором, производные произведения могут включать элементы уже существующих произведений. Но при переработке необходимо получить на это согласие правообладателя начального произведения. Но Гражданский кодекс РФ предусматривает случаи, при которых разрешено, например, цитирование, использование произведений в научных и образовательных целях.

Составные произведения. Авторским правом охраняются составные произведения, т.е. произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда. Составительство, будучи творческим трудом, порождает авторские права даже в том случае, когда систематизируются решения или факты, не являющиеся объектами авторского права. В результате такого труда рождаются сборники или подобные составные произведения[9., C.97].

Письма, дневники и другие документы личного характера. Письма, дневники и другим документам личного характера охраняются нормами Конституции РФ, так как защищают неприкосновенность частной жизни. Зачастую данные объекты состоят из личной и семейной тайны. Без согласия автора таких писем на опубликование, действия по опубликованию считаются противозаконными. Существуют также письма, написанные с целью публикации в СМИ. Они в отличие от писем частного характера могут быть опубликованы. В соответствии со ст. 42 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124 "О средствах массовой информации" редакция обязана соблюдать права на используемые произведения, включая авторские права, издательские права, иные права на интеллектуальную собственность. Автор либо иное лицо, обладающее правами на произведение, может особо оговорить условия и характер использования предоставляемого редакции произведения[4.].

Название произведения, персонаж произведения. Авторские права распространяются на часть произведения, его название, персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и отвечают требованиям, установленным п. 3 ст. 1259 Гражданского кодекса РФ, т.е. эти объекты должны быть выражены в какой-либо объективной форме. Название произведения подлежит охране как объект авторского права в случае при соблюдении вышеуказанных условий.

Форма изложения новости, события журналистами. В данном случае охраняется сама форма изложения сюжета, т.е. творческий подход подачи материала обществу.

Оригинал произведения. Кодекс предусматривает отчуждение автором оригинала произведения (рукописи, оригинала произведения живописи, скульптуры и т.п.), в том числе при отчуждении оригинала произведения по договору авторского заказа. Исключительное право на произведение сохраняется за автором, если договором не предусмотрено иное (ст. 1291 Гражданского кодекса РФ). В то же время, если отчуждение оригинала произведения происходит его собственником, не являющимся автором произведения, но обладающим исключительным правом на произведение, то исключительное право на произведение переходит к приобретателю оригинала произведения, если договором не предусмотрено иное (п. 2 ст. 1291 Гражданского кодекса РФ).

Итак, авторские права распространяются на объекты, которые полностью перечислить не представляется возможным. Поскольку объектами авторского права всегда выступает что-то новое, созданное впервые, форма, вид произведения остается свободной, открытой. Никогда не известно до чего дойдет ум и творческие способности человека. В связи с этим, возникает необходимость в специальном регулировании каждого из них.

    1. Использование объектов авторского права на основании договора.

Выделяются два основных способа передачи другому лицу права использования результата интеллектуальной деятельности (объекта авторских прав) – путем заключения договора  об отчуждении исключительного права и путем заключения лицензионного договора.

Договор об отчуждении исключительного права. Согласно статье 1234 Гражданского кодекса РФ, по договору об отчуждении исключительного права одна сторона (правообладатель) передает или обязуется передать принадлежащее ей исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации в полном объеме другой стороне (приобретателю)[2.]. В результате заключения и исполнения такого договора,  правообладатель утрачивает свое право на исключительные права в полном объеме. При этом, если правообладатель и автор – одно лицо, личные неимущественные права остаются за автором, поскольку, как следует из положений статьи 1265 ГК РФ, право авторства и право автора на имя являются неотчуждаемыми и непередаваемыми правами, в том числе при передаче другому лицу или переходе к нему исключительных прав на произведение, или предоставлении другому лицу права использования произведения. Отказ от этих прав ничтожен.

Существенным условием для договора данного вида является предмет договора, в котором необходимо указать сведения (критерии, технические параметры, набор функций и т.п.), конкретизирующие результат интеллектуальной  деятельности. Кроме того, при заключении договора необходимо обращать внимание на ряд следующих условий, несоблюдение которых влечет недействительность договора[20.]:

-   согласно общему правилу форма договора должна быть письменной;

- договор подлежит государственной регистрации в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 1232 ГК РФ;

-  наличие в возмездном договоре условия о размере вознаграждения или порядке его определения. При этом правила определения цены, предусмотренные пунктом 3 статьи 424 ГК РФ, не применяются.

Лицензионный договор. Согласно статье 1286 ГК РФ, по лицензионному договору одна сторона – обладатель исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (далее – лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (далее – лицензиат) право использования такого результата или такого средства в предусмотренных договором пределах.

Некоторые ученые, занимающиеся исследованиями в области авторского права, предлагают свой вариант определения лицензионного договора, в большей или меньшей степени отличающийся от приведенного в Гражданском кодексе Российской Федерации[10.].

Лицензиат может использовать результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации только в пределах тех прав и теми способами, которые предусмотрены лицензионным договором. Право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, прямо не указанное в лицензионном договоре, не считается предоставленным лицензиату.

Заключение лицензионного договора не влечет за собой переход исключительного права к лицензиату.

Следует учитывать, что лицензионный договор бывает двух видов, которые  могут предусматривать:

1) предоставление лицензиату права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации с сохранением за лицензиаром права выдачи лицензий другим лицам (простая (неисключительная) лицензия);

2) предоставление лицензиату права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации без сохранения за лицензиаром права выдачи лицензий другим лицам (исключительная лицензия).

Если лицензионным договором не предусмотрено иное, лицензия предполагается простой (неисключительной)[2.].

Существенными условиями лицензионного договора являются:

- предмет договора путем указания на результат интеллектуальной деятельности, право использования которого предоставляется по договору. При этом, так же как и для договора об отчуждении исключительного права, конкретизация результата интеллектуальной деятельности является необходимым условием для признания предмета лицензионного договора согласованным;

- способы использования результата интеллектуальной деятельности;

- согласно общему правилу форма договора должна быть письменной (исключение в виде устной формы договора предусмотрено для договора о предоставлении права использования произведения в периодическом печатном издании).

Кроме того, при письменном согласии лицензиара лицензиат может по договору предоставить право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации другому лицу. В данном случае такое право реализуется заключением между лицензиатом и третьим лицом сублицензионного договора.     Существенные условия сублицензионного договора аналогичны существенным условиям, лицензионного договора. Однако помимо соблюдения условия о согласовании в сублицензионном договоре существенных условий, следует обращать внимание, на следующие правообразующие условия:

- наличие у лицензиата письменного согласия правообладателя на заключение лицензиатом сублицензионного договора с третьим лицом;

- лицензиат может предоставить третьему лицу права использования объекта интеллектуальной деятельности только в рамках тех способов, которые предоставлены лицензиату правообладателем.

Итак, наиболее популярным является использование лицензионного договора. Так как на основании такого договора предоставляется право только на использование результатов интеллектуальной, творческой деятельности. Владельцы нарушенных авторских прав все чаще обращаются в суды с требованиями в восстановлении этих прав и оказании материальной компенсации.

2. Ответственность за нарушение авторских прав,
судебная практика

В качестве гарантии защиты авторских прав законодательство предусматривает уголовную, гражданскую и административную ответственность за нарушение этих прав. Владельцы нарушенных прав имеют все основания требовать их восстановления и материальной компенсации.

В Постановлении ВС и ВАС от 26.03.2009 г. «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвёртой гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснены первые вопросы в связи с введением в действие изменений в Гражданский кодекс РФ[25.].

Разъяснена юрисдикция судов. Дела о нарушениях авторских прав, не связанные с нарушением финансовой составляющей авторского права (нарушение имущественных прав) рассматривают суды общей юрисдикции. Такими спорами могут быть, к примеру, споры по авторству результата интеллектуальной деятельности, подведомственны судам общей юрисдикции, так как не связанны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Далее Нарушение исключительных прав, прав патентообладателя и прочее определяется «исходя из субъектного состава участников спора, если такой спор связан с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности».

Относительно обратной силы закона, ВАС и ВС постановили, что положения части IV применяются не только к возникшим после введения её в действие, но и к правам и обязанностям по правоотношениям дл 01.01.2008, если такие правоотношения возникли после вышеуказанного срока и т.д.

Рассмотрим некоторые примеры из судебной практики.

ООО «Маша и Медведь» первоначально обратилось в Пильнинский районный суд с исковым заявлением к Востровой Е.И. в котором просило: взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию за нарушение исключительных прав на товарные знаки - «Медведь», «Маша», а также на нарушение исключительных авторских прав на персонажи «Маша» и «Медведь» из аудиовизуального произведения «Дальний родственник»; взыскать с ответчика в пользу истца расходы по восстановлению нарушенного права в размере стоимости вещественных доказательств - товаров, приобретенных у ответчика; взыскать с ответчика в пользу истца судебные расходы по уплате государственной пошлины. Истец также просит произвести просмотр видеозаписи заключения договора розничной купли-продажи товара, произведенного истцом в порядке самозащиты гражданских прав.

В обоснование своих требований истец указал, что в указанной торговой точке, в магазине «Мобилград», предлагался к продаже и был реализован товар: кукла, на котором имеется изображение «Медведь», сходное до степени смешения с товарным знаком по указанному свидетельству, изображение «Маша», сходное до степени смешения с товарным знаком также по указанному свидетельству, также на товаре имеются изображения персонажа «Маша» и персонажа «Медведь» из аудиовизуального произведения «Дальний родственник».

Исключительные имущественные права на вышеупомянутые результаты интеллектуальной деятельности принадлежат истцу. ООО «Маша и Медведь» не давало разрешения ответчику на использование принадлежащих ему исключительных прав на товарные знаки и персонажей аудиовизуального произведения. Руководствуясь ст.ст. 1225, 1229, 1250, 1252, 1259, 1263, 1301, 1477, 1478, 1484, 1515 ГК РФ, ст.ст. 12. 56, 88, 98, 194-198 ГПК РФ, суд решил: Исковые требования ООО «Маша и Медведь» к Востровой Е.И., о взыскании компенсации за нарушение исключительных имущественных прав, удовлетворить в полном объёме[23.].

Смирнов В.Н. обратился в суд с иском к Адвокатской палате Пермского края, ООО «Пермское книжное издательство» с требованиями взыскать солидарно компенсацию морального вреда, запретить Адвокатской палате Пермского края изготовление, воспроизведение, продажу, импорт, а также любое использование, транспортировку, хранение или владение в целях введения в гражданский оборот контрафактных экземпляров произведения литературы - книги «Адвокатура Пермского края, XVII-XXI век» и изъять из оборота материальные носители, в которых выражено произведение литературы «Адвокатура Пермского края, XVII-XXI век»; запретить ООО «Пермское книжное издательство» изготовление, воспроизведение, продажу, импорт, а также любое использование, транспортировку, хранение или владение в целях введения в гражданский оборот контрафактных экземпляров произведения литературы - книги «Адвокатура Пермского края, XVII-XXI век» и изъять из оборота материальные носители, в которых выражено произведение литературы «Адвокатура Пермского края, XVII-XXI век»; уничтожить за счет Адвокатской палаты Пермского края все материальные носители, в которых выражено произведение литературы «Адвокатура Пермского края, XVII-XXI век». В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что ответчиками нарушено личное неимущественное право истца, а также исключительные права на произведение. Во исполнение обязательств по договору от 28 декабря 2010г. Смирнов В.Н. представил Адвокатской палате Пермского края произведение объемом 12 глав под согласованным наименованием «Адвокатура Пермского края, XVII-XXI век», передав авторский текстовой оригинал произведения с подписью на титульном листе ООО «Пермское книжное издательство» для обработки. Ответчик в одностороннем порядке изменил содержание произведения: исключил главу 11 «Реформа по ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», а также включил дополнительный текст из 8 разделов под заголовком «Адвокатура Пермского края в лицах». Данный текст не был предусмотрен ни договором, ни рабочим планом. Это исказило творческий замысел автора и нарушило целостность произведения[24.].

Автору принадлежит право на неприкосновенность произведения, которое нарушено. Согласия на внесение изменений в произведение автор не давал. При определении размера компенсации морального вреда просит учесть распространение ответчиком произведения с искаженным творческим замыслом автора среди широкого круга лиц, претерпел переживания, беспокойство, чувство неудовлетворенности от распространения книги массовым тиражом. Кроме того, нарушено исключительное право истца, поскольку Адвокатская палата Пермского края не исполнила свое обязательство по выплате вознаграждения за превышение объема произведения. Ответчик осуществляет коммерческую деятельность по продаже книги «Адвокатура Пермского края, XVII-XXI век» с нарушением исключительного права истца на произведение, производит хранение и распространение контрафактных экземпляров произведения (л.д. 3, 96, 100). На основании ст. 1251 ГК РФ просит обязать ответчиков опубликовать решение суда о допущенных нарушениях личных неимущественных прав автора в «Газета «Звезда», на сайте Адвокатской палаты Пермского края, в Вестнике Федеральной палаты адвокатов РФ. руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд решил: взыскать с Адвокатской палаты Пермского края и ООО «Пермское книжное издательство» в пользу истца компенсацию морального вреда по с каждого и возмещение судебных расходов с каждого. В удовлетворении остальной части требований истца к Адвокатской палате Пермского края, ООО «Пермское книжное издательство» отказать. [24.].

В настоящее время законодательством Российской Федерации предусмотрены три вида ответственности за нарушение авторских прав[12.]:

  1. уголовная ответственность за нарушение авторских и смежных прав предусматривается статьей 146 Уголовного кодекса Российской Федерации;
  2. административная ответственность предусмотрена в статье 7.12 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоаП РФ);
  3. меры гражданско-правовой ответственности за нарушение авторских прав закреплены в статьях 1250, 1252, 1301, 1311 и 1253 Гражданского кодекса РФ.

Существует ряд проблем, например в административной ответственности. Административная ответственность в настоящее время не является достаточно эффективной мерой борьбы с нарушением авторских прав. Привлечение к административной ответственности, прежде всего, предполагает наложение незначительного штрафа, максимальный размер которого составляет 40 000 рублей для юридического лица. При этом для физического лица размер штрафа не превысит 2 000 рублей. В то же время на практике для успешного привлечения нарушителя к административной ответственности от правообладателя может потребоваться немало усилий, связанных с представлением доказательственной базы при рассмотрении дела об административном правонарушении и участием в нем. Однако необходимо отметить, что в случае привлечения нарушителя к административной ответственности правообладатель фактически не получит денежную компенсацию за нарушение авторских прав (если соответствующе требование не будет заявлено в гражданско-правовом порядке). Кроме того, для самого нарушителя негативные последствия будут минимальными. Указанные обстоятельства способствуют тому, что административная ответственность не часто используется правообладателями для защиты своих прав и интересов[12.].

Для усиления административного барьера необходимо повысить размер штрафов, предусмотренных КоАП РФ. Кроме того, включить в КоАП РФ положения о выплате, наряду со штрафом, компенсации за нарушение авторских прав в пользу правообладателя.

Существуют проблемы и в привлечении виновника к уголовной ответственности.

Например, проблема, связанная с доказыванием причинения крупного ущерба правообладателю, а также проблема определения крупного размера деяния. Так как для привлечения к уголовной ответственности за плагиат необходимо, чтобы действия нарушителя причинили правообладателю крупный ущерб. В случае незаконного использования объектов авторского права необходимо, чтобы такое использование было осуществлено в крупном размере. Если речь идет о хранении, перевозке и приобретении контрафактных произведений, то, помимо крупного размера, обязательно наличие цели сбыта[12.].

Один из основных критериев привлечения к ответственности является неопределенным на законодательном уровне и во многом зависит от усмотрения следствия и впоследствии суда. Пояснения по этому вопросу были даны Верховным Судом Российской Федерации (далее - ВС РФ), который в постановлении «О практике рассмотрения судами уголовных дел о нарушении авторских, смежных, изобретательских и патентных прав, а также о незаконном использовании товарного знака» разъяснил, какие обстоятельства должны быть приняты судами во внимание при определении, является ли причиненный ущерб крупным. В частности, ВС РФ уточнил, что при определении, является ли ущерб крупным, суды должны исходить из обстоятельств дела: например установить, был ли причинен реальный ущерб и его размер, размер полученных нарушителем доходов, размер упущенной выгоды потерпевшего. При этом ВС РФ отметил, что при определении крупного ущерба также необходимо учитывать положения статьи 15 ГК РФ, в соответствии с которыми лицо, право которого нарушено, вправе требовать наряду с другими убытками возмещения упущенной выгоды в размере, не меньшем, чем доходы, полученные вследствие такого нарушения лицом, нарушившем право. Однако ВС РФ четко не указал, какой именно размер ущерба должен считаться крупным.

Итак, в настоящее время привлечение к уголовной и к административной ответственности судами осуществляется, однако существует ряд проблем, которые необходимо решить с целью эффективной защиты авторских прав. Незначительное наказание и трудоемкий процесс доказывания, зачастую могут оттолкнуть пострадавшего от обращения в суд.

Заключение

Авторское право вошло в жизнь каждого человека, является неотъемлемой частью прав и свобод человека и гражданина. Огромное значение авторского права приобрело и на международном уровне. Наличие множества заключенных договоров и соглашений с другими странами способствуют защите объектов авторского права.

Отмечено, что существует приоритет международных договоров в Российской Федерации (если Россия – участник таких договоров) по сравнению с национальным законодательством. В таком случае применяются нормы международного договора.

Объект авторского права – произведение интеллектуального, творческого процесса человека – зачастую используется без согласия на это правообладателя. За что в последнее время все чаще правообладатели обращаются в суды. Открытый список произведений, объектов авторского права никогда не будет закрыт по крайней мере в России. Важно понимать, что в результате творчества человек всегда создает что то новое.

Бывает, что нарушение авторских прав происходит по незнанию. Но незнание не освобождает от ответственности, особенно, если правообладатель предпринял все для того, чтобы указать авторство.

Охрана в России авторским правом произведений науки, литературы и искусства зависит не только от их творческого характера и объективной формы, но и от места их нахождения, обнародования и от гражданства их создателей. С учетом этих факторов определяется сфера действия авторского права.

Лицензионный договор - наиболее популярное соглашение на использование объекта авторского права. Так как на основании такого договора предоставляется право только на использование результатов интеллектуальной, творческой деятельности. В случае нарушения авторских прав обращаются в суды с требованиями в восстановлении этих прав и оказании материальной компенсации

В курсовой работе рассмотрены основные проблемы, которые возникают при применении к нарушителям авторских прав мер ответственности, предусмотренных российским законодательством.

Взыскание убытков связано для правообладателя с рядом трудностей по доказыванию как факта причинения убытков, их размера, так и причинно-следственной связи между действиями нарушителя и возникновением убытков. Для взыскания компенсации не требуется доказывание размера причиненных убытков, а также факта причинения убытков, требуется только наличие вины нарушителя. Это объясняет, почему на практике правообладатели чаще всего обращаются именно с требованием о взыскании компенсации за нарушение авторских прав.

Итак, объекты авторского права представляют собой обширную территорию для изучения. Каждый объект авторского права заслуживает более тщательного изучения. Охрана объектов авторского права, для того чтобы быть более эффективной, должна ужесточить ответственность за нарушения требований в зависимости от вида объекта. Объектов авторского права становится все больше, нарушений авторства соответственно тоже становится больше.

Список использованных источников и литературы.

Законодательные и иные нормативные акты

    1. Конституция Российской Федерации (принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993г.)//Российская газета.- 25 декабря 1993.-№ 237
    2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 02.03.2015) // Собрание законодательства РФ. – 1994. - № 32. - Ст. 3301
    3. Закон РФ от 9 октября 1992 г. № 3612-I «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (ред. от 28.11.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_1870/ (дата обращения 28.03.2017)
    4. Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 03.07.2016) "О средствах массовой информации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016) [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_1511/ (дата обращения 28.03.2017)

Специальная литература

    1. Гражданское право: Учебник. В 2 т. / Под ред. Б.М. Гонгало. Т. 1. – М.: Статут, 2017. – 511 с.

Гражданское право: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности 030501 «Юриспруденция» /Т.М. Рассолова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. — 847 c.

Кушнир И.В. Гражданское право: самое главное. Учебник /
И.В. Кушнир - СПб.: СЗАГС, 2012 – 153 c.

Грудцына, Л.Ю. Гражданское право России: Учебник для вузов / Л.Ю. Грудцына, А.А. Спектор. — М.: ЗАО Юстицин-форм, 2013. — 560 с.

Батычко В.Т. Гражданское право (часть IV) Конспект лекций./В.Т. Батычко. - Таганрог. ТТИ ЮФУ, - 2011, - 325 с.

Статьи из периодических изданий

Цветков Игорь Александрович Особенности использования объектов авторских прав на основании заключённого лицензионного договора // Вестник ОмГУ. Серия. Право. 2016. №1 (46) С.147-151.

Буз Стелла Ивановна Правовая регламентация охраны авторского права // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. №11-1 С.251-253.

Карлова-игнатьева Екатерина Игоревна Проблематика и судебная практика привлечения к ответственности за нарушение авторских прав // Имущественные отношения в РФ. 2011. №7 С.96-106.

Электронные источники

Источники авторского права, правовое регулирование, основные источники авторских прав: Сайт специалиста в области исключительных прав на объекты промышленной собственности и объекты авторского права Бурмистрова Д. Б. [Электронный ресурс] URL: http://www.dburmistrov.ru/ avtorskoe-pravo/69-istochniki-avtorskogo-prava.html (дата обращения 28.03.2017)

Объекты авторского права. Сайт Fb.ru [Электронный ресурс] URL: http://fb.ru/article/31853/obyektyi-avtorskogo-prava (дата обращения 28.03.2017)

Литература. Сайт All-art.do.am Все об искусстве. [Электронный ресурс] URL: http://all-art.do.am/publ/literatura/literatura_ehto/ literatura_obshhie_ponjatija/96-1-0-117(дата обращения 28.03.2017)

Прикладное искусство - что это такое? Декоративно-прикладное творчество и его виды. Сайт Fb.ru [Электронный ресурс] URL: http://fb.ru/article/162611/prikladnoe-iskusstvo---chto-eto-takoe-dekorativno-prikladnoe-tvorchestvo-i-ego-vidyi (дата обращения 28.03.2017)

Стенография - что это такое? Основы и знаки стенографии. Сайт Fb.ru [Электронный ресурс] URL: http://fb.ru/article/154805/stenografiya---chto-eto-takoe-osnovyi-i-znaki-stenografii (дата обращения 28.03.2017)

Бернская конвенция об авторских правах. Сайт Fb.ru [Электронный ресурс] URL: http://fb.ru/article/40370/bernskaya-konventsiya-ob-avtorskih-pravah (дата обращения 28.03.2017)

Сценография - это что такое? Виды сценографии. Сайт Fb.ru [Электронный ресурс] URL: http://fb.ru/article/297573/stsenografiya---eto-chto-takoe-vidyi-stsenografii (дата обращения 28.03.2017)

Гражданско-правовое регулирование объектов авторских прав. Интерком Аудит. [Электронный ресурс] URL: http://www.intercom-audit.ru/experts/2008/09/09/experts_153.html (дата обращения 28.03.2017)

Всемирная конвенция об авторском праве, подписанная в Женеве 6 сентября 1952 года. СПС Кодекс. Техэксперт [Электронный ресурс] URL: http://docs.cntd.ru/document/1900510 (дата обращения 28.03.2017)

Международная конвенция об охране интересов артистов-исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций (рус., англ.). СПС Кодекс. Техэксперт [Электронный ресурс] URL: http://docs.cntd.ru/document/58804834 (дата обращения 28.03.2017)

Материалы судебной практики

Решение № 2-52/2017 2-52/2017~М-16/2017 М-16/2017 от 15 февраля 2017 г. по делу № 2-52/2017 Судебные и нормативные акты [Электронный ресурс] URL: http://sudact.ru/regular/doc/ H5V00LtZnDVy/ (дата обращения 28.03.2017)

Решение № 2-5894/2016 2-5894/2016~М-4881/2016 М-4881/2016 от 22 декабря 2016 г. по делу № 2-5894/2016 Судебные и нормативные акты [Электронный ресурс] URL: http://sudact.ru/regular/doc/UspNOW8BD2JC/ (дата обращения 28.03.2017)

Постановление Пленума ВС N5, Пленума ВАС N29 от 26 марта 2009 года N 5/29 // Справочная информационная система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_86879/ (дата обращения 28.03.2017)