Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (ЖЕСТЫ И ПОЗЫ)

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы невербального проявления эмоциональных состояний человека знаменуется, тем любой акт коммуникации невозможен без восприятия и понимания эмоций собеседника. Больше всего внимание людей обращено к невербальному, экспрессивному «языку» как показателю индивидно-личностных характеристик человека, его отношений и взаимоотношений, как средству влияния на другого человека. [1] Коммуникация представляет собой процесс обмена информации для эффективного общения. Информация, полученная от невербальных элементов общения, составляет от 60-80 %общения.

Невербальная коммуникация включает следующие основные системы

1) Оптико-кинетическая: жесты, мимику, позы и пантомимику,

2) Пара- и экстралингвистическая - Паралингвистическая система — это система вокализации, т.е. качество голоса, его диапазон, тональность

3) Организация пространства и времени коммуникативного процесса,

4) Визуальный контакт.[2]

Совокупность этих средств, призвана выполнять следующие функции: дополнение речи, замещение речи, репрезентация эмоциональных состояний партнеров по коммуникативному процессу.[3] Также без этого аспекта, нельзя построить какие-либо взаимоотношения, как в личном плане, так и в рабочем и в общественном.

Разработанность. В отечественной психологии изучению эмоциональных состояний, и их отражением в невербальной коммуникации, посвящено довольно много исследований (Ильин Е.П., Лабунская В.А, Биркенбил В, Г.Е. Крейдлин, Андреева Г.М.) Также психологией эмоций занимались, исследователи, собравшие большой экспериментальный (К. Изард, П.Экман, У.Фризен, А.Пиз, Д.Фаст, Э.Холл и др.)

1 КИНЕСИКА

Кинесика – данный элемент представляет совокупность телодвижений, жестов и поз, применяющийся для дополнения выразительных средств коммуникации. Главными элементами кинесики являются мимика, позы, жесты и взгляды, имеющие физиологическое или социокультурное происхождение. Применяемые жесты должны пониматься однозначно, поскольку при неправильном толковании жестов могут возникнуть неприятные обстоятельства

1.1 МИМИКА

Одним из самых важных элементов невербальной коммуникации является мимика. Мимика — это выразительные изменения лица. В ней отражаются психические состояния человека, отношение к окружающему, собственным высказываниям говорящего и действиям. Мимика бывает слабо или сильно выражена. Она бывает красноречивой или неопределенной, стереотипной или имеющей свои индивидуальные особенности. Главные характеристики мимики – это динамичность и целостность движения мышц лица. Эти мышцы согласованы между собой в выражении базовых эмоций. А какие эмоции основные, тут мнения психологов различаются

Изард предложил несколько критериев определение базовых эмоций.

  • Базовые эмоции имеют отчетливые и специфические нервные субстраты.
  • Базовая эмоция проявляет себя при помощи выразительной и специфической конфигурации мышечных движений лица (мимики).
  • Базовая эмоция влечет за собой отчетливое и специфическое переживание, которое осознается человеком.
  • Базовые эмоции возникли в результате эволюционно-биологических процессов.
  • Базовая эмоция оказывает организующее и мотивирующее влияние на человека, служит его адаптации.

Под эти критерии подошли такие эмоции как: радость, удивление, печаль, гнев, отвращение, презрение, страх и смущение.[4]

Другой исследователь Пол Экман с Уоллесом Фризеном изучал на протяжении семь лет разные комбинации выражения лиц, и чтобы упорядочить данные он ввел методику FACS (систему кодирования выражений лица), на основе этой методики были выделены семь фундаментальных эмоциональных состояний:

  • радость (довольство)
  • удивление
  • печаль (грусть)
  • гнев (злость)
  • отвращение
  • презрение
  • страх

В. А. Лабунская придерживается мнения, что есть шесть базовых эмоциональных состояний: гнев, страх, отвращение, страдание, радость, удивление. Ею разработана таблица, которая предлагает критерий универсальности для всех состояний. Особую роль играет симптомкомплекс мимики (табл. 1)[5]

Таблица 1 Схема описания мимических признаков эмоциональных состояний

Части и элементы лица

Эмоциональные состояния

Гнев

Презрение

Страдание

Страх

Удивление

Радость

Положение рта

Рот открыт

Рот закрыт

Рот открыт

Рот обычно закрыт

Губы

Уголки губ опущены

Уголки губ приподняты

Форма глаз

Глаза раскрыты или сужены

Глаза сужены

Глаза широко раскрыты

Глаза прищурены или раскрыты

Яркость глаз

Глаза блестят

Глаза тусклые

Блеск глаз не выражен

Глаза блестят

Положение бровей

Брови сдвинуты к переносице

Брови подняты вверх

Уголки бровей

Внешние уголки бровей подняты вверх

Внутренние уголки бровей подняты вверх

Лоб

Вертикальные складки на лбу и переносице

Горизонтальные складки на лбу

Подвижность лица

Лицо динамичное

Лицо застывшее

Лицо динамичное

Для понимания состояния и намерений собеседника важно следить за его мимикой. Экспрессивное проявление эмоций, контролируются правым полушарием, и поэтому труднее скрыть эмоции именно на левой стороне лица.[6]

Психологи провели исследования, в котором люди различных национальностей и культур, с достаточно точно интерпретировали мимические конфигурации как выражение соответствующих эмоций.

Л. М. Шипицына отмечает, что у всех людей есть «способности» к распознаванию основных эмоций по выражению лица, а передача эмоциональных состояний – одна из главных функций лицевой мимики. При этом основную информационную нагрузку несут брови и область вокруг рта (губы). Выражения лица весьма выразительны, очень хорошо видимы для окружающих, достаточно осознаваемы и контролируемы. [7]

А. А. Бодалев пишет, что об эмоциональном состоянии другого человека мы судим с опорой на общественный и индивидуальный опыт общения, а опознание эмоций – это сложный процесс, включающий как когнитивный, так и аффективный компоненты. Основными составляющими процесса опознания являются формирование перцептивного образа и сличение этого образа с хранящейся в памяти системой эталонов. Автор указывает на то, что для человека формирование социально-психологических эталонов оказывается в большинстве случаев стихийным процессом, и он может не осознавать, что у него формируются те или иные эталоны и что они актуализируются, когда он оценивает другую личность или себя. Форма и содержание социально-психологических эталонов обусловлены личным опытом субъекта, что оказывает определенное влияние на успешность опознания эмоций специфики ориентации воспринимающего во внешнем выразительном поведении другого человека, то есть что для него является более информативным[8]

Как пишет Е. И. Изотова, сложность процесса опознания (восприятия) эмоций состоит в том, что структура эталона меняется в зависимости от модальности эмоционального состояния. Способствовать преодолению данной трудности может выделение ведущего компонента экспрессивного поведения, входящего в структуру каждого эталона. Этим компонентом является мимика лица. Несмотря на многозначность и высокую индивидуализацию мимических изменений у человека, восприятие и идентификация им эмоций другого человека достаточно адекватны, что объясняется свойствами невербальных сигналов: комплексностью их выражения и ситуативностью возникновения (контекст определенной эмоциогенная ситуация). Именно ориентация на мимику, как на определяющий компонент экспрессии у взрослых и детей является ведущей[9]

Главная функция мимики, как было уже сказано это передача своего эмоционального состояния собеседнику. Без этого невозможно любое общение, так как люди воспринимают чужую эмоцию и корректируют свое поведение в соответствии с ней.

Мимические компоненты лица:

  • выражение глаз;
  • направление взгляда;
  • особый рисунок носогубных складок;
  • особый рисунок складок лба;
  • общее положение головы (обычное, прямое, а не высокомерно поднятый подбородок или взгляд исподлобья);
  • разрез глаз (изменение движением мышц век и к ним прилегающих, которые в первую очередь определяют выражение).

Очень экспрессивны губы человека. Всем известно, что плотно сжатые губы говорят о задумчивость, изогнутые губы — сомнение или сарказм. Улыбка, как правило, выражает дружелюбие, потребность в одобрении. В то же самое время улыбка как элемент мимики и поведения зависит от региональных и культурных различий: так, южане склонны улыбаться чаще, чем жители северных районов. Улыбка, обычно отражает дружелюбие, но у улыбающегося человека могут быть разные мотивы, поэтому наличие улыбки не надо интерпретировать однозначно, как положительную эмоцию. Так, например, часто улыбающийся человек, выражает потребность в одобрении или почтение перед начальством. Улыбка, с приподнятыми бровями, выражает, как правило, готовность подчиняться, в то время как улыбка с опущенными бровями демонстрирует превосходство

Особое место в мимике занимает взгляд или визуальный контакт. Визуальный контакт свидетельствует, прежде всего, о расположении и заинтересованности в общении. Вы должны встречаться с глазами собеседника 60-70% от всего времени. Это является нормой, если вы смотреть редко в глаза партнеру, то он может решить, что вам совершенно не интересен предмет разговора, либо вы плохо к нему относитесь, такие люди будут вызывать не доверие. Если наоборот часто, то человек может воспринять это, как вызов.

Таблица 2 Виды взглядов, их трактовка и рекомендуемые действия

Взгляд и сопутствующие движения

Трактовка

Рекомендуемые действия

Подъем головы и взгляд вверх

Подожди минуту, я подумаю

Прервать контакт

Движение головой и насупленные брови

Не понял, повтори

Усилить контакт

Улыбка, возможно, легкий наклон головы

Понимаю, мне нечего добавить

Продолжить контакт

Ритмичное кивание головой

Ясно, понял, что тебе нужно

Продолжить контакт

Долгий неподвижный взгляд в глаза собеседнику

Хочу подчинить себе

Действовать по обстановке

Взгляд в сторону

Пренебрежение

Уйти от контакта

Взгляд в пол

Страх и желание

уйти

Уйти от контакта

Хоть лицо основной источник информации при взаимодействии, но оно не является самым достоверным, так как человек может контролировать в известной степени, некоторые свои порывы и скрывать свое истинное отношение к чему-либо. В этом плане жесты и позы гораздо более красноречивы. Они непроизвольны и сложней берутся под контроль.

1.2 ЖЕСТЫ И ПОЗЫ

Установку и чувства человека можно определить по моторике, т. е. по тому, как он стоит или сидит, по его жестам и движениям.

Жестикуляция, прежде всего, сопровождает словесную речь, но также что важно выражает эмоциональное состояние человека.

В.А. Лабунская пишет, что человек формируясь как личность в конкретной социальной среде, усваивает характерные для этой среды способы жестикуляции, правила их применения и прочтения. Жесты могут быть типичными для данного человека и совсем не характерными для него, выражать его случайные состояния. По мнению исследователей, жест несет информацию не столько о качестве психического состояния, сколько об интенсивности его переживания.[10]

В своей работе В. Биркенбил «Язык интонации, мимики, жестов», подробно разбирает все эти элементы. Жесты же Биркенбил делит на широкие и мелкие, на согласованные и несогласованные. Широкими называют движения, которые выполняются спокойно, с пафосом и претензией на неукоснительное исполнение. Такие жесты свойственны людям играющие руководящую роль. Мелкие же жесты свойственны непритязательным людям, не желающим обращать на себя внимание. И еще много уделено внимание открытым и закрытым жестам.[11]

Г.Е. Крейдлин утверждает, что жесты имеют свой синтаксис. Он выделяет синтаксис внешний и внутренний. Внешний синтаксис - сочетаемость слов, предложений и невербальных единиц в устном акте коммуникации. Внутренний синтаксис – сочетаемость слов, предложений и невербальных единиц связанный с комбинаторикой или проверкой количества комбинаций.

Кроме того, Г.Е. Крейдлин, отмечает, что отличительной чертой жестикуляции является демонстрация вовлеченности собеседника в диалог. Жесты показывают как степень интереса человека к беседе, так и его расположение или нерасположение беседовать, быть вовлеченным в дискуссию[12]

Значение большинства жестов рук или движений ног ясны и понятны. Например, скрещенные руки (или ноги) обычно указывают на не желание вступать в контакт, тогда как нескрещенные конечности выражают открытость, установку на доверие. Во время разговора головы собеседников находятся в постоянном движении. Хотя кивание головой не всегда означает согласие, оно действенно помогает беседе, как бы давая разрешение собеседнику продолжать речь. Кивки головой действуют на говорящего одобряюще и в групповой беседе, поэтому говорящие обычно обращают свою речь непосредственно к тем, кто постоянно кивает. Однако быстрый наклон или поворот головы в сторону, жестикуляция часто указывает на то, что слушающий хочет высказаться

Обычно и говорящим, и слушающим легко беседовать с теми, у кого оживленное выражение лица и экспрессивная моторика. Активная жестикуляция часто отражает положительные эмоции и воспринимается как признак заинтересованности и дружелюбия. Чрезмерное жестикулировали, однако, может быть выражением беспокойства, неуверенности или агрессивность. [13]

Есть универсальные жесты и жесты, которые можно интерпретировать только в контексте отдельных культур. Универсальные жесты делаться на:

  1. коммуникативные: жесты приветствия, прощания, привлечения внимания, запретов, удовлетворительные, отрицательные, вопросительные и т. д.;
  2. модальные, т. е. выражающие оценку и отношение: жесты одобрения, неудовлетворения, доверия и недоверия, растерянности и т. п.;
  3. описательные жесты, имеющие смысл только в контексте речевого высказывания

Среди них можно выделить: 1) жесты превосходство/подчинение.

К этим жестам можно отнести вертикальную жестикуляцию, соединенные за спиной руки, расправленные плечи, поднятый подбородок, крепкое рукопожатие (ладонь кладется поверх ладони оппонента), широко расставленные ноги и т п. Засунутые в передние карманы брюк либо пиджака руки так, что большие пальцы находятся снаружи. Если же человек сутулится, пытается физически оказаться ниже, чем его собеседник (сесть, когда тот стоит, наклонить голову), поворачивает ступни ног вовнутрь, при рукопожатии протягивает руку ладонью вверх, это говорит о слабости и неумении сопротивляться давлению более сильных людей.

2) Жесты заинтересованности.

Голова, склоненная набок, говорит о том, что человек сосредоточен на том, что вы говорите. При взаимодействии с человеком противоположного пола и женщины и мужчины, начинают поправлять одежду, прическу и т д.

3)Жесты защиты

Чаще всего используются при угрозе и конфликтных ситуациях. Признаками являются отодвигание назад от собеседника, прямая спина, поглаживание шеи, скрещение на груди руки, закладывание ноги на ногу, сжимание пальцев в кулак, отгораживание от других людей каким-нибудь предметом.

4) Жесты открытости.

Среди них можно выделить следующие: раскрытые руки ладонями вверх (жест, связанный с искренностью и открытостью), пожимание плечами, сопровождающееся жестом открытых рук (обозначает открытость натуры), расстегивание пиджака. Специалисты заметили также, что во время успешно идущих переговоров их участники расстегивают пиджаки, распрямляют ноги, передвигаются на край стула ближе к столу, который отделяет их от собеседника.

5) Жесты скуки

Постукивание ногой об пол, машинальное рисование переступание с ноги на ногу, подпирающая голову ладонь, разглядывание обстановки, постоянные подглядывания на экран мобильного телефона, перебирание в руках посторонних предметов (щелканье авторучкой, бессмысленное перелистывание страниц блокнота, др).

6) Жесты неуверенности

Сомкнутые ноги и ступни при сидячем положении, почесывание указательным пальцем правой руки под мочкой уха или же боковой части шеи, прикосновение к носу или его легкое потирание.

7) Жесты подозрения и скрытности.

Тесно сцепленные руки, взгляд в сторону, все тело перевернуто в сторону двери, протирание лба, подбородка, носа, желание прикрыть лицо.

8) Жесты готовности.

Первый признак руки на бедрах, подача корпуса вперед, при этом обе руки лежат на коленях или держатся за боковые края стула.

Поза при беседе может показать: заинтересованность человека в беседе, субординацию, стремление к совместной деятельности.

Например, при деловых встречах не надо принимать агрессивную или обозначающую закрытость позу насупленные брови, чуть наклоненная вперед голова, широко расставленные на столе локти, зажатые в кулаки или сцепленные пальцы. Избегайте надевать очки с затемненными стеклами, особенно при первом знакомстве. Не видя глаз собеседника, партнер может чувствовать себя неловко, поскольку значительная доля информации оказывается ему недоступной. В результате будет нарушена общая атмосфера общения.

В позе отражается субординация участников беседы. Причем, именно психологическая субординация стремление доминировать или, напротив, подчиняться, а это может не совпадать со статусом. Иногда собеседники занимают равное положение, но один из них стремится показать свое превосходство. Например, один присел на краешек стула, положив руки на колени, другой развалился, небрежно положив ногу на ногу. Взаимоотношения этих людей очевидны, даже если не слышно, о чем идет речь: первый подчинен второму (при этом неважно формальное соотношение занимаемых ими должностей).

О стремлении к доминированию свидетельствуют также и такие позы, как: обе руки на бедрах, ноги чуть расставлены; одна рука на бедре, другая опирается о косяк двери или стенку; голова чуть приподнята, руки перекрещены у талии. Напротив, при желании подчеркнуть согласие с партнером можно наблюдать своеобразное копирование его жестов. Так, если один из партнеров при дружеской беседе сидит, подперев голову рукой, другой почти автоматически делает то же, как бы сообщая тем самым «я такой же, как ты». Незнакомые люди стараются избегать копирования поз друг друга. И, наоборот, если собеседники хотят установить дружеские, непринужденные отношения, они повторяют движения друг друга. Однако важно, чтобы оба собеседника стремились к неформальной, дружеской атмосфере. В противном случае копирование позы может вызвать крайне негативную реакцию.

Когда говорящий наклоняется к нам во время разговора, мы воспринимаем это как любезность, видимо, потому, что такая поза говорит о внимании. Мы чувствуем себя менее удобно с теми, кто в разговоре с нами откидывается назад или разваливается в кресле. Обычно легко беседовать с теми, кто принимает непринужденную позу. (Такую позу могут принимать и люди с более высоким положением, вероятно, потому, что они больше уверены в себе в момент общения и обычно не стоят, а сидят, причем подчас не прямо, а откинувшись назад или склонившись набок.)

Наклон, при котором сидящие или стоящие собеседники чувствуют себя удобно, зависит от характера ситуации или от различий в их положении и культурном уровне. Люди, хорошо знающие друг друга или сотрудничающие по работе, обычно стоят или сидят боком друг возле друга. Когда они встречают посетителей или ведут переговоры, то чувствуют себя более удобно в положении лицом друг к другу. Женщины часто предпочитают разговаривать, несколько склоняясь в сторону собеседника или стоя с ним рядом, особенно если хорошо знают друг друга. Мужчины в беседе предпочитают положение лицом друг к другу, кроме ситуаций соперничества. Американцы и англичане располагаются сбоку от собеседника, тогда как шведы склонны избегать такого положения. Арабы наклоняют голову вперед.

Когда Вы не знаете, в каком положении Ваш собеседник чувствует себя наиболее удобно, понаблюдайте, как он стоит, сидит, передвигает стул или как движется, когда думает, что на него не смотрят [14]

Позы и жесты крайне важны в межличностном общении, но не единственные источники информации, так же имеют значение, хотя в меньшей степени внешний вид, походка, межличностное пространство и т д.

1.3 ВНЕШНИЙ ВИД, ПОХОДКА

Хороший внешний вид характеризуется общей аккуратностью и чистоплотностью, уместной одеждой, свободным и естественным поведением.

Другим элементом невербального поведения человека, его кинесической подструктуры – походка. Она имеет ряд черт: ритм, скорость, длина шага, давление на поверхность. В феноменологическом плане походка обычно трактуется как «ровная», «плавная», «уверенная», «твёрдая», «виноватая» и т.д. Характер походки связывается людьми с физическим самочувствием и возрастом, с состоянием человека. Походка является для индивидуума значимым признаком и входит в структуру образа о другом человека. Во взаимоотношениях людей она выполняет ряд функций: индикативную (свидетельствует о текущем состоянии субъекта), коммуникативную (регулирует пространство общения). Походка существенно дополняет наши представления о другом человеке.

Самые распространённые типы походки и их значение в оценке человека.

  • Ритмично-расслабленная (приподнятое уравновешенное настроение, отдых)
  • Равномерно-армейская (волевая деятельность, стремление к цели)
  • Широкие шаги (экстраверсия, целеустремленность, предприимчивость)
  • Короткие, маленькие шаги (интроверсия, осторожность, расчётливость, сдержанность)
  • Ритмично-сильная с покачивающимися бёдрами (интуитивность поведения, опора на инстинктивные начала, самовлюблённость)
  • Шаркающе-провисающая (безволие, вялость, медлительность, леность)
  • Твёрдо-угловатая, "ходульно-деревянная" (зажатость, низкая интуиция в общении, проблемы самовыражения)
  • Приподнимание при ходьбе на носках ног (сильная мотивация достижения, энергия).

И еще один не мало значимый элемент-это межличностное пространство

Межличностное пространство делиться на четыре зоны: интимную, личную, общественную и открытую.

Интимная зона

В английском языке интимная зона называется также «bubble», что означает «пузырь». Она окружает наше тело словно вторая кожа. Внутри нашего «пузыря» мы чувствуем себя в безопасности. Людей, которым мы не позволяем переступить границу этой зоны, мы держим на расстоянии примерно в половину вытянутой от тела руки, чтобы они не могли чересчур «наседать» на нас. При каком же условии мы впускаем кого-либо в свой «пузырь»?[15] Позволение человеку войти в интимную зону является демонстрацией эмоциональной привязанности и проявлением доверия.

Величина интимной зоны варьируется в зависимости от национальной культуры.

Личная зона

Знание законов воздействия пространства на людей помогает нам быть

более тактичными в общении. Люди склонны «столбить» пространство,

которое они считают «своим». В семье, как правило, у каждого есть свой

стул за обеденным столом, свое место вечером на диване перед телевизором, если возможно, своя комната и т.д. Все мы говорим «моя квартира», «мой кабинет», «моя улица». Люди всегда протестуют при «покушении» на это личное пространство. Нам трудно избавиться от раздражения, если кто-то из близких занял во время обеда наше место. Нам неприятно, когда гости ведут себя очень вольно, «как будто они у себя дома». Да и в темноте ночного города мы чувствуем себя

значительно спокойнее, когда подходим к своему двору.[16]

Это расстояние примерно равно длине вытянутой руки. В личную зону допускаются люди, с которыми в дружественных отношениях, не в таких близких, чтобы они вошли в интимную зону. В личной зоне могут находиться семья, друзья, знакомые.

Общественная зона.

Общественная зона нужна для общественных контактов поверхностного характера, например для знакомых, большинства коллег и начальников! В общественную зону входят люди, с которым вы поддерживаете хорошие отношения, но ни имеете с ними ничего личного.

Открытая зона

Открытой зоной мы также считаем расстояние, которое отделяет учителя от класса, руководителя семинара от его участников (если он стоит перед группой), а также дистанцию между докладчиком и его слушателями. Что касается величины этой зоны, то можно ее определить с некоторым преувеличением: размеры открытой зоны могут простираться почти до бесконечности, насколько позволяет заснять человека фото-, кино- или телекамера. Таким образом, сегодня эта зона может простираться, что называется, вплоть до Луны, так как на сегодняшний день это самое удаленное место, которого достигал луч телекамеры.

Нарушение границ, каждой зоны воспринимается, как проявления неуважение и пренебрежение или агрессивное вмешательство.

2 МЕТОДИКИ ОПРОСНИК ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА «ЭМИН» (Д.В.ЛЮСИН).

№ Утверждения

1. Я замечаю, когда близкий человек переживает, даже если он (она) пытается это скрыть

2. Если человек на меня обижается, я не знаю, как восстановить с ним хорошие отношения

3. Мне легко догадаться о чувствах человека по выражению его лица

4. Я хорошо знаю, чем заняться, чтобы улучшить себе настроение

5. У меня обычно не получается повлиять на эмоциональное состояние своего собеседника

6. Когда я раздражаюсь, то не могу сдержаться, и говорю всё, что думаю

7. Я хорошо понимаю, почему мне нравятся или не нравятся те или иные люди

8. Я не сразу замечаю, когда начинаю злиться

9. Я умею улучшить настроение окружающих

10. Если я увлекаюсь разговором, то говорю слишком громко и активно жестикулирую

11. Я понимаю душевное состояние некоторых людей без слов

12. В экстремальной ситуации я не могу усилием воли взять себя в руки

13. Я легко понимаю мимику и жесты других людей

14. Когда я злюсь, я знаю, почему

15. Я знаю, как ободрить человека, находящегося в тяжелой ситуации

16. Окружающие считают меня слишком эмоциональным человеком

17. Я способен успокоить близких, когда они находятся в напряжённом состоянии

18. Мне бывает трудно описать, что я чувствую по отношению к другим

19. Если я смущаюсь при общении с незнакомыми людьми, то могу это скрыть

20. Глядя на человека, я легко могу понять его эмоциональное состояние

21. Я контролирую выражение чувств на своем лице

22. Бывает, что я не понимаю, почему испытываю то или иное чувство

23. В критических ситуациях я умею контролировать выражение своих эмоций

24. Если надо, я могу разозлить человека

25. Когда я испытываю положительные эмоции, я знаю, как поддержать это состояние

26. Как правило, я понимаю, какую эмоцию испытываю

27. Если собеседник пытается скрыть свои эмоции, я сразу чувствую это

28. Я знаю как успокоиться, если я разозлился

29. Можно определить, что чувствует человек, просто прислушиваясь к звучанию его голоса

30. Я не умею управлять эмоциями других людей

31. Мне трудно отличить чувство вины от чувства стыда

32. Я умею точно угадывать, что чувствуют мои знакомые

33. Мне трудно справляться с плохим настроением

34. Если внимательно следить за выражением лица человека, то можно понять, какие эмоции он скрывает МП +

35. Я не нахожу слов, чтобы описать свои чувства друзьям

36. Мне удаётся поддержать людей, которые делятся со мной своими переживаниями

37. Я умею контролировать свои эмоции

38. Если мой собеседник начинает раздражаться, я подчас замечаю это слишком поздно

39. По интонациям моего голоса легко догадаться о том, что я чувствую

40. Если близкий человек плачет, я теряюсь

41. Мне бывает весело или грустно без всякой причины

42. Мне трудно предвидеть смену настроения у окружающих меня людей

43. Я не умею преодолевать страх

44. Бывает, что я хочу поддержать человека, а он этого не чувствует, не понимает

45. У меня бывают чувства, которые я не могу точно определить

46. Я не понимаю, почему некоторые люди на меня обижаются

Обработка и интерпретация результатов теста.

Таблица сырых баллов

Вариант ответа

В прямых значениях

В обратных значениях

совсем не согласен

0 баллов

3 балла

скорее не согласен

1 балл

2 балла

скорее согласен

2 балла

1 балл

полностью согласен

3 балла

0 баллов

Межличностный ЭИ

Шкала МП. Понимание чужих эмоций. Способность понимать эмоциональное состояние человека на основе внешних проявлений эмоций (мимика, жестикуляция, звучание голоса) и/или интуитивно; чуткость к внутренним состояниям других людей.

Шкала МУ. Управление чужими эмоциями. Способность вызывать у других людей те или иные эмоции, снижать интенсивность нежелательных эмоций. Возможно, склонность к манипулированию людьми.

МЭИ = МП + МУ

Внутриличностный ЭИ

Шкала ВП. Понимание своих эмоций. Способность к осознанию своих эмоций: их распознавание и идентификация, понимание причин, способность к вербальному описанию.

Шкала ВУ. Управление своими эмоциями. Способность и потребность управлять своими эмоциями, вызывать и поддерживать желательные эмоции и держать под контролем нежелательные.

Шкала ВЭ. Контроль экспрессии. Способность контролировать внешние проявления своих эмоций.

ВЭИ = ВП + ВУ + ВЭ

Нормы

Приводимые ниже нормы выведены по 479 испытуемым. Принцип их построения: очень низкие значения соответствуют 10% самых низких баллов, низкие значения попадают в диапазон от 11% до 30%, средние значения - от 31 до 70%, высокие значения - от 71 до 90%, очень высокие значения - от 91 до 100%.

Шкала Очень низкое значение Низкое значение Среднее значение Высокое значение Очень высокое значение

Нормы

Приводимые ниже нормы выведены по 479 испытуемым. Принцип их построения: очень низкие значения соответствуют 10% самых низких баллов, низкие значения попадают в диапазон от 11% до 30%, средние значения - от 31 до 70%, высокие значения - от 71 до 90%, очень высокие значения - от 91 до 100%.
 

Стенайны

Сырые баллы по шкалам

МЭИ

ВЭИ

ПЭ

УЭ

1

31 и меньше

28 и меньше

31 и меньше

29 и меньше

2

32–34

29–32

32–34

30–32

3

35–37

33–36

35–37

33–36

4

38–40

37–40

38–40

37–40

5

41–44

41–44

41–44

41–44

6

45–47

45–48

45–47

45–47

7

48–51

49–53

48–51

48–51

8

52–55

54–57

52–56

52–56

9

56 и больше

58 и больше

57 и больше

57 и больше

7.1 Анкета-тест, выявляющая уровень понимания невербальных сигналов[18]

1. Вы считаете, что мимика и жесты - это:

а) спонтанное выражение душевного состояния человека в данный конкретный момент;

б) дополнение к речи;

в) предательское проявление нашего сознания.

Считаете ли вы, что у лиц женского пола мимика и жесты более выразительны, чем у мужчин:

а) да;

б) нет;

в) не знаю.

. Как вы здороваетесь с очень хорошими друзьями?

а) радостно кричите "Привет!";

б) сердечным рукопожатием;

в) приветствуете их сдержанным движением руки;

г) целуете друг друга в щеку.

. Какая мимика и какие жесты, по вашему мнению, означают во всем мире одно и то же?

а) качают головой;

б) кивают головой;

в) морщат нос;

г) морщат лоб;

д) подмигивают;

е) улыбаются.

. какая часть вашего собственного лица наиболее выразительна по вашему мнению?

а) лоб;

б) брови;

в) глаза;

г) нос;

д) губы;

е) углы рта.

. Когда вы проходите мимо витрины магазина, в которой видно ваше отражение, на что в себе вы обращаете внимание в первую очередь?

а) на то, как на вас сидит одежда;

б) на прическу;

в) на походку;

г) на осанку;

д) ни на что.

. Если ваш собеседник, разговаривая с вами, отводит глаза, это для вас признак:

а) нечестности;

б) неуверенности в себе;

в) собранности.

. Можно ли по внешнему виду узнать типичного преступника?

а) да;

б) нет;

в) не знаю.

. У вас создалось впечатление, что слова человека не соответствуют тем "сигналам", которые можно уловить из его мимики и жестов. Чему вы больше поверите?

а) словам;

б)"сигналам";

в) он вообще вызовет у вас подозрение.

. Вы смотрите в одиночестве страшную детективную киноленту. Что с вами происходит?

а) смотрите совершенно спокойно;

б) закрываете глаза при особо страшных сценах.

. Можно ли контролировать свою мимику?

а) да;

б) нет;

в) только отдельные ее элементы.

. Считаете ли вы, что большинство ваших жестов:

а)"подсмотрены" у кого-то и заучены;

б) передаются из поколения в поколение;

в) заложены от природы.

. Многие люди утверждают, что правая и левая сторона лица у них отличаются друг от друга. Вы согласны с этим?

а) да;

б) нет;

в) только у пожилых людей.

После статистической обработки результатов анкеты, можно судить, насколько верно участники коллектива воспринимают невербальные "сигналы" своих товарищей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В последнее время у людей повысился интерес к невербальному общению, частности к его эмоциональному аспекту. До этого было понятно, что экспрессивность и ее выражение служит важным социальным фактором. Язык тела порой даже лучше, чем слова (по крайней мере, правдивее, т.к. сознательно управлять не вербальными проявлениями достаточно тяжело) дает нам информацию о физическом и психологическом состоянии партнера, об эмоциональном отношении человека к чему-либо и кому-либо; о возможных вариантах поведения в той или иной ситуации.[19]

Человек, как социальное существо, должен уметь вести себя подобающе в сообществе с другими людьми, это является самым важным фактором, который дает возможность построить устойчивые отношения, построить карьеру способствует достижению взаимопонимания. А чтобы, правильно выстроить свое поведение, как раз и надо понимать эмоциональное состояние другого человека. Интерпретация же этих невербальных сигналов — это достаточно сложный процесс, так как есть выражение лиц или жесты, которые универсальны, но есть также манера поведения, связанная с какой-либо ментальностью.

Подводя итоги этого исследования, надо отметить, что выражение эмоций, которые передаются невербальным путем, играет важную роль в процессе взаимодействия людей. Такие средства невербальной коммуникации как внешность, мимика, взгляд, позы, жесты, поведение человека в пространстве, представляют собой своеобразный язык чувств и являются продуктом общественного развития. Все они дополняют портрет личности и делают его целостней.

БИБЛИОГРАФИЯ

1) Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. / В.А. Лабунская// - Ростов-на-Дону: “Феникс”, 1999.

2) Лабунская В.А. Психология экспрессивного поведения. / В.А. Лабунская// - М.: Знание, 1989.

3)Лабунская В.А. Невербальное поведение (социально-перцептивный подход) / Лабунская В.А. Ростов: Изд-во Ростов, ун-та, 1986.

4) Андреева Г.М. Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов / Г.М. Андреева// /Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. — М: Аспект Пресс, 2003.

5) Кэррол, Э. Изард Психология эмоций / Кэррол Э. Изард. - М.: Питер, 2007.

6) Ильин, Е. П. Психология общения и межличностных отношений / Е. П. Ильин. – СПб. : Питер, 2009.

7) Шипицына, Л. М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью: Пособие для учителя / Л. М. Шипицына. – СПб. : Издательство «Союз», 2004.

8) Познание человека человеком (возрастной, гендерный, этнический и профессиональный аспекты) / Под ред. А. А. Бодалева, Н. В. Васиной. – СПб. : Речь, 2005. – 324 с.

9) Изотова, Е. И., Никифорова, Е. В. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. И. Изотова, Е. В. Никифорова. – М. : Издательский центр «Академия», 2004. – 288 с.

10) Биркенбил В. Язык интонации, мимики, жестов. / Биркенбил В. СПб. Питер Пресс, 1997. - 224 с.

11) Г.Е. Крейдлин. Невербальная семиотика / Г.Е. Крейдлин. Москва: Новое литературное обозрение 2000.

12) С Дерябо В Ясвин Гроссмейстер общения: иллюстрированный самоучитель психологического мастерства/ С Дерябо В Ясвин 5-е издание. М.: Смысл; СПб.: Питер, 2004.

13) Люсин Д.В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн // Психологическая диагностика. 2006.

14) Масюкевич Н.В. Психология эффективного общения/ Н.В. Масюкевич, Л.С. Кожуховская. – Минск : Соврем. шк., 2007. – 384 с.

  1. Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. / В.А. Лабунская// - Ростов-на-Дону: “Феникс”, 1999.

  2. Лабунская В.А. Психология экспрессивного поведения. / В.А. Лабунская// - М.: Знание, 1989.- 64 с.

  3. Андреева Г.М. Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов / Г.М. Андреева// /Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. — М: Аспект Пресс, 2003.

  4. Кэррол, Э. Изард Психология эмоций / Кэррол Э. Изард. - М.: Питер, 2007. - 62 c.

  5. Лабунская В.А. Невербальное поведение (социально-перцептивный подход) / Лабунская В.А. Ростов: Изд-во Ростов, ун-та, 1986. С. 100.

  6. Ильин, Е. П. Психология общения и межличностных отношений / Е. П. Ильин. – СПб. : Питер, 2009. – 55.

  7. Шипицына, Л. М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью: Пособие для учителя / Л. М. Шипицына. – СПб. : Издательство «Союз», 2004. – 26.

  8. Познание человека человеком (возрастной, гендерный, этнический и профессиональный аспекты) / Под ред. А. А. Бодалева, Н. В. Васиной. – СПб. : Речь, 2005. – 324 с.

  9. Изотова, Е. И., Никифорова, Е. В. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. И. Изотова, Е. В. Никифорова. – М. : Издательский центр «Академия», 2004. – 288 с.

  10. Лабунская В.А. Невербальное поведение (социально-перцептивный подход) / Лабунская В.А. Ростов: Изд-во Ростов, ун-та, 1986. С. 102.

  11. Биркенбил В. Язык интонации, мимики, жестов. / Биркенбил В. СПб. Питер Пресс, 1997. - 224 с.

  12. Г.Е. Крейдлин. Невербальная семиотика / Г.Е. Крейдлин. Москва: Новое литературное обозрение 2000ю с 46-58

  13. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2004. – 87с.

  14. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2004. –78 с.

  15. Биркенбил В. Язык интонации, мимики, жестов. / Биркенбил В. СПб. Питер Пресс, 1997. - 224 с

  16. С Дерябо В Ясвин Гроссмейстер общения: иллюстрированный самоучитель психологического мастерства/ С Дерябо В Ясвин 5-е издание. М.: Смысл; СПб.: Питер, 2004.

  17. Люсин Д.В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн // Психологическая диагностика. 2006. № 4. С. 3 – 22.

  18. Масюкевич Н.В. Психология эффективного общения/ Н.В. Масюкевич, Л.С. Кожуховская. – Минск : Соврем. шк., 2007. – 384 с.