Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Роль эмоций в общении)

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Эмоции – это основа личности человека. Будучи лишенным любых эмоциональных проявлений, образ человека был бы безликим и однообразным.

Эмоциональность равно наша индивидуальность. Кто-то во время разговора оживленно жестикулирует руками и имеет быстрый темп речи, а кто-то, напротив, скуп на эмоции. Помимо генеральной линии поведения человека, присущей ему на протяжении всей жизни, эмоции также помогают нам угадывать его кратковременные состояния, когда он демонстрирует нам радость, восхищение, либо агрессию или печаль. Таким образом, эмоции несут в себе огромную информационную трансляцию состояния, в котором человек пребывает.

Мне, как начинающему психологу, особенно интересна эта тема, так как эмоции, способы их выражения, источники возникновения – это огромный информационный материал для работы с клиентом. Какую бы область психологии мы не затрагивали, везде, где есть человек, мы будем сталкиваться с эмоциями и вариантами их выражения.

На сегодняшний день известно много теорий о механизмах возникновения эмоций. Более подробно это будет представлено в материалах данной работы. Стоит лишь отметить, что эмоции – это процесс, который зарождается в глубинах живого организма, проходит долгий путь физико-химической и психической трансформации и выходит во вне, что называется, вербальными и невербальными способами коммуникации.

Многочисленными исследованиями доказано, что большую часть, по некоторым источникам до 93%, информации человек получает посредством невербального общения. Начиная с самого рождения и, примерно, до трехлетнего возраста ребенок общается с внешним миром только невербально, активно использую мимику, жесты и различные интонации. При этом он (ребенок) может быть прекрасно понят не только близкими родственниками, но и посторонними людьми.

Данная работа посвящена тому, чтобы разобраться в механизмах проявления тех или иных эмоций, в их природе и способах выражения, а также изучению роли невербальных способов коммуникации в жизни и общении человека.

Главным образом работа будет опираться на специализированные учебные издания для студентов педагогических и медицинских ВУЗов, ссылки на которые будут даны в соответствующих параграфах, с указанием авторов и названий пособий. Также будут использоваться данные различных исследований и научных экспериментов по данной тематике, опубликованные в специализированных журналах, в том числе с использованием Интернет-публикаций.

1.ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ ЭМОЦИИ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ

1.1. Определение понятия эмоции

Наиболее распространенным определением термина «эмоции» считается следующее. Эмоции[1] (от лат. emovere — потрясаю, волную) — это переживание человеком своего личного отношения к тем или иным явлениям окружающей действительности, а также субъективное состояние, которое возникает в процессе взаимодействия с окружающей средой или при удовлетворении своих потребностей. Эмоции представляют собой своеобразную форму отражения реального процесса взаимодействия человека с окружающей средой.

Существует множество теорий, определяющих, что же есть эмоции, природу их происхождения и функциональность. Однако, как подчеркнули многие исследователи эмоций (например, Анохин, Вилюнас, Крюгер, Рубинштейн и др.), все они отражают личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в виде переживаний. В этом субъективность и непроизвольность эмоций.

Американский психолог Уильям Джеймс, создатель одной из первых теорий, в которых субъективный эмоциональный опыт соотносится с физиологическими функциями, описывал роль эмоций в жизни человека следующими словами: «Представьте себе, если это возможно, что вы внезапно лишились всех эмоций, которыми наполняет вас окружающий мир, и попытайтесь вообразить себе этот мир таким, каков он сам по себе, без вашей благоприятной или неблагоприятной оценки, без внушаемых им надежд и опасений. Такого рода отчужденное и безжизненное представление будет для вас почти невозможным... Все ценное, интересное и важное, что каждый из нас находит в своем мире, — все это чистый продукт созерцающей личности». [2]

Вильгельм Вундт — основоположник научной психологии, разработал первую систему классификации эмоций. Согласно этой системе любая эмоция может быть описана с помощью трех полярных шкал. Первая, самая явная шкала, делит все эмоции на положительные и отрицательные. Вторая — отражает степень активизации организма, начиная от состояния торможения, или ступора, как это бывает при испуге, до состояния ажитации при восторге или гневе. На третьей шкале эмоции различаются по качественной характеристике напряжения (страх, гнев, любовь) и расслабления (депрессия, удовольствие, покой). [3]
Немаловажная роль в изучении эмоций принадлежит и отечественному физиологу П.В. Симонову[4]. Он разработал потребностно-информационную теорию эмоций. Согласно этой теории, «эмоция есть отражение мозгом человека и животных какой-либо актуальной потребности и вероятности ее удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетического и ранее приобретенного индивидуального опыта» [15].

Нельзя обойти вниманием биологическую теорию эмоций П.К. Анохина[5]. Эта теория рассматривает эмоции как продукт эволюции, как приспособительный фактор. Теории эмоциональных состояний отличаются одной чертой, которая и является причиной их недостаточности: они не рассматривают эмоциональные состояния как закономерный факт природы, как продукт эволюции, как приспособительный фактор в жизни животного мира. Исходя из дарвиновской точки зрения на эволюцию полезных приспособлений, считается, что эмоциональные состояния, удержавшиеся в процессе эволюции и развившиеся до своего тончайшего выявления у человека, не могли бы ни появиться, ни сохраниться, а тем более закрепиться наследственностью, если бы они в какой-то степени были, либо вредны, либо бесполезны для жизненно важных функций животного. Вопрос сводится лишь к тому, в чем состоит биологическая и физиологическая полезность эмоций и эмоциональных ощущений в осуществлении жизненно важных функций организма.

Если дать общую характеристику поведения живых существ (и человека в частности), то оно может быть грубо разделено на две стадии, которые, непрерывно чередуясь, составляют основу жизнедеятельности. Первую стадию можно было бы назвать стадией формирования потребностей и основных влечений, а вторую — стадией удовлетворения этих потребностей. Внимательный анализ поведения животных и человека показывает, что такая классификация вполне приемлема для всех видов влечений и для любого вида удовлетворения потребности. Есть все основания думать, что эмоциональные состояния при их первичном появлении в животном мире включились именно в этот цикл смены двух кардинальных состояний организма. Все виды потребностей приобрели побудительный характер, создающий беспокойство в поведении животного и формирующий различные типы добывательного или, наоборот, отвергающего поведения. Эти потребности связаны с определенным эмоциональным состоянием, большей частью тягостного, беспокойного характера. Наоборот, удовлетворение потребности или выполнение какой-то функции, которая устраняет назревшую потребность, связано с чувством удовольствия, приятного и даже иногда с чувством гедонического характера (наслаждения). [9]

Виды эмоциональных состояний

2.Эмоционально-психические состояния. 

характеризуются теми же определениями, что и эмоции, однако проявления их относятся к краткосрочной деятельности индивида в определенный период времени.

Эмоционально-психические состояния классифицируют по разным основаниям:

- по степени глубины – глубокие и поверхностные;

- по доминирующему компоненту – интеллектуальные, волевые, эмоциональные;

- по времени – кратковременные, затяжные, длительные;

- по влиянию – положительные и отрицательные, стенические и астенические

- по форме протекания – чувства, эмоции, чувственный тон, настроение, депрессия, апатия, эмпатия, аффект, стресс, фрустрация, страсть, высшие чувства.

1) Чувства – это простейшая форма эмоционального реагирования. Например: звуки, запахи, в зависимости от воспоминаний связанных с ними, могут вызвать приятные или неприятные чувства.

2) Настроение общее эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение человека в течение длительного времени. Оно может быть радостным или печальным, спокойным или раздраженным. Настроение различается степенью осознанности – его причины не всегда понятны для человека. Оно может быть кратковременным, длительным, а может стать устойчивой чертой личности (пессимизм и оптимизм).

3) Депрессия – подавленное эмоциональное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном, снижением побуждений, заторможенностью интеллектуальной деятельности и двигательных реакций. При депрессивном синдроме заторможена психическая деятельность, нарушена аффективная сфера. Крайним выражением заторможенности является депрессивный ступор (полное отсутствие движения и речи).[6]

4) Апатия - эмоциональное состояние безразличия, вызванное утомлением, тяжёлым переживанием или болезнью. Характеризуется ослаблением побуждений, упрощением чувств, равнодушием к событиям окружающей жизни.

5) Эмпатия - сопереживание, постижение эмоционального состояния другого человека. Термин «эмпатия» был введен в психологию Э.Титченером[7] для обозначения внутренней активности, результатом которой становится интуитивное понимание ситуации другого человека.

6) Аффект – Аффект (образовано от латинского слова: affectus — переживание, [душевное] волнение, страсть). Аффект[8] — это философско-психологическое понятие, принятое для обозначения относительно кратковременного и активно протекающего психического состояния, вызванного сильным эмоциональным переживанием (тревоги, страха, гнева, ужаса, отчаяния и других), которое обычно сопровождается резкой экспрессией. Аффект может нарушать нормальное течение высших психических процессов — восприятия и мышления, вызывать сужение, а иногда и помрачение сознания. При определённых условиях отрицательные аффекты фиксируются в памяти в виде так называемых аффективных комплексов. Эти следы пережитых аффективных состояний способны актуализироваться под влиянием раздражителей, ассоциативно связанных с той обстановкой, которая вызвала аффект. Другая важная особенность аффекта состоит в том, что по мере повторения отрицательных аффектов, вызванных одними и теми же или сходными факторами, их проявление может усиливаться (явление «аккумуляции» аффекта), создавая иногда картину патологического поведения.[9] Поскольку аффект вызывается сильным возбуждением некоторых участков промежуточного мозга и коры полушарий, то он обладает свойствами доминанты и тормозит иные психические процессы, как-бы «навязывая» стереотипный способ разрешения проблемы – оцепенение, бегство, агрессия. Это чрезвычайное возбуждение сменяется охранительным торможением – после аффекта возникает эмоциональный шок, упадок сил, усталость, иногда – амнезия на отдельные события.

7) Стресс – неспецифическая реакция организма в ответ на разнообразные повреждающие воздействия.[10] Теория Селье говорит о том, что любое достаточно сильно воздействие среды на человека, запускающее ряд общих процессов с участием коры надпочечников является стрессом. Однако Селье подразделял эту реакцию на два подвида: полезный (стимулирующий) — эустресс и вредоносный (разрушающий) — дистресс. Поскольку воздействие дистресса более заметно и причиняет обычно довольно явный дискомфорт — само понятие стресса часто приравнивается именно к дистрессу, а эустресс уходит на второй план.

8) Фрустрация – близкое к стрессу состояние человека, вызванное непреодолимыми трудностями (объективными и субъективно воспринимаемыми) на пути к достижению цели. Она выражается в дезорганизации сознания, деятельности и общения. Типичными реакциями на эти трудности бывают агрессия, депрессия, фиксация (продолжение прежней деятельности по инерции; прикованность к фрустратору (причине фрустрации)) и др. Если фрустрации часто повторяются, то у человека личность может деформироваться - приобрести такие черты, как озлобленность, агрессивность, завистливость, либо – вялость, безразличие. Выход из фрустрации часто достигается путём перемены деятельности, однако это приводит к утрате трудолюбия, настойчивости и целенаправленности.

9) Страсть – сильное устойчивое всеохватывающее чувство, определяющее направление мыслей и поступков человека. По интенсивности страсть напоминает аффект, а по длительности – настроение. Ее причины могут быть физиологическими, интеллектуальными (наука, коллекционирование) или патологическими (стяжательство, паранойя). Страсть всегда избирательна и предметна. Она является сильным мотивом, побуждающим к действиям, и тесно связана с волевой сферой.

10) Высшие чувства – эстетические, интеллектуальные, нравственные.

Эстетические чувства - эмоциональное отношение человека к прекрасному в природе, в жизни людей и в искусстве.

Интеллектуальные чувства – переживания, возникающие в процессе познавательной деятельности человека. К ним относят – удивление, радость открытия, любознательность, сомнение в правильности решения, уверенность в правильности теории и т.д.

Нравственные чувства – это устойчивые переживания субъекта, выражающие его отношение к нормам морали, а также – к значимым для него объектам и явлениям окружающей действительности с точки зрения данных норм. Они представляют собой актуально действующую нравственную и являются одним из видов мотивации и регуляции поведения человека.

К нравственным чувствам этики и психологии относят: совесть, чувство долга, чувство товарищества, чувство симпатии, чувство антипатии, любовь, ненависть, сострадание, чувство патриотизма, чувство собственного достоинства, уважение, ревность, зависть, самолюбие, стыд, чувство чести, чувство хозяина, дружбу, чувство справедливости, родительскую любовь, гуманизм, коллективизм, а также - гуманные чувства: сочувствие, сострадательность, доброжелательность, отзывчивость, жалость.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что эмоции – это неотъемлемая часть жизнедеятельности человека, определяющая его отношение к окружающей реальности. Зарождаясь на уровне базовых физиологических потребностей, эмоции проходят путь от биохимических процессов в организме, трансформируясь в телесные ощущения, после чего переходят в сферу психического воздействия (осознанного или бессознательного) на индивида, выражаясь в реакциях, проявляемых им во внешнее пространство.

1.3. Роль эмоций в общении

В социальной психологии эмоции рассматриваются как неотъемлемый компонент межличностного взаимодействия, участвующий в формировании у собеседников впечатления друг о друге, которое способствует или, напротив, препятствует установлению и закреплению контакта. В частности, социальная перцепция подразумевает процесс восприятия друг друга партнерами по коммуникации и установление на этой основе взаимопонимания. Одни участники взаимодействия, вступая в контакты с окружающими, без всяких усилий создают хорошее отношение к себе, другие, в силу своей манеры поведения, вносят напряжение в общение, провоцируют у людей возникновение отрицательных эмоций.[11] Роль эмоционального реагирования в процессе общения многообразна. Она включает в себя создание первого впечатления о человеке, оказание определенного влияния на того, кто является субъектом восприятия эмоций, таким образом, выделяется связь с сигнальной функцией эмоций.[12] Эмоции в процессе общения выполняют также регулирующую функцию, которая состоит, например, в координации очередности озвучивания тех или иных экспрессивных высказываний. Исследователи указывают на существование ряда факторов, способных помешать адекватному проявлению эмоций в общении. Выявлен факт, что эмоциональная система, по сравнению с двигательной, труднее поддается контролю со стороны сознания.[13] Эмоциональный контроль может успешнее достигаться с помощью мимики и двигательного компонента эмоции в сочетании с такими когнитивными процессами, как воображение и фантазия. Память о прошлом эмоциональном опыте также накладывает ограничение на эмоциональную свободу. Яркие эмоциональные переживания прошлого, представленные в памяти и в мыслях, могут сдерживать или, наоборот, побуждать человека. Еще один фактор, ограничивающий эмоциональное общение, — это сложные взаимоотношения между языком и эмоциональной системой. Люди, с точки зрения С. Томкинса, не научены точно демонстрировать собственные эмоциональные переживания.[14]

Каждая эмоция имеет свое внешнее выражение (экспрессию), с помощью которой человек сообщает партнеру по общению о своем состоянии. Взаимопониманию при общении способствует целая гамма выразительных компонентов речи — интонации, ритм, темп, паузы, повышения и понижения голоса. При существующих индивидуальных различиях человек обладает ограниченным репертуаром мимических выражений, которые он может использовать для передачи своего эмоционального состояния. Таким образом, наряду со спонтанным выражением эмоций имеют место эмоциональные реакции, которыми человек способен управлять произвольно, сознательно передавая их окружающим. Экспрессивное выражение эмоции при взаимодействии людей может частично или полностью подавляться. Например, выражение гнева считается нарушением социальных норм. Субъект волевым усилием подавляет все внешние проявления, которые сигнализируют о гневе. Произвольные выражения, проявляющиеся при социальной коммуникации, могут не активировать желаемый эмоциональный процесс. Социальная улыбка является одним из примеров произвольного выражения чувств. Она может соответствовать не только переживанию радости, но целому ряду различных эмоциональных переживаний. Открытое и преднамеренное использование специфического произвольного выражения для активации соответствующего субъективного переживания может быть эффективным, если индивид хочет испытывать побуждаемое чувство [4] Эмоции, за счет своего экспрессивного компонента (главным образом — экспрессии лица), считаются непосредственным способом установления контакта человека с окружающими людьми, средством воздействия на них.

2. Психофизиологические теории возникновения эмоций

Как и другие психические процессы, эмоции имеют рефлекторную природу, возникая в ответ на внешние или внутренние (исходящие из внутренней среды организма) раздражения. Эмоции представляют собой центральную часть рефлекса. Существует несколько теорий происхождения эмоций. Наиболее спорной является теория эмоций Джеймса – Ланге.

Теория эмоций Джеймса-Ланге - психологическая теория эмоций, выдвинутая одновременно и независимо друг от друга В. Джеймсом[15] и датским анатомом Г. Ланге[16].

Восприятие возбуждающего факта (печальное известие, опасность и т.п.) непосредственно, рефлекторным путем вызывает телесные изменения (кровообращения, дыхания, мимики), а наше чувствование (ощущение) этих изменений есть эмоция. Вместо выдвигавшейся обычно последовательности: причина (стимул) - чувствование - внешнее выражение, эта теория указывает иную последовательность: причина (стимул) - телесное изменение - чувствование; то, что принимается за причину (чувствование), оказывается само следствием (результат телесных изменений). «Мы огорчены, потому что плачем; разгневаны, потому что наносим удары; испуганы, потому что дрожим» (Джеймс). Ланге особенно выдвигал роль сосудодвигательной системы в возникновении эмоций и приписывал ей первостепенное значение, без нее мы не знали бы «ни радости, ни гнева, ни забот, ни страха». [17]

Описанная выше теория говорит о возможности управления внутренними чувствами и эмоциями: совершая действия, характерные для того или иного внутреннего чувства, мы обычно начинаем вызывать и само чувство.

Однако в последствие эта теория была подвергнута критике, прежде всего известными физиологами Ч. Шеррингтоном[17] и У. Кенноном[18], на основе данных, полученных экспериментальным путем.

Так Шеррингтон, проводя эксперименты на собаках, перерезал блуждающий нерв и спинной мозг, достигал разобщения всех главных внутренних органов и больших групп скелетных мышц от влияния головного мозга. В его опытах, таким образом, хирургическим путем были исключены главнейшие телесные проявления эмоций, которые возникают рефлекторным путем. Однако с совершенной несомненностью оказалось, что у подопытных собак при соответствующих условиях обнаруживаются эмоциональные реакции без заметных изменений в проявлении характерных симптомов, которые обычно принимаются за признаки гнева, страха, удовольствия и отвращения. Таким образом, единственным выводом, который может быть сделан из этих исследований, является вывод, к которому приходит сам Шеррингтон: мозг продолжает продуцировать эмоциональные реакции и после того, как он оказывается разобщенным с внутренними органами и значительными группами скелетных мускулов.

Идея, лежавшая в основе опытов Шеррингтона, была осуществлена более смелым путем Кенноном, Дж. Льюисом и С. Бриттоном в экспериментах с удалением всего симпатического отдела автономной системы. Таким образом, после операции у животных были исключены все вазомоторные реакции, секреция адреналина, висцеральные реакции, ощетинивание волос и освобождение сахара в печени. У этих животных с симпатоэктомией не обнаружилось никаких заметных изменений в эмоциональных реакциях, возникавших совершенно нормальным путем (за исключением ощетинивания) при соответствующих ситуациях. Отсутствие афферентных импульсов от внутренних органов не изменило ни в каком отношении их обычное эмоциональное поведение. Подопытные кошки обнаруживали совершенно нормальную эмоциональную реакцию в присутствии лающей собаки.

В 1929 г. Кенноном и его сотрудниками опубликованы дальнейшие наблюдения над животными, перенесшими эту операцию. Наблюдения подтвердили всецело то, что было установлено в самом начале. Та стандартная реакция симпатического отдела автономной системы, которая была так тщательно изучена в ранних работах Кеннона как обязательный спутник сильных эмоций, отсутствовала у наблюдавшихся животных, вместе с тем после двусторонней симпатоэктомии животные не обнаруживали никаких изменений в нормальном эмоциональном поведении.[19]

Существует еще одна известная теория, опровергающая теорию Джеймса-Ланге – теория Кэннона-Барда[20].

Согласно теории Уолтера Кэннона и Филиппа Барда физиологические реакции и эмоции происходят одновременно. Эмоция возникает, когда таламус – область головного мозга, контролирующая моторные функции, состояния сна и бодрствования и обработку сенсорных сигналов, – реагируя на конкретный раздражитель, посылает мозгу определенное сообщение, в результате чего происходит физиологическая реакция.[21]

Кэннон и Бард ошибались, указывая на таламус как на нервный центр эмоций. Как говорилось раньше, с эмоциями связаны лимбическая система, гипоталамус и другие неврологические структуры. Тем не менее, большинство современных теоретиков разделяют точку зрения Кэннона-Барда, согласно которой эмоции берут начало в подкорковых структурах головного мозга.
  В конце концов, ключевым вопросом в споре между сторонниками теории Джеймса-Ланге и теории Кэннона-Барда стал вопрос о том, связаны ли различные эмоции с различными паттернами автономного возбуждения. В течение нескольких десятилетий данные исследований подтверждали главным образом теорию Кэннона-Барда. Надежных связей между различными эмоциями и различными паттернами автономной активации обнаружено не было. Однако более недавние исследования зафиксировали определенные тонкие различия в паттернах висцерального возбуждения, сопровождающих такие основные эмоции, как веселье, печаль, гнев и страх.[22]

Как мы видим, физиологические механизмы эмоций представляют собой сложную картину. Они состоят как из более древних процессов, протекающих в подкорковых центрах и в вегетативной нервной системе, так и из процессов высшей нервной деятельности в коре головного мозга, при господстве последних.

Эти механизмы могут быть представлены в следующем виде: нервные возбуждения, вызванные в коре головного мозга теми или другими внешними и внутренними раздражителями (а также остаточные возбуждения, лежащие в основе воспоминании), широко захватывают при этом область подкорковых центров и вегетативной нервной системы. Это приводит к соответствующим изменениям вегетативных процессов, вызывая сосудодвигательные реакции, побледнение или покраснение лица, отлив крови от внутренних органов, выделение продуктов внутренней секреции и т. д. Вегетативные изменения, со своей стороны, через афферентные проводники снова передаются в кору головного мозга, наслаиваются на имеющиеся там возбуждения и создают сложную картину нервных процессов, которые и составляют основу того или иного эмоционального состояния.

2.1. Подкорковые механизмы эмоций. 

Все эмоциональные переживания в очень большой степени обусловлены физиологическими процессами, протекающими в подкорке и в вегетативной нервной системе, которые являются нервными механизмами сложных безусловных рефлексов, называемых инстинктами.

Особую роль в эмоциональных реакциях организма играет зрительный бугор и расположенные рядом с ним в промежуточном мозге corpus striatum (тело полосатое) и центры вегетативной нервной системы. В зрительный бугор приходят афферентные возбуждения от всех внешних и внутренних рецепторов и от него через центростремительные нейроны передаются к проекционным полям коры больших полушарий головного мозга. От зрительного бугра, полосатого тела и вегетативных центров отходят центробежные нервные пути к железам внутренней секреции, гладким мышцам внутренних органов и поперечнополосатым мышцам скелетной мускулатуры. При инстинктивно-эмоциональных реакциях, связанных с низшими эмоциями — боль, пассивный (страх) и наступательный (гнев) защитные рефлексы,— замыкание рефлекторных дуг происходит в подкорковых центрах, вызывая указанные выше характерные для эмоциональных состояний реакции внутренних органов и мимические движения.

Однако в этой своей функции подкорковые центры не автономны: их деятельность сдерживается или усиливается центральными процессами в коре в связи с проекцией в ней всего, что совершается в подкорковых центрах. Кора больших полушарий головного мозга играет главенствующую роль в нервных отправлениях человека; ее деятельность путем сложнейших условно-рефлекторных связей влияет на нервные процессы, протекающие в вегетативной нервной системе и в подкорковых центрах. Кора головного мозга является тем высшим отделом нервной системы, который держит в своем ведении все явления, происходящие в теле.

2.2. Роль вегетативной нервной системы.

Гипоталамус является высшим подкорковым центром вегетативной нервной системы. Гипоталамус играет большую роль в поддержании гомеостаза и в регуляции секреторной активности эндокринных желез. Помимо этого участвует в регуляции температуры тела, водного баланса и, вероятно, в концентрации глюкозы в крови.[23]

Важной обязанностью гипоталамуса является поддержание в норме уровня основных показателей здорового организма, таких как температура тела, сердечный ритм и кровяное давление.  Например, во время стресса эти показатели нарушаются, и тут же  в дело вступает гипоталамус, делая все возможное, что бы восстановить равновесие. Например, когда нам жарко – мы потеем, когда холодно – дрожим. Оба этих процесса восстанавливают нормальную температуру и, конечно же, контролируются гипоталамусом.

Но и это еще не все заслуги гипоталамуса. Также он играет  важную роль в эмоциях и реакциях человека на стрессовую ситуацию. Воздействуя на гипофиз, расположенный как раз под ним, гипоталамус управляет эндокринной системой, а значит и выработкой гормонов. Этот контроль особенно важен, когда для того, чтобы справиться с возникшими неожиданностями и трудностями, организму надо быстро мобилизовать все свои функции.

Многочисленными исследованиями доказано, что эмоции также тесно связаны с деятельностью возбуждаемых через вегетативную нервную систему органов внутренней секреции. Особую роль при этом играют надпочечные железы, выделяющие адреналин. Попадая даже в очень небольших количествах в кровь, адреналин оказывает сильное воздействие на органы. В результате возникают характерные для эмоций сердечнососудистые и вазомоторные реакции, усиление и ослабление сердечной деятельности, сужение и расширение кровеносных сосудов, расширение зрачков, характерные кожные реакции, убыстрение свертывания крови при ранениях, нарушается деятельность органов пищеварения, происходит отток крови от органов брюшной полости, и, наоборот, усиленный приток ее к сердцу, легким, центральной нервной системе и конечностям, усиливается распад углеводов в печени и в связи с этим увеличивается выделение печенью сахара и т. д.

Доказано, что при эмоциях возбуждения, боли и т. п. вегетативная нервная система стимулирует функцию надпочечных желез в связи с чем, происходит увеличенное выделение адреналина и значительное повышение процента содержания сахара в крови.

Все эти явления указывают на большое биологическое значение эмоций в борьбе животных за существование. Эмоции боли, страха, ярости, испытываемые животными при появлении опасности, всегда вызывают усиленную мышечную деятельность (бегство от опасности или, наоборот, борьба с врагом).

Такая эмоциональная реакция оказывается весьма целесообразной, так как сахар является главным источником энергии для мышц. Во время работы мышцы потребляют в 3,5 раза больше содержащегося в крови сахара, чем в состоянии покоя.

В целом эмоции возбуждения сопровождаются огромным увеличением нервно-мышечной силы и энергии. Этим объясняется тот факт, что в состоянии сильного эмоционального возбуждения человек способен проявить мышечную энергию, далеко превосходящую ту, которая обычна для него в спокойном состоянии. Этот факт объясняется тем, что в состоянии эмоционального возбуждения за счет снижения деятельности внутренних органов в результате оттока от них крови к мышцам, легким и центральной нервной системе мобилизуются значительные резервы сахара, необходимые для усиленной мышечной деятельности. Этому способствует также быстрое снижение под влиянием адреналина мышечного утомления (в страхе и гневе человек не чувствует усталости), усиление сердечных сокращений и приведение в действие гораздо большего числа нейронов, чем это возможно при волевом усилии в спокойном состоянии.

Корковые механизмы эмоций. Связанные с эмоциями нервные процессы в подкорке и в вегетативной нервной системе не могут рассматриваться как самостоятельные. Главной физиологической основой эмоций у человека являются процессы высшей нервной деятельности, совершающиеся в коре больших полушарий головного мозга.

Особое значение при этом имеют процессы формирования, переделки и разрушения образующихся в коре динамических стереотипов нервной деятельности. Эмоциональные переживания являются субъективными отражениями этих сложных нервных процессов.

Эмоции являются по своей природе субъективными отражениями легкости или трудности протекания нервных процессов при переходе от одного динамического стереотипа к другому, противоположному. Именно в характере физиологических процессов, связанных с формированием и разрушением динамических стереотипов, необходимо видеть физиологическую основу эмоциональных переживаний трудности и легкости, бодрости и усталости, удовлетворенности и огорчения, радости и отчаяния и т. д.

2.3. Способы выражения эмоций

Познакомившись с природой возникновения и протекания эмоциональных состояний на физиологическом уровне, хотелось бы перейти к вопросу о том, как они проявляются во вне. На основе каких действий и признаков мы понимаем, что человек демонстрирует то или иное переживание, чувство, эмоцию.

В работах Дарвина[24], Изарда[25], Экмана[26], эмоции, которые, согласно Изарду, отнесены к фундаментальным, одинаково проявляются у представителей самых разных культур, проживающих на разных континентах; исключением не являются даже первобытные племена, не имеющие контактов с западной цивилизацией. Фундаментальные эмоции обеспечиваются врожденными нейронными программами. Но практически любой человек по мере взросления научается управлять врожденной эмоциональностью, в той или иной степени трансформировать ее. Например, врожденный механизм проявления гнева предполагает оскал как демонстрацию готовности броситься на противника и укусить, но многие люди в гневе, напротив, стискивают зубы и поджимают губы, словно стремятся замаскировать внешнее проявление гнева. Мимика, призванная скрыть или замаскировать врожденные типы выражения эмоций, чрезвычайно различна у представителей разных социальных слоев и разных культур. Не стоит диаметрально противопоставлять и разрывать врожденное и приобретенное. [18]

Наиболее подробно вопросы, возникающие при анализе процесса выражения эмоций, освещены в статье Ч. Дарвина «Выражение эмоций у человека и животных» и в статье Я. Рейковского «Выражение эмоций - мимика, пантомимика, вокализация» [18]
Дарвин пишет, что в своей попытке разобраться в происхождении выразительных движений, он руководствовался 3-мя принципами. 

  Первый принцип: если движения, полезные для удовлетворения какого-нибудь ощущения, повторяются часто, то они становятся настолько привычными, что выполняются всякий раз, когда мы испытываем то же самое желание или ощущение, хотя бы в очень слабой степени, независимо от того, полезны ли эти движения или нет.
   Второй принцип — это принцип антитезы. Привычка произвольно выполнять противоположные движения под влиянием противоположных импульсов прочно установилась у нас благодаря всей практике нашей жизни. Поэтому, если мы, согласно первому нашему принципу, неизменно выполняем определенные действия при определенном душевном состоянии, то при возникновении противоположного настроения мы должны обнаружить сильную и непроизвольную тенденцию к выполнению прямо противоположных действий независимо от того, полезны ли они или нет.
   Согласно третьему принципу, возбужденная нервная система оказывает непосредственное воздействие на тело независимо от воли и в значительной мере независимо от привычки. Опыт показывает, что нервная сила возникает и освобождается при всяком возбуждении цереброспинальной системы. Направление, по которому распространяется эта нервная сила, определяется по необходимости теми путями, которые связывают нервные клетки друг с другом и с различными частями тела. Но на это направление сильно влияет также и привычка, так как нервная сила легче всего распространяется по привычным путям.
 Если движения какого бы то ни было рода неизменно сопровождают какие-либо душевные состояния, мы сразу же усматриваем в них выразительные движения. К ним могут быть отнесены движения какой-либо части тела, например: виляние хвостом у собаки, пожимание плечами у человека, поднятие волос дыбом, выступание пота, изменение капиллярного кровообращения, затрудненное дыхание и голосовые или иные звуки. У человека дыхательные органы имеют особо важное значение в качестве средства не только прямого, но в еще большей степени косвенного выражения эмоций, отмечает Дарвин. [27] Но существуют и такие жесты, которые представляются нам настолько естественными, что мы легко могли бы признать их врожденными, но жесты эти, видимо, были заучены подобно словам языка. Данные относительно наследственной передачи таких движений, как кивок головой и покачивание головой из стороны в сторону, выражающих утверждение и отрицание, сомнительны, ибо эти знаки не всеобщи; однако они распространены настолько, что едва ли были независимо приобретены всеми индивидами столь многочисленных рас.

 Итак, выразительные движения лица и тела независимо от их происхождения играют большую и важную роль в нашей жизни. Они служат первым средством общения между матерью и ребенком. Мы легко замечаем сочувствие у других по выражению их лица; это умеряет наши страдания и усиливает радости, тем самым, укрепляя наши чувства друг к другу. Выразительные движения придают живость и энергию нашей речи. Они обнаруживают мысли и намерения других вернее, чем слова, которые могут быть лживы. Свободное выражение эмоций посредством внешних знаков делает более интенсивными эти эмоции. С другой стороны, подавление внешнего проявления наших эмоций, поскольку это оказывается возможным, приводит к их смягчению. Тот, кто дает волю бурным телодвижениям, усиливает свою ярость; тот, кто не сдерживает проявления страха, будет испытывать его в усиленной степени; тот, кто, будучи подавлен горем, остается пассивным, упускает лучший способ восстановить душевное равновесие. Все эти выводы вытекают, с одной стороны, из факта существования тесной связи между всеми эмоциями и их внешними проявлениями, с другой стороны, из факта непосредственного влияния наших усилий на сердце, а, следовательно, и на мозг. Даже когда мы симулируем какую-либо эмоцию, возникает тенденция к ее действительному переживанию.
  

Большой вклад в изучение внешнего проявления различных эмоций внес К. Лэндис[28]. Его опыты вызывают большие споры в этическом плане, однако, представляют неоспоримый интерес с научной точки зрения. В ходе своих экспериментов он рассчитывал получить общие закономерности функционирования групп лицевых мышц, которые соответствуют определенным эмоциональным состояниям в ответ на раздражающий стимул.

Испытуемыми в данном эксперименте стали студенты Карини Лэндис. Он привел участников в свою собственную лабораторию и жженой пробкой начертил на лицах линии, чтобы мимику в целом и отдельные движения мышц сделать наиболее отчетливыми и заметными. Затем он подвергал их воздействию разнообразнейших внешних раздражителей, способных вызывать глубокие эмоции, дающие в последствие сильнейшую психологическую реакцию, которую ученый и фиксировал посредством фотоаппарата.

Однако, вопреки ожиданиям, в выражении лиц испытуемых, находящихся под воздействием того или иного внешнего раздражителя, никакой закономерности Карини Лэндису выявить не удалось. Внешние факторы, появляющиеся относительно их эмоции и отражающая все это мимика не сопоставлялись ни по каким параметрам. Как ни крути, мимика людей, испытывающих одни и те же эмоции, сильно различается. [19]

Карини Лэндис был настолько сконцентрирован на цели своего эксперимента, что даже не заметил, что согласие испытуемых оказалось куда более ярко выраженным фактом, чем их мимика. Этот эксперимент продемонстрировал готовность большинства людей подчиняться авторитетам и совершать настолько жестокие поступки, которые они абсолютно точно не смогли бы сделать в обычной жизненной ситуации. Обратите внимание, как легко и быстро сдались многие испытуемые и подчинились самым абсурдным требованиям экспериментатора!

На основе эксперимента Лэндиса  Я. Рейковский[29] отмечает, что при этом было установлено, что у каждого испытуемого есть некоторый характерный для него репертуар мимических реакций, повторяющихся в различных ситуациях: закрывать или широко раскрывать глаза, морщить лоб, открывать рот и т. д. Эти результаты противоречили как данным, полученным в других вышеупомянутых исследованиях, так и повседневному опыту. Дополнительные эксперименты позволили сделать вывод о том, что следует различать общепринятую, конвенциональную, мимику как признанный способ выражения эмоций и спонтанное проявление эмоций.
  Автор отмечает, что представление о том, что по выражению лица можно судить об испытываемых человеком эмоциях, верно, если оно относится к конвенциональным мимическим реакциям, к тому своеобразному языку мимики, которым пользуются люди для преднамеренного сообщения о своих установках, замыслах, чувствах. Возможно, что это представление верно и в отношении спонтанной мимики, но при условии, что имеются в виду хорошо знакомые люди.

Таким образом, на формирование мимического выражения эмоций оказывают влияние три фактора:
  • врожденные видотипичные мимические схемы, соответствующие определенным эмоциональным состояниям;
  • приобретенные, заученные, социализированные способы проявления чувств, подлежащие произвольному контролю;
  • индивидуальные экспрессивные особенности, придающие видовым и социальным формам мимического выражения специфические черты, свойственные только данному индивиду.
Я. Рейковский также анализирует те изменения, которые происходят в мимике, пантомимике и в голосовой окраске в состоянии эмоционального возбуждения и рассматривает межкультурные различия в выражении эмоций. В статье показано, что исследования поведения людей, принадлежащих к разным культурам, обнаружили, что в сфере выражения эмоций встречаются как универсальные типы реакций, так и специфические для отдельных исследовавшихся культур. Это можно проиллюстрировать данными Кляйнберга[30], который провел анализ китайской литературы с точки зрения описания выражения эмоций.
  Он установил, что для описания страха используются выражения, которые вполне понятны европейцу, что указывает на сходство выражения страха в разных культурах. Но были выявлены и различия. В целом, можно сделать вывод, что язык эмоций содержит как общие элементы, сходные для разных культур, так и элементы, специфические для определенных культур.
 Это различие, как предполагает Кляйнберг, отчасти связано с тем, что эмоции различаются своими социальными функциями. Некоторые эмоции, например гнев, любовь, заинтересованность, презрение, явно направлены на окружающих и являются формой взаимодействия между человеком и его социальной средой. Другие же (например, страх, печаль) имеют более эгоцентрический характер и являются ответом на то, что произошло с человеком. Правда, и эгоцентрические эмоции имеют социальное значение (люди, например, хотят показать, что они печалятся из-за чужого несчастья, что кого-то боятся), но это является их вторичной функцией.
  Все, что касается отношений между людьми, как правило, предполагает четкие нормы, обязательные для всех членов данной культуры, поэтому эмоции, направленные на других, в большей степени, чем эгоцентрические эмоции, подвержены влиянию культуры. Понятно, что эмоции, направленные на окружающих, характеризуются более значительными межкультурными различиями. Эгоцентрические эмоции, поскольку они выполняют функцию передачи информации о личных отношениях, также подвергаются регулирующему влиянию культуры. Таким образом, обычной реакцией в состоянии печали является плач, но особые правила устанавливают, при каких обстоятельствах, в какой степени и как долго можно плакать. Обычным проявлением удовлетворения является смех, но особые правила определяют, когда и каким образом можно смеяться.

Из вышесказанного мы можем прийти к выводу, что в качестве невербальной коммуникации, без смысловой нагрузки слов, человек использует жестикуляцию и позы (пантомимика), мимику (сокращения лицевой мускулатуры) и голосовой окрас речи (тон, тембр, громкость). Кроме этого невербальные средства общения подразделяют на кинесические (движения тела), пространственные (межличностное общение, границы) и временные.

В следующей главе рассмотрим

3. Значения каждого из перечисленных способов невербальных посылов.

3.1 Кинесика

Кинесика — это не только язык тела (жесты, мимика, позы, взгляд), но также манера одеваться, причесываться и т.д. К кинесике помимо выше названных движений относятся также такие, которые связаны с использованием предмета: хлопанье дверью, поскрипывание стулом, почерк. Кинесика — понятие, использующееся для обозначения различных движений человека, но чаще всего при изучении движений рук и лица. Многие исследователи в этом случае применяют следующие понятия: экспрессия, паралингвистика, выразительные движения. Экспрессия определяется как выразительное поведение человека.[31]

Элементом кинесической подструктуры невербального поведения является поза. Поза — это положение человеческого тела, типичное для данной культуры, элементарная единица пространственного поведения человека. Общее количество различных устойчивых положений, которые способно принять человеческое тело, около 1000. Из них, в силу культурной традиции каждого народа, некоторые позы запрещаются, а другие — закрепляются. Поэтому изучение поз должно быть сравнительным, межкультурным. В целом позы могут выполнять в общении две функции: расчленять поток речи на единицы и регулировать межличностные отношения в диаде. Именно с помощью поз можно создать относительно окружающих мысленный барьер, определить ориентацию партнеров относительно друг друга. Изменения позы, их синхронизация свидетельствуют об изменениях отношений между общающимися.

Еще одним элементом кинесической подструктуры невербального поведения является жест.

Под жестом обычно понимают движение рук или кистей рук. В психологии сложилась традиция изучения жестов как паралингвистических средств. Но жест в процессе общения не только сопровождает речь. На основе жестов можно заключить об отношении человека к какому-то событию, лицу, предмету. Жест может также сказать о желании человека, о его состоянии. Особенности жестикуляции человека могут послужить для нас основанием для вывода о каком-то качестве воспринимаемого человека. Поэтому жесты можно с уверенностью отнести к выразительным движениям и рассматривать их не только как проявление спонтанной активности человека.

Н.И. Смирнова[32] на основе сопоставительного анализа мимики, жестов, поз русских и англичан предлагает следующую классификацию:

I группа жестов — коммуникативные жесты, мимика, телодвижения, т.е. выразительные движения, замещающие в речи элементы языка. Это — приветствия и прощания; жесты угрозы, привлечения внимания, подзывающие, приглашающие, запрещающие; оскорбительные жесты и телодвижения, дразнящие, встречающиеся в общении детей; утвердительные, отрицательные, вопросительные, выражающие благодарность, примирение; а также жесты, встречающиеся в различных других ситуациях межличностного общения. Например, жест, передающий желание готовности отвечать на заданный преподавателем вопрос, или невыполненного, несовершенного действия. Жест, означающий конец работы, победу. Все перечисленные жесты понятны без речевого контекста и имеют собственное значение в общении.

II группа жестов — это описательно-изобразительные, подчеркивающие. Они, как правило, сопровождают речь и вне речевого контекста теряют смысл.

III группа — это модальные жесты. Их с полным основанием можно отнести к выразительным движениям, так как они выражают оценку, отношение к предметам, людям, явлениям окружающей среды. К модальным жестам относят: жесты одобрения, неудовольствия, иронии, недоверия; жесты, передающие неуверенность, незнание, страдание, раздумье, сосредоточенность; растерянность, смятение, подавленность, разочарование, отвращение, радость, восторг, удивление.[33]

Еще одной, но мало изученной подструктурой кинесики, являются движения глаз или, как принято называть, «контакт глаз».

Способы обмена взглядом в момент беседы, организация визуального контакта в каждом отдельном случае — время фиксации взгляда на партнере, частота фиксации — широко используются при исследовании так называемой атмосферы интимности в межличностном общении, взаимных установок общающихся лиц. На качество оценок визуального контакта влияет целый ряд факторов: угол между осью общения партнеров и осью «наблюдаемый — наблюдатель», положение головы наблюдаемого, движение глазных яблок. Имеются данные, что наблюдатель в своих оценках опирается на положение зрачка в видимой части глаза.

Как пишет А.А. Леонтьев[34], систематическое исследование проблемы контакта глаз началось Р. Экслайном[35] и М. Аргайлом[36]. Именно этими авторами было установлено, что направление взгляда в общении зависит от его фиксации в общении, от содержания общения, от индивидуальных различий, от характера взаимоотношений и от предшествовавшего развития этих взаимоотношений. А.А. Леонтьев, подводя итоги обзора исследований контакта глаз, подчеркивает значимость не столько статических параметров ориентировки, сколько их изменения: часто ли смотрит собеседник в глаза другому — менее важно, чем то, что он перестает это делать или, наоборот, начинает. На каком расстоянии люди беседуют — менее существенно по сравнению с тем, что они по ходу беседы сближаются или отдаляются.

3.2 Мимика

Особую роль в невербальной коммуникации играет мимика. Лицо является основной индивидуальной основой физического облика человека.

Всесторонний анализ мимических выражений дает информацию об общей «мимической одаренности» личности, которая раскрывается через следующие характеристики:

сильная — слабая; неопределенная — красноречивая; беспорядочная, судорожная, гармоничная мимика;

разнообразие мимических картин, быстрота смены мимических формул, способность передавать нюансы;

мимика стереотипная, индивидуальная.

Применяя перечисленные способы анализа мимики, можно получить информацию о мимическом знаке в целом или об отдельных его элементах. Лицевая экспрессия классифицирована на основе ведущего признака (мины лба, мины рта).

Характерной особенностью «мимических картин» эмоциональных состояний является то, что каждый симптомокомплекс мимики включает признаки, которые одновременно являются универсальными, специфическими для выражения одних состояний и неспецифическими для выражения других. Например, такие признаки, как: «уголки губ опускаются», «глазная щель сужается» — «глаза прищурены» соответствуют ряду отрицательных состояний

Признак «уголки губ опущены» является универсальным, так как появляется только в том случае, когда человек переживает состояния, относящиеся к отрицательным. Признак «глазная щель сужается» может быть индикатором как отрицательных состояний (гнев, презрение и т.д.), так и положительных (радость). Однако для первого типа состояний он является специфическим, для второго — нет. Иными словами, в выражении состояний гнева, презрения, страдания он выполняет основную информативную нагрузку, а в выражении радости он будет нести информацию только в контексте с другими признаками и представлять возможный вариант выражения этого состояния.

Далее, для лицевого выражения гнева характерны как признак «рот открыт», так и признак «рот закрыт». Но эти признаки будут выступать индикаторами состояний гнева только в контексте с признаками «брови сдвинуты к переносице», «глаза сужаются — расширяются». В контексте с такими признаками, как «брови подняты», «глаза расширены», признак «рот открыт» будет уже индикатором состояний удивления, страха. Таким образом, в каждом случае комплекс признаков в целом представляет мимическую картину состоянии и является его индикатором.

П. Экман с коллегами также создал методику для измерения выражения лица, в которой перечислил все лицевые мышцы шести эмоций. Затем были составлены фотомодели, которые включали три области лица: брови — лоб; глаза — веки и основание носа; нижняя часть лица и щеки. Метод основан на сравнении оцениваемого лица с эталоном. Он получил название «метод кодирования выражений — FAST». С помощью этого метода можно провести анализ экспрессии с точки зрения наличия в ней компонентов выражения шести основных эмоций.

В середине 70-х гг. наряду с вышеназванной методикой анализа экспрессии лица появляется усовершенствованный вариант — FACS — система кодирования активности лицевых мышц. Методика предназначена не только для анализа экспрессии лица, связанной с определенным состоянием, но и для дифференциации всех наблюдаемых изменений лица. Она основана на анализе мышечных изменений и позволяет свести любые наблюдаемые движения лица в систему единиц — действий. Основными единицами измерений являются дискретные, едва различимые изменения тонуса мышц лица. Методика построена на использовании полностью нейтрального цифрового кода для обозначения единиц действия. В настоящее время выделено 24 дискретные единицы действия, имеющие анатомическую специфику, и 20 смешанных, анатомическая основа которых не совсем ясна (кусание губ).[37]

3.3 Интонация

Помимо вышеназванных важным элементом невербального поведения является интонация — совокупность звуковых средств языка, организующих речь. Интонация практически позволяет выражать наши мысли, чувства, волевые устремления не только наряду со словом, но и помимо него, а иногда и вопреки нему. Речевая интонация — явление комплексное. В ней сочетаются пауза, ударение, мелодия, тембр, сила голоса и т.д. Пауза, как выразительное средство интонации, группирует слова по логическим требованиям. Длительность пауз не является стандартной, всюду одинаковой, наоборот, продуманно варьируя длительность пауз, мы усиливаем их выразительность и естественность. Ударение — это тонально-силовой акцент, который делается на одном слове в речевом такте. Мелодия в звучащей речи — изменение высоты голоса, его тональное повышение или понижение.

Интонация представляет собой наиболее сложное явление в ряду фонационных особенностей языка, так как выполняет лингвистическую и нелингвистическую функции. Нас, естественно, интересуют особенности нелингвистической функции интонации, имеющие своим источником психику человека. Вся область экспрессивной интонации может быть зафиксирована объективно по отдельным физическим параметрам:

  • характер движения основного тона во фразе и завершении;
  • уровень частотного максимума фразы;
  • частотный диапазон фразы;
  • частотные интервалы главноударного слога и завершения фразы;
  • крутизна и скорость восхождения и нисхождения частоты основного тона завершения;
  • длительность и максимальное значение интенсивности главного ударного слога и фразы.

Исследование интонации как элемента невербального поведения ведется также в плане восприятия и идентификации эмоциональных состояний в общении. Показано, что на опознание эмоциональных интонаций, предъявляемых для аудирования, влияют не только акустические признаки, но и модальность состояния, что независимо от лексики и семантики высказывания интонация играет большую роль в передаче состояния говорящего.

В целом жесты, позы, интонации, выражения лица — это целостная подструктура невербального поведения, комплекс, сигнализирующий в актах общения о психических состояниях другого человека.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Эмоции, бесспорно, вносят огромный вклад в формирование личности индивида. Способы проявление эмоций могут быть разными, однако невербальное проявление эмоциональных состояний является самым «честным». Из фактов, изложенных в данной работе, мы видим, что формирование каждой конкретной эмоции начинается в глубоких структурах мозга, и не всегда определяется сознанием. В связи с этим некоторые проявления эмоций могут быть спонтанными и не заметными для человека, их переживающего. Таким образом, понимая значения поз, жестов, интонаций, мы можем дать определение эмоциональному состоянию собеседника, даже при условии, что он пытается их контролировать.

Опытные психологи уделяют большое внимание невербальным сигналам, например, при собеседованиях, в наблюдениях за поведением в стрессовых и экстремальных условиях, в работе с группой с целью выявления определенных качеств или навыков. Умение считывать невербальные посылы часто сказывается на успешности ведения деловых переговоров, позволяя предугадывать реакции собеседника и выстраивать разговор в правильном направлении.

Знакомство с особенностями невербальной коммуникации в разных культурах поможет во многих случаях избежать конфузных ситуаций, так как национальные особенности и привычки народов некоторых стран сильно отличаются от тех, что приняты в нашем обществе.

В заключение хочется обратить внимание на тот факт, что невербальные средства передачи информации, несмотря на повышенный интерес к ним науки, все еще являются недостаточно изученными. До сих пор не существует единого понятийного аппарата в данной области. На сегодняшний день существуют такие термины, как «невербальное общение», «невербальная коммуникация», «невербальные средства передачи информации», «невербальная семиотика», «невербальные языки культуры», которые, по сути, описывают все то, что служит источником информации без использования речевых символов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Аффект. / Гуманитарная энциклопедия: Концепты. Ю. М. Сердюков.  [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий, 2002–2019г.;
  2. Биохимия, Д. Мецлер, том 3, изд. «Мир», Москва, 1980г.;
  3. Большой психологический словарь. Мещеряков Б., Зинченко В. //электронный ресурс;
  4. Гуманитарная энциклопедия: Концепты [электронный ресурс]//Центр гуманитарных технологий, 2002-2009// www.gtmarket.ru;
  5. Душевные движения. Гнев, ярость. Ланге Г. СПб.,2004. С. 118–120;
  6. Новый словарь иностранных слов, Е.Н, Захаренко, Л.Н. Комарова, И.В. Нечаева, изд. «Азбуковник», 2012г.;
  7. Общая психология. Мотивация, эмоции, воля. И.Л. Аристова., изд. 2-ое, «ЮРАЙТ», 2019г.;
  8. Очерки психологии, В. Вунд., изд. Ф. Павленкова, СПб., 1896г.;
  9. Психология мотивации и эмоций / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, М. В. Фаликман. М., 2002.;

Психология эмоций. Тексты / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. —— М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. — 172с;

  1. Психология. Часть II, Джемс В.
    СПб: Изд-во К.Л. Риккера, 1911.;
  2. Словарь практического психолога. С. Ю. Головин., 1998г.;
  3. Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов/Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. — М: Аспект Пресс, 2003.;
  4. Учение об эмоциях, Л.С. Выгодский, изд. «Питер», 1934г.;
  5. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. Лабунская В. А. Ростов-на-Дону, 1999г.;
  6. Эмоциональный мозг. Симонов П.В. - М.: Наука, 1981., стр. 20;
  7. Эмоции и чувства. Ильин Е. П. СПб., 2001г.;
  8. Энциклопедия практической психологии, электронный ресурс www.psychologos.ru;
  9. Хрестоматия «Общая психология. Тектсы» В 3-х томах. Ред.-сост.: Дормашев Ю.Б., Капустин С.А., Петухов В.В. «Когито-центр», 2013.;
  10. Landis, C. (1924). Studies of Emotional Reactions, II., General Behavior and Facial Expression. Journal of Comparative Psychology. 4(5): 447-509;
  11. Тomkins S. S. Affect, Imagery, Consciousness // The positive affects. New York, 1962. Vol. 1.
  1. «Новый словарь иностранных слов», 2012г.

  2. «Психология». Часть II, Джеймс В., СПб: Изд-во К.Л. Риккера, 1911.

  3. «Очерки психологии», В. Вунд., изд. Ф. Павленкова, СПб., 1896г.

  4. П.В. Симонов (20.04.1926 – 06.06.2002), советский, российский психофизиолог, биофизик и психолог.

  5. П.К. Анохин (26.01.1898-05.03.1974) советский физиолог, профессор МГУ, академик АМН СССР и АН СССР, лауреат Ленинской премии.

  6. Большой психологический словарь. Мещеряков Б., Зинченко В. //электронный ресурс библиотека «Гумер»// www.gumer.info

  7. Эдвард Брадфорд Титченер, 1867-1927, США, ученый, психолог. Основатель структурной психологии, ключевая фигура в создании экспериментальной психологии в США

  8. Гуманитарная энциклопедия: Концепты [электронный ресурс]//Центр гуманитарных технологий, 2002-2009// www.gtmarket.ru

  9. Аффект. / Гуманитарная энциклопедия: Концепты/ Ю. М. Сердюков [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий, 2002–2019, www.gtmarket.ru

  10. Г. Селье (1907-1982, Австрия, Ганс Гуго Бруно Селье — канадский патолог и эндокринолог).

  11. «Экспрессия человека: общение и межличностное познание». Лабунская В. А., Ростов-на-Дону, 1999

  12. «Эмоции и чувства». Ильин Е. П., СПб., 2001

  13. «Психология мотивации и эмоций», под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, М. В. Фаликман. М., 2002

  14. Tomkins S. S. Affect, Imagery, Consciousness // The positive affects. New York, 1962. Vol. 1.

  15. Вильям Джеймс (11.01.1842-26.08.1910) – американский философ и психолог, один из основателей и ведущий представитель прагматизма и функционализма.

  16. Карл Георг Ланге (04.12.1834-25.05.1900) – датский медик, физиолог, психиатр, психолог, философ и педагог.

  17. Чарлз Скотт Шеррингтон (27.11.1857-04.03.1952) – британский ученый в области физиологии и нейродиологии. Лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине в 1923г. «за открытия, касающиеся функций нейронов».

  18. Уолтер Брэдфорд Кеннон (19.10.1871-01..101945) – американский психолог, физиолог, доктор медицинских наук, почетный член Академии наук СССР.

  19. «Учение об эмоциях», Л.С. Выгодский, изд. «Питер», 1934г.

  20. Филипп Бард (1898-1977) – аспирант У. Кеннона

  21. «Словарь практического психолога», С. Ю. Головин., 1998г.

  22. « Общая психология. Мотивация, эмоции, воля», И.Л. Аристова., изд. 2-ое, «ЮРАЙТ», 2019г.

  23. «Биохимия», Д. Мецлер, том 3, изд. «Мир», Москва, 1980г.

  24. Чарлз Роберт Дарвин (12.02.1809-19.04.1882) – английский натуралист и путешественник, основатель теории эволюции.

  25. Кэррол Изард (08.10.1924-05.02.2017) – американский доктор философии , профессор психологии.

  26. Пол Экман (15.02.1934г.) – американский ученый-психолог, доктор наук, писатель.

  27. «Общая психология. Мотивация, эмоции, воля», И.Л. Аристова., изд. 2-ое, «ЮРАЙТ», 2019г.

  28. Карини Лэндис – аспирант Университета Миннесоты, в 1924г. проводил опыты по изучению мимики человека.

  29. Януш Рейковский (1929) – приобрел известность благодаря развиваемой им теории внутренней мотивации, применимой к просоциальному поведению.

  30. «Китайская литература и речь. Особенности выражения эмоций», А.К. Клийнберг, - М., 1948г.

  31. «Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов» /Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. М: «Аспект Пресс», 2003г.

  32. «Сопоставительное описание элементов русской и английской кинесической коммуникации. Национально-культурная специфика речевого поведения». Н.И. Смирнова, М.: Наука, 1977г.

  33. «Сопоставительное описание элементов русской и английской кинесической коммуникации. Национально-культурная специфика речевого поведения», Н.И. Смирнова, М.: Наука, 1977г., с 219-247

  34. А.А. Леонтьев (14.01.1936-12.08.2004) – доктор филологических и психологических наук, профессор кафедры психологии МГУ.

  35. Американский психолог.

  36. Майкл Аргайл (11.08.1925-06.09.2002) – социальный психолог, профессор Оксфордского Университета.

  37. «Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов», сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая., М: «Аспект Пресс», 2003г.