Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Невербальное общение и способы его распознавания)

Содержание:

Введение

Актуальность. Проблема психологического портрета человека в невербальных особенностях речи относится к важным проблемам психологии. Будучи одним из важнейших средств выражения, речь обладает значительным психодиагностическим потенциалом. По речи человека можно многое узнать о нем. Научные исследования в области распознавания индивидуальных характеристик человека по речи стремятся найти его устойчивые характеристики. В этом случае возможны два способа: изучить формально-динамические характеристики речи (темп, особенности общения, модуляция голоса, громкость и т. д.) И значимые характеристики.

Проблема общения, познания людьми друг друга занимает особое место в системе подготовки профессиональных психологов и практических работников. Общение - это особый вид психологической деятельности, одной из целей которой является восприятие, понимание, интерпретация поведения индивида и его внутреннего мира. Психология познания людьми друг друга занимает центральное место в системе проблем общей и социальной психологии.

Среди широкого круга вопросов, касающихся проблемы психологического портрета человека на невербальных особенностях речи, предметы, представляющие особый интерес, связаны с изучением невербального поведения человека, его восприятия, идентификации и интерпретация. Помимо общего психологического интереса, такие исследования имеют важное прикладное, практическое применение, прежде всего в системе автоматического распознавания и синтеза речи, при проведении судебных экспертиз, при формировании изображения в нужном направлении, при диагностике различных речевых и психических патологий, в область искусства, например в стадии деятельности.

Невербальное поведение играет значительную роль в процессе взаимодействия человека. Поэтому в настоящее время проблема изучения особенностей невербального человеческого общения столь актуальна.

Разработано. В российской психологии довольно много исследований было посвящено изучению невербальных особенностей речи (Ильин Е.П., Лабунская В.А., Панасюк А.Ю., Горелов И.Н., Бажин Е.Ф., Манеров В.Х., Носенко Е. .L.) Также иностранные психологи, занимающиеся проблемой невербального поведения, собрали большое количество экспериментального материала, позволившего сформулировать целый ряд теоретических положений (К. Изард, П. Экман, У. Фрин, А. Пиз, Д. Фаст, E.Холл и др.)

Цель исследования. Исследовать психологический портрет человека по невербальным особенностям речи.

Цели исследования.

1. Изучить невербальное поведение: структура и функции.

2. Исследовать акустическую систему невербального поведения.

3. Дать общую характеристику оптической системы, тактильно-кинестетической и обонятельной систем невербального поведения.

Объект исследования. Детский сад в количестве 30 человек.

Предмет исследования. Психологический портрет человека о невербальных особенностях речи.

Методы исследования. В исследовании использовались сложные методики, в том числе разговоры, наблюдения, тесты, анализ невербальных особенностей речи. В ходе исследования было опрошено 30 человек. Использовались методы: «карта контроля речевого состояния», исследование эмоциональной экспрессии, определение типа темперамента.

Исследовательская гипотеза. Изучение невербальных особенностей речи позволит составить психологический портрет личности.

Положения о защите.

1. Изучение невербального поведения: структура и функции.

2. Характеристика основных систем невербального поведения человека.

3. Изучение взаимосвязи между типом темперамента, уровнем речевой тревожности и невербальными особенностями речи.

Практическая значимость исследования. Результаты этого исследования могут быть использованы на курсах повышения квалификации, на учебных и методических встречах. Некоторые параметры исследования могут быть представлены в средствах массовой информации республики. Практические рекомендации могут быть использованы в учебных заведениях для повышения эффективности обучения.

1. Теоретические проблемы исследования невербальных особенностей речи человека

1.1 Невербальное общение и способы его распознавания

Проще говоря, невербальное общение - это общение без помощи слов. И не только между людьми, но и при общении с животными. Это также помогает глубже понять собеседника и выразить более сложные чувства, к которым невозможно подобрать слова или если человек не осознает, что с ним происходит, тело дает ему и другим подсказку о его состоянии. Вы можете подумать, зачем нам знать больше, потому что на словах это так просто, да?

Но слова могут быть обмануты, и некоторые движения и процессы в организме, в зависимости от наличия чувства, не могут быть сфальсифицированы. Например, даже если вы примите позу и вид испуганного человека, ваши зрачки не будут расширяться, а ваши ладони не будут потеть от страха.

Виды

1. Голос

На самом деле, это не только средство общения, но и очень сложный инструмент человека, с помощью которого он может кричать, смеяться, плакать и с изменением интонации или тона дает понять другим о его положении. и гос. Например, по обычному слову: «Привет», мы можем определить, мы рады встретиться с вами, мы приветствовали нас формально, относились к вам очень недоброжелательно и так далее.

Характеристики голоса

Скорость речи: быстрый темп указывает на импульсивность уверенности, медленный - баланс и сдержанность. Но если есть колебания, речь тогда ускоряется, а затем замедляется, это сигнализирует о незащищенности и неспособности контролировать себя из-за чувств и легкой возбудимости.

Объем: громкий голос принадлежит человеку с активной жизненной позицией и большим количеством жизненной энергии. Тихий голос означает скромность, сдержанность в проявлениях, но прыжки указывают на волнение и чувства во время разговора.

Артикуляция: точное произношение означает желание быть ясным и непостижимым - отсутствие уверенности в себе и своей точки зрения.

Рост: фальцет принадлежит человеку с высоким уровнем интеллекта, голос из груди - искренний и эмоциональный, слишком высокий, скрипучий - означает испуг, низкий тон - уверенность в себе, расслабление и способность влиять на других, вызывать уважение и восхищение.

Характеристики смеха

Ха-ха-ха – беззаботный, открытый и жизнерадостный.

Хе-хе-хе – своенравный, упёртый.

Хи-хи-хи – саркастичный, злорадный.

Хо-хо-хо – хвастливый, бунтарский.

Ху-ху-ху – трусливость, порой неосознанный страх.

2.Мимика

Выражение лица является выражением лица, которое отражает различные чувства, которые человек живет. Они выражаются лишь немного по-разному на каждой стороне лица, из-за того, что левое полушарие мозга отвечает за интеллектуальную сферу, а правое - за эмоциональную сферу.

Смотреть характеристики

Широко открытые глаза означают живость и готовность воспринимать информацию извне, но открыто указывают на возросшую привязанность к миру.

Прищуриться или сильно сузиться - концентрация, хитрость, наблюдение за кем-то и признаки повышенного внимания.

Прямой означает интерес и готовность к общению.

Если они смотрят на вас только уголками зрения, то знайте, что они не доверяют вам и скептически относятся к тому, что вы говорите.

Сверху вниз - чрезмерная уверенность в себе, даже высокомерие.

Уклоняться от вашего взгляда - это скромность или чувство жизни.

Характеристики улыбки

Опущенные углы рта указывают на пессимизм человека.

И наоборот, поднятые вверх символизируют веселого и оптимистичного человека.

Пухлый и мягкий рот - признаки чувствительности и увеличения жизненной энергии.

Острые тонкие губы - указывают на интеллект и силу воли.

Давайте теперь рассмотрим, как проявляются чувства человека, чтобы лучше понять поведение собеседника и пережитые мысли и ощущения, потому что то, что он говорит, не всегда является правдой.

Проявление чувств

Гнев, злость - глаза широко открыты, зубы сжаты, а взгляд сужается.

Сюрприз - опять глаза широко открыты, только в случае удивления брови подняты, а рот открыт.

Страх - испуганный мужчина уменьшает брови, губы слегка растягиваются, углы которого опускаются.

Счастье, радость - приподнятые уголки губ, а взгляд спокойный и открытый.

Грусть - выглядеть вымершим, совершенно неинтересным окружающим, брови уменьшены, а уголки губ опущены вниз.

Восторг - это длинный зрительный контакт со спокойным взглядом.

Возмущение - длительное соприкосновение с глазами, без пауз, намеренное и слегка тревожное.

Интерес к другому - внимательный взгляд с паузами, примерно каждые 10 секунд.

Нелюбовь проявляется, когда собеседник смотрит в сторону, не желая встречаться с ним взглядом.

3. Жесты и позы

Если вы внимательно относитесь к поведению другого человека, вы будете наблюдать, какое положение рук, тела, какие жесты он использует при взаимодействии с вами - вы сможете распознать истинные намерения и заметить, действительно ли вы лжете или искренне говорите.

Характеристика

Скрещивание рук на груди означает состояние ожидания чего-либо или используется в качестве защитной реакции. Если они спрятаны за спиной, то теперь они не собираются действовать, что-то делать, открытые ладони являются признаком того, что человек в данный момент искренен, но если он прячет их в кармане, это символизирует желание что-то скрыть Чувство неуверенности и статичности.

Если вы замечаете, что собеседник сжимает руку в кулак, не пугайтесь, это не всегда символ агрессии, а лишь желание овладеть чувством внутренней тревоги и сосредоточиться. Но если кончик указательного и большого пальцев соприкасается, мизинец торчит - символ очень сильной концентрации на любых деталях.

Если хотя бы одна рука упирается в бедро, это означает, что человек пытается продемонстрировать свое превосходство из-за чувства неуверенности и смущения, то есть выпадения совершенно другой полярности.

Когда его руки лежат на стуле, столе и т. Д., Пытаясь таким образом поддерживать тело, это значит, что для него важно почувствовать чувство безопасности и поддержки, тогда он снова почувствует силу.Виды жестов

Открытость – пожимание плечами, демонстрирование открытых ладоней и вообще рук, расстёгивание рубашки и прочего. Человек, готовый к искреннему разговору, подсаживается на самый край стула, чтобы быть ближе к собеседнику. Когда оба настроены на дружеский лад – они будут повторять друг за другом движения и позы.

Оборона – скрещённые руки на груди либо сжатые в кулак, коммуникация в таком случае вряд ли приведёт к компромиссу.

Оценка, размышление – рука, подпирающая щёку, обозначает, что собеседник в глубоком раздумье, а вот если подбородок подпирает ладонь, с вытянутым вдоль овала лица указательным пальцем – вас критически оценивают, не доверяя, будучи в позиции, «мы ещё посмотрим». Если наклонённая голова – вас слушают максимально включаясь в процесс. Размышление и момент выбора, принятия решения – когда вы замечаете, что другой чешет подбородок, туда-сюда расхаживает, пощипывает переносицу и если есть очки, то совершает с ними какие-либо манипуляции.

Скука и отсутствие интереса – пустой взгляд, машинальное рисование чего-либо, постукивание ногой или рукой.

Флирт – женщины обычно прихорашиваются, поправляя волосы, медленно скрещивают ноги, поглаживают бедра или икры. Поведение мужчин немного отличается, они поправляют галстук, пиджак, поднимают и опускают подбородок, выпрямляются…

Скрытость, подозрение – рука обычно прикрывает рот, ноги и тело развёрнуты к выходу, потирание глаз, уха, носа, а также отведение глаз в сторону.

Доверчивость – пальцы соединены в виде купола

Самоконтроль – руки отведены за поясницу и спрятаны, или, если человек сидит, но при этом скрестил ноги и схватился руками за подлокотники. Если заметите, что подёргиваете своё ухо – это обозначает, что у вас огромное желание прекратить разговор, но вы себя контролируете и не позволяете этого сделать.

Злость и фрустрация – частое дыхание, напряжённые и тесно сплетённые руки, иногда сцепленные, сжимающие одна другую.

Характеристика походки

Широкие шаги чаще всего характеризуют целеустремлённого, напористого и активного человека.

Ритмичная походка – характерна для прогуливающихся в хорошем расположении духа.

Чёткая вроде армейского шага – признак сильной воли и целеустремлённости.

Шаркающая – лень, отсутствие целей и стремлений.

Твёрдая, напряжённая, как будто на ходулях – зажатость, стеснение и недостаток в общении.

Характеристика позы во время сна

На боку калачиком, прижимая что-то к животу – такой человек хочет помощи, ему необходима поддержка и защита. Их язык тела говорит о неготовности брать на себя ответственность за свою жизнь, они чувствительны и импульсивны, в основном руководствуются желанием, а не здравым смыслом.

На боку калачиком, разбросав руки и ноги – присутствует уравновешенность и умение адаптироваться к изменениям.

На животе, раскинув руки – предсказуемы, расчётливы и любят, когда власть в их руках.

На спине, подложив руки под голову – спят общительные и самоуверенные люди, они оптимистичны и лояльны.

На боку, согнув колени – обычно отдыхают уравновешенные люди, способные на компромисс и не терпящие конфликтных ситуаций. Недостаточно смелые и любят быть незаметными.

Спустив ногу с кровати – живут в очень быстром темпе, не умеют приостанавливаться, чтобы заметить окружающую действительность.

Завернувшись полностью в одеяло – застенчив и труслив.

Положенные одна на другую ноги говорят о том, что человек не может осознать что-то в себе либо понять события, которые происходят с ним.

На животе, подложив под него руки – пунктуален, расчётлив, не любит неожиданностей, стремясь заранее прогнозировать события и их результат.

Как распознать ложь?

Интересный факт, о том, как распознать ложь: оказывается, искренность или наоборот, враньё по отношению расположения к вам возникает в зависимости от скорости и одновременности расширения глаз и поднятия уголков рта. К примеру, если вы заметили, что у собеседника медленно раскрываются глаза, при этом он редко моргает и улыбается – означает, что присутствует угроза по отношению к вам. Или наоборот, если позволяет себе закрыть глаза кратковременно  – он вам доверяет и расположен к искреннему взаимодействию.

А также существуют такие признаки:

Колебания в разговоре либо длительные паузы.

Мимика лица как будто застыла примерно на 10 секунд – явный признак фальши и наигранной демонстрации чувств.

Пауза между сказанными словами и проявлениями в эмоциональном плане.

Избегание длительного зрительного контакта, взгляд в основном беспокойный.

Мало жестов либо жестикуляция только правой рукой, а порой наоборот, чрезмерные движения и неуместные чувства.

Дыхание тяжёлое, мимика слабая, моргание учащённое.

1.2 Невербальные средства общения: кинесика

Кинесические средства — это зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении. К кинесике относятся выразительные движения, проявляющиеся в мимике, позах, жестах и взглядах.

1. Особая роль в передаче информации отводится мимике — движениям мышц лица. Исследования, к примеру, показали, что при неподвижном или невидимом лице лектора теряется до 10-15% информации. Основные характеристики мимики — ее целостность и динамичность. Это означает, что в мимическом выражении шести основных эмоциональных состояний (гнева, радости, страха, страдания, удивления и презрения) все движения мышц лица скоординированы, что хорошо видно из схемы мимических кодов эмоциональных состояний, разработанной В. А. Лабунской (табл. 1).

Таблица 1. Мимические коды эмоциональных состояний

Части и элементы лица

Эмоциональные состояния

Гнев

Презрение

Страдание

Страх

Удивление

Радость

Положение рта

Рот открыт

Рот закрыт

Рот открыт

Рот обычно закрыт

Губы

Уголки губ опущены

Уголки губ приподняты

Форма глаз

Глаза раскрыты или сужены

Глаза сужены

Глаза широко раскрыты

Глаза прищурены или раскрыты

Яркость глаз

Глаза блестят

Глаза тусклые

Блеск глаз не выражен

Глаза блестят

Положение бровей

Брови сдвинуты к переносице

Брови подняты вверх

Уголки бровей

Внешние уголки бровей подняты вверх

Внутренние уголки бровей подняты вверх

Лоб

Вертикальные складки на лбу и переносице

Горизонтальные складки на лбу

Подвижность лица

Лицо динамичное

Лицо застывшее

Лицо динамичное

В специальной литературе встречается более 20 000 описаний выражения лица. Для того чтобы как-то классифицировать их, была предложена методика, получившая название FAST  (введена Полом Экманом). Принцип ее следующий: лицо делится на три зоны горизонтальными линиями(глаза и лоб; нос и область носа; рот и подбородок). Затем выделяются шесть основных эмоций, наиболее часто выражаемых при помощи мимических средств: радость, гнев, удивление, отвращение, страх и грусть.

Фиксация эмоции по зоне позволяет более или менее определенно регистрировать мимические движения. Эта методика получила распространение в медицинской практике. В настоящее время предпринят ряд попыток применить ее в деловом общении.

Исследования психологов показали, что все люди, независимо от национальности и культуры, с достаточной точностью и согласованностью интерпретируют эти мимические конфигурации как выражение соответствующих эмоций. И хотя каждая мина является выражением конфигурации всего лица, тем не менее основную информативную нагрузку несут брови и область вокруг рта (губы). Так, испытуемым предъявлялись рисунки лиц, где варьировались только положения бровей и губ.

Согласованность оценок испытуемых была очень велика — опознание эмоций было почти стопроцентным. Лучше всего опознаются эмоции радости, удивления, отвращения, гнева, сложнее — эмоции печали и страха.

Мимика — выразительные изменения лица. В ней отражаются психические состояния человека, отношение к окружающему, собственным высказываниям говорящего и действиям. В глазах и во всем облике говорящего бывает столько же красноречия, как и в его словах.

В профессиональной психотехнике мимика используется для:

  • усиления речевого высказывания;
  • воздействия на собеседника;
  • установления психологического контакта;
  • формирования впечатления о себе и своей позиции в разговоре;
  • маскировки собственного психического состояния и отношения к происходящему;
  • улучшения самочувствия.

Мимика динамична и, как правило, отражает:

  • отношение говорящего к произносимым словам: их значимость для говорящего, веру в то, что он говорит, как сам понимает то, что говорит, как понимает слушающего и др.;
  • психические состояния говорящего: радость, удовлетворение, внимательность, скуку, досаду, усталость, удивление, волнение, напряжение, гнев, растерянность и пр.;
  • отношение к собеседнику: безразличие, уважение, сочувствие, доброжелательность, пренебрежение, разочарование и др.;
  • отношение к самому себе и своим действиям: внимательность, волевую собранность, решимость, непреклонность, неуверенность в себе, растерянность, самодовольство, подготовку к какому-то действию и пр.;
  • некоторые другие качества: интеллигентность, ум, малообразованность, глупость, самообладание, волю и др.

По мимике говорящего партнеры по общению, особенно в деловых контактах, обычно пытаются «читать лицо», понять не только текст, но и подтекст, угадать за словами скрытый, действительный их смысл.

Умение контролировать мимику, владеть ею для решения стоящей задачи — важное профессиональное умение. Следует вырабатывать у себя привычку уделять внимание своей мимике: продумывать, какой она должна быть, соответствует ли она ситуации, когда ее следует изменить и почему и пр. Многие люди не задумываются над тем, какое обычно у них выражение лица. Им стоит периодически смотреть в зеркало, чтобы уловить типичное выражение. Кто-то сможет понять, что его лицо преимущественно равнодушное, ленивое, хитрое, угрюмое, недоброжелательное или даже злое.

Целесообразно намеренно управлять своей мимикой, придавать то выражение лицу, которое отвечает желательному имиджу и восприятию человеком, с которым ведется разговор. Чаще всего оно должно светиться доброжелательностью, деловым настроем, уверенностью, самообладанием.

Управляя мимикой, постарайтесь использовать все мимические компоненты лица:

  • выражение глаз;
  • направление взгляда;
  • особый рисунок носогубных складок;
  • особый рисунок складок лба;
  • общее положение головы (обычное, прямое, а не высокомерно поднятый подбородок или взгляд исподлобья);
  • разрез глаз (изменение движением мышц век и к ним прилегающих, которые в первую очередь определяют выражение).

2. С мимикой очень тесно связаны взгляд, или визуальный контакт, составляющий очень важную часть общения(табл. 2). «Когда глаза говорят одно, а язык другое, опытный человек больше верит первым» (Эмерсон).

Таблица 2. Виды взглядов, их трактовка и рекомендуемые действия

Взгляд и сопутствующие движения

Трактовка

Необходимо

Подъем головы и взгляд вверх

Подожди минуту, подумаю

Прервать контакт

Движение головой и насупленные брови

Не понял, повтори

Усилить контакт

Улыбка, возможно, легкий наклон головы

Понимаю, мне нечего добавить

Продолжить контакт

Ритмичное кивание головой

Ясно, понял, что тебе нужно

Продолжить контакт

Долгий неподвижный взгляд в глаза собеседнику

Хочу подчинить себе

Действовать по обстановке

Взгляд в сторону

Пренебрежение

Уйти от контакта

Взгляд в пол

Страх и желание уйти

Уйти от контакта

Американские психологи Р. Экслайн и Л. Винтере установили, что взгляд связан с процессом формирования высказывания и трудностью этого процесса. Когда человек только формулирует мысль, он чаще всего смотрит в сторону («в пространство»), когда мысль полностью готова — на собеседника. Если речь идет о сложных вещах, на собеседника смотрят меньше, когда трудность преодолевается — больше. Вообще же тот, кто в данный момент говорит, меньше смотрит на партнера — только чтобы проверить его реакцию и заинтересованность. Слушающий же больше смотрит в сторону говорящего и «посылает» ему сигналы обратной связи.

Визуальный контакт свидетельствует о расположении к общению. Можно сказать, что если на нас смотрят мало, то мы имеем все основания полагать, что к нам или к тому, что мы говорим и делаем, относятся плохо, а если слишком много, то это либо вызов нам, либо хорошее к нам отношение. Ваш взгляд должен встречаться с глазами партнера около 60-70% от всего времени общения. Скованный, зажатый собеседник, который встречается с вами взглядом менее 1/3 от времени общения, редко пользуется доверием.

С помощью глаз передаются самые точные сигналы о состоянии человека, поскольку расширение и сужение зрачков не поддаются сознательному контролю. При постоянном освещении зрачки могут расширяться или сужаться в зависимости от настроения. Если человек возбужден или заинтересован чем-то либо находится в приподнятом настроении, его зрачки расширяются в четыре раза против нормального состояния. Наоборот, сердитое, мрачное настроение заставляет зрачки сужаться («глаза-бусинки» или «змеиные глаза»). Таким образом, не только лицевая экспрессия несет информацию о человеке, но и его взгляд.

Хотя лицо, по общему мнению, является главным источником информации о психологических состояниях человека, оно во многих ситуациях гораздо менее информативно, чем его тело, поскольку мимические выражения лица сознательно контролируются во много раз лучше, чем движения тела. При определенных обстоятельствах, когда человек, например, хочет скрыть свои чувства или передает заведомо ложную информацию, лицо становится малоинформативным, а тело — главным источником информации для партнера. Поэтому в общении важно знать, какую информацию можно получить, если перенести фокус наблюдения с лица человека на его тело и движения, так как жесты, позы, стиль экспрессивного поведения содержат очень много информации. Информацию несут такие движения человеческого тела, как поза, жест, походка.

3. Поза — это положение человеческого тела, типичное для данной культуры, элементарная единица пространственного поведения человека. Общее количество различных устойчивых положений, которые способны принять человеческое тело, около1000. Из них в силу культурной традиции каждого народа некоторые позы запрещаются, а другие — закрепляются. Поза наглядно показывает, как данный человек воспринимает свой статус по отношению к статусу других присутствующих лиц. Лица с более высоким статусом принимают более непринужденные позы, чем их подчиненные. В позе и движениях проявляется не только социальный статус человека, но и его психологическое состояние («идти с высоко поднятой головой», «расправить плечи» или, напротив, «стоять на полусогнутых»).

Главное смысловое содержание позы состоит в размещении индивидом своего тела по отношению к собеседнику. Это размещение свидетельствует либо о закрытости, либо о расположенности к общению.Показано, что «закрытые» позы (когда человек как-то пытается закрыть переднюю часть тела и занять как можно меньше места в пространстве; «наполеоновская» поза стоя: руки, скрещенные на груди, и сидя: обе руки упираются в подбородок и т. п.) воспринимаются как позы недоверия, несогласия, противодействия, критики. «Открытые» же позы (стоя: руки раскрыты ладонями вверх, сидя: руки раскинуты, ноги вытянуты) воспринимаются как позы доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта.

Есть ясно читаемые позы раздумья (поза роденовского мыслителя), позы критической оценки (рука под подбородком, указательный палец вытянут к виску). Известно, что, если человек заинтересован в общении, он будет ориентироваться на собеседника и наклоняться в его сторону, если не очень заинтересован, наоборот, ориентироваться в сторону и откидываться назад. Человек, желающий заявить о себе, «поставить себя», будет стоять прямо, в напряженном состоянии, с развернутыми плечами, иногда упершись руками в бедра; человек же, которому не нужно подчеркивать свой статус и положение, будет расслаблен, спокоен, находиться в свободной непринужденной позе.

4. Так же легко, как и поза, может быть понято и значение жестов — разнообразных движений руками и головой, смысл которых понятен для общающихся сторон.

О той информации, которую несет жестикуляция, известно довольно много. Прежде всего важно количество жестикуляции. Как бы ни отличались разные культуры, везде вместе с возрастанием эмоциональной возбужденности человека, его взволнованности растет интенсивность жестикуляции, как и при желании достичь более полного понимания между партнерами, особенно если оно почему-то затруднено.

Конкретный смысл отдельных жестов различен в разных культурах. Однако во всех культурах есть сходные жесты, среди которых можно выделить:

  • коммуникативные: жесты приветствия, прощания, привлечения внимания, запретов, удовлетворительные, отрицательные, вопросительные и т. д.;
  • модальные, т. е. выражающие оценку и отношение: жесты одобрения, неудовлетворения, доверия и недоверия, растерянности и т. п.;
  • описательные жесты, имеющие смысл только в контексте речевого высказывания.

В процессе общения не нужно забывать о конгруэнтности, т. е. о совпадении жестов и речевых высказываний. Речевые высказывания и жесты, их сопровождающие, должны совпадать. Противоречие между жестами и смыслом высказываний является сигналом лжи.

Жесты открытости свидетельствуют об искренности и желании говорить откровенно («раскрытые руки» и «расстегивание пиджака»).

Жесты подозрительности и скрытности свидетельствуют о недоверии к вам, сомнении в вашей правоте, о желании что-то утаить и скрыть от вас (потирание лба, висков, подбородка, стремление прикрыть лицо руками).

Жесты и позы защиты являются знаками того, что собеседник чувствует опасность или угрозу (руки, скрещенные на груди, сжимание пальцев в кулак).

Жесты размышления и оценки отражают состояние задумчивости и стремление найти решение проблемы («рука у щеки», «пощипывание переносицы»).

Жесты сомнения и неуверенности — почесывание указательным пальцем правой руки под мочкой уха или же боковой части шеи, прикосновение к носу или его легкое потирание.

Жесты и позы, свидетельствующие о нежелании слушать и стремлении закончить беседу (опускание век, почесывание уха).

Жесты уверенных в себе людей с чувством превосходства над другими («закладывание рук за спину с захватом запястья», «закладывание рук за голову»).

Жесты несогласия («собирание ворсинок с пиджака», опускание век).

Жесты готовности сигнализируют о желании закончить разговор или встречу (подача корпуса вперед, при этом обе руки лежат на коленях или держатся за боковые края стула).

Глава 2. Эмпирическое исследование психологического портрета личности по невербальным особенностям речи

2.1 Методы диагностики невербального общения

Термин «экспрессия» используется для описания того компонента эмоций, который проявляется в основном в мимических комплексах, а также в позе речи. Число исследований, в которых используются экспериментальные приёмы, направленные на регистрацию выразительного поведения, быстро увеличиваются в последние десятилетия.

Методики для изучения эмоциональной экспрессии.

Исследования экспрессии имеют два основных направления: изучение (а) произвольной экспрессии и (б) непроизвольной. Исследователи выразительного поведения используют три приёма: прямое наблюдение, фотографирование и запись на видеомагнитофон. Каждый из этих приёмов имеет и достоинства и недостатки. Ни метод прямого наблюдения, ни статичное фотографирование не являются столь же исчерпывающими, как запись на видеомагнитофон

Использование опросников.

Психологические методы изучения эмоциональной сферы человека в основном базируются на опросниках и выявляют эмоциональные особенности человека.

В лаборатории А.Е. Ольшанниковой были разработаны четыре методики изучения эмоциональности: три – для выявления средств выражений эмоций (экспрессивности).

Методы диагностики эмоций по лицевой экспрессии.

Первые попытки создания методики для определения умений распознавать эмоции по лицевой экспрессии были предприняты Э. Боингом и Э. Титченером, использовавшими схематические рисунки, созданные в 1859 году немецким анатомом Т. Пидеритом. Они создали взаимозаменяемые изображения отдельных частей лица и, комбинируя их, получили 360 схем мимического выражения, которые предъявлялись испытуемым.

В 1970-х годах в Калифорнийском университете П. Экманом и др. разработан метод, получивший сокращенное название (FAST –Facial Affect Scoring Technique). Тест имеет атлас фотоэталонов лицевой экспрессии для каждой из шести эмоций. Фотоэталон для каждой эмоции представлен тремя фотографиями для трёх уровней лица: для бровей – лба, глаз – век и нижней части лица. Представлены также варианты с учётом разной ориентации головы и направления взгляда.

CARAT – методика, разработанная Р. Бак строится на предъявлении слайдов, на которых запечатлена реакция человека, рассматривающего различные по содержанию сцены из окружающей жизни. Испытуемый должен распознать, рассматривая слайд, какую сцену наблюдает человек.

Тест PONS («профиль невербальной чувствительности») включает 220 фрагментов поведения, представленного в различных элементах экспрессии (только поза, только выражение лица и т.д.) Испытуемый должен выбрать из двух предложенных определений только одно, относящееся к наблюдаемому фрагменту экспрессивного поведения человека.

Используя возможности данного теста, Д. Арчер создал тест SIT (ситуативно-интерактивные задачи), который отличается от предыдущих методик тем, что в качестве демонстрационного материала применяются видеозаписи бытовых сцен и найдены чёткие критерии адекватности их понимания.

Для определения способности распознания эмоций по лицевой экспрессии разработан тест FMST – Г. Дейл.

В.А. Лабунской был разработан метод «вербальной фиксации признаков экспрессии эмоциональных состояний». Этот метод представляет модифицированный вариант метода словесного портрета. От участника исследования требуется описание самых различных особенностей другого человека. Перед испытуемым ставится задача описать экспрессивные признаки шести эмоциональных состояний.

Трудности изучения эмоций обусловлены тем, что во многих случаях их приходится искусственно вызывать в лабораторных условиях, моделировать. В последнее время наметился путь изучения естественно возникающих эмоций при компьютерных играх. Компьютерная игра дает возможность одновременно фиксировать многие параметры проявлений эмоций: моторность, электрофизиологические, речевые.

В нашем исследовании была использована методика изучения эмоциональной экспрессии: вопросник по эмоциональной экспрессии (ВЭЭ). Эта методика разработана Л.Е. Богиной в лаборатории А.Е. Ольшанниковой и представляет собой вопросник из 48 предложений. Методикой выявляются 8 экспрессивных каналов выражения эмоций: громкость голоса, темп речи, образность речи, двигательная активность, лишние движения, мимика. Кроме того, путём комбинации вопросов выделяются три фактора экспрессивности: внешняя выразительность эмоций, активность поведения под влиянием эмоций и нарушение речи и поведения под влиянием эмоций.

Для диагностики психических свойств человека по невербальным особенностям речи в нашем исследовании были использованы методики: «карта контроля состояния речи». Эта методика позволяет оценить индивидуальную предрасположенность к речевой тревожности, выходящей за пределы средних нормативных показателей. Она построена на показателях самооценки, что дает возможность контролировать и корректировать свое собственное речевое поведение. В исследовании был использован тест «Какой у вас тип темперамента» (адаптация более сложно сконструированного теста – опросника А.И.Щебетенко).

2.2 Результаты и их обсуждение

Изучение каналов экспрессии

громкость голоса

темп речи

образность речи

сбой речи

интонация

двигательная активность

лишние движения

мимика

недифферецированность по каналам экспрессии

испытуемый 1

12

9

12

3

9

10

6

3

13

испытуемый №2

10

5

7

6

15

6

5

14

18

испытуемый №3

9

0

6

6

6

0

6

6

6

испытуемый №4

8

9

8

5

6

8

3

6

14

испытуемый №5

5

6

9

6

9

12

5

9

12

испытуемый №6

5

3

7

9

6

6

5

12

10

испытуемый №7

9

6

3

6

14

6

5

3

18

испытуемый №8

8

5

12

5

10

6

9

6

10

испытуемый №9

3

7

5

0

5

6

8

9

14

испытуемый №10

5

6

3

6

0

10

6

10

10

испытуемый №11

9

9

6

6

6

3

6

6

14

испытуемый №12

5

6

12

3

15

6

10

8

12

испытуемый №13

8

5

10

6

9

6

6

8

18

испытуемый №14

5

6

3

6

6

6

0

6

6

испытуемый №15

9

3

3

6

5

14

6

10

18

испытуемый №16

12

9

12

3

9

6

10

6

13

испытуемый №17

9

0

6

6

6

3

6

6

6

испытуемый №18

8

5

12

5

10

9

6

3

10

испытуемый №19

10

10

6

6

9

9

6

3

14

испытуемый №20

5

6

3

6

0

10

6

10

14

испытуемый №21

8

9

8

5

6

6

0

6

6

испытуемый №22

5

3

7

9

6

3

10

12

10

испытуемый №23

6

5

7

9

6

3

12

14

18

испытуемый №24

9

6

3

6

14

6

5

3

12

испытуемый №25

9

12

12

3

15

6

10

8

12

испытуемый №26

5

5

3

6

0

10

6

10

10

испытуемый №27

9

6

3

6

14

6

5

3

18

испытуемый №28

8

9

8

5

6

9

6

10

10

испытуемый №29

5

3

3

6

0

3

6

6

6

испытуемый №30

12

9

3

6

15

10

6

10

18

NN испытуемого

наиболее выраженные экспрессивные каналы

уровень речевой тревожности

испытуемый 1

громкость речи, образность речи, двигательная активность

средний

испытуемый №2

интонация, мимика

средний

испытуемый №3

недифференцирован

высокий

испытуемый №4

темп речи

средний

испытуемый №5

лишние движения, интонация, образность речи

средний

испытуемый №6

мимика, сбой речи

высокий

испытуемый №7

интонация, громкость речи

средний

испытуемый №8

образность речи, интонация

средний

испытуемый №9

мимика

высокий

испытуемый №10

двигательная активность, мимика

средний

испытуемый №11

темп речи, громкость речи

средний

испытуемый №12

интонация, образность речи

высокий

испытуемый №13

образность речи, интонация

средний

испытуемый №14

недифференцирован

средний

испытуемый №15

мимика, двигательная активность

высокий

испытуемый №16

громкость речи, образность речи, лишние движения

средний

испытуемый №17

громкость речи

высокий

испытуемый №18

интонация, лишние движения

средний

испытуемый №19

громкость речи, темп речи

средний

испытуемый №20

мимика, лишние движения

средний

испытуемый №21

темп речи

средний

испытуемый №22

лишние движения, сбой речи

высокий

испытуемый №23

лишние движения, мимика

высокий

испытуемый №24

громкость речи, интонация

средний

испытуемый №25

темп речи, интонация

средний

испытуемый №26

двигательная активность, мимика

средний

испытуемый №27

громкость речи, интонация

средний

испытуемый №28

темп речи, двигательная активность, мимика

средний

испытуемый №29

сбой речи, мимика, лишние движения

высокий

испытуемый №30

мимика, двигательная активность

высокий

Сильно подвижная мимика свидетельствует об оживленности и быстрой сменяемости восприятия впечатлений и внутренних переживаний. Сильно подвижная мимика свидетельствует о легкой возбудимости от внешних раздражителей. Такая возбудимость может достичь маниакальных размеров. По очень сильной мимической игре мы можем судить о быстро сменяющих друг друга внутренних переживаниях, а также об оживленном, эмоциональном многогранном и активном восприятии происходящего. Наблюдается также беспрерывная жестикуляция и речь, неустойчивая эйфория и поверхностная деловитость, а также беспорядочность мыслей.

Предлагается 6 рисунков-схем, изображающих руку собеседника, сидящего за столом. Приведем некоторые из возможных интерпре таций.

1. Настойчивость в достижении своих целей граничит с непреклонной жесткостью. Если прижатые пальцы расслаблены, то негативные качества могут проявляться периодически — после некоторых периодов уступчивости и внимательности к окружающим.

2. Человек способен на смелый шаг, но он в основном не уверен в себе и с готовностью примет помощь или совет от других. Заметны застенчивость и робость.

3. Очень общительный человек. Индивидуальные черты характера могут проявиться в полной мере только «на людях», когда человек уверен, что его поддерживают. Воля ослаблена, но не отсутствует вовсе.

4. Что называется, «глубокий человек». Впечатлительный, чуткий, внимательный к другим. Довольно легко подчиняется чужим желаниям, чужой воле — ради спокойствия. Не любит конфликтов. Конформный тип. О таком говорят, что он «не умеет добиваться своего». Домашним своим этот человек не может не нравиться, хотя подчас он заслуживает упреков в мягкотелости.

5. Сдержанность, умение владеть собой, скрытность характера. Взаимопонимание с таким человеком достигается с трудом. Считается, что если большой палец не прячется в кулаке, то человек честен, принципиален, не умеет «юлить». И такому человеку можно смело поверять свои тайны — он не болтлив и порядочен.

6. А здесь большой палец спрятан — человек скрытен, боится, что будут обнаружены его слабости и недостатки всякого рода. Повседневные заботы заслоняют от такого человека крупные цели, он не интересуется чужой жизнью и чужими судьбами. Поэтому у него мало друзей, окружающие относятся к нему с подозрением.

Позы 1. Движение рук означает: «Я готов вас выслушать со вниманием и побеседовать всласть». 2. Так сложены руки у человека, который вполне компетентен при обсуждении данной темы беседы. 3. Человек привык ценить точность суждений, любит «дойти до сути» и не терпит поверхностных и неряшливых формулировок, которых и сам старается не допускать. 4. Момент агрессии. Человек любит ловить собеседника на слове, обличать его в неправоте или лжи. 5. Проявление неуверенности, застенчивости. Поправляется в таких случаях не только галстук, но и прическа; часто изменяется положение ног, рук, наклоны головы. 6. Это не выражение уверенности, а демонстрация ее. На самом деле уверенности нет, как нет и твердости в отстаивании своего мнения. При настоящей уверенности человек не съеживается, не прячет рук (здесь одна рука спрятана).

Заключение

Невербальное общение выступает одним из средств репрезентации личностью своего «Я», межличностного воздействия и регуляции отношений, создает образ партнера по общению, выступает в роли уточнения, опережения вербального сообщения. Для него характерно отсутствие членораздельной звуковой речи – это главное, что подчеркивается в большинстве исследований по проблеме этого общения. Во многих научных работах существует некоторая путаница в понятиях «невербальное общение», «невербальная коммуникация», «невербальное поведение» чаще всего использующихся как синонимы. Нам представляется важным дифференцировать эти понятия и уточнить контекст, в котором предполагается дальнейшее их употребление.

Понятие «невербальное общение» является более широким, чем «невербальная коммуникация». Невербальное общение – это такой вид общения, для которого является характерным использование невербального поведения и невербальной коммуникации в качестве главного средства передачи информации, организации взаимодействия, формирования образа и понятия о партнере, осуществления влияния на другого человека. Невербальная коммуникация – это система символов, знаков, используемых для передачи сообщения и предназначенная для более полного его понимания, которая в некоторой степени независима от психологических и социально-психологических качеств личности, которая имеет достаточно четкий круг значений и может быть описана как специфическая знаковая система».

В невербальном поведении традиционно выделяется экспрессивная и перцептивная стороны. Экспрессия, или внешнее выражение эмоций, является неотъемлемым компонентом невербального поведения. Именно факторы эмоциональной природы, не столь значимо, что говорится, а как это делается.

Являются причиной затруднений в установлении нормальных отношений между индивидом и группой или коммуникатором и реципиентом. Понятие перцепции характеризует процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению. Адекватное восприятие партнера позволяет более гибко реагировать на изменения ситуации общения, понять его истинные цели и намерения, предсказать возможные последствия передаваемой информации. Эти качества становятся незаменимыми для тех, чья профессиональная деятельность связана с людьми.

Список литературы

Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2001.

Лабунская В.А. Невербальное поведение (социально-перцептивный подход). – Ростов/н/Д, 1986 г.

Рюкле Хорст. Ваше тайное оружие в общении. Инфра-М, 1996

Горелов И.Н., Енгалычев В.Ф. Безмолвный знак мысли: Рассказы о невербальной коммуникации. – М.: Мол. гвардия, 1991

Фаст. Язык тела [О кинесике], АСТ, 1995

Панасюк А.Ю. А что у него в подсознании? – М.: Дело, 2002

Аллан Пиз. Язык телодвижений. – М.: Эксмо-Пресс, 2002