Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Невербальные проявления эмоциональных состояний человека

Содержание:

Введение

Актуальность исследования. В науке сегодня наблюдается повышенный интерес исследователей к невербальному общению, в частности к невербальному, экспрессивному «языку» как показателю индивидно-личностных характеристик человека, его отношений и взаимоотношений, как средству влияния на другого человека.

Одним из аспектов в исследовании невербальных форм выражения эмоций является изучение его особенностей у представителей различных этносов. Для поддержания мира, развития дружественных отношений между народами и народностями, проживающими совместно на одной территории, изучение этнопсихологических особенностей эмоциональной культуры представляет огромную практическую значимость.

В первой половине ХХ века многие ведущие культурантропологи, обнаружили многочисленные свидетельства того, что у представителей разных культур существуют значительные различия в экспрессивном поведении, в том числе и в мимике.

Целью данной работы является анализ невербальных проявлений эмоциональных состояний человека, для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи:

- рассмотреть теоретические аспекты невербальных проявлений эмоциональных состояний человека;

- провести исследование невербальных проявлений эмоциональных состояний человека.

Гипотезы исследования.

  1. Существуют различные способы передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому: при атрибутировании эмоционального состояния другого человека используется как вербальная информация, так невербальная коммуникация.
  2. Можно экспериментально подтвердить использование невербального поведения и невербальной коммуникации в процессе атрибуции эмоции.
  3. Существует взаимосвязь между изменением психофизиологических параметров испытуемых в процессе атрибуции эмоций при невербальной коммуникации.
  4. Существует взаимосвязь между точностью атрибутирования эмоционального состояния с помощью невербальной коммуникации и индивидуально-психологическими особенностями личности.
  5. Существуют индивидуально-психологические различия между респондентами, которые способны точно атрибутировать эмоцию другого человека и теми, кто ошибается в атрибуции эмоции.

Объект исследования – эмоции.

Предмет исследования - невербальные проявления эмоциональных состояний человека.

Методы и методики исследования. Исследование проводилось как экспериментальное, методы исследования состоят из двух групп:

1) психофизиологические и

2) методики для оценки индивидуально-психологических особенностей испытуемых и самооценки атрибуции эмоционального состояния другого человека.

Для измерения психофизиологических характеристик участников эксперимента был использован полиграф «Крис» с программным обеспечением «Sheriff», сертифицированный в Российской Федерации.

Были измерены следующие параметры.

  1. ФПГ (фотоплетизмограмма) - параметр, представляющий собой надежный индикатор величины эмоционального напряжения, это кровенаполнение в сосудах, отражающее состояние организма в целом.
  2. КГР (кожно-гальваническая реакция) - это один из ведущих показателей состояния центральной нервной системы человека в оценке эмоциональной напряженности.
  3. АД, ЧСС (артериальное давление, частота сердечных сокращений).
  4. КС (кожное сопротивление, потоотделение) - реакция на новизну информации.

Практическая значимость – полученные исследования могут быть применены в практической деятенльности.

Структура работы состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.

Теоретической и методологической базой данной работы послужили труды российских и зарубежных авторов в области психофизиологии, материалы периодических изданий и сети Интернет.

Глава 1 Теоретические аспекты невербальых проявлений эмоциональных состояний человека

1.1 Невербальные формы выражения эмоций

Рассматривая современные исследования в лингвистике можно сказать, что огромный интерес проявляется именно к внутреннему миру человека. Ещё вначале XX века предметом исследований в лингвистике помимо лексических значений слов, были и их эмотивные компоненты. В свою оче­редь это привело к появлению таких направлений как когнитивная лингвистика, лингвокультуроло- гия, этнолингвистика. В данных ответвлениях науки язык вплотную изучается в плотной связи с мышлением самосознанием и духовной жизнью различных народов. Это значит, что язык изна­чально был предназначен для человека и все язы­ковые феномены, включая системы языка и раз­личные явления внешнего мира, ориентированы исключительно на общество людей[1].

Исследования языка происходят с учётом его направленности на человека, из этого следует, что особое значение приобретают исследования пси­хических и ментальных явлений с переносом на язык общения. Следовательно, невозможно пол­ноценно исследовать язык, не принимая во внима­ние его эмоциональную составляющую. Уже на начальных этапах развития эмотиологии как на­правления лингвистики язык рассматривался со­вместно с другими направлениями: с когнитив­ным, коммуникативно-прагматическим и струк­турно-системным.

Кроме того, в лингвистике активно развивают­ся другие два направления исследований: иссле­дования лингвистического описания эмоциональ­ной речи людей и исследования невербальных проявлений эмоциональных состояний людей, связанных с их деятельностью. В настоящее вре­мя, два этих направления являются одними из приоритетных направлений когнитивных и интер­претационных исследований. Объектами для та­ких исследований считаются: реальность, находя­щаяся вне языковой деятельности, и специфич­ность речи на уровне прагматических, семантиче­ских и жанровых особенностей. Очень часто результаты таких исследований вплотную связаны с языковой системой языка, и общей концепцией картины мира, а также с эмотивными концептами, берущими своё начало в национальном и культур­ном сознании.

Чем же является «эмотивный концепт»? В це­лях наиболее полного раскрытия смысловой со­ставляющей такого понятия необходимо, учиты­вать, что эмоциональные концепты являются до­вольно сложными структурами и зачастую не вхо­дящими в рамки общепринятой типологии кон­цептов. Эмотивный концепты могут быть разло­жены на три составляющие: концепт- представление, концепт-образ и концепт- сценарий. Практические все эмотивные концепты представляются как фреймовые структуры, осно­ванные на метонимической модели, в структуре которых присутствуют различные элементы, отве­чающие за национальную специфичность и уни­кальность эмоции. Ввиду того, что фреймовые структуры очень взаимосвязаны, они дают прак­тически полное представление о процессах любого такого концепта. Поэтому изучение чувств и эмо­ций, в рамках исследования лексических единиц представленных в эмоциональных концептах, спо­собствует подробному описанию практически лю­бого психического явления на эмоциональном уровне. Это один из самых продуктивных спосо­бов описания не только мысли любого человека, но и культуры в целом[2].

Вторым основным компонентом эмотивного концепта являются различные эмоции, всевоз­можные исследования эмоций представляется бо­лее сложным видом научной деятельности, из-за того, что эмоция - это не только необычайно сложное нервно мышечное явление, но ещё ней­рофизиологическое - сочетающее в себе уникаль­ные феноменологические аспекты. Такой феноме­нологический компонент формируется при осоз­нании и оценке различных эмоций испытываемых человеком, в данной ситуации эмоция представля­ется как мотивированное переживание. Говоря о значимости эмоций для жизни отдельного челове­ка и всего общества людей в целом, стоит сказать о том, что процесс познания мира, от рождения и на протяжении всей его жизни абсолютно невоз­можен без эмоциональной составляющей. Эмоции насквозь пронизывают речевую деятель­ность человека, следовательно, они воплощаются во всевозможных формах приемлемых конкрет­ному языку. Различные психические переживания человека являются результатом его инстинктивно­го стремления передать эмоциональное состояние с помощью лексических единиц описывающих значимые для него эмоции. Другими словами, че­ловек интуитивно обращается к предметному ми­ру, интерпретируя абстрактные предметы в языко­вые понятия на чувственном уровне[3].

Сами по себе эмоции представляют собой не­вербальные сущности, вербальными же их счита­ют исследователи в области эмотиологии и психо­лингвистики. Собственно семиотическая система эмоций делиться на две составляющие, имеется как минимум две семиотические системы эмоций «Verbal Language и «Body Language». Таким обра­зом, языковым проявлением эмоций является их прямое взаимодействие между собой. В качестве подтверждения этой идеи можно привести пример русских междометий ой, ай, ах и английских меж­дометий yuk, wow, pfft. Они являются первыми проявлениями эмоций человека на уровне языка. Практические все эмоции можно объединить в систему универсальных, общечеловеческих «Базо­вых эмоций», которые являются универсальными, общеловеческими. Это значит, что эмоции отно­сятся к мотивирующим факторам сознательной деятельности человека, именно поэтому их можно обнаружить в различных научных дисциплинах и направлениях. Это происходит, потому, что язык, как элемент сознательной деятельности человека, весь пронизан определёнными чувствами. и их «роль чрезвычайно велика в управлении поведе­нием людей.

Наукой, изучающей связь между эмоциональ­ным и языковым полем является эмотиология, ко­торая представляет собой особую отрасль наук, включающую в себя средства описания и выраже­ния их анализ; эмоциональную лексику и грамма­тику, а также изучение различного эмотивно- оценочного дискурса и эмотивности в текстах. Данные направления описывают процессы интер­претации абстрактной составляющей из области материального мира, а языковые. Это напрямую относится к универсальным свойствам мышления человека, которые обеспечивают процессы позна­ния. Такие универсальные, процессы имеют особые установки, определяемые образно- ассоциативным мышлениям различных этносов.

Любой наблюдательный человек, взаимодействующий с представителями различных народов, невольно замечает межкультурные вариации в частоте и интенсивности отражения тех или иных эмоций на их лицах. Другими словами, в каждой культуре выработаны передающиеся из поколения в поколение правила, регулирующие экспрессивные выражения лица и предписывающие, какие - универсальные по своей сути - эмоции позволительно показывать в определенных ситуациях, а какие - прятать. П. Экман и У. Фризен назвали их обусловленными культурой правилами невербального выражения эмоций[4]. Действие этих правил весьма разнообразно, они могут предполагать:

  1. усиление (гиперболизацию) выражения эмоций. Так, французский этнолог М. Мосс обратил внимание на «чрезвычайную распространенность обязательного и морально предписанного использования слез» в погребальных обрядах традиционных культур. Например, в традиционной культуре мордвы с наступлением смерти близкого человека родные начинали исполнять протяжные вопли отчаяния в высоком регистре наиболее напряжено. Этот момент плача называли - крик о смерти («куломадаранкстама»). Последующий плач вопленицы исполнялся в низком регистре мягким грудным и приглушенным тембром, прерываясь горестными всхлипами и представлял собой рассказ о смерти. В наиболее драматические моменты обряда напев плача интонируется вновь в высоком регистре. Причеты исполняли с такой эмоциональной силой, отмечает Балинский И.М., чтобы оказать максимальное воздействие на всех присутствующих и заставить их плакать[5];
  2. уменьшение выражения эмоций. Например, от эстонцев или финнов ожидается сдержанность в эмоциональных проявлениях там, где от представителей других национальностей можно было бы ожидать проявлений ярости или бурной радости;
  3. контекстный запрет на выражение определенных эмоций. Например, во многих культурах мужчине на людях не положено демонстрировать страх, проявлять слабость, быть сентиментальным;
  4. маскировку одной эмоции другой. Строгие правила «сокрытия» эмоций существуют в японской культуре. Практически все наблюдатели отмечают, что у японцев, как правило, спокойное, безмятежное выражение лица, независимо от внутренних эмоций, которые они стремятся скрыть, пряча под маской[6].

Еще одним видом экспрессивного поведения человека являются жесты, или выразительные движения рук, головы и т.п. За последние десятилетия появилось большое количество работ, описывающих и систематизирующих жесты. Приходится констатировать, что многие из них культурно-специфичны и часто становятся препятствием для адекватного общения и взаимопонимания.

Многие из нас, путешествующие и вступающие во взаимодействие с представителями иных культур, оказывались в ситуациях, когда привычные для нас жесты, были неправильно поняты местными жителями, поскольку имели в их культуре совершенно иное значение. Исследователи отмечают, что одинаковые по технике исполнения жесты могут неоднозначно интерпретироваться даже в разных районах одной страны.

При подготовке индивидов к взаимодействию в инокультурной среде психологи обычно рекомендуют во избежание недоразумений использовать жесты как можно меньше. Этой же точки зрения придерживаются и специалисты в области лингвострановедения, полагая, что учащиеся должны быть ознакомлены лишь с наиболее характерными жестами культуры изучаемого языка. Но нет никакой необходимости стремиться к активизации всех жестов, в ряде случаев «то, что у носителя языка кажется обычным, у представителя другой страны становится неуместным»[7].

Успешная межкультурная коммуникация предполагает постоянную готовность человека к восприятию, пониманию, и принятию чужих этнических стереотипов поведения, нравов, обычаев, интересов, культурных ценностей. Чтобы конструктивно общаться и понимать представителей другого этноса, необходимо не только знать и понимать коммуникативную символику своего народа и другого народа, но и признавать равноценность и равнозначность всех этносов, всех культур.

Важно отметить, что, несмотря на различия в невербальных формах выражения эмоций представителями разных культур, «универсальность экстралингвистической эмоциональной экспрессии не оставляет сомнений»[8], что позволяет находить взаимопонимание в процессе общения и способствует установлению и развитию дружественных отношений.

1.2 Основные направления изучения невербального поведения

В период глобализации и интеграции языкознание характеризуется антропологическим подходом, который акцентирует внимание на категории языковой личности с учётом всех её особенностей - этнических, возрастных, ролевых, социальных, гендерных и т.д. В том числе, данный подход рассматривает языковую личность с точки зрения различных дисциплин, что позволяет выявить биологические, культурные и социальные факторы, определяющие вербальные и невербальные особенности коммуникации мужчин и женщин.

Речь принято считать основной формой общения. Однако в эволюционном смысле устная речь появилась относительно недавно, около 500 000 лет назад. До этого основной формой передачи эмоций и чувств был язык телодвижений. Поскольку участники коммуникации сосредоточены на произносимых словах, многие жесты не фиксируются сознанием, хотя в полной мере передают настроение и мысли человека. Понимание тонкостей языка жестов делает общение более эффективным, помогает избежать манипулирования сознанием со стороны оппонента.

Изучение компонентов невербальной коммуникации привлекало внимание многих ученых разных времен.

Известно о существовании старинных трактатов об определении характера человека посредством изучения постоянных черт лица.

Знаменитые «лекции» ("Conferences") художника Лебрена, опубликованные в 1667 году, по мнению Ч. Дарвина, представляют собой одно из лучших сочинений на данную тему.

Сэр Чарльз Бэлл, известный своими открытиями в физиологии, в 1806 году опубликовал первое издание своей книги «Анатомия и философия выражения», в которой был заложен фундамент нового научного направления. Его заслуга состоит в том, что он показал тесную связь между движениями выразительными и движениями, которые производятся при дыхании.

Герберт Спенсер, говоря о чувствах, в «Началах психологии» пытается сопоставить эмоции и их внешние проявления. Основываясь на наблюдениях Спенсера и многих других ученых, Чарльз Дарвин в 1872 году в работе «Выражение эмоций у человека и животных» подробно описал язык телодвижений с позиций эволюции. Многие идеи и наблюдения ученого широко используются исследователями всего мира в настоящее время.

С момента написания дарвиновской работы ученые выделили и зафиксировали почти миллион невербальных ключей и сигналов.

Альбер Мерабян в 50-е годы XX века обнаружил, что информацию любого сообщения можно дифференцировать следующим образом: 7% передается вербально, 38% - вокально (тоном голоса, ударением, способом произнесения звуков) и 55 % - невербальными сигналами.

Антрополог Рэй Бердвистелл, оценивая степень невербального общения между людьми, установил, что человек может произвести и распознать около 250 000 выражений лица, и то, что вербальный компонент межличностного общения составляет менее 35% общения, а свыше 65% информации, передаваемой при общении, передаётся невербально, что подтверждает несомненную важность невербального аспекта коммуникации[9].

В последние годы появился ряд фундаментальных работ, посвященных особенностям невербальной коммуникации мужчин и женщин[10].

В то же время актуальным остается вопрос о соотношении биологических («пол») и социокультурных факторов («гендер») воздействия на невербальное поведение людей.

Понятие «гендер» в рамках конструктивистского подхода определяется как система межличностного взаимодействия, посредством которой создаётся, утверждается, подтверждается и воспроизводится представление о мужском и женском как базовых категориях социального порядка. При этом гендер понимается не как следствие индивидуальной биологии или предрасположенности к тем или иным признакам, а как установленный обществом порядок, частью которого является каждый человек. Гендер отражает одновременно процесс и результат «встраивания» индивида в социально и культурно обусловленную модель мужественности и женственности, принятую в данном обществе на определённом историческом этапе.

При таком подходе меняется характер вопросов, которыми задаются исследователи. Вместо изучения того, как говорят мужчины и женщины, рассматривается, какие виды языковых ресурсов они используют, чтобы представить себя тем или иным типом мужчин и женщин. Вместо анализа того, как говорят о мужчинах и женщинах, выявляются типы языковых и неязыковых практик, которые могут выражать и поддерживать определённые гендерные идеологии и нормы. Е.С. Гриценко пишет: «Конструирование гендера трактуется как когнитивная деятельность импликативно-инференционного характера, в основе которой лежит соотнесение языковых форм / сигналов с тендерными представлениями, являющимися частью универсума общих смыслов представителей данной культуры»[11].

Следует отметить, что в связи с положением о социальном равноправии «типично мужское» вербальное и невербальное поведение имеет тенденцию приписываться женским характеристикам, и наоборот. Более того, то, что является «типично женским» в одной культуре, может быть характерной чертой мужского поведения в другой культуре. Одна из основных задач состоит в том, чтобы выяснить, насколько полоролевые стереотипы соответствуют природе мужчины и женщины, а в какой мере они ошибочны.

Что касается пола, это собственно биологический фактор воздействия на речемыслительные процессы и невербальное поведение говорящего.

Представляется интересным выявить именно те свойства, которые присущи полам независимо от социальных ролей мужчины и женщины. Считается, что человек в значительной степени не может контролировать свое поведение, согласовывать его с принятыми в том или иной лингвокультуре нормами, находясь в измененном состоянии сознания (ИСС). Обладая свойствами доминанты, ИСС тормозит не связанные с ним психические процессы и навязывает тот или иной стереотипный способ «аварийного» разрешения ситуации; при этом для ИСС характерно сужение сознания, при котором внимание субъекта целиком поглощается породившими ИСС обстоятельствами и навязанными им действиями[12].

По словам Т.Н. Синеоковой, ИСС «служит своеобразным фильтром: он в значительной степени нивелирует влияние различных социокультурных факторов и, таким образом, «высвечивает» факторы собственно биологического характера». Таким образом, именно при ИСС должны проявляться характеристики, обусловленные имманентными свойствами пола человека и инвариантные относительно социокультурных, гендерных, факторов.

Вывод по первой главе

Эмотивный концепты могут быть разло­жены на три составляющие: концепт- представление, концепт-образ и концепт- сценарий. Практические все эмотивные концепты представляются как фреймовые структуры, осно­ванные на метонимической модели, в структуре которых присутствуют различные элементы, отве­чающие за национальную специфичность и уни­кальность эмоции.

в каждой культуре выработаны передающиеся из поколения в поколение правила, регулирующие экспрессивные выражения лица и предписывающие, какие - универсальные по своей сути - эмоции позволительно показывать в определенных ситуациях, а какие - прятать. П. Экман и У. Фризен назвали их обусловленными культурой правилами невербального выражения эмоций. Действие этих правил весьма разнообразно, они могут предполагать:

  1. усиление (гиперболизацию) выражения эмоций.
  2. уменьшение выражения эмоций. Например, от эстонцев или финнов ожидается сдержанность в эмоциональных проявлениях там, где от представителей других национальностей можно было бы ожидать проявлений ярости или бурной радости;
  3. контекстный запрет на выражение определенных эмоций. Например, во многих культурах мужчине на людях не положено демонстрировать страх, проявлять слабость, быть сентиментальным;
  4. маскировку одной эмоции другой. Строгие правила «сокрытия» эмоций существуют в японской культуре. Практически все наблюдатели отмечают, что у японцев, как правило, спокойное, безмятежное выражение лица, независимо от внутренних эмоций, которые они стремятся скрыть, пряча под маской.

Следует отметить, что в настоящее время разработаны разнообразные методики изучения вербальных особенностей речи мужчин и женщин в состоянии эмоционального напряжения. Можно предположить, что данные приемы можно также использовать при изучении специфики их невербального поведения.

Глава 2 Исследование невербальных проявлений эмоциональных состояний человека

2.1 Цель, задачи, гипотеза и выборка исследования

Цель исследования заключалась в экспериментальном исследовании психологических и психофизиологических особенностей невербальной коммуникации при атрибутировании эмоционального состояния. Таким образом, предметом выступили психофизиологические и индивидуально- психологические особенностей атрибутировании эмоционального состояния при невербальной коммуникации.

Задачи исследования.

  1. Экспериментально исследовать использование индивидом невербального поведения и невербальной коммуникации в процессе атрибутирования эмоционального состояния другого человека.
  2. Обнаружить взаимосвязи между изменением психофизиологических параметров испытуемых, переживающих эмоции, и испытуемых, атрибутирующих эмоции в процессе невербальной коммуникации.
  3. Обнаружить взаимосвязи между точностью атрибуции эмоционального состояния и индивидуально-психологическими особенностями личности.
  4. Проанализировать индивидуально-психологические различия респондентов в зависимости от точности атрибуции эмоции другого человека.

Гипотезы исследования.

  1. Существуют различные способы передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому: при атрибутировании эмоционального состояния другого человека используется как вербальная информация, так невербальная коммуникация.
  2. Можно экспериментально подтвердить использование невербального поведения и невербальной коммуникации в процессе атрибуции эмоции.
  3. Существует взаимосвязь между изменением психофизиологических параметров испытуемых в процессе атрибуции эмоций при невербальной коммуникации.
  4. Существует взаимосвязь между точностью атрибутирования эмоционального состояния с помощью невербальной коммуникации и индивидуально-психологическими особенностями личности.
  5. Существуют индивидуально-психологические различия между респондентами, которые способны точно атрибутировать эмоцию другого человека и теми, кто ошибается в атрибуции эмоции.

Предмет исследования - изучение психофизиологических и индивидуально- психологических особенностей атрибутировании эмоционального состояния при невербальной коммуникации.

Объект исследования - невербальное поведение и невербальная коммуникация.

Участники исследования были отобраны на основе критериев физического и психологического здоровья и желания принимать участие в эксперименте. Средний возраст участников исследования - 29 лет.

В выборке для проведения эксперимента принимали участие 40 человек, разделенных на группы: 20 человек, которым предъявлялся разный стимульный материал, передавая определенную информацию (информаторы), и 20 человек, которые интерпретировали состояние информаторов (получатели).

2.2 Методы эмпирического исследования

Исследование проводилось как экспериментальное, методы исследования состоят из двух групп:

1) психофизиологические и

2) методики для оценки индивидуально-психологических особенностей испытуемых и самооценки атрибуции эмоционального состояния другого человека.

Для измерения психофизиологических характеристик участников эксперимента был использован полиграф «Крис» с программным обеспечением «Sheriff», сертифицированный в Российской Федерации.

Были измерены следующие параметры.

  1. ФПГ (фотоплетизмограмма) - параметр, представляющий собой надежный индикатор величины эмоционального напряжения, это кровенаполнение в сосудах, отражающее состояние организма в целом.
  2. КГР (кожно-гальваническая реакция) - это один из ведущих показателей состояния центральной нервной системы человека в оценке эмоциональной напряженности.
  3. АД, ЧСС (артериальное давление, частота сердечных сокращений).
  4. КС (кожное сопротивление, потоотделение) - реакция на новизну информации.

Исследования, полученные с помощью полиграфа, были проинтерпретированы и прошкалированы по 5-балльной шкале профессиональным полиграфологом.

Для оценки индивидуально-психологических особенностей испытуемых и самооценки атрибуции эмоционального состояния другого человека были использованы следующие методики: диагностика уровня эмпатических способностей В.В. Бойко; методика оценки уровня интуитивности Е.А. Науменко; шкала ситуативной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера в адаптации Ю.Л. Ханина; модифицированный биографический опросник (разработан на кафедре онтопсихологии Н.В. Гришиной). Бланки - для записи самоооценки эмоционального состояния.

В качестве стимульного материала использовались подготовленные вопросы, касающиеся фактов жизни любого человека, а также пять коротких видеороликов различного эмоционально насыщенного содержания: «Цунами» и «Ядерные взрывы» (отрицательные эмоции: страх, тревога), «Дельфины» и «Природа» (положительные эмоции: спокойствие, расслабление), «Автомобиль Мерседес» (противоречивые эмоции: тревогу и расслабление)

Экспериментальное исследование состояло из трех частей.

До начала проведения эксперимента были осуществлены измерения психофизиологического состояния испытуемых, также измерение проводилось во время каждого этапа.

В каждом эксперименте участвовали пара информатор и получатель, первоначально участники сидели напротив друг друга (рис. 1).

Рисунок 1- Первая часть эксперимента - вербальное взаимодействие

Первая часть эксперимента - вербальное взаимодействие. Получатель задавал вопросы, на которые информатор отвечал «да», «нет», при этом часть ответов составляла правда, а часть ложь. Получатель отмечал в специальном бланке, правдив ли, по его мнению, ответ информатора (на основе невербальной информации).

Вторая часть - наблюдение за невербальным поведением информатора. Перед информатором стоял монитор, на котором ему последовательно предъявлялось два видеоролика положительного и отрицательного содержания. В его задачу входило смотреть видео и чувствовать свое отношение к просмотренному материалу. В момент просмотра за ним наблюдал «получатель». В его задачу входило понять, что чувствует информатор (рис. 2).

Затем информатор должен был заполнить бланк, где он отвечал на вопросы о том, какие эмоции он испытал во время просмотра. А получатель заполнял бланк, в котором он отвечал на вопросы о том, какие эмоции с его точки зрения испытывал информатор, и каким, по его мнению, мог быть видеоролик.

Рисунок 2- Вторая часть эксперимента - наблюдение за невербальным поведением информатора

Третья часть эксперимента включала только невербальную коммуникацию. Получатель должен был сидеть спиной к информатору и определять его эмоциональное состояние, только исходя из своих ощущений (см. рис. 3).

В качестве стимульного материала были использованы 3 видеоролика различного содержания, остальная процедура повторяла вторую часть эксперимента.

Рисунок 3- Третья часть эксперимента - невербальная коммуникация

2.3 Результаты эмпирического исследования

Для изучения особенностей психофизиологического реагирования участниками эксперимента на изменение своего эмоционального состояния мы использовали 4 показателя полиграфа, измеряя их последовательно 7 раз: до проведения эксперимента, после проведения первой части эксперимента, после просмотра 1-го видеоролика, после просмотра 2-го видеоролика, после просмотра 3-го видеоролика, после просмотра 4-го видеоролика, после просмотра 5-го видеоролика.

Нами были получены статистически значимые изменения психофизиологических показателей как информаторов, так и получателей в процессе проведения эксперимента. Для сравнения показателей мы использовали метод сравнения средних значений с помощью t-критерия Стьюдента для зависимых выборок.

Все полученные нами данные находятся в пределах нормального эмоционального реагирования здорового человеческого организма, изменения психофизиологического состоянии в процессе проведения эксперимента было возможно выделить только с помощью полной расшифровки данных по каждому испытуемому.

По сравнению с измерениями до проведения эксперимента нами были получены статистически значимые различия в изменении фотоплетизмограммы, кожногальванической реакции, артериального давления, частоты сердечных сокращений, кожного сопротивления всех участников эксперимента.

Наиболее значимые изменения психофизиологических параметров участников вызвал просмотр информаторами третьего видеоролика негативного содержания «Цунами», который был предъявлен в третьей части эксперимента, когда по условиям проведения эксперимента получатель находился спиной по отношению к информатору и не мог наблюдать за изменениями невербального поведения информатора. При просмотре позитивного ролика «Дельфины», когда получатель не мог наблюдать за невербальным поведением информатора, психофизиологические параметры и тех, и других участников эксперимента превысили показатели, измеренные перед началом проведения эксперимента.

Было проведено попарное сравнение психофизиологических показателей информаторов и получателей в процессе проведения эксперимента (см. Приложение 1) Для сравнения результатов психофизиологических показателей информаторов и получателей мы использовали t-критерий Стьюдента для сравнения дисперсий двух независимых выборок, предварительно сравнив дисперсии выборок с помощью критерия Ливена.

Нами не было обнаружено статистически значимых различий между изменением психофизиологических параметров информаторов и получателей в процессе эмоционального реагирования на стимулы в 1-й, 2-й и 3-й частях эксперимента. Независимо от использования вербального канала для получения информации, наблюдения за невербальным поведением или попытки установления участниками эксперимента процесса невербальной коммуникации в отсутствии привычных каналов получения информации все измеренные нами психофизиологические показатели информаторов и получателей не обнаружили статистически значимых различий, т. е. происходило сопряженное изменение психофизиологических параметров информаторов и получателей независимо от использования каналов коммуникации.

Все 28 измеренных показателей информаторов и получателей в процессе проведения эксперимента обнаружили практически полную сопряженность в изменении. В некоторых случаях показатели были равны.

Сопряженное изменение всех психофизиологических параметров испытуемых позволяет нам подтвердить единство поля как взаимодействие между людьми, которое может происходить на неосознаваемом уровне.

Организм - подобен живому зеркалу, которое регистрирует все эмоциональные изменения, полученные в контакте с другим человеческим существом. Познание эмоции, переживаемой другим человеком, возможно не только на вербальном уровне или по внешнему виду другого человека. Познание возможно и на телесном уровне, с помощью всего тела.

Точность ответов получателей в первой части эксперимента определялась на основании совпадения с заданными ответами, во 2-й и 3-й частях эксперимента - на основании контент-анализа ответов получателей.

Среди получателей не было испытуемых, которые дали бы полностью точные ответы, поэтому полное несовпадение ответа содержанию было определено как 1, частичное совпадение ответа и содержания как 2, полное совпадение ответа и содержания как 3. сердечных сокращений, кожного сопротивления информаторов и получателей в процессе проведения эксперимента

Анализ содержания ответов получателей и информаторов были сделаны следующие выводы.

  1. При использовании одновременно вербальной и невербальной коммуникации наибольшее значение придается мимике и изменениям в речи собеседника.
  2. При использовании анализа невербального поведения для атрибуции эмоциональных реакций другого субъекта наибольшее значение придается мимике, изменению вегетативных реакций, кинетике и проксемике, а также появляется интерес к собственным ощущениям.
  3. При атрибутировании эмоционального состояния другого индивида в отсутствие привычных каналов коммуникации субъект вынужден обращаться к своим ощущениям и анализу возникших у него образов.

С помощью контент-анализа ответов получателей и информаторов был также подтвержден факт наличия невербальной коммуникации, которая возникает между двумя индивидами в процессе передачи информации. Точная интерпретация информации, которую один субъект передает другому, возможна при использовании нескольких каналов коммуникации, в том числе и семантического поля как действия, которое позволяет устанавливать коммуникацию.

Для проведения корреляционного анализа мы использовали данные, полученные для выборки получателей (были использованы данные о точности атрибуции эмоции, а также результаты психологических методик, описанных выше). Зафиксированные взаимосвязи говорят о том, что испытуемые получатели, обладающие более развитой эмпатией и более высоким показателем личностной тревожности, смогли точнее определить эмоциональное состояние и содержание видеороликов второй части эксперимента. Гипнабельность оказалась взаимосвязанной с атрибуцией эмоционального состояния информатора и определением содержания негативного ролика «Ядерные взрывы».

При анализе корреляционных взаимосвязей между точностью атрибуции эмоционального состояния информаторов в третьей части эксперимента и особенностями проявления эмпатии, гипна- бельности и интуитивности статистически значимых взаимосвязей нами не было обнаружено.

Была выявлена взаимосвязь на уровне статистической значимости между точностью атрибуции эмоционального состояния информатора и содержания видеороликов третьей части эксперимента и ситуативной и личностной тревожностью участников эксперимента - получателей.

Показатель личностной тревожности участников эксперимента - получателей оказался статистически значимо положительно взаимосвязан с гипнабельностью и эмпатией испытуемых, теми параметрами, которые позволили им определить эмоцию и содержание роликов во второй части эксперимента. Напомним, что личностная тревожность участников эксперимента находится на среднем уровне, и это может расцениваться как полезная тревожность, которая может быть условием развития личности. Тревожность трактуется как обобщенная характеристика психической деятельности, как психодинамическое свойство темперамента. Наше предположение можно проиллюстрировать полученной нами корреляционной взаимосвязью между уровнем личностной тревожности и психофизиологическими показателями при просмотре позитивного видеоролика «Дельфины».

Разделить испытуемых на 2 группы (более и менее точно атрибутировавших эмоциональное состояние и содержание роликов) по результатам ответов на все три части эксперимента не удалось, так как ответы на разные части эксперимента давались испытуемыми по-разному, поэтому они попадали в различные группы.

По результатам второй части эксперимента нами были обнаружены статистически значимые различия между более и менее точными получателями по следующим переменным: гипнабельность, эмпатия, личностная тревожность.

Полученные различия позволили сделать вывод о том, что при атрибуции эмоционального состояния информаторов во второй части эксперимента получатели больше опирались на наблюдение за информаторами и пытались понять эмоциональное состояние информаторов, используя эмоциональный канал эмпатии. Соответственно участники эксперимента, определившие эмоцию более точно, оказались более гипнабельными, т. е. более внушаемыми. У них оказался статистически значимо более высокий уровень полезной личностной тревожности.

В третьей части эксперимента мы обнаружили статистически значимые различия между более и менее точными получателями по двум переменным: личностная тревожность и установки, способствующие эмпатии.

Личностная тревожность в этом случае характеризует полезный уровень личностной тревожности, который необходим для активной работы человеческой психики, а установки, способствующие эмпатии отражают неосознаваемые установки личности, которые позволяют действовать различным каналам эмпатии, а не только эмоциональной эмпатии.

Вывод по второй главе

Нами было проведено экспериментальное исследование невербальной коммуникации и получены неожиданные для нас интересные результаты. Мы привыкли к тому, что придаем нашим представлениям об окружающей действительности первостепенное значение, полностью игнорируя собственные ощущения, которые нам подсказывает наше тело. Но тело - это единственный инструмент для существования души, для того чтобы человек мог реализовать свои мысли, желания, стремления. Не нужно забывать, что человеческий организм - это абсолютный радар широчайшего диапазона, которым мы располагаем для приема, передачи, реагирования, бытия, становления. Человеческий организм способен воспринимать окружающий мир целостно, а не только с помощью мозга. Человек использует ресурсы, данные ему природой, и способен точно уловить любой сигнал, приходящий извне. Почему же тогда человек совершает ошибки? Не всегда мы понимаем, почему совершаем какие-либо действия, которые мы совершать, вовсе не планировали. Как будто кто-то толкает нас на определенные поступки. Иногда достаточно внимательно оглядеться вокруг и увидеть, что кто-то рядом говорит неправду, или пытается молча убедить вас совершить поступок, вовсе вам ненужный. Но изучение этих вопросов - это тема для другого экспериментального исследования.

Заключение

При использовании одновременно вербальной и невербальной коммуникации наибольшее значение придается мимике и изменениям в речи собеседника. При атрибутировании эмоционального состояния другого индивида в отсутствие привычных каналов коммуникации субъект вынужден обращаться к своим ощущениям и анализу возникших у него образов.

На основании полученных нами данных мы можем сделать вывод о том, что в процессе проведения эксперимента происходило сопряженное изменение психофизиологических параметров информаторов и получателей независимо от использования каналов коммуникации. Изменение психофизиологических параметров, сопровождающее эмоциональное реагирование, может осознаваться индивидом или происходить на бессознательном уровне.

При атрибутировании эмоционального состояния другого человека с использованием вербального и невербального каналов коммуникации обнаружены статистически значимые взаимосвязи между точностью атрибутирования состояния и более сильным уровнем рациональной и эмоциональной эмпатии и гипнабельности, ситуативной и личностной тревожности.

Более точные в атрибуции эмоционального состояния информатора и содержании видеороликов участники эксперимента оказались более гипнабельными, у них были выше показатели эмоционального канала эмпатии, общие показатели эмпатии, а также показатели личностной тревожности. Личностная тревожность в этом случае характеризует полезный уровень личностной тревожности, который необходим для активной работы человеческой психики.

Человеческий организм способен воспринимать окружающий мир целостно, используя ресурсы, данные ему природой, и улавливать большой спектр сигналов, приходящих к нему из окружающей среды, от других людей. Это «радар широчайшего диапазона», которым мы располагаем для приема, передачи, реагирования, становления, создания собственной истории, и в целом для человеческого бытия.

Список использованной литературы

  1. Антропов Ю.Ф. Лечение детей с психосоматическими расстройствами / Ю.Ф. Антропов, Ю.С. Шевченко. - СПб.: Речь, 2015. - 560 с.
  2. Апчел, В.Я. Стресс и стрессоустойчивость человека в повседневных и экстремальных условиях/ В.Я. Апчел. - СПБ.: ВИФК, 2014. -69 с.
  3. Арина Г.А. Психология телесности: Методологические принципы и этапы клинико-психологического анализа / Г.А. Арина, В.В. Николаева; ред.-сост. В.П. Зинченко, Т.С. Леви. - М.: АСТ, 2015. - 731 с.
  4. Байтуманова З.Н., Михайленко И.И. Особенности восприятия эмоций в различных культурах//В сборнике: Личность в парадигме межкультурной коммуникации: язык - культура - образование - музей (теоретические и прикладные проблемы) Материалы международной научно-практической конференции. ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова». 2017. С. 42-43.
  5. Балинский И.М. Сочинения: Лекции по психиатрии / И.М. Балинский. - Л.: Медгиз, 2016. - 216 с.
  6. Бартенева В.В. Невербальные эмоциональные проявления в обучении иностранному языку//В сборнике: Проблемно-информационный подход к организации содержания современного образования: вопросы теории и практики Материалы XII Всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием «Образование на грани тысячелетий». 2017. С. 109-111.
  7. Бартенева В.В. Невербальные эмоциональные проявления в обучении иностранному языку//В сборнике: Проблемно-информационный подход к организации содержания современного образования: вопросы теории и практики Материалы XII Всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием «Образование на грани тысячелетий». 2017. С. 109-111.
  8. Бескова Д.А. Телесность как пространственная структура // Психология телесности: между душой и телом / Д.А. Бескова, А.Ш. Тхостов; ред.-сост. В.П. Зинченко, Т.С. Леви. - М.: АСТ, 2015. - 236 с.
  9. Брагина Т.С., Кирпиков А.Р. Понимание невербального поведения и успешность общения подростка//В сборнике: психология человека как субъекта познания, общения и деятельности Отв. ред. В.В. Знаков, А.Л. Журавлев. Москва, 2018. С. 633-639.
  10. Газарова Е.Э. Психология телесности / Е.Э. Газарова. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2012. - 192 с.
  11. Ганина В.В. Невербальные компоненты коммуникации, отражающие эмоциональные реакции человека: гендерный аспект: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Иваново, 2015. 22 с.
  12. Гарбузов В.И. Концепция инстинктов и психосоматическая патология. - СПб.: «СОТИС», 2014. - 320 с.
  13. Горбачева И.А., Олешко Т.И. Значение невербального общения в жизни человека//Студенческая наука XXI века. 2017. № 1 (12). С. 200-202.
  14. Гриценко Е.С. Язык как средство конструирования гендера: Дис. ... д-ра филол. наук. Н. Новгород, 2015. 402 с.
  15. Дудорова Е.В., Шумкова С.В. Вербальная и невербальная креативность как факторы агрессивности личности//Вестник Вятского государственного университета. 2018. № 2. С. 113-118.
  16. Дудорова Е.В., Шумкова С.В. Особенности вербальной и невербальной креативности у учащихся социального и художественного направления обучения//Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2018. С. 271-277.
  17. Ирисханова О.К. Когнитивный резонанс и его вербальные и невербальные проявления//Когнитивные исследования языка. 2018. № 32. С. 334-344.
  18. Краткий психологический словарь / Сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского. М.: Изд-во политической литературы, 2015. С. 177-180.
  19. Нерослов А. Некоторые подходы к исследованию мимики как эмоционального проявления//Прикладная психология и педагогика. 2017. Т. 2. № 4. С. 47-56.
  20. Никольская И.Г. О невербальных средствах репрезентации эмоции догадки// сборник статей I международной научно-практической конференции по итогам работы профессорско-преподавательского состава за 2017 год. 2017. С. 25-28.
  21. Никольская И.Г. О невербальных средствах репрезентации эмоции догадки//В сборнике: наука 2017: итоги, достижения, перспективы сборник статей I международной научно-практической конференции по итогам работы профессорско-преподавательского состава за 2017 год. 2017. С. 25-28.
  22. Новоселова С.Ю. Невербальное проявление агрессивности у мужчин и женщин//В сборнике: Современный мир и психология Статьи XI Московской научно-практической конференции "Студенческая наука". 2017. С. 69-71.
  23. Овчинников В.И. Лингвистические исследования эмотивных концептов//В сборнике: Лучшая студенческая статья 2017 сборник статей победителей V международного научно-практического конкурса. 2017. С. 236-239.
  24. Почебут Л. Г. Взаимопонимание культур: Методология и методы этнической и кросс-культурной психологии. Психология межэтнической толерантности: Учебное пособие. 2-е изд. - СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2014 - 281 с.
  25. Предтеченская Н.В. О проявлении гендерных ролей в процессе невербальной коммуникации//Мир педагогики и психологии. 2018. № 2 (19). С. 105-113.
  26. Страшнова В.Д. Стратегии лжи у лиц с различным психотипом (невербальный аспект)// Инновационное развитие. 2017. № 4 (9). С. 134-137.
  27. Трухан Е.А., Сидоренко Ю.С. Вербальная и невербальная креативность у студентов с различным уровнем эмоционального интеллекта//Психологическое сопровождение образовательного процесса. 2015. Т. 1. № 5-1. С. 227-234.
  28. Усольцева В.В., Кувичкин Н.М. Объективные и физиологические проявления обмана с помощью эмоций//В сборнике: Актуальные проблемы современной экономики и систем управления Материалы VIII Международной научно-практической конференции. 2016. С. 83-85.
  29. Чикалова И.Р. Феминизм и гендерные проекты консерваторов и лейбористов в Великобритании // Женщины в истории: возможность быть увиденными: Сб. науч. статей. Вып. 3. Минск, 2014. С. 269-304.
  30. Шунейко А.А., Овчинников В.И. Эмоции как объект исследования//Успехи современной науки. 2017. Т. 2. № 2. С. 41-43.

Приложение 1

Изменение фотоплетизмограммы, кожно-гальванической реакции, артериального давления и частоты

  1. Шунейко А.А., Овчинников В.И. Эмоции как объект исследования//Успехи современной науки. 2017. Т. 2. № 2. С. 42

  2. Овчинников В.И. Лингвистические исследования эмотивных концептов//В сборнике: Лучшая студенческая статья 2017 сборник статей победителей V международного научно-практического конкурса. 2017. С. 238

  3. Краткий психологический словарь / Сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского. М.: Изд-во политической литературы, 2015. С. 178

  4. Дудорова Е.В., Шумкова С.В. Вербальная и невербальная креативность как факторы агрессивности личности//Вестник Вятского государственного университета. 2018. № 2. С. 117

  5. Балинский И.М. Сочинения: Лекции по психиатрии / И.М. Балинский. - Л.: Медгиз, 2016. - 216 с.

  6. Арина Г.А. Психология телесности: Методологические принципы и этапы клинико-психологического анализа / Г.А. Арина, В.В. Николаева; ред.-сост. В.П. Зинченко, Т.С. Леви. - М.: АСТ, 2015. С. 256

  7. Бартенева В.В. Невербальные эмоциональные проявления в обучении иностранному языку//В сборнике: Проблемно-информационный подход к организации содержания современного образования: вопросы теории и практики Материалы XII Всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием «Образование на грани тысячелетий». 2017. С. 109

  8. Усольцева В.В., Кувичкин Н.М. Объективные и физиологические проявления обмана с помощью эмоций//В сборнике: Актуальные проблемы современной экономики и систем управления Материалы VIII Международной научно-практической конференции. 2016. С. 84

  9. Пиз А., Пиз Б. Язык телодвижений. Как читать мысли окружающих по их жестам. Москва: «Эксмо», 2012. С. 10-30.

  10. Ганина В.В. Невербальные компоненты коммуникации, отражающие эмоциональные реакции человека: гендерный аспект: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Иваново, 2015. 22 с.

  11. Гриценко Е.С. Язык как средство конструирования гендера: Дис. ... д-ра филол. наук. Н. Новгород, 2015. С 214

  12. Краткий психологический словарь / Сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского. М.: Изд-во политической литературы, 2015. С. 177-180.