Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

«Невербальные проявления эмоциональных состояний человека.»

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ПРИРОДА И СУЩНОСТЬ НЕВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ 4

1.1. Понятие об эмоциях 4

1.2. Формы эмоционального реагирования 7

1.3. Компоненты эмоционального реагирования 8

1.4. Физиологический компонент эмоционального реагирования 8

1.5. Экспрессивный компонент эмоционального реагирования 11

2. ТИПЫ НЕВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ 13

2.1 Невербальные проявления эмоций 13

2.2. Кинесика 14

2.3. Проксемика 34

2.4. Хронемика 38

2.5. Просодика и экстралингвистика 39

2.6. Такесика 41

2.7. Сенсорика 42

2.8. Ольфакторные проявлениями невербального общения 44

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

ВВЕДЕНИЕ

Мы часто выражаем свои чувства через невербальное общение. Это часть общения, о которой люди не знают, но именно невербальное общение является главной составляющей в сообщении.

Передача чувств зависит от многих факторов и часто возникает неоднозначно. Не существует принятых составляющих, с помощью которых мы можем конкретно передавать свои чувства.

Легче анализировать слова, человеческий ум предпочитает работать с точными категориями.

Предположительно можно разделить всю невербальную коммуникацию условно на две части: это то, что мы передаем телом и голосом. Язык тела включает в себя: движение руки, размахивая ногу, позу, улыбку, хмуриться, учащенное дыхание, покраснение кожи. Голос - это все, что вы можете передать с его помощью, плакать, шептать и т.п.

Отражения социальной реальности - чувственного (восприятие человека) и логики (понятие о другом человеке как личности) осуществляется на двух уровнях. Восприятие человека является прямым, явно-образным представлением одного человека другим, приводящим к формированию воспринимаемого образа-сигнала по внешним признакам этого другого (его внешность, внешний вид выражения и в целом Его поведение), выполняя гласность и регулирующие функции в процессе взаимодействия между этими субъектами.[8,c.264]

Согласно теории эволюции Чарльза Дарвина выражения лица (особенно движения лицевых мышц, которые выражают эмоции) являются врожденными, не зависят от расы или культуры и не отличаются от человеческих существ в мире. Однако в первой половине двадцатого века многие из ведущих культуроантропологов, в том числе М. Мид, нашли широко распространенное свидетельство того, что представители разных культур имеют существенные различия в выразительном поведении, включая выражения лица. По их мнению, различия означают, что мимика - это язык, который, как и любой другой человек, учится в процессе социализации.[16]

Чтобы понять человека необходимо более или менее взаимодействовать с ним. Интонация, разговорная речь, выражение лица собеседника, положение его тела, жесты, которые он использовал, и многое другое позволяет нам понять смысл того, что мы хотели передать другому человеку.

Следовательно, можно показать, как человек показывает свое эмоциональное состояние, а физиологические показатели показывают их присутствие.

Субъектом являются эмоциональные проявления человеческого тела.

Задача - изучение невербальных выражений эмоций.

Актуальность исследования.

От рождения до смерти эмоции - одно из ведущих мест в человеческой деятельности. Они влияют на принятие или отказ от важных решений, таких как свадьбы, рабочие места или решение о рождении ребенка.

Часто, из-за опыта негативных эмоций, таких как отвращение, страх или ненависть к человеку, принимает решения, которые, как он знает, не обещает ему выгоды, он перестает общаться с людьми, чье отношение к нему было бы полезно, уходит из дома на холод и Голод в неизвестность только, чтобы потерять ненавистные чувства. Иногда эмоции толкают ложь, насилие и самоубийство, которых можно было бы избежать, если бы кто-то понял, что испытывает этот человек.

Эмоциональные симптомы плохо контролируются, что позволяет анализировать эмоциональное состояние человека путем анализа. В будущем это может позволить лучше понять мотивационную и когнитивную деятельность человека.[7,c.78]

Это также поможет в определении искренности человека, что очень важно в судебной области. Это уменьшит беспорядок среди людей, улучшит восприятие эмоциональной сферы его компаньона. Это восприятие поможет более своевременно оказывать психологическую помощь эмоционально подавленному человеку.

1. ПРИРОДА И СУЩНОСТЬ НЕВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ

1.1. Понятие об эмоциях

"Эмоции" и "эмоциональные явления" имеют определенные общие свойства.

Первое толкование понятия эмоций и механизм их образования принадлежит Чарльзу Дарвину. В своей работе "выражение эмоций у человека и животных" он показал эволюционный путь развития и объяснил происхождение их физиологических проявлений. Эмоции в его понимании, представляют собой лишь различные соответствующие реакции, которые были выработаны в процессе эволюции.[6,c.123]

В интроспективной психологии, эмоции-это явления сознания два основных проявления: удовольствие и неудовольствие. Также указал на взаимосвязь эмоций с внутрибрюшинные изменения, которые впоследствии привели к изменению взглядов на природу эмоциональных явлений.[4,c.34]

Так что в теории Джеймса - Ланге эмоция-это производная физиологических процессов. Американский психолог Уильям Джемс выдвинул "периферическую" теорию эмоций, в которой он связывал их с определенным физиологическим реакциям. Самостоятельно Карл Георг Ланге опубликовал работу, в которой он высказывал подобные мысли, но в отличие от Уильяма Джеймса, под органическими изменениями он описывал главным образом сосудодвигательный и висцеральный не меняются. С точки зрения теории Джеймса Ланге возникновение эмоций само происходит после появления физиологических изменений в ответ на раздражитель. То есть, изменение мимики и невольные пантомимики приводит к появлению соответствующей эмоции.[3,c.63] По его мнению, эмоциональный тон, который сопровождает действие и деятельность человека-это реакция индивида появляется впечатление, которое продлевается или прерывается посредством движений. Однако, по мнению Уго Унтерсберг был не радикал, он писал: "мы можем испытывать эмоцию печали, даже когда улыбается, чтобы скрыть это" или "еще менее мы должны рисовать себе карикатуру на вид, воображая, что чисто внешнее поведение может совершенно изменить глубоко эмоция или чувство".[11,c.47]

Эдуа́рд Клапаре́д в своих работах пытался примирить "классическую" теорию, в которой органические реакции является следствием переживания эмоций, "на периферии", где, наоборот, испытывать эмоции является следствием органических реакции. Для этого примирения он считается достаточным, чтобы отказаться от отношения к эмоциям как процессам, по некоторым однородным рисунком. Таким образом, один класс эмоций можно объяснить с точки зрения "классической" теории, так и другой класс "периферической" теории.[10,c.57]

С. Бард в его более поздние исследования показали, что эмоциональные переживания и физиологические изменения происходят практически одновременно ( последние возникают позднее).

Резко критиковал теорию Джеймса – Ланге Уолтер Брэдфорд. После рассечения нервных путей от внутренних органов в мозге, он исключил в нашем исследовании, все физиологические проявления, однако, тест остался субъективным опытом. Он также отметил, что физиологические изменения, которые происходят, когда разные эмоции схожи и не отражают их личность, и эти изменения медленно разворачиваться в отличие от эмоциональных переживаний.[23,c.49] Таким образом, он утверждал, что эмоциональные переживания предшествуют физиологической реакции.

По мнению аналитиков "эмоциональная экспрессия" и "эмоциональное переживание" виды принудительной деятельности, направленной на разрядку напряженности, вызванной невозможностью использовать инстинктивные энергии во внешней активности эмоциональные физиологические реакции, выразительные.

Психология эмоции являются одним из видов функционального состояния мозга, форма отражающей и регулирующей деятельности мозга.

Сергей Леонидович Рубинштейн имел в виду эмоции отношение человека к миру, к тому, что он испытывает и делает, в форме непосредственного переживания.[2,c.21]

Аспект отражения и аспект отношений в отечественной психологии подчеркивается два аспекта основных аспекта эмоций.

В биологической теории Анохин, Петр Кузьмич эмоции рассматриваются как биологический продукт эволюции, как приспособительный фактор в жизни животных. Возникновение эмоций, связанных с возникновением потребности. Здесь отрицательная эмоция играет мобилизующую роль, способствуя наиболее быстрому удовлетворению потребностей, а положительные подтверждает, что потребность была удовлетворена. Таким образом, закрепились в памяти, она в будущем участвует в мотивационном процессе.

Теория когнитивного развития отражают точку зрения, согласно которой основным механизмом появления эмоций являются когнитивные процессы. Так, в когнитивно - физиологическая теория Стенли Шехтера, на возникновение эмоций, наряду с воспринимаемой стимулами и в результате физиологические изменения под влиянием прошлого опыта человека и наличной ситуации с точки зрения имеющихся в данный момент потребностей и интересов.[17,c,78]

М. Арнольд как принимали постоянное детерминанты эмоций интуитивная оценка объекта. То есть, как только человек непосредственно или интуитивно прийти к выводу о том, что представляет объект и как он может подействовать на него, он сразу чувствует, притягивающего или отталкивающего характера объекта.

1.2. Формы эмоционального реагирования

Эмоциональная реакция, направленная на разрядку эмоционального возбуждения, возникшего. Для эго, его основными характеристиками являются:

положительным или отрицательным опытом;

влияние на поведение и деятельность;

интенсивность, то есть глубину опыта;

величина физиологических изменений, Длительность курса и объективность, под которым понимается степень осознанности и связи с конкретным объектом.[15,c.211]

ЭД Хомицкий также отличает их реактивность, степень контроля и качества, то есть в связи с необходимостью.

Учитывая эти характеристики в отечественной психологии выделяются следующие классы:эмоциональный тон ощущений;эмоции (включая аффекты); нстроение.

Эмоциональные реакции, такие как гнев, радость, тоска, страх подразделяются на: эмоциональный отклик, эмоциональные вспышки и эмоциональный взрыв (аффект).

Динамичным и постоянным явлением эмоциональной жизни человека является эмоциональная реакция. Его интенсивность и продолжительность небольшие, поэтому он мало влияет на значительные изменения в эмоциональном состоянии.[5,c.89] В этой связи трудно определить ее внешние проявления, но наличие таких реакций было зафиксировано е. К. Хаггард и Айзекс. Они открыли существование "кратковременных выражений" лица, состоящие в сильном изменении выражения лица, когда представил на сложный вопрос по теме.

Эмоциональная вспышка, которая может изменить эмоциональное состояние, но не связана с утратой самообладания. Такая напряженность и интенсивность делает их внешние проявления более заметными.

Эмоциональный взрыв характеризуется быстро развивающейся эмоциональной реакцией большой интенсивности с ослаблением волевого контроля над поведением и облегченным переходом в действие.

1.3. Компоненты эмоционального реагирования

Традиционно существует три компоненты эмоционального реагирования. Впечатление. Физиологические. Выразительный внутренний опыт.

Роль эмоционального реагирования в процессе общения многообразна. Оно включает в себя создание первого впечатление человека, оказание определенного влияния на то, кто является субъектом восприятия эмоций. Эмоции в процессе общения выполняют также регулирующую функцию в координации заказа звучания определенных выразительных речений.[30,c.108]

Эмоциональный компонент - эмоциональная реакция понимается только как внутренний опыт. Таким образом можно рассмотреть два компонента: физиологический и экспрессивный.

1.4. Физиологический компонент эмоционального реагирования

О возникновении человеческого опыта можно судить как самоотчет человеческого опыта, который они заявляют, и характер изменений в вегетативных показателях, таких как сердечный ритм, кровяное давление и частота дыхания, а также психомоторные: мимика, пантомима, физические реакции и голос. Пульс сердитого или испуганного человека может при 40-60 ударов в минуту превышать норму. Это драматическое изменение физических параметров, когда вы испытываете сильные эмоции, указывает на то, что этот процесс затрагивал почти все нейрофизиологические и соматические системы организма. Эти изменения неизбежно влияют на восприятие, мышление и поведение человека, а в крайних случаях могут приводить к соматическим и психическим расстройствам.[6,c.67]

Такие отношения рассматривались разными народами и использовались в практических целях. В наше время это сообщение используется для проверки подозреваемого с помощью полиграфа, называемого «детектором лжи». К сожалению, это устройство не дает точного ответа на вопрос об искренности человека, так как разные эмоции могут вызвать подобную реакцию. Например, сексуальное влечение похоже на гнев и страх. Кроме того, это устройство не может дать ответ о причине лжи, что является очень важным фактором.[23,c.231]

Эмоции, связанные с пробуждением. Мы остро ощущаем изменения сердечного ритма, кровяного давления и активности потовых желез, свидетельства эмоционального возбуждения. Эти изменения в периферической физиологии связаны с деятельностью вегетативной нервной системы.

Эмоция активирует вегетативную нервную систему. Которая влияет на эндокринную и нейрогуморальную системы. Разум и тело требуют действий. Если адекватное поведение эмоций по тем или иным причинам невозможно для человека, он сталкивается с психосоматическим расстройством. Но не нужно беспокоиться о психосоматическом кризисе, чувствовать, насколько сильным является влияние эмоций на практически все соматические и физиологические функции организма. Различные эмоции предрасполагают к различным типам действий, а модели возбуждения - к эмоционально-специфическим.[22,c.45]

Как я писала выше, в своей теории В. Джеймса и Г. Ланге считал, что эмоция невозможна без физиологических изменений. Уильям Джеймс, акцент был сделан на интенсивность физиологической эмоциональной реакции, установив почти прямо пропорциональную зависимость опыта самой эмоции.

Дэвид Лейкен писал об изменении растительности, включая гормоны в крови, в разных эмоциональных состояниях. Так когда эмоции сценического типа адреналина, а эмоции астенического типа - норадреналин.

Показал А. К. Попов. Какие физиологические проявления при представлении приятного звука, в отличие от их проявлений при представлении неприятного звука, были менее ясны и понятны. Аналогичные закономерности были выявлены в предположении, что человеку под гипнозом приятны и неприятны сны. Такой вывод также у Р. Левинсона и данные Н. М. Трунова. [16,c.222] Как уже отмечалось, эмоции субъективны и могут вызывать различные физиологические реакции. Таким образом, стресс одного человека вызывает увеличение сердечного ритма, другое повышение давления и аффективные дыхательные судороги ребенка. Направление изменений электрических потенциалов мозга также зависит от признака эмоционального отклика.

Каковы бы ни были эмоции, испытываемые человеком, это всегда вызывает физиологические изменения в его теле, и эти изменения иногда настолько серьезны, что их нельзя игнорировать. Экспрессивный компонент эмоционального реагирования.[19,c.66]

В порыве гнева или отвращения, радость и счастье, раздражение и безразличие, человек ведет себя по-другому, его лицо, осанку, положение тела и жесты разные, а также тональность и тембр голоса.

Экспрессивный компонент эмоционального реагирования: речевые средства, мимические средства, средства пантомимы, инструменты жестикуляции, внимание на свой внешний вид.

Гросс и Джон обнаружил, что есть несколько аспектов эмоциональной выразительности. С помощью факторного анализа самоотчета сведения о выразительные тенденции, можно было установить три аспекта:

-прочность внутренних эмоциональных реакций;

-степень выражения положительных эмоций;

- степень выражения негативных эмоций.

В зависимости от особенностей эмоций, а также ряда факторов, описанных ниже особенностей выражения .

1.5. Экспрессивный компонент эмоционального реагирования

Экспрессивный компонент эмоций проявляется в пренатальном развитии.

Исходя из вышеперечисленных параметров, они определили пять типов невербального поведения:

1) "символы" - стабильный коды, имеют словесный эквивалент, сознательно используется;

2) "иллюстраторы" - связана с речью, код в буквальном смысле слова не используются как осознанно, так и неосознанно;

3) "регуляторы" - невербальные коды, которые поддерживают коммуникацию;

4) "выразительный" - лицевые признаки;

5) "адаптеры"- остаточные формы, как только целесообразные действия, сопровождающих потребности человека, их функциями в общении недостаточно сознательно поддерживать, защищать себя.

"Переходник" используется, когда человек находится в состоянии дискомфорта, смысл их, как и "иллюстраторов", является неустойчивым (потер переносицу, схватил мочку уха), отображается в соответствии с контекстом общения.[13,c.48]

Вывод. Процесс познания людьми друг друга в нашей жизни, осуществляется на двух уровнях:

- отражения социальной реальности – чувственном (восприятие человека человеком);

- логическом (понятие о другом человеке как личности).

Невербальная коммуникация – не так сильно структурирована, как вербальная. Не существуют общепринятые словари и правила компоновки жестов, мимики, интонации, при помощи которых мы в состоянии однозначно передать свои чувства. Такая передача зависит от очень многих факторов и часто происходит неоднозначно.[14,c.188]

Невербальные проявления регулируют и во многом определяют взаимопонимание между людьми.

2. ТИПЫ НЕВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ

2.1. Невербальные проявления эмоций

Существует несколько видов невербальной коммуникации:

1. Визуальные.

Кинесика:

а) экспрессивно-выразительные движения (движения рук, головы, ног, туловища, походка, поза, осанка, посадка головы, мимика);

б) визуальный контакт (пол, возраст, особенности внешности, одежда, прическа).

Проксемика:

а) пространственная структура общения (ориентация и угол общения партнеров, дистанция); ориентация.

б) хронемика ощущение времени (опоздания, ранний приход, соотношение времени и статуса, культуры времени);

2. Аккустические.

Просодика (голос и речь: интонация, громкость, тембр, темп речи, ритм, дикция, модуляция, высота, тональность. (паузы, вздох, смех, плач, кашель, зевание и т. д.)

3. Тактильно–кинестезические.

Такесика (рукопожатие, похлопывание и т. д.).

Сенсорика (поцелуй, объятия).

4. Ольфакторные – приятные и неприятные запахи окружающей среды, естественный и искусственный запах человека

2.2. Кинесика

Kinetica - общая моторика различных частей тела, показывающие эмоциональные реакции человека. В cinesite относятся выразительные движения, проявляющиеся в жестах и мимике, пантомимике (моторика всего тела, включая позы, походку, осанку и др.), а также визуальный контакт.[27,c.78]

Походка.

Походка-это стиль передвижения человека. Ее составляющими являются: ритм, динамика шага, амплитуда переноса тела при движении, масса тела. Походке человека можно судить о здоровье человека, его характере, возрасте.[28,c.57]

В психологических исследованиях, люди узнавали по походке такие эмоции, как гнев, страдание, гордость, счастье. Выяснилось, что "тяжелая" походка характерна для людей в гневе, "легкая" - для радостных. С большой длиной шага гордый человек, но если человек страдает, его походка вялая, угнетенная, такой человек редко глядит вверх или в том направлении, куда он идет.[11,c.32]

Кроме того, можно утверждать, что люди, которые ходят быстро, размахивая руками, уверены в себе, имеют ясную цель и готовы ее реализовать. Те, кто всегда держит руки в карманах - скорее всего очень критичны и скрытны, как правило, им нравится подавлять других людей. Человек, держащий руки на бедрах стремится достичь своих целей кратчайшим путем за минимальное время. Люди, занятые в решении проблем, которые часто ходят в позе "мыслителя": голова опущена, руки связаны за спиной, походка очень медленная. За самодовольным, высокомерным несколько человек характерная походка, прославленная Бенито Муссолини. У них высоко поднятый подбородок, руки двигаются, подчеркнуто энергично, ноги словно деревянные. Все время вынужденной походкой, с расчетом произвести впечатление. Это простое наблюдение помогало ФБР почти безошибочно определять лидера мафии.

Для создания привлекательного внешнего облика наиболее предпочтительна красивая походка, уверенность в себе, такое же впечатление и правильная осанка - легкая, пружинистая и всегда прямая. Голова должна быть слегка приподнята, а плечи расправлены.

Поза.

Осанка-это положение тела. Человеческое тело способно принять около 1000 устойчивых позы, показывает, как данный человек воспринимает свой статус по отношению к статусу других присутствующих лиц. Лица с более высоким статусом принимают более непринужденную позу. В противном случае могут возникнуть конфликты.[26,c.247]

Одним из первых на роль позы человека как невербальных средств общения указал психолог Е. Шеффера. В дальнейших исследованиях было выявлено, что главное смысловое содержание позиций является расположение тела человека по отношению к собеседнику. Позиция, в которой человек перекрещивает руки и ноги, называется закрытой. Скрещенные руки являются модифицированной версией барьеры, которые человек ставит между собой и своим собеседником. Закрытая позиция воспринимается как поза недоверия, несогласия, противодействия, критики. Кроме того, примерно треть информации, полученной из такой позы, не усваивается источник. Наиболее простым способом выведения позы является предложение что-нибудь подержать или посмотреть.[14,c.67]

Открытое положение, в котором руки и ноги не перекрещены, корпус тела направлен в сторону собеседника, а руки и ноги развернуты к партнеру по общению. Это поза доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта.[14,c.67]

Если человек заинтересован в общении, он будет ориентироваться на собеседника и наклоняться в его сторону, а если не заинтересован, наоборот, ориентироваться в сторону и откидываться назад. Человек, которому не нужно подчеркивать свой статус и положение, будет расслаблен. Большое количество информации несет в себе поза человека. Поза - положение человеческого тела и движения, которые принимает человек в процессе коммуникации. Это одна из наименее подконтрольных сознанию форм невербального поведения, поэтому при наблюдении за ней можно получить актуальную информацию о состоянии человека.

Позе можно судить о жизнеспособности, степени усталости, самоуверенности и даже о социальном статусе человека. В самом деле, как человек складывает руки и ноги, можно сделать выводы о его истинных эмоциях, намерениях, отношении к другим.

По вертикали, расслабился и естественное положение тела создает впечатление уверенности и самоуважения. Если сидящий слегка наклонился к вам или повернул голову, он сигнализирует о готовности вступить с Вами в общение. Руки расположены по отношению к другому человеку - это тоже проявление открытости и сердечности. Будьте осторожны, если во время разговора ваш собеседник скрещивает руки на груди так, что он не согласен с вами, но если он бросает одну ногу на ногу, он защищается от ваших слов, недоволен и готовится к возражениям. Если Вы не можете найти общий язык, попробуйте развернуть руки ладонями вверх, это облегчит контакт.

При общении принято выделять три группы поз:

1) включение или исключение из ситуации, т. е. открытость или закрытость для контакта. Закрытость достигается скрещиванием на груди рук, сплетенными в замок пальцами, фиксирующими колено в позе "нога на ногу", отклонение спины назад.

2) доминирование или зависимость. Доминирование проявляется в "нависании" над партнером, Похлопывание его по плечу, руке на плече собеседника. Зависимость - это взгляд снизу вверх, сутулость.

3) противостояние или гармония. Противостояние проявляется в следующей позе: сжатые кулаки, выставил вперед плечо, руки на боках. Гармоничная поза всегда синхронизирована с позой партнера, открыта и бесплатна.

Лучший способ добиться взаимопонимания с кем-то, это скопировать его позу и жесты.

Жесты.

Жесты -это разнообразные движения руками и головой. Язык жестов - самый древний способ достижения взаимопонимания. В разные исторические эпохи и у разных народов были свои общепринятые способы жестикуляции. В настоящее время даже предпринимаются попытки создать словари жестов.

Информацию несут жесты, мы знаем достаточно много. Во-первых, важно количество жестикуляции. Разные народы разработали и стали естественной формы выражения чувств различные культурные нормы силы и частотности жестикуляции. Исследования М. Аргайла, в которых изучались частота и сила жестикуляции в разных культурах, показали, что в течение одного часа финны жестикулировали 1 раз, французы - 20, итальянцы - 80, мексиканцы - 180.

Как правило, интенсивность жестов растет с увеличением эмоционального возбуждения человека, а также при желании достичь более полного понимания между партнерами, особенно если это трудно.

Конкретный смысл отдельных жестов различен в разных культурах. Однако во всех культурах есть сходные жесты, среди которых:

-коммуникативные (жесты приветствия, прощания, привлечения внимания, запреты, утвердительные, отрицательные, вопросительные и т. д.)

- модальные, т. е. выражающие оценку и отношение (жесты одобрения, удовлетворения, доверия и недоверия и т. д.)

- описательные жесты, которые имеют смысл только в контексте речи.

Вот некоторые примеры:

Прикрывание рта и почесывание носа. Прикрывание рта отражает наличие у человека двух противоречивых желаний: высказаться и быть услышанными. В этом случае менеджер может помочь собеседнику говорить, задавая ему вопрос и обратил внимание на свою позицию с высказыванием: "я вижу, вы все согласны со мной". Аналогичную информацию о клиенте несет жест прикосновения к носу. Клиент, царапин или ударов собственного носа, скорее всего в данный момент находится в оппозиции к руководителю с заявлением.

Прикосновение к уху. Почесывание уха является облегченным вариантом "затыкания" ушей и означает, что человек не хочет слышать, что он говорит. Такая реакция возможна, если собеседнику стало скучно вас слушать или он не согласен с одним из ваших высказываний.

Рукой подперев подбородок, голову говорит о том что, если ему скучно, неинтересно и он борется со своим желанием заснуть.

Поглаживание подбородка. Этот жест говорит о том, что собеседник находится в стадии размышлений и рассматривает возможные варианты.

Жесты эмоционального дискомфорта. Многочисленные жесты - собирание несуществующих ворсинок, снимание и надевание кольца, почесывание шеи, "приведение в порядок" одежды, крутя ручки или сигареты - указывают на то, что собеседник нуждается в поддержке. В таком состоянии он не готов в полной мере воспринимать информацию.

Жесты нетерпения. Если человек постукивает пальцами по столу, ерзает на стуле, притоптывая ногой посматривает на часы, то тем самым он показывает другим людям, что его терпение заканчивается.

Наиболее часто употребляемые движения головы - это кивок головой и отрицательное покачивание головой, этот жест являются врожденными.

Существует три основных положения головы. Первое видео головки. Это положение характерно для человека, нейтрально относящийся к тому, что он слышит. Второй, склонив голову на сторону, которая говорит, что у человека пробудился интерес (то, что люди, как животные, склоняю голову, когда что-то интересно, впервые заметил Чарльз Дарвин). И, наконец, когда голова наклонена вниз, значит, отношение человека отрицательное и даже осуждающее. В этом случае следует чем-то заинтересовать собеседника, чтобы заставить его поднять голову.

Есть движения глаз, покраснение щек, увеличение количества миганий, подергивания губ и т. д.

Мы не знаем, сколько различных жестов люди используют при общении, как часто он сопровождает свою речь.

Механические жесты отвлекают слушателя от содержания речи, мешают ее восприятию. Нередко они бывают результатом волнения говорящего свидетельствует о его незащищенности.

У нас есть 10 пальцев и каждый палец сгибается в трех местах. Кроме того, каждый рычаг подвижный в запястье. А если двигать к тому же локтем и предплечьем, то можно сделать на руке и пальцам еще больше разных положений.

Один специалист подсчитал, сколько различных движений и положений доступно для владельца. Он утверждает, что есть 700000!

И это замечательно.

Языку учат с детства, а жесты усваиваются естественным путем, и хотя никто предварительно не объясняет, не расшифровывает их значение, говорящие правильно понимают и используют их. Вероятно, объясняется это тем, что жест используется чаще всего не сам по себе, а сопровождает слово, служит для него своеобразным подспорьем, а иногда уточняет его.

Понятна ли фраза, сказанная без жеста: "дочь у меня вот тут сидит"? Нет, непонятно. Где "здесь"? В углу комнаты, за столом, смотрит телевизор, или куда-то еще? Указательное местоимение требует уточнения. Но если диктор будет сопровождать эти слова жестом (постучит ребром ладони ниже затылка по шее), то написано смысл в том, что дочь его иждивении, непомерно обременяет его.

В русском языке есть много выражений, которые возникли на базе свободных словосочетаний, называя определенного жеста. Став фразеологизмами, они выражают состояние человека. Его удивление, равнодушие, смущение, растерянность, недовольство, обиду и другие чувства, и разные действия. Например: опустить голову, вертеть головой, поднять голову, покачать головой, развести руками, сдаваться, положа руку на сердце, протянуть руку, погрозить пальцем, показать нос.

В зависимости от назначения жесты подразделяются на ритмические, эмоциональные, указательные, изобразительные и символические.

Ритмические жесты.

Ритмические жесты связаны с ритмикой речи.

Ритмические жесты подчеркивают логическое ударение, замедление и ускорение речи, место пауз, то есть то, что обычно передает интонация.

Сказать, например, пословицы:

Говорит, что фильтрация воды;

Строчит как из пулемета, сопровождающиеся ритмичными жестами.

Утверждаю первый говорю, мы делаем несколько замедленное движение рукой в правую. В то время как гласные звуки произносятся несколько растянуто. Во втором случае производим частые вертикальные движения ребром ладони правой руки, напоминающие шинковки капусты.

Эмоциональные жесты.

Часто наше эмоциональное волнение, радость, восторг, ненависть, печаль, разочарование, недоумение, растерянность, замешательство-все это проявляется не только в выборе слов, интонации, но и жесты.

Жесты, которые передают различные оттенки чувств, называются эмоциональными. Некоторые из них закреплены в устойчивых сочетаний, поскольку эти жесты стали общезначимы. Например: бить себя в грудь, стучать кулаком по столу, хлопнуть (ударить) себя по лбу, повернуться спиной, пожать плечами, развести руками, указать на дверь.

В педагогической практике существует правило: учитель не должен создавать избыточную атмосферу в классе - это отвлекает. Жест поддержки объяснения учителя зависит от излагаемого материала. Выбор жестов учителя обусловлено задачей, которую они ставят перед детьми. Основная цель жестов-обеспечить понимание студентами учебного материала.

Указательные жесты

Скажите, можно ли выполнять приказания: "Открой окно", "эту книгу не бери, возьми вон", если они произносятся без жеста? Ответ один: "нет!" В таких ситуациях указующий жест. Им говорящий выделяет предмет из ряда однородных, показывает место-рядом, наверху, над нами, там, подчеркивает порядок-по очереди, через одного.

Можно указать взглядом, кивком головы, рукой, пальцем (указательным, большим), ногой, повернуть тело.

Некоторые указательные жесты имеют условный характер. Когда говорящий показывает себе на грудь - слева, где сердце, говоря: "у него тут (жест) ничего нет". Понятно, речь идет о бессердечном, бесчувственном человеке.

Бывают случаи, когда расшифровка жеста определяется ситуацией.

Вот некоторые примеры:

Идет лекция. Один из слушателей, поймав взгляд другого, он указывает на то место на руке, где вы носите часы. Угадайте, что он спросил? Он хочет знать время.

Ситуация другая. Ассистент ректора делает ему тот же знак, но жест уже равнозначен словам: "время истекло. Пора заканчивать лекцию".

Наконец, этот же жест может означать: "поторопись! Это было время, чтобы пойти".

Указательный жест рекомендуется использовать в очень редких, необходимых случаях, когда есть предмет (или наглядное пособие), которую вы указываете.

Красивые жесты.

Теперь, давайте проведем эксперимент. Попросите кого-нибудь, кто сейчас рядом с вами или рядом с Вами, на вопрос: "Что такое винтовая лестница и рябь на воде?" Ответ: "это лестница вот такая (это вращательное движение правой рукой по вертикали). А рябь... (волна рукой по горизонтали)". Задайте этот вопрос кому угодно и сколько угодно раз, и вы увидите, что почти все без жеста не могут обойтись, хотя уж и не так сложно дать словарное определение (толкование): винтовая лестница-лестница, ведущая по спирали, спиральные; рябить - легкое колебание водной поверхности, а также легкие волны от такого колебания. Но жест нагляднее, он как изображает предмет, показывает его, поэтому и отдается предпочтение жесту, который называется тонкой.

Изобразительные жесты появляются в следующих случаях:

- если вам не хватает слов, чтобы полностью передать представление;

- если одних слов недостаточно по каким-либо причинам (повышенная эмоциональность говорящего, отсутствие концентрации, нервозность, неуверенность в том, что адресат все понимает);

- если необходимо усилить впечатление и воздействовать дополнительно и четко слушателя.

Однако, используя визуальный жестами, нужно соблюдать чувство меры: эти жесты не могут заменить язык слов.

Символические жесты.

Вы, конечно, не раз бывали в театре, на концерте, смотрели выступление актеров по телевидению. Вспомните, как они жестикулируют, в заключение, прощаясь со зрителями. Самый частый жест-лук, как символ благодарности за теплый прием и аплодисменты.

Или стоя на авансцене, актер широко разводит руки в стороны, чтобы заключить в свои объятья сидящих в зале. Используют такой жест: руку (руки) прижимают к груди и низко кланяются. Этот жест символизирует сердце отношение, любовь актера к зрителям.

Другая картина. Телеведущий когда он называет судью, тот встает, поворачивается к аудитории, делает кивок головой; другой поднимает обе руки вверх, соединяет ладони и покачивает руками; третий кланяется; четвертый приветливо машет рукой.

Такие жесты условны и называются они символическими.

Некоторые из них имеют определенное значение. Например, скрещенные руки указывают на защитную реакцию. Сложив руки на своей голове, выразить превосходство. Руки на ее бедра-символ непокорности. Хватаются за голову-признак неприятности или беды.

Символический жест характерен для ряда типовых ситуаций. Так, существует жест предельности (категоричности) - шашкой махнул правой рукой. Он сопровождает выражения никогда не соглашусь; никто не знал; нигде Вы не найдете; это совершенно ясно; абсолютно не об этом.

Интенсивность жеста, рука сжимается в кулак (вариант: два кулака). Он используется, когда люди говорят, что он очень упрямый; упрямец она; она чувствует такие дисциплины, активность; он был ужасно честолюбив.

Известен также жест отказа, отрицания-отталкивающие движения рукой или двумя руками ладонями вперед. Этот жест сопровождает выражения: нет, нет, нет! Не, не надо, прошу вас; никогда, никогда туда не пойду!

Жест оппозиции, - руки исполняет движение в воздухе "там" и "здесь": пришли, молодые и старые; нет ничего, что я пришел сюда; одно окно на север, другое на юг. Подходит скамейки, большие и маленькие.

Жест разъединения, - четко выявить, "идут" в разные стороны: это совершенно разные приемы, это надо различать; мы разделены; они разошлись; братья разъехались.

Жест объединения, сложения, суммы-пальцы соединяются в щепоть или соединяются ладони рук: они хорошо сработались; очень они подходят друг другу; мы знаем, как находить контакты; а если вместе это положить? Давайте объединять силы; только объединившись, можем победить.

Подражательные жесты.

Поль Сопер в книге "Основы искусства речи" выделяет еще подражательные жесты. Это жесты, которые оживляют описание. Например, лектор говорит о выступлении политического лидера, известного ученого, художника и старается изобразить его. Другими словами, он перевоплощается, как актер, он изменяет и голос и манеры, стремясь наглядно представить образ, кто-то говорит.

Как нам кажется, в данном случае следует говорить не об особом виде жестов, а об элементах, актерской игры, театрализации лекции.

Высказывания могут сопровождаться не одним, а несколькими жестами. Возьмем предложение: "это меня не касается". Слово " я " используется указательный жест (ладонь движется к середине груди), это сопровождается также указательный жест (рука выбрасывается вперед с руки вверх) не касается-символический жест (покачивание рукой из стороны в сторону).

Жесты, как и слова, очень выразительно, произнести речь, грубый, бесцеремонный характер. Такими жестами, например, являются: поднятый большой палец, когда другие сжаты в кулак, как высшая оценка чего-либо; щелканье пальцем по шее с правой стороны - "пить"; крутил пальцем около виска, что означает "сумасшедший", "сошел с ума".

Многие жесты не фиксируются сознанием, но в полной мере передают настроение и мысли человека. Если вы хотите считаться внимательным и интересным собеседником, то необходимо разбираться в жестах и мимике. Так если пальцы не связаны. Есть три варианта: скрещенные пальцы рук на уровне лица, лежат на столе, лежат на коленях.

Этот жест означает разочарование и желание собеседника скрыть свое отрицательное отношение;

- защита рта рукой (это могут быть только несколько пальцев или кулак). Этот жест означает, что слушатель чувствует, как вы лжете;

- почесывая и потирая ухо. Этот жест говорит о том, что человек наслушался и хочет wacasassa;

- почесывая и потирая шею. Этот жест говорит о сомнении и неуверенности человека;

- пальцы в рот. Этот жест говорит о внутренней потребности в одобрение и поддержке;

- собеседник потирает лоб, виски, подбородок, прикрывает лицо руками -это свидетельствует, что он не хочет говорить в данный момент кого-либо;

- глаза человека - это ярчайший признак того, что он что-то скрывает;

- скрещивание рук на груди собеседника сигнализирует, что лучше прекратить разговор или перейти на другую тему.

Мы должны закончить разговор. Если человек со скрещенными обертывания руки вокруг ваших плеч, это означает, что он готов перейти врукопашную;

- жест "зуд в носу", поза "мыслителя", когда по щеке-жест размышления и оценки;

- обиженный человек чаще всего принимает следующую позу. Он поднимает плечи и опускает голову. Если человек принял эту позу, эту тему должны быть изменены;

- если ваш собеседник ходит по комнате, это значит, что разговор интересует его, но ему нужно подумать, прежде чем принимать решение;

Человек самодовольный и высокомерный складывает руки.

Уверенный в себе человек, который хочет показать свое превосходство над другими, можно распознать жест "- руки за спиной замок запястья" и "- руки за голову".

При таком общении человек трудный. Так что если вы хотите расположить его к себе, то наклоняются немного вперед с протянутыми руками и просят им что-либо объяснять. Другой способ заключается в копировании жеста.

Человек, который во время разговора, держа руками за боковые края стула или его руки лежат на коленях, хочет прекратить разговор. В данном случае, разговор сразу же прекратился.

Как прослушивание выпускает дым сигареты, можно определить его отношение к собеседнику и к разговору. Если он выпускает дым вверх, это означает, что он положительный и с ним готов разговаривать. Если дым направлен вниз, то человек, наоборот, негативно, и чем быстрее он выпускает дым, тем больше разговор неприятный.

Походка также является важным определяющим фактором в сиюминутном состоянии человека. Если руки находятся в карманах или он размахивает, если он смотрит под ноги, находится в угнетенном состоянии. Человек, чьи руки связаны за спиной, а голова опущена, волновался.

Сутулые плечи и поднял голову настроен на успех, контролирует ситуацию. Голова наклонена в одну сторону - собеседник заинтересован. Потирание века - собеседник говорит правду. Поднятые плечи означают, что собеседник напряжен и чувствует опасность, исходящую от вас.

Для того, чтобы достичь желаемой цели в беседе, не быть внимательным человеком, необходимо использовать во время беседы жесты открытости, которые помогут обрести собеседника, вызвать его на откровенный разговор и оставить о себе самое благоприятное.

Заканчивая разговор о жестах, подчеркнем, что каждая речь должна указывать на движение мысли и чувства говорящего, чтобы быть физическим выражением его творческих усилий.

Ненужный жест, жест ради жеста не украшает речь, "вызывает смех и унижает идею". Вот почему впервые экскурсоводы красноречия даются советы, как использовать жесты. Так, в "теории красноречия" А. Галича. Александр Иванович Галич (настоящая фамилия Говоров, 1783-1848) - профессор Латинской и Российской словесности в Главном немецком училище святого Петра и в царскосельском лицее. Профессором Санкт-Петербургского Университета (1830) сказано: "носа и губ, языка и ушей никогда не могут быть использованы без оскорбления благопристойности", "приличие запрещает грудь и брюхо вперед, назад, поворот, движение плечом", "скромность запрещает театральные кривлянья".

Обратите внимание, что из-за жестов и характера говорящего некоторые люди, естественные, подвижные, эмоциональные. Конечно, ректор с таким характером не может обойтись без жестов. Другой, холодный, спокойный, сдержанный в проявлении своих чувств, жесты являются несущественными.

Мимика

Главным показателем чувств говорящего является выражение лица. В "частной риторике" профессора русской и Латинской словесности Н. Косинского (Санкт-Петербург, 1840) есть такие слова: "нигде столько не отражаются чувства души, как в чертах лица и глазах, благороднейшей части нашего тела. Никакая наука не дает огня в глазах, и живое сияние их, если холодная душа дремлет в его... жесты оратора всегда в тайном согласии с чувством души, с тоской воли, с выражением голоса".

Подконтроля экспрессии включают в себя движения мышц лица и движений головы. Это условные знаки (кивок), указывающие движения - поворот головы в определенную сторону. Посредством мимики учитель передает эмоции, подчеркивает смысл (нахмуриться, улыбнуться), вызывая этим разрядку в классе, выделяет ритмику звучания, наклоном головы выражает неуверенность, колебания, поиски нового слова.

Выражение лица все изменения выражения лица человека, которые можно наблюдать в процессе общения. Она является важнейшим элементом невербальной коммуникации. Лицо партнера по общению вольно или невольно приковывает наше внимание, поскольку выражение позволяет получить обратную связь о том, как партнер понимает нас или нет. Ведь человеческое лицо очень пластично и может принимать самые разные выражения. Это позволяет выражения лица, чтобы передать универсальные эмоции: печаль, счастье, отвращение, гнев, удивление, страх и презрение.

Мимика складывается из спонтанных и добровольных реакций лица. Для усиления эмоций мы делаем нашу мимику более положительный и точной в соответствии с характером и содержанием процесса коммуникации [6, с. 135].

Чаще всего основным объектом исследования наступаешь лицо человека. Изучение основных мимических состояний, таких как радость, гнев, страх, отвращение, удивление, страдание, разработан блок анализа мимика. Совокупность таких признаков образует структуру различных выражения лица. Считаться установленной Дарвином, мимика человека уходит корнями в мир животных. У животных и человека имеют много общего мимика - мимика страха, испуга, тревожности и т. д. Однако, у человека имеются специфические чувства и их выражения лиц - состояние вдохновения, восхищения, сочувствия, энтузиазма и др. Средством самовыражения человека развились из движений, которые в мире животных имели приспособительное значение. Таким образом, выражение ненависти в человеке путем поднятия верхней губы, связанное с пугающим воздействием на клыки животного, приготовился к бою.

Мимика связана с распространением интенсивного возбудительного процесса на двигательную кору головного мозга - отсюда ее непроизвольный характер. При этом происходит и соответствующее возбуждение всей симпатической нервной системы. Выражая недовольство, мы сжимаем губы и вытяните их вперед, портмоне - все эти движения производятся и в тех случаях, когда срабатывает рефлекс отвержения непригодными для еды. Это говорит о том, что многие наши выражения лица генетически связаны с органическими ощущениями.

Выражения лица могут быть различными.

Очень подвижной мимикой.

Весьма подвижная мимика свидетельствует об оживленности и быстрой сменяемости восприятия впечатлений и внутренних переживаний, о легкой возбудимости от внешних раздражителей. Эта тревога может достигать маниакальных размеров.

Медленно двигается, мимика.

Указывает в принципе на постоянство душевных процессов. Он показывает редко меняется стабильное настроение. Похожие мимика ассоциируется со спокойствием, постоянством, рассудительностью, надежностью, превосходством и уравновешенностью. Сидячий имитировать игру со сниженной активности (двигательная сила и темперамент) производить впечатление созерцательности и уюта.

Однообразие и случайные изменения форм.

Если такое поведение сопровождается медленной и слабой напряженностью, то можно сделать вывод не только о психическом однообразии, но слабой импульсивности. Причиной этого может быть меланхолические двигательные нарушения, скованность или парализованность. Такое поведение характерно при исключительно монотонных состояние ума, скуки, грусти, безразличия, вялости, эмоциональной бедности, меланхолии и в результате преувеличивать сад доминирующего чувства депрессивном ступоре (полная скованность).

Большинство процессов лица состоят из множества отдельных выражений. Высказывания вроде “он разинул рот и раскрыл глаза, холодные глаза противоречат смеется рту” и другие свидетельствуют о том, что анализ возможен лишь при наблюдении за отдельными выражениями и на основе выводов, полученных в этом случае.

Мышцы лица делятся на:

-мимику агрессивно - гнев, гнев, насилие и т. д.;

-активно-оборонительную - отвращение, презрение, ненависть и т. д.;

-пассивно-оборонительную - покорность, признательность и т. д.;

-мимика исследовательской направленности;

-мимику удовольствия-неудовольствия;

-маскировочные выражения - мимика сокрытия истины, двусмысленности, нечестности и т. д.

Обычно эмоции ассоциируются с мимикой следующим образом:

1. Сюрприз-это сиюминутная реакция. Всегда появляется неожиданно. Если у вас есть время, чтобы подумать о том, что может удивить, то удивление на лице не зафиксируется.

Основные проявления реакции удивления брови будут висеть у вас на лбу широкие морщины; глаза широко, становится слабые Ленна, за ирис и белая склера видна; рот открыт.

2. Страх-это эмоция, которая возникает в ожидании чего-то крайне вредного для человека. Причиной страха может быть ожидание физической боли, каких-либо неприятных событий, которые эта личность не в силах предотвратить.

Основные реакции страха: брови подняты, растянуты; короткие морщины на лбу; глаза открыты, вверху видна белая склера, нижнее веко очень напряжено; губы рисуются отдельно, жмет и тянет обратно.

3. Обида (гнев) является результатом психического расстройства, физической угрозы или намерения нанести кому-то психологический или физический ущерб. Злой у человека поднимается кровяное давление, вызывающие красное лицо, на висках и шее вздуваются вены, учащается дыхание, мышцы напряглись.

Основными проявлениями гнева: брови сдвигаются, между ними имеются вертикальные складки, внешние концы бровей поднимаются; лоб без горизонтальных морщин; глаза прищурены, губы сжаты упорно, иногда в лице оскаленными зубами.

4. Отвращение является реакцией на ощущение вкуса, запаха, звука, осязания и формы некоторые объекты или людей.

Основные признаки данной реакции: брови опущены; отсутствие морщин на лбу; глаза сужены, почти закрыты; уголки рта вниз. Иногда при сильной степени отвращения рот открыт и интенсивно, как тошнота, высунутый язык, то нос морщит.

5. Радость переживается как ощущение приятного, стимулирующий, бодрящий, или как избавление от чего-то неприятного или опасного. В некоторых случаях радость может однако стать одним с сюрпризом, как правило, реакция удивления фиксируется лишь на мгновение. Довольно часто проявления радости скрывается гнев и страх.

Основные признаки радости: брови и лоб почти не участвует в формировании выражения; глаза часто узкие и блестящие; уголки губ приподняты вверх, рот растянулся в улыбке.

6. Печаль (горе) чаще всего вызвало некоторые потери. Она фиксируется на лице от нескольких минут до нескольких дней. Эта эмоция имеет довольно широкий диапазон — от состояния печали, горя и страданий.

Основные проявления реакции печали: брови сдвинуты вместе, внешние концы опущены, между бровями небольшие вертикальные складки на лбу, короткие морщины; глаза слегка приоткрыты, и между нижним и верхним веком образуется складка в виде треугольника; уголки рта вниз [3, с. 106-108].

С глаз также можно выразить богатую гамму человеческих чувств и эмоций. Например, визуальный контакт может обозначать начало разговора, в процессе беседы он является знаком внимания, поддержки или, напротив, прекращения общения, он также может указывать на конец строки, или беседы в целом.

Глаза и губы-наиболее подвижные и выразительные элементы лица. Исследования показывают, что человек ищет собеседника, который ему нравится, или которому он доверяет. Чтобы эффективно использовать глаза - как правило, хороший психолог и тонкий дипломат. По общепринятому мнению, глаза-зеркало души и они отражают состояние человека.

Зрительный контакт способствует укреплению доверия и установления доверительных отношений с собеседником.

Зрительный контакт-это только часть общения. Люди визуально фиксирует все изменения в внешний вид и выражение лица собеседника. Зрительная система может регистрировать все особенности объекта восприятия. Время от времени взгляды собеседников встречаются, в некоторых случаях, источник воздерживается от пристального и прямого контакта глаз. В ситуации острого соперничества или враждебности люди избегают смотреть друг на друга. В нормальный разговор, зрительный контакт помогает говорящему почувствовать, что он общается с вами, чтобы произвести благоприятное впечатление, лучше донести до собеседника смысл [9, с. 51].

Глаза. Одним из наиболее важных элементов мимики является взгляд. Взгляд живого существа, и особенно взгляд человека, - один из самых сильных раздражителей, несущий большую часть информации. Глаза помогают общаться в глаза. Смотреть на говорящего означает не только заинтересованность, это помогает нам сосредоточиться на том, что он говорит. В процессе общения взгляды людей выполняют функцию синхронизации - ритм взгляды формирует определенный способ общения. Спикер смотрит на партнера, чем слушать. Но примерно за секунду до окончания отдельного речевого блока диктора смотрит на лицо слушателя, как бы подавая сигнал о наступлении его очереди говорить и оценивая произведенное впечатление. Партнер, взявший слово, в свою очередь, отводит взгляд, глубоко задумавшись. Слушать подает глазами сигналы своего отношения к содержанию высказывания говорящего - это могут быть одобрение и порицание, согласие и несогласие, радость и печаль, восторг и гнев. Обсуждая неприятные вещи, мы не смотрим на него из вежливости и понимания эмоционального состояния участника общения. Настойчивого взгляда воспринимается как вмешательство в личные дела. Более того, такой взгляд воспринимается как признак враждебности и дает нам неблагоприятное впечатление.[5,125]

Его глаза выражают весь спектр человеческих эмоций. И не только сами глаза, но и весь околоплодной области. Впечатление, произведенное зрелищем, зависит от зазора зрачков, положение век и бровей, конфигурации рта и носа, общего контура лица. Ученые недавно установили, что зрачки расширяются, когда что-то вызывает интерес. Холл Мэнли Палмер Холл (англ. Мэнли Палмер Холл; 18 марта 1901, Онтарио, Канада-29 августа 1990, Лос-Анджелес, США)- писатель, лектор, философ-мистик, Создатель "философского исследовательского общества".на ответ ученика в арабском мире в течение сотен лет. Сочетание этих характеристик в разных направлениях. Положительные эмоции увеличивают количество обменов взглядами, отрицательные-сокращают это число.

По своей специфике взгляд может быть:

1) деловой - когда взгляд фиксируется в районе лба собеседника, это предполагает создание серьезной атмосферы делового партнерства.

2) социальный - взгляд концентрируется в треугольнике между глазами и ртом, это способствует созданию атмосферы цивилизованного общения.

3) интимный - взгляд не в глаза, а ниже лица на уровне груди. Эта точка зрения свидетельствует о большой заинтересованности друг другом в общении.

4) косоглазие используется для передачи интереса или враждебности. Если он сопровождается слегка поднятыми бровями или улыбкой, он означает заинтересованность. Если он сопровождается нахмуренным лбом или опущенными уголками рта, это говорит о критическом или подозрительном отношении к собеседнику.

Брови очень подвижны. Человек может поднимать одну или две брови вверх и опускать вниз, сводить их к переносице, одновременно направляя глаза вверх и вниз по склону. Такие движения могут иметь разные значения:

1) желание привлечь к себе внимание:

Мальчик был необычайно кудрявый и в частности, шевеля выцветшими бровями.

2) выражение удивления, недоумения:

Его глаза были полны жадного внимания, и удивленно поднятые брови все выше и выше.

3) сопровождающая мимика вопрос:

Мама, я сегодня не приду. (Мать вопросительно поднял брови.) Мы с Петькой договорились после школы ему идти.

4) выражение недовольства, неодобрительного отношения к чему-либо:

-Ну, чего он хочет, подумал медведь и нахмурился.

Губы человека становятся особенно выразительными. Всем известно, что плотно сжатые губы отражают задумчивость, изогнутые губы - сомнение или сарказм. Улыбка чаще выражает дружелюбие, потребность в одобрении. В то же время улыбка как элемент мимики и поведения зависит от региональных и культурных различий: так, южане склонны улыбаться чаще, чем жители северных районов. Улыбка сопровождаемая приподнятыми бровями, выражает, как правило, готовность подчиняться. В то же время улыбка с опущенными бровями означает превосходство. Губы можно выпячивать, выставлять, выпячивать, выражая соответствующие эмоции.

2.3. Проксемика

Проксемика исследует пространственные условия общения – взаиморасположение собеседников в момент их физического, визуального или иного контакта. Этот термин был введен американским психологом Э. холлом, анализировать закономерности организации космической связи, а также области воздействия, расстояний и дистанций между людьми на характер межличностного общения [19, с. 192].

Каждый человек нормального своего существования считает, что определенный объем пространства вокруг него является его собственным и нарушение этого пространства рассматривает как вторжение в его внутренний мир. Таким образом, общение всегда происходит в каком-то расстоянии друг от друга, и это расстояние является важным показателем типа, характера и широты отношений между людьми. Каждый человек подсознательно устанавливает границы вашего личного пространства.

Э. Холл в результате своих наблюдений выделил четыре зоны коммуникации:

1. Интимное - это расстояние, на которое могут подойти друг к другу, друзей, родственников, близких. Это среднее расстояние между собеседниками не превышает полуметра.

2. Личный кабинет - в среднем до полуметра. На этой дистанции общаются хорошо знакомые друг с другом люди, а также люди в неофициальных отношений.

3. Социальная зона-это расстояние между собеседниками, равное трем метрам. Это расстояние могут общаться друг с другом коллег, которые не в дружеских отношениях, и незнакомых людей.

4. Общественная зона-это расстояние между собеседниками, превышающий три метра. Этого расстояния достаточно, чтобы поздороваться и подойти ближе вместе или разойтись. Обычно на таком расстоянии друг от друга предпочитают находиться незнакомых людей, особенно в помещении [30].

Выбор межличностного пространства сложно. Расстояние, на котором вы приближаетесь к источнику, не должен быть не слишком большим, ни слишком маленьким.

Обычно наша интимная зона нарушается тем или иным человеком по двум причинам. Первая, когда "нарушитель" является нашим близким родственником или другом, или другим лицом, имеющим сексуальные намерения. Вторая, когда "нарушитель" проявляет враждебность и склонен атаковать нас. Если мы можем терпеть вторжение посторонних людей в наши личные и социальные зоны, то вторжение постороннего человека в интимную зону вызывает внутри нашего организма различные физиологические реакции и изменения. Сердце начинает биться быстрее, происходит выброс адреналина в кровь, и она приливает к мозгу и мышцам как сигнал физической подготовки нашего организма к бою, т. е. состояние боевой готовности.

Это означает, что если вы касаетесь дружескую руку или обнять человека, которого вы только что познакомились, то это может вызвать негативную реакцию по отношению к вам, даже если он или она будет вам улыбаться и, чтобы вас не обидеть, делать вид, что ей нравится.

Социальная зона-это расстояние, на котором мы держим связь с незнакомыми людьми. Например, недавно устроившийся на работу сотрудника впервые, может подумать, что коллектив относится к нему очень прохладно, но они просто держать их социальной зоны, потому что мало его знают. Как только сослуживцы узнают его лучше, территориальное расстояние между ними сокращается, и в конце концов ему позволяют передвигаться в пределах личной зоны, а в некоторых случаях проникать и в интимную зону.

Исключением из правила, требующего строгого соблюдения дистанционной зоны, являются случаи, когда пространственная зона человека обусловлена его социальным положением. Например, управляющий компанией и один из его подчиненных могут быть партнерами в рыбалке, а на рыбалке, они пересекают и личную, и интимную зону друг друга. На работе менеджер будет держать его на расстоянии социальной зоны, соблюдая неписаные правила социальной стратификации.

Общественная зона-это расстояние, предпочтительнее в случаях, когда общение с большой группой людей, с массовой аудиторией.

Чаще всего публичная зона коммуникации можно наблюдать во время совершения светских или религиозных церемоний, когда глава государства или глава религиозного Института находится на почтительном расстоянии от большинства людей [22].

Расстояние

Нормы приближения двух людей друг к другу описал Э. Холл. Эти нормы определены четырьмя расстояниями.

1. Интимное расстояние - от 0 до 45 см - на таком расстоянии общаются самые близкие люди; в этой зоне имеется еще подзона радиусом в 15 см, который может проникнуть только посредством физического контакта, это сверх интимная зона.

2. Персональные - от 45 до 120 см - общение с людьми;

3. Социальная - от 120 до 400 см - предпочтительно при общении с чужими людьми и при официальном общении;

4. Государственная - от 400 до 750 см - на этом расстоянии не считается грубым обменяться несколькими словами или воздержаться от общения, на таком расстоянии происходят выступления перед аудиторией.

Обычно люди чувствуют себя комфортно и производить благоприятное впечатление, когда находятся на расстоянии, соответствующем вышеперечисленным видам взаимодействия. Слишком близко и слишком отдаленная ситуация влияет на общение.

Чем ближе люди друг к другу, тем меньше они смотрят друг на друга. И наоборот, держусь подальше, они перестали смотреть друг на друга и используют жесты для сохранения внимания в разговоре.

Кроме того, эти правила варьируются в зависимости от возраста, пола, личностных характеристик и социального статуса, национальности и плотности населения в районе, где живет человек. Например, дети и старики держатся к спутнику ближе, чем подростки, молодые люди и люди среднего возраста. Мужчины предпочитают более отдаленное положение, чем женщины. Уравновешенный человек подходит к человеку ближе, тогда как беспокойные, нервные люди держаться дальше. Люди общаются длинные дистанции с людьми, имеющими более высокий статус. Что касается Наций, то можно сказать, что азиаты взаимодействуют на более близком расстоянии, чем европейцы, а горожане - ближе, чем жители малонаселенных районах.

Ориентация

Следует отметить, как таковой проксемикой невербальных компонентов системы, как ориентация и угол общения. Ориентация выражается в повороте тела и носка ноги в направлении партнера или в сторону от него, что сигнализирует о желании общаться.

Правильное распределение участников за столом является средством их эффективного взаимодействия. Различные оттенки отношения людей могут выражаться через то место, которое они занимают за столом.

Угловое расположение характерно для людей, занятых дружеской, непринужденной беседе. Эта позиция способствует постоянному контакту глаз и предоставляет простор для жестикуляции.

Позиция делового взаимодействия одна из лучших стратегических позиций для предъявления, обсуждения и выработки общих решений.

Положение друг против друга может вызвать оборонительное отношение и атмосферу соперничества. Это может привести к тому, что каждая сторона будет придерживаться своей точки зрения, потому что стол становится барьером между ними.

Независимую позицию занимают люди, которые не хотят взаимодействовать друг с другом. Это говорит об отсутствии интереса. Это положение можно рассматривать как враждебные. Этой ситуации следует избегать в случае, когда требуется откровенная беседа.

2.4. Хронемика

Chronemics-это использование времени в процессе невербальной коммуникации. Для общения не менее важны, чем слова, жесты, позы и дистанции. Восприятие и использование времени является частью невербального общения [13, стр. 237].

Исследования хронемики различных культур позволяют выделить две основные модели использования времени: монохромные и полихромные.

Когда модель монохромна, кажется, в дороги или длинной ленты, разделенной на сегменты. Это разделение времени на части приводит к тому, что человек в данной культуре предпочитает одновременно заниматься только одним делом, а также разделяет время для дела и для эмоциональных контактов.

В модели полихромной нет строгого расписания, человек там может заниматься несколькими делами сразу. Время воспринимается в виде пересекающихся спиральных траекторий или в виде круга [32, с. 167].

2.5. Просодика и экстралингвистика

Prosodie - ϶ᴛᴏ общее название таких ритмико-просодической сторон речи, как высота, громкость голосового тона, тембр голоса, сила звука.

Экстралингвистические – включение в речь пауз, а также различного рода психологических проявлений человека: плача, кашля, смеха, вздоха и т. д.

Просодические и экстралингвистические средства регулируют поток речи, сохраняющие языковые средства общения, а также дополнить, речевые высказывания, выражают эмоциональное состояние.

Энтузиазм, радость и недоверие передаются. Это тоже очень высокий голос широкого диапазона тембра, силы и высоты звуков.

Хотя взаимосвязь между голосом и характером до сих пор однозначно не установлено.

Четкое произношение, четкая дикция, правильное произношение звуков, то есть, четкое определение указывающее на внутреннюю дисциплину, осознанную жизненную позицию, в то же время отражение недостатка живости.

Он также отражает чувства: быстрая, это – эмоция, беспокойство или личные проблемы. Медленная речь свидетельствует об угнетенном состоянии, горе, высокомерии или усталости. Спокойная, медленная манера говорить - спокойствие, невозмутимость, вдумчивость, рассудительность собеседника.

Замедляющаяся речь (и жестикуляция) свидетельствует о задумчивости - говорит о потере уверенности, покорности из-за усталости или истощении. Заметные колебания в скорости речи -признак равновесия, возбудимости человека.

Ускоряющийся темп речи (и жестикуляции) указывают на то, что погружаемся в эту тему, вдохновленные тем, что говорит.

Оживленная, бойкая (вплоть до торопливой) манера говорить, быстрый темп речи - человек темпераментный, импульсивный, живой, уверенный в себе, свободен в самовыражении. В то же время беспокойный, поспешный, почти всегда сопровождается чрезмерным жестикулированием, срывающийся голос свидетельствует о робости (возможно только в данной ситуации), неуверенности или возбуждении, торопливости, непостоянстве, неуправляемости.

Восточная мудрость гласит: истина не на устах говорящего, а в ушах

слушателя. Слушание - ϶ᴛᴏ один из самых важных и эффективных элементов хорошего тона. Неумение слушать, - писал Бальзак, - это не только отсутствие вежливости но и признак пренебрежения".

Строго цикличное, правильное говорение указывает на жесткость, любовь к порядку, педантичность, твердость, холодность чувств. Умение слушать – профессиональная черта. По этой причине, мы не должны забывать, что иногда жесты и движения могут противоречить тому, что сообщает голос. Поэтому важно контролировать процесс и синхронизировать его.

Богатство языка дает человеку множество возможностей, чтобы описать себя. Чем больше в языке человека слов и выражений, относящихся к его внутреннему миру, к особенностям его личности, кроме того, позволяет язык, чтобы понять изменения, тем больше различий между собой и другими людьми он может видеть. Люди используют возможности, предоставляемые им язык.

2.6. Такесика

Исследования прикосновения в ситуации общения: рукопожатие, поцелуи, прикосновения, поглаживания и т. д. Как показали наблюдения и исследования, используя различные виды прикосновения в процессе общения, могут иметь различный характер и происходят с разной эффективностью [13, стр. 159].

Характер оружия, его мощность, Продолжительность, определить значение выражения человеческих чувств.

Закадычные друзья, находившиеся в долгой разлуке, при встрече чуть не задушили друг друга в крепких объятиях. Влюбленные задерживаются в нежных объятиях продолжительное время. Объятия между дальними родственниками, в зависимости от поддерживаемых ранее контактов, могут быть сдержанные, холодные и страстные. Между близкими людьми они носят мягкий задушевный смысл.

Такие средства невербального общения как объятия чаще представителей сильной половины человечества, женщин они встречаются немного реже. Сейчас на улицах увидеть двух девушек, бегущих навстречу друг другу с распростертыми объятиями. В этом возрасте частота подобных контактов между мальчиками и между девочками носит экспрессивный характер, когда хочется выплеснуть наружу избыток радости, восторга и восхищения встречей. Если вы видите однополые пары, медленно шагая по тротуару в сплетенных объятиях, это может навести на мысль о нетрадиционной ориентации.

Рукопожатие

Рукопожатия, как средства невербального общения, тоже различаются по способу их исполнения, прочностью и долговечностью. Сильное, энергичное встряхивание рук собеседника, в сочетании с радостным восклицанием говорит об искренности партнера, его желании продолжить беседу. Обхват руки в виде "перчатки" также говорит о дружелюбии. Но если вы протягиваете безжизненную руку, вы не хотите связываться.

Холодная рука в пожатии может сигнализировать о том, что его владелец либо холодной или очень взволнован. Рука должна быть ладонью вниз в пожатии, свидетельствует о желании доминировать над другим человеком. Если наоборот, повернута ладонью вверх – ее обладатель бессознательно признает себя подчиненным собеседнику.

Похлопывания по спине или плечу

Похлопывания по спине или плечу применяется в основном для мужчин. Эти невербальные жесты часто интерпретируются как проявление дружбы, сочувствия или ободрения. Их можно увидеть практически во всех возрастных категориях. ПЭТ, как он демонстрирует мужскую силу и готовность его обладателя, чтобы помочь.

2.7. Сенсорика

Сенсорика представляет собой тип невербальной коммуникации, основывающийся на чувственном восприятии представителей других культур.

Наряду со всеми другими сторонами невербальной коммуникации отношение к партнеру основывается на ощущениях органов чувств человека. В зависимости от того, как мы ощущаем запах, вкус, воспринимаем цвет и звуковые сочетания, ощущаем тепло тела собеседника, мы строим наше общение с этим человеком [13, с. 187].

В процессе речевого общения через слух прошел, что часть невербальной информации, которая представлена в звуке голоса говорящего или поющего, т. е. в особенностях фонации (интонация, тембр и т. д.).

Через зрительный анализатор передаются сопровождающие речь особенности мимики, жестов, позы.

Слух и зрение, называемые системами дистанционного датчика являются важнейшими в процессе общения и ориентации человека во внешнем мире [20, стр. 6].

Прикосновения широко встречаются в мире невербального общения. В учебной деятельности оно помогает остановить неугомонный озорник, в случае с глухим человеком - обратить его внимание.

Различного характера прикосновения являются индикатором невысказанных чувств партнера. Они могут быть мягкие, нежные, легкие, прочные, жесткие, болезненные и т. д.

Поцелуи, как разновидность тактильного жеста, широко применяется во всех аспектах человеческой жизни. В отношении конкретного объекта меняется характер поцелуев. Мать целует ребенка нежно и с любовью между любящими людьми, они могут варьировать от легкого прикосновения губ до страстного поцелуя. Поцелуи могут быть как искренними проявлениями чувств, так и формальными, холодными, традиционными [21]

Все сенсорные факторы работают совместно и в результате создают сенсорную картину той или иной культуры. Оценка, которую мы даем этой культуре, зависит от соотношения числа приятных и неприятных сенсорных ощущений. Если приятных ощущений больше, мы оцениваем культуру положительно. Если больше негативных чувств, культура нам не нравится.

2.8. Ольфакторные проявлениями невербального общения

Следует еще отметить такой немаловажный способ восприятия информации, как естественные и искусственные запахи человека (прежде всего, это запахи тела и используемой косметики), запахи окружающей среды. Мы можем отказаться от общения с человеком, если мы думаем, что он плохо пахнет. С помощью запахов можно создать определенную атмосферу в общении.

Этот способ невербального общения называют - ольфакторными проявлениями.

На основе анализа литературы можно сделать вывод, что эффективность любых коммуникационных контактов определяется не только как источник слов, но и умение правильно интерпретировать его взгляд, мимику и жесты, телодвижения, позу, дистанцию, темп и тембр речи. Даже если язык является самым эффективным и продуктивным инструментом человеческого общения, все же это не единственный инструмент.

Невербальные сообщения способны передавать обширную информацию.

Во-первых, это информация о личности коммуникатора. Мы можем узнать о его темпераменте, эмоциональном состоянии в момент коммуникации, выяснить его личностные свойства и качества, коммуникативную компетентность, социальный статус, получить представление о его лице и самооценке.

Во-вторых, через невербальные средства мы узнаем об отношении коммуникантов друг к другу, их близости или отдаленности, типе их отношений (доминирование - зависимость, расположение - неприязнь), а также динамике их взаимоотношений.

И, наконец, информация о взаимосвязи общения участников ситуации: насколько они комфортно чувствуют себя в ней, интересно ли им общение или они хотят выйти из него [9, с. 43].

Люди используют невербальное общение для того, чтобы полно, точно и ясно выражать свои мысли, чувства, эмоции. Это является общим для всех культур, хотя различные знаки в разных культурах придается разное значение. Поэтому, чтобы общаться с людьми из других культур, нужно знать и понимать невербальные формы общения, присущие данной культуре.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На протяжении всей своей жизни человек испытывает эмоции. Они разнообразны и несут с собой различные чувства. Эмоции способны оказывать сильное влияние на активность и деятельность человека, порой заставляя его делать свои дела, о которых он будет потом сожалеть. Эмоции связаны с потребностями. Они информативны и почти неуправляемый. Эмоции являются субъективными. Они отражены в физиологические функции организма. Эта функция адаптирует организм к дальнейшим событиям, а иногда и вредит ему.

Эмоции проявляются в выражении, которое включает: мимические, словесные, пантомимические и жестовые средства. Выражение, в отличие от физиологической составляющей, больше управляется сознанием, а также зависит от различных факторов, в том числе и национальной. Это один из самых важных компонентов в общении людей. Мимические означает, что большинство выражают эмоциональное состояние человека. Некоторые эмоциональные выражения-это врожденная, другая часть приобретается в результате воспитания и общения и окрашено индивидуальными особенностями. Судить о эмоциональном состоянии можно только учитывая все факторы его проявления, восприятия индивидуальным и наиболее заметные

Анализируя описанные выше теории, можно сделать вывод, что эмоции -это особый класс психических явлений, отражающих в форме непосредственного переживания значимость для субъекта внешних и внутренних событий своей жизни и регулируют его деятельность и поведение в соответствии с ними. Эмоции связаны с физиологическими изменениями. Они, как и познавательные процессы, несут информацию о мире вокруг них, но, в отличие от них, принадлежат к той же теме, и поэтому они носят субъективный характер. Эмоции тесно связаны с потребностями человека. Они менее опосредуется речью, хуже управляется и менее произвольно контролируемые, чем когнитивные процессы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алешина И.В. Паблик рилейшнз для менеджеров и маркетеров. - М.: Гном-пресс, 1997. - 256 с.

2. Аллан Пиз. Язык телодвижений (как читать мысли по жестам)/ Пер. с англ. – Н. Новгород, 1994. – 107 с.

3. Аминов И.И. Психология делового общения.- М.: Омега-Л, 2006. – 304 с.

4. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. – М.: Аспект Пресс, 1998. – 376 с.

5. Беленкова А.А. PRостой пиар. – М.: НТ Пресс, 2006.- 256 с.

6. Биркенбил В. Язык интонации, мимики, жестов. - С.-П.: «Питер», 1997. – 176 c.

7. Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учебное пособие. – М.: ИНФРА – М, 2000. – 224 с.

8. Василик М.А. Основы теории коммуникации: Учебник/ Под ред. проф. М.А. Василика.- М.: Гардарики, 2003.- 615 с.

9. Винокур Т. Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения. – М.: «Наука», 1993. – 159 с.

10. Горелов И. Н. Невербальные компоненты коммуникации. – М.: «Наука», 1980. – 238 с.

11. Квинн В.Н. Прикладная психология. СПб., 2000.- 549 с.

12. Кибанов А.Я. Этика деловых отношений: Учебник / А.Я. Кибанов, Д.К. Захаров, В.Г. Коновалова - М.: ИНФРА-М, 2006. - 368 с.

13. Кнапп М.Л. Невербальные коммуникации. – М.: «Наука», 1978. – 308 с.

14. Ковальчук А.С. Основы делового общения: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2007. – 300 с.

15. Кондратьев Э.В., Абрамов Р.Н./ Связи с общественностью: Учебное пособие для высшей школы/ Под общ. ред. С.Д. Резника. – 3-е изд. –М.: Академический Проект, 2005.- 432 с.

16. Лабунская В. А. Невербальное поведение. – Ростов н/Д: «Феникс», 1988. – 246 с.

17. Леонтьев А. А. Психология общения. – М.: «Смысл», 1999. – 365 с.

18. Масюкевич Н.В. Психология эффективного общения/ Н.В. Масюкевич, Л.С. Кожуховская. – Минск : Соврем. шк., 2007. – 384 с.

19. Моисеенко Е.А. Коммуникации в бизнесе/ Моисеенко Е.А. [и др.].- Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 315 с.

20. Морозов В. П. Искусство и наука общения: невербальная коммуникация. – М.: ИП РАН, Центр «Искусство и наука», 1998. – 189 с.

21. Статья Егоровой Т. Невербальные средства общения [Электронный ресурс]. Режим доступа:

22. Онлайн Энциклопедия Кругосвет. Паблик Рилейшнз [Электронный ресурс]. Режим доступа: krugosvet/enc/gumanitarnye_nauki/ekonomika_i_pravo/PABLIK_RILESHNZ_RR.html [Дата обращения 10.05.2009]

23. Почепцов Г.Г. Коммуникативные технологии двадцатого века.- М.: «Рефл-бук», К.: «Валкер» - 2001.- 352 с.

24. Почепцов Г.Г. Паблик Рилейшнз для профессионалов.- М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер» - 2000. - 624с.

25. Синяева И.М. Паблик Рилейшнз в коммерческой деятельности: Учебник/ Под ред. проф. Г.А. Васильева. – М.: ЮНИТИ, 1998.- 287 с.

26. Сорокина А.В. Основы делового общения. Конспект лекций.- Ростов н/Д: «Феникс», 2004.- 224 с.

27. Столяренко Л.Д. Психология делового общения и управления. Серия «Учебники XXI века».- Ростов н/Д: «Феникс», 2001.- 401с.

28. Сэм Блэк. Введение в паблик рилейшнз.- Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1998.- 320 с.

29. Фаст Дж. - Язык тела. Как понять иностранца без слов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: lib.rin/doc/i/3737p5.html [Дата обращения 8.05.2009]

30. Фомин Ю.А. Психология делового общения. – 2 изд., перераб. и доп. – Мн.: Амалфея, 2000.- 384 с.

31. Холл Э. Как понять иностранца без слов. – М.: «Наука», 1995. – 197 с.окумент не содержит источников.