Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Невербальные проявления эмоциональных состояний человека

Содержание:

Введение

В настоящее время проводится большое количество исследований в области исследования эмоциональных состояний человека.

В отечественном языкознании концепция, выдвинутая В. И. Шаховским о категоризации эмоций в лексикосемантической системе языка [10, с. 13], является самой глубоко разработанной лингвистической теорией эмоций. В. И. Шаховский отмечает, что адекватное выражение эмоций посредством языка в большей или меньшей степени возможно, и поэтому их можно включить в коммуникацию [Там же, с. 11]. Эмоции составляют ядро личности человека: язык соотносится не только с логическим мышлением, но и со всей сферой человеческого сознания, а значит, позволяет проникнуть как в тайны устройства языка, так и самого человека. В. А. Митягина подчеркивает, что любой человек не свободен от проявления эмоций и поэтому совершает аффективное коммуникативное действие [6, с. 199].

Под аффективным действием понимается действие, выполняющее социокультурную семантическую функцию «презентации» определенного типа эмоции, прагматическую функцию «симптома» состояния коммуниканта и апеллятивную функцию «сигнала» партнеру изменить отношение к ситуации. Аффекты – это состояния, имеющие место быть помимо воли человека, ими являются мгновенно возникающие эмоции на определенную ситуацию [Там же, с. 203]. Эмоции являются психическим явлением и отражают в человеческом сознании эмоциональное отношение к миру [3, с. 486].

Эмоции являются особой формой познания и отражения действительности. В языке они представлены своими наименованиями, характеристиками и оттенками [Там же]. Эмоции многолики и многогранны. Шарль Балли считает, что человеческая мысль постоянно колеблется между логическим восприятием и эмоцией [2]. Он пишет, что аффективность – это естественное и спонтанное проявление субъективных форм нашей мысли: она неразрывно связана с нашими жизненными ощущениями, нашими желаниями; она является внешним выражением личного интереса, который мы проявляем к действительности [Там же, с. 113]. Эмоции по форме выражения бывают двух видов: вербальные и невербальные.

Глава 1. Теоретико-методологическое исследование дефиниции «невербальные эмоции»

1.1 Общая характеристика невербального общения

Деловое общение и этикет является необходимой частью человеческой жизни, важнейшим видом отношений с другими людьми. Деловое общение является сложным, многоплановым процессом развития контактов между людьми в служебной сфере. Его участники выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение цели, конкретных задач Любое средство общение подразделяется на две основные группы (рис.1)

Средства общения

Вербальные

Невербальные

Устная и письменная речь, слушание, чтение

Язык жестов

Рисунок 1. Средства общения

К [1, с.79] [1, с.79] вербальным [1, с.79] [1, с.79] средствам [1, с.79] общения [1, с.79] [1, с.79] относят [1, с.79] [1, с.79] письменную [1, с.79] [1, с.79] и [1, с.79] [1, с.79] устную [1, с.79] [1, с.79] речь, [1, с.79] [1, с.79] чтение [1, с.79] [1, с.79] и [1, с.79] [1, с.79] слушание. [1, с.79] [1, с.79] (таблица [1, с.79] [1, с.79] 1)

Таблица [1, с.79] [1, с.79] 1[1, с.79]. Вербальные [1, с.79] [1, с.79] средства [1, с.79] [1, с.79] общения

Устная речь

Осуществляется в процессе говорения. Для нее характерна словесная импровизация

Письменная речь

Графически закрепленная речь

Отличие [1, с.79] [1, с.79] устной [1, с.79] [1, с.79] речи [1, с.79] [1, с.79] от [1, с.79] [1, с.79] письменной [1, с.79] [1, с.79] заключается [1, с.79] [1, с.79] в [1, с.79] [1, с.79] характере [1, с.79] [1, с.79] адресата: [1, с.79] письменная [1, с.79] [1, с.79] речь [1, с.79] [1, с.79] обычно [1, с.79] [1, с.79] обращена [1, с.79] [1, с.79] к [1, с.79] [1, с.79] отсутствующим. [1, с.79] [1, с.79] Устная [1, с.79] [1, с.79] предполагает [1, с.79] наличие [1, с.79] [1, с.79] собеседника. [1, с.79] [1, с.79] Говорящий [1, с.79] [1, с.79] и [1, с.79] [1, с.79] слушающий [1, с.79] [1, с.79] не [1, с.79] [1, с.79] только [1, с.79] [1, с.79] слышат, [1, с.79] [1, с.79] но [1, с.79] [1, с.79] и [1, с.79] [1, с.79] видят [1, с.79] друг [1, с.79] [1, с.79] друга. [1, с.79] [1, с.79] Поэтому [1, с.79] [1, с.79] она [1, с.79] [1, с.79] зависит [1, с.79] [1, с.79] от [1, с.79] [1, с.79] того, [1, с.79] [1, с.79] как [1, с.79] [1, с.79] ее [1, с.79] [1, с.79] воспринимают. [1, с.45]

Характер [1, с.79] [1, с.79] восприятия [1, с.79] [1, с.79] устной [1, с.79] [1, с.79] и [1, с.79] [1, с.79] письменной [1, с.79] [1, с.79] речи [1, с.79] [1, с.79] также [1, с.79] [1, с.79] различен. [1, с.79] [1, с.79] Письменная [1, с.79] рассчитана [1, с.79] [1, с.79] на [1, с.79] [1, с.79] зрительное [1, с.79] [1, с.79] восприятие [1, с.79] [1, с.79] (всегда [1, с.79] [1, с.79] есть [1, с.79] [1, с.79] возможность [1, с.79] перечитать [1, с.79] [1, с.79] непонятное [1, с.79] [1, с.79] место), [1, с.79] [1, с.79] устная [1, с.79] [1, с.79] речь [1, с.79] [1, с.79] воспринимается [1, с.79] [1, с.79] на [1, с.79] [1, с.79] слух. [4, с.28] [1, с.79] [1, с.79] Поэтому [1, с.79] она [1, с.79] [1, с.79] должна [1, с.79] [1, с.79] быть [1, с.79] [1, с.79] построена [1, с.79] [1, с.79] и [1, с.79] [1, с.79] организована [1, с.79] [1, с.79] таким [1, с.79] образом, [1, с.79] [1, с.79] чтобы [1, с.79] [1, с.79] ее [1, с.79] [1, с.79] содержание [1, с.79] сразу [1, с.79] [1, с.79] понималось [1, с.79] [1, с.79] и [1, с.79] [1, с.79] легко [1, с.79] [1, с.79] усваивалось [1, с.79] слушателями. [1, с.79] Еще [1, с.79] [1, с.79] одно [1, с.79] [1, с.79] различие [1, с.79] [1, с.79] между [1, с.79] [1, с.79] письменной [1, с.79] [1, с.79] и [1, с.79] [1, с.79] устной [1, с.79] [1, с.79] речью [1, с.79] [1, с.79] заключается [1, с.79] [1, с.79] в [1, с.79] [1, с.79] том, [1, с.79] [1, с.79] что [1, с.79] [1, с.79] произнесенное, [1, с.79] [1, с.79] сказанное [1, с.79] [1, с.79] недолговечно, [1, с.79] [1, с.79] сохранялось [1, с.79] [1, с.79] в [1, с.79] [1, с.79] памяти [1, с.79] [1, с.79] лишь [1, с.79] [1, с.79] частично, [1, с.79] [1, с.79] а [1, с.79] [1, с.79] написанное [1, с.79] [1, с.79] может [1, с.79] [1, с.79] долго [1, с.79] [1, с.79] сохраняться.

В [1, с.79] [1, с.79] зависимости [1, с.79] [1, с.79] от [1, с.79] [1, с.79] целей, [1, с.79] [1, с.79] которые [1, с.79] [1, с.79] преследуют [1, с.79] [1, с.79] партнеры [1, с.79] [1, с.79] по [1, с.79] [1, с.79] общению, [1, с.79] [1, с.79] выделяют [1, с.79] [1, с.79] следующие [1, с.79] [1, с.79] типы [1, с.79] [1, с.79] высказываний (рис.2)

Рисунок 2. Типы высказываний в коммуникации

Культура речевой коммуникации включает в себя прежде всего свободное владение: способность четко выражать свои мысли как в устной, и в письменной форме. Речевая культура в деловом общении также находит свое отражение в оценке уровня мышления собеседника, его жизненного опыта для того, чтобы связаться с другой стороной на языке, понятном для него, руководствуясь собеседнику. [1, с.45]

Успех делового общения зависит от способности не только передавать информацию, но и воспринимать, т. е. уметь слушать

В [1, с.79] [1, с.79] деловом [1, с.79] [1, с.79] общении, [1, с.79] [1, с.79] как [1, с.79] [1, с.79] и [1, с.79] [1, с.79] в [1, с.79] [1, с.79] любом [1, с.79] [1, с.79] другом, [1, с.79] [1, с.79] важно [1, с.79] [1, с.79] сочетание [1, с.79] [1, с.79] нерефлексивного [1, с.79] и [1, с.79] [1, с.79] рефлексивного [1, с.79] слушания. [1, с.79] [1, с.79] Значение [1, с.79] [1, с.79] умения [1, с.79] [1, с.79] слушать [1, с.79] [1, с.79] в [1, с.79] [1, с.79] деловых [1, с.79] отношениях [1, с.79] [1, с.79] определяется [1, с.79] [1, с.79] тем, [1, с.79] [1, с.79] что [1, с.79] [1, с.79] в [1, с.79] [1, с.79] процессе [1, с.79] [1, с.79] делового [1, с.79] [1, с.79] общения [1, с.79] [1, с.79] очень [1, с.79] [1, с.79] важно [1, с.79] понять [1, с.79] [1, с.79] позицию [1, с.79] [1, с.79] делового [1, с.79] [1, с.79] партнера [1, с.79] [1, с.79] и [1, с.79] [1, с.79] его [1, с.79] [1, с.79] намерения, [1, с.79] что [1, с.79] [1, с.79] при [1, с.79] [1, с.79] невнимательном [1, с.79] слушании [1, с.79] [1, с.79] невозможно.

Невербальная коммуникация это слуховые, зрительные, обонятельные, тактильные и другие ощущения и образы, полученные от другого лица и несут определенную информацию. Большинство невербальные средства и формы человеческого общения являются врожденными и позволяют ему взаимодействовать, достижение взаимопонимания, а не только с людьми, но и животными.

Невербальная [1, с.79] [1, с.79] коммуникация [1, с.79] [1, с.79] обычно [1, с.79] [1, с.79] представляется [1, с.79] [1, с.79] следующими [1, с.79] [1, с.79] системами: [1, с.79] [1, с.79] визуальная, [1, с.79] [1, с.79] акустическая, [1, с.79] [1, с.79] тактильная, [1, с.79] ольфакторная [1, с.79] [1, с.79] (таблица [1, с.79] [1, с.79] 2).

Таблица [1, с.79] 2. [1, с.79] [1, с.79] Системы [1, с.79] [1, с.79] невербальных [1, с.79] [1, с.79] коммуникаций

Выделяют [1, с.79] [1, с.79] следующие [1, с.79] [1, с.79] основные [1, с.79] функции [1, с.79] [1, с.79] невербального [1, с.79] [1, с.79] общения:

  • выражение [1, с.79] межличностных [1, с.79] [1, с.79] отношений;
  • выражение [1, с.79] чувств [1, с.79] [1, с.79] и [1, с.79] [1, с.79] эмоций;
  • управление [1, с.79] процессами [1, с.79] [1, с.79] вербального [1, с.79] [1, с.79] общения [1, с.79] [1, с.79] (разговором);
  • обмен [1, с.79] ритуалами;
  • регуляция [1, с.79] самопредъявлений.

Особенностью невербального языка является то, что его появление обусловлено импульсами человеческого подсознания и человека, который не контролирует их метода невербальные средства выражения, не могут поддельной эти импульсы, которые позволяют доверять этот язык больше, чем обычно, словесный канал связи. [11, с.89]

Считается, что поддельные или копировать жесты и другие невербальные знаки практически невозможно, так как долгое время не может контролировать их совокупность и одновременно и произнесенные слова.

Знание невербального языка может не только понять собеседника лучше, но и (что более важно), чтобы предсказать, что реакция, протекающая слышал еще до того, как другой человек будет говорить, чувствовать необходимость изменений для того, чтобы достичь желаемого результата. [5, с.74]

Невербальная коммуникация позволяет показать, что вы понимаете сигналы, посылаемые с другой стороны, и ответы на них; проверить свои предположения о том, что сигналы компенсируют друг; подачу сигнала обратной связи.

Язык тела является ключом к внутреннему, психологическому и эмоциональному состоянию человека. Исследования показывают, что человеческое тело может производить более 7 миллионов уникальных движений. Следовательно, за счет разнообразия и богатства мимических возможностей наше тело способно транслировать огромное количество образов, становясь мощным инструментом доведения до окружающих людей необходимой информации.

Альберт Мейерабиан установил, что передача информации происходит за счёт вербальных средств на 7 %, за счёт интонации на 38 %, и за счёт мимики и жестов – на 55%. Профессор Бердсвилл, проведя аналогичные исследования, также выявил, что в среднем человек говорит словами только в течение 10 –11 минут в день, и каждое предложение в среднем звучит не более 2,5 секунд.

Следовательно, значительная часть «коммуникативного айсберга» лежит под водой, в области невербального общения. Таким образом, невербальное общение в широком смысле – это «общение без помощи слов посредством множества коммуникативных каналов» [2; с.54]. Существует 9 коммуникативных каналов невербального общения:

1. Кинесика – «изучает невербальные коммуникации, которые осуществляются с помощью телесных движений, причем каждое из них имеет определенное значение.

Все движения тела могут нести определенное значение, которое проявляется в особой коммуникационной ситуации». Одни и те же движения имеют разный смысл. Поведение тела может быть подвергнуто системному анализу, потому что оно имеет системную организацию. Тело – это и биологическая, и социальная система.

2. Проксемика – связана с восприятием и использованием социального и личного пространства в коммуникации, дистанция между партнерами, организация пространства при беседе и др. Человек будто бы окружен пространственной сферой, размеры которой зависят от культурной основы личности, от ее состояния, от социальной среды [5].

Существует 3 вида пространства: Фиксированное, оно ограничено недвижимыми вещами, например, стенами в комнаты. Полуфиксированное пространство, оно меняется, например, при перестановке мебели. Неформальное пространство – это личная и интимная территория, окружающая человека

3. Вокалика или паралингвистика – голосовые эффекты сопровождают слова. Это тон, скорость, сила, вид голоса, паузы, интенсивность звуков – каждый из них имеет свой особый смысл. Эти средства часто рассматриваются как вокальные ключи. Они говорят об эмоциях людей.

4. Физикатика – физические свойства человека.

5. Хаптика – люди прикасаются друг к другу по разным поводам. Это могут быть профессиональные, дружеские и вражеские касания).

6. Артефактика – к артефактам относится одежда, украшения. Одежда как наиболее сильный фактор. Она должна соответствовать обстановке, социальному статусу и т. д.

7. Ольфактика – изучает запахи. Запах, возможно, самое сильное и влиятельное ощущение. По запаху у нас сформировывается мнение о собеседнике.

8. Эстетика – необходима при передаче сообщения или настроения через цвет или музыку. Музыка регулирует поведение, она стимулирует или же ослабляет определенные действия.

9. Тактильно-кинестезическая система. Тактильная система – это прикосновения, пожатие рук, объятия и поцелуи. В общении они выполняют функцию одобрения, эмоциональной поддержки. Так как, слова зачастую являются основой человеческого вербального общения, но они могут часто обманывать, вводить в заблуждение, если мысль не правильно или не четко сформирована. Иногда смысл и содержание не передаются и воспринимаются желаемым образом, это означает, что произошла ошибка в процессе общения.

В таком случае, невербальная форма общения (язык тела) может стать решением проблемы, то есть стать своего рода коммуникативным мостом. Во многих случаях невербальные сигналы находятся в более выгодном положении по сравнению с вербальными, так как они свободны от предубеждения. Кроме того, в случае, если невербальные реакции противоречат вербальным, люди чаще верят невербальным.

Стремление каждого из коммуникантов заключается в согласовании основных средств выражения – голоса, жестов, речи. Жесты иногда используются, чтобы дополнить, объяснить или проиллюстрировать текст. С другой стороны, жесты могут находиться в противоречии с текстом – как знак, который выражает осознанное, целенаправленное противоречие. невербальные средства общения, мимика, жестикуляция, дистанция, межнациональные различия.

Невербальное общение включает в себя все формы неречевого поведения человека и играет большую вспомогательную, а иногда и самостоятельную роль в коммуникативном процессе. Мимика, жесты очень много передают информации непосредственно в подсознание слушателя независимо от его желания. Они могут не только усиливать, но и ослаблять вербальное воздействие.

Очень важно установить хорошие отношения между вербальным иневербальным видами общения, так как они тесно связаны между собой, это поспособствует активному участию в общении, как на сознательном, так и на бессознательном уровнях. Учиться понимать язык невербального общения важно по нескольким причинам.

Во-первых, словами можно передать только фактические знания, но чтобы выразить чувства, одних слов часто бывает недостаточно. Чувства, не поддающиеся словесному выражению, передаются на языке невербального общения. Во-вторых, знание этого языка показывает, насколько мы умеем владеть собой. Невербальный язык скажет о том, что люди думают о нас в действительности. И, наконец, невербальное общение ценно особенно тем, что оно спонтанно и проявляется бессознательно.

Поэтому, несмотря на то, что люди взвешивают свои слова и контролируют мимику, часто возможна утечка скрываемых чувств через жесты, интонацию и окраску голоса. Невербальные каналы общения редко поставляют недостоверную информацию, так как они поддаются контролю в меньшей степени, чем словесное общение

1.2 Структура невербального общения и проявлений эмоциональных состояний

Гармонично развитая личность сочетает в себе умственное, нравственное, эстетическое и физическое развитие. Сочетание этих компонентов в воспитании и формировании личности дает возможность человеку достичь желаемых результатов в личной, профессиональной и общественной деятельности. Характерной чертой развития современного общества является постоянно возрастающий интерес к человеческой индивидуальности. Люди хотят знать свои возможности и ограничения. Их внимание привлекают как особенности собственной личности, так и закономерные проявления внутреннего мира окружающих. Искусство жить в сложном и динамическом мире начала двадцать первого века требует от нас умения заглянуть за грань очевидного и прикоснуться к глубинам человеческой психики. В последние десятилетия широко обсуждается проблема обновления системы образования. Считается, что необходим принципиально новый подход к определению целей, задач и принципов образования.

Образование должно быть личностно ориентированным. Профессионально-образовательный процесс должен быть нацелен на становление и развитие личности, выработку профессионально значимых качеств и способностей студента, таких как самостоятельность, способность принимать ответственные решения, творческий подход к любому делу, умение постоянно учиться, рефлексия, коммуникативность и т. д. [1]. Изменения, происходящие в нашей стране, повысили значимость активности личности во взаимодействии с людьми, что привело к необходимости решения проблем, которые взаимосвязаны между собой. В процессе совместной деятельности складываются отношения между людьми, устанавливаются контакты, что включает в себя обмен информацией. Этот процесс характеризуется как коммуникативная сторона общения. При общении люди пользуются речью, одним из главных средств общения. Другая сторона общения – это обмен в процессе речи не только словами, но и действиями для организации сотрудничества и установления межличностных контактов. Третьей стороной общения является восприятие друг друга, адекватная оценка поведения, возможность лучше узнать партнера по общению. Ядром профессиональной деятельности педагога является содействие личностному развитию студента, а главным «инструментом» выступает взаимодействие субъектов учения, т.е. педагогическое общение. Общение в педагогической деятельности является необходимым условием передачи студентам исторического опыта в развитии человечества, а также способствует формированию социально значимых и профессионально необходимых качеств будущих специалистов.

На занятиях по физической культуре создаются условия для реализации студентом себя как личности, закладывается основа для многоплановых видов деятельности и поведения, приобретение разнообразных умений и навыков. Используя на занятиях по физическому воспитанию разнообразные методы обучения, преподаватель решает различные задачи обучения, воспитания и развития личности студента. Физическая культура является составной частью общей культуры. Одна из главных задач физической культуры – это, наряду с повышением уровня физического развития, формирование социально значимых и профессионально важных качеств будущих специалистов. В данный момент нас интересует развитие коммуникативности у студентов. Одним из педагогических методов, широко применяемых на занятиях по физической культуре, является метод показа.

По существу это обучение путем подражания. Любое подражание является сознательным актом, который зависит от способности студента воспринимать и анализировать увиденные двигательные действия, от уровня его мышления. В тех случаях, когда мышление совершается не в форме речи в специфическом смысле слова, а в форме образов, эти образы по существу выполняют в мышлении функцию речи, поскольку их чувственное содержание функционирует в мышлении в качестве носителя его смыслового содержания. Это является невербальным способом общения. Понятие «невербальное общение» включает в себя невербальное поведение и невербальную коммуникацию в качестве главного средства передачи информации, организации взаимодействия, формирования образа, осуществления влияния на другого человека [2]. Невербальная коммуникация – это система символов и знаков, используемых для передачи сообщения и предназначенная для более полного его понимания. Применение на занятиях невербальных способов общения позволяют сокращать время общения, выстраивают логическую цепочку для принятия быстрых и верных решений за более короткое время, что способствует развитию психофизических профессионально значимых качеств будущих специалистов. Знания, умения и навыки невербальных способов общения, полученные студентами на занятиях по физическому воспитанию, создают возможность не только для повышения качества и эффективности образовательного процесса, но и гарантируют положительные результаты овладения этими знаниями, умениями и навыками для формирования коммуникативных способностей студентов, которые пригодятся им в будущем. Изучая невербальное общение на занятиях по физическому воспитанию, можно отметить множество проблем, возникающих в данном процессе, убедиться в сложности и многогранности вопросов, связанных с невербальным поведением. Поэтому дальнейшее рассмотрение и углубление исследований в данной сфере необходимо.

Невербальное общение – это неречевая форма общения, включающая в себя жесты, мимику, позы, визуальный контакт, тембр голоса, прикосновения и передающая образное и эмоциональное содержание. К изучению невербальных средств общения обращаются следующие науки: 1. Кинестика изучает внешние проявления человеческих чувств и эмоций; мимика изучает движение мышц лица, жестика -жестовые движения отдельных частей тела, пантомимика -моторику всего тела: позы, осанку, поклоны, походку. 2. Такесика изучает прикосновения в ситуации общения: рукопожатие, поцелуи, прикосновениие, поглаживание, отталкивание и пр. 3. Проксемика исследует расположение людей при общении. Американский ученый Э. Холл был одним из первых в области изучения пространственных потребностей человека и в 1969 г. издал книгу «Молчаливый язык». Он же и ввел термин «проксемика» (от англ. Proximity -близость). Это та дистанция, которую соблюдают люди, и это биологическая закономерность. Выделяют интимную зону (15 – 45 см) допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди. Для этой зоны характерны негромкий голос, прикосновения, доверительность. Нарушение интимной зоны влечет за собой такие изменения, как учащение сердцебиения, кровь приливает к голове, увеличивается выброс в кровь адреналина – возбуждающего, стрессового гормона – Личная зона (45 – 120см) – беседа с друзьями, коллегами. Характерен лишь зрительный контакт. – Социальная зона (120 – 400 см) – официальные встречи в кабинетах, преподавательских, т.е. с теми, кого не очень хорошо знают. – Публичная зона (более 400 см) – общение в большой группе людей, в лекционной аудитории, на митинге и т.п. Невербальные средства коммуникации – жесты, мимика, телодвижения, а также свойства голоса, тон, паузы, которые принято называть паралингвистическими средствами коммуникации. Паралингвистика (греч. «около, возле») – это раздел языкознания, изучающий неязыковые средства, включенные в речевое сообщение: фонационные (степень громкости, распределение пауз и т.п.), кинесические (особенности мимики и жестикуляции в процессе общения) и графические (графы, схемы, плакаты, виды шрифтов и т.п.).

Совокупность таких средств коммуникации, как жесты, позы, телодвижения, обозначается термином кинесика (греч. «движение»). Единицы кинесики называют кинемами. Иногда выделяют отдельно мимические средства коммуникации – выражение лица, взгляд и др., но чаще их рассматривают в составе кинесических средств, поскольку они, как и жесты, отличаются динамичностью. Основными невербальными средствами общения являются жесты. Жесты-символы, жесты-иллюстраторы, жесты-регуляторы, жесты адапторы. Жесты-символы – очень ограничены рамками той или иной культуры или местности, и являются самыми простыми приемами невербального общения. Жестыиллюстраторы – используются для пояснения сказанного (например, указание рукой), также являются простыми приемами невербального общения. Жестырегуляторы – играют важную роль в начале и конце беседы. Один из таких жестов-регуляторов – рукопожатие. Это традиционная и древнейшая форма приветствия. Эти жесты являются более сложными приемами невербального общения. Жесты-адапторы – сопровождают наши чувства и эмоции. Они напоминают детские реакции и проявляются в ситуациях стресса, волнения, становятся первыми признаками переживаний – нервное перебирание одежды, постукивание ногой, ручкой и т.д. Невербальная коммуникация (НВК) является самой древней формой общения людей.

Самое удивительное в том, что и сейчас, несмотря на такое совершенное средство общения, каким является вербальный язык, НВК играет большую роль в обмене эмоциями как между людьми, так и между животными, в том числе между человеком и его дрессированными питомцами. Наблюдения показывают, что в процессах общения 60 % – 95 % информации передается именно с помощью системы невербалики. Это объясняется тем, что для успешной коммуникации важна информация не только репрезентативного характера (о предметах, их местоположении, об идеях, явлениях данного времени), но также информация оценочного характера, позволяющая определить отношение говорящего к самой информации и/или адресату. Часто мы «считываем» эту оценочную информацию с лица говорящего, даже без его ведома. Однако «считывание информации» жестов, поз и других средств невербального общения не всегда бывает однозначной, в каждой конкретной ситуации требуется конкретный 274 подход к этому процессу.

По данным экспериментов при выражении отношения телодвижения передают 55% информации, голос – 38%, слова – всего 7%. Иными словами, можно сказать, что важно не что говориться, а как это говорится. Столь активное использование невербальных средств в межличностном общении объясняется рядом причин: – невербальные сигналы, развившиеся как средства коммуникации раньше, чем вербальный язык, оказались устойчивыми в своих первоначальных функциях и часто употребляются неосознанно; – невербальные средства имеют определенные преимущества перед вербальными – они воспринимаются непосредственно и поэтому сильнее воздействуют, несмотря на свою кратковременность; – они передают тончайшие оттенки отношения, оценки, эмоций; наконец, они могут передавать информацию, которую трудно или по каким-либо причинам неудобно выразить словом.

1.3 Психолого-педагогические аспекты невербального проявления эмоциональных состояний

В науке не так много тем, имеющих настолько междисциплинарное звучание, как проблема невербального поведения, относящаяся как к психологии, так и к филологии. Мы говорим о проблеме, потому что если литературоведение имеет дело с изображением невербального поведения1 , то психология – не с изображением реальности, а с ней самой. Поэтому если для психолога центральная проблема – это проблема интерпретации невербального поведения, то для филолога это проблема идентификации невербального поведения как художественного средства.

И тем не менее точки соприкосновения существуют, поскольку как филология в анализе литературных текстов использует положения психологии о психике человека, так и психология дополняет свое представление о человеке, о его психике, сознательном и бессознательном в том числе и через анализ литературных произведений. Не случайно корифей отечественной психологии Л.С. Выготский в своей классической работе «Психология искусства» говорил именно о возможностях взаимного обогащения этих двух наук Что касается самого невербального поведения как предмета психологической науки, то здесь оно понимается прежде всего как система несловесных форм психического функционирования, позволяющих распознавать психологические и психофизические свойства и состояния говорящего. Как правило, невербальное поведение передает несколько основных видов информации: эмоциональной, эстетической, индивидуально-личностной, биофизической, медицинской, пространственной и психологической И поскольку в отличие от вербального невербальное поведение сложнее декодируется, то, в большей степени отражая язык бессознательного, оно являет собой и более «чистый» материал для анализа, в то время как слово, речь, будучи отрефлексированы сознанием, могут нуждаться в некоторой «дешифровке». К элементам невербального поведения относятся: мимика, жесты, поза, интонационные, ритмические, высотные характеристики голоса, его временнáя и пространственная организация. В психологии жесты рассматриваются как показатели личностных особенностей человека: коммуникативные (приветствия, угрозы, запрещающие жесты и другие), описательно-изобразительные, подчеркивающие речь, модальные, выражающие оценку, отношение к предметам, людям, явлениям и т. д. Человек, формируясь в той или иной конкретной социальной среде, усваивает не только характерные для этой среды способы жестикуляции, но и правила их применения и прочтени И хотя содержание, сила и частота жестикуляции обуславливается групповыми и культурными нормами, можно говорить об инвариантных характеристиках жестов, которые, независимо от пола, возраста, культуры, расы, могут нести одну и ту же информацию. Что касается объективных характеристик жестов, то психологи выделяются в первую очередь их направленность, форму, интенсивность и частоту. Характерной особенностью «мимических картин» эмоциональных состояний является то, что мимика включает признаки как универсальные, специфические для выражения одних состояний, так и неспецифические для выражения других. Например, признак «уголки губ опущены» сопровождает негативные эмоциональные состояния, печаль, грусть, тоску. Тогда как «глаза прищурены» может сопровождать как гнев, так и радость. Один из ведущих специалистов в этой области П. Экман установил, что лучше всего эмоции гнева, радости, страдания распознаются по нижней части лица. Средняя же часть лица в большей степени выдает удивление и страх, а рассогласование мимических движений может свидетельствовать о неискренности чувств1 . И хотя выражение глаз тоже может что-то скрывать, они в большей мере свидетельствуют об истинных переживаниях. Не случайно в литературном произведении встречаются такие эпитеты по отношению к взгляду, как «радостный», «удивленный», «испуганный», «страдающий», «внимательный», «презрительный», «восхищенный». Таким образом, и примеры из художественных произведений говорят в пользу того, что качественные и динамические параметры взгляда труднее поддаются контролю и регуляции. Особый параметр невербального поведения – поза, включающая в себя определенное положение и сочетание частей тела человека: головы, плеч, туловища, рук, ног.

Тем самым поза оформляет экспрессивный репертуар человека. Для получения информации о личности на основе внешнего рисунка позы ее рассматривают, как правило, в следующих координатах: естественная – искусственная, статическая – динамическая, напряженная – расслабленная, энергичная – пассивная, психологически однозначная – многозначная, уродливая – прекрасная, типичная – индивидуальная.

Смех наряду с паузами, кашлем, вздохами, стоном и плачем относится к акустической экстралингвистике3 и является как неконтролируемым, так и – частично – контролируемым проявлением. Тем самым смех может быть показателем конгруэнтного состояния и выражать как чистую радость (детский смех), так и крайне амбивалетное отношение к ситуации («смех сквозь слезы»). В литературном произведении, как и в жизни, характеристика смеха часто дает емкое представление о психоэмоциональном состоянии человека: насмешливый, нервный, болезненный, презрительный, беззаботный, простодушный, искрометный, неподдельный, откровенный, странный, веселый, молодой, беззаветный, визгливый, громкий, звонкий, здоровый, раскатистый, истерический, милый4.

Таким образом, под невербальным поведением личности понимается социально и биологически обусловленный способ организации усвоенных индивидом невербальных средств общения, преобразованных в индивидуальную, конкретно-чувственную форму действий и поступков. При рассмотрении связей и отношений между элементами и подструктурами невербального поведения ученые исходят из того факта, что сам феномен «невербальное поведение» рассматривается в контексте социальной перцепции, как личностное образование, наделенное когнитивно-регулятивной функцией5 . Но если писатель или поэт, имея возможность сообщить о переживаниях личности словом, прибегает еще и к языку жестов, то для чего? Зачем Ахматова пишет, в «Месте последней встречи»: «Но шаги мои были легки, // Я на правую руку надела // Перчатку с левой руки»? Или Пушкин в «Евгении Онегине» – что «Ленский пешкою ладью // Берет в рассеянье свою»? Очевидно, потому, что эти жесты сильнее выражают эмоциональное состояние героев, они могут сказать не меньше, чем слова. А в некоторых случаях и больше. Это касается и второстепенных персонажей, находящихся как бы на периферии сюжета. Например, в новелле Томаса Манна «Смерть в Венеции» описание невербального поведения русского семейства сообщает читателю многое: и эмоциональную атмосферу внутри этого семейства, и культурную, отличительную, по мнению автора, черту «русскости», и восприятие этого взаимодействия другими, и отношение главного героя к недоступной ему непосредственности выражения чувств: «Слева… расположилось русское семейство… Они благодарно наслаждались жизнью, без устали окликали непослушных, заигравшихся детей, шутили… целовались друг друга в щеки, нимало не заботясь о наблюдающих эту интимность».

Иными словами, не только сами жесты русских были иными, но и их собственное отношение к этому было иным, возможно, потому, что в сравнении с опытом главного героя, для них большее значение имела реальность, а не ее восприятие. Если в психологии главным «наблюдателем жестов» является специалист, то в литературном произведении, особенно если это не лирическое стихотворение, как у Ахматовой, им может быть и иной персонаж. Кому автор отведет функцию «наблюдателя» – зависит от его художественной задачи и жанра литературного произведения.

Например, в драме, где авторский текст отсутствует или минимален, возможности описания жестов по сравнению с эпическими жанрами сужены. Именно поэтому изображение жестов – не на сцене, а в самом тексте пьесы – имеет огромное значение. Рассмотрим с этой точки зрения разножанровый, но сходный по содержанию материал, например пьесу Шекспира о Цезаре и биографию Плутарха, являющуюся источником для этой пьесы2 . В биографии, разновидности эпического жанра, жесты персонажей описаны автором, в то время как в пьесе, где авторского текста нет, о них говорят сами же персонажи. Так, «наблюдатель» за невербальным поведением Брута – его жена Порция: «За ужином внезапно стал задумчив // вздыхая и скрестив в раздумье руки. // Когда ж спросила я тебя, в чем дело, // То на меня ты посмотрел сурово, // Потом, рукою проведя по лбу, // В ответ ногой нетерпеливо топнул».

Этот невербальный текст был интерпретирован верно, он заставил Порцию задуматься, что с Брутом что-то не так. В свою очередь Брут, присматриваясь к Цезарю, полагает, что с ним тоже «чтото не так», и именно на основании его невербального поведения: «У Цезаря на лбу пылает гнев. // Все, как побитые, за ним идут; Кальпурния бледна; у Цицерона глаза, как у хорька, налиты кровью». И даже такой традиционный жест, как рукопожатие, может означать разное, будучи не только жестом приветствия или прощания, но и актом доверия. «Все, как один, мне дайте ваши руки», – говорит Брут заговор рщикам для скрепления их союза, оказавшегося, как известно, весьма прочным. Похожий жест есть в биографии Цезаря, где поэт Цинна, которому на следующий день предстоит умереть от рук разъяренной толпы, принявшей его за другого Цинну, заговорщика, накануне видит сон, где Цезарь его ведет куда-то, взяв за руку . И самого Цезаря точно так же, «взяв за руку», Децим Брут поведет в сенат, к мечам заговорщиков. Таким образом, в обоих случаях это жест ложный, он должен внушить доверие, но в обоих случаях окажется фатальным. Поскольку Децим у Плутарха при этом смеется, имеет смысл остановиться на изображении смеха и улыбки, также не всегда верно интерпретируемых форм невербального поведения, причем в обоих рассматриваемых нами художественных текстах. Например, улыбка, о которой говорит Цезарь, верно распознавший сущность Кассия «Он не любит игр. // И музыки, не то что ты, Антоний. // Смеется редко, если ж и смеется, // То словно над самим собой с презреньем // За то, что не сумел сдержать улыбку». Однако дело может обстоять и иначе. Когда заговорщики опасаются, что их раскрыли, Брут успокаивает их так: «То не о нас Попилий говорит, // Смеется он, и Цезарь так спокоен». Здесь смех интерпретирован in bonam partem, и, как станет ясно позже, интерпретирован верно. Улыбка еще более неоднозначна, за ней может скрываться и нечто страшное, как, например, в пророчестве Антония: «И кровь и гибель будут так привычны, // Ужасное таким обычным станет, // Что матери смотреть с улыбкой будут, // Как четвертует их детей война!» Еще больше эта неоднозначность присутствует в словах Октавия: «И многие с улыбкой, я боюсь, // Скрывают в сердце миллионы козней». С одной стороны, это характеризует недоверчивость Октавия, но не стоит забывать, что за улыбкой у Шекспира может скрываться что-то действительно опасное, как в сновидении жены Цезаря, где римляне с улыбками погружают руки в кровь, текущую из его статуи1 . В биографии Плутарха мотивы смеха и улыбок не менее выразительны. Когда пираты требуют у Цезаря выкуп в двадцать талантов, он смеется, предлагая дать пятьдесят, и в этом смехе, при витальной угрозе, показан контроль Цезаря над ситуацией, позже, тоже «со смехом», он им скажет, что всех повесит, а они будут охотно слушать «эти вольные речи, видя в них проявление благодушия и шутливости».

Пираты не разглядели за смехом Цезаря его истинных намерений и за это поплатились. Так же точно не понял смеха Цезаря – уже в другой ситуации, в Риме, – Цицерон, хотя он и «считал подозрительной и внушающей опасения деятельность Цезаря, по внешности спокойную, подобно гладкому морю, и распознал в этом человеке смелый и решительный характер, скрывающийся под маской ласковости и веселости» . Это, конечно, не полные аналоги смеха и улыбки, но выражающие семантически близкие состояния. «Но, – добавлял Цицерон, – когда я вижу, как тщательно уложены его волосы, как он почесывает голову одним пальцем, мне кажется, что этот человек не может замышлять такое преступление, как ниспровержение государственного строя». То есть невербальное поведение Цезаря обмануло и Цицерона, посчитавшего человека, заботящегося о своем имидже, неспособным к серьезным делам. Таким образом, подлинных целей Цезаря и такой опытный политик также не распознал. Пираты посчитали, что Цезарь не способен их наказать, потому что смеется, пишет и декламирует стихи, т. е. «занят всякой ерундой». Цицерон не посчитал бы «ерундой» занятия стихами, он посчитал «ерундой» другое, но важно, что в обоих случаях это касается невербального поведения, неверно понятого. А когда самого Цезаря, проезжавшего мимо бедного галльского городка, друзья со смехом спросят: «Неужели и здесь есть соревнование из-за должностей?» – он ответит им вполне серьезно: «Я предпочел бы быть первым здесь, чем вторым в Риме». Почему Цезарю не до смеха, а его приятели смеются? Потому что его внутренний мир, его истинные желания от них скрыты. Его не понимают, когда он смеется, но его не понимают и когда он не смеется, тем самым смех – то, что больше разделяет, чем соединяет, даже если это не Цезарь и его враги, а Цезарь и его друзья, партнеры по коммуникативной ситуации, – и они его не понимают. Например, Цезарь улыбнется, увидев в галльском храме свой меч, захваченный в бою, а когда друзья захотят его убрать, он им этого не позволит, «считая приношение священным». Снова улыбка обнаруживает превосходство над ситуацией: они видят лишь меч, захваченный в бою, т. е. только внешнее, только поражение. Но он видит меч в храме, священный предмет, значит, это и меч победителя! И снова понимание ситуации – ее видимости и сущности – не совпадает. А когда это несовпадение исчезнет, когда Цезарь и те, кто рядом с ним, посмотрят на ситуацию одинаково, – одинаково прежде всего с точки зрения смеха, это и приведет Цезаря к гибели. После сна Кальпурнии, хотя содержание его у Плутарха иное, чем в пьесе, Цезарь сначала решит не идти в сенат. Однако Децим Брут, высмеяв гадателей и взяв Цезаря за руку, что должно придать тому решимости в неоднозначной ситуации, все-таки приведет его в сенат, к заговорщикам. И хотя сам Цезарь с помощью такого же жеста, взяв за руку, убеждал кормчего при переправе в Брундизий: «Смелей! Ты везешь Цезаря и его счастье», – и никакого коварства в том случае не было, автором показано, что этот жест обманчив: он может быть истинным, а может и что-то скрывать. Вот и поверив Бруту, смеющемуся над прорицателями, сновидениями и прочей «ерундой», и вверившись его руке, Цезарь обрек себя на гибель. Слова «ерунда» в тексте Плутарха нет, но если говорится, что что-то может быть осмеяно, вряд ли к нему стоит относиться серьезно, тем более что прорицатели и гадания не традиционная мишень для римских шуток. Децим Брут в данном случае использовал смех в качестве аргумента убеждения, добиваясь, чтобы Цезарь уступил. Тот уступает и – проигрывает. Можно сказать, что на этот раз не он победил смех, а смех победил его. Но если вера в сны и прорицания была так распространена в античности, почему же уступить ей – значит показаться смешным? Очевидно, потому, что в подтексте подлинным объектом смеха являются не прорицатели, а тот, кто им верит. Если Цезарь им верит, то и он оказывается смешон, а этого он позволить себе уже не может. Раньше, еще не будучи властелином Рима, он видел сущность вещей, а не только их видимость, но теперь он вынужден смотреть на ситуацию уже не только своими глазами. Прекрасный пример: «...он хотел, как и подобало, встать перед сенатом, но его удержал один из друзей или, вернее, льстецов – Корнелий Бальб, который сказал: “Разве ты не помнишь, что ты Цезарь? Неужели ты не потребуешь, чтобы тебе оказывали почитание, как высшему существу?”« В этой фразе объяснение метаморфозы, происшедшей с Цезарем. Он хотел встать, выразив этим жестом уважение сенату, но не встал, потому что ему было указано, как эта форма невербального поведения может бы воспринята другими. Если он высшее существо, то как он может бояться каких-то там снов? Кто партнеры по коммуникации – враги или друзья, теперь уже не столь важно, важнее, что с изменением политического статуса Цезаря меняется и его точка зрения на события. Это, по Плутарху, и есть главный фактор успеха мартовских Ид, недаром в предисловии именно к этой паре биографий (Цезаря и Александра) о смехе сказано, что он больше информативен для характера персонажа, чем выигранные сражения и осады городов1 . В пьесе Шекспира этот мотив не только сохранен, но и усилен, объектом смеха являются уже не только не гадатели, но само сновидение жены Цезаря, Кальпурнии, из-за тревожного содержания которого он, как и у Плутарха, отказывается идти в сенат. Поэтому Деций (чья роль в пьесе аналогична роли Децима Брута у Плутарха) отказывается передавать сенату известие о том, что Цезарь не придет: «...осмеян буду, когда им передам слова». В отличие от Децима у Плутарха, он здесь говорит не о других, он говорит о себе – смеяться будут над ним, а он ведь друг Цезаря! В итоге он уговорит Цезаря пойти в сенат, предложив благоприятное, но ложное толкование сновидения Кальпурнии2 , но прежде убедив с помощью гипотетического смеха сенаторов, для которых вера Цезаря в сны может составлять комический момент. Если у Плутарха говорится, что достойны смеха прорицатели со своими знамениями, то у Шекспира – что осмеян будет тот, кто принесет известие об отказе Цезаря от встречи с сенатом; различие в деталях есть, но риторические аргументы совпадают: и у Плутарха, и у Шекспира для того, чтобы Цезарь уступил, его оппонент использует смех. Только если у Плутарха Цезарь уступает потому, что другие (прорицатели) оказываются смешными, то у Шекспира потому, что он сам боится показаться смешным. Ориентируясь на текст Плутарха, Шекспир не воспроизвел смех и другие формы невербального поведения буквально, т. е. именно так, как это имело место в биографии. Трансформировав средствами трагедийной поэтики свой первоисточник, он не только сохранил главное, но и сделал его выразительнее, насколько это соответствовало задачам драматургии. Если в биографии показано, как за смехом главного героя скрывается его подлинная позиция, недоступная пониманию других, то в пьесе продемонстрировано, что и за улыбкой может скрываться нечто также недоступное пониманию других. Только показано не авторским текстом, как это имело место в эпической биографии, а репликами персонажей, поскольку текст драмы – это слово персонажей, автор не стремится изобразить смех своего героя; в этом Лев Шестов, писавший, что в шекспировском «Юлии Цезаре», в отличие от «Двенадцатой ночи», где так много искреннего, веселого и беспечного смеха, ни одно из действующих лиц не смеет даже на мгновение улыбнуться3 , почти прав. «Почти», потому что если искренне смеющегося героя в пьесе нет, это не означает, что нет героя неискреннего. И в этой неискренности, в этой способности передать партнеру ложное толкование ситуации оба автора оказались невероятно чутки к изображению эмоционального состояния своих героев. Психолог, если он специалист, может и должен интерпретировать невербальное поведение индивидуума верно, но люди могут и оши баться, как это произошло в художественной реальности с литературными персонажами Шекспира и Плутарха. Важно отметить, что в обоих случаях авторами был проявлен интерес не только к изображению невербального поведения персонажей, но и к одной и той же его форме. Неизбежные различия в поэтике изображения, вызванные различными жанровыми законами, лишь подчеркивают в данном случае сходство. И у Плутарха, и у Шекспира показано, как тот, кто раньше не боялся смерти, достигнув наивысшего могущества, все-таки чего-то боится, в данном случае – быть воспринятым в контексте смешного. Таким образом, жанровые различия повлияли на различие в деталях изображения невербального поведения, но сам интерес к нему вызван тем обстоятельством, что обоих авторов волнует внутренний мир их героя, состояние его души. А поскольку психология является областью человеческого знания, которая изучает именно душу (от греч. psyche –душа), можно с основанием утверждать, что в изображении невербального поведения литературных персонажей и в пьесе Шекспира и биографии Плутарха присутствует психологический аспект.

Глава 2. Эмпирическое исследование невербального проявления эмоционального состояния

2.1 Методы исследования. Описание хода исследования

Изучив достаточный объем научной литературы по теме, перешла к практической части. Вначале провела социологический опрос среди 8классников.

1. Умеете Вы читать мысли собеседников по выражению лица и его жестам? А) да Б) нет

2. Обращаете ли Вы внимание на используемые Вами жесты, или это происходит непроизвольно? А) да Б) нет

3. Знаете ли Вы жесты приветствия или прощания? А) да, укажите какие -Б) нет

4. Знаете ли вы жесты, выражающие радость, победоносные жесты А) да, укажите какие

Б) нет

5. Знаете ли вы жесты, которые использует человек, когда обманывает А) да, укажите какие

Б) нет

6. Используете ли вы преднамеренно какие-либо жесты? А) да Б) нет В опросе приняли участие 24 восьмиклассника

2.2 Исследование анализа полученных результатов

Считают, что умеют читать мысли собеседников по выражению лица – 6; 18 учеников сказали, что им это делать сложно. При этом 14 ребят заявили, что обращают внимание на используемые ими жесты, а 10 – сказали, что это происходит непроизвольно. Они никогда не задумываются, каким жестом сопроводить то или иное предложение. 16 человек утверждают: они знают жесты приветствия и прощания (пожатие рук, движения рукой), а 8 затруднились описать эти жесты. 10 опрошенных считают, что знают жесты, выражающие радость, победоносные жесты (руки подняты вверх, лицо выражает радость, счастливая улыбка и др.). 14 восьмиклассников считают, что такие жесты они не используют. 6 учащихся вспомнили, какие жесты можно наблюдать у человека, который обманывает ( руки начинают трястись, лицо краснеет, прикасается рукой ко рту, лицу). 9 человек не знают таких жестов. 22 опрошенных ученика уверены, что они часто используют какие-либо жесты преднамеренно, и только 1 ученик утверждал, что все его жесты непроизвольные.

Таким образом, данный опрос показал, что дети в процессе общения наблюдают за мимикой и жестами собеседника, некоторые даже пытаются, анализируя невербальные средства общения, выявить истинные чувства и мысли собеседника. Другие отмечают, что сами активно используют различные жесты и даже некоторые жесты используют преднамеренно для облегчения понимания с собеседником. В течение трёх недель (месяц – март) наблюдала за мимикой и жестами одноклассников. Результаты записывала в специальном дневнике. В ходе исследования фиксировались конкретные проявления невербального общения: мимика и жесты. Наблюдения могла проводить почти ежедневно, исключая выходные. Испытуемые не знали, что стали объектами наблюдения. Поэтому результаты наблюдения можно считать достоверными и чистыми. Вся информация считается конфиденциальной и не разглашается. Нужно отметить, что у восьмиклассников разный уровень развития невербальной коммуникации. Одни очень мало жестикулируют, мимика сдержанная. Другие активно жестикулируют, мимика развита. Причем, среди последних больше мальчиков.

Мне для дальнейшего изучения были более интересны ребята с богатой жестикуляцией и мимикой. Далее составлялся портрет испытуемого. Например, портрет №1: К.: жестикуляция богатая, мимика развитая. Выражает свои эмоции бурно: глаза расширяются, брови поднимаются; когда смеется, рот широко раскрывается; во время раздумий, наоборот, брови сводит; обычно взгляд прямой. Когда пытается кого-то убедить, машет руками, ладони при этом открытые. Активно использует жесты приветствия и прощания. Позы часто открытые. Очень подвижный. В целом, можно сказать, что юноша жизнерадостный, уверенный в себе, дружелюбно относится к одноклассникам. Портрет №2: Е.: Жестикуляция на средне уровне развития, наблюдаются жесты руками (плавные, открытые), когда наблюдаемая волнуется, пытается убедить в своей правоте. Мимика развитая. Если с чемлибо не согласна, то брови приподнимаются, глаза широко раскрываются. Развиты мимические мышцы на лбу. В минуты задумчивости они собираются в складки. Позы бывают закрытые. В целом, можно утверждать, что девушка спокойная, уверенная, немного замкнутая и задумчивая, но на контакт с одноклассниками идёт активно. Портрет №3: И.: Очень ярко развиты мимические мышцы. Юноша очень эмоционален. Использует разные интонации в разговоре. На уроке, оправдываясь, широко раскрывает глаза, брови поднимает, руками активно жестикулирует. При неудачах опускает голову, не смотрит в глаза, плечи опускает, не разговаривает. Часто использует различные жесты руками, чтобы убедить своего собеседника в чем-либо. Таким образом, можно сказать, что юноша активный, в зависимости от настроения проявляется его интерес к одноклассникам. В ходе наблюдения пришли к выводу, что ребята, у которых развиты невербальные средства коммуникации, более открытые в общении, коммуникабельны и активно идут на контакт с одноклассниками. После этой предварительной работы описала наблюдаемые жесты и мимические выражения и попросила одноклассников изобразить их для составляемого словаря. На что они с радостью согласились. В итоге получился «Словарь мимики и жестов 8-классников»

Таким образом, изучив научную литературу по теме, проведя социологический опрос о невербальных средствах коммуникации, наблюдая за мимикой и жестами одноклассников, пришла к некоторым выводам: 3/4 восьмиклассников все-таки считают, что сознательно не обращаю внимания на жесты и мимику собеседника. При этом больше половины задумываются, какие жесты в процессе коммуникации они используют, хотя описать их затрудняются; большинство жестов и мимических выражений используется восьмиклассниками на бессознательном уровне; приблизительно 1\3 часть одноклассников обладает богатой мимикой и развитой жестикуляцией; причём, было замечено, что у общительных и открытых ребят мимика и жесты более развиты, чем у замкнутых; восьмиклассники ещё мало знают о невербальных способах общения; наблюдая за одноклассниками, был составлен «Словарь мимики и жестов 8-классников» если мы научимся обращать внимание не только на то, что нам говорят, но и на то, какими невербальными явлениями эта речь сопровождается, возможно, мы сможем лучше понимать друг друга, и наше общение станет более эффективным и занимательным. То же относится и к самопознанию. Представляется важным наблюдение за собственным невербальным поведением: познание этой области себя способно многое открыть нам о нас самих. Работая над этой темой, многое открыла для себя нового. Ранее по этой теме у меня не было абсолютно никаких знаний.

Заключение

До последнего времени является остро дискуссионным вопрос о том: «Могут ли невербальное поведение, экспрессия, невербальные коммуникации рассматриваться в качестве кода, имеющего четкое психологическое значение?»

В результате анализа и сравнения различных подходов к проблеме кодирования коммуникативных интенций напрашивается вывод о том, что элементы невербального поведения, экспрессии могут сознательно выбираться с целью кодирования и последующей передачи состояний, отношений, но в структуре кода также будут находиться элементы, степень осознания которых будет заметно различаться.

Одним из решений проблемы определения индикативных возможностей невербального поведения является разработка классификаций, учитывающих природу, источники формирования, тип кода, условия общения, связь невербального поведения и речи. Такое решение проблемы было предложено П. Экманом и У. Фризеном (цит. по В.А. Лабунская, 1999). На основе вышеназванных параметров ими выделены пять типов невербального поведения:

1) «эмблемы» — устойчивые коды, имеют вербальный эквивалент, культурно-специфичны, употребляются осознанно;

2) «иллюстраторы» — связаны с речью, кодом в прямом смысле слова не являются, употребляются как осознанно, так и неосознанно;

3) «регуляторы» — невербальные коды, поддерживающие общение;

4) «экспрессивные» лицевые знаки;

5) «адапторы» — это остаточные формы когда-то целесообразных действий, сопровождающих потребности человека, их функции в общении заключаются недостаточно осознанно в поддержке, защите себя. Употребляются «адапторы» тогда, когда человек находится в состоянии дискомфорта, значение их, как и «иллюстраторов», неустойчиво (потер нос, схватился за мочку уха), появляется в соответствии с контекстом общения.

Противоречия в оценке кодирующей функции невербального поведения возникают тогда, когда рассматриваются естественные, произвольные, неосознаваемые комплексы невербальных движений. Знаковая функция символических, аситуативных, осознаваемых элементов невербального поведения фактически не вызывает сомнения. К ним относятся конвенциональные мины, жесты, позы, ритуалы приветствия и прощания, фиксированное культурой пространство общения

Список литературы

1. Андрианов, М. С. Невербальная коммуникация. Психология и право / М.С. Андрианов. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2007. 256 c.

2. Вербальная и невербальная опоры пространства межфразовых связей: моногр. . М.: Языки славянской культуры, 2004. 256 c.

3. Горелов, И. Н. Невербальные компоненты коммуникации / И.Н. Горелов. М.: Либроком, 2013. 112 c.

4. Гшвандтнер, Герхард Невербальные коммуникации в продажах. Технологии скрытого влияния на покупателей (+ DVD-ROM) / Герхард Гшвандтнер. М.: Добрая книга, 2010. 256 c.

5. Джо, Наварро Громче слов. Как понять невербальные сигналы / Наварро Джо. М.: Попурри, 2011. 399 c.

6. Коццолино, Мауро Невербальная коммуникация. Теории, функции, язык и знак / Мауро Коццолино. М.: Гуманитарный центр, 2009. 248 c.

7. Крейдлин, Г. Е. Мужчины и женщины в невербальной коммуникации / Г.Е. Крейдлин. М.: Языки славянской культуры, 2005. 632 c.

8. Крейдлин, Г.Е. Мужчины и женщины в невербальной коммуникации: моногр. / Г.Е. Крейдлин. М.: Языки славянских культур, 2005. 799 c.

9. Лабунская, В.А. Не язык тела, а язык души! Психология невербального выражения личности / В.А. Лабунская. М.: Феникс, 2009. 539 c.

10. Меграбян, А. Психодиагностика невербального поведения: моногр. / А. Меграбян. М.: Речь, 2001. 256 c.

11. Морозов, Владимир Невербальная коммуникация. Экспериментально-психологические исследования / Владимир Морозов. М.: Когито-Центр, 2011. 226 c.

12. Нэпп, М. Невербальное общение / М. Нэпп. М.: Питер, 2014. 556 c.

13. Нэпп, Марк Невербальное общение. Полное руководство: моногр. / Марк Нэпп , Джудит Холл. М.: Прайм-Еврознак, 2006. 512 c.

14. Рассел, Джесси Невербальное общение / Джесси Рассел. М.: VSD, 2012. 717 c.

15. Россинский, С. Б. Механизм формирования результатов «невербальных» следственных и судебных действий в уголовном судопроизводстве / С.Б. Россинский. М.: Проспект, 2015. 208 c.

16. Чиркова, Елена Внимание, невербалика! Невербальные средства коммуникации при обучении иностранному языку / Елена Чиркова. М.: Каро, 2009. 206 c.

17. Шипицына, Л. М. Невербальное общение у детей при нормальном и нарушенном интеллекте / Л.М. Шипицына, О.В. Защиринская. М.: Речь, 2009. 128 c.