Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Общение как взаимодействие (Отдельные аспекты общения)

Содержание:

Введение

Актуальность темы исследования. Общение - сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее - реципиентом.

Содержание общения - информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа другому. Это могут быть сведения о внутреннем (эмоциональном и т.д.) состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде. Наиболее разнообразно содержание информации в том случае, если субъектами общения являются люди.

Объект исследования – общение.

Предмет исследования – общение как взаимодействие.

Целью исследования является комплексный анализ общения как взаимодействия.

Данной целью обусловлены следующие задачи:

– исследовать понятие общения в психологии;

– проанализировать человека как субъекта общения;

– изучить место взаимодействия в структуре общения;

– рассмотреть взаимодействие как организацию совместной деятельности;

– исследовать особенности общения как взаимодействия;

– проанализировать разновидности восприятия и взаимодействия объектов общения.

Методы исследования: диалектический метод познания, ретроспективный анализ теоретических положений; общенаучный метод: анализ, синтез, комплексный и др.

Теоретическая значимость темы исследования. Андреева Г.М. излагает фундаментальные проблемы общения как взаимодействия. Характеризуются предмет социальной психологии, исторические вехи ее развития, методология и методы исследования. Четко поставлена проблема несовпадения принципа социальной детерминации психологических феноменов и прямого «служения» определенному политическому режиму. Этой же идее служит краткий обзор современных теоретических ориентаций в зарубежной социальной психологии. Майерс Д., представленные им теории и практические данные, безусловно, будут полезны студентам-психологам. Филипп Зимбардо и Майк Ляйппе стремились «отразить весь объем наших познаний о том, как меняются люди вследствие контактов с окружением и другими информационными источниками». Прежде всего, источниковедческой значимостью отличаются работы таких авторов, как: Абитов И.Р., Афанасьева Е.А., Барабанщиков В.А., Воловикова М.И., Дмитриева Н.Ю., Журавлев А.Л., Кольцова В.А., Пономарева М.А., Резепов И.Ш., Сельчихина Е.Б., Челдышова Н.Б., Шадриков В.Д., Швырков В.Б., Юревич А.В., в которых подробно рассмотрены общие вопросы темы исследования.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

Глава 1. Психология общения

1.1. Понятие общения в психологии

Общение – это форма деятельности, осуществляемая между людьми как равными партнерами и приводящая к возникновению психического контакта. Психический контакт обеспечивает в общении взаимный обмен эмоциями. Он же характеризует общение как двустороннюю деятельность, взаимную связь между людьми.

Общение – сложный и весьма многоплановый процесс установления и развития контактов и связей между людьми. Интерес ученых (социологов, психологов, философов и др.) к феномену общения настолько велик, что рассмотрение проблем общения осложняется различием трактовок как самого понятия «общение», так и нахождением его места в иерархии других социально-психологических феноменов, таких как взаимодействие, восприятие, взаимоотношения и др.[1]

Так, А.С. Золотнякова понимала общение как социально- и личностно-ориентированный процесс, в котором реализуются не только личностные отношения, но и установки на социальные нормы. Для нее общение было коммуникативно-регулятивным процессом, в котором осуществляется передача социальных ценностей с одновременным регулированием их усвоения социальной системой.

В определении общения, прослеживаемого в работах А.А. Бодалева, общение трактуется как средство «паблик рилейшнз», вытекающее из самого определения ПР: «взаимодействие людей, содержанием которого является обмен информацией с помощью различных средств коммуникации для установления взаимоотношений между людьми».

Авторы сборника «Психологические проблемы социальной регуляции поведения» в общении видят «систему межличностного взаимодействия», ограничивая феномен общения только непосредственным контактом между индивидами. Общение же, как процесс взаимодействия гораздо шире. А.А. Леонтьев понимает общение «не как интериндивидуальный, а как социальный феномен», субъект которого «следует рассматривать не изолированно.

Таким образом, в социально-психологической литературе сложилась определенная позиция, согласно которой за изначальную точку осмысления и понимания других социально-психологических феноменов как взаимодействие, восприятие (социальная перцепция), взаимоотношения принимается общение.[2]

Однако существует и другая точка зрения, которая переводит основной вопрос социальной психологии в другую иерархическую плоскость, т.е. именно взаимодействие должно приниматься за единицу анализа в социальной психологии, так как в основе вышеперечисленного ряда лежит «именно взаимодействие, потому что ранее его ничего нет».

«Взаимодействие – это процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь. Именно причинная обусловленность составляет главную особенность взаимодействия, когда каждая из взаимодействующих сторон выступает как причина другой и как следствие одновременного обратного влияния противоположной стороны, что определяет развитие объектов и их структур».

В рамках настоящей работы возникает вопрос, каким образом наметившееся в социальной психологии интересное (можно сказать, принципиально важное для уточнения и дальнейшего развития социально-психологической теории) направление затрагивает методологическую базу социальной психологии ПР, факторы, определяющие характер и содержание общения – источник формирования социальной психики. Ответ на этот вопрос лежит в самой сути науки «паблик рилейшнз». Существование связей с общественностью как организационной системы уже априори подразумевает необходимость взаимодействия различных социальных групп (будь то организация или другая общественность) с внешним окружением (окружающей средой) и планированием взаимодействия с ней из-за изменяющегося во времени (с определенной скоростью и в определенном пространстве) влияния среды на все слагаемые сферы «организация-общественность». [3]

Общение как основа социальной психологии ПР – это одна из первых попыток осмыслить точки приложения социальной психологии к столь многофункциональной системе, какой является «паблик рилейшнз». Один из возможных вариантов поиска сопряженных сторон такого процесса может лежать в следующем алгоритме: выделить основные тенденции развития двух наук, найти общий вектор этих тенденций; сделать следующий шаг таким образом, чтобы не провалиться в пустоту незнания, а опереться на уже известные островки законов взаимодействия общего для этих наук объекта – социальной психики и форм существования человеческих отношений[4].

Предметное поле общения хорошо демонстрирует выбранную нами диалогическую методологию социальной психики – продукта межсубъектных отношений, формирующейся в общении как одной из форм взаимодействия социальных субъектов.

Продолжая анализ различных подходов к феномену общения, следует сказать, что эту проблему исследовали и философы. «С философской точки зрения, — пишет В.М. Соковнин, — общение – это возникшая на определенной ступени развития жизни форма передачи информации, включенная в трудовую деятельность и являющаяся ее необходимой стороной. Это также форма общественных отношений и социальная форма общественного сознания».

Из всего этого обилия трактовок общения можно выделить главные:

1) общение – вид самостоятельной человеческой деятельности;

2) общение может входить в иную деятельность в статусе ее структурных элементов;

3) общение – одна из форм взаимодействия.[5]

Филипп Зимбардо и Майк Ляйппе старались «охватить как можно более широкий круг исследований, теоретических изысканий, равно как и возможностей практического применения полученных результатов»[6]. По итогу, ими были охвачены все основные понятия и темы, связанные с социальным влиянием, включая убеждения, уступчивость, конформность, подчинение авторитету, диссонанс и самоатрибуцию, социальное научение и обусловливание, взаимосвязь между установками и поведением, субъективную значимость установки, предрассудки, невербальную коммуникацию и даже подпороговое влияние. Значительное внимание уделено описанию возможностей практического применения теории социального влияния, показано, как можно использовать социальное влияние в целях улучшения здоровья и психологического благополучия.

В специальной социально-психологической литературе (да и не только в специальной) общение понимается и как коммуникативная деятельность. Существенную роль здесь сыграла разработанная в начале века Дж. Мидом концепция «ролевого поведения», а во Франции – учение П. Жане, который противопоставил традиционному для психологии исследованию «процессов поведения и сознания у отдельных индивидов» изучение психологических механизмов их деятельности, развертывающейся «в условиях сотрудничества между людьми», то есть их общения.

Наиболее известным нашему читателю представителем символического интеракционизма в социальной психологии является Т. Шибутани. В основе его подхода лежит убеждение, что «человеческая природа и социальный порядок являются продуктами коммуникации». Это означает, что поведение человека рассматривается «как результат взаимных уступок людей, зависящих друг от друга и приспосабливающихся друг к другу».[7]

«Целесообразно допустить, — пишет А.А. Леонтьев, — что в социально-ориентированном общении его предметом является не конкретный человек или конкретная аудитория, а социальное взаимодействие… внутри определенного социального коллектива. Действительно, мотивом любого социального общения является то или иное изменение в характере социальных отношений внутри данного общества, его социальной и социально-психологической структуре, в общественном сознании или непосредственных проявлениях социальной активности членов общества. [8]

Используемые в этом тезисе идеи Г.В. Гусева непосредственно накладываются на регуляционную функцию ПР, когда одна часть общества (группа, организация) воздействует на другую ее часть (общественность) с целью оптимизации взаимоотношений и, в частности, увеличения его социально-психологической сплоченности, повышения уровня сознательности и доверия, уровня информированности и т.п.

Личностно-ориентированное общение выступает в двух вариантах: диктальное общение, т.е. общение, связанное с предметным взаимодействием (согласование позиций, обмен информацией, значимой для деятельности, и т.п.). Такое общение тождественно предметно-ориентированному, где предметом является взаимодействие, а субъекты взаимодействия и общения совпадают. Второй вариант – модальное общение — «это то, что в обиходе называется «выяснением отношений». Оно также связано с определенным видом взаимодействия.

«Согласие устанавливается путем взаимного принятия ролей. Когда возникает согласие, происходит взаимопроникновение картин мира, что позволяет каждому участнику согласованного действия понимать точку зрения других участников… Результат коммуникации – это не просто изменение установок или поведения слушателя под влиянием внешних стимулов, но достижение определенной степени согласия».

Итак, во всех рассмотренных видах общения предметом является не конкретный человек, а либо взаимодействие (в социально-ориентированном могут выступать и общественные отношения), либо психологические взаимоотношения людей.[9]

Опираясь на концепцию А.Н. Леонтьева и его анализ общения как деятельности и обозначая его как «коммуникативную деятельность», рассмотрим суть построения процесса общения.

Процесс коммуникативной деятельности в социальной психологии ПР будем рассматривать как «систему сопряженных актов» (Б.Ф. Ломов). Каждый такой «сопряженный акт» – это взаимодействие двух субъектов, двух наделенных способностью к инициативному общению людей. В этом может проявляться (согласно М.М. Бахтину) диалогичность коммуникативной деятельности, а диалог может рассматриваться как способ организации «сопряженных актов».

Таким образом, диалог – это реальная единица коммуникативной деятельности. Элементарными единицами диалога являются действия, высказывания и слушания. Однако на практике личность выполняет роль не просто субъекта общения, но и субъекта – организатора коммуникативной деятельности другого субъекта. Таким субъектом может стать отдельная личность, группа, массы (применительно к системе ПР – сама ее структура, отдельные специалисты).[10]

Общение субъекта-организатора с другим человеком определяется как межличностный уровень коммуникативной деятельности, а общение с группой – как личностно-массовый. Коммуникативная деятельность рассматривается как единство этих трех уровней, так как все уровни опираются на единое организационно-методологическое основание – личностно-деятельное. Такой подход предполагает, что в центре общения находятся два субъекта общения, взаимодействие которых реализуется через деятельность и в деятельности.

Деятельный подход применительно к коммуникативной психологии в рамках социальной психологии ПР означает, прежде всего, трактовку ее как организации и управления формированием системы взаимовыгодных, гармоничных взаимоотношений, достижения взаимопонимания, общих взглядов и оценок, доверительных отношений.[11]

Общение же, как деятельность представляет собой систему элементарных актов. Каждый акт определяется:

а) субъектом – инициатором общения;

б) субъектом – партнером, которому адресована инициатива;

в) нормами, по которым организуется общение;

г) целями, которые преследуют участники общения;

д) ситуацией, в которой совершается взаимодействие.

Каждый акт общения представляет собой цепь (алгоритм) взаимосвязанных коммуникативных действий:

В зависимости от уровня психологического единства группы, применяемой модели функционирования системы ПР каждый такой акт может происходить в трех основных коммуникативных формах:

1) монологической;

2) диалогической;

3) полилогической.

Здесь речь идет именно о коммуникативных формах, а не о коммуникации.

Смешение понятий общения и коммуникаций берет свое начало в середине ХХ века в результате этологических исследований в западной науке. Общение тогда стало рассматриваться как отнюдь не специфически человеческий феномен.

Речь и письменный язык – главные, но не единственные коммуникативные системы. «Социальное общение» использует мимику и жесты, манеры и разнообразные формы поведения, а в современном мире все большее значение получают технические средства коммуникации (теперь уже и Интернет). Коммуникация делает осуществимой общественную жизнь, поэтому «коммуникация» означает «организацию».

Столь же показательным может быть и сравнение трактовки общения с концепцией коммуникации, разработанной Т. Парсонсом. В социальной структуре Парсонс выделил специальный компонент – «коммуникативный комплекс», разъясняя, что термин «коммуникация» он употребляет «в более широком смысле, чем обычно» – речь идет именно об общении между личностями, об их взаимодействии. Оно не является пространственно-физическим отношением, хотя необходимо использовать физические средства (рукопожатие, поцелуй, световые, звуковые волны, физические вещи). [12]

Поскольку общение предстает как межсубъектное взаимодействие, многообразие его форм должно определяться всеми возможными типами связей всех модификаций субъекта. Это философское положение. Для более узкой, прикладного характера решаемой задачи это многообразие должно отражать и корреспондироваться с практикой функционирования «паблик рилейшнз»[13].

1.2. Человек как субъект общения

Когда говорят о коммуникации в узком смысле слова, то прежде всего имеют в виду тот факт, что в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами. Но общение не может быть приравнено ни к передаче сообщений, ни даже к обмену информацией. Информация в процессе общения не только передается, но и формируется, уточняется, развивается.[14]

Исходной предпосылкой общения является, прежде всего, факт наличия индивидов, которые оказываются в состоянии наладить между собой какой-то контакт.

Исследование психологических особенностей общения можно проводить, ориентируясь на предложенную модель, посредством изучения выделенных элементов общения. С этих позиций может быть проанализировано и юридическое общение.

Соединяющим оба полюса является содержание общения (сообщение, текст и др.). В свою очередь, для оценки каждого из выделенных элементов можно предложить свои критерии и показатели.

Майерс Д. рассматривает как фундаментальные принципы социального мышления и поведения, так и их изменение под влиянием различных культур, также изучается социальное влияние, действие скрытых социальных сил объясняется через культурные источники наших установок и изучение природы конформизма, убеждения и огрупленного мышления. Одна из частей его книги, по социальной психологии посвящена проявлениям как негативных, так и позитивных социальных отношений: агрессии, альтруизма.[15]

Передача любой информации возможна посредством знаковых систем. В психологии выделяют вербальную коммуникацию (в качестве знаковой системы используется речь) и невербальную коммуникацию, использующую различные неречевые знаковые системы.

Речь является самым универсальным средством коммуникации. Речь есть процесс общения человека с другими людьми посредством естественного языка.

Язык общественно - историчен и социален. Разные общественные условия, разные пути развития порождают разную лексику, разный строй языка. Поэтому эффективность общения предполагает общий для общающихся язык. Важны и такие факторы, как образование, общая культура и культура речи.

В психологии и психолингвистике речь разделяют на внешнюю, ориентированную на других, и внутреннюю, предназначенную для самого себя. В свою очередь, внешняя речь может быть устной и письменной. Устная речь разделяется на монологическую и диалогическую. Монологическая речь существует в форме оперативного доклада, свидетельских показаний и т.д. [16]

Каждый из выделенных видов речи имеет свои социально-психологические особенности.

Важнейшим способом общения является диалогическая речь, т.е. разговор, поддерживаемый собеседниками, совместно обсуждающими и разрешающими какие-либо вопросы. Диалог предполагает и включает: уникальность и равенство партнеров; различие и оригинальность их точек зрения; ориентацию каждого на понимание и на активную интерпретацию его точек зрения партнером; ожидание ответа и его предвосхищение в собственном высказывании; взаимодополнение позиций участников общения, соотнесение которых и является целью диалога.[17]

Например, деловые переговоры по заключению гражданско-правового договора.

Развернутость, полнота и расчлененность диалогической речи могут быть различными. Речь может быть сокращена настолько, что разговаривающие могут понимать друг друга буквально "с полуслова". Это определяется тем, насколько они представляют то, о чем идет речь, насколько это ясно из того, что сказано раньше, что происходит сейчас; тем, как много общего между собеседниками, как велико их стремление понять друг друга.

В процессе общения наиболее часто встречаются фактический, информационный, дискуссионный и исповедальный типы диалогов.[18]

Фатический диалог - это обмен речевыми высказываниями единственно для поддержания диалога, разговора. В некоторых культурах фатическое общение имеет характер ритуала, ибо создает индивиду ощущение сопричастности своим соплеменникам.

Информационный диалог - это обмен информацией самого различного свойства. Часто имеет место в юриспруденции (в форме сообщения, выступления и последующего обсуждения).

Дискуссионный тип диалога возникает при столкновении различных точек зрения, в случае, когда проявляются различия в интерпретации тех или иных фактов, событий и т.п. Дискутанты особым способом воздействуют друг на друга, убеждают друг друга, стремятся достичь определенного изменения поведения.

Исповедальный диалог - самое доверительное общение - происходит в том случае, когда человек стремится выразить и разделить свои глубокие чувства и переживания. Это интимное общение, основанное на взаимопринятии индивидов, на разделении ими общих смыслов и ценностей жизни.

Хотя вербальная речь и является универсальным средством общения, она дополняется употреблением неречевых, или невербальных, средств общения. В психологии выделяют четыре формы невербального общения: кинесику, паралингвистику, проксемику, визуальное общение. Каждая из форм общения использует свою знаковую систему.

Кинесика - это система средств общения, включающая в себя жесты, мимику, пантомимику. Кинетическая система предстает как отчетливо воспринимаемое свойство общей моторики, различных частей тела (рук - жестикуляция; лица - мимика; позы - пантомимика).

Паралингвистическая и экстралингвистическая системы знаков представляют собой также "добавки" к вербальной коммуникации. Паралингвистическая система - это система вокализации, т.е. качество голоса, его диапазон, тональность. Экстралингвистическая система - включение в речь пауз, других вкраплений, например покашливаний, плача, смеха, сам темп речи.

Проксемика - особая область психологии, занимающаяся нормами пространственной и временной организации общения. Пространство и время организации процесса выступают в качестве особой знаковой системы, несут смысловую нагрузку, являются компонентами коммуникативных ситуаций. Так, размещение партнеров лицом друг к другу способствует возникновению контакта, символизирует внимание к говорящему; окрик в спину может иметь значение отрицательного порядка. [19]

Ряд исследований в этой области связан с изучением специфических наборов пространственных и временных констант коммуникативных ситуаций. Эти вычлененные наборы получили название "хронотопов". Описаны, например, такие хронотопы, как хронотоп "вагонного попутчика" и др. Специфика ситуации общения создает здесь иногда неожиданные эффекты воздействия: например, не всегда объяснимую откровенность по отношению к первому встречному, если это "вагонный попутчик".

Визуальное общение - это контакт глазами, первоначальное изучение которого связывали с интимным общением. Однако сейчас спектр таких исследований стал значительно шире: знаки, представляемые движением глаз, включаются в более широкий диапазон ситуаций общения. Такое общение имеет важное значение в работе юристов, что мы будем обсуждать на семинарских занятиях.

Глава 2. Общая характеристика общения как взаимодействия

2.1. Место взаимодействия в структуре общения

Интерактивная сторона общения - это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Изучение проблемы взаимодействия имеет давнюю традицию в социальной психологии.

Если коммуникативный процесс рождается на основе какой-то совместной деятельности, обмен знаниями и идеями об этой деятельности неизбежно предполагает, что достигнутое взаимопонимание реализуется в новых совместных попытках развить дальнейшую деятельность, организовать ее. Одновременное участие многих людей в этой деятельности означает, что каждый должен внести в нее особый вклад, что дает возможность интерпретировать взаимодействие как организацию совместной деятельности.[20]

Во время него чрезвычайно важно, чтобы участники не только обменивались информацией, но и организовывали «обмен действиями», планировали общие действия. Планирование такого возможного регулирования действий одного индивида «созревает в голове другого», что делает операцию действительно совместной, когда на ее предъявителе будет не один индивид, а группа.

В истории социальной психологии было несколько попыток описать структуру взаимодействий. Так, например, так называемая теория действия или теория социального действия, в которой разные версии описания индивидуального акта действия. К этой идее обратились социологи (М. Вебер, П. Сорокин, Т. Парсонс) и социальные психологи.

Примером реализации этой идеи является теория Т. Парсонса, в которой была предпринята попытка наметить общий категориальный аппарат для описания структуры социального действия. Социальная активность основана на межличностных взаимодействиях, человеческая деятельность строится на них в широком ее проявлении, является результатом индивидуальных действий.

Рисунок мотивирован тем, что его действия направлены на реализацию его установок (потребностей).

В отношении «другой» фигуры развивается система ориентации и ожиданий, которые определяются как стремление к достижению цели и с учетом вероятных реакций другого.[21]

Эта попытка оказалась неудачной: схема действия, раскрывающая ее «анатомию», была настолько абстрактной, что не имела никакого значения для эмпирического анализа различных типов действий. Оказалось несостоятельным для экспериментальной практики: на основе этой теоретической схемы создателем концепции было проведено единственное исследование.[22]

Еще одна попытка построения структуры взаимодействия связана с описанием этапов его развития. В этом случае взаимодействие делится не на элементарные акты, а на той стадии, на которой оно происходит. Такой подход предлагает, в частности, польский социолог Ю. Щепанский. Для Щепанского центральным понятием в описании социального поведения является понятие социальной связи. Это может быть представлено как последовательная реализация:

а) пространственный контакт,

б) ментальный контакт (для испанского языка это взаимный интерес),

в) социальный контакт (здесь это совместная деятельность),

г) взаимодействие,

д) социальные отношения (взаимосвязанные системы действий).

Хотя все это относится к характеристикам «социальных сетей», этот вид «взаимодействия» представлен большинству. Построение последовательности шагов, предшествующих взаимодействию, не является слишком строгим: пространственные и ментальные контакты в этой схеме действуют как предпосылки для отдельного акта взаимодействия, и, следовательно, схема не устраняет ошибки предыдущей попытки.[23]

Наконец, другой подход к структурному описанию взаимодействия представлен в транзакционном анализе - направлении, которое предлагает регулирование действий участников взаимодействия посредством регулирования их позиций, а также с учетом характера ситуаций и стиля взаимодействие.

С точки зрения транзакционного анализа каждый участник взаимодействия в принципе может занимать одну из трех позиций, которые условно можно обозначить как Родитель, Взрослый, Ребенок.

Вторым показателем эффективности является адекватное понимание ситуации (как в случае обмена информацией) и адекватный стиль действий в ней. В социальной психологии существует множество классификаций ситуаций взаимодействия. Классификация, предложенная в национальной социальной психологии А. Леонтьевым (социально-ориентированные, предметно-ориентированные и личностно-ориентированные ситуации), уже упоминалась.

Каждая ситуация диктует свой стиль поведения и действий: в каждом из них человек по-разному «отдает» себя, и если эта самоотдача неадекватна, взаимодействие затруднено. Если стиль формируется на основе действий в конкретной ситуации, а затем механически переносится в другую ситуацию, то, конечно, успех не может быть гарантирован. Существует три основных стиля действий: ритуальный, манипулятивный и гуманистический.

Важно сделать общий вывод о том, что разделение единого акта взаимодействия на такие составляющие, как позиции участников, ситуация и стиль действий, также способствует более тщательному психологическому анализу этой стороны общения, делая некоторые пытаются связать это с содержанием деятельности.

Тип взаимодействия. Существует еще один описательный подход к анализу взаимодействия - построение классификаций его различных типов. Интуитивно понятно, что почти люди вступают в бесконечное множество разных типов взаимодействия. Для экспериментальных исследований крайне важно, по крайней мере, определить некоторые из основных типов этих взаимодействий. Наиболее распространенным является дихотомическое разделение всех возможных типов взаимодействий на два противоположных типа: сотрудничество и конкуренция.

Кооперация, или кооперативное взаимодействие, означает координацию единичных сил участников (упорядочивание, комбинирование, суммирование этих сил). Кооперация - необходимый элемент совместной деятельности, порожденный ее особой природой. А.Н. Леонтьев называл две основные черты совместной деятельности:

а) разделение единого процесса деятельности между участниками;

б) изменение деятельности каждого, т.к. результат деятельности каждого не приводит к удовлетворению его потребности, что на общепсихологическом языке означает, что «предмет» и «мотив» деятельности не совпадают.

Каким же образом соединяется непосредственный результат деятельности каждого участника с конечным результатом совместной деятельности? Средством такого соединения являются развившиеся в ходе совместной деятельности отношения, которые реализованы, прежде всего, в кооперации.

Что касается другого типа взаимодействий - конкуренции, то здесь чаще всего анализ сконцентрирован на наиболее яркой ее форме, а именно на конфликте. При изучении конфликта социальной психологией, прежде всего, необходимо определение собственного угла зрения в этой проблеме, поскольку конфликты выступают предметом исследования и в ряде других дисциплин: социологии, политологии и пр.[24]

Социальная психология сосредоточивает свое внимание на двух вопросах: с одной стороны, на анализе вторичных социально-психологических аспектов в каждом конфликте (например, осознание конфликта его участниками); с другой - на выделении частного класса конфликтов, порождаемых специфическими социально-психологическими факторами.

Структура конфликта описывается по-разному разными авторами, но основные элементы практически принимаются всеми. Это - конфликтная ситуация, позиции участников (оппонентов), объект, «инцидент» (пусковой механизм), развитие и разрешение конфликта. Эти элементы ведут себя различно в зависимости от типа конфликта. Обыденное представление о том, что всякий конфликт обязательно имеет негативное значение, опровергнуто рядом специальных исследований.[25]

Определение деструктивного конфликта больше соответствует обычному взгляду. Именно этот тип конфликта приводит к несоответствию взаимодействия, к его ослаблению.

Продуктивный конфликт часто возникает, когда столкновение не касается несовместимости отдельных лиц, а порождается разногласиями в отношении любой проблемы и способов ее решения. В этом случае сам конфликт способствует более всестороннему пониманию проблемы, а также мотивации партнера, отстаивающего другую точку зрения - он становится более «законным». Сам факт другого аргумента, признание его законности, способствует развитию элементов кооперативного взаимодействия в конфликте и тем самым открывает возможность его урегулирования и разрешения, а значит, и поиска оптимального решения обсуждаемой проблемы.

Идея двух возможных типов конфликтного взаимодействия дает основания для обсуждения наиболее важной общетеоретической проблемы конфликта: понимания его природы как психологического феномена.

Проблема исследования конфликтов имеет много практических применений с точки зрения развития различных форм отношения к ней (разрешение конфликтов, предотвращение конфликтов, предотвращение конфликтов, ослабление и т. д.) и, прежде всего, в ситуациях делового общения: например, в производстве. [26]

При анализе разных видов взаимодействия принципиально важна проблема содержания тех видов деятельности, в которых даны определенные виды взаимодействия. Так что можно констатировать кооперативную форму взаимодействия не только в условиях производства, но, например, при осуществлении любых антиобщественных, противоправных действий - совместный грабеж, кража и т. д.

Экспериментальная схема регистрации взаимодействий. Разделение двух полярных типов взаимодействия играет положительную роль в анализе интерактивной стороны общения. Однако только такого дихотомического рассмотрения типов взаимодействия недостаточно для экспериментальной практики. Поэтому в социальной психологии существует поиск другого вида - выявить более «мелкие» типы взаимодействия, которые можно было бы использовать в эксперименте в качестве единицы наблюдения.

Схема тюков получила довольно широкое распространение, несмотря на ряд существенных критических замечаний, высказанных в ее адрес. Основное возражение заключается в том, что нет логического обоснования существования ровно двенадцати возможных видов, а также нет определения ровно четырех (а не трех, пяти и т. д.) категорий.

Здесь мы снова сталкиваемся с острым методологическим вопросом о том, может ли в принципе метод социально-психологического исследования фиксировать содержание деятельности?

В традиционных подходах подразумевается отрицательный ответ. Более того, в некотором смысле эта неспособность рассматривается как отличительная черта социальной психологии, то есть она включена в определение предмета этой дисциплины, которая, согласно этой точке зрения, и должна исследовать только формы взаимодействия, ответьте на вопрос «как?», но не на вопрос «что?», сделанный вместе.[27]

Сложность фиксации содержательной стороны взаимодействия в эксперименте породила тенденцию в истории социальной психологии упростить ситуацию анализа и обратиться в основном к изучению взаимодействия в диаде, т. к. к взаимодействию только двух человек[28]. Такого рода исследования, проводимые в рамках теории «диадического взаимодействия», являются еще одним примером того, как даже самое тщательное изучение формы процесса мало что дает для понимания его сути.

Однако в настоящее время существуют многочисленные ограничения, которые влекут за собой применение этого метода для анализа реальных ситуаций взаимодействия человека. Прежде всего, как вы знаете, в теории игр мы рассматриваем два типа игр: с нулевой суммой и ненулевой суммой. В первом случае предполагается, что в такой игре выигрыш одного в точности равен проигрышу другого, то есть ситуация, которая крайне редка в реальном взаимодействии даже двух участников.

Таким образом, центральная идея интеракционистской концепции заключается в том, что личность формируется во взаимодействии с другими личностями, и механизм этого процесса заключается в установлении контроля над действиями личности теми представлениями о ней, которые развиваются в других. Несмотря на важность постановки таких задач, в теории МИД содержались существенные ошибки.

2.2. Взаимодействие как организация совместной деятельности

Интерактивная сторона общения - это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Изучение проблемы взаимодействия имеет давнюю традицию в социальной психологии.[29]

Если коммуникативный процесс рождается на основе какой-то совместной деятельности, обмен знаниями и идеями об этой деятельности неизбежно предполагает, что достигнутое взаимопонимание реализуется в новых совместных попытках развить дальнейшую деятельность, организовать ее. Одновременное участие многих людей в этой деятельности означает, что каждый должен внести в нее особый вклад, что дает возможность интерпретировать взаимодействие как организацию совместной деятельности.

Во время него чрезвычайно важно, чтобы участники не только обменивались информацией, но и организовывали «обмен действиями», планировали общие действия. Планирование такого возможного регулирования действий одного индивида «созревает в голове другого», что делает операцию действительно совместной, когда на ее предъявителе будет не один индивид, а группа.

В истории социальной психологии было несколько попыток описать структуру взаимодействий. Так, например, так называемая теория действия или теория социального действия, в которой разные версии описания индивидуального акта действия. К этой идее обратились социологи (М. Вебер, П. Сорокин, Т. Парсонс) и социальные психологи.

Глава 3. Отдельные аспекты общения

3.1 Особенности общения как взаимодействия

Интерактивная сторона общения чаще всего проявляется в организации совместной деятельности людей. Обмен знаниями и идеями об этой деятельности неизбежно предполагает, что достигнутое взаимопонимание реализуется в новых попытках развить совместную деятельность, организовать ее. Одновременное участие многих людей в этой деятельности означает, что каждый должен внести в нее особый вклад. Это позволяет нам интерпретировать взаимодействие как организацию совместной деятельности.[30]

В психологии все возможные типы взаимодействия делятся на два противоположных типа: сотрудничество (сотрудничество) и соревнование (конфликт).

Сотрудничество - это взаимодействие, которое способствует организации совместной деятельности, достижению групповой цели. Конфликт - это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций и взглядов субъектов взаимодействия.

Описывает несколько видов конфликтов в профессиональной деятельности юриста:

1. Конфликты, вызванные разнообразием профессиональных обязанностей юриста.

2. Конфликты, возникающие из-за разных ожиданий тех людей, которые влияют на выполнение профессиональных обязанностей юриста.

3. Конфликты, возникающие из-за низкого престижа отдельных видов легальной деятельности.

4. Конфликты, связанные с чрезмерной зависимостью поведения адвоката от различных директив, правовых норм, которые оставляют мало места для самодеятельности.

5. Конфликты, в основе которых лежит противоречие между многогранными обязанностями и стремлением к профессиональной карьере.

6. Конфликты, вызванные несоответствием ценностей, выдвигаемых юристом в компании (различные формы собственности), ценностям, наблюдаемым сотрудниками за ее пределами.

Конфликтные ситуации при совершении процессуальных действий (розыск, допрос и т. д. Описаны нами в курсе юридической психологии).

В процессе познания другого человека одновременно осуществляются несколько процессов: эмоциональная оценка другого человека, попытка понять мотивы его действий, стратегия изменения поведения, основанная на этом, выработка стратегии его собственного поведения, и т.д. Однако как минимум два человека включены в эти процессы, и каждый из них является активным субъектом.[31]

Поэтому сравнение себя с другим проводится как бы с двух сторон: каждый из партнеров сравнивает себя с другим.

Термин «идентификация» буквально означает ассимиляцию другому. Это один из самых простых способов понять другого человека. В реальных ситуациях взаимодействия люди используют эту технику, когда предположение о внутреннем состоянии партнера по общению основано на попытке поставить себя на его место. В связи с этим идентификация выступает как один из механизмов познания и понимания другого человека.

Другой механизм познания другого - эмпатия - близок по важности к идентификации.

В характеристике передачи знаний особое значение имеет и другое отражение. В социальной психологии рефлексия относится к осознанию человеком того, как он или она воспринимается партнером по общению.

В процессе человеческого восприятия и понимания важную роль играют отношения, которые приводят к различным социально-психологическим эффектам. Три из них изучаются больше всего: эффект ореола, эффект новизны (или первичности) и эффект стереотипирования.[32]

Эффект ореола заключается в том, что информация, полученная о человеке, «читается» определенным образом, на нее накладывается идея о том, что было создано заранее. Ранее разработанное представление служит ореолом, мешающим увидеть реальные особенности и проявления объекта восприятия. Эффект ореола отчетливо проявляется в формировании первого впечатления человека: общее благоприятное впечатление о нем приводит к положительным оценкам и его неизвестным качествам.

И наоборот, общее негативное впечатление способствует преобладанию негативных оценок.

В психологии было обнаружено, что эффект ореола наиболее отчетливо проявляется, когда воспринимающий обладает минимальной информацией об объекте восприятия, а также когда суждения относятся к моральным качествам.[33]

Эффекты первичности и новизны тесно связаны с этим эффектом. Оба они касаются важности определенного порядка представления информации о человеке для составления представления о нем. Эффект примата проявляется в том, что в восприятии незнакомца преобладает информация о нем, которая была представлена ​​ранее.

В более широком смысле все эти эффекты можно рассматривать как проявления особого процесса, сопровождающего человеческое восприятие - феномена стереотипов.

Стереотипирование в процессе людей, знающих друг друга, может привести к двум различным последствиям. В первом случае это приводит к определенному упрощению процесса познания другого человека.

Во втором случае стереотипирование ведет к предубеждениям. Если суждение основано на прошлом опыте, и этот опыт был отрицательным, любое новое восприятие представителя той же группы окрашено неприязнью.

В отличие от инфекции, которая обычно имеет невербальный характер (музыка, эмоции и т. д.), Внушение, наоборот, носит вербальный характер, т. е. осуществляется посредством речевого сообщения.

Подражание как способ воздействия проявляется в следующем любом примере, образце посредством его воспроизведения. Имитация имеет особое значение в процессе психического развития человека.

3.2 Разновидности восприятия и взаимодействия объектов общения

Понятие «общение» связано с обменом информацией, который происходит между людьми в процессе совместной деятельности и общения.

Коммуникация - это акт и процесс установления контактов между субъектами взаимодействия путем развития здравого смысла передаваемой и воспринимаемой информации.[34]

Действия, целью которых является восприятие смысла, называют коммуникативным.

Основной задачей общения является достижение социальной общности.

Индивидуальность и уникальность каждого субъекта взаимодействия сохраняются.[35]

В более широком философском смысле общение рассматривается как социальный процесс, связанный либо с общением, обменом информацией, идеями и т. д., либо с передачей контента из одного сознания в другое через системы знаков.

Социологический аспект понимания общения раскрывает специфику средств общения любых объектов материального и духовного мира.

Эта концепция часто используется по отношению к различным СМИ (СМИ).

Их широкое распространение и влияние практически на каждого человека породили концепцию общего информационного поля, в котором живут современные люди.

Как массовый процесс, общение - это постоянное распространение информации через технические средства связи среди большой разбросанной аудитории, влияющее на оценки, мнения и поведение людей.

Общение выступает как особая функция общения, проявляющаяся в передаче и принятии информации.

Эта функция играет важную роль в межличностных отношениях, так как информационные процессы в современном мире определяют значительную часть человеческой жизни.[36]

Лицо, передающее информацию, является коммуникатором, лицо, получающее ее, является получателем.

В процессе взаимодействия коммуникатор и получатель меняются местами, так как функции передачи и восприятия информации переходят от одного к другому.

Однако существуют такие ситуации взаимодействия, когда эти функции жестко закреплены за субъектами на определенное время.

Обмен информацией - это глобальное явление, которое выходит за рамки простого человеческого общения.

Однако специфика межличностного обмена информацией значительна.

Это определяется наличием процесса психологической обратной связи, появлением коммуникационных барьеров, появлением явлений межличностного влияния, наличием разных уровней передачи информации, влиянием пространства и времени на передачу информационного контента.

Суть процесса психологической обратной связи заключается в том, что субъектам необходимо разработать систему единого знака и общее понимание вопросов, обсуждаемых в ходе общения.

Когда человек получает информацию, он прежде всего ее воспринимает, то есть интерпретирует.

Интерпретация зависит не только от самой информации, но и от индивидуального опыта воспринимающего, его знаний, общего уровня развития и т. д.

Коммуникация - это, прежде всего, общение, то есть обмен информацией, важной для участников общения.

Все средства общения делятся на две группы: вербальные (устные) и невербальные. Данные, согласно которым передача информации осуществляется за счет словесных средств (только слова) на 7%, звуковых средств (включая тон голоса, интонации звука) - на 38%, а невербальными средствами - на 55% ,

Между вербальными и невербальными средствами общения существует разделение функций: по вербальному каналу передается чистая информация, а также невербальное отношение к партнеру по общению.

Невербальное поведение человека неразрывно связано с его психическими состояниями и служит средством самовыражения.

Люди быстро учатся приспосабливать свое словесное поведение к изменяющимся обстоятельствам, но язык тела менее гибок.

Разрабатываются различные классификации невербальных средств общения, которые включают все движения тела, интонационные характеристики голоса, тактильное воздействие, пространственную организацию общения.

Наиболее значимым средством кинезиса являются визуально воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительную регулирующую функцию в общении.

К кинезиту относятся экспрессивные движения, проявляющиеся в мимике, позе, взгляде, походке.

Механизмы социального восприятия - это способы, которыми люди интерпретируют и оценивают другого человека.

У каждого человека есть свои предположения о том, почему воспринимаемый человек ведет себя определенным образом.

Если наблюдатель является преимущественно внешним, то причины поведения человека, которого он воспринимает, будут видны ему во внешних обстоятельствах.

Если он стажер, то интерпретация поведения других будет связана с внутренними, индивидуальными и личными причинами.

Заключение

Общение является формой деятельности, осуществляемой между людьми как равными партнерами и приводящей к возникновению психического контакта.

Первоначальной предпосылкой для общения является, прежде всего, наличие людей, которые могут установить какой-то контакт друг с другом.

Речь - самое универсальное средство общения. Речь - это процесс общения с другими людьми на естественном языке.

Интерактивная сторона общения чаще всего проявляется в организации совместной деятельности людей.

Социальные отношения «даются» во взаимодействии через реальную социальную деятельность, частью которой является (или форма организации) взаимодействия.

Поскольку взаимодействия «идентичны» по форме своего проявления, в истории общественных наук уже предпринималась попытка выстроить всю систему социальных знаний, опираясь только на анализ формы взаимодействия (так называемый формальный социология Г. Зиммеля). Убедительный пример недостаточности только формального анализа взаимодействия дает традиция, связанная с изучением «альтруизма». Альтруизм относится к такой области проявлений человеческой личности, которая приобретает значение только в системе определенной социальной активности.

При анализе взаимодействия также важен тот факт, что каждый участник осознает свой вклад в общую деятельность: именно это понимание помогает ему или ей корректировать свою стратегию. Только при этом условии может быть раскрыт психологический механизм взаимодействия, возникающий на основе взаимопонимания между его участниками. Очевидно, что успех стратегии и тактики совместных действий зависит от степени понимания партнерами друг друга, так что их «обмен» возможен.

Таким образом, чтобы понять механизм взаимодействия, необходимо выяснить, как намерения, мотивы, установки одного человека «накладываются» на идею партнера, и как-то оба проявляются при принятии совместного решения. Другими словами, дальнейший анализ проблемы общения требует более детального рассмотрения того, как формируется образ партнера по общению, точность которого зависит от успешности совместной деятельности.

Библиография

  1. Абитов И.Р. Психология - наука будущего: материалы международной конференции молодых ученых «Психология - наука будущего», 1-2 ноября 2007 г., Москва / И.Р. Абитов [и др.]. — М. : Институт психологии РАН, 2017. — 512 c.
  2. Андреева Г.М. Социальная психология : учебник / Г.М. Андреева. – Изд. 5-е, испр. и доп. – Москва : Аспект пресс, 2012. – 362 с.
  3. Афанасьева Е.А. Психология общения. Часть 1: учебное пособие по курсу «Психология делового общения» / Е.А. Афанасьева.— Саратов: Вузовское образование, 2014. — 106 c.
  4. Барабанщиков В.А. Психология восприятия. Организация и развитие перцептивного процесса: учебное пособие / В.А. Барабанщиков.— М. : Когито-Центр, Высшая школа психологии, 2006. — 240 c.
  5. Воловикова М.И. Проблемы нравственной и этической психологии в современной России / М.И. Воловикова, Л.М. Попов, А.Б. Купрейченко. — М. : Институт психологии РАН, 2014. — 320 c.
  6. Дмитриева Н.Ю. Учебное пособие по общей психологии / Н.Ю. Дмитриева. — Саратов: Научная книга, 2015. — 128 c.
  7. Журавлев А.Л. Актуальные проблемы социально ориентированных отраслей психологии / А.Л. Журавлев. — М. : Институт психологии РАН, 2018. — 560 c.
  8. Зимбардо Ф. Социальное влияние / Филипп Зимбардо, Майк Ляйппе ; пер. с англ. Н. Мальгиной, А. Федорова ; под науч. ред. А.Л. Свенцицкого. – Санкт-Петербург : Питер, 2011. – 448 с.
  9. Кольцова В.А. История психологии. Проблемы методологии / В.А. Кольцова. — М. : Институт психологии РАН, 2017. — 511 c.
  10. Майерс Д. Социальная психология / Д. Майерс ; пер с англ. З. Замчук. – СПб. : Питер, 2011. – 793 с.
  11. Общая психология. Тексты. Том 1. Введение. Книга 1. — М. : Когито-Центр, 2017. — 640 c.
  12. Общая психология. Хрестоматия: учебное пособие / А.Н. Леонтьева [и др.]. — М. : Евразийский открытый институт, 2016. — 256 c.
  13. Пономарева М.А. Общая психология и педагогика: ответы на экзаменационные вопросы / М.А. Пономарева, М.В. Сидорова.— Минск: ТетраСистемс, Тетралит, 2014. — 144 c.
  14. Резепов И.Ш. Общая психология: учебное пособие / И.Ш. Резепов.— Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2014. — 109 c.
  15. Сельчихина Е.Б. Общая психология: учебное пособие / Е.Б. Сельчихина. — Калининград: Калининградский государственный университет, 2018. — 115 c.
  16. Современные методы практической психологии: сборник научных трудов по материалам II международной летней психологической школы УрФУ «Современные направления практической психологии» / В.М. Воронин [и др.]. — Екатеринбург: Уральский федеральный университет, ЭБС АСВ, 2015. — 169 c.
  17. Челдышова Н.Б. Общая психология: курс лекций / Н.Б. Челдышова. — М. : Экзамен, 2008. — 215 c.
  18. Шадриков В.Д. От индивида к индивидуальности. Введение в психологию / В.Д. Шадриков. — М. : Институт психологии РАН, 2016. — 656 c.
  19. Швырков В.Б. Введение в объективную психологию. Нейрональные основы психики: избранные труды / В.Б. Швырков. — М. : Институт психологии РАН, 2016. — 592 c.
  20. Юревич А.В. Психология и методология / А.В. Юревич. — М. : Институт психологии РАН, 2015. — 312 c.
  1. Барабанщиков В.А. Психология восприятия. Организация и развитие перцептивного процесса: учебное пособие / В.А. Барабанщиков.— М. : Когито-Центр, Высшая школа психологии, 2006. — С. 40.

  2. Абитов И.Р. Психология - наука будущего: материалы международной конференции молодых ученых «Психология - наука будущего», 1-2 ноября 2007 г., Москва / И.Р. Абитов [и др.]. — М. : Институт психологии РАН, 2017. — С. 112.

  3. Журавлев А.Л. Актуальные проблемы социально ориентированных отраслей психологии / А.Л. Журавлев. — М. : Институт психологии РАН, 2018. — С. 60.

  4. Дмитриева Н.Ю. Учебное пособие по общей психологии / Н.Ю. Дмитриева. — Саратов: Научная книга, 2015. — С. 28.

  5. Современные методы практической психологии: сборник научных трудов по материалам II международной летней психологической школы УрФУ «Современные направления практической психологии» / В.М. Воронин [и др.]. — Екатеринбург: Уральский федеральный университет, ЭБС АСВ, 2015. — С. 69.

  6. Зимбардо Ф. Социальное влияние / Филипп Зимбардо, Майк Ляйппе ; пер. с англ. Н. Мальгиной, А. Федорова ; под науч. ред. А.Л. Свенцицкого. – Санкт-Петербург : Питер, 2011. – С. 48.

  7. Афанасьева Е.А. Психология общения. Часть 1: учебное пособие по курсу «Психология делового общения» / Е.А. Афанасьева.— Саратов: Вузовское образование, 2014. — С. 66.

  8. Сельчихина Е.Б. Общая психология: учебное пособие / Е.Б. Сельчихина. — Калининград: Калининградский государственный университет, 2018. — С. 90.

  9. Воловикова М.И. Проблемы нравственной и этической психологии в современной России / М.И. Воловикова, Л.М. Попов, А.Б. Купрейченко. — М. : Институт психологии РАН, 2014. — С. 120.

  10. Швырков В.Б. Введение в объективную психологию. Нейрональные основы психики: избранные труды / В.Б. Швырков. — М. : Институт психологии РАН, 2016. — С. 93.

  11. Кольцова В.А. История психологии. Проблемы методологии / В.А. Кольцова. — М. : Институт психологии РАН, 2017. — С. 100.

  12. Челдышова Н.Б. Общая психология: курс лекций / Н.Б. Челдышова. — М. : Экзамен, 2008. — С. 113.

  13. Общая психология. Тексты. Том 1. Введение. Книга 1. — М. : Когито-Центр, 2017. — С. 32.

  14. Юревич А.В. Психология и методология / А.В. Юревич. — М. : Институт психологии РАН, 2015. — С. 113.

  15. Майерс Д. Социальная психология / Д. Майерс ; пер с англ. З. Замчук. – СПб. : Питер, 2011. – 793 с.

  16. Общая психология. Хрестоматия: учебное пособие / А.Н. Леонтьева [и др.]. — М. : Евразийский открытый институт, 2016. — С. 56.

  17. Шадриков В.Д. От индивида к индивидуальности. Введение в психологию / В.Д. Шадриков. — М. : Институт психологии РАН, 2016. — С. 56.

  18. Пономарева М.А. Общая психология и педагогика: ответы на экзаменационные вопросы / М.А. Пономарева, М.В. Сидорова.— Минск: ТетраСистемс, Тетралит, 2014. — С. 44.

  19. Резепов И.Ш. Общая психология: учебное пособие / И.Ш. Резепов.— Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2014. — С. 87.

  20. Журавлев А.Л. Актуальные проблемы социально ориентированных отраслей психологии / А.Л. Журавлев. — М. : Институт психологии РАН, 2018. — С. 60.

  21. Абитов И.Р. Психология - наука будущего: материалы международной конференции молодых ученых «Психология - наука будущего», 1-2 ноября 2007 г., Москва / И.Р. Абитов [и др.]. — М. : Институт психологии РАН, 2017. — С. 115.

  22. Общая психология. Хрестоматия: учебное пособие / А.Н. Леонтьева [и др.]. — М. : Евразийский открытый институт, 2016. — С. 157.

  23. Общая психология. Тексты. Том 1. Введение. Книга 1. — М. : Когито-Центр, 2017. — С. 141.

  24. Кольцова В.А. История психологии. Проблемы методологии / В.А. Кольцова. — М. : Институт психологии РАН, 2017. — С. 112.

  25. Афанасьева Е.А. Психология общения. Часть 1: учебное пособие по курсу «Психология делового общения» / Е.А. Афанасьева.— Саратов: Вузовское образование, 2014. — С. 67.

  26. Барабанщиков В.А. Психология восприятия. Организация и развитие перцептивного процесса: учебное пособие / В.А. Барабанщиков.— М. : Когито-Центр, Высшая школа психологии, 2006. — С. 151.

  27. Современные методы практической психологии: сборник научных трудов по материалам II международной летней психологической школы УрФУ «Современные направления практической психологии» / В.М. Воронин [и др.]. — Екатеринбург: Уральский федеральный университет, ЭБС АСВ, 2015. — С. 70.

  28. Воловикова М.И. Проблемы нравственной и этической психологии в современной России / М.И. Воловикова, Л.М. Попов, А.Б. Купрейченко. — М. : Институт психологии РАН, 2014. — С. 121.

  29. Сельчихина Е.Б. Общая психология: учебное пособие / Е.Б. Сельчихина. — Калининград: Калининградский государственный университет, 2018. — С. 66.

  30. Швырков В.Б. Введение в объективную психологию. Нейрональные основы психики: избранные труды / В.Б. Швырков. — М. : Институт психологии РАН, 2016. — С. 98.

  31. Дмитриева Н.Ю. Учебное пособие по общей психологии / Н.Ю. Дмитриева. — Саратов: Научная книга, 2015. — С. 54.

  32. Юревич А.В. Психология и методология / А.В. Юревич. — М. : Институт психологии РАН, 2015. — С. 65.

  33. Резепов И.Ш. Общая психология: учебное пособие / И.Ш. Резепов.— Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2014. — С. 78.

  34. Шадриков В.Д. От индивида к индивидуальности. Введение в психологию / В.Д. Шадриков. — М. : Институт психологии РАН, 2016. — С. 55.

  35. Пономарева М.А. Общая психология и педагогика: ответы на экзаменационные вопросы / М.А. Пономарева, М.В. Сидорова.— Минск: ТетраСистемс, Тетралит, 2014. — С. 44.

  36. Челдышова Н.Б. Общая психология: курс лекций / Н.Б. Челдышова. — М. : Экзамен, 2008. — С, 116.