Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Международная охрана авторских прав (1. История развития международной охраны авторских прав)

Содержание:

Введение

В современном мире одним из важнейших условий развития науки, литературы и искусства является признание за авторами исключительных прав на результаты их интеллектуальной деятельности.

Защита прав интеллектуальной собственности имеет давнее международное прошлое. В мире существуют совершенно различные подходы к развитию защиты интеллектуальной собственности, посему данная тема актуальна.

Эволюция защиты прав интеллектуальной собственности в развивающихся странах проходила совершенно различным образом. Некоторые страны ограничились поддержанием уровня защиты прав интеллектуальной собственности, унаследованного ими от старых колониальных держав. Часто именно так обстояло дело с законодательством в первые десятилетия их развития.

Законы об авторском праве отдельных стран обычно предусматривают охрану произведений собственных граждан, а также произведений, опубликованных на территории своих стран. Но национальное законодательство по авторскому праву не обеспечивает охраны произведений иностранных граждан (за исключением тех довольно редких случаев, когда эти произведения впервые публикуются на территории страны, предоставляющей охрану)

Основная цель настоящей работы базируется на том, что авторские права являются одним из важнейших составляющих интеллектуальной собственности, распространяясь на научные, литературные, драматические, музыкальные, хореографические, фотографические, аудиовизуальные произведения, произведения архитектуры, изобразительного и прикладного искусства, компьютерные программы, банки данных и другие результаты человеческого творчества. Именно творчество является одной из главных движущих сил устойчивого развития общества. Поэтому задача всякого государства – всемерно поощрять творчество, в частности, посредством эффективной авторско-правовой охраны и параллельного становления и развития индустрии культуры, способствующей широкому распространению произведений и обеспечению авторов средствами к существованию.

В связи с большей интеграцией России в мировое экономическое пространство становится все более очевидным, что необходимо менять государственный подход к охране авторских прав на всех уровнях – на национальном, на уровне международных отношений граждан и юридических лиц государства, а также на межгосударственном уровне, тем более, что, по мнению большинства авторов, имеющих работы по данной тематике, законодательство России на данном этапе не вполне соответствует мировым стандартам.

Объектом исследования является комплекс проблем, связанных с охраной авторских прав в международном частном праве. Предметом исследования являются нормы международного частного права, регулирующие деятельность в сфере охраны прав авторов произведений науки, литературы и искусства.

Методологической основой явились фундаментальные положения международного и отечественного авторского права, основополагающие принципы философских, социологических, исторических, правовых и других отраслей знания, а также подобранный эмпирический материал, хотя, необходимо отметить, что, на мой взгляд, в последние годы данной теме не уделяется значительного внимания в работах специалистов.

Глава 1. История развития международной охраны авторских прав

Авторское право достигло признания лишь в течение последних нескольких столетий, благодаря изобретению книгопечатания, которое дало книжной торговле новое направление. До этого изобретения распространение всякого сочинения было чрезвычайно трудоемким, затратным по времени и весьма недешевым процессом, поэтому о контрафакции не могло быть и речи. Со времени изобретения книгопечатания книгопродавец не мог уже по заказу заготовлять книги, а печатал их по приблизительному расчету известное число экземпляров, но чтобы быть огражденным от ошибки, он искал средство против чужого издания той же книги. Эта потребность вызвала запрет перепечатки: одному книгопродавцу давалась привилегия на издание определенной книги – впоследствии этот вопрос был урегулирован законом. Такой закон давал издателю исключительное право на воспроизведение и продажу книги. Отсюда уже и для автора вытекала возможность договора с издателем. Таким образом, право издателя заключало в себе зародыши авторского права, которое постепенно расширилось и сделалось исключительным правом автора пользоваться плодами своего духовного творчества.

До XIX в. вопросами охраны авторских прав не занимались на международном уровне, ибо в этом особенно не было нужды, так как технические средства использования произведений ограничивались территорией страны, а коммерческие рынки для последних были ограничены.

Однако техническая революция (появление кино, радио, звукозаписи и т.п.), расширение международного книжного рынка привели к необходимости поставить вопрос о международной охране авторских прав. Для признания прав иностранных авторов и в свою очередь признания прав отечественных авторов за рубежом стали заключаться двусторонние договоры. Совершенно очевидно, что строить систему международной охраны с помощью двусторонних соглашений непрактично. В связи с этим со временем государства стали прибегать к заключению региональных и многосторонних конвенций.

К региональным конвенциям относится ряд Панамериканских конвенций, в число которых входят: Конвенция в Монтевидео (1889 г.), Конвенция - в Мехико (1902 г.), Конвенция - в Рио-де-Жанейро (1906 г.), Конвенция - в Буэнос-Айресе (1910 г.), Соглашение - в Каракасе (1911 г.), Конвенция - в Гаване (1928 г.), Вашингтонская конвенция (1946 г.)[1]. Однако с развитием технических средств распространения произведений становилось все очевидным, что с помощью региональных соглашений международную охрану авторского права не построить.

Начало многосторонней международной системе охраны авторского права положили Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 г. и Гаванская конвенция об охране литературной и художественной собственности 1928г.

Предпосылкой заключения многосторонних конвенций можно назвать, в частности, следующее: в конце XIX века территориальный характер действия авторского права перестал удовлетворять интересам крупных издательств, которые стремились к наиболее широкой коммерческой реализации своих прав на произведения литературы и искусства. Интересы издательств особенно страдали в странах одного языка[2]. Можно привести такой пример. Произведение, которое печаталось фирмой в Англии, предприимчивый американский издатель по телеграфу частями передал в США. В результате произведение было издано в США раньше, чем в Англии. Возникла конкуренция, которая, естественно, подрывала интересы первой фирмы, издающей свои произведения на том же английском языке. Никакого вознаграждения первой издательской фирме выплачено не было в силу территориального характера действия авторского права[3].

Вдохновителем Бернской конвенции был Виктор Гюго и французские интеллектуалы середины 19 столетия, которые полагали, что индивидуальный автор был отстранен от справедливой экономической прибыли, извлекаемой из плодов его творчества. В 1886 году участниками Бернской конвенции были всего 10 стран (прежде всего, в устранении территориального характера авторского права были заинтересованы крупные издательские фирмы). Участники не ставили перед собой цель подробно регламентировать права авторов. Основными задачами являлись закрепление принципа национального режима и предоставление минимального объема охраны авторских прав. В Конвенции специально оговаривалось право государств-участников заключать дополнительные двусторонние соглашения, направленные на предоставление авторам больших прав, чем было закреплено в самой Конвенции[4].

В соответствии с Бернской конвенцией был создан Бернский союз для охраны прав авторов государств-участников.

Текст Конвенции неоднократно менялся (дополнена в Париже 4 мая 1896 г., пересмотрена в Берлине 13 ноября 1908 г., дополнена в Берне 20 марта 1914 г. и пересмотрена в Риме 2 июня 1928 г., в Брюсселе 26 июня 1948 г., в Стокгольме 14 июля 1967 г. и в Париже 24 июля 1971 г., изменена 2 октября 1979 г.).

Существенными изменениями можно назвать:

  • Париж 1896 г.: закреплено понятие «публикация», отменено ограниченное ранее десятью годами право автора на перевод. Закреплено положение о том, что охрана предоставляется произведению, впервые опубликованному в государстве-участнике даже тогда, когда автор является гражданином (подданным) государства-не участника.
  • Берлин 1908 г.: установлен срок охраны авторского права в пределах продолжительности жизни автора и 50 годами после его смерти. Расширен круг объектов произведений искусства.
  • Рим 1928 г.: появилась норма о признании за автором права на трансляцию произведения по радио[5].

На фоне происходящих изменений в Конвенции, естественно, изменялось и национальное законодательство стран-участников. Наряду с совершенствованием системы охраны авторских прав на европейском пространстве, интенсивно развивалась и система защиты тех же прав в новом свете. Первым шагом стало принятие в 1889 г. на конференции в Монтевидео Конвенции о создании Союза американских государств в области литературной и художественной собственности. Основным принципом данной Конвенции стал принцип национального режима[6].

Впоследствии появились иные многочисленные американские конвенции: Конвенция об охране литературной и художественной собственности 1902 г., Конвенция об охране патентов на изобретения, промышленных рисунков и образцов, товарных знаков и торговых марок, литературной и художественной собственности 1906 г., Конвенции об охране литературной и художественной собственности 1910 г.

Своеобразным итогом развития американского правового регулирования и отношений в сфере авторского права стала Гаванская конвенция 1928 г.

И Гаванская, и Бернская конвенция (в редакции Римского акта 1928 г.) по сути были аналогичными нормативными актами с той лишь разницей, что распространяли они свое действие в различных частях света. В связи с этим возник вопрос о необходимости выработки единой всемирной конвенции по охране авторских прав.

Вплоть до 50-х годов XX в. Бернская конвенция была практически единственным многосторонним международным соглашением в сфере охраны авторских прав. Позже ситуация изменилась в связи со вступлением в силу Всемирной конвенции об авторском праве - 1952 год ознаменовался принятием не имеющей обратной силы (в отличие от Бернской конвенции) Всемирной конвенции об авторском праве.

В преамбуле к Всемирной конвенции договаривающиеся государства декларируют, что конвенция является дополнением уже действующих международных систем охраны и не затрагивает их. В первую очередь это заявление касается Бернского союза.

Согласно дополнительной Декларации Всемирной конвенции, относящейся к ст.17, если страна выйдет после 1 января 1951 г. из состава Бернского союза, то не будет пользоваться в странах этого союза охраной, предоставляемой Всемирной конвенцией. Данное правило было введено во избежание выхода стран-членов из Бернского союза ради более низкого уровня охраны, предоставляемой Всемирной конвенцией. На укрепление положения Бернского союза направлено и второе правило данной Декларации, согласно которому Всемирная конвенция не применяется к охране произведений в отношении стран, связанных Бернской конвенцией. Помимо укреплений положения Бернской конвенции по охране авторских прав положительное значение данных правил и в том, что они не допустили ослабления общего уровня международной охраны. С течением времени многие страны, бывшие членами только Всемирной конвенции в редакции 1952 или 1971 г., стали присоединяться к Бернской конвенции, предоставляющей более высокий уровень охраны, и отношения между ними регулируются уже в соответствии с ее нормами.

27 февраля 1973 года Советский Союз присоединился к Женевской конвенции об авторском праве 1952 г. В свете требований международного законодательства, были пересмотрены советские нормы об авторском праве, в частности, увеличен срок охраны права до 25 лет после смерти автора. Советское правительство заявляло также о том, что готово присоединиться и к Бернской конвенции, и, по сути, данный вопрос считался уже решенным. Поэтому был разработан соответствующий раздел «Авторское право» в Основах гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г. Этим документом было исключено свободное использование произведений в кино, на радио и телевидении, а также публичное исполнение опубликованных произведений без согласия автора; был расширен круг охраняемых произведений, увеличен срок действия авторского права до 50 лет после смерти автора, введена охрана т.н. «смежных прав»[7].

Сегодня вопросами интеллектуальной собственности в международно-правовом аспекте в основном занимаются две международные межправительственные организации: ВОИС (Всемирная Организация Интеллектуальной Собственности) и ВТО (Всемирная Торговая Организация), в рамках соглашения по ТРИПС (Торговым Аспектам Прав Интеллектуальной Собственности). Кроме них существуют и другие программы международного сотрудничества в области интеллектуальной собственности, в частности, программы в рамках ЮНЕСКО[8].

Международное сотрудничество в области интеллектуальной собственности преимущественно регулируется Соглашением по ТРИПС и соглашениями под эгидой ВОИС. Соглашение ТРИПС обобщило и объединило существующие документы, взяв за основу содержащиеся в них принципы регулирования интеллектуальной собственности и сделав акцент на экономической составляющей данного объекта. В этой ситуации в сфере регулирования ВОИС остаются развитие науки, моральный аспект, консультативные функции.

Глава 2. Международная система охраны авторских прав

Установленные законом авторские права довольно часто нарушаются и нуждаются в защите. Актуальность вопроса защиты авторских прав в России сомнений не вызывает.

Охрана интеллектуальной собственности является ключевым моментом инновационной деятельности. С ростом коммерческого использования Интернета резко возросло число дел, связанных с нарушением авторских прав. В Европейском Союзе организована Распределительная патентная служба Интернета (DIPS), ориентированная, прежде всего, на нужды малого и среднего предпринимательства и индивидуальных изобретателей.

Отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право) регулируются законодательно. Эти отношения регулировались Законом Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» от 9 июля 1993 года, до вступления в силу Федерального закона № 231-ФЗ от 18.12.2006 «О введении в действие части четвёртой Гражданского кодекса Российской Федерации».

При Федеральной службе по интеллектуальной собственности создан консультативный совет. Основная его цель - поиск эффективных путей защиты собственности, выработка предложений по совершенствованию законодательства, создание среды для здоровой конкуренции и благоприятного инвестиционного климата.

Кроме всем известных патента и лицензии в большинстве стран формами защиты интеллектуальной собственности являются:

- «копирайт (право на воспроизведение) - правовая норма, регулирующая отношения, связанные с воспроизведением произведений литературы, искусства, аудио- или видео- произведений. Латинская буква -С- в кружке, наносимая на произведение, указывает на то, что данное произведение охраняется авторским правом» [9], об этом мы упоминали в параграфе 1.2 настоящей работы;

- товарный знак и знак обслуживания - обозначения, служащие для индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг юридических или физических лиц (правовая охрана в РФ предоставляется на основании их государственной регистрации);

- фирменное наименование - после регистрации является бессрочным и прекращается только в случае ликвидации фирмы, не подлежит продаже.

Итак, под способами защиты авторских и смежных прав понимаются закрепленные законом материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав и воздействие на правонарушителя. Новое авторское законодательство предоставляет потерпевшим достаточно широкий спектр способов защиты, ряд из которых предусмотрен законодательством впервые.

Универсальным средством защиты, применимым ко всем объектам исключительных прав, является возмещение убытков и выплата компенсации. При этом следует учитывать, что в отношении объектов исключительных прав доказывание причинённых убытков связано с серьёзными сложностями. Как правило, использование объектов исключительных прав не приносит физического ущерба самому объекту, а зачастую выражается в создании конкуренции для экономической деятельности правообладателя. Доказывать убытки в такой ситуации довольно сложно, так как на выбор потребителями товаров конкурента могут влиять и многие другие факторы. Обладатели авторского права вправе требовать компенсации за каждый случай неправомерного использования результатов интеллектуальной деятельности, либо за допущенные правонарушения в целом.

По общему правилу, убытки взыскиваются в денежной форме. Вместе с тем следует иметь в виду, что «новое авторское законодательство допускает передачу обладателю авторских или смежных прав по его требованию контрафактных экземпляров произведения или фонограммы, за счет которых могут полностью или частично покрываться причиненные убытки».[10]

Наряду с возмещением убытков, взысканием незаконно полученного дохода или компенсации обладатели нарушенных авторских или смежных прав вправе требовать от виновного нарушителя компенсации причиненного им морального вреда.

Правовым основанием для этого служит в настоящее время статья 151 ГК РФ, которая имеет общий характер, а значит, применяется и в рассматриваемой сфере. Форма и размер компенсации морального вреда определяются судом, независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда.

Принуждение к исполнению обязанности в натуре, нередко именуемое еще реальным исполнением, как самостоятельный способ защиты гражданских прав характеризуется тем, что нарушитель по требованию потерпевшего должен реально выполнить те действия, которые он обязан совершить в силу обязательства, связывающего стороны. Исполнение обязанности в натуре обычно противопоставляется выплате денежной компенсации. Вполне очевидно, что интерес потерпевшего отнюдь не всегда может быть удовлетворен такой заменой.

«В соответствии с российским гражданским законодательством автор вправе настаивать на том, чтобы его контрагент фактически совершил действие, являющееся предметом соответствующего обязательства, например, реально передал вещь, выполнил работу, оказал услугу и т.д. Лишь в тех случаях, когда реальное исполнение стало объективно невозможно либо нежелательно для потерпевшего, данный способ защиты должен быть заменен иным средством защиты по выбору потерпевшего».[11]

Требование реального исполнения может быть заявлено по отношению к большинству гражданско-правовых обязательств. Но в рассматриваемой области оно практического значения не имеет. Ни автор, ни заказчик не могут принудить друг друга к реальному исполнению основных обязанностей по договору - созданию произведения или его использованию.

Поэтому сфера реализации указанного способа в области защиты авторских прав ограничивается достаточно узкими рамками. В частности, автор может потребовать от заказчика реального исполнения обязанности по выдаче причитающихся ему бесплатных экземпляров произведения; собственник произведения изобразительного искусства, препятствующий осуществлению авторских прав создателя произведения, может быть принужден к предоставлению автору реальной возможности для их реализации и т. п.

Прекращение или изменение правоотношения как способ защиты права, находит достаточно широкое применение. Так, например, «в целом ряде случаев авторский договор может быть прекращен досрочно по требованию автора или заказчика в связи с нарушением условий договора другой стороной; конкретные авторские договоры могут предусматривать случаи, когда условия договора подлежат изменению по требованию одного из контрагентов и т. п.»[12]

Чаще всего указанный способ защиты реализуется в юрисдикционном порядке, так как связан с принудительным прекращением или изменением правоотношения, но в принципе не исключается и его самостоятельное применение потерпевшим. Важно, однако, чтобы возможность прекращения или изменения правоотношений была прямо предусмотрена законом или договором.

Защита авторских прав может осуществляться путем признания недействительным не соответствующего законодательству административного акта органа государственного управления или местного органа государственной власти. Это означает, что гражданин или юридическое лицо, авторские права которых нарушены изданием указанного административного акта, имеют право на его обжалование в арбитражный суд. Важны лишь два обстоятельства: во-первых, нарушенное право должно носить гражданский характер, и, во-вторых, административный акт, имеющий подзаконный характер, должен быть противоправен с точки зрения его соответствия действующему законодательству, в частности может быть принят не уполномоченным на то органом.

Например, если местным органом власти наложен не основанный на законе запрет на воспроизведение иди распространение произведения, он может быть обжалован в суд как нарушающий авторские права.

Таким образом, законодательство предоставляет авторам и исполнителям достаточно широкие возможности для защиты своих нарушенных прав.

Однако наряду с указанными способами важное значение имеет также авторский договор. Если он составлен правильно и не нарушает прав договорившихся сторон, то такой договор имеет юридическую силу и является реальной гарантией соблюдения авторских и смежных прав или их судебной защиты.

Глава 3. Участие Российской Федерации в международной охране авторских прав

Законом кроме общих правил установлено правило (ранее неизвестное советскому законодательству), что произведение считается опубликованным на территории России, если в течение 30 дней после даты первого опубликования в другом государстве оно было опубликовано на нашей территории. Следует отметить, что данное правило касается лишь опубликованных произведений. Обнародование в указанный 30-дневный срок произведения иностранного автора в Российской Федерации иным, чем опубликование, способом не приравнивает это произведение к впервые опубликованным на территории России.

Закон устанавливает три случая охраны произведений с иностранным элементом: произведений иностранцев, впервые выпущенных в свет на российской территории; произведений, созданных российскими гражданами и выпущенных в свет в других странах; произведений созданных иностранными авторами, впервые выпущенные в свет за границей при наличии международного договора с участием России. Что касается смежных прав, то в 1977 году ст. 35 Закона была дополнена пунктом 4, в соответствии с которым смежные права иностранных физических лиц признаются на российской территории только в соответствии с международными договорами с участием нашей страны[13].

Если произведение не подпадает под действие охраны ст.5 Закона, то права автора на это произведение начинают охраняться с момента его первого опубликования на территории Российской Федерации.

Необходимо отметить, что некоторые произведения иностранных авторов в России не охраняются. К ним относятся произведения:

  • перешедшие в общественное достояние после истечения сроков охраны;
  • не пользовавшиеся никогда правовой охраной (правовые акты, судебные решения, информационные материалы, народное творчество, а также не охраняемые согласно упомянутой ранее «оговорке при присоединении к Бенской конвенции и др.);
  • изданные впервые в других государствах для авторов стран, которые не участвуют во Всемирной, Бернской конвенциях и других многосторонних договорах или не заключивших с Россией двусторонних договоров о взаимной охране авторских или смежных прав;
  • выпущенные в свет в других странах до вступления СССР во Всемирную (до 27 мая 1973 года) или до присоединения России к Бернской (до 15 марта 1995 года) конвенциям, а также до вступления в силу двусторонних соглашений с Россией о взаимной охране авторских прав[14].

Неохраняемые произведения иностранных авторов могут свободно использоваться любыми лицами и дозволенными способами путем перевода, переделки и т.п. Однако во всех таких случаях должны строго соблюдаться такие личные права, как право на авторство, на авторское имя, на неприкосновенность произведения, и на защиту репутации.

Глава 4. Охрана произведений авторов Российской Федерации за рубежом

Авторские права российских авторов признаются и охраняются в других странах при наличии международных договоров или на основе принципа взаимности.

Если, например, российский автор впервые опубликовал свое произведение в Париже, а через год в Московском издательстве «Юридическая литература» после 27 мая 1973 года и на них стоят знаки охраны авторского права (С), то это произведение охраняется во всех странах Всемирной конвенции 1952 года, а после 13 марта 1995 года во всех странах участницах Бернской Конвенции[15]. К таким произведениям применяются как правила названных конвенций, так и в силу национального режима нормы права соответствующих иностранных государств об авторском праве и смежных правах.

На таких же условиях осуществляется правовая охрана произведений отечественных авторов, вышедших в свет в государствах, с которыми Российской Федерацией заключены двусторонние договоры о взаимной охране авторских прав. Они дополняются специальными рабочими соглашениями, заключаемыми с российской стороны РАО, РОСП и другими общественными организациями и коммерческими фирмами и подобными юридическими лицами других стран. К примеру, в Польше охрану авторских прав осуществляет Польское общество авторов (ЗАИКС). Все они осуществляют охрану прав своих авторов при использовании их произведений за пределами своих стран. Через них происходят иностранные издания, публичное исполнение и другие виды использования за границей ранее опубликованных на территории России произведений, а также выплаты причитающегося авторского вознаграждения.

Названные договоры регламентируют и сроки охраны авторского права, которые в разных странах далеко не однозначны. Поэтому указывается, что охрана будет осуществляться в течение срока, предусмотренного национальным законодательством автора.

Безусловно, участие Российской Федерации в Бернской конвенции означало некоторое увеличение числа охраняемых авторским правом «иностранных» произведений, однако гораздо значительнее увеличилось количество произведений российских авторов, которые стали охраняться за рубежом.

Причем в век всеобщей глобализации (как в экономике, так и в культуре) совершенствование механизмов охраны отечественных произведений за рубежом приобретает значение не только для авторов, но и для лиц, использующих их произведения, поскольку одной из характерных особенностей современной системы авторско-правовых отношений является то, что зачастую в ней лица, выступающие в качестве пользователей в одних правоотношениях, оказываются в роли правообладателей в других.

Использование произведений российских авторов в других странах осуществляется также на основании договора. При этом автор может передать право на использование своего произведения любым иностранным гражданам и юридическим лицам. По выбору сторон может быть установлено право, подлежащее применению к такому договору[16].

Автор вправе сам заключать такие договоры. Однако чаще всего правообладатели пользуются услугами РАО, РОСП, а также различных посреднических отечественных и иностранных агентств и фирм. Они же оказывают авторам консультационные услуги и правовую помощь по вопросам охраны авторских и смежных прав.

Заключение

Подводя итоги проведённому исследованию по теме «Международная охрана авторских прав» можно сделать следующие выводы.

Важнейшим элементом системы авторского права является институт международной охраны авторских прав. В существо объектов авторского права входят творческий характер создания, уникальные свойства, обеспечивающие возможность свободного перемещения объекта в информационном пространстве (включая Интернет, средства массовой информации и другие публичные источники), художественная (эстетическая) или, в ряде случаев, научная ценность и т.д.

Юридическую основу международной защиты объектов авторского права составляют несколько конвенционных документов, направленных, прежде всего на универсальное урегулирование проблем, связанных с особенностями национальных правовых систем.

Система международной охраны авторского права в своей основе строится на праве внутригосударственном. Бернская, Всемирная и Римская конвенции построены по принципу национального регулирования с гарантированием обязательного минимума охраны.

Нужно отметить, что интеллектуальные права всегда порождают две группы интересов, часто противоборствующих. Это интересы творцов, создающих интеллектуальный продукт, и интересы предпринимателей, осуществляющих его коммерческую эксплуатацию, как правило, ими являются глобальные, всемирно известные корпорации. За счет сложившегося в мире дисбаланса и несовершенства уже существующих международных документов, права авторов, имеющих многочисленные интересы, как личные, так и экономические, социальные, не обладают достаточно весомым влиянием на процесс формирования законодательства, их позиция оказалась весьма слабой, незащищенной.

В связи с чем, необходимо постоянно совершенствовать действующее законодательство, регламентирующее права авторов, в соответствии с темпами развития современных способов их нарушения. На международном уровне целесообразно создание единого всеобщего документа о защите прав и интересов авторов, в целях сохранения индивидуальности и ценности внутригосударственного культурного пласта.

Изучая описанный материал, классифицируя имеющееся в данной области законодательство приходишь к выводу, что внедрение эффективных методов реализации прав конкретных категорий субъектов авторского права (архитекторов, дизайнеров, фотохудожников и других) путем изучения специфики творчества, а также внедрения новых технологий в производство таких работ позволит перейти к надежной охране интеллектуальной собственности в комплексе, так же как и хорошее знание, и комплексное использование как международного, так и национального законодательства

Список используемой литературы

  1. Андреева Г. Объекты собственности в конституциях зарубежных стран: история и современность. Право и жизнь. 1996.
  2. Барановский П.Д. О принципах международной охраны авторских прав // Журнал российского права, 2001. - №8.
  3. Бернская конвенция «Об охране литературных и художественных произведений» от 09.09.1886 (ред. от 28.09.1979) // Интернет ресурс. Правовая система Консультант Плюс http://www.consultant.ru.
  4. Гаврилов Э.П. Присоединение России к Бернской конвенции об авторских правах и книжный бизнес. Книготорговый бюллетень № 48. 1993
  5. Иванова Д.В., Федорова Ю.А. Основы управления интеллектуальной собственностью. Изд.: «Издательство Гревцова», 2011.
  6. Интерес собственника в системе российского права и законодательства. Российская юстиция № 5. 2000
  7. Интернет ресурс. Официальный сайт свободной энциклопедии http://ru.wikipedia.org.
  8. Интернет ресурс. Правовая система Консультант Плюс http://www.consultant.ru. «Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны» (заключена на о. Корфу 24.06.1994)
  9. Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности (Стокгольм, 14 июля 1967г.) (изменена 2 октября 1979 г.) // Сборник международных актов об интеллектуальной собственности. – М.: Норма, 2003.
  10. Матвеев Ю.Г. Международная охрана авторских прав. Москва 1987.
  11. Матвеев Ю.Г. Международные конвенции по авторскому праву. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Междунар. отношения, 1978.
  12. Переходов Р.О. Динамика развития права интеллектуальной собственности // Наука, № 1, 2011.
  13. Подшибихин Л.И., Леонтьев К.Б. Реализация в Российской Федерации положений Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений. Российская юстиция. № 4. 2000
  14. Чаусская О.А Гражданское право. Конспект лекций. Изд.: Дашков и К, 2012.
  1. Матвеев Ю.Г. Международная охрана авторских прав. Москва 1987.

  2. Андреева Г. Объекты собственности в конституциях зарубежных стран: история и современность. Право и жизнь. 1996.

  3. Барановский П.Д. О принципах международной охраны авторских прав // Журнал российского права, 2001. - №8.

  4. Матвеев Ю.Г. Международные конвенции по авторскому праву. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Междунар. отношения, 1978.

  5. Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности (Стокгольм, 14 июля 1967г.) (изменена 2 октября 1979 г.) // Сборник международных актов об интеллектуальной собственности. – М.: Норма, 2003.

  6. Матвеев Ю. Г. Международная охрана авторских прав. М., 1987.

  7. Гаврилов Э.П. Присоединение России к Бернской конвенции об авторских правах и книжный бизнес. Книготорговый бюллетень № 48. 1993

  8. Барановский П.Д. О принципах международной охраны авторских прав // Журнал российского права, 2001 - №8.

  9. Авторское право// Интернет ресурс. Официальный сайт свободной энциклопедии http://ru.wikipedia.org.

  10. Переходов Р.О. Динамика развития права интеллектуальной собственности // Наука, № 1, 2011.

  11. Иванова Д. В., Федорова Ю. А. Основы управления интеллектуальной собственностью. Изд.: «Издательство Гревцова», 2011. С. – 142.

  12. Чаусская О.А Гражданское право. Конспект лекций. Изд.: Дашков и К, 2012. С. – 85.

  13. Интерес собственника в системе российского права и законодательства. Российская юстиция № 5. 2000

  14. Дозорцев В.А. Исключительные права и их развитие. Вступительная статья. Права на результаты интеллектуальной деятельности. Авторское право. Патентное право. Другие исключительные права. Сб. нормативных актов. М. 1994

  15. Подшибихин Л.И., Леонтьев К.Б. Реализация в Российской Федерации положений Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений. Российская юстиция. № 4. 2000

  16. Подшибихин Л.И., Леонтьев К.Б. Реализация в Российской Федерации положений Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений. Российская юстиция. № 4. 2000