Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Методы и средства семейного воспитания

Содержание:

Введение

Одним из самых деликатных направлений в педагогической науке и образовательной практике является область коррекционной педагогики. Сегодня организация системы коррекционного обучения и воспитания, социальной адаптации и интеграции детей с нарушениями психофизического развития - одна из актуальнейших и наиболее сложных теоретических и практических проблем. В нашей стране внедрению коррекционной работы в учебные заведения уделяется самое серьезное внимание. Учитывая, что эта проблема является не только образовательной, но и социально-охранительной, Министерством народного образования совместно с Министерством труда занятости и социальной защиты населения, Министерством здравоохранения принята система мер по оказанию образовательной, социальной и медицинской помощи детям с недостатками в физическом и психическом развитии. Коррекционная образовательная система как один из компонентов общественной жизни претерпела за последние годы изменения. Процессы трансформации в интернатных и коррекционных образовательных учреждениях происходит сегодня в нескольких направлениях, влияя тем самым на цели, структуру и содержание образования. На протяжении последних лет для системы коррекционного образования стали характерными отход от унифицированности, стремление к многообразию во всем: в типах и видах образовательных учреждений и образовательных программ, в вариантах учебных планов и учебников, в формах обучения, воспитания детей и подготовки педагогических кадров.

Таким образом, проблема обучения и воспитания в специальном образовании важна и требует тщательного изучения в настоящее время для дальнейшего развития теории и практики.

Целью нашей курсовой работы является рассмотрение и выявление наиболее эффективных методов обучения и воспитания в специальных образовательных учреждениях.

В соответствии с выше поставленной целью мы сочли целесообразным решение следующих задач:

- анализ литературы по проблеме;

- рассмотрение различных методов обучения и воспитания специального образования;

- рассмотрение форм специального обучения.

Объектом нашего исследования является изучение проблемы обучения и воспитания детей.

Предмет исследования: методы обучения и воспитания в специальном образовании.

Гипотеза исследования: специальное образование будет наиболее эффективно если использовать в совокупности все методы воспитания и обучения.

Глава 1. Понятие семейного воспитания

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д.

В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребёнка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.

Именно в семье ребёнок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему родители учат ребёнка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребёнком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек.

Конфликтная ситуация между родителями – различные подходы к воспитанию детей. Первая задача родителей – найти общее решение, убедить друг друга. Если придется идти на компромисс, то обязательно удовлетворить основные требования сторон. Когда один родитель принимает решение, он обязательно должен помнить о позиции второго. Вторая задача – сделать так, чтобы ребёнок не видел противоречий в позициях родителей, т.е. обсуждать эти вопросы лучше без него. Воспитание ребёнка состоит из многочисленных форм взаимодействия и рождается в совместной жизни в семье. Родители, принимая решение, должны на первое место ставить не собственные взгляды, а то, что будет более полезным для ребёнка.

Ребёнок может приниматься родителями таким, какой он есть (безусловная любовь). Возможно, родители любят его, когда ребёнок соответствует их ожиданиям, когда хорошо учится и ведет себя, но если ребёнок не удовлетворяет тем потребностям, то ребёнок как бы отвергается, отношение меняется в худшую сторону. Это приносит значительные трудности, ребёнок не уверен в родителях, он не чувствует той эмоциональной безопасности, которая должна быть с самого младенчества. Ребёнок может вообще не приниматься родителями. Он им безразличен и может даже отвергаться ими.

Можно ли назвать хорошими тех родителей, которые никогда не сомневаются, всегда уверены в своей правоте? Можно ли назвать хорошими тех родителей, которые пребывают в постоянных тревожных сомнениях, теряются при столкновении с чем-то новым в поведении ребёнка? И повышенная родительская уверенность, и излишняя тревожность не содействуют успешному родительству.

Будущие родители задумываются о том, как лучше сформулировать для самих себя цели работы по воспитанию своего ребёнка. Цель и мотив воспитания ребёнка – это счастливая, полноценная, творческая, полезная людям жизнь этого ребёнка. На созидание такой жизни и должно быть направлено семейное воспитание.

Связь воспитания с другими видами деятельности, подчинение воспитания тем или иным мотивам, а так же место воспитания в целостной личности человека – все это и придает воспитанию каждого родителя особый, неповторимый, индивидуальный характер.

В педагогической деятельности абсолютной нормы не существует. В родительском труде, как во всяком другом, возможны и ошибки, и сомнения, и временные неудачи, поражения. Воспитание в семье – это та же жизнь. Отношения с ребёнком, так же как и с каждым человеком, глубоко индивидуальны и неповторимы.

Например, если родители во всем совершенны, знают правильный ответ на любой вопрос, то в этом случае они вряд ли смогут осуществить самую главную родительскую задачу – воспитать в ребёнке потребность к самостоятельному поиску, к познанию нового.

В каждой семье объективно складывается определенная система воспитания. Под системой воспитания понимаются цели воспитания, формулировка его задач, более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребёнка. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, «невмешательство» и сотрудничество. Диктат в семье проявляется в систематическом подавлении одними членами семейства инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов. Опека в семье – это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребёнка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, может порождаться тактикой «невмешательства». Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребёнка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития – коллективом.

Родители составляют первую общественную среду ребёнка. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. Специфика чувств, возникающих между детьми и родителями, определяется главным образом тем, что забота родителей необходима для поддержания самой жизни ребёнка. Любовь каждого ребёнка к своим родителям беспредельна, безусловна, безгранична. Причем, если в первые годы жизни любовь к родителям обеспечивает собственную жизнь и безопасность, то по мере взросления родительская любовь все больше выполняет функцию поддержания и безопасности внутреннего, эмоционального и психологического мира человека. Родительская любовь – источник и гарантия благополучия человека, поддержания телесного и душевного здоровья.

Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребёнка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Самая естественная и самая необходимая из всех обязанностей родителей – это относиться к ребёнку в любом возрасте любовно и внимательно. И, тем не менее, подчеркивание необходимости создания у ребёнка уверенности в родительской любви диктуется рядом обстоятельств. Психологами доказано, что за трагедией подросткового алкоголизма и подростковой наркомании часто стоят не любящие своих детей родители. Главное требование к семейному воспитанию – это требование любви. Только при уверенности ребёнка в родительской любви и возможно правильное формирование психического мира человека, только на основе любви можно воспитать нравственное поведение, только любовь способна научить любви.

Многие родители считают, что ни в коем случае нельзя показывать детям любовь к ним, полагая что, когда ребёнок хорошо знает, что его любят, это приводит к избалованности, эгоизму, себялюбию. Наоборот, эти неблагоприятные личностные черты как раз возникают при недостатке любви, когда создается некий эмоциональный дефицит, когда ребёнок лишен прочного фундамента неизменной родительской привязанности.

Глубокий постоянный психологический контакт с ребёнком – это универсальное требование к воспитанию, которое в одинаковой степени может быть рекомендовано всем родителям, контакт необходим в воспитании каждого ребёнка в любом возрасте. Именно ощущение и переживание контакта с родителями дают детям возможность почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу. Основа для сохранения контакта – искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребёнка.

Когда говорится о взаимопонимании, эмоциональном контакте между детьми и родителями, имеется в виду некий диалог, взаимодействие ребёнка и взрослого друг с другом. Как строить педагогический диалог? Главное в установлении диалога – это совместное устремление к общим целям, совместное видение ситуаций, общность в направлении совместных действий. Первостепенное значение имеет сам факт совместной направленности к разрешению проблем. Ребёнок всегда должен понимать, какими целями руководствуется родитель в общении с ним. Ребёнок, даже в самом малом возрасте, должен становиться не объектом воспитательных воздействий, а союзником в общей семейной жизни, в известном смысле ее создателем и творцом. Когда ребёнок участвует в общей жизни семьи, разделяя все ее цели и планы, наступает подлинный диалог. Ещё важно соблюсти равенство позиций – то есть признание активной роли ребёнка в процессе его воспитания. Человек – всегда активный субъект самовоспитания. Равенство позиций в диалоге состоит в необходимости для родителей постоянно учиться видеть мир в самых разных его формах глазами своих детей.

Помимо диалога для внушения ребёнку ощущения родительской любви необходимо выполнять еще одно чрезвычайно важное правило. На психологическом языке эта сторона общения между детьми и родителями называется принятием ребёнка. Под принятием понимается признание права ребёнка на присущую ему индивидуальность, непохожесть на других, в том числе непохожесть на родителей. Принимать ребёнка – значит утверждать неповторимое существование именно этого человека, со всеми свойственными ему качествами. Родители должны осознавать, что каждая негативная оценка личности ребёнка и присущих ему качеств характера типа: «Вот бестолковый! Сколько раз объяснять, бестолочь!», «Да зачем же я тебя только на свет родила, упрямец, негодник!», каким бы справедливым, по сути, она ни была, какой бы ситуацией ни вызывалось, наносит серьезный вред контакту с ребёнком, нарушает уверенность в родительской любви. Необходимо выработать для себя правило не оценивать негативно самого ребёнка, а подвергать критике только неверно осуществленное действие или ошибочный, необдуманный поступок.

Дистанция, которая стала преобладающей во взаимоотношениях с ребёнком в семье, непосредственно зависит от того, какое место занимает деятельность воспитания во всей сложной, неоднозначной, подчас внутренне противоречивой системе различных мотивов поведения взрослого человека. Поэтому стоит осознать, какое место в родительской собственной мотивационной системе займет деятельность по воспитанию будущего ребёнка.

1.1 Содержание воспитания

Содержание воспитания в семье обусловливается генеральной целью демократического общества. Семья обязана формировать физически и психически здоровую, нравственную, интеллектуально развитую личность, готовую к предстоящей трудовой, общественной и семейной жизни. Составными компонентами содержания семейного воспитания являются известные направления — физическое, нравственное, интеллектуальное, эстетическое, трудовое воспитание. Они дополняются экономическим, экологическим, политическим, половым образованием подрастающих поколений. Физическое воспитание детей и молодежи выступает сегодня на первый план. Больше никто не сомневается — приоритет здоровья не может быть заменен никаким другим. Физическое воспитание в семье основывается на здоровом образе жизни и включает правильную организацию распорядка дня, занятия спортом, закаливание организма и т. Д.

Интеллектуальное воспитание предполагает заинтересованное участие родителей в обогащении детей знаниями, формировании потребности их приобретения и постоянного обновления. Развитие познавательных интересов, способностей, наклонностей и задатков ставится в центр родительской заботы.

Нравственное воспитание в семье является стержнем отношений, формирующих личность. Здесь на первый план выступает воспитание непреходящих моральных ценностей — любви, уважения, доброты, порядочности, честности, справедливости, совести, достоинства, долга. В семье формируются и все другие нравственные качества: разумные потребности, дисциплинированность, ответственность, самостоятельность, бережливость. Совсем неважно при этом, на какие основы моральных ценностей опираются родители и дети — христианскую мораль, общеэтические учения или моральный кодекс строителя коммунизма. Важно, чтобы они были добрыми, человечными, конструктивными.

Эстетическое воспитание в семье призвано развить таланты и дарования детей или, как минимум, дать им представление о прекрасном, существующем в жизни. Это особенно важно теперь, когда прежние эстетические ориентиры подвергаются сомнению, появилось множество ложных ценностей, сбивающих и детей, и родителей с толку, разрушающих их внутренний мир, заложенную природой гармонию.

Трудовое воспитание детей закладывает основу их будущей праведной жизни. У человека, не приученного трудиться, один путь — поиск «легкой» жизни. Оканчивается он, как правило, плохо. Если родители хотят видеть своего ребенка на этом пути, они могут позволить себе роскошь устраниться от трудового воспитания.

Какому родителю не польстят слова: «Ваши дети очень опрятные», «Ваши дети такие воспитанные», «Ваши дети удивительно соединяют в себе лояльность и чувство собственного достоинства». Кому из них не хотелось бы, чтобы его дети отдавали предпочтение спорту, а не сигарете, бальному танцу, а не алкоголю, напряженному самообразованию, а не растранжириванию времени.

Но для этого нужно долго и упорно трудиться на ниве воспитания. Для родителей семейное воспитание — процесс сознательного формирования физических и духовных качеств детей. Каждый отец и каждая мать должны хорошо понимать, что они хотят воспитать в своем ребенке. Этим определяется сознательный характер семейного воспитания и требование разумного и взвешенного подхода к решению воспитательных задач.

Семейное воспитание в педагогике понимается как управляемая система взаимоотношений родителей с детьми. Взаимоотношения родителей с детьми всегда имеют воспитательный характер. Воспитательная работа родителей в семье — это, прежде всего, самовоспитание. Следовательно, каждому родителю нужно учиться быть педагогом, учиться управлять взаимоотношениями с детьми. Изучение воспитательных, педагогических отношений, возникающих между родителями и детьми, имеет особое значение для предупреждения отклонений в нравственном развитии школьников.

В современной практике семейного воспитания довольно определенно выделяются три стиля (вида) отношений: авторитарное, демократическое и попустительское отношение родителей к своим детям.

Авторитарный стиль родителей в отношениях с детьми характеризуется строгостью, требовательностью, безапелляционностью. Угрозы, понукания, принуждение — главные средства этого стиля. У детей он вызывает чувство страха, незащищенности. Психологи утверждают, что это ведет к внутреннему сопротивлению, проявляющемуся внешне в грубости, лживости, лицемерии. Родительские требования вызывают либо протест и агрессивность, либо обычную апатию и пассивность.

В авторитарном типе отношений родителей к ребенку А.С. Макаренко выделял две разновидности, которые он называл авторитетом подавления и авторитетом расстояния и чванства. «Авторитет подавления» он считал самым страшным и диким видом авторитета. Жестокость и террор — вот основные черты такого отношения родителей (чаще отца) к детям. Всегда держать детей в страхе — таков главный принцип деспотических отношений. Этот способ воспитания неизбежно приводит к воспитанию детей безвольных, трусливых, ленивых, забитых, «слякотных», озлобленных, мстительных и нередко самодурствующих. «Авторитет расстояния и чванства» проявляется в том, что родители либо «в целях воспитания», либо по сложившимся обстоятельствам стараются быть подальше от детей — «чтобы они лучше слушались». Контакты с детьми у таких родителей — явление чрезвычайно редкое: воспитание они поручили бабушкам и дедушкам. Родители не хотят уронить свой родительский престиж, а получают обратное. Начинается отчуждение ребенка, а вместе с ним приходят непослушание и трудновоспитуемость.

Либеральный стиль предполагает всепрощенчество, терпимость в отношениях с детьми. Источником его является чрезмерная родительская любовь. Дети растут недисциплинированными, безответственными.

Попустительский тип отношения А.С. Макаренко называет «авторитетом любви». Суть его заключается в потакании ребенку, в погоне за детской привязанностью путем проявления чрезмерной ласки, вседозволенности. В своем стремлении завоевать ребенка родители не замечают, что воспитывают эгоиста, человека лицемерного, расчетливого, умеющего «подыгрываться» к людям. Это, можно сказать, социально опасный способ отношений с детьми. Педагогов, проявляющих такое всепрощенчество по отношению к ребенку, А.С. Макаренко называл «педагогическими бестиями», осуществляющими самый неумный, самый безнравственный вид взаимоотношений.

Демократический стиль характеризуется гибкостью. Родители, мотивируя свои поступки и требования, прислушиваются к мнению детей, уважают их позицию, развивают самостоятельность суждений. В результате дети лучше понимают родителей, растут разумно послушными, инициативными, с развитым чувством собственного достоинства.

Дети видят в родителях образец гражданственности, трудолюбия, честности и желания сделать их такими, какими являются сами.

1.3 Методы и формы семейного воспитания

Методы воспитания детей в семье — это пути (способы), с помощью которых осуществляется целенаправленное педагогическое влияние родителей на сознание и поведение детей. Они не отличаются от рассмотренных выше общих методов воспитания, но имеют свою специфику:

Влияние на ребенка индивидуальное, основанное на конкретных поступках и приспособлено к личности,

Выбор методов зависит от педагогической культуры родителей: понимания цели воспитания, родительской роли, представлений о ценностях, стиля отношений в семье и.т. д. Поэтому методы семейного воспитания несут на себе яркий отпечаток личности родителей и неотделимы от них. Сколько родителей — столько разновидностей методов. Например, убеждение у одних родителей — мягкое внушение, у других – угроза, крик. Когда в семье отношения с детьми близкие, теплые, дружеские, главный метод — поощрение. При холодных, отчужденных отношениях, естественно, превалируют строгость и наказание. Методы очень зависят от установленных родителями воспитательных приоритетов: одни хотят воспитать послушание, и поэтому их методы нацелены на то, чтобы ребенок безотказно выполнял требования взрослых. Другие считают более важным учить самостоятельному мышлению, проявлению инициативы и, естественно, находят для этого соответствующие методы.

Всеми родителями используются общие методы семейного воспитания: убеждение (объяснение, внушение, совет); личный пример; поощрение (похвала, подарки, интересная для детей перспектива); наказание (лишение удовольствий, отказ от дружбы, телесные наказания). В некоторых семьях по совету педагогов создаются и используются воспитывающие ситуации.

Разнообразны средства решения воспитательных задач в семье. Среди этих средств: слово, фольклор, родительский авторитет, труд, учение, природа, домашний быт, национальные обычаи, традиции, общественное мнение, духовный и моральный климат семьи, пресса, радио, телевидение, режим дня, литература, музеи и выставки, игры и игрушки, демонстрации, физкультура, спорт, праздники, символы, атрибуты, реликвии и т. Д.

Выбор и применение методов родительского воспитания опираются на ряд общих условий.

Знание родителями своих детей, их положительных и отрицательных качеств: что читают, чем интересуются, какие поручения выполняют, какие трудности испытывают, какие отношения с одноклассниками и педагогами, взрослыми, маленькими, что более всего ценят в людях и т. Д. Многие родители не знают, какие книги читают их дети, какие фильмы смотрят, какая музыка им нравится, больше половины родителей ничего не могут сказать об увлечениях своих детей. По данным социологических исследований (1997), 86% юных правонарушителей ответили, что родители не контролировали их поздних возвращений домой.

Личный опыт родителей, их авторитет, характер отношений в семье, стремление воспитывать личным примером также сказываются на выборе методов. Эта группа родителей обычно выбирает наглядные методы, сравнительно чаще использует приучение.

Если родители отдают предпочтение совместной деятельности, то обычно превалируют практические методы. Интенсивное общение во время совместного труда, просмотров телепередач, походов, прогулок дает хорошие результаты: дети более откровенны, это помогает родителям лучше понять их. Нет совместной деятельности, нет и повода, и возможности для общения.

Педагогическая культура родителей оказывает решающее влияние на выбор методов, средств, форм воспитания. Замечено издавна, что в семьях педагогов, образованных людей дети всегда лучше воспитаны. Следовательно, учить педагогику, овладевать секретами воспитательного воздействия вовсе не роскошь, а практическая необходимость. «Педагогические знания родителей особенно важны в тот период, когда отец и мать являются единственными воспитателями своего ребенка… В возрасте от 2 до 6 лет умственное развитие, духовная жизнь детей в решающей мере зависит от… элементарной педагогической культуры матери и отца, которая выражается в мудром понимании сложнейших душевных движений развивающегося человека», — писал ВЛ. Сухомлинский.

Глава 2. Практические методики семейного воспитания.

В нашей стране накоплен немалый опыт изучения семейных отношений, семейного воспитания и проведения семейной психотерапии у детей и подростков с нарушениями психологической адаптации. Сформулированы такие понятия, как семейная психотерапия и диагностика семейных отношений. Под последней подразумевается определение типа семейной дезорганизации и негармоничного воспитания, установление причинно-следственной связи между психологическими нарушениями в семье и аномалиями формирования личности ребенка.

Анализируя процесс воспитания в семье, врач или психолог, должны ответить на три вопроса. Во-первых, как, т.е. какими способами родители воспитывают ребенка (тип воспитания). В случае если этот тип способствует возникновению и развитию патологических изменений личности ребенка, приходится ответить и на второй вопрос: почему родители воспитывают именно таким образом, т.е. каковы причины, вызывающие данный тип воспитания. Установив эту причину, необходимо ответить и на третий вопрос – о месте этой причины в совокупности отношений в семье.

Данные методики предназначены для диагностики семейных отношений, анализа отклонений воспитания и выявления причин их возникновения. Советы педагога будут тем обоснованнее, чем лучше он сумеет продиагностировать конкретную семейную ситуацию.

2.1. Способ идентификации ребят с опекунами (опросник А.И. Зарова )

При помощи предоставленной способа диагностируются профессионализм и престижность опекунов в восприятии ребят, и особенности психологических отношений с опекунами.

Ребенку задают грядущий комплект вопросов.

В случае если бы ты принимал участие в этой ирге “Семья”, то кого бы стал рисовать, кем бы в ней стал – матерью, отцом или же собой? (Для уничтожения суггестивного воздействия последние текста в вопросе изменяются пространствами, к примеру: “папой, матерью или же собой”, “собой, матерью или же папой” и т.д. Испытуемые обязаны устроить выбор меж изображением себя и 1-го из родителей).

- С кем ты живешь дома? (Кто у тебя есть дома? – для дошкольников).

- Кто в семье, по-твоему, ключевой из опекунов или же в семье нет главного?

- Когда ты вырастешь, то будешь создавать то же, собственно что готовит твой папа (мама – у девочек) на работе или же другое?

- Когда ты будешь зрелым и у тебя станет мальчишка (девочка – в соответствии с этим полу испытуемого), ты будешь например же его воспитывать (играть, увлекаться с ним – для дошкольников), как тебя в данный момент воспитывает папа (мама – у девочек), или же не так, по-другому?

- В случае если бы жилища длительное время никого не было, то кого из опекунов ты желал бы видать в первую очередь? (Как для тебя хотелось, дабы кто первым вошел в комнату? – для дошкольников).

- В случае если бы с тобой произошло несчастье, неудача, горе (тебя оскорбил бы кто-либо из детей – у дошкольников), ты бы поведал об данном отцу (маме – у девочек) или же не рассказал.

- В случае если бы с тобой произошло несчастье, неудача, горе (тебя оскорбил бы кто-либо из детей – у дошкольников), ты бы поведал об данном матери (папе – у девочек) или же не рассказал?

- Ты опасаешься, собственно что тебя накажет папа (мама – у девочек) или же не боишься?

- Ты опасаешься, собственно что тебя накажет мать (папа – у девочек) или же не боишься?

Обработка и интерпретация итогов

При помощи первых 5 вопросов диагностируются профессионализм и престижность опекунов в восприятии ребят, другие вопросы ориентированы на выявление индивидуальностей психологических отношений с опекунами.

При обработке и анализе итогов выборочного опроса принципиально принимать во внимание надлежащее:

возраст более воплощенной идентификации с опекуном такого же пола оформляет у мальчишек 5-7 лет, у девченок – 3-8 лет;

Удачливость идентификации находится в зависимости от компетентности и престижности опекуна такого же пола в представлении ребят, а еще от присутствия в семье схожего их полу члена прародительской семьи (дедушки – у мальчишек и бабули – у девочек);

Идентификация с опекуном такого же пола в семье связана с чувственно теплыми отношениями с опекуном иного пола;

Сокращение интенсивности идентификации с опекуном такого же пола обосновано формированием “Я-концепции, т.е. развитием самосознания, показателем которого работает выбор себя. Выбор себя доминирует у мальчишек с 10 лет, у девченок с 9 лет, отражая вырастающую личностную автономию – эмансипацию – от родительского авторитета;

Идентификация с опекуном такого же пола у девченок выделяется от похожей идентификации у мальчишек надлежащими особенностями:

1) большущим возрастным временем идентификации девочек;

2) большей интенсивностью процесса идентификации, т.е. девчонки почаще избирают роль мамы, чем мальчишки роль отца;

3) большей значимостью для идентификации девченок чувственно теплых и доверительных отношений с мамой, чем данных отношений с основателем у мальчиков;

4) большей зависимостью идентификации девченок от нрава отношений меж опекунами, когда инцидент мамы с основателем негативно воздействует на идентификации девченок с матерью;

5) наименьшим воздействием сестры на идентификацию девченок с мамой, чем брата на идентификацию мальчишек с основателем.

2.2 Способ «Стратегии домашнего воспитания»

С поддержкой сего теста возможно расценить собственную стратегию домашнего воспитания (стиль): влиятельный, авторитарный, либеральный и равнодушный.

Руководство: С поддержкой сего теста вспомните расценить собственную личную стратегию домашнего воспитания. Из 4 разновидностей ответа изберите самый для Вас желательный.

Чем, по вашему воззрению, в большей мере ориентируется нрав человека – наследственностью или же воспитанием?

А. Большей частью воспитанием.

Б. Сочетанием прирожденных задатков и критерий среды.

В. Ключевым образом прирожденными задатками.

Г. Ни тем, ни иным, а актуальным навыком.

Как вы относитесь к думы о том, собственно что малыши воспитывают собственных родителей?

А. Это игра текстов, софизм, имеющий не достаточно дела к реальности.

Б. Безусловно с данным согласен.

В. Готов с данным дать согласие при условии, собственно что невозможно забывать и о классической роли опекунов как педагогов собственных ребят.

Г. Затрудняюсь ответить, не думал об данном.

Какое из суждений о воспитании вы находите более удачным?

А. В случае если для вас более нечего заявить ребенку, произнесите ему, дабы он пошел помыться (Эдгар Хоу)

Б. Задача воспитания – обучить ребят получаться без нас (Эрнст Легуве)

В. Ребятам необходимы не назидания, а примеры (Жозеф Жубер)

Г. Обучи отпрыска повиновению, за это времятогда сможешь обучить и всему остальному (Томас Фуллер)

Считаете ли вы, собственно что опекуны обязаны просвещать ребят в вопросах пола?

А. Меня никто данному не изучал, и их сама жизнь обучит.

Б. Считаю, собственно что опекунам идет по стопам в доступной форме удовлетворять образующийся у ребят внимание к данным задачам.

В. Когда малыши довольно остепенятся, нужно станет ввести беседа и об данном. А в школьном возрасте ключевое – побеспокоиться о том, дабы оградить их от проявлений безнравственности.

Г. Естественно, в первую очередь это обязаны устроить опекуны.

Идет по стопам ли опекунам подавать ребенку средства на карманные расходы?

А. В случае если попросит, возможно и предоставить.

Б. Чем какого-либо другого всего периодически выдавать конкретную необходимую сумму на определенные цели и держать под контролем затраты.

В. Целенаправленно выдавать кое-какую необходимую сумму на конкретный срок (на неделю, на месяц), дабы малыш сам обучался задумывать собственные затраты.

Г. Когда есть вероятность, возможно другой один предоставить ему некую необходимую сумму.

Как вы поступите, в случае если спрашиваете, собственно что вашего малыша оскорбил одноклассник?

А. Огорчусь, стараюсь утешить малыша.

Б. Отправлюсь узнать дела с опекунами обидчика.

В. Малыши сами чем какого-либо другого разберутся в собственных отношениях, что больше собственно что их обиды недолги.

Г. Посоветую ребенку, как ему чем какого-либо другого себя производить в этих обстановках.

Как вы отнесетесь к сквернословию ребенка?

А. Стараюсь довести до его осознания, собственно что в нашей семье, да и вообщем между приличных людей, это не принято.

Б. Сквернословие надобно пресекать в зародыше! Санкция здесь нужно, а от общения с неблаговоспитанными сверстниками малыша начиная с этой секунды надобно оградить.

В. Подумаешь! Все мы знаем эти текста. Не надобно давать данному смысла, пока же это не выходит за благоразумные пределы.

Г. Малыш вправе формулировать собственные ощущения, в том числе и что методикой, который нам не по душе.

Дочь-подросток желает выполнить выходные на даче у подруги, где соберется фирма сверстников в недоступность опекунов. Выпустили бы вы ее?

А. Ни в коем случае. Эти сборища до добра не доводят. В случае если малыши желают отдохнуть и развлечься, пускай проделывают это под наблюдением старших.

Б. Вполне вероятно, в случае если принимаю во внимание ее друзей как приличных и достоверных детей.

В. Она абсолютно осмысленный человек, дабы самой принять заключение. Но, естественно, в ее недоступность буду несколько волноваться.

Г. Не вижу предпосылки воспрещать.

Как вы отреагируете, в случае если спрашиваете, собственно что малыш для вас солгал?

А. Стараюсь исключить его на чистую воду и пристыдить.

Б. В случае если предлог не очень нешуточный, не буду давать смысла.

В. Расстроюсь

Г. Попытаюсь разобраться, собственно что его побудило солгать.

Считаете ли вы, собственно что подаете ребенку добродетельный пример?

А. Абсолютно.

Б. Постараюсь.

В. Предполагаю.

Г. Не принимаю во внимание.

Обработка и интерпретация итогов

Номера вопросов

Манера поведения 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

авторитетный Б В В Г В Г А Б Г Б

авторитарный А А Г В Б Б Б А А А

либеральный В Б Б Б А А Г В В В

индифферентный Г Г А А Г В В Г Б Г

Отметьте в таблице подобранные Вами варианты ответов и обусловьте их соотношение 1 из типов родительского поведения. Чем более доминирование 1-го из типов ответов, что больше выражен в вашей семье конкретный манера воспитания. В случае если между ваших ответов не доминирует некая 1 категория, то речь, наверное, идет о противоречивом манере воспитания, когда отсутствуют отчетливыечеткие основы, и поведение опекунов диктуется сиюминутным настроением. Потрудитесь взять в толк, каким же вы все же желаете видать собственного малыша, а еще самого себя как опекуна.

Влиятельный стиль (в терминологии иных создателей — «демократический», «сотрудничество»). Вы понимаете собственную весомую роль в становлении личности малыша, но и за ним самим признаете право на саморазвитие. Разумно осознаете, какие запросы нужно устанавливать, какие дискуссировать.

В осмысленных границах готовы пересматривать собственные позиции. Опекуны поощряют собственную обязанность и самостоятельность собственных ребят в согласовании с их возрастными вероятностями. Молодые люди интегрированы в рассмотрение домашних задач, принимают участие в принятии заключений, слушают и оговаривают соображение и рекомендации опекунов. Опекуны настоятельно просят от ребят осознанного поведения и постараются посодействовать им, чутко относясь к их запросам. При данном опекуны показывают твердость, хлопочут о верности и поочередном соблюдении дисциплины, собственно что создает верное, серьезное общественное поведение.

Авторитарный стиль (в терминологии иных создателей — «автократический», «диктат», «доминирование»). Вы отлично даете, каким обязан увеличится ваш малыш, и прилагаете к данному максимально усилий. В собственных притязаниях вы, наверное, довольно категоричны и непокладисты. Не странно, собственно что ребенку иногда некомфортно под вашим контролем. Опекуны с этим манерой воспитания ограничивают самостоятельность малыша, не считают необходимым когда-то доказывать собственные запросы, сопровождая их строгим контролем, жестокими запретами, выговорами и физиологическими санкциями. В подростковом возрасте авторитарность опекунов порождает инциденты и враждебность. Более функциональные, крепкие молодые люди сопротивляются и бунтуют, делаются сверхизбыточно брутальными и зачастую оставляют родительский дом, как лишь только имеют все шансы для себя это разрешить. Застенчивые, неверные молодые люди приучаются во всем слушаться опекунов, не совершая поползновение улаживать что-нибудь автономно. В случае если по отношению к старшим школьникам мамы расположены продавать больше «разрешающее» поведение, то авторитарные основатели твердо держатся избранного на подобии родительской власти. При этом воспитании у ребят складывается только устройство наружного контроля, базирующийся на чувстве вины или же боязни перед санкцией, и как лишь только опасность санкции снаружи пропадает, поведение ребенка имеет возможность замерзнуть потенциально антиобщественным. Авторитарные дела ликвидируют духовную близость с ребятами, в следствие этого меж ними и опекунами изредка появляется ощущение привычки, собственно что ведет к подозрительности, неизменной настороженности и в том числе и враждебности к находящимся вокруг.

Либеральный стиль (в терминологии иных создателей — «попустительский», «снисходительный», «гипоопека»). Вы высоко цените собственного малыша, считаете простительными его беспомощности. Просто общаетесь с ним, доверяете ему, не расположены к запретам и лимитированиям. Впрочем стоит подумать: по плечу ли ребенку эта свобода? Становясь больше зрелыми, эти молодые люди конфликтуют с что, кто не потакает им, не готовы принимать во внимание интересы иных людей, ставить долговечные чувственные связи, не готовы к лимитированиям и ответственности. С иной стороны, воспринимая дефект управления со стороны опекунов как проявление равнодушия и чувственного отторжения, малыши испытывают испуг и нерешительность. Неспособность семьи держать под контролем поведение ребенка имеет возможность привести к вовлечению его в асоциальные группы, потому что психические механизмы, нужные для автономного, серьезного поведения в обществе, у него не сложились.

Равнодушный манера. Трудности воспитания не считаются для вас главными, потому что у вас других попечений много. Собственные трудности ребенку в ведущем приходится улаживать самому. А так как он вправе планировать на большее роль и помощь с вашей стороны! Так, опекуны считают, собственно что главные необходимости ребят в семье связаны с обеспечиванием спокойствия и безопасности (59%), организацией обстановки (22%) и вещественным благополучием (49%), за это время как малыши приоритетным считают теплое эмоциональное общение в семье (77%), значительно ниже оценивая все другие функции.

В всякой семье вырабатывается своя персональная система воспитания, в которой принимают участие не лишь только опекуны, но и бабули, дедушки, среднее учебное заведение, социум.

В прогрессивной разноплановой общественной истории совокупа этих моментов, как занятость на работе, дефект времени для общения (64%), невысокий степень психолого-педагогических познаний и воспитательская нерешительность (32%) готовит процесс воспитания в прогрессивной семье больше трудным. В исследовании исследовался вопрос о связи моментов, препятствующих воспитанию, с возрастом малыша. Относительный тест ответов опекунов младших подростков и опекунов молодых людей зарекомендовал, собственно что с наращиванием возраста малыша отмечается наращивание воздействия всех выделенных моментов.

В первую очередь опекуны показывают на то, собственно что им не хватает времени для воспитания ребят (53% опекунов младших подростков и 64% опекунов подростков). Малыши зачастую чувствуют недостаток родительской любви, ласки и интереса по причине казенной или же собственной занятости супружеской четы. Результаты аналогичного дела к ребятам в первую очередь сказываются в облике тех или же других поведенческих отклонений. Данная неувязка в последнее время делается все больше животрепещущей для общества. Для обеспечивания важного вещественного значения семьи, опекуны обязаны трудиться на 2-3 работах, собственно что значимо уменьшает время общения в семье.

Грядущая группа проблем связана с дефектом педагогического навыка и познаний психических и возрастных индивидуальностей ребят (29% и 32% соответственно)

3-я группа задач связана с вещественным достатком (по 19% ответов).

К 4 группе проблем возможно отнести несогласованность супружеской четы в выборе способов воспитания (13 и 18% ответов) и воздействие “улицы” (10% и 14%).

Не считая такого, опекуны молодых людей выделяют воздействие средств глобальной инфы (31%) в качестве немаловажного фактора, воздействующего на становление малыша и, в соответствии с этим, снижающего воспитательное воздействие семьи.

Разбирая приобретенные данные, идет по стопам обозначить:

Опекуны молодых людей что более проблем, влияющих на процесс воспитания в семье, чем опекуны младших подростков. С возрастом трудности, образовавшиеся в младшем школьном возрасте, не разрешаются, а углубляются.

Опекуны ребят различных возрастов что подобные проблемы, образующиеся в процессе воспитания. Впрочем, воздействие ряда оснований, этих как, дефект времени для общения с ребятами, дефект познаний, навыка, несогласованной родительской позиции опекунами молодых людей оценивается повыше. Возможно представить, что, не обращая внимания на покупка навыка воспитания, эти трудности не были разрешены вовремя и, в соответствии с этим, перебежали в грядущий возрастной период.

В реальное время наличествует много изучений, в коих анализируется всевозможные нюансы воздействия семьи на ребенка. Раз из ведущих моментов, влияющий на составление личности малыша – отношения опекунов и ребят. Индивидуальность дела опекунов к собственным ребятам укрепляются в их личном отношении к находящимся вокруг и оценкам их.

В ходе изучения обнаружены надлежащие веяния опекунов в воспитании молодых людей:

Чувственная дистанцированность, которая в что количестве имеет место быть в лишней строгости. (“Ребенок, когда остепенится, станет благодарствовать за жесткое воспитание” – 65 % ответов, “Ребенка, который злится на целый мир, чем какого-либо другого забыть в покое” – 35 % ответов).

Завышенный контроль со стороны опекунов (“Внимательный, внимательный опекун обязан аристократия, о чем задумывается его ребенок” – 88 % ответов; “Хороший опекун обязан беречь собственных ребят в том числе и от малехоньких проблем и обид” – 53% ответов).

Разноречивость родительских установок. При завышенном контроле – готовность понимать ребенка как равного (“Родители обязаны считать ребят равноправными по отношению к для себя во всех вопросах жизни” – 86% ответов). При психологической дистанцированности опекуны что готовность внимать душеизлияния ребят (96 % ответов). Настятельно просит последующего исследования мотивация опекунов в общении с ребенком: аппарат “Родители, которые слушают прямолинейные выражения ребят о переживаниях, могут помочь им в больше резвом общественном развитии” имеет возможность свидетельствовать на демократический манера воспитания (если мотивом считается внимание к жизни малыша, доверие ему) и на авторитарный (мотивом общения считается контроль за жизнью ребенка).

Буквально середина опекунов (47 % ответивших) считают образование трудной и нервозной работой, не получают от общения с ребенком психологической отдачи. Возможно устроить вывод о том, собственно что выделенные веяния в воспитании молодых людей не содействуют заключению задач, а быстрее провоцируют инциденты меж опекунами и ребятами. Это подтверждается и практикой консультирования спецами психического центра.

Молодые люди, оценивая воспитательные установки, положительно воспринимают гиперопеку со стороны опекунов. Эта обстановка приводит к инфантилизации (детскости) поведения молодых людей, трудностям в формировании ответственности за личное поведение (ответственность перекладывается на рамена родителей). При данном малыши желают к чувственному контакту с опекунами. 56 % молодых людей считают, собственно что “Воспитание – это томная и нервная работа”, собственно что имеет возможность отрицательно назваться на формировании родительской модели самого ребенка, а еще стимулировать ощущение вины по отношению к опекунам.

При исследовании индивидуальностей родительских стратегий принципиально направить забота на те мотивированные установки, которые направляют воспитательный процесс, то к чему желают опекуны при воспитании собственного малыша. Перед опекунами ставился вопрос о том, какие свойства они желали бы воспитать в собственном ребенке, до этого всего.

Относительный тест представлений опекунов и молодых людей о предпочитаемых качествах дозволили обозначить надлежащие факторы.

В случае если опекуны на 1-ое пространство устанавливают образование доброты, то молодые люди на 1-ое пространство устанавливают добросовестность (74% ответов), добросердечие уходит на 2-ое пространство (59 % ответов).

Возможно заявить, собственно что в целом представления молодых людей и их опекунов, сравнительно воспитываемых свойств, согласованы. В мотивированной системе воспитания преобладающее состояние занимает морально-этический составляющую становления личности.

Еще возможно обозначить, собственно что выбор предпочитаемых свойств в воспитании малыша не важно находится в зависимости от возраста и приблизительно схож как в семьях младших подростков, например и в семьях молодых людей.

В данной связи возможно представить, собственно что нормативный тип малыша довольно устойчив в представлении опекунов являющихся собственностью, по сущности, к различным поколениям, т.е. культурно устойчив, транслируется из поколения в поколение.

В ходе анализа приобретенных данных было прослежено воздействие демографических и социально-стратификационных моментов на предпочтение опекунов что или же другой стилевой модели взаимодействия с ребенком

Одним из значимых качеств родительско-детских отношений считается появление конфликтных обстановок. Взаимоотношение с ребенком в большинстве опрошенных семей не обходятся без инцидентов. Еще как и в младшем школьном возрасте, ведущими основаниями инцидентов в семье молодых людей считаются долгие просмотр телека (54%) и выполнение семейных заданий (27 %). На втором пространстве – недисциплинированность (25 %) и дерзость старшим (20%). Эти свойства связаны с волевой сферой личности, конструктивный выход из инцидентов такового на подобии настятельно просит становления волевых свойств молодых людей, за это время как опекуныродители не считают становление данных сторон личности приоритетными (только 12 % показали это качество в качестве желанного в воспитании).

Нередкими основаниями инцидентов, по воззрению опекунов, считаются нарушение режимных факторов (17% ответов), выбор приятелей, отношений со сверстниками (13 % ответов), отказ от уборки, поддержке по жилищу (13%). Принципиально обозначить, собственно что к подростковому возрасту, опекуны пореже конфликтуют с школьниками (по сопоставлению с младшими школьниками) по предлогу 35 неисполнения режимных факторов. В малозначительной степени на отношения с опекунами воздействуют эти моменты как “употребление спиртного, курение” и “внешний вид”. Этим образом, инциденты, образовавшиеся в младшем школьном возрасте, остаются животрепещущими и в семьях молодых людей.

По сведениям корреляционного анализа, инциденты по причине использования спиртного, курения, вызывающего наружного облика почаще появляются в семьях, где опекуны отстраняются от воспитания ребят (влияние оказывает бабка, дед и улица), опекуны изредка разговаривают с школьниками, не понимают возрастных и психических индивидуальностей ребят. Принципиально, собственно что малыши из этих семей считают, собственно что инциденты почаще появляются по причине выбора приятелей и успеваемости, а от семьи дожидаются вещественного обеспечивания.

В исследовании исследовались более нередко применяемые стратегии поведения опекуна в инциденте: конкуренция, сотрудничество, компромисс, избегание и адаптацию.

Основная масса опекунов, отвечая на вопрос о методе выхода из инцидента, предпочли эту стратегию как сотрудничество (72% опрошенных). Сотрудничество, разрешая допустить инцидент, очень максимально удовлетворив интересы обоих конфликтующих сторон, считается более действенной стратегией. Но, лишь только 49% молодых людей что, собственно что их опекуны пользуют данную стратегию в разрешении конфликтных взаимодействий. 23 % опекунов избрали компромисс (частичное ублажение интересов сторон, обоюдные уступки), при данном 14 % молодых людей что внедрение данной стратегии опекунами. Впрочем, молодые люди что, собственно что опекуны значительно почаще пользуют конкуренция (настаивают на принятии собственного решения) – разница оформляет 9%.

По сведениям корреляционного анализа те опекуны, которые избирают в качестве стратегии выхода из инцидента конкуренция, пореже разговаривают с ребятами, считают, собственно что ведущее воспитательное воздействие на ребенка оказывает улица, основаниями инцидентов нередко выступают интересы и увлечения ребят.

Уход, как основная стратегия при выходе из инцидента, свойственна для семей, в коих обязанность за образование лежит на бабушке (дедушке), и малыши и опекуны рассматривают историю в семье как негативную, семейство не выступает в качестве эталона для молодых людей в разработке личной семьи, опекуны меньше смотрят за соблюдением правил и общепризнанных мерок поведения. Этим образом, уход как стратегия поведения в инциденте отображает негативную быт в семье в целом и в сфере воспитания в частности.

Компромисс почаще сталкивается в семьях, где имеется рассогласование в осознании воспитательных установок меж ребятами и опекунами. Так, опекуны не согласны с тем, собственно что “если бы опекуны более интересовались делами собственных ребят, малыши были бы чем какого-либо другого и счастливее”, в то время как молодые люди имеют оборотную установку, а еще считают необходимым соблюдение правил поведения в семье и желают к равенству позиций с зрелыми.

Для исследования истории общения с опекунами нами определялась частота общения в семье, а еще мотивация и зачинатель беседы. Тест частоты общения опекунов с ребенком зарекомендовал, собственно что основная масса опекунов (59%) дискутируют со собственными ребятами буквально любой денек, 23% ответивших – один-два раза в неделю, 18 % опекунов что недостаток общения с ребенком, например как общение случается довольно изредка (несколько один в луна и реже). Принципиально обозначить, собственно что молодые люди показали, собственно что разговаривают с 37 опекунами пореже (чем по сведениям родителей). 26 % молодых людей что недостаток общения в семье, когда беседы с опекунами случаются изредка. Приписать итоги возможно грядущим образом:

Молодые люди чувствуют недостаток общения в семье более, чем опекуны, например как имеют больше высшую надобность в общении (общение – основной образ работы в подростковом возрасте), собственно что отображается в рассогласовании приобретенных ответов.

Общение в семье имеет возможность протекать “в однобоком порядке”, когда опекуны по собственной инициативе беседуют о кое-чем с ребенком (возможно, с воспитательной целью), но молодой человек эту историю не принимает как доверительное общение.

Вероятны “социально одобряемые” ответы опекунов, когда ответы на вопрос анкеты формулировался опекуном исходя не из реальной истории, а в согласовании с ожиданиями находящихся вокруг (как надо ответить, а не как есть на самом деле).

Итоги изучения зарекомендовали, собственно что опекуны и молодые люди мотивацию общения воспринимают по-всякому. Так, опекуны считают себя больше деятельными в общении. При данном 38 % ответивших отмечают, собственно что общение в семье с ребенком случается по надобности при появлении задач (конфликтное поведение ребенка имеет возможность играть методикой вербования интереса опекунов к себе). Молодые люди что больше невысокую энергичность опекунов, а еще 30% ребят показывает, собственно что общение в семье случается лишь только при появлении задач. Принципиально, собственно что малыши воспринимают себя буквально в 2 раза больше деятельными в общении по сопоставлению с опекунами, собственно что еще показывает на недостаток теплых психологических отношений в семье молодых людей

Данные изучения говорят, собственно что данный нюанс считается необходимым для респондентов: 68% избирают самочувствие и телесное становление как более важную делему воспитания. При этом для опекунов младших подростков данная неувязка воспитания еще выходит на 1-ый проект. Не считая такого, для опекунов весомым считается моральное становление ребят (63 %). Принципиально, собственно что у опекунов молодых людей отмечается согласованность совместной воспитательной системы. С одной стороны, они желают развивать в собственных ребятах морально-этические свойства личности, с иной – приоритетным считается моральное становление ребенка.

Опекуны что и иные трудности воспитания: умственное становление (54%), успеваемость в школе (49%), образование трудолюбия (48%). Только маленькое количество опекунов (3% ответов) считают, собственно что нужно воспитывать у малыша умение организовывать личный досуг, впрочем ведущими основаниями появления конфликтных обстановок во отношениях с ребятами считаются долгие просмотр телека, компьютерные игры, нарушение режимных факторов

Подростковый возраст считается временем физиологического и полового созревания малыша, когда в его организме происходят значимые конфигурации, вызванные ходом подъема. С предисловием в пубертатный этап у молодых людей быстро растет внимание к задачам полового становления и к сексапильной сфере, уровень соотношения общепризнанным эталонам мужественности и женственности. При данном лишь только 7% опекунов считают животрепещущей делему сексапильного и полового воспитания. Возможно обозначить возражение меж необходимостями подросткового возраста и классическим запретом бесед на “сексуальные” темы в семье. Это возражение имеет возможность привести к что, собственно что половое, сексапильное просвещение молодых людей станет протекать стихийным образом, под действием взоров сверстников и СМИ.

По сведениям изучений распространенности ПАВ между молодых людей, 18% периодически пьют спиртное, 52% – от варианта к случаю; 14% молодых людей курят периодически, 30% молодых людей случаются в пространствах досуга, где принято использование наркотических препаратов, а 83% информированы о пространствах распространения наркотических препаратов. Но лишь только любой 9-ый опекун ребенка понимает значимость трудности использования психоактивных препаратов (14% ответов) в воспитании малыша.

Для исследования индивидуальностей представлений об совершенной семье применялся способ незаконченных услуг:

Совершенная семейство – это, когда:

Безупречные опекуны – это те, которые:

Безупречные малыши – это те, которые:

Итоги изучения зарекомендовали, собственно что представления об совершенной семье у респондентов идентичны изнутри подборки. Главные категории, применяемые для описания совершенной семьи, относятся к области межличностных отношений. И опекуны, и малыши подчеркивают значимость осознания меж родственниками (“понимают приятель друга”) и единства семьи (“все вместе”). Есть малозначительные отличия при описании чувственного фона. Так, опекуны что, собственно что в совершенной семье – мир, а молодые люди сообщают, собственно что это семейство, где не бранятся.

Этим образом, по воззрению респондентов, совершенная семейство – это взаимопонимание меж членами семьи, единство, покой, приверженность, почтение и взаимопомощь. Принципиально, собственно что вещественные и общественные категории для описания совершенной семьи не применялись, т.е. респонденты не связывают довольство отношениями в семье с уровнем прибылей и общественным статусом.

В первую очередь, безупречные опекуны – это те опекуны, которые знают и обожают ребят, хлопочут о них. При данном с точки зрения опекунов, приоритетно осознание в семье, а с точки зрения молодых людей – приверженность и внимание.

Представления молодых людей об безупречных опекунах противоречивы. С одной стороны – это жесткие опекуны (подросткам выжны границы), с иной стороны – это опекуны, которые “не наказывают” (дети нуждаются в автономии и свободе). Эти противоречия вызваны психическими особенностями возраста.

Более всего рассогласования в группах опекунов и молодых людей в представлениях об безупречных ребятах. В представлениях молодых людей от безупречных ребят предполагается повиновение и поддержка опекунам. В представлениях опекунов, безупречные малыши почитают, знают зрелых. То есть, в представлениях об безупречных опекунах и ребятах имеет место быть двойной стереотип, свойственный для подросткового возраста. С одной стороны, молодые люди ждут чувственного тепла от опекунов, с иной стороны, сами нацелены на выполнение ролевых ожиданий, а не на доверительные дела.

Этим образом, последующее становление домашних отношений респондентами показывается до этого всего в укреплении домашних связей, развитии теплых доверительных отношений. Семейство выступает как мощнейший ресурс, дающий чувственную помощь и опору любому собственному члену.

Заключение

Предметом преподаватели как науки считается исследование процесса воспитания личности. В следствие этого педагогика имеет возможность рассматриваться как доктрина воспитания. Педагогика как практика изучения содержит долговременную ситуацию. Изучение считается главным методикой получения инфы.

В предоставленной работе мы обсудили: способы воспитания, почвы домашнего воспитания, средство воспитания и родительское общение как эффективное средство воспитания ребят.

Список использованной литературы

  • «Популярная психология для родителей» п/р А.А. Бодалева, М, 2004.
  • Азаров Ю.П. . «Семейная педагогика». М, 2005.
  • Антонов А.И., Борисов А.Л. Кризис семьи и пути его преодоления. — М., 1990.
  • Зацепин В.И. и др. Молодая семья. — Киев, 2005.
  • Игошвв К.Е., Минковский ГМ Семья, дети, школа. — М., 2004.
  • Капралова P.M. Работа классного руководителя с родителями. — М., 1980.
  • Корчак Я. Как любить детей. — М., 2003.
  • Кулик Л.А. , Н.И. Берестов. «Семейное воспитание». М, 2006.
  • Мантепчек Зденяк. Родители и дети. — М., 2004.
  • Минтоян АЛ. Потребительское поведение семьи. — М., 2003.
  • Мудрость воспитания: Книга для родителей — М., 2004.Нефедов В.И., Щербань Ю.Ю. Искусство воспитания в семье. — Минск, 2005.
  • Никитин В.П., Никитина Л.А. Мы, наши дети и внуки. — М., 2004.
  • Отец в семье: Книга для родителей. — М., 2003.
  • Подласый И.П. Педагогика. Учебник для вузов. М.. 2003 г.
  • Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию. — М., 2005.
  • Соловейчик СМ. Педагогика для всех. — М., 2004.
  • Сухомлинскип В.А. Родительская педагогика. — М„ 2005.
  • Точин А.Е. Трудовое воспитание детей в семье. — Минск. 2003.
  • Флейк-Хобсон К. и др. Развитие ребенка и его отношений с окружающими / Пер. с англ. — М.. 2003.
  • Шереги Ф.Э., Харчева В.Г., Сериков В.В. Социология образования. — М., 2000.