Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Место печатного журнала в канве технических решений

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

В 21 веке человек имеет большое количество способов провести свободное от занятий, работы время: подготовка к следующему заданию, просмотр телевизионных программ, прогулки на свежем воздухе, перерыв на кофе и беседу с коллегами на различные темы, пользование сетью Интернета для просмотра телепередач, радио и видеотрансляций, планирование дальнейшего отдыха на этот или другой отрезок времени (такой как отпуск), чтения новостей, отдельных статей и целых выпусков различных изданий (газет, журналов, книг) разных жанров. У всех свой подход к досугу, однако в жизни каждого человека большое место занимает чтение.

При проведении социологического опроса организацией Фондом Общественного Мнения (см. «Список использованных источников») о предпочтениях жителей России в выборе источников информации «Источники информации: предпочтения» было выявлено, что печатные издания (газеты и журналы) хоть занимают низкий уровень доверия людей среди других видов СМИ, однако для многих чтение является личным удовольствием, позволяющим погрузиться в стиль автора, жанра, описываемых эр и событий. Однако это относиться, по большей части, к изданиям литературно-художественного вида.

Существуют целые книжные клубы (официальные и неофициальные), книжные обозреватели для обмена мнениями, нахождения новых жанров, авторов, стилей, рекомендуемых к прочтению. У данных заведений есть свои печатные издания маленького тиража и узкой направленности.

Также чтение позволяет изучать техническую, научную литературу для получения определенных знаний и развития навыков.

Наступают случаи, когда читатель не знает, какие книги ему читать. Тогда его выбор падает на газеты, журналы, брошюры. И если существует классификация книг, то существует и их логическое сортирование.

Существуют свои печатные издания маленького тиража и узкой направленности у книжных клубов (официальных и неофициальных), где книжные обозреватели выпускают статьи и колонки для обмена мнениями, нахождения новых жанров, авторов, стилей, рекомендуемых к прочтению членам клуба. Также существуют издания большого тиража, направленные на широкий диапазон аудитории. Они присылаются почтой по подписке или покупаются в киосках и магазинах. Многие люди даже при наличии Интернета не могут себе представить свой идеальный день без прочтения я бумажного журнала или газеты. Причины у каждого читателя свои: нравится запах свежей бумаги и типографской краски, неприязнь к электронным носителям (неудобство функционала) и дань традициям.

Следует упомянуть о научной и технической, справочной литературе, направленной на получение определенных знаний и развития навыков.

В 21 веке большинство изданий выходят в электронном виде, однако продолжается выпуск и печатных экземпляров. В качестве тезиса об актуальности данной исследовательской работы будет приведено мнение участников социологического опроса о выяснении целесообразности прекращения производства печатных изданий на физическом носителе с точки зрения затраты ресурсов на печать и полного перехода в цифровое пространство. Для углубленного изучения был выбран один вид печатных изданий – журналы.

Для проведения исследования требуется выделить объект и предмет, а также составить план целей и задач:

Объектом исследования является история и технология полиграфического производства на примере печатных изданий (журналов).

Предмет исследования – определения места печатных изданий (журналов) в канве технических решений и среди других источников информации (видов СМИ).

Задачи:

  1. Сбор исторической справки о первых печатных изданиях (журналах). Определения их направленности, целевой аудитории, тиража и технологии производства.
  2. Изучение дальнейшего исторического пути журнала в 21 веке
  3. Обозначение наиболее популярных Средств Массовой Информации и определение позиции журнала среди них.
  4. Рассмотрение вопроса о переходе печатного издания в цифровое пространство. Преимущества и недостатков.

В заключении будут даны тезисы, предполагающие дальнейшее развитие журнала, что с ним произойдет.

ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1 Издательская деятельность (где и кем она осуществляется)

История каждого печатного издания связана с историей книгопечатания в целом, поэтому иногда будут предоставляться фрагменты информации, касающейся других печатных изданий преимущественно газет.

Первой газетой может именоваться французская «La Gazette», годом выпуска которого является 1631 год. Эта газета имеет не только титул самой первой газеты мира, но и звание самых знаменитых основателя и редактора. Ведь им являлся сам король Людовик XIII (см. рис. 1)

История газет и журналов: с чего все начиналось

Рисунок 1.Листок «La Gazette» и король Людовик XIII.

Насчет выхода первого журнала у историков и ученых существует множество версий. Большинство из которых имеют опору на факты различных временных вех истории человечества.

Первой версией является утверждение что «Библиотеку Фотуса», которую начали издавать в IX веке. Однако это рукописное издание, хотя и имело некоторые сходства с журналом, все же было адресовано одному конкретному человеку и не предназначалось для распространения.

По другой легенде, некий святой отец Жакоб мог заслужить титул создателя первого журнала, издавая в течение 10 лет издавал каталог книжных новинок французской столицы. Но каталог представлял собой лишь список, перечисляющий названия книг без каких-либо заметок автора, что делает его далеким от представления «журнала».

Следующим на роль издателя предстает житель Парижа Мезре. Король Людовик XIV подписал документ, разрешающий выпуск журнала, также в нем содержались требования, касающиеся оформления и содержания. Упоминается, что населению статьи обо сферах искусства и науки (медицина, астрономия, математика и физика) важны также, как и материал о политике. Как рекомендация приводилось использование иллюстраций. Однако был запрет на высказывание собственных взглядов и мнений, касательно вопросов политического уклада, религии и норм морали. Королем был установлен период выхода – раз в 15 дней или ежемесячно. Названием стало словосочетание «Литературный журнал», однако, проект не был реализован.

1665 год, спустя 2 года, Франция, смогла получить статус первооткрывателя журнала, выпустив «Journal des Savants» («Журнал ученых») (см. рис. 2). Издателем выступил член Парижского парламента, Дени де Салло, а основателем (проявителем инициативы) стал Жан-Батист Кольбер.

http://novoston.com/sites/default/files/news_img/user83/journal_savants1.jpg Colbert1666.jpg

Рисунок 2. Журнал «Journal des Savant» и Жан-Батист Кольбер

Очевидной предпосылкой для создания журнала послужило появление в 17 веке интеллектуальной среды, которая в истории оставила после себя название «Республика литераторов» или «Республика ученых». Данный термин имеет несколько вариантов интерпретаций:

1. Данным термином обещают появившихся новых форм общения европейской интеллигенции, кооторые взяли ориентир на использование антисхоластические методов познания.

2. Также так именуют интернациональное общество ученых, которые объединились для решения одной задачи – «поиска истины, свободной от догм устоявшейся религии».

Появились различные научные круги, способные к привлечению и сбору средств на издания (в том числе и периодические), что для той эпохи было невероятным событием. Издание сразу обрело большую популярность из людей, которые ощущали удивление, что такой эффективный метод продвижения и популяризации науки не был задействован раньше. В качестве олицетворения журнала как двигателя науки в массы можно привести следующие факты о структуре и содержании издания:

  1. Издатель следовал собственно разработанной программе и структуре издания, которая была опубликована в самом первом номере.
  2. Было обещано, что на страницах журнала будут публиковаться перечни всех книг, издаваемых как во Франции, так и во всей Европе. Причем это должен быть не просто каталог, а краткий обзор новинок.
  3. Журнал обещал чтить память ушедших из жизни ученых, писателей, философов, публикуя посмертно полные списки их достижений и работ.
  4. Были выделены блоки для опубликования статей об важных и повседневных открытиях, результатов опытов во всех сферах науки, новинок культурной жизни.
  5. Было найдено место в журнале для размещения решений цензурных комитетов известных университетов страны.

Также была налажена обратная связь с читателями. Редакция сразу обещала отслеживать письма подписчиков и публиковать самые интересные из них. В том числе приветствовались критические послания, касающиеся качества публикуемого материала.

Редактор привлек к работе над журналом светил науки, искусства, однако составление текста и его редактура проводилась самим редактором, что позволяло сохранить установившиеся стиль и точку зрения автор. В следующем году сплошной текст журнала разбавили иллюстрации, что вызвало увеличение количества читателей и «Journal des Savants» получил статус «еженедельного издания», чтобы доводить до своих читателей все свежие новости. Пример журнала оказался настолько заразительным, что к окончанию столетия во Франции издавалось свыше полусотни различных журналов в области науки и искусства

В Англии в том же 1665 году появляется журнал «Философские труды Королевского общества» под редакцией Генри Олденберга (см. рис. 3). Этот журнал, ставший официальным «представителем» Лондонского королевского общества, имел периодичность ежемесячного издания и был преемником и подражателем французского «Журнала учёных».

http://4.bp.blogspot.com/-1uQGUe42hvQ/VAQdEAJY1nI/AAAAAAAAdBE/QvkcWPIqNIg/s1600/somer16%2Bnettleton_tp.jpg https://blog.mimas.ac.uk/copac/wp-content/uploads/sites/12/2015/03/Image-1-Oldenburg.jpg

Рисунок 3. «Философские труды Королевского общества» под редакцией Генри Олденберга и Генри Олденберг

1668 год запомнился Риму как год создания первого итальянского журнала, когда редактор Франческо взял за образец французский журнал и создал макет для всех последующих итальянских литературных журналов. В 1679 году выпуск основоположника итальянской «школы журналистики» был прекращен.

Голландия, имеющая более мягкие требования цензуры, привлекала журналистов и работников прессы других стран Европы, где наблюдались строгие рамки цензуры, а многих издателей преследовали за публикацию критической информации. Влиятельный французский мыслитель, философ-скептик Пьер Бейль был вынужден за свои религиозные убеждения эмигрировать в Голландию. Там в 1684 году пои его инициативно начал печататься журнал, направленный на исследование литературы и философии, получивший название «Новости литературной республики». В предисловии к первому номеру Пьер Бейль писал о призвании журналиста, издателя, редактора, об их качествах. Издание Бейля имело широкий резонанс, утвердив авторитет редактора в европейских интеллектуальных кругах. Во Франции журнал подвергся жёсткой цензуре и был запрещен к печати, продаже, публикации. Из-за цензоров, резкости и критичности своего мнения, Бейль лишается должности профессора в голландском университете, имеет большое количество оскобленных своими текстами, из-за чего его здоровье ухудшается. Его последователь – Бонаж де Боваль продолжил издание журнала Бейля, сменив название на «Летопись творений ученых», который прошел обновление содержания, структуры и продолжил публиковаться вплоть до 1709 года, когда прекратил своё существование.

В 1688 году Жан Леклерк, идеологический оппонент Бейля, предпринял в Амстердаме издание журнала «Всеобщая историческая библиотека», который просуществовал пять лет и прославился тем, что уже в первых номерах Леклерк опубликовал обширные извлечения из основополагающего труда великого английского философа Джона Локка «Опыт о человеческом разуме», вызвав бурную полемику во многих странах Европы.

С 1672 году во Франции вел начало периодический журнал «Галантный Меркурий», в котором публиковались рецензии и критики различных литературных произведений, после него журналы данного содержания стали популярным и известным направлением в печати. Издателем считается Жан Донно де Визе, который известен как литературный противник Мольера. В первые годы журнал выходил нерегулярно, но с 1677 г. де Визе сделал это издание ежемесячным. Особенным успехом пользовался раздел новостей, который можно было назвать разделом светской хроники.

При наступлении эпохи Просвещения во второй половине 17-го века задачей просветительской журналистики стало исправление нравов общества посредством просвещения и развлечения. Поэтому язык просветительских изданий был простым и ясным, чтобы его могло понять, как можно больше читателей.

Серия памфлетов Свифта «Бумаги Бикерстафа» (1708-1709) определила форму нравоучительной журналистики Ричарда Стиля и Джозефа Аддисона (см. рис. 4).

https://artlit.club/wp-content/uploads/2017/04/3wk7o8u9ya-1.jpg

Рисунок 4. Исаак Бикерстаф (гравюра) и его памфлеты.

Свифту удалось создать запоминающуюся комическую маску Исаака Бикерстафа, имя которого стало нарицательным. Ричард Стиль, бывший в ту пору редактором официальной газеты, решил использовать созданную Свифтом маску для издания нового журнала в 1709 году.

Журнал Стиля под названием «Болтун» имел подзаголовок «Болтун Исаака Бикерстафа», который положил начало не только английской, но и всей европейской нравоучительной журналистике. Издание начиналось с обращения Бикерстафа, который предлагал читателю «поучительное и вместе с тем вызывающее на мысль чтение», которое «благодетельно и необходимо». Удачно найденная маска и точно выдерживаемая программа издания завоевала английского читателя. В 1710 г. издательским проектом заинтересовался Джозеф Аддисон. Он стал присылать в журнал свои статьи и эссе, таким образом найдя свое призвание. Так у Бикерстафа появился собеседник. Персонажи переговаривались текстами Стиля и Аддисона, посвящённым различным событиям жизни Лондона.

С приходом последнего качество публикаций возросло, многие его эссе до сих пор переиздаются и считаются образцами английской школы по написанию эссе. Структура «Болтуна» основывалась на одном эссе, являвшимся композиционным стержнем каждого номера. Помимо эссе, в номер включались также мелкие объявления и заметки, что имело место быть, так как «Болтун» имел период выхода три раза в неделю). В 1711 году авторы приостанавливают издание «Болтуна», однако в этом же году самый удачный журнал в творческом наследии этих Аддисона и Стиля – «Зритель». На этот раз была разработана целую галерею масок, членов небольшого клуба, которые проводили собрания, на которых поднимались вопросы и обсуждения на темы политики, литературы, философии, театра, светской хроники. Подлинной удачей стал образ «Зрителя» – сэра Роджера де Коверли, добропорядочного провинциального джентльмена, английского чудака, с любопытством вглядывавшегося в окружающий мир:

Тираж «Зрителя» вырос до 14000 экз., европейские читатели и читатели из ряда колонистов ожидали выхода нового выпуска. Дойдя до пика популярности своего издания, Аддисон и Стиль, как верные последователи избранной издательской стратеги, сменили литературные маски. «Зритель» просуществовал два года – всего вышло 555 номеров, в последнем номере было объявлено о неожиданной женитьбе одного из персонажей и о скоропостижной смерти другого. Круг клуба распался, а вместо «Зрителя» в 1713 г. появилась новая маска и новый журнал «Опекун», который имел почти такой же успех, однако просуществовал около года, после чего издательский тандем распался. В 1714 г. Аддисон в одиночку продолжил выпуск журнала «Зритель», но довел его только до 635-го номера.

Влияние «Зрителя» и других аддисоновских журналов на развитие английской и европейской журнальной традиции было феноменальным.

Только в Англии количество подражаний исчислялось десятками.

Во Франции журналистские идеи Аддисона и Стиля использовались Пьером де Мариво и аббатом Прево. В таких журналах Мариво, как «Французский зритель» (1722-1723), где само название отсылает к английскому «Зрителю», заметно стремление познакомить французского читателя с английским культурным кодом. Мариво не был подражателем – его язык был богат метафорами, неологизмами за своё новаторство был удостоен названия «мариводаж». В свою очередь, творчество Мариво имело большой успех в Англии. (см. рис. 1.4).

https://kbimages1-a.akamaihd.net/5b06c32c-3045-4f88-98d8-fe7930dca365/1200/1200/False/la-double-inconstance-9.jpg

Рисунок 5. Пьер де Мариво

Антуан Франсуа Прево (см. рис. 1.6), чьи работы были подписаны псевдонимом «аббата Прево», также внес свой вклад в развитие французской журналистики. Вынужденный с 1728 по 1734гг. скрываться то в Англии, то в Голландии Прево познакомился с методами и приемами английской журналистики. В 1733 г. Прево в Лондоне основал по образцу «Зрителя» еженедельный журнал «За и против» 1733-1740 г. Он создавался в Англии, но распространялся в Париже, стал заметным явлением в журналистском мире Франции. Само заглавие журнала Прево манифестировало приверженность к объективности.

Достоверность и надежность информации, качество критических выступлений внушали доверие. Сам Вольтер добивался того, чтобы рецензии на его произведения помещались в журнале аббата Прево.

https://www.peoples.ru/art/literature/prose/roman/prevost_dexiles/BZnPw0lFUMwTO.jpeg

Рисунок 6. Антуан Франсуа Прево

В Германии линия английской просветительской журналистики была продолжена такими нравоучительными изданиями как «Разумник», (1713-1714), «Веселая молва» 1718, «Беседы живописцев» (1721-1723), швейцарских издателей Бодмера и Брейтингера и выступающим против них журналом Готшеда «Честный человек» (1728), «Вольнодумец» (1745), «Ипохондрик» (1762). Особое место в немецкой журналистике занял журнал «Гамбургская драматургия», который издавал Г. Э. Лессинг. Лессинг выступал за создание национального театра и писал, что его журнал будет критическим перечнем всех пьес, которые будут ставиться на сцене и будет следить за каждым шагом, который будет совершать на этом поприще искусство поэта и актера. Если хотят развить вкус у человека, наделенного здравым смыслом, то нужно только объяснить, почему ему что-нибудь не понравилось. Задачей журнала стало формирование театрального вкуса нации, и, хотя издание просуществовало всего два года (1767-1768) ему было суждено выйти за рамки простого журнала. «Гамбургская драматургия» стала крупнейшим памятником эстетической мысли немецкого Просвещения.

В России Феодальное общество еще не нуждалось в регулярных оперативных источниках передачи информации. Ограничивались деловой перепиской. Поэтому в России полноценные СМИ появились только в начале 18 в. Первое время они имели мало влияния на жизнь россиян, мало места в их жизни, однако спустя время смогли превратиться в полноценные СМИ (как в Англии и Франции), но для этого потребовалась монополия государства (которую представляла Академия Наук), которая продержалась в течение и лишь в конце пятидесятых годов XVIII в. Впервые передала печатное издание в частные руки.

Первая российская газета “Куранты” (1621 г.) была рукописной. Их по-другому называли “Вестовые письма”. Газета имела вид деловой переписки, имела очень малые тираж и период выпуска – несколько экземпляров 2-4 раза в месяц. Информация в них предназначалась для очень узкого круга читателей – царя Алексея Михайловича и его приближенных. Она содержала выборочные сообщения на темы дипломатии, военных дел, придворной (светской) хроники, вопросов торговли с вырезками из изданий Швеции, Германии, Польши (Речи Посполитой), Голландии.

Первой газетой, имеющей предпосылки стать изданием английского и французского образца можно назвать “Ведомости” (декабрь 1702-1727), которые выпускались по инициативе и при полном контроле государства и правительства. Утверждена и создана по Указу Петра Первого в качестве русского аналога зарубежных газет (во время Заграничных посольств). Сам царь принимал участие в процессах сбора, редактуры и подаче материала для газеты, неся цель пропагандирование внешней и внутренней политики государства на примере Северной войны. Тираж был непостоянный и варьировался от десятков до тысяч экземпляров. Обладала такой же непостоянной периодичностью: в 1703 – 39 номеров, в 1705 – 46, а в 1718 – всего один выпуск. С 1715 г. “Ведомости” выходят и в Петербурге. А с 1719 г. зоной распространения газеты является только в Санкт-Петербург. Газета пои структуре напоминала брошюру или тетрадь и состояла из восьмой доли листа. Количество страниц менялось в зависимости от номера – от 2 минимально до 22 максимально. Главное место занимала информационная часть (о событиях в государстве) и официальные сообщения касательно каких-либо событий. В газете рассматривались различные темы – от судостроения до светской хроники, однако большой популярностью не обладала и спустя 2 года от смерти Петра Первого выпуск газеты был прекращен.

С 18 века «Санкт-Петербургские ведомости» (1727-1917) были первой газетой, которую стала издавать Академия Наук, беря за основу принципы немецкой «школы.» Газета имела достойную периодичность: в 1727 г. имела статус еженедельной, а с 1728 г. стала выпускаться два раза в неделю. Тиражом была внушительная цифра в 3-4 тысячи экземпляров. Основными жанрами охватываемых газетой материалов были информационные заметки, публикация писем, в некоторых материалах уже образовывались элементы зарисовок и репортажей. Многое являлось переводом из иностранных источников. На страницах газеты отсутствовал политический анализ, а только официальная хроника Академии Наук. Особое место занимали сообщения о готовящихся к печати и уже вышедших произведениях. Основными фигурами в издании являлись редактор и переводчик, который переводил немецкое издание на русский язык (обе версии существовали параллельно), при переводе которой находилось большое количество иностранных терминов, имевших непонятное значение для читателей, поэтому с самого начала печати русского издания раз в месяц стали выпускать “Примечание”, которое стало справочным приложением для читателя. Однако данное приложение превратилось в отдельный журнал “Примечание” с периодичностью раз в месяц, где печатались различные статьи научно-популярного жанра, стихи и многие другие материал, а пояснения терминов стали давать не в отдельном приложении, а прямо на страницах газеты. В 1914 году газета была переименована в “Петроградские ведомости” и в 1917 г. закрыта.

“Московские ведомости” (1756-1800) вторая газета в России, которая стала аналогом «Санкт-Петербургских Ведомостей», издавалась по личной инициативе Ломоносова. Имела тираж в 600 экземпляров. Объём газеты составлял 8 страниц, где публиковались материалы о деятельности Московского университета, о жизни студентов и профессоров разных факультетах, о разработках ученых в различных научных сферах, о торжественных событиях. Также использовалась как брошюра, предоставляющая информацию о курсах, предметах, факультетах, диссертациях, которые защищали студенты и какие оценки получали.

В дальнейшей истории, газеты в России имели меньшую популярность, уступая журналам, кооторые становились достоянием некоторых литературных, культурных, идеологических, интеллектуальных клубов и кружков, где публиковались различные литературные произведения: стихи, очерки, рецензии, критика политических решений правительства. Со стороны государства в ход пошла цензура, которая оказывала серьезное влияние на “лицо” прессы, загоняя оппозиционное мнение в сферу нелегальной (подпольной). В цензурной версии изданий можно было писать о прошлом, но избегать тем настоящего времени, в особенности революционные события. В силу этого в России литературные художественные произведения и критические статьи о них, рецензии на долгое время стали важнейшими публицистическими жанрами как в XVIII, так и в XIX вв. А эти жанры были более свойственны журналам. Не способствовал популярности газеты и транспорт, технические возможности типографий, невозможность издания доходных газет, неграмотность большинства населения, ориентированность российской экономики на натуральное хозяйство – все это препятствовало проникновению газеты в российскую жизнь и давало преимущество журналам, особенно энциклопедическим, литературно-художественным.

В течение всего XVIII в. газеты были еще не ежедневными и “газетами” еще не назывались. Еще не оформилось четкое разделение терминов “газета” и “журнал”. Это произошло лишь в 1840 г., когда В.Г.Белинский (см. рис. 1.6) обратил на это свое внимание и дал определение каждому из этих типов периодических изданий.

http://kleinburd.ru/news/wp-content/uploads/2020/01/1-5-1.jpg

Рисунок 7. В.Г. Белинский

“Примечания” (1728-1742) можно честно назвать первым журналом в России. Имел полное название – “Месячные исторические, генеалогические и географические примечания в Ведомостях”. Это первое научно-популярное и литературное издание России журнального типа. Выпускался в течение 15 лет с периодичность раз в месяц и на двух языках – немецком и русском. Большинство статей были продолжением уже опубликованных статей “Санкт-Петербургских ведомостей”. Для сохранения связи между текстами, на полях печаталась ссылка на выпуск газеты, где было опубликовано начало статьи. Позднее тематика расширяется и затрагивает большее количество тем, которые имеют мало что общего с идейным содержанием газеты. Начинают печатать произведения поэта, который упоминался в “Санкт-Петербургских ведомостях”, или стихи на аналогичную газетной публикации тему. Затем в журнал просачиваются произведения жанра «проза». Связь журнала и литературы постепенно крепнет. И в 1741 г. здесь печатаются оригиналы и переводы од М.В.Ломоносова, оригиналы текстов античных поэтом, кооторые разбавляются сообщениями и статьями из сфер научной деятельности – физики, математики, астрономии, философии, химии, естествознания, По мнению современников, “Примечания” были превосходным научно-популярным изданием. В нем была помещена первая печатная рецензия на русском языке на книгу по экономическим вопросам. Журнал пользовался популярностью, создавая большой спрос, почему и был удостоен двойного переиздания, однако в сокращенном виде.

Журналы Академии наук. В 1755-1796 гг. Академия Наук была не только центром научного развития России, но и средоточием культурной, литературной – и, говоря в целом, – творческой мысли. В том числе и журналистики. Поэтому не удивительно, что в эти годы она издавала несколько научно-популярных и литературных – “толстых” журналов.

“Толстый” журнал – очень характерное для России явление. Он традиционно был популярен в России на протяжении всех трех веков ее журналистики. Он представлял собой совмещенную версию газеты, журнала, сборника литературных произведений (как лирических, так и прозаических жанров.) и статей, что придавало журналу характер энциклопедии и соответствовало вкусам читающей публики. Кроме того, такое содержание и почти книжный объем (более 10 печатных листов – т.е. 220 страниц) позволяли обходить ограничивающие рамки цензуры, так как проверке подлежали издания меньшого объема.

Среди всех журналов, которые выпускала Академия Наук можно выделить 3 самых значимых:

“Ежемесячные сочинения к пользе и увеселению служащие” (1755-1754);

“Академические известия” (1779-1781);

“Новые ежемесячные сочинения” (1786-1796).

Все издания выполняли задачу повысить популярность науки среди русского круга читателей, а также привлечь к себе внимание людей, обладающих способностями к литературному творчеству. Самыми заметным из них были:

“Ежемесячные сочинения к пользе и увеселению служащие” (1755-1754) стали издаваться по инициативе М. В. Ломоносова. Первым редактором был редактор “Санкт-Петербургских ведомостей” являлся Г.Миллер. Здесь печатались известные русские писатели А. Сумароков, В. Тредьяковский, М. Херасков, И. Елагин и другие. Здесь также печатались статьи на тему экономики, торговли, литературы и искусства. Значительное место имеют статьи на историческую тему и исторические справки (сводки). В основном материал журнала составляй переводы текстовых работ зарубежных авторов в сфере литературы и наук. Отдельно стоит упомнить большое количество переводов зарубежных сатирических изданий В частности, переводы Вольтера. Печатаются рецензии на театральные постановки и новые книги.

Ломоносов и научная журналистика. Ломоносов сыграл одну из главных ролей в становлении российской журналистики – и не только научной сферы. Он работал, как переводчик (тогда это считалось одной из важнейших журналистских профессий в Российской Империи) и как редактор. В 1748 г. Ломоносов был назначен литературным редактором в отдел переводов газеты “Санкт-Петербургские ведомости”, но фактически становится её редактором, в должности которого стремится к расширению отдела гражданских новостей и статей об отечественной науке, изложению материала ясно, четко и оперативно. Благодаря его деятельности удобочитаемость текстов газеты заметно улучшилась, отличаясь четкостью языка. Он вписал свое имя как один из первых теоретиков журналистики, сформулировав в своей статье “О должности журналистов” (1754) важные требования к деятельности работников прессы. Среди них – добросовестность и объективность при освещении научных достижений и деятельности ученых, уважение к их авторитету, тактичность, умение ценить и уважать чужое мнение и не спешить с осуждением научных гипотез. Высказался он и о недопустимости плагиата – то есть присваивании себе чужих высказываний, мыслей, текстов.

Первым частным журналом в истории России принято считать «Трудолюбивую пчелу», который вышел в свет в 1759 году. Появлению частных журналов способствовал переход от салонного ограниченного устройства литературных кругов к массовым, публичным. Множество рукописных изданий было написано членами различных сообществ, объединивших интеллектуальнее слои российского общества. Однако выпускникам высших образовательных заведений данный ход развития показался слишком медленным, и они стали искать новые пути для развития журнала и начинают издавать свои литературные журналы с проведением различных экспериментов (далее даны самые значительные издания):

  1. “Праздное время в пользу употребленное” (М.,1759-1760);
  2. “Трудолюбивая пчела” (СПб., 1759);
  3. “Полезное увеселение” (М.,1760–1762);

“Праздное время в пользу употребленное” (СПб., 1759-1760) – журнал, имеющий периодичность выхода раз в неделю и тираж в 600 экземпляров, издавался силами преподавателей Сухопутного дворянского корпуса Петербурга. Редактированием издания занимался преподаватель П. Пастухов. Главной тематикой и направленностью издания являлись развитие морально-нравственного строя в обществе, неся цель донести до общества (в особенности, молодёжи) о качествах добродетели: о надежде, об успокоении совести, о чести, о душевном спокойствии, о молчаливости. Публикуются “разговоры в царстве мертвых” великих мудрецов древности, а также статьи на историческую тему. Редактор считал, сатира должно быть направлена на определённое явление, а не конкретное лицо, поэтому и были выделены три основных порока: честолюбие, сребролюбие и сластолюбие. В журнале отводится место для переводов текстов английского сатирического журнала “Зритель”. Вторая жизнь приходит к журналу после начала публикации в нем работ Сумарокова после закрытия в 1760 году журнала «Трудолюбивой пчелы». На страницах издания печатаются эпиграммы, притчи, стихи и песни, прозаические произведения, в которых высказывалось недовольство вкусами иностранных авторов, а не русских. Однако, по неизвестным причинам (предполагаемая – недовольство правящего слоя) в конце 1760-го года журнал был закрыт.

Описанная выше “Трудолюбивая пчела” (СПб., 1759) являлась первым частным журналом, выходящим раз в месяц и издающимся тиражом в 1200 экземпляров по инициативе А.П.Сумароковым, который выбрал тематику своего журнала как литературную. Аллегория в названии создавала девиз для читателя, который должен с трудолюбием пчелы изучать материал журнала, который тщательно отобран, отредактирован и подан четким языком для более ясного понимания и просвещения. Журнал критиковал деятельность правительства и поступки придворной знати (в частности, “клику Шувалова-Воронцова”), проводил расследования о коррупции, взятках и любви правящего класса к роскоши. Редактор от лица журнала выражал симпатии не правящей императрице Елизавете, а попавшей в опалу княгине Екатерине, которая вскоре стала императрицей. Журнал печатает сатирические очерки, притчи, эпиграммы, в которых рассуждает о судьбе России, театра, протестует против крепостничества и разбирает вопросы русской литературы. Журнал был закрыт в декабре 1759 г. из-за финансовых трудностей.

“Полезное увеселение” (М.,1760-1762) – заслуживает звание наиболее значительного журнала среди всех изданий того времени. Сначала имея еженедельный, а затем ежемесячный период выхода он выполнял свою главную задачу – защита добродетели, осуждение пороков, увеселение публики. Журнал сугубо литературный, причем преобладают стихи пессимистического толка. Один из любимых мотивов – тема бренности жизни. Придерживается умеренно-консервативного направления. После восшествия Екатерины II на престол журнал перестал выходить по решению издателя.

Журнальная периодика: журналы, как правило, издавались частными лицами. В начале XIX в. возникло много новых изданий – около 70. Тиражи отличались небольшим количеством – от 600 до 1000 экземпляров. Существовала систему перекупки или сдачи журналов в аренду, что можно объяснить особенностями российского законодательства, который после Декабрьского восстания запрещал создание новых периодических изданий. Вот и приходилось энтузиастам журналистики искать хиреющие издания, находящиеся под угрозой прекращения выхода, и приобретать право на их издание у бывших владельцев. Но этот процесс характерен для 30-50 гг. Наиболее уважаемым и авторитетным изданием начала века был журнал “Вестник Европы”.

“Вестник Европы” (1802-1830). Этот журнал сыграл значительную роль в развитии отечественной журналистики. Это тоже европейский тип издания – профессионально сделанный журнал. Его первый издатель И. Попов пригласил Н.М.Карамзина на должность редактора, чей опыт издания “Московского журнала” дал ему высокую заработную плату, совершив переход к переломному моменту превращения журналистики из любительского занятия в профессию. Первоначальный тираж в 600 экземпляров пришлось увеличить вдвое – популярность его была весьма велика. С 1811 г. редактором стал М.Каченовский журнал потерял свою оригинальность и стройность, лишился направленности, стал сухим научно-литературным изданием, стоящим на позициях классицизма. Тем не менее в “Вестнике Европы” дебютировали молодые поэты Пушкин, Грибоедов, Пущин, Дельвиг и другие.

Стоит отметить вклад в журналистскую деятельность А.С.Пушкина, который в 1836 г. стал издавать свой литературный журнал – “Современник”. Он мечтал об общественно-политическом издании, но цензура не допустила осуществление данного проекта. В “Современнике” публиковались русские авторы, поднимались вопросы гражданской мысли и ответственности, справедливости, свободомыслия.

С приходом 20-го столетия в истории как мира, так и России происходят множественные изменения. Случаются Революции, монархические и феодальные режимы переживают падение, уступая место классовому разделению и социалистическим партиям. Революционные изменения происходят не только в гражданской жизни, но и в промышленности. Создаются новые машины, значительно упрощающие процесс изготовления большого спектра продукции.

Типографическая продукция не стала исключением. Появление новых технологий производства позволило периодическим изданиям стать доступнее для народа, более дешевыми в производстве при увеличении тиража (выхода). После Первой Русской Революции 1905-1907 годов появляется много новых партий и изданий (брошюр, газет и журналов), которые предназначались для богатых и бедных слоев населения и представляли собой агитационные материалы для поддержки той или иной партии.

После Великой Октябрьской Революции 1917 года журнал уступили первенство газетам, материал которых был направлен на продвижение курса партии. Данная тенденция происходила до наступления периода «оттепели», когда в большом количестве стали выпускаться журналы, которые стали терпимее, человечнее, а их тематика приблизилась к реальной жизни. Разрешалось публиковать произведения, поднимающие проблемы нравственной составляющей, а не переполненную идеологией схему жизни. Как напоминание из прошлого, широкое распространения снова получили «толстые» журналы, такие как «Новый мир» Твардовского.

В эпоху «перестройки» Горбачёва допускается печать и публикация произведений и материалов ранее запрещенных. Все средства массовой информации используются как средства для продвижения курса гласности и перестройки. Ярким примером можно назвать журнал «Огонек» (см. рис. 1.6.)

http://yourpresentperfect.ru/wp-content/uploads/2014/11/Ogonek-3JAN1988.jpg

Рисунок 8. Журнал «Огонек»

1.2.Технология производства печатных изданий (газет, журналов)

В начале стоит изложить кратко, через какие этапы и отделы издательства проходит работа, которая станет книжным изданием.

Автор составляет рукопись, подбирает графические материалы и несёт их в редакцию издательства, где работа попадает в корректорский отдел, где специалист под названием «Вычитчик» проводит первую вычитку полученного текста, проверку на содержание ошибок, деление на главы и литературное редактирование, при необходимости происходит набор текста и корректура набора (орфография, пунктуация и др.)

Следующий этап можно назвать версткой (иногда уместнее использовать название макетирование). Работа переходит в отдел дизайна, где верстальщик в графическом редакторе или программе верстки создает дизайн-концепцию, внутреннее и внешнее оформление будущего книжного издания. Выбирается и создается обложка (твердая или мягкая, суперобложка или нет), определяется вид переплета, располагается текстовый материал и графические изображения. Производятся верстка макета и создание оригинал-макета. Дизайнер выписывает спецификацию (паспорт), в котором обозначает издание, гарнитуру и кегель набора, значения интерлиньяжа, вид печати и виды отделки: тиснение фольгой и т.д. По ним делается печать сигнального (пробного) экземпляра и сигнал проходит вторую корректуру на наличие ошибок, не выявленных во время вычитки и первого корректуры.

Дальнейшим шагом после коррекционного процесса следует отправление сигнала в типографию для приладки оборудования и печати сигнала на месте, происходит проверка всей работы, прочитка и редактура типографским корректором, исправление найденных ошибок и работа отправляется обратно в издательство на утверждение корректору, курирующему данный проект в издательстве.

По утвержденным макетам и сигналам создается получение (печать) печатной формы, которая является носителем будущего оригинала.

По ней изготавливается спусковой макет (или спуск полос) – расстановка страниц издания на монтажных листах с таким расположением, чтобы после всех печатных процессов (фальцовки, брошюровки и обрезки листов) получилась единая книга с правильной расстановкой нумерации страниц.

Затем полученные материалы отправляются на следующий этап: «Печать», где происходит печать пробного небольшого тиража продукции на проверки настройки оборудования. В дальнейшем, происходит печать полного тиража, и полученная продукция идет на этап «После печати», где журнал проходит через биговку, сшивается, и лакирование определённых областей, если они предусмотрены.

1.3. Изготовление спускового макета

Отдельного внимания заслуживает один из начальных этапов создания журнала, а именно создание спускового макета.

Существует два способа изготовления спускового макета:

  1. Электронный – верстка происходит в специальной программе с последующими печатью и после печатной обработки.

Для изготовления необходимо программное обеспечение. Существуют программы верстки (по типу QuarkPress) (см. рис.), где вручную пользователей добавляет необходимые шкалы и показатели, линии сгиба и реза вместе с другими вспомогательными показателями.

Имеет следующие преимущества: уменьшенную копию можно распечатать или продемонстрировать прямо с экрана ещё до вывода пленок.

Электронный – верстка происходит в специальной программе с последующими печатью и послепечатной обработкой.

Для изготовления необходимо программное обеспечение. Существуют программы верстки (по типу QuarkPress) (см. рис. 9), где вручную пользователь добавляет необходимые шкалы и показатели, линии сгиба и реза вместе с другими вспомогательными показателями.

Имеет следующие преимущества: уменьшенную копию можно распечатать или продемонстрировать прямо с экрана ещё до вывода пленок.

Есть и другие специализированные программные средства, которые являют собой дорогостоящие и серьезные приложения, позволяющие превратить спуск полос в почти автоматизированный процесс, имеется широкий набор готовых шаблонов спуска, но все равно придется провести коррекционную работу.

И это не единственный недостаток электронного спуска полос, также присутствуют:

- Увеличение сроков выполнения допечатной процесса

- Увеличение ответственности за потенциальные ошибки в процессе монтажа

- Если будет обнаружена ошибка при проверке готовых форм работник вынужден совершить перевыпуск не одной полосы с ошибкой, а всего спуска монтажа.

Но в то же самое время отказ от ручного монтажа в пользу компьютерного несёт в себе следующие возможности:

- Экономия средств на оплате процесса монтажа

- Гарантия точности приводки, которое определяет качество выводного устройства;

- Исключение потенциальных случайных ошибок, связанных с человеческим фактором

- Сокращение сроков выполнения работ

- Повышение качества полиграфической продукции

- Уменьшение количество задействованного оборудования

- Возможность объединения функций программного средства с функцией ручного традиционного спуска.

https://konspekta.net/mylektsiiru/baza13/280298577588.files/image010.png

Рисунок 9. Программа QuarkPress

  1. Вручную – в последнее время чаще всего используется в специализированных учебных заведениях для демонстрации студентам наглядной демонстрации процесса данной работы в допрограммный период, а также для отработки полученных навыков и усвоения знаний. Но и в рабочих условиях присутствует в типографиях для расчётов, проверок и в качестве рабочего прототипа для видения созданного спуска полос «во плоти» с возможностью внесения корректировок.

Для изготовления необходим лист формата А2 (также выполнение возможно на формате А3, в зависимости от условий может подойти и формат А4, но требуется перерасчёт формата издания, размера полей и перевод значений). В данной исследовательской работе будет продемонстрирован способ создания спускового макета с использованием формата А4 развернутый (см. рис.10) и сложенный в книжный блок (см. рис. 11)

В данном примере, рассмотрен вариант 16-ти страничного книжного блока, полученного при совершении 3 сгибов и имеющий название «Спусковой макет с перпендикулярным фальцем». Имеет следующие параметры:

Размеры полей: верхнее поле равно 10 мм, корешковое поле: 8 мм, внешнее поле: 10 мм, нижнее поле: 14 мм.

Формат полосы набора: 200*134 мм.

004003

Рисунок 10. Спусковой макет формат А4(лицо/оборот)

006001

Рисунок 11. Спусковой макет формат А4, сложенный

Здесь: лист формата А4 являет собой формат печатного листа с бесшвейным видом соединения.

При изготовлении необходимо указывать:

- Раскладку в корешке – размер корешковых полей двух смежных полос

- Раскладка в головке (ставится с учетом линии обреза)

- Описать спецификацию (что дано, зачем это нужно и чем обоснован выбор тех или иных переменных в параметрах).

1.3.1.Печатная форма

Печатная форма – это пластина, состоящая из светочувствительного фотополимера, с помощью которой изображение наносится на печатный материал, запечатываемый материал. Чаще всего одноразовые, но существуют отдельные виды, такие как флексограммы, которые выдерживают прокатку 5-6 повторных тиражей.

Печатная форма является носителем будущего оригинала и как носитель цвета, для каждого цвета, что для системы CMYK, что для RGB, что для Pantone изготавливается своя печатная форма, для разных видов бумаги изготавливается отдельная печатная форма.

Для изготовления в современных допечатных процессах офсетных печатных используются технологии: «компьютер –фотоформа», «компьютер-печатная форма» и «компьютер-печатная машина».

  1. Технология «компьютер - фотоформа» (см. рис. 12) включает следующие действия:

- Пробивка отверстий для штифтовой1 приводки на фотоформе и формной пластине с помощью перфоратора

- Форматная запись изображения на формную пластину путем экспонирования фотоформы на контактно-копировальной установке

- Обработка (проявка, промывка, сушка, покрытие защитного слоя) экспонированных формных копий в поточной линии

- Контроль качества и техническая корректура

- При необходимости дополнительная обработка

- Термообработка в печи для обжига

Рис. 1. Схема процесса изготовления офсетных форм по технологии «компьютер — фотоформа»

Рисунок 12. Схема процесса изготовления форм по технологии «компьютер-фотоформа»

  1. Технология «компьютер – печатная форма» (см. рис. 13) включает следующие действия:

- Передача цветового файла с содержанием данных о цветоделенных изображениях полноформатного печатного листа в растровый процессор

- Автоматическая загрузка формной пластины в формовыводное устройство

- Обработка цифрового файла (прием-интерпретация-растрирование с данной линиатурой и типом растра)

- Поэлементная запись изображений на формной пластине путем экспонирования

- Обработка формной копии

- Корректура и контроль качества

- При необходимости дополнительная обработка

- Термообработка

- Пробивка штифтовых отверстий

Рис. 5. Схема процесса изготовления офсетных форм по технологии «компьютер — печатная форма»

Рисунок 13. Схема процесса изготовления форм по технологии «компьютер-печатная форма»

  1. Технология «компьютер – печатная машина» (см. рис. 14) включает следующие действия:

- Передача цифрового файла с данными цветоделенных изображений

- Обработка файла в РИП

- Поэлементная запись на формном материале, который размещен на формном цилиндре цифровой печатной машины

- Печать тиражных оттисков

Рис. 9. Схема процесса получения офсетных печатных форм по технологии «компьютер — печатная машина»

Рисунок 14. Схема процесса изготовления форм по технологии «компьютер-печатная машина»

Фотоформы также делятся по видам, в зависимости от требований и способа технологического процесса

Печатные формы отличаются и зависят от способа печати. Например, формы офсетной плоской печати отличаются от высокой и глубокой печати по двум основным признакам:

  1. Отсутствие геометрической разницы в высоте между пробельным и печатающими элементами
  2. Наличие различий в физико-химических свойствах поверхности пробельных и печатающих элементов.

ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЙ ЖУРНАЛ В 21 ВЕКЕ

2.1. Современный мир журнала

К 21 столетию издание журналов, газет и других печатных изданий превратилось в отдельное дело, ячейку частного бизнеса с наличием большого количества профессий и специальностей со своими принципами работы. Дело, где активно происходит эволюционный процесс, делающий характер и облик журнала далеким от изначальных идей и проектов. Несмотря на уход в частный бизнес, контроль государства не исчез, сформировав как сектор государственного контроля над прессой и другими источниками информации сферы медиа (цензура), так и ряд печатных изданий, передающих точку зрения правительственных органов, получающих финансовую и покровительствующую поддержку со стороны государства. Меняются принципы работы: периодическим изданиям вместо людей, пишущих обо всем (универсалов), стали необходимы люди, имеющие узконаправленные знания в отдельных сферах жизни, а частным изданиям для функционирования требовались фотографы, дизайнеры, рекламщики и менеджеры. Возникали проблемы подготовки кадров, которые решались разными подходами: учеба и практика в работающих редакциях или в особых специализированных учреждениях. Последним методом своё имя в историю вписал Джозеф Пулитцер в 1916 году открывший журналистскую школу в Колумбийском Университете Нью-Йорка (см. рис.15). Позже такие школы стали появляться в Англии, Германии и других странах.

https://content.money.com/wp-content/uploads/2017/01/columbia-university.jpg?quality=85 https://img-gorod.ru/upload/iblock/ac1/ac1dd21efffe0d9d8fa293db3145bd46.jpg

Рисунок 15. Колумбийский Университет Нью-Йорка и Джозеф Пулитцер

20 век принес в мировой уклад новые условия. Появились идеи «глобализации» ‒ процесса, объединяющей все государства в одно, с слиянием культур и народов (как последствие – появление всемирных, глобальных печатных изданий). Широкое распространение получили технологии в области телевидения, которые изменили подачу материала, дизайн рекламы. Первыми модель изменили газеты. Они стали использовать многоцветную печать, запоминающуюся графику, разделение газеты на несколько отдельных тематических блоков, сокращение размера статей и преобладающее использование развлекательного материала.

Журналам также пришлось предпринять шаги к адаптации, чтобы сохранить место на рынке. Четкое разделение на блоки произошло как в структуре отдельных изданий, так и во всей сфере. Так появились гибридные формы изданий, журналы: «новостей», «мнений», дайджесты и др.

Многие из них остались и популярны до сих пор. Известный всем «Time» Генри Люса и Брайтона Хэддена в 1923 году (см. рис. 16) стал первым «журнал новостей», ставший также первым гибридным изданием, совмещая газетную подачу материалы с уделением внимания хроникально-документальному изобразительному ряду. На сегодняшний день, «Time» является международным изданием, имеет тираж в несколько миллионов экземпляров.

https://mikemcclaughry.files.wordpress.com/2013/09/henry-luce-in-1954.pngБрайтон Хэдден в 1928 году

http://img.timeinc.net/time/magazine/archive/covers/1923/1101230331_400.jpg

Рисунок 16. «Time», Генри Люс (справа) и Брайтон Хэдден (слева)

«Журнал мнений» следует традициям и обращается к узкому, но устойчивому кругу читателей. Лучшим журналом в 20 веке принято считать «The New Yorker» Гарольда Росса, созданный 1925 году (см. рис. 17). Вначале пути журнал пытался привлечь широкую аудиторию, используя статус издания как «утончённого городского юмора» и новую эстетику журнализма. Сейчас журнал сохраняет верность своим традициям и представляется как символ хорошего вкуса, имеет тираж около 800000 экземпляров. «The New Yorker» и другие журналы мнений смогли обеспечить конкуренцию технологии телевидения из-за привлечения к себе внимания определённой аудитории, которая осталась недоступна для ТВ из-за малочисленности и/или специфичности.

https://i.pinimg.com/736x/92/2e/17/922e171bf17dde520d86f252d8726234.jpghttps://alchetron.com/cdn/harold-ross-f8e2b3c2-1298-43d8-a0fd-7ea5cbfec7c-resize-750.jpeg

Рисунок 17. «The New Yorker» и Гарольд Росс.

Итогом появления гибридных форм журналистики является появление изданий-дайджестов, кооторые резюмируют и печатают отдельные фрагменты других периодических изданий. Первопроходцем является «The Reader’s Digest» Де Витта Уоллеса 1922-го года (см. рис. 18). На данный момент издание попадает в список 11000 изданий, печатающихся в США, имеет тираж около десятка миллионов экземпляров, а сам журнал имеет переводы на многих языках мира.

https://i.pinimg.com/736x/ce/26/8c/ce268cf58bda8151622c943be6ee6c0b--readers-digest-flappers.jpghttps://s3.amazonaws.com/s3.timetoast.com/public/uploads/photos/2104989/8476-DeWitt_Wallace_and_Lila_bio.jpg

Рисунок 18. «The Reader’s Digest» и Дэвид и Лила Белла Уоллес

Такая краткая сводка по зарубежным (в частности, американским) журналам. Для сбора более узко специализированной информации ниже будет представлена информация о рынке печатных услуг России. В начале 21 века журналы до сих пор считаются очень популярным средством массовой информации их существует огромное количество: различных форматов, видов, тематик, рассчитанных на многочисленную аудиторию (которые способны удовлетворить потребности каждой возрастной и социальной группы) (см. рис. 19).

https://vchemraznica.ru/wp-content/uploads/2017/03/maagaz11.jpg

Рисунок 19. Многообразие журналов в 21 веке

Однако с широким развитием технологий Интернета печатные издания в качестве «перестраховки» создают сайты журнала, где выкладывают электронные версии уже напечатанных изданий. Формируются новые условия рынка, при которых наличие у печатного издания цифрового аналога или сайта имеет не рекомендательный, а обязательный характер. Так как Интернет на сегодняшний день является самым массовым источником информации (см Гл.2. п.2.2. рис. 25), то остальные виды (в том числе и печатные издания) теряют традиционную аудиторию, тиражи, прибыль. Данные потери вынуждают журналы и газеты менять основную структуру, содержание, находить новые точки взаимодействия с пользователем, такие как нанесение на страницы журнала QR-кода, перенаправляющего на сайт с видео-дайджестом или на приложение AR (дополненной реальности), позволяющей придать содержанию большей интерактивности. Нельзя с полной уверенностью заявить, что печатные журналы, как и сфера полиграфии, теряют свою актуальность, они не будут иметь такой широкий охват, как в 20 веке, когда телевидение только появилось, а Интернета еще не было. Однако можно заявить, что журналы продолжат существование, но сфокусируются на более узкой аудитории, которая всегда будет отдавать предпочтение физическим носителям.

Телевидение позволило уместить текстовое издание с различными колонками, статьями в формат теле выпуска, как например, знаменитый журнал видео комиксов «Каламбур» (см. рис. 19).

Появление авторских медиа как приложение YouTube (Ютуб) само по себе может являться видео журналом и нестандартным взглядом на журнал, где каждый человек может снимать видео, выкладывать его и тем самым становится редактором своеобразного журнала. Появилась новая система трендов, которая берет начало из борьбы приложений за авторов.

И функции «Сториз» и «Клипы» дают таким компаниям, как «Telegram», «ВКонтакте», «Instagram» быть на уровне и развивать эту тему дальше.

https://m.media-amazon.com/images/M/MV5BM2JiYjA0Y2ItMWEzYS00MzM1LTlhOWItYzNlNjBiYTJkMWIyXkEyXkFqcGdeQXVyNjMxODMyODU@._V1_.jpg

Рисунок 21. Журнал видео комиксов «Каламбур»

2.2. Место журнала среди СМИ

Проведя анализ исследований рынка информационных услуг и их источников, можно составить картину, которая демонстрирует стабильную экономическую ситуацию на рынке сферы полиграфических услуг в 2018, что оставляет за этим сегментом рынка звание, наиболее подходящего для инвестиций и вложений.

Сфера полиграфических услуг России сегодня относится к структурам с наиболее высокой конкуренцией между его субъектами. Однако далеко не всё в полиграфической индустрии России обстоит так однозначно. Если сегмент производственной полиграфии развивается позитивно и весьма динамично, то в сегменте издательской полиграфии преобладают другие тенденции.

Индустрия российских печатных СМИ страны является высокотехнологичным сегментом национальной экономики, играющим важную роль в жизни государства и общества. Нынешнее состояние журнальной печатной отрасли России, как и индустрии печати в целом, можно оценить, как стабильное. С 2015 года происходит постепенное падение производственных мощностей издательского сектора российской полиграфии (см. рис. 22), что послужило одной из основных причин сокращения газетного сектора во всех регионах, однако критическим положения назвать нельзя.

Причин сокращения достаточно:

  1. снижение доходов населения, в том числе журналистов;
  2. рост цен на бумагу и другие расходные материалы;
  3. рост цен (тарифов) на подписку;
  4. административные (бюрократические) барьеры;
  5. изменения в законодательстве;
  6. сокращение сегмента лотков и пресс-стендов;
  7. закрытие системы продажи газет через автоматы;
  8. уменьшение точек распространения;
  9. неудовлетворительное качество услуг почтовой доставки.

Полиграфические предприятия, которые ориентируются на газеты, выживают за счёт ниши дешёвых изданий: сборников кроссвордов, сканвордов, гороскопов, изданий о даче и огороде и тому подобных, на которые сохраняется сравнительно высокий потребительский спрос (см. рис. 23).

https://spbsj.ru/data/files/12/doidiet-izdatielskaia-poli/Rospiechat'7-22.JPG

Рисунок 22. Выпуск газет в Российской Федерации 2007 –2018 годы, млрд экз., 4-полосные формата А2

http://900igr.net/up/datai/193888/0012-026-.jpg

Рисунок 23. Газета Сканвордов «777. Пляжный сканворд»

Аналогичные процессы наблюдаются и в сегменте журнального офсетного производства. Целый ряд полиграфических предприятий, в том числе в Москве и области, прекратили печать журналов классического типа и полностью переключились на выполнение заказов, поступающих от ритейла, то есть на печать многокрасочных торговых каталогов. Поскольку торговые сети обновляют свои каталоги не менее пятидесяти раз в году, то этот рынок сохраняет стабильность (см. рис. 24).

https://spbsj.ru/data/files/12/doidiet-izdatielskaia-poli/Rospiechat'7-3.JPG

Рисунок 24. Выпуск журналов в Российской Федерации 2007 –2008 годы, объем производства, млн экз.

Нынешняя ситуация вынуждает игроков рынка полиграфических услуг действовать в двух направлениях. Во-первых, отслеживать последние технологические новинки и, по возможности, модернизировать производство с целью максимальной автоматизации и снижения издержек. Во-вторых, разрабатывать и производить собственный печатный продукт, способствовать его продвижению и распространению.

Развитие Российского сегмента Интернета ныне определяет мобильный интернет (см. рис. 25). К 2019 году доля пользователей интернета на мобильных устройствах в России достигла 61% (73 млн населения +16), что на 9% больше уровня 2017 года. Прежде всего, стремительно растет доля «mobile only» – пользователей, выходящих в интернет только со смартфонов, и падает доля планшетов.

https://spbsj.ru/data/files/12/miedia-kotoryie-nie-stanut/Rospiechat'8-4.JPG

Рисунок 25. Место Интернета среди других медиа в России

2.3. Переход печатного журнала в цифровое пространство.

Перемещение аудитории печатных средств массовой информации из физической формы в цифровой формат заставляет печатные периодические издания адаптироваться под вызовы времени новые условия рынка. Одни, совершив переход в электронный формат, уже успели прекратить своё существование в пространстве интернета, отказавшись от физической версии, пока другие пытаются сохранить баланс между двумя форматами, совмещая печатные и электронные носители и создавая новые способы взаимодействия с читателем, создавая новые рекламные предложения.

Мультимедийность газетных и журнальных редакций требует новых подходов и к редакционной политике, и к бизнесу, и к профессиональным компетенциям, причём с постоянным ускорением этих процессов. Меняется и характер деятельности СМИ: используются комплексные онлайн-стратегии по завоеванию внимания аудитории, развивается дизайн сайта, разрабатываются мобильные приложения, креативная контекстная реклама и других интерактивные продукты. Это позволяет лучше доносить уникальный издательский контент до читателя, расширять аудиторию печатных брендов, получать доход от распространения электронных версий изданий в розницу и по подписке.

Однако меняются не только технологии, но и сама природа потребителя, то есть человека, к которому мы обращаемся. Современные СМИ - это не производители контента, а сервисы, улучшающие жизнь людей, делающие её более удобной и комфортной, воспринимающие аудиторию не как массу, а как специфические сообщества конкретных людей и их интересов.

В этом отношении для печатных СМИ не все потеряно, так как качественная журналистика с глубокой подачей материала и достаточной степенью независимости открывает для них новые возможности развития.

Для большинства журналов бумажный формат пока ещё остается основой «профессиональной идентичности». Бумажная версия в этом плане является элитным продуктом для наиболее продвинутой и состоятельной аудитории, которая должна выходить как можно дольше. Прогнозы на 2020 год показывают, что доля доходов от цифрового формата к 2020 году составит примерно 50%. Поэтому говорить о гибели печатных СМИ пока рано.

Как книги никогда не исчезнут, так и газеты с журналами тоже. Возможно, газеты со временем в основном перейдут в формат еженедельников, и то не все. А журналы ещё более сфокусируются на собственной аудитории, станут практичнее и ярче с точки зрения дизайна. Большинство экспертов при этом сходятся во мнении, что чтение газет, журналов и книг должно стать элементом престижа, социальной значимости, и некой модности в обществе.

В идеале - навсегда, так как в этом не только залог успешного продолжения уникальной истории любого газетного или журнального бренда, но и его рыночной востребованности, в том числе рекламной.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Печатные журналы, также, как и газеты и книги, не исчезнут с рынка пока не исчезнет сама полиграфия, которая сопровождала человечество через всю его историю, начиная с самых древних времен и заканчивая вот уже третьим десятилетием 21 века.

Поэтому пытаясь ответить на вопрос: «Какое место занимает печатный журнал в канве технических решений 21 века?», исследователи несомненно ответили: «Легендарное».

Интернет, телевидение и радио вытесняют печать из СМИ, однако это не отменяет её существования

Также, как и книжные, где люди обсуждают разные книги разных авторов, стилей и жанров существуют и джентльменские клубы, где запрещены и Интернет, и радио, и телевидение, где время застыло на стыке 19-го и 20-го веков, где люди, считающиеся себя джентльменами, неотъемлемой частью интеллигентного бомонда, тянут дым из сигар или трубок, попивают херес или бренди из бокалов необычной формы, молча читают газеты, а затем яро и ревностно обсуждают то или иное событие.

Даже если человек не является почетным членом клуба «Диоген» на Пэлл-Мэлл, газета и журналы, как и книги, являются неотъемлемой частью его жизни. Он может отдавать дань традициям временам Шерлока Холмса утром, по пути на работу покупать новый выпуск журнала, перелистывать его в метро, где не на всех станциях доступен Интернет, и удивиться, покупая новый выпуск в киоске, разместясь на обеденном перерыве за столиком с чашкой кофе, несмотря на то, что может скачать его и читать со своего телефона. А дома его ждет потрёпанный выпуск журнала «Юный техник», где находится схема простейшего радиоприемника, хотя в Интернете существуют целые библиотеки полных собраний схем и технической литературы.

Однако многие люди все равно отдает предпочтение печатным изданиям. Доподлинно неизвестно, дань ли это традициям полиграфического ремесла, запах свежей бумаги и типографской краски, неприязнь к электронным носителям (неудобство функционала) и дань традициям или удобство печатных изданий в борьбе против насекомых.

Можно точно сказать, что журнал имеет богатую историю, полную борьбы с человеческой невежественностью, благородных целей, позволяя донести информацию до других людей. Если продолжать цепь Причинно-Следственных Связей, то можно сделать вывод, что печатный журнал — это своеобразный прототип социальных сетей.

В данной исследовательской работе были выяснены основные вехи развития журнала как в зарубежной, так и в отечественной истории. Особенно в истории Российского государства создание печатных изданий полно трагическими событиями, связанными с жесткими правилами цензуры, противостоянием Свободы Мысли и Слова со строгим правящим режимом. И если печатный журнал смог выдержать такое, то ни Интернету, ни радио, телевидению не вытеснить его из человеческой жизни. После этого оно станет элементом роскоши и престижа, как обладание смартфона последней модели.

Был проведён анализ рынка и был сделан вывод, что проблемы у полиграфии существуют, однако ситуация далека от критической.

На основе информации, полученной во время анализа, было определено место и значение журнале в канве технических решений и среди Средств Массовой Информацией.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература:

  1. Клещев О.И. Основы производственного мастерства: художественно-техническое редактирование: учебное пособие. – Екатеринбург: Архитектон, 2015. – 107 с. – То же [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru
  2. Козлова М. М. История отечественных средств массовой информации: Учеб. пособие / Козлова М.М.; М-во образования Рос. Федерации. Ульян. гос. техн. ун-т. - Ульяновск: УлГТУ, 2001 (Тип. ун-та). - 103 с. : ил.; 21 см.;

Дополнительная литература:

  1. Журналы остаются популярными медиа [электронный ресурс] – режим доступа: – URL: https://spbsj.ru/isledovaniya/zhurnaly-ostaiutsia-populia (дата обращения 5 января 2021)
  2. И.А Никулина Верстка, Дизайн и Допечатная подготовка в полиграфическом процессе [электронный ресурс] – режим доступа: – URL: https://www.poltavacity.top/wp-content/uploads/2017/09/verstka.pdf (дата обращения 4 января 2021).
  3. Источники информации: предпочтения [электронный ресурс] – режим доступа: – URL: https://fom.ru/SMI-i-internet/14256 (дата обращения 14 января 2021)
  4. Клещев О. И. Технологии полиграфии: учебное пособие. – Екатеринбург: Архитектон, 2015. – 108 с.– То же [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru
  5. Кравчук В.П. Типографика и художественно-техническое редактирование: учебное наглядное пособие. – Изд-во: КемГУКИ, 2015. – То же [Электронный ресурс]. – URL:http://biblioclub.ru
  6. Лаптев, В. В. Модульные сетки. Проектирование многополосных изданий. – М.: Аватар, 2009. – 206 c.
  7. Медиа, которые не станут брендами, исчезнут [электронный ресурс] – режим доступа: – URL: https://spbsj.ru/isledovaniya/miedia-kotoryie-nie-stanut (дата обращения 5 января 2021).
  8. Паркер, Роджер. Как сделать красиво на бумаге = Looking good in print / Р. Паркер; Пер. с англ. В. Тимохина. - СПб. Символ-Плюс : Нолидж, 1998. - 335 с.: ил.; 24 см. - (Серия "Библиотека дизайнера") (Междунар. бестселлер).
  9. Продажи прессы сокращаются [электронный ресурс] – режим доступа: – URL: https://spbsj.ru/isledovaniya/prodazhi-priessy-sokrashcha (дата обращения 5 января 2021).
  10. Российская периодическая печать. Состояние, тенденции и перспективы развития. Отраслевой доклад. 2016 [электронный ресурс] – режим доступа: – URL: http://www.unkniga.ru/images/docs/2017/otr-doklad-ros-period-pechat-2016.compressed.pdf (дата обращения 6 января 2021).
  11. Спуск полос [электронный ресурс] – режим доступа: – URL: https://moscowbrand.ru/vse-pro-poligrafiyu/spusk-polos#i-3 (дата обращения 4 января 2021).