Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Креатив, как составляющая эффективной рекламы (Основы рекламы)

Содержание:

Введение

В моей работе, по моему мнению, отображены основные положительные моменты креатива в рекламе, в большей мере творческие подходы в данном направлении двигателя торговли. Современнейший рекламщик, бесспорно, не «изобретает велосипед», а добавляет «изюминку» в свою работу. Не секрет и то, что рынок переполнен различными способами раскрутки, что приводит в большей степени к конкуренции не за продажу товара, услуги и т. д., а за особенность и привлекательность самой рекламы. Непременно популярность бренда играет свою роль, но привлекает внимание изначально картинка, сюжет, слово, звук и т. д., побуждающие отвлечься от своих дел и ознакомиться с предлагаемым товаром именно ту категорию населения, кому предназначен данный продукт. А значит «попасть в точку», заинтересовать, разъяснить, предложить и, естественно, продать!

Реклама зачастую бывает надоедливой, несвоевременной, неинтересной, раздражающей и бессмысленной. Задача креативщика не навязывать, а расположить, завербовать покупателя своим умением хвалить кого-либо или что-либо.

Выбор данного направления, а именно креативной рекламы, последовал из моих жизненных ситуаций. Порой кажется с детства я стараюсь быть особенно полезной и лучшей. И это не столько качество лидера, а скорее выражение необычной полезности, выделяемое из всех других предложений изобретательностью, творчеством. Уважаемые мной люди, а также непосредственный руководитель на основном месте работы обратили мое внимание на интереснейшие книги, статьи, высказывания основоположников менеджмента и маркетинга, а «всемирная паутина» и обычная любознательность привели меня к конкретной задаче, обучению в Университете для более ясного понимания данного направления, с последующей успешной работой именно в рекламной деятельности.

Таким образом, в моей библиотеке собралось достаточное количество важнейших изданий, с помощью которых я постараюсь связать свои мысли более грамотно и конструктивно в данном проекте. Я буду использовать факты из интернет сети, а также выписки из учебных изданий и цитаты основоположников рекламной деятельности. Цель моей работы обозначить важность творческого подхода в рекламе.

Уверена, что именно соответствие цели определяет правильность и завершенность проекта, и заслуживает достойную оценку. Это касается и грамотного изготовления рекламы.

В первой главе своего проекта я рассмотрела общие понятия, термины, задачи и цели рекламы.

Вторая глава раскрывает основные виды рекламы, классификацию.

В третьей главе моей работы затронута не менее важная тема, а именно финансовая сторона вопроса: «Дешевле и проще или дороже и креативнее?».

Четвертая глава основана законодательной базе рекламной деятельности.

В пятой главе закреплены исторические факты этапов развития рекламной деятельности.

Далее в главах шесть и семь раскрыты наиболее важные моменты моей работы согласно теме о креативе в методах представления товаров или услуг.

В процессе работы использовались различные книги, учебники, статьи из интернет изданий.

Глава 1. Основы рекламы

Я убеждена в том, что многие современные руководители компаний не используют весь потенциал рекламной промышленности. Считается, что издержки на рекламу будут велики и не оправдают себя, с чем лично я не согласна.

При конструктивной организации реклама эффективна и способствует быстрой бесперебойной реализации производимой продукции. За счет этого увеличивается оборот финансов организаций, устанавливаются деловые контакты производителей с покупателями и потребителями продукции, спрос возрастает и превышает предложение.

Из многочисленных определений рекламы можно выделить следующие.

«Реклама - любая платная форма неличного представления и продвижения идей или услуг от имени известного спонсора» [1, с.482].

«Реклама - это платное, однонаправленное и неличное обращение, осуществляемое через средства массовой информации и другие виды связи, агитирующие в пользу какого-либо товара, марки, фирмы» [2, с.9].

«Реклама - коммуникация с аудиторией посредством неличных оплачиваемых каналов; аудитория четко представляет источники послания, как организацию, оплатившую средства распространения рекламы» [3, с.24].

Деятельность по производству рекламы осуществляется в соответствии с конкретными целями, функциями и задачами, на которые направлена реклама. Для того чтобы достичь успеха, следует ставить перед собой конкретные, достижимые, реальные цели. Это понимают все предприниматели, которые стремятся к максимизации эффективности своей предпринимательской деятельности. Однако чаще всего, когда речь заходит о рекламе, предприниматель не может сосредоточиться на реальных целях, так как слишком много возлагает на рекламу. Процесс составления целей характеризуется в таком случае неконкретностью выражений, неумением дать оценку действительности. Такие действия при разработке целей приводят к разочарованиям в собственной предпринимательской деятельности и деятельности рекламопроизводителей. [15]

В настоящее время при острой конкуренции товаропроизводителей проблема сбыта резко обострилась в условиях преобладания предложения над спросом, покупатели диктуют свои условия и покупают лишь тот товар, который полностью соответствует условиям, требованиям. Таким образом, предприятие вынуждено внедрять свою экономическую практику в концепцию маркетинга. Когда во главу угла ставится проблема по удовлетворению потребителей, предприятие должно комплексно осуществлять маркетинговую деятельность, включающую комплекс следующих элементов:

1) продукт;

2) цену;

3) место распределения товародвижения;

4) промоушен – продвижение, т.е. маркетинговые коммуникации.

Без последнего элемента реализация практически невозможна, необходимо формировать потребительский спрос, информировать потребителей, убеждать их в покупке. Основными целями маркетинговых коммуникаций являются стимулирование спроса и улучшение образа хозяйствующего субъекта. Функции маркетинговых коммуникаций:

1) информирование о продукции и ее различных параметрах;

2) содействие узнаванию нового продукта;

3) сохранение популярности существующего продукта;

4) убеждение потребителя переходить от использования одного продукта к использованию другого;

5) обоснование цен;

6) создание образа престижности современного имиджа компании, использование новаций;

7) ответы на вопросы потребителей. [16, с. 45]

Рассмотрим основные виды рекламы в зависимости от ее целей.

- Информативная реклама. Преобладает в основном на этапе выделения товара на рынок, когда нужно создать его первичный образ. Потенциальным потребителям необходимо рассказать о новинке или о новых возможных применениях уже существующего товара. Также информативная реклама дает знать покупателю об изменении цены, о новых оказываемых услугах.

- Увещевательная реклама. Приобретает особую значимость на этапе роста. Стремится убедить потенциального покупателя совершить покупку. Увещевательная реклама активно использует прием сравнения, часто используется при рекламе моющих средств, особенно при рекламе стиральных порошков.

- Напоминающая реклама. Чрезвычайно важна на этапе зрелости. Напоминает о товаре потребителям и не дает о нем забыть всяческими способами. Часто в такой рекламе используют звезд эстрады, кино, спорта, которые восторгаются данным продуктом и его полезностью.

- Подкрепляющая реклама. Стремится уверить нынешних покупателей в правильности сделанного ими выбора. В таких рекламах часто используются рядовые потребители, которые восторгаются продуктом.

В данном случае реклама осуществляется в двух направлениях:

1) изменение или поддержание представлений потребителей о данном товаре или услуге;

2) изменение или поддержание поведения потребителей.

Основные цели рекламы:

1) формирование у потребителя определенного уровня знаний о данном товаре, услуге;

2) формирование у потребителя определенного образа фирмы;

3) формирование потребности в данном товаре, услуге;

4) формирование благожелательного отношения к фирме;

5) побуждение потребителя обратиться именно к данной фирме;

6) побуждение к приобретению именно данного товара у данной фирмы;

7) стимулирование сбыта товаров и услуг;

8) ускорение товарооборота;

9) стремление сделать данного потребителя постоянным покупателем данного товара, постоянным клиентом фирмы;

10) формирование у других фирм образа надежного партнера.

В данной главе дано примерное представление об основах рекламы, ее сути, содержании и организации. Кратко описан весь рекламный процесс: от решения творческих вопросов до практики размещения рекламного продукта в каналах распространения рекламы, эффективности рекламных кампаний и приемов тестирования рекламной продукции.

Глава 2. Классификация рекламной продукции

Незаменимы следующие составляющие рекламы:

- Субъект - рекламодатель.

- Объект – тот, на кого реклама рассчитана.

- Предмет - сама реклама.

- Средства рекламы - способ ее донесения до конечного потребителя.

В рекламной практике рекламодателей обычно разделяют на общенациональных, международных и местных, в зависимости от используемых средств рекламы.

Рекламодателями могут выступать частные лица, агентства услуг, общественные организации, финансовые учреждения, фирмы-производители, розничные и оптовые торговцы и многие другие.

Для более эффективного рекламного воздействия на потенциальных потребителей рекламодатели часто пользуются услугами посредников - рекламных агентств.

Рекламное агентство — это коллектив творческих людей, которые с помощью средств массовой информации (коммуникационных каналов) осуществляют рекламу (продвижение) услуг или товаров путем привлечения к нему дополнительного интереса.

Рекламные агентства делятся на две (обычно выделяют именно эти группы) большие группы: творческие агентства (создают рекламу), медийные агентства (размещают рекламу). Также на рынке есть огромное количество агентств, предлагающих клиентам более специализированные услуги: BTL, интерактивный маркетинг, коммуникационный дизайн, event-marketing, брэндинг и пр.

Предприятия, состоящие из творческих работников и коммерсантов, которые разрабатывают, готовят и размещают рекламу в средствах рекламы для заказчиков, стремящихся найти покупателей для своих товаров или услуг бесспорно необходимы на рынке рекламных услуг.

Рекламные агентства предлагают своим клиентам работы самых разных специалистов, среди которых текстовики, художники, фотографы, продюсеры телевидения и радио, специалисты по средствам рекламы, специалисты по полиграфии, исследователи рынка, специалисты по планированию рекламы, эксперты по паблик рилейшнз (работе с общественностью, организации общественного мнения), специалисты по мерчендайзингу (стимулированию торговли).

Основными (по финансовым показателям) носителями рекламных сообщений, или средствами рекламы, являются средства массовой информации, директ-мейл, наружная реклама.

Средства массовой информации включают в себя телевидение, радио, газеты, журналы.

Директ-мейл маркетинг (англ. – direct mail marketing) называют по инерции прямой почтовой рекламой, так как отправитель чаще всего обращается к адресату с письменным посланием, отправлением по почте. Он включает в себя рассылку по почте проспектов, буклетов, менее форматных печатных средств и обращений (в том числе факсимильная, электронная (E-mail) и голосовая почта) [4, с.87].

Особое место в мире рекламы занимает, так называемая «наружка», являющаяся неотъемлемой частью облика современных мегаполисов и небольших населенных пунктов. Наружная реклама включает в себя вывески, плакаты, щиты и световые установки. Кроме того, рекламодатели используют рекламу на транспорте, рекламные сувениры и подарки, рекламу в местах продажи, упаковку, этикетки, вкладыши, фильмы.

Существует достаточно большое число критериев, по которым можно классифицировать рекламу: по характеру целевой аудитории, по месту распространения, по способу воздействия на аудиторию и др. [5, с.38].

Имеются наиболее типичные пути, по которым развивается деятельность рекламы. В каждом конкретном случае рекламное агентство и фирма — производитель товара/услуги использует тот путь, который в оптимальной степени соответствует достижению поставленных целей.

Максимально распространенной сферой рекламной деятельности является торговая реклама. Предметом рекламного воздействия являются товары, торговые предприятия, услуги, оказываемые этими предприятиями.

По своей сущности торговая реклама — это целенаправленное распространение информации о потребительских свойствах товаров и различных видах услуг, сопровождающих продажу товаров. Данное действие предпринято для создания товарам популярности, привлечения к ним внимания потребителей с целью создания спроса на продукты и услуги, а также для увеличения их реализации.

В этой главе особое внимание уделено рекламным агентствам, как главным субъектам рекламной индустрии.

Глава 3. Рекламный бюджет

Обязательным составляющим финансовых затрат на рекламу является отдельная строка в бухгалтерских отчетах компании. Что выгоднее: сэкономить на раскрутке товара, услуги или вложить солидную сумму в креативный рекламный продукт?

Бюджет на рекламу включает те затраты, которые непосредственно связаны с творческими видами деятельности в рекламе, например, содержательной стороной телевизионной рекламы, и техническими аспектами рекламы, например, реализацией схемы возврата купонов. Ниже показаны методы определения размеров такого бюджета.

1) Как процент от продаж за предыдущий год.

2) Столько же, сколько у конкурентов, при этом небольшие производители смотрят на крупных и корректируют свои рекламные бюджеты, ориентируясь на лидера рынка.

3) Метод допустимости, когда расходы выделяются на рекламу только после того, как другие центры затрат получат свои доли. Другими словами, это то, что остается после остальных.

4) Метод целей и задач предусматривает определение рекламных расходов, необходимых для достижения маркетинговых целей, заложенных в маркетинговом плане.

5) Метод доходов на инвестиции исходит из того, что реклама — это материальная статья, действие которой не ограничивается бюджетным периодом. В этом случае на рекламные расходы смотрят как на долгосрочные инвестиции и пытаются определить поступления от таких инвестиций.

6) Метод приращения похож на предыдущий; здесь исходят из того, что последняя денежная единица, истраченная на рекламу, должна приносить такую же единицу поступлений. Первый из указанных методов исходит из того, что повышенный объем продаж обеспечит повышенное продвижение продукции, хотя может быть и обратная зависимость: при снижении объема продаж необходимо увеличить расходы на рекламу, т.е. увеличить процент средств, выделяемых на эти цели. Второй метод исходит из допущения, что необходимо соблюдать статус-кво с остальным рынком. Третий метод не является в полной мере привлекательным, поскольку здесь делается допущение, что реклама — это необходимое зло, средства на которые следует выделять только после того, как удовлетворены остальные потребности. Такое часто происходит во времена, когда компания в определенной степени сворачивает свою деятельность, и первой жертвой на срезание бюджета становится реклама как нематериальный актив. Может быть, здесь вариантом является противоположный подход — обеспечение повышенной осведомленности потребителей о кампаниях продвижения. Четвертый метод, возможно, является разумным, однако бухгалтеры утверждают, что сотрудники маркетингового отдела задают маркетинговые цели без должного учета их ценности, и такие цели иногда могут быть не связаны с прибылью. Пятой и шестой методы также кажутся обоснованными, а основное различие между ними заключается в измерениях возможных выгод, в качестве которых может быть повышенная лояльность к бренду, в результате более высоких расходов на рекламу и определения соотношения, при котором маржинальные поступления равны маржинальным расходам. На практике компании при определении размера указанного бюджета часто используют комбинацию указанных методов, например, объединяют четвертый и пятый методы. [14, с.561-562]

В данной части моего проекта проанализированы различные виды рекламных бюджетов, формы и методы проведения рекламных кампаний.

Многогранность видов рекламной деятельности обусловлена творческими возможностями специалистов, работающих в данной сфере. В настоящее время ресурсы раскрутки товаров и услуг не исчерпаны, а наоборот набирают объемы. Новейшие способы пропаганды, а, в основном незаконные, по своей эффективности значительно превосходят другие маркетинговые ходы. Таким образом появилась необходимость контролировать данное направление. Речь об этом важнейшем вопросе пойдет в следующей главе.

Глава 4. Правовое регулирование рекламной деятельности

Основным правовым источником формирования нормативно-правовой основы рекламы является Конституция Российской Федерации. В основные права и свободы человека и гражданина входит право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию, закрепленное в ч. 4 ст. 29 Конституции РФ.

В России основными законодательными актами прямого действия, которые регулируют рекламную деятельность, являются: Закон РФ «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г.; Закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» от 23 сентября 1992 г.; Указы Президента России: «О защите потребителей от недобросовестной рекламы» от 10 июня 1994 г., «О защите интересов инвесторов» от 11 июня 1994 г. и «О гарантиях граждан на охрану здоровья при распространении рекламы» от 17 февраля 1995 г.

18 июля 1995 г. был принят Закон Российской Федерации «О рекламе» (далее - Закон). Он определил основные принципы рекламной деятельности в стране, способствовал регулированию правовых отношений, возникающих в процессе создания, распространения и получения рекламы.

Федеральный закон «О рекламе» позволяет на современном этапе управлять рынком различных средств рекламы, определяет особенности рекламы отдельных видов товаров и услуг, устанавливает права и ответственность рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя. Кроме того, закон служит исходной нормативной базой для развития законодательства в области рекламы.

Основными целями закона являются защита от недобросовестной конкуренции в области рекламы, предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы.

Закон предусматривает необходимость функционирования системы контроля и саморегулирования в области рекламной деятельности, учитывающей интересы всех участников рекламных коммуникаций.

Важнейшей составляющей системы внешнего государственного контроля рекламной деятельности по Закону явилось как создание широкой законодательной базы, так и формирование системы исполнительных органов разных уровней, осуществляющих контроль [4, с.35].

Самая яркая черта закона РФ о рекламе - это его универсальность. Он направлен на то, чтобы обеспечить единство и непротиворечивость нормативно-правовой основы рекламной информации. Целевые установки закона о рекламе очень четкие:

- защита от недобросовестной конкуренции в области рекламы;

- предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей рекламы в заблуждение или нанести вред здоровью граждан, имуществу граждан или юридических лиц, окружающей среде либо вред чести, достоинству или деловой репутации указанных лиц, а также рекламы, посягающей на общественные интересы, принципы гуманности и морали.

Федеральный закон о рекламе функционирует не только на территории Российской Федерации. Он применяется и тогда, когда действия в области рекламы, совершаемые за пределами Российской Федерации лицами РФ, приводят к ограничению конкуренции, вводят в заблуждение юридических или физических лиц на территории Российской Федерации или ведут к другим негативным последствиям на рынках РФ.

Закон дает широкое определение рекламы. Как правило, зарубежные авторы также широко трактуют определение рекламы, но, в основном, с точки зрения маркетинга.

Реклама составляет часть рыночного маркетинга, задача которого состоит в обеспечении бесперебойного сбыта произведенной продукции. Реклама должна точно и правдиво информировать потребителя о качестве, свойствах, ассортименте, правилах пользования (эксплуатации), потребления и других сведениях о товарах и услугах. Эта функция рекламы создает предпосылки для более эффективного производства товаров и лучшего удовлетворения потребностей населения. Недопустимо использовать в рекламных сообщениях преувеличенные данные о качестве товаров или, более того, выдавать фальсифицированный товар за полноценный, воздействовать на низменные наклонности человека и использовать другие отрицательные мотивации. Оформление рекламы должно отвечать современным эстетическим требованиям, а расходы на ее организацию не должны превышать разумных (рациональных) размеров.

Из мирового опыта известна сила и роль рекламы. Прежде всего она несет в себе информацию, обычно представленную в сжатой, художественно выраженной форме, эмоционально окрашенную и доводящую до сознания и внимания потенциальных покупателей наиболее важные факты и сведения о товарах и услугах. При этом следует отметить, что реклама — всегда информация, а информация — не всегда реклама [6, с.364].

"Реклама родилась вместе с рынком" — наиболее частое высказывание о времени возникновения рекламы. Однако оно отражает скорее ставшую привычной точку зрения на рекламу как элемент рыночного механизма товарного хозяйствования и намного приближает к современности сроки ее зарождения.

Развитие науки и техники в ХХ века, а прежде всего преобразования, касающиеся способов передачи информации на огромные и рассредоточенные аудитории с помощью печати, радио, кинематографа, телевидения, видеотехники, компьютеризации и Интернета, оказало огромное влияние и на развитие рекламы. Средства массовой коммуникации по мере их появления сразу же становились каналами распространения рекламных сообщений, так как в условиях современного производства усложнились и проблемы сбыта, а значит, возросла потребность в налаживании процесса регулярной доставки рекламной информации потребителям.

Одним из наиболее значимых достижений в современной теории бизнеса и его практике стало развитие маркетинговой концепции. В настоящее время компании перестали ориентироваться на продукт, прошли через этап ориентирования на продажи и сейчас фокусируются на маркетинге. [14, с.53]

Рекламные тексты работают лучше, чем, когда бы, то ни было и продолжают значительно увеличивать объёмы продаж. Однако нужно заметить, что плохой рекламный текст не поможет увеличить объёмы продаваемых товаров и услуг.

При обсуждении понятия рыночной сегментации мы часто упо­минали о маркетинговых программах компании. До сих пор наи­более важными решениями в маркетинговых программах и по сути сущностью задач менеджера по маркетингу в компании являются решения по контролируемым маркетинговым переменным: ценам, продуктам, продвижению и дистрибуции. Взятые вместе, эти четыре переменных образуют то, что называется маркетинг-микс — кон­цепция, которая подобно сегментации и целеполаганию для со­временной практики маркетинга является центральной. Некоторые авторы в настоящее время подходят к маркетинг-миксу более широко и включают в него и сегментацию, и целеполагание.

Вообще говоря, руководство компании имеет ряд переменных, или составляющих, которые находятся под его контролем. Например, руководство компании имеет определенную свободу действий в выборе ассортимента выпускаемых продуктов, их ха­рактеристик, уровня качества и т. п. Задача менеджеров по марке­тингу — объединить эти составляющие таким образом, чтобы их комбинация позволила добиться успеха. Термин «маркетинг-микс» является подходящим, поскольку существует множество состав­ляющих для включения в маркетинг-микс и множество способов их комбинирования. Для того чтобы облегчить задачу классифи­кации проблем, которые возникают при этом, основные состав­ляющие маркетинг-микса часто называют четырьмя Р: продукт, цена, продвижение и место (англ. product, price, promotion, place — Прим. перев.), где под местом часто понимают дистрибуцию (тер­мин «четыре Р», используемый для описания маркетинг-микса, был впервые применен Джеромом Маккарти в 1960 г.). В свою очередь каждая из этих четырех составляющих маркетинг-микса требует принятия решений, например, следующих.

- Цена: уровни цены; кредитные условия; изменения цены; скидки.

- Продукт: характеристики; упаковка; качество; ассортимент.

- Продвижение: рекламирование; паблисити; стимулирование продаж; персональные продажи.

- Место: запасы; каналы дистрибуции; число посредников.

Персональные продажи рассматриваются в качестве одного из компонентов составляющей продвижения в маркетинг-миксе. [14, с.34-35]

 Каждая компания может решить, что наиболее подходящей маркетинговой стратегией для нового продукта, который разработан, является достижение существенной рыночной доли так быстро, насколько это возможно. Подобная стратегия называется стратегией проникновения на рынок. Она базируется на стимули­ровании и удержании спроса, который поддерживается низкими ценами и активным продвижением.

Таким образом мы подошли к одному из важных вопросов о том, что развитие рекламы повлияло на универсальность производимых способов раскрутки. В следующей главе моего проекта мы вернемся к истокам, рассмотрим историю развития рекламной деятельности. Возможно там кроется один из моментов возникновения креатива в этом интересном направлении.

Глава 5. История и этапы развития рекламы

В этой главе будут отображены этапы возникновения и развития рекламы, интереснейшие факты в данной области, а также цитаты знаменитых личностей и рекламных деятелей. Описанная ниже информация занимает важную нишу, соответственно, своему времени, составляя историю рекламной индустрии. Мне остается лишь напомнить и рассказать об этом читателю моего проекта.

Рис. 1 Основные этапы развития рекламы

В развитии рекламы можно выделить несколько этапов, которые схематично изображены на рисунке выше [7, с.15].

Рассмотрим поэтапно, начиная с древней рекламы.

Одним из первых, дошедших до нашего времени рекламных материалов считается египетский папирус, в котором сообщалось о продаже раба. Его текст гласил: «Он прекрасно слышит обоими ушами, видит обоими глазами. Гарантирую его умеренность в пище, честность, покорность». Хранится этот архивный раритет в Британском музее. Еще одним из древнейших рекламных текстов считают высеченную на камне надпись, найденную в развалинах древнейшего города Мемфиса: «Я, Рино, с острова Крит, по воле богов толкую сновидения». Вполне, считаю, обоснованная и интересная пропаганда. Однако оперативность рекламы, исполненной на камне и металле, весьма низка по сравнению с настенной рекламой.

Гораздо более распространенными были надписи, нацарапанные или начертанные краской на стенах. У исследователей античности эти надписи называются граффити (нацарапанный). В древней Греции и Риме рекламные объявления писали на деревянных досках, гравировали на меди и кости, громко зачитывали на площадях и других местах скопления народа.

Дошедшие до наших дней памятники письменной истории свидетельствуют, что в Древнем Риме стены расписывались объявлениями о гладиаторских боях, продаже рабов, скота, скарба и товаров. Рекламные объявления помещались на специально выстроенных побеленных стенах – «амбусах», на стенах жилых домов, что вызывало протесты жителей этих домов (как, впрочем, и сейчас). Городские власти Рима пытались помешать такому размещению рекламы, в связи с чем, один из указов гласил: «запрещается писать здесь. Горе тому, чье имя будет упомянуто здесь. Да не будет ему удачи».

Рис. 2 Древняя реклама

Финикийцы разрисовывали скалы по маршрутам праздничных шествий, превознося в этих росписях достоинства своих товаров. Три тысячи лет назад объявление в городе Тебес возвещало о беглом рабе: за его поимку и возвращение хозяин сулил полноценную золотую монету. Подобные рекламные объявления находили и в Помпеи.

Плавно перейдем в следующий этап рекламной индустрии, а именно допечатную рекламу.

Древнейший город Помпеи, сохранивший свой первоначальный облик благодаря затопившей его лаве (73 г. н.э.), донес до нас более полутора тысяч различных рекламных обращений, вполне схожих с современной рекламой. Свидетельство тому – обилие и разнообразие предметов рекламирования, богатство приемов и средств, свойственных античной рекламе. Предметы рекламирования охватывают все сферы жизнедеятельности – экономическую, политическую, зрелищную, межличностную рекламу, объявления о различных услугах и т.п.

Например, таверну рекламировала вывеска и насаждения плюща и терновника. Помимо вывесок на самих заведениях существовали разбросанные в разных местах надписи – указатели типа: «Прохожий, пройди отсюда до двенадцатой башни. Там Сирикус держит винный погребок. Загляни туда. До встречи». Гораздо более скудно основное содержание современных бумажных объявлений на улицах столицы.

По свидетельствам античных авторов духовная жизнь общества на ранних ступенях развития проявлялась преимущественно в устной форме. Это подтверждается и безусловным преобладанием именно устных вариантов рекламных текстов, чаще всего объектами такой рекламы являлись рабы.

Античная культура явилась прекрасным образцом развития рекламной деятельности. В этом смысле нельзя не согласиться с российскими исследователями рекламы, утверждающими, что становление и развитие рекламы началось задолго до появления книгопечатания.

Рис. 3 Допечатная реклама

Региональным этапом можно отметить печатную эпоху.

Уже на ранних этапах развития культуры реклама начинает выступать в форме письменного текста. Конечно, это происходит по мере изобретения самого письма, которое в различных регионах земного шара датируется 6-8 тысячелетиями до нашей эры. Рекламная письменность сочеталась с образцами монументальных надписей, особенно распространенных в ближневосточной культуре.

Таким образом, истоки рекламной деятельности уходят в первобытную древность. Античная культура порождает уже довольно зрелые формы рекламной деятельности, основой которых являются сгустки оперативной информации. Эти формы рекламной деятельности выражались посредством разнообразных наборов словесных, звуковых, письменных и изобразительных приемов, создающих образы рекламируемых объектов, чья цель — активно проникать в психику потенциального потребителя, привлекать его внимание и тем самым побуждать совершать выгодные для рекламодателя действия. [8]

Общенациональный этап, для более широкой аудитории проявился с появлением и развитием аудиовизуальной рекламы. Это средство распространения продаж считается наиболее эффективным, так как оно охватывает большие массы населения потребителей. Преимущество такой рекламы заключается в ее особой оперативности.

Рис. 4 Печатная реклама

Аудиовизуальная реклама включает в себя рекламные кинофильмы, видеофильмы и слайд-фильмы. [9]

Само собой, разумеющееся историческими предпосылками возникновения аудиовизуальной рекламы выступили изобретение фотографии, звукозаписывающих устройств, кинематографа, а позднее видеотехники и компьютера. Аудиовизуальная реклама предполагает получение информации путем зрительного и слухового восприятия и наличие самых разнообразных носителей информации: кино- и фотопленок, слайдов, магнитных аудио- и видеолент, лазерных дисков, компьютерных дискет и др. Она используется как средство коллективного и индивидуального воздействия на потенциальных потребителей. [10]

Рис. 5 Аудиовизуальная реклама

Мы переходим к следующему этапу развития рекламы. Интерактивная реклама.

В эпоху бурного развития информационных технологий, стремительного роста объема информации необходимы поиски эффективных способов ее обработки и представления. Проблема понимания и анализа потоков информации - неотъемлемый компонент повседневной жизнедеятельности человека. Важнейшим условием успешного и точного понимания информации является простота ее изложения, адекватные содержанию информации языки и формы представления.

Реклама, Интернет, компьютерные технологии, СМИ формируют у человека новые способы восприятия информации, в котором основное место уделяется визуальным образам. Появляется потребность в новых методах визуализации потоков информации. Одним из таких методов является инфографика.

Инфографика (от лат. informatio — осведомление, разъяснение, изложение) — это графический способ подачи информации, данных и знаний; фактически способ передачи информации с помощью рисунка. [11]

Интерактивная реклама не давит на клиента, а устанавливает с ним дружеские отношения. Суть интерактивной рекламы заключается в том, что она не воздействует на потребителя, а взаимодействует с ним. Задача интерактивной рекламы – побудить потребителя находится на связи с компанией или брендом не только в момент трансляции и не только в момент покупки или потребления товара. Так же, интерактивная реклама сильнее традиционной работает на повышение лояльности клиентов.

Не использовать интерактивные возможности медиа в маркетинговых коммуникациях было бы слишком расточительно. Поэтому на западных и европейских рынках их стремительно осваивают не только передовые бренды, но и вполне традиционные компании.

Рис. 6 Интерактивная реклама

В рекламных произведениях возможно узнать эпоху времени, когда была произведена данная пропаганда. Реклама возникла в древний период истории, менялись ее формы особенно динамично в связи с развитием СМК и СМИ в ХХ столетии. На ее развитие существенное влияние оказали новые коммуникативные технологии.

Хотелось бы вернуться к теме моей работы. Рассматривать креатив можно как конечный продукт некой технологической цепочки. Это определенный порядок действий, определенная последовательность использования отработанного инструментария. Креатив - это технология, которой может овладеть 100% интеллектуально развитого, заинтересованного и умеренно образованного населения. Технология не отменяет талант и не помогает его приобрести. Ровно так же наличие таланта не отменяет действия технологических приемов и эффективности методик. Талантливое применение технологии дает значительно более яркие результаты нежели бездарное. Но пренебрежение технологией - результатов не приносит вовсе.

Я не буду заострять внимание на проявление креатива в истории рекламы, так как это, считаю, неотъемлемый факт появления и развития данной индустрии. В следующей главе рассмотрим различные примеры творческих подходов и идей.

Глава 6. Примеры креатива в рекламе

Существуют методы, которые способны стимулировать рекламщика к не стандартному мышлению. Одним из них является технология ТРИЗ.

ТРИЗ - теория решения изобретательских задач, бала основана Генрихом Сауловичем Альтшуллером и его коллегами в 1946 году, и впервые опубликованная в 1956 году. ТРИЗ представляет собой технологию творчества, основанную на идее о том, что "изобретательское творчество связано с изменением техники, развивающейся по определённым законам" и что "создание новых средств труда должно, независимо от субъективного к этому отношения, подчиняться объективным закономерностям". [12, стр.7]

Дополнительный креатив – это макияж рекламы, имеющей лицо. Без него, в принципе, можно обойтись, но с ним реклама приобретает просто «убойную» силу. Дополнительный креатив – очень сильное средство психологического воздействия. Он может быть профилирующим и непрофилирующим.

Профилирующий креатив изменяет рекламу, придавая ее содержанию новое, принципиально иное звучание. Его виды: юмор (реклама становится смешной), сексуальный мотив (реклама принимает сексуальный окрас), использование шока (реклама приобретает сильный эмоциональный акцент), славянизация (реклама использует славянские мотивы), создание «ауры» (реклама становится очень ненавязчивой и красивой).

Плоский и пошлый юмор оскорбит людей с высокими стандартами и послужит скорее антирекламой. Важна также направленность юмора: шутим не над читателем, а вместе с ним.

Нарушение прогноза – неожиданность, непредсказуемость второй части по отношению к первой. Например, был такой рекламный ролик: в кадре появлялись девушка и юноша, бегущие навстречу друг другу. Их лица выражали восторг. Казалось, они, наконец, встретятся. Но вдруг, в самый последний момент, юноша пробегал мимо возлюбленной и оказывался перед компьютером. В этот момент голос за кадром произносил: «Любовь приходит и уходит, а математическое обеспечение фирмы остается».

Пародия – берем чужую форму и наполняем ее своим содержанием. Причем форма остается узнаваемой. Расхождение своего содержания и чужой формы создает смешной эффект: «Если из искры возгорится пламя – звоните 01!»

Переосмысление слов или частей - мы видим, что в одном слове кроются два, и смысл одного без ущерба вполне можно связать со смыслом другого: «АБСОЛЮТное качество» (водка АБСОЛЮТ), «АВТОритетные АВТОмобили» и пр.

Перевод внимания на другой смысловой акцент – обращение внимания читателя не на ту деталь, на какую он сам бы посмотрел. Прием хорошо иллюстрирует случай с Фаиной Раневской: однажды великая актриса курила в своей гримерной совершенно голая. Неожиданно к ней без стука вошел директор-распорядитель. Фаина Георгиевна совершенно спокойно спросила ошарашенного мужчину: «Вас шокирует, что я курю?»

Ломка штампов, стереотипов, шаблонов. Мы все привыкли видеть вещь под одним углом, а нам предлагается иной угол зрения. Так, «Комсомольская правда» иллюстрировала свое рекламное сообщение «Мы удивляем каждый день» образом «Женщина-птица». Причем верхняя половина этого существа, читающая газету, была от женщины.

Сексуальный мотив является дополнительным профилирующим фактором, который сексуально окрашивает содержание рекламы, используя один из древнейших инстинктов человека. Есть два способа введения сексуального мотива в рекламу – явный и опосредованный.

Явный способ предполагает введение в рекламу:

- обнаженной натуры;

- слов-маркеров: «Летом все думы об ЭТОМ» (реклама летней обуви и одежды), «У меня самый маленький в офисе, и я этим горжусь» (реклама принтера OKI);

- сексуального жеста;

- татуированной или разрисованной натуры.

Опосредованный способ создает неосознанные ассоциации. Он предполагает введение в рекламное сообщение предметов фаллической формы или скрытых сексуальных символов (сигара – символ мужественности, шелк – тайный сексуальный порок, выпечка пирога – рождение ребенка и т. д.).

Использование шока в рекламе. Это средство полностью погрузить зрителя-читателя-слушателя в содержание рекламы за счет высокого эмоционального накала какого-либо чувства – удивления, сожаления, даже страха. Хрестоматийный пример – реклама фирмы BENETTON. Чем только она не шокировала покупателей: парящими цветными презервативами, целующимися монашкой и священником, совокупляющимися лошадьми… Чем громче были скандалы, тем больше прибыли приносили они фирме.

Славянизация. Этот прием придает рекламе национальный колорит, который будит в нас воспоминания о добрых старых временах. На фоне американизации и англоязычности многих рекламных сообщений «славянская» реклама выделяется своей самобытностью. Примеры: мороженое «От Настасьи Петровны» (г. Екатеринбург), спиртные настойки «Мономах» и «Боярская услада» (фирма «Инмак»).

Создание «ауры». Реклама образа марки: окружение товара чувством, которое часто даже нельзя вербализовать, но всем оно понятно. Такая «аура» может быть создана как образом (знаменитая реклама Мальборо), так и текстом.

Непрофилирующие креативы (знаки и символы, использование игры, серийность) изменяют только формальные особенности рекламы. Реклама слегка меняет тональность при том же содержании.

Знаки и символы делают рекламу легко и быстро узнаваемой благодаря общеизвестности этих элементов. Например, яблоко является символом искушения или раздора, шестиконечная звезда для всех знак Израиля, Эйфелева башня – знак Франции, Биг Бен – Англии.

Использование игры. Игра возбуждает любопытство и желание включиться в нее. Если игровой прием использован в рекламе, все эти эмоции адресованы и ей тоже. Пример содержательных приемов: «Открытки по ЛЮБОвноМУ поводу», «Приезжай, покупАЙ, проДАвай ПИВО «Красный Восток». Игру можно использовать не только в содержании, но и в форме рекламы. Например, открытки, которые содержат неожиданный конец: «Пусть все у тебя будет в коричневом, теплом и липком (до открывания) – в шоколаде (после)». Этот же прием использован в буклетах с прорезями и отверстиями. Всевозможные кроссворды, загадки, задачки, интрига – все это примеры именно формальных игровых приемов в рекламе.

Серийность. Использование нескольких «серий» рекламы с одним героем или лейтмотивом. Например, установлены три рекламных щита через сто метров друг от друга с надписями: «Принцип № 1 – водка должна быть холодной», «Принцип № 2 – водка должна быть русская», «Принцип № 3 – водка должна быть «Смирнов». Серийность предполагает повторение без назойливости. Повторяемая идея каждый раз приобретает новый смысл, за счет чего не надоедает.

Мы рассмотрели основные креативы, с помощью которых можно создать по-настоящему запоминающуюся качественную рекламу. Рекламу, которая будет выделяться на общем фоне стандартных решений, привлекать внимание клиентов, партнеров и инвесторов. И, возможно, произведет на наших современников такое же неизгладимое впечатление, как висячие сады Вавилона на жителей древнего мира. [13]

Задачей эффективной рекламы является то, что она должна побудить целевую аудиторию к выбору определенного товара или услуги. Поэтому она должна быть креативной и яркой, такой чтобы запомниться зрителю. Такую рекламу может создать только настоящий мастер, творческий и идейный человек.

В следующей главе мы рассмотрим роль творческого подхода в рекламе.

Глава 7. Роль креатива в рекламе

Сейчас все большее значение приобретает использование научных направлений при формировании креативных решений, так как успех рекламной кампании во основном зависит от качества рекламных материалов.

Креатив - имеет зарубежные корни, это неологизм. В английском языке слово "креатив" не существительное, а скорее прилагательное. Считаю, что креатив в русском языке - синоним слова "творчество". Замечу, что это не одно и то же, поскольку слово "творчество" намного шире по смыслу и применимо к различным сферам деятельности, а "креатив" более узкое и распространяется в основном в коммерческих сферах.

Творческий аспект рекламы также должен быть точно просчитанным, научно обоснованным и опираться на систему стратегических решений. Незнание теоретических основ приводит к созданию непрофессиональной, некачественной, неэтичной рекламы.

Специфика науки о рекламе в том, что нет единообразного подхода в трактовках тех или иных понятий. Часто авторы представляют свои разработки, основанные на собственном рекламном опыте. В результате на один вопрос может быть несколько различных точек зрения.

Исходя из зарубежного и российского опыта рекламы, мы можем утверждать, что комплексное и последовательное проведение рекламных мероприятий, разработанных с учетом маркетинговой стратегии, дает существенно больший эффект, чем отдельные, не связанные между собой общей целью и разобщенные во времени мероприятия. [4, с.11]

Рекламщики и продажники помогают друг другу. Считаю их неразлучными направлениями.

В настоящее время деятельность в сфере продаж — это карьера, которая заслуживает должного внимания. Многие из тех, кто провел всю жизнь, занимаясь продажами, считают, что это интересное и творческое занятие, требующее большой ответственности и соответствующим образом вознаграждаемое. Неизбежно, карьера в продажах означает взаимодействие со множеством людей, в результате чего планирование здесь собственной работы может быть достаточно гибким.

Даже самые хорошие продукты сами себя не продают. Отличный продукт может оставаться незамеченным до тех пор, пока его свойства и выгоды приобретения не станут известны потребителю. То, что может казаться прекрасным продуктом для одного человека, может совершенно не подходить для другого. Поэтому продажа по своей сути каждый раз уникальна, так как каждый раз осуществляется с учетом конкретных запросов отдельного человека, и торговый представитель, обладающий профессиональными знаниями о продукте, может всесторонне оценить эти обстоятельства и на их основе дать рекомендации каждому потребителю. [14, с.27]

На мой взгляд, качественный креатив - это особенность, которая четко соответствует рекламным целям и задачам компании.

Рекламными задачами могут быть и популяризация товара, и смена позиции, имиджа или уничтожение брэнда. Кому-то надо повысить уровень продаж, а кто-то озабочен тем, как бы его снизить (чтобы увести товар с рынка и остановить его производство).

Как правило, на рекламу возлагается задача повысить объем продаж товара или услуг. И в таком случае, качественный креатив в рекламе - это такой креатив, который способен оказать существенное влияние на коммерческую эффективность предприятия.

Попутно реклама выполняет и другие задачи, о чем я писала в предыдущих главах, - информирование, популяризация, повышение узнаваемости брэнда и т.д. Все эти второстепенные задачи рекламы направлены на решение одной: повышение коммерческой эффективности компании, увеличение объема ее продаж, увеличение клиентской базы и объема закупок каждым клиентом, повышение количества постоянных покупателей и так далее.

Отсюда возникают вопросы: какой креатив способен влиять на уровень продаж в положительную сторону, а какой - пустая трата денег ради удовлетворения амбиций его создателей.

Выигрывает тот креатив, который по-настоящему демократичен. То есть он должен нравиться вашим покупателям, вашим целевым аудиториям. Он может не нравится Вам лично или вашему директору.

В психологии рекламы есть довольно четкие критерии оценки креатива, которые помогают спрогнозировать экономическую эффективность этого творения или скорректировать само творение так, чтобы оно не просто радовало глаз, но и продавало. Таких критериев очень мало. Выберем один, наиболее главный, реклама не должна раздражать людей, и особенно ваших потребителей.

Частым высказыванием экономистов о рекламе является тот факт, что она требует большие средства производственно-коммерческой сферы на продвижение товаров, что в значительной мере способствует повышению цен на товары. А значит рекламный продукт должен быть оригинальным. Логично предположить, что особенность и идейность ролика, печатного издания и т.д., то есть того самого продажного проекта, заключается в креативе. Его роль бесспорно важна и актуальна особенно в современных рекламных работах.

Мое мнение основано на своих собственных взглядах на все направления моей будущей профессии рекламщика-креативщика. Приятно осознавать, что оно совпадает с научными деятелями в данном направлении.

Достижение основных рекламных целей возможно при максимальном охвате всех запланированных потребительских групп. Выбор средств рекламы регулируется необходимостью обеспечить охват потребителей и желаемые частоту и форму подачи материала.

Очень важно учитывать поведение потребителей на рынке: характер покупок во многом определяется личностными, культурными, социальными и психологическими факторами. Именно с этих позиций следует говорить о трех составляющих эффективной рекламы: внимание, степень запоминания и убедительность. Заставить типичного представителя целевой аудитории в ситуации выбора остановиться именно на рекламируемом объекте – вот главная цель рекламы. И специалисты по рекламе стараются повлиять на потребителя, «зацепить» его внимание, заставить его запомнить рекламное обращение. Какими это делается средствами – зависит от особенностей товара и целевой аудитории, этапа и цели рекламной кампании, выбранного носителя рекламы и т.д.

Что касается непосредственно творческой части разработки рекламы, то здесь следует сделать акцент на следующей проблеме: реклама должна быть выразительной и оригинальной, чтобы привлечь внимание потенциального покупателя товара или услуги – неожиданное, эстетически продуманное, образное рекламное сообщение обращает на себя внимание потребителя – а это уже первый этап рекламной коммуникации. Но оригинальность не должна быть самоцелью (потребителя интересует то, что он может получить от вашего товара, конкретная выгода). Очень точно формулирует суть проблемы классик мировой теории рекламы Дэвид Огилви: «Я лично рассматриваю рекламный бизнес не как развлечение или род искусства, а как источник информации. Когда я создаю рекламный продукт, мне вовсе не нужно, чтобы рядовой потребитель пришел в восторг от его «креативности», то бишь необычайного творческого изыска. Мне требуется, чтобы покупатель заинтересовался настолько, чтобы пошел и приобрел рекламируемый товар». [4, с.11-12]

Ежедневное влияние рекламы потенциальных потребителей не только направлено на формирование выбора покупателей, но входит в социальную среду, которая участвует в становлении определенных стандартов мышления и социального поведения различных слоев населения во всем мире.

Ультрасовременный мир меняется с огромной скоростью. Если рассмотреть потребительский рынок, то изменение психологических моделей влияет на практику потребления, меняет стереотипы покупателей, создает новые аудитории - и реклама, в стремлении быть результативной, должна уметь достучаться до этих новых аудиторий. Соответственно она должна меняться вместе с общественностью, должны создаваться новые рекламные модели, новые идеи.

В любой рекламе существует два основных вида подачи рекламного сообщения. Самый распространённый недорогой и простой в исполнении, это информативный стиль. Для него характерно прямое указание на рекламируемый товар, услугу, бренд с эффектной грамотной, красивой графической подачей, возможно наличие большого количества информационного текста. Такая реклама неплохо выполняет свои узкопоставленные текущие задачи. Пока потребитель её видит и слышит, он вступает с ней во временную коммуникацию. Когда реклама исчезает из поля его зрения (слуха), о ней забывают навсегда. И данная реклама в настоящее время теряет свою актуальность, скучнеет, становится прозрачной. А значит на смену обыденности приходит иной менее распространённый, но более сложный, дорогой, и, безусловно, более эффективный метод, это креативная идея. Роль креативной идеи рекламного сообщения - это творческий приём, который делает рекламу убедительной, т.е. многократно увеличивает степень её воздействия на аудиторию.

Креативная идея - это способ сказать одним словом или слоганом (одним образом, одним изображением и т.д.) столько, сколько при обычной коммуникации не скажешь.

Путный креатив способен сделать рекламу запоминающейся. Превратить её в своего рода фактор, о котором будут помнить. Он воздействует на них ещё долгое время спустя после окончания рекламной кампании.

Креативность рекламы - один из существеннейших элементов, делающих рекламную кампанию успешной.

Роль креатива в рекламе весьма неоднозначна. Среди рекламщиков бытует мнение, что «лучше не докрутить, чем перекрутить», что в переводе на доступный язык означает, что лучше реклама будет слишком простой, чем слишком оригинальной.

Понятия «креатив» и «увеличение продаж» вовсе не синонимичны - идея может быть свежей, новой, креативной, но при этом вызывать негативную реакцию со стороны потребителей. Многие креативные рекламные проекты не увидели свет именно потому, что нельзя было предугадать, что даст увеличение числа клиентов, а что нулевой эффект, или потерю определенного сегмента рынка. Ошибки в рекламе бьют по карману заказчика, гораздо дороже, чем стоимость самой рекламной кампании, именно поэтому любой креатив требует серьезного рассмотрения на предмет необходимости ожиданиям потребителей.

Но все это не дает гарантий выигрышной рекламы, необходимо помнить об актуальности продаваемого продукта или услуги. Все вокруг перенасыщено информацией, и поэтому нельзя упускать ни единой возможности выделиться из него.

Кривая движения финансовых потоков не успевает следить за скоростью их перемещения, в данных условиях более важным направлением становится психология, выявление причин, которые могут заставить потенциального потребителя обратить внимание на этот товар или на эту услугу. Креатив строится именно на этом, и позволяет рекламе не превратиться в безликий проект или очередную назойливую рекламу на ТВ, которая воспринимается как информационный шум. Роль креатива заключается в том, что работа рекламщика обязана стать именно тем, чем она должна стать - средством увеличения продаж, роста прибыли и т.д.

Резюмируя, можно сказать, что реклама обязана быть креативной, только так потребитель будет видеть ее. Творческий подход, особенность и идейность, созидательность, способность выделиться из всего, это и есть примерные синонимы креатива, с помощью которых реклама сможет склонять выбор покупателя в нужную сторону.

Заключение

В заключении данной работы я обозначу наиболее важные моменты по теме «Креатив, как составляющая эффективной рекламы».

Реклама – двигатель торговли. Данный факт привычно слышать сейчас в такой формулировке. Однако факт остается неизменным. Меняются лишь виды рекламной деятельности. Повторюсь, что в современном рекламном рынке необходимо выделяться своими работами, способами рекламирования. Кроме того, компаниям, предприятиям, агентствам необходимо научиться конкурировать не только в рамках своих продуктов, услуг и т.п., но и в направлении самой рекламы.

В начале своей работы я акцентировала внимание на книге Тома Хопкинса, которую в свое время предложил мне мой руководитель, название которой «Как стать мастером продаж». Этот важный для меня учебник сформировал мое направление в специальности.

Я твердо могу сказать, что я креативщик и это моя будущая профессия. Профессия, которой нет в государственных классификациях профессий, но она присутствует в работе каждого человека и поощряется. 

Том Хопкинс рассматривает продавца как личность и предоставляет в распоряжение этой личности те «инструменты», которые позволяют ей вырасти из новичка торгового бизнеса в настоящего профессионала. Такой подход позволяет продавцу совершенствоваться в своем мастерстве, повышая тем самым не только уровень своей жизни, но и ее качество. [17, с.5]

Уровень креатива в рекламе определяет ее действенность. А действенность – это соотношение затраченных на рекламу и вернувшихся после рекламы денег. Следовательно, качественный креатив удешевляет рекламу. А рекламщик зарабатывает свои деньги.

Библиография

  1. Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ./Общ. ред. и вступ. ст. Е.М. Пеньковой. -М.: Прогресс, 1990. - 736 с.
  2. А. Дейян, В. Мазо Реклама: пер. с фр. / Ред. В. С. Загашвили. – М.: Прогресс. Универс, 1993. – 175 с;
  3. Ромат Е. В. Реклама. 5-е изд. — СПб.: Питер, 2002. - 544 с
  4. Бернадская Ю.С. и др. Основы рекламы: Учебник / Ю.С. Бернадская, С.С. Марочкина, Л.Ф.Смотрова. Под ред. Л.М. Дмитриевой. – М.: Наука, 2005. – 281 с.
  5. А. Н. Мудров. Основы рекламы: учебник — 2-е изд. перераб. и доп. — М. : Магистр, 2008. — 397 с.
  6. Панкратов Ф. Г., Баженов Ю. К., Серегина Т. К., Шахурин / В. Г. Рекламная деятельность: Учебник для студентов высших учебных заведений. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2002. - 364 с.
  7. Наумова А.В. Рекламная деятельность: Учебное пособие. – Новосибирск: СибУПК, 2001. – 140с.
  8. Вадим А. Маркетинг и реклама/ Реклама в древнем мире / URL: http://magref.ru/reklama-v-drevnem-mire/ (дата обращения 11.04.2016)
  9. Панкратов Ф. Г., Баженов Ю. К., Серегина Т. К., Шахурин В. Г. Рекламная деятельность: Учебник для студентов высших учебных заведений. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2002. 364 с. URL: http://bugabooks.com/book/162-reklamnaya-deyatelnost/34-73-audiovizualnaya-reklama.html (дата обращения 11.04.2016)
  10. Неизвестный автор статьи Направления психологии / Психология рекламы URL: http://www.psyoffice.ru/3-0-reklam-00026.htm (дата обращения 11.04.2016)
  11. Фролова М. А. Журнал Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия: Информационные компьютерные технологии в образовании / Выпуск № 10 / 2014 / Массовая коммуникация. Журналистика. Средства массовой информации (СМИ) URL: http://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-vozniknoveniya-i-razvitiya-infografiki (дата обращения 11.04.2016)
  12. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука.2 изд., дополн. - Петрозаводск: Скандинавия, 2004. - с. 208
  13. Ия Имшинецкая Деловой журнал «Бизнес-Ключъ» / Компетенция пятая. Креативность. Креатив в рекламе, или Преимущества в условиях конкуренции URL: http://www.bkworld.ru/archive/y2007/n04-2007/n04-2007_292.html (дата обращения 11.04.2016)
  14. Джоббер Д., Ланкастер Дж. Продажи и управление продажами: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 622 с.
  15. Маяковский В.В. Статья «Агитация и реклама» // Полн. собр. соч. Т.12. – М., 1959. – С. 57-58
  16. Николаева М.А. Основы рекламы: интегративный курс: учебно-методический комплекс / М.А. Николаева; ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». – Екатеринбург, 2012. – 380 с.
  17. Хопкинс Т. Как стать мастером продаж / Том Хопкин.  — Пер. с англ. К. Ткаченко - М.: «ФАИР-ПРЕСС», 2004. - 384 с

Приложение

Хотелось бы добавить несколько креативных по моему мнению работ, взятых случайно из интернета. Копий данных фото достаточное количество на всех просторах интернета, поэтому указать владельцев и источники не представляется возможным.

Рис. 7 Реклама натуральной краски для волос

Рис. 8 Печатная старинная реклама, креативный подход в объявлении в нижнем левом углу

Рис. 9 Креативная реклама зубной пасты

Рис. 10 Реклама ресторана быстрого питания на остановке общественного транспорта