Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

«Конституция Российской Федерации и права человека в XXI веке»

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы курсовой работы обусловлена той ролью, что в принятой на референдуме 12 декабря 1933 г. Конституции права и свободы человека и гражданина провозглашены в числе основ конституционного строя. Институт прав и свобод закрепляет свободу народа и каждого человека от произвола государственной власти и является центральным в конституционном праве. В принципиальном плане система прав и свобод человека обеспечивает три функции: социальную защищенность личности, ее активное участие в общественной и государственной жизни, ее личную свободу.

Говоря о месте прав и свобод в правовом регулировании необходимо в первую очередь обратиться к ст. 2 Конституции РФ, в которой к правам и свободам человека, как к никакой другой основе конституционного строя, отнесено понятие "высшая ценность". Ст. 2 Конституции РФ впервые устанавливает обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека, тем самым формулируется в наиболее общем виде правовой принцип, согласно которому источник и основа этих прав находятся вне государства.

Развитие Российского государства подтверждает общее правило нашего времени: каждая страна, считающая себя цивилизованной, имеет свою конституцию. Говоря о Конституции России, необходимо констатировать тот факт, что хотя формально Россия и имеет Конституцию, но по сути своей Основной закон страны авторитарен и не в полной мере соответствует демократическим стан­дартам конституционализма. Наиболее точно и лако­нично стандарты конституционализма были сформули­рованы во французской Декларации прав человека и гражданина: «Всякое общество, в котором не обеспе­чено пользование правами и не проведено разделе­ния властей, не имеет Конституции».

Цель работы является изучение конституции РФ и закрепленные в ней права человека. Исходя из цели можно сформулировать следующие задачи:

- изучить понятие и сущность конституции, ее функции;

- рассмотреть возникновение понятия прав человека и гражданина;

- охарактеризовать содержание и способы защиты прав человка.

Объектом исследования являются личные права и свободы человека и гражданина, конституция РФ.

Предмет – общественные отношения, регулирующие права и свободы человека и гражданина.

Степень научной разработанности. В настоящее время указанным выше проблемам посвящено большое количество монографий, диссертационных исследований, научных статей таких авторов как: С.М. Сагаева, М.В. Баглая, О.А. Тепляковой, Л.Д. Воеводиной, А.Б. Литовки, Э.Г. Тучковой. Комплексный анализ проблем права социального обеспечения проведен в работах Е. Г. Азаровой, В. С. Андреева, Р.И. Ивановой, Е.Е. Мачульской, Т.К. Мироновой, В.Ш. Шайхатдинова. Я.М. Фогеля и ряда других ученых. К числу близких по объекту исследования можно отнести диссертационные работы Н.Д. Терещенко, Е.В. Аристова, К.Б. Бароцкой, М.В. Шитова. В работах указанных авторов рассматривались правовая природа Российского социального государства, социальные функции демократического государства, виды, классификация и юридическое содержание конституционных социальных прав личности, проблемы национальной и международной судебной защиты социально-экономических прав.

Методологическая база работы основана на использовании общенаучных методов, а также специальных методов. В частности, использовались: диалектический метод, методы формальной логики, системного анализа, анализа и синтеза, сравнительно-исторический и формально-юридический.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, пяти подзаголовков, заключения и списка литературы.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИИ РФ

1.1. Конституция и конституционализм: понятие и сущность

Конституция в любом государстве - это правовой акт высшей юридической силы, своеобразный признак государственности, юридический фундамент государственной и общественной жизни, главный источник национальной системы права. Конституция на высшем уровне регулирует общественные отношения, связанные с организацией власти, правами и свободами, обязанностями человека и гражданина, формами правления и государственного устройства.

Конституцию можно рассматривать как микромодель общества, его юридический каркас, в рамках и на основе которого функционирует механизм государственной власти, обеспечиваются права и свободы граждан.

Происхождение термина «конституция» научно не определено. В переводе с латинского слово «constitutio» означает «устанавливаю», «учреждаю» и восходит к временам Римской империи. Высказывается мнение, что этот термин взят из технического оборота «rem publicam constituire», которым начинались акты римских императоров. Наряду с термином «конституция» на первоначаль­ных этапах ее становления применялось и наименование «основной закон» («lex fun-damentales»).[1] В средние века конституциями закреплялись привилегии и вольности феодалов.

С течением времени понятие конституции эволюционировало. В нынешнем понимании, как единый правовой акт высшей юридической силы, закрепляющий права и свободы граждан, определяющий социально-политическое и государственное устройство, конституции появились в XVIII веке в качестве противовеса монархии, абсолютизму в эпоху буржуазно-демократических рево­люций. В связи с распадом феодального общества, под натиском нарождающе­гося капиталистического строя требовалась правовая форма защиты и охраны новых экономичес­ких структур. Такую роль мог выполнить только правовой акт, в общей форме определяющий основы устройства государства и общества, объ­ективно поставленный выше власти короля, феодалов, олицетворяющий волю всего общества и нации. Тогда же появились теоретические концепции о народе как единственном носителе верховной власти, его суверенитете, о юридическом равенстве всех членов общества, их праве самим определять основы устройства общества. На базе этих теорий первоначально и происходило создание конституции.[2]

Прототипами европейских конституций стали конституционные хартии периода провозглашения независимости английских колоний в Америке. Французская революция восприняла американскую конституционную идею, а из Франции она распространилась на другие европейские государства.

Конституция как Основной закон государства учреждает политическую форму существования общества, систему государственных органов, устанавливает порядок их формирования и способ функционирования, закрепляет права и свободы человека и гражданина. Закрепляя наиболее важные общественные отношения, принципиальные положения и основополагающие устои общества, политическую форму его существования, конституция служит правовой базой для текущего законодательства. В этом законодательстве преломляются, раскрываются и конкретизируются положения конституции. Причем, важно подчеркнуть, что оно не может и не должно развивать или дополнять конституцию: соответствуя Основному закону государства, действующее законодательство наполняет его положения конкретным содержанием, при этом конституционные нормы сохраняют свою определенность и высшую юридическую силу по отношению к нормам действующего законодательства.

Конституция – это, прежде всего, юридический документ, основа государственности, законности и правопорядка. Именно в этом качестве она составляет предмет науки конституционного права. В отличие от обычных законов, Основной закон государства характеризуется стабильностью и долговечностью. Эти качества конституции обусловлены двумя обстоятельствами. Во-первых, в силу абстрактного содержания ее положений она не подвержена постоянным изменениям; во-вторых, как правило, жесткая процедура по внесению в нее изменений и дополнений служит гарантом ее жизнеспособности и долговечности. Таким образом, все другие законы и правовые предписания властных структур государства должны соответствовать конституции - их правовой основе. Те из них, которые противоречат конституционным принципам и нормам, подлежат отмене.

С понятием «конституция» тесно связано понятие «конституционализм», которое происходит от первого, однако не равнозначно ему и имеет множество интерпретационных значений в современных юридической, политической и исторической науках. Несмотря на различные подходы к проблеме возникновения конституционализма, преобладающим следует признать взгляд, что сам термин «конституционализм» появился впервые в американской политико-правовой мысли в конце XVIII – начале XIX века. Деятели американской революции и основатели Конституции США 1787 года, таким образом, выделяли верховенство конституции над издаваемыми законами и иными правовыми актами.[3] Однако в дальнейшем в юридических, политических и исторических исследованиях данный термин получил более широкое значение и стал применяться для характеристики процессов перехода к демократии и установления конституционного строя в государствах сначала Западной, а потом Центральной, Восточной и Южной Европы, Латинской Америки, Азии и Африки.

Как явление мировой политико-правовой культуры, конституционализм сформировался при переходе от традиционного к индустриальному обществу. Однако, пройдя стадии спада и возрождения в новейшее время, конституционализм по-прежнему является важнейшим фактором развития демократических государств в конце ХХ века. Он сохраняет значение нормативной основы демократического развития при переходе к информационному обществу (постиндустриальному развитию), несовместимому с тоталитарным порядком, и требующему свободного обмена информацией. Политико-правовая система конституционализма, являясь важной институциональной и процедурной гарантией становления, развития и функционирования институтов гражданского общества, выступает как условие построения правового государства и в России.

В современной политико-правовой литературе используются различные подходы к определению конституционализма. Первый подход, выраженный в юридических исследованиях, определяет конституционализм как государственное правление, ограниченное конституцией; второй видит в конституционализме учение о конституции, как основном законе государства и общества и их взаимоотношениях; третий подход, используемый в политологии, утверждает, что конституционализм – это политическая система, основанная на конституционных методах правления.[4]

Профессор И.М. Степанов рассматривает конституционализм в широком и в узком смысле. В широком смысле - это теория конституции как таковая, история и практика конституционного строительства в то или иной стране, группе стран, мировом сообществе в целом. В узком смысле слова – целостная система знаний о фундаментальных общечеловеческих политико-правовых ценностях, находящих выражение в демократических конституциях и демократической конституционной теории, их содержании, формах, методах и степени реализации.[5] Однако российский конституционализм как в узком, так и в широком понимании этого термина еще очень слаб и несовершенен; он пока находится в стадии становления и весьма подвержен деформациям. Все это свидетельствует о необходимости и важности изучения теоретических вопросов конституционализма для российской науки.

В мировой конституционно-правовой теории нет единого взгляда на содержание конституции.[6] Конституции разных стран являют собой весьма пеструю картину, что отражает различие исторических условий их принятия и уровня конституционного правосознания. В то же время для мировой конституционной теории и практики характерна определенная унификация представлений о содержании современной конституции на базе утвердившихся общих взглядов на демократию.

Ни у кого не вызывает сомнений, что первоочередной целью и задачей конституции в любой стране должны стать гарантии прав и свобод человека и гражданина, что устройство государственной власти может быть демократическим и эффективным только при соблюдении принципа разделения властей, что народный суверенитет воплощается через представительную систему, формируемую на основе всеобщего избирательного права, и тому подобное, то есть сложилась определенная модель демократического государства, соответствующего принципам современной цивилизации. Эта модель указывает, что непременно должно быть включено в конституционный текст, а что является предметом внеконституционного законодательного регулирования или вообще лишним.

Если понятие конституции определяет общие черты, выделяющие ее как особое правовое явление, то раскрытие сущности конституции связано с познанием ее глубинной природы, с решением вопроса о том, чью волю конституция выражает.

В вопросе о сущности конституции различные теории придерживаются различных взглядов[7]. Одним из распространенных представлений является трактовка сущности конституции как общественного договора. Предполагается, что все члены общества заключили договор, воплощенный в конституции, о том, на каких основах учреждается данное общество, по каким правилам оно живет. Согласно такой концепции, конституция есть выражение суверенитета народа, проявление его единой воли.

Теологическая теория видит сущность конституции в воплощении в ней божественных предписаний человеческому обществу о правилах жизни и считает, что в ней выражаются идеи высшей справедливости и разума.

Некоторые представители школы естественного права полагают, что сущность конституции заключается в воплощении в ней многовекового опыта, постепенно складывающихся традиций данного народа. Только такие конституции обладают, по этой концепции, в отличие от «революционных» конституций, которые составляются в кабинетах, исходя из чисто умственных представлений и заимствования чужого опыта, признаками народовластия.

Имеются и теории, отрицающие народный характер конституции и связывающие ее сущность с государственной волей. Конституция при этом рассматривается как самоограничение государственной власти: поскольку возможности государственной власти не ограничены, то, чтобы не допустить произвола, деспотизма, она сама себя ограничивает и закрепляет пределы этого ограничения в конституции.

Марксистско-ленинская теория, которая являлась теоретической основой советской государственно-правовой науки, усматривала сущность конституции в том, что она выражает волю не всего общества, не всего народа, а только волю господствующего класса, то есть является классовой по своей сущности. Такое представление о сущности конститу­ции доказало свою историческую несостоятельность: из него с необходимостью вытекала правомерность насилия, подавления, репрессий, массового уничтожения людей, неограниченного нарушения прав чело­века и гражданина, полного огосударствления общества. Все советские конституции были классовыми по своей сущности, открытая и обна­женная форма которых отражалась в каждой из них в большей или меньшей степени.

1.2. Юридические свойства конституции

Представляя самостоятельный раздел - очерк теории конституции, - необходимо рассмотреть один из важ­нейших вопросов проблемы - вопрос о функциях и юридических свойствах конституции, тем более что они теснейшим образом связаны с сущностью, содержанием, определением и формой (видами) конституций. Поэтому неслучайно характеристике функций и юридических свойств, особенностей конституции в литературе уделяется особое внимание.

Роль конституции в обществе реализуется через ее функции; она выполняет политическую, юридическую и идеологическую функции. Так, политическая функция заключается в том, что конституция является основой политической системы общества; нормы конституции определяют правила поведения всех участников политического процесса в государстве. Юридическая функция конституции заключается в том, что она является главным источником права, ее нормы определяют исходные начала всей правовой системы государства, закрепляют наиболее важные отношения. Идеологическая функция конституции заключается в том, что ее нормы формируют правосознание граждан, их отношение к государственному устройству, существующему правопорядку.

По мнению профессора Е.И. Козловой, конституцию от всех других правовых актов отличают такие черты, как особый субъект, который устанавливает конститу­цию или от имени которого она принимается; учредительный, первичный характер конституци­онных установлений; всеохватывающий характер конституционной рег­ламентации, то есть всех тех сфер общественных отношений, воз­действие на которые она распространяет; и особые юридические свойства (прямое действие, легитимность, итоговый характер предписаний, перспективность, преемственность, реальность, стабильность, верховенство, особый порядок принятия, внесения изменений, специфические формы охраны и др.).[8] Рассмотрим эти черты подробнее.

Конституция в современном значении этого понятия является актом, который, как правило, принимается наро­дом или от имени народа . Характерно, что возникновение в XVII в. самой идеи о необходимости такого акта, как конституция, было связано именно с этой ее чертой. Выдвигаемое нарождающейся бур­жуазией требование ограничить права короля и феодалов для защиты своих свобод могло быть обеспечено только путем принятия акта высшей власти, воплощающей волю всей на­ции, всего народа. Так, в неосуществленном на практике проекте «народного соглашения» Кромвеля в 1653 году было предусмотрено условие подписания его всем народом. Такое же требование выдвигалось затем и Ж.-Ж. Руссо. Он пола­гал, что для установления конституции требуется

согласие всех граждан; она должна быть результатом единогласного решения, подписана всеми гражданами, а «противники кон­ституции должны считаться иностранцами среди граждан».[9] Эта сущностная черта конституции и поныне признается доминирующей в конституционной теории и практике. Не слу­чайно конституции большинства демократических государств мира начинаются словами: «Мы, народ... принимаем (провозг­лашаем, учреждаем и т. п.) настоящую конституцию». Так, например, в преамбуле Конституции РФ 1993 года сказано: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации... принима­ем Конституцию Российской Федерации». Причем следует отметить, что это первая во всей российской истории Конституция, кото­рая принята действительно народом (а не от имени народа) путем всенародного голосования.

Особенность субъекта, принимающего конституцию, обус­лавливает и вторую сущностную черту конституции - ее учре­дительный характер . Поскольку народ в демократическом го­сударстве признается носителем суверенитета и единственным источником власти, только он обладает и ее высшим проявле­нием - учредительной властью. При этом в содержание последней вкла­дывается право принимать конституцию и посредством ее учреждать те основы общественного и государственного ус­тройства, которые выбирает для себя данный народ; только уч­редительная власть может изменить, в том числе и самым ради­кальным образом, основы устройства общества и государства. Учредительная природа конституции проявляется и в том, что ее предписания выступают в качестве первоосновы, яв­ляются первичными. Это означает, что для установления положений конституции не существует никаких правовых огра­ничений; не может быть такой правовой нормы, которая не могла бы быть включена в конституцию по признаку того, что она не соответствует какому-либо правовому акту дан­ного государства. Так, законы в Российской Федерации не могут противоречить ее Конституции, Указы Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ и федеральным за­конам, постановления Правительства не могут противоречить Конституции РФ, федеральным законам, указам Президента.

Важной чертой, характеризующей конституцию, яв­ляется особый предмет конституционного регулирования , то есть специфика того слоя общественных отношений, на кото­рые она воздействует. Конституционное регулирование отличается всеохваты­вающим характером, чего не имеет никакой другой норма­тивный правовой акт. Конституция затрагивает все сферы жизни общества - политическую, экономическую, соци­альную, духовную и другие, либо регулируя в этих сферах в соответствии с предметом конституционного права базовые, фундаментальные общественные отношения, либо подвер­гая их своему воздействию в полной мере.

Конституцию отличают также и особые юридические свойства , которые выражают индивидуальность, качественное своеобразие и правовую природу высшего закона государства. Они выражаются в ее прямом действии, легитимности, итоговом характере предписаний, перспективности, преемственности, реальности, стабильности, верховенстве, специфических формах охраны и т.д.[10]

По мнению М.В. Баглая, конституция - это фундамент конституционного права, каждая норма которой обрастает другими нормами из различных источников. Это неизбежно, однако при этом воз­никает опасность, что конституционные положения могут «раствориться в море конституционного права, потерять свой приоритет».[11] Чтобы этого не произошло, определенным нормам кон­ституции или всей конституции законодатель придает статус прямого и непосредственного действия, что позволяет заин­тересованному субъекту требовать защиты своих прав в су­дебном порядке, ссылаясь только на конституционную фор­мулировку. Даже в тех стра­нах, где об этом нет упоминания в тексте конституции, пря­мое действие давно признается судебной практикой.

Легитимность конституции проявляется в том, что она принимается либо законно избранным органом государственной власти, либо учредительным собранием, созданным специально для принятия конституции, либо непосредственно самим народом путем референдума. Легитимность конституции связана с её учредительным характером. Так, легитимный характер Конституции РФ 1993 года проявляется в том, что она принята референдумом, который проводился впервые в России. Гражданам предстояло оценить проект, представленный Президентом и одобренный Конституционным совещанием.

Конституции присущ итоговый характер предписаний . Как итоговый документ, конституция закрепляет достигнутый уровень развития общественных отношений, сложившихся к моменту её принятия. Каждая новая конституция выступает юридическим отражением хода исторического развития общества и государства. Содержание конституции обусловлено социально - экономическими и общественно-политическими процессами; она является правовой формой закрепления общественного прогресса, социальных завоеваний народа, революционного или эволюционного развития общества.

Будущее каждой страны, каждого государства коренится в прошлом и настоящем. Закрепляя итоги пройденного пути, конституция, вместе с тем, содержит программные положения, определяет тенденции, основные направления и цели социального прогресса. Вот почему ей присущ прогностический характер, такая черта как перспективность . Программные положения включаются, как правило, в преамбулу, а цели и задачи, определяющие направления развития в области экономики, политики, социального прогресса, национальных отношений, культуры и других областях, получают выражение в главе об основах конституционного строя. При этом сама конституция призвана обеспечить опережающее воздействие на общественные процессы, стимулировать социальную активность и правомерное поведение субъектов права.

Важной чертой любой конституции является ее преемственность , обусловленная непрерывностью исторического развития государственности. Каждая новая конституция неизбежно связана с предшествующими: в обществе складываются определенные правовые традиции, которые получают конституционное закрепление. Конституционная преемственность требует сохранять всё ценное, что создано опытом предшествующего развития государства: национальную историко-культурную окраску государственности, идею самоопределения наций и равноправия народов, форму правления, государственное устройство.

Важной чертой конституции правового государства является её реальность . Главным критерием для оценки реальности конституции служит её соответствие действительности. Если конституция и действительность находятся в единстве, если обеспечивается соответствие конституционных предписаний социально-экономическим условиям развития общества, можно говорить о реальности конституции. Во многом реальность конституции зависит от политической, экономической и социальной стабильности, ужесточения режима законности и правопорядка. Как одна из основных черт конституции, реальность имеет несколько аспектов:

1) соответствие конституционных предписаний характеру общественных отношений, сложившихся в данный исторический период;

2) учет конкретных исторических, политических, этнографических и иных особенностей страны;

3) выбор приемов и средств воздействия, адекватных характеру регулируемых общественных отношений;

4) предвидение социальных последствий действий тех или иных конституционных установлений;

5) гарантированность конституции.[12]

Вместе с тем, было бы неверно считать, что раз конституционное правило отражает существующие общественно-экономические отношения, это совершенно автоматически обеспечивает её реальность. Исполнимость конституционных предписаний, высокая степень эффективности их действия во многом зависят от повседневной деятельности органов законодательной и исполнительной власти, суда, прокуратуры, милиции. Реальность конституции предполагает правовые и организационные гарантии народовластия, действенность механизма обеспечения их реализации, высокую политическую сознательность, социальную активность и правовую культуру граждан.

Важным юридическим свойством конституции является её стабильность , то есть незыблемость конституционных предписаний. Конституция - акт долговременного действия. Стабильность проявляется во взаимодействии с субъектами права, в постоянном, целенаправленном воздействии на общественные отношения, составляющие объект конституционного регулирования, на правосознание граждан. Стабильная конституция - важнейшее условие правопорядка и законности, устойчивости всей системы права, укрепления федеративных связей, механизма осуществления властных государственных функций, гуманных отношений между личностью, обществом, государством.

Верховенство конституции в правовой системе является одним из важнейших ее юридических свойств. Оно служит проявлением доктрины господства права и означает приоритетное положение конституции в системе законодательства. Верховенство конституции обеспечивается приданием конституционным предписаниям высшей юридической силы, особым порядком её принятия и изменения, а также созданием специального органа охраны конституционной законности (конституционным судопроизводством).[13]

В юридической сфере одной из основных и достаточно сложных является проблематика правовой охраны конституции , что обусловлено важностью регулируемых конституцией общественных отношений, необходимостью обеспечения ее верховенства в системе правовых актов. Такая охрана направлена на достижение, прежде всего, незыблемости общественного и государственного строя, закрепленного в Основном законе соответствующей страны, стабильности правового статуса личности, на неуклонное выполнение норм конституции всеми субъектами конституционного права, то есть на достижение конституционности правоприменительной практики.

В российской научной литературе даются различные определения правовой охраны конституции. Например, Б.В. Щетинин характеризует ее как конституционные гарантии законности.[14] Впоследствии им же в соавторстве с А.Н. Горшеневым было дано более развернутое определение данного понятия, как совокупности юридических средств, обеспечивающих выполнение всех норм, установленных конституцией, и строгое соблюдение режима конституционной законности.[15] Н.П. Иванищева под правовой охраной конституции понимает совокупность компонентов, обеспечивающих стабильность и неуклонную исполнимость конституции.[16] Н.А. Михалева характеризует правовую охрану конституции как совокупность юридических средств, с помощью которых достигается выполнение всех основополагающих норм, соблюдение режима конституционной законности.[17] Представленные научные определения имеют большую научную значимость и имеют полное право на свое существование.

Вместе с тем, хотелось бы предложить несколько иной подход к данной проблеме. Он сводится, во-первых, к тому, чтобы определить правовую охрану конституции через такую категорию, которая наиболее точно и всесторонне определяет особое положение данного документа во всех сферах общественной жизни, отличает его от всех других актов; и, во-вторых, что именно от неукоснительного соблюдения, поддержания этой категории зависит в конечном результате стабильность, прогрессивное развитие.

Правовая охрана конституции не может быть реальной, а тем более эффективной, без наличия соответствующего механизма, важнейшая задача которого – обеспечение правильной реализации конституционных принципов, исключение любой подмены конституции. Под механизмом правовой охраны конституции следует понимать совокупность определенных государственно-правовых институтов (в ряде случаев их называют средствами). К ним следует отнести: особый порядок принятия и изменения конституции; конституционный контроль, под которым следует понимать деятельность компетентных государственных органов по проверке, выявлению, констатации и устранению несоответствий нормативных актов конституции, законам, в ходе которых данные органы правомочны отменять обнаруженные несоответствия; и конституционный надзор, который в общей форме можно определить как деятельность компетентных государственных органов по проверке, выявлению, констатации и устранению несоответствия правовых актов конституции.

В механизме правовой охраны основного закона целесообразно выделение такого важного института как толкование конституции. Это связано с тем, что в современных условиях данный вид деятельности выдвигается на передний план. Важно подчеркнуть и тот факт, что существенно возрастает роль актов по толкованию конституции в правовой иерархии. Вопросы официального, общеобязательного толкования все в большем объеме становятся предметом конституционного, законодательного регулирования.

ГЛАВА 2. ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В XXI ВЕКЕ

2.1. Права человека: понятие и типология

Специфической конкретизацией гуманистических представлений применительно к миру политики являются права человека. Они представляют собой принципы, нормы взаимоотношений между людьми и государством, обеспечивающие индивиду возможность действовать по своему усмотрению (эту часть права называют свободами) или получать определенные блага (это - собственно права). [18]

Права человека представляют собой один из способов трактовки и практического решения вопроса взаимоотношений человекам и той общности, в которой он проживает и официальным представителем которой выступает власть. Они утверждают в этих взаимоотношениях свободу и достоинство личности, ее высший ценностный статус.

Возможны четыре основных способа взаимоотношения индивидов с властью: тоталитарный, патриархальный, индивидуалистический и парципаторный (участия). Первая, тоталитарная модель таких взаимоотношений исходит из отожествления общества и государства, из безусловного приоритета целого над частью и полного подчинения индивида государству. Она исключает саму постановку проблемы прав человека, поскольку индивид рассматривается здесь как органическая, неразрывная частичка целого, как винтик в сложном государственном механизме, управляемый из центра.

Патриархальный тип взаимоотношений индивида и власти предполагает сложную иерархию прав и обязанностей людей, неравенство их положения в отношениях власти. Он делит общество на различные сословия и группы, низшие из которых политически бесправны , высшие же обладают максимальными властными полномочиями, главным источником и распределителем которых является авторитарный правитель : монарх, диктатор и т.п.)

Индивидуалистический способ взаимоотношений личности и власти основан на приоритете индивида в отношениях с государством. Наиболее ярко он представлен в либерализме, который исходит из того, что свободная личность есть конечный источник всякой власти в обществе, в том числе и самого государства.

Взаимоотношения индивида и власти во внеполитических сферах и пути утверждения в них свободы и достоинства личности либерализмом вообще не рассматриваются. В результате сама проблема прав человека ставится главным образом в форме ограждающих от посягательств власти прав, т.е. узко и ограниченно.

В современной политической науке преобладает третий, парципаторный подход к взаимоотношениям индивида и власти. Он лишен крайностей и не рассматривает личность как изолированного, независимого от общества индивида, вынужденного в союзе себе подобными создать государство и подчиняться ему в определенных вопросах, а исходит из неразрывности и противоречивости взаимоотношений между личностью, обществом и государством. В этом случае сама проблема прав человека усматривается не столько в ограждении индивида от государственного вмешательства, а в использовании государства в целях создания наилучших условий свободного существования и развития личности.

Типология прав человека:

В наши дни для большинства стран права человека являются неотъемлемым и высшей ценностью, признанной мировым сообществом. Сам термин «права человека» употребляется как в широком, так и в узком смыслах.

В узком значении - это только те права, которые не предоставляются, а лишь охраняются и гарантируются государством, действуют независимо от их конституционного закрепления и государственных границ. К ним относятся равенство всех людей перед законом, право на жизнь и телесную неприкосновенность, уважение человеческого достоинства, свобода от произвольного, незаконного ареста или задержания, свобода веры и совести, право родителей на воспитание детей, право на сопротивление угнетателям и др.

В широком значении права человека включают весь обширный комплекс прав и свобод личности, их различные виды.

Современная типология прав человека достаточно разнообразна. Наиболее общей их классификацией является деление всех прав на негативные (свободы) и позитивные.

Негативные права определяют обязанности государства и других людей воздерживаться от тех или иных действий по отношению к индивиду. Они предохраняют личность от нежелательных, нарушающих ее свободу вмешательств и ограничений. Эти права считаются основополагающими, абсолютными. Их осуществление не зависит от ресурсов государства, уровня социально-экономического развития страны. Негативные права составляют фундамент индивидуальной свободы. Почти все либеральные права имеют характер негативного права.

Типичным примером этой группы прав и в целом негативного подхода к правам человекам является Билль о правах конституции США.[19] Так, его первая статья гласит: «Конгресс не должен издавать законов, устанавливающих какую-либо религию или запрещающих ее свободное исповедание, ограничивающих свободу слова или печати или право народа мирно собираться и обращаться к правительству с петициями о прекращении злоупотреблений». Практически все содержание Билля направлено на ограждение личности от всякого рода несправедливых и нежелательных посягательств со стороны правительства.

В отличие от негативных прав, позитивные права фиксируют обязанности государства , лиц и организаций предоставлять гражданину те или иные блага, осуществлять определенные действия. Характер позитивного права носят все социальные права. Это, например, право на социальное вспомоществование, образование, охрану здоровья, достойный уровень жизни и др. Осуществление позитивных прав невозможно без наличия у государства достаточных ресурсов. Их конкретное наполнение прямо зависит от богатства страны и демократичности ее политической системы. В случае ограничения ресурсов позитивного права могут гарантировать гражданам лишь «равенство в нищете», как это имело место во многих странах административного социализма.

Более конкретной и широко распространенной классификацией прав личности по сравнению с их делением на негативные и позитивные является

Их подразделение в соответствии со сферами реализации на гражданские (личные), политические, экономические, социальные ( в узком значении этого слова), культурные и экологические.

Гражданские (личные) права - это естественные, основополагающие, неотъемлемые права человека, имеющие в основном характер негативного права.

В конституциях многих государств гражданские права обычно объединяют в одну группу с правами политическими. Основанием для этого служит преимущественно негативный характер тех или других, а также направленность обоих видов этих прав на обеспечение свободы личности в ее индивидуальном и общественном проявлениях.

Политические права определяют возможности активного участия граждан в управлении государством и в общественной жизни. К ним относятся право человека на гражданство, избирательные права, свобода союзов и ассоциаций, демонстраций и собраний, право на информацию, свобода слова, мнений, в том числе свобода печати, радио и телевидения, свобода совести и некоторые другие.

К гражданским и политическим правам непосредственно примыкают права экономические. Они связаны с обеспечением свободного распоряжения индивидами предметами потребления и основными факторами хозяйственной деятельности. Вплоть до середины ХХ века важнейшие их этих прав - права частной собственности, предпринимательства и свободного распоряжения рабочей силой - обычно рассматривались как основополагающие гражданские права. В современных юридических документах эти права чаще называют экономическими и выделяют в относительно самостоятельную группу, однопорядковую с правами гражданскими, политическими и т.п.

Гражданские, политические и экономические права нередко называют правами либеральными или же правами первого поколения. Все они носят характер преимущественно негативного права, ограждающего свободу личности от посягательств власти и других людей и нуждающихся лишь в охране со стороны государства.

К правам второго поколения относят социальные права. Они призваны обеспечить материальные условия свободы и достойную жизнь каждому человеку. К данным правам относят собственно социальные, культурные и экологические права.

Культурные права призваны гарантировать духовное развитие человека. Они включают право на образование, доступ к культурным ценностям, свободу художественного и технического творчества, преподавания и некоторые другие.

Экологические права - это права на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью человека или его имуществу экологическими правонарушениями.

2.2. Права человека и гражданина в конституции РФ

К основам правового положения человека и гражданина относятся его права, свободы и обязанности, гражданство. Права и свободы представляют краеугольный камень правового положения личности. Это зафиксировано в статье 2 Конституции РФ. Конституция РФ от 12 декабря 1993г. Принципиальное значение имеют и декларированные в Основном Законе России полнота прав и свобод граждан и их правовое равенство. В частности, в п. 2 ст.6 записано, что каждый гражданин обладает на территории Российской Федерации всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией.

В Конституции РФ 1993г. получили выражение и закрепление следующие принципы правового статуса личности:[20]

1. Закрепление сферы и характера прав и свобод, установленных общепризнанными принципами международного права.

Согласно этому принципу, Российская Федерация признает и характеризует права и свободы, свойственные цивилизованному обществу. Эти права и свободы нашли отражение во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948г., Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, Международном пакте о гражданских и политических правах, вступивших в силу в 1976г, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950г.

2. Принцип неотчуждаемости основных прав человека и принадлежность ему их от рождения.

Он предполагает, что все люди признаются свободными и обладающими правами и свободами от рождения. Государство не вправе издавать законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Оно не может лишить гражданина РФ своего гражданства. Граждане, в свою очередь, свободны действовать в пределах своих неотчуждаемых прав и свобод, для чего не требуется никаких дозволений.

3. Равенство прав и свобод человека и гражданина . Этот принцип сводится к следующему:

Во-первых, осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Во-вторых, смысл этого равенства выявляется по отношению к закону и суду. Государство призвано гарантировать равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения и т.п.

В-третьих, равенство прав и свобод человека и гражданина обретает реальное существование благодаря и тому, что они объявляют Конституцией РФ непосредственно действующими.

4. Принцип единства прав и обязанностей граждан. Он, прежде всего, основывается на том, что нет прав без обязанностей, как нет и обязанностей без праву.

В отличие от ранее действовавшей Конституции РФ, новый Основной Закон преимущественно возлагает обязанности на государство, закрепляя за гражданами минимум обязанностей. Объем обязанностей, возлагаемых Конституцией на граждан, прежде всего, отвечает интересам общества и его членов.

Основные документы, регулирующие права и свободы человека и гражданина РФ:

Гражданство - один из элементов правового статуса личности. Обладание гражданством является предпосылкой полного распространения на данное лицо всех прав и свобод, признаваемых законом, защиты лица государством не только внутри страны, но и за ее пределами.

В настоящее время все отношения, связанные с гражданством, регулируются Конституцией РФ и Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации» №62-ФЗ от 31.05.2002г.

Понятие гражданства сформулировано в преамбуле Федерального закона РФ «О гражданстве РФ», определяется как устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

Конституционные права и свободы регулируются Всеобщей Декларацией прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948г. В российском законодательстве она впервые была воспроизведена в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом Российской Федерации 22 ноября 1991г., а затем отражена в Конституции РФ 1993г.

Право на жизнь защищено не только Конституцией РФ, но и отраслевым законодательством. Например, установлена уголовная ответственность за убийство (ст.102-106 УК РФ), доведение до самоубийства (ст.107 УК РФ), оставление в опасности (ст.127 УК РФ).[21]

КоАП РФ охраняет жизнь человека, вводя ответственность за нарушение правил по охране труда, нарушение санитарно-гигиенических и санитарно- противоэпидемических правил и норм, нарушение правил хранения и перевозки огнестрельного оружия и боеприпасов и др. Жизнь человека охраняется рядом запретов на применение огнестрельного оружия и спецсредств.

Право избирать и быть избранным регулируется Федеральным законом от 19 сентября 1997г. « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» Федеральный закон от 19 сентября 1997г. с изм. и доп. от 30 марта 1999г.[22]

Политические права и свободы граждан РФ регулируются следующими законами: в ст.5 Закона РФ « Об общественных объединениях» ФЗ от 19.05.1995г. №82-ФЗ (ред.от 02.11.2004) «Об общественных объединениях» (принят ГД ФС РФ 14.04.1995) формулируется понятие «общественного объединения». Оно характеризуется как добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Общественные объединения создаются и действуют на основе принципов добровольности, равноправия, самоуправления, законности и гласности.

Конституция гарантирует свободу массовой информации. Цензура запрещена в любой форме. Эти положения Конституции закреплены принятым 27 декабря 1991г. Законом « О средствах массовой информации». Закон « О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991г.

Для предотвращения злоупотреблений свободой печати создана Судебная палата по информационным спорам при Президенте Российской Федерации, положение о которой утверждено Указом Президента от 31 января 1994г.

Право собственности на информацию охраняется Федеральным законом «Об информации, информатизации и защите информации» от 20 февраля 1995г. ФЗ от 20.02.1995г. №240ФЗ (ред. от 10.01.2003).

Закреплено Конституцией РФ и законом от 31 июля 1995г. « Об основах государственной службы» право на равный доступ к государственной службе. ФЗ от 27.01. 2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ»

Права детей защищены «Конвенцией о правах ребенка».

Все граждане, проживающие на территории РФ, могут свободно передвигаться по ее территории и их права закреплены Законом РФ от 25 июня 1993г. «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» Закон РФ от 25 июня 1993г.[23]

Все уличные шествия, митинги и демонстрации регулируются Указом Президента РФ от 25 мая 1992г. «О порядке организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования» Указ Президента РФ от 25 мая 1992г.[24]

В ч.4 ст.123 восстанавливается институт присяжных заседателей. Конституция гарантирует каждому право обращения лично или письменно в любой орган государства за защитой своих прав. Это детально регламентировано в законе « Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993г. Закон РФ « Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27.04.1993 №48-1 (ред. от 14.12. 1995)

Указом Президента РФ от 29 марта 1998г. учреждена должность Уполномоченного РФ при Европейском Суде (назначается Президентом РФ), а Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997г. утверждена должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.[25]

В заключение замечу, что в условиях чрезвычайного положения отдельные ограничения правы и свобод с указанием пределов и срока их действия могут устанавливаться федеральным конституционным законом (ч.1 ст.56) При этом Конституция запрещает даже в условиях чрезвычайного положения ограничивать следующие права и свободы: право на жизнь, достоинство личности; право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени; свободу совести и вероисповедания; право на экономическую деятельность и право на жилище.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенный анализ курсовой работы позволяет сделать следующие выводы. Понятия «конституция» и «конституционализм» тесно связаны, но не равнозначны: если конституция - это единый правовой акт высшей юридической силы, закрепляющий права и свободы граждан, определяющий социально-политическое и государственное устройство, то конституционализм – это теория конституции как таковая, история и практика конституционного строительства в той или иной стране, группе стран, мировом сообществе в целом (в широком смысле), или целостная система знаний о фундаментальных общечеловеческих политико-правовых ценностях, находящих выражение в демократических конституциях и демократической конституционной теории, их содержании, формах, методах и степени реализации (в узком смысле).

В связи с существенной спецификой предмета исследования, в мировой конституционно-правовой теории нет единого взгляда на содержание конституции, ее сущность и подходах к классификации. Вместе с тем для нее характерна определенная унификация представлений о содержании современной конституции на базе утвердившихся общих взглядов на демократию. Так, первоочередными задачами конституции любой страны являются гарантии прав и свобод человека и гражданина, демократическое устройство государственной власти, воплощение народного суверенитета через представительную систему, формируемую на основе всеобщего избирательного права и т.п. Немаловажным для мировой конституционной теории и практики является и вопрос о юридических свойствах конституции – ее сущностных проявлениях, которые выражают индивидуальность, качественное своеобразие и правовую природу высшего закона государства: прямое действие, верховенство, легитимность, высшая юридическая сила, стабильность и др.

Права человека представляют собой принципы, нормы взаимоотношений между людьми и государством, обеспечивающие индивиду возможность действовать по своему усмотрению или получать определенные блага.

В современной политической науке преобладает партиципаторный подход к взаимоотношениям индивида и власти. Он лишен крайностей и не рассматривает личность как изолированного, независимого от общества индивида. Проблема прав человека в этом подходе усматривается не только и не столько в ограждении индивида от государственного вмешательства, а в использовании государства в целях создания наилучших условий свободного существования и развития личности.

В Конституции РФ 1993г. получили выражение и закрепление, следующие принципы правового статуса личности:

а) Закрепление сферы и характера прав и свобод, установленных общепризнанными принципами и нормами международного права.

б) Принцип неотчуждаемости основных прав и свобод человека и принадлежность их ему от рождения.

в) Равенство прав человека и гражданина.

г) Принцип единства прав и обязанностей граждан. Он основывается на том, что нет прав без обязанностей, как нет и обязанностей без прав.

Российское государство гарантирует каждому свободу совести и свободу вероисповедания. Гарантируются, свобода мысли и слова, свобода массовой информации. В Российской Федерации запрещается цензура. Каждый имеет право законным способом распространять информацию.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно – правовые акты:

  1. «О порядке организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования»// Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. №22. Ст.12 .
  2. «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах РФ» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. №32. Ст.1227

«Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1997. №38. Ст. 4339; 1999. №14. Ст.1653

  1. Уголовный кодекс Российской Федерации: (по сост. На 15 сент. 2005г.)- М.: Юрайт- Издат, 2005
  2. Федеральный конституционный закон от 26 февраля 199г. «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. №9. Ст.1011

Учебная литература:

  1. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации : учебник. – М.: Издательство НОРМА, издательская группа НОРМА-ИНФРА∙М, 2014.
  2. Берман Г.Дж. Западная традиция права: Эпоха формирования / перевод с англ. Н. Новикова. – М.: МГУ, 2014.
  3. Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Конституционное право России: учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Кº», 2014.
  4. Государственное право Российской Федерации / под ред. О.Е. Кутафина. – М.: РУДН, 2014.
  5. Зорькин В. Да здравствует конституционная Россия // Российская юстиция. – 2014.
  6. Иванищева Н.П. Конституции зарубежных социалистических стран: диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук / МГУ им. М.В. Ломоносова. – М., 2014.
  7. Козлова Е. И., Кутафин О.Е. Конституционное право: учебник. – М.: Издательство НОРМА, издательская группа НОРМА-ИНФРА∙М, 2014.
  8. Конституционное право: учебник / под общ. ред. Б.Н. Габричидзе, А.Н. Ким-Кимэн, А.Г. Чернявский. – М. Проспект, 2014.
  9. Конституционное право зарубежных стран : учебник для вузов / под общ. ред. М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина. – М.: Издательство НОРМА, издательская группа НОРМА-ИНФРА∙М, 2014.
  10. Кравец И.А. Конституционализм и российская государственность в начале ХХ века. – М.: Проспект, 2014.
  11. Курс советского государственного права / под ред. Б.В. Щетинина и А.Н. Горшенева. – М.: Наука, 2014.
  12. Макушин А. Сущность Конституции // Конституционное и муниципальное право. – 2015.
  13. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию: Учебник для студентов высш. уч. заведений.- 3-е изд.- М.: Аспект Пресс, 2014
  14. Стрекозов В.Г., Казанчев Ю.Д. Конституционное право России : учебник. – М.: Юридическая литература, 2014.
  15. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права : учебник. – М.: Юрист, 2014.
  16. Щетинин Б.В. Проблемы теории советского государственного права. – М.: Право и закон, 2014.
  17. Юридическая энциклопедия / под общ. ред. Б.Н. Топорника. – М.: Книга, 2014.
  1. Конституционное право зарубежных стран : учебник для вузов / под общ. ред. М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина. – М. : Издательство НОРМА, издательская группа НОРМА-ИНФРА∙М, 2014. С. 50

  2. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права : учебник. – М.: Юрист, 52014. С. 71

  3. Берман Г.Дж. Западная традиция права: Эпоха формирования / перевод с англ. Н. Новикова. – М.: МГУ, 2014. С. 370.

  4. Кравец И.А. Конституционализм и российская государственность в начале ХХ века. – М.: Проспект, 2014. С. 279.

  5. Юридическая энциклопедия / под общ. ред. Б.Н. Топорника. – М.: Книга, 2014. С. 40-44.

  6. Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Конституционное право России : учебник. – М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и Кº», 2014. С. 209.

  7. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права : учебник. – М. : Юрист, 2014. С. 74. .

  8. Козлова Е. И., Кутафин О.Е. Конституционное право: учебник. – М.: Издательство НОРМА, издательская группа НОРМА-ИНФРА∙М, 2014. С. 84.

  9. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права : учебник. – М.: Юрист, 2014. С. 83.

  10. Конституционное право : учебник / под общ. ред. Б.Н. Габричидзе, А.Н. Ким-Кимэн, А.Г. Чернявский. – М. : Проспект, 2014. С. 9.

  11. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник. – М.: Издательство НОРМА, издательская группа НОРМА-ИНФРА∙М, 2014. С. 69-70.

  12. Макушин А. Сущность Конституции // Конституционное и муниципальное право. - 2015. - № 6. С. 2.

  13. Стрекозов В.Г., Казанчев Ю.Д. Конституционное право России : учебник. – М. : Юридическая литература, 2014. С. 127.

  14. Щетинин Б.В. Проблемы теории советского государственного права. – М. : Право и закон, 2014. С. 165.

  15. Курс советского государственного права / под ред. Б.В. Щетинина и А.Н. Горшенева. – М.: Наука, 2014. С. 99.

  16. Иванищева Н.П. Конституции зарубежных социалистических стран : диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук / МГУ им. М.В. Ломоносова. – М., 2014. С. 30.

  17. Государственное право Российской Федерации / под ред. О.Е. Кутафина. – М.: РУДН, 2014. С. 85.

  18. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию: Учебник для студентов высш. уч. заведений.- 3-е изд.- М.: Аспект Пресс, 2014.- С. 83.

  19. Грудцына Л.Ю. Права и свободы человека. Трактовка свободы как важнейшего принципа права // Л.Ю. Грудцына / Адвокат. – 2006. - № 7. С. 7.

  20. Грудцына Л.Ю. Права и свободы человека. Трактовка свободы как важнейшего принципа права // Л.Ю. Грудцына / Адвокат. – 2014. - № 7. С. 6

  21. Уголовный кодекс Российской Федерации: (по сост. На 15 сент. 2005г.)- М.: Юрайт- Издат, 2005

  22. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1997. №38. Ст. 4339; 1999. №14. Ст.1653

  23. «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах РФ» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. №32. Ст.1227

  24. «О порядке организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования»// Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. №22. Ст.12 .

  25. Федеральный конституционный закон от 26 февраля 199г. «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. №9. Ст.1011