Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

КОЛОРИСТИЧЕСКАЯ, ЦВЕТОВАЯ И ТОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИВОПИСНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ КЕСА ВАН ДОНГЕНА «ПОРТРЕТ МАДЛЕН ГРЕЙ С РОЗОЙ»

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Кес ван Донген  — нидерландский художник, один из основоположников фовизма, мастер типажных женских образов и портретист.

Его картины отличаются броскими элементами, яркими и насыщенными мазками. За грубыми и примитивными формами в его картинах скрывается утончённость, элегантные позы, гармоничность. Такое новаторское искусство сделало его одним из самых известных художников-экспрессионистов и фовистов своего времени.

Как художник-новатор, Донген участвовал в различных художественных движениях, в том числе фовизме и экспрессионизме. Влияние обоих этих течений заметно в использовании звучных чистых цветов в его картинах. В 1905 году ван Донген принял активное участие в знаменитой выставке фовистов в Осеннем салоне в Париже. С 1908 года являлся одним из участников немецкого объединения художников-экспрессионистов.

Ван Донген завоевал известность картинами, посвященными «современной женщине», погруженной в мир блаженства, развлечений и моды, где обобщенные фигуры, лица натурщиц и дам полусвета намечены броскими цветовыми акцентами и ритмами. Эти работы впечатляют не столько «эпатажностью», сколько мощным живописным новаторством, имевшим большой резонанс в искусстве Европы.

В период между двумя мировым войнами стиль ван Донгена значительно изменился. Творчество художника стало своего рода «авангардным салоном» или усредненным вариантом «ар деко», где доминировали большие заказные портреты или символические картины, полные великосветского, иной раз почти китчевого шика.

1. Описание картины

Кес ван Донген часто писал в определённой стилистике «фовизм», которая отличается яркими цветами, страстью, энергией, особой выразительностью красок и при этом упрощёнными формами и очертаниями.

Донген в основном писал портреты, и не важно, были то известные люди или же обыкновенный народ. В этот список входит «Портрет Мадлен Грей с розой», который художник написал в 1929 году.

На картине изображена французская певица Мадлен Грей. На её лице художник изобразил некую задумчивость и мечтательность, будто бы она прибывает в каком-то своём мире и не обращает внимание на реальность. Её голова повёрнута в сторону, а взор тёмных глаз направлен вниз. С левой стороны от женщины роза, которую, возможно, Мадлен держала в руках. Но не только Мадлен и роза цепляют внимание зрителей. Это делает и загадочное жёлтое пятно, находящееся рядом с розой и совершенно не напоминающее какой-то чёткий образ.

Картина была написана в масляной технике, как большинство работ Кес ван Донгена. Фон картины выполнен в холодных тёмных тонах преимущественно синего и зелёного цветов. Единственными светлыми частями картины являются кожа женщины, бутон розы и то самое жёлтое пятно.

2. ИССЛЕДОВАНИЕ КАРТИНЫ

2.1. КОЛОРИТ

В отличии от своих прошлых картин, где колорит был насыщенным и ярким, в «Портрете Мадлен Грей с розой» Донген использовал зачернённый колорит, то есть подмесь в цвета произведения черного цвета.

6

2.2. ЦВЕТ

Кес ван Донген использует в картине как и ахроматические цвета, так и хроматические.

Ахроматические мы можем видеть в верхней, нижней и правой части фона. Это чёрный и серые цвета разных оттенков.
 

Хроматический же мы видим в середине фона, коже женщины и розе.

7

2.3. ТОНАЛЬНОСТЬ

Картина «Портрет Мадлен Грей с розой» в основном выполнена в холодных тонах, преимущественно серого и чёрного и зеленого цветов.

8

Из тёплых оттенков в картине присутствуют телесные, розовые и желтые цвета.

9

2.4. СИМВОЛИКА ЦВЕТА

При написании фона в своей картине, Донген пользовался в основном тёмной палитрой цветов. Чёрный с примесью синего и зелёного, сине-зелёный тёмного оттенка, кое-где чистый чёрный, тёмно-серый и серее более светлого оттенка. Каждый из этих цветов может означать что-то, какую-то эмоцию, давая человеку понять, что хотел донести через своё творение художник.

К примеру чёрным цветом обозначали какой-то негативный характер, в роде смерти, разрушения, одиночество или же тишину. Мы же затронем только тишину. Мадлен будто бы сидит одна в тихой и тёмной комнате, погружённая куда-то в глубь своего мира.

Так же в фоне есть пятна сине-зелёного цвета. Зелёный обозначает умиротворённость, а синий же задумчивостьи спокойствие. Это опять же подходит под эмоции женщины. Она задумчиво смотрит в сторону, внешне Мадлен спокойна, а вокруг неё даже веет какой-то умиротворённостью.

10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

К тому времени, как Кес ван Донген писал «Портрет Мадлен Грей с розой» он уже отошёл от экстравагантного написания своих картинных женщин. Более спокойные, веселые, задумчивые, но всё ещё женщины появлялись на его картинах в скромных позах. Так же Донген поменял свою палитру. Его картины стали более спокойными по цвету. Художник отдался тёмным цветам или же нетральным телесным и сероватым. Теперь в его картинах не было кричащих ярких цветов. Только в одной работе «Портрет Бреджит Бардо» Донген использовал самую яркую палитру для описания жизнерадостной молодой актрисы. В «Портрете Мадлен Грей с розой» мы же наблюдаем обратное. В этой картине нет тех самых кричащих ярких цветов. Выигрывают здесь тёмные тона и цвета холодного оттенка и только в редких местах художник использует тёплые цвета, в роде жёлтого и розового. Да и сама Мадлен выглядит больше задумчивой и несколько одинокой, что выделил Донген не сколько её эмоциями и самойженщиной, сколько цветом, что всё ещё было характерно для фовистов. 1929 год стал для Кеса ван Донгена годом перемен в своём стиле. Но это не мешало ему писать восхитительные портреты и картины, пусть уже и не такие яркие и открытые, как раньше.

11

ПРИЛОЖЕНИЕ