Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Колористическая, цветовая и тональная организация живописного произведения Картина “Красные рыбки” Анри Матисс

Содержание:

Введение

В картинах Анри Матисса мы видим характерные черты стиля фонизма. основоположником которого он и стал. Так как он использовал открытые и яркие цвета, форму характерную для этого стиля. Необходимо обозначить, что работы данного стиля сводятся скорее к декоративным, что обусловлено применению в одной композиции нескольких хроматических плоскостей, которые являются контрастами. Художественные публикации такого характера стали известны после выставок, которые проводились в Париже 1905-1906 года Данные выставки проходили в коалиции нескольких художников, таких как М. Вламинка. А. Дерена, А. Марке, Р. Дюфи., и конечно же А. Матиса. объединение художников долго не просуществовало, и уже в 1910 году их пути разошлись.

В стиле фонизм не трудно заметить энергию цвета и силы, экзальтацию цвета, которая исходит от полотен А.Матисса. Экспрессионизм на ряду с фанизмом был одним из первых модернестических течений. Именно данные течения открыли путь для экспериментаторов в мире живописи. Стараясь привнести в искусство что-то новое, Матисс использовал яркость открытого цвета при создании своих художественных работ. Источником идеи было творчество Постимпрессионистов (японская гравюра), ставшее популярным среди европейских художников в начале 20 века. А также некоторые детали средневекового искусства, например: витражи, романское искусство.

Цель работы проанализировать картину Анри Матисса “Красные рыбки”, а также исследование художественного метода, применяемого в работе.

Задача: рассмотреть картину, дать характеристику творческого подхода к написанию картины Анри Матисса.

Глава 1. Анализ картины Анри Матисса “Красные рыбки”

Работа А. Матисса “Красные рыбки” обвораживает неординарным представлением композиции. Данное произведение не имеет характерного стиля, и заключает в себе одно направление: фовизм. Автор на представленной картине достиг передачи чувств при помощи простоты, тем самым изменяя видение мира, не пытаясь передать объем, как другие художники. Так как Матисс при помощи искусства приводил взгляд на мир в плоский рисунок.

Рассматриваемая картина А. Матисса очень отдалена от реальности, однако является понятным произведением автора, например в других работах автор мог изобразить женщин с зелеными носами, объясняя это тем, что рисует картину, а не женщину.

Матисс неоднократно заявлял, что он при помощи цвета, а не через формы передает эмоции. И только так, а не иначе картина может быть понятна ценителю искусства. Одной из любимых тем Матисса были рыбки находящиеся в аквариуме, которые пытались нам передать содержание абсолютной внутренней тишины. Специально упрощая свои композиции, А. Матисс считал, что пространство вокруг перенасыщено пищей для глаз, связи с чем человеку не хватает времени, чтобы понять естество.

Отказываясь от смешенных цветов, мелких детализаций, и перехода в тональности, А. Матиссу удавалось превращать написанное им в знаки. В период с 1914 по 1915 год было написано несколько произведений из аквариумной темы. Несмотря на то, что данная тематика произведений была недолговечной в творчестве автора, она считается одной из самых ценных.

1.2 Анализ произведения

В картине “Красные рыбки” отсутствует пропорция и симметрия, так же она выполнена в насыщенных ярких цветах, несмотря на то, что художник преподнес цветовую палитру в мягких цветах.

Центральной фигурой, нарисованной в форме круга, является стол, имеющий вид сверху, однако, пририсованная ножка столика, предполагает, что это боковое изображение. Что вводит смотрящего в заблуждение. Аквариум также изображен таким образом, что рыбок можно рассмотреть как на поверхности воды, так и с боку. Что невозможно было бы увидеть, если смотреть сверху.

Казалось бы, мотив самый обыденный, нет здесь ни интриги, ни захватывающего сюжета, а зритель стоит как зачарованный. Видимо, художнику удалось каким-то непостижимым образом сохранить детскую непосредственность души, которая помогла ему залюбоваться наивной прелестью этих сказочных золотых рыбок и «заразить» своим восхищением нас.

Вывод : безусловно творчество А. Матисса является интересным и необычным. Его техника по-своему уникальна и неповторима. Его умение создавать тысячи оттенков и цветов на одной лишь только картине, завораживает. Его способность изображать самые обыкновенные пейзажи русской природы, в своей манере видения

1.3 Жизнь и творчество Анри Матисса

Анри Эмиль Бенуа Матисс (фр. Henri Émile Benoît Matisse) родился 31 декабря 1869 года в городке Ле-Като-Камбрези, в Пикардии на севере Франции. Он был старшим сыном в семье Эмиля Ипполита Матисса и Элоизы Анны Жерар. Его детские годы прошли в соседнем городке Боэн-ан-Вермандуа, где отец, преуспевающий торговец зерном, держал лавку. Мать помогала отцу в лавке и занималась росписью керамики. Анри, проучившись с 1882 по 1887 год в средней школе и лицее Анри Мартен в городке Сен-Кантен, уехал в Париж изучать юриспруденцию в Школе юридических наук. В августе 1888 года, после окончания учёбы, молодой Анри получил право работать по специальности. Он возвратился в Сен-Кантен и устроился на работу клерком у присяжного поверенного. В 1889 году у Анри случился приступ аппендицита. Когда он поправлялся после операции, мать купила ему принадлежности для рисования.Это его так увлекло, что он, преодолев сопротивление отца, решил стать художником и записался в школу рисунка Кантен де ля Тур (фр. Ecole Quentin de la Tour), где обучались чертёжники для текстильной промышленности.

В 1891 году он оставил юридическую практику и снова приехал в Париж, где поступил в Академию Жюлиана. Анри учился у известного мастера салонного искусства, Виллиама Адольфа Бугро, готовясь к вступительным экзаменам в Школу изящных искусств (фр. École nationale supérieure des beaux-arts de Paris), куда, однако, не поступил. В 1893 году он перешёл в Школу декоративных искусств (англ.)русск. (фр. École nationale supérieure des arts décoratifs de Paris), где познакомился с юным Альбером Марке.

В 1895 году оба выдержали вступительные экзамены в Школу изящных искусств и были приняты в мастерскую Гюстава Моро, у которого с 1893 года они обучались в качестве приглашенных студентов. Здесь Анри познакомился с Жоржем Руо, Шарлем Камуэном, Шарлем Мангеном и Анри Эвенепулом

В 1894 году в личной жизни художника произошло знаменательное событие. Его модель Каролина Жобло (фр. Caroline Joblau) родила дочь Маргариту (1894—1982). Лето 1896 года он провёл на острове Бель-Иль у побережья Бретани, вместе с Эмилем Бери, соседом по лестничной площадке в Париже. 10 января 1898 года Анри Матисс женился на Амели Парейр (фр. Amélie Noellie Parayre), которая родила ему сыновей Жана-Жерара (1899—1976) и Пьера (1900—1989). Его незаконнорожденная дочь, Маргарита также была взята в семью. Жена и дочь были любимыми моделями художника. Испытывая серьезные денежные затруднения, он поступил на работу в качестве художника-декоратора. Вместе с Альбером Марке занимался декорированием объектов для Всемирной выставки в Гран-Палэ, в Париже в 1900 году. Работа была изнурительной, и Анри заболел бронхитом. В 1901 году, после недолгого лечения в Швейцарии, где он продолжал много работать, некоторое время Анри провел вместе с семьей у родителей в Боэн-ан-Вермандуа. В те дни художник был настолько расстроен, что даже думал отказаться от занятия живописью.


Поиск самого себя, личностного авторского стиля является необходимым условием развития для любого талантливого мастера кисти.

Рано или поздно каждый из великих художников находил свои уникальные методы и приемы, свойственные его индивидуальной манере, руководствуясь при этом сформировавшимся личностным пониманием роли живописи и собственным видением окружающего мира. Но из всякого правила обязательно должны быть исключения, лишь подтверждающие это правило. Одним из таких исключений был знаменитый художник Анри Матисс.

Всю свою жизнь Анри Матисс находился в безостановочном поиске. В стремлении к максимально эффектной и одновременно гармоничной выразительности он менял свои художественные инструменты и менялся сам.

Музей в Ницце, посвященный жизни и творчеству мастера, открывает взглядам удивленных посетителей живопись и рисунок, оконные витражи и керамику, скульптуру и бумажные коллажи. В каждом из этих направлений и в целом ряде других Анри Матисс сумел сказать свое особое слово, оставившее яркий след в искусстве.

Parade, Platanes


Polynesia, La Mer


Red Interior. Still Life on a Blue Table

Влияние импрессионизма и дивизионизма, собственные эксперименты с цветовыми контрастами очень сильно сказались на ранних произведениях художника. Его картины и картины его товарищей Вламинка, Дерена, Руо и Марке, выставленные в Осеннем Салоне 1905 года, критики назвали «дикими», отсюда и произошло название нового направления – «фовизма».

Впоследствии Анри Матисс под влиянием различных впечатлений неоднократно менял стиль, манеру и технику, осваивал новые средства творческого самовыражения. Ряд удачных знакомств, в том числе с Пикассо и с русским коллекционером Щукиным, помогли ему улучшить материальное положение, и художник совершил несколько путешествий.

В Марокко он увлекся восточными декоративными узорами и орнаментами, в Мюнхене испытал сильные чувства на выставке произведений исламского искусства, в России был потрясен иконами, на Таити восхищался цветочными композициями.

Однако всякий раз, подчиняясь на время новому сильному впечатлению, Матисс впитывал его, как губка, а затем творчески перерабатывал в соответствии с собственным мироощущением.

1.4 ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА

Одна из картин Матисса — «Les coucous, tapis bleu et rose» — в феврале 2009 года была приобретена частным коллекционером во время торгов в аукционном доме Кристис за 32 миллиона евро. Натюрморт был создан художником в 1911 году.

Часовню Розер (Ванс, Франция) часто называют часовней Матисса (Chapelle Matisse). Дело в том, что она построена в 1949-1951 годах по проекту Анри Матисса. Художника об этом попросила бывшая натурщица Моник, а затем сестра Жак-Мари, постригшаяся в монахини. Матисс изготовил витражи, украсил зал часовни, сделал эскизы церковной одежды.

Картина «Танец» Анри Матисса. Есть две версии картины и две версии ее происхождения. Считается, что эта работа рассказывает о танце, увиденном Матиссом в Колльюре. Вторая версия гласит о том, что картина написана после увиденных автором русских сезонов Сергея Дягилева. Один из «Танцев» хранится в Эрмитаже (Санкт-Петербург), другой — в МоМА.

Глава 2. Описание оригинала картины

Анри Матисс написал картину в 1911 году при помощи техники масла. Размер полотна составляет 140/90, а сама картина выполнена в ярких красочный цветах, композиция лишена пропорций и симметрии.
Цветовая гамма достаточно нежная в сопоставлении с буйством красок фовизма, в том числе и немного притупленная, передающая душевное состояние.

В 1912 году эту работу купил С. И. Щукин, который был лично знаком с Анри Матисом, они даже были друзьями.

Сегодня эта работа находится в Пушкинском Музее изобразительных искусств.

2.1 Общий колорит

( Рис 1.1)У полотна довольно большой размер 140/ 90, что приближено к формату прямоугольника.

В геометрической схеме картины основными фигурами для более удобного восприятия являются два треугольника (листья в правом верхнем углу и в правом нижнем углу) Два овала в середине картины (стол и аквариум, которой стоит на этом столе) Рассматривая картину, взгляд сразу же падает на маленький уголок оранжереи. Яркие оттенки на листве зелени являются фоном для столика, на котором гармонично стоит аквариум, а в самом аквариуме плавают ярко-красные рыбки. В левом нижнем углу находится скорее всего элемент ограды. А все полотно изображено в контрастных и светлых тонах, характеризующее хорошее настроение.

2.2 Композиция картины

Термин «композиция» производится от латинского compositio, что значит составление, сложение, соединение элементов, приведение их в порядок. В данном виде изобразительного искусствa, живопись, которая, как нaм известно, целиком построена на плoскости с помощью цвeтных материалов. Композиция представляет собой очень важный организующий элемент худoжественной формы, котoрый придаёт прoизведению целостность и цельность изображаемых на полотне предметов или действий. Создание худoжественного произведения, это в первую очередь, рабоьа над образом. В соответствии с образом разрабатывается компoзиция. Композиция в живoписи вырaжает определенную идею, она oпределяется поставленной зaдaчей, харaктером и целью всего произведения. Кoмпозиция в живописи это конкретное рaсположение изобразительных элементов на кaртине, кoторое позволяет с максимальной полнотой и силой выразить замысел автора. Чтoбы привлeчь внимание зрителя и взволновать его, художник старается подобрать наиболее выразительные средства изображения.

Каждое произведение художник хочет преподнести так, чтобы изображённый объект был выразителен. Все излишние детали на холсте отбрасываются, и на самой картине остается только то, что на самом деле представляет собой объект искусства.

2.3 Основные цвета картины

Основные цвета картины Анри Матисса “ Красные рыбки” представлены в ярких красочных тонах, на картине большую часть занимает зелень и очень красочный аквариум. Также на картине присутствует множество темных оттенков, которые никак не перебивают яркость картины. Очевидно, что А. Матисс владел очень большим спектром цветов, так как на рассматриваемой картине он показал большое количество различных оттенков.

В картине “Красные рыбки” преобладают тона зеленого оттенка, такие как -изумрудный, малахитовый, салатовый, ярко зеленый, лаймовый, так как на полотне изображено большое количество растений. заполнено растениями. Кроме этих оттенков присутствуют дополнительные цвета, такие как: нежно-розовый, винно-борбовый, черный, желтый, красный ( рис 1.2)

2.4 Тональная организация

Слово «тон» у каждого художника употребляется в качестве света, чтобы понять, как художник использовал законы тона и что бы нам самим разобраться в тональной организации картины, мы можем представить картину «Красные рыбки» в ахроматическом виде.

Если представить в черно-белом соотношении, то количество светлых и темных оттенков совпадает.

Если рассматривать в процентном соотношении по 100 бальной шкале, то 50% картины это светлые тона и 50% черные тона. Чёрным цветом показан фон, который представлен в общей массе. А светлым цветом показана вся растительность, стол и аквариум. В этом и заключается особенность тональной организации рассматриваемой картины.

Картина “ Красные рыбки” в черно-белом вариантные(рис 1.3)

Вывод :

Основа композиции и цветовой фокус картины — кружащиеся в аквариуме ярко-красные рыбки.

Матисс специально оставил вокруг них белый холст, чтобы усилить выразительность красного. Контрастом к красным рыбкам служат зеленые листья растений.

Розовые и черные оттенки усиливают звучность зеленого, а розовый нимб вокруг аквариума дает всему колористическому решению особую прозрачность.

Глава 3. Последовательность выполнения копии картины:

При написание картины для моей курсовой работы я пользовалась художественной гуашью и нескольким кисточками такими, как щетина (7). синтетическая плоская кисточка, а также формат чертёжного листа А1.

Чтобы написать копию картины Матисса исходным размером 140 на 90 я расчитала пропрцию. После решения данной задачи, размер картины составил 64/40. Данная пропорция присчитана верно, это стало ясно, когда я нанесла эскиз картины на бумагу.

После того как я просчитала и получила ту пропорцию, которую я выразила на бумаге в виде сетки. (ПРИЛ.2,Рис.1). Что в процессе облегчило мне работу копирования. После того, как сетка была полностью готова, я начала копировать уже все объекты, находящиеся в оригинале. Начала я это делать снизу, а точнее с нижнего левого угла, постепенно поднимаясь вверх, плавно переходя на другую сторону. Как только я закончила прорисовывать всё, что мне нужно и удостоверившись, что все, что я изобразила в правильном расположении. ( прил.2, рис. 1)

Уже на следующем этапе я преступила к цветовому её решению и первым делом я начала с фона и столика (прил.2. рис 3)

После был второй этап нанесения красот, я приступила к растениям, доделав весь фон, добавив элемент ограды и горшочки. ( прил.2. рис 4)

Самый последний этап для меня оказался самым сложным. Я начала писать аквариум, передав все его оттенки, добавив в самом конце красных рыбок. А после этого исправила тональности в растениях ( прил2. Рис 5)

Вывод к 3 главе:

Мной была проделана, работа в несколько этапов, для меня это было очень интересно, а местами довольно сложно, так как ранее я никогда не пробовала делать, что-то похожее. Это большой опыт в изучении копирования картины, учитывая её большой диапазон цветов и оттенков.

Заключение

:

В заключение могу сказать, что анализ картины, это очень трудоёмкая и сложная работа. Но очень интересная и познавательная, так как в ходе работы можно узнать, как делаются те или иные детали работы. Во время работы я научилась лучше различать оттенки цветов, так как Матисс использовал обширную палитру цветов при выполнении данной работы. Так же научилась видеть картину в ахроматическом виде. Я подчеркнула для себя большое количество полезной и важной информации, которая позволит мне улучшить свои художественные навыки и расширить круг знаний в сфере изобразительного искусства. Изучение данной темы позволит мне дальше развиваться в сфере моей деятельности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

  1. Омельяненко, Е.В. Основы цветоведения и колористики: учебное пособие / Е.В. Омельяненко; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южный федеральный университет», Педагогический институт. – 2-е изд., перераб. и доп. - Ростовн/Д: Издательство Южного федерального университета, 2010. – 183 с. – То же [Электронный ресурс]. – URL:http://biblioclub.ru
  2. Дрозд, А. Н. Декоративная графика: учебное наглядное пособие – Изд-во: КемГУКИ, 2015. – То же [Электронный ресурс]. – URL:http://biblioclub.ru
  3. Смекалов, И. В. Изучение классических произведений живописи дизайнерами: учебно-методическое пособие. / И. В., Смекалов, С. Г.Шлеюк; Оренбургский гос. ун-т – Оренбург: ОГУ, 2014. – 97 с. – То же [Электронный ресурс]. – URL:http://biblioclub.ru
  4. Литература о Анри Матисса - https://allpainters.ru/matiss-anri.html
  5. Живопись Анри Матисса - Арагон Луи, «Анри Матисс (комплект из 2 книг)»
  6. Турчин В. С. По лабиринтам авангарда. — М.: Изд-во МГУ, 1993
    Источник: https://allpainters.ru/matiss-anri.html

Список используемых терминов

Ахроматические цвета — цвета, не имеющие цветового тона и отличающиеся друг от друга только по светлоте (белые, серые и черные цвета).

Дополнительные цвета — два цвета, дающие третий — ахроматический, при оптическом смешении в определенных количественных соотношениях. дополнительные цвета антагонисты, находятся напротив, на прямопротивоположной стороне цветового круга.

Контраст цветов — изменение цветов под влиянием других, окружающих их цветов (одновременный контраст) или под влиянием цветов, предварительно наблюдавшихся (последовательный контраст). Контрастные цвета — цвета, наблюдающиеся на ахроматических поверхностях в результате влияния окружающих или соседних хроматических цветов (несколько отличаются от дополнительных).

Локальный цвет — основной цвет объекта, не претерпевший изменений под воздействием освещения и окружающей среды.

Насыщенность цвета — степень отличия хроматического цвета от равного ему по светлоте ахроматического; степень цветности.

Оттенок — градация цветового тона в пределах одного цвета.

Яркость — количество света, отражаемого в определенном направлении и приходящееся на единицу площади поверхности, видимой с этого же направления.

Приложения 1 :

Рис 1.1(композиционная схема)

Рис 1.2

Рис 1.3.

Приложение 2:

Идет вставка изображения... Копия картины ” Красные рыбки”

Приложение 2

Рис 1. сетка

Рис 2. копируемая картина нарисованная в карандаше

рис 3. закрашивание фона, создание стола

Идет вставка изображения... рис 4. зарисовка всей растительности, добавление элементов: ограды и горшочки

5Идет вставка изображения...Рис 5 пишем аквариум, заполняем его рыбками, плюс добавляем не хватающих оттенков в растительность

Приложение 3

Репродукция картины

Приложение 4