Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Колористическая, цветовая и тональная организация живописного произведения И.Крамского «Мокрый луг».

Содержание:

Введение:

Автор данной работы решил изобразить живописное произведение. Выбор данной темы определялся интересом к построению образной живописного произведения, связанной с сюжетом: природа, смена погоды. Курсовая работа называется: Колористическая, цветовая и тональная организация живописного произведения И.Крамского «Мокрый луг». На картине изображен пейзаж русской местности: где-то в дали виден лес, чуть ближе гора, деревья, озеро (пруд), также видим дорогу, ведущую к озеру (пруду), трава.

Актуальность исследования определяется теми многогранными возможностями, которые дает образное решение в живописном произведении.

Цель исследования: создание картин на основе собранного практического и теоретического материала.

Объект исследования: живописное произведение.

Предмет исследования: образное решение живописного произведения.

Проблема исследования: возможность выражения и передачи отношения автора к тем через образное решение в живописном произведении.

Задачи исследования:

- Изучение истории вопроса;

- Анализ образного решения в живописи и изучение средств раскрытия образа в изобразительной практике.

- Создание образного решения композиции за счёт приобретённых автором в период обучения знаний по: произведении, живописи, рисунку;

-Автор, с помощью живописного произведения, делает попытку совмещения образного решения и мотива лета.

3.

Основная часть:

Глава 1. Теоретическая часть.

Актуальность выбранной темы исследования.

Многие художники, в России, обращались и обращаются к теме - времена года. Часто можно видеть на картинах многих художников, либо изображение самой природы, будь то осенние, либо весенние мотивы, так и какой-либо сюжет на фоне природы. Определенное настроение передается с помощью мотивов природы. Сама природа, может при этом выступать, как основной сюжет. Саморазвитие плэнерной живописи, в прошлых веках, свидетельствовало о том, что природа и ее изображение, становится основным лейтмотивом творчества многих художников. Тема нашего исследования – пейзаж: вот тот сюжет линии, который нас привел, к созданию замысла картины. С помощью, образного решение живописного произведения, можно передать не только задуманный сюжет, но и настроение персонажей картины. Что мы и попытались создать в нашей картине. Актуальность выбранной нами тематики, состоит в том, чтобы создать образ живописного произведения, выразительные возможности этого образа.

4.

Жизнь Федора Васильева.

Федор Александрович Васильев (1850-1873) – живописец, рисовальщик, пейзажист – является исключительной фигурой в истории русской живописи. «Молодой, сильный, всего пять лет живший, как художник, достигший высоты громадной..» (1)- так писал про него Н.Н. Ге. Действительно, творческий путь Васильева был очень коротким, но невероятно продуктивным. Он учился у И. Шишкина, постоянно работал с ним, был в тесной дружбе с И. Крамским, путешествовал по Волге с И. Репиным, общался с П. Третьяковым. Все эти люди сильно повлияли на его творчество, развивавшееся очень стремительно. В частности, он многое перенял, работая на пленэрах с Шишкиным, вместе с ним пытливо изучая натуру. От Шишкина Васильев научился простоте и откровенности отображения природы.

Отношения с Крамским были скорее дружеские, чем профессиональные. Из его воспоминаний мы узнаем о том, насколько живым, активным, целеустремленным и умным, а главное, чувствительным и открытым юношей («Это были страсти духа») был Васильев. Все эти качества удивительным образом воплотились в его работах. Художник писал простые русские деревушки, величественные горы Крыма и даже улицы Петербурга. Все его картины проникнуты удивительной поэтичностью, эмоциональной взволнованностью, непосредственностью. В них чувствуется и энергия молодого, пытливого ума.

По тому, как сильно в его работах проявляются внутренние переживания и лирический настрой, можно считать его продолжателем традиции Саврасова и Венецианова. Однако такое сравнение достаточно условно, творчество этого художника было по сути своей уникальным. К сожалению, из-за того, что Васильев прожил очень короткую жизнь (23 года), творчество его до сих пор остается неизвестным широкой публике. Неповторимость его пейзажных работ и оригинальность живописного исполнения потомкам еще предстоит оценить.

Для анализа в этой работе представлены две картины, отличающиеся по своему эмоциональному содержанию. Сам художник делил все созданные им полотна на «крымские» и «русские».

5.

Предложенные для анализа пейзажи являются самыми значительными произведениями каждого из этих этапов его творчества: «Мокрый луг» (1872) является последней крупной «русской» работой, а «в Крымских горах» (1873), соответственно - «крымской».

Также обе представленные работы являются переходными в творчестве художника.

Достаточно сложно и необычно говорить о разных периодах творчества, когда длительность каждого из них едва ли превышала полтора года. Однако жизнь его оборвалась столь внезапно, что говорить о более длительных этапах не имеет смысла – их просто не могло быть. Его стиль развивался стремительно, как будто художник понимал, что должен успеть максимально много за короткий промежуток времени. С другой стороны, такую стремительность в освоении новых задач можно объяснить, как поспешность молодого интересующегося человека.

Учитывая тот факт, что эмоциональное состояние самого Васильева прямым образом отражалось во всех его картинах, можно предположить, что яркость и новаторство предложенных здесь работ будут тесно связаны с переходными фактами его биографии.

Рассмотрение и анализ данных работ позволят выявить постепенное изменение творческой программы Васильева. На примере двух картин будет показано, как влияло его физическое и душевное состояние, место проживания на формирование новых художественных мотивов в его творчестве. Также в ходе анализа мы выясним, какими именно художественными средствами пользовался художник для достижения разных эмоциональных эффектов. Однако мы выявим не только кардинальные различия художественных приёмов Васильева, но и проследим определенные закономерности в его творчестве, общие элементы, средства, манеру, не меняющиеся даже при изменении эмоционального состояния художника. Для этого будет проведен формальный анализ картин «Мокрый луг» и «В Крымских горах». Мы проанализируем и сравним в обеих работах композицию, цветовое и световое решение, положение зрителя в картине и некоторые другие критерии.

6.

1.3. Образ лета в работах русских художников

Пластов А.А. - "Сенокос", "Летом". "Сенокос"- художник Аркадий Александрович Пластов на этом полотне изобразил волнующую его тему, время сенокоса. Никто в эту пору не сидит, сложа руки, ведь от выполняемой работы зависит последующая зима. Мы видим, что на заготовку кормов затрачивается очень много сил. Создаётся впечатление, что с полотна мы слышим слова старика, обращённые к худощавому подростку: «Кто как трудится, тот так и ест». Мы видим, что на картине изображено тяжелое послевоенное время, потому что крепких, сильных мужчин на сенокосе нет. Кто же выполняет столь тяжкий труд? Женщины, старики и подростки выходят на полевые работы и трудятся наравне. Мы видим, с каким рвением люди приступают к нелёгкому труду косьбы травы на сено, не боясь ни зноя, ни палящего солнца. Ведь лето в самом разгаре. Картина написана настолько реалистично, что нам кажется, вблизи мы слышим жужжание пролетающих мимо насекомых. В воздухе витает пряный и насыщенный аромат полевых цветов и трав.

Картина "Летом" - на полотне художник изобразил двух грибников: женщину и девочку, отдыхающих в берёзовой роще. Изумрудная трава служит им мягким ковром. Неподалёку изображена поляна, и видно, что палящие лучи хорошо прогревают землю. Две берёзки склонились над путниками, будто хотят защитить грибников от знойного солнца. Женщина с девочкой очень устали, так как мы видим, что рядом с ними стоят две полные корзины грибов. Женщина уснула в берёзовой прохладе, сложив свои натруженные руки. В ногах девочки – полная чашка с питьём, она только что налила его из стоящего в траве глиняного большого кувшина.

Левитан И.И. - "Березовая роща" – одно из лучших произведений этого великого живописца. Береза – необычайно красивое дерево, ему посвящено много песен и стихотворений. Неудивительно, что и Левитан, залюбовавшись живописным уголком березовой рощи, решил перенести на холст белые стволы берез, зеленую листву, лучезарную траву под деревьями. Картина, изображающая березовую рощу в солнечный летний день, насыщена обилием цветов. Мы видим переливы солнечных бликов, игру света и тени. Зеленый цвет, характерный для лета, является основным в картине.

7.

Но художник, изображая деревья и траву под ними, использовал множество цветов и оттенков. Мы видим на березах и на земле голубоватые, сиреневые, коричневые, розовато-желтые оттенки. Сочные краски Левитан использовал для того, чтобы подчеркнуть красоту лиственного леса, великолепие ковра из трав и цветков. "Березовая роща" – гимн лету, яркому солнцу и русской березе.

Глава 2. Практическая часть.

2.1. Этапы работы над картиной.

Работа над подготовительным этапом создания основного эскиза. Сначала происходит сбор подготовительного материала, который представляет собой наброски, зарисовки, фотоматериалы. Далее работаем с аналогами, просматривает альбомы репродукций известных художников, как трактовались подобные темы в мировом изобразительном искусстве.

Нужно детально изучить «предмет», послуживший основой для композиционной работы.

Распечатываем фотографию оригинальной картины в цветном и черно-белом цвете, в размере А4 или А3, поверх распределяем сетку, чтобы с помощью нее перерисовать на бумагу.

После того как начертили сетку, делаем набросок карандашом.

8.

2.2. Выполнение основного эскиза в материале.

Первый рисунок в колористической организации с помощью черной ручкой или линером. (смотреть в приложении)

Так как у нас есть фотография оригинальной картины в черно-белом цвете (смотреть в приложении), с помощью нее мы, и начинаем писать нашу копию картины, облака я просто обвела, траву проработала разными размерами точек в зависимости от теней и света, деревья проработаны также точками, озеро (пруд) проработан линиями и подчеркиваниями, в каких-то местах продетализированы растения, дорожка выполнена в линиях.

Второй рисунок в тональной организации, написанный гуашью черно-белая. (смотреть в приложении),

Так как у нас есть фотография оригинальной картины в черно-белом цвете (смотреть в приложении), с помощью нее мы, и начинаем писать нашу копию картины, не забывая про тени и световые контрасты.

Третий рисунок цветовой организации, написанный гуашью. (смотреть в приложении)

Сразу же после этого более густой краской можно добавить легкий слой тона по всей работе, чтобы определить тональные и световые отношения. Этот цвет вдохнет жизнь в работу, наполнит ее движением на этом этапе, когда лишь подготавливается тональное решение, завершаемое значительно позже.

После установления общего тона наступает самый длительный. Постепенно, работая над всеми участками одновременно, подбираются цвета и световые контрасты, а так же тени, четко устанавливаются. Этот этап напрямую связан с созданием «атмосферы», которую художник видит в своей работе.

9.

2.3. Анализ произведения.

В Ялте в 1872 г. Васильев и создает свое полотно «Мокрый луг». «Мокрый луг» является последней «русской» картиной художника и первой, написанной в Ялте.

Композиционный центр в картине не выявлен. Основные линии пейзажа – очертания холма, «берега» лужи, тропинки, полоса леса - идут в одном направлении, стремятся сойтись в одной точке, но точка схода не совпадает с каким-либо важным объектом.

Линия горизонта опущена, то есть картина разделена на две неравные части. Больше пространства уделяется небу, так как оно является важнейшим и эмоционально насыщенным элементом в пейзаже.

Наиболее яркое эмоциональное воздействие в картине несет свет. Занимающее большее пространство небо разделено на две неравные и не четко разграниченные части. Такое решение обусловлено погодой, отображенной на полотне: после дождя выходит солнце, и грозовые тучи постепенно вытесняются за пределы картины.

Мазок, в основном, сглаженный. Облака решены цельно: не рваными цветовыми пятнами, а общими мазками

В тени ее цвет можно определить, как темный насыщенный холодный изумрудный. В освещенном пространстве у края картины, в сочетании с охристыми и тепло-коричневыми пятнами, зелень имеет достаточно теплый оттенок. Деревья вдали также решены в темном холодном колорите.

Картина написана маслом.

10.

Заключение.

При сравнении картин «Мокрый луг» и «В Крымских горах» можно отчетливо проследить изменение художественного восприятия Васильева во время пребывания в Крыму. Работой «Мокрый луг» он пытается вызвать воспоминания о жизни на родине, любуется простым, но крайне значимым для него в чужой атмосфере Крыма, пейзажем. Васильев передает настроение наступающей радости, света, озарения, лёгкости. Воздух кажется свежим, после дождя и грозы наступает очищение. Цвета становятся ярче, мажорнее. Земля влажная, растения блестят от капель дождя. Пространство в картине показано широко – это простор русской родной, нежно любимой Васильевым природы.

Болезнь в этот период еще не так сильно влияет на художника, он вполне может работать и мечтает о Родине.

Красота Крыма, во многом экзотичная и непонятная для Васильева, сначала не впечатляла художника. Однако постепенно настроение его меняется. «В Крымских горах» свидетельствует о том, что природа Крыма, сначала чужая и неинтересная, теперь привлекает его. «Во всех письмах Васильева о горной природе и своём впечатлении от неё он все чаще говорит о ее чистоте, благодати и огромной силе эмоционального воздействия, наполняющего его жизнь счастливыми минутами... “Я ни от кого и ни от чего не получал такого святого чувства, такого удовлетворения, как от этой холодной природы…”». (2.)

картина ознаменовала собой новый период творчества Васильева, однако, вследствие тяжелой болезни художник не успел максимально его развить.

Трудно объяснить, с чем связана такая достаточно резкая перемена в отношении Васильева к Крыму. Можно связать это с прогрессированием болезни туберкулеза, когда художник мог потерять надежду вернуться на Родину. «В силу самих условий жизни и полной его изолированности от современного ему искусства и мира художников..» (3.) он обратился к более реальному, близкому теперь пейзажу Крыма. Суровая красота гор могла заинтересовать отказавшегося от лиризма Васильева.

11.

К сожалению, письма самого Васильева, подтвердившие бы эту теорию, отсутствуют. Однако, по мнению Ф. С. Мальцевой, горы

Крыма «…представляли собой какой-то другой горний мир, противостоящий всему тому, что так тяготило его в окружавшей ялтинской жизни, с вечным безнадежным страданием больных и полным отсутствием живого общения с духовно близкими ему людьми. Этого было тогда достаточно, чтобы именно горная природа Крыма стала источником его дум о высоком». (4.)

Возможно, это не единственная внутренняя причина, однако в картине отчетливо видны более печальные, задумчивые мотивы. Самым очевидным их проявлением является построение пространства как лабиринта, с многочисленными диагональными линиями, постоянно останавливающими взгляд зрителя; он с трудом продвигается вглубь картины, чего совсем не было в «Мокром лугу». Попав «внутрь пространства» картины, зритель ощущает замкнутость, духоту, неуютность, невозможность выбраться. Способствует этому и тусклая цветовая палитра.

Однако общность формальных приёмов также прослеживается: оба пространства не предназначены для проживания людей, это – любование природой как она есть, без постороннего вмешательства. Обе работы выполнены в холодных тонах, с использованием множества оттенков и малого количества цветов. Мотив пробивающегося (хоть во второй картине и не явного) солнца также их объединяет. Характерная для Васильева проработка переднего плана и некая обобщенность заднего также присутствует в обеих работах.

Итак, проследив изменение художественного восприятия Ф.А. Васильева, можно сказать, что, действительно, личные переживания и смена обстановки, а также болезнь сильно повлияли на восприимчивого художника и во многом определили направление развития его таланта.

Трудно предположить, каких высот смог бы еще достичь Васильев, если бы прожил дольше. Однако его эмоциональность, открытость, удивительное владение цветом, четкое построение композиций, тонкое улавливание мелких деталей – все это позволяет поставить его в один ряд с величайшими представителями русской пейзажной живописи.

12.

Список литературы

1.http://tphv.ru/vasilyev.php

2.Цит. по: Мальцева Ф. С. Указ. соч. С. 194.

3. Цит. по: Мальцева Ф. С. Указ. соч. С. 195.

4. Цит. по: Мальцева Ф. С. Указ. соч. С. 195.

5.  Мальцева Ф. С. Федор Александрович Васильев: Жизнь и творчество. – М.: Искусство, 1984. -272 с.

6. Беляев М.В. Основы композиции. Мн.: Изд-во БГПУ, 2002.

7. Белютин Э.М. Начальные сведения по живописи. М.:Искусство,1955.

8. Тютюнник В.В. Материалы и техника живописи М.:Акад.художеств СССР,1962.

9. Зайцев А. Наука о цвете и живопись. М.: Исусство,1986.

10. Зайцев А. Наука о цвете и живопись. М.: Исусство,1986.

13.

Приложение к курсовой.

Оригинальная работа, распечатанная на листе А3.

C:\Users\123\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_2607.jpg

14.

Оригинальная работа, распечатанная на листе А3 в черно-белом цвете.

C:\Users\123\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_E2607.jpg

15.

Самостоятельная работа:

Первый рисунок в колористической организации с помощью черной ручкой или линером.

C:\Users\123\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_2606.jpg

16.

Второй рисунок в тональной организации, написанный гуашью черно-белая.

C:\Users\123\Desktop\IMG_2605.JPG

17.

Третий рисунок цветовой организации, написанный гуашью.

C:\Users\123\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_2604.jpg

18.