Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Колористическая, цветовая и тональная организация живописного произведения И. И. Левитана «Лесистый берег. Сумерки»

Содержание:

Введение

Выбирая тему для курсовой работы, мое внимание привлекла картина И. И. Левитана «Лесистый берег. Сумерки». Проанализировав эту картину и вникнув в характер исполнения И. И. Левитаном его произведений, я почерпну большое количество полезной и актуальной информации, которая позволит мне улучшить свои художественные навыки и расширить круг знаний в сфере изобразительного искусства.

Объектом исследования в данной курсовой работе является описание репродукции картины И. И. Левитана «Лесистый берег. Сумерки» (сюжет, стиль).

Предметом исследования является анализ колористической, цветовой и тональной организации живописного произведения И. И. Левитана «Лесистый берег. Сумерки».

Информационной базой для выполнения курсовой работы являются научная литература по выбранной теме исследования; учебные пособия и электронные ресурсы.

ГЛАВА 1. ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК КАРТИНЫ

1.1 Краткий анализ творчества И. И. Левитана в контексте эпохи

Если говорить про Россию второй половины 19го века, то можно заметить, что произошел довольно большой скачок в развитии русского изобразительного искусства. Экономические и социальные изменения, оживление культурной жизни, литературное и музыкальное влияние – это некоторые из факторов, оказавших воздействие на русское изобразительное искусство, ведь в России царствовала эпоха великих реформ, и это не могло не повлиять на сферу искусства.

В эпоху великих реформ в изобразительном искусстве было уделено большое внимание лирической и этнической части. Стали цениться изображения национальных реалий. Художники, занимающиеся русской пейзажной живописью, были востребованы. Среди них можно отметить Саврасова, Шишкина, Левитана и других. Но Левитан был кем-то особенным, тем, кто писал русские пейзажи совсем по-другому, пропуская их через свою призму виденья мира. Исаак Ильич Левитан родился в посаде Кибарты недалеко от станции Вержболово 18 августа 1860 года в семье, отличавшейся образованностью. Однако жизнь его семьи была бедна. Отец Исаака Ильича Левитана, Илья Абрамович Левитан, хотел для детей большего, поэтому в 1870 году семейство Левитана перебралось в Москву. Исаак Левитан поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В училище в Левитане преподавателем-передвижником Алексеем Кондратьевичем Саврасовым был замечен большой потенциал, выделявший мальчика на фоне других. А его товарищ по училищу говорил о нем так: «Левитану давалось всё легко, тем не менее, работал он упорно, с большой выдержкой» [2].

В последующие года, после того как Саврасов оставил училище, по причине чрезмерного употребления алкоголя, этот потенциал также разглядел еще один преподаватель – Василий Дмитриевич Поленов.

Однако жизнь Левитана не была настолько гладкой, ведь в 1875 году умерла его мать, а через два года и отец. Так еще и невыгодное финансовое положение подкосило юношу. Но без положительных моментов не обошлось. Училище снабжало его всем необходимым. Также картиной «Осенний день. Сокольники» был заинтересован Павел Михайлович Третьяков.

Потом Левитану пришлось покинуть Москву, и некоторое время он проживал в Подмосковье, где был заворожен здешними красотами. В это время Левитан особенно активно проводил время за написанием картин.

В 1884 году Левитан заканчивает учебу училище, не получив имени художника. Вместо этого его наградили дипломом учителя чистописания.

В 1886 году художник посещает Крым, времяпровождение в котором дает Левитану большое количество новых идей для своих работ.

В 1887 году Левитан впервые за свою жизнь смог ощутить на себе все волшебство реки Волги. Вместе с Кувшинниковой Софьей Петровной, актрисой, художницей, музыкантшей и просто интересным человеком, Исаак Ильич Левитан 4 лета провел время на этой величественной реке.

8 лет – столько длился романтический период Левитана и Кувшинниковой. И это время, проведенное с Софьей Петровной, было для Исаака Ильича самым плодотворным. За этот период на свет появилось большое количество знаменитых картин Левитана. Он получил звание ведущего русского живописца.

Но вскоре в жизни Левитана снова началась черная полоса. Он слыл человеком, легко впадающим в депрессивное состояние и гнев, поэтому несколько раз пытался покончить жизнь самоубийством. Как он писал о себе в письме: «Захандрил без меры и грани, захандрил до дури, до ужаса» [1].

Однако все было не так мрачно. Актуальность Исаака Ильича Левитана росла. Третьяков все также продолжал приобретать его картины. В 1898 Левитан и вовсе вернулся в свое Училище в качестве преподавателя. А посетив Европу в 1890 году, художник заинтересовался новейшими художественными течениями.

Но тут близился закат жизни Исаака Ильича Левита. Здоровье его подводило. Чехов писал об этом: «У Левитана расширение аорты. Носит на груди глину. Превосходные этюды и страстная жажда жизни» [1]. Художник написал Марии Павловне, сестре Чехова, с которой у Левитана тоже были отношения, за некоторое время до смерти: «Мари! Как страшно умирать и как болит сердце!» [1].

На этом Левитан окончил свой творческий жизненный путь. Он умер 22 июля (4 августа) 1900 года.

1.2 Анализ репродукции картины. Техника работы, использование красок и кистей

У И. И. Левитана был довольно обширный выбор основ, на которых он изображал свои произведения: холст, бумага, картон, дерево. Писал он маслом, не пренебрегая большим количеством лаков и разбавителей почти после каждого написанного слоя. Арсенал кистей у него имелся довольно обширный: широкие щетинные кисти, плоские и круглые колонковые и щетинные. Наносил он краску по-разному: то настолько тонко, что немного просвечивал холст, то слишком слоисто. Левитан умел хорошо передать фактурность, используя для этого разные техники нанесения краски. А используя в некоторых работах тушь, художник подчеркивал контур объекта.

Левитан не писал чисто внешнюю оболочку окружения. Он умело чувствовал окружающий мир, пропускал через эмоции, которые появляются при созерцании этих самых пейзажей. Он писал, не отделяя форму от сущности, наделял окружение истинным русским духом. Причем можно заметить. Ни одна картина Левитана не повторяет другую. Обладая хорошо развитой зрительной памятью, он с особой точностью передавал характер и настроение пейзажа. В работах Левитана вообще можно проследить то, что в некоторых очень ярких белесых местах практически нет слоев краски (немного просвечивает холст). В его ранних работах иногда даже был виден подмалевок, который тоже давал свой особенный эффект.

Картина «Лесистый берег. Сумерки» была написана Исааком Левитаном в 1892 году в жанре «реализм». В этой работе очень хорошо передана фактура окружающих объектов, создавая ощущение живости и реалистичности. Этот эффект создается не только за счет передачи цвета и тона, но и за счет того, как наноситься краска на холст. Можно заметить, что мазок повторяет форму объекта. Эта техника часто использовалась Левитаном, что придавало особой натуралистичности картине.

Вывод по главе 1: Можно сделать вывод, что разные периоды жизни Левитана по-разному отражались на его картинах. Он был чувствительным человеком и мог поистине проникаться русской природой. Этот великий живописец умел наделять свои картины душой, при этом вписывая в них свои эмоции и переживания. От того его картины и кажутся такими живыми и искренними.

А используя различные художественные техники передачи фактуры, разнообразные кисти и немонотонное распределение красок по холсту, Левитан создавал каждую работу со своей особой «изюминкой» и характером.

ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ОРИГИНАЛА КАРТИНЫ

2.1 Общий колорит

В картине «Лесистый берег. Сумерки» практически соблюдено равновесие между теплыми холодными оттенками. Создается чувство безмятежности и какого-то спокойствия, ведь даже вода не колышется, отражая, словно зеркало, мрачное небо, затянутое облаками, а вдали еще догорает закат.

Данную картину можно разложить на шесть основных цветов, которые могут быть использованы на этапе подмалевка. Среди них: темно-оливковый, коричневый, бежевый, грязно-зеленый, серый и черный (рис. 2.1)

Рисунок 2.1 Основные цвета картины

Светлое небо и темный лес создают хороший контраст. Левитан очень хорошо передал глубину леса. Создается ощущение бесконечности за счет очень темных тонов (чем глубже, тем темнее) (рис. 2.2)

Рисунок 2.2 Контраст светлого и темного в картине (ахроматический вариант основных цветов картины)

Возможно, это подчеркивает внушительные размеры русских лесов и пространств. Осыпавшийся светлый берег и темный лес тоже создают хороший контраст.

2.2 Анализ колористических решений

Анализируя колористические решения картины И. И. Левитана «Лесистый берег. Сумерки», можно понять, что художник использовал в основном землистые оттенки. В этой картине возможно больше холодных оттенков, чем теплых.

Берега исполнены в теплых оттенках (рис. 2.3; рис. 2.4).

Рисунок 2.3 Правый берег

Рисунок 2.4 Левый берег

Рисунок 2.5 Трава на левом берегу

Рисунок 2.6 Кусты и мелкие деревья

В зеленой траве, кустах и мелких деревьях очень много холодных оттенков. Однако в траве есть и теплые по оттенкам участки (светло-зеленовато коричневый) (рис. 2.5; рис. 2.6).

Рисунок 2.7 Небо

Рисунок 2.8 Отражение неба

Небо безусловно холодное, однако его отражение в реке немного отдает теплотой, так как было добавлено немного красных оттенков (рис. 2.7; рис. 2.8).

Рисунок 2.9 Темный лес

Рисунок 2.10 Отражение темного леса

Тоже самое можно сказать и про темный лес. Сам лес холодный, цвет которого уходит в синеватые оттенки, однако его отражение в реке наоборот отдает теплотой, опять же за счет добавления красных оттенков. Так можно сказать про все, что отражается в реке (отдает красными оттенками) (рис. 2.9; рис. 2.10).

Рисунок 2.11 Пни

Пни холодного оттенка, но тень на них теплая красноватая, так как, если свет теплый, то тень холодная и наоборот (рис. 2.11).

Рисунок 2.12 Отдельные деревья

Отдельные деревья, уходящие вдаль темного леса, потихоньку приобретают холодные оттенки по мере углубления (рис. 2.12).

Рисунок 2.13 Солнце за лесом

Холодность пейзажа можно объяснить тем, что стоит пасмурная погода, при этом заходит солнце, которое немного еще отсвечивает желтоватым оттенком (рис. 2.13).

Темный лес создает сильный контраст со светлыми берегами и небом. Как бы большая масса светлых оттенков визуально уравновешивает картину вместе с чуть меньшим количеством темных оттенков (светлоты должно быть больше, чем темноты, так как визуально темнота тяжелее светлоты).

Палитры различных фрагментов картины И. И. Левитана:

Рисунок 2.14 Оттенки неба

Рисунок 2.15 Оттенки отражения неба в реке

Оттенки неба, как и его отражения можно отнести к холодным, так как сам пейзаж пасмурный, небо пасмурное. И этот фактор задает оттенок всей картине.

Рисунок 2.16 Оттенки левого берега

Рисунок 2.17 Оттенки отражения левого берега в реке

Оттенки левого берега – одни из немногих в этой картине, которые частично являются теплыми. Это создает некий контраст теплого и холодного. К этому можно еще добавить, что у светлых объектов отражение будет темнее их же самих(рис. 2.16;рис. 2.17).

Рисунок 2.18 Оттенки темного леса

Рисунок 2.19 Оттенки отражения темного леса

Оттенки темного леса гораздо холодней, чем оттенки отражения этого же леса в реке. Но отражение светлее самого леса (рис. 2.18; рис. 2.19).

Рисунок 2.20 Оттенки кустов и мелких деревьев

Рисунок 2.21 Оттенки отражения кустов и мелких деревьев в воде

Тоже самое, что и про берег, можно сказать про кусты и мелкие деревца. Их отражение темнее и холоднее, чем их собственные оттенки (рис. 2.20; рис. 2.21).

Рисунок 2.22 Оттенки травы на левом берегу

Оттенки травы чуть теплее, однако они все равно не такие теплые, как оттенки левого берега (рис. 2.22).

Рисунок 2.23 Оттенки отдельных деревьев

Рисунок 2.24 Оттенки правого берега

Оттенки правого берега холоднее, чем оттенки левого берега (рис. 2.24).

Рисунок 2.25 Оттенки пней

На пни, как и на все остальные объекты на этой картине, падает холодный свет, поэтому тень теплая.

2.3 Цветовая и тональная организация

Что же из себя представляют цветовая и тональная организация? Какую роль они играют в написании картин?

Начнем с цветовой организации.

Цвет является неотъемлемой частью нашей жизни. Каждый цвет и его сочетание с другим цветом вызывает у нас разные эмоциональные реакции. И зачастую интересные и правильные сочетания цветов вызывают у нас более яркие эмоции, чем какая-нибудь неразбериха из совершенно не подходящих друг к другу цветов. Взять то же изобразительное искусство. Нам интересней смотреть на картину, с продуманным смешением цветов, чем на ураган из мазков с набором хаотичных цветов. Поэтому и придуманы так называемые диады, триады, квадриады и т.д.

Разберемся с диадой. Диадой еще называют дополнительные цвета. На цветовом круге они располагаются друг напротив друга и вместе составляют приятную глазу цветовую гармонию. Они как бы дополняют друг друга.

Взять, например, картину И. И. Левитана «Лесистый берег. Сумерки».
По-моему мнению, в этой картине вполне можно найти дополнительные цвета. Я думаю, что ими являются цвет пасмурного неба (голубоватый) (рис. 2.27) и охристого берега (светлая охра) (рис. 2.26).

Рисунок 2.26 Фрагмент левого берега

Рисунок 2.27 Фрагмент неба

На цветовом круге напротив синего стоит оранжевый. Но ведь как раз светлая охра относиться к оранжевым оттенкам, а голубой как раз к синим. Вот так и получается, что некая цветовая гармония в этой картине присутствует.

Триада же затрагивает уже не два противоположных цвета, а целых три. Причем есть аналоговая триада, в которой хорошо сочетаются три соседних цвета. В картине «Лесистый берег. Сумерки» есть такие цветовые гармонии (в написании осыпавшегося берега была использована градация охры, начиная от более желтоватой, заканчивая более красноватой (рис. 2.26); кусты и мелкие деревья справа имеют оттенки зеленого, начиная от более желтоватого, заканчивая синеватым зеленым) (рис. 2.28).

Рисунок 2.28 Фрагмент кустов и мелких деревьев

Квадриада же затрагивает противоположные цвета, расположенные на вершинах квадрата на цветовом круге.

Многие великие картины содержат в себе такие цветовые гармонии. Они делают картину живей, интересней и реалистичней. Цепляют взгляд. И про картину Левитана это тоже можно сказать.

Что же можно сказать про тональную организацию?

Тон не менее важен. Он так же сильно влияет на восприятие картины. Возможно даже тон важнее цвета. Ведь на картину с нулевой насыщенностью цвета, но с правильным тоновым решением гораздо приятней смотреть, чем на картину полную красок, но с отсутствием какого-либо тона.

Тон влияет на восприятие дальности, глубины, темноты и светлоты объекта. Например, чтобы показать дальние объекты, они по тону должны быть светлей, чем ближние объекты. Мы акцентируем внимание больше на те объекты, которые по тону больше всего выделяются (либо слишком темный, либо слишком светлый, но в этом случае очень влияет контраст).

В картине Левитана «Лесистый берег. Сумерки» выбрано хорошее тоновое решение. Лес за счет своего темного тона создает ощущение глубины и бесконечности. Светлый берег же создает сильный контраст, который только в пользу этой картине. Ведь по тону берег намного светлей темного леса. Небо чуть темней по тону по сравнению с берегом, а трава и растительность в виде небольших кустов и мелких деревьев еще темней, чем небо, но все равно еще гораздо светлей, чем темный лес. Лес больше привлекает наше внимание, так как по тону он темнее всех остальных объектов, но и берег тоже не остается без внимания, так как он тут самый светлый по тону (рис. 2.2).

Если бы эта картина была полностью монотонна, она бы не представляла такого интереса.

Вывод: Проанализировав колористическую и тоновую составляющую этой картины, я поняла, насколько важен тон, гармония цвета, теплота и холодность оттенков. Я поняла, что хорошая и интересная картина может получиться только путем синтеза этих правил и принципов.

ГЛАВА 3. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ КОПИИ КАРТИНЫ

Ход работы над копией картины И. И. Левитана «Лесистый берег. Сумерки»:

Перед тем, как начать писать картину И. И. Левитана «Лесистый берег. Сумерки» в технике «гуашь», намечаем размеры самой картины (в данном случае ее размеры на бумаге формата А3 – 54,4 х 40 см), потом делается разметка сетки для удобства дальнейшего копирования. Таким же образом делается разметка фотокопии картины, чтобы перенести изображение на лист А3.

Далее наносится эскиз карандашом, сверяясь с фотокопией.

После проделанной работы начинаем делать подмалевок, покрывая картину базовыми цветами.

Были использованы плоские разных размеров синтетические кисти, имитирующие щетину.

Замешиваем большое количество белил, добавив в них немного ультрамарина и капельку сажи газовой, двигаясь от левого угла большими горизонтальными мазками, начиная писать пасмурное небо.

Для затемненных участков на пасмурном небе в его основной цвет добавляем чуть больше сажи газовой.

Наносим мазки темно-голубого цвета, разбавляя мазками основного цвета пасмурного неба (цвета смешиваются и получается промежуточный оттенок).

Нужно заметить, что в данный момент работа идет в технике «влажное по влажному».

Дорабатываем небо, высветляя некоторые темные места основным, светло-голубым, цветом.

В основной цвет неба добавляем большое количество белил, тем самым получив светлый оттенок основного цвета.

Замешиваем более светлый вариант высветленного оттенка основного цвета неба (подкрашиваем часть неба, что граничит с лесом).

Для написания еле видного заката берем большое количество белил, добавив совсем немного желтого светлого и красного. Потом наносим получившийся цвет на часть картины, где должен быть закат, разбавляя немного белилами и смешивая с засохшим светло-голубым цветом неба (в данном случае фрагмент писался мокрым по сухому).

Дальше будем рисовать поверхность реки, в которой отражается лесистый берег и пасмурное небо, нанося мазки по вертикали. Если говорить в общем, то все отражение выполняется мазками по вертикали, все остальное же выполнялось мазками по форме или хаотичными мазками (И. И. Левитан пользовался такой техникой).

Рисуя отражение неба в реке, для самого темного участка замешиваем темно-серый, добавив в него капельку желтого светлого и немного красного.

Добавив немного светло-зеленого, продолжаем высветлять отражение неба в реке. Подмешав немного синего, продолжаем прописывать отражение неба в реке.

Начинаем по направлению к лесу высветлять отражающееся небо, добавляя белила в основной цвет.

Сглаживаем резкие края между оттенками с помощью щетинистой чистой сухой кисти.

Начиная рисовать левый осыпавшийся берег, для замеса светло-светло-охристого оттенка, добавляем большое количество белил, светлую охру, добавив в замес капельку серого.

Для основного цвета, которым будет писаться правый берег, берем тот же цвет, которым выполняли левый берег, но только высветлив его еще немного.

Продолжаем красить правый берег, взяв белила и добавив в них капельку светлой охры.

Высветляем белилами, так как этот участок должен быть светлее.

Добавляя в высветленную светлую охру серый цвет и немного еще светлой охры, начинаем прорабатывать темные участки. Потом добавляем в этот оттенок немного жженой умбры и подчеркиваем темные края правого берега.

Смешиваем охру светлую с небольшим количеством красного, добавив немного сажи газовой, и начинаем прописывать темные детали на левом берегу.

Для основного цвета для написания отражения левого берега в реке берем светлую охру, разбавив ее белилами, добавив совсем немного красного краплака.

Для написания затемненных участков отражения левого берега в реке замешиваем охру светлую, добавив в нее немного жженой умбры, красного краплака и белил (Приложение 2, Рис.3.1).

Для травы на левом берегу замешиваем зеленую темную краску со светлой охрой, добавив в замес немного светлого желтого и сажи газовой.

Для растительности на правом берегу делаем замес с помощью белил, сажи газовой, светлой желтой и зеленой темной. (Приложение 2, Рис.3.2).

Для темной части леса замешиваем немного зеленой темной краски и ультрамарина, добавив большое количество сажи газовой.

Начиная делать отражение темной части леса, замешиваем сначала два цвета – краплак красный и зеленая темная (чуть меньше), потом добавляем сажу газовую, добавив еще немного красного краплака (Приложение 2, Рис.3.3).

Для пней замешиваем цвет, взяв немного светлого желтого, ярко-зеленого и добавив в замес белил и немного сажи газовой.

Делая темные участки на пнях, берем цвет, который использовался для написания отражения темного леса в реке.

Для светлых участков на пнях добавляем белила в основной цвет пней.

Для деревьев замешиваем светлую охру с белилами, добавив немного красного, желтого светлого, светлой охры и сажи газовой (Приложение 2, Рис.3.4).

Начинаем прописывать детали.

Прописываем кусты, находящиеся слева, смешивая мазками темную часть леса и эти кусты (нужно взять цвет темного леса и точечно прописать теневые части кустов).

Для проработки светлых участков кустов добавляем белила в основной цвет тех же кустов.

Отражение кустов написано тем же цветом, что и кусты, не отражающиеся в реке, смешивая хаотичными мазками с цветом отражения леса.

Для дальнейшей проработки кустов, замешиваем небольшое количество охры светлой с белилами и сажей газовой, добавив немного светлой желтой (Приложение 2, Рис.3.2).

Деревья, уходящие вглубь леса, написаны цветом, которым написаны пни, при этом затемнили их цветом, который был взят для прорисовки этого самого темного леса.

Прописывая лес, использовались цвета, которые брала для написания кустов.

Прописывая темные участки правого берега, берем охру светлую, добавив в нее немного зеленой темной, замешав белил.

Осветлив охру светлую белилами и добавив капельку серого, начинаем прописывать светлые участки левого берега (Приложение 2, Рис.3.3).

Добавив краплак красный в светлую охру, замешав немного сажи газовой и белил, получаем оттенок для проработки самых темных мест левого берега.

Прорабатываем траву на берегу слева, смешивая различные виды зеленого (добавляем светлую охру, светлый зеленый, желтый светлый, белила и немного сажи газовой).

Прописываем все остальные мелкие детали (корни пней, мелкую травку на правом берегу) (Приложение 2, Рис.3.5).

Вывод: Я просветила себя в аспектах написании картины. Эти знания помогли мне продвинуться дальше. Я поняла некоторые принципы работы с живописью. А также познала различные техники написания картин.

Заключение

В заключение могу сказать, что анализ картины И. И. Левитана «Лесистый берег. Сумерки» был для меня хорошим опытом. Анализируя и копируя картину, я поняла, какую серьезную роль играет тон, цвет, оттенок, насыщенность в восприятии картины. Какую сильную роль играет техника исполнения. Насколько важно наделение картины душой и какими-то своими эмоциями и переживаниями, ведь это оживляет ее. Насколько сильно история жизни человека и эпоха может повлиять на сущность картины. И как картина отражает внутренний мир художника.

Я научилась проводить анализ картины, получив знания, которые в дальнейшем помогут мне получать еще больше опыта.

Список использованных источников:

Основная литература

  1. Art spb – То же [Электронный ресурс]. – URL:https://www.art-spb.ru/article/131 (дата обращения 15.12.2018).
  2. Википедия – То же [Электронный ресурс]. – https://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения 14.12.2018).
  3. Дрозд, А. Н. Декоративная графика: учебное наглядное пособие – Изд-во: КемГУКИ, 2015. – То же [Электронный ресурс]. – URL:http://biblioclub.ru
  4. Смекалов, И. В. Изучение классических произведений живописи дизайнерами: учебно-методическое пособие. / И. В., Смекалов, С. Г.Шлеюк; Оренбургский гос. ун-т – Оренбург: ОГУ, 2014. – 97 с. – То же [Электронный ресурс]. – URL:http://biblioclub.ru

Дополнительная литература

  1. Кандинский В. В. О духовном в искусстве (живопись) . – 1989. –73– То же [Электронный ресурс]. – URL:http://biblioclub.ru
  2. Омельяненко, Е.В. Основы цветоведения и колористики: учебное пособие / Е.В. Омельяненко; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южный федеральный университет», Педагогический институт. – 2-е изд., перераб. и доп. - Ростов-н/Д: Издательство Южного федерального университета, 2010. – 183 с. – То же [Электронный ресурс]. – URL:http://biblioclub.ru
  3. Особенности техники живописи Левитана – То же [Электронный ресурс].–URL:http://artandyou.ru/category/theory/post/osobennosti_tehniki_jivopisi_levitana (дата обращения 15.12.2018).
  4. Шиков, М.Г. Рисунок. Основы композиции и техническая акварель: учеб. пособие / М.Г. Шиков, Л.Ю. Дубовская. 2-е изд., стер. – Минск: Вышэйшая школа, 2014. – 167 с., илл. http://biblioclub.ru/
  5. Шевелина, Н. Ю. Графическая и цветовая композиция. Пропедевтика: практикум. / Н. Ю. Шевелина. – Екатеринбург: Архитектон, 2015 – 33с. http://biblioclub.ru/
  6. Коллекция: мировая художественная культура. Российский образовательный портал [электронный ресурс] – URL: http://artclassic.edu.ru (дата обращения 20.12.2017).
  7. Терри Ли Стоун, Син Адамс, Норин Мориока, «Дизайн цвета практикум», Рип-Холдинг, 2006
  8. В. Кандинский, «О духовном в искусстве», Ленинград, 1989
  9. Е.В. Грибоносова-Грибнёва «Образ высоты в творчестве К. С. Петрова-Водкина», Искусствознание, 2012

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1.

Копия картины «Лесистый берег. Сумерки»

Приложение 2.

Нумерация объектов

Рис.1

Рис. 2

Рис. 3

Рис. 4

Рис. 5

Приложение 3

Репродукция картины

Приложение 4.

Список используемых терминов

Аддитивные смеси — смеси цветов, основанные на их сложении и независимые от их спектрального состава.

Ахроматические цвета — цвета, не имеющие цветового тона и отличающиеся друг от друга только по светлоте (белые, серые и черные цвета).

Выступающие (отступающие) цвета — цвета, субъективно кажущиеся ближе (дальше) своего фактического положения в пространстве.

Вычитание цветов — процесс образования цвета в результате поглощения части световых лучей.

Дополнительные цвета — два цвета, дающие третий — ахроматический, при оптическом смешении в определенных количественных соотношениях. дополнительные цвета антагонисты, находятся напротив, на прямо-противоположной стороне цветового круга.

Интенсивность цвета — качество цвета, зависящее от его светлоты и от его насыщенности.

Колориметрия — наука о способах измерения (определения) цветов, выражающая каждый цвет посредством трех величин: коэффициента отражения (доли падающего света, отражаемой данной цветной поверхностью), длины волны спектрального цвета (одинакового по оттенку) и процента чистоты (то есть доли участия чистого спектрального цвета в общей яркости цвета).

Контраст цветов — изменение цветов под влиянием других, окружающих их цветов (одновременный контраст) или под влиянием цветов, предварительно наблюдавшихся (последовательный контраст).

Контрастные цвета — цвета, наблюдающиеся на ахроматических поверхностях в результате влияния окружающих или соседних хроматических цветов (несколько отличаются от дополнительных).

Локальный цвет — основной цвет объекта, не претерпевший изменений под воздействием освещения и окружающей среды.

Насыщенность цвета — степень отличия хроматического цвета от равного ему по светлоте ахроматического; степень цветности.

Независимые (бесфактурные) цвета — цвета, не локализующиеся в пространстве и не выявляющие поверхности, ее фактуры и рельефа.

Неизбирательное поглощение — поглощение, при котором различные спектральные лучи поглощаются в равной мере.

Объемные цвета, пространственные цвета — цвета, воспринимаемые в трех измерениях.

Основные свойства цветов — светлота (англ. Brightness), цветовой тон (англ. Hue) и насыщенность (англ. Saturation).

Основные цвета (цвета первого порядка) — три цвета (киноварно-красный, изумрудно-зеленый и ультрамариново-синий), которые нельзя получить путём смешивания. Но, путем оптического смешения этих основных цветов можно получить наиболее насыщенные цвета всех остальных цветовых тонов.

Оттенок — градация цветового тона в пределах одного цвета.

Поверхностные цвета — цвета, выявляющие фактуру и рельеф поверхности.

Полутень — промежуточные градации яркости между тенью и освещенными участками поверхности объемного объекта.

Пространственное смешение цветов — один из видов оптического смешения цветов; слияние различных мелких цветовых образов на расстоянии, с образованием суммарного (общего) цвета.

Светлота (англ. Brightness) — качество цвета, в отношении которого его можно приравнять к одному из оттенков ахроматической (бело-серо-чёрной) шкалы; относительная яркость.

Светлотные (яркостные) отношения — относительные отличия цветов по светлоте (по яркости).

Светотень — распределение яркостей по поверхности освещенной объемной формы; совокупность яркостных градаций на объемной форме, обусловленная освещением.

Теплые цвета — цвета, ассоциирующиеся с цветом огня, солнца, накаленных предметов: красные, красно-оранжевые, оранжевые желто-оранжевые, желто-зеленые цвета спектра.

Тон (в терминологии художников) — термин, употребляющийся в двух значениях: 1) для определения яркости цветов или поверхностей, 2) для определения цветности, то есть цветового тона.

Тональность — подчиненность всех цветов композиции условиям единства среды.

Трансформация цветов — нивелирование изменений в цвете, вызванных освещением, при осознании условий этого освещения.

Фактура — видимое строение (структура) поверхности.

Холодные цвета — цвета, ассоциирующиеся с цветом воды, льда и других холодных объектов: голубо-зеленые, голубые, голубо-синие, синие, сине-фиолетовые.

Хроматические цвета — цвета, обладающие цветовым тоном; все цвета, кроме ахроматических (белых, серых и черных).

Цветовой круг (спектр) — расположение всех цветовых тонов по окружностям: замкнутый ряд цветов, отличающихся друг от друга по цветовому тону, причем цветовой тон изменяется в последовательности спектра, замкнутого, через пурпурные цвета.

Цветовой тон (англ. Hue) — качество цвета, в отношении которого цвет можно приравнять к одному из цветов спектральных или пурпурных; выражается словами: красный, оранжевый, желтый, зеленый и т. д.; качество, определяющее место цвета в цветовом круге.

Цветовые отношения (отношения цветов) — относительные отличия цветов, в основном по цветовому тону.

Яркость — количество света, отражаемого в определенном направлении и приходящееся на единицу площади поверхности, видимой с этого же направления.

Яркостные отношения цветов — отношения цветов по светлоте.

Приложение 5.

Справка об антиплагиате/