Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Колористическая, цветовая и тональная организация живописного произведения Анри Матисса «Натюрморт с голубой скатертью»

Содержание:

1. Введение

Основные свойства и особенности стиля автора

Французский художник Анри Матисс занимает одно из главных мест в зарубежной живописи XX века. Изначально Матисс был предводителем группы европейской живописи, которую критики называли фовизм. Изюминкой данного стиля была в абсолютной неограниченности выбора цветов художником, стремление к более минималистичному виду написанного. Это был некий вызов устоявшейся, более сдержанной в своих эмоциональных порывах, живописи. В те времена такие эксперименты в живописи шли против представлений людей об эстетике, из-за чего, со стороны консервативных критиков шли нападки в адрес Матисса и его последователей. Появляется вопрос, что же такого было в живописи Анри и его последователей, что приковывали столь много внимания? Интеллигенции просто – просто-напросто надоело каноническое искусство с его выверенностью и реализмом, в котором основная цель была лишь для украшения салонов и знатных домов. Это навело некоторых живописцев на мысль о нужде в кардинальных переменах живописи. Первый «художественный переворот» был начат еще во время импрессионизма. Между прочим, Анри сам иногда пробовал писать в стиле импрессионизма. В некоторых его творениях присутствует техника, присущая импрессионистам: основа у которой была раздельные и точечные мазки «Натюрморт с посудой», «Натюрморт с букетом», «Роскошь, покой и наслаждение».

Через какое-то время группа фовистов распалась, а Матисс решил идти уже по своему пути, даря зрителям теплые и яркие эмоции через свои произведения, так как атмосфера XX века была довольно тяжелой и давящей.Сам Матисс говорил о своем творчестве:«Я стремлюсь к искусству, исполненному равновесия, чистоты; оно не должно беспокоить и смущать. Я хочу, чтобы усталый, измотанный, изнуренный человек, глядя на мою живопись, вкусил отдых и покой.»

С первого взгляда, его картины похожи на набросок, где разнообразные элементы окрашены густым ярким цветом. Но при более близком рассмотрении может открыться необычайный уют и тепло. Картины Матисса всегда изображают мирные моменты жизни. Стараясь идти наперекор напряженности в XX веке и канонической живописи, он избавляется от теней в своих произведениях, создает атмосферу праздника и радости, покой идиллических сцен, яркие и интересные узоры на тканях. Своей главной целью Анри считал показать зрителю красивые образы и грезы. Такого хорошего эмоционального эффекта он добивается за счет насыщенности цветовой гаммы, линейных ритмов, которые создают что-то вроде эффекта движения форм, ну и конечно, полностью соподчиненная каждого элемента входящего в картину.

Матисс использует в своем творчестве резкий, гибкий рисунок, полный контраста ярких локальных цветов( в редких случаях все - таки присутствуют оттенки одного основного тона). Матисс в основном работает чистым ,неразбавленным цветом, строит картины на трех основных цветах, «Сатир и нимфа» - гармония зеленого, розового и голубого, «Танец»- синего зеленого и красного. Позже переходит к созвучию четырех цветов, правда, одному из цветов на картине всегда выделяется меньшее место «Танжер»- синий, оранжевый, розовый и красный, «На террасе»- лиловый, зеленый, розовый и синий».Работая с чистым цветом, Матисс старается избегать однообразия в своих творениях, но к сожалению, избежать монотонности ему удавалось не всегда. Пытаясь не смешивать красок, он пользуется приемами, похожими на лессировки старых мастеров, прокладке более светлой, пример: на розовой - белой, на синей – лиловой.

Анри Матисс был преимущественно колористом, добивавшимся эффекта согласованной композиции за счет многих интенсивных цветов. Матисс был новатором с огромным количеством фантазии и идей, который в то же время, переосмыслял прошлое.

2.Описание стиля, техника исполнения

Стиль, в котором работал Матисс - фовизм. В начале XX века он как раз появился. Считается, что именно фовизм стал тем жанром, что разрушил традиционную живопись. Фовизм в живописи отличался от других течений тем, что художников не объединяла какая – то обобщенная эстетика. Их творения – это способ утвердить свое видение мира, используя максимально простые формы. Данный жанр можно узнать по отрицанию линейной перспективы в картине, колористические контрасты, примитивизация объекта, нарочитая острота композиционных решений. Художники придерживались таких правил как: картина не должна быть копиркой с действительности, она абсолютно независима от натуры. Главное в творчестве – цвет, чистый и яркий. Накладывание краски мазками разной ширины (иногда – большими пятнами), использование линий. Предметы писались деформированными, а силуэты обобщенными. Вытесненный отчасти кубизмом, отчасти экспрессионизмом, фовизм оставался наиболее радикальным направлением в искусстве на протяжении многих лет. Он оказал влияние на восприятие некоторых ценностей и роль цвета в изобразительном искусстве. Фовизм наставлял на самостоятельность картины и всего искусства от реальности. Матисс учил своих учеников писать картины «невинно» – так, как будто это делают маленькие дети. А именно – переносить на холст свое первое впечатление об изображаемом предмете. Только такой подход, по его мнению, открывал дорогу в «чистое искусство». При всем этом он глубоко уважал старых мастеров и часто использовал их приемы в своих работах. Только в живописи Матисса они становились фовистскими, переделанными по законам его мира. Искусствоведы, а также последователи Матисса выделяют его мазок кисти: художник тщательно сменял густоту нанесения краски, от чего в некоторых местах, в просветах виднелся холст, что создавало эффект того, что цвет на картине как бы «дышит». Анри Матисс видел высший смысл работы художника в том, чтобы творчество стало наслаждением для живописца и зрителя. Он говорил: «Живопись зовет к внутренней сосредоточенности, гармонии и должна действовать успокаивающе». Свою цель в искусстве он определил так: «Моя задача, как я думаю, в том, чтобы дать успокоение. Я мечтаю об искусстве равновесия, чистоты и строгости, лишенном запутанного и унылого сюжета, искусстве, которое было бы для любого, будь он деловым человеком или писателем, чем-то успокаивающим, чем-то вроде хорошего кресла, в котором можно отдохнуть от физической усталости».

3.Композиционный анализ произведения и акценты

Цель композиционного анализа такова: найти решения и методы, которые применял автор для создания нужного эффекта. Анри в данной картине изобразил довольно малое количество объектов, композиция проста и лаконична, но для произведений Матисса это не проблема, так как он сам говорил, что все, что не нужно картине вредит ей, в произведении должна быть гармония всех частей, лишняя подробность может занять в уме зрителя место чего-либо существенного.

Композицию он выстраивает, ставя все элементы натюрморта прямо посередине картины, как раз туда, куда в основном падает глаз зрителя. Он отлично подчеркивает главенствующий в данном произведении элемент– кофейник, с помощью размерных соотношений(самый крупный как раз кофейник, а графин с вазой яблок мелкие и одного размера, стоят вместе, но отдельно от кофейника для сохранения баланса в композиции) и тонового контраста охры и жженой сиены с зеленовато - лазурной скатертью, подходящего по тону скатерти, изумрудного, с салатовым рефлексом графина и белой, с голубыми пятнами вазы. Но что бы композиция не теряла своей гармоничности, и не «перетягивала»односторониим контрастом, Матисс написал так же контрастирующие с окружением желто - красные яблоки, но гораздо меньше размером, для того, чтобы не потерять основной акцент на холсте. Еще, для выделения доминантного элемента он использует

правило третей, где предмет, находящийся в области пересечений линий, образует оптический центр.

БезымянныйGGGGGGG.png

Рис.1

Так как скатерть богата довольно ярким орнаментом, автору нужно было добиться того, чтобы элементы натюрморта не пропадали, затерявшись во втором плане. Здесь играет значительную роль тоновой контраст холодных тонов скатерти и теплой тональности предметов натюрморта, так как теплые цвета нашему глазу гораздо приятней, и на холодном контрасте теплый «выдвигается» вперед, на передний план. Еще для выделения переднего плана он сделал направляющими сами узоры, которые как раз не забирают внимание, а подчеркивают его в области нахождения предметов натюрморта.

gggg.png

Рис.2

Объекты немного отодвинуты от горизонтальной и вертикальной оси симметрии для более уверенного и приятного глазу вида картины. Сами предметы образуют между собой треугольник, как бы образуя геометрический центр и устойчивую связь между друг другом, гармонизируя картину.Как по мне, такое настойчивое выделение объектов - последствие не только желания обозначить главные элементы и балансировку, но и проявление умения Матисса видеть в каждой детали нечто прекрасное и светлое, и как старается сделать картину максимально успокаивающей и гармоничной для зрителя(об этом еще может сообщить линейное обрамление справа, так как рамки зрительно создают чувство защищенности и покоя). Это мое суждение может подтвердить цитата самого Анри: «Композиция — это умение декоративно распределить различные элементы картины, чтобы выразить свои чувства».

амамамам.png

Рис.3

Основываясь на данном анализе, можно сделать вывод, что композиция картины статичная, уверенная и сбалансированная, глаз падает как раз туда, куда и хотел его направить Анри Матисс.

4.Колористический анализ

4.1.Монохромность

Прежде чем разбирать цветовую палитру, следует разобраться с темным и светлым диапазоном картины, тоновой гаммой и проведем монохромный анализ. Для монохромного анализа я обработаю картину и переведу ее в черно - белую. Результат выходит таким: в картине главенствует светлотный диапазон, теневые контрасты здесь незначительные и используются для придания узорам выразительности или для большей объемности предметов. Теневые участки здесь отсутствуют вообще. Что же касается контраста, то к темной тональности здесь можно занести орнамент скатерти и графин, а к светлой кофейник, вазу и яблоки. Самым светлым участком является фон скатерти.

Если параллельно вспоминать композиционный анализ, то можно заметить, что все те элементы, которые поддерживали друг друга в композиции, так же гармонизируют между собой и в тональности. Средне – серый тон кофейника все так же выделяется среди светлого тона скатерти, темного узора и графина, но уравновешивает все светлая ваза с такими же по тональности с кофейником, яблоками. Всю эту композицию ограничивает жесткая темная линия, для понятия пространства в картине.

imgonline-com-ua-Black-White-PYI1ElT72WdE6.jpg

Рис.4

Теперь, с пониманием тональности картины, мне гораздо проще будет провести колористический и контрастный анализ.

4.2.Обобщенный анализ цветовой палитры и контрастов

Для лучшего понимания цветовой гаммы картины, я при помощи фильтра сделаю более упрощенную версию «Натюрморта с голубой скатертью».

Из полученной мной картинки вывод можно сделать такой: общий колорит произведения выполнен в теплой цветовой гамме. Теплый зеленый оттенок вместе с средне – желтым, красной и золотой охры и жженной сиены явно доминируют над синим, темно – зеленым и голубым. Холст полон насыщенными сочными цветами, теплые и холодные тона удачно попадают в контраст между друг другом. Красная охра кофейника отлично гармонирует с сиеной и желтым яблок, они вместе создают триаду аналогичных цветов. Зеленый, синий и голубой тоже являются триадой аналогичных цветов. Здесь присутствует три контраста: две пары дополнительных и один основной.

Первая пара дополнительных цветов, красно – коричневый и голубой являют собой пару предельно удаленных цветов, так же как и пара бело – розоватого с охрой. А основным контрастом является пара из синего и желтого (комплиментраные).

C:\Users\User\Desktop\иииииии.png

Рис.5

Безымянный.png

Рис.6

Безымянный.png

Рис.7

Контраст светлого и темного особенно сильно не выделяется, что в монохромном варианте, что в оригинале, основным темным и контрастирующим элементом является узор скатерти и обводящие по контуру черные линии.

Контраст по площади цветовых пятен в картине тоже присутствует и ярко выражен. Яркое, красно – коричневое пятно средних размеров будет не так выгодно смотреться без контраста синих, массивных пятен. И сам баланс и гармоничность картины будет нарушены без крупных, локальных синих пятен, поддерживающих цветность полотна.

hhgh.png

Рис.8

Контраст холодного и теплого здесь является основным, как я и говорила ранее, для выделения уступающим в размерах и количестве предметов узорам, но тепловой контраст довольно сильно изменил положение объектов в холсте.

Исходя из этой информации, я могу сказать, что автор и в правду добивался предельной гармонии и уюта своего произведения за счет сбалансированного контраста и теплых, сочных тонов и цветов в картине.

4.3.Символика цвета

Большую часть картины составляет голубой цвет, Шажков характеризовал этот цвет так : «Голубой – это цвет интуиции, эмоциональности и духовного роста. Голубой цвет ассоциируется с ясным небом, прозрачностью воды. Он производит впечатление легкости, воздушности и чистоты. Это цвет мира, медитации и внутренней гармонии. Этот цвет учит, его называют «цветом истины»».

Далее идут синие узоры, «синий цвет является вторым из цветов холодного спектра. Он помогает обрести внутренний покой, стимулирует вдохновение, как цвет душевного покоя, он связан с самоанализом и самоуглублением. Синий представляет собой силу разума, мудрость и ясность мысли».

«Коричневый символизирует надежность, защиту и прочность. Это успокаивающий и сдержанный цвет. Этот цвет помогает почувствовать себя защищенным, снимает напряженность и тревогу».

«Зеленый цвет – цвет самой природы, постоянного изменения и обновления. В спектре зеленый цвет располагается между теплыми и холодными цветами. Это цвет равновесия и гармонии, стабильности и целостности, вызывает чувство умиротворенности».

«Красный – это энергия и сила. Он связан с физической активностью, волей, чувственностью. Это цвет огня, действия и жажды жизни. Красный цвет излучает тепло, дает энергию».

«Желтый цвет – это цвет самого солнца, чистый, ясный, несущий тепло и энергию. Он последний из спектра теплых цветовых лучей. Желтый цвет связан с умственными способностями, организованностью, дисциплиной, внимательность к деталям. Он способствует концентрации внимания и ясности мыслей».

Заключение

Подводя итог проведенной мной курсовой работы, хочу поделиться своими впечатлениями от картины «Натюрморт с голубой скатертью». Изначально, к произведениям с такой минималистической стилистикой я относилась скептически и не воспринимала всерьез. Но решив расширить свой кругозор, я решилась выбрать именно Анри Матисса, как самую яркую фигуру в фовизме, а именно «Натюрморт с голубой скатертью» привлек уже изначально мое внимание своей яркостью и удивительной живостью с таким минимумом элементов. Проведя анализ его произведения и техники, я осознала что только благодаря отсутствию в подобных работах привычной перспективы, яркие тона полотен, некая деформированность предметов, автор таким образом намного лучше может передать свое видение, идеи, придает эмоциональный настрой картине. «Я не могу копировать натуру, которую должен интерпретировать. Даже отступая от натуры, художник должен быть убежден, что делает это в целях более полной ее передачи... Точность не есть правда».

По ходу данного анализа я поняла смысл такого жанра как фовизм и его влияние на будущие произведения современности. Я научилась применять правильные цветовые контрасты и более углубленно понимать композицию и ее методы, видеть акценты в произведениях не только за счет выделения какими – либо цветами или контрастами, но и правильной постановкой в холсте. Узнала как могут повлиять на восприятие зрителем какой – либо картины цвета и тона.

Список источников.

Литература:

1.Шажков, Ю.П. Живопись и ее средства – Изд – во: Москва Трикста, 2006.

2. Иоханнес Иттен, искусство цвета – Изд – во: Издатель Д. Аронов, 2001.

Интернет – источники:

1.Основы композиции https://www.youtube.com/watch?v=QcuInap1lQ4 (дата обращения: декабрь 2017)

2.Фовизм в живописи https://artrue.ru/style/abstract/fovizm-v-zhivopisi.html (дата обращения декабрь 2017)

3.Анри Матисс: жизнь и творчество художника http://allpainters.ru/matiss-anri.html (дата обращения декабрь 2017)

4.Фовизм Анри Матисса http://kraeved1147.ru/fovizm-anri-matiss/ (дата обращения декабрь 2017)

5.Анрти Матисс – цитаты https://tsitaty.com/автор/анри-матисс (дата обращения декабрь 2017)