Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Колористическая, цветовая и тональная организация живописного произведения А. Саврасова «Зимний пейзаж»

Содержание:

Введение

Тема моей курсовой работы «Колористическая, цветовая и тональная организация живописного произведения А. Саврасова «Зимний пейзаж».

Объект исследования - описание репродукции картины А. Саврасова «Зимний пейзаж». (сюжет, стиль).

Предмет исследования - анализ колористической, цветовой и тональной организации живописного произведения А. Саврасова «Зимний пейзаж».

Научная и информационная база проделанной работы. Информационной базой для выполнения курсовой работы являются научная литература по выбранной теме исследования; учебные пособия и электронные ресурсы.

Актуальность темы курсового исследования обусловлена критическим недостатком материалов, о произведенных исследованиях колористических решений на примере конкретных художественных произведений.

Все исследования данной курсовой работы будут производиться в хронологическом (для исторической части работы) и последовательном (для описания картины) порядке. Это позволит систематизировать получаемые мною данные, на основе которых я буду описывать живописное произведение А. Саврасова «Зимний пейзаж».

Основная задача и цель данной курсовой работы состоит в описании колористического разбора обобщенной цветовой организации картины

А. Саврасова «Зимний Пейзаж». В ходе работы будут использованы труды

И. Иттена, Ф. Гете и В. Кандинского.

ГЛАВА 1. ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК КАРТИНЫ

1.1. Живопись и искусство XIX века

Культурная жизнь русского человека в середине XIX века, не смотря на тяжелое экономическое и политическое положение в стране, развивалась полным ходом. Литература, музыка, театр и, конечно же, изобразительное искусство на волне духового подъема национального самосознания (после войны 1812-го года), совершили огромный рывок вперед, сумев опередить текущее время. Живописные полотна, которые оставались достаточно консервативными, классическими до середины XIX века, приобрели недостающего им реализма.

Золотой век русской живописи стал таковым благодаря картинам таких именитых художников, как: Карл Павлович Брюллов, Александр Андреевич Иванов, Иван Константинович Айвазовский, Иван Иванович Шишкин, Василий Иванович Суриков, и, конечно же, Алексей Кондратьевич Саврасов[7].

1.2. История создания картина «Зимний пейзаж»

Картина «Зимний пейзаж. Оттепель» была написана Алексеем Кондратьевичем Саврасовым в 1890-ом году. Этот год принадлежит к позднему периоду творчества мастера. По мнению экспертов, живописное полотно картины было написано художником не с натуры, а из головы. Другие же мнения утверждают обратное: «Зимний пейзаж» мог быть списан с вида одной из подмосковных деревень, где художник бывал не раз. Саврасов мог набросать себе пару этюдов перед работой, и приняться за основательное написание картины непосредственно в мастерской. Конечно, верность суждений проверить невозможно: о данной картине сам автор не высказывался.

1.3. Техника пейзажа Алексея Саврасова в картине «Зимний пейзаж»

При внимательном анализе техники живописи «Зимнего пейзажа» видно, что Саврасов писал картину длительно, методом постепенного и повторного наложения красочного слоя по сухому. Так написан весь передний план, начиная от корпусного слоя белил, положенных художником для большей рельефности освещенного солнцем снежного бугра у горизонта, и кончая темными избушками с правой стороны полотна. Этим же методом исполнена и верхняя часть картины. Вырисовывающиеся на фоне облака выполнены художником тонким рисунком кистью поверх уже сухого слоя белил. По- своему интересна и сложна живопись и на поверхности воды. Обращает внимание богатство средств, которые были использованы в поисках колорита картины, в приведении к единому тону всей цветовой гаммы [8].

Выводы, сделанные на основе первой главы:

Техника написания живописного полотна «Зимний пейзаж» полностью соответствует живописному реализму эпохи конца XIX века.

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ КАРТИНЫ

«Зимний пейзаж» — это одно из тех художественных произведений, где Саврасов расширил и обогатил цветовую палитру большим количеством красок и оттенков, сделал зимний пейзаж по-настоящему ярким и радужным. Зима на том полотне будто излучает тёплый свет. В картине довольно много контрастирующих друг с другом оттенков, что делает её необычайно многогранной.

Картина «Зимний пейзаж. Оттепель» на первый взгляд очень проста: но если углубиться в композиционное и живописное построение данного полотна, то можно удивиться его необычайной лаконичности и ритмичности, увидеть некоторые закономерности в построении и в выборе цвета.

2.1. Композиционный разбор организации картины

Картина «Зимний пейзаж. Оттепель» достаточно сложна в композиционном плане. Ни один элемент, который мы можем видеть на живописном полотне, не написан необдуманно. Целью изучения композиции данного произведения является поиск тех решений, которые использовал автор для правильного распределения и расположения всех элементов между собой.

Оптический центр картины (рис. 1) приходится на фигуру идущих вдаль людей. На это указывают: положение сугробов, направляющие которых сходятся в одной точке - месте нахождения фигур людей; оптический центр, расположенный в правой трети части полотна, чуть ниже центра, так, как и должно быть в правильной композиции.

Второй оптический центр(рис. 2): месяц над головами путников. На это указывают: направление косяков птиц, и все та же правая треть полотна выше линии горизонта.

Если мысленно провести вертикаль между путниками, идущими вдаль, и месяцем, застывшим над их головами, то можно увидеть следующую вещь. К луне ведут две направляющие линии: косяки птиц с левой и правой стороны (уходящие практически симметрично вниз). Также, направляющие лини сопровождают и путников: поднимающиеся контуры сугробов (уходящие практически симметрично вверх) подчеркивают массу человеческих фигур и буквально заставляют зрителя обратить внимание на этот элемент картины.

Рисунок 1: Оптический центр картины

Рисунок 2: Направляющие линии взгляда в картине

Таким образом, соединяющая линяя, которую мы мысленно провели между людьми и месяцем, является главной вертикалью в картине, несущей философский смысл.

Данная линия (как мы можем видеть на втором рисунке) располагается нестрого под прямым углом. Она наклонена чуть влево, что вполне логично: все элементы картины стремятся к области горизонта, на которой изображен закат (избы, уходящие в перспективу, направление берегов реки, контуры сугробов). Также нельзя не отметить композиционную роль утеса, который связывает своей направляющей (назовем ее тропинкой) людей и мостик, под которым течет ручей. Без данной детали ощущение равновесия в картине было бы не таким полным, как с ней.

Ряд деревенских избушек уходит в точку схода: центр полотна. Законы линейной перспективы соблюдены и учтены. Масса деревянных строений расположена в правой половине картины. В нижней левой части полотна исполненный вид мостика с ручьем не только дополняет философский смысл картины, но и уравновешивает композицию. Масса моста и воды полностью компенсирует тяжесть деревянных массивов домов.

Законы равновесия композиции сохраняются не только в этих частях произведения. Косяки птиц, расположенные на фоне массы облаков в левой верхней части картины, становятся на одну чашу равновесия вместе с зарослями растений в правой нижней части полотна.

Если анализировать положение картины, относительно психофизического восприятия мира европейского человека, то можно сделать несколько выводов. Область заката располагается в левой части листа, и зрителю кажется, будто солнечный свет двигается «на него», создавая ощущение рассвета (восприятие текста, информации и мира у европейца происходит слева направо). Но направляющие композиционные линии, о которых я писала ранее, точно указывают: перед нами закат. Саврасов специально использовал данный композиционный прием для создания ряда эмоций у зрителя, связанных, в первую очередь, с наступлением весны.

2.2. Колористический разбор цветовой организации картины

Переходя к работе с цветом, стоит разобраться с тоновой гаммой полотна, с темными и светлыми акцентами на картине, нейтральными, серыми тонами, с участками максимального контраста. Для этого разберем полотно через монохромный анализ. Используя фото-обработку и переведя картину в черно-белое состояние (а также, для проверки, переведя черно-белую версию в негатив), мы можем наблюдать следующий результат: полотно не отличается особым контрастом по светлоте.

Рисунок 3: Ч/Б обработка

Рисунок 4: Обработка в негативе

Световые отношения в произведении, скорее всего, нюансные. Теневые участки картины расположены, в основном, на линии горизонта, захватывая часть снежного холма, расположенного посередине листа. Также к теневым участкам относится гладь ручья и два последних деревянных дома. Контрастные отношения мы можем наблюдать на участке расположения мостика через ручей, а также в области постановки фигур людей. Верхний центральный участок картины также затемнен, что указывает на то, что область неба, покрытая облаками, относится к теневому диапазону.

Самые светлые участки картины не выделяются из общей массы, в отличие от темных. К светам можно отнести: гладь снега на переднем плане, участок неба, расположенный чуть выше линии горизонта.

Если провести некие параллели между композиционным построением и светотеневыми отношениями, то можно наблюдать очень следующую вещь: все те элементы, которые уравновешивают друг друга композиционно, также взаимосвязаны при светотеневом разборе. Масса домов и фигур двух людей уравновешивается мостком, теневой участок неба на линии горизонта противопоставляется ручейку, а теневые участки в верхней центральной части картины уравновешивают световую гладь равнины сугробов полотна, взаимодействуя с соринками, пробивающимися сквозь сугробы в правой трети полотна.

Таким образом, вернувшись к оригинальной версии картины, мы можем начинать проводить анализ цветового решения изображения.

Созданные (с помощью программного обеспечения Adobe Photoshop) упрощенные версии живописного полотна, помогут мне в исследовании общего колорита картины.

Опираясь на цветовую гамму объектов(рис. 5) «Зимнего пейзажа» можно сделать вывод о том, что колорит произведения прохладный: приглушенные, затухающие тона серо-голубого цвета доминируют по своей массе над охристым оранжевым, теплым цветом, который сосредоточен, в основном, в центре холста. При изучении четырех углов картины можно сделать вывод о том, что все они разные. Левый нижний угол произведения достаточно светлый, с оттенком приглушенной голубизны. Правый нижний угол очень схож по тону с левым, но яркость этого участка намного выше, чем в противоположной стороне. Верхний правый угол можно назвать темно- синим, а левый верхний светло-охристым.

Рисунок 5: Обобщенный колорит

Рисунок 6: Упрощенный колорит

Живописное полотно не обладает высокой степенью насыщенности. Практически все цвета выцветают в сторону своей ахроматической пары (серого тона, уровень светлоты которого идентичен насыщенному цвету). Теплые тона картины пастельные, нежные. Массы темных акцентов устойчиво погружены в светлые тона, композиционно дополняя друг друга, что доказывает умение автора правильно распределить элементы картины между собой.

При рассмотрении шестого рисунка (рис. 6) видно: не смотря на простоту палитры, которую Алексей Саврасов использовал для написания снега, объем сугробов передается отчетливо даже в упрощенном виде.

Ход цвета в листе также присутствует на данной картине. Оттенки неба отражаются в сугробах, цветовой колорит мостика и домиков практически одинаковый.

Активный охровый оранжевый цвет над линией горизонта (цвет заката) при достаточно холодном и тусклом окружении белого и голубого цвета, хорошо сочетается с изумрудным цветом воды в реке. Эта пара уравновешивает друг друга в живописном полотне, что говорит о наличии в нем не только композиционного равновесия, но и живописного (колористического).

Светотеневые отношения между участков картины «Зимний пейзаж. Оттепель» неразрывно связаны с контрастным цветовым сопоставлением элементов картины между собой. Так, при внимательном наблюдении, мы можем найти целых две пары контраста цветовых дополнений. Самый яркий и самый видимый из них - контраст оранжевого пятна заката в окружении синеватых сугробов. Вторая пара вида в основном в верхней части картины, на небе, где бледны желтовато-лимонный цвет вступает в контрастные отношения с нежно лиловым цветом облаков. Изумрудный цвет водной поверхности реки находит пару в красноватом оттенке коричневых домиков, а также в некоторых красноватых участках заката.

При рассмотрении оригинального изображения картины, контраст по светлоте выделяется более активно, чем в монохромной версии. Самыми активными участками в этом плане являются последние две хижины, крыши которых не покрыты снегом для сохранения композиционного баланса в листе, и мосток, проходящий через ручей.

Контраст по насыщенности проведен через холодную палитру полотна: к серым тонам стремится голубоватая снежная гладь, что особо заметно в теневой части полотна на горизонте, на участке, где автор показал закат.

Также кадмий средний желтый, который мы можем наблюдать на небе, тоже выцветает в сторону своей монохромной пары – светло-серого цвета, что говорит о наличие здесь контраста по насыщенности.

Рисунок 7: Контраст цветовых сопоставлений

Рисунок 8:Ч/Б проверка

Контраст по массе цветового пятна выражен, но в довольно слабой форме. Если обратиться к трудам И. Иттена, то (через контраст дополнительных цветов) 2 части оранжевого цвета будут чувствовать себя «спокойно» в окружении 3-х частей синего. На картине этот баланс выдержан не в полной мере, что усилило массу оранжевого цвета на горизонте.

2.3. Колористический разбор картины по планам

Картина «Зимний пейзаж. Оттепель» написана Саврасовым таким образом, что плановые решения композиции будут рассчитываться исходя из перспективных сокращений (передний план – самый близкий к зрителю, третий – самый дальний).

Проводя плановый разбор картины, мы сможем выявить акценты картины на том или ином живописном и композиционном решении, которые были созданы автором с помощью цвета и тона. Таким образом, мы сможем сделать вывод о важности каких-либо элементов в зависимости от плана, после чего, проведя сравнительных анализ всех трех акцентов, сможем выявить самый главный.

2.3.1 Колористический разбор первого плана

Рассматривая передний план (рис. 9), речь пойдет о: реке, снежной равнине, расположенной в правом нижнем углу, сорняках, мостике, проходящим через реку, и об утесе, отраженном в воде.

Рисунок 9: Первый план произведения «Зимний пейзаж»

Самым «близким» к нам (исходя из соображений ракурса) участком живописного полотна будет являться нижняя зона картины, которая берет начало от нижнего края листа. Рассмотрим весь первый план.

Самым светлым участком первого плана является правый нижний угол.

Белый цвет, с чуть еле заметной голубизной, средством постепенного градиента плавно меняет свой колорит в чуть более теплый оттенок, перетекая в основание утеса. Сам утес является вторым по светлоте объектом первого плана. Верхняя часть снежного бугра, расположенного на берегу, переходит в теневой диапазон путем добавления сине-серого цвета.

Водная гладь реки передана автором с помощью использования трех цветов: голубого, изумрудного и светло-серого. Изумрудный цвет, в свою очередь, вступает в контрастные отношения со всем своим окружением: голубой водой, частью (ножкой) мостика, белым отражением сугроба в воде. Исходя из этого, можно сделать вывод, что изумрудный цвет выступает в роли акцента, который выделяется не только своим контрастом, но и своей высокой степенью насыщенности (максимальной для первого плана).

К теневым участкам первого плана относится мостик через реку – самое контрастное пятно в рассматриваемом диапазоне. Цвет моста приближен к черному цвету, заметен зеленоватый оттенок. Участок под мостом прописан коричневым цветом, чуть выбеленным для натуральности.

Левый берег реки достаточно светлый, чувствуется примесь сине-серого цвета. Оттеночных переходов на этом участке не наблюдается. Как мы можем наблюдать, это место выделено под подпись автора, что само по себе говорит о необходимой нейтральности участка.

Элементы сорняков прописаны достаточно тонко и колоритно. Кругловатый сорняк, который располагается книзу полотна, имеет выбеленный оттенок травы зеленой. Сорняки чуть выше, в правой части живописного полотна, имеют красноватый оттенок с примесью коричневого.

2.3.2. Колористический разбор второго плана

Рисунок 10: Второй план произведения «Зимний пейзаж»

Рассматривая средний план (рис.10), речь пойдет: о фигурах идущих вдаль людей, первых трех избах (отсчет слева), равнине сугробов, которая располагается слева и чуть выше от путников.

Самым главным контрастом по светлоте на втором плане являются фигуры путников. Обрамленные фоном белого снега, они, благодаря использованию практически черно цвета, выделаются из общей массы плана.

Сугроб, расположенный слева от людей, не отличается большим количеством тональных переходов. Общая масса снега здесь выполнена через нюансные отношения. Теневой участок - диапазон от верхнего контура снежного полотна, выполнен с добавлением серо-синего цвета, который вступает в небольшой контраст по светлоте с тем сугробом, который расположен под избами. У нижнего основания данного снежного слоя можно увидеть легкий белый акцент, который выступает в роли дополнительного визуального «разделителя» снежных холмов.

Правый, самый крайний настил снега второго плана является одним из самых видимых теневых участков. Он выполнен все тем же серо-синим цветом, который чуть более насыщен по своему составу, ежели чем сугроб на противоположной стороне живописного полотна

Следующая, очень важная часть второго плана - деревянные избы. Фасады первых трех избушек схожи по своим характеристикам: оттенок коричневого цвета, имитирующего древесину, использован здесь с минимальными отличиями из домика в домик. Крыши построек укрыты снегом, который по своему цвету схож с тональной гаммой сугробов. Самая светлая крыша - третья. Самая темная - первая. Светотеневые отношения снега на крышах очень любопытны. Плавные градиентные переходы от серовато-белых до серо-синих оттенков выполнены индивидуально для каждой лачужки. Также, помимо этого, в каждом домике горит свет. Автор передал это путем добавления ярких желто-оранжевых мазков, которые нанесены достаточно свободно. Самым активным «светом» наполнена вторая изба. Теплые «лучи» оранжевых тонов отдают рефлексы и на снег, и на соседние постройки, и на внутренние части фасада. Дерево, расположенное возле первой избы, выполнено в выбеленном коричневом цвете. Этот же цвет используется для оставшихся двух деревьев: возле третьей и пятой избы. Небо за избами светло-голубого цвета. Благодаря этому создается эффект подсвечивания построек: сероватые снежные крыши вступают в контрастные (первый дом) и нюансные (третий дом) отношения по светлоте с фоном, что создает очень интересный и красивый результат.

2.3.3. Колористический разбор третьего плана

Рассматривая дальний план(рис. 11), речь пойдет: о последних трех избушках, не вошедших во второй план, области неба, которая начинается сразу от линии горизонта вверх до самого конца, месяце, облаках, косяках птиц и легком тумане.

Рисунок 11: Третий план произведения «Зимний пейзаж»

Самым ярким и заметным пятном третьего плана является вспышка солнечного света на горизонте, выполнена в темно-оранжевых оттенках. Именно это место в картине притягивает внимание зрителя своей контрастностью и насыщенностью. Под этим участком располагается весомый теневой бугор снега, выполненный в темно серо-синих оттенках.

Ряд избушек, речь о которых не пошла при разборе второго плана, меняют цвет твоих крыш: теперь они просто коричневые, без снега.

Средняя полоса неба выполнена в светлых тонах лимонного оттенка, которые постепенно затемняются (кверху) и холоднеют (к правой стороне).

Закат отбрасывает рефлекс на облака, тональный диапазон которых очень разнообразен: с правой стороны мы видим синеватое свечение тумана, а к левой стороне масса облаков становится все больше и больше. Также заметны лиловые цвета, бледно голубые, серо-синие. Косяки птиц выполнены выбеленным коричневым цветом. Также, на небе мы можем видеть месяц: выделяется он достаточно слабо, но, тем не менее, его композиционные роли очень важны для произведения.

Таким образом, проанализировав весь задний план можно сделать следующие выводы:

  1. Колорит заднего плана теплый.
  2. Самым ярким акцентом третьего плана является область заката, выполненная в теплых оранжевых оттенках.

Выводы, сделанные на основе 2 главы:

Проанализировав все три плана произведения «Зимний пейзаж. Оттепель», а также колористическую составляющую картины, можно сделать ряд заключений об акцентах на живописном полотне. Для первого плана акцентами являются: мост и река; для второго: фигуры людей; для третьего: область оранжевого заката. Таким образом, мы получили представление о трех самых значимых участках картины, на которые хотел обратить наше внимание Алексей Кондратьевич Саврасов.

Заключение

В ходе выполнения аналитической части курсовой работы, мною было проделано большое количество исследований, посвященных композиционным, световым, цветовым, живописным аспектам картины Алексея Саврасова «Зимний Пейзаж. Оттепель», на основе которых можно сделать ряд заключительных, итоговых выводов:

  1. Композиционное и живописное решение картины выполнено верно. Зритель сразу устремляет взгляд на ключевые акценты живописного полотна.
  2. Общий колорит картины прохладный. Основной цвет – серо-голубой.
  3. Все цветовые контрасты (полагаясь на И. Иттена) присутствуют на живописном полотне. Основными являются контрасты теплого и холодного, а также контраст по насыщенности. Отношения составляющих картины по яркости нюансные.
  4. Динамика объектов передана четко и верно: зритель «чувствует» полет птиц, течение реки.
  5. Три плана произведения (передний, средний, дальний) уравновешены между собой.

Весь процесс занял у меня немало времени, за которое я смогла не только описать живописное полотно, но и узнать для себя что-то новое, и интересное. Я освоила принцип анализа (пейзажной) живописи, смогла на примере увидеть, как решаются проблемы композиции в листе, как выгодно располагаются акценты произведения и какую роль для живописного полотна играет цветовое решение.

Параллельно с выполнением письменной части курсового проекта, мною была написана копия картины «Зимний пейзаж. Оттепель». В процессе создания копии я научилась многим вещам, а именно: понимать ход цвета в листе, наносить «невидимый» мазок, смешивать краски на холсте, изображать плавные переходы из цвета в цвет. Помимо этого, я впервые столкнулась с многослойной живописью, что, несомненно, тоже послужило для меня хорошим уроком. Безусловно, копирование не обошлось без ошибок. Самым сложным элементом картины для копирования оказался верхний участок неба, где расположены облака. Техническая ошибка при выполнении данного сюжета повлекла за собой скатывание бумаги вместе с кусочками гуаши, что отразилось на качестве работы.

Так или иначе, копирование картины было интересным и увлекательным занятием, которое позволило узнать мне новые способы и принципы живописи, которыми я смогу воспользоваться в будущем.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Основная литература:

  1. Дрозд, А. Н. Декоративная графика: учебное наглядное пособие – Изд-во: КемГУКИ, 2015. – То же [Электронный ресурс]. – URL:http://biblioclub.ru
  2. Смекалов, И. В. Изучение классических произведений живописи дизайнерами: учебно-методическое пособие. / И. В., Смекалов, С. Г.Шлеюк; Оренбургский гос. ун-т – Оренбург: ОГУ, 2014. – 97 с. – То же [Электронный ресурс]. – URL:http://biblioclub.ru

Дополнительная литература

  1. Кандинский В. В. О духовном в искусстве (живопись) . – 1989. –73– То же [Электронный ресурс]. – URL:http://biblioclub.ru
  2. Омельяненко, Е.В. Основы цветоведения и колористики: учебное пособие / Е.В. Омельяненко; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южный федеральный университет», Педагогический институт. – 2-е изд., перераб. и доп. - Ростов-н/Д: Издательство Южного федерального университета, 2010. – 183 с. – То же [Электронный ресурс]. – URL:http://biblioclub.ru
  3. Шиков, М.Г. Рисунок. Основы композиции и техническая акварель: учеб. пособие / М.Г. Шиков, Л.Ю. Дубовская. 2-е изд., стер. – Минск: Вышэйшая школа, 2014. – 167 с., илл. http://biblioclub.ru/
  4. Шевелина, Н. Ю. Графическая и цветовая композиция. Пропедевтика: практикум. / Н. Ю. Шевелина. – Екатеринбург: Архитектон, 2015 – 33с. http://biblioclub.ru/
  5. Коллекция: мировая художественная культура. Российский образовательный портал [электронный ресурс] – URL: http://artclassic.edu.ru (дата обращения 20.12.2017).
  6. Терри Ли Стоун, Син Адамс, Норин Мориока, «Дизайн цвета практикум», Рип-Холдинг, 2006
  7. Алексей Кондратьевич Саврасов: творчество и биография – То же [Электронный ресурс]. – URL: http://alexey-savrasov.ru/

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1.

Репродукция картины А. Саврасова «Зимний пейзаж»

Приложение 2.

Фотокопия копии репродукции картины А Саврасова «Зимний пейзаж».

Приложение 3.

Список используемых терминов:

Аддитивные смеси — смеси цветов, основанные на их сложении и независимые от их спектрального состава.

Ахроматические цвета — цвета, не имеющие цветового тона и отличающиеся друг от друга только по светлоте (белые, серые и черные цвета).

Выступающие (отступающие) цвета — цвета, субъективно кажущиеся ближе (дальше) своего фактического положения в пространстве.

Вычитание цветов — процесс образования цвета в результате поглощения части световых лучей.

Дополнительные цвета — два цвета, дающие третий — ахроматический, при оптическом смешении в определенных количественных соотношениях. дополнительные цвета антагонисты, находятся напротив, на прямо-противоположной стороне цветового круга.

Интенсивность цвета — качество цвета, зависящее от его светлоты и от его насыщенности.

Колориметрия — наука о способах измерения (определения) цветов, выражающая каждый цвет посредством трех величин: коэффициента отражения (доли падающего света, отражаемой данной цветной поверхностью), длины волны спектрального цвета (одинакового по оттенку) и процента чистоты (то есть доли участия чистого спектрального цвета в общей яркости цвета).

Контраст цветов — изменение цветов под влиянием других, окружающих их цветов (одновременный контраст) или под влиянием цветов, предварительно наблюдавшихся (последовательный контраст).

Контрастные цвета — цвета, наблюдающиеся на ахроматических поверхностях в результате влияния окружающих или соседних хроматических цветов (несколько отличаются от дополнительных).

Насыщенность цвета — степень отличия хроматического цвета от равного ему по светлоте ахроматического; степень цветности.

Независимые (бесфактурные) цвета — цвета, не локализующиеся в пространстве и не выявляющие поверхности, ее фактуры и рельефа.

Неизбирательное поглощение — поглощение, при котором различные спектральные лучи поглощаются в равной мере.

Объемные цвета, пространственные цвета — цвета, воспринимаемые в трех измерениях.

Основные свойства цветов — светлота (англ. Brightness), цветовой тон (англ. Hue) и насыщенность (англ. Saturation).

Оттенок — градация цветового тона в пределах одного цвета.

Полутень — промежуточные градации яркости между тенью и освещенными участками поверхности объемного объекта.

Светлота (англ. Brightness) — качество цвета, в отношении которого его можно приравнять к одному из оттенков ахроматической (бело-серо-чёрной) шкалы; относительная яркость.

Светлотные (яркостные) отношения — относительные отличия цветов по светлоте (по яркости).

Светотень — распределение яркостей по поверхности освещенной объемной формы; совокупность яркостных градаций на объемной форме, обусловленная освещением.

Теплые цвета — цвета, ассоциирующиеся с цветом огня, солнца, накаленных предметов: красные, красно-оранжевые, оранжевые желто-оранжевые, желто-зеленые цвета спектра.

Тон (в терминологии художников) — термин, употребляющийся в двух значениях: 1) для определения яркости цветов или поверхностей, 2) для определения цветности, то есть цветового тона.

Тональность — подчиненность всех цветов композиции условиям единства среды.

Трансформация цветов — нивелирование изменений в цвете, вызванных освещением, при осознании условий этого освещения.

Фактура — видимое строение (структура) поверхности.

Холодные цвета — цвета, ассоциирующиеся с цветом воды, льда и других холодных объектов: голубо-зеленые, голубые, голубо-синие, синие, сине-фиолетовые.

Хроматические цвета — цвета, обладающие цветовым тоном; все цвета, кроме ахроматических (белых, серых и черных).

Цветовой круг (спектр) — расположение всех цветовых тонов по окружностям: замкнутый ряд цветов, отличающихся друг от друга по цветовому тону, причем цветовой тон изменяется в последовательности спектра, замкнутого, через пурпурные цвета.

Цветовой тон (англ. Hue) — качество цвета, в отношении которого цвет можно приравнять к одному из цветов спектральных или пурпурных; выражается словами: красный, оранжевый, желтый, зеленый и т. д.; качество, определяющее место цвета в цветовом круге.

Цветовые отношения (отношения цветов) — относительные отличия цветов, в основном по цветовому тону.

Яркость — количество света, отражаемого в определенном направлении и приходящееся на единицу площади поверхности, видимой с этого же направления.

Яркостные отношения цветов — отношения цветов по светлоте.

Приложение 4.

Справка об антиплагиате